Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир
Репродукция с картины А. А. Островского «Башкирские конники на привале» // Усманов А. Н. Башкиры в Отечественной войне 1812 г. Уфа: Башкортостан, 1964. С. 97., 3 Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977; Башкирское народное творчество. Т.8. Песни (дооктябрьский период) / Сост., автор комментариев С. А. Галин. Уфа: Китап, 1995; Башкирское народное творчество. Т.2. Предания и легенды. / Сост… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Башкирский народный музыкальный инструмент — курай: проблема истории происхождения
- 1. 1. Южносибирская (тюркская) теория
- 1. 2. Среднеазиатская (иранская) теория
- Глава II. Основополагающие параметры аэрофона в контексте духовых инструментов
- 2. 1. Виды кураев и технология их изготовления
- 2. 2. Реконструкция курая
- Глава III. Исполнительство на курае: от традиции к новациям
- 3. 1. Традиционное исполнительство
- 3. 2. Патриотический потенциал курая в период войн, восстаний и кризисов
- 3. 3. Курай в искусстве БАССР в первой половине XX в
- 3. 4. «Возрояедение» курая в этнокультуре башкир
Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Как и у других народов у башкир сложились определенный состав инструментария, тип исполнительства, традиции изготовления и условия бытования музыкальных инструментов, которые являются одной из доминант в музыкальной традиции башкир и представляют собой богатый пласт духовной культуры, уходящей корнями в глубокую древность. Развиваясь в тесной взаимосвязи с другими видами народного творчества, они отражают самобытность национальной культуры, её исторические связи. В устоявшихся формах музыкального творчества содержится скрытая информация о материальной и духовной культуре башкирского этноса.
Изучение курая как репрезентативного явления традиционной культуры, так или иначе, проливает свет на многие аспекты истории башкир, затрагивает разные проблемы этнографии башкир: основные параметры аэрофона, формы исполнительства взаимосвязаны с общим уровнем материальной и духовной культуры. Потребность и необходимость в применении обусловили сохранение и бытование музыкального инструмента на протяжении многих веков в народной среде, привели к формированию обширного репертуара кураистов, устоявшейся исполнительской традиции. Курай выполнял важную роль средства передачи информации: знакомясь с музыкой, песнями, легендами башкирский народ познавал собственную историю, усваивал жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений, развивал свое эстетическое восприятие мира. Все это определяет научный и художественный интерес к кураю как к неотъемлемому элементу системы этнокультуры башкир.
Угасание некоторых сторон башкирской музыкальной традиции, обусловленных влиянием этноэволюционных процессов, в значительной степени определяют насущность исследования башкирского курая в контексте этнографии. Социально-политические, экономические, социально-культурные, условия развития общества, смена культурных ориентиров, в качестве которых чаще всего избирались европейские стандарты, перенос инородных форм культуры, смена привычного полукочевого образа жизни и переход к оседлости (так называемый процесс «седентаризации»), модернизация края привели к нарушению эндогенных культурных традиций, а в частности, к исчезновению из музыкального быта многих музыкальных инструментов, их унификации, утрате части инструментального фольклора. Несмотря на это, традиционное инструментальное исполнительство отчасти сохранилось и сегодня продолжает функционировать в музыкальной культуре башкирского народа, что связано со стремлением к сохранению и развитию своей культурной самобытности, исторического наследия. Необходимость исследования инструментальной музыки и искусства исполнительства на курае определяется научным и художественным интересом к ним как неотъемлемой части традиционной культуры, проливающей свет на многие аспекты истории и духовной культуры башкир.
Актуальность темы
настоящей диссертации связана также с необходимостью теоретического осмысления, целостного обобщения, систематизации комплекса материалов, накопленных наукой в области исследования вопросов инструментальной музыки башкир.
Многовековое бытование курая в культуре башкир привело к формированию обширного репертуара кураистов во всем многообразии форм и жанров, что ставит вопрос об исследовании устоявшейся исполнительской традиции и её воздействия на традиционную музыкальную культуру башкир. О большой значимости этого инструмента для башкир свидетельствует изображение стилизованного цветка курая на флаге и гербе Республики Башкортостан1.
Изучение курая как башкирского национального инструмента, его роли и места в традиционной и современной музыкальной культуре составляет комплексную проблему нашего исследования.
1 См.: Приложение. Рис. 1, 2.
Объект исследования: традиционная музыкальная культура башкирского этноса. Предмет исследования: курай как традиционный музыкальный инструмент в системе этнокультуры башкир, история происхождения курая, виды исполнительства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XVIII до начала XXI вв. Формирование и развитие народного музыкального инструмента прослежены с момента фиксации и до начала XXI в. Сохранность традиционного музыкального инструмента в быту и исполнительской практике выявлены на основе материалов, в основном второй половины XX в. В начале XXI века происходит активное возрождение традиций игры на курае. Существующая база источников определяет рамки исторического времени, в которых рассматривается объект исследования.
Территориальные рамки диссертации определяются границами современного восточного и юго-восточного Башкортостана, охватывают территорию Абзелиловского, Баймакского, Белорецкого, Бурзянского, Зианчуринского, Зилаирского, Ишимбайского, Кугарчинского, Учалинского, Хайбуллинского административных районов РБ. На территории указанных районов сосредоточены компактные массивы расселения башкирского этноса и являются основной территорией распространения исполнительства на курае: здесь были записаны практически все наигрыши предыдущих исследований. При рассмотрении музыкального инструмента в этих районах по возможности учитывается сфера распространения курая за их пределами.
Историография проблемы. В вопросе изучения традиционной культуры наука опиралась на принятые в европейской цивилизации нормы общественного и культурного развития, что приводило к односторонним выводам. Отсутствие разработанной методологии в этнографии, субдисциплинах долгое время не позволяло дать характеристику народным музыкальным инструментам в полной мере. Анализ научной литературы опирается на методологический подход чувашского исследователя Л. Г. Кондратьева, предложившего периодизацию истории изучения народного творчества. В соответствии с его подходом предлагаем выделить в истории изучения курая три периода.
1. Дореволюционный период. В XVIII в. появляются одни из первых г историко-этнографических описаний традиционных музыкальных инструментов башкир, оставленных участниками крупнейшей академической научной экспедиции Петербургской Академии Наук П. С. Палласом1, И. И. Лепехиным2, И. Г. Георги3. В работах этих ученых, содержащих ценные сведения по башкирскому этносу, впервые упоминается народный музыкальный инструмент башкир курай.
В середине XIX в. проводит свои исследования краевед, преподаватель духовной семинарии В. М. Черемшанский. В его работе опубликован обильный фактический материал о природно-географических и климатических условиях Оренбургской губернии, быте, хозяйстве и культуре жителей края. Автором даны также краткие сведения о духовной культуре башкир и указаны музыкальные инструменты «чибизга» (курай) и «кобыз"4.
В конце XIX — начале XX веков, на отдельные стороны башкирского традиционного исполнительства на, курае обращали внимание такие исследователи, путешественники, журналисты как П. С. Назаров5,.
— т о.
Д. П. Никольский, И. И. Железнов, М. А. Круковский. ,.
В работах этого периода прослеживается снисходительно-пренебрежительный тон к традиционной музыке башкир, а сам инструмент.
1 Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 4.1. 1809.
2 Лепехин И. И. Продолжения дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 году. СПб., 1772. С. 114.
3 Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. 4.1: о народах финского племени. СПб., 1776. —4.1. Отдельный оттиск из книги. С. 101.
4 4еремшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859.
5 Назаров П. С. К этнографии башкир. // Этнографическое обозрение. М., 1890. № 1.
6 Никольский Д. П. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб, 1899.
7 Железнов И. И. Уральцы. Очерки быта уральских казаков. Полное собрание сочинений Иосифа Игнатьевича Железнова в 3 тт. под ред. Н. А. Бородина. Т.1. СПб., 1910.
8 Круковский М. А. Южный Урал. Путевые очерки. М.: Издание К. И. Тихомирова, 1909. считается примитивным. К числу таких работ относится труд И. И. Железнова, отрывок из которого красноречиво показывает истинное отношение автора к башкирскому кураю: «Башкирец, восемнадцати лет i парень, не отговариваясь, очень охотно взял в руки чебызгу или, как еще называют её башкирцы, курай, окатил внутренности ея теплой водой, прокашлялся, стал посреди избы в самую живописную позу и принялся играть или, лучше сказать, свистеть какую-то безтолковщину». Кураист исполнял русскую песню «Как у наших у ворот». «Очень похоже!» — подумал автор, — едва удерживая смех, чтобы не оскорбить самолюбие хозяина, а тем более его брата, музыканта, у которого в ту минуту глаза так и светились неподдельным огнем вдохновения и само довольствия". Следующая мелодия была башкирская «На этот раз игра его была тихая, унылая, даже плачевная, но вместе с тем и приятная». После этого путешественнику рассказали легенду, связанную с этой мелодией. Следующая мелодия вновь удивила исследователя. «На этот раз тон чебызги был не тихий, унылый, а сильный, резкий, дикий, просто раздирающий и потрясающий слух"1, — пишет автор.
В исследовании Д. П. Никольского также есть описание и исполнительской техники игры на инструменте: «Музыкальные инструменты башкир не многочисленны и отличаются примитивным устройством. Башкиры любят музыку и музыканты пользуются у них особым уважением, занимая одно из почетных мест во время собраний, на гуляниях, праздниках и т. п. Из музыкальных инструментов наиболее распространен и популярен курай, нечто в роде свирели, сделанной из стебля одного полевого растения, называемого башкирами «куран» У хорошего игрока игра на этом инструменте, несмотря на тихие тоны, довольно мелодична и приобретает относительную силу. Игра сопровождается каким-то особым горловым звуком, неприятно действующим на слушателя не башкира, между тем как последнему такое добавление нравится. Помимо своих национальных мелодий, иные из башкир играют и русския песнипоследния более.
1 Железное И. И. Указ. соч. С. 218−220. распространены у степных башкир, чем у горных"1. Авторы этого периода музыкальным инструментам башкир чаще дают негативно-снисходительную оценку, что было вызвано неадекватными представлениями исследователей.
В XIX в. на страницах периодической и научной печати стали появляться материалы по истории и этнографии башкир. В журнале «Этнографическое обозрение» (№ 1, 1890 г.) была опубликована статья П. С. Назарова, где описана игра на курае во время свадьбы: «Праздник продолжается с утра до позднего вечера: сначала пьют кумыс, затем едят бишбармак или махан, потом чай и снова кумыс. При этом последнем угощении гостям предлагается музыка на чибизге, на кумызе и пляска"2.
Весомым вкладом в дело изучения музыкальной культуры башкир стали работы этнографа и фольклориста С. Г. Рыбакова, неоднократно выезжавшего в Башкирию с целью сбора фольклорного и этнографического материала. Результаты экспедиций обобщены в статье «Курай, башкирский музыкальный очерк"3 и книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта"4. Последняя. состоит из разделов о музыкально-поэтическом творчестве башкир, татар и тептярей Уфимской и Оренбургской губерний. Судя по его материалам, он проводил исследования по маршруту Белебей — Уфа — Златоуст и в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии. Им выполнено первое, наиболее полное описание самого распространенного башкирского народного музыкального инструмента. По сути, работа С. Г. Рыбакова — первое и единственное академическое издание дореволюционного периода по музыкальному фольклору башкир. Автор выделяет инструментальную и вокальную музыку, отмечая, что инструментальная музыка более обширна в сравнении с вокальной5. Среди инструментальной музыки он выделяет несколько сюжетов по характеру.
——- и ¦ |.
1 Никольский Д. П. Указ. соч. С. 145−146.
2 Назаров П. С. Указ соч. С. 188.' 11.
3 Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный очерк // Русская музыкальная газета. 1896. № 1, январь. С. 35−52.
4 Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта.
5 Рыбаков С. Г. Курай, башкирский музыкальный очерк. С. 38. 8 мелодий: 1) в честь героев и выдающихся личностей- 2) воспевающие красоту природы и животных- 3) звукоподражательные мелодии (подражание пению птиц) — 4) плясовые1 мелодии- 5) мелодии других народов: русских, татар в переделке башкир. Также автор задумывается об истоках возникновения, генезисе музыкальной культуры башкир и находит её • в среде, окружающей народ — красивой природе Уральских гор, образе жизни, истории1. В книге впервые представлены описание внешности и исполнительские манеры свыше 20 народных музыкантов, нотные записи 204 башкирских народных мелодий.
По мере технического и социального прогресса сфера проявления этнических свойств культуры начинает сужаться. В связи с широкой стандартизацией и унификацией культуры наблюдается тенденция все большего исчезновения из сферы последней этнической специфики. Об этом еще в начале XX в. писал С. Г. Рыбаков: «Волна жизни и культуры, надвигаясь на инородцев, ставит, им тяжелую задачу приспособления к новым основаниям жизни и принуждает отказываться от прежнего векового л жизненного строя, ставит им вопрос: ."быть или не быть». Отход от традиционного вида хозяйствования у башкир постепенно привел к переменам и в традиционной музыке. «Культура, как подмечено, всюду вытесняет непосредственное народное творчество в строе жизни, обычаях, песнях, миросозерцании, и это народное творчество быстро улетучивается или поддается всевозможным влияниям"3.
В конце второй половины XIX — начале XX веков начинается процесс сбора и изучения башкирских народных песен. Выходят в свет сборник М. И. Султанова4.
1 Там же. С. 35.
2 Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. 204 мелодии с текстами и русским переводом. Характеристика музыкантов и очерки путешествия. СПб., 1897. С. 6.
3 Там же. С. 4.
4 Султанов М. И. Башкирские и татарские мотивы. Саратов, 1916.
В целом, в дореволюционный период башкирский музыкальный инструмент курай упоминается довольно часто. Однако на фоне исследований материальной культуры музыкальные инструменты остаются в тени. Курай иногда могли называть сыбызгой, чибизгой и т. д. Эти несходные названия во многом вызваны тем, что путешественник или писатель обозначает незнакомый ему инструмент наименованием известного ему инструмента (например, дудка — у Георги, чебызга — у Черемшанского и т. д.). При этом нужно иметь в виду, что описывающие, как правило, не были специалистами-музыкантами и поэтому не оставили научно достоверных описаний встречавшихся им инструментов. Поэтому трудно утверждать, что курай мог бытовать в народе под другими названиями. Инструменту часто присваивали названия по аналогии с существующими у других народов инструментами типа продольной флейты.
2. Советский период историографии. Башкирский курай становится предметов изучения известного ученого В. М. Беляева1. В это время им проводятся измерения туркменского тюйдюка, одновременно он занимается проблемой реконструкции традиционного музыкального инструмента башкир — курая. Им предлагаются два варианта реконструированных инструментов: диатонический и хроматический курай. Статья В. М. Беляева не была опубликована сразу, она вышла в свет лишь в начале 1970;х годов .
В 1930;1940 годы проводилась большая работа по записи, нотированию произведений башкирского музыкального фольклора. Всего к 5 концу 1930;х гг. было собрано более тысячи народных песен и мелодий. Наибольшую активность проявили И. В. Салтыков, Г. С. Альмухаметов, А. С. Ключарев, С. X. Габяши, С. Г. Мирасов и другие4.
1 Беляев В. М. Музыкальные инструменты народов СССР // Советская музыка. М.: Музгиз, 1937. № 10−11. С. 146.
2 Беляев В. М. Реконструкция башкирского курая // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М.: Музыка, 1973.
3 Ахатова Ф. Г. Указ. соч. С. 14.
4 Там же. С. 15.
В 1940;1950 годы изучением башкирских инструментов процессами взаимодействия музыкальной культуры башкир с другими этносами, разработкой проблемы их реконструкции занимался музыковед, фольклорист Л. Н. Лебединский. Он занимался сбором и изучением башкирских народных песен и наигрышей1.
Постоянный поиск 1 и систематизация песенно-инструментального творчества башкир начались с 1950;х годов, это было связано с открытием в 1951 г. Башкирского филиала АН СССР2. Уже первые материалы показали, что башкиры сумели сохранить богатейшее уникальное наследие музыкально-поэтического творчества предков, в котором отчасти отразилась, и многовековая сопредельность с другими этно-музыкальными группами.
В 1970 -1980 годы начинает проводить, исследования курая и башкирской народной инструментальной музыки искусствовед Р. Ф. Зелинский. В различных изданиях выходит ряд его статей, в которых подробно рассматриваются взаимосвязь между технико-акустическими особенностями курая и «формообразованием» в башкирских инструментальных мелодиях, вопросы композиционных основ и «форм» современных башкирских программных инструментальных,, «юоев» (мелодий)3.
Как показывают исследования, народное инструментальное искусство, как и его носители, неумолимо уходят из жизни, унося с собой традиции исполнительства, «секреты» изготовления инструментов, и музыкальную память поколений. Уменьшение числа людей, умеющих играть на курае было отмечено, к примеру, фольклорной экспедицией 1959 года в Курганскую область4. Показательны в этом плане результаты" музыкально.
1 Лебединский Л. Н Башкирские народные песни и наигрыши. М.: Музыка, 1965.
2 Галин С. А. Башкирские народные песни. // Башкирское народное творчество. Т.8. Песни (дооктябрьский период). Уфа: Китап, 1995. С. 12.
3 Зелинский Р. Ф. Башкирский курай // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. 4.2. М.: Музыка, 1988.
4 Киреев А. Н., Галин С. А., Шункаров Н. Д. Фольклор башкир Курганской области. Научный отчет по теме «Материалы фольклорной экспедиции 1959 года в Курганскую этнографической экспедиции 1975 г. в западные районы БАССР: «Нам удалось зафиксировать не более 10 музыкантов, из которых играли лишь трое остальные по причинам старости, болезней, плохих зубов уже много лет не прикасались к инструментам"1. Отчеты членов экспедиций разных годов отражены в работе Ф. Г. Ахатовой: «Курай <.> в данное время почти полностью потерял свою прежнюю роль и свое место уступил средним и меховым инструментам музыки"2.
В целом в советский период в работах, посвященных исследованию башкирского музыкального инструмента, раскрываются отдельные его стороны. Эти исследования проводятся в основном искусствоведами. Основным лейтмотивом трудов авторов советского периода является провозглашенный в это время лозунг «От курая до оперы"3. Башкирская национальная музыкальная инструментальная культура воспринимается в это время как несовершенная в сравнении с западной, классической музыкой. Производится сбор и изучение башкирских народных песен. В, это время курай практически отсутствует в поле зрения этнографической науки. ,.
3. Постсоветский период. Новейшая историография.
Интерес к вопросам духовного бытия башкирского этноса в последние годы закономерен и естественен, поскольку проблема духовности — это, прежде всего, проблема обретения смысла, решения смысложизненных «вечных вопросов» национального бытия, особенно актуализирующихся в переломные, кризисные периоды в жизни народа. Недаром особенности национального характера и национального мировоззрения,, развития национальной культуры, традиции, стали находить широкое отражение в область (Фольклор Ялаи-Катайских башкир)". На башк. языке. Т.2. // НА ИИЯЛ УНЦ РАН. Ф. З Оп. 2. Ед. хр. 454. Л. 12.
1 Зелинский Р. Ф. Башкирское народное музыкальное искусство. IV том. Инструментальная музыка. Уфа: Гилем, 2003. С. 46.
2 Ахатова Ф. Г. Народная музыкальная культура башкир. Уфа: Гилем, 2007. С. 14.
3 В духе данного подхода были написаны некоторые работы. См. напр.: Месягутов Ш. Загир Исмагилов. От курая до оперы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1967. современной историко-культурологнческой и социально-философской литературе1.
Следует подчеркнуть, что традиционные музыкальные инструменты уже в силу своей многомерности (с одной стороны, компонент материальной, с другой — духовной культуры) являются одним из сложных и многоплановых объектов изучения. Они входят в сферу научных интересов искусствоведов, музыковедов, этноинструментоведов, историков, археологов, этнологов (этнографов), социологов, акустиков и многих других специалистов.
С конца 1980 годов в искусствоведении, этноорганологии, музыковедении возрастает интерес к традиционному музыкальному инструментарию башкир.
В работах этноорганологов, музыковедов, искусствоведов содержится разнообразный материал, который широко. охватывает отдельные стороны башкирской культуры, связанной с кураем. М. Н. Нигмедзянов2, Г. М. Макаров3 пишут о татарских музыкальных инструментах, работы представляют интерес с точки зрения истории возникновения аналогичных кураю музыкальных инструментов. Использование курая предполагает обязательное бурдонирование, особенности двухголосного пения раскрываются в статье X. С. Ихтисамова4. Ф. X. Камаевым5 впервые поставлен вопрос о выделении и изучении стилей, исполнительских школ кураистов. Е. Р. Скурко характеризует какое влияние оказал башкирский.
1 Валеев Д. Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Уфа: Китап, 2001; Рахматуллина 3. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: БашГУ, 2000. Её же. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). Уфа: БашГУ, 2002;. и др.
Нигмедзянов М. Н. Татарские народные музыкальные инструменты // Музыкальная фольклористика. Вып.2. М.: Советский композитор, 1978.
3 Макаров Г. М. Традиционные духовые музыкальные инструменты татар Волго-Камья (Проблемы генезиса и исторической реконструкции). Казань: ИЯЛИ АН РТ, 2006.
4 Ихтисамов X. С. К проблеме сравнительного изучения двухголосного гортанного пения и инструментальной музыки у тюркских и монгольских народов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М.: Советский композитор, 1988. Т.2.
5 Камаев Ф. X. Напевы курая: фольклорный сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1991. курай на творчество композиторов и формирование академической музыки в Башкортостане1.
Также использованы работы филологов, в которых освещаются различные стороны духовной культуры башкир. Опубликована работа М. А. Бурангулова, которая содержит сведения о некоторых известных сэсэнах-кураистах XIX в., в ней отражены их биографические данные, сохранившиеся в устной форме. На основе его работы отчасти возможно понимание особенностей формирования мировоззрения и самобытных черт традиционных исполнителен .
Р. 3. Шакур собрал богатый фактологический материал, связанный с жизнью и творчеством известного кураиста Ю. М. Исянбаева3. Ф. Г. Хисамитдиновой на основе сообщения арабского путешественника Ибн-Фадлана и анализа легенды мелодии «Звенящие журавли» сделано предположение о возможном 1000-летнем возрасте башкирского курая4.
Казанский ученый-этномузыковед В. И. Яковлев произвел систематизацию традиционных музыкальных инструментов народов Урало-Поволжья5. Этот труд является основополагающим в этноинструментоведении данной территории. Им проведена обширная поисковая работа. Данное исследование позволяет сравнить музыкальные инструменты финно-угорских и тюркских народов региона.
Башкирским искусствоведом Р. С. Сулеймановым в ретроспективном плане была затронута проблема исполнительства на курае. Он отметил, что совершенствованию импровизационного искусства певцов и кураистов издревле служили их соревнования во время проведения всенародных собраний, состязаний борцов, скачек, свадеб. Музыканты-победители, кроме.
1 Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: традиции и современность. Уфа: Гилем, 2005.
2 Бурангулов М. А. Завещание сэсэна. Уфа: Китап, 1995. (на башк. языке).
3 Шакур Р. 3. Страна поющих журавлей. Уфа: Китап, 1996. (на башк. языке).
4 Хисамитдинова Ф. Г. Духовная культура // Коренные народы России. Башкиры. Уфа: Китап, 2007.
5 Яковлев В. И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья. Казань, 2001. признания слушателей, получали материальное вознаграждение. Он также пришел к выводу, что проведение в прошлом традиционных соревнований кураистов свидетельствует о профессиональном характере подготовки музыкантов, сложности и разработанности требований, предъявляемых к ним. Все это способствовало сохранению вплоть до настоящего времени в башкирском народном музыкальном творчестве традиций исполнительства на курае и деятельности института «сэсэнов"1.
Башкирскому музыкальному инструментарию посвящена работа уфимского искусствоведа Н. В. Ахметжановой. О башкирских музыкальных 1 инструментах пишут А. М. Кубагушев, Г. С. Галина .
Продолжает свои исследования Р. Ф. Зелинский. Результатом его многолетней исследовательской, работы стала монография, посвященная инструментальной музыке башкир5. В данной работе комплексно исследован исполнительский репертуар 47 инструменталистов из 13 районов Башкирии. Приводится информация о кураистах, а также характеристика их стилей игры на курае. Приводятся сведения о некоторых кураистах прошлого. Рассматриваются музыкальные жанры и «программность» башкирских инструментальных мелодий, образный мир башкир и формы их музицирования. Выделяются особенности звучания, «формы» народных мелодий, осуществлены нотные записи мелодий и их всесторонний музыковедческий анализ. Работа особенно ценна тем, что исследователем подмечено множество уникальных фактов, касающихся как музыкального инструмента, так и музыкантов — традиционных исполнителей-кураистов. Эти наблюдения использованы в нашей работе.
1 Сулейманов Р. С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: Китап, 1995.
2 Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. Уфа: Б. и., 199б.
3 Кубагушев А. М. Национальные музыкальные инструменты Башкирии // Ватандаш, 1996. № 2- Его же. Традиционные башкирские народные инструменты. Уфа: РУМЦ, 1997.
4 Галина Г. С. Башкирская народная музыка: учебное пособие. Уфа: БИРО, 2008.
5 Зелинский Р. Ф. Башкирское народное музыкальное искусство. IV том. Инструментальная музыка. Уфа: Гилем, 2003.
Весомым вкладом в изучение башкирской народной инструментальной культуры стало исследование искусствоведа Р. Г. Рахимова1. На основе материалов комплексных и специализированных фольклорных экспедиций автор исследует музыковедческий аспект башкирского музыкального этноинструментария. Им произведена классификация башкирского народного музыкального инструментария, куда вошли инструменты, обнаруженные самим автором, помимо известных ранее. Рассмотрена фактурная организация башкирских инструментальных наигрышей. Раздел, посвященный кураю, богат фактологическим материалом.
Краеведом Ф. М. Каримовой собрана богатая информация о кураистах Баймакского района РБ. В работе объединены как материалы периодической печати предыдущих лет, так и представлены собранные автором Л биографические сведения о местных кураистах .
В 2007 г. опубликована работа Ф. Г. Ахатовой, посвященная народной музыкальной культуре башкир, в которой исследователь, широко используя архивные документы, освещает многие вопросы народной музыкальной культуры башкир, дается обширная историография изучения музыкального фольклора данного этноса. Работа содержит ценные сведения, касающиеся традиционных музыкальных инструментов башкир, народных исполнителей3.
Для понимания истоков появления многих, часто неожиданных проявлений традиционного музыкального инструмента башкир необходимо изучение историко-этнографических основ культуры и быта башкирского этноса. Для проведения такого анализа особенно важны труды историков-этнографов С. И. Руденко4, Р. Г. Кузеева1, Р. 3. Янгузина2,.
1 Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. Уфа: издательство БГПУ, 2006.
2 Страна кураистов. / Автор-составитель Каримова Ф. М. (на башк. языке). Сибай: Сибайская городская типография, 2006.
3 Ахатова Ф. Г. Указ. соч.
4 Руденко С. И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.-Л.: АН СССР, 1955.
Н. В. Бикбулатова3, Ф. Ф. Фатыховой4, С. Н. Шитовой5, Р. М. Юсупова6, Л. И. Нагаевой7, М. Н. Сулеймановой8, Л. П. Атановой9.
При написании данной работы использовались исследования зарубежных авторов. Некоторые аспекты. проблемы исследования музыкальных инструментов, относящихся к группе продольных открытых флейт (к которой относится и башкирский курай), раскрываются в работах таких исследователей, как К. Закса10, П. Флетчера11, Э. Эмсгаймера12, Р. Автара13, X. Д. МакКинли и У. Р. Андерсона14, Г. Абрахама15, Б. Энкхтувшина и Дж. Энебиша16.
В целом усилиями разных ученых в науке накоплен эмпирический материал, раскрывающий как отдельные стороны курая, так и башкирского этноинструментария в целом. Проблемы работ, посвященные самым различным сторонам башкирской духовной культуры, при этом отчасти.
1 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974; Его же. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1978.
2 Янгузин Р. 3. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII — XIX вв. Уфа: Китап, 1998; Его же. Этнография башкир (история изучения). Уфа: Китап, 2002.
3 Бикбулатов Н. В., Фатыхова Ф. Ф. Семейный быт башкир XIX—XX вв. М: Наука, 1991.
4 Фатыхова Ф. Ф. Народные праздники // Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002.
5 Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Башкнигоиздат, 1995.
6 Юсупов Р. М. Антропологический состав башкир и его формирование // Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002.
7 Нагаева Л. И. Танцы восточных башкир. М.: Наука, 1981.
8 Сулейманова М. Н. Доисламские верования и обряды башкир: монография. Уфа: РИО БашГУ, 2005.
9 Атанова Л. П. Роль народных музыкантов в сохранении и развитии традиционных черт башкирского музыкального фольклора. // Народное творчество башкир. Под. ред. Р. Г. Кузеева, Н. В. Бикбулатова. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976.
10 Zachs Curt. The History of Musical Instruments. New-York, 1940.
11 Fletcher Peter. World Music in Context. A Comprehensive Survey of the World’s Major Musical Cultures. London: Oxford University Press. i j i * 4.
Emsheimer Ernst. Ein finno-ugrischer Flotentypus? // Beitrage zur sprachwissenschaft, volkskunde und literaturforschung. Berlin: Akademie-Verlag, 1965.
13 Avtar Ram" Vir. Musical Instruments of India. History and Development. New Delhi.
14 McKinley Howard D., Anderson W.R. Music in History. The Evolution of an Art. New-York: American Book company, 1966.
15 Abraham Gerald. The Concise Oxford History of Music. London: Oxford University Press, 1979.
16 Enkhtuvshin В., Enebish J. The inner sense and understanding of thet Nomadic people’s musical psychology. Ulaanbaatar: UNESCO. IISNC, 2007. затрагивают музыкальное исполнительство на курае. Остаются не изученными вопросы, связанные с бытованием курая в досоветский период, традиционных форм исполнительства, феноменом возрождения курая в музыкальной практике башкирского этноса, деятельностью кураистов, мастеров-изготовителей курая. В данный период традиционный музыкальный инструмент башкир — курай, — в основном остается предметом изучения искусствоведов и фольклористов, краеведов.
Цели и задачи исследования. Целью является комплексное изучение курая как традиционного музыкального инструмента в системе культуры башкир с учетом исторических, природно-географических и культурных факторов.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть проблему истории появления и развития башкирского курая;
— выделить периоды в истории развития курая, систематизировать исторические, эргологические и биографические данные, касающиеся башкирского курая, кураистов и мастеров-изготовителей.
— выявить и охарактеризовать особенности традиционного башкирского музыкального инструмента курай, функции народных музыкантов-исполнителей в социуме, их роль в сохранении и воспроизводстве музыкальных культурных традиций.
Источниковой базой исследования явились традиционные музыкальные инструменты, сохранившиеся в практике до наших дней, а также существующие только как музейные экспонаты и инструменты, хранящиеся у частных лиц. Все источники, использованные при написании данной диссертации подразделяются на три группы: не опубликованные, полевые, опубликованные.
1. Не опубликованные источники. При написании работы были привлечены архивные источники из ряда архивов, а также фондовые материалы Гостелерадиокомпании Республики Башкортостан. В Центральном государственном историческом архиве РБ (ЦГИА РБ) хранится фонд личного происхождения кураиста, артиста Г. 3. Сулейманова (р-1639)1. Фонд содержит богатый материал по истории становления профессионального обучения игре на курае, также здесь хранится частная переписка с рядом кураистов, рукопись со сведениями об известных кураистах, отдельные статьи из периодических изданий, которые посвящены некоторым кураистам, ансамблям художественной самодеятельности, а также народным песням и мелодиям. Здесь же имеются материалы по подготовке конкурсов кураистов. Дополнением служит богатая коллекция фотографий.
В Научном архиве Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук (НА ИИЯЛ УНЦ РАН) в секторе археологии, этнографии и искусства хранятся работы, написанные в 40 — 50-ые годы прошлого столетия. В годы Великой Отечественной войны собиранием и изучением башкирского фольклора занимались ученые Москвы, Киева, эвакуированные в Башкортостан. В данном архиве из фондов № 3, 100 извлечены некоторые материалы, посвященные народному искусству в БАССР". В их числе рукописи известного фольклориста, исследователя и собирателя еврейского фольклора, сотрудника АН Украины М. Я. Береговского и композитора, искусствоведа Л. Н. Лебединского, материалы отдельных фольклорных экспедиций.
Перу М. Я. Береговского принадлежит работа под названием «Башкирские народные музыкальные инструменты», в которой имеется ряд очень ценных выводов и замечаний3. М. Я. Береговский во время эвакуации в Уфе начал изучать башкирские музыкальные инструменты, так как работал над диссертацией по еврейским музыкальным инструментам. Он впервые.
1 ЦГИА РБ. Ф. р-1639. Оп. 1л.
2 НА ИИЯЛ УНЦ РАН. Ф. 3.
3 Береговский М. Я. Башкирские народные музыкальные инструменты // Сборник статей об искусстве Башкирии / НА ИИЯЛ УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 157. Л. 52−82.
19 производит сравнение курая с аналогичными продольными флейтами открытого типа, распространенными у других народов. М. Я. Береговский считает, что при их изучении необходимо действовать по принципу от общего к частному. Применяется методика обмера инструмента по руководству В. М. Беляева1. На основе произведенных обмеров нескольких кураев, используя полученные результаты в сравнении с известными материалами у других народов, «на фоне всеобщего музыкально-исторического процесса» М. Я. Береговский делает вывод о древности инструмента.
Уже в это время Береговский видел огромный потенциал научной Л работы в отношении музыкального инструментария народов СССР. (К слову сказать, первое систематизированное издание «Атлас музыкальных инструментов СССР» вышло только в 1975 г.). Береговский оставил ценный теоретический вклад в истории музыкального инструментария. Выделим его замечание о том, что «Изучая народные инструменты, мы в известной мере исследуем историю музыкальных систем, историю музыкально-теоретической мысли, подчинившей интересам музыкального искусства сложный и разнообразный звучащий материал, суммировавший практику народных исполнителей и установившей музыкально-акустические нормы народных инструментов"3.
Автор говорит о положительном синтезе народных музыкальных традиций и классической музыки. Несмотря на относительно узкую доступность (о чем говорится с большим сожалением) использования полевого материала и довольно короткий срок пребывания ученого в Уфе, эта работа является значительной вехой в изучении башкирского музыкального инструментария, в частности, курая.
1 Беляев В. М. Руководство для обмера народных музыкальных инструментов. М.: Государственно-музыкальное издательство, 1931.
2 Береговский М. Я. Указ. соч. Л. 62.
3 Береговский М. Я. Указ. соч. Л. 54.
В башкирской инструментальной народной музыке исследователь выделял «своеобразное многоголосие, возникшее благодаря спецификации исполнения», а не религии. По мнению М. Я. Береговского игра на курае влияла на развитие «узляу», при этом он не оспаривает предположение музыковеда и фольклориста Л. Н. Лебединского, что «узляу» может представлять собою остатки шаманского пения1. Эта мысль была высказана последним в докладе о башкирской музыке. Накануне войны он, работая музыкальным консультантом Управления по делам искусств БАССР, занимался вопросами создания ансамблей кураистов и ансамблей народных инструментов, организацией сбора и изучения народных мелодий башкир. Поднимал проблему встраивания курая в классический оркестр, для чего предлагал устранить «несовершенство» традиционного инструмента.
Творческими объединениями Гостелерадиокомпании Башкортостана были снят и смонтирован, ряд общественно-популярных телепередач, посвященных традиционным башкирским музыкальным инструментам и народным музыкантам-исполнителям. Сотрудниками телерадиокомпании были предоставлены архивные видеокопии этих материалов, которые хранятся в личном архиве автора.
Музейные фонды. В работе использованы материалы и документы музеев: фонды Национального музея Республики Башкортостан, Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований УНЦ РАН, а также районных филиалов Национального музея РБ в Хайбуллинском, Баймакском районе, города Сибай. Использованы фонды самодеятельных музеев: в пос. Уфимский им. Ю. М. Исянбаева, в дер. Туркменево Баймакского района РБ Г. 3. Сулейманова. Весомую источниковую базу представляют собой богатые коллекции различных кураев, которые хранятся в классе курая им. Г. 3. Сулейманова Уфимского.
1 Там же. JI. 61.
2 Лебединский Л. Н. Доклад о башкирской музыке и работе по составлению сборника башкирских песен// НА ИИЯЛ УНЦ РАН Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 108. Л. 5.
1 !
21 училища искусств, Этнографическом музее им. профессора Р. 3. Янгузина Башкирского государственного университета, классе-музее курая школы № 1 I г. Баймака.
Если в фондах центральных музеев основное направление работы было связано с изучением непосредственно самих музыкальных инструментов, то в фондах районных филиалов была извлечена информация, связанная в основном с местными традиционными кураистами-исполнителями.
2. Большое значение для данного исследования имеют полевые этнографические материалы, собранные на территории Башкортостана в течение 2007 — 2010 гг. При разработке темы широко использовалась коллекция звукозаписей и бесед с информантами, хранящаяся в личном архиве. Сбор материала включал работу с информаторами по специальному авторскому вопроснику, графические зарисовки традиционного музыкального инструмента башкир, фотографирование инструментов и исполнителей.
Определенную помощь в освещении ряда вопросов исследования оказали встречи и беседы с. народными мастерами-изготовителями и исполнителями на курае, руководителями инструментальных ансамблей, учреждений культуры.
3. Опубликованные источники. Литературные произведения писателей XIX в. служат в качестве источников. Знакомство русских писателей с башкирской музыкальной инструментальной культурой происходит в начале XIX в. Русские писатели того времени часто выступали в качестве этнографов-фольклористов, записывая разные произведения устного народного творчества, описывая различные стороны быта, хозяйства башкир. В их произведениях частично отразилась и музыкальная инструментальная культура башкирского народа. Так, курай довольно часто упоминается в работах и письмах русских писателей С. Т. Аксакова1,.
1 Аксаков С. Т. Семейная хроника // Башкирия в русской литературе. В 5 тт. Т.1. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1961. С. 29.
П. М. Кудряшева1, Кафтанникова2, В. Зефирова3, В.И.Даля4 Т. Беляева5, М. Л. Михайлова6, М. В. Авдеева7 Ф. Д. Нефедова8, А. М. Федорова9, А. Г. Туркина10, А. В. Кожевникова11.
Объект исследования также нашел свое отражение в работе художника XIX в. А. А. Островского «Башкирские конники на привале"12, фотографиях и рисунках исследователей, писателей и журналистов Х1Х-ХХ вв.
В работе так же использованы материалы периодической печати, сборников источниковедческого характера по вопросам истории, этнографии и культуры народов России.
Значительная информация была почерпнута из опубликованных фольклорных источников. Усилиями ученых башкирское поэтическое наследие издается в многотомной серии «Башкирское народное.
13 творчество". Материалы народного творчества, отражающие историю,.
1 Кудряшев П. М. Исхак // Там же. С. 78, 88, 104, 129, 136.
2 Кафтанников. Араслан-Бабр // Там же. С. 180, 185−186, 188, 196.
3 Зефиров В. Рассказы башкирца Джантюри // Там же С. 261,267−268.
4 Даль В. И. Башкирская русалка // Там же. С. 211−230.
5 Беляев Т. Куз-Курпяч // Там же. С. 346, 354.
6 Михайлов M. JI. Письмо Н. В. Шелгунову // Там же. С. 341.
7 Авдеев М. В. Горы // Там же. С. 307.
8 Нефедов Ф. Д. На восточной окраине, // Башкирия в русской литературе. Т.2. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1964. С. 172- Его же. Ушкуль // Там же 180, 186- Его же. Зигда // Там же. С. 239- Его же. Курай // Там же. С 245−249, 251−250.
9 Федоров А. М. Степь сказалась // Башкирия в русской литературе. Т. З. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1965. С. 130−131- Его же. Курайщик // Там же. С 149.
10 Туркин А. Г. Ибрагим // Там же. С. 462−463.
11 Кожевников А. В. Золотая голытьба // Башкирия в русской литературе. Т. 4. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1966. С. 60, 63−65,112.
Репродукция с картины А. А. Островского «Башкирские конники на привале» // Усманов А. Н. Башкиры в Отечественной войне 1812 г. Уфа: Башкортостан, 1964. С. 97., 3 Башкирский народный эпос. М.: Наука, 1977; Башкирское народное творчество. Т.8. Песни (дооктябрьский период) / Сост., автор комментариев С. А. Галин. Уфа: Китап, 1995; Башкирское народное творчество. Т.2. Предания и легенды. / Сост., комментарии Ф. Надршина. Уфа: Китап, 1997 (на башк. языке) — Башкирское народное творчество. Т. З. Эпос. Уфа: Китап, 1998 (на башк. яз.) — Башкирское народное творчество. Исторические эпосы. Т.10. Уфа, 1999; Башкирское народное творчество. Т. 8. Эпос: иртэки и эпические кубаиры / Сост., автор комментариев А. М. Сулейманов. Уфа: Китап, 2006 (на башк. яз.) — Башкирское народное творчество. Т. 11. Новеллистические сказки / Сост. А. М. Сулейманов, комментарии JI. Барага, А. М. Сулейманова. Уфа: Китап, 2008 (на башк. языке) — Башкирское народное творчество. Т. 12. Обрядовый фольклор / Сост., комментарии Р. А. Султангареевой, А. М. Сулейманова. Уфа: Китап, 2010. культуру, быт, эстетику, философию башкирского этноса, позволяют выявить функции, историческое значение, роль и место курая в башкирской традиции.
Заметным достижением башкирской фольклористики является сборник «Мелодии седого Урала"1. В этой работе представлен репертуар известного кураиста К. М. Диярова — более 70 народных песен и мелодий с описанием истории их возникновения и нотами. Целостный репертуар отдельно взятого кураиста частично позволяет выявить специфику исполнительского мастерства, оценить богатство разнообразия народного исполнителя-музыканта. К этой же группе источников следует отнести народные мелодии, собранные известными кураистами Г. 3. Сулеймановым, Р. Р. Рахимовым, М. Ямалетдиновым и опубликованные в сборниках мелодий. Сборники артистов, преподавателей Уфимского училища искусств Г. 3. Сулейманова и Р. Р. Рахимова также содержат методику преподавания игры на курае и для учителей и учеников музыкальных школ. Впервые обобщен многолетний педагогический опыт обучения игры на курае. Раскрываются, основные положения техники игры, связанные с приемами звукоизвлечения, дыхания, постановки музыкального инструмента, управления амбушюром и т. д.
Также были использованы источники мемуарного характера, сборники воспоминаний об известных кураистах. Эти работы посвящены А. Д. Искужину3, И. И. Дильмухаметову4. Ценность работ увеличивают музыкальные записи на СО-носителях, на которых звучат без обработки традиционные башкирские мелодии в исполнении вышеупомянутых кураистов. Восприятие на слух этой музыки позволяет в какой-то степени.
1 Карим Дияров. Мелодии седого Урала / Сост. Шакуров Р. З. и Камаев Ф. X. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. (на башк. языке).
2 Сулейманов Г. 3. Курай. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. (на башк. языке) — Рахимов Р. Р. Курай. Уфа: Китап, 1998. (на башк. языке) — Пусть сыграет твой курай! Репертуар для самообучающихся и музыкальных школ / Сост. Ямалетдинов М. Уфа: Китап, 1994. 72 с. (на башк. языке).
3 Курай Адигама / Сост. Кудакаев Ф. Ш., Гайнетдинов Ю. И. Уфа: Китап, 2009. (на башк. языке).
4 Ишмулла Дильмухаметов / Автор-сост. Дильмухаметова А. Уфа: Китап, 2008. (на башк. языке). постигнуть то эмоциональное состояние, которое испытывали слушатели, осмыслить красоту и богатство башкирских мелодий.
Полидисциплинарный подход к проблеме потребовал, таким образом, привлечения широкого круга источников и их комплексного использования. Их анализ позволил выявить целый ряд сведений, характеризующих ценностное значение музыкального инструмента, способы их изготовления, специфику использования в обрядовой практике.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования: сравнительно-исторический, сравнительно типологический, функциональный, непосредственных полевых наблюдений и ареальных исследований, описания. Для изучения традиционного музыкального инструмента в двух аспектах — во времени и в пространстве применялся сравнительно-исторический метод. Сравнительно-типологический метод — для установления этнических особенностей в конструкции курая, в его использовании в быту. Функциональный метод — для решения вопросов бытования музыкального инструмента. Метод непосредственных полевых наблюдений и ареальных исследований для сбора информации, основанного на непосредственном контакте с объектом исследования, фиксации вербальной первичной информации путем открытого и полуформализованного интервью. Метод описания для раскрытия сущности фактов, исследования, объективно существующих источников, еще не открытых для практики. Для реализации методологически важного принципа целостности, всесторонности при изучении рассматриваемого объекта использован комплексный подход, который располагает большими эвристическими возможностями при изучении традиционного народного музыкального инструмента.
Теоретико-методологическую основу диссертации составили концептуальные положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке в области исторического этноинструментоведения, этнологии, фольклористики, этномузыковедения, искусствоведения.
Это работы С. А. Арутюнова1, Б.В.Асафьева2, ГГ.Г.Богатырева3, НИ. Бояркина4, Е.М.Браудо5, Ю.В.Бромлея6, С. ИВайнштейна7, КАВерткова8, Т.С.Вьвго9, Е. В. Гиппиуса10, И. И. Земцовскош11, М. ИИмханицкого12, PL В. Мациевского'3, АМухамбетовой14, Р. АСадокова15, КВ. Чистова16, В. И Яковлева17, Э. Хорнбосгеля и К Закса18, Э. Штокмана19, В. Чекановски20.
1 АрупоновС. А Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979.
2 Асафьев Б. В. О народной музыке. Л: Музыка, 1987.
3 Богатырев П. Г. Традиция и импровизащта в народном творчестве // Вопросы теории народного искусства М: Искусство, 1971.
4 БояркинНИ. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1983.
5 Браудо Е. М Основы материальной культуры в музыке. М: Новая Москва, 1924.
6БромлейЮ.В. Очерки теории этноса Изд. 2-ое, доп. М: ЛКИ. 2008; Его же. Современные проблемы этнографии. М: Наука, 1981.
7 Вайннпейн С. И. Феномен музыкального искусства, рожденный в степях // Советская этнография. 1980.№ 1.
8 ВертковК, А Русские народные музыкальные инструменты. JL: Музыка, 1975; его же Некоторые вопросы изучения музыкальных инструментов народов СССР // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка Сборник аатей и материалов в двух частях. Ч. 1. М: Советский композитор, 1987; он же, БлагодаговГ., ЯзовицкаяЭ. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Изд. 2-ое, доп. М: Музыка, 1975.
9 Вьвго Т. С. Указ. соч.
10 Гиппиус Е. В. Ршуальные инструментальные наигрыши Медвежьего праздника обских угров // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка Сборник сталей и материалов в двух частях. Ч. 2. М: Советский композитор, 1987.
11 Земцовский И. И Музыкалы тый инструмент и музыкальное мышление (к постановке вопроса) // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка Сборник статей и материалов в двух частях. Ч. 1. М: Советский композитор, 1987.
12 Имханицкий М И. История исполнительства на русских народных инструментах. М: РАМ им. Гнесиных, 2001.
13 МациевскийИ. В. Формирование шсте. шо-згшофонического метода в органологии // Методы изучения фольклора. JL, 1983; его же. Основные проблемы и аспекты изучения народ ных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка Сборник статей и материалов в двух частях. 4.1. М: Советский композитор, 1987.
14 Мухамбегова, А Традиционная инструментальная культура казахов в условиях города // Народная музыка СССР и современность. Сборник статей. Л: Музыка, 1982.
15 Садоюов Р. А Музыкальная культура древнего Хорезма М.: Наука, 1970.
16 Чистов К В. Специфика фольклора в свсте теории коммуникации // Вопросы философии. 1972. № 6.
17 Яковлев В. И. Аюуальные проблемы сохранения и развития традиционного музыкальною инструментария народов Волго-Уралья // Национальные инструменты народов России. Проблемы исполнительства: история, теория, метод ика Сборник статей. М: Государственный Российский Дом народного творчества, 2007.
8 Хорнбосгель Э. М и ЗаксК Системщика музыкальных инструментов. Перевод с нем. И.З.Алеццера// Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка Сборник статей и материалов в двух частях. Ч. 1. М: Советский котазитор, 1987.
19 Штокман Э. Исследование народных музыкальных инструментов Европы и их описание в многотомном справочнике (HANDBUCH) // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка Сборник статей и материалов в двух частях 4.1. М: Советский композитор, 1987.
20 Чекановска, А Музыкальная jihoi рафия: методология и методика М.: Советский композитор, 1983.
При сборе полевого материала и составлении вопросника руководствовались работой Ж. Дурно1, в которой описываются методы исследования африканских традиционных музыкальных инструментов.
Настоящая работа выполнена в русле современных исследований, представляющих активно развивающееся историческое этноинструментоведение, которое разрабатывает новый метод исследования, такой как комплексный подход, интегрирующий результаты и подходы целого ряда научных направлений. Данное исследование является результатом применения этого метода к конкретному национальному материалу, связанного с исследованием искусства башкирских кураистов в системе народной инструментальной музыки, и вводит в научный оборот новый для исторического этноинструментоведения пласт народной культуры.
Научная новизна. Данная работа является первым специальным исследованием народного музыкального инструмента башкир курая в традиционной музыкальной культуре. В диссертации выявлены основные виды этого музыкального инструмента, технология их изготовления местными мастерамирассмотрена проблема истории возникновения музыкального инструмента кураяопределено положение инструмента в традиционной и современной музыкальной культуреустановлены имена народных музыкантов — хранителей музыкально-поэтического творчества башкир и их роль в передаче традицийпрослежены пути формирования и развития традиции исполнительского мастерства игры на кураеопределен его потенциал в период конфликтов, кризисовв научный оборот введены новые ранее не использовавшиеся источники.
Исходя из вышеизложенного, данное диссертационное исследование представляется первой комплексной работой в области этнографии башкир,.
1 Dournon Genevieve. Handbook for the collection of traditional music and musical instruments. Paris, UNESCO, 2000. которое посвящено изучению башкирского традиционного музыкального инструмента — курая.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что она может быть использована в процессе изучения истории и культуры башкир, при написании соответствующих разделов по традиционной культуре народа. Материалы диссертации могут использоваться при разработке спецкурсов и спецсеминаров историкоэтнографической направленности, а также в работе кружков по изготовлению народных инструментов.
Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на III Всероссийской тюркологической конференции «Урал-Алтай: через века в будущее», посвященной 110-летию со дня рождения Н. К. Дмитриева (Уфа, 2008) — на Межрегиональной научно-практической конференции «Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья», посвященной 70-летию со дня рождения М. Г. Муллагулова (Уфа, 2008) — на III Всероссийских общественно-исторических чтениях имени В. Н. Русанова (Оса-Пермь, 2008) — а также издавались в пятом выпуске Международного сборника научных трудов молодых ученых «Актуальные проблемы исторической науки», (Пенза, 2008) и в научном издании Российского университета дружбы народов (филиал г. Ессентуки) — Материалы третьей международной научно-практической конференции «Технико-экономические и социально-правовые аспекты развития особо охраняемого региона» (Ессентуки, 2009).
Структура диссертации состоит из введения, глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Приложение содержит: 1) фотоиллюстрации- 2) описание техники игры на курае- 3) СО-диск с записями башкирских народных мелодий.
1. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, историярасселения. С. 470. См. Приложение. Рис. 5.
2. Закс К. Музыкальная культура Вавилона и Ассирии // Музыкальная культура Древнего мира. Л.: Музгиз, 1937. С. 101- Закс К. Музыкальная культура Египта // Музыкальная культура Древнего мира. JL: Музгиз, 1937. С. 53.
3. Вызго Т. С. Указ. соч. С. 25.
4. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. Перевод с немецкого Б. М. Святского. М.: Наука, 1979. С. 11.
5. Береговский М. Я. Указ. соч. JL 52−82.
6. ПМА. Илимбетов Камиль Нигматьянович.
7. Береговский М. Я. Указ. соч. Л. 69.