Выбор приоритетных задач для программы социальной поддержки в сфере образования
Таким образом, программа педагогической реабилитации в своем развитии сталкивается с устаревшими традициями, вынуждена вступать в борьбу с рыночной психологией и фактически решает заново организационные, методические, правовые и моральные проблемы. Пока более или менее подробно разработана ее инфраструктура. На очереди — отраслевое научное обеспечение, а в сравнительно отдаленном будущем… Читать ещё >
Выбор приоритетных задач для программы социальной поддержки в сфере образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При ответе на вопрос, с чего начать реабилитационную работу, не должно быть больших колебаний, ибо ясно, что мы просто не в состоянии куда-нибудь двинуться, не сформулировав, в чем состоят представления наших детей о достойном образе жизни и на что они могут рассчитывать как граждане отечества.
Возникает проблема: на чем строить представление о личной ценности человека, если никто не хочет замечать его достоинств? Что могло бы заменить обычные представления об успехе в жизни?
Аутсайдер в нашем обществе отличается тем, что воспринимает свои неудачи не как стечение обстоятельств (не повезло), а как несправедливое отношение к себе со стороны окружающих, которые получают преимущества, стоя с ним в одной очереди. Отторжение влечет за собой сложную реакцию средовой дезадаптации, где преобладают чувства обиды и враждебности.
Традиционное общественное сознание связывает утешение в печальных обстоятельствах с религией, которая не в состоянии их изменить (они остаются по-прежнему плачевными), но может повлиять на отношение к невзгодам благодаря умению соотносить мелочи жизни с высокими идеями предназначения человека. Ее многовековая практика, казалось бы, служит надежной гарантией эффективности, но пока в наших условиях с помощью религии особых успехов в реабилитационной деятельности достичь не удается. Возможно, еще непонятен язык проповеди или у тех, кто берет на себя ношу быть наставником совести, нет харизмы, приобретаемой личным нравственным подвигом. Причины разные, но результат один: дети воспринимают носителя религиозных взглядов скорее как учителя истории, чем воспитателя.
Да и самому учителю нужно заниматься повседневной работой с учеником не в религиозной школе, а в таких условиях, где способ моральной поддержки неразрывно связан с обыденной учебной и воспитательной деятельностью. Для этого ему необходимы концепция самодостаточности личности с ее представлениями о «я-образе», теория замкнутых малых групп, педагогика диалога культур.
Мы обязаны не возвращать ребятишкам, попавшим в аутсайдеры, надежду стать такими, «как все», да еще оказаться в числе преуспевающих (ее нет, и рассчитывать на нее не приходится), а создать для них новый мир, свободный от пренебрежения человека к человеку.
Таким образом, программа педагогической реабилитации в своем развитии сталкивается с устаревшими традициями, вынуждена вступать в борьбу с рыночной психологией и фактически решает заново организационные, методические, правовые и моральные проблемы. Пока более или менее подробно разработана ее инфраструктура. На очереди — отраслевое научное обеспечение, а в сравнительно отдаленном будущем — духовное проникновение в новую школу. Двигаться, естественно, приходится по всем направлениям одновременно. Для сохранения темпов необходимо концентрировать усилия на приоритетных задачах, поступаясь тем, что недоступно в данных обстоятельствах.
Любая реформа движется тремя магистральными путями:
- • создание организационных форм, адекватных идее;
- • введение новых способов материальных расчетов;
- • изменение менталитета участников процесса.
Так и в реабилитационном деле, которое требует отступления от привычных стереотипов, приходится обеспечивать прогресс по всем перечисленным направлениям одновременно. Однако вкладывать силы в решение сразу нескольких задач бывает сложно по материальным причинам, поэтому зачастую руководство предпочитает ограничиваться организационными перестановками, не трогая ни материального, ни ментального базиса педагогического процесса в надежде получить результат без экономического риска и необходимости преодолевать упругость старосоветского мышления. Но попытки упрощения решений неизбежно приводят к профанации самых лучших намерений и сопровождаются непроизводительной тратой сил, а центры педагогической реабилитации с неимоверно раздутыми штатами превращаются в элементарные диагностические подразделения, обслуживающие школьную дискриминацию.
По нашему твердому убеждению, изменить отношение педагогов к проблеме педагогической реабилитации можно лишь в том случае, если она войдет в круг их повседневных обязанностей, станет частью обычных профессиональных задач, одним из показателей качества образовательных услуг, другими словами, будет принята педагогическим менталитетом.