Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Промышленные кластеры и переход к новому технологическому укладу: исторический аспект и перспективные тенденции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в России переход к новому технологическому укладу сопряжен с определенными трудностями. Системный анализ исторических этапов преобразований экономики России позволяет сделать вывод, что развитие ее промышленного сектора соответствовало траектории развития лидирующих стран, но со значительным запозданием вхождения в новый технологический уклад. В дореволюционный период уровень производства… Читать ещё >

Промышленные кластеры и переход к новому технологическому укладу: исторический аспект и перспективные тенденции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ современных экономических и цивилизационных процессов происходящих в мировой экономики позволяет выделить тенденции, свидетельствующие о развитии мировой экономической интеграции и происходящих качественных изменениях в формах организации процессов производства новых видов продукции. На направления развития научно-технического прогресса, результатом которого является формирование экономики основанной на знаниях, сопровождающееся появлением новых форм организации производства, новых продуктов и технологий влияет смена технологического уклада.

Технологический уровень развития передовых стран в последние четыре десятилетия относился к пятому технологическому укладу, ядро которого составляли электроника и вычислительная техника, телекоммуникации, роботостроение, информационные услуги. Технологическое лидерство в рамках данного уклада принадлежит Японии, США, Германии, Швеции и другим странам ЕС. Современный этап развития мировой экономики связан с переходом к шестому технологическому укладу, основанному на внедрении компьютерных технологий во все стадии воспроизводственного процесса и на развитии нано — и биотехнологий.

Основными направлениями нового технологического уклада станут:

  • · биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии,
  • · нанотехнологии,
  • · системы искусственного интеллекта,
  • · глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы.

Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки.

Вместе с отраслями ядра нового технологического уклада быстро растущими сферами применения нанотехнологий станут его несущие отрасли. В их числе останутся несущие отрасли предшествующего пятого технологического уклада: электротехническая, авиационная, ракетно-космическая, атомная отрасли промышленности, приборостроение, станкостроение, образование, связь. Благодаря появлению наноматериалов, в число несущих отраслей нового технологического уклада также войдут: химико-металлургический комплекс, строительство, судои автомобилестроение.

Однако в России переход к новому технологическому укладу сопряжен с определенными трудностями. Системный анализ исторических этапов преобразований экономики России позволяет сделать вывод, что развитие ее промышленного сектора соответствовало траектории развития лидирующих стран, но со значительным запозданием вхождения в новый технологический уклад. В дореволюционный период уровень производства промышленной продукции соответствовал уровню передовых промышленно-развитых государств. Однако этот период характеризуется неравномерностью размещения промышленность в нашей стране. Капиталистическая Россия выделялась резким несоответствием в степени индустриальной освоенности европейской части и восточных районов. Так, Северо-Западный, Центральный и Южный районы давали около 77% всей продукции, тогда, как на долю Сибири с ее богатыми сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами приходилось только 2% промышленного производства страны. Восточные районы вместе с Уралом не давали и 10% валовой продукции.

Нерациональность размещения промышленного производства углублялась технико-экономической зависимостью России от иностранного капитала, освоение которого приходилось на природные ресурсы, эксплуатация которых давала наиболее высокие прибыли. Основополагающим принципом капиталистического размещения производительных сил была погоня за наибольшей прибылью.

Начало изменений в размещении промышленности относится к восстановительному периоду и работам по осуществлению на практике основных принципов первого перспективного плана развития и электрификации народного хозяйства страны, известный как план ГОЭЛРО [1]:

  • · техническое перевооружение всех отраслей хозяйства на базе электрической энергии;
  • · преимущественный рост тяжелой промышленности;
  • · опережающий рост электроэнергетического хозяйства;
  • · строительство крупных современных электрических станций;
  • · использование местных топливных ресурсов и водных ресурсов;
  • · строительство высоковольтных линий передачи;
  • · рациональное размещение электрического хозяйства

Результатом выполнения указанных принципов являлась коренная реконструкция на базе электрификации всех отраслей народного хозяйства страны и преимущественно рост тяжёлой промышленности, рациональное размещение промышленности по всей территории страны.

Наиболее крупные по масштабам и охвату территорий изменения в размещении промышленности были обусловлены социалистической индустриализацией страны, при которой размещение промышленности протекает в соответствии с законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства и подчинено требованиям его подъёма в различных районах страны. В годы довоенных пятилеток определилось основное направление сдвигов, связанное с вовлечением в промышленный оборот богатейших сырьевых и топливно-энергетических ресурсов восточных районов.

В послевоенные годы Советское правительство уделяло большое внимание вопросам размещения социалистического производства и комплексному развитию хозяйства экономических районов СССР, что позволило коренным образом изменить размещение промышленности по территории страны, добиться расцвета хозяйства и культуры, крайне отсталых в прошлом национальных окраин и подтягивания их в экономическом отношении к уровню наиболее развитых районов. В советский период индустриализация и военная политика обеспечили СССР статус мирового лидера в отраслях военно-промышленного комплекса.

Однако сложившиеся в советский период механизмы управления хозяйственной деятельностью страны, в основу которых был положен отраслевой подход, и образовавшаяся в результате топливно-сырьевая ориентация производства, приоритетность военно-промышленного комплекса явились одними из внутренних факторов, обусловивших глубокий кризис экономики России в конце ХХ века. Наибольший урон понесли отрасли, критически важные для развития страны и жизнеобеспечения населения, — машиностроение и высокотехнологичные производства, фактически остановилась текстильная промышленность. Падение производства резко снизило спрос на научные исследования и разработки. Негативные тенденции усугубились на фоне спада в инвестиционной сфере.

Оживление производства и макроэкономическая стабилизация, последовавшие вслед за дефолтом в августе 1998 года и финансовым кризисом 2008 года, не решили самых острых и сложных противоречий российской экономики. Несмотря на относительно высокие темпы роста на протяжении последних лет, структура экономики России остается ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов, высокая зависимость от мировых цен на энергоресурсы вызывает значительную восприимчивость к финансово-экономической ситуации в развитых странах.

В настоящее время развитие промышленности России в значительной степени отстает от промышленности развитых стран. Это объясняется тем, что в стране практически отсутствуют отрасли, формирующие 6-й технологический уклад (таблица 1). Доля технологий 5-го уклада в объеме промышленной продукции составляет около 5%, 4-го — около 30%, третьего — свыше 60%.

Таблица 1. Объем промышленной продукции по видам экономической деятельности [2]

Виды экономической деятельности.

Номер уклада.

Млрд. руб.

%.

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых.

19,79.

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических.

2,71.

Производство пищевых продуктов.

11,57.

Текстильное и швейное производство, производство обуви.

0,65.

Обработка древесины и производство изделий из дерева.

0,92.

Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность.

2,13.

Производство кокса и нефтепродуктов.

3−4.

12,62.

Химическое производство.

3−4.

5,10.

Производство резиновых и пластмассовых изделий.

1,73.

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов.

2,92.

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.

3−4.

12,16.

Производство машин и оборудования.

3,40.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

3,74.

Производство транспортных средств и оборудования.

5,96.

Прочие производства.

;

1,50.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

13,10.

Итого.

По мнению российских экспертов, в ближайшие 10 лет в экономике России будет доминировать четвертый технологический уклад (до 2015;2020 гг.), еще имеющий потенциал для развития и совершенствования в отраслях энергетического и электротехнического, химического и нефтяного машиностроения, в станкостроении и в приборостроении. В это же время будут вводиться и наиболее эффективные направления пятого и шестого технологических укладов. Важным условием перехода в шестой технологический уклад является решение ряда важнейших государственных задач в областях науки и технологического развития. К настоящему времени Правительством определены отрасли, требующие наиболее быстрой модернизации и переориентации к новому технологическому укладу[3].

  • 1. Безопасность и противодействие терроризму.
  • 2. Индустрия наносистем.
  • 3. Информационно-телекоммуникационные системы.
  • 4. Науки о жизни.
  • 5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
  • 6. Рациональное природопользование.

Разработан перечень критических технологий, в который включены технологии нано — и биоиндустрии, расширенное воспроизводство которых должно обеспечить в первую очередь экономическую безопасность государства, а во-вторых, обеспечить выход на мировые рынки высокотехнологичной продукции.

Тем не менее, реализации выдвинутых Правительством приоритетов развития в ближайшие годы не достаточно для изменения ситуации в экономике и стране в целом, поскольку для рывка в 6-й технологический уклад необходимо способствовать доведению структуры промышленности до уровня наиболее развитых стран. Для этого необходимо развивать традиционные сектора экономики, обеспечивающие высокий потенциал роста, производительности и спроса на инновации [4]:

  • · машиностроение, включая станкостроение и иное точное машиностроение, транспортное и энергетическое машиностроение, судо-, авиаи автомобилестроение, включая производство комплектующих;
  • · химическую, биотехнологическую промышленность: производство полимеров и композиционных материалов, новых видов топлива, тонкую химию, включая фармацевтическую и косметологическую промышленность
  • · пищевую промышленность: углубление переработки сельскохозяйственного сырья, в первую очередь отечественного;
  • · информационно-коммуникационные технологии, включая приборостроение, электронику, разработку программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования, медицинских приборов;
  • · производство товаров народного потребления и т. п.

Решение указанных задач повлияет на оздоровление экономики и будет способствовать дальнейшему переходу на инновационный путь развития, где инновации играют решающую роль в обеспечении эффективного функционирования социально-экономической сферы.

Для того чтобы перейти на новый этап экономического развития, необходимо ориентироваться на элементы будущего технологического уклада, т. е. на новые «точки роста»: продление активной жизни человека, нано — и биотехнологии, альтернативная энергетика и др., которые стали бы технико-инновационной основой экономического развития на длительный период. Инновационно-технологическое перевооружение отраслей экономики — это основа формирования и реализации стратегии инновационного прорыва, без которого невозможно существование конкурентоспособного государства.

Перспективы инновационного прорыва открываются лишь при внедрении передовых технологий и становлении ключевых направлений постиндустриальных технологических укладов. Существенно повлиять на реализацию имеющихся предпосылок способна активная научно-техническая и структурная политика государства. Создание благоприятных условий для функционирования инновационной сферы может стать наилучшим способом стимулирования инвестиций, которые должны обеспечить условия инновационного развития.

Одним из основных направлений реорганизации отраслевой структуры страны является отказ от традиционной промышленной политики и переходе к новой промышленной политике — кластерной. В связи с этим важнейшим фактором обеспечения успешного функционирования и реализации экономической деятельности в условиях жесткой конкуренции становится взаимодействие между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур — кластеров.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (Утверждена Распоряжением Правительства от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) отмечено, что успех реализации инновационного сценария развития страны будет зависеть от способности государственных органов власти обеспечить условия для дальнейшего совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, присущих постиндустриальному обществу. В число этих условий входит поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций — поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров.

Как правило, кластеры направлены на достижение следующих целей:

  • · повышение конкурентоспособности участников кластера за счёт внедрения новых технологий;
  • · снижение затрат и повышение эффективности соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в логистике, инжиниринге, информационных технологиях, менеджменте качества и т. д.;
  • · обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга;
  • · консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.

Реализация кластерного подхода представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью ассоциации предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества. При этом ключевым условием успешного создания кластеров, представляющих реальное воплощение объективной тенденции интеграции различных организаций, фирм, научных учреждений, является эффективное взаимодействие образования, науки и высокотехнологичной промышленности.

Во многих странах кластерный подход активно используется при формировании и осуществлении национальной промышленной политики. Кластерный подход позволяет еще более эффективно взаимодействовать частному сектору, государственным органам, торговым объединениям, исследовательским и образовательным институтам в инновационном процессе. Кластерный подход служит основой для налаживания долгосрочного сотрудничества между представителями предпринимательской сферы и государства с целью нахождения путей для эффективной реализации существующих инвестиционных возможностей и необходимых мер государственной политики.

Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходит довольно активно и к настоящему моменту сложились определенные направления кластерилизации в мире (таблица 2).

Таблица 2. Направления кластеризации в мире [5]

Направление кластеризации.

Страны.

Электронные технологии и связь, информатика.

Швейцария, Финляндия.

Биотехнологии и биоресурсы.

Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия.

Фармацевтика и косметика.

Дания, Швеция, Франция, Италия, Германия.

Агропроизводство и пищевое производство.

Финляндия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды.

Нефтегазовый комплекс и химия.

Швейцария, Германия, Бельгия.

Машиностроение, электроника.

Нидерланды, Италия, Германия, Норвегия, Ирландия, Швейцарии.

Здравоохранение.

Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды.

Коммуникации и транспорт.

Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Дания, Финляндия, Бельгия.

Энергетика.

Норвегия, Финляндия.

Легкая промышленность.

Швейцария, Австрия, Италия, Швеция, Дания, Финляндия.

Лесобумажный комплекс.

Финляндия.

Эффективность кластерного подхода доказывает анализ интеграционных процессов по созданию кластеров в развитых странах. В Дании в течение трех лет на рубеже 1990;х гг. была проведена оценка перспектив развития сетевых структур в стране. Благодаря исследованиям на основе кластерного подхода были не только выявлены предприятия, отражавшие широкий спектр проблем датской экономики, но и предприняты меры, которые вывели Данию в мировые лидеры по кластеризации экономики, где сегодня функционирует 29 ведущих кластеров.

Кластерный подход в Финляндии для разработки промышленной политики страны в 1991;1993 гг. помог стране преодолеть глубокий экономический кризис: ВВП в 1991 году снизился на 7%, причем объём промышленного производства в том же году уменьшился на 9%, частные вложения в основной капитал — на 23%. Эффективное государственное вмешательство на основе кластерного подхода привело к тому, что во второй половине 1990;х начался бурный рост экономики. В настоящее время лесной, информационный и телекоммуникационный кластеры являются важнейшими для экономики Финляндии, обеспечивая основной объем экспорта. Целлюлозно-бумажные и деревообрабатывающие компании лесного кластера реализуют глобальную стратегию развития, активно приобретая компании за рубежом, и имеют один из самых высоких уровней производительности труда в промышленности как внутри страны, так и в мире. интеграция технологический уклад компьютерный Одним из примеров кластерного подхода в США является создание промышленной инфраструктуры посредством формирования кластера в сельскохозяйственном регионе штата Канзас, где в 2002 г. по заказу губернатора, под руководством М. Портера было проведено исследование состояния и перспектив развития экономики штата. В результате этого исследования в штате Канзас был выделен и изучен 41 кластер, что в дальнейшем способствовало стимулированию и развитию инновационных отраслей экономики и взаимодействию с научными и учебными учреждениями, коммерциализации технологий и инноваций, созданию рабочих мест.

Другими примерами успешной реализации кластерной политики инновационных кластеров можно назвать деревообрабатывающий кластер в Монтане, «Силиконовую долину» и кластер виноделия в Калифорнии и др.

Таким образом, опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что по своему потенциалу и структуре кластерный подход может стать эффективным механизмом повышения конкурентоспособности российской экономики. Этого можно добиться через развитие конкурентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.

Актуальность применения кластерной политики в России также обусловлена тем, что:

  • · значительная часть созданного в бывшем СССР промышленного потенциала изначально не была ориентирована на рынок;
  • · сложившаяся в настоящее время экспортно-сырьевая ориентация экономики не отвечает сегодняшним требованиям;
  • · стремительно разрушается технологический потенциал страны;
  • · низка эффективность российской промышленности; технологическое отставание от развитых стран не позволяет создавать конкурентоспособную наукоемкую продукцию.

Однако следует отметить, что в России существует ряд факторов, сдерживающих формирование и развитие кластеров [6]:

  • — низкое качество управления бизнесом, отсутствие ориентации многих предприятий на международный рынок;
  • — слабый уровень развития территориальных кооперационных структур, которые, как правило, самостоятельно не справляются с задачей разработки и реализации приоритетов для продвижения интересов регионального бизнеса
  • — недостаточный уровень плановых решений по территориальному хозяйственному развитию;
  • — большие горизонты достижения ожидаемых результатов, так как реальные выгоды от создания кластеров проявляются только через 5−10 лет.

Курс на формирование кластеров в российской экономике взят в 2005 г. Именно с этого периода тема создания кластеров становится одним из основных направлений федеральных и региональных программ социально-экономического развития. В последние десять-пятнадцать лет формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития во многих странах мира. В Правительстве России кластерная политика также рассматривается как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики [7].

В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, в качестве одной из задач модернизации экономики названы стимулирование спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок для формирования устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. отмечено, что успех реализации инновационного сценария развития страны будет зависеть от способности государственных органов власти обеспечить условия для дальнейшего совершенствования институциональной среды и формирования институциональных структур, присущих постиндустриальному обществу. В число этих условий входит поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций — поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров.

Промышленные кластеры как межотраслевые и межтерриториальные образования усиливают взаимодополняемость отраслей, способствуя распространению информации, технологий, конкурентных преимуществ. Поскольку основным эффектом кластеризации является ускорение инноваций можно заключить, что кластерное развитие — это наилучший компромисс и единственный перспективный путь для России с ее просторами, с ее сырьевыми богатствами, с ее проблемами регионально-национального устройства. На основании формируемых сегодня промышленно-внедренческих и инновационных зон предлагается приступить к формированию нового технопромышленного уклада России, основу которого составят опережающие производственные системы для автомобилестроения, авиастроения, вертолётостроения, космической промышленности, двигателестроения, медицинской промышленности, химической промышленности, новой электроники, энергомашиностроения и др. в форме федеральной сети кластеров промышленного развития. Концентрация производства технологически лидирующей продукции в таких кластерах станет наиболее эффективным механизмом развития страны, источником экономического роста и позволит России усилить конкурентные позиции на мировых рынках.

  • 1. Г. А. Краюхин, Е. Н. Евдокимова. Развитие промышленности России в исторически изменяющихся условиях [Текст]: Рязан. гос. радиотехн. ун-т. Рязань, 2009
  • 2. Федотова А. Ю. Анализ экономики промышленности в разрезе технологических укладов [Текст] // Известия ЮФУ, 2012 № 8
  • 3. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1 563 800
  • 4. Выход из кризиса: отказ от сырьевой модели, новая индустриализация: ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия» / А. Д. Голубович, А. Б. Идрисов В.Л. Иноземцев, Б. Ю. Титов, М. М. Шпигель. — М., 2009. — 44 с.
  • 5. Аркин П. А., Власенко М. Н. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности [Текст] // Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
  • 6. Родионова Л. Н., Хайруллин Р. Ф. Кластеры как форма интеграции инвестиционных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.ogbus.ru/authors/Rodionova/Rodionova4.pdf
  • 7. Пилипенко И. В. Проведение кластерной политики в России / Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.biblio-globus.ru/docs/Annex6.pdf
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой