Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление инвестиционными процессами в промышленности в условиях становления рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время экономика государств СНГ отчетливо подходит к тому рубежу, когда в большинстве отраслей их народного хозяйства дальнейшее развитие производства уже не может происходить, как ранее, преимущественно на базе того инвестиционного и инновационного потенциала, который был накоплен в годы так называемой «плановой экономики». Тенденции оживления экономики республик СНГ на рубеже нового… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические вопросы роли инвестиций в промышленности
    • 1. 1. Пути стабилизации и подъема промышленного производства в процессе становления рыночной экономики
    • 1. 2. Тенденции развития частного предпринимательства и капитала в промышленности
    • 1. 3. Инвестиции как важнейший фактор восстановления и развития промышленности республики. Особенности управления инвестиционным процессом в условиях ограниченности ресурсов инвестирования."
  • Глава 2. Алюминиевая промышленность в промышленном комплексе в условиях формирующейся рыночной экономики
    • 2. 1. Становление рыночной экономики и реализация политики промышленного развития республики
    • 2. 2. Экономические проблемы развития комплекса отраслей алюминиевой промышленности (на примере Республики Таджикистан)
    • 2. 3. Особенности инвестиционного процесса в алюминиевой промышленности: опыт Республики Таджикистан и зарубежный опыт
  • Глава 3. Повышение эффективности управления инвестициями в алюминиевой промышленности
    • 3. 1. Текущее и перспективное управление развитием и инвестированием производства: цели и механизмы реализации
    • 3. 2. Законодательно-правовое обеспечение активизации инвестиционного процесса в промышленности Республики
  • Таджикистан

Управление инвестиционными процессами в промышленности в условиях становления рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время экономика государств СНГ отчетливо подходит к тому рубежу, когда в большинстве отраслей их народного хозяйства дальнейшее развитие производства уже не может происходить, как ранее, преимущественно на базе того инвестиционного и инновационного потенциала, который был накоплен в годы так называемой «плановой экономики». Тенденции оживления экономики республик СНГ на рубеже нового века подтвердили тот факт, что только мощное оживление инвестиционных процессов может вывести эти страны на путь стабильного развития, а отсюда — создать возможности последовательного и всеобъемлющего решения задач социального характера. Это ставит задачу разработки теории, методологии и практики управления инвестиционным процессом, причем как на макроуровне (т.е. на уровне всей экономики в целом), так и на мезоуровне (уровень отраслей народного хозяйства) и на микроуровне (т.е. на уровне отдельных предприятий). Причем во всех случаях проблема управления инвестиционным процессом как бы складывается из двух составляющих: во-первых, выбор наиболее рациональных источников и механизмов привлечения инвестиционных ресурсовво-вторых, выбор наиболее эффективных направлений (проектов) реализации данных инвестиционных ресурсов. В наибольшей мере решение этих задач осложняется тогда, когда имеет место отчетливая незавершенность реформационных процессов в экономике, а общественное продолжает находиться под негативным воздействием тяжелых последствий кризисных процессов не только экономического, но и социально-политического характера.

В диссертационной работе эти проблемы рассматриваются на примере экономики Республики Таджикистан и ведущих отраслей ее промышленности, которые как раз и иллюстрируют названные выше условия переходной экономики, еще находящейся в сложной стадии восстановительного период. Таким образом, выбор темы диссертационной работы мотивировался тем, что ввиду затянувшегося переходного процесса, ситуации политической и экономической нестабильности в Таджикистане, имевшей место до 1997 года, производственная база экономики и ее инвестиционная среда оказались сильно подорванными.

В ходе углубления кризисных процессов экономические показатели в республике вышли за рамки критических параметров. Ныне на основе консультаций с МВФ определены важнейшие задачи реформ и экономические ориентиры развития республики на ближайшие три года. Эти задачи подкреплены системой институциональных и структурных преобразований, включая реформы налогово-бюджетной и финансовой сферы, сельского хозяйства, а также основных государственных услуг. Согласно программе, дальнейшая приватизация рассматривается как одна из ключевых мер роста и повышения эффективности ныне государственных предприятий за счет привлечения к ним необходимых инвестиций. Предпринимаются меры по укреплению институциональной и законодательной среды, стимулирующей иностранные и внутренние инвестиции.

Таким образом, выход из создавшейся сложной ситуации в экономике республики возможен только на основе восстановления и развития всех форм производства, что требует реализации существенного инвестиционного потенциала, мобилизация которого в полной мере пока «не по плечу» экономике республики из-за дефицита финансово-инвестиционных ресурсов. В течение истекшего десятилетия при резко падавшем ВВП страны и гиперинфляции, объем инвестиций в республике сократился до критически низкого уровня, не обеспечивавшего даже сохранность временно бездействующих производственных мощностей. Дефицит инвестиций и сейчас является острой проблемой, с ним связаны все основные трудности в реальном секторе экономики, в том числе, в виде слабо развитой общепроизводственной и рыночной инфраструктуры. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры, в свою очередь, также не привлекает инвесторов, а низкий уровень сбережений ограничивает внутренние инвестиции.

Тем не менее, в некоторых сферах экономики Таджикистана, таких как цветная металлургия, в частности, алюминиевая промышленность, предприятия республики и сейчас потенциально способны производить конкурентоспособную продукцию. Однако для этого большей части предприятий необходима глубокая реструктуризация, значительные инвестиционные ресурсы, новые технологии и менеджеры высокой квалификации. Действительно, рост ВВП и промышленного производства в республике в последние годы был в основном обеспечен за счет резкого увеличения производства алюминия, который практически весь вывозится из страны. Цветная металлургия сейчас производит 57% объема всей промышленной продукции. Рост производства данного металла связан с высоким, хотя и нестабильным уровнем цен на алюминий на мировом рынке.

Вместе с тем, наблюдаемое увеличение объемов производства и экспорта в алюминиевой промышленности республики не означает, что дела обстоят здесь вполне благополучно. Почти весь рост производства в отрасли в последние годы был достигнут за счет увеличения продукции Таджикского алюминиевого завода (ТадАЗ). В настоящее время ТадАЗ в основном работает на сырье, оплачиваемом фирмой «АНСОЛ» (Великобритания). Эта фирма реализует значительную долю готовой продукции ТадАЗ, а также оплачивает не только сырье, но и электроэнергию, поставки оборудования и запасных частей.

При всей спорности такой модели организации управления и финансирования производства, в критические моменты экономического и политического развития республики она позволила в основном сохранить производство, кадры ичерез потоки налогов и экспортной выручки — существенно поддержать, таким образом, экономику и социальную сферу республики в целом. Однако сегодняшняя ситуация требует новых подходов к управлению инвестиционным финансированием на предприятии, требует расширения его инвестиционной базы, в частности, за счет внешних инвестиций, расширения их источников и форм привлечения.

Возможности преодоления названной выше сложной экономической ситуации за счет формирования условий и путей более активного привлечения инвестиций в цветную металлургию республики нуждаются в серьезном анализеони составляют самостоятельный актуальный срез научных и прикладных исследований. В плане имеющегося научного и научно-методологического потенциала по теме диссертационной работы, прежде всего, следует выделить авторов, исследующих проблемы социально-экономического и промышленного развития Республики Таджикистан. В этой связи необходимо отметить работы таких авторов, как М.М. АлимардоновА.АшуровО.К.БобокалоновМ. ГазибековаР.Т. ДжаббаровН.К.КаюмовА.НабиеваТ.Н.НазаровР.К.РахимовХ.Х. СалиевЗ.ТурсуноваН.Х.ХоналиевК.Б.Шамсиев и др.

Важные теоретические и научно-практические заделы накоплены нашей и зарубежной экономической наукой в таком направлении как стратегия инвестиционной политики, пути формирования и реализации инвестиционного потенциала субъектов хозяйствования. В этой связи необходимо назвать имена таких исследователей, как А. Белоусов, С.ГлазьевЯ. Дубенецкий, А. Зельднер, В. Логинов, А. Мовсесян, А. Нещадин, Н. А. Новицкий, Ю. Ровенский, Д. Рубвальтер, Ю. Соколов, А. Федотов, В. П. Хорошильцев, Я. Уринсон, В. К. Фальцман, В. Фель-зенбаум, О. Юнь, Е. Ясин и других авторов.

Однако проведенные исследования не позволяют говорить о наличии сегодня современной, развернутой концепции инвестиционной политики, т. е. стимулирования инвестиционной активности предприятий в условиях тяжелых последствий дезинтеграционных процессов, существенного дефицита инвестиционных ресурсов и сохраняющихся факторов экономической и политической нестабильности. Пути формирования и реализации такой политики с учетом приоритетов социально-экономического развития Республики Таджикистан на перспективу составили важнейшую научно-методологическую и практическую задачу данной диссертационной работы. В работе предпринята попытка показать, что в настоящее время складывается необходимость в разработке новой модели инвестиционного финансирования предприятий цветной металлургии Республики Таджикистан. Речь идет о модели развития, отвечающей не условиям «выживания», а задаче динамичного развития этого комплекса отраслей как «двигателя» региональной экономики, опирающегося на финансовые ресурсы, поступающие как из стран СНГ, так и от инвесторов за его пределами.

Предметом исследования в диссертации выступают экономические предпосылки и организационные механизмы, обеспечивающие управление развитием производства (предприятия) и его адекватное инвестирование в условиях ограниченного общего инвестиционного потенциала страны, а также сохранения в ней элементов экономической и политической нестабильности.

Цель исследования — разработка теоретико-методологических и практических подходов к управлению инвестиционными процессами развития промышленности, в частности, алюминиевой промышленности с учетом особых социально-экономических условий республики и, прежде всего, дефицита внутренних источников накопленийобоснование путей расширения ресурсов инвестиционного финансирования предприятий в целях их дальнейшего развитияоценка диверсификации производства как фактора стабильности предприятий отрасли и повышения конкурентоспособности их продукции.

Для реализации указанной цели автором решались следующие задачи: а) теоретико-методологического плана: разработка теоретических и методологических подходов к определению роли инвестиций в промышленности в условиях перехода к рыночной экономикеисследование особенностей разработки и реализации инвестиционной политики в промышленности в условиях жесткого дефицита внутренних накопленийобоснован вывод о том, что современная экономическая ситуация в республике в сочетании с низким уровнем освоенности ее природных и трудовых ресурсов диктуют мобилизацию резервов экономического развития, прежде всего, связанных с использованием экстенсивных факторов роста производства, а также привлечением и эффективным использованием иностранных инвестицийтеоретический анализ особенностей, закономерностей и целей восстановительного периода на примере экономики Таджикистана и той роли, которую должно сыграть в достижении этих целей ускоренное развитие предприятий цветной металлургииобоснована роль алюминиевой промышленности как генератора тенденций возрождения национальной промышленности, а также соответствующего территориально-производственного комплекса республикиисследование содержания, специфических особенностей и приоритетов промышленной политики республики, а также возможностей расширения ее инвестиционного потенциалаобоснование необходимости активной поддержки «точек роста» в группе сырьевых и первичных отраслей промышленности республики, что позволит в наиболее короткие сроки обеспечить устойчивость ее развитияанализ имеющегося опыта управления инвестиционным финансированием предприятия и привлечения инноваций («горизонтальные управленческие связи»), который позволил сохранить предприятие, его производственный потенциал и кадры в условиях экономической и политической нестабильности в республикеоценка — на примере ТадАЗ — путей перехода в управлении предприятием от «стратегии выживания» к стратегии развития производства с учетом особенностей развития реформационных процессов в экономике республики. б) научно-практического плана: рекомендации по разработке и реализации промышленной политики на уровне республики с акцентом на выявленные потенциальные «точки роста» национальной индустрии при максимальной концентрации ограниченных внутренних инвестиционных ресурсов и привлечении иностранных инвесторовоценка перспектив алюминиевой отрасли в промышленной политике Республики Таджикистан, ее места в системе мер в области развития и поддержки производства, инвестиций и национального предпринимательстваобоснование экономических и организационных новаций, обеспечивающих адаптацию предприятия к условиям формирующейся рыночной экономики республики, прежде всего, в контексте оптимального сочетания государственной собственности и регулирования, а также частного капитала и инициативыпрогнозирование инвестиционных потребностей предприятиявнесение рекомендаций по привлечению государственных и негосударственных инвестиций в восстановление и дальнейшее развитие производства алюминия на основе долговременного прогноза инвестиционных потребностей предприятияобоснование — для особых условий конкретного предприятия — практики инвестиционного финансирования через систему компании финансового посредника, перенимающего на себя основную часть инвестиционных рисковразработка рекомендаций по диверсификации производства на ТадАЗ и повышению доли готовой продукции, в том числе, в его экспорте.

Степень научной разработанности проблем, характеризующих предмет исследования, с одной стороны, отмечена значительным числом публицистических и научных работ по тематике инвестиций, инвестиционной политики, инновационным проблемам современного производства. С другой стороны, в данном круге вопросов очевидно наличие многих нерешенных проблем теоретико-методологического и научно-практического плана, прежде всего, в плане привлечения промышленных инвестиций в условиях экономической отсталости, низкого уровня внутренних накоплений и высоких инвестиционных рисков.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили работы таджикских, российских и зарубежных экономистов, посвященные закономерностям переходных и трансформационных процессов в современной экономике. При подготовке диссертации были использованы исследования по закономерностям и формам инвестиционных процессов для различных категорий субъектов предпринимательствапо теории и методологии инвестиционного проектирования и финансированияпо теории и практике государственной поддержки инвестиций и предпринимательства. Методологически в решении поставленных научных и практических проблем работа идет от специфики экономической и социально-политической ситуации в республике, особенностей формирования национального предпринимательства, от эволюции методов и приоритетов его государственной поддержки, от специфики процессов управления и инвестиционного финансирования в алюминиевой отрасли.

Важнейшие научные результаты, полученные лично автором в результате проведенного диссертационного исследования, состоят в следующем: определены основные теоретические и методологические подходы к оценке роли инвестиционных процессов в условиях перехода к рыночной экономикеразработаны принципиальные основы инвестиционной политики в промышленности в условиях жесткого дефицита внутренних накоплений и необходимости активного обращения к внешним источникам инвестиционного финансированиятеоретически обоснованы необходимость, основное содержание и ключевые приоритеты промышленной политики, а также система мер, способная сформировать и максимально реализовать собственный предпринимательский и инвестиционный потенциал в республике как ключевое условие подъема ее экономики в условиях минимума внутренних накоплений, а именно через механизмы максимальной концентрации инвестиционных ресурсов на восстановлении и обновлении промышленных производств, реально способных производить продукцию, конкурентоспособную на внутренних и внешних рынкахв рамках концептуальных основ национальной промышленной политики обоснована преобладающая роль экстенсивных факторов роста экономики республики и ее промышленного сектора, в частности, за счет опережающего инвестирования и развития минерально-сырьевого комплекса, электроэнергетики и первичных производств, включая отрасли цветной металлургииисследован и сформулирован комплекс условий стабилизации и путей развития алюминиевой отрасли как стержневого звена экономики республики (поддержка инноваций в производстве и его адекватное инвестиционное обеспечение, развитие систем управления, совершенствование организационных структур производствасохранение кадров предприятия) — обоснованы направления совершенствования управления предприятием и его инвестиционными ресурсами в условиях перехода от «стратегии выживания» к стратегии активного инвестирования, расширения и диверсификации производства в частности, через создание экономически обособленных подразделений предприятия, через расширение кооперационных связей предприятия с предприятиями стран СНГ и пр.

Практическая значимость результатов работы определяется тем, что в ней: обоснованы направления совершенствования управления инвестиционными процессами в алюминиевой отрасли, определено место отрасли в промышленной политике республики, а также в системе мер государственной политики в области развития и поддержки национального предпринимательства, стимулирования внутренних накоплений и инвестиционной активностиприменительно к конкретному предприятию (ТадАЗ) выявлены и обобщены позитивные аспекты опыта управления и инвестиционного финансирования, которые позволили сохранить производственный потенциал предприятия и его кадры в условиях экономической отсталости и политической нестабильностипредложена система мероприятий, обеспечивающих адаптацию предприятия к условиям развивающейся рыночно-ориентированной экономики республики, прежде всего, в контексте баланса элементов государственной собственности, оценены перспективы экономически обоснованной приватизации предприятия с целью более широкого привлечения частного капитала (инвестиций) — на основе анализа инвестиционных потребностей предприятия внесены рекомендации по механизмам привлечения инвестиций (включая иностранные инвестиции) в развитие производства алюминия и алюминиевых изделий на ТадАЗ с учетом дальнейшего совершенствования роли компании — финансового посредника, обеспечивающего финансовые ресурсы инвестирования и перенимающего риски инвестирования в алюминиевую промышленность Таджикистанавнесены рекомендации по диверсификации производства на ТадАЗ и повышению доли готовой продукции (изделий), в том числе, в его экспорте.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного диссертационного исследования и основанные на них выводы и предложения докладывались на целом ряде российских и международных конференциях, семинарах, «Круглых столах» и встречах предпринимателей, в том числе: с 1995 г. — ежегодное участие в «Неделе Лондонской Биржи Металлов" — с 1998 г. — ежегодное участие в международных конференциях по алюминию, организуемых «Metal Bulletin" — участие в качестве официального делегата и выступающего 12-го Ежегодного Собрания Совета Директоров и Бизнес — форума ЕБРР в Ташкенте, 4−5 мая 2003 года. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в личном вкладе автора в разработку целого ряда законопроектов и программных документов Правительства Таджикистана, в т. ч. по вопросам налогообложения, регулирования тарифов естественных монополий (энерготарифы) — по вопросам таможенной, промышленной, инвестиционной политики республики и пр.

Обоснованность и достоверность выдвигаемых научных выводов и рекомендаций подтверждаются результатами их использования автором диссертации в руководстве деятельностью компанией «АНСОЛ», осуществляющей управление финансовыми потоками «ТадАЗ». В 2002 году Президентом Таджикистана автор награжден медалью «Заслуженный деятель Республики Таджикистан».

Выводы по главе III.

1. Основным направлением инвестиционной политики ТадАЗ за прошедшее десятилетие являлось и является, прежде всего, финансирование поддержания производственных мощностей предприятия и обеспечение устойчивой непрерывности производства, что является необходимым условием технологии алюминиевой промышленности.

2. Анализ фактических данных показывает существенную нестабильность инвестиционной ситуации на предприятии. Наилучшие показатели инвестирования на предприятии были достигнуты в 1994 и 1996 гг., а затем имели два «пика» значительного снижения — в 1997 и 1999 г. После этого было достигнуто некоторое улучшение инвестиционного процесса на предприятии, хотя нынешняя ситуация с капитальными вложениями на предприятии пока еще далека от наилучших параметров предшествующего десятилетия. В перспективе более высокие производственные показатели ТадАЗ прогнозируется обеспечить за счет целого ряда организационно-хозяйственных мероприятий, в том числе, и инвестиционного характера.

3. В 1996 году по решению руководства предприятия на заводе было создано самостоятельное хозрасчетное производственное подразделение — названное выше Управление производством алюминиевых изделий, которое объединило все цеха, производящие продукцию из алюминия. Управлению были представлены достаточно большие права и самостоятельность в решении производственных и экономических задач — от проектирования изделий до производства, ценообразования, бухгалтерского учета и сбыта. В числе приоритетных направлений деятельности предприятия в этой сфере производства, прежде всего, надо выделить развитие производственной кооперации и иных форм сотрудничества с предприятиями государств СНГ.

4. Несмотря на государственный статус ТадАЗ, серьезных расчетов на централизованные инвестиции республики в ТадАЗ в ближайшей перспективе рассчитывать не приходится. Не дала бы эффекта и некая разовая «бросовая» приватизация предприятия. В нынешних условиях такой шаг не гарантировал бы продажу предприятия за его реальную цену и, главное, его отчуждение в пользу собственников, располагающих необходимыми ресурсами инвестиционного финансирования. Однако это не исключает рассмотрения идеи полной или частичной приватизации ТадАЗ как стратегической, долговременной перспективы.

5. Проблемы финансового обеспечения дальнейшего развития предприятия пока же придется решать за счет более сложных, «косвенных» ходов в области инвестиционной политики. В настоящее время финансовая деятельность предприятия организована таким образом, что имеет место его значительная коммерческая и финансовая зависимость от группы иностранных компаний. Это, хотя и ставит реализацию инвестиционных планов предприятия в зависимость от внешних факторов, но отвечает нынешним реалиям экономики республики, крайне низкому уровню внутренних накоплений. Модель инвестиционного финансирования при помощи компании — финансового посредника, принимающего на себя значительную долю рисков инвестирования в алюминиевую промышленность Таджикистана, не только себя оправдала, но и имеет определенные перспективы на будущее.

6. Руководство предприятия оптимистично рассматривает финансово-инвестиционные перспективы предприятия с учетом следующих факторов: а) нет причин полагать, что вышеупомянутая группа иностранных компаний прекратит торговые операции и, соответственно, финансирование завода в обозримом будущемб) в долговременной перспективе социально-экономической и финансово-бюджетной стабилизации в республике ТадАЗ вполне может рассчитывать на значительное расширение поддержки со стороны его формального владельца — Правительства Таджикистанав) можно считать, что завод располагает достаточными финансовыми ресурсами для осуществления текущих хозяйственных операцийг) рыночная стоимость завода и оборудования значительно превосходит их остаточную стоимость, отраженную в данных текущей финансовой отчетности, что в принципе создает возможности для повышения кредитоспособности предприятия и привлечение им необходимых заемных ресурсов инвестиционного финансирования.

7. Для благоприятного решения инвестиционных проблем предприятия необходим комплекс мер, обеспечивающих более благоприятные, стимулирующие законодательные условия инвестиционного процесса в промышленности республики, в частности, в области налогового законодательства, законодательства по приватизации и привлечению иностранных инвестиций, по законодательству в области регулирования деятельности естественных монополий, в области таможенного законодательства и т. п.

Заключение

(выводы и рекомендации).

Проведенный в работе анализ основных теоретических и методологических проблем, роли и механизма инвестиционных процессов в условиях перехода к рыночной экономике в условиях жесткого дефицита внутренних накоплений показал, что адекватное обеспечение инвестиционных потребностей в указанных условиях возможно только на основе «предельной» концентрации имеющихся ресурсов инвестиционного финансирования (на основе обоснованной системы приоритетов), а также активного обращения к внешним источникам этого финансирования. При наличии ситуации, характеризуемой незавершенностью всех основных слагаемых рыночно — ориентированных реформ и отчетливым проявлением тенденций «деиндустриализации», восстановление промышленного потенциала возможно только на основе долговременно ориентированной промышленной политики, включающей в себя такую важную компоненту, как обеспечение (стимулирование) инвестиционных процессов в промышленности. В диссертации разработаны принципиальные основы инвестиционной политики в промышленности, основанные на оценке возможности и перспектив каждого отдельного производствакомбинирования инвестиционной и иной поддержки промышленных производств, подлежащих санации, а также индивидуально адресованных мер поддержки конкретных промышленных производств (предприятий) с общими усилиями по завершению рыночных реформ и формированию благоприятной инвестиционной ситуации в республике.

В диссертации делается вывод, что стратегически завершающий этап реформ должен ориентироваться на систему мер, способную сформировать и максимально реализовать собственный предпринимательский и инвестиционный потенциал в республике, что в итоге является необходимым условием окончательного преодоления инвестиционного кризиса в республике и существенного сокращения зависимости ее экономики от внешних источников финансирования.

Одним из итогов диссертационного исследования стало положение о том, что на краткои среднесрочную перспективу в рамках национальной промышленной политики, должна быть четко обозначена преобладающая роль экстенсивных факторов роста экономики республики и ее промышленного сектора. В частности, эта задача должна быть решена за счет опережающего инвестирования и развития минерально-сырьевого комплекса, электроэнергетики и первичных производств, включая отрасли цветной металлургии, прежде всего, подотрасли по производству алюминия и изделий из него.

На основе проведенных исследований в работе сформулирован комплекс условий стабилизации и путей развития алюминиевой отрасли как стержневого звена экономики республики. Эти условия включают в себя такие составляющие, как поддержка инноваций в производстве и его адекватное инвестиционное обеспечение, развитие систем управления, совершенствование организационных структур производствасохранение кадров предприятия. В диссертации обоснованы направления совершенствования управления предприятием и его инвестиционными ресурсами в условиях перехода от «стратегии выживания» к стратегии активного инвестирования. Это включает в себя следующие слагаемые: принятие долговременной инвестиционной стратегиипрограмма инноваций и модернизации производствадиверсификация производства, в частности, через создание экономически обособленных подразделений предприятияболее активное привлечение внешних источников инвестиционного финансирования.

Полученные выводы подтверждаются их приложением к современной экономической ситуации в Республике Таджикистан, которая характеризуется отчетливой опасностью углубления тенденций деиндустриализации ее экономики, приобретения этими процессами необратимого характера с неизбежными тяжелыми экономическими и социальными последствиями. Однако этим тенденциям, как отмечено в диссертации, необходимо и можно противостоять. С этой целью в диссертации акцентируется внимание на разработке и реализации ее долговременной промышленной структурно-инвестиционной политики. Речь идет о промышленной политике, отвечающей задаче динамичного развития всего комплекса отраслей и, прежде всего, национальной промышленности как «двигателя» национальной экономики. Задача обеспечения ускоренного развития промышленности, как основы достижения устойчивого экономического роста, предполагает развитие всех форм предпринимательства в экономике республики, особенно производственного, промышленного предпринимательства.

Только на экономической базе развитых предпринимательских структур и достаточных объемов частного накопления возможно формирование и эффективное функционирование тех качественно новых механизмов инвестиционного процесса, которые отличают модель рыночной экономики и составляют ее несомненное преимущество. При этом принципиально важно, чтобы в программе экономических преобразований именно производственное предпринимательство, прежде всего, предпринимательство промышленной ориентации, определялось как приоритетное направление развития экономики в целом.

Теоретический анализ, проведенный в диссертационной работе, показал, что с учетом низкого уровня освоенности природных и трудовых ресурсов республики со всей определенностью необходимо говорить о том, что в ее среднесрочной экономической стратегии должна преобладать политика максимального использования экономических, в частности, инвестиционных механизмов экстенсивного пути экономического ростаэти цели должны быть приоритетными. Как показано в диссертационном исследовании, среди важнейших мер, обеспечивающих достижение устойчивого роста промышленного производства республики на ближайшую перспективу, можно выделить следующие: а) завершение реформационных процессов в экономике, включая выбор сдержанной, экономически четко мотивированной стратегии приватизации (завершающий этап) в отношении ведущих промышленных предприятий с безусловной ориентацией на ту модель приватизации и распределения собственности, которая принесет приватизируемым предприятиям необходимые инвестиционные ресурсы для модернизации и расширения производстваб) переход от решения текущих задач преимущественно финансовой стабилизации к стратегическим задачам приоритетного развития реального сектора экономики республики, прежде всего, ее промышленности.

В диссертационной работе формулируется вывод, что никакие меры по сдерживанию инфляции, сокращению бюджетного дефицита и другие «игры» финансовой стабилизации, какими бы они важными ни были сами по себе, не могут вывести экономику из состояния стагнации, обеспечить динамичный устойчивый рост и решить полностью те сложные социальные задачи, которые стоят перед обществом. Практика подтверждает, что только активная адресная политика по инвестиционной и иной поддержке наиболее приоритетных и жизнеспособных предприятий промышленности может создать прорыв в национальной экономике, в ее «реальном секторе» и, соответственно, компенсировать спад производства в менее жизнеспособных сферах экономикив) преодоление недооценки роли перерабатывающей промышленности, которая является основой любой экономики. Промышленность, особенно её наукоёмкие отрасли — главный фактор роста производства и макроэкономической стабилизации и экономической безопасности страны и её финансовой устойчивости. Без динамично развивающейся индустрии не может быть эффективной финансовой и бюджетной системы, а также достаточных внутренних накопленийг) разработка и реализация мер адресной инвестиционной политики, сбалансировано направленной на поддержание имеющегося производственного потенциала республики и развитие принципиально новых производств, отвечающих перспективной «нише» в международном разделении труда, включая экономическое пространство СНГ, экономическое пространство среднеазиатского региона и пр. Как показано в диссертационной работе, при сложившейся ситуации в инвестиционной сфере республики, главная задача ее экономической политики заключается в том, чтобы сконцентрировать как внутренние, так и внешние источники вложений на осуществление наиболее значимых проектов на приоритетных направлениях социально-экономического развития республики, включая опережающее развитие цветной металлургии.

В работе обозначен вывод, что республике необходимо несколько скорректировать пути реализации международной помощи и согласовать с развитыми странами — донорами официальные программы содействия Таджикистану для развития его инфраструктуры, а также пищевой, легкой, горнорудной, химической и других отраслей промышленности. В этой связи целесообразно создать Комитет и Межведомственную комиссию по иностранным инвестициям (в дополнение к действующей Комиссии по внешним заимствованиям, учитывающей только государственные или полученные под гарантию государства иностранные кредиты и не работающей с частными инвесторами). Необходимо также усилить внимание к использованию механизма производственной кооперации промышленных предприятий в рамках СНГ.

В диссертационной работе высказывается твердая убежденность, что цветная металлургия, в частности, производство алюминия, является, и далее будет оставаться преобладающей отраслью в промышленности Таджикистана. Для дальнейшей реализации лидирующей роли данной группы отраслей промышленности в республике имеются все необходимые ресурсные и энергетические предпосылки. В центре внимания развития отрасли и управления ее инвестиционной политикой — полное восстановление и дальнейшее успешное функционирование ТадАЗ. Сегодня наиболее тяжелый этап в развитии предприятия уже пройден. Даже в нынешних сложных экономических условиях руководством предприятия постоянно выделяются значительные финансовые средства на инвестиционные цели — модернизацию и приобретение современного оборудования, в том числе и импортного, для дальнейшего развития производства и поддержания нормальной экологической обстановки.

Проведенный в диссертационной работе анализ ситуации на предприятии показывает, что с целью совершенствования форм организации производства, обеспечения сбыта и конкурентоспособности продукции было бы целесообразно комплексно провести в рамках отрасли, конкретно — на таком предприятии как ТадАЗ, следующие мероприятия: а) активизировать работу по созданию в отраслях промышленности многопрофильных, «инвестиционно-состоятельных» и вертикально — интегрированных финансово-промышленных групп, в том числе, с участием банковского и иностранного капитала, а также отдельных совместных предприятийб) развивать более широкую производственную кооперацию с зарубежными фирмамив) предоставить льготные условия для производства и реализации конкурентоспособных товаров, произведенных национальной промышленностьюг) осуществить меры разумного протекционизма по отношению к отечественным товаропроизводителямд) разработать систему мер по защите национальных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренциие) организовать специализированные службы по исследованию рынка и рекламы в составе государственного комитета по промышленности, объединений и предприятий.

С целью обеспечения благоприятных условий развития алюминиевой отрасли экономики Таджикистана и, в частности, ТадАЗ, умножения вклада этой отрасли в общий хозяйственный и социальный прогресс в республике, на взгляд автора работы, необходимо также осуществить адресные меры поддержки отрасли. Необходимо обеспечить известную планомерность в привлечении иностранных кредитов и установить действенный контроль за их использованием. Целесообразно предусмотреть селективные направления централизованного инвестирования в отрасли тяжелой промышленности, в частности, ограничив инвестиции в некоторые иные сферы экономики. Необходимо разработать и реализовать системы софинансирования, поощрений и известных гарантий для инвесторов при инвестировании в такие приоритетные отрасли национальной экономики, как алюминиевая промышленность.

Большое значение для республики, как показывает проведенное иследование, имеет опыт зарубежных, прежде всего, развивающихся стран в поддержке национальной промышленности, в частности, в отраслях цветной металлургии. Правительства развивающихся стран — производителей алюминия — разрабатывают и реализуют новые схемы приватизации предприятий алюминиевой отрасли с целью повышения заинтересованности частных (в т.ч. и иностранных) инвесторов к участию в этом процессе. Эта заинтересованность реализуется через налоговые льготы инвесторам, а также через расширение рамок участия иностранных инвесторов (собственников) в капитале отдельных предприятий алюминиевой отрасли. Такой подход к приватизации и привлечению иностранных капиталов имеет большое практическое значение для решения проблем, связанных с дальнейшим рыночным преобразованием предприятий республики и обеспечением для них устойчивой финансово-инвестиционной базы.

Основным направлением инвестиционной политики ТадАЗ за прошедшее десятилетие являлось и является, прежде всего, финансирование поддержания производственных мощностей предприятия и обеспечение устойчивой непрерывности производства, что является необходимым условием технологии алюминиевой промышленности. В целом, проведенный в работе анализ фактических данных показывает существенную нестабильность инвестиционной ситуации на предприятии. Наилучшие показатели инвестирования на предприятии были достигнуты в 1994 и 1996гг., а затем имели два «пика» значительного снижения инвестиций — в 1997 и 1999 г. После этого было достигнуто некоторое ускорение инвестиционного процесса на предприятии. В ближайшей перспективе более высокие производственные показатели ТадАЗ прогнозируется обеспечить за счет ряда организационно-хозяйственных мероприятий, в том числе, и инвестиционного характера по увеличению производства алюминия и изделий из него.

Проведенное исследование показало, что предприятие в целом уверенно идет по пути организационно-хозяйственного и финансового укрепления. В числе приоритетных направлений деятельности предприятия все более выделяется акцент на развитие производственной кооперации и иных форм сотрудничества с предприятиями государств СНГ. Последовательно решаются проблемы привлечения инвестиций на предприятие и эффективного управления ими.

Прогнозы показывают, что, несмотря на государственный статус ТадАЗ, на значительные централизованные инвестиции республики в ТадАЗ в ближайшей перспективе рассчитывать не приходится. В настоящее время финансовая деятельность предприятия организована таким образом, что имеет место его коммерческая и финансовая зависимость от группы иностранных компаний. Это, хотя и ставит реализацию инвестиционных планов предприятия в зависимость от внешних факторов, но отвечает реалиям экономики республики, крайне низкому уровню внутренних накоплений. Модель инвестиционного финансирования при помощи компании — финансового посредника, принимающего на себя значительную долю рисков инвестирования в алюминиевую промышленность Таджикистана, не только себя оправдала, но и имеет перспективы на будущее.

Это тем более важно, т.к. согласно сделанным выводам не дала бы высокого инвестиционного эффекта и некая разовая «бросовая» приватизация предприятия. В нынешних условиях такой шаг не гарантировал бы продажу предприятия за его реальную цену и, главное, его отчуждение в пользу собственников, располагающих необходимыми инвестиционными ресурсами. Однако это не исключает рассмотрения полной или частичной приватизации ТадАЗ как стратегической, долговременной перспективы, которая должна быть серьезно экономически обоснована в расчете на долговременный инвестиционный эффект.

Наиболее целесообразна в условиях Таджикистана модель поэтапной приватизации с постепнным выходом государства из алюминиевой отрасли, включая и ее энергетическую базу. Приватизация должна пройти ступенчато, обеспечив не только мощный «прилив» инвестиционных ресурсов для предприятия, но и баланс интерес коллектива предприятия, его руководства, финансовых посредников, государства, а также новых собственников и инвесторов.

Пока же проблемы финансового обеспечения дальнейшего развития предприятия, как предполагается в работе, приходится решать за счет особых ходов в области инвестиционной политики. В настоящее время финансовая деятельность предприятия организована таким образом, что имеет место его значительная коммерческая и финансовая зависимость от группы иностранных компаний. Однако такая модель организации финансовых потоков дает предприятию достаточную уверенность в адекватном финансировании как текущей хозяйственной деятельности, так и — в известных пределах — затрат инвестиционного характера.

В настоящее время руководство предприятия оптимистично рассматривает финансово-инвестиционные перспективы предприятия, его позиции на мировых рынках с учетом следующих факторов: а) нет причин полагать, что вышеупомянутая группа иностранных компаний прекратит торговые операции и, соответственно, финансирование завода в обозримом будущемб) в настоящее время завод располагает достаточными финансовыми ресурсами для осуществления текущих хозяйственных операцийв) в более отдаленной перспективе, социально-экономической и финансово-бюджетной стабилизации в республике, ТадАЗ вполне может рассчитывать на расширение инвестиционной поддержки со стороны Правительства Таджикистанаг) рыночная стоимость предприятия значительно превосходит его балансовую стоимость. Это создает возможности для повышения привлекательности предприятия как заемщика и привлечения им необходимых заемных ресурсов, в том числе, и инвестиционного характера.

Для благоприятного решения инвестиционных проблем предприятия необходим предлагаемый в диссертационной работе комплекс мер, обеспечивающих более благоприятные законодательные предпосылки инвестиционного процесса в промышленности республики, в частности, в области налогового законодательства, законодательства по приватизации и привлечению иностранных инвестиций, по законодательству в области регулирования деятельности естественных монополий, в области таможенного законодательства и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и другие нормативные акты органов государственной власти и управления
  2. А. Законодательные и нормативно-правовые акты Республики Таджикистан
  3. Гражданский кодекс Республики Таджикистан
  4. Налоговый кодекс Республики Таджикистан
  5. Закон Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан»
  6. Закон Республики Таджикистан «О приватизации государственной собственности»
  7. Закон Республики Таджикистан «О внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан»
  8. Закон Республики Таджикистан «О естественных монополиях»
  9. Б. Законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  11. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений»
  12. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  13. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  14. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и муниципального имущества в Российской Федерации».
  15. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  16. Федеральный закон «О поставках товаров и услуг для государственных нужд"2. Статистические материалы
  17. Макроэкономические и балансовые показатели народного хозяйства Республики Таджикистан. Душанбе, 1992 г.
  18. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. 1998 г.
  19. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. 2000 г.
  20. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. 2002 г.
  21. Промышленность Республики Таджикистан. 2000 г.
  22. Промышленность Республики Таджикистан. 2001 г.
  23. Таджикистан. Отчет по человеческому развитию. Представительство «Программы Развития ООН в Таджикистане». Душанбе, 1998.
  24. Научные монографии и главы в монографиях
  25. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ./ Под ред. И. П. Белых. М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1997. 631с.
  26. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело ЛТД», 1994. -586 с.
  27. Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М.: «ИНФРА-М», 2001. 220 с.
  28. Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: «Ин-фра-М», 1996. 560 с.
  29. Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. Пер. с англ. М.: «Дело», 1999. 1008 с.
  30. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: «ВлаДар», 1993. 310 с.
  31. В. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. М.: «Финстатинформ», 1997. 135 с.
  32. Государственное регулирование инвестиций. М.: «Наука», 2000. 150с.
  33. Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Под ред. Андреева В. П). Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1995. 111 с.
  34. Государство в условиях формирования смешанной экономики. Под. ред. Зельднера А. Г. М.: Институт экономики РАН, 2001. 146 с.
  35. В. Теоретические аспекты перестройки в экономике. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991. 76 с.
  36. Дж. Новое индустриальное общество. М.: «Прогресс», 1969. -480 с.
  37. ЗЛЗ.Ермошенко Н. М., Борсученко Э. И. Основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Киев: Укр. ИНГЭИ, 1992. -198 с.
  38. Законодательство в сфере экономики Республики Таджикистан. Душанбе, 1999, ч. 1 и 2.
  39. К.Х. Особенности трансформационного кризиса и проблемы формирования бизнесориентированной рыночной экономики в Республике Таджикистан. Институт математики АН Республики Таджикистан. М.: Изд-во ИЭ РАН, 1999. 206 с.
  40. Инвестиции в России и зарубежных странах. Под. ред. Комарова И. К. М.: «РАУ-Университет», 2001. 360 с.
  41. Инновационная экономика. Под общ. ред. Динкина А. А., Ивановой Н. И. Ин-т мировой экономики и международных отношений РАН. М.: «Наука», 2001.-294 с.
  42. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: «Прогресс», 1978. 494 с.
  43. Ким А. Г. Управление инвестициями в переходной экономике. М.: «Экономика», 1997. 191 с.
  44. А.В., Бакатин Д. В., Хорошилова А. В. Регулирование иностранных инвестиций в экономически развитых странах. М.: Изд-во МГУ, 2001. 72 с.
  45. A.M., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы. Минск: «Ин-фра-М», 2001.-416 с.
  46. Я. Дефицит. М.: «Наука», 1990. 607 с.
  47. Я. Заметки об экономике переходного периода. Реферат. М.: ИНИОНРАН, 1991, — 17 с.
  48. Я. Путь к свободной экономике. М.: «Экономика», 1990. 149 с.
  49. Г. М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. Учебное пособие. М.: «Анкил». 2001. 128 с.
  50. М.П. Предпринимательство и право: опыт Запада. М.: «Дело», 1992. — 106 стр.
  51. Курс переходной экономики. Под. ред. Л. И. Абалкина. М.: «Финстатин-форм», 1997. 640 с.
  52. А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: 1991. 249 с.
  53. В.В. Деловое партнерство: хозяйственные связи предпринимателей. М.: «Финансы и статистика», 1993.
  54. Методы структурной перестройки предприятий. Под ред. Румянцева А.А.- Ин-т проблем региональной экономики РАН. СПб.: ИРЭ РАН, 2000. — 175 с.
  55. Минерально-сырьевые ресурсы Таджикистана. Душанбе, 1983.
  56. Р. Маркетинг: Ситуации и примеры. М.: «Банки и биржи», 1994. -207 с.
  57. Об инвестиционной политике в горнодобывающей и металлургической промышленности: Доклад. М., 2001. -10 с.
  58. В. Основные принципы экономической политики. М.: «Прогресс». 1995.-494 с.
  59. В. Основы национальной экономики. М.: «Экономика», 1996. 416 с.
  60. А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: «Республика», 1996. 430 с.
  61. Предпринимательство в конце XX века (Под ред. Дынкина А. А. и др.). М.: «Наука», 1992.
  62. Реформирование предприятий: Типовая программа. Методические рекомендации. Состояние и перспективы. Общественный совет по реформе предприятий при Министерстве экономики РФ. М.: «Акционер», 2000. — 143 с.
  63. Рыночная трансформация в Восточной Европе: модели и реальность. М.: «Информарт», 1996. 139 с.
  64. Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ: на рубеже XXI века: Проблемы и перспективы: Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 2000. 249 с.
  65. Социальная рыночная экономика в Германии и экономическая трансформация в России. Кельн-Москва: Общество К. Дуйсбурга Институт Европы РАН, 1996.-328 с.
  66. А.Н., Ревазов В. Г. Инновационное инвестирование. СПб.: «Наука», 2001.- 184 с.
  67. Управление экономикой в переходный период. М.: Институт экономики РАН, 1996. 125 стр.
  68. Дж. Теория экономического развития. М.: 1982. 455 с.
  69. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. М.: ИЭ РАН, 1995. -274 с.
  70. Экономика переходного периода (Под ред. В. В. Радаева, А.В. Бузгалина). М.: Изд-во МГУ, 1995 410 с.
  71. Экономический форум СНГ. Санкт-Петербург, 2002.
  72. Статьи в научных и публицистических периодических изданиях
  73. М.М. Роль национального банка в развитии экономики Таджикистана «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2001, № 3, стр.41−48.
  74. В. Мировая энергетика и энергетика России. «Экономист», 2000, № 2, стр.32- 40.
  75. С. Теория переходной экономики и ее место в ряде экономических наук. МЭ и МО, 1996, №.10, c. l 1 — 19.
  76. А. Промышленная политика Республики Таджикистан в условиях перехода к рыночным отношениям. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2000, № 4, стр. 18−33.
  77. В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. «Экономист», 2001 г., № 7, стр. 3−5.
  78. Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. «Вопросы экономики», 2001 г., № 7, стр. 104−107.
  79. O.K. Промышленность Таджикистана: использование производственного потенциала и предотвращение деиндустриализации. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2001, № 1, стр.64−73.
  80. Г. Ю. Российские транснациональные минерально-сырьевые компании. «Минеральные ресурсы России: экономика и управление», 2002, № 3, стр.66−75.
  81. А.В. Закономерности переходной экономики: теория и методология. «Вопросы экономики», 1992, № 2, стр.40−50.
  82. А. Новые инструменты государственного регулирования инвестиций. «Проблемы теории и практики управления», 1996, № 5, стр. 96.
  83. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. «Вопросы экономики», 1999, № 1, стр.4−12.
  84. И. Опыт внедрения научных разработок в производство в условиях рынка. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2001, № 1, стр.41−46.
  85. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса. «Вопросы экономики», 2000, № 11, стр. 13−16.
  86. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ. «Вопросы экономики», 2002, № 6, стр.92−107.
  87. А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики. «Проблемы теории и практики управления», 1999, № 5, стр.65−70.
  88. Е. Постсоциалистическая трансформация экономики: общее и особенное (Политическая экономия переходного процесса в Восточной Европе). «МЭ и МО», 1995, №.3, стр. 148 — 151.
  89. Р.Т. Вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2000, № 3 стр.66−76.
  90. Р.Т., Исмаилова М. М. Обобщенные показатели налоговой системы Республики Таджикистан и направления ее совершенствования «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2001, № 4, стр.60−77.
  91. Г. Поддержка малого инновационного предпринимательства. -«Экономист», 1996, №.5, стр.74−81.
  92. С., Блинов А., Пескова Е. Региональная политика малого бизнеса проблемы и противоречия. — «Предприниматель», 1996, №.2, стр. 50−66.
  93. Е. Новые формы рыночных отношений в алюминиевой промышленности. «Регион: экономика и социология», 1995, № 3, стр. 101−119.
  94. А.С. Инвестиционная деятельность и структурная политика. -«ЭКО: Экономика и организация промышленного производства», 1998, № 6, стр.49−66.
  95. К.Х. Экономическое развитие Республики Таджикистан: выбор модели. «Проблемы прогнозирования», 2002, № 1, стр.112−121.
  96. Инвестиционный климат в России. Научные доклады. «Общество и экономика», 1999 г., № 12, стр. 175−176.
  97. . А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. -«Вопросы экономики», 1995, № 5 стр. 53 62.
  98. Н.К. Меры по стимулированию экономического роста. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2000, № 1, стр. 47−59.
  99. Н.К. Приоритеты и меры по стимулированию экономического развития Республики Таджикистан в переходный период. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2001, № 3, стр.111−120.
  100. Каюмов Н. К, Назаров Т. Н., Рахимов Р. К. К вопросу о темпах экономического роста в условиях переходной экономики Таджикистана. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2002, № 3, стр.23−37.
  101. А. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели. «Вопросы экономики», 1995, №.2, стр.50−60.
  102. А., Поляков Р. Структура производства: состояние и перспективы. «Экономист», 1996, №.2, стр.3−8.
  103. М. Механизм поддержки и регулирования предпринимательской деятельности «Проблемы теории и практики управления», 1994, №.6, стр. 2328.
  104. М. Механизм развития и поддержки малого предпринимательства.- «Экономика и коммерция», 1996, №.1, стр. 109−119.
  105. А.Н. Малый бизнес снова о льготах в России и за рубежом. -«Деловые связи», 1994, №.4−5, стр.14−15.
  106. В. Условия инновационного развития экономики. «Экономист», 2001, № 3, стр. 21−27.
  107. Д. Развитие экономики России и задачи экономической науки. «Маркетинг», 1999, № 1, стр. 14.
  108. Г. Г. Инновации для экономического роста. Взгляд из России. -«Безопасность Евразии», 2002, № 3, стр.36−84.
  109. И.С. Доклад на заседании Рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России по улучшению инвестиционного климата (Москва, 23 марта 2001 г.).
  110. О. Государственная политика поддержки малого предпринимательства. «Предпринимательство в России» (Институт стратегического анализа и развития предпринимательства), 1996, №.2, стр.15−18.
  111. Г. М. Лизинг и банки. «Экономика и производство», 1999, № 7.
  112. Мюллер-Армак А. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики. «Политэконом», 1996, №.1, стр.53−64.
  113. А. Малое предпринимательство в рыночном интерьере России. -«Диалог», 1995, №.2, стр.30−41.
  114. Ю. Крупный и малый бизнес в одной упряжке. «Экономика и жизнь», 1996, №.43 (октябрь).
  115. Н. Выбор инвестиционной стратегии на новом этапе реформ. -«Экономист», 2001, № 6, стр.27−34.
  116. Л.В. Перспективы развития инвестиционной сферы КНР. -«Экономика КНР на пути в XXI век». Информационный бюллетень, № 10. М., 1999, стр.49−71.
  117. Новые тенденции в экономическом развитии Таджикистана. «Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья», 2000, Май, стр.32−34.
  118. О межгосударственной инновационной политике Содружества Независимых Государств. В. Фридлянов, С. Остапюк, Р. Степанов, Р. Некрасов. «Общество и экономика», 2000, № 9−10, стр.209−236.
  119. А. Сценарии институционального развития переходного общества.- «МЭ и МО», 1996, № 7.
  120. А.В. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы. -«Вопросы экономики», 1997, №.4, стр.130−140.
  121. А.В. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения. «Вопросы экономики», 1995, № 1, стр. 107−118.
  122. Д. Рынок минерального сырья Таджикистана. «Маркетинг», 1998, № 3, стр.111−116.
  123. В., Витин А. Тенденции и факторы инвестиционного спроса. -«Экономист», 2000, № 11, стр. 32.
  124. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства. «Бизнес и политика», 1997, №.10, стр. 44−46.
  125. А.Е. Состояние и перспективы производства алюминия. «Наука и промышленность России», 2001, № 11, стр. 30.
  126. Предприниматель и предпринимательство: общая характеристика. «Проблемы теории и практики управления», 1994, №.1, стр.71−78.
  127. Р.К. Теоретические вопросы стратегии развития экономики Республики Таджикистан в переходный период. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2001, № 2, стр.60−74.
  128. Р.К. Макроэкономические показатели развития народного хозяйства Республики Таджикистан. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2001, № 4, стр.34−37.
  129. Р. Экономические реформы и макроэкономическая стабилизация в Республике Таджикистан. «Социально-экономические проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ». М., 2000, стр.245−254.
  130. Р.К., Газибекова М. Проблемы промышленной политики Республики Таджикистан. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2000, № 3 2000, стр.46−63.
  131. И.А. Географические особенности проявления процессов миграции производства в металлургии мира. «Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Экономика», 1999, № 1, стр. 71−82.
  132. Роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем регионов. Обзор материалов Круглого стола в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. «Проблемы прогнозирования», 1995, №.5, стр.37−47.
  133. Россия на скрещении мировых и локальных закономерностей: проблемы переходности («Круглый стол о переходной экономике»). «МЭ и МО», 1995, №.2, стр. 5−34.
  134. Х.Х. Экономика Таджикистана в переходный период: итоги и перспективы. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2001, № 3, стр. 2535.
  135. С.Г. Законодательное обеспечение развития инвестиций в Республике Таджикистан в условиях рыночной экономики. «Вестник Межпарламентской Ассамблеи», 2000, № 1, стр. 108−116.
  136. Таджикистан. Отчет по человеческому развитию. Представительство «Программы Развития ООН в Таджикистане». Душанбе, 1998, стр.94−95.
  137. М. Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата. «Экономист», 2001 г., № 11, стр. 44.
  138. Р.Т., Бухориев Т. Н., Холати истехсолию молиявии корхонаи алюминии точик «Иктисодиети Точикистон: стратегия и тараккиет», 2002, № 1, стр. 135 (на тадж. языке).
  139. Я. Уринсон. О мерах по активизации инвестиционного процесса. «Вопросы экономики», 1997, № 7, стр. 11−14.
  140. Г., Миленбуш X. Малые и средние предприятия в экономике Германии. «Проблемы теории и практики управления», 1993, №.5, стр. 98 -106.
  141. Н.Х. Промышленная политика Таджикистана в условиях переходной экономики. «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2002, № 3, стр.80−95.
  142. А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия. «Вопросы экономики», 1997, № 6, стр. 97−103.
  143. А. Проблемы малого предпринимательства. «Власть», 1995, № 11, стр. 47−54.
  144. К.Б. Стратегия государственного регулирования и стимулирования развития предпринимательства «Экономика Таджикистана: стратегия развития», 2001, № 2, стр.88−101.
  145. Е.Г. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста. «Вопросы экономики», 2002, № 5, стр.4−25.5. Диссертационные работы
  146. Г. С. Становление и развитие рыночных отношений в Республике Таджикистан. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Тадж. гос. ун-т, Душанбе, 1996.
  147. Х.Д. Перспектива развития малых промышленных предприятий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Душанбе, ИЭ АНРТ, 1993.
  148. А.О. Региональная система поддержки малого предпринимательства в России. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: РАУ-Центр проблем рыночной экономики, 1994.
  149. М.С. Содержание государственной инновационной политики в условиях перехода к рыночной экономике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Рос. ун-т дружбы народов. М., 2001.
  150. А.Н. Содержание и развитие форм предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РАУ, 1992.
  151. Л.А. Макроэкономический анализ и прогноз развития переходной экономики (методологические и методические проблемы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Институт макроэкономических исследований, 1997.
  152. Э.Т. Регулируемость рыночной экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Томск: ТГУ, 1996.
  153. Г. М. Стратегия предпринимательства в социально-ориентированной рыночной экономике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Спб: Университет экономики и финансов, 1995.
  154. С.А. Акционерные отношения и перспективы их развития в системе экономических отношений Республики Таджикистан. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Душанбе: ТГУ, 1995.
  155. Работы на иностранных языках
  156. Amsden A, Kochanowicz J, Taylor L. The market meets its match: restructuring the economies of Eastern Europe. Cambridge: Harvard University Press, 1994.
  157. Bateman M. Business Cultures in Central and Eastern Europe. Oxford: Butter-worth-Heinemann, 1997.
  158. Culliton J. A time for change: industrial policy in the 1990s, Industrial Policy Review Group. Dublin: Stationery Office, 1992.
  159. Ernst M., Alexeev M., Marer P. Transforming the core: restructuring industrial enterprises in Russia and Central Europe. Boulder: Westview Press, 1996.
  160. European Union The regions in the 1990s, report on the social and economic situation in the regions of the EC / Commission of the European Communities. Brussels, 1991.
  161. Enterpreneurship and Small Business Research in Europe/ Edited by H. Land-strom, H. Frank, J.M. Viciana. Ashagate, USA, 1997.
  162. Piore M., Sabel C. The second industrial divide: possibilities for prosperity. L.: Basic Books, 1984.
Заполнить форму текущей работой