Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма управления социально-экономическим развитием региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование механизма рационализации управления развитием регионального хозяйства на основе осуществления комплекса мер по: совершенствованию организационной структурыорганизации взаимодействия технологических элементов систем текущего, перспективного и стратегического управления развитием регионаповышению экономических результаtobобеспечению сбалансированности объемов располагаемых ресурсов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ? 11 Теоретические положения создания механизма реализации текущего и долгосрочного управления региональным: хо
    • I. зяйством
      • 1. 1. Механизм- управления региональной экономической, системой как?- инструментарий рационализации ее элементного взаимодействия
    • I. 1.21 Особенности управления социальногэкономическим развитием per I гиона". — .:.'
  • Глава. 2. Анализ экономического, социального^ развития и ме
    • 1. ' тодические подходы к: формированию механизма управления текущими функционированием и перспективным- развитием: экот. номики региона.:.:. .-.:.".-.: 44^
    • 2. !!^ Анализ--экономическогошгсоциальногофазвития^ как' функция$управт, ления региональным хозяйством.'.'
    • 1. 2.2. Методические: подходы: к созданию* механизма- рационализации"
    • I. управленияфазвитиемфегиональногохозяйства
  • Глава I. 31 Эффективность* функционирования- механизма? управления и имитационный метод достижения планируемого эко
    • I. комического результата развития регионального хозяйства. ЗИ. Определение: уровня эффективностифункционирования- механизма, '
    • I. у правления региональной экономической системой?
    • I. 3−2 ,. Формирование имитационной! — модели* достижения* плановорасчетного-экономического?результата4 региона

Формирование механизма управления социально-экономическим развитием региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Достижение устанавливаемых в текущем и перспективном периодах времени экономических и социальных результатов в процессе управления развитием регионального хозяйства в условиях высокой нестабильности состояния внешней среды в существенной мере зависит от взаимодействия технологических, ресурсных элементов, эффективности функционирования системы управление развитием региона.

Соблюдение функционального назначения и обеспечение целевой ориентации систем текущего, перспективного и стратегического управления на достижение планируемых результатов социально-экономического развития региона возможно в рамках механизма управления региональной экономической системой как инструментария повышения качественных и количественных характеристик целевых установок применяемых видов управления за счет интенсификации использования ресурсов, организации элементного взаимодействия, активизации организационного потенциала и расширения состава конкурентных преимуществ.

Актуальность решениянаучных проблем повышенияэкономических и социальных результатов функционирования системы управления развитием регионального хозяйства на основе механизма реализациикомплексных мер по рационализации взаимодействия каждогоиз элементов и структурных частей системы управления региональным производством, использования геополитических, природно-климатических, инфраструктурных факторов, влияющих на темпы экономического роста регионального хозяйства, по противодействию негативным влияниям факторов неустойчивой внешней и внутренней сред возрастает в условиях процесса устранения последствий экономического и финансового кризисов, низкого технического уровня основного капитала, нерешенных проблем по повышению инвестиционной и инновационной привлекательности регионального хозяйства, недостаточных темпов опережения роста экономического результата (валового внутреннего продукта) по сравнению с темпами роста совокупных затрат на региональное производство, несоответствие уровней роста производительности труда и оплаты труда.

Повышение экономических и социальных результатов текущего функционирования и перспективного развития региона возможно посредством формирования и реализации комплексных мер в рамках механизма рационализации взаимодействия элементов системы управления" региональным производством, направленных на совершенствование организационной структуры, обеспечение сбалансированности объемов располагаемых ресурсов с поставленными к достижению в перспективном периоде экономических и социальных результатов, на соблюдение функционального назначения и целевой ориентации технологических и ресурсных элементов системы' управления социально-экономическим развитием региона.

Актуальными являются/и решения’научных проблем: определения* экономического результата и эффективности функционирования, системы, управления развитием регионального хозяйства, механизма' рационализации взаимодействия ее элементов на основе экспертногоустановления" пропорций и долей влияния, текущего, перспективного и стратегического* управления на экономический и социальный результаты с последующим соотнесением экономического результата с произведенными затратами на реализацию мер В! составе технологических элементов системы" управленияимитации процесса достижения планируемого экономического результата регионального хозяйства, выступающей фактором объективизации установления уровня использования своих ресурсных и организационных потенциалов" для обеспечения необходимых темпов-экономического роста в условиях нестабильного состояния внешней и внутренней сред.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность народного хозяйства, предприятий и отраслевых составляющих регионального хозяйства в решении проблем повышения экономических и социальных результатов функционирования системы управления социально-экономическим развитием' региона определили цель, задачи и предмет данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблем. Проблемам управления развитием социально-экономических систем в целом’и региональной экономикой в частности посвящены труды многочисленных зарубежных и отечественных ученых. Теоретические и методические положения перспективного1 и стратегического управления отражены в научных трудах таких зарубежных ученых, как И. Ансофф, Р^арт, П.ДрукерД.Кемпбел, М. Портер, А.Дж. Стрик-ленд, А. Томпсон, О. Уильямсон, Д.Хасси.

Среди отечественных ученых-экономистов, которые1 внесли* существенный вклад в. исследование проблем" связанных с региональным1 управлением в целом, следует выделить Л. И. Абалкина, Р. Н. Авербуха, А. Г. Аганбегяна, A.C. Будагова, A.B. Бузгалина, С. Ю. Глазьева, А. И. Добрынина,.

Н.Е.Егорову, O.A. Заборовскую, Д. С. Львова, В: Л'. Макарова, П. А. Минакира, Н. Я. Петракова, А. Н. Петрова, В. Е. Рохчина. В научных трудах данных ученыхбыл отражен значительный научно-практический опыт управления раз-витиемфазноуровневых социально-экономических систем.

Методологические основы, исследования экономики региона, включающие проблемы перспективного< и стратегического управления, получили отражение в работах А. Г. Гранберга, B.F. Игнатова, Н. П. Кетовой, Э. Н: Кро-ливецкого, В. Н. Лексина, Е. М. Роговой, А. И. Татаркина, A.M. Швецова и других авторов.

В оценке ресурсного и конкурентного-потенциалов региона и обосновании направлений его развития большое значение имеют научные выводы, которые были получены Л. И. Абалкиным, А. Г. Гранбергом, В. И! Лексиным, М. Портером, В. ©-йкеном, А. Н. Швецовым.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по созданию и реализации механизма управления социально-экономическим развитием региона.

В соответствии с целью диссертации сформулированы и поставлены для решения следующие задачи: развить сущностные представления и теоретические положения о механизме рационализации взаимодействия ресурсныхи технологических элементов системы управления региональным хозяйством;

• установить и исследовать особенности управления социально-экономическим развитием регионального хозяйства;

• выполнить анализ динамики изменений* основных составляющих ресурсного потенциала, экономических и" финансовых результатов, эффективности использования ресурсов «региона;

• разработать методические подходы к созданию механизма рационализации управления развитием регионального хозяйства;

• определить экономический результат и уровень эффективности функционирования механизма управления-региональной.экономической системой;

• создать имитационную модель достижения планируемого экономического результата региона.

Предметом исследования являются^теоретические и методические проблемы управления социально-экономическим развитием регионального* хозяйства.

Объектом исследования выступают регион, а так же механизм рационализации управления развития" регионального хозяйства.

Методической основой диссертационной работы явились новейшие научные труды российских и зарубежных ученых-экономистов в области стратегического управленияи планирования социально-экономического развития предприятий, экономических видов деятельности, регионов, инструкции и положения, информационные материалы о деятельности регионов, отраслей, субъектов хозяйствования, официальные материалы статистических органов о динамике изменений экономических, финансовых и социальных показателей ретроспективной деятельности, о структурно-организационных изменений в субъектах Российской Федерации.

В диссертации нашли применение и такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, экономико-математические и экспертные методы прогнозирования, имитационного моделирования экономических результатов и управленческих процессов социально-экономических систем.

Научная новизна диссертационного * исследования, выполненного автором, заключается1 в том, что:

• развиты теоретические положения о* сущности и роли" механизма управления социально-экономическим развитием" региона^ как инструментария, рационализации взаимодействиям технологических составляющих текущего и перспективного и стратегического управления с учетом особенностей их функционального назначения и целевой ориентации на достижение планируемых экономических, финансовых и социальных результатов;

•<�• установлены и проанализированы ресурсные, технологические, геополитические, природные особенности управления социально-экономическим развитием региона, влияющие на приведение в состояние сбалансированности планируемых к достижению экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности регионального производства с объемами ресурсного потенциала;

• даны рекомендации по результатам анализа экономического и социального развития, как функции* системы управления функционированием региона, направленные на: устранение фактических отклонений экономических результатов, эффективности используемых ресурсов от планируемых посредством реализации комплекса экономических, финансовых, маркетинговых и инновационных мерприведение в соответствие располагаемые ресурсный и конкурентный потенциалы с планируемыми к достижению экономическими и иными результатами развития регионального производстваповышение качества ресурсного обеспечения социально-экономического развития региона;

• разработаны методические подходы к созданию механизма рационализации управления, развитием регионального хозяйства на основе реализации комплекса организационно-экономических, финансовых и инновационных мер по совершенствованию организационной структуры, соблюдению функционального назначения и целевой ориентации технологическими и ресурсными элементами системы управления социально-экономическим развитием региона в долгосрочном периоде, повышению темпов экономического роста региона;

•-> сформированы методические положения определения эффективности функционирования механизма управления региональной экономической системой на основе экспертного установления пропорций и долей влияншь текущего, перспективного истратегического управления* и их механизмов рационализации взаимодействия элементовсистемына1 экономический результат развития региона и соотнесение его с затратами, осуществляемыми в составе технологических элементов системы управления;

• создана имитационная модель достижения* планируемого экономического результата функционирования регионального хозяйства, выступающая фактором объективизации возможностей организационного, ресурсного и конкурентного потенциалов для обеспечения*экономического-роста региона в условиях нестабильного состояния внешней и внутренней сред.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Представленные теоретические выводы и предложения, исследование и решение проблем управления социально-экономическим развитием региона направлены на теоретическое обоснование и практическое решение актуальных задач в сфере регионального управления. Они могут найти применение в деятельности региональных органов управления при разработке и реализации механизма и системы управления социально-экономическим развитием регионального хозяйства.

Диссертационное исследование соответствует пункту 3.15 Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) — «Управление экономикой регионов. Функции и механизмы управления».

Структурадиссертации сформирована с учетом соблюдения причинно-следственной взаимосвязии логическойпоследовательности элементов и факторов исследуемых проблем и объектов. Структурно главы и параграфы диссертационной работы сформированы таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные проблемы по теме диссертации. Цели и задачи диссертационной работы определилиее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех главзаключения и библиографии. ,.

Заключение

.

Формирование теоретических положений создания механизма управления региональной экономической системы как инструментария рационализации ее элементного взаимодействияустановление и исследование особенностей управления социально-экономическим развитием регионального хозяйства, анализ экономического и социального развития, выступающего функцией управления регионом, разработка методических подходов .к созданию механизма рационализации управления развитием регионального хозяйства, создание методических положений по определению уровня эффективности функционирования механизма управления региональнойэкономическойсистемой, формирование имитационной модели достижения планируемого' экономического1 результата регионального хозяйства позволили автору сделать следующие выводы: взаимодействие отраслевых, локальных и инфраструктурных элементов региональной экономической, системы на основе кластерногообъединения или индивидуального функционирования отраслей-, субъектов хозяйствования-, инфраструктурных объектов с целью обеспечения необходимых (планируемых) темпов экономического ростаэффективности производства, продукции, оказания услуг должно, не только обеспечиваться всеми видами-ресурсов, располагаемыми элементными составляющими, но и отвечать, сбалансированности объемов используемых, ресурсов и количественных параметров результативности поставленной к достижению-целирегиональной экономической системы;

• обеспечение рационального взаимодействия всех элементных составляющих региональной экономической системы, для достижения поставленной перед системой цели, ее экономических, финансовых и социальных характеристик, возможно на основе интеграции всех видов управления текущим функционированием и средне-, долгосрочным развитием регионального хозяйства, а также создания и реализации механизма обеспечения такого взаимодействия элементов объединенного управления региональной экономической системой, которое адекватно по своей интенсивности и ресурсо-обеспеченности поставленным к достижению экономических и иных результатов в текущем и перспективном периодах времени;

• текущее управление деятельностью регионального хозяйства решает производственно-хозяйственные задачи региона, определяя исполнение целевых годовых плановых установок экономического роста на сбалансированной основе с располагаемым ресурсных потенциалом региональной экономической системы, организуя, регулируя и контролируя деятельность отраслевых и локальных составляющих региона, добиваясь адекватности планируемых и фактических годовых объемов регионального валового продукта, эффективности использования отдельных ресурсов (основных фондов, оборотных активов, трудовых и природных) и в целом используемого ресурсного потенциала в течение года;

• экстраполяционный характер управления перспективным развитием административно-территориального образования, с определением величин его планово-расчетных экономических, финансовых и социальных показателей на основе информации о возможных изменениях состояния внешней среды в определенный интервал времени выступает одним из вариантов обеспечения точности устанавливаемых ориентиров экономической и иной результативности, эффективности регионального производства в средне-, долгосрочном периодах времени в предположении неизменности ранее сложившихся тенденций развития в перспективном периоде;

• вариант перспективного управления социально-экономического развития региона в системе интегрального управления выступает не только одним из вероятных направлений достижения планово-расчетных величин в перспективном периоде при условии неизменности экономических, финансовых и социальных тенденций развития регионального хозяйства, но и тем ориентиром результативности, эффективности регионального производства, который может быть поставлен перед объектом интегрального управления в средне-, долгосрочном периодах в условиях ожидаемого влияния или наступающих последствий существенных изменений в негативном влиянии факторов макросреды;

• стратегическое управление, как комплексный элемент системы интегрального управления социально-экономическим развитием регионального хозяйства, взаимодействуя с текущим и перспективным управлением, опираясь на обоснованные в их рамках возможности регионального производства достигать экономических, финансовых и социальных результатов, производимых затрат при неизменности в перспективном периоде ранее сложившихся тенденций деятельности регионального хозяйств, формируемыми и реализуемыми комплексными мерами в его технологических составляющих, противодействует негативному влиянию факторов внешней среды, инициативно в условиях стабильного состояния макросреды осуществляет стратегии экономического роста для достижения поставленных управлением целевых установок экономических и иных результатов, эффективности регионального производства;

• соблюдение функциональных предназначений и целевой направленности видов управления, интегрированных в систему долгосрочного развития региона, их индивидуальных свойств и признаков, адекватных элементному взаимодействию системы управления развитием региона возможно на основе создания и реализации организационно-экономического механизма обеспечения необходимых системных управленческих воздействий на целенаправленное социально-экономическое развитие административно-территориального образования;

• необходимость в создании и использовании механизма в социально-экономической системе региональной или отраслевой ориентации на текущее функционирование и перспективное развитие заключается в том, чтобы обеспечивать достижение социально-экономической системой поставленной перед ней цели, с ее количественными и качественными параметрами, достигаемыми в средне-, долгосрочном развитии не только установлением определенной последовательности и соответствующего уровня разнообразия элементного взаимодействия в различных состояниях функционирования внешней и внутренней сред, но и принятием в составе технологических и ресурсных элементов таких организационных и экономических мер и действий, которые бы соответствовали как сложившимся ранее и действующим тенденциям развития регионального хозяйства, так и существенно измененным или ожидаемым изменениям факторного негативного влияния макро-, мезо-, микросред;

• перспективное управление развитием региона, как комплексный элемент влияния на достижение цели системы интегрального управления развитием региона, в организационно-экономическом механизме повышения результативности данного вида управления играет роль инструментария установления на прогностической и планово-расчетной основе необходимого целевого ориентира экономической-и иной результативности, который в конкретно установленные интервалы времени должен быть достигнут при условии соблюдения социально-экономических, финансовых и инновационных условий развития, сложившихся в ретроспективном периоде;

• формулируемые технологические составляющие стратегического управления средне-, долгосрочным развитием регионального хозяйства могут остаться только провозглашаемыми декларациями о желании или намерениях субъекта стратегического управления достигать поставленных ориентиров экономической и иной результативности в конкретно установленных интервалах времени долгосрочного периода, если их не наполнить необходимыми мерами для осуществления наибольшего влияния технологических составляющих и в целом стратегического управления на качественные и количественные параметры видов результативности развития регионального хозяйства;

• механизм управления региональной экономической системой, выполняя роль инструментария рационализации взаимодействия технологических составляющих текущего, перспективного и стратегического управления с учетом индивидуальности их функциональных назначений и целевой ориентации на достижение планируемых экономических, финансовых результатов, предоставляет менеджменту возможность повышать качественные и количественные характеристики целевых установок видов управления на основе предпринимаемых организационных и экономических мер по обеспечению реализации функций и методов текущего, перспективного управления, взаимодействий технологических составляющих стратегического управления развитием региональной экономической системы;

• управление социально-экономическим перспективным развитием и текущим функционированием регионального хозяйства подчиняется по технологическим процессам исполнения и мерам воздействия наиболее распространенным и в то же время традиционным формам, а также видам комплексного влияния на изменение экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности использования располагаемых ресурсов с целью приведения их в соответствие с планируемыми идентификаторами или превышения над ними, используя как технологический состав элементов системы управления, так и элементы ресурсного, организационного и конкурентного потенциалов субъектов хозяйствования региона;

• управление социально-экономическим развитием административно-территориальным образования в своих системных подходах к рационализации использования таких функций, как планирование, регулирование, организация, контроль, учет и анализ должно исходить из понимания разноуровневым менеджментом того, что достигать планируемых локальных, отраслевых и региональных экономических результатов, эффективности производства можно в том случае, если экономические и социальные интересы участников производства на различных уровнях совпадают;

• объединение и целенаправленность экономических и иных результатов разноуровневых участников регионального производства возможны на основе общности применения технологий текущего, перспективного и стратегического управления, в соответствии с которой каждый субъект хозяйствования (крупный, средний и малый по величине своего ресурсного потенциала), используя идентифицированное по технологии, но различное по функциональном назначению управление, может включать свою долю экономического роста, ресурсного, организационного и конкурентного потенциалов в достижение объема валового регионального продукта, устанавливаемого региональным органом социально-экономического развития;

• индивидуальные свойства в рационализации взаимодействия функций и методов текущего управления состоят в том, что ограниченность временными рамками управления деятельностью предприятия, отраслевой составляющей регионального хозяйства (год) предоставляет возможность менеджменту использовать возможность планирования темпов экономического роста, эффективности производства на основе сложившихся тенденций изменения экономических, финансовых и социальных результатов, обеспечиваемых располагаемым ресурсным, организационным и конкурентным потенциалами, использование которых в производстве остается на том же уровне интенсивности во времени и в объемах, адекватных индексу ежегодного изменения в текущем управлении;

• перспективное управление развитием локальных и отраслевых составляющих регионального хозяйства свои технологические особенности проявляет через установление значений экономических результатов, эффективности производства в определенных интервалах посредством прогностических методов, в основе которых положена экстраполяция ретроспективных изменений и последующая корректировка планово-расчетных величин, исходя из изменения, прежде всего объема ресурсного потенциала и возможных в перспективе изменения состояния макросреды, отличающегося от прошлых изменений;

• технология перспективного управления развитием локальных и отраслевых составляющих регионального хозяйства, включающая активное взаимодействие функций прогнозирования, планирования, регулирования, анализа и контроля, предоставляет возможность менеджменту предприятий и отраслевых составляющих регионального хозяйства установить на определенных этапах времени их развитияколичественные' ориентиры, экономических результатов, эффективности производства, позволяющие, в, свою очередь, менеджерам субъекта федерации контролировать и регулировать на основе сравнительного анализа. процесс поэтапного"достижения, установленного на начально-подготовительном этапе перспективного управления планово-расчетного объема экономического, финансового результатов (валового регионального продукта, сальдированного финансового результата) с интегрируемыми экономическими и финансовыми результатами, производимымшза-тратами локальными, и отраслевыми составляющими регионального хозяйства;

•1 нормативно-правовое и организационное регулирование, региональным менеджментом нерыночных в цивилизованном отношении действий и мер отраслевых конкурентов должны учитываться и санкционироваться — в процессе конкурсных размещений заказов, на производство продукции, выделения земельных участков для, развития производственной инфраструктуры, установления занимаемого места по уровню использования’ресурсного и организационного потенциалов среди субъектов федерального округа Российской Федерации;

• сочетание высокого уровня организационного потенциала менеджмента (его профессионального и квалификационного уровней) региона с его умением противостоять негативным влияниям факторов внешней среды в текущем, ожидаемом в определенных интервалах и в неопределенном времени и на этой основе эффективно использовать располагаемый регионом ресурсный потенциал может выступать основой для поддержания устойчивого состояния регионального хозяйства в расширении состава конкурентных преимуществ, повышения их качественных параметров и, соответственно, для содействия к укреплению конкурентных преимуществ отраслевых кластеров;

• особенности управления социально-экономическим развитием региона с позиций регулирования уровня сложившихся и расширяющих свой состав конкурентных преимуществ отдельных групп (кластеров) субъектов > хозяйствования, обладающих высоким уровнем использования ресурсного и организационного потенциалов, отраслевых составляющих и в целом регионального хозяйства требуют от разноуровневого менеджмента применения мониторинга изменения экономическогоинновационного и финансового состояния внешней среды, позиционирования однородных отраслей, смежных и отраслевых субъектов хозяйствования, входящих в неформальное объединение отраслевых кластеров региона, а также экономического состояния других отраслевых составляющих регионального хозяйства, целевая, ориентация которых в системе интегрального управления адекватна с разноуровневыми объектами управления регионального хозяйства и служит долевой составляющей экономического или финансового результата на определенный период долгосрочного развития-,.

• установленный уровень конкурентных преимуществ отраслевой составляющей (экономического вида деятельности) регионального хозяйства и наличие обобщенной информации об изменениях внешней среды инновационного, экономического и финансового характера не раскрывают возможностей интегрального управления, а в его рамках — стратегического управления для успешного осуществления конкурентных преимуществ отрасли без учета таких действующих внешних и внутренних факторов влияния на социально-экономическое развитие отрасли, отраслевых кластеров регионального хозяйства, как: инновационные возможности технологического и маркетингового характера создания и продвижения новых видов продукции на рынокизменение состава отраслевых крупных по объему производства и ресурсному потенциалу субъектов хозяйствованияпринятие государственной (региональной, федеральной) стратегии повышения уровня рыночного либерализма в предпринимательской деятельности;

• установленные особенности управления социально-экономическим развитием региона, состоящие в свойственной системам текущего, перспективного и стратегического управления индивидуальности и своеобразии состава взаимодействующих технологических элементов, располагаемых потенциалов организационного и конкурентного характера, природных ресурсов, сложившихся геополитических и располагаемых природно-климатических условий функционирования региона, способствующих как установлению сбалансированности планируемых к достижению в текущем и перспективном периодах времени экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности производства с объемами ресурсного потенциала, так и нейтрализации, нивелированию негативного влияния внешней и внутренней сред на социально-экономическое развитие регионального хозяйства, предоставляют возможность менеджменту предприятий и отраслевых составляющих регионального хозяйства в процессе текущего, перспективного и стратегического управления соблюдать целевую ориентацию на экономический рост регионального производства;

• осуществляемый анализ в системе перспективного управления социально-экономическим развитием региона, его отраслевых и локальных составляющих должен быть направлен на определение возможных несоответствий объемов и уровней использования ресурсного и организационного потенциалов, а также целевой ориентации системы перспективного управления на достижение поставленной цели, ее количественных и качественных составляющих;

• экономический анализ распределения и использования ресурсного потенциала регионального хозяйства своими результатами, хотя и позволяет разноуровневому менеджменту регионального хозяйства устанавливать на экстраполяционной основе величины экономических и иных результатов, эффективности производства в перспективном периоде времени, планировать комплекс мер для поддержания и повышения темпов экстаполционного роста предприятий, отраслей и в целом регионального хозяйства, но не может ориентировать менеджмент на формирование комплексных экономико-организационных, инновационных и инвестиционных мер по достижению экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности регионального производства в условиях наступления в неопределенном времени негативных последствий от влияния макросреды;

• полученные прогнозные оценки влияния факторов макросреды, их анализ влияния на достижение целевых ориентиров экономических и иных результатов в средне-, долгосрочном периодах позволяют менеджменту объектов стратегического управления привести в сбалансированность располагаемые и увеличивающиеся в перспективном периоде ресурсы с количественными и качественными экономическими, социальными и финансовыми характеристиками стратегической цели, сформулированной в технологии осуществления стратегического управления;

• результаты анализа состояния внешней среды состоят в объективизации информационной базы об отклонениях многочисленных факторов влияния внешней среды в конкретные периоды средне-, долгосрочного социально-экономического развития отраслевых составляющих и в целом регионального хозяйства, отличающихся от экстраполяционных, а также о возникновении новых негативных факторных воздействий на анализируемый объект стратегического управления, предоставляющих возможность менеджменту на экспертной основе подготовить состав обобщающей и частных стратегий, отдельных инициативных комплексных мер для противодействия (нейтрализации, локализации, нивелирования) ожидаемых в установленных интервалах и в неопределенном времени существенных изменений макросреды, отличающихся по силе и интенсивности воздействия, по составу факторных влияний от экстраполяционного периода;

• анализ внутренней среды объекта стратегического управления для такого объекта, как региональное хозяйстводолжен выполняться на основе сложившейся динамики ретроспективных изменений результатов, затрат, эффективности производства с последующим прогнозом этих показателей на среднесрочный период времени развития региона, принятием организационно-экономических, финансовых, инновационных имаркетинговых мер в составе обобщающей и частных стратегий" и вне их для постоянного поддержания необходимых ежегодных индексов изменений отдельных составляющих, а также всего ресурсного потенциалаэффективности. их использования;

• анализ динамики экономических и финансовых изменений результатов деятельности регионального хозяйства выступает свидетельством взаимной связи функций перспективного и текущего управления, стратегий средне-, долгосрочного развития, создаваемых на основе изучения возможностей достигать установленных в перспективном периоде экономических и финансовых ориентиров результативности;

• перенесение тенденций ретроспективных изменений основных эко-— номических и финансовых результатов функционирования регионального хозяйства, уровней эффективности использования ресурсов, инвестиций докризисного периода развития Ленинградской области на средне-, долгосрочный периоды деятельности локальных, отраслевых составляющих и в целом регионального хозяйства в соединении с предпринимаемыми мерами в системах перспективного и стратегического управления, ориентированных на достижение установленных количественных и качественных экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности регионального производства, позволят разноуровневому менеджменту Ленинградской области рационализировать элементное взаимодействие системы интегрального управления в условиях негативного влияния факторов внешней и внутренней сред;

• анализ текущего функционирования и долгосрочного экономического и социального развития отраслевых составляющих и в целом регионального хозяйства в системе интегрального управления, направленный на установление фактических отклонений экономических, финансовых результатов, эффективности используемых ресурсов от планируемых, причин и факторов, повлиявших на данное несоответствие показателей, определение состава организационных, экономических, маркетинговых, финансовых, инновационных мер и действий менеджмента, на устранение и нейтрализацию влияния негативных факторов внешней и внутренней сред, на установление возможностей ресурсного и конкурентного потенциалов достигнуть планируемых ориентиров экономических результатов, эффективности регионального производства, свидетельствующий об устойчивой динамике роста за 2000;2009 годы валового регионального продукта, основных фондов регионального хозяйства Ленинградской области, об увеличении темпов обновления и выбытия физически изношенных и морально устаревших основных фондов, о повышении уровня интенсивности их использования, изменении структуры объемов инвестиций в основной капитал в сторону роста в ней собственных средств, предоставляют возможность менеджменту регионального хозяйства Ленинградской области при сохранении тенденций экономического развития на средне-, долгосрочный период и принятии комплексных организационно-экономических мер в системах перспективного и стратегического управления обеспечить достижение поставленных целей социально-экономического развития региона;

• методический подход к решению организационной проблемы достижения региональным хозяйством поставленной перед ним цели перспективного развития посредством предпринимаемого менеджментом комплекса организационно-экономических мер имеет общий концептуальный характер влияния на достижение установленного на экстраполяционной основе экономического, финансового, социального результата в определенный период (интервал) времени долгосрочного развития;

• организационно-экономический механизм рационализации взаимодействия ресурсных элементов региональной экономической системы призван своим функциональным назначением обеспечивать такие объемы участия располагаемых трудовых, материально-технических, финансовых, информационных и природных ресурсов, которые в условиях введения необходимых уровней интенсификации и нормативного-использования регламентируемых объемов участия ресурсов врегиональном производственном процессе могли быть сбалансированными с* поставленными к достижению в-текущем и перспективном периодах времени ориентирами экономических, финансовых и социальных результатов;

• наиболее полное влияние технологических элементов систем текущего и перспективного управления функционированием и средне-, долгосрочным развитием регионального хозяйства на количественные и качественные параметры поставленной перед системойцели может быть оказано теми элементами, в которых, в соответствии с созданным механизмом рационализации их взаимодействия в системе и повышения влияния на ее экономические и иные результаты, осуществляются все необходимые меры разноуровневого менеджмента, обеспечивающие адекватность целевой ориентации технологической составляющей с ресурсными возможностями ее осуществления;

• сформулированное и включенное в состав технологических элементов системы стратегического управления долгосрочное представление (видение) экономического, финансового и социального состояния регионального хозяйства, его основных субъектов хозяйствования и отраслевых составляющих в своем функциональном назначении призвано на сценарнопрогностической основе раскрыть наиболее возможные изменения в долгосрочном развитии регионального хозяйства по основным видам деятельности и дать общее оптимистическое представление о достижении экономических, социальных и иных результатов развития на соответствующий интервал времени;

• для регионального хозяйства Ленинградской области миссия (предназначение) может быть сформулирована как: «Регион с растущим доминированием в структуре валовой добавленной стоимости ранжированного ряда обрабатывающих производств, строительства, транспорта и связи, обеспечивающий экономический рост на основе диверсификации, повышения уровней инновационности, информационности, технического состояния производства, за счет использования транспортных инфраструктурных комплексов, соединяющих Российскую Федерацию с Северной Европой и с Европейским Союзом, торгово-экономических, социо-культурных отношений с Санкт-Петербургом»;

• конкретной' и значимой для системы стратегического управления долгосрочным развитием регионального хозяйства Ленинградской области может выступать следующее определение стратегической цели: «Обеспечение ресурсного соответствия таких доминирующих отраслей, как „Обрабатывающие производства“, „Строительство“, „Транспорт и связь“, соответственно, до величин 32%, 18% и 19%, достижения объема валового регионального продукта до величины 670 795 млн руб., стабильно занимаемое второе место по экономическому результату развития в Северо-Западном федеральном округе»;

• формирование механизма рационализации управления развитием регионального хозяйства на основе осуществления комплекса мер по: совершенствованию организационной структурыорганизации взаимодействия технологических элементов систем текущего, перспективного и стратегического управления развитием регионаповышению экономических результаtobобеспечению сбалансированности объемов располагаемых ресурсов с поставленными к достижению в текущем и перспективном периодах ориентирами экономических, финансовых и социальных результатовприменению прогностических, оптимальных, имитационных и нормативных методов определения экономических, финансовых результатов перспективного развития региональной экономической системы предоставляет возможность менеджменту предприятий, отраслевых составляющих и в целом региональному хозяйству приводить в соответствие осуществляемые комплексные меры и действия с функциональными назначениями и целевой направленностью влияния каждого элемента системы управления на достижение планируемых экономических, финансовых и социальных результатов развития регионального хозяйства в долгосрочном периоде;

• критерий эффективности функционирования регионального хозяйства, его системы управления, хотя и отражает оптимальную форму достижения экономических результатов и затрат, но сам нуждается в более конкретизированной характеристике количественных значений достигаемых экономических результатов и производимых затрат, так как значимость и статистически приемлемая точность устанавливаемых соотношений экономических результатов и затрат локального, отраслевого и регионального производства выступают отражением сложных производственных процессов, измерение эффективности которых в динамике за ряд временных периодов предоставляет возможность менеджменту определять комплекс мер для поддержания, стабилизации или повышения динамики эффективности регионального производства;

• определение экономического результата от влияния механизма рационализации взаимодействия ресурсных и технологических элементов системы интегрального управления текущим функционированием и долгосрочным развитием регионального хозяйства необходимо менеджменту для того, чтобы отделить достижение установленного планово-расчетного результата развития региона, в соответствии со сложившимися экстраполяционными тенденциями, от дополнительного влияния на инерционное развитие региональной экономической системы посредством организационно-экономического механизма рационализации взаимодействия ресурсных и технологических элементов интегральной системы управления «развитием регионаприведение системы перспективного управления развитием6 регионального хозяйства в соответствие со своим функциональным назначением и целевой ориентацией на максимизацию экономического результата посредством механизма рационализации взаимодействия, ее ресурсных и технологических элементов, наполнение функций прогнозирования, планирования, и регулирования процесса перспективного — развития региона составами мер, определяющих на экстраполяционнойоснове ориентир экономического результата, находящегося в репрезентативном, интервале его количественного значения, возможность-его достижения^ на устанавливаемый менеджментом период времени выступает той степенью влияния? на повышение экономического результата — валовой добавленной! стоимости, — валового регионального продукта, которая^ соответствует доле экономического результата, возросшего за счет механизма рационализации взаимодействия технологических и ресурсных элементов системы перспективного управления;

• взаимодействуя в системе интегрального управления с текущим, и перспективным управлением, стратегическое управление, как его комплексная часть, свое функциональное назначение выражает посредством наделения ему потенциальных возможностей противодействовать негативным влияниям факторов внешней среды, инициировать реализацию комплексных мер в составе частных стратегий региональной экономической системы, ее локальных и отраслевых составляющих с целью достижения установленных планово-расчетных экономических, финансовых и социальных результатов;

• решение проблемы установления доли экономического результата системы стратегического менеджмента и ее механизма рационализации взаимодействия технологических и ресурсных составляющих в. общем экономическом результате регионального хозяйства может быть, найдено посредством осуществления таких методических подходов, как: экспертное, в соответствии с установленными пропорциями^ влияния5 текущего, перспективного и стратегического управления (1:1:4) на достижение планово-расчетного экономического результатаопределение: доли влияния стратегического менеджмента и его механизма рационализации! взаимодействия технологических и ресурсных элементов, исходя из предположения о том,. что доля стратегического менеджмента в общем экономическом: результате (валовом региональном продукте, валовой* добавленной стоимости): — будет в два: раза выше совокупных долей влияния: на. экономический результат регионального хозяйства текущего и перспективного менеджментааналитическое установление доли экономического^ результата в количественной форме на основе произведенных затрат наосуществление организационно-экономических мер в составе всех технологических элементов системы стратегического управленияшо достижению планово-расчетного экономического результата в условиях ожидаемых негативных изменений состояния внешней среды в определенных интервалах и внеопределенном времени;

• методический подход к определению доли влияния функционирующей системы стратегического управления: и ее механизма рационализации взаимодействия технологических и ресурсных элементов на достижение максимально возможного экономического результата, в условиях высокого уровня неустойчивости внешней среды должен исходить, из: допущения, что затраты, произведенные в процессе стратегического управления с участием организационно-экономического механизма в рационализации взаимодействия технологических и ресурсных элементов, могут быть, равны или меньше доли экономического результата — вклада процесса стратегического управления в общий региональный экономический результат, так как превышение произведенных затрат на противодействие негативным влияниям факторов внешней среды или в процессе осуществления менеджментом инициативных мероприятий, направленных на повышение или стабилизацию темпов экономического роста, над долей экономического результата, полученного в процессе функционирования системы стратегического менеджмента, превращает ее функционирование в неэффективное;

• в случае использования менеджментом методического подхода определения доли влияния функционирования системы стратегического управления и ее организационно-экономического механизма рационализации взаимодействия ее технологических и ресурсных элементов с целью достижения планируемого экономического результата посредством экспертной оценки доли влияния на достижение установленного экономического результата текущим и перспективным управлением и пропорций влияния всех видов управления развитием региона необходимо установить процентную долю влияния текущего или перспективного управления в достигнутом обобщающем экономическом результате на расчетный период времени;

• экспертно установленную количественную долю влияния системы стратегического управления и ее механизма рационализации взаимодействия технологических и ресурсных элементов на достигаемый в средне-, долгосрочном периодах времени экономический результат регионального хозяйства Ленинградской области для установления ежегодной динамики эффективности функционирования системы стратегического управления и ее механизма рационализации элементного взаимодействия необходимо соотнести с ежегодными затратами на осуществление комплексных мер в составе технологических составляющих стратегического менеджмента;

• определение эффективности функционирования механизма управления региональной экономической системой, интенсифицирующего выполнение комплексных мер и действий в каждом из технологических и ресурсных элементов системы управления, раскрывающего и использующего резервы времени и ресурсов для повышения темпов экономического роста, снижения темпов роста затрат, исходя из критериально-целевой ориентации системы управления долгосрочным развитием регионального хозяйства, возможно на основе экспертного установления пропорций и долей влияния текущего, перспективного, стратегического управления, и их механизмов рационализации взаимодействия элементов системы на экономический, финансовый и социальный результаты развития регионального хозяйства с последующим соотнесением доли экономического результата за счет влияния системы управления и ее механизма с ежегодными затратами на осуществление мер и действий в составе технологических элементов системы;

• интеграция методических подходов установления значимых и соответствующих требованиям менеджмента по точности планово-расчетных величин экономического результата регионального производства с технологией стратегического управления является наиболее приемлемым решением, так как в первой части единого методического подхода к повышению уровня обоснованности достижения экономического результата регионального хозяйства в долгосрочном периоде решается важная задача — предварительно определить планово-расчетную величину экономического результата (например, валового регионального продукта), а во второй части единого методического подхода решается не менее важная задача — обеспечить организационно и в ресурсном отношении достижение предварительно установленного значения экономического результата регионального производства на соответствующий период времени;

• формирование имитационной модели достижения устанавливаемого экономического результата в системе управления развитием регионального хозяйства выступает тем необходимым фактором объективизации использования своих ресурсных возможностей для обеспечения того экономического роста в условиях высокой нестабильности макросреды, который соответствует планово-расчетной результативности регионального хозяйства в перспективном периоде;

• в процессе проведения экспериментальных повторов по всему комплексу блоков имитационной модели с целью уточнения, корректировок имитационная модель по достижению планируемого экономического результата системой управления региональным производством приобретает характер близкой по реальности организационно-экономической технологии последовательных комплексных действий и мер по обеспечению экономического результата в перспективном периоде;

• завершенная имитационная модель выступает своеобразным технологическим инструментарием предварительной экспериментальной проверки менеджментом региона ресурсных и иных возможностей достигнуть в средне-, долгосрочном периоде развития регионального хозяйства экономического результата с целью избежать возможных ошибок в распределении ресурсов на тех или иных этапах развития регионального производства в соответствии с экстраполяционными и иными изменениями внешней среды, отличающимися от ретроспективных тенденций;

• имитационное моделирование достижения планируемого экономического результата региона, выступающее фактором объективизации установления уровня использования ресурсного и организационного потенциалов для обеспечения экономического роста в условиях значительного влияния негативных факторов внешней и внутренней сред, позволяет менеджменту региона в процессе многократного экспериментирования на имитационной модели по реализации технологии системы интегрального управления региональным производством избежать ошибок в оценке своих ресурсных и организационных возможностей достичь планируемый экономический результат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Н., Уткин O.A. Организационные формы интеграции образовательных учреждений и их классификация // Журнал правовых и экономических исследований. — № 2. — 2010. — С. 37−41.
  2. А.Г. Экономика России на распутье. М.: ACT, 2010.
  3. В.А. Инвестиционная стратегия региона и «точки роста» // Экономическая наука современной России. 2008. — N 2. — С.66−76.
  4. Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2006.
  5. Актуальные социально-экономические проблемы регионов России: сб. ст. / Под ред. Макарова B.JT., Клейнера Г. Б., Татевосяна Г. М. М.: ЦЭМИ, 2005.
  6. Е.А. Региональная и производственная интеграция как условие повышения инновационной активности высокотехнологичного сектора экономики // Инновации. 2008. — N 2. — С.90−93.
  7. И. Стратегическое управление. М: Экономика, 2002.
  8. C.B. Влияние механизма реализации стратегического планирования на долгосрочное развитие социально-экономической системы // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. -№ 1. 2009.
  9. М.И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000.
  10. Г. Прогнозные модели развития региона (на примере Томской области) / Г. Барышева, И. Черданцева// Экономист. 2007. — N6. -С.88−90.
  11. A.B. Финансовая децентрализация и экономический рост в регионах-Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 2008: -N1. — С.45−57.
  12. A.C. Актуальные проблемы управлениям развитием. региона // Вестник Российской академии естественных: наук. Серия экономическая. № 2. — 2009. — С. 30−33-
  13. A.C. Управление инновационно-инвестиционным развитием' регионов: — Монография: СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, 2010.
  14. A.C., Кроливецкий Э.Н.* Технологические элементы системы стратегического•• управления как инструментарий выполнения этапов инновационного развития регионов //Научный журнал «Вестник Чувашского университета». №:2! — 20 М! — С. 400−402:.
  15. В.К. Моделирование:динамики- обобщающих, показателей развития- региональных экономических систем/ России / В? К. Булгаков, О. В. Булгакова // Экономикадаматем: методы: 2006. — Т.42, — № 1. — С.32−49.
  16. В.П. Технология? стратегического менеджмента. М.: Изд-во «Экономика», 2005.
  17. В. Принципы стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона // Пробл. теории и практики управл. 2008. -№ 11. — С.28−34.
  18. В.Р. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: МГИУ, 2007.
  19. А.И. Концептуальные основы национальной стратегии России. М.: Наука, 2007.
  20. А.И. Региональная экономика и управление. М.: ACT, 2009.
  21. Городское стратегическое планирование в России: теория, опыт, перспективы / Научные материалы, часть 1. СПб: Институт «Евроград», ЭИМИ, 2000.
  22. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. СПб.: Изд-во «Макет», 1995.
  23. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Челябинск: Изд-во «Книга», 1995.
  24. A.F. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2008.
  25. В.В. Экономический анализ ресурсных показателей основных отраслевых составляющих сферы услуг // Научный журнал «Вестник Чувашского университета». № 2. — 2011. — С. 404−407.
  26. А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки // Общество и экономика. 2008. — N 1. — С. 115−120.
  27. JI. Стратегия устойчивого развития региона // Проблемы теории и практики управления. 2007. — N 2. — С.46−57.
  28. М.А., Рогова Е. М., Проскура Д. В. Инновационное направление развития регионов // Российский научный журнал «Экономика и управление». № 1 (23). — 2008. — С. 27−31.
  29. Р. Менеджмент. М.: Изд-во «Принт», 2007.
  30. М.Н. Инвестиционная, политика регионов, // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2008. — N 1. — С.94−103.
  31. В.К. Анализ эффективности использования бюджетных средств в регионе // Финансы. 2008. — N"8t — C.71−72I
  32. П.Ф. Классические работы по менеджменту. М.: Юнайтед-Пресс, 2010.
  33. П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М: Изд-во «Вильяме», 2006.
  34. Дуброва- Т. А. Прогнозирование социально-экономических процессов. Статистические методы и модели. М.: Маркет ДС, 2007.
  35. Ю.С. Межрегиональные аспекты* современного этапа развития российской экономики // Регион: экономика. и< социология. 2008. -N 4. — С.47−67.
  36. Жйгун Л-А. Менеджмент: современные методы организации: контроля на предприятии. М.: Изд-во «Феникс», 2007.
  37. Е.Е. Перспективные- направления ¡-стратегического- планирования социально-экономического< развития Ленинградской области- // Вестник российской^академии наук.-№ 514^ (3)-- 20 101
  38. Журавлевг ВО Теория системного^ менеджмента-. МС: ИздгВо «Экзамен», 2006.
  39. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учебное пособие. М:. Информационно-внедренческий- центр «Маркетинг», 1998:.
  40. ЗаборовскаяО.В- Управление человеческим капитал ом региона.-Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2009.51., Зайцев Л-Г., Соколова М! И1. Стратегический менеджмент. М.: Магистр, 2008.
  41. И.В. Сбалансированная система показателей развития региона: статистическое обоснование и- эконометрическое моделирование / Е. В. Зарова, Р. Л. Проживин // Вопросы статистики. 2008. — N 8. — С.59−66-
  42. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. М.: Проспект, 2009.54.. Игнатов В. Г. Местное самоуправление. М.: АСТ, 2009-
  43. Инвестиции в России. 2009: Стат. сб. М.: Росстат, 2009.
  44. Индикаторы инновационной деятельности: 2010: Стат.сб. М.: Государственный университет — Высшая школа экономики, 2010.
  45. C.B. Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России // ЭКО. 2008. — N 5. — С.63−80.
  46. К.В. Влияние системы интегрального управления и организационно-экономического механизма на взаимодействие элементов региональной экономической системы // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. — № 3. — С. 139−142.
  47. К.В. Механизм рационализации элементного взаимодействия системы управления региональным хозяйством: Препринт. СПб.: Издательство «Диалог», 2010.
  48. С. Сырьевая составляющая региональной экономики России / С. Кимельман, С. Андрюшин // Вопросы экономики. 2007. — N 6. -С.116−132.
  49. В.И. Качество экономического роста и региональное развитие // Регион: экономика и социология. 2006. — N 3. — С.30−41.
  50. О.В., Рохчин В. Б. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. СПб.: Наука, 2003.
  51. Комплексный экономический анализ предприятия / Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. М.СПб. Нижний Новгород.: Изд-во «Питер», 2009.
  52. А.В. Концепция стратегии развития промышленного производства: Монография. СПб.: Изд-во «Издательский дом «Герда», 2009.
  53. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / Под ред. проф., д.э.н. Ю. К. Перского, доц., к.э.н. Н. Я. Калюжновой. -М.:ТЕИС, 2003.
  54. Д.А. Стратегическое планирование и экономическое прогнозирование: монография. Нижний Новгород: Нижегородский гос. технический ун-т, 2006.
  55. Р.Я. Оценки уровня рационального использования экономического потенциала региона // Регион: экономика и социология. -2005.-N1.-C.192−197.
  56. Э.Н. Оценка результативности научно-исследовательской деятельности хозяйствующих субъектов: Препринт. -СПб.: Изд-во «Диалог», 2009.
  57. Э.Н. Стратегическое управление развитием региона. Брошюра. СПб.: СПбГУКиТ, 2000.
  58. Д., Стоун Хаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.>: ООО «Издательство Проспект», 2003.
  59. А.Е., Санникова Ю. С., Зуева Т. С. Региональные особенности разработки стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // Научный журнал «Вестник Чувашского университета». № 2. — 2011. — С. 430−437.
  60. Н.И. Государственное регулирование регионального развития: Мир, Россия, Сибирь. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.
  61. А. Города России: тенденции развития // ЧиновникЪ. -2004.-N 2.
  62. В., Швецов А. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. 2006. — № 3.
  63. В.Н. Государство и регионы. Теория и практика М.: Эдиториал УРСС, 2002.
  64. А. Модели корпоративной интеграции: региональные особенности // Мировая экономика и междунар. отношения. 2008. — N 5. -С.47−53.
  65. В.Л. Горизонты инновационной> экономию! России: Право, институты, модели: М.: ACT, 2009.
  66. A.C., Мухин В1И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
  67. В. Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации // Проблемы, теории и практики управления. -2008.-N11.-C.35−42.
  68. A.C. Управление экономикой региона: учеб. пособие / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. Новосибирск, 2001.
  69. Л.В. Капиталоемкость экономического роста и инвестиционные ресурсы регионов // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. 2007. -Т.7, вып.2.-С.178−186.
  70. A.A. Информационное обеспечение механизмов управления регионом.' М.: Финансы и статистика, 2002.
  71. H.H. Региональные пропорции экономического роста в России // Регион: экономика и социология. 2008. — N 2. — С.225−243.
  72. Моделирование и управление процессами регионального развития. М.: Физматлит, 2001.
  73. Нам O.A. Принципы формирования стратегий социально-экономического развития регионов. / «Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России». Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7. СПб.: Изд-во «Диалог», 2007.
  74. Е.В. Формирование организационно-экономического механизма стратегического целевого ориентирования региона: Препринт. -СПб: Издательский дом «Герда», 2010.
  75. Е.В. Функциональное предназначение и стратегическая цель территориальной экономической системы // Научный журнал «Вестник Российской академии естественных наук». Санкт-Петербургского отделения образования и развития науки. № 13 (4). — 2008.
  76. A.C. Методологические проблемы управления экономикой региона // Регион: экономика и социология. 2008. — N 2. — С.49−67.
  77. A.C. Теоретические основы исследования региональных рынков // Регион: экономика и социология. 2008. — N 3. — С.3−22.
  78. А.У. Финансирование инвестиционного процесса региона: теоретические положения обеспечения и стратегии развития. СПб.: Изд-во «Диалог», 2008.
  79. О’Коннорс Дж., Мокдсрмот И. Искусство системного мышления.- М.: Изд-во «Букс», 2008.
  80. Н.Я. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций. М.: ИНФРА-М, 2008.
  81. Н.С. Стратегический и текущий экономический анализ.- М.: Эксмо, 2007.
  82. М.В. Ресурсный потенциал социально-экономического развития региона // Научный журнал «Вестник Чувашского университета». -№ 3. 2008. — С. 455−458.
  83. М. Конкурентная-стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина бук, 20 071
  84. М. Конкурентное преимущество: как достичь его устойчивости. М.: Алнина Бизнес Букс, 2005.
  85. Программа социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2006 года Постановление Правительства Ленинградской области / Вести — № 89 (1798). — от 9 августа.2003 года.
  86. Регионы Северо-Западного федерального округа. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Комистат. Сыктывкар: 2009.
  87. Романова^ Л*.А. Экономика- региона: Самостоятельность и государственное регулирование: Пермь, 2004*.
  88. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. -М., 2010:
  89. , В.В. Эффективное управление развитием региона: методология, стратегия, механизм // Научный журнал «Вестник Чувашского университета». № 4. — 2007. — С. 455−467.
  90. B.C. Организационное проектирование систем управления. М.: Инфра-М, 2002:
  91. Стратегические приоритеты регионального развития: от теории к принципам формирования единого социально-экономического пространства/
  92. Под ред. В. В:Окрепилова- Институт проблем регионального развития экономики РАН. СПб.: Наука, 2009.
  93. Стратегический менеджмент / Под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.
  94. Стратегическое планирование в городах методы и практика. -ГП «МЦСЭИ «Леонтьевский центр», — СПб.: ООО «Издательство «Лимбус Пресс», 2003
  95. Стратегия. Как создать и использовать эффективную стратегию. 2-е изд. / Р. Кох. СПб.: Изд-во «Питер», 2003».
  96. О.В. Стратегия экономического роста // Научно-практический журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование». №'3−4 (32−33). — Декабрь 2007. — С. 62−63.
  97. Татаркин A. Hi Оценка социально-экономических последствий присоединенияРосситк ВТО. М.: Экономика, 2007.
  98. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. Учебное пособие. М.: Вильяме, 2005.
  99. A.A., А.Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  100. Тургель И: Д., Батиевская В. Б. Стратегическое территориальное планирование как программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием региона // ЧиновникЪ. 20 041 — N.2.
  101. И.Н. Воспроизводственные циклы в экономике региона // Научный журнал «Вестник Чувашского университета». № 2. — 2011. -С. 470−477.
  102. Фундаментальные проблемы пространственного развития макрорегиона при переходе к инновационной экономике (на примере Северо-Запада России) / Под ред. В.В.Окрепилова- Институт проблем региональной экономики РАН. СПб.: Наука, 2010.
  103. Д. Стратегия и планирование. СПб.: Изд-во Питер, 2001.
  104. И.Н. Управление региональным’хозяйством: учеб. пособие / Шапкин И. Н., Блинов А. О., Кестер Я. М. Mj.: КноРус, 2005:
  105. А.Н. Экономическиересурсы муниципального развития. Новосибирск, 2006.
  106. Р.Э. Стратегия в системе управления- долгосрочным развитием промышленного производства: Препринт. СПб.: Изд-во «Диалог», 2010.
  107. Е.С. Стратегическое управление социально-экономическим развитием сферы услуг: теоретические и концептуальные положения: Монография. СПб.: Изд-'во «Диалог», 2010.
  108. В.П. Оценка конкурентоспособности региона / В. П. Шорохов, Д. Н. Колькин // Пробл. прогнозирования. 2007. — N 1. — С.92−101.
  109. Экономика муниципальных образований Ленинградской области в январе декабре 2009 года: Статистический бюллетень. — СПб, 2010.
  110. Экономический анализ / Под ред. Л. Т. Гилеровской М.: ЮНИ-ТИ-Дана, 2004.
  111. Gerelle Eric G.R., Sterk J. Untergrated manufacturing strategy, planning and implementation // N.J.: Me Graw Hill, 1998.
  112. Kaplan R.S., Norton D.P. Translating Strategy into Action. The Balanced Scorecard. Harvard Business School Press Boston, 1996.
  113. Miller A. and Dess, G. Strategic management. 2nd. Edition. Toronto: McGraw-Hill.1996.
  114. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Deanning. NY. The Free Press, 1994.
  115. Steiner G.A. Top management Planning, Toronto, Collier Mac-Millan Canada, Ltd., 1969.
Заполнить форму текущей работой