Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из ведущих путей эстетического воспитания подрастающего поколения является приобщение детей к искусству вообще и музыке в частности. Широко известны слова К. Маркса, что для «немузыкального уха» самая прекрасная музыка лишена смысла, она для него не является предметом /I/. Это подтверждается всей практикой музыкальной деятельности человека. В связи с этим нельзя не согласиться… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Абсолютный слух как предмет исследования
    • 1. 2. Значение абсолютного слуха в музыкальной деятельности
    • 1. 3. Проблема детерминации абсолютного слуха
    • 1. 4. Физиолого-акустические исследования абсолютного слуха и их анализ
    • 1. 5. Психологические основы формирования абсолютного слуха
    • 1. 6. Музыкальная деятельность как решающий фактор образования абсолютного слуха
    • 1. 7. Музыкально-дидактические методы формирования абсолютного слуха и их анализ
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ АБСОЛЮТНОГО СЛУХА
    • 2. 1. Констатирующие эксперименты
    • 2. 2. Поисковые эксперименты
    • 2. 3. Основные формирующие эксперименты
      • 2. 3. 1. Первый основной эксперимент
      • 2. 3. 2. Второй основной эксперимент
      • 2. 3. 3. Третий основной эксперимент
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АБСОЛЮТНОГО СЛУХА
  • ВЫВОДЫ

Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование нового человека — не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства. Человек коммунистического общества должен быть гармонически развитой и творческой личностью.

В.И.Ленин придавал огромное значение культурному и эстетическому развитию масс. В эстетическом воспитании он видел один из путей формирования социалистического типа личности, мечтал о том, чтобы сам народ мог создавать". красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом" /2, с.685/.

Целенаправленное эстетическое воспитание в дошкольном возрасте позволяет более активно развивать чувствование, видение и слышание прекрасного, стремление к творческому самовыражению. На Третьей конференции по дошкольному воспитанию Н. К. Крупская призывала дошкольных работников исследовать пути и средства эстетического воспитания детей, анализировать процесс эстетического развития, выявлять, какой именно материал нужно давать детям, чтобы развивать у них те или иные способности.

В «Основных принципах единой трудовой школы», принятых Наркомпросом 16 октября 1918 г., указывалось: «Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее» /3, с.14/.

Значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся названо важнейшей задачей в.

Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" Л/.

Одним из ведущих путей эстетического воспитания подрастающего поколения является приобщение детей к искусству вообще и музыке в частности. Широко известны слова К. Маркса, что для «немузыкального уха» самая прекрасная музыка лишена смысла, она для него не является предметом /I/. Это подтверждается всей практикой музыкальной деятельности человека. В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением академика Б. В. Асафьева о том, что мерой вещей в музыке является слух /15/. Не случайно поэтому музыкальное воспитание издавна теснейшим образом связывалось со слуховым.

На Московской IX конференции ИСМЕ (1971 г.) говорилось о необходимости привлечения внимания исследователей и педагогов к формированию музыкального слуха как основы музыкального воспитания и поискам эффективных методов, ведущих к его активизации и интенсивному развитию /20/.

К числу наименее изученных видов музыкального слуха относится абсолютный слух. Под абсолютным слухом в музыкальной психологии понимается способность узнавать (пассивный абсолютный слух) или воспроизводить (активный абсолютный слух) высоту музыкальных звуков без сравнения их с другими музыкальными звуками, высотное положение которых известно /180/, /228/.

Значение абсолютного слуха в музыкальной деятельности очень велико. Выполняя в ней важную аналитическую функцию, он способствует развитию музыкальности в целом. Абсолютный слух облегчает решение многих музыкальных задач в композиторской и дирижерской деятельности, в практике работы педагога-музыканта /22/, /154/, /61/, /НО/. Абсолютный слух дает возможность непосредственно слышать высоту каждого звука и характер тональности, дифференцированно воспринимать гармонию, легче осознавать модуляции /180/ и осмысленно воспринимать голосоведение в многоголосной музыке /234/. Он значительно облегчает начальное профессиональное обучение музыке /21/, дает возможность ученикам свободно оперировать звуковысотными представлениями /НО/- опираясь на чувство тональности, точно выучивать музыкальные произведения. Обладатели абсолютного слуха, благодаря значительно большему объему запоминания звуковые отной информации, скорее овладевают музыкальным репертуаром.

Вся история исследований абсолютного слуха проходила в острых столкновениях между противоположными взглядами на его природу и происхождение. И до сих пор, несмотря на десятилетия дискуссий и достаточно большое количество работ, посвященных его изучению, природа и пути формирования этой уникальной способности остаются невыясненными.

Все сказанное делает проблему генезиса абсолютного слуха одной из актуальных проблем современной музыкальной психологии.

Методологической основой исследования было положение классиков марксизма-ленинизма о причинной обусловленности психических явлений внешними воздействиями реального мира и развиваемое в советской психологии положение о зависимости психического развития ребенка от особенностей содержания и структуры его деятельности (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.).

Гипотезами нашего исследования были предположения:1)в основе образования абсолютного слуха лежат сенсорно-мнемичеекие действия, направленные на восприятие, запоминание и узнавание звуковысотных эталонов, выделенных из музыкального материала- 2) музыкальный слух развивается в онтогенезе покомпонентно: формирование относительного музыкального слуха предшествует формированию абсолютного.

Целью диссертационной работы является исследование механизма образования и развития абсолютного слуха. Цель исследования определила его конкретные задачи:

1) уточнить критерии истинности абсолютного слуха;

2) разработать методику формирования истинного абсолютного слуха;

3) изучить факторы, влияющие на формирование и развитие этой музыкальной способности.

В экспериментах участвовали 49 испытуемых: 43 ребенка дошкольного возраста, 5 взрослых музыкантов и один школьник с «неполным абсолютным слухом», образованным спонтанно.

Научная новизна исследования заключается в экспериментальном доказательстве возможности формирования абсолютного слуха в музыкальной деятельности и разработке оригинальной методики его формирования и развития.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем данные о психологической природе, структуре абсолютного слуха и закономерностях его прижизненного формирования способствуют развитию теории музыкальных способностей, утверждению диалектико-материалистического положения о социальной детерминации способностей как психических образований.

Практическая значимость исследования заключается в разработке оригинального метода целенаправленного формирования абсолютного слуха, который может быть использован в практике музыкального обучения детей. Этот метод может быть использован также в целях развития этой способности, образованной спонтанно.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности происходит прижизненно в музыкальной деятельности.

2. Психологическим механизмом формирования абсолютного слуха является процесс усвоения в музыкальной деятельности системы звуковыеотных эталонов-звуков темперированного строя октавного хроматического звукоряда. Этот процесс основан на вычленении эталонов из созвучий — предэталонов, имеющих определенную структуру и данных в мелодическом или гармоническом изложении.

3. Структура каждого звуковысотного предэталона включает три существенных признака: искомый звук, константный признак (во избежание транспозиций) и контурный признак (во избежание кварто-квинтовых и секундовых иллюзий). Искомым тоном (или доминирующим признаком) в структуре каждого звуковысотного предэталона является тоника тональности.

В основе усвоения звуковысотных эталонов лежат сен-сорно-мнемические действия, направленные на вычленение предэталонов и эталонов из музыкально-художественного текста.

5. Музыкальный слух развивается в онтогенезе покомпонентно: формирование относительного слуха предшествует формированию абсолютного. Одним из условий успешного формирования абсолютного слуха является обладание достаточно развитым относительным музыкальным слухом.

6. Главным условием развития абсолютного слуха является объединение звуковысотностей в продуктивной музыкальной деятельности по представляемым абсолютным звуковым эталонам.

Апробация работы проведена на заседаниях лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, кафедры педагогики, методики и музыкальной психологии Ленинградской консерватории им. Н.А.Римского-Корса-кова, в докладе на сессии факультета повышения квалификации для слушателей-педагогов музыкальных училищ и вузов северозападной зоны СССР, докладе на Яблонской Международной конференции по проблемам музыкальной психоакустики (ПНР, 1982 г.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Она изложена на 126 страницах основного текста, содержит 5 рисунков, 3 таблицы, 12 нотных примеров песен, I пример упражнений, 3 примера гармонизаций песен.

Список литературы

включает 235 наименований, в том числе 36 — на иностранных языках.

выводы.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Сложная система музыкального слуха формируется в онтогенезе покомпонентно. Первоначально в результате восприятия и воспроизведения музыки у человека складывается интонационный слух, который является относительным в широком понимании слова.

На следующем этапе музыкального развития на основе интонационного слуха начинает складываться дифференцирующий музыкальный слух — относительный (в узком значении), при помощи которого происходит оценка высоты звука путем сравнения ее с высотой известного звука, и абсолютный, при помощи которого происходит оценка высоты звука без сравнения ее с высотой других звуков.

2. Абсолютный слух является специфически музыкальной способностью, которая формируется прижизненно в музыкальной деятельности и играет в ней важнейшую роль.

3. Формирование абсолютного слуха происходит путем усвоения общественно выработанной системы сенсорных эталонов — 12-ти хроматических звуков в пределах октавы равномерно-темперированного строя. Каждый сенсорный эталон имеет две ладотональные ориентации — мажорную и минорную, благодаря чему 12 хроматических звуков приобретают окраску одноименных тональностей.

4. Сенсорные эталоны абсолютного слуха первоначально включены в структуру его предэталонов, которые, в свою очередь, содержатся б музыкально-художественном тексте.

Структура каждого предэталона состоит из трех звуков: искомого — тоники тональности, константного (звука до) и контурного (расположенного на расстоянии секунды от константного звука).

5. Усвоение предэталонов и эталонов абсолютного слуха происходит с помощью сенсорно-мнемических действий, направленных на обследование содержащего их музыкально-художественного материала. В результате непроизвольного запоминания выделенные из музыкального текста эталоны становятся достоянием долговременной памяти.

6. На следующем этапе происходит развитие сформированного абсолютного слуха в продуктивной музыкальной деятельности. В результате объединения звуковысотностей по представляемым звуковым эталонам формируются новые качества абсолютного слуха — тональный, селективный, внетембро-вый и активный слух. 7. Абсолютный слух может быть сформирован в любом возрасте, начиная с 4-го года жизни. Однако, чем раньше он складывается, тем он стабильнее и лучше развивается в музыкальной деятельности.

8. Являясь устойчивым образованием, абсолютный слух не всегда актуализируется в музыкальной деятельности. Общий характер музыки люди с абсолютным слухом, как и не обладающие этой способностью, могут воспринимать на основе интонационного слуха. Интонационный слух не только не исчезает у обладателей абсолютного слуха, но и успешно развивается наравне с абсолютным. Диалектическая взаимосвязь интонационного и абсолютного слуха создает благоприятные предпосылки для глубокого познания и переживания музыки, процесса музыкального творчества.

9. Разработанная в исследовании методика может быть. использована не только в целях формирования и развития абсолютного слуха у людей, его не имеющих, но и в целях совершенствования спонтанно образованного абсолютного слуха, о необходимости которого сейчас говорят специалисты, занимающиеся проблемами профессионального музыкального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Об искусстве. Составил М.Лифшиц. М., 1976, т. 1.- 575 е., т. П — 719 с.
  2. Народное образование в СССР. Сборник документов I9I7-I973 гг. М., 1974. -559с.
  3. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. документов и материалов. — М., 1984. — 10 с. 1. XXX
  4. Абсолютный слух. В кн.: Большая советская энциклопедия. Т. I, 1929., с. 96. •
  5. Э. Проблемы формирования лада. М., 1976. -287с.
  6. .Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935. 146 с.
  7. .Г. Психология чувственного познания. М., I960. 486 с.
  8. Ананьев Б, Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1968. 334 с.
  9. П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. Вопросы психологии, 1955, fe 6, с.16−38 .
  10. Г. П. Индивидуальные различия в отношении продуктивности мыслительных процессов и памяти у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии, 1973, № 3, с.84−91.
  11. М.Н. Интонационная настройка по камертону в классах сольфеджио. М., 1962. 46 с.
  12. Аристотель. Поэтика, М., 1957. 182 с.
  13. Г. П. Особенности восприятия и изображения плоских вертикальных объектов. Вопросы психологии, 1972,5, с. 142 -148.
  14. .В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1,2. Л., 1971. 376 с.
  15. .В. Встречи и раздумья. Советская музыка, 1955, fi? I, с.49−58.
  16. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965. 14−4 с.
  17. .В. О себе. В сб.: Воспоминания о Б. В. Асафьева. Л., 1974, с.317−508.
  18. Н., Зебряк Т. Сольфеджио для I-П классов ДМШ. М.-Л., 1976. — 86 с.
  19. Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX зека. Советская музыка, 1971, № 8, с. 96 -III.
  20. Л.А. Путь к музицированию. М.-Л., 1973. -269 с.
  21. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. 334 с.
  22. .й. Нарушение психических процессов при поражении правого полушария. Вопросы психологии, 1973, Ш 6, с. 124 — 134 .
  23. Беляева Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М., 1923. — 116 с.
  24. Беляева Экземплярская С. Н. Музыкальное восприятие и современная психология. — В сб.: Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971, с.22−32.
  25. Л.В. Психологический анализ слухового- представления мелодии. Ученые записки Государственного института психологии. 1940, т.1, с.151−196.
  26. М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974. 143 с.
  27. М.И. Техническая психология. М., 1966. 121 с.
  28. Д.Е. Современные исследования кратковременной памяти. Вопросы психологии, 1966, № 3, с.49−54.
  29. А.И., Петрова Е. П., Брускина A.M., Каме-нецкая А.Г. Материалы по исследованию слуха новорожденных и детей раннего грудного возраста. В сб.: Проблемы физиологической акустики. М.- Л., 1959, т.1У, с.114−122.
  30. И.Л. О светомузыкальных замыслах А.Н.Скрябина. В сб.: Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания. Казань, 1972, вып. 2, с.119−152.
  31. В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио. М., 1978. 86 с.
  32. A.M., Каменецкая Б. И. Память человека. М., 1973.- 207 с.
  33. П.Ф. Новое в музыкальном воспитании. Советская музыка, 1966, № 4, с.108−115.
  34. П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация.- В сб.: Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967, с.67−107.
  35. Венгер Л.А., Рузская А. Г. Оперативные единицы воеприятия и проблема сенсорных эталонов. В кн.: Восприятие и действие. М., 1967, с. 250 — 286 .
  36. JI.A. (ред.). Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1973. НО с.
  37. Венгер Л.А. I. О путях изучения генезиса сенсорных способностей. 2. О некоторых дискуссионных вопросах теории способностей. В сб.: Генезис сенсорных способностей. М., 1976. I. — с. 4−18- 2 — с.233−248.
  38. Н.Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов. Вопросы психологии, 1970, № 4, с.77−87.
  39. Г. О возможности дальнейшего развития теории ладовых функций. В сб.: Проблемы лада. М., 1972, с. 77−98.
  40. А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М., I960. 139 с.
  41. Е.Я. Исследование точности «абсолютного» различения частоты звуковых сигналов у человека: Авторе®-, канд. дис. Л., 1958. — 23 с.
  42. Е.Я. Зависимость точности «абсолютного» различения частоты звуковых сигналов от ширины частотного диапазона. В сб.: Проблемы физиологической акустики. М.-Л., 1959, т. 1У, с. 51−55 .
  43. С. Сольфеджио. В кн. Художественные отклики. Пб., 1912, с. 155 — 161.
  44. А.А. Электрический синтез музыкальных звуков как основа исследования их восприятия. Вопросы психологии, 1971, te 6, с. 54 — 65 .
  45. А.А. О восприятии переходных процессов музыкальных звиков. Вопросы психологии, 1972, № 4, с. 51 -60 .
  46. А.А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: Авторе®-, канд. дис. М., 1972. — 21 с.
  47. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с.
  48. Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. В кн.: Проблемы способностей. М., 1962, с.214 228.
  49. Н.А. Музыкальная акустика. М.-Л., 1940. -245 с.
  50. Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.-Л., 1948. 82 с.
  51. Н.А. Возникновение гармонических образов при восприятии мелодий. В сб.: Проблемы физиологической акустики. М.-Л., 1949, т.1, с. 153 — 158 .
  52. Н.А. Зонная природа тонального слуха.
  53. В сб.: Проблемы физиологической акустики. М.-Л., 1950, т. П, с.139 152.
  54. Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. М.-Л., 1951. 63 с.
  55. И.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. М., 1962. 245 с.
  56. Э.А. Об изучении биоэлектрических коррелятовпамяти. Вопросы психологии, 1972, № I, с. 25 — 36 .
  57. С.Н. Нейродинамика слуховой системы человека. Л., 1964. 212 с.
  58. А.Л. О восприятии музыки и музыкальном слухе. В сб.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981, с.41−57.
  59. И. Фортепьянная игра. М., 1961. 221 с.
  60. Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975.- 160 с.
  61. В. Еще раз о концепции. М.Марутаева. -Советская музыка, 1970, № 8, с. 89 94 .
  62. Н.Ф. О новых исследованиях внимания. -Вопросы психологии, 1973, № 3, с. 121 128
  63. Н.Ф. О селективности и динамике внимания. Вопросы психологии, 1975, № 2, с. 68 — 80 .
  64. Д.М. К вопросу об интуитивном и дискурсивном понимании текста. Вопросы психологии, 1976,? 3, с. 59 -68 .
  65. О.М. К вопросу об использовании схематизированного образа в дошкольном возрасте. Вопросы психологик, 1973, Ш 2, с. 89 — 98 .
  66. Т.В. Особенности развития звуковысотной различительной чувствительности в дошкольном возрасте. В сб.: Развитие детского голоса. М., 1963, с. 196−203.
  67. Н.Г. Структура проблемы распознавания слуховых образов. В сб.: Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970, с. 3 — 54
  68. А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. В сб.:
  69. Развитие детского голоса. М., 1963, с.186−195.
  70. А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. В сб.: Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963, с.30−56.
  71. А.В. Развитие восприятия и деятельность. -Вопросы психологии, 1967, № I. с. II 16 .
  72. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1967. 322 с.
  73. В.П. Продуктивное восприятие. Вопросы психологии, 1971, /й 6, с. 27 — 42.
  74. В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления. Вопросы психологии, 1973, Ш 2, с. 3 -14 .
  75. П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. 522 с.
  76. П.И., Репкина Г. В. К постановке проблемы оперативной памяти. Вопросы психологии, 1964, № 6, с. 3 -12 .
  77. Т.П. К вопросу о формировании эталонов при опознании визуальных сигналов. ХУШ Международный психологичс-кий конгресс- симпозиум 16. М., 1966, с. 175- 180 .
  78. Г. А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников. Вопросы психологии, 1959, Ш 5, с.134−144.80. йтельсон Л. Б. Парадоксы восприятия и экстраполяцион-ные механизмы перцепции. Вопросы психологии, 1971, № I, с.63−71.
  79. В.И. Восприятие малых высотных разностей. -В сб.: Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1940, т. ХШ, с. 114 139
  80. В.И. Абсолютный слух. В сб.: Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1947, т. ХУШ, с.169−170.
  81. В.И. О центральных слуховых процессах. В сб.: Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л., 1947, т. ХУШ, с.167−168.
  82. Г. В. (ред.). I. Консонанс. 2. Слух музыкальный. 3. Цветной слух. В кн.: Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1959- I — с.114−115- 2 — с.249- 3. — с.296.
  83. С.В. Отношение звуков как условно-рефлекторный раздражитель. В сб. г Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова. М.-Л., 1933, с. 213 — 218 .
  84. А.Г., Степанов А. А., Шабалин С. Н. Психология. М., 1966. 448 с.
  85. М.М. Об условных рефлексах на отношение раздражителей у детей раннего возраста. В сб.: Труды Института физиологии им. И. П. Павлова. М.-Л., 1952, т.1,
  86. М.М. Обобщение как функция мозга. Л., 1967.- 173 с.
  87. Л.М. Чайковский В Петербурге. Л., 1974. -320с.
  88. A.M. Познание и деятельность. М., 1967. -126 с.
  89. A.M. Теория отражения и творчества. М., 1971.- 253 с.
  90. .Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971 .- 320 с .
  91. Ю.Н. Эвристический поиск и его операционные и эмоциональные компоненты. Вопросы психологии, 1973, № I, с. 48−58
  92. В.Л. Вопросы психобиология музыки. Советскаямузыка, 1966, № 8, с. 37 4−3 .
  93. A.M. Узнавание и время обучения. Вопросыпсихологии, 1973, fe I, с. 122- 124 .
  94. А.Н. О механизме чувственного отражения. -Вопросы психологии, 1959, life 2, с.19−21.
  95. А.Н. О формировании способностей. Вопросы психологии, I960, I, с. 7 — 17
  96. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.- 545 с.
  97. А.Н. Психический образ и модель в свете ленинской теории отражения. Вопросы психологии, 1970, № 2, с. 34 — 45 .
  98. Леонтьева 0. Оптимистическая педагогика. -Советская музыка, 1964, № 8, с. 8−16
  99. Дж. Основные корреляты слухового стимула.- В кн.: Экспериментальная психология. М., 1963, с.580−642.
  100. .Ф. О структуре процесса опознания. ХУШ Международный психологический конгресс- симпозиум 16. М., 1966, е.135 142 .
  101. .Ф. О роли практики в развитии общей психологии. Вопросы психологии, 1971, № I, с. 26 — 35
  102. А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968. 88 с.
  103. Г. А. Музыкальный слух, его воспитание иусовершенствование. Киев, 1924., 24 с. i
  104. Л.А. О мелодии. М., 1952. 300 с.
  105. Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. 749 с.
  106. Д08. Мазель Л. А. Проблемы классической гармонии. М., 1972.616 с.
  107. С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. СПб, 1915. -233с.
  108. НО. Маккинон Л. Игра наизусть. Л., 1967. 136 с.
  109. Мальцева Е.А. I. Основные элементы слуховых ощущений. 2. Абсолютный слух и методы его развития. Сб. работ физиолого-психологической секции ГИМНа. М., 1925, с.7−55.
  110. Л.М. Воспитание вокалиста в классе сольфеджио. В сб.: Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967, с. 43 — 57.
  111. A.M., Егоров М. П. Исследование процессов мышления человека при выполнении заданий ранжирования. Вопросы психологии, 1972, № 4, с.81−92.
  112. В.В. О направленности музыки на восприятие. В сб.: Тезисы докладов на юбилейной научно-теоретической конференции, посвященной 50-летию образования СССР. Ташкент, 1972, с.
  113. Я.А., Симоненко Ю. А. Особенности восстановления информации человеком при опознании букв. Вопросы психологии, 1973, № 2, с. 37 — 44.
  114. Е.А. Специфические особенности мышления оператора при опознании сигнальных образов. ХУШ Международный психологический конгресс- симпозиум 16. М., 1966, с.260−263.
  115. Дж. Магическое число семь плюс или минус два. (О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию). В кн.: Инженерная психология. М., 1964, с.192−244.
  116. В.Ф. Влияние наследственности на индивидуальные особенности некоторых процессов памяти. Вопросы психологии, 1972, to 4, с. 61 — 67
  117. ПУ. Молчанов А. П., Лабутин В. К. Механизмы анализа сигналов в органе слуха и проблемы их моделирования. В сб.: Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970, с. 142 -204 .
  118. В.П. Вокальный слух и голос. М-Л., 1965. 85с.,
  119. Мухина-Коротова Т. К. Некоторые особенности формирования. звуковысотных дифференцировок в раннем детстве. Вопросы психологии, 1964, № I, с. 61 — 71 .
  120. Т.Ф. Трехголосные диктанты (методические замечания). М., 1967. 94 с.
  121. В.Н., Готсдинер А.Л.К вопросу об основных признаках музыкальных способностей и условия их развития. В сб.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971, с. 47 — 48 .
  122. А. К вопросу о слуховом анализе. В Сб.: Воспитание музыкального слуха. М., 1977, с. 1Э5 — 145 .
  123. К.В. О психологии музыкального восприятия. м., 1972. 367 и.
  124. Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступене-вых представлений в развитии музыкального слуха. В сб.: Воспитание музыкального слуха. М.,.1977, с. 25 — 77 .
  125. Е.В. Слух¦Асафьева. Советская музыка, 1983, fe 7, с.81−89.
  126. И.Т. Музыкальность. СПб., 1914. 62 с.
  127. И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники. М.-Л., 1969. 134 с.
  128. Нечаева Елизарова И. П. К функциональной характеристике слухового анализатора ребенка первых месяцев жизни: Автореф. канд. дис. М., 1955. — 13 с.
  129. Оке С. Основы нефрофизиологии. М., 1969. 436 с.
  130. A.JI. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки. В сб.: Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967, с.5−27.
  131. А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л., 1970. 296 с.
  132. Д.А., Шебек Л. Р., Конрад Э.й. О природе образа эталона в процессах опознания вариативных объектов. -Вопросы психологии, 1968, № 5, с. 42 — 51 .
  133. Павловские среды. М., 1949. I т. — 360 с- П т. -627 с- 1 т, — 516 с.
  134. Л.Б. Информационная эстетика. Советская музыка, 1968, № 6, с. 62 — 69 .
  135. Н.К. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966. 221 с.
  136. А.В. Способности и труд. М., 1966. 79 с.
  137. К.К. Психология отражения музыки личностью.- В сб.: Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971, с. 42 50 .
  138. К.К. Проблемы способностей. М., 1972 .- 310 с.
  139. А.Я. Об условиях, затрудняющих параллельное протекание опознавательных процессов. Вопросы психологии, 1970, К? 5, с. 67−78.
  140. А.Н. Формирование опознавательных навыков в разных условиях обучения. Вопросы психологии, 1978, № I, с. 81−89.
  141. В.В. (ред.). Воспоминания о Чайковском. М., 1962. 460 с.
  142. А.В. Осциллографический метод анализа мелодии. М., 1932. 32 с.
  143. Ю.Н. Методика проверки интонационного слуха.
  144. В сб.: Применение технических средств и программированного обучения в средней специальной и высшей школе. М., 1965, с. 262 -268.
  145. Ю.Н., Назайкинский Е. В. Музыкально-теоретические исследования и разработка теории слуха. В сб.: Лаборатория музыкальной акустики. М., 1966, с. 10−29.
  146. Ю.Н. О художественной норме.чистой интонации при исполнении мелодий: Автореф. канд. дис. М., 1971. — 27 с.
  147. Ю.Н. Слух музыкальный. В кн.: Музыкальная энциклопедия. М., 1981, т. У, с. 102−105.
  148. С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968. 160 с.
  149. С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М.-Л., 1936. 307 с.
  150. Г. С. Развитие звукозысотного слуха в процессе обучения игре на скрипке. Вопросы’психологии, 1963, № 4, с.116- 124 .
  151. Г. Катехизис музыкального диктанта (систематическое развитие слуха). СПб.- М., 1894. 60 с.
  152. Г. Акустика с точки зрения музыкальной науки. М., 1898. 146 с.
  153. Римский-Корсаков Н. А. Музыкальные статьи и заметки. СПб., 191I. 223 с.
  154. Н.И. Образование и развитие музыкального слуха и облегчение изучения музыки вообще и фортепианной игрыв частности. Воронеж, 1898. 16 с.
  155. Э.К. Новый способ развития музыкального слуха. Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний. i1. СПб., 1903, с.12−13.
  156. А.И. Память. М., 1970. 60 с.
  157. С.Д. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. 148 с.
  158. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. 344 с.
  159. Н.И. Сравнительное изучение воспроизведения и узнавания при кратковременном запоминании. Вопросы психологии, 1973, fe 4, с. 28 — 33 .
  160. Л.Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией" «Прометей». Музыкальный современник, 1916, № 4−5, с. 169−175.
  161. Ю.А. Очерки психологии ума (особенности умственной деятельности школьников). М., 1962. 504 с.
  162. И.К. К вопросу о дискретности слухового восприятия. Вопросы психологии, 1971, ® 6, с. 164 — 168.
  163. Г. К., Снопик Б. И. К проблеме единства механизмов кратковременной и долговременной памяти. Вопросы психологии, 1970, № 6, с. 60 — 74 .
  164. В. лРазвитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М., 1962. 89 с. .
  165. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. 647 с.
  166. С.С. Развитие слуха студентов-вокалистов. -Советская музыка, 1951, № 7, с. 68 70
  167. С.С. Как трактовать тональность? Советская музыка, 1965, № 2, с. 36−38.
  168. Е. Основы акустики. М., 1958−1959. I т. — 617с-1. П т. 565 с.
  169. А.А. Ленинская теория отражения и психология . Вопросы психологии, 1970, № 2, с. S — 33 .
  170. А.А., Шлычкова А. Н. О соотношении непроизвольной и произвольной памяти. Вопросы психологии, 1976, Ш 5, с. 84 — 94 .
  171. Е.Н. Нервная модель стимула и ориентировочные рефлексы. Вопросы психологии, I960, № 4, с. 61 — 72 .
  172. Ф.В. О памяти пианистов-исполнителей. В сб.: Музыкальное исполнительство. М., 1970, вып. У1, с. I44-I6I.
  173. А.И. Основы психологии слуха. Л., 1972. 177 с.
  174. К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма. В сб.: Генезис сенсорных способностей. М., 1976, с. 19−67 .
  175. .М. Проблема одаренности. Советская педагогика, 1940, №№ 4−5, с.146−155.
  176. .М. Ощущение музыкального звука. В сб.: Ученые записки НИИ психологии. М., 1940, т. I, с. 115- 150.
  177. .М. О музыкальном переживании. В сб.: Психология. Тбилиси, 1945, т. Ш, с.
  178. .М. Психологические вопросы художественного воспитания. В сб.: Известия АПН РСФСР. М.-Л., 1947, N? II, с. 7 — 26 .
  179. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. 325 с.
  180. .М., Борисова М. Н. Чувствительность к различению и сенсорная память. Вопросы психологии, 1957, № I, с. 61−76.
  181. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 с.
  182. Тонкова Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни. — Вопросы психологии, 1968, № 3, с. 94 — 104 .
  183. Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966, 3-е изд. 212 с.
  184. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. -210 с.
  185. А. А. Собрание сочинений. Л., 1945, т. 1У. 221 с.
  186. А.Н. Вступительная статья. В кн.: Кондратьев А. И. Развитие музыкального слуха. М., 1962, с.3−12.
  187. П., Пиаже 1. Экспериментальная психология. М., 1973, вып. 1У. 231 с.
  188. Э.Р. Методы и приемы анализа процесса научения. В сб.: Экспериментальная психология. М., 1963, с. П-58.
  189. Л.С. Процесс называния предмета и его нарушение. Вопросы психологии, 1972, № 4, с. 107 — 117 .
  190. В. Звук. СПб., 1862. 161 с.
  191. Н.Н. О музыкальности как основном вопросе музыкальной эстетики. Пгр., 1915. 75 с.
  192. Л.А. Психоакустика и теория восприятия речи. -В сб.: Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970, с. 55 141 .
  193. Ш. Н. Влияние потребности на восприятие и установка. Вопросы психологии, 1971, № I, с. 95 -105 .
  194. М.С. Психологические проблемы узнавания. М., 1967. 210 с.
  195. К.М. Оптимизация алгоритмов распознавания за счет использования особенностей работы памяти. Вопросы психологии, 1971, № I, с. 82−94.
  196. К. Система Далькроза. М.-Л., 1924. 132 с.
  197. Э. О музыкальном воспитании юношества. Спб. 1897. 498 с.
  198. В.В. О цветовом звукосозерцании Н.А.Риме-кого-Корсакова. Русская музыкальная газета. Спб., 1908,39.40, с.842−845.
  199. Abraham О. Das absolute Tohbewusstsein. Musikalische Psychol. Studie. Sammelbade der Internationale Mus. Ges. В. З" Leipzig, 1901, S.1−86.
  200. Bachem A. Note on Hew’s review of the literature on absolute pitch. Psychol. Bull., 1948, v.45, p.161−162.
  201. Boggs L.P. Studies in absolute pitch. Amer. Journ. of psychol., 1907, p. 194 — 205.
  202. Brady P.T. Fixed-scale mechanism of absolute pitch. -J. Scoust. Soc. Amer., 1970, v.48, p.883−887.
  203. Brentano P. Untersuchungen zur Sinnespsychologie. Leipzig, 1907. 101 S.
  204. Caddy L.L. Practice effects in the absolute judgewent of pitch. J.Acoust. Soc. Amer., 1968, v.46, р. Ю69−10?6.
  205. Dziewulska M. Absolute and relative pitch in ear training of music students. Summer workshop on psychoacoustics of music. Jablanna, 1982, p.10.
  206. Eberhard U. Beitrage zur Entroicebugs psychologie des absoluten gehor und seiner Typen. Munich, 1968.
  207. Eitz C. Bausteine zum Schulgesangunterrichte im. Sinne der Tonwortmetode. Leipzig, 1911, Breitkopf und Hartel. 84 s.
  208. Gough E. The Effects of Practice on Jdgments of Absolute Pitch. Arch, of Psychol., 1922, H 7, p.1−93.
  209. Harris J.D. The decline of pitch discrimination with time. J.Exptl. Psychol., 1952, И 43, p.96−99.
  210. Kohler W. Katrensteins Archiv f. exper. n. klin Phonetik. 3.1, 1913.
  211. Kohler W. Akustische Untersuchungen I-III Leitschr. f. Psychol., IT 54, 19Ю, S. 1−82- N 58, 1911, S.59−140- N72, 1915, S.1−192.
  212. Kries J. tlber das absolute Gehor. Zeutschr. f. Psychol., B.3, 1892, S.257−279.
  213. Meyer M. Is the memory of Absolute Pitch capable of development by training. Psychol. Rew., 1899, H 6, p.514--516.
  214. Morawska-Biingeler M., Rakowski A. Studies of the accuracy of absolute pitch (the Academy of Music. Warszawa) Jablonna, 1982, p.21.
  215. Mull H.K. The acquisition of Absolute Pitch. Amer. J. of Psychol., 1925, v.36, p.489−493.
  216. Nadel S. Uber einen eigentumlichen Pall von Tonaubheit. Arch. f. d. gesamte Psychol., 64, 1928, S.37−80.
  217. He a D.M. A critical review of the literature on absolute pitch. Psychol Bull., 1947, v.44, p.249−266.
  218. Oakes W.F. An experimental study of pitch naming and pitch discrimination reactions. J. genet.Psychol., 1955, v.86, p.257−259.
  219. Rakowski A. Direct comparison of absolute and relative pitch (the Academy of Music. Warszawa). Symp. on Hearing theory. Eindhoven, Holland, 22/23 June, 1972, p.1−4.
  220. Rakowski A. Investogations of absolute pitch. Warsaw-Kansas, 1978, p.1−11.
  221. Revesz G. Zur Grundlegung der Tonpsychologie. Leipz., N 14, 1913, S.130−137.
  222. Revesz G. Einfuhrung in die Musikpsychologie. Bern, 1946. 314 S.
  223. Serjeant D. Experimental investigation of absolute pitch. J. of Research in Music Education, 1969, v.17, p.135−143.
  224. Stumpf C. Tonpsychologie. Band I, II. Leipzig, 1883, 1890- I 424 S.- II — 549 S.
  225. Terhardt E. Psychoacoustics of absolute pitch (Institute of Electroacoustics, Technical University, Munich). Jablonna. 1982, p.29.
  226. Von Bekesy G. Zur Theorie des Horens. Uber die eben werkbare Amplitaiden-und- Frequenzanderung eines Tones. Physiol. Zs. Band 30, p.721−745.
  227. Ward W.D. Absolute pith. Sound, I, 1963 (aa p.14−21). Sound, II, 1963 (b: p, 33−41) — 14−6
  228. Ward W.D. Musical perception. J. Foundutions of modern and tony theory, 1970, v.1, IT 7.233 • Weinert L. Untersuchungen iiber das absolute Gehor. -Archiv fur die gesamte Psychol. Band 73, Leipzig, 1929, S.51−108.
  229. Wellek A. Das absolute Gehor und seine Typen. Leipzig, 1938. — 343 S.
  230. Whipple G.M. Studies in pitch discrimination. Amer. J. of Psychol., 11 14, 1903, S.553−573.
Заполнить форму текущей работой