Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные тенденции развития монументальной живописи Белоруссии (1917-1980 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменение тектоники общественных сооружений повлекло значительные перемены в области витража. В зависимости от архитектуры витраж стал выполнять функцию декоративной нюансировки колористического строя, или цветового акцента в ансамбле. Изменились не только приемы композиционного решения, но и цвета. Обогащение арсенала техник витража (литой цветной фактурный, писанный надглазурными красками… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Ленинский план монументальной пропаганды и процесс формирования монументальной живописи в Белоруссии (1917 — 1941 гг.)
  • Глава II. Становление монументального искусства в
  • Белоруссии (1941 — 1970 гг.)
  • Глава III. Основные тенденции развития монументальной живописи на современном этапе (1971 — 1980 гг.)

Основные тенденции развития монументальной живописи Белоруссии (1917-1980 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В осуществлении комплекса социально-политических и эстетических задач в условиях развитого социализма значительная роль принадлежит искусству, и, безусловно, не в последнюю очередьмонументальной живописи, произведения которой по мысли В. И. Ленина несут в народ не только знания, но и воспитывают трудящихся в духе высокой гражданственности и патриотизма*.

В развернутой на ХХУ1 съезде КПСС программе гармонического развития личности советского человека особо подчеркнута необходимость комплексного подхода к воцросу воспитания — идейно-политического, трудового, нравственного. Монументальное искусство, и в частности живопись, участвующая в формировании цредметно-црост-ранственной среды, в наибольшей мере призвана способствовать выполнению этой задачи.

В нашей стране накоплен значительный практический опыт в области монументальной живописи. Однако истории монументальной живописи в аспекте искусствоведческого анализа этого вида искусства посвящены лишь единичные работы. Объясняется это тем, что советское искусствознание в области монументальной живописи — наука молодая, основы которой начали закладываться в начале 1950;х годов. В этом плане значительным вкладом характеризуется деятельность искусствоведа В. Толстого, который первым в стране систематизировал и начал заниматься изучением процессов развития советской монументальной живописи. Диссертационное исследование авто.

1 Луначарский А. В. Ленин о монументальной пропаганде. — В кн.: Ленин о культуре и искусстве. — М.-Л.: ИЭОГИЗ, 1938, с. 124. pa «Советская монументальная живопись» (М., 1951) не только восполнило пробел в советском искусствоведении, но и явилась основой для дальнейшего углубленного изучения автором основных тенденций развития монументального искусства, теоретических разработок в вопросах взаимосвязей пластических искусств и т. п. Крупным исследовательским трудом по данной проблеме явилась следующая работа В. Толстого «Монументальное искусство СССР» (М.: Сов. художник, 1978). Опираясь на большой фактический материал, автор рассматривает развитие монументального искусства СССР как единый процесс во всем многообразии составляющих его национальных школ. Поставлен и достаточно полно освещен ряд проблем, среди которых важное место отводится основным тенденциям советской монументальной живописи на протяжении шестидесятилетнего периода ее развития. Автору удалось создать цельную и последовательную картину развития этого вида искусства.

С начала 60-х годов в стране особое внимание со стороны искусствоведов и художников уделяется монументальной живописи, проблемам ее развития, взаимосвязи со станковой живописью и т. п. На страницах искусствоведческих журналов и научных статьях начали подниматься актуальные вопросы содержания, формы, принципов взаимосвязи монументального искусства и архитектуры. В этом плане содержательны статьи мастера монументальной живописи В. Фаворского, искусствоведов В. Толстого, И. Воейковой, Н. Дмитриевой, А. Гончарова, А. Иконникова, А. Стригалева, В. Кеменова и др.

На протяжении 1970;х годов значительно активизируются исследования современных процессов монументальной живописи. Определенный вклад в разработку проблем монументальной живописи внесли искусствоведы Н. Воронов, О. Швидковский, И. Азизян и др.

Нельзя не отметить интересную работу искусствоведа В. Савицкой «Современный советский гобелен» (М., Сов. художник, 1979). Нам представляется правильной мысль В. Савицкой об эволюции современного гобелена от чисто прикладного искусства к монументальному, который работает на формирование гармоничной среда, что обусловило с нашей стороны включение в диссертацию наиболее значительных произведений белорусских художников-монументалистов, работающих в области монументального гобелена.

В этот период активно исследуются основные тенденции развития монументальной живописи в теоретическом аспекте. Нельзя не отметить работу В. Ванслова «О станковом искусстве и его судьбах» (М., 1972), В. Лебедевой «Советское монументальное искусство шестидесятых годов» (М., 1973), С. Валериус «Монументальная живопись. Современные проблемы» (М., 1979). Актуальны диссертационные исследования Г. Степанова «Проблемы взаимодействия архитектуры и монументального искусства» (Л., 1973), А. Мачюлиса «Взаимодействие тектонических форм архитектуры и монументальной живописи» (Л., 1979). Заслуживает внимания книга Е. Муриной «Проблемы синтеза пространственных искусств» (М., 1982), в которой автор исследуя обширный историко-художественный материал, прослеживает пути становления теории синтеза искусств, выделяет ее основные положения, характерные для тех или иных этапов развития истории искусства.

До последнего времени в научной литературе несмотря на широту исследований в истории и теории советской монументальной живописи существует различное толкование терминов монументального искусства: «монументальная живопись» и «монументально-декоративная живопись», «монументальность» и «декоративность» живописи, ее место в системе пространственных искусств и т. п. Убедительно и с научной точки зрения аргументировано. проблемы соотношения и дифференциации этих понятий разработаны искусствоведом В. Толстым^, основных выводов и положений, которых придерживается автор при анализе развития монументальной живописи Белоруссии.

Следует отметить как положительный фактор диссертационные исследования искусствоведов из братних республик в вопросах анализа деятельности региональных школ монументального искусства, что значительно дополнило общую картину состояния советской монументальной живописи на современном этапе. В этом плане показательны работы искусствоведов Л. Поповой «УкраШский радяньский монументалышй живопис» (К., 1973), К. Болесловас «Литовская монументально-декоративная живопись» (В., 1975), С. Бурдис «Литовский витраж» (В., 1968), Н. Велигоцкой «Традиции народного искусства в современном монументально-декоративном искусстве Украины (I960−1975 гг., К., 1976), Г. Сулеймановой «Монументально-декоративное искусство Советской Татарии и его народные традиции» (Казань, 1980), В. Смирнова «Пространственно-пластические взаимосвязи произведений монументальной живописи и архитектуры» (Украинская ССР, 1960;1972 гг., К., 1972), Л. Раманауекайте «Современный литовский витраж» (Л., 1980), Г. Бабаджановой «Монументальная живопись Узбекистана 70-х годов» (Ташкент, I98X), в которых авторы более тщательно рассматривают внутренние процессы развития этого вида искусства в казвдой из республик. т.

Толстой В. Об основных понятиях монументального искусства. — Советское искусствознание. 80, вып. 2. М., Сов. художник, 1981, с.202−221. *.

Современное советское монументальное искусство невозможно представить сколько-нибудь полно без учета деятельности художник ов-мону мента листов Белоруссии. Развиваясь в едином русле со всем многонациональным советским монументальным искусством, опираясь на национальные традиции и широко привлекая достижения монументальной живописи из других братских республик, белорусская монументальная живопись за сравнительно небольшой исторический отрезок времени заявила о себе как о новой области изобразительного искусства, которой практически не существовало в дореволюционный период. Сейчас в республике плодотворно трудится большой коллектив профессиональных художников-монументалистов, которые вместе с архитекторами способны решать актуальные творческие проблемы пластических искусств.

В настоящее время, когда белорусская монументальная живопись стала составной областью национальной художественной культуры, получившей признание в стране и за рубежом, со всей остротойвстает задача изучения процессов развития монументальной живописи Советской Белоруссии, анализа достижений и издержек в этой области монументального искусства республики.

Комплексное изучение процессов развития монументальной живописи в белорусском изобразительном искусстве до сих пор не стало предметом специального обобщающего труда от формирования вплоть до сложения белорусской школы монументального искусства. Отсутствие подобного исследования, а также всевозрастающий интерес к этому материалу широкого круга художников1 делает эту тему одной из актуальных в современном искусствознании.

В белорусском искусствоведении были предприняты попытки исследования. В диссертации Л.Г.Лапцевич2 частично рассматриваются работы монументально-декоративной живописи как элементы оформления интерьеров и экстерьеров зданий. Определенный вклад в исследование монументальной живописи республики последних двух десятилетий внесла О. С. Коваленко. В основу ее диссертации положен тематический принцип исследования. Автор выделяет и анализирует три основных направления (гражданоко-публицистическое > лирико-эпическое и лирическое), которые, по мнению О. Коваленко, и сформировали лицо белорусской монументальной школы.

Это исследование далеко не исчерпывает вопроса и не снимает необходимости в изучении монументальной живописи Белоруссии 1960;х — 70-х годов. Его автор создал лишь предпосылки для более углубленного изучения процессов, происходящих в развитии монументального искусства республики этого периода.

1 В частности, народный вдожник БССР А. О. Бембель в докладе на торжественном Пленуме ССХ БССР, посвященном 50-летию ленинского плана монументальной пропаганды отмечал, что «наследие в области монументального искусства должно быть изучено». И далее подчеркивал: «соответствующий сектор Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР должен заняться систематизацией и обобщением материалов по истории и развитию белорусского монументального искусства». — ЦГАЛИ БССР, ф.82, оп.1, ед.хр.П7,с.13.

2 Дапцевич Л. Г, Роль художника в формировании современного интерьера Белоруссии. — Дис. канд.искусствоведения. Мн., 1974. 3.

Коваленко 0.С.Проблемы развития белорусской монументальной живописи 1960;х- 70-х годов. Дис, канд. искусствоведения, Л., 1981.

Кстати, хотелось бы внести уточнения в некоторые положения О.Коваленко. Например, автор в краткой предистории на стр. 31 отмечает, что в 1924 году художники В. Волков, М. Энде с группой учащихся витебского художественного техникума расписали фойе кинотеатра «Художественный». До наших дней сохранились материалы^, подтверждающие принадлежность к этой работе и директора Витебского художественного техникума М.Керзина. На основе этих документов, нельзя согласиться с выводом О. Коваленко, что композит ции «Прометей», «Революционная Франция» и «Пролетариат» выполнены только по эскизам В. Волкова (стр.31). На наш взгляд, основной изобразительный мотив панно М. Керзина «Прометей» для оформления Петрограда в 1918 году был положен художником в одноименную композицию росписи кинотеатра в Витебске.

Не называет О. Коваленко в числе авторов гобелена «Человек, познающий мир» (1971;72 гг.) фамилию художника Г. Горкунова^ о с.с.70, 197). Отсутствует эта фамилия0 и в следующем монументальном гобелене «Музыка» (1974;75 гг.) в интерьере Минского музыкального училища (с.с.121, 122, 128). Праца Беларускага мастацкага тэхн1кума. — Савецкая Беларусь, 25 октября 1924 г.- Архив Академии художеств СССР в Ленинграде, — ф.36, оп.1, ед.хр. X, с. 7. о.

О принадлежности авторства Г. Горкунова к этой работе подтверждает и протокол ЖЗ от 21 июня 1971 г. заседания Монументального Совета Худфонда БССР. о.

См. протокол № 30 от 22 августа 1974 г. заседания Монументального Совета Худфонда БССР.

Основной отличительной особенностью и несомненной научной новизной настоящей диссертации, отличающей ее от работы О. Коваленко, является то, что здесь нами предпринята попытка научного обобщения всего историко-художественного опыта советской белорусской монументальной живописи: от истоков формирования до расцвета белорусской школы монументального искусства.

Отдельные книги и статьи* о белорусских художника х-монумен-талистах также не могут исчерпывающе осветить всех проблем развития белорусской советской монументальной живописи более чем за шестидесятилетний период развития, не дают последовательной концепции развития этого жанра искусства. Небольшие разделы по монументально-декоративной живописи, посвященные изобразительному искусству Советской Белоруссии^ также являются обзорными и описательными, проблематика творчества художников-монументалистов в них почти не затрагивается. Для этой цели нужно специальное исследование .

Базазьянц С. Пространственные поиски белорусских монументалистов. — Декоративное искусство СССР, 1974, ЖБазазьянц С. От росписи объекта к формированию среды. — Искусство, 1974, J?5- Воронова 0. Гавриил Ващенко. — М., Советский художник, 1980; Пугачева Э. Застывшая музыка гобелена. — Декоративное искусство СССР, 1976, Шаура Г. Ф. Гаурыл Харытонавгч Вашчанка.

— Mihck, Беларусь, 1978; Сурский 0. Становление монументальной школы. — Декоративное искусство СССР, № 7, 1973. р

История искусств народов СССР в 9-ти т. — М.: Изобраз. искусство, т.7, с.225−226, т.9, с. 319−320.

Настоящая работа посвящена проблемам развития монументальной живописи Белоруссии в период с 1917 до 1980 гг. Основная задача диссертации — дать научно-обоснованную общую концепцию развития монументальной живописи Советской Белоруссии. Комплексный подход в исследовании процессов развития этого жанра искусства обусловил с нашей стороны необходимость краткого анализа состояния этой области искусства в дореволюционный период. Из представленного материала, в том числе и впервые вводимого в научный оборот, вытекает, что только с победой Великой Октябрьской социалистической революции и началом претворения в жизнь ленинского плана монументальной пропаганды в Белоруссии стал возможным подъем монументальной живописи.

В ходе исследования основной проблемы в диссертации решаются следующие конкретные задачи:

— определяется специфика монументальной живописи как предмета исследования;

— вводится в научный аппарат новый, до сих пор неисследованный материал, проводится его систематизация и исследование;

— определяются основные тенденции и художественные особен ности развития монументальной живописи республики;

— прослеживается творческая эволюция ведущих художников-монументалистов, анализируются их основные произведения;

— выявляется специфика решения проблемы национального своеобразия художественной формы на разных этапах развития монументальной живописи Белоруссии, взаимосвязи монументальной живописи и архитектуры, взаимодействия национального и интернационального в монументальном искусстве республики, как неотъемлемой части общего процесса развития культуры нашей страны.

Практическая ценность и новизна данного исследования, как надеетоя автор, заключается в том, что выводы и рекомендации могут послужить для написания текста истории, а вся диссертация может стать основой работы над историей монументальной живописи Белоруссии. В равной степени данная работа может явиться вспомогательным материалом для лекционных курсов, практических занятий в средних специальных и высших учебных заведениях республики. Конкретные предложения и рекомендации автора могут быть полезны для определения дальнейших путей развития монументальной живописи Белоруссии в синтезе с архитектурой.

Методологической основой для написания диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, в числе которых особое место занимают произведения, доклады и речи В. И. Ленина по вопросам искусства. Программа КПСС, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС и прежде всего материалы ХХУ1 съезда КПСС, XXIX съезда КП Белоруссии, Постановления ЦК КПБ и Совета Министров БССР «О дальнейшем развитии и пропаганде монументального искусства в республике» (1968 г.) и «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства в республике» (1973 г.), конференции и симпозиумы по проблемам развития советской монументальной живописи.

Основным источником послужили фонды Центрального государственного исторического архива СССР (ЦГИА СССР г. Ленинград), Академии художеств СССР в Ленинграде (АХ СССР), Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Государственного художественного музея БССР (ГШ БССР), Центрального архива-музея литературы и искусства БССР (ЦГАЛИ БССР), Центрального государственного архива кинофотофоно-документов БССР (ЦГАКФФД БССР), архива Президиума АН БССР, Белорусской государственной библиотеки им. В. И. Ленина, фундаментальной библиотеки АН БССР им. Я. Коласа, библиотеки Высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское), Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства (ЦГАОР БССР), Государственного архива Гомельской области.

При работе над диссертацией автор использовал материал, собранный во время специальных экспедиций по Белоруссии в 1975^ 1980 гг., а также историко-теоретический материал (архивные документы, хранящиеся в музеях, архивах и частных собраниях республикитруды партийных и государственных деятелей Советского государства, историческая, мемуарная и специальная литература, периодическая печать и сборники документов за I9I7-I980 гг., воспоминания художников).

Структурное построение диссертации вытекает из поставленных выше задач.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, содержит обширную библиографию. К диссертации прилагается альбом фотоиллюстраций произведений белорусских художников с 1918 по 1980 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс становления белорусской монументальной школы неразрывно связан с ленинским планом монументальной пропаганды, с формированием белорусской национальной культуры и искусства, а также развитием всего советского искусства, социальными, экономическими и культурными преобразованиями в стране.

В результате исследования установлено, что в дореволюционном Северо-Западном крае, как и в целом в России, не было условий для развития монументальной живописи. Только с победой Великой Октябрьской социалистической революции стало возможным на территории Советской Белоруссии формирование и дальнейшее развитие монументальной живописи. Обобщающее исследование последующих этапов развития монументальной живописи Белоруссии выявляют следующие основные тенденции.

Развитие монументальной живописи республики послереволюционного периода проходило в общем русле советской монументальной живописи, отличаясь при этом рядом специфических особенностей. На всех этапах определяющее влияние оказывала русская художественная культура, братская помощь художников из РСФСР. Первые работы по своему художественному уровню не всюду были одинаковы в силу различных причин (отсутствие опыта практической работы, материальной базы и т. д.). Отдельным произведениям авторов довоенного периода было свойственно схематизация форм, отсутствие яркой образности и монументальности. Имели место механически увеличенные станковые полотна без учета связи с архитектурой. Несмотря на отмеченные недостатки белорусские художники, благодаря братской помощи коллег из РСФСР, предпринимали первые шаги в освоении азов монументального искусства.

Монументальной живописи послевоенных лет характерна тенденция живописных пространственных решений, которым была свойственна патетика чувств и динамика форм. С конца 1950;х — начала 1960;х годов монументально-декоративная живопись республики начинает свободно входить в архитектуру. При этом произведениям белорусских художников свойственны черты плакатно-оформительского стиля, выразившегося в лапидарности форм, контрастности цветового решения, графичности образов, плакатно-экспрессивного языка.

Со второй половины 1960;х годов усиливается тенденция к выявлению собственной художественной ценности произведений монументально-декоративной живописи, связи с архитектурой на началах равноправия с ней. В это время расширяется арсенал изобразительных средств и приемов: осваиваются новые техники и материалы (сграффито, керамическая мозаика, витраж), появляются новые темы в монументальных работах (тема спорта, достижений советской науки и техники, тема Великой Отечественной войны и партизанского движения в республике и т. д.). Главной проблемой в этот период остается проблема синтеза искусств на стадии проектирования (комплексность работы).

На рубеже 1960;х — 1970;х годов явственно усиливается тенденция взаимовлияния и взаимосвязи монументальной живописи со станковой живописью. Подобная связь оказала положительное влияние на стилистику монументальной живописи республики, ее идейно-образный строй и эмоциональную выразительность.

Усложнение образно-эмоциональной структуры, разнообразие художественных приемов и средств выражения выявляет в 1970;х годах тенденцию акцентирования произведений монументальной живописи в архитектуре, противопоставления масштабного, ритмического и цветового строя архитектуре, физическому «отрыву» от нее. Вторая половина 1970;х годов отмечена возросшей ролью эстетических аспектов в формировании предметно-пространственной среды. С этого времени меняется характер взаимодействия монументальной живописи с архитектурой, начинает складываться определенная система соподчинения всех компонентов интерьера и экстерьера для создания гармоничного архитектурно-художественного ансамбля. Эта тенденция получила различное преломление у белорусских художников и архитекторов.

Изменение тектоники общественных сооружений повлекло значительные перемены в области витража. В зависимости от архитектуры витраж стал выполнять функцию декоративной нюансировки колористического строя, или цветового акцента в ансамбле. Изменились не только приемы композиционного решения, но и цвета. Обогащение арсенала техник витража (литой цветной фактурный, писанный надглазурными красками, обработанный пескоструем и т. д. и т. п.), объемно-пространственной формы посредством его отрыва от плоскости стены, изменение пластики рисунка и стево-цветовой насыщенности стекол позволило художникам Н. Счастной, Г. Ващенко, В. Стельмашонку, В. Позняку значительно обогатить изобразительные и декоративные возможности белорусского витража, выявить его отличительные особенности развития от национальных школ братских республик.

В плане освоения нового изобразительного материала, гармонизации предметно-пространственной среды, белорусские художники-монументалисты Г. Горкунов, А. Кищенко, М. Савицкий, М. Бельтю-кова и др. доказали правомерность включения монументального гобелена в систему современных пластических искусств. К концу.

1970;х годов характерно появление другого типа белорусского монументального гобелена — выполняющего и утилитарные функциигобелены-занавесы.

Анализ художественных явлений в области монументальной живописи Белоруссии показывает, что монументальная живопись является составной частью общего художественного процесса, развивается в русле основных определяющих его закономерностей, что, однако, не исключает и специфических проблем, стоящих перед монументальным искусством республики.

Причина многих неудач в формировании высокоэстетической среды кроется в эстетической неподготовленности архитектуры: несоответствие строительных возможностей и проектного творчества художников и архитекторов. Отсюда в монументальном искусстве республики такие негативные явления как эклектика, стилизация, увлечение национальной архаикой и различными формами «ретро» .

Все, о чем говорилось (в рамках данного исследования) касается не только вопросов развития белорусской монументальной живописи на современном этапе, но и дальнейшего ее развития. Среди основных предпосылок для дальнейшего развития автор выделяет основные факторы: усовершенствование строительной индустрии, подготовка высококвалифицированных специалистов, создание материально оснащенной базы художественно-производственных комбинатов Худфонда БССР, решение вопросов планомерного финансирования работ монументального искусства и т. п. Нам представляется, что в республике наступило время разработки методологии комплексного проектирования монументальной живописи в городских и сельских ансамблях, совместного творчества зодчих и художников. Речь идет о создании высокохудожественных произведений монументального искусства, которые могли бы не только украсить города и села республики, но и придать им черты национальной неповторимости. Для этого необходимо создать перспективный план развития монументального искусства в республике. Принятие такого плана с участием широких кругов архитекторов, художников, социологов, дендрологов и др., на наш взгляд, даст возможность положительно решить вопросы развития и дальнейшего углубления процессов синтеза пластических искусств в республике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т.41, с.336−337.
  2. В.И. О культуре. М.: Политиздат, 1980. — 336 с.
  3. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976.
  4. Материалы ХОТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.
  5. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М.: Политиздат, 1977.
  6. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979.
  7. Л.С. Белорусы в Москве ХУП в, Минск: Изд-во Белгосуниверситета им. Ленина, 1957. — 61 с. с ил.
  8. И. Синтез искусств новые поиски. — Архитектура СССР, 1971, №, с.25−31.
  9. И. Стенопись и пространство. Декоративное искусство СССР, 1967, J?6, с.2−7.
  10. И. Через самоценность к полифонии. — Декоративное искусство СССР, 1980, Ml, с.37−39.
  11. С.С. Декоративная живопись. М.: Изд-во АХ СССР, 1949. — III с. с ил.
  12. Г. И. О художественном синтезе современной советской архитектуры и монументально-декоративной живописи. Дис.. канд. архитектуры. — Л., 1965. — 377 л.
  13. С.С. Цветоведение. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1952. — 148 с. с ил.
  14. С.С. Очерки теории архитектурной композиции. -М.: Госстройиздат,. I960. 294 с. с ил.
  15. С.С. О колорите. М.: Изобраз. искусство, 1974.- 174 с. с ил.
  16. С.С. Архитектурный орнамент. М.: Гос. изд. лит. по строит, и арх., 1954. — 135 с. с ил.
  17. М.В. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976. — 287 с. с ил.
  18. М.В. Древнерусская иконопись. 2-е изд. М.: Искусство, 1978. — 331 с. с ил.
  19. М.В. Композиция в живописи. Историч. очерк. М.-Л.: Искусство, 1940. — 132 с. с ил.
  20. М.В. Краски древнерусской иконописи (Альбом). М.: Изд-во изобразит, искусство, 1974. — 115 с. с ил.
  21. М.В. Андрей Рублев. Около 1370−1430 (Альбом). М.: Изобразит, искусство, 1972. — 205 с. с ил.
  22. М.В. Андрей Рублев и его эпоха. Сборник статей. Под ред. М. В. Алпатова. М.: Искусство, 1971. — 287 с. с ил, Алпатов М. В. Проблемы синтеза в искусстве Ренессанса. -Проблемы архитектуры, т.1, кн. I. — М., 1936. — 392 с. с ил.
  23. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х т.-М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, т.1, 1936. 392 с. с ил. Арватов Б. И.. Искусство и классы. — М.Пг., Госиздат, 1923.- 88 с.
  24. Арватов Б.И.. Искусство и производство. Сборник статей.- М.: Пролеткульт, 1926. 132 с.
  25. Г. И. Монументальная живопись Узбекистана 70-х годов. Дис.. канд. искусствоведения. Ташкент, 1981. — 190 л.
  26. С.Б. Художник и город. М.: Знание, 1979. — 48 с. с ил. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Искусство- Ж1).
  27. С. Интеллектуальная глубина, пластическая выразительность. Декоративное искусство СССР, 1977, ,№ 2, с.34−38.
  28. С. Пространственные поиски белорусских монументалистов. Декоративное искусство СССР, 1974, Ж, с.5−13.
  29. М. Советская архитектура и вопросы стиля. Искусство, 1971, HI, с.43−50.
  30. А. Фреска В.А.Фаворского и Л. А. Бруни. Архитектура СССР, 1933, Ж, с.26−27.
  31. А. Содружество искусств. Архитектура СССР, 1939, № 6, с.8−12.
  32. Г. Б. Новая техника монументальной живописи (питто). В ст.: Вопросы современной архитектуры. Сб. 2. Синтез искусств в архитектуре. — М.: Госиздат по строит., архит., и строит, материалам, 1963, с.83−96.
  33. С. Литовский витраж. Вильнюс, Валга, 1968. — 106 с. с ил.
  34. С. Альгимантас Стошкус (Альбом репродукций). Вильнюс, 1970. 37 с. с ил.
  35. С.К. Пути развития литовской советской скульптуры.- Автореф. дис.. канд. искусствоведческих наук. М., 1963.- 22 с.
  36. С. Бронюс Вишняускас. Вильнюс, Валга, 1969. — 29 с, с ил.
  37. А.К. Об архитектуре. М.: Госстройиздат, I960.- 147 с. с ил.
  38. . Восприятие искусства и искусство восприятия.- Декоративное искусство СССР, 1964, JS8, с.36−37.
  39. Ю.А., Десятников В. А. Советская монументальная живопись. М.: Знание, 1977. — 47 с. с ил. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Искусство- М2).
  40. Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1974. — 267 с. с ил.
  41. Г. К. От символа к реальности: Развитие пластич. образа в рус. искусстве Х1У-ХУ в.в. М.: Искусство, 1980. — 267 с. с ил.
  42. В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956. — 371 с.
  43. В.В. Изображение и выражение в искусстве. Искусство, 1965, К, с.73−77.
  44. В.В. О монументализма в станковом искусстве. -Творчество, 1971, МО, c. IO-II.
  45. В.В. О станковом искусстве и его судьбах. М.: Изобразит, искусство, 1972. — 297 е., ил.
  46. В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки.- Л.: Художник РСФСР, 1977. 296 с. с ил.
  47. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. — 118 с.
  48. В. О синтезе искусств. Архитектура СССР, 1981, М, с .11−15.
  49. В.В. Изобразительное искусство и музыкальный театр.- М.: Сов. художник, 1963. 162 с. с ил.
  50. В.В. Прогресс в искусстве. М.: Искусство, 1973.- 255 с.
  51. В.В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. Л.: Художник РСФСР, 1975. — 227 с. с ил.
  52. В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.- 403 с.
  53. В.В. О реализме социалистической эпохи. М.: Изобразит, искусство, 1982. — 104 с. с ил.
  54. Васильев-Вязьмин И. Искусство людных площадей. М.: Знание, 1977. — 133 с. с ил.
  55. С.С. Монументальная живопись : Современные проблемы. М.: Искусство, 1979. — 87 с. с ил.
  56. .В. Идейное единство и национальное многообразие советского искусства. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. — 50 с. с ил.
  57. В защиту искусства: Классическая марксистская традиция критики натурализма, декадентства и модернизма. М.: Искусство, 1979. — 479 с. (Акад. художеств СССР- НИИ теории и истории изобраз. искусств).
  58. А.В. Материалы и техника монументально-декоративной живописи. Стенная, плафонная и декоративная живопись. М.: Искусство, 1953. — 755 е., ил.
  59. А.В. Фресковая и темперная живопись. Выпуск 1,2.- М.-Л.: Искусство, 1948. Вып.1. 68 е., Вып. 2. — 192 с.
  60. А.В. Фресковая и темперная живопись. Выпуск 3, часть I. М.-Л.: Искусство, 1948, — 100 с.
  61. А.В. Фресковая и темперная живопись. Выпуск 3, часть 2. М.-Л.: Искусство, 1948. — 92 с.
  62. А.В. Фресковая и темперная живопись. Выпуск 3, часть 3. М.-Л.: Искусство, 1948. — 116 с.
  63. И.Н. Русская и советская монументальная мозаика.- Дис.. канд. искусствоведческих наук. М., 1955. — 214 л.
  64. И.Н. Некоторые вопросы специфики монументальной живописи. В сб.: Вопросы современной архитектуры. Сб. 2. Синтез искусств в архитектуре. — М.: Госиздат по строит., архит. и строит, материалам, 1963, с.41−82.
  65. И.Н. Ленинский план монументальной пропаганды в художественной жизни Советской России. В сб.: Изобразительное искусство Советской России глазами критиков. — М.: Худ. РСФСР, 1979, с.90−95.
  66. И.Н. Художники-монументалисты. М.: Советский художник, 1969. — 222 с. с ил.
  67. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1965. — 216 е., ил.
  68. Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.- 263 с., ил.
  69. Вопросы синтеза искусств. Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. М.: 0ГИЗ-ИЗОГИЗ, 1936. — 152 с. с ил.
  70. Вопросы социологии искусства. Теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1979. — 350 с.
  71. Н.В. Советская монументальная скульптура 1960−70-х годов (К эволюции идейно-пластической тенденции городского памятника). Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. М., 1978.- 27 с.
  72. Н. Некоторые проблемы современного монументального искусства. В сб.: Советское монументальное искусство. 74.- М.: Сов. художник, 1976, с.125−137.
  73. Н.В. Изобразительное искусство Советской Чувашии.- М.: Сов. художник, 1980. 222 с. с ил.
  74. Н.В. Искусство предметного мира. М.: Знание, 1977 (Новое в жизни, науке, технике: Серия Искусство, И8). -64 с. с ил.
  75. Н.В. Национальное искусство в современной архитектуре. Декоративное искусство СССР, 1970, Я2, с. П-18.
  76. Н.В. Интерьер и декоративное искусство. В сб.: Советское декоративное искусство. 73 74. — М.: Сов. художник, 1975, с.81−89.
  77. Н.В. Искусство, рожденное огнем. М.: Сов. художник, 1970. — 142 е., с ил.
  78. Н.В. Юрий Королев. Монументальные произведения. Живопись. Графика. М.: Сов. художник, 1976. — 37 с. с ил.
  79. Н.В. Мозаика Зураба Церетели. Декоративное искусство СССР, 1972, JS2, с. II-14.
  80. Н.В. Памятники и город. Творчество, 1971, № 9, с.1−2.
  81. Гегель. Эстетика. В 4-х т. Т.Ш. М.: Искусство, 1971.- 621 с.
  82. П.Н., Никифоров П. П. Изобразительное искусство Белорусской ССР. М.: Сов. художник, 1957. — 61 с. с ил.
  83. Псторыя Беларуекая ССР. У 5-Ц1 т. Т.5. М! нск: Навука i тэхнша, 1972. — 775 с. с ил.
  84. И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. — 623 с.
  85. П.Ф. Пытанн1 ticTopni, ф! лалогМ, мастацтва. -MiHCK. Навука i тэхшка, 1975. 304 с.
  86. И.Э. История русского искусства. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 510 с. с ил.
  87. В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. -286 с.
  88. Н. Эволюция образа в монументальной живописи. -Декоративное искусство СССР, 1975, М, с.4−22.
  89. Н. Страстное слово художника. Декоративное искусство СССР, 1980, № 3, с.18−22.
  90. Н. Монументальная живопись Венгрии. Декоративное искусство СССР, 1981, М, с. 40.
  91. Н. Специфика монументального изображения. Декоративное искусство СССР, 1974, J?2, с.1−9.
  92. И.Е. Лекции по истории монументально-декоративной живописи. М.: М-во высш. и средн. образов. РСФСР. I960. — 64 с.
  93. И.Е. Итальянская монументальная живопись. М.: Искусство, 1970. — 257 с. с ил.
  94. А.А. Из моей рабочей практики. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 71 с. с ил.
  95. А. К вопросу о монументальном искусстве. Искусство, 1934, М, с.3−5.
  96. А. Новые художники. Искусство, 1938, Jffi, с.59−72.
  97. А. Мозаика метров. Творчество, 1938, Ml, с.16−17.
  98. А. Художники в метро. Искусство, 1938, J66, с.75−85.
  99. А. К вопросу о монументально-декоративной живописи. В сб.: Монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство. — М.: Изд-во АХ СССР, 1951, с.47−56.
  100. А. Искусство больших форм. Декоративное искусство СССР, 1959, Ml, с.13−20.
  101. А. Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании народа. В сб.: Коммунистическое строительство и задачи советского изобразительного искусства. — М.: Изд-во АХ СССР, 1961, с.39−49.
  102. А. Живопись в интерьере. Архитектура СССР, 1939, №, с.24−25.
  103. А. Монументалисты, вперед! Декоративное искусство СССР, 1962, JS6, с.1−3.
  104. Дидро Дени. Об искусстве. T.I. М.-Л.: Искусство, 1936.- 235 с.
  105. Э., Конон Вл. Очерк истории эстетической мысли Белоруссии. М.: Искусство, 1972. — 320 с.
  106. Н. Живопись питто. Декоративное искусство СССР, 1962, МО, с.20−21.
  107. Н. Станковизм и монументализм в современном изобразительном искусстве. В сб.: Вопросы эстетики: Виды искусства и современность. Вып. 5. — М.: Искусство, 1962, с.5−27.
  108. Л.Н. Живопись Белоруссии XIX начала XX в.в.- Мн.: Выш. школа, 1974. 336 с. с ил.
  109. Н. Университетский городок в Мексике. В сб.: Вопросы современной архитектуры. Сб. 2. Синтез искусств в архитектуре. -М.: Госстройиздат, 1963, с.193−220.
  110. Егоров Ю. А. Градостроительство Белоруссии. М.: Госиздат лит. по стр-ву и архит. 1954. — 283 с. с ил.
  111. Л. Монументальная живопись Мексики. М.- Искусство, 1965. — 235 с. с ил.
  112. Л.А. Фернан Леже. (Мозаика, витраж, кирамика, гобелен). М.: Искусство, 1970. — 142 с. с ил.
  113. Е.А. Проблемы интернационального развития советского искусства. М.: Сов. художник, 1977. — 271 с. с ил.
  114. Е.А. Проблемы интернационального развития советского искусства. М.: Сов. художник, 1977. — 271 с. с ил.
  115. А. Виды искусства. М.: Изд-во Знание, 1979. — 127 с.
  116. А. Художник организует город. Декоративное искусство СССР, 1965, МО, с.19−22.
  117. Из истории советской эстетической мысли I917−1932, М.: Искусство, 1980. — 455 с.
  118. А. Искусство, среда, время. В сб.: Советское монументальное искусство. 74, — М.: Сов. художник, 1976, с.86−117.
  119. Искусство и промышленность. Сборник статей. Под ред. В. П. Толстого и К. М. Кантара. М.: Искусство, 1967. — 144 с. с ил.
  120. М. Нарысы па ricTopbii выяуленчага мастацтва Савецкай Беларусь Мн.- Дзярж. выдавецтва БССР, I960. — 182 с. с ил.
  121. М.Р. Изобразительное искусство Белоруссии дооктябрьского периода. Мн.: Наука и техника, 1969. — 204 е., ил.
  122. Л.И. Теория архитектурного масштаба. Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. М., 1981. — 33 с.
  123. О.С. Проблемы развития Белорусской монументальной живописи 1960-х 70-х годов: Дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1981. — 162 с. с ил.
  124. В.М. Эстетическая мысль Советской Белоруссии. Мн.: Наука и техника, 1978. — 112 с.
  125. А. Новая техника стенописи. Декоративное искусство СССР, 1964, Ш, с. 38.
  126. П. Несколько строк о мозаике. Искусство, 1958, М, с.37−38.
  127. П.Д. О художниках и монументалистах. Творчество, 1961, }?7, с.9−10.
  128. Ю.К. К новым достижениям монументального искусства. Искусство, 1971, 15, с.4−11.
  129. Ю. Актуальные идейно-творческие проблемы монументального искусства. В сб.: Советское монументальное искусство. 74. — М.: Сов. художник, 1976, с.5−8.
  130. В. Декоративность в живописи. Творчество, 1958, М, с.22—23.
  131. В.Н. История византийской живописи. В 2-х т. T.I.- М.: Искусство, 1947, 456 с. с ил.
  132. В.Н. Мозаика Софии Киевской. М.: Искусство, I960.- 213 с. с ил.
  133. В.Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961. — 134 с. с ил.
  134. В.Н. Старые итальянские мастера. М.: Искусство, 1972. — 633 с. с ил.
  135. В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. — 170 с. с ил.
  136. В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. ХГ-ХУ в.в.- М.: Искусство, 1973. 205 с. с ил.
  137. Е.Е. Моя работа по росписи Казанского вокзала.- Искусство, 1934, М, с.35−40.
  138. Е. О композиции монументальных картин. Архитектура СССР, 1938, с.23−24.
  139. А.К. К спорам об абстракционизме в искусстве. М.: Изобраз. искусство, 1970. — 95 с. с ил.
  140. В. Советское монументальное искусство шестидесятых годов. М.: Наука, 1973. — 234 с. с ил.
  141. В.Е. Тенденции послевоенной монументальной живописи. В сб.: Очерки современного советского искусства. — М.: Наука, 1975, с.72−86.
  142. В. Школа фресковой живописи на Украине в первое десятилетие Советской власти. Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. — М.: Сов. художник, 1973, с.356−388.
  143. В. Современные тенденции развития советского сону-ментального искусства. В сб.: Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. — М.: Сов. художник, 1976, с.97−129.
  144. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т. Т.2.- М.-Л.:, ф-ка книги Кр. пролетарий, 1935. 490 с. с ил.
  145. Г. Э. Лаокоон, или 0 границах живописи и поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. — 519 с. о ил.
  146. Лic Арсень. М1Кола Шчакащхш. Мн.: Навука i тэхшка, 1968. — 162 с. с ил.
  147. Лившиц Мих. Искусство и современный мир. М.: Изобразительное искусство, 1978. — 384 с. с ил.
  148. В. Венгерский монументалист Э.Домановокий. Творчество, 1958, т, с.26−27.
  149. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М.: Искусство, 1976. 367 с.
  150. А.В. Об изобразительном искусстве. В 2-х т.- М.: Сов. художник, 1967, т.1−512 с. с ил., т.2 392 с.
  151. А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке. Сборник. М.: Искусство, 1981. — 424 с. с ил.
  152. А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. М.: Наука, 1975. — 269 с.
  153. Н. Социалистический реализм и модернизм. М.: Искусство, 1970. — 319 с.
  154. С.В. Художественная культура Белоруссии на современном этапе. Мн.: Беларусь, 1978. — 204 с. с ил.
  155. Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1935−1948. (Авт. Шункова Е.В.) — М.: Сов. художник, 1978. — 215 с. с ил.
  156. А.С. Взаимодействие тектонических форм архитектуры и монументальной живописи. Дис.. канд. искусствоведения. Л., 1979. — 216 с. с ил.
  157. А. О монументальной и станковой живописи. Творчество, 1971, № 9, с.14−16.
  158. А. О художественной условности. М.: Мысль, 1966. 318 с.
  159. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. (Сборник статей. Под ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. Изд. 2-е, перераб.). М.: Искусство, 1973. — 279 с. с ил.
  160. Монументальное искусство СССР. Альбом (Авт. сост. Толстой В.П.) — М.: Сов. художник, 1978. — 380 с. с ил.
  161. Монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство. М.: Изд-во АХ СССР, 1951. — 194 с.
  162. Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. -М.: Искусство, 1981. 192 с.
  163. Е. В поисках синтеза. Декоративное искусство СССР, 1967, JS7, с.29−33.
  164. Е. Монументальные росписи художника В.Волкова в Негорелом. Искусство, 1934, JH, с.74−75.
  165. Г. Мозаики Равенны. Творчество, 1961, № 7, с.14−16.
  166. Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1972. — 344 с.
  167. О.В. Социалистический город и современное декоративно-оформительское искусство. Л.: Знание, 1975. — 39 с.
  168. Е. Новое о мозаичной мастерской Ломоносова. Искусство, 1963, Jy4, с.60−64.
  169. М. Искусство Советской Белоруссии. М.: Изд-во АХ СССР, I960. — 325 с. с ил.
  170. П. Сложность целого, ясность детали. Декоративное искусство СССР, 1976, Ml, с.27−34.
  171. Павлов Тодор. Избранные труды по эстетике. М.: Искусство, 1978. — 639 с.
  172. С .А. Материалы и техника монументально-декоративного искусства. М.: Сов. художник, 1975. — 175 с. с ил.
  173. Л. Новые работы украинских монументалистов. Декоративное искусство СССР, 1971, Ml, с.16−19.
  174. В. Монументальное и станковое. Творчество, 1971, Дб, с.9−11.
  175. Проблемы синтеза искусств. Объединенный пленум правления Союза архитекторов и Союза художников СССР от 14 и 15 декабря 1976 г. М.: 1978. — 117 с.
  176. И. Цвет в ансамбле города. Декоративное искусство СССР, 1973, Ml, с.4−7.
  177. И. Цвет в организации современного города. В сб.: Советское монументальное искусство. 74. — М.: Сов. художник, 1976, с.138−146.
  178. И. Художник в социалистическом городе. Художник, 1979, Ю.
  179. И. Роль цвета в предметном ансамбле. В сб.: Человек, предмет, среда: Вопросы развития советского декоративного искусства 60−70-х годов. — М.: Изобраз. искусство, 1980, с.94−126.
  180. И. В гармонии с человеком. Декоративное искусство СССР, 1981, JB2, с.30−35.
  181. Развгццё Беларускай сацыялхстычнай культуры. Мн.: Выд-ва Акад. навук БССР, I960. — 334 с.
  182. Л.П. Современный литовский витраж. Дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1980. — 153 л., ил.
  183. А. Самоценность не альтернатива синтезу. Декоративное искусство СССР, 1981, J&7, с.42−44.
  184. Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.: Изобразит, искусство, 1970. — 347 с.
  185. Самоценность в контексте синтеза. Круглый стол «АН СССР».- Декоративное искусство СССР, 1981, М2, с.13−19.
  186. Д.А. Национальное в искусстве. Творчество, 1958, № 8, с.14−15.
  187. . Техника живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1962.- 378 с.
  188. Советское изобразительное искусство и архитектура 60−70-х годов. Сб. статей. М.: Наука, 1979. — 264 с. с ил.
  189. Современный советский гобелен. Альбом (Авт. сост. Савицкая В.И.). М.: Сов. художник, 1979. — 215 с. с ил.
  190. Н.К. Взаимодействие пластических искусств в формировании городской среды. (Опыт Франции 1970-х годов). Дис.. канд. искусствоведения. — M. f 1980. — 170 л., ил.
  191. Н. Улицы города. Декоративное искусство СССР, 1982, JfB, с.34−38.
  192. Г. П. Проблемы вза шлодействия архитектуры и монументального искусства. Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. — Л., 1973. — 38 с.
  193. Г. П. В содружестве с архитектурой. О синтезе современной архитектуры с прикладным и монументальным искусством.- Л.: Художник РСФСР, 1966. 95 с. с ил.
  194. Г. П. Взаимодействие искусств. Л.: Художник РСФСР, 1973. — 182 с. с ил.
  195. Г. П. Искусство архитектуры. Л.: Знания, 1971.- 32 с.
  196. Г. П. Синтез искусств. Л.: Знание, 1976. — 32 с.
  197. А. К истории возникновения ленинского плана монументальной пропаганды (март-апрель 1918 года). В сб.: Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. — М.: Сов. художник, 1976, с.213−251.
  198. Г. Ф. Монументально-декоративное искусство Советской Татарии и его народные традиции. Дис.. канд. искусствоведения. — Казань, 1980. — 163 с.
  199. О.А. Пути освоения наследия древнерусского искусства в русской живописи конца XIX начала XX в.в. — Дис.. канд. искусствоведческих наук. — М., 1979. — 194 с.
  200. В.П. Советская монументальная живопись. Дис.. канд. искусствоведческих наук. — М., 1951. — 837 е., ил. (2 т.).
  201. В. Советская монументальная живопись. М.: Искусство, 1958. — 304 с. с ил.
  202. В. Новые работы в области советской монументальной живописи. Искусство, 1950, JS5, с.12−20.
  203. В. Из опыта праздничного оформления городов. Искусство, 1957, М, с.20−23.
  204. В. Художественная форма и синтез искусств. Искусство, 1968, № 3, с.41−49.
  205. В. Что нужно для подъема нашей монументальной живописи. Творчество, 1957, МО, с.19−20.
  206. В.П. Советское декоративное искусство и его общественное значение. Искусство, 1969, J®, с.35−38.
  207. В.П. Ленинский план монументальной пропаганды в действии. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. — 56 с. с ил.
  208. В. Монументальное искусство. БСЭ. Изд. 3, т.16, — М., 1974.
  209. В.П. Искусство Советского Союза (Обзор). М.: Искусство, 1959. — 56 с. с ил.
  210. В. Росписи Николая Игнатова. Декоративное искусство СССР, 1974, .Ю, с.1−4.
  211. В. Художник и современность. Творчество, I960, Ж, с.3−5.
  212. В.П. Монументальное и декоративное в синтезе искусств. Искусство, 1971, Ж.
  213. В.П. Художник и город. Творчество, 1962, Ш, с.9−11.
  214. В. Стандартизация и духовный мир человека. Декоративное искусство, 1973, Ж2, с.29−31.
  215. В.П. Об основных понятиях монументального искусства. Советское искусствознание. 80(П). — М.: Изд-во Сов. художник, 1982, с.202−221.
  216. В.П. Концепция синтеза искусства в социалистическом градостроительстве. В сб.: Советское монументальное искусство. 74. — М.: Сов. художник, 1976, с.118−124.
  217. В. Монументальное и декоративное начало в синтезе искусств. В сб.: Художник и город. — М.: Сов. художник, 1973, с.130−150.
  218. В. О некоторых исторических закономерностях синтеза искусств. Художник, 1972, J59, с.47−49, 58.
  219. В. Единство и многообразие советского монументального искусства. Творчество, 1976, Ж, с.15−18.
  220. В. Великий Октябрь и монументальное искусство.- Декоративное искусство СССР, 1974, Щ1, с. 1−6.
  221. В. Исторический опыт и перспективы монументального искусства СССР. В сб.: Советское монументальное искусство. 75 77. — М.: Сов. художник, 1979, с.6−35.
  222. В. Художественная форма и синтез искусств. Искусство, 1968, № 5, с.41−49.
  223. В. Ленинская идея монументальной пропаганды в развитом социалистическом обществе. Искусство, 1974, MI, с.8−11.
  224. В. О художественной жизни Дании. Искусство, 1976, МО, с.53−58.
  225. В. Синтез искусств в градостроительстве- 0 творческих направлениях советской архитектуры. Строительство и архитектура Москвы, 1981, $ 2, с.14−16.
  226. В.П. Николай Игнатов (Альбом). М.: Сов. художник, 1982. — 174 с. с ил.
  227. В. Советское декоративное искусство на современном этапе и проблемы формирования среды. В сб.: Человек, предают, среда. М.: Изобразит, искусство, 1980, с.12−41.
  228. В.П. Самоценность в контексте синтеза. Декоративное искусство СССР, 1981, М2, с. 19.
  229. Вл. Дяя чего нам нужен синтез искусств? Творчество, 1982, 17, с.3−5.
  230. Н. Монументальный образ это сгусток мысли. — Декоративное искусство СССР, 1981, №, с.23−26.
  231. В. К вопросу о монументальном искусстве. Искусство, 1934, М, с.18−19.
  232. В. Как я впервые писал фреску. Декоративное искусство СССР, 1962, J&, с.10−11.
  233. В.А. О монументальном искусстве. Декоративное искусство СССР, 1962, № 9.
  234. В.А. О композиции. Декоративное искусство СССР, 1965, В7, с.8−11.
  235. В.Э. Из истории советской архитектуры первых послереволюционных лет (Гражданская архитектура РСФСР) I9I7-I925 гг.- Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М.: 1965. — 22 с.
  236. В.Э. Некоторые вопросы синтеза искусств в советской архитектуре первых послереволюционных лет. В сб.: Вопросы современной архитектуры. Сб.2. Синтез искусств в архитектуре.- М.: Госиздат по строит., архит. и строит, материалам, 1963, с.97−157.
  237. В.Э. Советская архитектура первой пятилетки: Проблема будущего города. М.: Наука, 1980. — 373 с. с ил.
  238. В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. I9I7-I925 гг. М.: Наука, 1970. — 214 с. с ил.
  239. Ю. Фаворский о монументальном искусстве. Декоративное искусство СССР, 1962, Ю, с.25−29.
  240. Е. Монументальное малярство Радянсько1 Укра1ни.- KniB: Мистецтво, 1932. 128 с. с ил.
  241. В.В. Энкаустика. М.: Искусство, 1956. — 38 с. с ил.
  242. Художник и город. Материалы симпозиума: Социалистическое градостроительство и синтез искусств. М.: Советский художник, 1973. — 263 с.
  243. Швидковский 0. Синтез искусств в современной советской архитектуре. М.: Знание, 1972.
  244. Швидковский 0. Новое в архитектуре и синтезе искусств.,. -Творчество, I960, Н, с.13−15.
  245. Человек, предмет, среда. Вопросы развития советского декоративного искусства 60−70-х годов. Сб. ст. под общей редакцией В. П. Толстого. М.: Изобраз. искусство, 1980. — 255 с. с ил.
  246. В.А. Архитектура Белоруссии конца ХУШ начала XIX века. — Мн.: Изд-во Минист. высшего, среднего спец. и про-фес. образов. БССР, 1962. — 167 о. с ил.
  247. В.А. История архитектуры Белоруссии (дооктябрьский период). Мн.: Вышэйшая школа, 1969. — 264 с. с ил.
  248. С.М., Богдас К. А. Искусство Литвы. Л.: Искусство, 1972. — 352 с. с ил.
  249. С.М. Искусство Советской Прибалтики. Живопись, скульптура, графика. М.: Знание, 1965. — 40 с. с ил.
  250. С. Советское монументальное искусство. М.: Сов. художник, 1962. — 73 с. с ил.
  251. С.М. Искусство Советской Татарии. М.: Изобразит. искусство, 1978. — 296 с. с ил.
  252. И.О. О работах наших монументалистов. Искусство, 1934, М, с.21−34.
  253. Н.Г. Об искусстве. М.: Изд-во АХ СССР, 1950. -292 с.
  254. Н.Г. Эстетика. М.: Гослитиздат, 1937. — 288 с.
  255. Эстетическое наследие В. И. Ленина и проблемы искусства. Сборник. М.: Искусство, 1971. — 380 с.
  256. В.Волков. «Взятие Зимнего». Эскиз панно к праздничному оформлению Петрограда. 1918. Бум., гуашь. В.Толстой. Советская монументальная живопись. — М.: Искусство, 1958, с. 22.
  257. В.Волков. «Наука и искусство венчают социализм». Эскиз панно к праздничному оформлению Петрограда. 1918. Бум., гуашь.- Там же, с. 31.
  258. В.Волков. «Лучше смерть, чем рабство!». Эскиз панно к праздничному оформлению Петрограда. 1918. Бум., гуашь. Там же, с. 26.
  259. В.Волков. «Торжество рабочего». Эскиз панно для праздничного оформления Петрограда. 1918. Бум., гуашь. Там же, с. 27.
  260. В.Волков. «1918». Эскиз панно для праздничного оформления Петрограда. 1918. Бум., гуашь. Там же, с. 24.
  261. М.Шагал. «Мир хижинам. Война дворцам». Эскиз панно для праздничного оформления Витебска. 1918. Бум., гуашь, акварель.- Декоративное искусство СССР, 1967, М2, с. 33.
  262. М.Шагал. Эскиз панно для праздничного оформления Витебска. 1918. Бум., гуашь, акварель. Там же.
  263. В.Волков. Подготовительный материал для панно «Днепро-строй» на ст. Негорелое. 1930. Бум., карандаш. Чырвоная Беларусь, 1931, If?, с. 15.
  264. Иллюстрации, не имеющие ссылок с указанием источника репродуцирования, выполнены автором настоящей работы.
  265. В.Волков. «Днепрострой». Панно на ст. Негорелое. 1932. X., М. Чырвоная Беларусь, 1932, $ 9, с. 15.
  266. В.Волков. «Коллективизация в СССР». Панно на ст. Негорелое. 1932. X., М. Чырвоная Беларусь, 1932, }?9, с. 15.
  267. В.Волков. Декоративная карта СССР на ст. Негорелое. X., М. Чырвоная Беларусь, 1932, Ш, с. 15.
  268. Общий вид интерьера таможни на ст. Негорелое, где размещались панно В.Волкова. Чырвоная Беларусь, 1932, Ю, с .15.
  269. Неизвестный автор. «Ликвидируем кулацтво как класс». Минск. Панно на здании Наркомзема. 1932. X., краски. Чырвоная Беларусь, 1932, Л22, с. 9.
  270. М.Лебедева, Ф.Френц. «Индустриализация в СССР». Шнек. Роспись в Доме Правительства БССР. 1936. Левкас, темпера.
  271. А.Дейнека. «Кросс». Роспись в гимнастическом зале Дома Красной Армии. Минск, 1936. X., М. Архитектура СССР, 1938, Ж, с. 71.
  272. В.Волков. «Гражданская война в Белоруссии». Фрагменты росписи фриза в павильоне БССР на ВСХВ. Москва, 1939, Левкас, гризайль. Б. Элентух, В.Волков. — М.: Искусство, 1958.
  273. И.Ахремчик, И.Давидович. «Народные мастера». Роспись в конференцзале Общества культурных связей с зарубежными странами. Минск, 1956. Левкас, темпера, 18 кв.м.
  274. М.Блищ. «Демон». Роспись в фойе Театра оперы и балета БССР. Шнек, 1958. Левкас, темпера, 20 кв.м.
  275. Г. Ващенко, В.Стельмашонок. Эскизы картона росписи «Героям Октября». Минск, 1962. Бумага, уголь. ДГАКФФД БССР, М275.
  276. М.Савицкий. «Партизанская мадонна». 1967. 190×170.- Э.Пугачева. М.Савицкий. Минск: Беларусь, 1982.
  277. M.Савицкий. «Поле». 1974. 200×350. Там же.
  278. М.Савицкий. «Единодушие». 1969−1970. 260×295. Там же.
  279. М.Данциг, Б.Непомнящий. «Партизаны Белоруссии». Панно в фойе кинотеатра «Партизан». Минск. 1968. Колотая керамическая плитка. 350×2500.
  280. М.Данциг. «Белоруссия мать партизанская». X., М. 1967.- Б.Крэпак. Май Данциг. Шнек, 1976.
  281. Г. Горкунов, А.Кищенко. «Маяк». Сграффито в фойе кинотеатра «Маяк». Минск, 1969. 128 кв.м.
  282. И.Рей. «Война». Витраж в интерьере Государственного Музея истории Великой Отечественной войны. Минск, 1968. Литое цветное стекло, пластцементная основа.
  283. М.Савицкий. «Великая Отечественная война. 1944 г.». Роспись в Государственном Музее истории Великой Отечественной войны. Минск, I970-I97I. Темпера, древесно-волокнистая плита, 750×660.
  284. Г. Горкунов, А. Бельтюкова, А.Кищенко. «Человек, познающий мир». Гобелен в интерьере гостиницы «Турист». Минск, 1971. Шерсть, гладкое ткачество, 450×550.
  285. А.Кищенко. «Партизаны». Мозаика на торцевой части кинозала гостиницы «Турист». Шнек, 1972. Смальтовая мозаика.
  286. А.Кищенко. «Партизаны». Фрагменты смальтовой мозаики.
  287. Г. Горкунов, А. Бельтюкова, А.Кищенко. «Музыка». Фрагмент гобелена в’фойе музыкального училища им. Глинки. Минск, 1973−1975. Шерсть, гладкое ткачество, 230×275.
  288. Г. Горкунов, А. Бельтюкова, А.Кищенко. «Музыка». Фрагменты гобелена.
  289. Г. Горкунов, А. Бельтюкова, А.Кищенко. «Музыка». Фрагментгобелена.
  290. А.Кищенко. «Минск город-герой». Фрагмент цикла-мозаики в микрорайоне «Восток-I». Минск, 1980. Смальтовая мозаика.424 кв.м.
  291. А.Кищенко. «Шнек город-герой». Фрагменты цикла-мозаики.
  292. А.Кищенко. «Шнек город-герой». Фрагменты цикла-мозаики.
  293. В.Самсонов. «Основатели Белорусского университета». Роспись в холле конференц-зала факультета журналистики БГУ. Минск, 1978. Энкаустика, 500×800.
  294. В.Позняк. Витраж из цикла «Музы искусств» в Русском драмтеатре им. Горького. Минск, 1975−1977. Тонкое цветное стекло, свинец, 450×250.
  295. Н.Счастная. «Плодородие». Витраж из цикла в интерьере Белгоспромпроект. Минск, 1972−1973. Литое фактурное цветное стекло, пластцементная основа, 250×260.
  296. Н.Счастная. «Папороть-цветок». Витраж из цикла в интерьере Белгоспромпроект. Шнек, 1972−1973. Литое фактурное цветное стекло, пластцементная основа, 250×260.
  297. Н.Счастная. «Космос». Витраж из цикла в интерьере Белгоспромпроект. Шнек, 1972−1973. Литое фактурное цветное стекло, пластцементная основа, 250×260.
  298. А.Кищенко, М.Савицкий. «Триумф поколений». Роспись в санатории «Белоруссия». Мисхор, 1973. Поливинилацетатная темпера, 600×650.
  299. А.Кищенко, М.Савицкий. «Триумф поколений». Фрагмент росписи.
  300. А.Кищенко, М.Савицкий. «Триумф поколений». Фрагмент росписи.
  301. А.Кищенко, М.Савицкий. «Ленинизм». Гобелен в зале приемов ЦК КПБ. Минск, 1975−1978. Шерсть, гладкое ткачество, 65 кв.м.
  302. А.Кшценко, М.Савицкий. «СССР. Этапы побед». Гобелен в зале приемов ЦК КПБ. Минск, 1975−1978. Шерсть, гладкое ткачество. 85 кв.м.
  303. Г. Жарин. «Песня и танец». Фрагмент из цикла витражей в интерьере Салона красоты. Минск, 1978−1979. Литое цветное фактурное стекло, пластцементная основа. 1300×340.
  304. Г. Ващенко. «Просветители». Роспись в Республиканском Доме учителя. Минск, 1970−1976. Энкаустика. 940×2450.
  305. Е.Кузнецов. «Сенокос». Роспись в столовой рамного цеха автозавода. Минск, 1973−1974. Шамот, подглазурная роспись. 320×590.
  306. Е.Кузнецов. «Аксаковщина». Роспись в фойе киноконцертного зала санатория «Аксаковщина». Минская область, 1975−1977. Шамот, подглазурная роспись. 340×600.
  307. Е.Кузнецов. «Аксаковщина», Фрагмент росписи.
  308. С.Котович. «Музыка». Роспись в специализированной средней школе при Белгосконсерватории. Минск, 1980. Энкаустика. 30,40 кв.м.
  309. З.Литвинова, С.Каткова. «Песня о Белоруссии». Роспись в ДК и спорта железнодорожников им. Ильича. Шнек, 1978. 96 кв.м.
  310. З.Литвинова, С.Каткова. «Песня о Белоруссии». Фрагменты росписи.
  311. З.Литвинова. «Моя Белоруссия». 1972. Энкаустика.
  312. Е.Кузнецов. «Дарящие цветы». Роспись во внутреннем дворике гостиницы «Планета». Минск, 1980. Шамот, подглазурная роспись. 18,40×3,18.
  313. Е.Кузнецов. «Дарящие цветы». Фрагменты росписи.
  314. Г. Ващенко. «Атланты». Витражи в абсиде Дома кино. Минск, I97I-I974. Тонкое цветное стекло, свинец. 5 шт. pp. 105×236. Р.Шаура. Г. Ващанка. Мгнск: Беларусь, 1979.
  315. Г. Ващенко. «Голубая роза». Витражи в конференц-зале Дома кино. Минск, I97I-I974. Тонкое цветное стекло, свинец.8 шт. pp. 0,15 кв.м. I шт. pp. 0,7 кв.м. Р.Шаура. Г. Ващанка, MiHCK: Беларусь, 1979.
  316. В.Позняк. «Заславлъская Спасо-Преображенская церковь». Витраж из цикла «Памятники древнего белорусского зодчества» в цокольном зале Главпочтамта. Шнек, 1980. Тонкое цветное стекло, свинец, роспись, надглазурные краски. 15 шт. pp. 2,92 кв.м.
Заполнить форму текущей работой