Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию профессионально-педагогического образования, а также развитию содержательно-технологического обеспечения процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики. Она определяется: 1) разработкой и внедрением в процесс работы высшей школы модели формирования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
    • 1. Состояние проблемы формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики
    • 2. Модель формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики
    • 3. Педагогические условия реализации модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ
    • 1. Цель и задачи экспериментальной работы
    • 2. Реализация модели и педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики
    • 3. Результаты исследования по формированию культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики

Формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация отечественного образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке педагога, которая по своим результатам отвечала бы потребностям личности в профессиональном становлении, потребностям государства в педагогических кадрах, способных решать современные общественно значимые задачи.

Социально-политические, демографические, экологические и экономические перемены в современном обществе, межнациональные конфликты заставили по-новому взглянуть на национальные отношения как на фактор устойчивого развития, основу стабильности и согласия между народами.

Основные принципы развития национальной образовательной политики в России нашли отражение в Государственной программе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года.

Особое значение данные вопросы имеют для Поволжского многонационального региона, в частности для Самарской губернии, где согласно переписи населения 2002 года русские составляют — 83,6%, татары — 3,9%, чуваши — 3,1%, мордва — 2,7%, украинцы — 1,9%, казахи — 0,5%, белорусы — 0,4%, немцы — 0,3%, евреи — 0,2%, башкиры — 0,2%, марийцы — 0,1%, представители других национальностей — 1,8%. Однако, как показывают исследования А. К. Демина, Н. И. Лисовской, З. И. Тюмасевой, М. Г. Романцова, неприкосновенный запас резерва репродуктивной прочности популяции сегодня сократился на 20−25%, в то время как его потери до 30% разрушают базовые механизмы эволюции человека, поэтому не случайно, что науке и педагогической практике предъявлен социальный заказ на поиск путей сохранения российского этноса и его здоровья.

В связи с чем возникает противоречие между социальным запросом общества в необходимости внедрения этнопедагогического подхода в профессиональном образовании по формированию культуры здоровья будущего учителя и недостаточностью применения его в образовательной системе.

В сложившихся условиях актуальной становится проблема формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, от уровня сформированности которой в значительной степени зависит не только успех их профессиональной деятельности, но и решение национально-демографической проблемы в регионе и в целом по стране.

Вопросами здоровьесбережения занимались многие исследователи (И.И. Брехман, Г. К. Зайцев, Н. Б. Захаревич, Ю. Г. Иванов, В. В. Колбанов, Н. К. Смирнов, В. П. Соломин, А. И. Субетто, Л. Г. Татарникова, З.И. Тюмасева), теоретические и методологические аспекты проблемы этнопедагогики отражаются в работах Н. И. Ашмариной, Р. Г. Ахметьяновой, JI.H. Бережновой, Ю. В. Бромлей, Г. Н. Волкова, A.A. Ивановой, В. Ф. Гениша, Г. М. Давлетши-ной.

Однако, несмотря на существенный интерес исследователей и значимость полученных к настоящему времени результатов, проблема формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики по-прежнему в достаточной степени не решена. Причины этого в недостаточной изученности многих ее аспектов:

— отсутствие общепризнанного понимания комплексного феномена формирования культуры здоровья средствами этнопедагогики;

— не определены структура и содержание подготовки будущего учителя в области культуры здоровья средствами этнопедагогики, требующей специально организованных мер по её формированию и имеющей значительный потенциал в решении проблемы повышения качества образования подрастающего поколения;

— недостаточная разработанность теоретико-педагогических основ процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, отражающих его природу и возможность совершенствования;

— мало изучены и освещены ее целевые, содержательные, организационные, методико-технологические и результативные составляющие.

Таким образом, актуальность проблемы формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики обусловлена:

— возросшими требованиями государства и общества к профессиональной подготовке учителя по формированию культуры здоровья средствами этнопедагогики;

— созданием условий сохранения и укрепления здоровья учащихся на основе этнопедагогического подхода;

— изменением отношения к здоровью и оздоровлению субъектов образования (индивидуальному, групповому, коллективному);

— современными тенденциями повышения качества образования и недостаточностью подготовленности кадров по формированию культуры здоровья;

— недостаточной разработанностью организационного и содержательного аспектов проблемы формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики в теории и практике педагогики.

Проблема исследования состоит в необходимости разрешения противоречия между социальным заказом общества на профессиональную подготовку учителя, обладающего высоким уровнем формирования культуры здоровья средствами этнопедагогики и недостаточной теоретической, практической разработанностью путей формирования таких специалистов в условиях динамично развивающегося высшего профессионального образования.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики».

Цель исследования — разработать, обосновать и реализовать модель формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, выявить и проверить педагогические условия ее эффективного функционирования.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущего учителя в педагогическом вузе.

Предмет исследования — процесс формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики.

Гипотеза исследования: формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики в педагогическом вузе будет осуществляться эффективно, если:

1) теоретико-методологической стратегией формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики выступают системно-деятельностный, личностно-ориентированный и этнопедагогический подходы;

2) на основе этих подходов будет разработана модель формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, направленная на сохранение и укрепление здоровья субъектов образования, включающая пять взаимосвязанных блоков (целеполагания, содержательный, организационный, критериально-оценочный, результативный) и реализуемая с учетом принципов научности, интегративности, этнопедагогичности;

3) будут выявлены и проверены в экспериментальном режиме следующие педагогические условия эффективного функционирования данной модели:

— организация мотивационного обеспечения процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики;

— интеграция и реализация этнопедагогического потенциала базовых дисциплин подготовки будущего учителя;

— усиление практико-ориентированной направленности формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, на основе использования возможностей этнопедагогической образовательной среды.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования обозначены следующие задачи:

1) представить историографию проблемы формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики;

2) проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в теории и практике высшего образования, выявить пути и методологические подходы к её решению;

3) раскрыть сущность и определить структуру формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики;

4) уточнить и конкретизировать основополагающие понятия проблемы исследования — «культура здоровья», «формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики»;

5) на основании системно-деятельностного, личностно-ориентированного, этнопедагогического подходов разработать модель формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики;

6) выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного функционирования модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики.

Теоретической основой исследования послужили идеи и положения, разработанные в теории профессиональной педагогической подготовки (А.Ф. Аменд, C.B. Алексеев, Ю. К. Бабанский, Г. М. Ильмушкин, И. Н. Пономарева,.

B.А. Сластенин, М. Н. Скаткин, В. П. Соломин, A.B. Усова, Н. М. Яковлева и д.р.) — педагогической деятельности (В.А. Андреев, М. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Ю. Г. Иванов, В. А. Якунин и др.) — развития культуры здоровья, этногенеза и этнического самосознания (Н.М. Амосов, И. И. Брехман, JI.H. Бе-режнова, В. И. Вернадский, JI.H. Гумилев, Г. Н. Волков, А. Г. Каримуллин, Г. Ф. Миллер, Р. Х. Мингазов, Ф. Г. Муртазин, В. А. Никонов, A.A. Иванова, З. И. Тюмасева, И. В. Суханов, М. И. Шахнович и др.) — валеологического образования (Э.М. Вайнер, Г. К. Зайцев, Г. И. Иванов, Е. А. Овчаров, JI.B. Радионова, Н. К. Смирнов, Л. Г. Татарникова, З. И. Тюмасева и др.) — личностно-ориентированного (Ш.А. Амонашвили, Г. П. Корнев, B.C. Сухомлинский, И. С. Якиманская и др.) и деятельностного (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

C.Л. Рубинштейн и др.) подходовтеории моделирования конструирования и содержания образования педагогического процесса (В.П. Беспалько, Т. М. Носова, Н. Ф. Талызина, Ю. К. Чернова, Е. В. Яковлев и др.).

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов психолого-педагогического исследования:

— общетеоретические (историко-логический анализ философской, психолого-педагогической, экологической, валеологической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования с целью изучения ее состояния в педагогической науке и практике);

— эмпирические (изучение, анализ, обобщение опыта практики подготовки будущих учителей) — констатирующий этап эксперимента по оценке уровня сформированности культуры здоровья будущих учителей средствами этнопедагогикиформирующий этап эксперимента по практической реализации модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики (наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, экспертиза);

— математической статистики (ранжирование, лонгитюдный анализ результатов исследования).

Организация, база и этапы исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в три этапа с 2002 по 2008 годы в Самарском государственном педагогическом университете, школах г. Самары (№№ 126, 116, 38, 43 и татарской школе «Яктылык»), в исследовании приняли участие 397 человек.

На первом этапе (2002 — 2003 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики. На основании анализа существующих концепций и теорий были сформулированы исходные позиции исследования и его терминологическое поле. Проводился констатирующий этап эксперимента по определению состояния проблемы, выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях проведения педагогической практики.

На втором этапе (2003 — 2006 гг.) создавалось теоретическое обеспечение исследуемой проблемы (обосновывался выбор теоретико-методологических подходов, формулировались их основные положения, определялись особенности и принципы изучаемого процесса) — разрабатывалась модель формирования культуры здоровья будущего учителя средствами эт-нопедагогики и выявлялись педагогические условия ее эффективного функционирования.

Экспериментальная часть данного этапа включала в себя апробацию и корректировку созданной модели, проверку и уточнение полученных в ходе исследования выводов, оценку итогов эксперимента, внедрение результатов исследования в практику работы вуза.

На третьем этапе (2006 — 2008 гг.) осуществлялось обобщение и описание полученных результатов, уточнение выводов и практических рекомендаций, распространение опыта формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, оформлялись результаты диссертационного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, обусловленная возросшими требованиями к его профессиональной подготовке, изменением поля профессионально-педагогической деятельности учителя, а также недостаточной разработанностью исследуемой проблемы в теории и практике педагогики.

2. Стратегия формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, теоретико-методологической основой которой выступают системно-деятельностный, личностно-ориентированнный и этнопе.

I — дагогический подходы.

3. Модель формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, разработанная на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного, этнопедагогического подходов, направленная на сохранение и укрепление здоровья субъектов образования, включающая пять взаимосвязанных блоков (целеполагания, содержательный, организационный, критериально-оценочный, результативный) и реализуемая с учетом принципов научности, интегративности, этнопедагогичности.

4. Условия эффективного функционирования модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики:

— организация мотивационного обеспечения процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики;

— интеграция и реализация этнопедагогического потенциала базовых дисциплин подготовки будущего учителя;

— усиление практико-ориентированной направленности формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, на основе использования возможностей этнопедагогической среды.

Защищаемые положения определяют научную новизну, теоретическую и практическую значимость настоящего исследования.

Научная новизна заключается в следующем:

1. Определена теоретико-методологическая стратегия решения проблемы формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного и этнопедагогического подходов, что делает возможным построение системы по формированию культуры здоровья средствами этнопедагогики, эффективно функционирующей в условиях педагогического вуза, соответствующей современным требованиям подготовки будущего учителя.

2. Разработана с позиций этих подходов модель, состоящая из блоков: целеполагания', содержательного, включающего познавательный, ценностно-мотивационный и деятельностный компонентыорганизационного, составляющими которого являются технологии, методы, средства, формы организациикритериально-оценочного, содержащего критерии определения уровня сформированности культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогикиоценка результатов эксперимента: сформированность мотивации к здоровьесозидательной деятельностиэтновалеологических знаний, умений и навыковрезультативного, определяющего сформированность культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики.

3. Выявлены, обоснованы и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики:

— организация мотивационного обеспечения процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики;

— интеграция и реализация этнопедагогического потенциала базовых дисциплин подготовки будущего учителя;

— практико-ориентированная направленность формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, на основе использования возможностей этнопедагогической образовательной среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья субъектов образования.

Теоретическая значимость исследования заключается:

1) в аналитическом представлении историографии проблемы и анализе влияния формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики на их дальнейшую профессионально-педагогическую деятельность;

2) в уточнении и конкретизации понятий «культура здоровья», «формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики»;

3) в расширении научных представлений о формировании культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики в системе вузовского образования за счёт:

— определения роли и места данного процесса в профессиональной подготовке будущих учителей;

— определения его содержания, структуры и показателей результативности;

— выявления особенностей данного процесса в условиях профессиональной подготовки в вузе;

4) в определении принципов, обеспечивающих результативность реализации процесса формирования культуры здоровья будущих учителей средствами этнопедагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы и рекомендации служат совершенствованию профессионально-педагогического образования, а также развитию содержательно-технологического обеспечения процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики. Она определяется: 1) разработкой и внедрением в процесс работы высшей школы модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики- 2) выявлением уровней и критериев сформированности культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики- 3) методической разработкой целевого, содержательного, организационного, критериально-оценочного и результативного блоков модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики- 4) разработкой спецкурса «Этнопедагогика здоровья», производственной практики, методических рекомендаций для преподавателей вуза по проблеме формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики- 5) материалы исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки учителей, а также в системе повышения их квалификации.

Обоснованность и достоверность выполненного исследования определяется: использованием в качестве теоретических основ исследования фундаментальных положений психолого-педагогической наукивыбором и реализацией системно-деятельностного, личностно-ориентированного, этно-педагогического подходов к построению модели формирования культуры здоровья средствами этнопедагогики в системе высшего педагогического образованияприменением взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных цели, объекту, предмету, задачам и логике исследованиядлительным этапным характером экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатоврепрезентативностью полученных экспериментальным путем данныхличным участием педагога-исследователя в экспериментальной работепроведением лонгитюдного анализа выполненного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

— на научно-практических конференциях: III Международном конгрессе валеологов «Здоровье человека» (Санкт-Петербург, 2002) — IV Всероссийской научно-практической конференции «Российское образование на рубеже веков» (Санкт-Петербург, 2002) — Всероссийской конференции с международным участием «Достижения биологической функциологии и их место в практике образования» (Самара, 2003) — III Международной научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования и экологии» (Челябинск, 2006) — Всероссийской научно-практической конференции «Методология и методы научных исследований в области естествознания» (Самара, 2006), I Международном экологическом конгрессе «Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов» (ELPIT) (Тольятти, 2007) — V Юбилейной международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2008);

— в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя кафедры валеологии и руководителя производственной практики Самарского государственного педагогического университета;

— на заседаниях кафедр педагогики и валеологии (СГПУ);

— посредством публикаций результатов исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (234 источника). Текст занимает 158 страниц, содержит 23 таблицы и 18 рисунков.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Экспериментальная работа по реформированию культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики обеспечила проверку и подтверждение научной истинности выдвинутых нами теоретических положений, действенность разработанной модели формирования культуры здоровья средствами этнопедагогики, а также подтверждение достаточности выявленных педагогических условий ее эффективного функционирования.

2. Логика педагогического эксперимента базировалась на осуществлении констатирующего, формирующего, итогового этапов:

— констатирующий позволил изучить состояние образовательного процесса, определить методы диагностики, выявить уровень сформированности культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики;

— формирующий был направлен на практическую реализацию модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики и проверку влияния выделенных условий (активизация внутренних мотивов, социально-психологических установок формирования культуры здоровьяинтеграция и реализация этнопедагогического потенциала базовых дисциплин профессиональной подготовки и спецкурса «Этнопедагогики здоровья" — усиление практико-ориентированной направленности образовательного процесса на основе использования возможностей педагогической практики в этнопедагогической образовательной среде и «Центре содействия укреплению здоровья обучающихся») на эффективность функционирования модели;

— в итоговом осуществлялась статистическая обработка полученных результатов, их теоретический анализ, выводы и наглядное представление итогов исследования.

3. Экспериментальная работа активизировала позицию исследования, давала возможность обобщения широкого круга педагогических явлений, обеспечивала достижение поставленной цели и эффективную реализацию гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные социально-экономические условия определили неизбежность совершенствования системы образования. В связи с чем, в педагогической науке идет поиск подходов к построению такой образовательной системы, которая по своим результатам отвечала бы потребностям личности в профессиональном становлении, и потребностям государства в педагогических кадрах, способных решать общественно-значимые задачи, важнейшая из которых — здоровье нации.

Эффективность деятельности образовательной системы определяется реализацией триединой цели: здоровье, обучение (воспитание), образование. При этом качество ее работы обозначает не только интеллектуальный, но и соматический, психофизиологический потенциал личности, его культуру здоровья. В этой связи особую роль в условиях многонационального Поволжья приобретает проблема формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики. Ее разрешение осуществлено в направлении разработки, обоснования и реализации модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, а также выявления и проверки комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.

Данный процесс выступает как новый тип образовательного результата, интегрированная характеристика, определяющая способность специалиста эффективно решать проблемы и задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях.

Теоретико-методологическими основами формирования культуры здоровья средствами этнопедагогики в профессиональной подготовке учителя являются философские, психолого-педагогические, методические исследования в аспекте культуры здоровья, этногенеза, этнического самосознания, ва-леологического образования, здорового образа жизни.

Анализ историографии проблемы позволил выделить три периода ее становления.

I период (конец XIX в. — середина 50-х гг. XX в.) характеризуется тем, что проблема не является предметом специального изучения, не сформирован терминологический аппарат, подготовка носит стихийный, научно необоснованный характер. В педагогической практике встречаются редкие случаи организации обучения будущих учителей отдельным компонентам формирования отношения к здоровью.

Во II периоде (с начала 60-х до середины 90-х гг. XX в.) сформировались предпосылки комплексного изучения проблемы, активно разрабатываются вопросы комплексного подхода к профессиональной подготовке педагогических кадров. Осознается глубинная взаимосвязь проблемы здоровья человека и состояния окружающей среды. Возникает необходимость выделения более широкой, нежели медицина, научной области, в которой описывается, характеризуется и развивается парадигма здоровья.

III период (с середины 90-х гг. XX в. — до настоящего времени) характеризуется комплексным и всесторонним изучением проблемы «здоровья» и условий его формирования, сохранения, укрепления как важнейшего фактора развития личности.

Терминологический аппарат исследования включает следующие понятия: «культура», «здоровье», «культура здоровья», «формирование культуры здоровья», фундаментом которых являлось базовое понятие «культура». Культура здоровья — составная часть мировоззренческой позиции человека, проявлениями которой является здоровьетворящее мышление и здоровьесбе-регающее, здоровьеформирующее поведение. Они ведут не только к самосовершенствованию индивидуального здоровья и стремлению качественного изменения здоровья окружающих людей, но и выстраиванию духовно-нравственных отношений с природной и социальной средой. Данный процесс сложный и многофакторный, поэтому наиболее продуктивное решение такой задачи возможно с позиций системно-деятельностного, личностно-ориентированного, этнопедагогического подходов, которые позволят наиболее эффективным образом изучить первостепенные факторы, влияющие на формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики и учесть основные требования, предъявляемые к современному специалисту.

Разработана с позиций этих подходов модель, состоящая из блоков: це-леполаганиясодержательного, включающего познавательный, ценностно-мотивационный и деятельностный компонентыорганизационного, составляющими которого являются технологии, методы, средства, формы организациикритериально-оценочного, включающего критерии определения уровня формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогикиоценку результатов эксперимента: сформированность мотивации к здоровьесозидательной деятельностиэтновалеологических знаний, умений и навыковрезультативного, определяющего в процессе профессиональной подготовки сформированность культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики.

Формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики осуществлялось в общей системе профессиональной подготовки, включающей: учебно-оздоровительную, оздоровительно-практическую работу и активное оздоровление студентов.

Комплекс задач по оздоровлению обучаемых решался на основе интеграции идей этнопедагогики, экологии, безопасности жизнедеятельности, экологического образования и образования в области здоровья на базе названных подходов.

Эффективное функционирование модели возможно при реализации комплекса педагогических условий:

— первое педагогическое условие — организация мотивационного обеспечения процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики.

В связи с чем, нами разработана социально-психолого-педагогическая структура формирования мотивации к культуре здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, включающая 5 стадий (социальнопсихологическая установка на осознание уровня состояния культуры здоровьясоциально-психологическая установка на внешний и внутренний поиск информации и причин, влияющих на формирование культуры здоровья учителясоциально-психологическая установка на оценку деятельности, в контексте ее соответствия культуры здоровьясоциально-психологическая установка на процесс формировки культуры здоровья и факторы на него влияющиесоциально-психологическая установка на эффективность использования потенциала этнопедагогической среды в оздоровлении организма, развитии культуры здоровья).

Второе педагогическое условие — интеграция и реализация этнопедаго-гического потенциала базовых дисциплин подготовки будущего учителя средством этнопедагогики.

Третье педагогическое условие — усиление практико-ориентированной направленности формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики на основе использования возможностей этнопедагогической образовательной среды.

Апробация модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики и условий ее реализации осуществлялась в ходе эксперимента.

Основной целью экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой гипотезы. Эксперимент проходил в естественных условиях учебно-воспитательного процесса с 2002 по 2008 годы на Естественно-географическом факультете, Институте физического воспитания Самарского государственного педагогического университета, школах № 126, 116, 38, 43 и татарской школе «Яктылык» г. Самары.

Констатирующая часть эксперимента была направлена на установление реального состояния процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики и подтверждение актуальности разработки проблемы. Результаты данного этапа показали недостаточный уровень сформированности культуры здоровья у выпускников педагогического вуза.

Формирующий эксперимент был направлен на практическую реализацию модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики и проверку влияния выделенных условий на эффективность её функционирования. Как показали его результаты количество респондентов, имеющих созидательное отношение к своему здоровью, учитывающих его этнопедагогические составляющие, увеличилось во всех экспериментальных группах (с 12 до 60%), при этом потребительское отношение резко снизилось (с 64 до 23,8%). В то время как в контрольной группе отношение студентов к своему здоровью осталось на прежнем уровне.

Положительная динамика эффективности формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики служит доказательством правомерности выдвинутой гипотезы и решения обозначенных целей и задач исследования.

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики обусловлена современными тенденциями профессионально-педагогического образования, повышением требований общества и государства к качеству подготовки специалиста в области культуры здоровья, недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике высшей школы.

2. Формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики — это многогранное явление, целенаправленный, непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс освоения нравственных и этических ценностей народной культуры, позволяющий учителю эффективно осуществлять этнопедагогическую деятельность, направленную на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей человека и формирование навыков ведения здорового образа жизни.

3. Разработанная модель формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики эффективна. Модель содержит целевой, содержательный, организационный, критериально-оценочный и результативный блоки. В основу модели положены системно-деятельностный, личност-но-ориентированный, этнопедагогический подходы.

4. Модель эффективно функционирует при наличии комплекса педагогических условий:

— организация мотивационного обеспечения процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики;

— интеграция и реализация этнопедагогического потенциала базовых дисциплин подготовки будущего учителя;

— усиление практико-ориентированной направленности формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, на основе использования возможностей этнопедагогической образовательной среды.

В ходе эксперимента доказана эффективность исследования, подтверждены положения гипотезы и решены поставленные задачи.

Внедрение данной модели в образовательные учреждения подготовки будущих учителей является успешным в разработке данной проблемы, а дальнейшие исследования, связанные с расширением роли этнической среды в развитии культуры здоровья обучаемых и изучение влияния этнопедагогики на качество профессиональной подготовки специалиста, являются перспективными направлениями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Социально-экологические основы подготовки студентов педагогического колледжа к межкультурной коммуникации (На примере Северного Кавказа): Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2002. -189 с.
  2. А.Г. Познавательная установка и средства ее формирования у студентов педагогического вуза: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997.- 150 с.
  3. Абдулъханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: Проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал, 1994. Т. 14. — № 4 -С. 39−55.
  4. Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля: Дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 428 с.
  5. М.А. Развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения методике преподавания специальных дисциплин: Дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2002. 181 с.
  6. Н.Б. Педагогические условия совершенствования мониторинга качества профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка: Дис.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. — 212 с.
  7. О.Л. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. — 209 с.
  8. В.Н. Психодраматический тренинг как метод обучения педагога в условиях постдипломного образования: Дис.. канд. пед. наук. -Санкт-Петербург, 2003. — 187 с.
  9. Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.— 208 с.
  10. Н.А. Дифференцированный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопр. психол. 1995. — № 5. — С. 5−17.
  11. Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. -М., 1993. С. 15.
  12. Н.Н. Раздумья о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1987. -190 с.
  13. ХЪ.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1980, — С. 129−266.
  14. В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. — Казань, 2000. С.7−9.
  15. Г. М. Социальная психология. М., 1980.1 б. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1,4. -М.: Мысль, 1969.
  16. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здо-ровя, 1985.-79 с.
  17. Ю.Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.-С. 160.21 .Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса. Киев: «Радянська школа», 1984. — 287 с.
  18. В.И. Стандарты в непрерывном образовании- концептуальные, теоретические и методологические проблемы. — М., 1999. С. 2−6.
  19. Л.Н. Этнопедагогика. СПб., 2007. — 200 с.
  20. . М., 1967. — 238 с.
  21. A.M. Общая гигиена. — М.: Из-во Медицина, 2005. — 384.
  22. Большая советская энциклопедия (БСЭ). Т. 9. М., 1979.
  23. И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-ое изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — С. 25−46.31 .Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — 2-ое изд., перер. и доп. М.: Счета-фактуры и С, 1990. — С. 3−88.
  24. Ъ2.Брехман И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. М., 1982. — С.48−53.
  25. ЪЪ.Брехман И. И. Человек и биологически активные вещества. — М.: Наука, 1980.- 120 с.
  26. ЗЛ.Бурханов А. И., Хорошева Т. А. Функциональное состояние кардиорес-пираторной системы юных спортсменов // В кн.: Теоретическое и технологическое обеспечение образования по физической культуре и спорту. Тольятти, 2003. — С. 268−273.
  27. Г. К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. Материалы Всесоюзной с международным участием научнотворческой конференции. М, 1991. — С. 33.
  28. ЪЪ.Вайнер Э. Н. К вопросу о основополагающих признаках валеологии // Валеология. 1997. — № 4. — С. 5.
  29. Ъ9.Вакаев В. А. Этнопедагогика как субъект социально-философского познания. Барнаул: БГТ, 2000. — 5 с.
  30. АО.Валеология. Учебное пособие / Под общей редакцией проф. В. И. Соломина, проф. Ю. Л. Варшамова. СПб.: Образование, 1995. — 205 с. 41 .Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека. — Москва, 2001.-С. 344.
  31. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
  32. АЪ.Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М., 1989. — 261 с.
  33. АА.Вершинина A.A. Формирование валеологических ориентации школьников в условиях адаптивной модели школы. Диссертация на соиск. уч. степени к.п.н. — Оренбург, 1999. С. 10−26.
  34. Л.П. Методолого-теоретические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников.-СПб. 2001.-С. 7.
  35. АЬ.Вирбицкий A.A. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход: методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  36. AI .Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. — С. 4.
  37. АЯ.Волков Г. Н. Этнопедагогика. Москва: Академия, 2000. — С. 3−30.
  38. А9.Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо Психо — Логос. — М.: Издат. группа «Прогресс» — «Культура», 1995. — С. 23.
  39. Г. И. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977.-704 с.
  40. ЪХ.Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. — М.: Горизонт, 1997.-С. 5.
  41. А.Л. Клиническая психология. — М., 2002.
  42. В.И. Здравоохранительная деятельность: Социокультурные и методологические проблемы. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991.- 184 с.
  43. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: ЭКСМО, 2001. — С. 2.
  44. ЪЪ.Гуревич П. С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект-Пресс, 1994. — 317 с.
  45. Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2001.
  46. Л.Н., Пятин В. А. Основы разработки педагогических технологий и инноваций. Монография. А.: Из-во Астрах гос. пед. ун — та, 1998.-380 с.58Дахин А. Н. Элементы ТОГИС в структуре общего образования // Школьные технологии. № 5. — 2003. — С. 133−142.
  47. В.М. Здоровье российского этноса как проблема его социальной безопасности. Социально-гуманитарные знания. № 1. — М., 2000. 164 с.
  48. В.М. Новая концепция здоровья: системный подход. Социально-гуманитарные знания. № 4. — М, 2000. — 148 с.
  49. В.М. Социальная валеология. // Автор.прогр. М., 1999. — 40 с.
  50. В.М. Философия и социология здоровья. Курс лекций. Алма-Ата, 1998. 187 с.
  51. Э.Я., Савельев П. И. Образование и просвещение. / В кн.: Самарская область (география, история, экономика и культура). Самара, 1996.-С. 571−586.бАДнепров Э. Д. Современная школьная реформа в России. — М., 1998.
  52. И.А., Швец КМ. Введение в экологию человека (Человек и природа, природа самого человека): Учеб. пособие. — Н. Новгород: Изд-во нижегородского гос. ун-та, 1994. 203 с.
  53. Р. Культура безопасности культура разума и просвещения // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2006. — № 5. — с. 40−44.
  54. А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). М., 1986. — С. 26.
  55. Н.М. Как активизировать обучение в вузе?: Учебно-метод. пособие. Горький: ГГПИ, 1989. — 74 с.7{.Иванов Ю. Г. Учитель и ученик. Самара: СамГПУ, 1999. — 320 с.
  56. М.С. Философия культуры / М. С. Каган // СПб.: Наука, 1996. -С. 414.
  57. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.1%.Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. — М.: Мысль, 1974.-С. 386.
  58. Э.М. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 128 с.
  59. Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
  60. Ъ.Кашапова Л. М. Национальное музыкальное образование школьников: Программа дисциплины с методическими рекомендациями по специальности 30 700. Музыкальное образование: Для пед.вузов. Уфа: Изд-во БГГГУ, 2004. — 40 с.
  61. Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1997.
  62. С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры. Автореферат на соиск. уч. степени к.п.н. С., 2006.
  63. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 278 с.
  64. Ю.Козленка СИ. Сущность регионального компонента обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. — № 4. 2001.
  65. В.А., Шубина Л. Н. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса: Научно-методическое пособие. 2-е изд. — СПб.: Из-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
  66. В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с.
  67. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. — СПб, 1992. — 52 с. 91 .Колесов Д. В. Здоровье и укрепляющие его факторы // Биология в школе. -№ 3. 1989. — С.13−16.
  68. Кон ИС. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-225 с. 93 .Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. — М.: Новая школа, 2005. -140 с.
  69. Л. А. Организация системы валеологической службы в школе как условие формирования физически и духовно здоровой личности // Диссерт. на соиск. уч.степ. к.п.н. Казань, 1997. — С. 16, 19.
  70. М.А. Психология и безопасность. — Таллин: Валгус, 1987. — 440 с.
  71. В.В. Проблемы обоснования обучения. — М.: Педагогика, 1977.-280 с.
  72. Т., Орехова Т. Здоровьетворящее образование: валеологи-ческий подход к организации педагогического процесса // Основы безопасности жизни. — № 11.- 1997. С. 10−14.
  73. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. С. 266−267.
  74. E.H. Здоровье человека: проблемы, суждения // Вопросы философии. № 12. — 1987. — С. 98−109.
  75. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL, 1985. -С. 174.
  76. B.C., Столяров Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов на Дону: Феникс, 2000.
  77. Т.П. Динамика состояния здоровья детей и подростков в школьный период жизни // В кн. «Здоровье, развитие, личность». М., 1990. — 7 -43.
  78. Культурологи XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб.: Университетская книга- ООО «Алитейя», 1998. — 447 с.
  79. А.П. Береги здоровье смолоду. -М., 1988. — 138 с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. -С. 235, 128, 299, 302.
  81. И.К. Философия жизни путь к новой парадигме культуры. // Биофилософия. — М., 2000.
  82. С.П., Вербицкий A.A. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования. — М., 1993. -С. 13.
  83. В.М. Методические особенности разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов по географии (на примере географии Республики Коми): Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999.
  84. И.И., Козлова О. Н., Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. М., 2001.- 193 с.
  85. Т.Л. Валеология в образовательном процессе высшей школы. № 2. — М., 2000.
  86. А. Технология бытия. М., «Рефлбук», «Ваклер», 1997. -114 с.
  87. В.И. Проблемы национальных отношений. Барнаул, 1994. -С. 8.
  88. М.И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975. -318 с.
  89. H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения // психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. С.306−319.
  90. Методологические и социальные проблемы современной медицины. Сб. науч. тр. / Под ред. Г. И. Царегородцева, A.M. Анохина. М.: ИФАН, 1986.- 180 с.
  91. В.Н., Каменская О. Г. и др. Основы профессиональной речи. Часть 1. Тольятти, 1997. — 242 с.
  92. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся // Вопросы психологии. — № 3. -М., 1985.-С. 3−51.
  93. A.B. Педагогическое влияние на процесс обучения школьников: Метод, реком. М.: МГУ, 1987. — 89 с.
  94. My драк В. А. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. -163 с.
  95. Е.В. Взаимосвязь гигиенического и нравственного воспитания. Автореф. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1986. — 16 с.
  96. В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.
  97. В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995. — 374 с.
  98. Г. Н. «Народная мудрость». М., 2001. — С. 2−5.
  99. Национальный состав населения Самарской области (по данным Всероссийской переписи 2002 года). Статистический сборник / Под ред. Сорочкина Е. Е., Бородина Е. Г. М.: СОКГС, 2004.
  100. Начало и вечность жизни. М., 1989. — 703 с.
  101. М.А. Народное искусство и экология культуры // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. / Материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. М., 1991. — С. 5.
  102. Н.Д. Проблема ценностей в Российском обществе // Школа. № 4. — М., 1999. — С. 6−9.
  103. .П., Никитина JI.A. Резервы здоровья детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990. 220 с.
  104. Т.М. Проблемы эколого-краеведческого образования Самарской губернии. Исследования в области биологии и методики ее преподавания. (Ноосферное образование формирование мировоззренческих компонентов). — Самара: Сам ГПУ, 2003. — С. 65−80.
  105. Образование в области здоровья и укрепления здоровья среди детей, подростков и молодёжи в России / Под редакцией А. К. Дёмина и И. А. Дёминой.-М., 1999.
  106. Е.В. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения). М., 2004. — 176 с.
  107. Основы разработки педагогических технологий и инноваций: Монография. Под ред. проф. В. А. Пятина. Астрахань: Изд-во Астраханский гос. пед ун-та, 1998. — 380 с.
  108. Основы этнографии / Под редакцией С. А. Токарева. — Москва: Изд-во «Высшая школа», 1968.
  109. Е.Л. Учебно-методическая работа в средней профессиональной школе. — Самара, 1997. — 106 с.
  110. Отраслевая программа РФ «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003−2010гг.) сайт Российского научного центра: Ы1://2с1гаусег^ег/ги.
  111. И.П. Полное собрание сочинений. Т. 1. — М.-Л., 1951. — С. 260.
  112. Л., Джон О. Психология личности. М., 2001. — 607 с.
  113. В.П. Валеология человека. Здоровье — любовь — красота. -В 5 т. Т. 1. — СПб., 1996. — С. 25−55.
  114. В.П., Сержантов В. Ф. Проблема человека в теории медицины. — Киев: Здоровья, 1984. 200 с.
  115. .А. От Гиппократа до Семашко: преемственность. М.: Медицина, 1990. — 165 с.
  116. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
  117. K.K. Занимательная психология. — СПб.: Питер-пресс, 1997−288 с.
  118. К.К. Структура и развитие личности (отв. редактор Гло-точкин А.Д.). М.: Наука, 1986. — С. 254.
  119. В.А. Гигиена: Учебник для мед. ин-тов. М.: Медицина, 979. — 496 с.
  120. Г. Н. Этапы большого пути: 210 лет РГПУ им. Герцена. -№ 9. Журнал «Физк-ра и спорт», 2006. — 2 с.
  121. В.А. Теория и практика высшего профессионального образования. — М.: Акад. проект, 2004.
  122. H.H., Поспелов H.H. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152 с. (139)
  123. В.П. Уроки здоровья. М.: Просвещение, 1992. — 186 с.
  124. Т.В. Педагогические условия формирования этнокультурной компетентности и толерантности детей: Монография. — Ставрополь: СКИПКРО, 2005. 112 с.
  125. Т.В. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. — 116 с.
  126. Т.В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: Монография. — Ставрополь: Литера, 2006. — 300 с.
  127. Психология XXI века. / Под ред. В. Н. Дружинина. М., 2003. — 863 с.
  128. Г. В. Профессиональное становление учителя: теория и практика. Тольятти, 2004. — 139 с.
  129. З.И. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX в. -90-е гг. XX в.)
  130. З.И., Пряникова В. Г. Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. 90-е гг. XX в): Монография: В 2 т. Т. 1. / Под ред. З. И. Равкина. — М., 2000. -С.3−29.
  131. Л.А. Русское искусство XVIII века. М.: Просвещение, 1995.-С. 3.
  132. Региональный компонент содержания образования: программно-методическое обеспечение / Под общей ред. А. А. Баранова. Ульяновск, 1998.
  133. Ю.В. Введение в культуроведение. — М.: ЧеРо, 1996.-С. 116.
  134. М.Г., Н.И.Лисовская. Здоровье как проблема гуманитарного знания. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. — 200 с.
  135. C.JI. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2007.713 с.
  136. C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. № 4. — М., 1989. — С. 45−52.
  137. C.JI. Человек и мир // Проблемы общей психологии. — М., 1976.-111 с.
  138. Г. И., Вешневская Е. П. Общая гигиена. — М: Медицина, 1985.-432 с.
  139. М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., 1999.
  140. A.B. Педагогические основы разработки и введения национально-региональных компонентов государственных стандартов общего среднего образования: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1998.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  142. JI.A. О счастливой жизни // Римские стоики: Сенека, Эпик-тет, Марк Аврелий. М., 1995. — С 167−193.
  143. И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса//Завуч. 1998. — № 1. — С.32−36.
  144. И.Б. Система управленческой деятельности учителя в модульной педагогической технологии/ЛПкольные технологии. — 1997. — № 2. С.13−18.
  145. М.В., Якунин В. Е. и др. Структурная и функциональная организация дыхательного центра. НГУ, Новосибирск, 1993.
  146. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. — 234с.
  147. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984.- 160 с.
  148. Синявский Н. И Реализация национально-регионального компонента в подготовке педагогов по физической культуре и спорту в системе высшего образования: Автореф дис. канд. пед. наук. — Сургут, 2004.
  149. Ф.Г. Избранные главы по возрастной физиологии. Казань: КРУ, 1992. — С.175−189.
  150. В.А., Подымова U.C. Педагогика: Инновационная деятельность. M., 1991. V
  151. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство магистр», 1997. — 244 с.
  152. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя.- № 7. М.: Сов. педагогика, 1990. — С. 82−87.
  153. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва: Аркти, 2006.
  154. Современный словарь по культурологии / автор-составитель Юрчук В. В. М.: «Современное слово», 1999. — 736 с.
  155. Современный философский словарь. М., 1999. — С. 163.
  156. П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии.- Барнаул- Москва, 1991. С. 91.
  157. Д. Психология потребителя. Москва, С-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Киев, Минск. СПб.: «Питер», 2003. -446 с.
  158. О.Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. — М., 2001.
  159. А.И. Квалитатизм как синтетическое учение и синтетическая революция в образовании на рубеже XX и XXI веков // Квалимет-рия человека образования: Методология и практика. Ч.З. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1999. С. 10−19.
  160. В.В. Стандарты общего среднего образования в регионах Российской Федерации. М., 1999.
  161. ИТ. Методическая система экологического образования.-№ 9.-М.: Педагогика, 1988.-С. 31−35.
  162. Л.Г. Нетрадиционные методики в процессе преподавания интегральных курсов (методические рекомендации). Качественное обновление содержание образования и методов обучения педагогов-воспитателей. Л., АПН СССР, НИИ ООВ, 1989. — С. 85.
  163. Л.Г., Плевкина И. О., Самойленко Л. И., Ильина Т. А. Валеологические основы гимназического образования. Материалы VII Международного Конгресса Международной ассоциации работников образования за мир во всём мире. СПб., 1992.
  164. П.Д. Биосоциальная проблема и комплексное изучение здоровья // в кн. Методологические и социальные проблемы современной медицины. М., 1986. — С. 41−60.
  165. Н. О влиянии школы на здоровье её воспитанников. М., 1981.- 179 с.
  166. Е.И. Валеология: Словарь справочник. — М: Флинта, Наука, 2002. — 280 с.
  167. Тюмасева З. И Высшие ценности современной жизни и ценности современного образования // Студенчество и здоровый образ жизни: проблемы и пути решения: Сб. материалов межвуз. научн.-практ. конф. Нижневартовск: НГПУ, 2001. — С. 5−17.
  168. З.И. Системное образование и образовательные системы: момнография / З. И. Тюмасева. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. — 280 с.
  169. З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: монография. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006.-322 с.
  170. З.И., Голънева Д. П. Целительные силы природы и здоровье человека: Учеб-метод, пособие для студ. пед. вузов небиологич. специальностей, изучающих дисциплины биолого-мед. цикла. — Челябинск: Взгляд, 2003. 216 с.
  171. З.И., Кваша Б. Ф. Метатеория образования. — СПб.: МИНПИ, 2004. С. 65.
  172. A.A. Доминанта как фактор поведения в сб.: «Избр. Труды». JL: Наука, 1978. — С. 63−90.
  173. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: В 2 кн. Кн. 1. / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М., 1998.
  174. Ушинский К Д. Избранные педагогические сочинения. — М., 1968. -С. 280.
  175. К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1990. — Т. 5. — 460 с.
  176. Н. Ф. Философия общего дела. Т. 2. М., 1913.- 483 с.
  177. Г. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопр. Психологии. -№ 6.-1994.-С. 57−63.
  178. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека: Об особенностях взаимодействия искусства на личность. — М.: Знание, 1982. — С. 27.
  179. A.B. Современная дидактика. Учебник для вузов. — СПб., 2001.
  180. Д., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997.
  181. Е.Е. Этнопедагогика сегодня // Магистр. — № 3. — 1995. С. 74−83.
  182. Ю.К. Реализация компетентностного подхода при проектировании модульных программ// Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы: Междунар. науч конф. Ч. 2. — Тольятти:
  183. Волжский университет Татищева, 2004. С. 228−234.
  184. A.JI. Земное эхо солнечных бурь. — М.: Просвещение, 1985.-С. 127.
  185. Г. С. Здоровье человека: философия, физиология, профилактика. М.: МГФ «Знание», 1997. — 464 с.
  186. Школа диалога культур: Идеи: Опыт: Перспективы / Сост. B.C. Биб-лер. Кемерово: Алеф, 1993. — С. 5−6.
  187. Т.Н. Модульное обучение: сущность, технологии // Биология в школе. № 5. — 2000. — С. 17−21.
  188. Этнос и этнография. — М., 1965. С. 15.
  189. Этносы Самарской губернии под ред. Наумовой О. Д. Самара: СамГПУ, 2003. — С. 23−40.
  190. П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. № 1. — 1999. — С. 55−60.
  191. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — С. 9.
  192. Е.В., Яковлева И. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 239 с.
  193. О.Н. Педагогические условия формирования основ профессионального мастерства у будущих переводчиков: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. Ижевск, 2006.
  194. Н.В. Формирование межкультурной компетентности студента университета: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. Оренбург, 2006.
  195. Е.А. Системный подход к формированию готовности старшеклассников к продолжению образования в вузе: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Карачаевск, 2006.
  196. Hock К Gruppensychotherapie.- VEB Deutscher Verlar der Wissenschaften, Berlin, 1978.
  197. Peri J Chr. The gualification and gualification jf defence mechanisms, M.P.D., M.D., N.V., 1990 Самарский государственный педагогический университет.
  198. Statt, D.A., The Concise Dictionary of Psychology (London and New York: Routledge, 1990).
  199. Statt, D.A., Psychology: Making Sense (New York and London: Harper & Row, 1977).
Заполнить форму текущей работой