Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для испытуемых группы ТСД характерны более крайние, максимальные варианты оценок При этом в большинстве случаев для испытуемых этой группы при характеристики понятия «удовлетворенность публичным выступлением» положительное значение приобретает полюс, энергетически насыщенный (сильное, активное). Подобная ситуация представляется парадоксальной, однако, она может быть объяснена, по крайней мере… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением как психологическая проблема
    • 1. Стиль деятельности как фактор, опосредующий удовлетворенность публичным выступлением у музыкантов-исполнителей
    • 2. Анализ проблемы публичного выступления в музыкальной педагогике
  • Традиционные пути решения
  • Выводы
  • Глава 2. Экспериментальное изучение взаимосвязи удовлетворенности публичным выступлением со Огилем деду&льности у музыкантов-исполнителей.'./
    • 1. Организация экспериментального исследования по изучению взаимосвязи удовлетворенности публичным выступлением со стилем деятельности у музыкантов-исполнителей
    • 2. Ход эксперимента и математическая обработка данных
    • 3. Анализ результатов и
  • выводы

Взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкально-исполнительских факультетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика и актуальность проблемы. В эпоху стремительных изменений и преобразований современной жизни, характеризующейся усилением стрессогенности, влияющей на науку, культуру и образование и наполняющей их новым содержанием, особенно актуальным становится изучение психологических факторов, влияющих на успешность деятельности человека.

Современные требования к деятельности профессионального музыканта существенно меняются: уменьшается массовая потребность общества в узко квалифицированных исполнителях, теоретиках, все более востребованными становятся специалисты-универсалы, компетентные во многих областях музыкального искусства, обладающие разносторонними умениями и навыками, связанными с их профессиональной деятельностью, умеющие при необходимости быстро подготовиться к публичному выступлению. Социальные условия побуждают сегодняшних студентов музыкально-исполнительских факультетов серьезно переосмысливать возможности своей будущей профессиональной самореализации и соответственно с этим менять свое отношение к процессу профессиональной подготовки, что существенно осложняет решение профессиональных проблем, сопровождающих любой процесс развития и познания.

С особой остротой профессиональные проблемы проявляются в ситуациях публичного выступления, так как именно в них в спрессованном виде обнажаются различные стороны профессиональной деятельности музыканта-исполнителя.

Удовлетворенность публичным выступлением у музыканта-исполнителя служит своеобразным индикатором готовности к нему как профессионально-технической, так и личностнойона может быть как следствием ориентации исключительно на результат, так и одним из этапов профессионального становления музыканта-исполнителя.

Проблема удовлетворенности художником своей творческой деятельностью и её результатами была и остается актуальной. Анализ воспоминаний и высказываний великих композиторов и исполнителей свидетельствует о том, что удовлетворенность художника своим творчествомкатегория динамическая, постоянно сопровождающая различные этапы развития и становления Мастера. Периоды безусловного приятия себя и своего творчества неизбежно сменяются периодами полной неудовлетворенности собой и неверия в собственные силы, что, очевидно, вызывается сложным и противоречивым взаимодействием множества психологических компонент, участвующих в творческом процессе (профессионализм, вдохновение, работоспособность, мотивация, целеполагание, соотношение уровня притязаний и достижений, адекватность самооценки и мн. др.), анализировать которые не входит в задачи данного исследования. Однако, необходимо заметить, что удовлетворенность своей деятельностью у разных музыкантов-исполнителей может качественно различаться в зависимости от множества внешних и внутренних условий, в которых протекает творчеекая деятельность. Поэтому представляется интересным и актуальным рассмотреть проблему удовлетворенности публичным выступлением с точки зрения её качественного анализа как понятия.

Следует отметить, что в последнее время в различных науках проявляется большой интерес к изучению проблемы стиля. Понятие «стиль», возникшее в процессе становления и развития искусства заметно разрослось и приобрело в современных исследованиях полисемантическое и междисциплинарное значение. Сегодня исследователи останавливают свое внимание на таких его аспектах как стиль деятельности, стиль руководства, стиль общения, педагогический стиль и др. В то же время, наряду с такими дифференцированными подходами к данной проблеме, появились новые научные концепции, рассматривающие стиль как целостное интегративное проявление жизни человека, охватывающее все её компоненты и сферы, в частности, развитие личности в ходе профессиональной деятельности.

Сказанное выше позволяет рассмотреть проблему публичных выступлений с позиций субъектно-деятельностного подхода, с точки зрения того, как разными музыкантами-исполнителями понимается удовлетворенность публичным выступлением, какой личностный смысл вкладывают они в это понятие. При этом, по нашему мнению, качественные различия в интерпретации данного понятия будут зависеть в немаловажной степени от того, какого стиля деятельности придерживается музыкант-исполнитель в своей повседневной и концертной практике.

Приходится констатировать, что до сих пор проблема публичных выступлений разрабатывалась преимущественно в контексте методических и педагогических исследований, причем, как правило, редуцированно, т. е. исключительно как проблема эстрадного волнения, неконтролируемых эмоциональных реакций у музыканта-исполнителя, формирования психологической готовности к публичному выступлению. Причиной такого положения дел, по-нашему мнению, является тот факт, что большинство исследователей данной темы рассматривают её исключительно с точки зрения негативного влияния эмоций на исполнительский процесс в сценической ситуации и ставят своей целью научить учащихся избавляться от негативных эмоциональных переживаний, преодолевая их.

Однако, опираясь на анализ мемуаров, воспоминаний, на высказывания, содержащиеся в трудах известных музыкантов и педагогов, а также на личный опыт автора, можно заметить, что исполнители достаточно по-разному оценивают уровень значимости собственного публичного выступления и далеко не всегда связывают его со своим эмоциональным состоянием на сцене. В зависимости от индивидуальных особенностей понимания этого акта и множества других сопутствующих ему внутренних и внешних факторов, сценический опыт может восприниматься исполнителем независимо от наличия или отсутствия в нем сценического волнения.

Следует напомнить, данная проблема изучалась недостаточно как междисциплинарная, и целенаправленные экспериментальные исследования по ней не проводились, поэтому разработка данной проблемы в контексте междисциплинарного ее содержания сохраняет свою актуальность для оптимизации процесса практической деятельности музыканта-исполнителя и подготовки студентов-музыкантов.

Итак, данная работа посвящена изучению взаимосвязи между стилями деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением у студентов музыкальных учебных заведений.

Цель работы — выявить взаимосвязи между стилями деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением у студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.

Данная цель подразумевает решение следующих задач:

1. Проанализировать и обобщить имеющуюся по теме исследования литературу;

2. Обосновать необходимость рассмотрения проблемы с точки зрения её субъективной значимости для музыкантов-исполнителей;

3. Определить и охарактеризовать различные стили деятельности в преломлении к музыкально-исполнительской специфике;

4. Осуществить экспериментальную проверку гипотезы: выявить особенности субъективного значения удовлетворенности публичным выступлением и ее взаимосвязи со стилями деятельности у студентов музыкально-исполнительских факультетов.

Гипотеза исследования опирается на предположение о том, что:

— существует взаимосвязь между стилем деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением у музыкантов-исполнителей;

— степень удовлетворенности потребностей в признании и самовыражении значимо различается у музыкантов в зависимости от стиля деятельности;

— семантическое наполнение понятия «удовлетворенность публичным выступлением» у музыкантов-исполнителей с разными стилями деятельности различно.

Объект исследования — студенты музыкально-исполнительских факультетов средних и высших учебных заведений.

Предмет исследования — взаимосвязь стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у музыкантов-исполнителей.

Методологическими основаниями исследования явились теоретические и методологические положения субъектно-деятельностного подхода в отечественной психологии, когда объективное существует только как субъективное, обусловленное внутренними личностными изменениями в процессе деятельности, а также принцип целостности (C.JI. Рубинштейн (121), К.А. Абульханова-Славская (3−5).

Теоретическую основу исследования составили: теория личности как субъекта самопознания и саморазвития (К.А.Абульханова-Славская, С.Н.Рубинштейн), концепция стиля человека и деятельности (А.В.Либин, Д. А. Леоньев, П. Г. Попов, В. М. Петров (129), рассматривающая стиль как интегративную и целостную характеристику индивидуальности и особенности её взаимодействия со средой.

Методы исследования — используемый в исследовании методический инструментарий подчиняется логике субъектно-деятельностного подхода и нацелен на выявление взаимосвязи между стилями деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением у музыкантов-исполнителей. В работе применяются методы экспертных оценок, наблюдения, беседы и самоотчетов, диагностики степени удовлетворенности основных потребностей (К. Райгородский), семантического дифференциала (Ч.Осгуд), непараметрические методы выявления уровня значимости различий U — критерий Манна-Уитни, выявления корреляционных связей, вычисления средних значений, мод.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась использованием взаимодополняющих методик, их сравнительным анализом с применением соответствующих методов компьютерной статистической обработки данных, репрезентативностью выборок испытуемых.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что впервые:

— акцент в изучении проблемы публичных выступлений музыкантов-исполнителей сделан на субъективном понятии удовлетворенности;

— выявлены содержательные характеристики стилей деятельности в данной предметной области;

— рассмотрена взаимосвязь между стилями профессиональной деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что выявленные взаимосвязи между стилями деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением могут быть использованы в практике музыкантов-исполнителей и педагогов. Новый взгляд на проблему публичных выступлений способен помочь по-иному оценить сценическую ситуацию и на основании этого предвидеть её, дав возможность по-новому понять и осмыслить механизмы, влияющие на эмоциональное состояние музыканта-исполнителя.

Положения, выносимые на защиту:

1. Стиль деятельности как целостная и интегративная характеристика индивидуальности взаимосвязан со всеми уровнями профессиональной подготовки музыканта-исполнителя (операционально-действенным, мо-тивационно-личностным, эмоциональным и мн.др.).

2. Рассмотрение проблемы публичных выступлений с методико-педагогических позиций исключительно как проблемы сценического волнения недостаточно и требует дополнительного экспериментального изучения.

3. Существующее разнообразие стилей деятельности у музыкантов-исполнителей может быть рассмотрено как два принципиально противоположных типа — Типологический стиль деятельности и Индивидуальный стиль деятельности. Различия между этими стилями деятельности в музыкально-исполнительской практике проявляются, прежде всего, в процессе выбора репертуара, в способах его разучивания (операционально-действенный уровень), в динамике концертных выступлений, их периодичности, участии в этом процессе педагога и ученика (моти-вационно-личностный уровень), в отношении музыканта к сценическим выступлениям, в педагогическом взаимодействии (эмоциональный уровень).

4. Для музыкантов-исполнителей с Индивидуальным стилем деятельности (ИСД) характерно стремление к поиску нестандартных и самостоятельных способов решения исполнительских задач, нередко приводящее к замедлению процесса развития игрового аппарата из-за повторения ошибок тактического и стратегического характера. В ситуации педагогического общения ИСД проявляет себя в значительной самостоятельности студента, что определяет весомую долю инициативы последнего в процессе выбора и подготовки репертуара, в установлении графика публичных выступлений. В процессе публичного выступления музыканты с ИСД склонны в значительной степени опираться на вдохновение и интуицию, что нередко определяет спонтанность выступления, приводящую к потерям на операционально-техническом уровне. Для музыкантов-исполнителей с ИСД удовлетворенность публичным выступлением характеризуется как состояние опустошенности и усталости, которая связана со значительной самоотдачей на сцене в процессе выступления. Для музыкантов-исполнителей с Типологическим стилем деятельности (ТСД) характерно достаточно точное присвоение и копирование уже существующих и наработанных способов овладения особенностями деятельности, что нередко приводит к нерациональному использованию учащимся некоторых исполнительских приемов в силу объективно существующих индивидуальных различий. В педагогической ситуации ТСД проявляет себя в определяющей роли преподавателя при выборе и подготовке репертуара, в установлении динамики концертных выступлений. В сценическом контексте музыкант с ТСД склонен опираться на осознание добросовестного прохождения всех необходимых этапов подготовки к публичному выступлению, а в случае неудачи списывать её на недостаточность вложенных усилий. Удовлетворенность публичным выступлением для музыкантов с ТСД по своим качественным характеристикам во многом идентична успешности, критерием которой является реакция преподавателя. Нередко её отсутствие может расцениваться как негативная обратная связь, в результате чего выступление может быть признано неудовлетворительным. Удовлетворенность публичным выступлением для музыкантов с ТСД характеризуется как радостное, ликующее, энергичное состояние, связанное с успешным выполнением поставленной задачи и одобрением значимых людей.

5. Для музыкантов с Индивидуальным стилем деятельности потребность в самовыражении является весьма значимой и находит свое удовлетворение в профессиональном контексте, в частности, в процессе публичных выступлений. Для музыкантов с Типологическим стилем деятельности крайне значимой является потребность в признании, тогда как связь потребности в самовыражении с их профессиональной деятельностью прослеживается достаточно слабо.

Апробация результатов исследования осуществлялась: в процессе экспериментальной работы на музыкальном факультете МПГУ, музыкальном училище им. Гнесиных, на базе музыкально-психологического центра при Европейском Объединении Преподавателей Фортепиано (ЕРТА) — в ходе чтения цикла лекций и проведения практических семинаров-тренингов в музыкально-психологическом центре ЕРТА.

Результаты исследования по семантическому дифференциалу показывают существенные различия между двумя группами в целом и в частности. По ряду шкал (особенно по факторам силы и активности) существует инверсия, наглядно демонстрирующая качественные отличия между отдельными группами испытуемых в интерпретации понятия «удовлетворенность публичным выступлением».

Для испытуемых группы ИСД положительное значение в большинстве случаев приобретают полюса, обозначающие спад энергии, отдых, расслабление (слабое, пассивное и т. п.). Этот факт может объясняться тем, что для них сценическое выступление является той максимальной точкой приложения сил и энергии, после которой неизбежно наступает спад. Такое объяснение подтверждается и тем, что у этой группы испытуемых потребность в самовыражении находится в зоне удовлетворенности. Для них состояние удовлетворенности публичным выступлением характеризуется как тихое, инертное, спокойное и т. п. и связано оно, в первую очередь, с внутренними ощущениями, с кинестетикой. Все эти характеристики описывают исследуемое понятие как результат определенной деятельности, что подтверждается словами самих испытуемых, которые свидетельствуют, что удовлетворенность от публичного выступления возникает только в тех случаях, когда им удается максимально полно самовыразиться и самораскрыться на сцене и при этом как можно точнее передать художественно-образное содержание исполняемой программы.

В ходе беседы было выяснено, что для этой категории испытуемых характеристика состояния удовлетворенности публичным выступлением шкалой «Удрученное — Залихватское» связано с чувством сожаления по поводу кратковременности пребывания на сцене по сравнению со временем, необходимым для подготовки программы для вынесения на сцену. Полюс «ускоренное» характеризует для них исследуемое понятие с точки зрения темпа движения мыслей, образов чувств, возникающих непосредственно после выступления и длящихся достаточно продолжительное время, несмотря на внешне выраженную заторможенность и гомеостатичность.

Необходимо отметить умеренность оценок у испытуемых данной группы по избранным ими полюсам. Средние значения несколько ниже по сравнению со средними значениями группы ТСД. Подобное положение вещей объяснимо с точки зрения профессионального стиля, который формируется в условиях несколько большей самостоятельности студентов, диктующей необходимость поиска собственных ориентиров и критериев для оценки своей деятельности и отношения к ее результатам.

Для испытуемых группы ТСД характерны более крайние, максимальные варианты оценок При этом в большинстве случаев для испытуемых этой группы при характеристики понятия «удовлетворенность публичным выступлением» положительное значение приобретает полюс, энергетически насыщенный (сильное, активное). Подобная ситуация представляется парадоксальной, однако, она может быть объяснена, по крайней мере, с двух точек зрения. С одной стороны, можно утверждать, что в связи с особенностями профессионального стиля деятельности состояние удовлетворенности публичным выступлением для этой группы испытуемых связано с подъемом энергии и выбросом её не в момент пребывания на сцене, а, наоборот, после него, что может быть вызвано ориентацией на оценку выступления, а не на сам процесс игрыс другой, — подобная активность как показатель удовлетворенности может свидетельствовать о бессознательном сопротивлении и протесте существующему положению дел. Вторая точка зрения находит свое яркое подтверждение при анализе количественных результатов по шкалам «Удрученное — Залихватское», «Тихое — Громкое», «Инертное — Предприимчивое», «Пассивное — Активное», «Сильное — Слабое», «Погасшее — Сверкающее», в которых испытуемыми данной группы положительно и высоко оценены активные полюса.

В процессе бесед, призванных объяснить подобное положение вещей, было выявлено, что для них понятие «удовлетворенность публичным выступлением» связано в немаловажной степени с визуальной положительной характеристикой. Так, полюс «Залихватское» содержит в себе для этой выборки испытуемых определенную характерность, демонстрационность, бесшабашность, направленную на безусловное присутствие зрителей. Наблюдения показывают, что в моменты, следующие за непосредственным выступлением, для этих испытуемых характерна двигательная и речевая активность, бурная деятельность разнонаправленного характера, желание общаться и т. д. и т. п. Характеристика состояния удовлетворенности публичным выступлением со стороны её громкости находит свое несколько необычное объяснение в беседе с данной группой испытуемых: нередко для них яркое, бравурное, насыщенное исполнение является залогом уверенности в себе на сцене, способной существенно повысить уровень удовлетворенности публичным выступлением. Предприимчивость для испытуемых группы ТСД по смыслу достаточно сильно связана с полюсом «Залихватское», то есть тоже характеризует удовлетворенность с точки зрения её характерности и яркости. В принципе, каждая из оцененных характеристик для этой выборки испытуемых означает праздничное, радостное эмоциональное состояние, выражающееся в большинстве случаев через красочные зрительные образы и связанное, прежде всего, по их словам, с качественным выполнением необходимой работы. Однако можно заметить, что из этой подборки характеристик стоит особняком такое определение состояния удовлетворенности как «замедленное». По словам испытуемых, замедленность их общего психического состояния после выступления выражается, прежде всего, во внутреннем ощущении некоторой заторможенности, пустоты и неуверенности, требующих значительной внешней компенсации.

Необходимо также отметить некоторые качественные различия между двумя группами по фактору Оценка, правда, подкрепленные количественно лишь отчасти. Своеобразная картина нарисовалась по шкалам: «Трусливое — Смелое» — здесь испытуемые ТСД группы исследуемое понятие охарактеризовали единогласно как смелое, причем достаточно высокими оценками, что подчеркивает приверженность их к активному, яркому зрительно образупри этом подобного единогласия не было во второй группе испытуемых. В процессе беседы было выяснено, что для них эта шкала не является особо значимой в отношении исследуемого понятия. По шкале «Красивое — Безобразное» испытуемые ТСД группы дали высокие положительные оценки по полюсу «Красивое», что в очередной раз подтвердило образовавшуюся тенденцию оценивать удовлетворенность публичным выступлением с визуальной точки зрения. По показателям второй группы, разделившихся практически пополам по разным полюсам, можно предположить, что эта характеристика не является значимой для них в оценке характеризуемого понятия. Шкала «Грязное — Чистое» не дала четко выраженной цифрами картины, мнения разошлись в обеих группах. В ходе беседы было выяснено, что оценка данного явления с этой позиции не представляется возможной для данной выборки испытуемых. По шкалам «Плохое — Хорошее», «Противное — Приятное» обе выборки испытуемых дали похожие результаты, придав положительное значение полюсам «Хорошее» и «Приятное», что может быть объяснено возрастными особенностями данной выборки испытуемых. По шкале «ЖестокоеДоброе» положительное значение приобрел полюс «Доброе» у испытуемых ИСД группы, и менее однозначные результаты показала другая группа. Для них состояние удовлетворенности публичным выступлением характеризуется наличием некоторой выраженной агрессивности, что подтвердилось проведенным наблюдением: в периоды, следующие непосредственно за публичными выступлениями. Для испытуемых данной группы было характерно состояние сильного возбуждения, выражающегося в гиперактивности действий, возбужденной коммуникации, подвижной мимике, громкой интонации речи, направленной на бурное описание своего непосредственно пережитого сценического опыта.

Подводя итоги проделанной работе, можно констатировать существование выраженных различий между двумя группами испытуемых в интерпретации понятия «удовлетворенность публичным выступлением» и наличие взаимосвязи этой интерпретации с принадлежностью к определенному стилю деятельности.

Заключение

.

В результате проведенного исследования взаимосвязи стиля деятельности с удовлетворенностью публичным выступлением у музыкантов-исполнителей можно сделать следующее заключение:

1. Анализ специальной литературы показал, что в практике музыкантов-исполнителей существует проблема публичных выступлений, традиционно рассматривавшаяся в русле методико-педагогического подхода как внешняя проблема сценического волнения и общей эмоциональной нестабильности. Несмотря на существование значительного количества отдельных приемов и рекомендаций относительно способов её решения, она сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Подобное положение дел объясняется тем, что данная проблема состоит из множества компонентов, начиная от индивидуально-личностных, мотивационных и, заканчивая социально-экономическими, что делает необходимым рассмотрение её как междисциплинарной.

2. Психологической наукой достаточно широко разработана концепция стиля, в частности тот её аспект, что стиль представляет собой целостную и интегративную характеристику индивидуальности, отдельными гранями которой могут быть стиль деятельности, стиль общения, стиль руководства и мн. др. Рассмотрение проблемы публичного выступления в связи с особенностями стиля деятельности музыкантаисполнителя значительно расширяет её понимание и открывает новые перспективы её решения.

3. В процессе анализа различных теорий стиля деятельности для дальнейшего исследования была специально рассмотрена классификация, разработанная в Пермской психологической школе — индивидуальный стиль деятельности (ИСД), типологический стиль деятельности (ТСД). Были исследованы и охарактеризованы особенности проявления данных стилей деятельности в контексте изучения музыкально-исполнительской специфики:

• индивидуальный стиль деятельности (ИСД) в музыкально-исполнительской деятельности направлен, в значительной мере, на поиск новых индивидуальных и нестандартных приемов исполненияна самораскрытие и самовыражение субъекта, что в ситуации публичного выступления заставляет музыканта-исполнителя чрезмерно доверять вдохновению и интуиции, нередко в ущерб предварительному этапу подготовки. В педагогической ситуации ИСД отражается в значительной самостоятельности ученика при выборе исполнительского репертуара и в процессе его разучивания. Музыкантами с ИСД успешное публичное выступление понимается как возможность максимального самовыражения на сцене и донесения эмоционального и смыслового содержания исполняемого произведения. Удовлетворенность публичным выступлением интерпретируется ими как состояние, следующее непосредственно за максимальным энергетическим выплеском на сцене и потому характеризующееся как пассивное, вялое. Индивидуальный стиль в музыкально-исполнительской деятельности чаще всего сопровождается чувством эмоционального удовлетворения. типологический стиль деятельности (ТСД) базируется на достаточно точном повторении и присвоении уже существующих музыкально-исполнительских технологийв педагогической ситуации ТСД проявляется как директивное взаимодействие преподавателя с учеником (что, безусловно, необходимо в некоторой степени в педагогическом процессе), проявляющееся в выборе репертуара и стратегии его разучивания, где ведущую роль играет преподаватель. Музыкантами с ТСД успешное выступление понимается как ситуация, удовлетворяющая потребность в признании, в первую очередь со стороны преподавателя и значимых людей. Удовлетворенность публичным выступлением трактуется ими как радостное энергичное состояние, вызванное осознанием чувства добросовестно выполненной задачи, что, тем не менее, требует обязательного подтверждения со стороны преподавателя. Нередко жесткое следование типологическому стилю деятельности в музыкально-исполнительском искусстве.

Ill приводит к снижению эмоциональной удовлетворенности профессиональной деятельностью.

4. В результате экспериментального исследования, посвященного выявлению взаимосвязей между стилем деятельности и удовлетворенностью публичным выступлением у музыкантов-исполнителей, были получены следующие результаты:

• в подходе к процессу выбора исполнительского репертуара, в способах его разучивания, в динамике концертных выступлений, их периодичности, интерпретации понятий «успешность публичных выступлений» и «удовлетворенность публичным выступлением» рельефно вырисовываются два отличных друг от друга стиля деятельности.

• В результате диагностики степени удовлетворенности потребностей в признании и самовыражении было выяснено, что у группы испытуемых с ИСД потребность в самовыражении находится в зоне удовлетворенности, а потребность в признании в зоне частичной неудовлетворенности. У испытуемых с ТСД в зоне неудовлетворенности располагаются потребности в самовыражении и признании.

В процессе дальнейшей беседы было выяснено, что для группы с ИСД потребность в самовыражении является весьма значимой, и она находит свое удовлетворение в профессиональном контексте, в частности в процессе публичных выступлений. Потребность в признании также важна для этой группы испытуемых, однако, она рассматривается как менее значимая по сравнению с потребностью в самовыражении.

Для испытуемых с ТСД удовлетворенность публичным выступлением достаточно сильно связана с внешним успехом и признанием со стороны значимых людей. Также было выяснено, что для них потребность в самовыражении достаточно слабо связана с их профессиональной деятельностью и является мало значимой.

• Между испытуемыми двух групп существуют значительные различия в интерпретации понятия «удовлетворенность публичным выступлением». Наибольшие различия между группами двух разных стилей деятельности были выявлены по факторам Силы и Активности, часты были инверсии шкал. Необходимо специально отметить выявившуюся тенденцию при проведении данной методики:

Для испытуемых с ИСД понятие «удовлетворенности публичным выступлением» характеризуется пассивными полюсами шкалочевидно, это связано с тем, что для них выступление, способное дать чувство удовлетворения, является той ситуацией, где происходит максимальный выброс энергии и творческих сил, после которых неизбежно наступает спад.

Для испытуемых ТСД удовлетворенность публичным выступлением характеризуется высоко активными полюсами шкал, то есть для них состояние, следующее непосредственно за удачным выступлением, связано с подъёмом энергии. В большинстве случаев для них пребывание на сцене не является ситуацией, где необходима максимальная концентрация творческих сил для самораскрытия и передачи художественного смысла исполняемого произведения.

Необходимо специально отметить ярко выраженное отличие в характере оценивания шкал: в ответах группы с ИСД фигурировал средний уровень оценок, средние значения были ниже, чем в другой группе, в ответах не прослеживалось постоянного единогласия и однозначности. У испытуемых группы с ТСД чаще всего выбирались максимальные значения баллов, для ответов была характерно единство мнений, средние значения по выбранным ими полюсам были значительно выше средних значений другой группы.

• Введение дополнительных шкал позволило выявить максимальные различия между музыкантами-исполнителями с разными стилями деятельности.

5. Полученные результаты имеют большое значение для практической музыкальной педагогики: осознание музыкантом-исполнителем или педагогом наличия в своей профессиональной деятельности особенностей, свидетельствующих о принадлежности к тому или иному стилю деятельности, может помочь в решении некоторых проблем обучения. В частности, в понимании причин особенностей поведения музыканта на сцене, в способах реагирования музыкантом-исполнителем на успешное или неуспешное выступление и в соответствии с этим планирование дальнейшего сценического опыта, в анализе эффективности педагогического воздействия и мн. др.

6. В связи с тем, что вопрос о характере взаимовлияния стиля деятельности и личности музыканта-исполнителя остался за рамками данного исследования, в дальнейшем было бы интересным выяснить механизмы этого взаимовлияния: выбирают ли музыканты-исполнители такие условия своей профессиональной деятельности, в которых может реализовываться их стиль деятельности, или же, наоборот, внешние условия деятельности формируют определенный стиль. Также в перспективе было бы важно расширить диапазон изучения стилей деятельности в данной предметной областиболее дифференцированно подойти к изучению индивидуальных стилей деятельности и подробнее охарактеризовать особенности типологического стиля деятельностиввести новые специфические для данной предметной области шкалы в семантическое пространство понятия удовлетворенности публичным выступлением и факторизовать их.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987
  2. JI.M. Эмоциональная устойчивость в напряжённой деятельности, её психологические механизмы и пути повышения. М., 1989
  3. Абульханова -Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: «Наука» 1980
  5. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973
  6. А.Д. История фортепианного исполнительства М.: «Музгиз» ч. З 1983
  7. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: «Музыка» 1971
  8. .Г. Опыт психологической трактовки системы К.С. Станиславского. M-JT., 1941
  9. О.Я. Стиль самоорганизации деятельности студента в структуре интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения / Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1993.С. 104−122
  10. М. Психология счастья. М., 1990
  11. Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994
  12. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999
  13. В. преодолевая границы Tenafly (N.J): Эрмитаж, 1989
  14. М.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста док. дисс. Новосибирск, 1995
  15. В. Березовский И. Психология игры на фортепиано. М., 1928
  16. JI.A. «Музыкальная педагогика и исполнительство». Л., 1974.
  17. Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: «Музыка», 1969
  18. Л.А. Путь к музицированию. Л: «Советский композитор», 1979.
  19. Г. И. Межличностные контакты педагога и учащегося в процессе обучения музыке. Канд дисс. М., 1992
  20. Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано. М.: «Просвещение», 1977
  21. Н. Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса. М., 1939
  22. Н.А. «Очерки по физиологии движения и физиологии активности». М., 1966.
  23. Н.Б. Общие вопросы психологии искусства. М., 1981
  24. Н.Б. Специфика искусства: Психологический аспект. М., 1984
  25. Н.Б. Является ли познание целью искусства? Два взгляда на одну проблему. М., 1989
  26. А. В. О художественной технике пианиста. М., 1973
  27. М.Ш. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки. Критика и музыкознание. Л., 1975
  28. Л.Л. Психологические аспекты формирования готовности музыканта-исполнителя к публичному выступлению автореф. Канд. Дисс. М., 1974
  29. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997
  30. М.В. Фортепиано. М.: «Музыка» 1982
  31. Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. Саратов, 1986
  32. В.А.Гуттерман Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук. Екатеринбург Гуманитарно-экологический лицей, 1994
  33. Д.В. Психологический анализ процессов работы пианиста над музыкальным произведением. Автореф. канд. дисс., М., 1948
  34. Вопросы оптимизации обучения игре на фортепиано. Ташкент, 1989- 111с.
  35. Воспоминания о Рахманинове. М., 1988
  36. Л.С. Психология искусства. Москва, 1997
  37. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.-JL: «Музыка», 1966.
  38. .А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения / Отв. Ред. Б. А. Вяткин. Пермь, 1992. С. 36−55.
  39. .А. О некоторых фактах, определяющих толерантность к соревновательному стрессу. Психический стресс в спорте. Пермь, 1973
  40. .А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности // Системное исследование индивидуальности / Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1991. С. 7−8
  41. Г. Ш. Самоуправление психическими состояниями. Учебное пособие. Казань, 1981
  42. Гат Й. Техника фортепианной игры. М.: «Музыка», Будапешт: «Корвина», 1973
  43. Т.А. Место и значение фортепианных произведений для левой руки в развитии пианистического искусства. Автореф. канд. дисс. искусствоведдения-Тбилиси, 1989
  44. Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: «Советский композитор», 1984
  45. А.Б. О музыкальном исполнительстве. М.: «Музыка», 1975
  46. В.В. Два часа после концерта. Дубка: Свента, 1995
  47. А.Л. Музыкальная психология. М., 1993.
  48. И. Фортепианная игра. М.: «Музгиз», 1961
  49. JT.B. Процессы психологической саморегуляции в актерской психотехнике. Автор, канд дисс., М., 1992
  50. Р.Н. «Проблема формирования внутренне-слуховых представлений у учащихся музыкантов». Канд. дисс. М., 1982.
  51. М. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: «Советский композитор», 1987
  52. А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М., 1998
  53. Л.Я. Творчество актера. О природе художественного переживания актера на сцене. М., 1927
  54. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний ч. 1. М., 1990
  55. Д. Парадокс об актере. Ярославль, 1923
  56. Е. «Н. Метнер» М., 1996
  57. Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопр. Психол. 1989 № 5 С.88−95
  58. Л.Я. Образ человека в концепциях индивидуального стиля деятельности // Индивидуальность и способности. Под ред. В. Н. Дружинина, В. М. Русалова, О. Ф. Потемкиной. М., 1994. С.43−70
  59. Л.Я. Образ человека в концепциях индивидуального стиля деятельности // Индивидуальность и способности / под ред. В. Н. Дружинина, В. М. Русалова, О. Ф. Потемкиной. М., 1994а. С.43−70
  60. Л.Я. Эмоционально-когнитивные синтезы в структуре индивидуального эмоционального стиля. Пермь, 1990
  61. В.Н. Экспериментальная психология. М, 1997
  62. Е.С. Психологические средства стрессовоустойчивости М., 1990
  63. Зак Я. Статьи. Материалы. Воспоминания. М.: «Советский композитор», 1980
  64. .Е. «Мастерство актера и режиссера». М., 1973
  65. Иветт Шовире «Я-балерина» М.: «Искусство» 1977- 79с
  66. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопр. Психол. 1988.№ 6. С.85−93
  67. К вопросу изучения и исполнения фортепианной музыки. Вып. 1. Баку, 1983
  68. Ю. В. Музыкант исполнитель — публика (Социологические проблемы концертной жизни) Исследование. Л., 1985
  69. Категории человеческого существования. Вып.1 М., 1989
  70. с. Волнение на эстраде и методы его устранения. М.,"Советская музыка", 1936 № 1
  71. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969
  72. Г. М. Избранные статьи Вып.1 Вопросы пианизма. М.: «Советский композитор», 1968
  73. Г. М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: «Советский композитор» 1977
  74. Е. К изучению педагогического и исполнительского творчества выдающегося советского музыканта Г.Р.Гинзбурга. Алма-ата, 1980
  75. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности //Вопр. психол. 1989 № 5. С. 18−26
  76. Н.И. Словарь-справочник по психологии М., 1996
  77. Т.В. Введение в психологический эксперимент. М, 1997
  78. Т.Д. Психологическое состояние уверенности себе в экстремальной ситуации автореферат. М., 1986
  79. .Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: «Музыка», 1966
  80. Леонтьев А. Н Деятельность, сознание, личность. М., 1977
  81. Д.А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997
  82. Е.А. Работа над фортепианной техникой. М.: «Музыка», 1971
  83. А.В. Стиль человека от изучения индивидуальных различий к анализу общепсихологических закономерностей // Мир индивидуальности. Смоленск, 1996. М., 1997а.
  84. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978
  85. А.А. Теория и практика аккомпанемента. Методологические основы. Л.: «Музыка», 1972.
  86. Л.Н. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки. В книге «Восприятие музыки». М., 1980
  87. В.А. Заболевания мышц. М-Л., 1935
  88. К. «Индивидуальная фортепианная техника». М., 1966
  89. К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М.: «Музыка», 1977
  90. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  91. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.
  92. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Сов. Педагогика. 1967 № 4. С.110−119.
  93. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора: страницы из записной книжки. М.: «Музыка», 1979
  94. . Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1979
  95. Я.И. Советы Шопена пианистам. М.: «Музыка», 1967
  96. В.И. Индивидуальный стиль произвольной активности человека: Автореф. Дисс. докт. психол. наук. М., 1995
  97. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека . Психолог. Журн. 1995а № 4. С. 26−36
  98. Музыка, творчество, исполнение, восприятие. М., 1992
  99. В. М. Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности. М., 1989
  100. Г. Г." Об искусстве фортепианной игры". М., 1961
  101. В.А. Шопен-педагог. М.: «Музыка», 19 801 020 некоторых психологических аспектах исполнительской интерпретации фортепианной фактуры. Минск, 1980
  102. О работе концертмейстера. Уч. Пособие. М.: «Музыка», 1974
  103. О.И. Роль и значение эмоций. Минск, 1968
  104. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. М., 1955
  105. Перцепция страха (ежегодник). М., 1991
  106. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М, 1983
  107. В.И. Музыкальная психология. М., 1994.
  108. Я. А. Психология творчества. М., 1976
  109. А.Л. Психология спорта. М., 1998
  110. Практикум по психологии. М., 1972
  111. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Составитель М. Г. Арановский. М., 1974
  112. Г. П. Формирование музыканта-исполнителя-пианиста. М., 1956
  113. Процессы музыкального творчества. М., 1993.
  114. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
  115. Д. А. Портреты композиторов. М.: «Советский композитор», 1970
  116. В. Г. Кондрашин В.Г. Мир дирижера. Л., 1976
  117. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980
  118. В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М, 1994
  119. Н.М. Ф.М. Блуменфельд. Л.: «Музыка», 1975
  120. С.Л. Основы общей психологии. М., 1989
  121. С. Пианист и его работа. Л., 1961
  122. С., Режим и гигиена работы пианиста Л., 1963
  123. В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л., 1988
  124. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 2000
  125. И.В. Успешность познавательной деятельности и когнитивный стиль // Психологический анализ учебной деятельности / Ред. В. Н. Дружинин. М., 1981. С. 17−25
  126. В.П. Теоретические основы исполнительской техники пианиста автореф. док. дисс. Киев, 1990
  127. К.С. «Работа актера над собой». М., 1938
  128. Стиль человека: психологический анализ / Под общей редакцией А. В. Либина. М, 1998
  129. Структурная, функциональная и нейрохимическая организация эмоций. Материалы Всесоюзного симпозиума 19 -24 апреля, 1971 г. Л: «Наука», 1971
  130. .Н. Психология музыкальных способностей. М., 1948.
  131. Э.С. Формирование профессиональных умений и навыков в области музыкально-педагогической диагностики. Автореферат канд.дисс.М., 1979
  132. Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества. Саратов, 1972
  133. В. А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992
  134. М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1975
  135. С.Е. Пианизм как искусство. М., 1965
  136. Фейнберг С.Е.: Пианист, композитор, исследователь. М.: «Советский композитор», 1984
  137. Г. М. " Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано" уч. пос. М., 1975
  138. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994
  139. Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. Советы аккомпаниатора. Л.: «Музыка», 1972
  140. А.Ф., Лейбович Х. И. Эмоции, чувства, стрессы и формирование психологической устойчивости. Конспект лекций. Тверь, 1991
  141. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983
  142. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Л.: «Музыка», 1985
  143. О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М., 1973.
  144. М.В. Статьи Воспоминания Материалы. М.: «Советский композитор», 1978
  145. Юнг К. Г. Психология бессознательного М.1994.
  146. Adler A. Understanding Human Nature. New York, 1927
  147. Allport G.W. Personality^ A Psychological Inerpretation. New York, 1937.
  148. Carl Seshore Psychology of music New York, 1990
  149. Gardner R.W., Lohernz L.J., Schoen R.A. Cognitiv control of differentiation in perception of persons and objects \ Perceptual and motor Skills. 1968. Vol. 26. P. 311−330.
  150. Helen Bonny Music and your mind Fnd, USA, 1994
  151. Klein G.S. perception, motives and personality. New York, 1970.
  152. Musik and Mirachles complited by Don Campbell 1992
  153. Royce J.R., Poweel A.D. Theory of Personality and Individual Differences: Systems, Factors and Processes. Englewood Cliffs (NJ), 1983.
  154. Tentions in the perfomance of music. A symposium edited by Carola Grindey. New York. 1996.
  155. Thomas A., Chess S. Temperament and development. New York, 1977.
  156. Warr, P., Barter, J. And Brownbridge, G. (1984) On the indepence of positive and negative affect. Journal of Personality and Social Psychology 52: 129−48
  157. Witkin H.A., Goodenough D.R. Cognitive Styles: Essence and Origins. Field depence and Field Indepence. New York, 1982.
  158. Witkin H.A., Goodenough D.R., Karp S.A. Stability of cognitive style from childhood to young adulthood || Journal of personality and Social Psychology. 1967. Vol. 7. P.291−300.
Заполнить форму текущей работой