Субкультуры
Также в настоящем паркуре нет акробатики, потому что он не преследует цель выполнения трюка красиво. Несмотря на то, что элементы паркура могут быть похожи на акробатические трюки, в действительности в них нет ни сложности, ни опасности при выполнении даже для человека среднего уровня развития. Все трюки паркура основаны на системе «Натурального метода», которые вполне естественны для… Читать ещё >
Субкультуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет Кафедра философии Контрольная работа по дисциплине
«Культурология»
На тему: «Субкультуры»
Выполнил:
Артемьев Максим Иванович
Студент I курса 5лет 10мес. спец. ГМУ группа 7/401 № зачет. Книжки 4 906/10
Преподаватель: Панфилова Марина Игоревна
Санкт-Петербург
- Глава I. Понятие культуры и субкультуры
- 1.1 Культура
- 1.2 Субкультура
- Глава II. Паркур, как искусство
- 2.1 Паркур. Основные понятия
- 2.2 Философия паркура
- 2.3 Зарождение паркура
- 2.4 Популярность паркура
- 2.5 Сленг трейсера
- Заключение
- Список используемой литературы и источников
С давних времен человечество сталкивалось с таким явлением, когда определенная группа лиц или часть общества, находя общие интересы, создавали некие объединения. Участников таких объединений можно было определить по их поведению, по своеобразному стилю речи и по тому, как они одеваются. Позднее такие объединения переросли в субкультуры. В последнее время создается все больше разновидностей субкультур, это связано с тем, что современному человеку не нужно постоянно работать, чтобы прожить, у него появляется все больше свободного времени, которое он занимает всевозможными увлечениями и хобби.
В данной работе мы разберем само понятие субкультуры и одну из самых молодых движений — паркур.
Актуальность темы
заключается в том, что количество молодежных субкультур с каждым днем становится все больше и больше, и часто они носят не самый дружелюбный характер. А мы познакомимся с таким движением, которое пропагандирует спорт и здоровый образ жизни.
Цель работы заключается в том, чтобы понять, что такое паркур и в чем его суть. А для достижения этой цели нам необходимо решить следующие задачи. Во-первых, разобрать понятия культуры и субкультуры. Во-вторых, узнать, как зародись паркур, и кто был его родоначальником. И наконец, рассмотреть, какую идеологию преследует паркур, и что он привнес в жизнь общества.
Работа состоит из двух глав. В первой главе мы разберем понятия культуры и субкультуры. А вторая глава даст нам представление о том, что такое паркур, и кто им увлекается. Работ основана на статьях интернет журнала «Трайсер.РУ. «Все о паркуре», и учебных пособиях по социологии и обществознанию.
Глава I. Понятие культуры и субкультуры
1.1 Культура
Понятие культуры является сложным и многозначным понятием. Потому что существует около трехсот самых разнообразных определений культуры. Мы рассмотрим из них самые основные и распространенные.
Самым общим определением культуры является: культура — это все созданное человеком, чего нет в природе, это мир, который был освоен и преобразован. А изначально латинское слово cultura означало «возделывание», «обработка» и относилось, прежде всего, к земле. Однако не совсем все, что создал человек, есть культура, поскольку общество породило и такие явления, которые, как не старайся, невозможно отнести к определению культуры. Ведь нельзя же назвать наркоманию «явлением культуры», а озоновую дыру «достижением культуры». Поэтому первое определение: «культура — это обработанная природа», требует серьезных дополнений.
Следующее определение культуры является более узким: культура — сфера общественной жизни, где вырабатываются и потребляются духовные ценности, такие как эстетические, нравственные, религиозные и другие. Под ред. Ю. А. Харина. Человек. Общество. Государство: Учеб. Пособие. М. 2002. С. 5. В этом определении культура соотносится к политике, экономике и общественная жизнь в целом. Но при этом в повседневной жизни мы относим к «культуре» в первую очередь искусство и мораль, а театры, музеи и школы называем «культурными учреждениями», и далеко не всякое общественное явление может быть оценено положительно и отнесено к разряду «культурных». В то же время «культура экономических отношений» предполагает такую организацию отношений, которая способствует удовлетворению потребностей человека, а не служит только росту капитала. «Культура политической дискуссии» помогает различным социальным группам цивилизованно, гармонично реализовывать свои интересы. Отсюда слово «культурный» говорит о духовной ценности этих сфер общественной жизни и главным признаком культурного начала является способность уравновешивать, приводить к гармонии отношения в обществе.
И наконец, последний вид определения трактуют так, что культура — это универсальный способ освоения, преобразования самого человека, то, что делает его гуманнее и лучше. В этом случае культура определяет рамки того, что является лучшем в человеке. В процессе своего развития личность усваивает правила нравственного поведения в обществе и правовые нормы жизни в государстве, формирует свое мировоззрение и отношение к религии и традициям, вырабатывает эстетический вкус и духовные ценности. В итоге человек, благодаря индивидуальному развитию, получает возможность создавать новые культурные ценности.
1.2 Субкультура
Субкультура (лат. Sub — под и cultura — культура; подкультура) — часть общества, которая отличается от преобладающей культуры своей собственной культурой, а также социальные группы, являющиеся носителями этой культуры. Г. В. Осипов. Социология. М. 2008. С. 64. Субкультура находится в основной культуре, но может отличаться от доминирующей культуры своей системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и так далее. Формирование субкультуры происходит на основе национальной, демографической, профессиональной, географической и других баз. Чаще всего та субкультура, которую принял человек, остается с ним на всю жизнь. Те субкультуры, которые образованы по этническим характеристикам, всегда отличаются своим диалектом от общей языковой нормы.
Молодежная субкультура — совокупность ценностей, традиций, обычаев, характерных всей молодежи, у которой досуг и отдых стали основными формами существования и вытеснили труд в качестве важнейшей жизненной потребности. Молодежной субкультуре присуще собственное мировоззрение, своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, способы проведения досуга и другие. Чаще всего субкультуры формируются на основе общих интересов: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Формирование целых субкультур происходит за счет всевозможных фэндомов, в результате конфликтов преобладающей культуры и отдельной группой лиц, например, на основе религиозных разногласий или при преступлении границы закона.
Фэндомы или фанаты — сообщество поклонников, чаще всего, определенного писателя, исполнителя, или стиля исполнения. Фэндому присуще определенные черты субкультуры, такие как своеобразный юмор и сленг, схожие интересы, свои издания и сайты. Такими примерами выступают поклонники панк-рока, готической музыкой и так далее. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.
Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды, язык, символику, также общее мировоззрение для своих членов. Присущей конкретной субкультуре имидж и манера поведения является подобием опознавательного знака, позволяющим определить своих в общей массе всего населения. Именно это является сходством сходство новых субкультур современности и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.
Существует множество различных субкультур, но все их можно подразделить на несколько групп. Во-первых, субкультуры основанные на музыкальных предпочтениях, такие как хиппи, битники, растафари, металлисты и панки, готик-рокеры, поклонники хип-хопа, эмо-киды и киберпанки. Во-вторых, арт-субкультуры, такие как отаку и фурри — поклонники анимэ. В-третьих, интернет-культуры — фидо-сообщества и хакеры. В-четвертых, контркультуры, например гопники и скинхеды. И наконец, спортивные субкультуры — футбольные фанаты и поклонники паркура. субкультура паркур трейсер Именно с поклонниками паркура — трейсерами, мы и ознакомимся по подробнее. Так как эта субкультура является не только одной из самых безвредных, а более того очень полезной для общества в целом и трейсера в отдельности. Паркур пропагандирует здоровый образ жизни и увлечение спортом.
Глава II. Паркур, как искусство
2.1 Паркур. Основные понятия
Слово паркур произошло от французского слова Parkou, произношение которого было изменено основателем для придания ему дикого звучания, оно обозначает — дистанция, полоса препятствий. Социологи рассматривают это молодежное движение, как субкультуру, которая зародилась относительно недавно, официально с 2004 года. Паркур — искусство перемещения и преодоления препятствий, основан группой молодых людей, французами Давидом Беллем и Себастьяном Фуканом. В настоящее время многие отдельные лица и объединения большинства стран активно практикуют, развивают и распространяют паркур, сутью которого является движение и преодоление препятствий самого разнообразного характера. Таковыми могут считаться как любые городские постройки, такие как дома, стены, перила, парапеты и другие, так и специально изготовленные конструкции, которые применяются во время различных мероприятий и тренировок. Большая часть людей, которая занимается паркуром, считают его образом жизни.
Паркур — дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни. Дмитрий Шиханов. «Тресер. РУ. «Все о паркуре». «Истинный паркур против соревнований». М. 2007. Люди, которые занимаются паркуром называют себя трейсерами, они полагаются на свою силу и умение правильно ее применять для того, чтобы быстро оказаться в определённой точке пространства, используя лишь своё тело. Главной идеей паркура является выраженный Давидом Беллем принцип «нет границ, есть лишь препятствия» и любое препятствие можно преодолеть. Не смотря на то, что паркур предполагает полную свободу, он имеет три ограничения: безопасность, эффективность, простота. Все то, что выходит за эти ограничения уже не считаются истинным паркуром.
Паркур не учит использовать какие-либо средства или приспособления, а позволяет использовать только собственное тело и развивать навыки поведения в окружающей обстановке. Деревья, стены, крыши, парапеты и перила — это небольшая часть того, что используют трейсеры каждый день для проверки и совершенствования своих умений. Для трейсера важнейшими качествами являются скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности.
Паркур не относится видам спортивных состязаний. Идеология паркура не признает конкуренции, соперничества и «показушничества». Все выше перечисленное относится к фрирану — соревнования, основанные на элементах паркура.
Человек, желающий заняться паркуром, обязан освоить целый рад дисциплин. Изначально человек должен достичь гармонии тела и духа, познать себя, оценить свои возможности, которые он имеет до начала тренировок, затем начать бороться со своими недостатками и страхами. Самый лучший способ добиться этого — йога. Также хорошим способом воспитания духа являются все виды единоборств, где постоянно приходится бороться со своими страхами, стремиться побеждать в первую очередь самого себя. Для того, чтобы наработать физическую форму, необходимо заниматься лёгкой атлетикой и скалолазанием.
Крайне важным для тренировок является правильное питание трейсера. При занятии паркуром тело испытывает большие нагрузки и при плохом или несбалансированном питании ослабленный организм получает большой стресс, в результате чего тренировки становятся малоэффективными, а в отдельных случаях вредными для здоровья человека.
2.2 Философия паркура
Паркур — это искусство, которое было основано на «натуральном методе», предполагающий свободное перемещение в ограниченных пространственных условиях таких, как в городе. Паркур не предполагает каких-либо сложных, сверхъестественных и не постижимых для человеческого тела элементов, и создан для помощи людям.
Давид Белль — родоначальник паркура, придает своему творению философский характер, который состоит из отличного от общепринятого образа мышления и взгляда на мир. Этот взгляд заключается в том, что окружающее пространство и весь мир в целом воспринимается, как тренировочная площадка, исключается все границы для перемещения; мысленно превращать в голове обычные преграды в препятствия и находить способы их преодоления, не только на тренировке, но и всюду в повседневной жизни.
По словам основателя, паркур не является экстримом. Экстремальными называются такие действия, которые связанны с опасностью для жизни и направленные на получение адреналина. Занятие паркуром не предусматривает получение адреналина и не создает риск для жизни, вероятность получения травмы минимальна. Изначально в паркуре каждое действие направлено на изучение возможностей своего тела, а затем и развитие этих возможностей. Именно такой паркур видел его родоначальник, который больше похож на философию саморазвития, чем на экстремальное развлечение.
Также в настоящем паркуре нет акробатики, потому что он не преследует цель выполнения трюка красиво. Несмотря на то, что элементы паркура могут быть похожи на акробатические трюки, в действительности в них нет ни сложности, ни опасности при выполнении даже для человека среднего уровня развития. Все трюки паркура основаны на системе «Натурального метода», которые вполне естественны для человеческого тела, и созданы для того, чтобы облегчить преодоление препятствий, затратив на это минимальное количество энергии. А в свою очередь, выполнение элементов акробатики требует специальной подготовки и длительных тренировок, а также повышенного напряжения сил, и непосредственно создает угрозу здоровью человека. Но главным является то, что акробатика не облегчает и не упрощает преодоление препятствий, то есть не делает того, что паркуре выводится на первый план. Исполнение акробатических элементов на улице, получило название акрострита (от англ. acrostreet), и на самом деле не является частью паркура как такового.
Не смотря на это, желание выполнять какие-нибудь трюки и элементы красиво остается личным выбором каждого. Но при этом нужно четко понимать, где заканчивается паркур и начинается акробатика, а именно акрострит. Особенно это касается детей, которые имеют слабость подражать киногероям, выполняющим на экране множество нереальных трюков. Дети не в состоянии грамотно определить уровень необходимой подготовки для выполнения того или иного трюка, на сколько они могут быть опасными. Также опасность состоит в том, что детский организм не сформирован до конца и не готов к столь серьезным нагрузкам.
2.3 Зарождение паркура
Незадолго до начала Первой Мировой Войны во Франции был разработан так называемый «Натуральный метод» движения. Автором метода стал Жорж Герберт живший с 1875 по 1957 год и служивший в морском флоте Франции. На основании своих познаний и опыта, которые он приобрел в результате экспедиций в Африку, где наблюдал стили и манеры движений аборигенов-охотников, он создал новую универсальную систему обучения для своих солдат. Смысл ее заключался в развитии таких качеств как сила воли, моральных и психической выносливости, и физической силы. Дисциплина состояла из бега, прыжков, скалолазания, самообороны и общефизической подготовки, которые являлись базовыми составляющими «Натурального метода». Этот метод тренировок зарекомендовал себя, как наиболее действенный и эффективный на протяжении Первой и Второй мировых войн.
Раймонд Белль родился 1939 году во Франции, служил в вооруженных силах, где активно практиковал «Натуральный метод». После службы в армии, он пошёл в пожарную охрану, где продолжал тренироваться. Благодаря своим тренировкам, Раймонд являлся одним из самых сильных, ловких и выносливых бойцов своего пожарного полка, был чемпионом по скоростному карабканью по канату. Его физические способности и навыки не раз помогали ему спасать людей в ситуациях, где техника была бессильна. За свою храбрость в спасении людей Раймонд не раз был удостоен различных наград и медалей.
Сын Раймонда Белля — Давид родился в 1973 году с детства старался подражать своему отцу, занимался гимнастикой, легкой атлетикой, боевыми дисциплинами. Давид был очень физически развит и старался проявить себя во многих видах спорта. В 15 лет Давид, не окончив школу, отправился в Париж, потому что решил посвятить себя спорту. В Париже он подружился с молодыми людьми, которые чуть позднее стали его последователями и членами знаменитой команды «Ямакаси», с которой много лет тренировался в городе Лисс. Постепенно из развлечения тренировки переросли в спортивно-тренировочную дисциплину со своими правилами и элементами.
Рисунок 1. Команда «Ямакаси»
Добившись известности, «Ямакаси» получили предложение принять участие в гастролях всемирно известного мюзикла «Нотр Дам де Париж». Давид Белль и Себастьян Фукан не приняли предложение, а остальные же члены команды согласились и подписали двухгодичные контракты на участие в мюзикле, где исполняли роли ловких воришек.
После этого Давид и Себастьян стали продолжать работу над развитием и распространением паркура. Но в дальнейшем у них стали появляться разногласия. Считается, что в процессе создания команд и их обучения Себастьян стал брать деньги за обучение, что Давид категорически отвергал. Тогда Себастьян Фукан расстался с Давидом Беллем, он создал новое ответвление паркура, которое получило название фриран. Если в паркуре предпочтительным остается преодоление препятствий без больших затрат сил, то суть фрирана — в том, чтобы сделать преодоление препятствий красивым и зрелищным, но при этом уже не стол практичным, то есть преодоление препятствий ради самого процесса, а не для достижения финишной точки трассы, как в паркуре.
Фриран Фукана был гораздо более зрелищным, и поэтому использовался для того, чтобы привлечь внимание, а позднее для получения прибыли. Сам Себастьян Фукан не считал зазорным брать деньги за обучение этому искусству, а в дальнейшем стал активно использовать фриран для съемок в фильмах, музыкальных клипах и рекламных роликах.
В России паркура стал зарождаться и распространяться с появлением команды «Tracers» из Москвы. Основатель команды Олег Краснянский первый посетил город Лисс и познакомился с Давидом Беллем.
В 2004 году на пресс-конференции, по поводу премьеры фильма «13 район» в России, Давид Белль объявляет об основании PAWA — Всемирной Ассоциации Паркура, представителем которого стала Россия. Олег Краснянский, основатель русской команды «The Tracers», объявлен главой этого представительства, и таким образом получает право вести российский паркур от имени Всемирной Ассоциации. Дмитрий Шиханов. «Тресер. РУ. «Все о паркуре». «Истинный паркур против соревнований». М. 2007. Задачей PAWA стало развитие и распространение паркура по всему миру, и сохранение истинной сути данной дисциплины.
Всемирная Ассоциация под представительством России в первозданном виде просуществовала два года — с 2004 года по 2006 год. Но вскоре после основания ассоциации, осенью 2006 года, Давид Белль объявил о своем выходе из PAWA, объяснив это тем, что он не в состоянии контролировать все более растущее количество отдельных ассоциаций и не готов отвечать за их деятельность в каждом отдельном случае. Следом российское представительство также прекращает свою работу.
2.4 Популярность паркура
За время своего существования паркур завоевал широкую известность во всем мире. Многие страны мира принимают элементы паркура или полностью всю дисциплину в качестве основной школьной программы по физической культуре. В Великобритании быстро развиваются спортивные кружки и школы по занятиям паркуром. В России, в частности в Санкт-Петербурге, паркур стал частью общественной акции «Выбирай спорт!», целью которой стало привлечение молодёжи к спортивной культуре. Одним отличием России от других стран является запрет на проведении тренировок и использования вообще таких промышленных зон, как стройка, а именно запрещено работать на строящихся многоэтажных домах и высотных кранах.
В связи с популяризацией дисциплины и для привлечения новых людей, многими профессиональными объединениями (Parkour Generations, APK и др.) паркур в некоторых ситуациях преподносится как один из видов экономного фитнеса. Это говорит о том, что людей заинтересованных паркуром становится все больше и больше.
Свою известность и популярность паркур заработал благодаря фильмам «Ямакаси: Новые самураи» о команде трейсеров, в котором сам Давид Белль не принял участия, потому что не хотел, чтобы паркур считали, как лучший способ воровства, и фильмов «Тринадцатый район» и «13-й район: Ультиматум», автором сценариев которых стал Люк Бессон, в которых Давид стал одним из главных героев фильма.
После того, как паркур получил свою нынешнюю известность, его элементы и сцены погонь с его применением стали очень популярными в современной киноиндустрии. Например, в одном из фильмов о агенте 007 «Казино Рояль», в самом начале фильма показана сцена погони Бонда за террористом Моллакой, роль которого исполнил Себастьян Фукан. Погоня проходит в основном благодаря применению элементов паркура.
В 2007 году русский режиссер Руслан Бальцер снимает фильм «Дерзкие дни», повествующий о приключениях команды трейсеров «Urban Monkeys». В 2010 году был снят фильм «Навыки».
Помимо киноиндустрии паркур затронул индустрию компьютерных развлечений. В 2007 году студия Core Design Ltd. выпускает игру про паркур под названием «Free Running», игра сделана в стиле игр про скейтборд. В 2008 году студия Electronic Arts Digital Illusions Creative Entertaiment выпускает паркур-игру «Mirror's Edge». Игра получила высокие оценки и отзывы множества трейсеров самого высокого уровня. Это единственная игра, которая способна передать движения и ощущения трейсера, именно за это она получила наивысшую оценку среди людей, занимающихся паркуром.
В настоящее время почти не выпускаются игры, где как-нибудь не использованы и не задействованы элементы паркура.
2.5 Сленг трейсера
Нам известно, что паркур зародился во Франции, но за небольшой промежуток времени он получил широкую известность во всем мире, в том числе и в России, но для разговора чаще всего используют английские названия терминов.
· Accuracy Jump, Precision Jump — прыжок, в котором важны точность приземления, координация, равновесие. Например, прыжок на перила с целью устоять на них.
· Balance — стойка на ногах с целью сохранения баланса.
· Barrel — преодоление препятствия за счет опоры на него одной рукой и поворота спиной к нему.
· Blind Jump — прыжок «в слепую», когда не видно точки приземления.
· Cat Balance — стойка на руках и ногах с целью сохранения баланса.
· Cat Leap (англ. «прыжок по-кошачьи») — прыжок на стену с принятием хвата руками сверху и упором стопами в стену при согнутых коленях. Также само положение на стене с принятием хвата руками сверху и упором стоп в стену.
· Cat Passing — преодоление препятствия за счет опоры на него руками и не касаясь ногами.
· Double King-Kong — то же, что и King-Kong, только перед подносом ног происходит один толчок руками для преодоления ещё большего расстояния, уже после которого руки ставятся на поверхность и выполняется Kong.
· Drop (англ. «падать») — прыжок с высоты, выполняется в движении или с места (например, из позиции cat leap). Амортизировать падение можно ногами и руками. Также при приземлении может выполнятьcя кувырок (roll).
· King-Kong — Monkey Kong, выполненный в прыжке через препятствие на значительное расстояние (1−3 м).
· Monkey Kong — преодоление препятствия с опорой на руки и пронесением ног между руками.
· Reverse — преодоление препятствия за счет опоры на него руками и поворота спиной к нему.
· Roll — кувырок через плечо, выполняемый при приземлении после прыжков с больших высот. Аналогичен используемому в боевых искусствах. Выполняется в случаях, когда необходимо ослабить нагрузку на ноги и спину.
· Spring Jump — прыжок с разбега для преодоления препятствия без применения рук.
· Tic-Tac, One-Two — отталкивание от одного препятствия для преодоления другого.
· Wall Pass — преодоление стены.
· Wallrun — бег по стене, когда вверх по стене делается 1, 2, 3, или 4 шага, с помощью или без помощи рук с целью набора высоты для достижения труднодоступного места, либо с последующим выполнением виса (cat leap), прыжка или другого элемента. Дмитрий Шиханов. «Тресер. РУ. «Все о паркуре». «Истинный паркур против соревнований». М. 2007.
Это малая часть терминов, которые используются трейсерами. Существуют более распространенные списки терминов с более подробной классификацией элементов.
Постоянное развитие дисциплины не всегда позволяет вовремя отслеживать появление новых элементов и их названий, что приводит к возникновению разногласий при общении представителей разных регионов и стран. Однако постепенно устанавливается общепринятый набор терминов, на основании которого появляется возможность для методологических разработок, в частности, последовательности изучения элементов.
Заключение
В данной работе мы подробнее ознакомились с современной спортивной молодежной субкультурой, которая получила название паркур. Это молодежное движение быстро завоевала умы и сердца многих подростков и представителей молодежи.
Изучив предложенную литературу, мы выяснили, что паркур — это спортивная дисциплина, которая основана на прохождении разнообразнейших препятствий городского типа, с затратой на это наименьшего количества энергии и сил. Узнали, какой идеологии придерживается настоящий паркур, и чем он отличается от фрирана. Познакомились с основателем дисциплины и тем, какой философский смысл вкладывает он в паркур. Рассмотрели влияние паркура на современное общество.
Паркур стал именно той субкультурой, которая сыграла огромную положительную роль в развитии молодежи всего земного шара. Так как он дал возможность с пользой проводить свободное время для тех, кто любит активно проводить свой досуг. Благодаря этому во многих районах уровень разбоев существенно сократился, где ранее желание выплеснуть энергию сопровождались нарушениями законов. К тоже физическое здоровье многих наций существенно возросло, так как желающих примкнуть к трейсерам с каждым днем становится все больше и больше.
Список используемой литературы и источников
1. Г. В. Осипов. Социология. М. 2008.
2. Дмитрий Шиханов. Журнал «Тресер. РУ. «Все о паркуре». М. 2007.
3. Ю. А. Харина. Человек. Общество. Государство: Учеб. Пособие. М. 2002.