Обеспечение устойчивого развития организаций потребительской кооперации
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют положения экономической теории, теории систем, труды отечественных и зарубежных авторов в области развития кооперации и оценки эффективности деятельности организаций. В качестве информационной базы исследования использовались законодательные акты, решения Правительства, Центросоюза Российской Федерации, материалы собраний… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности и условия развития организаций потребительской кооперации
- 1. 1. Особенности развития организаций потребительской кооперации в пореформенный период
- 1. 2. Понятие устойчивого развития организаций потребительской кооперации и его измерение
- Глава 2. Динамика хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации
- 2. 1. Тенденции развития организаций потребительской кооперации
- 2. 2. Факторы, оказывающие влияние на устойчивость развития организаций потребительской кооперации
- 2. 3. Финансовое обеспечение устойчивого развития экономики, его социальные и экономические последствия
- Глава 3. Концепция устойчивого развития организаций потребительской кооперации региона
- 3. 1. Концепты развития организаций потребительской кооперации и целевые программы по их реализации
- 3. 2. Совершенствование организационной структуры потребительской кооперации региона
Обеспечение устойчивого развития организаций потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Экономический рост и эффективность использования ресурсов во всех отраслях народного хозяйства являются наиболее важными условиями формирования социально ориентированной экономики индустриального и в перспективе — постиндустриального типа. Вместе с тем устойчивость экономического роста в настоящее время не обеспечена — за периодами конъюнктурного подъема следуют периоды конъюнктурного спада, хотя общий прирост внутреннего производства сохраняется на протяжении ряда лет.
Совокупный экономический рост представляет собой результат агрегирования показателей деятельности экономических субъектов. Для обеспечения устойчивого экономического развития необходимо чтобы основные механизмы, обеспечивающие макро и микро экономическую стабильность и инвестиционную активность функционировали в полной мере.
Большое значение для развития экономики имеет осознанная и целенаправленная структурная политика как на уровне всего народного хозяйства, так и на уровне отдельных комплексов, отраслей и организаций. В настоящее время идет процесс структурных реформ, который имеет двойственную природу. С одной стороны, новая структура экономики формируется эволюционно, как результат поведения экономических субъектов, преследующих собственные экономические и иные интересы. С другой стороны, структурные реформы представляют собой результат реализации системы государственных приоритетов, результат осознанной экономической политики. В этом смысле желательно обеспечение системного, не случайного экономического роста как запланированного долгосрочного результата институциональных и структурных преобразований.
Формирование эффективной социально ориентированной рыночной экономики требует пропорционального развития основных отраслей и отраслей инфраструктуры, а также наличия структур и механизмов, позволяющих смягчить тяжелые последствия экономических реформ для социально незащищенных групп населения. К числу таких структур относится потребительская кооперация.
Модель хозяйствования, отражающая особенности жизнедеятельности организаций потребительской кооперации предусматривает работу в двух направлениях — в области хозяйственной деятельности и реализации социальной миссии. Стратегия и тактика развития потребительской кооперации в новых социально-экономических условиях имеет определенную специфику. С одной стороны, потребительские общества представляют собой некоммерческие организации, с другой — они осуществляют многоотраслевую хозяйственную деятельность для решения уставных задач.
Развитие потребительской кооперации прямо и косвенно связано с обеспечением экономического роста национальной экономики. Организации потребительской кооперации во многом формируют инфраструктуру села и частично — инфраструктуру аграрно-промышленного комплекса. Еще более важное народнохозяйственное значение имеет обеспечение занятости и формирование спроса населения. Создавая новые рабочие места, закупая продукцию крестьянских хозяйств, потребительские общества создают главную предпосылку экономического развития — увеличение внутреннего конечного спроса, в то же время формируя и промежуточный спрос на инвестиционные товары. Результаты хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации являются элементами совокупных показателей развития отраслей и регионов.
Вместе с тем темпы роста кооперативного сектора экономики в целом и потребительской кооперации в частности, учитывая глубину спада в пореформенный период, невысоки. Внешние и внутренние условия устойчивого, поступательного, равномерного развития всех потребительских обществ, имеющего системный характер, в настоящее время не сформированы. В ряде организаций потребительской кооперации наблюдаются относительно низкие темпы роста объема оборота розничной торговли, финансовое положение остается нестабильным. В то же время процесс формирования механизмов обеспечения устойчивого развития нельзя признать завершенным, что свидетельствует об актуальности избранной темы и послужило основной ее выбора.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной литературе немало научных работ, в которых рассматриваются теоретические и практические, методологические и организационные аспекты развития потребительской кооперации. К числу наиболее значимых относятся научные труды Вахрина П. И., Ермакова В. Ф., Ефремовой Г. М., Киселевой Г. В., Макаренко А. П., Наговициной Л. П., Панкратова Ф. Г., Раицкого К. А., Серош-тан М.В., Семенова А. К., Чаянова А. В., Фридмана A.M. и других.
Проблемы интенсивного и экстенсивного роста с позиций микро экономики были предметом исследования зарубежных ученых: Бека С., Макферсо-наЯ., Маркуся JL, Мюкнера Г., Парнелла Э. и ряда других.
Вместе с тем проблема обеспечения устойчивого развития применительно к деятельности организаций потребительской кооперации разработана не в полной мере. Требуют уточнения методологические аспекты оценки устойчивости развития, необходимы исследования региональной специфики экономического роста потребительских обществ и союзов, что предопределило цель и задачи диссертации.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является разработка и обоснование рекомендаций по обеспечению устойчивого развития организаций потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании были определены следующие задачи:
• выявить специфику различных этапов развития потребительской кооперации;
• уточнить показатели, характеризующие развитие организаций потребительской кооперации с позиций его устойчивости;
• выявить факторы, оказывающие влияние на темпы развития организаций и формирование статических и динамических пропорций;
• разработать методический подход к планированию ресурсного, в том числе финансового обеспечения развития потребительских обществ;
• обосновать предложения по формированию концепции устойчивого развития организаций потребительской кооперации;
• выявить резервы совершенствования организационной структуры потребительской кооперации региона.
Предмет и объект исследования. В качестве предмета исследования выступают тенденции, факторы, условия и показатели развития потребительских обществ. В качестве объекта исследования избраны организации потребительской кооперации Северо-Западного региона, потребительские общества и их структурные подразделения.
Тема исследования соответствует Паспорту научных специальностей ВАК (экономические науки). Область исследования: 15.103 — совершенствование организации управления в сфере услуг в условиях рынка.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют положения экономической теории, теории систем, труды отечественных и зарубежных авторов в области развития кооперации и оценки эффективности деятельности организаций. В качестве информационной базы исследования использовались законодательные акты, решения Правительства, Центросоюза Российской Федерации, материалы собраний представителей потребительских обществ, научно-практических конференций, статистические данные Госкомстата России и Центросоюза РФ, результаты выборочного обследования организаций потребительской кооперации Ленинградской, Новгородской и Псковской областей.
В ходе исследования применялись методы сравнительного анализа, динамических рядов, средних величин, выборочного наблюдения, классификации, группировки и другие.
Научная новизна результатов исследования состоит в разработке рекомендаций по обеспечению устойчивого развития организаций потребительской кооперации. Основные результаты, характеризующиеся научной новизной:
• уточнен понятийный аппарат, установлены критерии устойчивости развития организаций потребительской кооперации и соответствующие им показатели оценки;
• показано, что необходимыми условиями обеспечения устойчивого развития организаций потребительской кооперации являются централизация управления и повышение роли межрайонных оптовых баз в товароснабжении предприятий розничной торговли, на этой основе обоснованы предложения по изменению организационной структуры потребительской кооперации на уровне субъектов федерации;
• обоснована необходимость специализации предприятий кооперативной промышленности, позволяющей повысить темпы развития потребительских обществ, разработана концепция развития потребительской кооперации региона;
• установлена зависимость темпов экономического развития от реализации ценовой и ассортиментной политики организаций, на этой основе предложен методический подход к разработке ассортиментных перечней для магазинов потребительской кооперации в зависимости от величины населенных пунктов.
Практическая значимость и апробация результатов исследования. Предложенные критерии устойчивости развития организаций потребительской кооперации и показатели ее оценки позволяют формализовать процесс выработки стратегии развития, а также сформировать систему контроля за реализацией избранной стратегии.
Рекомендации по изменению организационной структуры потребительской кооперации региона позволяют адаптировать потребительские общества к меняющимся условиям функционирования и повысить эффективность системы управления потребительской кооперации.
Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на российских и международных конференциях и симпозиумах в 1999;2002 годах (г.Москва, г. Тверь, г. Смоленск), на собраниях представителей потребительских обществ Российской Федерации, и реализованы в ряде нормативных документов потребительской кооперации Новгородской области, в том числе в Концепции развития потребительской кооперации Новгородской области на период до 2010 года.
Предложения по совершенствованию организационной структуры потребительской кооперации, централизации управления, развитию оптовой торговли и промышленности могут быть использованы в региональных союзах потребительских обществ.
Разработки автора: «Централизация закупок товаров народного потребления на межрайонных оптовых базах для обеспечения магазинов потребительской кооперации региона» приняты к практическому использованию в системе Псковского потребсоюза (справка о внедрении от 15.03.2002 г.) — «Рекомендации по специализации производства товаров народного потребления для обеспечения устойчивого развития потребительских обществ» внедрены в системе потребительской кооперации Ленинградской области (справка от 12.07.2001 г.).
Подготовленные в процессе исследования «Рекомендации по совершенствованию оперативного финансового анализа торговой деятельности» и «Предложения по разработке примерных ассортиментных перечней магазинов потребительской кооперации, размещенных в мелких, средних и крупных населенных пунктах» используются в Московском университете потребительской кооперации в процессе преподавания учебных дисциплин: «Финансы предприятия», «Коммерческая деятельность» (справка о внедрении от 25.09.2002 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ, общим объемом 67,8 п.л., в том числе авторских — 5,3 п.л.
Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования. Работа изложена на 173 страницах, состоит из введения, трех глав и заключения, содержит 42 таблицы, 5 рисунков, 9 приложений.
15.Результаты исследования вариации финансовых результатов райпо свидетельствуют о том, что наиболее важное значение в их формировании имеют три фактора: активная ценовая политика, обоснованная ассортиментная политика, специализация производства. В диссертации обоснованы рекомендации по созданию маркетинговых подразделений организаций потребительской кооперации, а также по формированию ассортиментных перечней для магазинов, расположенных в крупных, средних и мелких населенных пунктах.
16.В формировании финансовых результатов участвуют все отрасли кооперативного хозяйства, особую роль играет производственная деятельность, во многом формирующая ресурсную основу торговли и создающая основную часть добавленной стоимости. В ходе исследования предпринята попытка доказать, что специализация производственной деятельности является важным резервом устойчивого развития организаций потребительской кооперации. Обоснована необходимость специализации предприятий кооперативной промышленности, позволяющей повысить темпы развития потребительских обществ. Разработана концепция развития потребительской кооперации региона.
Практическое использование рекомендаций, содержащихся в диссертации, позволит повысить устойчивость развития организаций потребительской кооперации.
Заключение
.
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов и рекомендаций.
1. Формирование эффективной социально ориентированной рыночной экономики требует пропорционального развития основных отраслей и инфраструктуры народного хозяйства, а также наличия структур и механизмов, позволяющих смягчить тяжелые последствия экономических реформ для социально незащищенных групп населения. К числу таких структур относится потребительская кооперация.
2. Стратегия и тактика развития потребительской кооперации в новых социально-экономических условиях имеет определенную специфику. С одной стороны, потребительские общества представляют собой некоммерческие организации, с другой — они осуществляют многоотраслевую хозяйственную деятельность для решения уставных задач. Модель хозяйствования, отражающая особенности жизнедеятельности организаций потребительской кооперации предусматривает работу в двух направлениях — в области хозяйственной деятельности и реализации социальной миссии.
3. Внешние и внутренние условия устойчивого, поступательного, равномерного развития всех потребительских обществ, имеющего системный характер, в настоящее время не сформированы. В ряде организаций потребительской кооперации наблюдаются относительно низкие темпы роста объема оборота розничной торговли, финансовое положение остается нестабильным. Процесс формирования механизмов обеспечения устойчивого развития в силу этих причин нельзя признать завершенным.
4. Основной и наиболее рациональной формой развития потребительской кооперации является направленная эволюция, но там, где проявляется конфликт интересов пайщиков и персонала, необходима революционная форма изменений. Отдельные руководители потребительских обществ и региональных кооперативных союзов не препятствуют центробежным тенденциям, проявляют стойкую приверженность к старым формам и методам работы, принижают значимость пайщиков, отрицают необходимость социальной ориентации работы в таких ситуациях эволюция приводит не к прогрессу, а к регрессу. Для того чтобы в таких организациях нисходящие, отрицательные тенденции сменились восходящими, позитивными, необходимы преобразования кардинального характера.
5. В результате проведенного исследования предложено авторское определение: устойчивое развитие организаций потребительской кооперации — это закономерное изменение объемов деятельности и ресурсов потребительских обществ, кооперативных союзов, обусловливающее получение удовлетворительных финансовых результатов и направленное на реализацию их основной цели.
— удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков, реализацию социальной миссии кооперативов. Соответственно уточнен понятийный аппарат, установлены критерии устойчивости развития организаций потребительской кооперации и соответствующие им показатели оценки.
6. Обеспечение устойчивого развития — многокритериальная задача, так как вариация темпов роста объемов хозяйственной деятельности может быть различной, а сам по себе рост объемов не является гарантией развития в позитивном направлении. В процессе исследования выявлены три ключевых аспекта устойчивого развития организаций потребительской кооперации.
7. Темпы динамики объемов хозяйственной деятельности для обеспечения устойчивости развития должны быть по крайней мере сопоставимыми с темпами развития конкурентов. В диссертации предпринята попытка доказать, что первым, основным критерием устойчивого развития является сохранение или увеличение доли рынка потребительского общества, а основным критериальным показателем — доля рынка и тенденции ее изменения.
8. Высокие положительные темпы роста объемов хозяйственной деятельности не всегда сопровождаются положительными финансовыми результатами. Увеличение ресурсной базы деятельности, опережающее прирост объемных пока.
170 зателей, то есть снижение эффективности использования ресурсов на фоне экстенсивного роста, может привести к увеличению убытков потребительских обществ. В этой связи в диссертации предложен второй критерий устойчивости развития — обеспечение положительных финансовых результатов текущей деятельности. Критериальным показателем в этом смысле является конечный финансовый результат многоотраслевой деятельности кооператива, с учетом отчислений в фонд развития потребительской кооперации.
9. Воспроизводство капитала, основных и оборотных средств является одной из наиболее острых проблем жизнедеятельности организаций потребительской кооперации. Поэтому в качестве третьего критерия устойчивого развития в диссертации предложено использовать обеспечение воспроизводства ресурсов организации. Положительные финансовые результаты и прирост объемов деятельности не могут гарантировать долговременного устойчивого развития. Во многом это зависит от соотношения средств, направляемых на цели потребления и накопления. Если полученные доходы направляются в основном на цели потребления, тем самым ставится под угрозу потенциал развития организации. Необходимым, но не достаточным условием долгосрочного устойчивого развития становится обеспечение простого, как минимум, воспроизводства ресурсов потребительского общества. Для наращивания своего потенциала организации потребительской кооперации должны быть нацелены на расширенное воспроизводство.
10.В настоящее время наиболее острой проблемой является недостаток собственных оборотных средств. В этой связи для количественной оценки в диссертации предложено использовать показатель прироста собственных оборотных средств потребительских обществ в сопоставимых ценах, в размере, опережающем средние темпы инфляции.
11.В диссертации показано, что необходимыми условиями обеспечения устойчивого развития организаций потребительской кооперации являются централизация управления и повышение роли межрайонных оптовых баз в товароснаб.
171 жении предприятий розничной торговли, на этой основе обоснованы предложения по изменению организационной структуры потребительской кооперации на уровне субъектов федерации.
12.Относительно небольшие объемы реализации товаров в розничной торговле, являются одной из причин установления высоких розничных цен, так как объемы закупок товаров каждой из районных организаций невелики. Для того, чтобы активно работать с поставщиками и располагать возможностью использования скидок с оптовых цен необходимы значительно более крупные партии закупок. В диссертации обоснован вывод о том, что развитие межрайонных оптовых баз позволяет повысить конкурентоспособность кооперативной торговли в целом.
Список литературы
- Официальные издания
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. -М.: Маркетинг, 2001.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. -М.: Маркетинг, 2002.
- О потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон РФ от 19.06.92 г. № 3083−1// Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного суда РФ. 1992. -№ 30.
- Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. М.: Маркетинг, 1999.
- О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации»: Информационное письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 05.08.97 г. № С5−7/03−536// Бюллетень Высшего Арбитражного суда РФ. 1997. -№ 10.
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». М., 1999.
- О некоммерческих организациях: Федеральный Закон от 12.01.96 г. № 7-ФЗ.-М., 1996.
- О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: Федеральный Закон от 25.02.99 г. № 40-ФЗ. М., 1999.
- О коммерциализации деятельности потребительской кооперации Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 16.02.92 г. -М., 1992.
- О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами: Указ Президента Российской Федерации от 31.05.96 г. М., 1996.
- О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием: Постановление Правительства РФ от 07.01.99 г. № 24. -М, 1999.
- Программа Правительства Российской Федерации по стабилизации экономики и финансов: Утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.98 г. № 762.-М., 1998.
- Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. Разработана в соответствии с Постановлением Совета Центросоюз РФа от 27 ноября 2000 г. № 63-С. М.: Центросоюз РФ, 2001.
- Усиление борьбы с бедностью: стратегия и социальная миссия потребительской кооперации: Пост. 123-го общего Собрания представителей потребительских обществ РФ от 23 апреля 2002 г. // Деловой вестник «Российской кооперации». 2002. — № 6.
- Концепция развития потребительской кооперации Новгородской области на период до 2010 г. Великий Новгород, 2002. — (Новгородское областное потребительской общество «Облпотребсоюз»).1. Книги
- Абрютина М.С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.: ДиС, 2000.
- Антикризисное управление/ В. Г. Крыжановский, В. И. Лапенков, В. И. Лютер и др. М.: ПРИОР, 1999.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник.-М.: ФиС, 2000.
- Барчук И.Д. Концепция и рекомендации по реформированию и диверсификации деятельности потребительской кооперации в условиях экономического кризиса. М.: МУПК, 1997.
- Бернвальд А.Р. Региональные проблемы товарного обращения. — Новосибирск: Наука, 1984.
- Бойдел Т. Как улучшить управление организацией: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Болт Г. Дж. Практическое руководство управления сбыто: Пер. с англ. -М.: МТ-Пресс, 2001.
- Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. М., 1998.
- Вахрин П.И. Пайщик основа потребительской кооперации. — М., 1999.
- Великородный О.А. Повышение эффективности предприятий кооперативной промышленности в условиях рыночных отношений. Белгород, 1999.
- Вместе ради будущего: 170 лет потребительской кооперации России/ В. Ф. Ермаков, Г. В. Киселева, А. И. Белашов и др. М.: Центросоюз РФ, 2001.
- Гутман Г. В., Чукин Н. И., Калмыков В. В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации. М.: Маркетинг, 2002.
- Гутман Г. В., Чукин Н. И., Калмыков В. В. Потребительская кооперация в системе некоммерческого сектора экономики. М.: МУПК, 2001.
- Доскалиева Б.Б. Деловая активность и ее роль в развитии потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 2000.
- Егоров В.В., Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Жигалов В.Т. Основы менеджмента и управленческой деятельности. Ч. 1−2. М.: Центросоюз РФ, 1993.
- Захаров И.В., Масленников В. П., Соболев А. В. Кооперативные принципы и практика кооперативных организаций России. М.: Маркетинг, 2001.
- Захаров И.В. Потребительская кооперация России в условиях трансформации экономических отношений. -М.: Маркетинг, 2001.
- Иванов Г. П. и др. Банкротство: стратегия и тактика выживания. М.: MJICE, 1993.
- Игнатьева А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. -М.: ЮНИТИ, 2000.
- Исследовательский проект «Рыночная адаптация сельских товаропроизводителей России» / Всерос. ин-т аграрных проблем РАСХН. М., 2001.
- Киселева Г. В. Организация и управление кадровым потенциалом в потребительской кооперации. Белгород, 1998.
- Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Контроллинг как инструмент управления предприятием/ Под ред. Н. Г. Данилочкиной. -М.: ЮНИТИ, 1998.
- Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. Разработана в соответствии с Постановлением Совета Центросоюз РФа от 27 ноября 2000 г. № 63-С. М.: Центросоюз РФ, 2001.
- Кооперативная самобытность в новом тысячелетии: Материалы Российской научно-практической конференции (ноябрь 2000 г.). М.: МУПК, 2001.
- Корпоративное управление в переходных экономиках/ Под ред. Маса-хико Аоки и Хьюнг Ки Кита. СПб.: Лениздат, 1999.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: пер. с англ. СПб: ПИТЕР, 1999.
- Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. М.: ПРИОР, 1999.
- Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. -Киров: АСА, 2001.
- Лебедев А.Н., Хаматова Л. А. Оборотные средства потребительских обществ: проблемы управления. Мурманск: Научно-технический центр, 1999.
- Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: Финпресс, 1997.
- Мазурова И.И., Романовский М. В. Условия прибыльной работы предприятия. СПб: Изд. СПб ун-та экономики и финансов, 1995.
- Макхем К. Управленческий консалтинг: Пер. с англ. М.: ДиС, 1999.
- Методические рекомендации по реформированию предприятий (организаций): Приложение к Приказу Министерства экономики РФ от 01.10.97 г. № 118.-М., 1997.
- Механизм антикризисного управления в потребительской кооперации: Сб. статей/ Сибирский ун-т потребительской кооперации. Новосибирск, 1999.
- Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / В. И. Волков, А. И. Гратченко, А. Е. Городецкий и др. М.: Экономика, 2000.
- Ольсевич Ю. Трансформация хозяйственных систем. М.: Дело, 1994.
- Основные показатели социальной и хозяйственной деятельности потребительской кооперации за 2001 год. М.: Центросоюз РФ, 2002.
- Переходная аграрная экономика: проблемы, решения, модели. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000.
- Поршнев А.Г. Управление организацией. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Потребительская кооперация социально-ориентированная система (научно-практическая конференция. 15−16 ноября 1999 г.). -М.: МУПК, 1999.
- Потребительская кооперация: от тактики выживания к стратегии роста (Сборник научн. трудов МУПК за 1997 г.). Часть 4. М.:МУПК, 1998.
- Раицкий К.А. Резервы повышения эффективности деятельности потребительской кооперации. М., 1999.
- Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник: 3-е испр. и доп. изд. М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2002.
- Россия: стратегия развития в XXI веке. Вариант анализа ситуации и прогноза усилий устойчивого развития страны. В 2-х частях. М.: Изд. ДОМ «Ноосфера», 1997.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск, Новое знание, 2000.
- Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления: Материалы Российской научно-практической конференции. М.: Маркетинг, МУПК, 2001.
- Серова Е.В. Аграрная экономика / Высш. школа экономики. М.: ГУВШЭ, 1999.
- Сероштан М.В., Зайцева J1.B. Преодоление убыточности организаций потребительской кооперации: резервы и перспективы. Белгород: Кооперативное образование, 2000.
- Семенов А.К. Формирование стратегии управления в потребительской кооперации. Волгоград: Изд. ВФМУПК, 2001.
- Сипко JI.A. Направления стабилизации и развития потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 1998.
- Совершенствование кооперативного управления. Повышение эффективности деятельности и увеличение объема услуг, оказываемых членам кооперативов: Материалы международного кооперативного форума. Белгород, 1999.
- Социально-экономические проблемы России / Отв. ред. П. С. Филиппов, Т. М. Бойко. СПб.: Норма, 2001.
- Увяков М.Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста. М.: Изд. ИСЭПН, 2000.
- Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы/ Рос. акад. сел/хоз. наук. Ред. И. Н. Буздалов и др. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001.
- Уткин Э.А. Бизнес реинжиниринг: Обновление бизнеса. — М.: Тандем, 1998.
- Фридман A.M. Экономика торговой деятельности потребительского общества. Воронеж: Изд. ВГУ, 1994.
- Хаммер М., Чамт Дж. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. СПб, 1997.
- Шанк Д. Стратегическое управление затратами: Новые методы увеличения конкурентоспособности: Пер. с англ. СПб, Бизнес Микро, 1999.
- О’Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой: Пер. с франц. М.: МТ ПРЕСС, 2001.
- Шульгат В.В. Развитие организационно-правовых форм и структуры управления в потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 1999.
- Экономика и организация деятельности торгового предприятия/ Под ред. А. Соломатина. М., 2001.
- Экономика и организация рыночного хозяйства/ В. И. Кушлин, А. Т. Спицын, А. В. Бачурин и др. М.: Экономика, 2000.
- Экономика потребительской кооперации и предпринимательства. -М.: Центросоюз РФ, 1994.
- Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы. -М.: Ин-т современной политики, 1998.
- Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. -М., 1999.
- Эффективность государственного управления/ Под ред. С.А. Бадчико-ва, С. Ю. Глазьева. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. -М.: Акалис, 1996.
- Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. — М.: Госкомстат РФ, 2001.1. Статьи
- Булдашов В., Огнев И. Управлять по-новому, как требует XXI век// Российская кооперация. 2001. — № 37.
- В XXI веке управлять по-новому// Деловой вестник «Российской кооперации». 2001, — № 10.
- Гаркуша В. Специфика управления в условиях кооперации// АПК: экономика, управление. 2001. — № 6.
- Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения// Экономика и общество. 2000. — № 9−10.
- Ермаков В. Долг потребительской кооперации бороться за социальное счастье людей// Деловой вестник «Российской кооперации». — 2001. -№ 11.
- Ермаков В. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии// Деловой вестник «Российской кооперации». 2001. — «1.
- Зайцева JL, Морозова А., Андреева В. Роль руководителя в формировании результатов деятельности организаций потребительской кооперации// Деловой вестник «Российской кооперации». 2001. — № 9.
- Клименко О. Социальная ориентация потребительской кооперации как ее конкурентное преимущество// Деловой вестник «Российской кооперации». 2001. — № 8.
- Лебедев А. Формирование стратегии управления в потребительской кооперации// Российская кооперация. 2001. — № 35.
- Мовсеян А. О стратегии государственного регулирования экономики// Экономист. 1998. — № 10.
- Раицкий К.А. Концепция устойчивого развития экономики: теория, критерии и показатели оценки, направления, достижения// Вестник университета «Туран». 2000. — № 3.
- Раицкий К.А. Устойчивое развитие экономики// Бизнес Академия. -2002.-№ 1.
- Савченко П., Федорова М. О природе потребительской кооперации// Экономист. 1998. — № 7.
- Социально-экономическая деятельность организаций потребительской кооперации в конкурентной среде// Деловой вестник «Российской кооперации». 2001. — № 12.
- Храмцова Т. Возможности потребительской кооперации: Подходы и оценка// Деловой вестник «Российской кооперации». 2002. — № 2.
- Шеко П. Социально-экономическое обоснование организационной формы бизнеса// Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 2.
- Шелехов A.M. Индикаторы устойчивого развития для России//Экос. Информ: Федеральн. вестник экологического права. — 2001. — № 2.
- Этапы перехода к устойчивому развитию// Пути в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 1999.
- СОГЛАСОВАНО: Главный врач РЦГСЭН района
- Минимальный ассортиментный перечень товаров для магазина1. УТВЕРЖДАЮ: райпо
- Наименование товара Количество Наименование товара Количество
- ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ минеральная вода 3хлеб 2 ПИВО 6булочные изделия 3 ВИНО-ВОДОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯбараночные изделия 2 водка 5сухарные 3 настойки, наливки 3
- КОНСЕРВЫ ОВОЩНЫЕ зубная паста 2огурцы, помидоры 2 шампунь 2горошек 1 ГАЛАНТЕРЕЯкукуруза 1 нитки х/б 2соусы 2 резинка-продержка 1кетчуп 2 расческа 2
- КОНСЕРВЫ ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЕ щетка зубная 1повидло, джем, варенье 3 иглы швейные 1соки 2 КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫ
- КОНСЕРВЫ ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЕ зубная паста 3повидло, джем, варенье 3 шампунь 3соки 6 ГАЛАНТЕРЕЯ
- КОНСЕРВЫ МЯСНЫЕ нитки х/б 3консервы мясные натуральные 3 резинка-продержка 1консервы мясные с добавками 3 расческа 2консервы мясорастительные 3 щетка зубная 2паштеты 2 мыльница 1
- КОНСЕРВЫ РЫБНЫЕ иглы швейные 1консервы рыбные в масле 2 булавка безопасная 1консервы рыбные с добавлением масла 4 КАНЦЕЛЯРСКИЕ ТОВАРЫконсервы рыбные в томатном соусе 4 авторучки шариковые 2шпроты 1 тетради ученические 2икра 1 линейки 1
- ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ТОВАРЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫмаргарин 3 мыло хозяйственное 1комбинированный молочный продукт 5 CMC 5масло сливочное 2 туалетная бумага 1сыры твердые 3 электролампочки 3сыры плавленые 3 тазы 2мясокопчености 2 ведра 2