Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Искусство импровизации в джазе последней трети XX столетия: к проблеме звукоидеала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Импровизации как проблеме посвящены исследования различной направленности — труды, характеризующие ее как творческий метод (К. Дальхаус (271), Э. Феранд (275), Ю. Глущенко (54), А. Колосов (99), Н. Руссу (171), Б. Сайфуллаев (174), А. Толщин (207- 208), Е. Шпаковская (248) и др.), как способ организации музыкального материала в традиционной музыке (Ю. Бойко (28- 33), Т. Джани-заде (63- 64), В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема импровизации в современном искусствознании
    • 1. 1. Импровизация в современной художественной практике
    • 1. 2. Психо-социальные аспекты импровизационного творчества
    • 1. 3. Импровизационное творчество в русле современной эстетики
    • 1. 4. К определению понятия музыкальной импровизации
  • Глава II. Традиции импровизационного исполнительства в музыкальных культурах
    • II. 1. Импровизация в европейской музыкальной культуре
    • II. 2. Импровизационное творчество в музыке неевропейских культур
    • II. 3. Импровизация в джазе и массовых жанрах
  • Глава III. Звукоидеал джаза
    • III. 1. Проблема звукоидеала в современной музыкальной практике
    • III. 2 Особенности звукоидеала джаза
      • III. 2. 1 Становление звукоидеала джаза
    • III. 2.2. Особенности музыкального языка джаза
      • III. 3. Инструментарий джаза и его трактовка
    • III. 3.1. Классификация инструментов джаза
    • III. 3.2. Особенности трактовки инструментов в джазе
      • III. 4. Взаимодействие вокального и инструментального исполнительства в джазе
  • Глава IV. Взаимодействие культур в импровизационном творчестве
    • IV. 1. Общие тенденции взаимодействий европейских и восточных музыкальных культур
    • IV. 2. Примеры взаимодействий европейских и восточных музыкальных традиций в джазовой практике последней трети XX столетия

Искусство импровизации в джазе последней трети XX столетия: к проблеме звукоидеала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена феномену музыкальной импровизации. Основной материал исследования составляет джаз, своеобразие которого заключается в фактическом отсутствии привычного для академического искусства предмета анализа — зафиксированного композитором музыкального текста. Каноны джаза не предусматривают доскональной нотной фиксации, результатом творческого процесса является сам импровизационный исполнительский акт. Основным объектом анализа в джазе становится звучащий материал, требующий особых механизмов оценки и категориального аппарата, отличного от академического. В связи с этим, в исследовании применяется понятие звукоидеала — совокупности представлений о качестве звучания, его тембральных, технико-исполнительских, артикуляционно-интонационных, ладогармонических и музыкально-стилистических характеристиках. Большое внимание в диссертации уделено не только звукоидеалу джаза, но и анализу самого термина «звукоидеал», позволяющего объяснить целый круг явлений и тенденций, характерных для современной художественной практики.

В последние десятилетия импровизация вновь завоевывает место в разных сферах творческой деятельности — театре, танце, изобразительном искусстве. Особую роль импровизация получила в музыке. Уникальная по своему значению, импровизация сохраняла свою актуальность в различных культурах, имеющих многовековые профессиональные традиции бесписьменного музицирования. Прежде всего, это культуры Европы (от индивидуальных импровизаций на мелодию григорианского хорала до современных форм неоавангарда), Востока (макамат), Индии (рага), Латинской Америки (танцевальная музыка), США (джаз). Важное значение импровизация заняла в массовых музыкальных жанрах XX века, преодолевших географические границы и имеющих корни в каждой культуре.

Импровизации как проблеме посвящены исследования различной направленности — труды, характеризующие ее как творческий метод (К. Дальхаус (271), Э. Феранд (275), Ю. Глущенко (54), А. Колосов (99), Н. Руссу (171), Б. Сайфуллаев (174), А. Толщин (207- 208), Е. Шпаковская (248) и др.), как способ организации музыкального материала в традиционной музыке (Ю. Бойко (28- 33), Т. Джани-заде (63- 64), В. Мациевская (128), И. Мациев-ский (129- 134- 135), X. Тума (212), Ф. Челебиев (234- 235) и др.). Историко-культурное значение импровизации раскрывается в трудах В. Конен (101 -104) и М. Сапонова (177, 179) — психологические аспекты импровизационного творчества подробно анализируются в работах С. Мальцева (119- 120). В ряде изданий импровизация рассматривается в русле проблем музыкального воспитания (Ж. Далькроз (60), 3. Кодай (96), К. Орф (110), JI. Баренбойм (16) и др.) и инструментального обучения (статьи об органных импровизациях П. Дискенсона (120: 493) и X. Хазельбека (280), школа фортепианной игры К. Черни (140- 238) и др.). Вопросы импровизации непременно присутствует в трудах, посвященных джазу (И. Берендт (262), М. Гридли (278), Дж. Колли-ер (270), Дж. Кукер (268- 269), Дж. Мехиган (285- 286), Дж. Рассел (290), У. Сарджент (181), П. Тоунсенд (295), Т. Хенессей (281), Е. Барбан (13−15), А. Баташев (17−19), А. Галицкий (49), Г. Зайцев (72), Ю. Кинус (92), О. Коваленко (95), А. Колосов (99), Д. Лифшиц (111), Е. Овчинников (152), Е. Строкова (194), В. Сыров (198), В. Фейертаг (216−220), И. Юрченко (253) и др). Работы, посвященные непосредственно импровизации в джазе, в большинстве случаев являются учебными и практическими пособиями (Дж. Кукер (268- 269), Р. Рикер (289), И. Бриль (36), А. Молотков (121), А. Рогачев (166), Ю. Чугунов (240) и др.) и содержат в основном метроритмический и гармонический анализ импровизаций известных исполнителей, упражнения для обучения локальным техническим приемам (примеры на использование звукорядов при построении мелодической линии, ритмические упражнения и т. д.).

Понимание музыкального культурного пространства — как при проведении его историко-ретроспективного анализа, так и при исследовании современных тенденций — невозможно без учета фактора межкультурных взаимодействий. Тот или иной тип взаимоотношений между культурами — экспансия, взаимопроникновение, сопряжение или же, напротив, борьба и взаимоотторжение — проявляются в многообразных формах, находя отражение на разных этапах развития музыки. Смешение и взаимодействие всевозможных интонаций, фраз, тембров, ритмов, имеющих различное этнокультурное происхождение, во многом отражает и звукоидеал современного джаза. Его анализ в диссертации осуществлен в русле сложившейся научной практики, в которой понятие «звукоидеал» рассматривается на материале традиционной музыки разных народов (Ф. Бозе (263), О. Элыпек (249), Д. Абдулнасырова (1), И. Мациевский (135), А. Скоробогатченко (187), С. Субаналиева (195),). В них авторы выявляют зависимость звукоидеала от инструментария, сложившихся творческих методов, национальных и этнических традиций, стилистических и жанровых особенностей, личных исполнительских качеств конкретного музыканта и т. д.

В целом еще предстоит соответствующая искусствоведческая оценка импровизации как одной из важных форм исполнительского искусства, на сегодняшний день мало исследована практика импровизационного творчества в различных жанрах и стилях музыки. Несмотря на обилие трудов о джазе, недостаточно научных работ по стилевому анализу джаза, практически не рассматривается джазовая импровизация последней трети прошлого столетия, имеющая ярко выраженные особенности, вызванные глобальными процессами межкультурных взаимодействий.

Объектом исследования является импровизация в джазе.

Предметом исследования — звукоидеал джаза последней трети XX столетия, адаптировавший формы и методы построения музыкального материала, принятые в различных жанрах современного музыкального искусства.

Цель исследования — на примере джаза выявить наиболее распространенные в современной музыкальной практике формы импровизации и принципы ее функционирования.

Задачи исследования:

— анализ основных тенденций развития импровизационного творчества в музыкальной культуре;

— на примере джаза обосновать звукоидеал в качестве одного из важных инструментов музыкального анализа, применяемого при исследовании бесписьменных видов творчества;

— рассмотреть звукоидеал джаза последней трети XX столетия с учетом фактов внутренних взаимодействий элементов восточных и западных музыкальных культур, специфики инструментария, музыкального языка, ритма, гармонии и фактуры, особенностей артикуляции и интонирования, взаимовлияний вокального и инструментального исполнительства.

Новизна исследования заключена в следующем:

— впервые понятие звукоидеала распространено на все составляющие музыкальной культуры, в связи с чем рассматриваются: 1) историко-географический звукоидеал, 2) звукоидеал национальной (этнической) музыкальной культуры, 3) звукоидеал стиля (направления, жанра), 4) звукоидеал исполнительской школы (инструментальной, вокальной), 5) звукоидеал тембра (инструмента, голоса), 6) синтагма звукоидеала (характерные мотивные и фразовые построения);

— произведена функциональная классификация инструментов джаза;

— выявлены принципы взаимодействия вокального и инструментального исполнительства в джазе, основные тенденции «инструментализации» вокала и «вокализации» инструментального исполнения;

— на примере джазовой и эстрадной музыки последней трети XX столетия показаны процессы взаимопроникновения музыкальных культур, имеющих общие принципы импровизационного исполнительства.

Теоретической и методологической основой исследования явились принципы комплексного подхода к изучению феномена, предполагающие использование историко-культурного анализа, позволяющего рассматривать импровизацию как особый вид творческой деятельности в системе художественной культуры, а также методов: структурно-функционального, раскрывающего особенности внутреннего функционирования импровизациикомпаративно-типологического, выявляющего сравнительные характеристики и механизмы взаимодействия импровизации с другими элементами культурной системысистемно-этнофонического и комплексно-апробационного, предполагающих совокупное исследование музыкального текста, музыкального инструментария и его звучания во всем многообразии составляющих его связей.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались работы философов и культурологов (Э. Фромм (222), Й. Хейзинга (225), К. Юнг (251), С. Артановский (8), С. Иконникова (78), М. Каган (83- 84), А. Лосев (112), С. Махлина (127) и др.), психологов (Л. Выготский (44−46), П. Якобсон (255−257)), искусствоведов (Е. Алкон (5), Б. Асафьев (10- 11), И. Еолян (68), И. Земцовский (74−76), В. Конен (100−104), С. Мальцев (118−120), И. Маци-евский (129−139), Дж. Михайлов (142- 143), Г. Орлов (156), М. Сапонов (175−179), В. Фейертаг (216−220), Т. Чередниченко (235) и др.), а также статьи и книги известных деятелей культуры и искусства (А. Гиршон (53), И. Смоктуновский (189), К. Станиславский (193), Г. Товстоногов (204−206) и др.).

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для продолжения научных изысканий, направленных на изучение художественного творчества, межкультурных контактов, войти в курсы лекций по теории и истории музыки (в том числе истории эстрадной музыки и джаза), аранжировки, основ композиции и импровизации.

Результаты диссертации предполагают новое обоснование феномена звукоидеала, способного применяться в качестве элемента категориального аппарата при решении вопросов, связанных с изучением бесписьменных (импровизационных) видов музыкальной творческой деятельности, при анализе устоявшихся звучаний, характеризующих определенный стиль или направление.

Положения, выносимые на защиту:

1. На современном этапе музыкальная импровизация — особый вид твор7 чества, проявляемый как в традиционных, так и академических и массовых жанрах. Импровизационное творчество органично вписывается в современную художественно-творческую картину, предполагающую уникальность творческого акта и изначальную установку на реализацию коммуникации как внутри — между исполнителями, так и вне — между исполнителем и зрителем. Импровизация отражает принцип творческой свободы, лежащий в основе современной художественной эстетики.

2. Звукоидеал является одной из важных категорий музыковедения и трактуется как многоуровневая система представлений о звучании, выраженная в тембральных, технико-исполнительских, артикуляционно-интонацион-ных, ладо-гармонических и музыкально-стилистических характеристиках. Звукоидеал как инструмент анализа может применяться при изучении видов творчества, предполагающих импровизационные формы функционирования.

3. Основной путь развития джаза последней трети XX столетия лежал через межкультурное взаимодействие, наибольший результат которого достигается при контакте с культурами, имеющими схожие исполнительские принципы, один из которых — импровизационное построение музыкального материала.

Апробация работы состоялась в докладах на межвузовских и международных научных конференциях — «Научно-методические проблемы подготовки специалистов в ВУЗах культуры» (СПбГУКИ, 1996 и 2000 гг.), «Инст-рументоведческое наследие Е. В. Гиппиуса и современная наука» (Санкт-Петербург, РИИИ РАН, 2004 г.), «5-ая Международная инструментоведче-ская конференция «Благодатовские чтения» «(Санкт-Петербург, РИИИ РАН, 2004 г.), «Звукомир художественного текста» (Петрозаводск, ПГК им. А. К. Глазунова, 2004 г.). Основные положения исследования опубликованы в семи статьях и тезисах. Материалы диссертации использованы автором при чтении курсов «История эстрадной музыки», «Аранжировка», «Основы композиции и импровизации» на кафедре музыкального искусства эстрады и факультете эстрадной музыки и коммуникации СПбГУКИ. Текст диссертации обсуждался на заседании вышеназванной кафедры, инструментальном секторе РИИИ РАН и кафедре искусствоведения СПбГУП.

Перечисленные аспекты и методологические принципы, выработанные диссертантом для изучения феномена музыкальной импровизации в джазе, определили структуру работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, где даны основные выводы, Библиографии, включающей 286 наименований, а также Приложений — аудиалъного (2 компакт-диска) и нотного, представляющего собой сделанные автором транскрипции импровизаций известных джазовых музыкантов (20 стр.).

Заключение

.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. На современном этапе музыкальная импровизация — особый вид творчества, присутствующий во всех музыкальных культурах мира. При комплексном рассмотрении ее роли, выявлении общностей развития и установлении темпоральных и жанровых связей можно увидеть, что импровизационное творчество органично вписывается в современную художественно-творческую картину, приветствующую уникальность творческого акта и изначальную установку на реализацию коммуникации как внутри — между исполнителями, так и вне — между исполнителем и зрителем.

2. Импровизация отражает принцип творческой свободы, лежащий в основе современной эстетики постмодернизма. Благодаря факту наличия импровизационного творчества практически во всех культурах, ее восприятие не вызывает протеста у современного слушателя. Ему интересно и — главное — ценностно выражение личностного Я исполнителя. К концу XX века преодолено и то скептическое отношение к импровизации как к непрофессиональному, «низкому» творчеству, характерное для европейской аудитории начала века, что доказала и заново «открытая» восточная музыкальная традиция и факты распространения джаза по всему миру.

3. Звукоидеал может трактоваться как одна из базовых категорий музыковедения и определяться как система представлений о звучании, выраженная в тембральных, технико-исполнительских, артикуляционно-интонацион-ных, ладо-гармонических и музыкально-стилистических характеристиках, суммирующая музыкальный опыт различных уровней. По масштабу и особенностям функционирования можно выделить типы звукоидеала:

— историко-географический звукоидеал;

— звукоидеал национальной (этнической) музыкальной культуры;

— звукоидеал стиля (направления, жанра);

— звукоидеал исполнительской школы (инструментальной, вокальной);

— звукоидеал инструмента (голоса);

— синтагма звукоидеала.

4. Звукоидеал джаза (рассматриваемый на уровне звукоидеала направления) не является константным. Он динамичен и зависит от баланса двух тенденций: сохранение стиля (что особенно ярко проявляется в «консервативности» традиционных жанровых догм) и нарушение стилистических канонов, стремление к индивидуализации исполнения (звучания), идущего от «узаконенной» в джазе вторичности роли автора по отношению к исполнителю.

5. По степени распространения и характеру использования инструментарий джаза может быть разделен на две группы — базовую и дополнительную. Первую группу составляют наиболее часто употребляемые инструменты, входящие в секции джазового оркестра — биг-бенда, вторую составляют инструменты, не вошедшие в его состав, использующиеся, в основном, в качестве сольных. Это связано, во-первых, с тенденциями современного джаза к поиску новых тембров и включению в состав ансамблей различных восточных (арабских и индийских), африканских, латиноамериканских и даже ре-нессансных европейских инструментов. Во-вторых, в джазовом исполнительстве особое значение имеет владение артикуляционно-интонационным багажом, составляющим его лексику. Поэтому выбор инструмента (в составах, отличных от биг-бенда) зачастую предоставлен на усмотрение самого исполнителя. При изучении инструментария джаза особенно важно учитывать не только технико-акустические параметры, но и характеристики музыкального стиля, способные влиять на трактовку инструмента.

6. Основной путь развития джаза последней трети XX столетия лежал через межкультурное взаимодействие, что показывают многочисленные примеры, представленные в последних параграфах диссертации. Наибольшее взаимодействие достигается при контакте с культурами, имеющими схожие механизмы функционирования и исполнительские принципы, главный из которых — импровизационная форма построения и развития музыкального материала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. А. Татарская народная скрипичная традиция: модус культуры и музыкальный феномен: дис. канд. искусствоведения Рукопись. СПб., 1999.-181 с.
  2. Г. А. Художественно-творческая деятельность как компонент социокультурной динамики: автореф. дис. канд. искусствоведения М., 1992.-46 с.
  3. А. Г. Творчество крепостных как социокультурный феномен в художественной культуре России XVIII первой половины XIX веков: автореф. дис. канд. культурологии. — М., 2002. — 18 с.
  4. Г. А. Художественное творчество в контексте взаимодействия культур (на материале хореографического искусства Азербайджана): автореф. дис. докт. культурологии. М., 2002.-44 с.
  5. Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада: Континуальное и дискретное: автореф. дис. докт. искусствоведения. Владивосток: ДВИИ, 2002. -45 с.
  6. О. А. Риск и импровизация как моменты творчества (философский анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. Р-н-Д.: РГУ, 1989. — 23 с.
  7. Э. Статьи о музыке и воспоминания. М., 1986. — 225 с.
  8. С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. М.: Просвещение. 1967. — 33 с.
  9. С. Н. Проблема единства и множественности культур в современной этнографии. М.: Наука, 1964. — 11 с.
  10. . Б. В. Музыкальная форма как процесс. JI.: Музыка, 1971.- 376 с.
  11. Н. В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к движению смыслов: автореф. дис. канд. искусствоведения. Саранск, 2000.-22 с.
  12. Е. Джазовая импровизация (к проблеме построения теории) // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М.: Советский композитор, 1987. — С. 162−183.
  13. Е. Эстетические границы джаза // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М.: Советский композитор, 1987. -С. 96−113.
  14. . Е. Как беззаконная комета // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М.: Советский композитор, 1987. — С. 220−227
  15. Л. А. Путь к музицированию. 2-е изд., доп. — Л.: Сов композитор, 1979.-352 с.
  16. А. Н. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М.: Советский композитор, 1987. — С. 80−95
  17. А. Н. Феномен импровизации // Советская музыка. 1987. — № 2. -С. 46−49
  18. А. Н. Советский джаз. М., 1972. — 173 с.
  19. С. А. Формирование новосибирской джазовой школы: автореф. дис. канд. искусствоведения. Новосибирск: НГК, 2005. — 24 с.
  20. М. Я. Еврейская народная инструментальная музыка. М.: Советский композитор, 1987. — 290 с.
  21. JI. Музыка всем. — М.: Советский композитор, 1978. — 261 с.
  22. С. Импровизационность в музыке // Советская музыка. 1977. -№ 3.-С.113−118
  23. Э. Об интерпретации клавирных произведений И. С. Баха. М.: Музыка, 1989. — 388 с.
  24. Ю. Е. Народная инструментальная музыка и джаз // Теоретические проблемы народно-инструментальной музыки / Гл. ред. И. Мациевский. М., 1974. -С. 185−187
  25. Ю.Е. Современное состояние народных музыкальных инструментов и инструментально-вокальной музыки русского Северо-Запада: дис. канд. искусствоведения. Л., 1982. — 174 с.
  26. Ю. Е. О методике фиксации инструментальной музыки // Методы изучения фольклора: сб. ст. / отв. ред. В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1983. — С. 73−79
  27. Ю. Е. О вокальном инструментализме // Инструментоведческое наследие Е. В. Гиппиуса: Материалы Международного инструментоведческого симпозиума, посвященного 100-летию Е. В. Гиппиуса / Ред. Д. Абдулнасырова. СПб.: РИИИ, 2003 .-С. 104−108
  28. Ю. Е. К проблеме взаимодействия фольклора и фольклоризма. // Михайловская Пушкиниана: сб. ст. по мат. семенара-практикума «Ресурсы цивилиза-ционного туризма». Вып. 34. — Пушкинские Горы — Москва, 2004. — С. 260−278
  29. Д. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. М.: Музыка, 1974. — 392 с.
  30. И. Артикуляция: О произношении мелодии. 2-е изд. — Л., 1973. -196 с.
  31. И. Основы джазовой импровизации на фортепиано: учеб.-метод. пособие для муз. училищ. М., 1976. — 75 с.
  32. И. А. Музыкальный жанр как форма социальной памяти в культуре // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997. — С. 202−205
  33. А. 3. Генологические проблемы художественной культуры (к методологии изучения жанра) // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы / Отв. ред. В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1987. — С. 122−136
  34. Е. В. Культуры народов мира. М.: РГУДН, 2001. — 408 с.
  35. В. И. Алтайские инородцы: Сб. этногр. статей и исслед. алтайского миссионера, протоирея В. И. Вербицкого / ред. А. А. Ивановский. Горно-Алтайск, 1993. — 268 с.
  36. Г. Б. Рок-культура феномен 20 века: автореф. дисс. канд. филос. наук. — Р-н-Д.: РГУ, 2001. — 20 с.
  37. Р. А. Постмодернизм: новые ценности // От современности к постмодернизму: сб. ст. / ред. В. П. Воробьев. Пенза, 2000. — С. 9−14.
  38. Л. С. К вопросу о психологии творчества актера. // Психология сценических чувств актера / сост. П. М. Якобсон. М.: Худож. Лит., 1936. — С. 197 212
  39. Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 314 с.
  40. Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Искусство, 1991.-90 с.
  41. Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1986. — 224 с.
  42. С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: ФАН, 1981. -92 с.
  43. А. Р. Музыкальный язык джазового творчества Дэйва Брубека: автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб., СПбГК, 1999. — 23 с.
  44. И. А. Философское понимание танца // Вопросы Философии.1998.-№ 4.-С. 50−64
  45. Е. Что сказал апостол Павел? // Музыкальная академия. 1995. — № З.-С. 168−170
  46. Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики / Ред. Гусев В. Е. Л.: ЛГИТМиК, 1980. — С. 23−36
  47. А. Танцевальная импровизация. Теория, история и практика. М., 1999.- 118 с.
  48. Ю. П. Импровизация как категория музыкального исполнительства: автореф. дис. канд. искусствоведения. Киев: КГК им. П. И. Чайковского, 1990. -17 с.
  49. К. Н. Мировая художественная культура. Универсальный словарь-справочник от «А» до «Я». М.: Фирма МХК, 2000. — 208 с.
  50. С. И. Функциональный многоуровневый анализ народного творчества // Методы изучения фольклора: сб. ст. Л.: ЛГИТМиК, 1983. — С. 45−53
  51. Н. В. Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XX века. СПб.: ДБ, 2003. — 563 с.
  52. Н. С. Введение в современную гармонию. М., 1984. — 256 с.
  53. . (Жак-Далькроз Э.). Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства. 6 лекций. Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. микрофильм. — М.: Театр и искусство, 1922. — 120 с.
  54. О. И. Культура общения и ее воспитание. Л., 1989. -101 стр.
  55. К. А. Ритмика армянской музыки: автореф. дис. докт. искусствоведения М., 2001. — 34 с.
  56. Джани-заде Т. М. Мугам импровизация на лад // Современные методы исследования в музыкознании. — М., 1977. — С. 56−82
  57. Джани-заде Т. М. Проблемы мугамной импровизации // Профессиональная музыка устной традиции народов ближнего Востока. Ташкент, 1981. -С.184−194
  58. Н. А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. — 145 с.
  59. Е. И. Искусство и игра. Культурологический аспект проблемы. / Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. / гл. ред. В. Е. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1987. — С. 136−146
  60. М. Ю. Культурологические аспекты музыкальной культуры тамбовщины: автореф. дис. канд. культурол. Тамбов, 2001. — 20 с.
  61. И. Р. Традиционная музыка Арабского Востока. М.: Музыка. 1990. -238 с.
  62. М. Ю. Роман с танцем. СПб.: Созвездие, 1998. — 80 с.
  63. П.М. Импровизация // Театральная энциклопедия / Гл. ред. П. А Марков. М.: СЭ, 1963. — т.2. — С. 869−870.
  64. Е. В. Вариантность и импровизационность в фольклорном исполнительстве: (на материале традиционной песенной лирики Киевск. полесья): автореферат дис.. канд. искусствоведения. Киев: КГК им. П. И. Чайковского, 1989. -22 с.
  65. Г. Б. История джаза. Екатеринбург: УГУ, 2001. — 121с.
  66. О. Риторика и западноевропейская музыка XVII—XVIII вв.. М., 1983.-78 с.
  67. И. И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии (опыт этномузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики / гл. ред. В. Гусев. Л.: ЛГИТМиК, 1980. — С.37−50
  68. И. И. Введение в вероятностный мир фольклора. (К проблеме этномузыковедческой методологии) // Методы изучения фольклора / гл. ред. В. Лапин. -Л.: ЛГИТМиК, 1983. С. 15−30
  69. И. И. Человек музицирующий Человек интонирующий — Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. Проблемы музыкознания / гл. ред. Л. Березовчук. — СПб.: РИИИ, 1996. — Вып. 8. — С. 97−104
  70. Е. Метафоры музыкального постмодерна // Искусство XX века. Уходящая эпоха?: В 2 т. М., 2001. — Т. 2. — С. 259−270.
  71. С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987. — 203 с.
  72. А. Н. Природа художественного таланта. М., 1965. — 242 с.
  73. Импровизация // Большая Советская энциклопедия / ред. А. М. Прохоров. -М.: СЭ.-Т. 10.-С. 165
  74. Инструментоведческое наследие Е. В. Гиппиуса и современная наука. Материалы международного инструментоведческого симпозиума / Отв. ред. Д. Абдулна-сырова. СПб.: РИИИ, 2003. — 172 с.
  75. Т. С. Информационные аспекты музыкальной культуры // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997. -С.191−194
  76. М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  77. М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  78. М. С., Хилтухина Е. Г. Методические принципы изучения взаимоотношения художественных культур Запада и Востока // Искусство в системе культуры: сб. ст. Л.: Наука, 1987. — С. 176−180
  79. М. С. Хилтухина Е. Г. Проблема Запад Восток в культурологии. Взаимодействие художественных культур. — М.: Наука, 1994. — 158 с.
  80. Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа, 1990. — 302 с.
  81. М.И. Неевропейские влияния в современной музыке и джазе // Популярная музыка и традиции неевропейских культур. Вып. 3. — М.: Информ-культура, 1989.-С. 21−40
  82. А. История оркестровки. М., 1989. — 304 с.
  83. Г. Влияние Востока на музыку Запада // Музыка народов Азии и Африки. -Вып. 1. -М&bdquo- 1969.
  84. К. Избранные труды. Т 2. — М.: Советский композитор, 1973. — 423 с.
  85. Ю. Г. Импровизация и композиция в джазе: автореф. дис. канд. искусствоведения. Р-н-Д.: РГК, 2006. — 29 с.
  86. Киянов Б.: Воскресенский С. Руководство по инструментовке для эстрадных оркестров и ансамблей. М., 1966. — 220 с.
  87. В. Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности: автореф. дис. канд. искусствоведения Р-н-Д.: РГК, 1995. — 24 с.
  88. О. Н. Теоретические проблемы стиля в джазовой музыке: автореф. дис. канд. искусствоведения. -М.: Гос. ин-т искусств., 1997. 22с.
  89. Кодай 3. Избранные статьи. М., 1982. — 288 с.
  90. А. Джаз, рок и медные трубы. М., 2005. — 766с.
  91. Дж. Становление джаза. М.: Радуга, 1984. — 392 с
  92. А. С. Театральные формы джазовой импровизации: автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб.: ЛГИТМиК, 1990. — 25 с.
  93. В. Д. Значение внеевропейских культур для музыки XX века // Музыкальный современник: сб. ст. / ред. Данилевич Л. В. М.: СК, 1973. — С. 32−80
  94. В. Д. Пути американской музыки. М., 1977. — 446с.
  95. В. Д. Блюзы и XX век. М., 1980. — 81 с.
  96. В. Д. Рождение джаза. М., 1990. — 320 с.
  97. В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке 20 века. М.: М., 1994.- 159 с.
  98. М. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982. -255 с.
  99. Культуры в диалоге. Грани духовности: сб. научн. ст. в 2 т. / ред. А. С. Гагарин. Екатеринбург, 1994. — т. 2. — 155 с.
  100. Кущ В. С. Ритмоэнергетика информационных потоков «музыкального космоса» (проблема восприятия) // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997. — С. 200 — 201
  101. Ландо века В. О музыке. М: Классика XXI века, 2005. — 368 с.
  102. Л. И. Популярная музыка: К проблеме определения понятия // Ин-формкультура. Популярная музыка и традиции неевропейских культур. Пути развития и взаимодействия. М&bdquo- 1989. — Вып. 3. — С. 4 -21
  103. О. Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. — 334 с.
  104. Д. Р. Феномен импровизации в джазе: автореф. дис. канд. искусствоведения Н. Новгород, 2003. — 26 с.
  105. А. Ф. Музыка как предмет логики. М.: Тип. Иванова в Сергееве, 1927.-263 с.
  106. Ю. М. Структура художественного текста. М., Искусство, 1970. -384 с.
  107. Ю. М. Игра / Лотман Ю. М. Статья в БСЭ. М.: СЭ, 1972. -Т. 10.-С.31.
  108. Ма Кэ. Китайская народная песня // О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов. М., 1958. — С. 32−42
  109. Н. Ю. Постмодернизм и культура // Постмодернизм: новые ценности: сб. ст / отв. ред. Воробьев В. П. Пенза, 2000. — С. 5−9
  110. А. Л. Музыкальные культуры среднего Поволжья. Становление профессионализма, автореф. дис. докт. искусствоведения М., 2001. — 46 с.
  111. С. М. Шевченко Г. А. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. / Вып. 1. Обучение в классе общего фортепиано хоровой студии ДМШ. Л.: ЛОЛГК. 1986.-60 с.
  112. С. М. О психологии музыкальной импровизации. М., 1991. — 85 с.
  113. С. М. Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности. Теория, психология, методика, методика обучения: дис. докт. искусствоведения Рукопись. СПб.: ЛОЛГК, 1995. — в 2 т. — 787 с.
  114. В. Молотков В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. 2-е изд.: доп. и перераб. — Киев: Музычна Украина, 1984. -124 с.
  115. И. А. Феномен художественной коммуникации в контексте культурологического знания: опыт построения концептуальной модели // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. ст / Отв. ред. Рашрагович Б. И. -СПб.: СПбГУКИ, 2005. С 68−76
  116. А. Г. Мотивация и личность. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
  117. Матвеев В.: Матвеева С. Эволюция музыкального авангарда и его отношения к публике // Современное буржуазное искусство. М., 1975. — С 246−247
  118. М. В. Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века: автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: МГК, 2003. — 24 с.
  119. С. Т. Взаимовлияние видов искусств // Музыка XX века в контексте культуры. СПб., 1995. — С. 5−24
  120. С. Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря: в 2 т. СПб., 2000. — 348 с.
  121. В. И. Исполнительское искусство гуцульских скрипачей, автореф. дис. канд. искусствоведения СПб.: РИИИ, 2003. — 23 с.
  122. И. В. Гуцульские скрипичные композиции: автореф. дис.. канд. искусствоведения Л., 1970. — 18 с.
  123. И. В. О подвижности устойчивости структуры в связи с импро-визационностью. // Славянский музыкальный фольклор. СПб.: ЛГИТМиК, 1972. -С. 299−339
  124. И. В. Народная инструментальная музыка как предмет науки и инспирации композиторского творчества // Теоретические проблемы народно-инструментальной музыки. М., 1974. — С. 12−20
  125. И. В. Формирование системно-этнофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора. JL: ЛГИТМиК, 1983. — С. 54−63
  126. И. В. Отражение специфики иструментария в музыкальной форме народно-инструментальных композиций. // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л.: ЛГИТМиК, 1986. — с 11−29.
  127. И. В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. В 2 ч. Ч. 1. — М., 1987. — С. 6−38
  128. И. В. Народная инструментальная музыка как феномен традиционной культуры: автореф. дис. док. искусствоведения. Киев, 1990. — 47 с.
  129. И. В. Традиционная инструментальная музыка народов Европы и Азии: Перспективы исследовательского сериала и консолидации инструментов // Вопросы инструментоведения. СПб.: РИИИ, 1993. — С. 29−35
  130. И. В. О взаимосвязи инструментария и инструментальной музыки в процессе исторического развития культуры. // Вопросы инструментоведения. СПб., 1995. — Вып. 2. — С. 60−66
  131. И. В. Традиционная инструментальная музыка и хореография: к проблеме системного противопоставления // Вопросы инструментоведения. СПб., 1997. — Вып. 3. — С. 75−79
  132. И. В. О дифферинцированности морфологических доминант в традиционной музыке // Искусство устной традиции. Историческая морфология. -СПб.: РИИИ, 2002.-С. 12−38
  133. Н. И. Фортепианное исполнительское искусство как культуро-творческий феномен, автореф. дис. докт. искусствоведения. Новосибирск, 2002. -48 с.
  134. Н. И. Духовные сообщества как проблема теории культуры // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы. Л.: ЛГИТМиК, 1987.-С. 99−111
  135. Дж. К. Современные проблемы развития музыкальной культуры стран Азии и Африки. М., 1981. — 30 с.
  136. Дж. К. Музыкальная культура Индии и ее место в современном мире: опыт системной типологизации // Традиции и современность в индийской музыке. М.: МГК. 1989. — С.23−37.
  137. М. К. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. — 262 с.
  138. Г. И. Музыка средневекового города. Л., 1927. — 72 с.
  139. В. В. О некоторых аспектах изучения психологии творчества на западе // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. — С. 190−200.
  140. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1990. — 672 с.
  141. Музыкальный словарь Гроува. / Пер. с англ.: ред. и доп. Л. О. Акопяна- М.: Практика, 2001. 1095 с.
  142. А. И. Народные инструментальные культуры казахов. Генезис и программность в свете эволюции форм музицирования: автореф. дис. канд. искусствоведения.-Л., 1976−20 с.
  143. В. Т. Музыка 20 века. СПб.: СПбГУКИ, 2001. — 135 с.
  144. С. Некоторые аспекты анализа и реконструкции традиционного звукоидеала в учебном курсе музыкального ВУЗа // Вопросы инструментоведения:
  145. Материалы 5-ой Международной инструментоведческой конференции «Благодатов-ские чтения» / гл. ред. И. В. Мациевский. СПб.: РИИИ, 2004. — Вып. 5. — С. 211 219
  146. Е. История джаза: в 2 ч. М. 1994. — 4.1. — 240 с.
  147. В. Ю. Словарь специальных терминов // Коллиер Д. JI. Становление джаза. М.: Радуга, 1984. — С. 357−377
  148. К. Аранжировка. Р-н-Д., 2003. — 110 с.
  149. Г. Некоторые характерные особенности национального стиля в музыке. // Музыкальный современник: сб. ст / Отв. ред. Данилевич JI. В. М., 1973 .-С. 144−170
  150. Г. Древо музыки. СПб-Вашингтон, 1992. — 409 с.
  151. Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М. 1984. — 302 с.
  152. Е. А. Популярная музыка: К проблеме определения понятия // Ин-формкультура. Популярная музыка и традиции неевропейских культур. Пути развития и взаимодействия. М. 1989. — Вып. 3. — С. 2−4.
  153. . JI. От джаза к рок-музыке. // Конен В. Д. Пути развития американской музыки. М., 1977. — С. 365−391
  154. О. И. Развитие тембрового слуха в формировании музыканта: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУКИ, 2003. — 17 с.
  155. О. Джазовая одиссея. Автобиография. Скифия, Санкт-Петербург, 2007.-318 с.
  156. П. Драматические игры: в 2 ч. СПб., 1996. — 331 с.
  157. Я. А. Гаджиев Е. М. Закономерности общения в творческом коллективе // Психология творчества. Сб. ст / отв. ред. Пономарев Я. А. М., 1990. -С. 92−103
  158. . К. Узбекская традиционная инструментальная музыка: автореф. дис. докт. искусствоведения Ташкент. 2003. — 46 стр
  159. С. В. Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры: автореф. дис. канд. искусствоведения -СПб., 2005. 24 с.
  160. А. Г. Системный курс гармонии джаза. Теория и практика. М., 2003. -127 с.
  161. Н. Вопросы исторической периодизации индийской культуры // Музыкальные традиции стран Азии и Африки. М., 1986. — С. 21−31
  162. А. Исполнитель и традиция: Психолого-артикуляционные аспекты морфологии // Искусство устной традиции. Историческая морфология. СПб.: РИИИ, 2002.-С. 155−162
  163. А. Музыкально-артикуляционные внетекстовые формы передачи фольклорной традиции // Механизм передачи фольклорной традиции. СПб.: РИИИ, 2004. — С. 26−38
  164. А. М. Социокультурный потенциал спонтанного танца: автореф. дис. канд. философии. Н. Новгород, 2002. — 26 с.
  165. Н. В. Субъект-объектные основания импровизации как вида творческой деятельности в хореографии: автореф дис. канд. фил. наук. Кемерово, 2006.-21 с.
  166. Е. JI. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы, исследования. СПб.: СПбГУКИ, 2006. — 280 с.
  167. В. Н. Влияние особенностей инструмента на композицию азербайджанского мугама // Методы изучения фольклора. Д., 1983. — С.64−72
  168. . Импровизационно-творческая игра как метод организации массовой культурно-просветительской работы: автореф. дис. канд. пед. наук. Д.: СПбГАК, 1987. — 16 с.
  169. М. А. Музыкальная культура Кубы. К проблеме народных традиций в профессиональном композиторском творчестве, автореферат дис. канд. искусствоведения. М., 1977. — 21 стр.
  170. М. А. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома Машо // Проблемы музыкального ритма / Гл. ред. В. Н. Холопова М., 1978. — С. 749
  171. М. А. Искусство импровизации. Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. М.: Музыка, 1982.-77 с.
  172. М. А. Устная культура как материал медиевистики // Проблемы музыкознания: Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время / Гл. ред. В. Карцовник. Ленинград, 1989. — вып.З. — С. 58−72
  173. М. А. Менестрели: очерки музыкальной культуры западного средневековья. -М.: Преет, 1996. -358 с.
  174. П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. -СПб.: Союз, 1998.-559 с.
  175. У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. М., 1987. — 338 с.
  176. Ю. Аранжировка для биг-бенда. М.: 2001. — 128 с.
  177. В. А. Становление и эволюция строя западноевропейских смычковых инструментов // Исполнительское искусство: виолончель, контрабас. (Труды ГМПИ. Вып. 99). М., 1988.- С. 26−40.
  178. В. В. Искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. Методологические проблемы / гл. ред. В. Е. Гусев. -Д.: ЛГИТМиК, 1987 .-С. 4−17
  179. Е. Каким быть лексикону джаза? // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. М.: Советский композитор 1987. — С. 143−161
  180. Й. Воспоминания и заметки скрипача. / ред. и вст. ст. Л. Гинзбург. -М., 1969.-306 с.
  181. А. В. Профессиональная народно-инструментальная ансамблевая культура Западного Поозерья (К проблеме звукоидеала в традиции Белорусов): дис. канд. искусствоведения. СПб., 1994. — 152 с.
  182. Н. В. Импровизационность как фактор композиторского мышления (на примере клавирных произведений барокко): автореф. дисс. канд. искусствоведения, спец. 17.00.02. Магнитогорск: МГК, 1999. — 19 с.
  183. И. М. Главное в синтезе искусств с точки зрения актера // Взаимодействие и синтез искусств: сб. ст / Ред-сост. Д. Благой. Л. 1978. — С. 234 -237.
  184. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. Сб. ст. / отв. ред. А. и О. Медведевы. М.: СК., 1987. — 592 с.
  185. А. С. Музыкальная композиция 20 века: диалектика творчества. -М.: Музыка, 1992.-227 с.
  186. Э. В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб.: СПбГУКИ, 2002.- 160 с.
  187. К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Вагриус, 2006. — 448 с.
  188. Строкова Е В. Джаз в контексте массового искусства К проблеме классификации и типологии искусства, автореф. дис. канд. искусствоведения М., 2002. -19 с.
  189. С. Киргизские музыкальные инструменты в эволюции традиционных форм музицирования: автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб.: РИ-ИИ, 1983.-24 с.
  190. В. Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика. СПб., 2000. — 192 с.
  191. JI. Электронные музыкальные синтезаторы: история возникновения и музыкальные возможности // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. М., МГК, 1991. — С. 26−46
  192. В. Рок-музыка: на пути к обогащению инструментальных и тембровых ресурсов // Вопросы инструментоведения. СПб., 1997. — Вып. 3. — С. 43−48
  193. Театральная энциклопедия. М.: Сов. энцикл., 1961−1967. — 5 т.
  194. С. А. Межкультурное взаимодействие как фактор исторической динамики культуры // Современные проблемы межкультурных коммуникаций / отв. ред. Рашрагович Б. И. СПб.: 2005. — С. 48−52
  195. Т. И. Проблемы взаимодействия современного драматического театра и эстрады, автореф. дис. канд. искусствоведения СПб, 2002. — 22 с.
  196. А. А. Музыка для ударных в музыкальной культуре США первой половины XX века (Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, JI. Хэррисон) // Инструментализм в становлении и эволюции. СПб.: РИИИ, 2004. — С. 55−70.
  197. Е. С. Теоретические основы музыкальной артикуляции: автореф. дис. канд. искусствоведения. Р-н-Д., 2002. — 23 с.
  198. Г. А. Театр как перекресток искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Д.: Наука, 1978. — С. 68−80
  199. Г. А. Зеркало сцены. О профессии режиссера: в 2 т. Л.: Искусство, 1980. — 303 с.
  200. Г. А. Заметки о театральной импровизации // Театр. 1985, № 4 .-С. 131−141
  201. А. В. Импровизация в процессе воспитания актера: автореф. дис. канд. искусствоведения. СПб.: СПбГАТИ, 2001. — 23 с.
  202. А. В. Импровизация в обучении актера. СПб, 2005. — 115 с.
  203. Тран Ван Кхе. Вклад Азии в мировую музыкальную культуру // Музыкальные культуры народов. Традиции и современность / Отв. ред. Г. М. Шнеерсон М., 1973 .-С. 147−150
  204. А. К. Рок музыка в СССР: Опыт популярной энциклопедии. -М., 1990.-383 с.
  205. . Гитарный стиль Джо Пасса. М., 2002. — 64 с.
  206. X. X. Макам. Импровизационная форма // Музыка народов Азии и Африки.-М., 1980.-Вып.3 .-С. 415421
  207. Е. Д. Как развлекались в Российских столицах. М., 2004. — 285 с.
  208. С. Эстетика звука в традиционном исполнительстве домбристов западного Казахстана // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР / Отв. ред. С. Болохонцева. Л.: ЛГИТМиК, 1986. — 172 с
  209. С. Функциональный контекст музыкального мышления казахских домбристов. автореф. дис. канд. искусствоведения-JI.: РИИИ, 1987.-25 с.
  210. В. Б. Джаз на эстраде // Русская Советская эстрада. 1930 1945. Очерки истории. — М., 1977. — С. 270−304
  211. В. Б. Джаз на эстраде. //Эстрада. Что? Где? Зачем?. М. 1985. -С. 201−220
  212. В. Б. Джордж Гершвин и музыка XX века: Материалы Междунар. науч. конф., 12−13 фев. 1998 г./ Ред. Фейертаг В. Б. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 1998.-55 с.
  213. В. Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга. СПб.: Культ-Информ-Пресс, 1999. — 348 с.
  214. В. Б. Джаз: XX век. Энциклопедический справочник. Спб.: Скифия, 2001.-561 с.
  215. . А. Эстетика модернизма Постмодернизм: новые ценности // От современности к постмодернизму / Отв. ред. Воробьев В. П. Пенза, 2000. — С. 1421
  216. Э. Избранные труды. М.: МГПУ 2000. 222 с.
  217. М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. -104 с.
  218. А. Д. Стилевая модель в музыкальном восприятии: Историческая перспектива и теоретическая реконструкция: автореф. дисс. канд. искусствоведения. Новосибирск, НГК, 2006. — 26 с.
  219. Хейзинга Й. Homo Ludens. Сборник статей по истории культуры. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 352 с.
  220. Холопов Ю Н. Гармония: Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. — 510 с.
  221. В. Н. К вопросу о специфике русского музыкального ритма (русские музыкальные дактили и пятидольники) // Проблемы музыкального ритма / отв. ред. Холопова В. Н. М.: Музыка. 1978. — С. 164−229
  222. В. Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980. — 72 с.
  223. В. Н. Музыкальный тематизм. М., 1983. — 88 с.
  224. В. Н. К теории стиля в музыке: нерешенное, решаемое, неразрешимое // Музыкальная академия. 1995. — № 3. — С. 165−168
  225. Э., Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: в 2 ч. Ч. 2. — М., 1987.-С. 229−261.
  226. А. М. И рок, и симфония. М.: Композитор, 1993. -301 с.
  227. Ф. И. О морфологии мугама // Народная музыка: история и типология.-Л. 1989.-С. 135−155
  228. Ф. И. О правилах изменения музыкальной формы мугама и даст-гяха в процессе исполнения. // Механизм передачи фольклорной традиции. СПб.: РИИИ, 2004.-С. 91−96
  229. Т. В. Тенденции современной западной эстетики. М.: Музыка, 1989. — 223 с.
  230. Т. В. Импровизация // Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская Энциклопедия, 1990. — с. 208−209
  231. Н. Л. Индийская классическая музыка: проблема преемственности в контексте искусства раги: автореф. дисс. док. искусствоведения. М.: ГИИ, 1995.-251 с.
  232. К. В. Народные традиции и фольклор. JL: Музыка, 1986. — 304 с.
  233. Ю. Гармония в джазе. Практический курс для муз. училищ. М., 1976.-176 с.
  234. Чучин-Русов А. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. — № 4. — С. 24−36
  235. Р. Унаследованное мною // Музыка народов Азии и Африки. М., 1984.-вып. 4.-С. 302−327
  236. Н. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. М., 1983. -160 с.
  237. Е. Бытовая музыка и социальная психология: лики общества // Музыкальная академия. 1995. — № 3. — С. 152−156
  238. Г. М. О музыке живой и мертвой. М.: Музыка, 1964. — 435 с.
  239. Г. М. Американская песня. М.: Сов. Комп., 1977. -182 с.
  240. Д. В. К методике обучения импровизации. СПб.: СПбГАК, 1996. -38 с.
  241. Е. Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя: автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб.: СПбГУКИ, 2002. 22 с.
  242. О. Музыкальный инструмент и инструментальная музыка (о задачах и методах инструментоведения) // Теоретические проблемы народно-инструментальной музыки / Ред.-сост. И. В. Мациевский М., 1974. — С.21−29
  243. К. Об импровизации // Аполлон. М., 1912. — № 10. — С. 48−54
  244. Юнг К. Избранное. Минск: Попурри, 1998.-445 с.
  245. В. Н. Методологические проблемы культурологического изучения музыки Востока // Информационное общество: Культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997.-С. 197−199
  246. И. В. Джазовый свинг: явление и проблема: автореф. дис. канд. искусствоведения М.: МГК, 2001. — 22 с.
  247. Л. Джаз в городах и республиках. Узбекистан // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. / сост. и ред. А. и О. Медведевы. М., 1987. — С. 485−495
  248. П. М. Психология сценических чувств актера. Этюд по психологии творчества. М.: Гослитиздат, 1936. — 212 с.
  249. П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.
  250. П. М. Психология чувств и мотивации: избр. ст. / ред. Е. М. Борисова.-М., 1998.-304 с.
  251. И. М. Импровизация // Музыкальная энциклопедия. М., 1974. — Т. 2 — Стб. 508−510.
  252. Apel W. Harvard Dictionary of Music. Cambridge, 1969. — 935 pp.
  253. Allen W. D. Philosophies of Music History. New York: Dover publ., 1962. -232 pp.
  254. An international dictionary of theatre language / ed. Joel Trapido. London: Greenwood Press, 1985. — 1032 pp.
  255. Berendt J. E. Od Raga do Rocka wszystko о jazzie. Krakow: Polskie Wy-dawnictwo musyczne, 1979. — 540 pp.
  256. Bose Fr. Musikalische Volkerkunde. Freiburg, 1953. — 197 pp.
  257. Bergerot Fr., Merlin A. L’epopee du jazz au-dela du bop. Gallimard, 1991. -160 pp.
  258. Berliner P. F. Thinking in Jazz. The infinite art of improvisation. Chicago: Univ. of Chicago press, 1994. — 904 pp.
  259. Borneman E. Black Light and White Shadow. Jazzforschung / Jazz Research. -1970,-№ 2.-P. 24−93
  260. Bushell G. Jazz from the beginning. Michigan: The university of Michigan press, 1988.- 198 pp.
  261. Coker J. Improvising Jazz. New Jersey: Prentice-Hall, 1964. — 115 pp.
  262. Coker J. Listening of Jazz. New Jersey: Prentice-Hall, 1978. — 130 pp.
  263. Collier J. L. The making of Jazz. A comprehensive history. New York. 1979. -390 pp.
  264. Dahlhaus C. Was heist Improvisation? // Improvisation und neue Musik: Acht Kongreflref. / Hrsg. von R. Brinkmann. Mainz, 1979. — P. 9−41.
  265. Evans L. The Rhythms of Keyboard Jazz. New York: Marks Music Corporation, 1976.-41 pp.
  266. Farell C. Reflecting the use of elements from Indian music in popular music and jazz // Popular music. 1988. — № 2. — P. 189−205.
  267. Feather L. The New Encyclopedia of Jazz. London: Barker, 1961. — 738 pp.
  268. Ferand. E. Improvisation in der music. Zurich, 1938. — 520 pp.
  269. Fonder M. Defining and Realizing Your Band’s Ideal Tone //Music Educators Journal. MENC, 1998. — Vol. 85, № 3. — P. 22−25
  270. Gerald Ch. Jazz riffs. Flute, Saxophone, trumpet and other treble instruments. -New York: Amsco Music Publishing Company, 1977. 48 pp.
  271. Gridley Mark C. Jazz. History and analysis. New-Jersey, 1985. — 446 pp.
  272. Grigson L. Ch. Parker. Study album. London, 1989. — 52 pp.
  273. Haselbock H. Uberlegungen sur organimprovisation // Uber improvisation / Hreg. V. W. Stumme. Mains, 1973. — S. 22−30
  274. Hennessey T. J. From Jazz to Swing. African-American Jazz Musicians And Their Music 1890−1935. Wayne: Wayne State University Press, 1994. — 218 pp.
  275. Horvatfi I.: Wasserberger I. Zaklady dzezovej interpretacie. Bratislava: Editio Opus, 1972.- 121 pp.
  276. Hall E. T. Improvisation as an Acquired. Multileveled process // Ethnomusicol-ogy. 1992.-№ 36. — P. 223−235
  277. Kebede A. Roots of Black Music: The vocal, instrumental, and dance heritage of Africa and Black America. N.J.: Prentice-Hall, 1982. — 162 pp.
  278. Mehegan J. Jazz improvisation. Tonal and Rhythmic Principles. New York: Watson Cuptill Publications, 1959.-201 pp.
  279. Mehegan J. Jazz improvisation. Swing and early progressive piano styles. New York: Watson Cuptill Publications, 1964. — 175 pp.
  280. Nettl B. In the course of performance: Studies in the World of musical improvisation. Chicago, 1998. — 413 pp.
  281. Novak S. Reflection about dance improvisation. // Contact Quarterly. Winter / Spring 97. — Vol.22. — P. 21−24
  282. Ricker R. Pentatonic Scales for Jazz Improvisations. Alfred Publishing, 1975. -84 pp.
  283. Russel G. Lydyan Chromatic Concept of Tonal organization for improvisation. -Concept Pub. Co- Primary edition, 1964. 74 pp.
  284. Reck D. Beatles oriental: influences from Asia in a popular song tradition // Asian music.- 1985.-№ 1.-P. 83−149
  285. Sabatella M. A jazz improvisation primer. Outside shore music, 2000. — 64 pp.
  286. Shankar R. My music, my life. New York: Simon & Schuster, 1968. — 88 pp.
  287. The biographical Encyclopedia of jazz / L. Feather and J. Gilter- with the assistance of S. Jornal. Tokyo: Oxford Univ. press, 1999. — 718 pp.
  288. Townsend P. Jazz in American culture. Mississippi: Univ. press of Mississippi, 2000. — 194 pp.
  289. Wike P. Poppular Music Perspectives // Papers from Second International Conference on Popular Music Studies. Reggio Emilia. 1983, September 19−24. Goteborg -Txeter — Ottava — Reggio Emilia, 1985. — 517 pp.
  290. Пример 1/1. Дж. Мерсер. Ж. Косма. «Осенние листья» исп. Ч. Кореа (1989г.)
  291. Пр. ½. Дж. Мерсер, Ж. Косма. «Осенние листья» исп. К. Джарретт (концерт в Нью-Йорке, 1994 г.)
  292. Пр. 1/3. Фрагмент композиции «Let me off uptown» исп. P. Элдридж (1941 г.) Пр. ¼. Дж. Мерсер, Ж. Косма. «Осенние листья» — исп. дует Б. МакФеррин -Ч. Кореа (1990 г.)
  293. Пр. 1/5. G. Gershwin «Oh, Lady be good» исп. Элла Фицжеральд Пр. 1/6. Фрагмент композиции «Маскарад» — исп. Дж. Бенсон (1965 г.) Пр. 1/7. Т. Gurtu. «Веаисоир». (1997 г.) Пр. 1/8. Р. А. Кхалил. «Бейрут». (1992 г.)
  294. Пр. 1/9. Дж. МакЛафлин. «Joy» Фрагмент № 1 с совместного концерта с индийским скрипачом Шакти (1975 г.) Пр. 1/10. G. Tamisier. «Hier Matin» исп. анс. Мукта (1996 г.) Пр. 1/11. Дж. Скофилд. «Acid Head» (2002 г.)
  295. Пр. 1/12. A. Mustapha Zadeh. Фрагмент композиции «Dance of fire» (1995 г.) Пр. 1/13. К. Cobain. «All Apologies», исп. дуэт X. Хенкокк Дж. Скофилд (1995 г.)
  296. Диск 2. Aziza Mustapha Zadeh. «Dance of Fire» (1995)1. Пр. 2/1. Boomerang1. Пр. 2/2. Dance of Fire1. Пр. 2/3. Sheherezadeh1. Пр. 2/4. Aspiration
  297. Пр. 2/5. Bana Bana Gel (Bad Girl)1. Пр. 2/6. Shadow1. Пр. 2/7. Carnival1. Пр. 2/8. Passion1. Пр. 2/9. Spanish Picture1. Пр. 2/10. To Be Continued1. Пр. 2/11. Father1. Нотное приложениевсе транскрипции фонограмм сделаны автором диссертации)
  298. J. Mercer J. Kosma. Autumn leaves (исх. мелодия и гармония)174
  299. J. Mercer J. Kosma. Autumn leaves. Ait. by Ch. Corea175
  300. Aziza Mustapha Zadeh. Aspiration178
  301. Aziza Mustapha Zadeh. Father (intro)188
  302. Aziza Mustapha Zadeh. Bana Bana Gel (intro)1901. AUTUMN LEAVES1. J. Mercer J. Cosma
  303. Л It f • J, II r—rf——-=7 • .1−1--J- 1® — 1 —.
  304. Cm9 J —d—p—j • --J-J-¦- ---:—1I1. E^MajT к1. Amin7i, 51.
Заполнить форму текущей работой