Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности
Одним из ведущих путей эстетического воспитания подрастающего поколения является приобщение детей к искусству вообще и музыке в частности. Широко известны слова К. Маркса, что для «немузыкального уха» самая прекрасная музыка лишена смысла, она для него не является предметом /I/. Это подтверждается всей практикой музыкальной деятельности человека. В связи с этим нельзя не согласиться… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. 1. Абсолютный слух как предмет исследования
- 1. 2. Значение абсолютного слуха в музыкальной деятельности
- 1. 3. Проблема детерминации абсолютного слуха
- 1. 4. Физиолого-акустические исследования абсолютного слуха и их анализ
- 1. 5. Психологические основы формирования абсолютного слуха
- 1. 6. Музыкальная деятельность как решающий фактор образования абсолютного слуха
- 1. 7. Музыкально-дидактические методы формирования абсолютного слуха и их анализ
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АБСОЛЮТНОГО СЛУХА
- 2. 1. Констатирующие эксперименты
- 2. 2. Поисковые эксперименты
- 2. 3. Основные формирующие эксперименты
- 2. 3. 1. Первый основной эксперимент
- 2. 3. 2. Второй основной эксперимент
- 2. 3. 3. Третий основной эксперимент
Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование нового человека — не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства. Человек коммунистического общества должен быть гармонически развитой и творческой личностью.
В.И.Ленин придавал огромное значение культурному и эстетическому развитию масс. В эстетическом воспитании он видел один из путей формирования социалистического типа личности, мечтал о том, чтобы сам народ мог создавать". красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом" /2, с.685/.
Целенаправленное эстетическое воспитание в дошкольном возрасте позволяет более активно развивать чувствование, видение и слышание прекрасного, стремление к творческому самовыражению. На Третьей конференции по дошкольному воспитанию Н. К. Крупская призывала дошкольных работников исследовать пути и средства эстетического воспитания детей, анализировать процесс эстетического развития, выявлять, какой именно материал нужно давать детям, чтобы развивать у них те или иные способности.
В «Основных принципах единой трудовой школы», принятых Наркомпросом 16 октября 1918 г., указывалось: «Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее» /3, с.14/.
Значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся названо важнейшей задачей в.
Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" Л/.
Одним из ведущих путей эстетического воспитания подрастающего поколения является приобщение детей к искусству вообще и музыке в частности. Широко известны слова К. Маркса, что для «немузыкального уха» самая прекрасная музыка лишена смысла, она для него не является предметом /I/. Это подтверждается всей практикой музыкальной деятельности человека. В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением академика Б. В. Асафьева о том, что мерой вещей в музыке является слух /15/. Не случайно поэтому музыкальное воспитание издавна теснейшим образом связывалось со слуховым.
На Московской IX конференции ИСМЕ (1971 г.) говорилось о необходимости привлечения внимания исследователей и педагогов к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и поискам эффективных методов, ведущих к его активизации и интенсивному развитию /20/.
К числу наименее изученных видов музыкального слуха относится абсолютный слух. Под абсолютным слухом в музыкальной психологии понимается способность узнавать (пассивный абсолютный слух) или воспроизводить (активный абсолютный слух) высоту музыкальных звуков без сравнения их с другими музыкальными звуками, высотное положение которых известно /180/, /228/.
Значение абсолютного слуха в музыкальной деятельности очень велико. Выполняя в ней важную аналитическую функцию, он способствует развитию музыкальности в целом. Абсолютный слух облегчает решение многих музыкальных задач в композиторской и дирижерской деятельности, в практике работы педагога-музыканта /22/, /154/, /61/, /НО/. Абсолютный слух дает возможность непосредственно слышать высоту каждого звука и характер тональности, дифференцированно воспринимать гармонию, легче осознавать модуляции /180/ и осмысленно воспринимать голосоведение в многоголосной музыке /234/. Он значительно облегчает начальное профессиональное обучение музыке /21/, дает возможность ученикам свободно оперировать звуковысотными представлениями /НО/- опираясь на чувство тональности, точно выучивать музыкальные произведения. Обладатели абсолютного слуха, благодаря значительно большему объему запоминания звуковые отной информации, скорее овладевают музыкальным репертуаром.
Вся история исследований абсолютного слуха проходила в острых столкновениях между противоположными взглядами на его природу и происхождение. И до сих пор, несмотря на десятилетия дискуссий и достаточно большое количество работ, посвященных его изучению, природа и пути формирования этой уникальной способности остаются невыясненными.
Все сказанное делает проблему генезиса абсолютного слуха одной из актуальных проблем современной музыкальной психологии.
Методологической основой исследования было положение классиков марксизма-ленинизма о причинной обусловленности психических явлений внешними воздействиями реального мира и развиваемое в советской психологии положение о зависимости психического развития ребенка от особенностей содержания и структуры его деятельности (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.).
Гипотезами нашего исследования были предположения:1)в основе образования абсолютного слуха лежат сенсорно-мнемичеекие действия, направленные на восприятие, запоминание и узнавание звуковысотных эталонов, выделенных из музыкального материала- 2) музыкальный слух развивается в онтогенезе покомпонентно: формирование относительного музыкального слуха предшествует формированию абсолютного.
Целью диссертационной работы является исследование механизма образования и развития абсолютного слуха. Цель исследования определила его конкретные задачи:
1) уточнить критерии истинности абсолютного слуха;
2) разработать методику формирования истинного абсолютного слуха;
3) изучить факторы, влияющие на формирование и развитие этой музыкальной способности.
В экспериментах участвовали 49 испытуемых: 43 ребенка дошкольного возраста, 5 взрослых музыкантов и один школьник с «неполным абсолютным слухом», образованным спонтанно.
Научная новизна исследования заключается в экспериментальном доказательстве возможности формирования абсолютного слуха в музыкальной деятельности и разработке оригинальной методики его формирования и развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем данные о психологической природе, структуре абсолютного слуха и закономерностях его прижизненного формирования способствуют развитию теории музыкальных способностей, утверждению диалектико-материалистического положения о социальной детерминации способностей как психических образований.
Практическая значимость исследования заключается в разработке оригинального метода целенаправленного формирования абсолютного слуха, который может быть использован в практике музыкального обучения детей. Этот метод может быть использован также в целях развития этой способности, образованной спонтанно.
На защиту выносятся следующие основные положения.
1. Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности происходит прижизненно в музыкальной деятельности.
2. Психологическим механизмом формирования абсолютного слуха является процесс усвоения в музыкальной деятельности системы звуковыеотных эталонов-звуков темперированного строя октавного хроматического звукоряда. Этот процесс основан на вычленении эталонов из созвучий — предэталонов, имеющих определенную структуру и данных в мелодическом или гармоническом изложении.
3. Структура каждого звуковысотного предэталона включает три существенных признака: искомый звук, константный признак (во избежание транспозиций) и контурный признак (во избежание кварто-квинтовых и секундовых иллюзий). Искомым тоном (или доминирующим признаком) в структуре каждого звуковысотного предэталона является тоника тональности.
В основе усвоения звуковысотных эталонов лежат сен-сорно-мнемические действия, направленные на вычленение предэталонов и эталонов из музыкально-художественного текста.
5. Музыкальный слух развивается в онтогенезе покомпонентно: формирование относительного слуха предшествует формированию абсолютного. Одним из условий успешного формирования абсолютного слуха является обладание достаточно развитым относительным музыкальным слухом.
6. Главным условием развития абсолютного слуха является объединение звуковысотностей в продуктивной музыкальной деятельности по представляемым абсолютным звуковым эталонам.
Апробация работы проведена на заседаниях лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, кафедры педагогики, методики и музыкальной психологии Ленинградской консерватории им. Н.А.Римского-Корса-кова, в докладе на сессии факультета повышения квалификации для слушателей-педагогов музыкальных училищ и вузов северозападной зоны СССР, докладе на Яблонской Международной конференции по проблемам музыкальной психоакустики (ПНР, 1982 г.).
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Она изложена на 126 страницах основного текста, содержит 5 рисунков, 3 таблицы, 12 нотных примеров песен, I пример упражнений, 3 примера гармонизаций песен.
Список литературы
включает 235 наименований, в том числе 36 — на иностранных языках.
выводы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Сложная система музыкального слуха формируется в онтогенезе покомпонентно. Первоначально в результате восприятия и воспроизведения музыки у человека складывается интонационный слух, который является относительным в широком понимании слова.
На следующем этапе музыкального развития на основе интонационного слуха начинает складываться дифференцирующий музыкальный слух — относительный (в узком значении), при помощи которого происходит оценка высоты звука путем сравнения ее с высотой известного звука, и абсолютный, при помощи которого происходит оценка высоты звука без сравнения ее с высотой других звуков.
2. Абсолютный слух является специфически музыкальной способностью, которая формируется прижизненно в музыкальной деятельности и играет в ней важнейшую роль.
3. Формирование абсолютного слуха происходит путем усвоения общественно выработанной системы сенсорных эталонов — 12-ти хроматических звуков в пределах октавы равномерно-темперированного строя. Каждый сенсорный эталон имеет две ладотональные ориентации — мажорную и минорную, благодаря чему 12 хроматических звуков приобретают окраску одноименных тональностей.
4. Сенсорные эталоны абсолютного слуха первоначально включены в структуру его предэталонов, которые, в свою очередь, содержатся б музыкально-художественном тексте.
Структура каждого предэталона состоит из трех звуков: искомого — тоники тональности, константного (звука до) и контурного (расположенного на расстоянии секунды от константного звука).
5. Усвоение предэталонов и эталонов абсолютного слуха происходит с помощью сенсорно-мнемических действий, направленных на обследование содержащего их музыкально-художественного материала. В результате непроизвольного запоминания выделенные из музыкального текста эталоны становятся достоянием долговременной памяти.
6. На следующем этапе происходит развитие сформированного абсолютного слуха в продуктивной музыкальной деятельности. В результате объединения звуковысотностей по представляемым звуковым эталонам формируются новые качества абсолютного слуха — тональный, селективный, внетембро-вый и активный слух. 7. Абсолютный слух может быть сформирован в любом возрасте, начиная с 4-го года жизни. Однако, чем раньше он складывается, тем он стабильнее и лучше развивается в музыкальной деятельности.
8. Являясь устойчивым образованием, абсолютный слух не всегда актуализируется в музыкальной деятельности. Общий характер музыки люди с абсолютным слухом, как и не обладающие этой способностью, могут воспринимать на основе интонационного слуха. Интонационный слух не только не исчезает у обладателей абсолютного слуха, но и успешно развивается наравне с абсолютным. Диалектическая взаимосвязь интонационного и абсолютного слуха создает благоприятные предпосылки для глубокого познания и переживания музыки, процесса музыкального творчества.
9. Разработанная в исследовании методика может быть. использована не только в целях формирования и развития абсолютного слуха у людей, его не имеющих, но и в целях совершенствования спонтанно образованного абсолютного слуха, о необходимости которого сейчас говорят специалисты, занимающиеся проблемами профессионального музыкального образования.
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Составил М.Лифшиц. М., 1976, т. 1.- 575 е., т. П — 719 с.
- Народное образование в СССР. Сборник документов I9I7-I973 гг. М., 1974. -559с.
- О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. документов и материалов. — М., 1984. — 10 с. 1. XXX
- Абсолютный слух. В кн.: Большая советская энциклопедия. Т. I, 1929., с. 96. •
- Алексеев Э. Проблемы формирования лада. М., 1976. -287с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935. 146 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., I960. 486 с.
- Ананьев Б, Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. 334 с.
- Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. Вопросы психологии, 1955, fe 6, с.16−38 .
- Антонова Г. П. Индивидуальные различия в отношении продуктивности мыслительных процессов и памяти у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии, 1973, № 3, с.84−91.
- Антошина М.Н. Интонационная настройка по камертону в классах сольфеджио. М., 1962. 46 с.
- Аристотель. Поэтика, М., 1957. 182 с.
- Артемьева Г. П. Особенности восприятия и изображения плоских вертикальных объектов. Вопросы психологии, 1972,5, с. 142 -148.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1,2. Л., 1971. 376 с.
- Асафьев Б.В. Встречи и раздумья. Советская музыка, 1955, fi? I, с.49−58.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965. 14−4 с.
- Асафьев Б.В. О себе. В сб.: Воспоминания о Б. В. Асафьева. Л., 1974, с.317−508.
- Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I-П классов ДМШ. М.-Л., 1976. — 86 с.
- Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX зека. Советская музыка, 1971, № 8, с. 96 -III.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.-Л., 1973. -269 с.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. 334 с.
- Белый Б.й. Нарушение психических процессов при поражении правого полушария. Вопросы психологии, 1973, Ш 6, с. 124 — 134 .
- Беляева Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М., 1923. — 116 с.
- Беляева Экземплярская С. Н. Музыкальное восприятие и современная психология. — В сб.: Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971, с.22−32.
- Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового- представления мелодии. Ученые записки Государственного института психологии. 1940, т.1, с.151−196.
- Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974. 143 с.
- Бобнева М.И. Техническая психология. М., 1966. 121 с.
- Бродбент Д.Е. Современные исследования кратковременной памяти. Вопросы психологии, 1966, № 3, с.49−54.
- Бронштейн А.И., Петрова Е. П., Брускина A.M., Каме-нецкая А.Г. Материалы по исследованию слуха новорожденных и детей раннего грудного возраста. В сб.: Проблемы физиологической акустики. М.- Л., 1959, т.1У, с.114−122.
- Ванечкина И.Л. О светомузыкальных замыслах А.Н.Скрябина. В сб.: Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Казань, 1972, вып. 2, с.119−152.
- Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио. М., 1978. 86 с.
- Вейн A.M., Каменецкая Б. И. Память человека. М., 1973.- 207 с.
- Вейс П.Ф. Новое в музыкальном воспитании. Советская музыка, 1966, № 4, с.108−115.
- Вейс П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация.- В сб.: Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967, с.67−107.
- Венгер Л.А., Рузская А. Г. Оперативные единицы воеприятия и проблема сенсорных эталонов. В кн.: Восприятие и действие. М., 1967, с. 250 — 286 .
- Венгер JI.A. (ред.). Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1973. НО с.
- Венгер Л.А. I. О путях изучения генезиса сенсорных способностей. 2. О некоторых дискуссионных вопросах теории способностей. В сб.: Генезис сенсорных способностей. М., 1976. I. — с. 4−18- 2 — с.233−248.
- Венгер Н.Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов. Вопросы психологии, 1970, № 4, с.77−87.
- Вирановский Г. О возможности дальнейшего развития теории ладовых функций. В сб.: Проблемы лада. М., 1972, с. 77−98.
- Воинова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М., I960. 139 с.
- Войтинский Е.Я. Исследование точности «абсолютного» различения частоты звуковых сигналов у человека: Авторе®-, канд. дис. Л., 1958. — 23 с.
- Войтинский Е.Я. Зависимость точности «абсолютного» различения частоты звуковых сигналов от ширины частотного диапазона. В сб.: Проблемы физиологической акустики. М.-Л., 1959, т. 1У, с. 51−55 .
- Волконский С. Сольфеджио. В кн. Художественные отклики. Пб., 1912, с. 155 — 161.
- Володин А.А. Электрический синтез музыкальных звуков как основа исследования их восприятия. Вопросы психологии, 1971, te 6, с. 54 — 65 .
- Володин А.А. О восприятии переходных процессов музыкальных звиков. Вопросы психологии, 1972, № 4, с. 51 -60 .
- Володин А.А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Авторе®-, канд. дис. М., 1972. — 21 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с.
- Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. В кн.: Проблемы способностей. М., 1962, с.214 228.
- Гарбузов Н.А. Музыкальная акустика. М.-Л., 1940. -245 с.
- Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.-Л., 1948. 82 с.
- Гарбузов Н.А. Возникновение гармонических образов при восприятии мелодий. В сб.: Проблемы физиологической акустики. М.-Л., 1949, т.1, с. 153 — 158 .
- Гарбузов Н.А. Зонная природа тонального слуха.
- В сб.: Проблемы физиологической акустики. М.-Л., 1950, т. П, с.139 152.
- Гарбузов Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. М.-Л., 1951. 63 с.
- Гейнрихс И.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. М., 1962. 245 с.
- Голубева Э.А. Об изучении биоэлектрических коррелятовпамяти. Вопросы психологии, 1972, № I, с. 25 — 36 .
- Гольбурт С.Н. Нейродинамика слуховой системы человека. Л., 1964. 212 с.
- Готсдинер А.Л. О восприятии музыки и музыкальном слухе. В сб.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981, с.41−57.
- Гофман И. Фортепьянная игра. М., 1961. 221 с.
- Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975.- 160 с.
- Детлова В. Еще раз о концепции. М.Марутаева. -Советская музыка, 1970, № 8, с. 89 94 .
- Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания. -Вопросы психологии, 1973, № 3, с. 121 128
- Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания. Вопросы психологии, 1975, № 2, с. 68 — 80 .
- Дубовис Д.М. К вопросу об интуитивном и дискурсивном понимании текста. Вопросы психологии, 1976,? 3, с. 59 -68 .
- Дьяченко О.М. К вопросу об использовании схематизированного образа в дошкольном возрасте. Вопросы психологик, 1973, Ш 2, с. 89 — 98 .
- Ендовицкая Т.В. Особенности развития звуковысотной различительной чувствительности в дошкольном возрасте. В сб.: Развитие детского голоса. М., 1963, с. 196−203.
- Загоруйко Н.Г. Структура проблемы распознавания слуховых образов. В сб.: Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970, с. 3 — 54
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. В сб.:
- Развитие детского голоса. М., 1963, с.186−195.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. В сб.: Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963, с.30−56.
- Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. -Вопросы психологии, 1967, № I. с. II 16 .
- Запорожец А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967. 322 с.
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие. Вопросы психологии, 1971, /й 6, с. 27 — 42.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления. Вопросы психологии, 1973, Ш 2, с. 3 -14 .
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. 522 с.
- Зинченко П.И., Репкина Г. В. К постановке проблемы оперативной памяти. Вопросы психологии, 1964, № 6, с. 3 -12 .
- Зинченко Т.П. К вопросу о формировании эталонов при опознании визуальных сигналов. ХУШ Международный психологичс-кий конгресс- симпозиум 16. М., 1966, с. 175- 180 .
- Ильина Г. А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников. Вопросы психологии, 1959, Ш 5, с.134−144.80. йтельсон Л. Б. Парадоксы восприятия и экстраполяцион-ные механизмы перцепции. Вопросы психологии, 1971, № I, с.63−71.
- Кауфман В.И. Восприятие малых высотных разностей. -В сб.: Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1940, т. ХШ, с. 114 139
- Кауфман В.И. Абсолютный слух. В сб.: Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1947, т. ХУШ, с.169−170.
- Кауфман В.И. О центральных слуховых процессах. В сб.: Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1947, т. ХУШ, с.167−168.
- Келдыш Г. В. (ред.). I. Консонанс. 2. Слух музыкальный. 3. Цветной слух. В кн.: Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1959- I — с.114−115- 2 — с.249- 3. — с.296.
- Клещов С.В. Отношение звуков как условно-рефлекторный раздражитель. В сб. г Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова. М.-Л., 1933, с. 213 — 218 .
- Ковалев А.Г., Степанов А. А., Шабалин С. Н. Психология. М., 1966. 448 с.
- Кольцова М.М. Об условных рефлексах на отношение раздражителей у детей раннего возраста. В сб.: Труды Института физиологии им. И. П. Павлова. М.-Л., 1952, т.1,
- Кольцова М.М. Обобщение как функция мозга. Л., 1967.- 173 с.
- Конисская Л.М. Чайковский В Петербурге. Л., 1974. -320с.
- Коршунов A.M. Познание и деятельность. М., 1967. -126 с.
- Коршунов A.M. Теория отражения и творчества. М., 1971.- 253 с.
- Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971 .- 320 с .
- Кулиткин Ю.Н. Эвристический поиск и его операционные и эмоциональные компоненты. Вопросы психологии, 1973, № I, с. 48−58
- Леви В.Л. Вопросы психобиология музыки. Советскаямузыка, 1966, № 8, с. 37 4−3 .
- Левинов A.M. Узнавание и время обучения. Вопросыпсихологии, 1973, fe I, с. 122- 124 .
- Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения. -Вопросы психологии, 1959, life 2, с.19−21.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии, I960, I, с. 7 — 17
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.- 545 с.
- Леонтьев А.Н. Психический образ и модель в свете ленинской теории отражения. Вопросы психологии, 1970, № 2, с. 34 — 45 .
- Леонтьева 0. Оптимистическая педагогика. -Советская музыка, 1964, № 8, с. 8−16
- Ликлайдер Дж. Основные корреляты слухового стимула.- В кн.: Экспериментальная психология. М., 1963, с.580−642.
- Ломов Б.Ф. О структуре процесса опознания. ХУШ Международный психологический конгресс- симпозиум 16. М., 1966, е.135 142 .
- Ломов Б.Ф. О роли практики в развитии общей психологии. Вопросы психологии, 1971, № I, с. 26 — 35
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968. 88 с.
- Любомирский Г. А. Музыкальный слух, его воспитание иусовершенствование. Киев, 1924., 24 с. i
- Мазель Л.А. О мелодии. М., 1952. 300 с.
- Мазель Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. 749 с.
- Д08. Мазель Л. А. Проблемы классической гармонии. М., 1972.616 с.
- Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. СПб, 1915. -233с.
- НО. Маккинон Л. Игра наизусть. Л., 1967. 136 с.
- Мальцева Е.А. I. Основные элементы слуховых ощущений. 2. Абсолютный слух и методы его развития. Сб. работ физиолого-психологической секции ГИМНа. М., 1925, с.7−55.
- Масленкова Л.М. Воспитание вокалиста в классе сольфеджио. В сб.: Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967, с. 43 — 57.
- Матюшкин A.M., Егоров М. П. Исследование процессов мышления человека при выполнении заданий ранжирования. Вопросы психологии, 1972, № 4, с.81−92.
- Медушевский В.В. О направленности музыки на восприятие. В сб.: Тезисы докладов на юбилейной научно-теоретической конференции, посвященной 50-летию образования СССР. Ташкент, 1972, с.
- Меерсон Я.А., Симоненко Ю. А. Особенности восстановления информации человеком при опознании букв. Вопросы психологии, 1973, № 2, с. 37 — 44.
- Милерян Е.А. Специфические особенности мышления оператора при опознании сигнальных образов. ХУШ Международный психологический конгресс- симпозиум 16. М., 1966, с.260−263.
- Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. (О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию). В кн.: Инженерная психология. М., 1964, с.192−244.
- Михеев В.Ф. Влияние наследственности на индивидуальные особенности некоторых процессов памяти. Вопросы психологии, 1972, to 4, с. 61 — 67
- ПУ. Молчанов А. П., Лабутин В. К. Механизмы анализа сигналов в органе слуха и проблемы их моделирования. В сб.: Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970, с. 142 -204 .
- Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М-Л., 1965. 85с.,
- Мухина-Коротова Т. К. Некоторые особенности формирования. звуковысотных дифференцировок в раннем детстве. Вопросы психологии, 1964, № I, с. 61 — 71 .
- Мюллер Т.Ф. Трехголосные диктанты (методические замечания). М., 1967. 94 с.
- Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л.К вопросу об основных признаках музыкальных способностей и условия их развития. В сб.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971, с. 47 — 48 .
- Мясоедов А. К вопросу о слуховом анализе. В Сб.: Воспитание музыкального слуха. М., 1977, с. 1Э5 — 145 .
- Назайкинский К.В. О психологии музыкального восприятия. м., 1972. 367 и.
- Назайкинский Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступене-вых представлений в развитии музыкального слуха. В сб.: Воспитание музыкального слуха. М.,.1977, с. 25 — 77 .
- Назайкинский Е.В. Слух¦Асафьева. Советская музыка, 1983, fe 7, с.81−89.
- Назаров И.Т. Музыкальность. СПб., 1914. 62 с.
- Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники. М.-Л., 1969. 134 с.
- Нечаева Елизарова И. П. К функциональной характеристике слухового анализатора ребенка первых месяцев жизни: Автореф. канд. дис. М., 1955. — 13 с.
- Оке С. Основы нефрофизиологии. М., 1969. 436 с.
- Островский A.JI. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки. В сб.: Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967, с.5−27.
- Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л., 1970. 296 с.
- Ошанин Д.А., Шебек Л. Р., Конрад Э.й. О природе образа эталона в процессах опознания вариативных объектов. -Вопросы психологии, 1968, № 5, с. 42 — 51 .
- Павловские среды. М., 1949. I т. — 360 с- П т. -627 с- 1 т, — 516 с.
- Переверзев Л.Б. Информационная эстетика. Советская музыка, 1968, № 6, с. 62 — 69 .
- Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966. 221 с.
- Петровский А.В. Способности и труд. М., 1966. 79 с.
- Платонов К.К. Психология отражения музыки личностью.- В сб.: Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971, с. 42 50 .
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972 .- 310 с.
- Потапова А.Я. Об условиях, затрудняющих параллельное протекание опознавательных процессов. Вопросы психологии, 1970, К? 5, с. 67−78.
- Потапова А.Н. Формирование опознавательных навыков в разных условиях обучения. Вопросы психологии, 1978, № I, с. 81−89.
- Протопопов В.В. (ред.). Воспоминания о Чайковском. М., 1962. 460 с.
- Рабинович А.В. Осциллографический метод анализа мелодии. М., 1932. 32 с.
- Pare Ю.Н. Методика проверки интонационного слуха.
- В сб.: Применение технических средств и программированного обучения в средней специальной и высшей школе. М., 1965, с. 262 -268.
- Pare Ю.Н., Назайкинский Е. В. Музыкально-теоретические исследования и разработка теории слуха. В сб.: Лаборатория музыкальной акустики. М., 1966, с. 10−29.
- Pare Ю.Н. О художественной норме.чистой интонации при исполнении мелодий: Автореф. канд. дис. М., 1971. — 27 с.
- Pare Ю.Н. Слух музыкальный. В кн.: Музыкальная энциклопедия. М., 1981, т. У, с. 102−105.
- Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968. 160 с.
- Ржевкин С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М.-Л., 1936. 307 с.
- Ригина Г. С. Развитие звукозысотного слуха в процессе обучения игре на скрипке. Вопросы’психологии, 1963, № 4, с.116- 124 .
- Риман Г. Катехизис музыкального диктанта (систематическое развитие слуха). СПб.- М., 1894. 60 с.
- Риман Г. Акустика с точки зрения музыкальной науки. М., 1898. 146 с.
- Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки. СПб., 191I. 223 с.
- Рихтер Н.И. Образование и развитие музыкального слуха и облегчение изучения музыки вообще и фортепианной игрыв частности. Воронеж, 1898. 16 с.
- Розенов Э.К. Новый способ развития музыкального слуха. Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний. i1. СПб., 1903, с.12−13.
- Розов А.И. Память. М., 1970. 60 с.
- Рубинштейн С.Д. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 148 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. 344 с.
- Рыжкова Н.И. Сравнительное изучение воспроизведения и узнавания при кратковременном запоминании. Вопросы психологии, 1973, fe 4, с. 28 — 33 .
- Сабанеев Л.Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией" «Прометей». Музыкальный современник, 1916, № 4−5, с. 169−175.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума (особенности умственной деятельности школьников). М., 1962. 504 с.
- Самойлова И.К. К вопросу о дискретности слухового восприятия. Вопросы психологии, 1971, ® 6, с. 164 — 168.
- Середа Г. К., Снопик Б. И. К проблеме единства механизмов кратковременной и долговременной памяти. Вопросы психологии, 1970, № 6, с. 60 — 74 .
- Серединская В. лРазвитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М., 1962. 89 с. .
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. 647 с.
- Скребков С.С. Развитие слуха студентов-вокалистов. -Советская музыка, 1951, № 7, с. 68 70
- Скребков С.С. Как трактовать тональность? Советская музыка, 1965, № 2, с. 36−38.
- Скучик Е. Основы акустики. М., 1958−1959. I т. — 617с-1. П т. 565 с.
- Смирнов А.А. Ленинская теория отражения и психология . Вопросы психологии, 1970, № 2, с. S — 33 .
- Смирнов А.А., Шлычкова А. Н. О соотношении непроизвольной и произвольной памяти. Вопросы психологии, 1976, Ш 5, с. 84 — 94 .
- Соколов Е.Н. Нервная модель стимула и ориентировочные рефлексы. Вопросы психологии, I960, № 4, с. 61 — 72 .
- Соколов Ф.В. О памяти пианистов-исполнителей. В сб.: Музыкальное исполнительство. М., 1970, вып. У1, с. I44-I6I.
- Соловьева А.И. Основы психологии слуха. Л., 1972. 177 с.
- Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма. В сб.: Генезис сенсорных способностей. М., 1976, с. 19−67 .
- Теплов Б.М. Проблема одаренности. Советская педагогика, 1940, №№ 4−5, с.146−155.
- Теплов Б.М. Ощущение музыкального звука. В сб.: Ученые записки НИИ психологии. М., 1940, т. I, с. 115- 150.
- Теплов Б.М. О музыкальном переживании. В сб.: Психология. Тбилиси, 1945, т. Ш, с.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. В сб.: Известия АПН РСФСР. М.-Л., 1947, N? II, с. 7 — 26 .
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. 325 с.
- Теплов Б.М., Борисова М. Н. Чувствительность к различению и сенсорная память. Вопросы психологии, 1957, № I, с. 61−76.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 с.
- Тонкова Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни. — Вопросы психологии, 1968, № 3, с. 94 — 104 .
- Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966, 3-е изд. 212 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. -210 с.
- Ухтомский А. А. Собрание сочинений. Л., 1945, т. 1У. 221 с.
- Фелициант А.Н. Вступительная статья. В кн.: Кондратьев А. И. Развитие музыкального слуха. М., 1962, с.3−12.
- Фресс П., Пиаже 1. Экспериментальная психология. М., 1973, вып. 1У. 231 с.
- Хилгард Э.Р. Методы и приемы анализа процесса научения. В сб.: Экспериментальная психология. М., 1963, с. П-58.
- Цветкова Л.С. Процесс называния предмета и его нарушение. Вопросы психологии, 1972, № 4, с. 107 — 117 .
- Циммерман В. Звук. СПб., 1862. 161 с.
- Черкасс Н.Н. О музыкальности как основном вопросе музыкальной эстетики. Пгр., 1915. 75 с.
- Чистович Л.А. Психоакустика и теория восприятия речи. -В сб.: Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970, с. 55 141 .
- Чхартишвили Ш. Н. Влияние потребности на восприятие и установка. Вопросы психологии, 1971, № I, с. 95 -105 .
- Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания. М., 1967. 210 с.
- Шоломий К.М. Оптимизация алгоритмов распознавания за счет использования особенностей работы памяти. Вопросы психологии, 1971, № I, с. 82−94.
- Шторк К. Система Далькроза. М.-Л., 1924. 132 с.
- Эпштейн Э. О музыкальном воспитании юношества. Спб. 1897. 498 с.
- Ястребцев В.В. О цветовом звукосозерцании Н.А.Риме-кого-Корсакова. Русская музыкальная газета. Спб., 1908,39.40, с.842−845.
- Abraham О. Das absolute Tohbewusstsein. Musikalische Psychol. Studie. Sammelbade der Internationale Mus. Ges. В. З" Leipzig, 1901, S.1−86.
- Bachem A. Note on Hew’s review of the literature on absolute pitch. Psychol. Bull., 1948, v.45, p.161−162.
- Boggs L.P. Studies in absolute pitch. Amer. Journ. of psychol., 1907, p. 194 — 205.
- Brady P.T. Fixed-scale mechanism of absolute pitch. -J. Scoust. Soc. Amer., 1970, v.48, p.883−887.
- Brentano P. Untersuchungen zur Sinnespsychologie. Leipzig, 1907. 101 S.
- Caddy L.L. Practice effects in the absolute judgewent of pitch. J.Acoust. Soc. Amer., 1968, v.46, р. Ю69−10?6.
- Dziewulska M. Absolute and relative pitch in ear training of music students. Summer workshop on psychoacoustics of music. Jablanna, 1982, p.10.
- Eberhard U. Beitrage zur Entroicebugs psychologie des absoluten gehor und seiner Typen. Munich, 1968.
- Eitz C. Bausteine zum Schulgesangunterrichte im. Sinne der Tonwortmetode. Leipzig, 1911, Breitkopf und Hartel. 84 s.
- Gough E. The Effects of Practice on Jdgments of Absolute Pitch. Arch, of Psychol., 1922, H 7, p.1−93.
- Harris J.D. The decline of pitch discrimination with time. J.Exptl. Psychol., 1952, И 43, p.96−99.
- Kohler W. Katrensteins Archiv f. exper. n. klin Phonetik. 3.1, 1913.
- Kohler W. Akustische Untersuchungen I-III Leitschr. f. Psychol., IT 54, 19Ю, S. 1−82- N 58, 1911, S.59−140- N72, 1915, S.1−192.
- Kries J. tlber das absolute Gehor. Zeutschr. f. Psychol., B.3, 1892, S.257−279.
- Meyer M. Is the memory of Absolute Pitch capable of development by training. Psychol. Rew., 1899, H 6, p.514--516.
- Morawska-Biingeler M., Rakowski A. Studies of the accuracy of absolute pitch (the Academy of Music. Warszawa) Jablonna, 1982, p.21.
- Mull H.K. The acquisition of Absolute Pitch. Amer. J. of Psychol., 1925, v.36, p.489−493.
- Nadel S. Uber einen eigentumlichen Pall von Tonaubheit. Arch. f. d. gesamte Psychol., 64, 1928, S.37−80.
- He a D.M. A critical review of the literature on absolute pitch. Psychol Bull., 1947, v.44, p.249−266.
- Oakes W.F. An experimental study of pitch naming and pitch discrimination reactions. J. genet.Psychol., 1955, v.86, p.257−259.
- Rakowski A. Direct comparison of absolute and relative pitch (the Academy of Music. Warszawa). Symp. on Hearing theory. Eindhoven, Holland, 22/23 June, 1972, p.1−4.
- Rakowski A. Investogations of absolute pitch. Warsaw-Kansas, 1978, p.1−11.
- Revesz G. Zur Grundlegung der Tonpsychologie. Leipz., N 14, 1913, S.130−137.
- Revesz G. Einfuhrung in die Musikpsychologie. Bern, 1946. 314 S.
- Serjeant D. Experimental investigation of absolute pitch. J. of Research in Music Education, 1969, v.17, p.135−143.
- Stumpf C. Tonpsychologie. Band I, II. Leipzig, 1883, 1890- I 424 S.- II — 549 S.
- Terhardt E. Psychoacoustics of absolute pitch (Institute of Electroacoustics, Technical University, Munich). Jablonna. 1982, p.29.
- Von Bekesy G. Zur Theorie des Horens. Uber die eben werkbare Amplitaiden-und- Frequenzanderung eines Tones. Physiol. Zs. Band 30, p.721−745.
- Ward W.D. Absolute pith. Sound, I, 1963 (aa p.14−21). Sound, II, 1963 (b: p, 33−41) — 14−6
- Ward W.D. Musical perception. J. Foundutions of modern and tony theory, 1970, v.1, IT 7.233 • Weinert L. Untersuchungen iiber das absolute Gehor. -Archiv fur die gesamte Psychol. Band 73, Leipzig, 1929, S.51−108.
- Wellek A. Das absolute Gehor und seine Typen. Leipzig, 1938. — 343 S.
- Whipple G.M. Studies in pitch discrimination. Amer. J. of Psychol., 11 14, 1903, S.553−573.