Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стабилизационные фонды и их значение для макроэкономического регулирования России

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Облас? ной закон о? 19.02.2009 № 10−03 «О резервном фонде Сахалинской облас? и» был приня? Сахалинской облас? ной думой. Резервный фонд предс? авляе? собой час? ь средс? в облас? ного бюдже? а, предназначенную для исполнения расходных обяза? ельс? в Сахалинской облас? и в случае недос? а? очнос?и доходов облас? ного бюдже? а для финансового обеспечения расходных обяза? ельс? в. Фонд должен формирова… Читать ещё >

Стабилизационные фонды и их значение для макроэкономического регулирования России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Глава 1. Сущность и предназначение стабилизационных фондов
  • 1.1 Теоретические аспекты Стабилизационных фондов РФ
  • 1.2 Алгоритм отчислений для региональных стабилизационных фондов
  • Глава 2. Анализ формирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ
  • 2.1 Стабилизационные фонды регионов и республик
  • 2.2 Направления развития стабилизационных фондов
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена структурными экономическими реформами, происходящими в настоящее время в России и требующими, как мобилизации громадных финансовых ресурсов, так и их оптимального размещения и эффективного использования. В связи с этим, для достижения экономического развития и модернизации национальной экономики, особый интерес представляет изучение возможностей и путей эффективного использования финансового потенциала Стабилизационного фонда страны. Исследование этой проблематики должно осуществляться в рамках единой экономической политики страны, направленной на поддержание макроэкономической устойчивости и достижения ценовой стабильности в России. Указанные проблемы имеют не только теоретическое, но и чрезвычайно важное прикладное значение в особенности в условиях экономических кризисов.

Предмет работы — стабилизационные фонды.

Объект работы — экономика РФ.

Задачи, поставленные в работе:

— изучить теоретические основы образования стабилизационных фондов;

— определить организационно-правовые и макроэкономические предпосылки формирования стабилизационных фондов;

— исследовать мировой опыт создания стабилизационных фондов в экономически развитых и развивающихся странах;

— оценить эффективность использования денежных средств стабилизационных фондов;

— рассмотреть направления развития Стабилизационного фонда Российской Федерации.

В курсовой работе использованы данные Росстата, министерства финансов и прогнозы известных аналитиков, в частности министра финансов, Алексея Кудрина. Приводится прогноз использования резервного фонда и фонда национального благосостояния Российской Федерации. Основыными источниками, раскрывающими теоретические основы стабилизационных фондов Российской Федерации явились труды Лепесина М. В, Золотаревой А, Панькова В. С, Полякова В. В., В. Е. Рыбалкиной, Сухарева А. Н, Райзберг Б. А., Лозовского Л. Ш., Стародубцевой Е. Б. В данных источниках рассматривается опыт формирования и использования Стабилизационный фондов в таких странах как Норвегия, Чили, Венесуэла, Кувейт, Оман. На протяжении нескольких лет в этих странах сложился определенный опыт использования средств полученных от использования природных ресурсов. Именно он позволяет сравнить эффективность формирования и использования Стабилизационного фонда России.

Во введении определена актуальность выбранной темы исследования, представлена цель и задачи, объект и предмет, структура работы. Первая глава — «Сущность и предназначение стабилизационных фондов», дает развернутое понятие о стабилизационных фондах Российской Федерации и их необходимости.

Вторая глава — «Алгоритм отчислений для региональных стабилизационных фондов», выявляет все аспекты влияния и уровни значимости стабилизационных фондов в современном мире, а также разработка рекомендаций по усовершенствованию функционирования Стабфонда РФ.

Теоретической основой данного исследования являются учебная литература, монографии, экономические справочники, периодические издания и ресурсы всемирной сети Интернет.

Методологической базой исследования являются исторический, сравнительный методы исследования, а также методы индукции и дедукции.

Практическая значимость исследованной темы работы может быть определена тем, что в результате исследования определили основы функционирования стабилизационного фонда, представили его преимущества, основы нормативного регулирования в современной России, анализ фондов в 2008;2013 гг. Также в проектной главе представлен прогноз стабилизационного фонда на среднесрочную перспективу.

стабилизационный резервный фонд доход

Глава 1. Сущность и предназначение стабилизационных фондов

1.1 Теоретические аспекты С? абилизационных фондов РФ Большинс? во с? ран во всем мире на пу? и своего социально-экономического разви? ия проходя? различные э? апы своего с? ановления. Все они, ввиду географического, ис? орического аспек? ов разви? ия, а? акже с? рук?уры экономики с? раны, с? алкиваю?ся с абсолю? но непохожими социально-экономическими проблемами. Для решения э? их проблем, либо для упреждения их возникновения они пы? аю?ся каким-либо образом минимизирова? ь свои финансово-экономические риски, пу? ем создания различных фондов. Многие из них уже основали с? абилизационные фонды, а другие рассма? риваю? ?акую возможнос? ь.

Опы? ряда с? ран (Норвегия, Кувей?, Чили, Венесуэла и др.), имеющих сырьевую специализацию экспор? а, показывае?, ч? о прави? ельс?ва государс? в, подверженных влиянию мировой конъюнк? уры, имею? возможнос? ь воспользова? ься периодами высоких цен на сырье для накопления временных избы? очных доходов для создания с? абилизационного фонда или фонда будущих поколений. Средс? ва ?аких фондов могу? бы? ь использованы для поддержания дос? игну?ого уровня расходов государс? венного бюдже? а и погашения внешнего долга в неблагоприя? ные периоды, или после ис? ощения природных ископаемых. Однако цены на данные ка? егории ?оваров чрезвычайно подвижны на мировых? оварных рынках. А Россия в данном случае выс? упае?, преимущес? венно, как «price-taker», ?о ес? ь принимае? ?е цены, ко? орые задаю? ся мировой экономикой. ?ем самым, конъюнк? ура мировых цен на сырьевые? овары определяе? си? уацию и перспек? ивы рос? а экономики России.

Наблюдаемый до недавнего времени период высоких цен на неф? ь и неф? епродук?ы, газ, никель, алюминий (например, среднегодовая цена неф? и в 2008 г. дос? игла более 80 долл. США за баррель), создал необходимые экономические предпосылки для дальнейшего наращивания С? абилизационного фонда РФ. Первоначально и основной целью создания С? абилизационного фонда РФ явилось аккумулирование час? и доходов, формируемых в экспор? ном сек? оре экономики в периоды высоких мировых цен на основные? овары российского экспор? а, и их использование для погашения внешнего долга и поддержания реального уровня непроцен? ных расходов государс? венного бюдже? а в периоды неблагоприя? ной конъюнк? уры.

Таким образом, наличие с? абилизационного фонда дае? ряд преимущес? в с? ране, в? ом числе:

1. С? абилизационный фонд позволяе? государс? ву в срок выполня? ь выпла? ы по своим внешним и вну? ренним обяза? ельс?вам.

2. Размер С? абилизационного фонда способс? вуе? рос? у суверенного креди? ного рей? инга с? раны, и, как следс? вие, рос? у инвес? иционной привлека? ельнос?и с? раны, ко? орый в свою очередь може? повлечь при? ок прямых инос? ранных инвес? иций в с? рану.

3. Создание фонда будущих поколений окаже? благо? ворное влияние на социальный аспек? поли? ики государс? ва, и буде? способс? вова?ь снижению социальной напряженнос? и в общес? ве и неувереннос? и населения в «зав?рашнем дне».

4. Внуши? ельные размеры с? абилизационного фонда повышаю? с? епень экономической независимос? и государс? ва, ч? о ?акже влияе? на внешнюю поли? ику государс? ва.

Кроме вышеперечисленных преимущес? в сущес? вую? и определенные недос? а?ки, риски и другие проблемы, связанные с созданием и функционированием с? абилизационных фондов.

Самое важное — э? о, конечно, вопрос сохранения денежных средс? в фондов и их преумножения. Если не? эффек? ивного инвес? ирования э? их средс? в, возникае? законный вопрос: зачем изыма? ь из экономики значи? ельную час? ь ее финансовых ресурсов (в случае, если э? о не ос? рая необходимос? ь борьбы с инфляцией).

Сейчас, когда в Российской Федерации уже дейс? вуе? С? абилизационный фонд и в нем аккумулированы значи? ельные финансовые ресурсы с? раны, вопрос его более рачи? ельного и эффек? ивно использования с? ои? одним из главных на повес? ке дня. Э? о? вопрос был еще более ак? уализирован с нас? уплением мирового финансового кризиса, ко? орый може?, в? ом числе, и спровоцирова? ь нецелевое использование финансовых ресурсов С? абилизационного фонда РФ и даже его рас? аскивание.

В мировой экономической науке и прак? ике сущес? вуе? два основных подхода о? носи?ельно создания с? абилизационных (резервных) финансовых фондов:

1) одна группа экономис? ов счи? ае?, ч? о с? абилизационные фонды в принципе не нужны и их создание вредно для экономики, ?ак как финансовые ресурсы «выводя?ся» из воспроизводс? венного процесса, приводя к их нерациональному использованию;

2) другая группа специалис? ов придерживае? ся мнения, ч? о для экономики нужна? ак называемая «подушка безопаснос? и» в виде с? абилизационных (резервных) фондов, ко? орая позволи? сглади? ь влияние фак? оров, оказывающих нега? ивное воздейс? вие на экономику.

С ?очки зрения? еоре?ических основ с? абилизационный фонд выполняе? следующие функции:

1) накопи? ельную;

2) распредели? ельную;

3) с? имулирующую;

4) инвес? иционную;

5) социальную.

Проблема специальных денежных фондов (с?абилизационного, резервного, будущих поколений) — э? о воспроизводс? венная проблема, производная о? ?акой макроэкономической пропорции, как с? рук?ура ВВП (как произведенного, ?ак и использованного) Сухарев А. Н. Суверенные фонды благосос? ояния: международный и российский опы? // Финансы и креди?. 2013. — № 17. — С.112.

Цикличнос?ь разви? ия экономики России вследс? вие изменения цен на энергоресурсы по? ребовала проведения поли? ики формирования государс? венных финансовых резервов с целью их использования для поддержки бюдже? ных расходов, расширяя? ем самым совокупный спрос, приводящий к рос? у заня? ос?и и объема национального производс? ва. ?акая поли? ика с? ала осущес? вля?ься с 2004 г., когда был образован С? абилизационный фонд РФ, ко? орый в 2008 г. был разделен на Резервный фонд РФ и Фонд национального благосос? ояния РФ. Сегодня можно у? вержда?ь, ч? о ан? ициклическая финансовая поли? ика себя оправдала, привела к с? абилизации социально-экономического разви? ия.

Подобные фонды финансовых ресурсов в целях циклической сбалансированнос? и бюдже? ов могу? бы? ь созданы и на региональном уровне. В свое время исследова? ели А. Золо? арева, С. Дробышевский, С. Синельников и П. Кадочников подчеркивали необходимос? ь формирования региональных с? абилизационных фондов. Но не во всех регионах, а в? ех, где значи? ельная час? ь валового регионального продук? а создае? ся предприя? иями-экспор?ерами сырьевых ресурсов. К? аким регионам они о? носили в первую очередь? юменскую, Мурманскую облас? и, Республику Саха — Яку? ия и др. При э? ом указывалось, ч? о периоды формирования и использования средс? в региональных с? абилизационных фондов могу? не совпада? ь с аналогичными периодами для федерального бюдже? а. Э? о може? игра? ь важную роль в межбюдже? ных о? ношениях. В час? нос?и, в? ом случае, если цены на неф? ь движу? ся вниз, а цены на основной экспор? ный ?овар региона — вверх, ?о заимс? вования из регионального с? абилизационного фонда могу? час? ично замени? ь средс? ва до? аций из Фонда финансовой поддержки регионов, снижая? ем самым нагрузку и на федеральный бюдже?.

С 2009 г. бюдже? ное законода? ельс?во РФ разрешае? формирование резервных фондов субъек? ов РФ для сбалансированнос? и региональных бюдже? ов в рамках реализации ан? ициклической финансовой поли? ики. Данный фонд предс? авляе? собой час? ь средс? в бюдже? а субъек? а Российской Федерации, предназначенную для исполнения расходных обяза? ельс?в э? ого субъек? а в случае недос? а?очнос?и ?екущих бюдже? ных доходов для финансового обеспечения расходных обяза? ельс?в.

В Бюдже? ном послании Президен? а РФ о бюдже? ной поли? ике в 2010;2012 гг. о? 25.05.2009 определено, ч? о данные фонды обязаны повыси? ь ус? ойчивос?ь региональных бюдже? ов к кризисным явлениям в экономике и должны бы? ь сформированы в субъек? ах РФ. имеющих моноо? раслевую с? рук?уру экономики. Они были обозначены как «региональные с? абилизационные фонды», хо? я в бюдже? ном законода? ельс?ве их назвали «резервными фондами субъек? ов РФ» Два данных поня? ия являю? ся иден? ичными. По своей финансовой сущнос? и э? и фонды можно было бы именова? ь «резервными фондами бюдже? ной сбалансированнос? и».

По бюдже? ному законода? ельс?ву России о? личие резервных фондов субъек? ов РФ о? резервных фондов исполни? ельных органов влас? и сос? ои? в? ом, ч? о первые предс? авляю? собой фонды бюдже? ной сбалансированнос? и, а в? орые предназначены для финансирования непредвиденных расходов в рамках? екущего бюдже? ного года.

Формирование подобных фондов означае? реализацию поли? ики по сбережению час? и бюдже? ных доходов, ч? о може? име? ь важное значение в условиях превышения доходов над расходами — профици? а бюдже? а. По ме? одологии бюдже? а зачисление средс? в в резервные фонды бюдже? ной сбалансированнос? и буде? предс? авля?ь собой увеличение ос? а?ка бюдже? ных средс? в на конец бюдже? ного года. Э? о следуе? рассма? рива?ь как средс? во «использования» профици? а бюдже? а.

Заме?им, ч? о до 2000 г. в Бюдже? ном кодексе РФ сущес? вовала норма (с?. 88), не позволяющая сос? авления профици? ных бюдже? ов на всех уровнях бюдже? ной сис? емы. В? ом случае, если в процессе сос? авления или рассмо? рения проек? а бюдже? а был бы получен профици? ный бюдже?, ?о до у? верждения бюдже? а предписывалось произвес? и следующее: сначала сокра? и?ь привлечение доходов о? продажи государс? венной (муниципальной собс? веннос?и, а для федерального бюдже? а — про извес? и сокращение привлечения доходов о? продажи государс? венных запасов и резервов; за? ем следовало предусмо? ре?ь направление бюдже? ных средс? в на дополни? ельное погашение долговых обяза? ельс?в;после э? ого ?ребовалось произвес? и увеличение расходов бюдже? а, включая передачу час? и доходов бюдже? ам других уровне?

В ?ом случае, если данные меры осущес? вля?ь было нецелесообразно, предписывалось сокра? и?ь налоговые доходы бюдже? а пу? ем внесения изменений и дополнений в н РФ.

Необходимос?ь проведения в России государс? венной с? абилизационной поли? ики по? ребовала о? каза о? ?акой нормы и формирования профици? ных бюдже? ов, с? ем ч? обы использова? ь накопленные профици? ы для покры? ия будущих бюдже? ных дефици? ов при падении цен на неф? ь. Поли? ика профици? ного бюдже? а была реализована на уровне федерального бюдже? а.

Минис?ерс?во финансов РФ разрабо? ало ме? одические рекомендации по улучшению финансового положения и пла? ежеспособнос?и субъек? ов Российской Федерации и муниципальных образований. В соо? ве?с?вии с ними предлагае? ся в целях улучшения финансового положения и снижения рисков непла? ежеспособнос?и реализовыва? ь ан? ициклическую финансовую поли? ику, предполагающую сос? авление проек? а бюдже? а, исходя из консерва? ивных сценариев формирования доходной базы. Э? о приведе? к повышению вероя? нос?и получения дополни? ельных доходов. Предполагае? ся данные доходы использова? ь в двух направлениях:

— увеличива? ь доходы, ко? орые снизя? обяза? ельс?ва региона (муниципального образования);

— направля? ь в создаваемые региональные с? абилизационные фонды (резервные фонды субъек? ов РФ — по бюдже? ному законода? ельс?ву РФ) Перспек? ивы создания с? абилизационного фонда в РФ. М.: Инс? и?у? экономики переходного периода. 2010. — С.148.

1.2 Алгори? м о? числений для региональных с? абилизационных фондов

В ме?одических рекомендациях указано, ч? о региональные с? абилизационные фонды должны выполня? ь функцию ан? ициклического выравнивания доходов субъек? а РФ, а? акже муниципальных образований (учи?ывая возможнос? ь финансовой помощи регионального бюдже? а мес? ным бюдже? ам). Создание с? абилизационных фондов на региональном уровне предс? авляе?ся целесообразным вследс? вие ?ого, ч? о именно налоговые доходы подвержены более сильным изменениям в региональных, а не мес? ных бюдже? ах в связи с? ем, ч? о наибольшей изменчивос? и подвержен налог на прибыль организаций, час? ь ко? орого подлежи? зачислению в бюдже? ы субъек? ов РФ. Минис? ерс?вом финансов РФ предлагае? ся создава? ь с? абилизационные фонды в? ех регионах, доходы ко? орых подвержены наибольшей изменчивос? и по одному (ведущему) налогу.

Средс?ва региональных с? абилизационных фондов должны использова? ься прежде всего с целью выравнивания одновременных колебаний доходов регионального бюдже? а и до? аций на выравнивание уровня бюдже? ной обеспеченнос? и.

Сущес?вующий ныне механизм выравнивания бюдже? ной обеспеченнос? и субъек? ов РФ предусма? ривае? изменение уровня до? аций с задержкой на два года, ?ак как исходи? из налогового по? енциала именно заданный период времени. Поэ? ому задачей региональных с? абилизационных фондов являе? ся финансирования расходных обяза? ельс?в субъек? а РФ при снижении доходной базы региональных бюдже? ов в рамках данного периода. ?о ес? ь проблема снижения доходов регионального бюдже? а в? ечение первых двух ле? должна реша? ься самим регионом. В случае если экономический спад в регионе носи? долгосрочный харак? ер (более двух ле?), ?о на помощь приходи? федеральный цен? р, увеличивая региону объем до? аций на выравнивание бюдже? ной обеспеченнос? и. Если же впоследс? вии увеличение до? аций буде? совпада? ь с рос? ом доходов регионального бюдже? а, ?о образующийся «излишек» субъек? РФ должен направля? ь в региональный с? абилизационный фонд.

Минис?ерс?во финансов РФ предлагае? региональным влас? ям производи? ь о? числения в региональные с? абилизационные фонды в соо? ве?с?вии со следующим алгори? мом:

СФi1 = ФФПРi1- ФФПРi0*i, (1)

если БОФ1 > БОФФПР1 и ФФПРi1 > ФФПРi0*i,

где СФi — о? числения i-го региона в региональный с? абилизационный фонд;

ФФПРi1- до? ации на выравнивание уровня бюдже? ной обеспеченнос? и i-му региону в о? че?ном периоде;

ФФПРi0 — до? ации на выравнивание уровня бюдже? ной обеспеченнос? и iму региону в прошлом году;

БОф1 — фак? ическая бюдже? ная обеспеченнос? ь iго региона в о? че?ном году;

БОффпр1 — бюдже? ная обеспеченнос? ь i-го региона, рассчи? анная для выделения до? аций на выравнивание уровня бюдже? ной обеспеченнос? и в о? че?ном году;

i — прогнозируемый индекс по? реби?ельских цен з о? че?ном году.

По данному алгори? му о? числения в региональные с? абилизационные фонды следуе? производи? ь до? ех пор, пока размер час? и регионального с? абилизационного фонда, направленной на с? рахование колебаний до? аций на выравнивание уровня бюдже? ной обеспеченнос? и, не превыси? среднего за последние пя? ь ле? уровня до? аций из Фонда финансовой поддержки регионов для денного региона. При расче? е средней до? ации из Фонда финансовой поддержки регионов до? ации прошлых ле? необходимо коррек? ирова?ь на уровне инфляции Сухарев А. Н. Региональные с? абилизационные фонды в России//Вопросы экономики. — 2011. — С.73.

В случае одновременного снижения до? аций из Фонда финансовой поддержки регионов, ?ак и доходов бюдже? а субъек? а РФ, региональные влас? и могу? использова? ь средс? ва созданного фонда для обеспечения сбалансированнос? и бюдже? а субъек? а РФ по следующему алгори? му:

ОСФi1 = ФФПРi0*i — ФФПРi1, (2)

если БОф1 < Б0ФФПР1 и ФФПРi1 < ФФПР i0* i,

где ОСФ i 1 — о? числения из с? абилизационного фонда iго региона в региональный бюдже? для обеспечения его сбалансированнос? и;

ФФПР i0 — до? ации на выравнивание уровня бюдже? ной обеспеченнос? и iму региону в предыдущем году;

ФФПР i1 — до? ации на выравнивание уровня бюдже? ной обеспеченнос? и iму региону в о? че?ном периоде;

БОф1 — фак? ическая бюдже? ная обеспеченнос? ь iго региона в о? че?ном году;

БОФФПР1 — бюдже? ная обеспеченнос? ь iго региона, рассчи? анная для выделения до? аций на выравнивание уровня бюдже? ной обеспеченнос? и в о? че?ном году.

В э? ом случае о? числения в фонд буду? направлены на с? абилизацию регионального бюдже? а в связи со снижением пос? уплений по налогу на прибыль. Если региональный бюдже? подвержен сильной зависимос? и о? пос? упления налога на прибыль, ?о Минис? ерс?вом финансов РФ предлагае? ся производи? ь о? числения в региональные с? абилизационные фонды по следующему алгори? му:

СФ i=НП i, (3)

если Д i > Дср, где СФ — о? числения iго региона в региональный с? абилизационный фонд;

НП i — пос? упления о? налога на прибыль в iм регионе;

Д iдоля пос? уплений о? налога на прибыль в доходах бюдже? а iго региона;

Дср — доля пос? уплений о? налога на прибыль в доходах консолидированного бюдже? а субъек? ов РФ.

Формирование регионального с? абилизационного фонда по данному алгори? му Минис? ерс?вом финансов РФ предлагае? ся осущес? вля?ь до? ех пор, пока размер час? и регионального с? абилизационного фонда, направленной на с? рахование колебаний пос? уплений по налогу на прибыль, не превыси? среднего за предыдущие пя? ь ле? объема пос? уплений по налогу на прибыль у региона. Здесь? акже следуе? использова? ь поправку на уровень инфляции.

В ?ом случае если доходы бюдже? а субъек? а РФ подвержены сильной зависимос? и о? внешнеэкономической конъюнк? уры (регионы неф? еи газодобычи), ?о предлагае? ся предусма? рива?ь дополни? ельные о? числения в региональные с? абилизационные фонды о? налога на прибыль и о? налога на добычу полезных ископаемых. При э? ом размер о? числений необходимо увязыва? ь с ценами на данные экспор? ируемые ?овары.

В случае снижения пос? уплений по налогу на прибыль организаций региональным влас? ям Минис? ерс?вом финансов РФ предлагае? ся использова? ь средс? ва регионального с? абилизационного фонда для обеспечения сбалансированнос? и регионального бюдже? а по формуле:

ОСФ i=НП i, (4)

если Дср< Д i,

где ОСФi1 — о? числения из с? абилизационного фонда i-го региона в региональный бюдже? для обеспечения его сбалансированнос? и;

HПi — пос? упления о? налога на прибыль в i-м регионе;

Дср — доля пос? уплений о? налога на прибыль в доходах консолидированного бюдже? а субъек? ов РФ;

Д i — доля пос? уплений о? налога на прибыль в доходах бюдже? а iго региона.

При создании в регионе резервного фонда субъек? а РФ (регионального с? абилизационного фонда) порядок его формирования и использования должен ус? анавлива?ься законом субъек? а РФ. Бюдже? ным законода? ельс?вом РФ наложен запре? на определение? акого порядка в законе о региональном бюдже? е, ч? о придае? данным фондам более долгосрочный харак? ер и указывае? на? о, ч? о средс? ва предназначены для использования в будущем, а не в данном бюдже? ном году Сухарев А. Н. Региональные с? абилизационные фонды в России//Вопросы экономики. — 2011. — С.76.

Подводя и? ог по 1 главе, можно прий? и к заключению о? ом, ч? о Фонд способс? вуе? с? абильнос?и экономического разви? ия с? раны, являе? ся одним из основных инс? румен?ов связывания излишней ликвиднос? и, уменьшае? инфляционное давление, снижае? зависимос? ь национальной экономики о? неблагоприя? ных колебаний пос? уплений о? экспор? а сырьевых? оваров, а значи? создание С? абилизационного фонда было наилучшим экономическим решением.

Глава 2. Анализ формирования и использования средс? в С? абилизационного фонда РФ

2.1 С? абилизационные фонды регионов и республик Резервные фонды субъек? ов РФ созданы в Республике Ал? ай, Республике Башкор? ос?ан, Республике Дагес? ан, Пермском крае, Красноярском крае, Мурманской, Новосибирской, Кемеровской, Сахалинской, ?юменской, Ирку? ской облас? ях. Роль резервных фондов субъек? ов РФ рамках реализации циклической финансовой сбалансированнос? и региональных бюдже? ов пос? епенно буде? возрас? а?ь, а средс? ва фондов увелича? предложение инвес? иционных ресурсов в регионах и в российской экономике в целом. Рассмо? рим, как происходи? данный процесс непосредс? венно в регионах.

В соо? ве?с?вии с законом Республики Ал? ай о? 27.42 009 № 12-P3 «О внесении изменений в закон Республики Ал? ай „О бюдже? ном процессе s Республике Ал? ай“ был создан Резервный Фонд Республики Ал? ай. Данный фонд должен формирова? ься в сос? аве бюдже? ных ассигнований и о? ража?ься в ведомс? венной с? рук?уре республиканского бюдже? а. Размер фонда определяе? ся в виде разницы между значениями прогнозных показа? елей доходов по налогам на прибыль, имущес? во организаций и доходов физических лиц, рассчи? анных на основе двух вариан? ов прогноза социально-экономического разви? ия республики. Использование средс? в фонда може? производи? ься ?олько на основе закона о республиканском бюдже? е в? ом случае, если оценка ожидаемого пос? упления налогов на прибыль, имущес? ва организации и доходов физических лиц буде? больше минимальных значений прогнозных показа? елей ?ех же доходов на? екущий бюдже? ный год, рассчи? анных на основе вариан? ов прогноза социально-экономического разви? ия Республики Ал? ай. При э? ом оценка ожидаемого пос? упления данных налоговых доходов проводи? ся по о? че?у об исполнении республиканского бюдже? а за полугодие и 9 месяцев? екущего года».

Положения о резервном фонде Республики Башкор? ос?ан были в введены законом Республики в 2010 г. Обозначено, ч? о Резервный фонд Республики Башкор? ос?ан може? формирова? ься за сче?:

1) ос? а?ков средс? в на сче? ах по уче? у средс? в бюдже? а республики, не имеющих целевого назначения;

2) доходов о? управления средс? вами Резервного фонда Республики Башкор? ос?ан;

3)добровольных взносов, пожер? вований физических и юридических лиц.

Средс?ва фонда использую? ся в порядке, ко? орый ус? ановлен для исполнения бюдже? а республики. Их направляю? на финансовое обеспечение расходных обяза? ельс?в в ходе исполнения республиканского бюдже? а без внесения изменений в закон о бюдже? е. Средс? ва резервного фонда могу? размеша? ься на банковских депози? ах.

Резервный фонд в Республике Дагес? ан создан на основе закона Республики о? 09.10.2009 № 58 «О внесении изменений в Закон Республики Дагес? ан «О бюдже? ном процессе и межбюдже? ных в о? ношениях в Республике Дагес? ан». Резервный фонд сформирован в расходной час? и республиканского бюдже? а. Э? о час? ь средс? в республиканского бюдже? а, предназначенных для исполнения расходных обяза? ельс?в Республики Дагес? ан в случае недос? а?очнос?и доходов республиканского бюдже? а для финансового обеспечения расходных обяза? ельс?в. Размер резервного фонда у? верждае?ся законом о республиканском бюдже? е на очередной финансовый год и плановый период.

Формирование фонда должно производи? ься за сче? доходов республиканского бюдже? а и ис? очников финансирования его дефици? а. В случае недос? а?очнос?и доходов средс? ва Резервного фонда должны использова? ься пу? ем направления на исполнение расходных обяза? ельс?в, предусмо? ренных в сводной бюдже? ной росписи бюдже? а на? екущий финансовый год.

При э? ом ус? ановлено, ч? о в первую очередь средс? ва резервного фонда должны направля? ься на опла? у ?руда рабо? ников бюдже? ных учреждений, предос? авление межбюдже? ных ?рансфер?ов мес? ным бюдже? ам, исполнение публичных норма? ивных обяза? ельс?в. Решение об использовании средс? в фонда должно принима? ься прави? ельс?вом Республики Дагес? ан по согласованию с президен? ом Дагес? ана.

Законом Пермского края о? 01.07.2009 № 441-ПК были внесены изменения и дополнения в краевой закон «О бюдже? ном процессе в Пермском крае» о создании Резервного фонда Пермского края. Фонд должен формирова? ься за сче? час? и средс? в на сче? е краевого бюдже? а на начало года и не имеющих целевого назначения. Ис? очником формирования фонда могу? бы? ь пос? упления налоговых и неналоговых доходов сверх у? вержденного бюдже? а и сокращение расходов бюдже? а Пермского края? екущего финансового года. Размер фонда должен ус? анавлива?ься законом о бюдже? е в абсолю? ном размере до 5 млрд руб.

В 2009 г. прави? ельс?во Красноярского края внесло в Законода? ельное собрание проек? закона «О внесении изменений в Закон края «О бюдже? ном процессе в Красноярском крае», предусма? ривающий создание Резервного фонда Красноярского края. В дальнейшем планируе? ся приня? ие специального краевого закона, призванного урегулирова? ь размер фонда, ис? очники и порядок его формирования и использования.

Закон о резервном фонде Мурманской облас? и приня? Мурманской облас? ной Думой 03.12.2009. Резервный фонд сформирован в сос? аве расходной час? и облас? ного бюдже? а и подлежи? обособленному уче? у. Фонд должен формирова? ься в ходе исполнения облас? ного бюдже? а за сче? налоговых и неналоговых доходов облас? ного бюдже? а в размере 50% о? полученных сверх сумм, у? вержденных законом об облас? ном бюдже? е на очередной финансовый год и плановый период, по следующим видам доходов: налог на прибыль организаций; ш? рафы, санкции, админис? ра?ивные пла? ежи, пос? упившие в резуль? а?е приня? ия мер гражданско-правового харак? ера, государс? венные пошлины. А? акже за сче? ис? очников финансирования дефици? а облас? ного бюдже? а. Размер фонда ус? анавливае?ся облас? ным законом об облас? ном бюдже? е на очередной финансовый год и плановый период. Средс? ва резервного фонда должны направля? ься на исполнение расходных обяза? ельс?в, предусмо? ренных законами Мурманской облас? и, норма? ивными правовыми ак? ами прави? ельс?ва Мурманской облас? и, в случае недос? а?очнос?и доходов облас? ного бюдже? а Лепесин М. В. Как разумно использова? ь средс? ва С? абфонда. // Ма? ериалы международной научной конференции на? ему: «Проблемы ?рансформации современной российской экономики: ?еория и прак? ика организации и обеспечения управления». — М.: ИНИОН РАН, 2009. -С.76.

Средс?ва фонда могу? направля? ься на исполнение в следующих расходных обяза? ельс?в:

1) инвес? иционные проек? ы;

2) предос? авление государс? венной поддержки предприя? иям и организациям, находящимся на с? ерри?ории облас? и;

3) предос? авление межбюдже? ных ?рансфер?ов мес? ным бюдже? ам облас? и;

4)исполнение публичных обяза? ельс?в и публичных норма? ивных обяза? ельс?в. Порядок расходования средс? в фонда ус? анавливае? облас? ное и прави? ельс?во.

Резервный фонд Новосибирской облас? и был создан законом облас? и о? 06.06.2009 № 346−03 «О внесении изменений и дополнений в облас? ной закон о бюдже? ном ус? ройс?ве и бюдже? ном процессе в Новосибирской облас? и». В соо? ве?с?вии с бюдже? ным законода? ельс?вом облас? и Резервный фонд Новосибирской облас? и предс? авляе? собой час? ь средс? в облас? ного бюдже? а, предназначенную для исполнения расходных обяза? ельс?в облас? и в случае недос? а?очнос?и доходов облас? ного бюдже? а для финансового обеспечения расходных обяза? ельс?в. Порядок формирования и использования средс? в фонда должен ус? анавлива?ься облас? ным законом.

Облас?ной закон о? 15.07.2009 N 90−03 «О Резервном фонде Кемеровской облас? и» был приня? Сове? ом народных депу? а?ов Кемеровской облас? и. Он ус? ановил порядок формирования и использования средс? в фонда в условиях финансово-экономического кризиса. Фонд сформирован в сос? аве расходной час? и облас? ного бюдже? а, а его размер должен у? вержда?ься законом об облас? ном бюдже? е. Фонд формируе? ся за сче? доходов облас? ного бюдже? а ис? очников финансирования дефици? а бюдже? а. Ус? ановлено, ч? о в случае недос? а?очнос?и доходов облас? ного бюдже? а средс? ва Резервного фонда должны использова? ься пу? ем направления на исполнение расходных обяза? ельс?в, предусмо? ренных законом Кемеровской облас? и об облас? ном бюдже? е на очередной финансовый год и плановый период, ?ребующих незамедли? ельного решения Средс? ва резервного фонда должны направля? ься, в? ом числе на исполнение следующих расходных обяза? ельс?в: опла? а ?руда рабо? ников бюдже? ных учреждений; предос? авление межбюдже? ных ?рансфер?ов мес? ным бюдже? ам на софинансирование расходов; исполнение публичных обяза? ельс?в и публичных норма? ивных обяза? ельс?в, в? ом числе предос? авление государс? венной поддержки предприя? иям и организациям, находящимся на? ерри?ории Кемеровской облас? и, в условиях финансово-экономического кризиса; исполнение иных социальных и экономически значимых расходных обяза? ельс?в облас? и.

Облас?ной закон о? 19.02.2009 № 10−03 «О резервном фонде Сахалинской облас? и» был приня? Сахалинской облас? ной думой. Резервный фонд предс? авляе? собой час? ь средс? в облас? ного бюдже? а, предназначенную для исполнения расходных обяза? ельс?в Сахалинской облас? и в случае недос? а?очнос?и доходов облас? ного бюдже? а для финансового обеспечения расходных обяза? ельс?в. Фонд должен формирова? ься за сче? доходов облас? ного бюдже? а и ис? очников финансирования облас? ного бюдже? а, а его размер ус? анавливае?ся законом об облас? ном бюдже? е. В случае недос? а?очнос?и доходов облас? ного бюдже? а средс? ва резервного фонда должны использова? ься пу? ем направления их на исполнение расходных обяза? ельс?в, предусмо? ренных в сводной бюдже? ной росписи облас? ного бюдже? а на? екущий финансовый год. При э? ом в первую очередь средс? ва фонда должны направля? ь на выпла? у зарабо? ной пла? ы рабо? ников бюдже? ных учреждений, опла? у жилищно-коммунальных услуг, оказываемых облас? ным бюдже? ным учреждениям, предос? авление субвенций мес? ным бюдже? ам, предос? авление субсидий мес? ным бюдже? ам на софинасирование расходов, связанных с опла? ой ?руда рабо? никам муниципальных бюдже? ных учреждений и исполнение публичных норма? ивных обяза? ельс?в.

Средс?ва фонда направляю? ся финансовым органом облас? и на расходы в процессе исполнения облас? ного бюдже? а пу? ем снижения планового ос? а?ка его средс? в.

Резервный фонд Тюменской облас? и был учрежден облас? ным законом о? 24.09.2009 № 1621 «О внесении изменений в Закон? юменской облас? и «О бюдже? ном процессе в Тюменской облас? и». Резервный фонд был сформирован в сос? аве расходов бюдже? а, в качес? ве ис? очников его образования определены собс? венные доходы облас? ного бюдже? а. Размер фонда должен у? вержда?ься законом об облас? ном бюдже? е. Средс? ва фонда направляю? ся на исполнение расходных обяза? ельс?в ?юменской облас? и в случае недос? а?очнос?и доходов облас? ного бюдже? а для их финансового обеспечения. Средс? ва резервного фонда направляю? ся финансовым органом облас? и в процессе исполнения облас? ного бюдже? а пу? ем снижения планового ос? а?ка средс? в Резервного фонда? юменской облас? и Резервный фонд Ирку? ской облас? и може? формирова? ься за сче? сверхплановых доходов регионального бюдже? а, а? акже ос? а?ка бюдже? ный средс? в бюдже? а на начало очередного бюдже? ного года. Зачисление средс? в в фонд производи? ся после финансового обеспечения дефици? а регионального бюдже? а. Расходование средс? в фонда должно производи? ься на исполнение расходных обяза? ельс?в субъек? а РФ в случае недос? а?очнос?и доходов облас? ного бюдже? а. Параме? ры резервного фонда ус? анавливаю?ся в законе об облас? ном бюдже? е Региональные фонды субъек? ов РФ буду? развива? ься и в перспек? иве смогу? аккумулирова? ь значи? ельный объем финансовых ресурсов и яви? ься дополни? ельным ис? очником предложения инвес? иционных ресурсов в экономике. В нас? оящее время бюдже? ное законода? ельс?во разрешае? региональным влас? ям размеша? ь ос? а?ки средс? в бюдже? ов, включая средс? ва региональных фондов, на банковских сче? ах с целью получения инвес? иционного дохода. Муниципальные образования? акого права не имею?. Э? о связано, прежде всего, с общей дефици? нос?ью их бюдже? ов, ко? орая не дозволяе? проводи? ь поли? ику сбережения в целях циклической сбалансированнос? и мес? ных бюдже? ов. Кроме? ого, сущес? вуе? опаснос? ь коррупционной сос? авляющей в случае предос? авления возможнос? и муниципальным образованиям временно размеща? ь бюдже? ные средс? ва вне единого сче? по уче? у средс? в муниципального бюдже? а. Кон? роль за размещением средс? в региональных бюдже? ов осущес? ви?ь проще в силу? ого, ч? о число? аких бюдже? ов не с? оль значи? ельно (83 — по числу субъек? ов РФ), а количес? во бюдже? ов муниципальных образований в России к 2010 г. выросло до 30 540.

Региональные резервные фонды с? абилизационного ?ипа созданы и в других с? ранах. В ш? а?е Аляска (США) в 1976 г. сформирован Пос? оянный фонд Аляски (Alaska Permanent Fund), выполняющий роль циклической сбалансированнос? и бюдже? а ш? а?а. Необходимос? ь ?акого фонда связана с колебанием цен на неф? ь и влиянием э? ого процесса на доходы ш? а?а. В провинции Альбер? а (Канада) ?акже имею? ся резервные фонды с? абилизационного ?ипа, управление ко? орыми передано созданной в 2007 г. государс? венной Корпорации управления капи? аловложениями (Alberta Investment Management Corporation, AIMCo).

Пока бюдже? ное законода? ельс?во РФ не предусма? ривае? формирования резервных фондов бюдже? ной сбалансированнос? и на уровне муниципальных образований. Вмес? е с? ем, по мнению ав? ора, муниципальные образования обладаю? возможнос? ью, хо? я и ограниченно, реализовыва? ь поли? ику ан? ициклической сбалансированнос? и бюдже? ов. Главная роль при э? ом може? о? води?ься использованию ос? а?ков бюдже? ных средс? в. Ос? а?ки бюдже? ных средс? в предс? авляю? собой финансовые ресурсы, ко? орые образовываю? ся на начало нового бюдже? ного года. После завершения операций по приня? ым бюдже? ным обяза? ельс?вам закончившегося бюдже? ного года ос? а?ок средс? в на сче? е мес? ного бюдже? а подлежи? уче? у как ос? а?ок средс? в на начало нового бюдже? ного года. ?акие ос? а?ки могу? образовыва? ься вследс? вие дополни? ельно полученных доходов над запланированной величиной и не использованных в? ом же году, а? акже благодаря экономии в расходах. В соо? ве?с?вии с бюдже? ным законода? ельс?вом РФ изменение ос? а?ков средс? в на сче? ах по уче? у бюдже? а рассма? ривае?ся как один из ис? очников финансирования его дефици? а. В условиях сдерживания бюдже? ных расходов о? необоснованно быс? рого рос? а, при благоприя? ной экономической конъюнк? уре на? ерри?ории муниципального образования мес? ный бюдже? буде? получа? ь превышение доходов над расходами, ч? о приведе? к увеличению ос? а?ков бюдже? ных средс? в.

Ос?а?ки бюдже? ных средс? в можно рассма? рива?ь как возможный финансовый резерв сбалансированнос? и мес? ного бюдже? а, ко? орый може? переходи? ь на следующий год и бы? ь использован при снижении бюдже? ных доходов при неблагоприя? ной экономической конъюнк? уре на? ерри?ории муниципального образования, в регионе или в национальной и мировой экономике.

Следуе? обра? и?ь внимание на? о, ч? о бюдже? ное законода? ельс?во РФ разрешае? у? вержда?ь мес? ные бюдже? ы при дефици? е, сверх ус? ановленного верхнего предела в 10% о? у? вержденного общего годового объема доходов бюдже? а без уче? а объема безвозмездных пос? уплений и пос? уплений налоговых доходов по дополни? ельным норма? ивам о? числений, в случае использования на его финансирование ос? а?ков бюдже? ных средс? в. ?аким образом, переходящие ос? а?ки бюдже? ных средс? в на сче? е по уче? у средс? в мес? ного бюдже? а можно рассма? рива?ь в качес? ве муниципальных резервов, носящих по своей финансовой сущнос? и бесфондовый харак? ер.

Недос?а?ками бесфондового способа формирования финансовых резервов бюдже? а являю? ся:

-«с?ихийный» харак? ер формирования размера резервов, о? су?с?вие обоснованного расче? а величины средс? в, подлежащих сбережению;

— невозможнос? ь реализации более полной и эффек? ивной ан? ициклической финансовой поли? ики муниципального образования.

Кроме данных недос? а?ков, аккумулирование бюдже? ных ос? а?ков на сче? е по уче? у средс? в мес? ного бюдже? а в Федеральном казначейс? ве, о? кры?ом в Банке России, оборачивае? ся о? су?с?вием процен? ного дохода и обесценением средс? в вследс? вие инфляции Лепесин М. В. Как разумно использова? ь средс? ва С? абфонда. // Ма? ериалы международной научной конференции на? ему: «Проблемы ?рансформации современной российской экономики: ?еория и прак? ика организации и обеспечения управления». — М.: ИНИОН РАН, 2009. — С. 80.

2.2 Направления разви? ия с? абилизационных фондов

Преимущес?венно сырьевое направление разви? ия макроэкономики России в период перехода к рыночной экономике привело к необходимос? и в качес? ве одного из основных макропоказа? елей ус? анавлива?ь базовую цену на неф? ь, при ко? орой соблюдае? ся баланс государс? венного бюдже? а.

Получи?ь дос? оверный прогноз динамики цен на неф? ь дос? а?очно сложно. Например, цены на неф? ь Brent Crude Oil с 1.01.2004 г. (да?ы создания с? абилизационного фонда в России) по 18.05.2012 г. колебались следующим образом (?абл. 1).

Таблица 1 Цены на неф? ь Brent Crude Oil с 1.01.2004 г. по 1.01.2013г.

Да?а

Показа?ель

1.01.2004

33,01

1.01.2005

45,87

1.01.2006

65,43

1.01.2007

57,21

1.01.2008

91,96

1.07.2008

44,98

1.01.2009

45,93

1.01.2010

71,18

1.01.2011

100,58

1.01.2012

123,05

1.01.2013

106,73

Как показывае? с? а?ис?ика, общая? енденция рос? а цен на неф? ь о? ображае? уменьшение предложения на рынке в связи с ис? ощением запасов неф? и. Но цикличнос? ь рыночной экономики вноси? коррек? ивы в э? у ?енденцию, ко? орые ярко о? разились в период глобального кризиса 2008;2009 г. г., когда цена на неф? ь перед началом кризиса поднялась до максимума, а за? ем резко снизилась до уровня 2005 г. Пос? кризисный период 2010;2012 гг. харак? еризуе?ся колебаниями цен на неф? ь ?о в с? орону увеличения, ?о в с? орону снижения, при э? ом ампли? уда и час? о?а э? их колебаний дос? а?очно велики и? рудно прогнозируемы.

Риски непрогнозируемого снижения цен слишком велики для макроэкономики России, поэ? ому создание с? абилизационного фонда с? ало необходимым условием снижения риска падения цен на неф? ь и обеспечения сбалансированнос? и государс? венного бюдже? а. Возможным условием создания с? абилизационного фонда в предкризисные годы было значи? ельное превышение рыночных цен на неф? ь над базовыми, обеспечивающими сбалансированнос? ь бюдже? а. Создание с? абилизационного фонда явилось следс? вием совпадения необходимых и возможных условий его создания.

Для ?ого, ч? обы с? абилизационный фонд успешно реализовал цель его создания, перед экономической наукой с? ал вопрос, как его оп? имально использова? ь. На основе анали? ических исследований экономис? ов была создана правовая основа создания и использования с? абилизационного фонда.

Был определен ис? очник пополнения фонда — доля? аможенной пошлины и налога на добычу неф? и, превышающая размеры э? их пос? уплений в бюдже? при базовой цене на неф? ь, в дальнейшем, при передаче функций с? абилизационного фонда резервному фонду, э? а норма распрос? ранилась на природный газ. Максимальный риск снижения цен на неф? ь оценивался в 500 млрд руб., поэ? ому ?акая сумма должна была сохраня? ься в резерве фонда. При накоплении в фонде суммы средс? в, превышающей э? о? резерв, федеральный бюдже? в законода? ельном порядке распределял ос? авшуюся час? ь фонда.

Например, в 2005 г. средс? ва фонда, превышающие резервную час? ь, были направлены на досрочное погашение долга МВФ, с? ранам Парижского клуба и Внешэкономбанку, а? акже на покры? ие дефици? а бюдже? а Пенсионного Фонда РФ. Эффек? ивнос?ь э? их расходов не вызывала сомнений экономис? ов. Но Прави? ельс?во РФ наделялось правом по своему усмо? рению размеща? ь резерв фонда в ценные бумаги инос? ранных государс? в и выбира? ь с? рук?уру фонда в международных валю? ах.

Прави?ельс?во избрало вариан? размещения резерва фонда в долговые обяза? ельс?ва ряда государс? в со сроком погашения о? 0,25 до 3 ле?, а валю? ную с? рук?ура ус? ановила в соо? ношении: доллар США, евро, фун? с? ерлингов 45%: 45%: 10%. Информация для размышления: неко? орые исследова? ели обра? или внимание, ч? о перечень с? ран, ко? орые избрало Прави? ельс?во РФ для покупки долговых обяза? ельс?в, в переводе на английский язык расположен в порядке английского алфави? а (Austria, Belgium, Finland, France, Germany, Greece, Ireland, Italy, Luxembourg, Netherlands, Portugal, Spain, United Kingdom Great Britain, USA).

В 2007 г. Россия вошла в восьмерку с? ран с наибольшим инвес? иционным фондом в мире. К началу кризисного 2008 г. размер с? абилизационного фонда России дос? иг размера 3,85 ?рлн. руб., но в экономику РФ средс? ва с? абилизационного фонда не направлялись В начале 2008 г. с? абилизационный фонд разделён на Резервный и Фонд национального благосос? ояния, среди ко? орых был распределен с? абилизационный фонд. 1 мая 2012 г. размер э? их фондов соо? ве?с?венно сос? авил 1 82? рлн. руб. и 2,62 ?рлн. руб. Резервному фонду прак? ически были переданы функции с? абилизационного фонда, но его максимальный размер был ограничен 10% ВВП. В 2008 г. он сос? авлял 6,1% ВВП, в 2009 г. 5,5%, в 2010 г. 4,5%, в последующие годы 3,7%.

Федеральный бюдже? на 2012—2014 годы балансируе? ся, исходя из базовой цены на неф? ь, на 10−15% ниже прогнозируемой рыночной, ко? орая по расче? ам Прави? ельс?ва РФ принимае? ся равной 100 $ в 2012 г., 97 $ в 2013 г. и 101 $ в 2014 г. Прогнозы всемирного банка несколько о? личаю?ся о? прогнозов Прави? ельс?ва РФ. Резервный фонд должен воспрепя? с?вова?ь с? агнации и дес? абилизации экономики при самом пессимис? ичном прогнозе падения цен на неф? ь до 60 $ за баррель. Прави? ельс?во исходи? из более оп? имис?ичного прогноза, ко? орый позволяе? расходова? ь средс? ва резервного фонда на погашение внешних долгов до начала 2014 г. Экономис? ы счи? аю?, ч? о для ней? рализации ?аких последс? вий, как обрушение цен на неф? ь в конце 2008 г., размер резервного фонда должен сос? авля?ь 7% ВВП, учи? ывая ?о обс? оя?ельс?во, ч? о доля неф? егазовых доходов в федеральном бюдже? е в 2011 г. возросла поч? и до 50% Лепесин М. В. Возможные пу? и использования С? абфонда// Ма? ериалы международной научной конференции на? ему: «С?рук?урные преобразования в экономике: переход на инновационный пу? ь разви? ия», час? ь 2. — М.: Изда? ельс?во МГУ «?ЕИС», 2010. — С.56.

Проведенные исследования во 2 главе указываю? на высокую макроэкономическую эффек? ивнос?ь использования средс? в с? абилизационного фонда на цели расширения основного капи? ала в о? ечес?венной экономике. Также можно сдела? ь вывод о? ом, ч? о региональные с? абилизационные фонды (резервные фонды субъек? ов РФ) должны повыси? ь долгосрочную ус? ойчивос?ь региональных финансов и сформирова? ь о? ве?с?венную финансовую поли? ику на уровне региональных влас? ей, направленную на дос? ижение сбалансированнос? и бюдже? ов в условиях цикличнос? и экономики. Э? о еще раз под? верждае? необходимос? ь поиска рациональных правил расходования средс? в фонда.

Заключение

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы.

Многие страны в определенный момент своего развития пришли к неизбежной необходимости создания таких фондов в том или ином виде. Единого подхода к данной проблематике не существует ввиду специфики конкретных условий экономики страны, конъюнктуры внешнего рынка, законодательной базы суверенного государства, его политического устройства и т. д.

Общей предпосылкой для создания Стабилизационного фонда РФ является высокая зависимость российской экономики и финансовой системы от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ меры по диверсификации структуры экономики, ее высокая инерционность не позволяет рассчитывать на кардинальное изменение ситуации в ближайшие пять-семь лет. Как следствие, основные бюджетные и макроэкономические параметры в значительной степени по-прежнему зависят от неустойчивой и труднопрогнозируемой внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего динамики мировых цен на нефть.

Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не является альтернативой качественному управлению государственными финансами, а успешность их функционирования во многом зависит от состояния бюджетно-финансовой дисциплины. Экономическая стабилизация будет эффективной в том случае, если создание указанных фондов приводит к снижению зависимости расходов бюджета от цен на нефть или другое сырье. Расходы бюджета должны опираться на доходы национальной экономики, не обусловленные конъюнктурным повышением цен на мировых рынках.

Следует уточнить размер базового объема Резервного Фонда. Необходимо иметь в виду, что расходы бюджета с течением времени меняются в номинальном выражении, но остаются относительно стабильными в процентах к ВВП (около 20% ВВП страны). В этой связи целесообразно определять базовый объем фонда не в абсолютном, а в относительном выражении — в процентах к ВВП. По нашим расчетам оптимальный размер базового объема Резервного фонда может составить 10% от ВВП страны.

Управление средствами Стабилизационного фонда РФ связано с рядом проблем, решение которых напрямую зависит от эффективности механизмов его формирования и использования. Во-первых, это законодательные ограничения перечня активов, в которые разрешено инвестировать средства. Во-вторых, нерешительность финансовых властей, которая присутствовала вплоть до недавнего времени в отношении целей и задач, стоящих перед Стабилизационным фондом РФ. В-третьих, практически основательно не обсуждался вопрос об инвестиционном использовании средств Фонда на внутренние нужды национальной экономики со ссылкой на то, что мировой опыт свидетельствует, что данный перечень функций не может существовать в рамках всего одного фонда.

В целом, анализ социально-экономической ситуации в России показывает, что создание Стабилизационного фонда РФ является оправданным, так как направлено на решение стратегической задачи стабилизации государственных финансов и денежно-кредитной системы России. Однако в современных условиях перед Правительством РФ по-прежнему стоит первостепенная задача выбора такой стратегии управления, которая обеспечила бы максимальную отдачу от накопленных в Стабилизационном фонде РФ средств при разумном уровне риска. Вместе с тем с учетом уроков финансового кризиса в настоящее время имеются возможности устранения недостатков в планирования и использования средств Стабилизационного фонда РФ.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 N° 145-ФЗ.

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010; 2012 гг. от 25.05.2009.

3. Золотарева А. Перспективы создания стабилизационного фонда в РФ. М.: Институт экономики переходного периода. 2010.

4. Лепесин М. В. Инвестиционный потенциал стабилизационного фонда. // М.: Труд и социальные отношения. — 2010. — № 10 (52).

5. Лепесин М. В. Как разумно использовать средства Стабфонда. // Материалы международной научной конференции на тему: «Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления». — М.: ИНИОН РАН, 2009.

6. Лепесин М. В. Возможные пути использования Стабфонда// Материалы международной научной конференции на тему: «Структурные преобразования в экономике: переход на инновационный путь развития», часть 2. — М.: Издательство МГУ «ТЕИС», 2010.

7. Лепесин М. В. Зарубежный опыт формирования и использования стабилизационных финансовых фондов. // Сборник научных трудов студентов, преподавателей, соискателей и аспирантов — участников научной конференции на тему: «Интеграция России в мировую экономику». — М.: Издательский дом «АТиСО», 2010. — С. 17−26.

8. Макроэкономика / Под ред. В. Е. Рыбалкина. Изд. б-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. — 388с.

9. Паньков В. С. Экономическая теория. — Ярославль, ООО «Издательский дом «Верхняя Волга». — 2012. 368 с.

10. Поляков В. В. Мировая экономика и международный бизнес. — М.: КНОРУС, 2012. — 618с.

11. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2012. — 364с.

12. Сухарев А. Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. 2013. № 17.

13. Сухарев А. Н. Региональные стабилизационные фонды в России//Вопросы экономики. — 2011. — С.70−76.

14. Кудров В. М. Макроэкономика. — Издательство БЕК, 2012. — 422с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой