Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ матСматичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² дошкольном возрастС

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°, являСтся Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ свойством ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ²; ΠΎΠ½Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚ричСских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Π°Ρ…. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ словами, гСомСтричСскиС Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Ρ‹ — это эталоны, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΡ… Ρ‡Π°ΡΡ‚Π΅ΠΉ. Знакомство Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚ричСскими Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Π°ΠΌΠΈ слСдуСт Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π΄Π²ΡƒΡ… направлСниях: сСнсорноС восприятиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ гСомСтричСских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ матСматичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² дошкольном возрастС (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΉ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄ Π² Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ матСматичСского развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ-дошкольников, внСсли А. М. Π›Π΅ΡƒΡˆΠΈΠ½Π°, Π . Π›. НСпомнящая, Π . Π›. Π‘Π΅Ρ€Π΅Π·ΠΈΠ½Π°, Π—. А. ΠœΠΈΡ…Π°ΠΉΠ»ΠΎΠ²Π°, Π’. Π’. Π’Π°Ρ€ΡƒΠ½Ρ‚Π°Π΅Π²Π°, Π’. Н. Π˜Π³Π½Π°Ρ‚ΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅.

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ психолого-пСдагогичСскиС исслСдования Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ усвоСниС дошкольниками систСмы матСматичСских прСдставлСний ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ качСствСнноС влияниС Π½Π° Π²Π΅ΡΡŒ Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΈΡ… ΠΏΡΠΈΡ…ичСского развития, обСспСчиваСт Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ (Π“. А. ΠšΠΎΡ€Π½Π΅Π΅Π²Π°, А. М. Π›Π΅ΡƒΡˆΠΈΠ½Π°, 3. А. ΠœΠΈΡ…Π°ΠΉΠ»ΠΎΠ²Π°, Н. И. НСпомнящая, Π . Π›. НСпомнящая, Π€. Пали, Π–. Пали, Π’. Π”. Π ΠΈΡ…Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠ°Π½, Π•. Π’. Π‘Π΅Ρ€Π±ΠΈΠ½Π°, Π•. Π’. БоловьСва, А. А. Бтоляр, Π’. Π’. Π’Π°Ρ€ΡƒΠ½Ρ‚Π°Π΅Π²Π°, Π•. Π’. Π©Π΅Ρ€Π±Π°ΠΊΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€.).

Под матСматичСским Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ дошкольников Π . Π›. Π‘Π΅Ρ€Π΅Π·ΠΈΠ½Π°, Π—. А. ΠœΠΈΡ…Π°ΠΉΠ»ΠΎΠ²Π°, Π . Π›. НСпомнящая ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ «ΡΠ΄Π²ΠΈΠ³ΠΈ ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ личности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ происходят Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ формирования элСмСнтарных матСматичСских прСдставлСний ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… с Π½ΠΈΠΌΠΈ логичСских ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ» Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ элСмСнтарных матСматичСских прСдставлСний Ρƒ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ²: Π£Ρ‡Π΅Π±. ПособиС для студСнтов ΠΏΠ΅Π΄. ΠΈΠ½-Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎ ΡΠΏΠ΅Ρ†. № 2110 «ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ология» (дошк.)"/Π . Π›. Π‘Π΅Ρ€Π΅Π·ΠΈΠ½Π°, Π—. А. ΠœΠΈΡ…Π°ΠΉΠ»ΠΎΠ²Π°, Π . Π›. НСпомнящая ΠΈ Π΄Ρ€.; ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. А. А. Бтоляра. — -М. ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅. 1988 Π³. Π‘. 34.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, матСматичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ дошкольников — это качСствСнныС измСнСния Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ происходят Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ овладСния Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ элСмСнтарными матСматичСскими прСдставлСниями.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ «ΠΌΠ°Ρ‚СматичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ дошкольников» являСтся довольно слоТным, комплСксным ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ°ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ. Оно состоит ΠΈΠ· Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… прСдставлСний ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅, Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, количСствС, ΠΈΡ… ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π°Ρ… ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Π›. Π‘. Выготский, для формирования Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° «ΠΆΠΈΡ‚Сйских» ΠΈ «Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ…» понятий .

Π—Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ формирования матСматичСских прСдставлСний Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ознакомлСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ областями матСматичСской Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: с ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ ΠΈ ΡΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, пространствСнными ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

ΠœΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ знания для дошкольников ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ собой элСмСнтарныС основы Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, доступныС для понимания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ возраста.

Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ дошкольного возраста ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ спонтанный интСрСс ΠΊ Ρ†Π²Π΅Ρ‚Ρƒ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, количСству ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ΠΈΠΌ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Π²Π΅Ρ‰Π°Ρ… ΠΈ ΡΠΈΡ‚уациях, ΡƒΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΎΡ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ способностСй. Однако, знакомство с ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ этих понятий нСсистСматично ΠΈ Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ случайно. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° — ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π΄Π°Ρ‚ΡŒ знания, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ Π½Π° Π·Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ Ρ†Π²Π΅Ρ‚Π°, Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

ΠžΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅, упорядочиваниС ΠΈ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ свойств ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ учится ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ взаимосвязи ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ знаниями ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°Ρ… Ρ†Π²Π΅Ρ‚Π°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π°, ΠΊΠΎΠΎΡ€Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ языковых срСдств.

ΠžΠ±ΡŠΡ‘ΠΌ прСдставлСний слСдуСт Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основы ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития. ΠŸΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Π΅ умСния ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ процСсса познания, ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π±Π΅Π· освоСния ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… дальнСйшСС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ. ΠΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°, направлСнная Π½Π° ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅, рСализуСтся Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… воспитатСлСм ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ….

ΠœΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° дошкольников прСдусматриваСт Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΏΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ областями матСматичСской Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ:

  • — Ρ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ²,
  • — ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствСнными ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ°ΠΌΠΈ,
  • — Ρ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ ΠΈ ΡΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ.

Знакомство с Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ, пространствСнными ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€Π°ΠΌΠΈ начинаСтся Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ€Π°Π½ΠΎ, ΡƒΠΆΠ΅ с ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ возраста. Он Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΡˆΠ°Π³Ρƒ сталкиваСтся с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρƒ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½Π΅ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, потрСбности Π² ΡΡ‡Π΅Ρ‚Π΅. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ пСрвостСпСнноС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ, ΠΊ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ прСдрасполоТСн Π‘Π΅Π»ΠΎΡˆΠΈΡΡ‚Π°Ρ А. Π’. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ матСматичСских способностСй дошкольников. Вопросы Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. ΠšΡƒΡ€Ρ Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΉ для Π‘Π£Π—ΠΎΠ² ΠΈ Π’Π£Π—ΠΎΠ². Π˜Π·Π΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ: Владос. 2004.Π‘.45.

Π£ΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², Ρ€Π°Π·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Π°Ρ… протяТСнности ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² — это Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ условиС ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ матСматичСского развития дошкольника. ΠžΡ‚ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСского сравнСния Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΠΎΠΉΠ΄Π΅Ρ‚ дальшС, ΠΊ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ количСствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ большС-мСньшС, равСнство-нСравСнство. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ прСдставлСний ΠΎ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π»ΠΈΠ½Π½Π΅Π΅-ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π΅, Π²Ρ‹ΡˆΠ΅-Π½ΠΈΠΆΠ΅, ΡˆΠΈΡ€Π΅-ΡƒΠΆΠ΅, большС-мСньшС позволяСт наглядно ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ дСтям скрытыС матСматичСскиС зависимости, ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ понятия ΠΎ Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅, прСдставив Π΅Π³ΠΎ Π² Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ°, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΆΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°, являСтся Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ свойством ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ²; ΠΎΠ½Π° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚ричСских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Π°Ρ…. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ словами, гСомСтричСскиС Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Ρ‹ — это эталоны, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΡ… Ρ‡Π°ΡΡ‚Π΅ΠΉ. Знакомство Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚ричСскими Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Π°ΠΌΠΈ слСдуСт Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π΄Π²ΡƒΡ… направлСниях: сСнсорноС восприятиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ гСомСтричСских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ элСмСнтарных матСматичСских прСдставлСний, элСмСнтарного гСомСтричСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. НаправлСния эти Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹. ОзнакомлСниС с Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚ричСскими Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Π°ΠΌΠΈ Π² ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ сСнсорной ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ отличаСтся ΠΎΡ‚ ΠΈΡ… ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… матСматичСских прСдставлСний. Однако Π±Π΅Π· чувствСнного восприятия Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Π΅Π΅ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ осознанию.

БСнсорноС восприятиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ опрСдСляли Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ наряду с ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π»ΠΈ, Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΡ€ΡƒΡΡΡŒ, ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΈ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Ρ….

НС ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ сущСствСнна ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствСнная ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΡΡ‚ΠΎ понятиС Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, взаимополоТСния ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранствС нСпосрСдствСнно связана с Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ «Π’Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°», «Π“СомСтричСскиС Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Ρ‹» ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ основу. Она ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ систСмой отсчСта. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ориСнтируСтся, примСняя Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡƒΡŽ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ систСму отсчСта, Ρ‚. Π΅. ΠΏΠΎ ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π°ΠΌ собствСнного Ρ‚Π΅Π»Π°. Он ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСски соотносит ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ с Ρ‡Π°ΡΡ‚ями Ρ‚Π΅Π»Π°: Π²Π²Π΅Ρ€Ρ…Ρƒ — Π³Π΄Π΅ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π°, Π²Π½ΠΈΠ·Ρƒ — Π³Π΄Π΅ Π½ΠΎΠ³ΠΈ. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ словами, дошкольник осваиваСт «ΡΡ…Π΅ΠΌΡƒ» собствСнного Ρ‚Π΅Π»Π°, которая, ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‚ΠΈ, ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся для Π½Π΅Π³ΠΎ систСмой отсчСта.

Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ здСсь нСпосрСдствСнный ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ. ПозднСС ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ добавляСтся словСсная систСма отсчСта, ориСнтация Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ пространствСнных Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ: Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄-Π½Π°Π·Π°Π΄, Π²Π²Π΅Ρ€Ρ…-Π²Π½ΠΈΠ·, слСва-справа.

ГСомСтричСский ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π» Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ прСдставлСния ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… гСомСтричСских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Π°Ρ… ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΈΡ… ΡΠ²ΠΎΠΉΡΡ‚Π²Π°Ρ…. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ°, Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ (кривая, прямая), ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π·ΠΎΠΊ, ломаная, ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡƒΠ³ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ².

НаиболСС слоТно для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ понятиС Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. ВрСмя воспринимаСтся опосрСдованно, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ часто Π½Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹, зависят ΠΎΡ‚ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π³ΠΎΠ΄Π°, состояния ΠΏΠΎΠ³ΠΎΠ΄Ρ‹. УсвоСниС Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… понятий происходит Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дошкольников, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ взрослых Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ части суток, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ (ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ солнца, ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΠ³ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ явлСния).

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΈ ΡΡ‡Π΅Ρ‚Π΅ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с Ρ„ормирования дочисловых количСствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ: равСнство-нСравСнство ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅ (Π΄Π»ΠΈΠ½Π΅, ΡˆΠΈΡ€ΠΈΠ½Π΅, высотС); равСнство-нСравСнство Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ входящих Π² Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ². Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ матСматичСскиС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ большС, мСньшС, ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠ²Π½Ρƒ. Волько послС этого ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ счСту, Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ прСдставлСния ΠΎ Ρ‡ΠΈΡΠ»Π°Ρ… Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°Ρ… дСсяти, ΠΎΠ± ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ числами, ΠΎ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ составС числа ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ дСсятка.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ