Совершенствование таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию таможенного союза
Степень разработанности проблемы. В научных работах Орешки-на В.П., Харченко Д. Л., Преснякова В. Ю. рассматриваются теоретические основы государственного регулирования внешней торговли. В трудах Глазьева С. Ю., Сенчагова В. К., Илларионова А. И. рассматриваются вопросы экономической безопасности страны. Теоретические и практические аспекты в области таможенного регулирования нашли свое отражение… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ влияния таможенных мер регулирования на развитие производства дорожно-строительной техники
- 1. 1. Роль и значение производства дорожно-строительной техники в развитии отечественного машиностроения
- 1. 2. Анализ импорта дорожно-строительной техники и влияния таможенных мер регулирования на развитие отечественного производства
- 1. 3. Существующий методический аппарат формирования мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ввоза дорожно- ' строительной техники и постановка научной задачи
- Выводы по главе
- 2. Развитие научно-методического аппарата обоснования таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники
- 2. 1. Общий алгоритм обоснования таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза
- 2. 2. Научно-методический аппарат для реализации общего алгоритма обоснования таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники
- 2. 2. 1. Методика оценки конкурентоспособности отечественных дорожно-строительных машин в сравнении с импортными аналогами на внутреннем рынке
- 2. 2. 2. Методика расчета ставки ввозной таможенной пошлины на дорожно-строительную технику
- 2. 2. 3. Методика определения серьезного ущерба при специальном защитном расследовании и расчета специальной пошлины на ввозимую дорожно-строительную технику
Совершенствование таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию таможенного союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертации. Вопрос эффективного регулирования товарных потоков становится особенно актуальным в условиях развития рыночных отношений и все более глубокой интеграции России в мировое хозяйство. Недостаточный уровень защиты отечественных высокотехнологичных производств делает внутренний рынок уязвимым по отношению к импорту аналогичной продукции, что влечет за собой вытеснение отечественного производителя и, как следствие, деградацию важнейших отраслей экономики.
Производство дорожно-строительной техники является одной из наиболее значимых и перспективных составляющих промышленного комплекса стран Таможенного союза, поддержка и развитие которого необходима в современных условиях глобализации мировой экономики. Дорожно-строительное машиностроение способствует развитию собственных высокотехнологичных производств, обеспечению занятости трудоспособного населения, а также влияет на эффективность строительства и содержания дорог и, как следствие, во многом определяет их качество.
В настоящее время дорожная сеть общего пользования крупнейшей страны Таможенного союза — Российской Федерации по своим количественным и качественным характеристикам не в полной мере удовлетворяет потребностям народного хозяйства. Так, по данным «Росавтодора» на 2009 год 60,4% федеральных дорог не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. Технический уровень состояния местных дорог также чрезвычайно низок. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в России составляет около 4,4 км на тысячу жителей, что ниже, чем во многих других странах. Так, в Финляндии этот показатель составляет около 10 км, в США.
13 км, во Франции — 15,1 км на тысячу жителей1. В Белоруссии и Казахстане эти показатели приблизительно равны 7,6″ км и 5,3J км на тысячу жителей соответственно, что также ниже, чем в странах с хорошо развитой транспортной инфраструктурой.
По оценкам экономистов, российская экономика ежегодно теряет 1,8 триллиона рублей из-за транспортных проблем4, что превышает 4% ВВП России. В этих условиях работа по строительству и модернизации дорог становится государственной задачей первостепенной важности. Только в ближайшие годы на развитие транспортной инфраструктуры России планируется потратить более 13 триллионов рублей, а до 2030 года — более 172 триллионов рублей5. Также в Белоруссии и Казахстане на строительство и содержание дорог ежегодно выделяются значительные средства, превышающие I % от ВВП этих стран. Это свидетельствует о значительном росте потребления дорожно-строительной техники в перспективе.
Одной из острых проблем, с которой столкнулось отечественное дорожно-строительное машиностроение — проблема конкурентоспособности техники национального производства как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ежегодно отечественное дорожно-строительное машиностроение уступает свои позиции иностранным производителям. Так, в период с 2000 по 2009 годы доля импорта в общем объеме потребления дорожно-строительных машин на российском рынке увеличилась с 14,5% до 61%, сократив тем самым продажи национальных производителей. Такая тенденция свидетельствует о повышении уровня зависимости страны от зарубежных поставок дорожно-строительной техники, тем самым угрожая экономической.
1 Информационный портал Министерства транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www. mintrans.ru.
2 Информационный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://belstat.gov.by.
J Информационный портал Агентства Республики Казахстан по статистике: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.stat.kz.
4 Гаврилов Ю. Проверка на дорогах // «Российская газета» — Федеральный выпуск № 4588 от 14 февраля 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.rg.ru.
5 Кукол E. Портам и доро! ам добавят денег // «Российская газета» — Спецвыпуск № 4740 от 29 августа 2008 i. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Word Wide Web URL http7/www.rg.ru. безопасности государства. Именно по этой причине возникает необходимость поддержки дорожно-строительного машиностроения как одного из важнейших направлений развития экономики стран Таможенного союза.
С 1 января 2010 года создан таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в рамках которого отменяются таможенные формальности во взаимной торговле между государствами-членами и применяются единые таможенные меры регулирования в отношении товаров третьих стран. В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС6 вопросы о применении мер регулирования внешней торговли решаются на заседаниях Комиссии таможенного союза (далее Комиссия). Предложения по введению этих мер с материалами, содержащими обоснование необходимости принятия такого решения, вносятся на рассмотрение Комиссии уполномоченным национальным органом одного из государств-членов Таможенного союза. В этой связи возникает необходимость в разработке и внедрении единых методик обоснования ставок таможенных пошлин, антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин в государствах-членах Таможенного союза. При обосновании таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники является актуальной проблема сочетания таможенно-тарифных мер и специальных пошлин.
Действующие в настоящее время ставки таможенных пошлин на дорожно-строительную технику не обеспечивают необходимый уровень поддержки внутреннего производства, тем самым создавая преимущества иностранным производителям на рынке Таможенного союза. Фактически полная незащищенность отечественных производителей от импорта аналогичной зарубежной продукции продолжает действовать как фактор, сдерживающий восстановление и развитие производственного и конкурентного потенциала.
6 Решение Межгосударственного Совета ЕврЛзЭС от27 11.2009 № 15 «О вопросах opiанизации деятельности Комиссии таможенного союза» (вместе с «Правилами процедуры Комиссии таможенного союза») [Электронный ресурс]. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://wwvv.tsouz.ru. отечественных предприятий. В этих условиях возникает необходимость в совершенствовании научно-методического аппарата обоснования комплекса таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза таким образом, чтобы его использование способствовало созданию равных условий конкуренции на внутреннем рынке между иностранными и отечественными производителями дорожно-строительных машин. Это обстоятельство обусловило актуальность проведенных в работе исследований и определило их объект и цель.
Объектом исследования является таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза.
Цель исследования заключается в разработке таможенных мер поддержки развития отечественного производства дорожно-строительной техники и создания равновыгодных условий для ее реализации на рынке Таможенного союза.
Достижение этой цели обеспечивается совершенствованием таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники. Это определило предмет проведенных исследований. Предметом является методический аппарат формирования мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза.
Степень разработанности проблемы. В научных работах Орешки-на В.П., Харченко Д. Л., Преснякова В. Ю. рассматриваются теоретические основы государственного регулирования внешней торговли. В трудах Глазьева С. Ю., Сенчагова В. К., Илларионова А. И. рассматриваются вопросы экономической безопасности страны. Теоретические и практические аспекты в области таможенного регулирования нашли свое отражение в научных работах Новикова В. Е., Барамзина C.B., Блинова Н. М., Чернышева В. В., Ревина В. Н. и др. В работах Лифица И. М., Фатхутдинова P.A., Тихонова P.M., Рыбакова И. П. затрагиваются теоретические аспекты оценки конкурентоспособности машиностроительной продукции производственно-технического назначения. Вопросы, связанные с оценкой конкурентоспособности и экономической эффективности дорожно-строительной техники, исследованы в трудах Мандровского К. П., Платова O.K., Баловнева В. И., Ермилова А. Б. и др.
Вместе с тем имеющийся в данных работах научно-методический аппарат не позволяет принимать достаточно обоснованные решения по формированию таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники по причине того, что они не учитывают особенности оценки конкурентоспособности и экономической эффективности продукции дорожно-строительного машиностроения при обосновании таможенно-тарифных и нетарифных мер. Следовательно, имеет место противоречие между существующим и требуемым уровнями развития научно-методического аппарата регулирования ввоза дорожно-строительной техники. Это обусловило общую научную задачу проведенного исследования. Она заключается в разработке научно-методического аппарата и практических рекомендаций по обоснованию таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза в целях создания условий для производства конкурентоспособных дорожно-строительных машин отечественными производителями. Ее достижение обеспечивается решением следующих задач:
1) Анализ влияния таможенных мер регулирования на развитие отечественного производства дорожно-строительной техники.
2) Разработка общего алгоритма обоснования комплекса таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза.
3) Разработка методики оценки конкурентоспособности отечественных дорожно-строительных машин в сравнении с импортными аналогами на внутреннем рынке.
4) Разработка методики расчета ставки ввозной таможенной пошлины на дорожно-строительную технику.
5) Разработка методики определения серьезного ущерба при специальном защитном расследовании и расчета специальной пошлины на ввозимую дорожно-строительную технику.
6) Разработка практических рекомендаций по совершенствованию мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза (на примере полноповоротных одноковшовых экскаваторов).
Теоретическую основу проведенного исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области таможенного регулирования внешнеторговой деятельности, теории оценки конкурентоспособности и экономической эффективности дорожно-строительной техники.
Информационную базу исследования составили положения международных соглашений, конвенций, нормативно-правовых актов Межгоссовета Ев-рАзЭС, Комиссии таможенного союза, Федеральной таможенной службы и иных ведомств Российской Федерации, публикации периодических изданий по экономике, статистические данные вышеуказанных ведомств, а также Росстата, Белстата, Агентства Республики Казахстан по статистике, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Комитета таможенного контроля Республики Казахстан, Союза производителей строительно-дорожной техники, данные всемирной сети Интернет.
При проведении исследования были использованы методы анализа, синтеза, логического познания, аналогии и абстрагирования, а также экономико-статистический метод.
В ходе исследований автором получены следующие новые научные результаты, выносимые на защиту:
1. Методика оценки конкурентоспособности отечественных дорожно-строительных машин в сравнении с импортными аналогами на внутреннем ч рынке, отличительной особенностью которой является учет значимости для потребителя цены, эксплуатационных издержек, надежности, производительности и срока службы на момент приобретения техники. В ней впервые учтены: коэффициент учета изменения надежности, включающий учет затрат потребителя, обусловленных необходимостью временной замены на период дополнительных простоев по техническим причинам менее надежной машины в сравнении с аналогом, скорректированных на коэффициент учета изменения срока службыкоэффициент учета роста технической производительности, включающий учет дополнительных затрат пользователя менее производительной машины при получении одинакового полезного результата со сравниваемым аналогом, скорректированных на коэффициент учета изменения срока службы.
2. Методика расчета ставки ввозной таможенной пошлины на дорожно-строительную технику, в которой, в отличие от ранее разработанных, учтен полезный эффект от использования импортной дорожно-строительной машины взамен отечественного аналога.
3. Методика определения серьезного ущерба при специальном защитном расследовании и расчета специальной пошлины на ввозимую дорожно-строительную технику, отличающуюся тем, что в ней впервые предложен комплекс взаимоувязанных количественных показателей-индикаторов, позволяющих выявить наличие серьезного ущерба для отрасли, а также методика расчета специальной пошлины исходя из исходной основы и действующего уровня ставки таможенной пошлины.
4. Рекомендации по совершенствованию таможенных мер регулирования ввоза полноповоротных одноковшовых экскаваторов, в части: определения уровня ставок таможенных пошлин, обеспечивающих равные условия конкуренции для отечественных и иностранных производителей на рынке Таможенного союзаобоснования нанесения серьезного ущерба отрасли экономики стран Таможенного союза и расчета специальных пошлин в дополнение к действующей ставке ввозной таможенной пошлины.
Научная новнзна результатов исследования заключается в создании научно-методического аппарата обоснования комплекса мер таможеннотарифного и нетарифного регулирования ввоза дорожно-строительной тех-&diamsники на территорию Таможенного союза, основанного на учете конкурентоспособности и полезного эффекта от использования отечественных и зарубежных дорожно-строительных машин.
Апробация и внедрение результатов исследования велись по нескольким направлениям:
1. Основные идеи, выводы и предложения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях и публикациях на научно-практических конференциях: I Международная молодежная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы таможенного дела: взгляд молодых» (Ростовский филиал Российской таможенной академии, г. Ростов-на-Дону, 30 июня -2 июля 2008 года). Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела и пути их решения» (Российская таможенная академия, г. Москва, 23 октября 2009 года), III Международная молодежная научно-практическая конференция «Инновационное развитие таможенного дела: взгляд молодых» (Российская таможенная академия, г. Москва, 20−23 апреля 2010 года).
2. Результаты исследования использовались в деятельности ОАО «Ир-маш» при решении вопросов государственной поддержки производимой заводом дорожно-строительной техники.
3. Материалы исследования включены в отчеты по научно-исследовательским работам: «Исследование проблем в таможенном деле» 2009 г., «Экономическая сущность и совершенствование методических основ определения особых пошлин как инструмента защиты экономических интересов России» 2010 г.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии методологии определения ставок таможенных пошлин на основе обоснования более полного учета конкурентоспособности дорожно-строительной техники и полезного эффекта от применения импортной машины взамен аналога отечественного производства.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что реализация разработанного научно-методического аппарата обоснования таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза позволит: определить экономически обоснованный уровень ставок таможенных пошлин, обосновать нанесение серьезного ущерба дорожно-строительному машиностроению Таможенного союза, рассчитать специальную пошлину и создать равновыгодные условия для реализации на рынке Таможенного союза отечественных и зарубежных дорожно-строительных машин.
Обоснованность результатов обеспечивается полнотой учета требований экономических законов и теории таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также использованием фактических данных о производстве и использовании дорожно-строительных машин.
Достоверность результатов исследования подтверждается положительными отзывами о внедрении основных научных результатов, а также согласованностью основных выводов с практикой таможенного регулирования при ввозе товаров на территорию Таможенного союза.
Публикации. По теме диссертации опубликовано шесть научных статей общим объемом 1,37 печатного листа.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, основных выводов и предложений, списка использованных источников и приложений.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
В результате проведенного исследования решена актуальная задача, заключающаяся в разработке научно-методического аппарата и практических рекомендаций по обоснованию таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза в целях создания условий для производства конкурентоспособных дорожно-строительных машин отечественными производителями.
1. Проведенный анализ внешней торговли дорожно-строительной техникой выявил существующую тенденцию к вытеснению отечественного производителя с внутреннего рынка, что обусловливает необходимость решения важной задачи — замещения импорта собственным производством высокотехнологичной и наукоемкой продукции.
Решение указанной задачи связано с расширением производства отечественной дорожно-строительной техники. Однако в сложившихся условиях неравной конкурентной среды производителю Таможенного союза становится непосильным соперничать с поставщиками иностранной техники, что в кризисный период повлекло за собой к существенным социально-экономическим последствиям: закрытие ряда производств, сокращение рабочих мест, снижение зарплаты и т. д. В этих условиях возникает задача поиска комплексных мер для выхода из сложившейся ситуации. В комплексе таких мер существенную роль играют таможенные меры регулирования ввоза дорожно-строительной техники. Государство за счет мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования должно снизить давление импорта на отечественного производителя дорожно-строительной техники на внутреннем рынке. В свою очередь предприятия отрасли должны привлечь инвестиции к ускоренной модернизации отрасли с целью создания нового поколения техники, способной конкурировать не только внутри страны, но и на мировом рынке.
Анализ применения таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительной техники на территорию Российской Федерации в период с 1997 по 2009 годы выявил четкую тенденцию к снижению уровня тарифной защиты, в то время как доля импорта во-внутреннем потреблении возрастала. Такая тенденция свидетельствует о том, что таможенное регулирование ввоза дорожно-строительной техники проводилось совершенно необоснованно. Одной из главных причин сложившегося положения отрасли является недостаточный уровень развития научно-методического аппарата по определению таможенных мер регулирования ввоза дорожно-строительных машин. В настоящее время отсутствуют конкретные методики формирования решений по выбору тех или иных совокупностей мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ввоза дорожно-строительной техники. Вместе с тем, без требуемого научно-методического аппарата сформировать рациональные решения в этой области не представляется возможным.
2. Разработана методика оценки конкурентоспособности отечественных дорожно-строительных машин в сравнении с импортными аналогами на внутреннем рынке, отличительной особенностью которой является учет значимости для потребителя цены, эксплуатационных издержек, надежности, производительности и срока службы на момент приобретения техники.
3. Разработана методика расчета ставки ввозной таможенной пошлины на дорожно-строительную технику, обеспечивающая равные условия конкуренции для отечественных и иностранных производителей на внутреннем рынке, в которой, в отличие от ранее разработанных, учтен полезный эффект от использования импортной дорожно-строительной машины взамен отечественного аналога. • На основе этой методики рассчитаны научно-обоснованные ставки таможенных пошлин на одноковшовые полноповоротные экскаваторы.
4. Разработана методика определения серьезного ущерба при специальном защитном расследовании и расчета специальной пошлины на ввозимую дорожно-строительную технику, отличающуюся тем, что в ней впервые предложен комплекс взаимоувязанных количественных показателей, позволяющих выявить наличие серьезного ущерба для отрасли, а также методика расчета специальной пошлины исходя из исходной основы и действующего уровня ставки таможенной пошлины. Используя эту методику обоснован серьезный ущерб для отечественных производителей одноковшовых полноповоротных экскаваторов и рассчитаны специальные пошлины при условии сохранения на них действующих ставок ввозных таможенных пошлин в Едином таможенном тарифе Таможенного союза:
— гусеничные от 10 до 18 тонн — 48,6%, но не менее 251,34 евро/кВт;
— гусеничные от 18 до 32 тонн — 41,96%, но не менее 192,64 евро/кВт;
— гусеничные от 32 до 50 тонн — 10,7%, но не менее 57,61 евро/кВт;
— колесные от 10 до 18 тонн — 41,18%, но не менее 250,34 евро/кВт;
— колесные от 18 до 32 тонн — 15,72%, но не менее 96,9 евро/кВт.
5. Предложено оценивать результативность реализации внесенных предложений по изменению таможенных мер регулирования с помощью показателя, отражающего изменение доли импорта в общем объеме потребления дорожно-строительной техники на рынке Таможенного союза.
6. Разработанные методические рекомендации содержат отдельные положения, которые носят универсальный характер и могут быть использованы для регулирования ввоза других видов машиностроительной продукции производственно-технического назначения.
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАМОЖЕННЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ВВОЗА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ НА ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ ПОЛНОПОВОРОТНЫХ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ).
3.1 Рекомендации по обоснованию мер таможенно-тарифного регулирования ввоза дорожно-строительной техники на примере полноповоротных одноковшовых экскаваторов).
В соответствии с общим алгоритмом (рис. 2.1) аргументированный вывод о необходимости пересмотра действующих мер регулирования в отношении ввоза экскаваторов можно сделать в результате оценки конкурентоспособности отечественных машин в сравнении с импортными аналогами на внутреннем рынке.
Прежде чем определить уровень конкурентоспособности необходимо выбрать представителей-аналогов отечественного и иностранного производства в каждом классе экскаваторов. Следуя инструкциям, предложенным автором исследования, была составлена таблица 3.1с представителями классов полноповоротных экскаваторов.
Список литературы
- Официальные законодательные и нормативные документы:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61 -ФЗ.
- Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 03.11.2010) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 50. — Ст. 4850.
- Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // Собрание законодательства РФ. 2003. — № 50. — Ст. 4851.
- Закон Российской Федерации от 21.05.1993 г. № 5003−1 «О таможенном тарифе».
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 1994 г. № 196 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» // Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 14 марта 1994 г., № 11, ст. 863.
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 1995 г. № 454 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» // Собрании законодательства Российской Федерации, 15 мая 1995 г., № 20, ст. 1806.
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 886 «О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. № 148» // Собрании законодательства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г., № 49, ст. 4818.
- Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. № 638 «О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. № 148» // Собрании законодательства Российской Федерации от 10 сентября 2001 г., № 37, ст. 3685.
- Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 210 «О внесении изменений и дополнений в Таможенный тариф Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2003 г.№ 15 ст. 1374.
- Постановление Правительства РФ от 24 марта 2006 г. № 168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования» // Собрании законодательства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 14 ст. 1547.
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 (ред. от 30.10.2010) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 16.06.2008, N 24, ст. 2867.
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 (ред. от 29.10.2010) «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 16.06.2008, N 24, ст. 2868.
- Постановление Правительства РФ от 15.09:2009 № 742 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов оборудования» // «Собрание законодательства РФ», 21.09.2009, № 38, ст. 4495.
- Приказ ГТК РФ от 20 марта 1993 г. № 92 «Об импортном таможенном тарифе Российской Федерации» // «Российские вести», № 70- 1993 г.
- Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 (ред. от 20.09.2010) «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // «Российская газета», № 227, 30.11.2009.
- Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 18.06.2010) // «Российская газета», № 227/1, 30.11.2009.
- Монографии, учебные пособия, сборники, материалы конференций:
- Баловнев В. И., Ермилов А. Б. Оценка технико-экономической эффективности дорожно-строительных машин на этапе проектирования. Учебное пособие. М. МАДИ 1984. — 102 с.
- Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности. -М.: Книга и бизнес, 2001. 304 с.
- Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности: Учебник. М.: РИО РТА, 2004. — 356 с.
- Барсегян Д. Э. Таможенно-тарифное регулирование рынка пассажирских самолетов в России: монография / Д. Э. Барсегян, В. Е. Новиков. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. — 126 с.
- Блинов Н. М. и др. Проектирование таможенной политики / Н. М. Блинов, В. Н. Иванов, В. Б. Кухаренко, А. Г. Пашинский. М.: Книга и бизнес, 2001.-327 с.
- Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. М., 1997. — 187 с.
- Дюмулен И. И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: Учебное издание. — М.: ВАВТ, 2004. — 579 с.
- Лифиц И. М. Формирование и оценка конкурентоспособности товара и услуг. М.: Юрайт-Издат, 2004. 335 с.
- Мазилкина Е. И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. Омега-Л, М. 2009. — 328 с.
- Методика определения оптовых цен на новую машиностроительную продукцию производственно-технического назначения (временная)/Утв. постановлением Госкомитета СССР по ценам от 30.10.87 г. № 760. М. Прейскурантиздат, 1987. — 28 с.
- Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств. (МДС 813.99) М.: Госстрой России, 1999. — 51 с.
- Минаев М. Ю. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. М: МГОУ, 2006 г. — 218 с.
- Новиков В. Е. Таможенные аспекты совершенствования системы защитных мер в условиях вступления России в ВТО: отчет о НИР (итоговый) / В. Е. Новиков- ГТК РФ, РТА- науч. рук. В. Е. Новиков. Люберцы, 2004. — 167 с.
- Новиков В. Е. Динамика ставок таможенных пошлин на отдельные товарные группы и ее влияние на структурные сдвиги в отечественном производстве и внешнеторговом обороте: отчет о НИР (итоговый) / В. Е. Новиков- ФТС РТА. Люберцы, 2006. — 136 с.
- Новиков В. Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. М.: РИО РТА, 2006. — 248 с.
- Новиков В. Е., ГоляшеваТ. П. «Таможенные пошлины: методология обоснования и расчеты», М. 2000. 25 с.
- Окренилов В. В. Управление качеством : учеб. для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Экономика, 1998. — 689 с.
- Пансков В. Г., Федоткин В. В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России: учеб.-метод. пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. — 364 с.
- Платов О. К. Экономическая эффективность строительных и дорожных машин: Учеб. пособие для студентов спец. 0511 «Строит, и дор. машины и оборуд."/ Ярослав, политехи, ин-т, Ярославль: ЯПТИ, 1985. 86 с.
- Райзберг Б. А., Лозовский JI. LLL, Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
- РАН Институт народнохозяйственного прогнозирования. «Количественный анализ последствий вступления России в ВТО» (методика и результаты расчетов). М., 2002 г.
- Ресурсные сметные нормы. Методические рекомендации по определению затрат по эксплуатации строительных машин. (Государственная корпорация Монтажспецстрой.) М.: ЦБНТИ, 1992. — 40 с.
- Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81−05−02−2001), Госстрой России, Москва, 2002. — 55 с.
- Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — 896 с.
- Тихонов Р. М. Конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1985. 176 с.
- Фатхутдинов Р. А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2005. 504 с.
- Чайникова Л. Н. Конкурентоспособность предприятия:-учеб. Пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 192 с.
- Чернышев В. В. Торгово-экономические отношения России в современных условиях:-Учебное пособие. — М.: РИО РТА, 2004. 528 с.
- Диссертации и авторефераты:
- Аргинбеков А. У. Обновление парка машин и оборудования на промышленном предприятии: дис. к. э. н. М., 2000. — 197 с.
- Васильева 3. А. Формирование факторов экономического роста хозяйственных систем на основе механизмов конкуренции и сотрудничества: дис. д. э. н. Красноярск, 2006. — 454 с. I
- Изюмченко Г. В. Таможенное регулирование как фактор развития машиностроительного комплекса: дис.. к. э. н. М., 2002. — 195 с.
- Мандровский К. П. Оценка конкурентоспособности дорожно-строительных машин (на примере одноковшового гусеничного экскаватора): дис.. к. т. н. -М., 2008. 190 с.
- Манушина А. П. Совершенствование таможенного регулирования ввоза продукции машиностроения на таможенную территорию Российской Федерации: дис.. к. э. н. — М., 2003. 165 с.
- Мжаванадзе А. Г. Таможенно-тарифная политика России в условиях рыночных преобразований: дис. к. э. н. М., 2004. — 216 с.
- ОрешкинВ. А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство: дис.. д. э. н. М., 2002. — 449 с.
- Пилипенко Р. В. Развитие научно-методического аппарата формирования комплекса тарифных и нетарифных мер поддержке сельскохозяйственного машиностроения России: дис.. к. э. н. М., 2008. — 148 с.
- Пресняков В. Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: дис.. д. э. н. — М., 1998.-283 с.
- Ревин В. Н. Формирование механизма нетарифного регулирования внешней торговли в России: дис.. к. э. н. — М., 1998. 178 с.
- Сафаров Э. А. Совершенствование системы таможенного регулирования внешней торговли России: На основе повышения эффективности управления рисками: дис.. к. э. н. Москва, 2004. — 181 с.
- Тюрина И. Ю. Совершенствование экономического стимулирования производства и экспорта наукоемкой продукции в России: дис.. к. э. н. -М., 1999.- 179 с.
- Федорцов Д. С. Совершенствование тарифного и нетарифного регулирования (на примере автомобильной промышленности): дис.. к. э. н. -М., 2007.- 155 с.
- Харченко Д. JT. Государственное регулирование экономической безопасности России: Автореферат дис.. к. э. н. М., 2006. — 29 с.
- ШаменкоВ. А. Повышение эффективности использования парка строительных машин за счет его обновления на лизинговой основе: дис.. к. т. н.-М., 2005.-286 с.
- Глазьев С. Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны альтернативный реформный курс // Российский экономический журнал. 1997. -№ 1−2.
- Илларионов А. И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998, № 10. С. 35−59.
- Новиков В., Голяшева Т. Методические основы определения таможенной пошлины на производственно-техническую продукцию. // «Экономист». 2002, № 9. С. 74−80.
- Рыбаков И. П. Качество и конкурентоспособность при рыночных соотношениях// Стандарты и качество. 1995, № 12. С. 43−47.
- Свинухов В. Г. Классификация мер нетарифного регулирования внешнеторговойдеятельности России / В. Г. Свинухов, Г. П. Щербина // Право и экономика. 2001, № 8. С. 23−31.
- Ферапонтов А. П. Один из вариантов математической модели показателей конкурентоспособности технической продукции // Стандарты и качество. 1994, № 4. С. 44−45.
- Статистические и справочные издания:
- Россия в цифрах. 2010: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2010. 558 с.
- Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Годовые сборники. М.: ФТС (ГТК) России, 1994−2009 гг.
- Final Report «Effective Rates of Protection in Egypt», September 1998.
- UNCTAD, Directory of Import Regimes. New Yourk, 1994. WTO Annual reports 1996−2002.1. Интернет ресурсы:
- Аналитический обзор. // Машиностроение. Часть 1. Обзор отрасли: структура, динамика, рынок акций. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eufii.ru
- Гаврилов Ю. Проверка на дорогах // «Российская газета» Федеральный выпуск № 4588 от 14 февраля 2008 г. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.rg.ru.
- ГОСТ 11 030–93 «Автогрейдеры. Общие технические условия». Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www. tsf.ru.
- ГОСТ 21 915–93 «Асфальтоукладчики. Общие технические условия». Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www. tsf.ru.
- ГОСТ 27.002−89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.complexdoc.ru
- ГОСТ 30 067–93 «Экскаваторы одноковшовые универсальные полноповоротные». Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www. tsf.ru.
- Информационный портал Агентства Республики Казахстан по статистике. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.stat.kz
- Информационный портал Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www. gtk.gov.by
- Информационный портал Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.customs.kz
- Информационный портал Министерства промышленности и торговли России. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http ://www.minprom. gov.ru
- Информационный портал Министерства транспорта Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www. mintrans.ru.
- Информационный портал Министерства экономического развития Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.economy.gov.ru
- Информационный портал Национального статистического комитета Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://belstat.gov.by
- Информационный портал союза производителей строительно-дорожной техники. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.spdst.ru.
- Информационный портал строительно-дорожной техники. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.exkavator.ru
- Информационный портал Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www. rosavtodor.ru
- Информационный портал Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.gks.ru.
- Информационный портал Федеральной таможенной службы. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http ://www.customs.ru.
- Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России Союза машиностроителей России (2008 г.) // Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL: http://www.soyuzmash.ru
- Кукол E. Портам и дорогам добавят денег // «Российская газета» -Спецвыпуск № 4740 от 29 августа 2008 г. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.rg.ru.
- Стратегия развития строительно-дорожного машиностроения Российской Федерации на 2009−2015 годы и на период до 2020 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.spdst.ru
- Шадрина Т. Дорога в 2030 год // «Российская газета» Федеральный выпуск № 4728 от 14 августа 2008 г. Электронный ресурс. Режим доступа: Word Wide Web. URL http://www.rg.ru.