Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Выявленные педагогические условия сокращают разрыв между сложившейся образовательной практикой и потребностью учащихся в духовном развитии. Использование разработанной технологии позволяет эффективнее развивать творческие способности учащихся, открывает возможности для обеспечения индивидуального характера процесса обучения и создания условий для… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Ретроспективный анализ подходов к формированию эвристической деятельности учащихся в процессе обучения
    • 1. 2. Технология формирования эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения
    • 1. 3. Организационно-педагогические условия формирования эвристической деятельности учащихся в процессе обучения
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Задачи, содержание и методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности использования технологии формирования эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения
  • ВЫВОДЫ

Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из целевых установок современной системы образования является формирование личности и творческой индивидуальности обучающегося, способного к оперативному и оригинальному решению нестандартных жизненных задач.

Проблема познания и практического применения закономерностей организации и протекания творческой деятельности постоянно находится в центре дидактики и других научных областей. Творческие качества интеллекта обучающихся представляют результат динамического взаимодействия обучающихся и педагога в процессе нахождения решения учебной задачи (проблемы) и во многом определяются характером осуществляемой познавательной деятельности.

В педагогической науке проблеме формирования творческой деятельности учащихся посвящен ряд исследований (В. И, Андреев, В. В. Заботин, В. И. Загвязинский, Ю. Н. Кулюткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Ю. В. Сенько, М. Н. Скаткин, В. Н. Соколов, Ф. Б. Сушкова, Н. Ф. Талызина, А. М. Фридман, Т. И. Шамова, А. Ф. Эсаулов и др.). В этих исследованиях определены различные дидактические единицы формирования творческой деятельности — основные принципы, цели и задачи данного вида деятельности, содержание обучения, методы, способы, средства, а также организационные формы. Однако в указанных работах проблема формирования творческой деятельности учащихся не решается в целом, поскольку не объективируется все разнообразие функциональных связей и логических отношений между единицами ее составляющих.

Сложившаяся образовательная практика слабо формирует творческую индивидуальность обучающихся, уделяя недостаточное внимание их духовному развитию, что нередко служит причиной наркомании, самоубийств среди молодежи.

Между тем, к настоящему времени, в науке накопилось достаточное количество теоретического и экспериментального материала для того, чтобы на основе дискретно существующих научных положений сформировать и реализовать такую продуктивную учебно-познавательную деятельность, которая: а) в своей основе имеет научно установленные и апробированные теоретические положения, существующие в научных областях, изучающих различные аспекты интеллекта человекаб) сопрягается на методическом уровне со всеми образовательными структурами системы непрерывного образования и носит межпредметный характерв) достаточно полно удовлетворяет потребностям обучающихся в их духовном развитииг) формирует у обучающегося научно-обоснованную систему знаний, умений организации творческой деятельности.

Такой подход возможно реализовать на основе современной эвристики, дидактическая адаптация закономерностей которой позволит разработать технологию формирования эвристической деятельности, направленной на развитие творческих способностей обучающихся.

Таким образом, в настоящее время существует противоречие между сложившейся образовательной практикой и оторванностью учащегося от духовного мира.

Выявленное противоречие обусловливает актуальность проблемы преодоления разрыва между сложившейся образовательной практикой и потребностью учащихся в духовном развитии.

Объект исследования — теория и практика формирования эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения.

Предмет исследования — педагогические условия формирования эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения.

Цель исследования — разработать педагогические условия формирования эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность формирования эвристической деятельности учащихся старших классов повысится, если:

1) будет разработана технология формирования эвристической деятельности учащихся, включающая: принципы, структуру, содержание, методы, формы, педагогический мониторинг и критерии оценки результативности.

2) будут выявлены организационно-педагогические условия использования технологии формирования эвристической деятельности учащихся в реальных условиях.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:

1. Провести анализ философской, психологической, педагогической и валеологической литературы по данной проблеме.

2. Дидактически интерпретировать понятие «эвристическая деятельность учащихся»;

3. Разработать технологию формирования эвристической деятельности старшеклассников и экспериментально апробировать ее в реальном педагогическом процессе.

4. Выявить организационно-педагогические условия эффективного использования технологии формирования эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения.

5. Разработать и внедрить в практику научно-обоснованные рекомендации по использованию технологии формирования эвристической деятельности старшеклассников в реальных условиях.

Методологической основой исследования являются теоретические положения о кулыуротворческой деятельности человека (М.М.Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили и др.), идеи деятельностного подхода в обучении (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), общие положения теории мышления, как продуктивного процесса (Э.Боно, А. В. Брушлинский, М. Вертгеймер, В. Е. Клочко, А. М. Мапошкин, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров и др.), теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся (В.ИАндреев, Т. В. Кулюткин, М. И. Махмутов и др.), концепции содержания образования (В.В.Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), идеи педагогического взаимодействия в эвристическом обучении (В.И.Загвязинский, Ю. В. Сенько, В. Н. Соколов и др.), теоретические основы эвристики как науки (Ю.Н.Кулюткин, В. Н. Пушкин, И. М. Розет и др.).

Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс методов, адекватный поставленным задачам. К ним относятся: общие методы — опытно-экспериментальная работа, педагогический экспериментчастные методы — изучение и анализ философских, психологических и педагогических источниковобобщение передового педагогического опыта ряда школ России и Украины в контексте формирования эвристической деятельности учащихсянаблюдение, анкетирование, интервьюированиемоделированиеэкспертная оценкаметоды математической статистики.

Исследование проводилось в три этапа с 1993 по 1999 г. г.

На первом этапе (1993 — 1995 г. г.) осуществлен анализ опыта формирования творческих способностей учащихся, выдвинута гипотеза исследования, разработана технология формирования эвристической деятельности учащихся и организационно-педагогические условия ее реализации, осуществлен подбор контрольных и экспериментальных групп, проведены констатирующие эксперименты.

На втором этапе (1995 — 1996 г. г.) проведена опытно-экспериментальная проверка разработанной технологии формирования эвристической деятельности на уроках алгебры, геометрии, физики, основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ), эвристики и выработаны научно-обоснованные рекомендации по ее применению.

На третьем этапе (1996 — 1999 г. г.) проводилось внедрение результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, а также обобщение, теоретическое осмысление и оформление результатов, полученных в ходе исследования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— дидактически интерпретировано понятие «эвристическая деятельность учащихся»;

— разработана технология формирования эвристической деятельности старшеклассников;

— выявлены организационно-педагогические условия эффективного использования технологии формирования эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке основ формирования эвристической деятельности старшеклассников, а также в том, что полученные автором результаты позволяют разработать более эффективные подходы к развитию творческих способностей учащихся.

Практическая значимость исследования. Выявленные педагогические условия сокращают разрыв между сложившейся образовательной практикой и потребностью учащихся в духовном развитии. Использование разработанной технологии позволяет эффективнее развивать творческие способности учащихся, открывает возможности для обеспечения индивидуального характера процесса обучения и создания условий для самовоспитания личности обучающихся. Разработанное методическое сопровождение процесса формирования эвристической деятельности старшеклассников может быть использовано педагогами, работающими в 9−11 классах различных типов образовательных учреждений, а также при подготовке педагогов на курсах повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяются опорой на фундаментальные исследования, утверждающие творческий характер человеческой деятельности, а также современные исследования в области эвристической деятельности учащихся. Комплексная методика исследования адекватна его задачам, логике проверки гипотезы, теоретическим предпосылкам исследования, обосновывается результатами опытно-экспериментальной работы, а также их математической обработкой.

Апробация результатов полученных в ходе исследования осуществлялась путем обсуждения на международной научно-практических конференции «Преподавание математики в школе и вузе: проблемы и перспективы» (С.-Петербург, 1994), всероссийской научной конференции «Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования» (Барнаул, 1999), всероссийском семинаре «Актуальные проблемы дополнительного образования» (Сочи, 1999), на заседании кафедры социологии, педагогики и психологии, научно-методологическом семинаре Новосибирского архитектурно-строительного университета, на кафедре психологии управления Барнаульского государственного педагогического университета, на семинарах в Харьковском областном и Ямало-Ненецком окружном институтах усовершенствования учителей. Основные положения выдвинутой нами гипотезы, материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в публикациях автора и используются при формировании эвристической деятельности учащихся старших классов в различных образовательных учреждениях.

Экспериментальной базой исследования являлись старшие классы школ Московского района г. Харькова- № 11,12 г. Изюма- № 2 п. Комсомольского Харьковской области- № 2, гимназии г. Салехарда Тюменской обласш. В эксперименте приняли участие 476 учащихся и 31 педагог.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дидактически интерпретированное понятие «эвристическая деятельность учащихся»;

2. Технология формирования эвристической деятельности старшеклассников, которая включает: а) принципы формирования эвристической деятельности учащихсяб) структурный анализ деятельностив) обобщенную модель процесса обучения, представленную в виде алгебраических операторовг) динамику использования системы учебных предметовд) систему учебно-эвристических задач, применительно к рассматриваемому виду деятельностие) требования, предъявляемые к отбору учебного материалаж) систему эвристических методов обученияз) организационные формы обученияи) педагогический мониторингк) критерии оценки результативности.

3. Организационно-педагогические условия использования технологии формирования эвристической деятельности старшеклассников (системность работыучет индивидуально-типологических особенностей учащихсяпринятие во внимание специфики учебных предметов и их содержанияосуществление прогноза развития дидактического обеспеченияцеленаправленная подготовка педагогических кадровучет региональных особенностей, в которых действует образовательное учреждениеучет типов и видов образовательных учрежденийорганизация деятельности по реализации предложенной технологииучет эргономических параметров, обеспечивающих комфортную деятельность участников образовательного процесса).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 212 наименований, содержит 12 рисунков, 16 таблиц, 7 диаграмм, 2 формулы и 10 приложений. Общий объем диссертации составляет 196 страниц.

выводы.

На основе результатов современных научных исследований и с учетом сущностных характеристик эвристической деятельности учащихся нами была определена система критериев диагностики творческих способностей, объединяющая 4 блока: мотивадионно-творческие, интеллектаульно-логические, интеллектуально-эвристические способности, способности к самоуправлению личности.

В ходе проведенного констатирующего эксперимента был выявлен ряд проблем в сформированности творческих способностей старшеклассников, что позволило определить конкретные недостатки осуществляемой учебной деятельности.

Для успешной реализации эвристической деятельности предложены конкретные приемы включения творческого компонента содержания образования и адекватных ей методов обучения в образовательный процесс.

Формирующий эксперимент проводился в три этапа по предметам физико-математического цикла, с дополнением на втором этапе системы учебных предметов курсом «эвристика». После каждого этапа проводилась диагностика уровня сформированности творческих способностей учащихся по методике констатирующего эксперимента.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что при равных стартовых показателях интегральный коэффициент творческих способностей в конце эксперимента в контрольных группах на 32% ниже, чем в экспериментальных группах. Особо эффективна разработанная технология для развития, в целом, интеллектуально-эвристических способностей (разность изменения данных в экспериментальных и контрольных группах — 66%) и интеллектуально.

152 логических способностей (41%). Доказано, что технология формирования эвристической деятельности учащихся эффективна для развития следующих творческих способностей: к переносу знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию (88%) — к отказу от навязчивой идеи, преодолению инерции мышления (88%) — к фантазии (81%) — критичности мышления, способности к оценочным суждениям (71%) — к любознательности, творческому интересу (69%) — к генерированию идей, выдвижению гипотез (65%).

Использование метода корреляционного анализа позволило доказать положительное влияние интегрального коэффициента творческих способностей на результаты обучения по предметам физико-математического цикла.

Технология формирования эвристической деятельности учащихся позволила обеспечить индивидуальный характер процесса обучения, а также условия для самовоспитания личности обучающихся.

На основе результатов опытно-экспериментальной работы были разработаны научно-обоснованные рекомендации по использованию технологии формирования эвристической деятельности учащихся в учебной практике различных образовательных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Совокупность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, формулируется следующим образом:

1. Проведенный анализ литературных источников и передового опыта работы ряда школ по формированию творческой личности учащихся старших классов показал, что, несмотря на пристальное внимание к этой проблеме, есть ряд причин, которые препятствуют успешному ее решению. Важнейшими из них являются: нерешенность общих теоретико-методологических проблем, определяющих систему видов творческой деятельности учащихсянедостаточный опыт использования интуитивных процедур учебной деятельностиотсутствие технологии, направленной на обучение творчествунедостаточная подготовленность педагогических кадров для организации эвристической деятельности обучающихся.

2. Дидактически интерпретировано понятие «эвристическая деятельность учащихся» через его сущностные признаки.

3. Разработана технология формирования эвристической деятельности старшеклассников, включающаяпринципы, структуру, содержание, методы, формы, педагогический мониторинг и критерии оценки ее результативности.

4. Организационно-педагогические условия, способствующие эффективному использованию технологии формирования эвристической деятельности старшеклассников состоят из трех блоков: а) связанные с интеллектуально-личностными качествами педагогаб) связанные с использованием разработанной технологиив) связанные с организационными мероприятиями.

5. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность использования разработанной технологии для развития творческих способностей обучающихся. Предложенная технология способствует также повышению уровня обученности учеников старших классов, приводит к пересмотру содержания учебного материала и коренному изменению процесса обучения, к разработке принципиально новых подходов к организации учебной деятельности.

6. Разработанные научно-обоснованные рекомендации по внедрению технологии формирования эвристической деятельности старшеклассников в образовательный процесс школ связаны со стилем управления деятельностью, созданием благоприятных психологических условий, отбором содержания обучения.

В результате использования разработанной технологии значительно повысились следующие способности обучающихся: к переносу знаний, умений, способов деятельности в новую ситуациюк отказу от навязчивой ф идеи, преодолению инерции мышленияк фантазиикритичности мышления, способности к оценочным суждениямк любознательности, творческому интересук генерированию идей, выдвижению гипотез. Интегральный коэффициент творческих способностей повысился в экспериментальных группах на 32% больше, чем в контрольных группах. Эта же разность для интеллектуально-эвристических способностей составляет 66%, для интеллектуально-логических способностей — 41%.

Перспективными направлениями исследовательских работ по использованию технологии формирования эвристической деятельности учащихся в процессе обучения могут быть: разработка дидактических основ комплексного применения эвристической деятельности в системе детсад — школавыявление роли и места эвристической деятельности учащихся в системе нравственно-патриотического воспитания школьниковизучение особенностей управления развитием образовательного учреждения в условиях применения технологии формирования эвристической деятельности учащихсяиспользование информационных и коммуникационных технологий при формировании эвристической деятельности обучающихсяизучение рефлексивной деятельности учителя в условиях формирования эвристической деятельности учащихся с целью совершенствования технологии обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Н.Г., Юдин Э. Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе // Научное творчество. М.: Наука, 1979. — С. 387−404.
  3. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1969.-270 с.
  4. Г. С. Основы изобретательства. Воронеж: Центрально-черноземное книжное изд-во, 1964. — 240 с.
  5. Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск.: Беларусь, 1994. — 479 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества, Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 236 с.
  7. В.И. Физический эксперимент учащихся в условиях эвристического программирования учения: Метод, пособие. Казань: Изд-во Казанского пединститута, 1976. — 146 с.
  8. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1981. -240 с.
  9. Е.Н. Конструирование учебно-познавательных задач для разных типологических групп учащихся: Автореф. дисс.. к. п. н. -Омск, 1998. 21 с.
  10. Т.И. Методологические аспекты проблемы способностей. М.: Наука, 1977. — 184 с.
  11. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (Очерк истории: ХУП начало XX в.). — 2-е изд. — М.: Мысль, 1965.-312с.
  12. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  13. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -190 с.
  15. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. -160 с.
  16. В.А., Кондаков В. А. О формировании приемов умственной деятельности в ходе эксперимента учащихся по физике // Ученые записки. Вып. 59, «Методика физики». Куйбышев: Куйбышевский пединститут, 1968. — С.12−19.
  17. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  18. В.М. Эффективность обучения (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
  19. Д.Б. Интеллектуальная активность, как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 182−195.
  20. Д.И. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопр. психологии. 1969. — № 2. — С.23−29.
  21. Боно Эдвард де. Шесть шляп мышления. С.-Пб.: Питер Пабли-шинг, 1997. — 256 с.
  22. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -390 с.
  23. Бунге Марио. Интуиция и наука: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1967. -187 с.
  24. Г. Математическое мышление / Под ред. Б. В. Бирюкова и
  25. A.Н.Паршина. М.: Наука, 1989. — 400 с.
  26. Вертгеймер Макс. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  27. Д.В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении: Дидактическое пособие. -Казань: Казанский педагогический институт, 1967, 67 с.
  28. В.Н., Сенько Ю. В. Ознакомление учащихся с методом аналогии // Физика в школе. 1981. — № 3. — С.40−44.
  29. Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2 / Под ред.
  30. B.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  31. С.И. Проблемные ситуации в процессе обучения гуманитарным предметам: Учеб. пособие. Алма-Ата: Научное общество Каз. ССР, 1971.-57 с.
  32. А.Г. Самоучитель мышления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 408 с.
  33. Вопросы алгоритмизации и программирования обучения. Выпуск 2 / Под ред. Л. Н. Ланда. М.: Педагогика, 1973. — 264 с.
  34. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.-256 с.
  35. С.С. Творчество как философская проблема // Творчество и социальное познание. М.: Наука, 1984. — С.39−56.
  36. С.С., Пьянова Л.А К вопросу об общей теории творчества // Вестник московского ун-та, серия 7. 1983.- № 2. — С.52−61.
  37. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  38. JI.JI. Структурные особенности эвристических процессов и условия их формирования как продуктивных компонентов решения задач // Вопр. психологии, -г 1968. № 4, С.70−82.
  39. JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во ун-та, 1976. — 327 &bdquo-с.
  40. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  41. М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под ред. Б. П. Есипова. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 518 с.
  42. Декарт Рене. Правила для руководства ума: Пер. с лат. М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. — 175 с.
  43. Деятельность: теории, методология, проблемы: Сб./ Сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. — 366 с.
  44. Р.З. Процесс научного поиска: структура, этапы и средства // Вопр. философии. 1986. — № 1. — С.87−94.
  45. Диалектика и теория творчества / С. С. Гольдентрихт, А. М. Коршунов, Ю. Д. Воробей и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987−200 с.
  46. Диалектика процесса познания: Сб. / Под ред. М. Н. Алексеева, А. М. Коршунова. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 367 с.
  47. Диалектика творческой деятельности: Межвузовский сб. науч. трудов. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. — 142 с.
  48. П.С., Яценко JI.B. Регуляция творческой деятельности: Философско-методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. — 212 с.
  49. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 159 с.
  50. В.В. Этап усмотрения проблемы в мышлении и обучении.- Владимир: Владимирский педагогический институт, 1973. -187 с.
  51. В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. — № 2. — С.9−14.
  52. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. — № 2 -С.2−60.
  53. В .К., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопр. психологии. 1980. — № 5. — С.112−117.
  54. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. — 480 с.
  55. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  56. Л.Я. Программа учебник — учитель. — М.: Знание, 1989. -79с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 1).
  57. Е.В. Рефлексивное управление обучением учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. к.п.н. Барнаул, 1998. — 18 с.
  58. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1984. -49& с.
  59. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.- М.: Просвещение, 1985. 123 с.
  60. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей / М. Антонова, Г. Бородкина, Л. Кузнецова и др.// Народное образование. 1998. — № 9/10.- С.171−174.
  61. В.П., Федченко Л. Я. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе изучения математики: Пособие для учителя /
  62. Под ред. Н. Л. Коломинского. Киев.: Радянска шк., 1989. — 208 с. — (Б-ка передового опыта).
  63. М.С. Философская теория ценности. С.-Петерб. гос. ун-ет, Акад. гуманит. наук. СПб.: «Петрополис», 1997. — 205 с.
  64. Как стать еретиком. / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1991.-365 с.
  65. И.Г. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: МГУ, 1983.-274 с.
  66. Я.А. Материнская школа.-М.: Учпедгиз, 1947. 104 с.
  67. А.С., Хайкин Е. П. Творческая интуиция в науке. М.: Знание, 1971. — 48 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия" — № 4).
  68. В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. вып. 5. -1997.-С. 19−26.
  69. А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1967, — 159 с.
  70. А.Г. Математика лабиринта. К.: Радянска школа, 1987. -136 с.
  71. .И. Учение процесс творческий: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
  72. A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. — 216 с.
  73. A.M. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1984. -144 с. — (Философская библиотечка для юношества).
  74. Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. М.: Просвещение, 1991.-208 с.
  75. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  76. А.К., Кудрина Е. В. Детерминация и свобода в научном творчестве: Диалектика познания и творчества / Сб. статей Ярославского гос. ун-та. Ярославль: Изд-во ун-та, 1988. — 108 с.
  77. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 4).
  78. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. — 231 с.
  79. В.Э. и др. Проблемное обучение: Пер. с эстонского. Таллин: «Валгус», 1975. — 178 л.
  80. Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966.- 523 с.
  81. Г. В. Сочинения: В 4-х томах / Ред., сост. и автор вступит. статьи и примечаний В. В. Соколов. М.: Мысль, 1982. — Т.1. — 636 с. -(Философское наследие).
  82. АН. Избранные психологические произведения: В 2-х томах / Под ред. В .В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — 392 с.- (Труды действ, чл. и чл.-корр. АПН СССР).
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  84. И.Я. О новом учебном предмете в школе // Новые исследования в педагогических науках. 1991. — № 2. — С.39−43.
  85. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 7).
  86. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  87. Й. Процесс и структура человеческого учения: Пер. с чешского. М.: Прогресс, 1970. — 685 с.
  88. .Т. Основные категории педагогики // Педагогика. 1999.- № 1. С.10−19.
  89. .Т. Сущность, категории и функции научной педагогики // Педагогика. 1997. -№ 6. — С.21−26.
  90. Лук А. Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1975. — 96 с.
  91. А.С. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М.: Наука, 1983. — 207 с.
  92. О.В., Матвеев Н. М. Курс высшей математики. М.: Высш. шк., 1986. — 480 с.
  93. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 192 с. — (Психологическая наука — школе).
  94. В.Н. Жизненная позиция личности: Идеологический и социально-психологический аспекты. М.: Мысль, 1989. — 173 с.
  95. А. Условия творческого труда: Пер. с польского. М.: Мир, 1970.-303 с.
  96. A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей- творческого мышления // Научное творчество. М.: Наука, 1969. — С.375−380.
  97. Матюшкин А. М Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. -208 с.
  98. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  99. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение. — 240 с.
  100. Е.И. Психологические приемы проектирования учебной деятельности // Вопр. психологии. 1979. — № 6. — С.96−104.
  101. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Книга для учителя: Пер. с немецкого. М.: Просвещение, 1989. -160 с.
  102. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985.-240 с.
  103. И.М. Природа интуиции. Минск: Изд-во ун-та, 1991. -141с.
  104. П.Г. Формирование системных знаний школьников на основе структурной модели науки: Автореф. дисс.. к.п.н. М.: 1991. -16 с.
  105. О.И. Исследование соотношения личностных и познавательных компонентов интеллектуальной деятельности // Новые исследования в психологии. 1997. — № 2. — С. 16−19.
  106. А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (Интуиция в процессе научного творчества). М.: Мысль, 1972. — 271 с.
  107. На пути к новой школе: Опыт перестройки народного образования в Эстонской ССР / Э. Р. Гречкина, Х. Й. Лийметс, В. К. Руус и др. М.: Педагогика, 1988. — 224 с.
  108. И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. -М.: Наука, 1969.-246 с.
  109. О.А. Некоторые проблемы теории деятельности // Вопр. психологии. 1984. — № 4. — С. 14−21.
  110. Дж. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. -Минск: ООО «Попури», 1996. 236 с.
  111. Образовательные стандарты России. Естественнонаучный цикл предметов / Под ред. Н. Д. Никандрова и др. М.: Прометей, 1998. — 396 с.
  112. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1997.-944 с.
  113. В. Введение в общую дидактику. М.: Высш. шк., 1990. -384с.
  114. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / Под ред. В. И, Андреева и др. Казань: Изд-во ун-та, 1989. -142с.
  115. И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. — M.-JL: Изд-во АН СССР, 1951. — Т.4. — 452 с.
  116. Педагогика: Курс лекций / Под ред. Г. И. Щукиной и др. М.: Просвещение, 1966. -648 с.
  117. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. -608 с.
  118. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. -Минск.: Нар. асвета, 1987. 223 с.
  119. Педагогическая энциклопедия: В 2-х томах / Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. — 1993. — 608 е.- Т.2.- 1999. 672 с.
  120. Педагогический поиск: Сб. / Сост. и автор предисловия М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1987, — 541 с.
  121. Педагогический словарь: В 2-х томах / Гл. ред. И. А. Каиров. М.: Изд-во АПН СССР, 1960.
  122. Ю.А. Азбука логического мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.- 104 с.
  123. Н.Т., Цуриков В. М. Путь к изобретению. М.: Молодая гвардия, 1986. — 222 с, — (Эврика).
  124. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии:
  125. В 2-х томах. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. — Т.1. — 415 е.- Т.2 -413 с.
  126. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  127. А.П. Правозащитная функция науки / Наука та наукоз-навство. Киев. — 1994. — № 1−2. — С.69−74.
  128. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам: Сб. статей/ Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 239 с.
  129. Д. Математика и правдоподобные рассуждения.- 2-е изд., ^ испр. М.: Наука, 1975. — 463 с.
  130. Д. Математическое открытие: Решение задач: Основные понятия, изучение и преподавание. 2-е изд. — М: Наука, 1976. — 448 с.
  131. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. — 205 с.
  132. Н.И., Рубцов В. В., Семенова М. Н. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределительного действия у детей // Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — С.24−29.
  133. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследо-Ф ваний. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  134. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  135. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -352 с.
  136. А.С. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации: Автореф. дисс.. к.п.н. Новосибирск, 1999. — 18 с.
  137. Правила игры без правил / Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1989. — 280 с.
  138. Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М. Г Лрошевского. М.: Наука, 1971. -334 с.
  139. Проблемы системогенеза деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред.
  140. B.Д.Шадрикова. Ярославль: ЯрГУ, 1980. — 139 с.
  141. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  142. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.ГЛрошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М: Политиздат, 1990. — 494 с.
  143. А. О науке: Пер. с франц. М.: Наука, 1983. — 560 с.
  144. В.Н. Проблемы эвристики. М.: Высш. шк., 1969. — 272 с.
  145. В.Н. Эвристика и кибернетика. М.: Знание, 1965. — 48 с.
  146. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  147. А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. -М.: Высш. шк., 1990. 79 с.
  148. О.В. Учет специфики содержания учебного материала в процессе организации самостоятельной работы студентов: Автореф. дисс. к.п.н. Харьков, 1992. — 18с.
  149. И.М. Исследования эвристической деятельности и их значение для понимания творчества // Научное творчество. М.: Наука, 1969.1. C.369−374.
  150. И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: Изд-во ун-та, 1991. — 342 с.
  151. И.М. Что такое эвристика: Книга для учащихся. Минск: Народна асвета, 1988. — 168 с.
  152. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  153. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.-148 с.
  154. В.Н. Структурный и генетический принципы расчленения объекта в системе философских категорий / Проблемы исследования систем и структур. М.: Наука, 1965. — С.121−148.
  155. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. 1997, — № 3. — С.40−45.
  156. Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в ф учебном процессе целостных компьютеризированных курсов: Автореф.дисс. дл.н. Барнаул, 1997. -37 с.
  157. А.В. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976.-294 с.
  158. Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. — М.: Рус. яз., 1987. -608 с.
  159. А.А. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. Б. ФЛомова — АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — Т.1 — 1987.271 е.- Т.2 — 1987. — 343 с. — (Труды действ, чл. и чл.-корр. АПН СССР).
  160. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
  161. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 1600 с.
  162. В.Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект Пресс, 1995. — 255 с. — (Программа: обновление гуманит. Образования в России).
  163. В.Н. Педагогическое взаимодействие в эвристическом обучении: Дисс в виде научн. докл. к.п.н. Волгоград, 1997, — 42с.
  164. А.Г. Мышление и язык: 2-е изд., доп. М.: Московский рабочий, 1958. — 80 с.
  165. С.Ю., Семенов И. И. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопр. психологии. 1982. — № 1. -С.99−104.
  166. Э. Психопедагогика- Психологическая теория и практика обучения: Пер. с англ. М.: Педагогика, 1984. — 472 с.
  167. И. Принципы организации образовательного процесса (герменевтический опыт) // Alma mater: вестник высшей школы. 1999. -№ 1. — С.22−29.
  168. А.К. Парадоксы науки .- 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1980. — 240 с. — (Эврика).
  169. Ф.Б. Требования к учебному материалу при реализации методов проблемного изложения и эвристической беседы // Вопр. методов и организации процесса обучения: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — С.58−79.
  170. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы: 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  171. Творчество в научном познании / Под общ. ред. Д. И. Широканова, Ю. А. Харина. Минск: Наука и техника, 1976. — 231 с.
  172. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М&bdquo-: 1983. — 352 с.
  173. .М. Избранные труды. В 2-х томах. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. — 329 с. — (Труды действ, чл. и чл.-корр. АПН СССР).
  174. O.K. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1992. — 88 с.
  175. O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984, — 272 с.
  176. O.K. Структура мыслительной деятельности (Опыт тео-^ ретических и экспериментальных исследований). М.: Изд-во Моск. унта, 1969. — 304 с.
  177. O.K., Терехов В. А. Эвристика человека // Вопр. психологии. 1967. — № 2. — С. 15−22.
  178. Н.Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся решению физических задач: Методические рекомендации в помощь учителю физики средней школы и студентам педагогических вузов. Челябинск: Изд-во педагогического института, 1979. — 87 с.
  179. Управление развитием школы / Под общей ред. М. М. Поташника. -М.: Новая шк., 1995. 516 с.
  180. В.П. Творчество в системе образования. Магнитогорск: «НИОН», 1995.- 121с.
  181. .й. Из истории эвристики // Вестник ленинградского унта. 1972. — № 5.- Сер. «Экономика, философия, право" — № 1.-С.82−88.
  182. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика. -- 160 с.
  183. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильин. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  184. Формирование творческой активности личности учащихся: Сб. ста-щ тей / Отв. Ред. А. П. Медведицков Омск: ОмГПИ, 1979. — 166 с.
  185. Л.М. Как обучать решению задач? // Педагогический вестник. 1993. — № 7. — С.2−3.
  186. Л.М., Турецкий Н. Н. Как научить решать задачи: Для учащихся старших классов средних школ. 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989. -192 с.
  187. У.Ж. Законы науки и научный поиск. Ташкент: Изд-во «ФАН» Узбекской ССР, 1987. — 112 с.
  188. Л.И. Проблемы создания многопараметрических обучающих программ / Автореф. дисс.. д.п.н. СПУ. — Санкт-Петербург: 1991. -32 с.
  189. В.И. Эвристическая интуиция в научном поиске. Пермь: Кн. изд-во, 1973. — 124 с.
  190. Г. А. Коллективно-распределительная форма решения учебных задач // Новые исследования в психологии.-1980.- № 2.- С. 27−34.
  191. Человек и вычислительная техника: Сб / Под ред. В. М. Глушкова. -Киев: Наукова думка, 1971. 283 с.
  192. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 160 с.
  193. И.Д. Особенности организации учебной деятельности в школе. М.: РАПКРО, 1999. — 174 с.
  194. Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. — 92 с.
  195. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Логос, 1996.-319 с.
  196. В.Н., Тамбовкина Т. И., Суслова Н. П. Школа: от конечного результата к творческому поиску: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 158 с.
  197. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1976. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 7).
  198. Т.И. Проблемный подход в обучении, Новосибирск: Зал.-сиб. кн. изд-во, 1969. — 68 с.
  199. Ф.В. Сочинения: В 2-х томах. М.: Мысль, 1987. — Т.1. -639 с. — (Философское наследие).
  200. Н.Б. Диалектика необходимости и свободы в творческой деятельности / Творчество и социальное познание: Сб. статей / Под ред. А. М. Коршунова, С.СХольдентрихта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -С.57−81.
  201. А. Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. — 166 с.
  202. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989. -143 с.
  203. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  204. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  205. А. Собрание научных трудов: В 4-х томах: Перевод / Под редакцией И. Е. Тамма. М.: Наука, 1967. — Т.4. — 599 с.
  206. Н.Л. Проблема установки в психологии мышления / Авто-реф.. д. психол. наук. Тбилиси, 1966. — 42 с.
  207. А.Ф. Психология решения задач: Методическое пособие. -М.: Высш. шк., 1972. 216 с.
  208. В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 128 с.
  209. B.I. Шзнавальна активность школярхв. Харюв: ХДШ, 1990.-217 с.
  210. П. Г. Гадецысий М.В. Основи xeopii навчання. -Харшв: ХДШ, 1992. 144 с.
  211. Covey, Stephen R. The seven habits of highly effective people: Restoring the character ethic. New York etc.: Fireside book, 1990. — 358 p.
  212. Edvard de Bono. Lateral Thinking. A Textbook of Creativing. L.: * 1970.-316 p.
  213. HollidayM.V. Language as Social semiotics. -L.: 1978. 157p.
  214. Lewy, Arieh. National and school based development.- Paris: Unesco. Intern. Inst. For educational planning, 1991. — 125 p.
  215. Newell A., Show J.C., Simon H.A. The process of creative thinking// Gruber H.E., Terrel G., Wertheimer M. (Eds.) Contempopary approaches to creative thinking. N.Y., 1963. — P. 35−5Д.
  216. J Темы) j Форма ! занятия Кол-во ч.1 Введение. ! 2ч.11. 1 Цель и задачи курса «эвристика». J Лекция t 112. | История открытий и изобретений. i 1 Семинар I 1
Заполнить форму текущей работой