Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интерсубъективность. 
Социальная психология развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дж. Боулби отмечал, что поведение привязанности служит целям адаптации и выживания. Взрослый и ребенок, между которыми устанавливается привязанность, ведут себя совершенно иначе по отношению друг к другу, чем во взаимодействиях с другими людьми. Они хорошо понимают сигналы друг друга и устанавливают по существу первые социальные связи. Младенец обладает определенной способностью вступать… Читать ещё >

Интерсубъективность. Социальная психология развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее впечатляющие данные о готовности младенца к социальному взаимодействию были получены в исследованиях К. Тревартена. В экспериментальных условиях поведение пяти младенцев в возрасте от одной недели до шести месяцев снималось на кинопленку в двух ситуациях: когда рядом с ребенком находилась мать и когда мать отсутствовала, а перед ребенком лежала яркая игрушка. По результатам опытов оказалось, что поведение младенцев в ответ на присутствие матери и поведение в ответ на неживой объект существенно различаются. Младенец производит два способа спонтанной активности, два разных «интереса» к живому и неживому объектам. Наибольшие различия были зафиксированы в выражении лица, голосовых реакциях и положении рук при восприятии матери и игрушки уже начиная с первых недель жизни. Полученные факты свидетельствуют о том, что уже в первые недели жизни младенцы способны к восприятию людей и неживых объектов как совершенно различных.

К. Тревартен высказал предположение, что уже двухмесячные младенцы имеют представление о взаимосвязи их собственного поведения и поведения другого человека, партнера по взаимодействию. Он назвал это первичной интерсубъективностью — врожденной формой приспособительных функций, которая обеспечивает способность младенца к взаимодействию с другими людьми.

В последующие несколько месяцев когнитивное развитие младенца и опыт межличностного взаимодействия приводят к нарастанию понимания желании и поведения других людей. Примерно в возрасте восьми-девяти месяцев формируется вторичная интерсубъективность, понимание того, что в мире есть другие люди, а объекты внешнего мира могут быть фокусом совместной деятельности ребенка и взрослого[1].

Итак, младенец является сложным, внутренне организованным существом, одаренным спонтанной активностью и способностями к восприятию и взаимодействию с другими людьми. Поэтому социализация ребенка выступает как двусторонний процесс, в котором активно участвуют обе стороны: взрослый и ребенок.

Привязанность

Важнейшим новообразованием младенческого возраста является привязанность ребенка к близкому взрослому (обычно таким взрослым является мать). Признаки привязанности младенца к тому или иному человеку проявляются в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх[2].

Дж. Боулби отмечал, что поведение привязанности служит целям адаптации и выживания. Взрослый и ребенок, между которыми устанавливается привязанность, ведут себя совершенно иначе по отношению друг к другу, чем во взаимодействиях с другими людьми. Они хорошо понимают сигналы друг друга и устанавливают по существу первые социальные связи. Младенец обладает определенной способностью вступать в общение с взрослым, сигнализируя о своих потребностях, а взрослый обладает способностью понимать подобные проявления и адекватно отвечать на них в процессе взаимодействия с ребенком.

С точки зрения Дж. Боулби, к концу первого года жизни у младенца формируются внутренние, интрапсихические «рабочие модели», отражающие основные аспекты окружающего мира, включая близких взрослых[3].

  • [1] Trevarthen С. The primary motives for cooperative understanding // Social cognition: studies of the development of understanding. Chicago, 1982.
  • [2] Боулби Дж. Привязанность. Μ.: Гардарики, 2003.
  • [3] Ainsworth М. D. S., Bowlhy J. An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991. Vol. 46. P. 331−341.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой