Налоговая система государства.
Налоги и их виды
Однако система экономических нормативов имела большое количество недостатков. Не смотря на тот факт, что такие нормативы должны быть одинаковыми для всех предприятий, они были не просто дифференцированными, а практически индивидуальными. В результате чего замена экономических нормативов распределения прибыли на налоги была просто необходима. Этот шаг предполагал устранение субъективизма… Читать ещё >
Налоговая система государства. Налоги и их виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине:
Макроэкономика на тему:
Налоговая система государства. Налоги и их виды Выполнил: Мартынов Сергей Олегович, студент 1 курса группа 12-э Научный руководитель: Андреев Г. Г
2013 год
ПЛАН ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность и принципы налогообложения
1.2 Способы взимания и элементы налога
1.3 Виды налоговой системы
1.4 Функции налога
1.5 Виды налога ГЛАВА 2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
2.1 Классификация налогов в российской экономике
2.2 Основные налоги в России
2.3 Особенности налогообложения в России ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из множества различных рычагов экономики, при помощи которых государство может воздействовать на рыночную экономику, является налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система — это важнейший экономический регулятор. Она является основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство использует налоги с целью регулирования негативных явлений рынка. Налоги являются сильным инструментом управления экономикой в условиях рыночной экономики. От правильности построения системы налогообложения зависит эффективность функционирования народного хозяйства.
Налоговые вопросы на Западе занимают одно из главных мест в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный учет налогового фактора может иметь неблагоприятные последствия и вызвать, например, банкротство предприятия. Если же использовать предусмотренные налоговым законодательством льготы и скидки правильно, то можно не только обеспечить сохранность имеющихся накоплений, но и возможно финансировать расширение деятельности, новые инвестиции за счет экономии на налогах, а так же за счет возврата из казны налоговых платежей.
Применение налогов — это один из методов экономического управления, обеспечения взаимосвязи между общегосударственными и коммерческими интересами предпринимателей и предприятий. С помощью налогов определяются отношения предприятий, предпринимателей всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, с вышестоящими организациями. С помощью налогов регулируются различные процессы во внешней экономике, включая в себя привлечение различных иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. При помощи налогов государство получает в ресурсы, которые необходимые для выполнения своих общественных функций. С помощью налогов финансируется расход по социальному обеспечению, который обеспечивает перераспределение доходов. Конечное распределение доходов между людьми зависит от системы налогового обложения.
В связи с переходом от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль налогов, как регулятора рыночной экономики. Государство через налоги проводит активную политику в области развития наукоемких производств, а так же ликвидации, так называемых, убыточных предприятий. Не что иное, как налоговая система оказалась, главным предметом дебатов о путях реформирования. На данный момент существует множество различной литературы о налогообложении в странах запада. Однако, в связи с тем, что российская налоговая система создается фактически заново, очень немало литературы отечественных авторов по теме налогообложения, в которой можно было бы найти глубоко продуманные, грамотно просчитанные предложения по созданию российской налоговой системы, отвечающей условиям нашей страны.
Налоговая система Российской Федерации была создана еще в 1991 году. В декабре того года были приняты законопроекты о налоговой системе, среди которых «Законопроект о налоге на прибыль предприятий», «Законопроект об основах налоговой системы в Российской Федерации», «Законопроект о налоге на добавленную стоимость» и многие другие.
1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1 Сущность и принципы налогообложения Изначально стоит остановиться на необходимости налогов. Налоги появились, когда общество стало делиться на классы, а так же в период становления государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти… «(К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). Нет ни одного государства, которое смогло обойтись без налогов, так как для выполнения своих функций ему необходима определенная сумма денежных средств, которая может быть собрана исключительно посредствам налогов. А это значит, что минимальный размер налогового обложения определяется той самой суммой, которую государство тратит на исполнение своих фундаментальных функций. Следственно, чем больше у государства функций, тем больше оно будит собирать налогов.
Таким образом, налогообложение является системой распределения доходов между юридическими лицами, физическими лицами и государством, а налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона для удовлетворения основных потребностей общества. Через налоги выражается обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, принимать участие в формировании финансовых ресурсов государства. Будучи инструментом перераспределения, налоги предназначены для погашения возникающих сбоев в системе распределения, а так же налоги должны стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Именно по этой причине налоги являются важным звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главными принципами налогообложения являются равномерность и определенность. Равномерность подразумевает единый подход к налогоплательщикам с точки зрения единства правил, общеобязательности, а так же равной степени затрат, которые несут налогоплательщики. Под определенностью стоит понимать порядок налогообложения, устанавливаемый заранее законом, следственно, известен заблаговременно и размер, с рок уплаты налога. Так же, государство может определять меры взыскания за невыполнение закона.
Денежные средства, которые вносятся в виде налогов, не могут иметь целевого назначения. Они поступают в бюджет, после чего используются на нужды государства. Государство, в свою очередь, не предоставляет налогоплательщику никакого эквивалента за вносимые средства в бюджет. Безвозмездность налоговых платежей — это одна из черт составляющих их юридическую характеристику.
Если вникать в суть налоговых платежей более подробно, важно определить основные принципы налогообложения, которые были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений. Эти четыре положения выглядят таким образом:
" 1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно своему доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому…
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для налогоплательщика…
4. Каждый налог должен быть устроен таким образом, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства" .
Эти принципы, благодаря своей простоте, не требуют абсолютно никаких разъяснений, кроме тех, которые уже содержатся в них самих. Все эти принципы стали «Аксиомами» налоговой политики.
Сегодня же, все эти принципы расширены в связи с условиями нашего времени. Принципы современного налогообложения выглядит следующим образом:
1. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
2. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
3. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
4. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
5. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
6. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.
1.2 Способы взимания и элементы налога Налоговая система существует на определенных законодательных актах государства, которые, в свою очередь, устанавливают конкретные методы по построению и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. К элементам налогов относятся:
объект налога — это имущество или доход, которое подлежит обложению, измеримое количественно, которое служит определенной базой для налогового исчисления;
субъект налога — физическое или юридическое лицо, обязываемое к уплате налога, в соответствии с законодательством;
источник налога — это доход, эквивалентно которому выплачивается налог;
ставка налога — это заранее определенная величина налоговых отчислений. Ставка может определяться как в виде твердой ставки, так и в виде процента;
налоговая льгота — это полное или частичное освобождение субъектов налога от налога;
срок уплаты налога — сроки, в которые должен быть уплачен налог. Сроки оговаривается в законодательстве, за его нарушение законодательства взимается процент (пени). Процент зависит от просроченного срока.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кадастровый — когда объекты налога дифференцируются на определенные группы, по каким либо признакам. Перечень групп и их признаков заносится в специальные справочники. Ставка налога, для каждой из групп, индивидуальна. Данный способ налогообложения имеет следующую характерную черту — величина налога не зависит от доходности объекта. Существуют различные примеры такого налога, например налог у владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке, которая зависит от мощности транспортного средства, этот налог используется, не зависимо от того, используется транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором налогоплательщик приводит расчет дохода и налога с самого себя. Такой метод имеет следующую характерную черту — выплата налога производится лицом, получающим доход, после получения этого самого дохода. Примером такого налога является «налог на прибыль».
3. У источника. Данный налог вносится лицом, которое выплачивает доход. Следственно, оплата такого налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получит его уменьшенным на сумму налога. Примером такого налога может служить подоходный налог с физических лиц. Налог выплачивается, каким либо предприятием, или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, к примеру, из заработной платы предприятием выплачивается сумма налога, которая перечисляется в бюджет, остальная же сумма выплачивается работнику.
1.3 Виды налоговой системы Налоговую систему различают двух видов: шедулярную и глобальную
Шедулярная налоговая система предполагает разделение дохода налогоплательщика на две части, где каждая часть облагается налогом по-разному. Для каждой из шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.
Глобальная система предполагает одинаковое налогообложение дохода юридических и физических лиц. Данная система упрощает расчет налогов, а так же планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система получила широкое применение в странах запада.
1.4 Функции и виды налогов Экономическая сущность налогов проявляется через их функции. Принято выделять четыре основных функции налогов:
Фискальная функция — финансирование государственных расходов.
Регулирующая функция — государственное регулирование в сфере экономики.
Социальная функция — поддержание социального равновесия, путем изменения соотношения доходов различных социальных групп, с целью борьбы с социальным неравенством.
Стимулирующая функция — стимулирование технического прогресса, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства по средствам государства.
Налоги принято делить на два вида.
1) Налоги на доходы и имущество
а) Подоходный налог, налог на прибыль корпораций
б) Социальное страхование
в) Поимущественные налог (К ним относятся налоги на собственность, которые включают в себя налоги на землю и прочую недвижимость).
г) Налог на перевод капиталов за рубеж
Все вышеперечисленные налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. Данные налоги принято называть «прямыми».
2) Налоги на товары и услуги
а) Налог с оборота (во многих странах называется налогом на добавочную стоимость)
б) Акциз — налог, заранее включенный в стоимость товара или услуги
в) Налог на наследство
г) Налог на сделки с недвижимостью
Такие налоги принято называть «косвенными», так как они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги крайне трудно переносятся на потребителя. Проще всего дело обстоит с налогом на землю, или какую либо другую недвижимость, так как они включены в арендную или квартирную плату. Косвенные налоги могут быть перенесены на конечного потребителя. Размер такого налога будет зависеть от эластичности спроса на товар, облагаемый тем самым налогом. При меньшей эластичности спроса большая часть налога будет возлагаться на потребителя. Чем меньше эластичность предложения, тем большая часть налога будет уплачиваться за счет прибыли. При долгосрочном плане эластичность предложения растет, следственно, большая часть косвенных налогов перекладывается на потребителя. В случаях, когда эластичность спроса велика, увеличение косвенных налогов может привести к снижению уровня потребления. При высокой эластичности предложения, увеличение косвенных налогов ведет к сокращению чистой прибыли, что, в свою очередь, вызывает сокращение капиталовложений, а так же перелив капитала в другие сферы деятельности.
Налоговые ставки могут быть твердыми, пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
1) Твердые — ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.
2) Пропорциональные — ставки, действующие в одинаковом процентном соотношении к объекту налога, не учитывая дифференциацию его величины.
3) Прогрессивные — ставки предполагающие возрастание размера ставки в зависимости от роста дохода.
4) Регрессивные — ставки, предполагающие снижение размера ставки по мере роста дохода.
Так же налоги могут быть разделены на общие и специфические налоги.
1) Общие налог могут быть использованы в области финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов, не закрепляясь за каким либо определенным видом расходов.
Специфические налоги имеют, в свою очередь, целевое назначение а) Отчисления на социальное страхование б) Отчисления на дорожные фонды
2. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ В соответствии с законодательством Российской Федерации, налог, сбор, пошлина и любой другой платеж — это обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Так же, в этом законе дается определение налоговой системы: «Налоговая система — совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке «. Так же, закон дает определение налогоплательщикам: «Плательщиками налогов называют юридические лица и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.»
Так же, необходимо определить объекты налогообложения и льготы, предусмотренные законодательством. Объектами налогообложения могут быть: доходы, стоимость определенных товаров, операции с ценными бумагами, передача имущества, добавленная стоимость продукции.
По законодательству, на налоги могут устанавливаться следующие льготы:
а) Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога б) Необлагаемый минимум объекта налога
в) Понижение налоговых ставок г) Освобождение от уплаты налога некоторые категории плательщиков д) Вычет из налогового оклада
е) Целевые налоговые льготы (включая налоговые кредиты) В Российской Федерации, налоговая система построена на основе общих принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. К таким принципам относятся:
а) Принцип однократного налогообложения
б) Стабильность, определенность, простота
в) Принцип заблаговременного установления ставки и правил исчисления налога и его уплаты.
На вершине налоговой системы стоит Государственная налоговая служба РФ, входящая в систему центральных органов государственного управление России. Главная задача Государственной налоговой службы РФ — контроль над соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления.
2.1 Классификация налогов в российской экономике В 1992 году в России начала действовать новая налоговая система. Основные принципы ее заложены в законе об «Основах налоговой системы в РФ» от 28.12.91. Данный закон устанавливает перечень идущих в бюджетную систему налогов, пошлин и других платежей. Так же, этот закон определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
Налоговую систему Российской Федерации можно разделить на 3 вида:
а) Федеральные б) Республиканские в) Местные (налоги, которые устанавливают местные органы государственной власти в соответствии с законодательством РФ) К федеральным налогам можно отнести:
1) НДС (налог добавочной стоимости)
2) Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья
3) Налог с банковских доходов
4) Налог на доходы от страховых агенств
5) Сбор за регистрацию банков и их филиалов
6) Налог с операций с ценными бумагами
7) Таможенные сборы
8) Налог на пользование недрами
9) НДФЛ (налог на доходы физических лиц)
10) Налог доход организаций
11) Налоги, которые служат источниками образования дорожных фондов
12) Государственная пошлина
13) Федеральные лицензионные сборы
14) Экологический налог
15) Единый социальный налог Федеральные налоги, а так же размеры их ставок, объекты налогообложения, налогоплательщики, порядок зачисления их в бюджет (во внебюджетный фонд) устанавливаются законодательством РФ и взимаются по всей территории России.
Республиканские налоги являются общеобязательными.
К таким налогам можно отнести:
1) Налог на имущество предприятий
2) Лесной налог
3) Водный налог
4) Платежи республик за использование природных ресурсов
Республиканские налоги устанавливают законодательные органы РФ. Но, не смотря на этой, ставки определяются законами республик.
К местным налогам относятся:
1) Налог на имущество физических лиц. Этот налог перечисляется в местный бюджет по месту регистрации объекта налогообложения
2) Земельный налог. Уплата данного налога ведется в соответствующий бюджет, который определяется Законом о земле
3) Регистрационный сбор с физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту регистрации индивидуального предпринимателя
4) Налог на строительство производственных объектов в курортной зоне
5) Сбор за право торговли. Сумма сбора устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Данный сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента, и полностью зачисляются в соответствующий бюджет
6) Налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и физические лица, которые рекламируют свою продукцию по ставке, менее 5 процентов стоимости услуг по рекламе
7) Налог на перепродажу персональных компьютеров, вычислительной техники, автомобилей, и персональных компьютеров. Этот налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не выше 10 процентов суммы сделки
8) Налог за торговлю винно-водочными изделиями. Налог уплачивают юридические и физические лица, продающие данную продукцию
9) Сбор за парковку автотранспорта. Его уплачивают юридические и физические лица за парковку автомашин на специально оборудованных стоянках. Сумму устанавливают местные органы власти
10) Сбор за выигрыш на бегах. Его уплачивают лица, которые выигрывают в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не более 5 процентов суммы выигрыша
11) Сбор со сделок, которые совершаются на биржах. Уплачивают участники сделки в размере, не превосходящем 0.1 процента суммы сделки
12) Сбор за уборку территорий населенных пунктов. Его вносят юридические и физические лица. Размер такого сбора устанавливается местными властями;
Большинство местных налогов устанавливают законодательные акты РФ. Взимается они на всей территории страны. Ставки налогов определяют законодательные акты республик, так же, они могут устанавливаться решением органов государственной власти краев и областей. Некоторые местные налоги вводятся региональными или городскими органами власти. Такие налоги зачисляются в местный бюджет.
Ответственность за исчисление и уплату налога несет налогоплательщик. Изначально уплачиваются поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия), за тем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего из оставшейся суммы уплачиваются все остальные налоги.
2.2 Основные налоги Российской Федерации Индивидуальный подоходный налог — один основных видов прямых налогов. Ныне действующий порядок налогообложения с физических лиц определен законодательством РФ. Законом от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц». Плательщиками такого налога являются не только лица, имеющие постоянное место жительство в Российской Федерации, но и люди, не имеющие постоянного местожительства (включая иностранных граждан). Объектами налогообложения физических лиц являются все денежные средства полученные в течение календарного года.
Законом предусмотрен большой список доходов, не подлежащих налогообложению. Примерами могут служить государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению. Пенсии, так же не подлежат налогообложению.
Денежные средства, направленные на благотворительность, так же не облагаются налогом.
Не считая подоходного налога, работающие граждане, так же платят еще 1% от зарплаты в пенсионный фонд.
Несколько последний десятилетий прослеживается тенденция понижения ставок подоходного налога. Экономисты считают, что прогрессивные ставки налогообложения были бы более «справедливы». Прогрессивные ставки предусматривают, что богатые люди должны выплачивать больший налог, чем бедные люди.
Основным видом налогов среди юридических лиц является налог на прибыль. Плательщиком такого налога может являться предприятие или организация (в том числе бюджетная).
Объект такого налогообложения — это балансовая прибыль. В связи с этим, значимым моментом является правильное установление затрат, которые включаются в себестоимость продукции. Прибыль, облагаемая налогом, может быть уменьшена в связи с учетом льгот, которые предусматриваются законодательством.
Так же, законом предусматриваются особенности подсчета прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только часть прибыли, полученная в результате деятельности на территории РФ.
Иностранные организации, предприятия и прочие юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%. Биржи, брокерские конторы — 45%. Если определить прибыль, которая получена в результате деятельности на территории РФ невозможно, то налоговые органы имеют право производить ее расчеты, исходя из нормы рентабельности 25%.
Налог на добавленную стоимость (НДС). Появление новых налогов, которые были бы непосредственно связаны с стоимостью товара, было обусловлено переходом к рыночным отношениям. Одним из таких налогов является НДС. Добавленная стоимость, как правило, может включать в себя оплату труда, прибыль и на практике выражается, как разница стоимости готовой продукции (товаров) и стоимостью сырья (материалов) которые используются для их приготовления. Кроме того, добавленная стоимость включает в себя амортизацию и несколько других элементов. Таким образом, налог на добавленную стоимость — это разница стоимости реализованных товаров (услуг) и стоимости материальных затрат, отнесенных на издержки.
Плательщиком НДС может являться предприятие, организация независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющее статус юридического лица. Так же плательщиками такого налога могут являться субъекты, не имеющие статус юридического лица, однако годовая выручка таких лиц должна превышать размер 500 тыс. рублей в год.
Стоимость, которая добавляется в процессе работы над уже имеющимися предметами труда, будет облагаться налогом с добавленной стоимости. Все налогоплательщики включают такую сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Следственно налоговое время будет нести потребитель. налог подоходный стоимость Товары, которые ввозятся на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, так же являются объектами налогообложения. Исключением является гуманитарная помощь.
Существует целый перечень товаров (услуг), предусмотренный законодательством РФ, которые освобождаются от налога. Примером может служить: освобождение от налога на добавленную стоимость услуг в сфере народного образования, связанных с учебным процессом. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские работы, выполненные по средствам государственного бюджета.
НДС взимается с фирм-продавцов (услуг). Его размер составляет 5 — 8% стоимости продаваемого товара.
Акциз — косвенный налог, включаемый в цену товара, и оплачиваемый покупателем. Акциз, в качестве налога на добавленную стоимость, был введен в действие с 1 января 1992 года. Одновременно с этим была произведена отмена налога с оборота, а так же налога с продаж.
Эта практика изъятия сверхприбыли является относительно новой для нас, при этом общепринятой в мировой практике. Акцизы были порождены вследствие перехода к рыночной экономике Плательщики акцизов — это предприятия и организации, находящиеся на территории РФ, которые реализуют вышеназванные товары, в независимости от форм их собственности и ведомственной принадлежности.
Объект налогообложения — оборот подакцизных товаров, которые реализуются по отпускным ценам, включающим в свою цену акциз. К подакцизным товарам можно отнести такие товары как, винно-водочные изделия, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты.
Существует ряд товаров, которые не облагаются акцизами. Ставки акцизов утверждает правительство РФ. Ставки акцизов являются едиными на всей территории страны.
Поимущественные налоги (налоги на имущество, дарения и наследство).
Налог на имущество предприятий. Такой налог является региональным и подразумевает под собой налогообложение на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временно пользование) Налогоплательщиками такого налога являются предприятия, учреждения и организации (в том числе организации, имеющие иностранные инвестиции или организации ведущие деятельность на территории Российской Федерации).
Объект налога на имущество предприятий — это имущество предприятия (имеющие стоимостный эквивалент), находящееся на его счету. Налогообложение происходит из расчета имущества предприятия в денежном эквиваленте в течение календарного года.
Существует ряд предприятий, которые не подлежат такому налогообложению, например имущество бюджетных предприятий не подлежит налогообложению.
Ставки такого налога определяется в зависимости от вида деятельности предприятия, но, не смотря на это, максимальный размер ставки не может превышать 2% от налогооблагаемой базы.
Налог на имущество физических лиц. Плательщиками такого налога являются лица имеющие российское гражданство, а так же лица, не имеющие российского гражданства, но имеющие на территории РФ налогооблагаемое имущество.
Налог с имущества переходящего в порядке наследования или дарения. Согласно законодательству РФ, плательщиками являются физические лица, принимающие имущество в результате процесса дарения, или, принимающие какое либо имущество переходящее им по наследству.
2.3 Некоторые особенности налогообложения в России Ныне действующая система налогообложения РФ является наиболее близкой к налоговой системе Запада, учитывая, что в странах Запада, так же существуют некоторые отличия. Исключением являются страны ЕЭС, налоговая система таких стран унифицирована.
Одним из важнейших шагов формирования системы взаимоотношений между предприятиями и государственным бюджетом был переход к полному хозяйственному расчету и самофинансированию. Главным достоинством такого перехода было то, что теперь распределение прибыли имело нормативный характер, то есть, не часть, а вся суммарная прибыль предприятия распределялась по ранее утвержденным, вышестоящими органами, экономическим нормативам. В результате чего был полностью устранен, так называемый «свободный» остаток прибыли, который на практике свободным никогда не был. Одновременно было признано равенство интересов между предприятиями и государством при распределении прибыли. Нормативы были сформированы с учетом потребностей предприятий в средствах не только на простой, но и на расширеннее воспроизводства.
Однако система экономических нормативов имела большое количество недостатков. Не смотря на тот факт, что такие нормативы должны быть одинаковыми для всех предприятий, они были не просто дифференцированными, а практически индивидуальными. В результате чего замена экономических нормативов распределения прибыли на налоги была просто необходима. Этот шаг предполагал устранение субъективизма из взаимоотношений предприятий и государственного бюджета. Налоги — это усовершенствованные экономические нормативы, которые являются стабильными и едиными для всех предприятий. Разрешалось дифференцирование налоговых ставок по отраслям, регионам, в то же время дифференциация по отдельным предприятиям строго запрещена. Налоги принято относить к экономическим нормативам, так как их формирование происходит по принципам схожими с нормативами. То есть, к примеру, ставка налога на прибыль может быть рассмотрена в виде норматива отчислений от прибыли в бюджет, но установленный на общегосударственном уровне. Замена нормативов об отчислении процента прибыли в бюджет была необходима независимо от перехода к рынку, однако переход к рыночным отношениям придал это замене значительно ускорение. Причиной тому служит тот факт, что предпринимательская деятельность не может существовать и развиваться при неопределенности взаимоотношений с государством, бюджетом и налоговой системой РФ.
Отлаженное функционирование системы — главное средство борьбы с, так называемой, черной (теневой) экономикой. В соответствии с законодательством, уплата по какому либо доходу отображает признание его законности. Укрывание дохода от налогообложения, в свою очередь, преследуется законом. Увеличение роли налогов в России, а так же превращение их в главный способ изъятия части доходов с физических (юридических) лиц в бюджет свидетельствует о росте финансовой культуре в обществе. После достижения определенного уровня грамотности населения налоги будут трактоваться самим народом, как способ участия собственными силами (средствами) в решении общегосударственных проблем, но для этого ставки налогов должны соответствовать интересам граждан, предпринимателей и государства.
Фактом является то, что налоговая система имеет преимущество перед другими формами изъятия доходов в сторону государственного бюджета. Одним из таких преимуществ является то, что налоги несут правовой характер. Состав, ставки налогов определяются не министерствами и ведомостями, а непосредственно Законами. Это является очень важным аспектом, так как, к примеру, в России правительством предлагалось установить ставку налога на прибыль предприятий в размере 40%, но в законодательстве была прописана цифра равная 32% (разница является очень существенной).
Так же, переход от нормативов к налогам свидетельствует о мотивах демократизации экономических аспектов жизни страны, так как налог является единым для всех, что вовсе не означает отмену дифференцирования ставки налога. Ставки дифференцировать можно и даже нужно, но дифференциация должна проводиться по экономическим, социальным, региональным аспектам, и не в коем случае не по отдельным физическим (юридическим) лицам.
Сейчас, во многих странах наблюдается тенденция упрощения налоговой системы. Для предпринимателей, чем проще налоговая система, тем меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции. Для налоговых органов, чем проще налоговая система, тем проще следить за своевременностью и правильностью уплаты налогов, избавиться от лишней бюрократизации, что, в конечном итоге, может позволить уменьшить число работников финансовых учреждений. Данная тенденция может быть подтверждена тем фактом, что в некоторых странах установлен единый налог на добавленную стоимость. К сожалению, в РФ очень сложная структура системы налогов. В нее включаются множество налогов, отчислений, акцизов и сборов, которые на самом деле, почти практически не имеют отличия. Как следствие, такое количество платежей имеет неблагоприятные исходы. К примеру, бухгалтерия предприятий часто допускает ошибки при отчислениях налогов, вследствие чего предприятие обязывается выплачивать пени (процент) за несвоевременную уплату налога.
Так же, в существующих законах, в которых устанавливаются ставки налога, и доходы, из которых эти самые налоги отчисляются. К сожалению, очень часто в таких законах неоднозначно указаны все необходимые элементы по данным налогам. Вследствие чего через некоторое время после опубликования, Министерством финансов публикуется разъяснения, как тот или иной налог правильно высчитывать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является одним из фундаментальных элементов рыночной экономики. Она может выступать в качестве инструмента государственного воздействия на развитие хозяйства, так же, она может определять приоритеты социального и экономического развития. Следственно, существует необходимость в том, чтоб налоговая система РФ являлась адаптированной к новым общественным отношениям, а так же не противоречила мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения.
Введение
местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы.
Несомненно вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Галкин В. Ю. «Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета». М., 2002.
Киперман Г. Я., Белялов А. З. «Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации». М., 2010.
Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. «Налогообложение и рыночная экономика». Киев, 1998.
Черник Д. Г. «Налоги». М., «Финансы и статистика», 2009.
Налоги: учебное пособие /Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 2002.