Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие регионального регулирования предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, состоят в следующем: сформирована концепция интегрированного маркетинга, обеспечивающая эффективное внедрение российских регионов в международную предпринимательскую среду с использованием современного маркетингового инструментарияобоснован алгоритм разработки организационно-экономической модели… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Проблемы предпринимательства в условиях становления и развития рыночной экономики
    • 1. 2. Задачи регионального регулирования системы предпринимательства
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Концепция маркетинга в выработке решений регионального регулирования предпринимательской деятельности
    • 2. 2. Моделирование процесса региональной предпринимательской деятельности
    • 2. 3. Принципы и методы регионального регулирования предпринимательской деятельности
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНА
    • 3. 1. Инновационный подход к формированию регионального предпринимательства
    • 3. 2. Развитие инвестиционно — инновационной предпринимательской деятельности в регионе

Формирование и развитие регионального регулирования предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование и организация эффективного функционирования рыночной экономики, являющейся главным стержнем в повышении общего уровня развития страны, требуют применения обоснованного концептуального подхода к выбору соответствующей философии хозяйствования, базирующейся на принципах маркетинга, конкуренции, предпринимательства. В качестве важнейшей задачи, ставящейся на современном этапе реформирования экономики России должно стать ее целенаправленное возрождение, предполагающее повышение уровня жизни населения путем создания социально ориентированного рыночного хозяйства. Актуальным направлением в данном процессе следует признать усиление региональной политики, акцентированной на развитие системы предпринимательства, охватывающей все сферы и уровни хозяйствования.

Вместе с тем, необходимо отметить, что современное количественно-качественное состояние предпринимательства в России еще не соответствует той роли, которую оно должно сыграть в становлении высокоэффективной рыночной экономики. Проведенные исследования свидетельствуют о наличии существенных проблем как политического, правового, экономического, организационного, так и морально-этического характера, сдерживающих поступательное развитие предпринимательства в Российской Федерации. Они в значительной степени обусловлены государственной политикой в данной области, деятельностью центральных (республиканских) законодательных и исполнительных властей, социально-экономической ситуацией, сложившейся в регионах.

Эффективное использование рыночных механизмов возможно только в условиях децентрализации управления страной на принципах реального федерализма, передачи значительной части функций по управлению развитием территорией и протекающих в них социально-экономических процессов в регионы. Наряду с этим, необходимо создание условий для стимулирования хозяйственной активности и максимального использования экономического потенциала регионов. Ввиду различий в уровне социально-экономического развития регионов, их производственных и ресурсных возможностей, демографических, территориально-географических, национальных особенностей и т. п. необходим индивидуальный подход к решению их задач.

Кроме того, одной из важнейших проблем на современном этапе реформирования является поиск и анализ основных причин падения эффективности экономики страны, определение главных истоков кризиса и на этой основе — разработка и обоснование главных направлений экономических преобразований с учетом выше названных стратегических ориентиров.

В современных условиях, когда стали более понятны основные принципы хозяйствования в условиях рыночных отношений, особенно в период смены акцентов в управлении и регулировании социально-экономическим развитием страны и ее регионов, проведение реструктуризации потенциала народного хозяйства требует сохранения всего достигнутого ранее без разрушения устоявшихся кооперативных связей, последовательного преобразования общественно-экономических отношений. Иными словами, сегодня требуется разработка и реализация на практике принципов и методов управления народным хозяйством страны на новой теоретической основе, отражающей специфику современного этапа государственных преобразований.

Учитывая данные обстоятельства, следует отметить, что реализация региональных интересов связана не только с интегрированным территориально-отраслевым хозяйствованием, но и, прежде всего, с развитием в регионах системы предпринимательства. В современных условиях эта сфера теряет сугубо самостоятельные значение и должна рассматриваться как средство обеспечения эффективного социально-экономического развития регионально-территориальных образования. В качестве причин, вызывающих необходимость сосредоточения экономических реформ и их основы — развития предпринимательства на регионально-республиканском уровне можно выделить следующее:

— необходимость учета специфики регионов в осуществлении общероссийской структурной, финансовой и т. п. политики;

— возможность эффективно реализовывать конкурентные преимущества отдельных регионов;

— возможность эффективно развивать предпринимательство с учетом местных условий, местного рынка и местных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что чистое саморегулирование предпринимательства невозможно, невозможно его становление и выживание без государственной и региональной поддержки, без регулирования внешних условий его существования.

Генезис развития предпринимательства в стране и регионах свидетельствует о том, что его неудовлетворительное состояние объясняется как общими недостатками на государственном уровне, так и отсутствием во многих регионах четко сформулированной политики и стратегии развития системы предпринимательства с учетом своих особенностей. Определенные трудности связаны с несовершенством теоретико-методологической и методической базы, позволяющей оптимизировать данный процесс. '.

Степень научной разработанности проблемы. В области теории и методологии социально-экономического развития страны и ее регионов в процессе проведения рыночных реформ автор в своем диссертационном исследовании опирался на труды таких известных ученых, как: Л. И. Абалкин, А. Н. Илларионов, А. Е. Карлик, А. Е. Когут, В. Е. Рохчин, Н. Я. Петраков, Е. В. Песоцкая, Л. Ю. Манюлис, К. Карнаи, Б. Карлофф, Т. Петере, Р. Уотерман и др. В области теории и методологии развития маркетинга и предпринимательства автором использованы труды: Г. Г. Абрамишвили, Г. Л. Азоева, Т. Ю. Горьковой, A.A. Горбунова, B.C. Кабакова, А. И. Муравьева, А. Б. Крутика, A.A. Крупанина, В. Е. Савченко, В. В. Томилова, A.A. Шулуса, X. Анна, Р. Анфмана, Ж-Ж. Ламбена, Ф. Котлера, Р. Маззелини, В. Хизрича,.

И. Шумпетера и др. Однако ни в работах названных ученых, ни в других работах отечественных и зарубежных ученых и специалистов не нашли должного отражения вопросы регионального регулирования предпринимательства в современных условиях хозяйствования, создания современных инновационных форм и методов организации данного процесса с учетом специфических потребностей и возможностей развития соответствующих территориальных образований. Указанные обстоятельства и предопределили основные направления настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования явились оценка современного состояния системы регулирования предпринимательской деятельности и разработка методологии формирования экономико-организационного механизма регионального регулирования предпринимательства, базирующегося на концепции интегрированного маркетинга.

Реализация поставленной цели исследования потребовала решения следующих задач: проанализировать проблемы и закономерности развития предпринимательства в рамках экономического базиса государства и его регионов в условиях осуществления рыночных реформпроанализировать генезис теоретических концепций и методологических основ регионального регулирования системы предпринимательствараскрыть сущность и задачи регионального регулирования системы предпринимательствасформулировать методологические принципы формирования маркетинговых решений в области регионального регулирования предпринимательской деятельности;

— определить социально-экономическое содержание, роль и значение концепции интегрированного маркетингасформулировать методы регионального регулирования предпринимательства на основе моделирования предпринимательских процессовобосновать положения инновационного подхода к формированию регионального предпринимательства;

— определить системообразующие факторы, детерминирующие инвестициально-инновационную деятельность в регионах России;

— сформировать методологические основы организации экономической безопасности развития регионального предпринимательствараскрыть методические принципы и дать расширенную характеристику организационных условий взаимодействия субъектов региональной предпринимательской средысформулировать методологические и методические подходы к реализации мониторинга и контроллинга как инструментов эффективной организации инструментов эффективной организации регионального регулирования предпринимательства.

Объект исследования. В качестве объекта исследования принята система предпринимательства региона в многоотраслевом аспекте ее развития.

Предметом исследования — отношения, возникающие в процессе реализации экономико-организационного механизма регулирования предпринимательской деятельности на региональном уровне.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, предпринимательства, маркетинга и управления рыночной экономикой, информационные материалы и нормативно-законодательные акты по проблеме развития предпринимательства.

Методологической основой диссертационного исследования послужили и системный и структурно-функциональный анализ, метод экспертных оценок, методы экономико-математического моделирования, информационного программирования, а также принципы системности, научного абстрагирования, сопоставления, анализа и синтеза.

В качестве информационной основы диссертационного исследования использованы статистические ежегодники ЦСУ РФ, статистические данные Государственного комитета по статистике РФ, годовые отчеты региональных органов, статистические материалы, опубликованные в экономической литературе, в периодической печати, электронных версиях.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— определены экономические факторы и особенности развития предпринимательства на региональном уровне в условиях проведения экономических реформ;

— разработаны базисные положения и инструментарий инновационного подхода к формированию системы регионального предпринимательства и формирование системообразующих факторов инвестиционно-инновационной деятельности;

— сформированы методологические положения по организации экономической безопасности развития регионального предпринимательства и достижению предпринимательскими системами необходимой стратегической устойчивости;

— выявлены структурные взаимосвязи субъектов региональной предпринимательской среды и механизмов их взаимодействия, учитывающие принципы интегрированного подхода;

— существенно дополнены и развиты методы реализации мониторинга и контроллинга как инструментов эффективной организации регионального предпринимательства.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, состоят в следующем: сформирована концепция интегрированного маркетинга, обеспечивающая эффективное внедрение российских регионов в международную предпринимательскую среду с использованием современного маркетингового инструментарияобоснован алгоритм разработки организационно-экономической модели регулирования предпринимательства, основанного на изучении и оценке ключевых макроэкономических процессов, происходящих в России и ее регионах, и комплексном анализе регионального ресурсного потенциалаопределены принципы и методы регионального регулирования предпринимательской деятельности в соответствии с идеологией маркетинга взаимодействия, позволяющего сочетать две методические составляющие: управление контактами и управление событиямиразработаны организационные формы межрегионального взаимодействия, обеспечивающие комплексное использование средств регулирования предпринимательских процессов;

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические, методологические и методические положения, изложенные в настоящей работе, доведены до стадии, позволяющей использовать их в практической деятельности региональных органов по регулированию предпринимательской деятельности в соответствии со стоящими перед регионами целевыми ориентирами их развития. Полученные научные разработки и выводы представляют собой основу для дальнейших исследований в области теории и практики регулирования предпринимательской деятельности.

Сформулированные в работе рекомендации и методические положения могут быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации одобрены на региональных научно-практических и межвузовских конференциях. Результаты исследования системы регионального регулирования предпринимательской деятельности получили практическое применение при разработке стратегии развития в московской области. Наиболее существенные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора общим объемом 3,75 п.л.

Структура диссертационного исследования. Тематика работы и логика научного исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая результаты диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В современных условиях становится задача преодоления кризисных явлений транзитивного периода на основе широкого внедрения методов и механизмов, предлагаемых рыночно-ориентированной экономикой. Эта задача может быть решена в условиях поступательного роста и качественного совершенствования предпринимательской деятельности в России и ее регионах.

Экономическая эффективность предпринимательства достигается прежде всего за счет новаторского, инициативного подхода к производству и реализации товаров и услуг, адаптивной реакции на изменение общественных потребностей, использовании стимулирующих начал процесса конкуренции, хозяйственной самостоятельности реально функционирующих бизнес-субъектов, широкого использования новейших достижений в области научно-технического прогресса.

Современное состояние предпринимательской деятельности характеризуется наличием целого ряда нерешенных проблем:

— недостаточным уровнем инвестиционной обеспеченности предпринимательских единиц;

— отсутствием многих элементов рыночной инфраструктуры;

— недостатками в области информационного обслуживания предпринимательства, коммуникативного взаимодействия, межотраслевой, межрегиональной и международной кооперации;

— низким уровнем экономической культуры в стране и предпринимательской среде и других.

Одной из основных проблем является пассивная стратегия государственного регулирования предпринимательства, основанная на несовершенном законодательстве, неэффективной налоговой системе, а также отсутствии реальных стимулов к развитию перспективных направлений предпринимательской деятельности.

Наибольшую актуальность на современном этапе приобретают вопросы оптимизации предпринимательского сектора экономики с учетом объективных потребностей и возможностей государства и совокупности его регионально-республиканских звеньев.

2. Под системой предпринимательства следует понимать совокупность предпринимательских объектов, которая в свою очередь является одной из подсистем единого хозяйственного комплекса страны. Внешняя среда предпринимательства формируется как в результате действия общегосударственных факторов, так и под воздействием решений республиканских, региональных и муниципальных органов регулирования. В условиях многонациональной России и многообразия природно-климатических, экономических, социально-демографических и т. д. характеристик регионов возрастает роль регионального уровня, на котором используются специфические методы и механизмы регулирования предпринимательской деятельности.

Основными рычагами регулирования системы предпринимательства являются:

— законы и постановления правительства Российской Федерации, регулирующие и регламентирующие эту сферу деятельности;

— законы и постановления органов управления субъектами федерации;

— программы поддержки предпринимательства, лоббирующие интересы конкретных предпринимательских структур, создающих благоприятное общественное мнение, а также способствующие поиску и рациональному распределению инвестиционных ресурсов.

Совершенствование регионального регулирования предпринимательства требует решения следующих задач:

— разработать региональную политику в области развития предпринимательства, направленную на решение социально-экономических проблем отдельных регионов;

— сформировать комплекс законодательных мер регионального уровня, способных интенсифицировать предпринимательскую деятельность в регионе;

— создать полноценную инфраструктуру поддержки предпринимательства, элементы которой как количественно, так и качественно должны обеспечивать рост эффективности региональной предпринимательской деятельности;

— создать целостную систему регионального регулирования предпринимательства с учетом возможностей органов управления различного уровня и на основе согласования целей и интеграции ресурсов в области управления;

— обосновать научно-методические подходы для разработки оптимальных мероприятий и программ развития предпринимательства, а также формирования гибких и адаптивных управленческих решений.

3. Стратегия и тактика экономического поведения региональных звеньев может опираться на принципы, предлагаемые концепциями, лежащими в основе международной экономической деятельности. Наиболее прогрессивна в современных условиях глобальная рыночная философия и базирующийся на ней глобальный маркетинг. Базисные категории глобального маркетингакоординация, интеграция и контроль маркетинговой деятельности на различных территориальных рынках, могут быть положены в основу регионального регулирования предпринимательства.

Применительно к данной задаче глобальный маркетинг охватывает два направления. Первое связано с осуществлением протекционистских мер по отношению тем участникам рынка, которые распространяют сою деятельность за пределы республики, стремясь к межтерриториальной и международной интеграции. При этом потребителями услуг регулирования предпринимательства выступают представители крупного, среднего и малого бизнеса, чья деятельность не противоречит регионально-республиканским ориентирам.

Второе направление связано с обеспечением равных прав представителям регионального рынка и рынка других регионов и стран в организации предпринимательской деятельности.

Существует несколько концептуальных подходов, на основе которых может осуществляться глобальная маркетинговая деятельность на региональном уровне. Но ни одна из них, действуя самостоятельно, не способна в полной мере обеспечить научно-обоснованной постановки стратегических замыслов и адекватных тактических решений. В этих условиях необходима интеграция концептуальных положений, когда отдельные элементы различных концепций (традиционной, социально-этической, коммуникативной, сервисной), взаимодействуя друг с другом, продуцируют синергетический эффект. Такой подход приводит к созданию концепции интегрированного маркетинга — симбиоза основных концепций современной маркетинговой деятельности.

4. При решении задач регионального предпринимательства может быть использована модель многоуровневого регулирования предпринимательской деятельности, основанная на дифференциации системы предпринимательства и выделении нескольких иерархически связанных подсистем. В качестве реализационного механизма рекомендуется использовать организационно-экономическую модель, имеющую форму целенаправленной комплексной программы. Внедрение ряда других моделей обеспечит создание необходимых предпосылок к поиску эффективных управленческих решений на основе методического инструментария, базирующегося на сочетании фундаментальных методологических подходов и особенностей функционирования исследуемого объекта.

5. Решая задачи интеграции региональных звеньев в межрегиональное и международное рыночное пространство целесообразно использовать принципы, предлагаемые концепцией маркетинга взаимодействия, опирающейся на активизацию взаимосвязей между различными субъектами рынка и их превращением в формирующий элемент стратегии и тактики предпринимательства. Методический инструментарий, который соответствует специфике данных задач, правомерно характеризовать как методы управления контактами, а сам процесс формирования рациональных управленческих решений в области регулирования регионального предпринимательства — как процесс управления контактами. Этот процесс, являющийся конкретизацией коммуникативной концепции управления нашел свое отражение в так называемом событийном подходе. Данный подход рассматривает организационно-экономические, управленческие и хозяйственные мероприятия как последовательность событий. В событийном потоке выделяются, в частности:

— определение приоритетов в развитии регионального предпринимательства;

— разработка целевых комплексных программ развития предпринимательства (в целом и по ее структурным компонентам);

— реализация взаимосвязей системы регионального предпринимательства с макроокружающей средой и мероприятия по интеграции этой системы в межрегиональное и международное пространство;

— внедрение организационно-экономических механизмов поддержки различных видов бизнеса.

Гибкость и адаптивность, свойственные событийному стилю управления, корреспондируются с требованиями, предъявляемыми к процессу разработки, обоснования и реализации решений в области регулирования предпринимательства, который всегда осуществляется в динамичных условиях рыночной конъюнктуры, широкой дифференциации коммуникативных связей, а также в условиях нестабильности структурных составляющих системы предпринимательства.

6. Эффективность регионального предпринимательства, как и любой социально-экономической деятельности, обуславливается научной обоснованностью методологии решения основных проблем. Экономическая наука предлагает к использованию широкую совокупность методологических подходов, позволяющих формировать целесообразные ориентиры и параметры развития регионального предпринимательства во всем многообразии его форм и проявлений. Однако пока не имеет предметного выражения инновационный аспект, рассматривающий процесс внедрения инноваций в предпринимательские системы различного уровня.

Обобщая различные подходы к определению сути инновационной деятельности можно сделать вывод о наличии в предпринимательстве инновационного задела — свойства, побуждающего предпринимателя к активной инновационной деятельности. Инновационный подход предполагает масштабное внедрение инноваций в хозяйственную практику. Он способствует наращиванию конкурентных преимуществ, как локальных элементов регионального предпринимательства, так и системы в целом. При этом нововведения, не приводящие к росту показателя эффективности не должны рассматриваться при организации управления региональным предпринимательством. Инновационный подход — это обязательное внедрение эффективных нововведений. Неиспользованное эффективное нововведение не образует инновации.

В качестве основополагающих принципов инновационного подхода следует выделить:

— принцип приоритетности инновационного производства над традиционными;

— принцип экономичности и гибкости инновационной деятельностипринцип цикличности инновационных процессов;

— принцип перманентности инноваций.

7. Формируя целостную методологию регионального регулирования предпринимательской деятельности, представляется целесообразным уделить особое внимание проблемам взаимодействия инвестиционных и инновационных аспектов. Взаимосвязи между этими аспектами позволяют говорить о существовании единой региональной инвестиционно-инновационной системы (РИИС), интегрированной в территориально-экономическую иерархию. РИИС взаимодействует с внешней средой (что соответствует концепции интегрированного маркетинга). Особенно важно учитывать ее взаимодействие с научно-техническим прогрессом, которое позволяет учитывать мировые тенденции в области развития науки и техники.

РИИС агрегирует множество функций, практическое осуществление которых требует реализации совокупности мер, включающих в себя:

— меры, создающие благоприятную социально-экономическую среду;

— меры, непосредственно инициирующие и регулирующие инновации и инвестиции.

К последним относится разработка региональных инвестиционно-инновационных программ (РИИП). Такие программы должны представлять собой комплекс мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, направленных на решение ключевых проблем региональной инвестиционно-инновационной деятельности с учетом приоритетных направлений в развитии регионов.

8. Взаимодействие субъектов рыночной инфраструктуры региональных образований может осуществляться только в условиях экономической безопасности развития предпринимательства. Принцип «абсолютной» безопасности, длительное время рассматривающийся как фундаментальный базис безопасного развития социально-экономической системы любого уровня, в последние годы начал утрачивать свое лидирующее значение. Появившиеся факторы увеличения предпринимательского риска (а значит и снижения экономической безопасности) выдвинули на первый план принцип «приемлемого» риска и выстроенную на его основе методологическую конструкцию, адекватную широте и уровню сложности факторов, обуславливающих безопасность.

Реализация данного подхода предполагает разработку специальной комплексной программы — программы обеспечения экономической безопасности региона, в рамках которой должна предусматриваться системы мер по обеспечению безопасного функционирования региональных систем предпринимательства. Такая программа нуждается в наборе индикаторов, который позволит выявить и оценить возможные угрозы, а также осуществить комплекс мероприятий по стабилизации социально-экономической ситуации. Среди основных критериев, характеризующих интересы региона в области экономической безопасности, предлагается выделить: способность экономического комплекса функционировать в условиях расширенного воспроизводстваустойчивость финансовой системывозможность поддержания инновационного потенциаласохранение экономического единства на региональном уровне и интеграции региона в общенациональное экономическое пространствообеспечение необходимого уровня регионального регулирования предпринимательской деятельности, необходимого для нормального функционирования рыночной экономики.

9. Концепция глобально-ориентированного маркетинга, выдвинутая в качестве методологической основы регулирования регионального предпринимательства предполагает использование расширенной трактовки понятия предпринимательской среды. Представляетсяцелесообразным вычленить три элемента региональной предпринимательской среды: первая группа — внутренняя среды (основная), в рамках которой формируются две субъектные группы, структурированные по отраслевому признаку предпринимательские звенья, размещенные на территории региона и органы регионального регулирования, регламентирующие их развитиевторая группа, объединяющая субъекты основной группы и предпринимательские звенья, функционирующие за пределами региона и входящие в поле экономических интересов субъектов основной группы;

— третья группа, включающая, помимо субъектов основной группы, предпринимательские звенья, функционирующие за пределами границ Российской Федерации, имеющие деловые контакты с региональными предпринимательскими звеньями или являющиеся их потенциальными партнерами.

Взаимодействие между этими элементами должно развиваться на целевой основе и с использованием средств программно-целевого методы, в которой помимо прямых задач регулирования решаются вопросы создания организационных условий, способствующих эффективному использованию предпринимательского потенциала региона (республики).

10. В экономико-организационном инструментарии, рекомендуемом к использованию в системе регионального регулирования предпринимательства, особая роль отводится применению средств мониторинга. Мониторинг регионального предпринимательства должен решать следующую группу задач: производить наблюдения за изменением состояния предпринимательской деятельности, динамикой факторов, обуславливающих эти изменения, а также формировать информационную базу, необходимую для выявления основных тенденций в развитии предпринимательствадавать объективную оценку происходящим изменениям, исходя из региональных приоритетов и с учетом общефедеральных проблемопределять устойчивые тенденции вразвитии предпринимательской деятельности на региональном, межрегиональном и международном уровнепрогнозировать изменения состояния предпринимательской среды на обозримую перспективу.

В области регулирования регионального предпринимательства рекомендуется использовать: мониторинг региональных предпринимательских звеньев, межрегиональный и международный мониторинг. Наибольшей степенью детализации обладает мониторинг региональных предпринимательских звеньев.

Особенностью маркетинговой трактовки экономического мониторинга является его взаимосвязь с процедурой контроллинга.

Контроллинг, в концепции маркетинга, представляется завершающей стадией единого планово-управленческого цикла, специфика которого заключается в сопоставлении итоговых показателей деятельности объекта со сложившимися условиями рыночной конъюнктуры. Началом контроллинга является оценка результатов, а окончанием — анализ факторов, обуславливающих их получение, раскрытие причин отклонений фактических показателей от запланированных, а также формирование обратной связи с целью информирования руководства и сотрудников предприятия о результатах контроля и получения ответной реакции. Представляется, что системное внедрение функции мониторинга и контроллинга позволит повысить уровень обоснованности решений в области регионального регулирования предпринимательской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986.
  2. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  3. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
  4. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
  5. И.А. Формирование и принятие маркетинговых решений на принципах бенчмаркинга. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  6. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование. //Экономист, № 12,1994.
  7. Т. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей.
  8. Малый бизнес в зеркале официальной статистики. //Вопросы экономики, № 11,1994.
  9. В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. -М.: Экономика, 1989.
  10. Е.Б., Горбунов A.A., Песоцкая ЕВ. Маркетинг в управлении недвижимостью. СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, МАИЭС, 1998.
  11. Ю.Баркан Д. И. Маркетинг для всех. Л.: Культ-информ-пресс, 1991. ф 11. Баумгертнер В. Ф. Маркетинг инвестиций. — СПб.: Изд-во «Геликон1. Плюс», 1999.
  12. В.Ф. Становление и развитие инвестиционных процессов всистеме предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  13. A.B. Рынок в СССР: становление, регулирование. М.:1. Экономика, 1991.
  14. Бабаев JL Развитие малого бизнеса в России. Деловой мир. М.: Изд-вопрогресс", 1996.
  15. В.Ф. Поддержка малого бизнеса фондами и консультационными агентствами. //Материалы международной конференции «Малый бизнес в России». -СПб.: СПбГИЭА, 1994.
  16. А.О. Малое предпринимательство. -М.: «Ось-89″, 1997.
  17. З.И. Предпринимательство в российской экономике. СПб.: Изд-во „Мысль“, 1995.
  18. A.B. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. -М.:ИНФРА-М, 1997.
  19. И.П. Предпринимательство в современной России. Вестник СПб Университета, сер.5. „Экономика“, 1994.
  20. А.Р. Экономическая оценка инвестиции в предпринимательской деятельности. СПб.: ЛДНДП, 1992.
  21. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978.
  22. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. Учебник. М.: Экономика, 1999.23 .Багиев Г. Л., Томилов ВВ., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
  23. А.О., Плаксея В. И. Модель регионального центра поддержки предпринимательства. М.: Луч, 1993.
  24. В., Кабаков В., Ходачек А. Стратегия малогопредпринимательства. СПб.: Изд-во „Мысль“, 1995.
  25. Е., Гловацкая М. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии, показатели. //Вопросы экономики, № 12, 1994.
  26. Д.В. Экономика: взгляды разных лет (становление, развитие и перестройка хозяйственного механизма). М.: Наука, 1989.• 29. Волошин К. Малый бизнес заслуживает внимания государства. //Известия, ф № 48,1998.
  27. М. Избранные произведения. М. Мысль, 1992.31 .Вебуа Р., Марзеева С. Большие деньги для малого бизнеса. /Известия, № 195,1996.
  28. Всероссийский съезд представителей малых предприятий. 20−21 февраля. Тезисы докладов. М.: 1996.
  29. Выступление Президента КБР В. М. Кокова. //Кабардино-Балкарская• Правда, № 6,1999.
  30. Выявление и оценка резервов роста производительности труда напромышленных предприятиях (в объединениях). М.: Экономика, 1988.
  31. В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб.: Изд-воСПбГУЭФ, 1991.
  32. К. Маркетинг и менеджмент услуг. Lexington Books, 1990.
  33. В. „Брауновская“ экономика набирает обороты. //Экономика и жизнь, № Я 1999.• 38. Гелбрайт Д. К. Экономическая теория и цели общества. М.: Экономика, • 1988.
  34. А.А., Иванов С. Н., Асаул А. Н. Формирование региональных строительных комплексов в транзитивной экономике. СПб.: РАН, 1999.
  35. Государственное регулирование инвестиционных монополий: опыт, проблемы, перспективы. /Под ред. О. В. Коломейченко, В. Н. Ворожейкина. -СПб.:1. Щ 2000.
  36. Т. Государственные предприятия: модели трансформации. //Инвестиции в России, № 1, 1999.
  37. Д. Как чувствуют себя новые структуры российского бизнеса. //Известия, № 33,1996.
  38. Д., Карпенко И. Малый бизнес громко заявляет о своих интересах. //Известия, № 33, 1996.
  39. B.C., Милета В. И. Системный анализ деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1990.
  40. Деловым людям государственную поддержку. //Кабардино-Балкарская Правда, № 6, 1999.
  41. Европейский обзор малых и средних предприятий. Европейская сеть по исследованию малых и средних предприятий. — М., 1993.
  42. В.В. Устойчивое развитие регионов: новые тенденции в политической, экономической, социальной сфере. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1995.49.3яблюк Н. Г. Государство и малый бизнес. США: Социально-политический аспект. М.: Наука, 1987.
  43. Закон Кабардино-Балкарской республики „Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ от 27 июня 1996.
  44. Закон РСФСР „О предприятиях и предпринимательской деятельности“. /Ведомости СНД и ВС РСФСР, № 14, 1991. Постановление СМ РСФСР „О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР“. М., 1991.52.3акон РСФСР „О кооперации“. М., 1987.
  45. Закон РФ „О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“. М., 1994.
  46. А. Критерии экономической безопасности. //Вопросы экономики, № 10,1998.
  47. В.Г. Перспективы предпринимательства. //Газета Время, № 92, 1999.
  48. М.К. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности. //Экономист, № 2,1992.
  49. Инвестиционное проектирование: Практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов. М.: Минстатинформ, 1995.
  50. Инновационный мененджмент, справочное пособие. Изд. 2-е //Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Х. Э. Индели. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.
  51. Итоги и прогнозы рыночных отношений в России. //Российский экономический журнал, № 12,1994.
  52. П.JI. Эксперимент. Теория. Практика. 31 изд. -М: Наука, 1981.
  53. А. Начинающему предпринимателю. СПб.: „Зеро“, 1992.
  54. A.A. Основы предпринимательства. СПб.: СПбГИЭА, 1992.
  55. A.A. Основы регулирования предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1999.
  56. A.A. Методология многоуровневого регулирования системы предпринимательства. Дисс. на соиск. ученой степени док.экон.наук. -СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
  57. B.C., Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Предпринимательство и менеджмент в малой фирме. СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1998.
  58. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Наука, 1997.
  59. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1992.
  60. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства. СПб.: Изд-воСПбГИЭА, 1996.
  61. А.Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. -СПб.: Издательский дом „Бизнес-пресса“, 1998.
  62. Н. Дело, доступное всем (по материалам 1-го Всероссийского съезда’предпринимателей малых предприятий). //Наука и жизнь, № 5, 1996.
  63. Т. Теневая экономика в СССР (анализ, оценки, прогнозы). //Вопросы экономики, № 3, 1990
  64. И.И., Романов СВ. Уроки крупных промышленных аварий. //Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. М.: ВИНИТИ, 1990.
  65. А.Е. Эффективность промышленного производства. JL: Наука, 1983.
  66. Ренкер Клеменс Логика и методология маркетинга взаимодействия. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  67. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.
  68. Ф. Маркетинг менеджмент. М.: Прогресс, 1998.
  69. Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975.
  70. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. Л. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Изд-во „Любавич“, 1997.
  71. Г. О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 1991.
  72. М. Становление „сервисной“ экономики. //Проблемы теории и практики управления, № 1, 1995.
  73. В.А., Песоцкая ЕВ., Баумгертнер В. Ф. Элементы инновационного управления инвестиционной деятельностью. СПб.: Изд-во „ЛИТЕРА ПЛЮС“, 1998.
  74. В.А., Бабкина Л. Н., Песоцкая ЕВ. Потенциал региона: экономический, социальный, экологический аспекты. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  75. В.А., Песоцкая Е. В., Чикишева Н. М. Стратегический анализ. -СПб.: Изд-во „Питер“, 2000.
  76. В.А. Проблемы безопасности развития техносферы. //Бюллетень МАГАТЭ, № 4, т.29,1967.
  77. Л.Н. Экономико-математический словарь. М.: ВО „Наука“, 1993.
  78. В.Ф. Организационные резервы повышения производительности труда на машиностроительных предприятиях и в объединениях. М.: Машиностроение, 1985.
  79. И.В. Бизнес-план основа успеха. -М.: „дело“, 1994.
  80. СМ., Сен К.Р., Торрес Дис.Ч. Экономические показатели страны и тип политического режима. //Международный журнал социальных наук, № 3, 1993.
  81. Н.Г. Система государственной поддержки предпринимательства. М.: Изд-во „Ось“, 1993.
  82. Н.М. Регион России: итоги четырех лет экономических реформ. //Экономист, № 3,1996.93 .Малое предпринимательство. Опыт, проблемы, перспективы. //Материалы II съезда малых предприятий и предпринимательства Санкт-Петербурга. -СПб., 1998.
  83. Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы (аналитический вестник). М.: РАМРН, 1996.95 .Малые предприятия в РСФСР. Пакет документов. М.: Паритет, 1991.
  84. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировогоопыта. /Под ред.А. Ю. Чепуренко. М.: РНИС и НП, 1995.
  85. А. Принципы экономической науки. -М.: Экономика, 1990.
  86. ЯМ. Финансовая стабилизация и развитие финансовойинфраструктуры регионов. //Бухгалтерский учет, № 7−8,1997.
  87. А.Г. Международный менеджмент. Учебник. СПб.: Изд-во ИМИСИ, 1999.
  88. Маркетинг. Словарь-справочник. СПб.: СПИТМО и НПФ Надежда, 1992.
  89. К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд. Т.25.
  90. Мир управления проектами. Основы, методы, организация. /Под ред.Х.Релика, X. Шелля. M: Лякс. 1994.
  91. Ю.П. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-влННГУ, 1997.
  92. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. -М., 1994.
  93. А.И. Финансы экономика — стратегия — безопасность. -М.: Центрополиграф., 1998.
  94. И.Б., Мамедов Н. М., Давтян НА. Логика научного познания и метод моделирования. //Философско-мето дологические основания системных исследований. М.: Наука, 1983.
  95. Научно-технический прогресс. Словарь. /Сост.: В. Г. Горохов, В. Ф. Халипов. М.: Политиздат, 1987.
  96. Основы предпринимательства. Словарь-справочник. М.: Луч-2, 1993.
  97. У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. М.: Наука, 1984.
  98. З.К. Социально-этический маркетинг. М.: Вердукт, 1997.
  99. Объемы теневой экономики России превысили сорок процентов.//Финансовые Известия, № 13,1998.
  100. А.П. Территориальный маркетинг. //Маркетинг, № 3,1998.
  101. Е.В., Давыдов СВ. Управление инвестициями в сфере услуг производственных предприятия СПб.: Изд-во „Литера Плюс“, 2000.
  102. Е.В., Томилов В. В., Зубарев A.A. Управление малым и средним бизнесом в строительстве. СПб.: Изд-во „Литера Плюс“, 1997.
  103. Е.В., Томилов ВВ. Эффективность и контроль предпринимательства в системе маркетинга СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  104. Е.В. Маркетинг услуг. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  105. ЮМ., Лисицина Е. Б. Инвестиционный менеджмент. СПб.: СПбГИЭА, 1996.
  106. Постановление СМ РСФСР „О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР“. М., 1991.
  107. Предпринимательство в конце 20 века. М.: Экономика, 1992.
  108. М. Международная конкуренция. /Пер. с англ. под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
  109. А.И. Нововведения: Стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989.
  110. Пособие по проведению технико-промышленных исследований. М.: ЮНИДО, 1978.
  111. Предпринимательство: итоги, проблемы, перспективы. /Под ред. Академика А. И. Муравьева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 1995.
  112. Проблемы малого бизнеса. „Сегодня“, № 94,1994.
  113. Предпринимательство и новые формы управления производством. СПб.: Изд-во СПбГИЭА, 1993.
  114. Прогнозирование социально-экономического развития регионов в условиях рынка. /Сборник научных трудов Всероссийской научно- практической конференции. Челябинск: ЧебГУ, 1996.
  115. Постановление № 186 „О программе развития и поддержки малого предпринимательства Кабардино-Балкарской республики на 1998−1999 гг.“ от 3 мая 1998 г.
  116. Предпринимательство в промышленно-развитых странах. М.: Экономика, 1992.
  117. Проект Федеральной целевой программы государственной поддержки МП.-М» 1997.
  118. Прогноз социально-экономического развития Кабардино-Балкарской республики на 1999 г. и до 2001 г. Нальчик: Изд-во «Эль-Фа», 1998.
  119. Программа «Социально-экономическое развитие г. Нальчика на период 1997 2001 гг. — Нальчик, 1997.
  120. В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. М: Экономика, 1988. о
  121. Рюэгт-Штюрм И. Новая системная теория и внутрифирменные изменения. //Проблемы теории и практики управления, № 5, 1998.
  122. Развитие малого бизнеса в России, состояние, проблемы и перспективы. //Материалы международной конференции «Малый бизнес в России»,-СПб.: СПбГИЭ А, 1994.
  123. Роль предпринимательства в экономике и меры по его развитию в Кабардино-Балкарской республике. //Кабардино-Балкарская Правда, № 6,1999.
  124. Российская Федерация в цифрах в 1995 1999 гг. — М.: Госкомстат РФ, 1995, 1999.
  125. Д. Собрание сочинений. СПб.: «Мысль», 1998.
  126. Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика. 1992.
  127. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. -М.: Интерэксперт, 1995.
  128. P.JI. Организационное обеспечение гибкости машиностроительного производства. JL: Машиностроение, 1987.
  129. Ю.В. Экономические основы и стратегия ресурсообеспечения предпринимательства в регионе. //Российский экономический журнал, № 2, 1997.
  130. АА. Недвижимость: Маркетинг, оценка. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  131. Д. Скотт Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. М.: Прогресс, 1989.
  132. А.Р., Тушин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990.
  133. Системный анализ и структура управления. /Под общей ред. В. Б. Шорина. -М.: Знание, 1975.
  134. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
  135. Системный анализ в экономике и организации производства. /Под общей ред. С. А. Ванцева и В. И. Войсовой. Д.: Изд-во «Политехника», 1991.
  136. А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Изд-во «Политехника», 1997.
  137. P.A. Реформирование механизма совершенствования экономических процессов в условиях развития предпринимательской среды. Автореферат дисс. на соиск. учен.степ. докт.эконо.наук. СПб.: СПбГУ-ЭФ, 1999.
  138. В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности.//Вопросы экономики, № 1,1995. '
  139. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1962.
  140. Сен-Симон А. Катехизис промышленности. //Цитаты по утопическому социализму. -М.: «Мысль», 1982.
  141. В.Е. Феномен государственного предпринимательства, теоретические и практические аспекты. //Российский экономический журнал, № 3, 1996.
  142. Социально-экономическое положение России, январь-май 1999 г. Госкомстат РФ. -М, 1999.
  143. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.
  144. А.Б. Оценка коммерческого потенциала нововведений. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  145. А.Б. Содержание и сущность инновационной деятельности как объекта предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  146. В.В. Культура предпринимательства. Учебник. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  147. В.В., Песоцкая ЕВ. Маркетинг в системе предпринимательства. СПб.: «Изд-во «Геликон Плюс», 2000.
  148. В.В., Крупанин A.A. Экономико-организационные основы предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  149. В.В., Крупанин A.A., Хакунов Т. Д. Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  150. В.В., Крупанин A.A., Пантелеев В. А. Личностная стратегия предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  151. ВВ. Организационная культура и предпринимательство. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1994.
  152. В.В., Еловенко В. Г., Тухаринов Л. Ю. Управление маркетингом информационных технологий. СПб.: Изд-во «Литера Плюс», 1999.
  153. Томи лов В.В., Сотникова СИ. Экономико-организационные основы системы управления маркетингом рабочей силы. СПб.: Изд-во «Литера Плюс», 2000.
  154. В.В., Гурьянов С. А. Эффективность бизнес-коммуникаций на рынке банковских услуг. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 2000.
  155. В.В. Культура организации международных бизнес-коммуникаций. Учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 1999.
  156. Р. Факторы обновления. М.: Прогресс, 1988.
  157. Управление по результатам. /Под ред. ДА. Леймана. Пер. с финского.-М.: Прогресс, 1993.
  158. Указ «О мерах по реализации решения органов исполнительной власти КБР по осуществлению государственной поддержки малого предпринимательства. Нальчик, 1999.
  159. .С. Основы системологии. М.: Радио и связь, 1982.
  160. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1994−1997 гт.//Российская газета от 31 мая 1994.
  161. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996−1997 гг. //Российская газета от 30 августа 1995.
  162. Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Прогресс, 1989.
  163. Ф.Фон Хайек. О свободе. Минск: Полифакт, 1990.
  164. Финансирование вашего малого предприятия в России. /Программа развития предпринимательства US AID, 1995.
  165. Р. Обновление производства. М.: Прогресс, 1988.
  166. P.A. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  167. А.Ф. Информатизация предпринимательской деятельности и обеспечение безопасности бизнес-информации. /Автореферат дисс. на соиск. ученой степ.канд.эконом.наук. СПб.: СПбГУЭФ, 1995.
  168. И.М. Проблемы и пути развития малого предпринимательства. //Малое предпринимательство Санкт-Петербурга. Материалы II съезда малых предприятий Санкт-Петербурга 26−27 ноября 1997 г. СПб., 1998.
  169. Р., Питере М. Предпринимательство (выпуск 1−5). М.: Прогресс-Университет, 1991.
  170. А. Курс предпринимательства М: Международные отношения, 1993.
  171. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.
  172. Г. П. Предприниматель кто он? — М.: Международные отношения, 1992.
  173. Ю.М. Методы поиска изобретательских идей. Д.: Машиностроение, 1990.
  174. Человек в системе рыночных отношений. /Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (1−3 декабря 1992 г.). -СПб.:СПбУЭФ, 1992.
  175. Э.О., Сидоров М. А. Управление риском и устойчивое развитие. -М.: Изд-во РЭА, 1999.
  176. Г. М. Антикризисная стратегия предпринимательства. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 1997.
  177. Ф. Россия. Новый этап приватизации. //Международный журнал. Проблемы теории и практики управления, № 4,1996.
  178. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий. -М.: Республика, 1995.
  179. Р. Японские методы управления предприятием. М.: Экономика, 1988.
  180. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1992.
  181. A.A. формирование систем поддержки малого предпринимательства в России. //Российский экономический журнал, № 4,1997.
  182. Экономическая реформа: Поиск решений. /Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  183. Экономико-математические методы и модели планирования и управления. -М.: Знание, 1983.
  184. Экономика и бизнес. /Под ред. В. Комаева. М.: Изд-во МГТУ, 1983.
  185. Экономический словарь терминов. М.: Наука, 1993.
  186. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  187. К. Информация и экономическое поведение. //Вопросы экономики, № 5,1995.
  188. Л. Благосостояние для всех. М.: Начало-прогресс, 1991.202. 202. Экономическая безопасность. //Под ред. В. К. Сенчагова. М.: ЗАО Финстатинформ, 1998.
  189. Янг С. Системное управление организацией. М.: Наука, 1988.
  190. Янц Т. Измерение и формирование эффективной культуры труда: фронтальный штурм или фланговый маневр. М.: Экономика, 1991.
Заполнить форму текущей работой