Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное регулирование занятости и безработицы на региональном рынке труда на этапе перехода к устойчивому экономическому развитию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлен комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих правовых, экономических и социальных предпосылок формирования современной структуры занятости населения: единство правовых условий функционирования рынка труда на всей территории страныобщее экономическое пространство и обеспечение свободного передвижения в нем гражданорганизация единой, замкнутой по территории и эффективно функционирующей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
    • 1. 1. Социально-экономическое содержание рынка труда
    • 1. 2. Основные факторы становления и особенности развития регионального рынка труда
    • 1. 3. Занятость и безработица населения: основные виды и формы
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
    • 2. 1. Демографические факторы формирования трудового потенциала
    • 2. 2. Профессионально-квалификационная структура трудовых ресурсов
    • 2. 3. Влияние условий труда и уровня развития экономики на повышение качества трудовых ресурсов
  • ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 3. 1. Социальные и экономические меры поддержки эффективной занятости населения
    • 3. 2. Основные направления совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров
    • 3. 3. Пути совершенствования и повышение эффективности региональных программ содействия занятости населения
  • ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА МИНИМИЗАЦИИ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
    • 4. 1. Социально-экономические последствия безработицы в условиях рыночной жизнедеятельности
    • 4. 2. Особенности государственного регулирования и прогнозирования безработицы в трансформируемой экономике
    • 4. 3. Методические подходы и модели исследования безработицы
  • ГЛАВА 5. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ
    • 5. 1. Создание условий для становления и последующего развития трудовых отношений в Республике Карелия
    • 5. 2. Использование модели и методов исследования для анализа сферы занятости и безработицы
    • 5. 3. Анализ сферы занятости населения в Республике
  • Карелия

Государственное регулирование занятости и безработицы на региональном рынке труда на этапе перехода к устойчивому экономическому развитию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В условиях перехода к рыночным отношениям экономика России развивается бессистемно, несбалансированно и во многом противоречиво. Важнейшим рынком современной российской экономики является рынок труда. Цивилизованный рынок труда позволяет наиболее полно и эффективно использовать как ресурсный, так и трудовой потенциал страны. Однако формирование и развитие рынка труда в российской экономике сопровождается сложными социальными явлениями. Право на труд, на свободный выбор сферы и вида трудовой деятельности в соответствии с интересами трудящегося — одна из важнейших личностных ценностей. В нашей стране проблемы регулирования занятости и безработицы усугубляются тем, что необходимо одновременно решать во многом противоречивые задачи переходного периода: преодолевать сложившиеся деформации в сфере занятости и регулировать безработицу, а также формировать современный рынок труда и, соответственно, решать проблемы занятости, свойственные экономически развитым странам.

В результате реформирования экономики, в ходе смены собственности, изменились характер социально-трудовых отношений и структура общества. Формируются два принципиально новых субъекта этих отношений — предприниматели-работодатели и наемные работники, для каждого из которых характерны свои интересы и формы поведения.

В настоящее время продолжается формирование рынка труда, складывается качественно новая ситуация в сфере занятости: незанятость определенной части экономически активного населения, рост уровня безработицы, жесткая конкуренция за рабочее место, сокращение неэффективных рабочих мест.

Формирующийся рынок труда в Российской Федерации определяет движение трудовых ресурсов, порождает конкуренцию за право занятия достойного места работы, а среди работодателей — за привлечение лучших кадров, регулирует денежные доходы предпринимателей, населения. Эти вопросы продолжают оставаться острыми и решение их — сложная институциональная проблема.

В ближайшее время, на наш взгляд, преодолеть усиление напряженности в социально-трудовой сфере не удастся. Переход к новым экономическим отношениям усложнился слабостью системы государственного управления и регулирования, вызванного непродуманностью экономических реформ, политической нестабильностью, объективной инерцией экономических процессов.

Разразившийся во втором полугодии 1998 года кризис радикально изменил условия функционирования экономики республики и состояния ее рынка труда.

Его последствия имеют характерные особенности проявления в различных секторах экономики и социальной сферы:

— рост числа обанкротившихся предприятий;

— сокращение физических объемов производимой продукции;

— рост цен на потребительские товары;

— снижение реальных доходов населения;

— сокращение торгового оборота и высвобождение значительной части рабочей силы из указанного сектора;

— снижение занятости, рост безработицы;

— рост спроса на рабочие места;

— нарастание социальной напряженности.

Проводимые в России преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда, системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности.

До последнего времени проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и эффективности использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.

В процессе регулирования ситуации на рынке труда и решения проблем занятости ключевую роль играет государство. Происходит это путем создания нормативно-правовых актов, регулирующих данную область экономики.

В настоящее время государство свои силы в области регулирования рынка труда направляет в основном на борьбу с безработицей. Сегодня, на наш взгляд, акцент должен быть сделан на предотвращение безработицы и достижение эффективной занятости.

Развитие экономики может происходить только на основе производительной деятельности, это означает постоянное освоение новых ресурсов для повышения эффективности применения имеющихся. В процессе создания новых ресурсов важно не только избавиться от явно неконкурентоспособных производств, но и увеличить долю конкурентоспособных, развить сферы деятельности, работающие на будущее, защищать и поддерживать производства, способные стать высококонкурентными. Поэтому не случайно государственные институты в промышленно развитых странах не только стимулируют конкуренцию, но и ограничивают ее разрушительное воздействие на отечественных товаропроизводителей, помогают последним и под держивают их.

Все изложенное выше и послужило основой для выбора темы настоящего исследования. В этом — его значимость и актуальность, которая усиливается прежде всего тем, что при анализе общих процессов рыночных преобразований и их социально-экономических последствий нельзя не учитывать и того факта, что в каждом регионе существуют различные элементы ф хозяйствования (доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные), свои специализации регионов, разные национальные традиции. Осмысление реально происходящих процессов в ходе реализации экономических реформ на региональном уровне важно, во-первых, для населения данной территорииво-вторых, для обогащения практики рыночных преобразований в России, что дает материал для теоретического обобщения, корректировки реформ, выработки региональной политики.

Состояние научной разработанности темы.

Большое внимание изучению современного рынка труда уделяется учеными Англии, Германии, США, Японии. Во многих работах акцент делается именно на вопросах регулирования становления и развития рынка труда на государственном и региональном уровнях.

В отечественной экономической литературе значительное внимание к теоретическим и практическим вопросам становления рынка труда уделено в работах российских ученых: Л. А. Абалкина, В. Н. Бобкова, Б. Д. Бреева, В. С. Буланова, П. Г. Бунича, Е. В. Егорова, Н. А. Волгина, В. А. Добрынина, Г. А. Егиазаряна, Е. В. Егорова, А. Л. Жукова, Е. Н. Жильцова, Т. И. Заславской, А. Ф. Зубковой, Ю. П. Кокина, Л. А. Костина, А. Э. Котляра, Н. Х Кур-банова, А. Я. Лифшица, Ю. Г. Одегова, А. Г. Певзнера, В. И. Плакси, Б. В. Ракитского, К. С. Ремизова, Л. Л. Рыбаковского, Л. С. Ржанициной, Э. Р. Са-руханова, С. Г. Струмилина, Н. Н. Филиппова и других. С началом экономической реформы в России в экономической литературе нашли определенное отражение проблемы государственного регулирования занятости. Вопросам формирования и развития этого специфического сектора экономики посвящены работы как ряда научных организаций, так и отдельных ученых.

Основной целью работы является исследование процесса формирования и становления рынка труда в Российской Федерации, его государственного регулирования, а также разработка методологических основ и практических рекомендаций по развитию механизма регулирования процессов занятости населения на разных уровнях — федеральном, региональном и местном.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— определение социально-экономической сущности рынка труда;

— выявление, исследование и обобщение основных проблем государственной политики занятости;

— исследование сущности и обоснование критериев определения, роли и места рынка труда в системе экономических отношений;

— проведение социально-экономического анализа современного состояния демографических процессов в Республике Карелия, а также использования трудовых ресурсов;

— проведение системного анализа государственного регулирования рынка труда в регионах на примере Республики Карелия;

— разработка методики формирования показателей, определяющих уровень скрытой безработицы;

— апробация методических рекомендаций на примере Республики Карелия.

Предметом исследования в диссертации являются социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, развития и функционирования рынка труда, а также механизмы государственного регулирования занятости населения с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Объектом исследования является социально-трудовая сфера России и ее ключевой элемент — рынок труда на федеральном и региональном уровнях, в том числе формирующийся рынок рабочей силы в Республике Карелия.

Методологической и методической основой диссертационного исследования послужили: результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по данной проблемеразработки и наследие экономической науки относительно государственного регулирования рынка труда. В процессе исследования были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Карелия, других региональных органов государственной власти, регламентирующих вопросы занятости населения, федеральные программы и программы занятости населения в Республике Карелия, аналитические записки, материалы конференций, научные доклады и публикации в периодической печати.

Эмпирическую базу исследования составляют статистическая отчетность по рынку труда Российской Федерации и Республики Карелия. В качестве источников информации использовались архивные, служебные материалыфактические данные оперативной и годовой отчетности предприятийданные Международной организации труда, местных, центральных и зарубежных периодических изданийправовые и нормативные документы и справочники, отчеты о НИР по исследуемым вопросамспециальная литературасобственные исследования и наблюдения автора.

Для анализа и обработки материалов в качестве методов и приемов исследования использовались экономико-статистический, аналитический, сравнительного анализа, классификации статистических группировок, исторического и системного подхода, выборочного и монографического наблюдения, обобщения, детализации, графический, абстрактно-логический, рас-четно-аналитический, социологических исследований, балансовых увязок. Часть статистической и аналитической информации была получена через компьютерную сеть «Интернет».

В ходе исследования также были использованы материалы, отражающие практику государственной регулирования рынка труда в США, Германии, Великобритании, Франции, Японии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что разработаны параметры, контуры и структура регионального рынка труда с учетом особенностей перехода экономики к рыночным отношениям, а также разработаны основы политики государственного регулирования занятости и безработицы на уровне региона. К конкретным положениям и элементам новизны, в частности, относятся:

1. На основе анализа и современной авторской характеристики рынка труда России раскрыты его особенности в северных регионах, в том числе в Республике Карелия, включающие повышенные минимальные социальные гарантии, компенсирующие суровые условия жизни, возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население, высокий уровень безработицы, скрытой формой которой охвачены жители села, лесных поселков. В исследовании показаны основные формы проявления безработицы. Выявлены особенности формирования региональных рынков труда в условиях становления рыночной экономики, с учетом сложившихся в мировой практике моделей рыночного хозяйства, а также вариантов перехода к рынку. Также обоснована сущность, содержание и структура рынка труда на региональном уровне как динамичной социально-экономической системы.

2. На основе исследования динамики демографических процессов определены главные тенденции изменения трудовых ресурсов региона, которые состоят в существенном снижении рождаемости и росте смертности населения в течение последних лет, сокращении естественного прироста вплоть до депопуляции, ухудшении здоровья населения. Неблагоприятные тенденции смертности будут определять все большее превышение численности женщин над численностью мужчин. Увеличение дисбаланса в распределении населения по полу неблагоприятно отразится на числе браков, рождений детей и осложнит формирование отраслевой структуры занятости.

3. Дополнены к рассматриваемым официальной статистикой факторы, негативно влияющие на уровень занятости: спад производства и экономическая политика, допускающая этот процессморальный и физический износ основных фондов, делающий предприятия неконкурентоспособныминизкий уровень экономического развития отдельных регионовнеготовность многих хозяйственных субъектов к функционированию в условиях конкуренции и риска. Действующая система государственного профессионального образования недостаточно гибко реагирует на изменения спроса на рабочую силу. Ухудшающиеся условия труда ведут к снижению качества рабочего места, формируют непрестижные труднозаполняемые рабочие места. Производственный травматизм расширяет группу граждан с ограниченной трудоспособностью, для которых подбор нового рабочего места затруднен.

4. Раскрыты методологические предпосылки прогнозирования рынка туда и его особенности в развивающейся смешанной экономике. Обоснована и развита идея о том, что в условиях отсутствия государственной гарантии полной занятости и дефицита трудовых ресурсов в северных территориях основным инструментом прогноза уровня и структуры занятости является баланс движения рабочих мест, а не баланс трудовых ресурсов. Определены узловые направления активной государственной политики на рынке труда Севера России с учетом его конъюнктуры и региональных особенностей, включающих систему адресных мер упреждающего характера в обеспечении занятости, регулировании цены рабочей силы, адаптации экономически активного населения к условиям рынка и его социальной защиты.

5. Определены основные факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы на региональном рынке труда, к которым в частности, относятся демографический, уровень инвестиционной активности в регионе (объем инвестиций, создание новых рабочих мест и т. п.), качество предлагаемого труда и квалификации работников, мотивация труда, изменения условий труд, организации подготовки, переподготовки, переобучения занятого и незанятого населения. Уточнены понятия рациональной и эффективной занятостипервое должно дополнительно включать в себя характеристику обеспечения потребности населения в рабочих местах, второе — характеристику эффективного использования труда в процессе производства.

6. Доказано, что среди основных негативных последствий безработицы наиболее опасными становятся следующие тенденции: рост численности маргинальных групп, наличие которых в системе создает или усиливает обстановку социальной напряженностидеградация молодого контингента трудоспособного населенияухудшение социально-психологического климата семьи. Все это ведет к росту числа самоубийств, преступности, алкоголизма и наркомании, смертности среди трудоспособного населения.

7. Обобщены и классифицированы основные функции региональных органов управления, обеспечивающих регулирование занятости: оптимизация уровня и структуры занятости, развитие многообразия ее формсовершенствование структуры рабочих местобеспечение социальной защищенности от безработицы и организации помощи временно незанятому трудоспособному населениюанализ состояния и прогнозирование предстоящих изменений занятости, учет ее динамики, создание соответствующей информационной базыподготовка кадров и содействие занятости (профориентация, обучение, трудоустройство) — переподготовка и трудоустройство высвобожденных работниковправовое обеспечение функционирования территориальной системы занятостиобеспечение комплексного решения задач полного цикла воспроизводства рабочей силыкоординация квоты нижестоящих органов по регулированию занятости. Приоритетными направлениями государственного регулирования занятости определены: организация, анализ, прогноз возможных изменений занятости, выработка политики занятостикоординация управления занятостью, процессов ее оптимизации в масштабах государства, создание правовой основы занятости и социальной защиты от безработицысохранение оптимального уровня занятости.

8. Выявлено, что при всей очевидности регионального характера проявления проблем безработицы (их жесткой «местной» привязанности и специфичности) ее природа и пути решения этих задач определяются государством, политикой занятости и размещения производительных сил. Меры, призванные повысить активность субъектов к предложениям на рынке труда, привели к довольно неожиданному результату: значительно снизилось количество официально регистрируемых безработных. Очевидно, что ужесточение требований заставляет многих безработных сегодня отказываться от услуг службы занятости. Считать такой процесс признаком стабилизации занятости довольно трудно, поскольку «рассасывание» безработицы происходит в результате прямых ограничений, а не естественным путем. Следует ожидать, что реальные процессы на рынке труда «уйдут» в «неофициальный» сектор, что, конечно, затруднит анализ ситуации. Поэтому построение прогнозных оценок на основании имеющихся сегодня официальных данных недостаточно достоверно. Уровень безработицы, прогнозируемый самой службой занятости, показывает в большей степени возможности службы по финансовому обеспечению безработных, а не отражает реальных процессов в экономике. В связи с этим при анализе рынка труда и занятости целесообразно использовать или фактический уровень безработицы (без учета пенсионеров, учащихся, занятых), или рассчитываемый согласно методике МОТ.

9. Выявлен комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих правовых, экономических и социальных предпосылок формирования современной структуры занятости населения: единство правовых условий функционирования рынка труда на всей территории страныобщее экономическое пространство и обеспечение свободного передвижения в нем гражданорганизация единой, замкнутой по территории и эффективно функционирующей системы бирж трудаширокомасштабная система профессиональной ориентацииобучение и переподготовкаобщенациональный и местные банки данных о спросе на рабочую силу и ее предложенииналичие у региональных властей необходимых финансовых и материальных средств, достаточных для организации эффективной работы системы трудоустройства, стимулирования занятости, а также социальной поддержки безработных. Сформулированы основные принципы разработки программ содействия занятости: целевая ориентация государственной политики на региональном уровне, взаимодействие с другими мероприятиями, разрабатываемыми и реализуемыми в рамках экономической и социальной политики в регионекомплексность, конкретность, альтернативность, реальность, приоритетностьразграничение полномочий и функций различных структур в сфере управления трудовыми ресурсамипредельность допустимого уровня безработицы, адресностьуправляемостьвзаимосвязанность всех разделов и мероприятий программы.

Практическая значимость работы. Концептуальные положения и выводы диссертации доведены до конкретных методических и практических рекомендаций, которые могут быть использованы и частично нашли, частично нашли практическое применение при разработке и совершенствовании основных направлений и форм государственного регулирования рынка труда в регионах, а также при разработке программ содействия занятости населения на региональном уровне. Часть из них в 1995;2000 годы вошла в аналитические записки, составленные при непосредственном участии автора и направленные в Федеральное Собрание Российской Федерации, правительственные структуры Республики Карелия. Среди них — предложения автора по совершенствованию законодательства о занятости трудоспособного населения страны. Выводы и предложения диссертационного исследования использованы при подготовке законодательных инициатив по вопросам занятости и социальной защиты населения северных территорий. ^ Материалы исследования могут быть использованы для разработки соответствующих нормативных правовых актов и создания инфраструктуры государственного регулирования рынка труда как на федеральном, так и на региональном уровнях, в частности в Республике Карелия.

Основные методологические положения в их системном изложении могут использоваться в учебном процессе при изучении следующих программ: «Государственное и муниципальное регулирование экономики», «Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе» как для студентов экономических специальностей, так и для специалистов органов государственной власти регионов Российской Федерации, муниципальных. служащих. Отдельные результаты исследования вошли в рекомендованные к изданию Карельским филиалом Северо-Западной академии государственной службы учебно-методические пособия, предназначенные для преподавателей и слушателей филиала.

Апробация результатов исследования. Результаты исследований и разработки автора докладывались на:

— Международной научно-практической конференции «Государственное управление и местное самоуправление на Европейском Севере: исторический опыт и современность» (Петрозаводск, 1996).

— Международной научно-практической конференции «Наращивание потенциала в области государственного управления в Республике Карелия» (Петрозаводск, 1998).

— Международной конференции «Роль условий и охраны труда в стабилизации экономики Республики Карелия» (Петрозаводск, 1997).

— Конференции-семинаре «Экономика региона» (Москва, РАГС,.

1999).

— Международном семинаре управлений по охране труда Республики Карелия и Финляндии (Костомукша, 1998).

— Международной конференции «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (СПб, 1996).

— Научно-практической конференции «Российское государство и государственная служба на современном этапе» (Москва, 1998).

— Международном межрегиональном семинаре «Вопросы налоговой политики и бюджетного федерализма в России и США» (Вологда, 1996).

Основные положения исследования нашли отражение в подготовленной коллективом ИЭ КНЦ РАН Концепции развития Республики Карелия на 1998;2002;2010 годы, утвержденной Законодательным Собранием Республики Карелия.

Автором подготовлены две монографии: «Республика Карелия: проблемы занятости и безработицы» и «Аудит социально-трудовой сферы».

Основные положения диссертационной работы также изложены в 23 опубликованных работах автора (в том числе двух коллективных монографиях), статьях учебно-методических пособиях и т. д.

Автором исследования был выигран конкурс научных проектов и получен грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в 1997 году по теме исследования — «Влияние децентрализации финансирования и управления на формирование рынка труда в регионе».

Структура и объем диссертации

Структура диссертационной работы, состоящей из Введения, пяти глав, Заключения, Списка использованной литературы, приложений, нашла отражение в ее содержании. Логика исследования предопределила его структуру, объем и последовательность изложения материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие российской экономики в последние годы показало тесную зависимость развития рынка труда от общеэкономической динамики. Рынок труда страны, как и отдельных ее регионов, деформирован. В нем произошли парадоксальные, с точки зрения цивилизованного рынка, экономические процессы: значительный спад производства не сопровождался соответствующим сокращением численности занятых и высоким уровнем безработицы.

В процессе исследования проблем безработицы и отношений занятости на региональном рынке труда считаем важным учитывать три момента. Во-первых, изучение формирования регионального рынка труда в переходный период невозможно без глубокого осмысления сложившихся методологических подходов исследования отношений занятости. Во вторых, необходимо иметь представление о методике оценки состояния регионального рынка труда. Методический подход, на наш взгляд, должен, по возможности, выявлять наиболее сущностные характеристики, которые описывают достаточно полно реал ьные процессы на рынке труда. В-третьих, современное состояние исследуемого регионального рынка труда определяется сложностью и противоречивостью переходного периода. Главной особенностью последнего является глубокий экономический кризис, сопряженный с преобразованием экономики. Улучшение ситуации в сфере занятости населения нельзя, на наш взгляд, рассматривать без усиления государственного регулирования трудовых отношений и совершенствования деятельности службы занятости.

К основным результатам и выводам, полученным в ходе исследования и ориентирующим на выработку новой региональной политики на рынке труда и в сфере занятости, можно отнести следующие.

Формирующийся рынок труда России по мнению многих специалистов (Волгин. Буланов, Щербаков, Малевая) отличается от других стран со сходными условиями. Их можно выделить несколько:

— подавляющая часть работающих трудится в отраслях материального производстваотносительно высок уровень занятости в промышленности, сельском и лесном хозяйстве;

— сохранение высокой доли в составе рабочих мест, которые требуют неквалифицированный, малоквалифицированный труд, обесценивая высокий профессионализм и знания, вследствие чего упал авторитет качества образования;

— высокая, официальная занятость и относительно невысокая, но принимающая форму хронической открытая безработица;

— скрытая безработица, во многих регионах и отраслях экономики также принявшая хронический характер;

— широкое распространение неформальной занятости всех групп экономически активного населения.

Масштабы формирования российского рынка труда не только не противоречат, но и предполагают формирование и развитие региональных рынков труда, что подтверждается углубляющейся региональной дифференциацией в сфере труда.

На основании проведенного исследования автором предложены следующие выводы и рекомендации:

1. Изучение генезиса безработицы в России позволило прийти к выводу о том, что безработица в России появилась задолго до начала пе-• рехода от командной к рыночной системе. Собственно говоря, она полностью не исчезала ни на одном из этапов развития экономики. В диссертации приведены достаточно убедительные, по мнению автора, доводы в пользу этой точки зрения. В частности, привлечено внимание к скрытой безработице в период функционирования командной экономики в нашей стране. Текучесть рабочей силы, размеры которой были достаточно велики, можно рассматривать как один из источников текучей безработицы. Ь.

Также, апробируя современные методы расчета скрытой безработицы, доказано, что скрытая безработица 90-х годов не новое явление для нашей страны. Сегодня отличительная особенность безработицы — это рост ее масштабов и продолжительности, превращение скрытых форм безработицы в открытые при сохранении больших массивов скрытой и частичной безработицы, изменение ее структуры.

2. Структурные изменения, происходящие в экономике, свидетельствуют о структурно-технологическом регрессе народного хозяйства, о негативных сдвигах в структуре занятости, когда кадры теряли в основном высокотехнологичные, наукоемкие и социально ориентированные отрасли. Эффективное государственное регулирование рынка труда региона, направленное на превращение скрытой безработицы в полную за-^ нятость, возможно лишь в рамках общеэкономической политики. Все методы стимулирования деловой активности в периоды экономических спадов являются в то же время методами сокращения безработицы. В настоящее время в экономике России не закладываются возможности для технологического роста, происходит неоправданный процесс растраты трудовых ресурсов и, в первую очередь, высококвалифицированной рабочей силы. Инвестиционная политика государства не способствует прогрессивным изменениям в общественном производстве. В то же время инвестиционная активность вновь формирующихся хозяйственных укладов незначительна, что не стимулирует создания в больших масштабах • дополнительных рабочих мест. Без проведения целенаправленной государственной политики, нацеленной на устранение данных отрицательных тенденций, возможны разрушение высоких технологий там, где они были, и консервация существующего низкого технического уровня в большинстве отраслей экономики.

3, Автором выполнен анализ демографической ситуации в Российской Федерации, и в частности в Республике Карелия. Отмечен ряд новых тенденций, возникших в переходный период — естественная убыль и миграционный отток населения. Снижение рождаемости, рост смертности, сопровождаемые регрессивными структурными сдвигами, сокращение средней продолжительности жизни, рост удельного веса населения в возрасте старше трудоспособного — все это ставит под сомнение перспективы развития демографического и трудового потенциала регионов. Трудовой потенциал Республики Карелия обладает достаточно хорошими характеристиками. Но необходимо отметить высокую долю лиц нетрудоспособного возраста (в составе всего населения более 50%) — среди трудоспособных по возрасту 53,2% составляют женщины. Высокий образовательный уровень занятого населения (38 процентов имеют высшее и среднее специальное образование) подтверждает качественную сторону имеющегося трудового потенциала. Однако использование последнего оставляет желать лучшего: в промышленности республики почти 40 процентов лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование, занимают рабочие места, не требующие столь высокого уровня образования.

4. Регулируемая рыночная экономика на этапе перехода к устойчивому экономическому развитию предполагает создание условий для расширения экономической свободы личности в выборе места, условий, режима труда, а также свободы найма и увольнения, то есть формирования экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Вместе с тем становление регионального рынка труда требует более целенаправленных действий по регулированию в области социальной, инвестиционной политики, а также финансово-кредитных мероприятий по социальной ориентации экономики, созданию новых рабочих мест. Задачей политики занятости является изучение структуры производственных единиц в регионе по их роли в профессиональном движении кадров, т. е. должна быть произведена классификация рабочих мест, представляющих разные перспективы профессионального движения кадров и, в свою очередь требующих работников с различным уровнем квалификации, производственного опыта. Это позволит определить, на сколько то или иное предприятие (производство) будет препятствовать, и способствовать формированию эффективного регионального рынка труда. Комплексный, экономический и, одновременно, социальный характер задач политики занятости обусловливает круг отношений и процессов, попадающих в ее сферу. К ним относятся обучение и подготовка кадровпоиск работы и рабочей силыпорядок найма и высвобождения работниковусловия и содержание труда, установление уровня его оплатыпрофессиональная и территориальная мобильность кадров.

Таким образом, политика занятости затрагивает не только экономически активное население (то есть занятых и безработных), но и потен-^ циально активные группы населения, которые в настоящий момент не являются экономически активными. К последним относятся учащиеся учреждений профессионального образования, лица, временно прервавшие трудовую деятельность в связи с семейными обстоятельствами, инвалиды, частично сохранившие трудоспособность, и т. д. Можно также сказать, что объектом политики занятости являются те составляющие человеческого капитала, которые непосредственно связаны со сферой занятости, — рабочая сила, профессиональный и квалификационный потенциал населения. Политика занятости регулирует отношения по поводу этих составляющих человеческого капитала. # 5. Важнейшей системой таких отношений является рынок труда.

Рынок труда является сферой оплачиваемой занятости. Он включает в себя субъекты предложения (рабочую силу), субъекты спроса (работодателей), посредников, механизмы регулирования извне и механизмы саморегулирования. В ходе исторического развития рынка труда сформировалась его инфраструктура — совокупность экономических, правовых и административных институтов, организаций и видов деятельности, способ-^ ствующих выполнению рынком труда его функций. Формирование и развитие инфраструктуры рынка труда является одним из важнейших аспектов политики занятости.

6. Политика занятости является, таким образом, областью экономического и социального регулирования, цели которого выходят далеко за пределы простого смягчения последствий безработицы — трудоустройства безработных, их переобучения, выплаты им пособий и т. п. Достижение целей политики занятости требует активного участия государства, играющего при проведении такой политики ведущую, системообразующую роль. В то же время успешное осуществление политики занятости требует, чтобы в нее были вовлечены и негосударственные участники. Отсюда следует, что проведение государственной политики занятости требует координации деятельности целого ряда органов — службы занятости, органов управления профессиональным образованием, миграционной службы, государственных и негосударственных предприятий и учреждений, а также общественных организаций, включая профсоюзы и другие общественные объединения и ассоциации.

7. Экономический рост приводит к расширению спроса предприятий как на работников относительно старых, так и на работников более новых профессий и квалификаций.

В этих условиях предприятия сферы материального производства наверняка попытаются восполнить нехватку квалифицированных рабочих за счет привлечения бывших кадров, занятых в настоящее время в других отраслях экономики. В отдельных случаях такой путь приносит определенные плоды, но в целом не обеспечивает решение кадровых проблем.

Сегодня возможности решения кадровых проблем промышленных предприятий за счет простого перераспределения рабочей силы значительно сузились. Найти за воротами предприятия «готового» квалифицированного рабочего оказывается не так просто. Часть бывших работников промышленных предприятий сейчас заняты в торговле, бытовом обслуживании, сфере бизнеса. У них сформировались новые стереотипы экономического поведения, отнюдь не располагающие к возвращению за завод, где от человека требуются совсем иные качества, нежели в сфере бизнеса.

В стране по-прежнему немало официально зарегистрированных безработных, однако далеко не все они могут и хотят занимать вакансии квалифицированных промышленных рабочих. В не меньшей мере это относится и к безработным, не имеющим официального статуса. Среди них также немало людей, которые по состоянию здоровья или жизненным ориентациям профессионально непригодны для напряженной работы в сфере материального производства.

Еще одним источником пополнения предприятий рабочей силой являются учреждения профессионального образования. В условиях экономического роста проблемы трудоустройства выпускников будут, скорее всего, решаться не столь трудно, как в 1990;2000 годы. Общеизвестно, что в девяностые годы произошло серьезное ослабление связей между предприятиями и учебными учреждениями. Если предприятия по-прежнему не будут оказывать необходимого воздействия на процесс подготовки рабочей силы, формальное повышение уровня занятости молодежи будет по-прежнему сочетаться с несоответствием ее навыков и умений требованиям производства.

Столкнувшись с нехваткой квалифицированной рабочей силы, предприятия либо будут вынуждены в той или иной степени мириться с низким уровнем квалификации кадров, что отрицательно скажется на конкурентоспособности российской промышленности, либо станут активными союзниками и участниками инноваций в сфере занятости.

8. Из сказанного выше вытекает, что экономический рост приведет к увеличению спроса на услуги в области профессионального образования. Отметим, что объем этого спроса будет значительно превышать изменение численности занятых в экономике. Увеличение спроса будет связано не только с необходимостью обучения тех работников, которые заменят персонал, выбывающий из состава занятого населения, но и с переквалификацией или повышением квалификации занятых.

Разумеется, на объем спроса на образовательные услуги будет влиять и демографический фактор. Однако в 2000;2004 годах пятнадца-ти-семнадцати летне го возраста будут достигать родившиеся в восьмидесятые годы, когда рождаемость в России была выше, чем в девяностые. Таким образом, на протяжении текущего пятилетия демографический фактор не будет снижать спрос на услуги по профессиональному образованию молодежи. Что касается спроса на услуги по повышению квалификации и переобучению работников, то он зависит от демографических факторов в значительно меньшей степени.

Повышение спроса на профессионально-квалификационные услуги скорее всего увеличит вложения предприятий в сферу профессионального образования и, тем самым, несколько улучшит материальное положение учреждений профессионального образования и условия труда преподавателей. Однако эти вложения не принесут должного эффекта, если благополучие учебных учреждений не будет зависеть от того, насколько конкурентоспособными оказываются их выпускники на рынке труда. Если и в новой, более благополучной в финансовом отношении, ситуации значительная часть учебных учреждений профессионального образования по-прежнему будет не в состоянии верно оценить и выполнить требования предприятий к уровню профессиональной подготовки выпускников, существенных сдвигов в качестве такой подготовки ожидать не приходится.

9. Соответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов является одним из факторов, определяющих инвестиционную привлекательность того или иного региона или предприятия. Сохранение существующего разрыва между требованиями инвесторов к профессиональным качествам работников и способностью системы подготовки и переподготовки кадров удовлетворить эти требования будет отрицательно сказываться на объемах инвестиций. Потери инвестиций будут особенно велики там, где инвесторы придают качеству рабочей силы достаточно большое значение. Это означает, что недостатки существующей системы подготовки и переподготовки кадров будут, прежде всего, препятствовать развитию производств, построенных на использовании современных технологий, а также привлечению иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.

10. Для успешного проведения политики занятости государство, по мнению автора, должно сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости. На протяжении последнего десятилетия решение этой задачи постоянно откладывалось по ряду причин, непоследнюю роль среди которых играли общая неопределенность экономической ситуации, обилие неотложных практических задач, из-за которых до стратегии просто не доходили руки, и, наконец, отсутствие ясного понимания роли государственного регулирования в новых условиях. Федеральные приоритеты политики в сфере занятости должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг, в том числе — социальных. Региональные приоритеты должны учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и т. д.

Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости создаст необходимую основу для разработки региональных программ трансформации (модернизации) системы рабочих мест. Отсутствие в регионах политики в области создания рабочих мест может привести к ситуации, когда экономический рост сопровождается серьезными социальными проблемами (например, к интенсивному притоку неквалифицированной иностранной рабочей силы при высокой безработице среди местного населения). Необходима разработка среднесрочных программ создания и модернизации рабочих мест, опирающихся на экономические и социальные приоритеты, сформулированные региональными властями и учитывающие региональные особенности системы предпочтений населения.

Необходима также межрегиональная координация программ создания рабочих мест и подготовки кадров. Такая координация должна осуществляться на федеральном уровне. Следует избегать ситуаций, при которых, вследствие крайней неравномерности инвестиций, направляемых в регионы, возникают неоправданные межрегиональные миграционные потоки, и одни регионы фактически обескровливают экономику других.

11. При переходе от депрессии к экономическому росту одной из основных проблем в сфере занятости становится структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. В этих условиях адаптация системы профессионального образования (в первую очередь — ее государственные компоненты) к потребностям рынка труда становится важнейшим инструментом борьбы со структурной безработицей. Кроме того, наличие эффективной системы подготовки и переподготовки кадров становится одним из важнейших компонентов инвестиционной привлекательности региона и страны в целом. В этих условиях одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиями. В ходе такой работы нельзя забывать, что именно рынки труда и квшшфикационно-образовательных услуг, какими бы несовершенными ни были они сегодня, являются механизмами, способствующими повышению качества профессионального образования.

12. Важным направлением политики занятости является политика государства в области оплаты труда. Здесь потенциально опасными представляются две тенденции — низкая доля оплаты труда в стоимости продукции и высокая доля теневых выплат в заработке трудящихся.

Еще одной важной задачей политики занятости является повышение информационной прозрачности рынков труда и квалификационно-образовательных услуг. Наиболее перспективным вариантом решения этой задачи представляется участие в ее решении как государственных, так и негосударственных организаций, действующих на коммерческой основе.

13. Развитие института рынков труда и образовательных услуг принято относить к заслуживающим внимания, но, тем не менее, вторичным проблемам экономики. Сформировались устойчивые стереотипы экономического мышления, согласно которым корень экономических бед может находиться где угодно, но только не в области человеческих ресурсов. Реальная экономическая жизнь упрощается до уровня предельно агрегированных экономических моделей, в которых для описания ситуации в сфере занятости вполне хватает одной переменной — уровня безработицы. Последняя всегда выступает в качестве зависимой величины, определяемой уровнем спроса, объемом инвестиций, производства или другими факторами.

14. Можно видеть корень экономических бед современной России в отсутствии инвестиций или в социально-политической нестабильности, препятствующей притоку в страну инвестиций. Но можно взглянуть на проблему и по-другому. Пойдет ли капитал туда, где отсутствуют институты, способные обеспечить его прибыльное функционирование? Туда, где рабочей силы, отвечающей его требованиям, то ли нет, то ли она спрятана так глубоко, что для ее поиска требуются невероятные усилия? Туда, где отсутствует эффективная системы подготовки и переподготовки рабочей силы в соответствии с быстро меняющимися требованиями современного производства? Возможна ли социальная стабильность там, где система образования не дает населению знаний и умений, необходимых для цивилизованного производительного труда? Откуда, наконец, возьмется платежеспособный спрос, если население не имеет навыков, необходимых для производства (да и потребления тоже) продукции, конкурентоспособной в современном мире?

Попытка ответить на эти вопросы приводит к выводу, что макроэкономические модели, ставящие во главу угла инвестиции или спрос, лишь один из многих способов представления экономической действительности, и их нельзя воспринимать как универсальное практическое руководство по выстраиванию системы приоритетов экономической политики. Не будем забывать и то, что значительная часть этих моделей была создана много десятилетий назад, во времена, когда развитый мир находится в зените индустриальной фазы своей истории, а о переходе к постиндустриальному обществу не было и речи.

15. В современных условиях отказ от проведения политики занятости и подмена ее политикой смягчения последствий безработицы выглядит анахронизмом. Роль человеческого капитала в современной экономике возрастает с каждым годом, и государство не может оставить его функционирование без внимания. Иллюзией является и убеждение в том, что при увеличении притока инвестиций проблемы в сфере занятости решатся сами собой.

Современная политика занятости должна охватывать сферу занятости в целом. Только подобный подход обеспечит возможность системного регулирования как самой этой сферы, так и тех воздействий, которые она оказывает на жизнь общества. Политика занятости должна быть инструментом реализации целей общей стратегии реформирования экономики страны и, в конечном счете, — создания экономики постиндустриального типа. Эффективность политики занятости должна определяться не только и не столько показателями, характеризующими уровень безработицы, сколько системой индикаторов, характеризующих различные аспекты занятости. Важнейшей задачей политики занятости в современных условиях является ее ориентация на формирование и развитие институтов и механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование рынков труда и образовательных услуг. Реализация политики занятости, отвечающей этим требованиям, позволит существенно ускорить переход российской экономики в постиндустриальную фазу развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Изд-во «Ось-89″, 1998.
  2. Конституция Республики Карелия. — Петрозаводск, 1999.
  3. Закон Республики Карелия „О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ // Собрание законодательства РК, 1999, № 12, ст. 123.
  4. Закон Республики Карелия „О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи“ // Карелия, от 13 мая 2000 года, № 37.
  5. Закон Республики Карелия „О социальном развитии села“ // Ведомости Верховного Совета КАССР, 1991, № 7−8, ст. 245.
  6. Н. А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. М., 1996.
  7. Адаптация экономики Карелии к работе в новых условиях. Труды института экономики КНЦ РАН выпуск 3. Петрозаводск, 1999.
  8. Ю.Акулов В., Рудаков М. Республика Карелия: деформации регионального рынка труда // Человек и труд. — 1998. — № 5. — С. 53−55.11 .Ананьев А. Новые процессы в занятости населения // Экономист. -1995.-№ 1.-С. 22−32.
  9. Н. Новые процессы занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 3947.
  10. Е. Г. Движение рабочих кадров на промышленных предприятиях: теоретические и методические вопросы анализа текучести. — М.: „Экономика“, 1974.
  11. Е., Петров О. Мониторинг социально-трудовой сферы // Экономист. 1998. — № 4. — С. 34−45.
  12. Щ, 15. Аукуционек С. Рыночная реформа и переходный кризис // Мироваяэкономика и международные отношения. 1995. — № 1. — С. 31−40.
  13. Г. А. Методологические аспекты регулирования социального развития как фактора экономического роста в процессе реформирования экономики России // Вестник Московского университета. Серия „Экономика“. 1999. — № 2. — С. 21−35.
  14. П.Бабич А. Социальные программы предприятий // Экономист. 1999. -№ 2.- С. 58−63.
  15. Т. Состояние региональных рынков труда РФ и проблемыих регулирования // Проблемы теории и практики управления. 1998. -№ 4. — С. 50−55.
  16. И. Допустимый уровень безработицы. Как его определить // Человек и труд. 1994. — № 6. — С. 19−23.
  17. И. О тенденциях занятости в переходной российской экономике. // Российский экономический журнал. 1996. — № 11—12.— С. 37−40.
  18. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России / Под ред. Р. Емцова и др. М.: Инфра, 1995.
  19. Беляков, А А. Эволюционная модель реформирования российской экономики. М.: Изд- во РАГС, 1995.
  20. Бестужев-Лада И. В. Безработица? Не может быть! -М.: Знание, 1992.
  21. Ю., Добрынина Л. Профессиональная занятость // Плановое хозяйство. 1990. — Ко 5. — С. 108−112.
  22. Е. Органы по труду и занятости: Происхождение. Развитие. Прогнозы. — Омск, 1994.
  23. Г. Пути преобразования Европы. Курган: б.и., 1995.
  24. В. Ситуация на рынке рабочей силы в странах Восточной Европы и СНГ // Мировая экономика и международные отношения. -1994.- № 7.-С. 147−156.
  25. В. Д. Становление рыночных отношений и проблемы труда // Проблемы прогнозирования. 1994. — № 5. — С. 51−65.
  26. А. В. Мифы рынка. М.: Эконом. Демократия, 1993.
  27. В. С. Некоторые методологические вопросы исследования рынка труда // Общество и экономика. 1997. — № 7- 8. — С. 66—72.
  28. В. С. Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях формирования рыночных отношений. М.: Луч, 1993.
  29. В. С. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений.—Рязань, 1994.
  30. В. Б. Показатели благосостояния населения и формирование политики // Вестник Совета Федерации. 1999. — № 2. — С. 26−28.
  31. М. К. Национальная экономика. М.: Дело, 1997.
  32. И. В. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада.1. М.': ЭПИцентр, 1998.'36,Быков П. Рабочая сила реформ // Эксперт. 2000. — № 30. — 21 августа. -С. 15.
  33. В. Введение в предмет: рыночная экономика для России // Мировая экономика и международные отношения. 1992. — № 7, — С. 6279.
  34. В. Л.и др. Социальный мониторинг. СПб.: „Политехника“, 1997.
  35. Я. Т. Формирование и использование трудовых ресурсов
  36. Якутской АССР. -Якутск, 1990.
  37. В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. -М.: Наука, 1965.
  38. Т. Н. Проблема адаптации к новым отношениям на рынке труда // Мир России. 1998. — № 1−2. — С. 193−220.
  39. Ю. Региональные аспекты мобильности трудовых ресурсов // Российский экономический журнал. 1997. — № 10. — С. 57−65.
  40. А., Фролова Н. Налоговое регулирование экономической активности. // Экономист. 1998. — № 4. — С. 69−78.
  41. Н. Рынок труда: переплетение циклических и структурных факторов // Мировая экономика и международные отношения. — 1993. -№ 12. -С, 63−70.
  42. А. Демографический потенциал России // Вопросы экономики. 1998. — № 5. — С. 103−122.
  43. Н. А. Японский опыт решения экономических и социально трудовых проблем. М.: „Экономика“, 1998.
  44. Н. А., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М: Луч, 1994.
  45. Н. А. Стимулирование производительного труда. Брянск, 1995.
  46. Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд. 2000. — № 1. — С. 84−87.
  47. Всемирный кризис ведет к росту безработицы // Человек и труд — 1999.-№ 8-С. 77.
  48. Все налоги России 1999 года: Справочник российского бухгалтера / Под ред. В. В. Каргова. М.: Экономика и финансы, 1999.
  49. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Тенденции и проблемы социально-трудовой сферы в 1995 году. 1 этап. — М., 1996.
  50. М. Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1995.
  51. С. Ю. Как перейти к политике экономического роста // Вестник Совета Федерации. 1999. — № 2. — С. 155−163.ф 55. Глинкина С. и др. Формирование рынка труда и политика занятости в
  52. Восточной Европе // Мировая экономика и международные отношения. 1993. — № 11. — С. 26−38,
  53. Т., Гривина И. Временная занятость как форма активного содействия занятости безработных граждан // Человек и труд. -1999. -№ п. -с. 25−27.
  54. В. Г. Социальная ориентация экономики в России и в развитых станах Запада. — М. 1997.
  55. Т. Л., Рыжикова 3. А. Методология и некоторые итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости в 1998 году // Вопросы статистики. 1999. — № 6. — С. 18−25.
  56. В. В., Жукевич Г. В. Инфляция и рынок. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии. 1996.
  57. Государственная служба занятости: основные сведения // Человек и труд! 1995, — № 12, — С. 4.
  58. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: Изд-во РАГС, 1998.
  59. Р. Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксематику // Российский экономический журнал. 1997. — № 1. -С. 77−89.
  60. И. Е. и др. Методика определения задания по сокращению ручного труда и лимитов численности работающих. — Днепропетровск, 1983.
  61. Гун Г. Е.- Мизун Ю. Г. Здоровье населения Кольского Севера. М.: Медицина, 1987.
  62. М. Н. Индивидуальная ситуация на рынке труда и стратегия занятости II Общественные науки и современность. — 1999. № 3. — С. 13−16.
  63. А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 63−70.
  64. А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации (региональный аспект) // Вопросы экономики. -1993. -№ 12.-С. 80.
  65. А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики. — 1996. № 1. — С. 76−85.
  66. А. Формирование условий занятости // Экономист. — 1993. -№ 6.-С. 58−64.
  67. Демографический ежегодник Республики Карелия: Статистический сборник / Госкомстат РК. Петрозаводск, 2000.
  68. И. Особенности российского рынка труда: что тормозит его развитие? // Человек и труд. 1999. — № 11. — С. 21−27.
  69. Н. В. Качество окружающей среды и здоровья человека в условиях Карелии. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1997.
  70. П. В. и др. Проблемы развития малого бизнеса: инновация и занятость. Препринт доклада на заседании президиума КНЦ РАН. Петрозаводск, 1999.
  71. С. В, и др. Московская служба занятости: Квалификационно-справочное пособие М.: ПИПЦ, 1999.
  72. С., Щербаков А. Скрытая безработица на московском рынке труда // Человек и труд. 2000. — № 2. — С. 44−47.
  73. Н. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. 1998. -№ 1.-С. 81−91.
  74. Л. О законодательной основе профилактики асбестобуслов-ленных заболеваний в России // Материалы международного семинара представителей рабочей группы по сотрудничеству в рамках программы „Асбест“. Петрозаводск, 1999.
  75. С. А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. -С. 48−58.
  76. Если тебе грозит безработица: Пособие для работающих и безработных / Под ред. Н. А. Волгина и др. М.: Профиздат, 1993.
  77. А. С. Москва. Социально-экономические преобразования. -М.: „Экономика“, 1999.
  78. А. С., Котилко В. В. Региональная политика и реформы в России.-М., 1998.
  79. Г. В. Проблемы реформирования регионального рынка туда на примере Республики Карелия / Государственная служба и общество. СПб.: Изд-во СЗАГС. — 2000. — С90−93.
  80. Г., Носова Н. Сельское хозяйство Республики Карелия в условиях рынка // Переходная экономика: Региональные аспекты развития рыночных отношений: Межвузовский сб. науч. ст. Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 1997. — С. 163−167.
  81. Г. В. Особенности налоговой реформы в России // Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. — СПб, Изд-во Санкт-Петербургского Государственного университета, 1998. С.70—73.
  82. В. И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. -М.: Изд-во „Союз“, 1995.
  83. Ю. Гуманизация социальной теории и практики. Национальная электронная библиотека, http: // www.nns.ru / analytdoc / tac4. html.
  84. Ю. М. Кадровый потенциал российской экономики и проблемы развития человеческих ресурсов И Общество и экономика. — 1997.-№ 7−8.-С. 73−93.
  85. Занятость и безработица в Московской области. М., 1999.
  86. Занятость маргинальных слоев в индустриальных странах: Сб. обзоров / РАН. ИНИОН. М&bdquo- 1996.
  87. И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. 1998.-№ 2.-С. 83−95.
  88. И. Политика занятости: вверх по лестнице, ведущей вниз // Вопросы экономики. 1995. — № 9. — С. 17—25.
  89. И. Узловые проблемы политики на рынке труда //
  90. Вопросы экономики. 1994. — № 9. — С. 70−77.
  91. И. и др. Основные направления реформы трудовых отношений в Российской Федерации (проект) // Вопросы экономики. 1998. -.Y» 2. С. 73−82.
  92. Н. В. Баженова Е. С. Некоторые демографические аспекты региональных рынков труда в России. М., 1994.
  93. Е. И др. Политика занятости: сценарий экономического роста // Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда. СПб., — 2000. — № 1 -2. — С. 4−11.
  94. В., Рыжикова 3. Неполная занятость в России // Вопросы экономики. 1998,-№ 2.-С. 131−143.
  95. Р., Аукуционек С. Российские промышленные предприятия на рынке труда // Вопросы экономики. 1995. — № 6. — С. 4856.
  96. Карелия в 1991—1998 гг. Анализ социально-экономического положения Республики Карелия. — Петрозаводск. КарНЦ РАН. Институт экономики, 1999.
  97. Е. Д. Основные направления государственной политикина российском рынке труда // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. -С, 8−14.
  98. А. В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. — С. 94—108.
  99. А. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы // Экономист. 1993.3. С. 59−61.
  100. Н. С. Региональное использование трудовых ресурсов. -М.: «Наука», 1978.
  101. А. Проблемы занятости подростков и молодежи // Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда. СПб., 1995.-№ 1.-С. 17−19.
  102. Ю. Теория заработной платы и современные реалии оплаты труда в России // Человек и труд. 1995. — № 7. — С. 83−87.
  103. М. Г. Экономика труда: Учебное пособие. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.• 106. Колосова Р. П. Трудовой потенциал промышленности. — М.: Изд-во1. МГУ, 1987.
  104. Комментарий к налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Составитель и автор комментариев С. Д. Шаталов: Учебное пособие. — М.: МЦФЭР, 1999. — С. 638.
  105. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996−2000 гг. // Человек и труд. 1996. — № 7. — С. 34−39.
  106. Конвенция и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. Т.2. Женева, 1991. — Ст. 2171. ^ 110. Корнай Я. Дефицит / Пер. с венгерского. — М.: Наука, 1990.
  107. А. Г., Парбузин К. В. Оценка несбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда // Проблемы прогнозирования. 1997. — Ко 4. — С. 66−76.
  108. В. Г. Прогноз занятости населения: Методологические основы. М.: Экономика, 1979.
  109. Л. А. Российский рынок труда: Вопросы теории и практики.- М., 1998.
  110. В. Вопросы занятости // Экономист, 1998. — № 8. — С. 57−61.
  111. В.А. Государственное регулирование занятости населения в современных условиях. М., 1999.
  112. А. О понятии рынка труда // Вопросы экономики. — 1998. -№ 1.- С. 33−41.
  113. С. Методология оценки безработицы // Человек и труд. -1993,-№ 8.-С. 16−19.
  114. А. О повышении эффективности занятости // Человек и труд.- 1996.- № 1.- С. 26−29.
  115. А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальны* ми. // Человек и труд. 1996. — № 5. — С. 12−14.
  116. В., Грачев В. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития // Экономист. 2000. — № 3. — С. 33—37
  117. Критическая зона рынка труда. Размеры, структура, динамика. // Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда Санкт-Петербурга. 2000. — № 1−2, — С. 67−90.
  118. Кузьмин С, А. Рыночная экономика и труд. М.: Наука, 1993.
  119. Кузьмин С, А. Эффективная занятость населения. М.: Экономика, 1990.
  120. В. Пути регулирования миграционных процессов в РФ // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 123−138.
  121. В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журнал. — 2000. № 1. -С. 3−12.
  122. И. И. Экономика и социология труда. М.: Центр эконо-^ мики и маркетинга, 1999.
  123. Л. П. Российская экономика. Состояние и перспективы. -М., 1998.
  124. Н. X. Становление и развитие рынка труда в переходный период. М&bdquo- 1998.
  125. А. Н. Управление в Японии: организация и методы. М: Экономика, 1981.
  126. Курс переходной экономики. М: Финстатинформ, 1997.
  127. В. Задачи экономического роста // Экономист. 2001. — № 1.-С 3−10.
  128. О. Т. и др. Основы экономики. СПб., 1997.
  129. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский экономический журнал. 2000. — № 1. — С. 2848.
  130. Д. С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. -М: Экономика. 1999.
  131. Ш., Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики. // Экономист. 1999. — № 8. — С. 29—35.
  132. В. И. Региональные и местные налоги. М.: Главбух, 1998.
  133. К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Пер. с англ.: В 2 т. Т. I, — Таллинн, 1993.
  134. Т. Крутимся помаленьку // Эксперт. 2000. — № 30. — 21 августа. — С 16−20.
  135. И. С. Российский рынок труда. М., 1993.
  136. Н. Регионы России в 1996 году (социально-экономические итоги) // Экономист. 1996. — № 6. — С. 63−69.
  137. А. Принципы экономической науки. Т. 1. М.: Прогресс, 1993.
  138. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-ое изд. Т. 23. -М., 1960.
  139. А. С. Структурные преобразования экономики в регионе. Опыт Якутии. М., «Гуманитарий», 1998.
  140. В. Трансформационный спад и предпосылки роста в России.-М., 1998.
  141. О. Заработная плата или «пособие по труду»? // Вопросы экономики. 1998. — № 1. — С. 73−80.
  142. Местное самоуправление в Республике Карелия. Петрозаводск, 1998.
  143. Мировой рынок труда: новая реальность для России и СНГ. М.: Наука, 1994.
  144. Л. П. Становление социальной защиты инвалидов в России // Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда. СПб., 2000, — № 1 -2. — С. 35−38.
  145. Наемный труд на переломных этапах развития экономики / Под ред. Р. М. Цвылева М: Эдиториал УРСС, 1999. ^ 152. Население России. — М., 1997.
  146. Национальная электронная библиотека: http: // www.ns.ru / analytdoc / tac4. html.
  147. Некоторые демографические аспекты региональных рынков труда в России. -М.Л 994.
  148. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. М.: РПЭИ, 1998.
  149. А. Уровень безработицы: как его считать? (методологические аспекты на примере стран рыночной экономики) // Вопросыэкономики. 1993. — № 12. — С. 73−79.
  150. Никифорова А, А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.
  151. А., Лубков А. Основные направления реформирования заработной платы // Экономист. 1999. — № 4. — С. 38−45.
  152. С.Д. Практическое применение налогового кодекса РФ (часть первая). -М.: ПРИОР, 1999.
  153. О. Л. Конкуренция выгодна всем. М.: Международный союз экономистов, 1993.
  154. Обновление Карелии на основе традиций, знаний и ресурсов (Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999—2002−2010 гг.). Петрозаводск, 1998.
  155. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. М.: Финстатинформ, 1994.
  156. Ю. Г. Миграционные процессы и занятость в России (исто-% рия и современность). М.: Изд-во Российской Экономической Академии, 1996.
  157. Ю. Г. Рынок труда и социальное партнерство. — М.: Хронограф, 1998.
  158. А. Г., Плакся В. И. Становление рынка труда и минимизация безработицы (проблемы теории и региональной практики), — М.: Изд-во РАГС, 1998.
  159. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  160. Г. Г. Единичные аспекты состояния условий труда в Российской Федерации и их влияние на здоровье работающих // Проблемы реформирования отраслей социальной сферы и совершенствования управления охраной труда. М., 1999. — С. 13−16.
  161. Организация Объединенных Наций. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития. Копенгаген, 6−12 марта1995.
  162. О социально-экономическом развитии Карелии / Статист, бюллетень. — Петрозаводск/ Госкомстат. — 2000.
  163. Оценка потенциальных очагов региональных кризисных ситуаций. -М., 1997.
  164. В. А. Рынок труда. М.: «Анкил», 1992.
  165. Т. С., Червякова Г. А. Экономика в сфере социальной работы.-М., 1999.
  166. А. Очерки политической экономии капитализма. М., 1976.
  167. В. Н., Жукевич Г. В. Проблемы переходной экономики // Российское государство и государственная служба на современном этапе: Материалы научно-практической конференции. М.: Издательство РАГС, 1998. — С, 175−177.
  168. В. И. Безработица в рыночной экономике (вопросы теории, методологии, государственного регулирования). — М.: Изд—во РАГС, 1996.
  169. Показатели развития рынка труда Карелии в 1991—1999 годы и в январе-феврале 2000 г.: Информационно-справочный бюллетень № 1 /Департамент ФГСЗН по РК. Петрозаводск, 2000.
  170. И. П., Зинчук В. Л. Демографическая ситуация использования трудовых ресурсов в Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1986.
  171. Политическая экономия современного капитализма. СПб.: Издательство СПб УЭФ, 1993.1. 183. Попов В. Белка в колесе // Эксперт. 1999. — К2 15, 19 апреля. 1. С. 12−13.
  172. Р. Региональный менеджмент. Краснодар: Изд-во «Советская Кубань», 2000.
  173. Показатели развития рынка труда Карелии в 1991—1999 годы и январе—феврале 2000 г. / Госкомстат РК. — Петрозаводск, 2000.
  174. Показатели развития рынка труда Карелии в 1991—1999 годы / Департамент по ФГСЗН по РК. Петрозаводск, 2000.
  175. Приоритеты и механизмы экономической политики России в кризисный период // Вестник Совета Федерации. 1999. — № 2.
  176. Проблемы реформирования отраслей социальной сферы и совершенствования управления охраной труда. М., 1999.
  177. Программа содействия занятости населения Республики Карелия на1998 год. Петрозаводск, 1998.
  178. Программа содействия занятости населения Республики Карелия на1999 год. Петрозаводск, 1999.
  179. Программа содействия занятости населения Республики Карелия на2000 год. Петрозаводск, 2000.
  180. Региональная экономика. — М.- Изд- во «Банки и биржи», 1995.
  181. Региональные компенсационные механизмы. Copyright. 1998. Национальная электронная библиотека. — http: // tvu. volga. ru / librarn / economica / menedgment / chap4 ru/ html.
  182. Региональное управление (зарубежный опыт). — М.: РАУ, 1993.
  183. Регионоведение: Учебник для вузов / Под редакцией Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1998.
  184. Регулирование рынка труда, занятость и оплаты труда: учебное пособие (Под редакцией Н. А. Волгина). -М., 1999.
  185. Д. Рикардо. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч., T.I. -М.: ОГИЗ, 1941.
  186. Г. М. Проблемы прогнозирования рынка труда // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С. 69−72.
  187. Г. М., Хабарина Г. В. Занятость: изменение форм и пропорций. Социальные последствия. Л., 1990.
  188. Российский рынок труда / Под редакцией И. С. Масловой. М.: РАН, Институт экономики. — 1993.
  189. Российский статистический ежегодник. М., 1998.
  190. Российский статистический ежегодник. — М., 1999.
  191. Российское государство и государственная служба на современном этапе.-М., 1998.
  192. Россиян становится все меньше. // Трудовой вестник Карелии. -1999. № 3 (85).
  193. А. И. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов труда. М&bdquo- 1998.
  194. Г. Г. и др. Рынок труда. М., 1997.
  195. Рынок труда. Национальная электронная библиотека. — http: // 4vww.ims.ru / sources / index, html.
  196. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. -М.: Наука, 1995.
  197. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: переходный период и дальнейшее развитие. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  198. К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда И Вопросы экономики. — 1998. — № 1.- С, 42−58.
  199. Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика. 1995.
  200. П. Экономика: Вводный курс. -М., 1993.
  201. Э. Рынок труда и рынок занятости: противоречия определения и трактовки // Человек и труд. — 1995. К" 2. — С. 49.
  202. Э. Р. Управление занятостью населения: учебное пособие.- СПб.: Изд-во У ЭФ, 1993.
  203. A. JI. Новые инструменты государственной политики занятости // Общество и экономика. — 1997. — JSfe 7−8. — С. 15—32.
  204. А. Российско-французский семинар «Прогнозирование рынка труда» // Человек и труд. — 1996. N2 4. — С. 9−10.
  205. Сводные отчеты по естественному движению населения за 1999 год /Госкомстат РК. Петрозаводск, 2000.
  206. А. Принципы и механизмы создания рабочих мест // Экономист. 2000. — № 2. — С, 40−47.
  207. А. Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист. 1995. — № 2 — С. 28.
  208. А., Кузнецов С. Факторы производительности труда // Экономист. 1998. — № 4. — С. 46−55.
  209. Ю. Показатели безработицы в лабиринте методик расчета // Человек и труд. 1998. — № 4. — С. 73−75.
  210. Е. Занятость в неформальном секторе экономики // Экономист. 1998. -№ 6. — С. 51−58.
  211. Н. Занятость в мире: перемены не в лучшую сторону // Человек и труд. 1996. — № 4. — С. 4- 7.
  212. Скрытая безработица: размышляют ученые // Человек и труд. —1. Ш 1995. -№ 7. -С. 40−42.
  213. Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия / Под ред. Н. А. Волгина.-М., 1998.
  214. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1996.
  215. А. Налогообложение, модели оптимизации // Экономист. -1998. — № 2. — С.68−76.
  216. С. Оценка эффективности региональных программ содействия занятости населения // Экономист. 1997. — № 6. — С. 69−74.
  217. С. Рынок труда регионов в условиях финансово экономического кризиса // Человек и труд. — 1999. — № 3. — С, 55−60.
  218. А. Исследование о природе и причинах богатств народов. М.: Петроком, 1993.
  219. И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России и способы ее измерения // Вопросы экономики. 1999. — № 11. — С. 99−113.
  220. Современные международные рекомендации по статистике труда. -М.: Финстатинформ, 1994.
  221. С-околин В., Збарская И. О предстоящей всероссийской переписи населения // Экономист. 1999. — № 1. — С. 57−62.
  222. Социально-трудовая сфера / Под редакцией Н. А. Волгина. — М.: Изд-во РАГС, 1996.'
  223. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М: Изд-во Молодая гвардия, 1996.
  224. Социальная сфера РК: Статистический сборник / Госкомстат РК. -Петрозаводск, 1999.
  225. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России // Вопросы экономики. -1998. № 6. — С. 10−67.
  226. Социологические исследования. 1994. — № 5.
  227. Становление предпринимательства и политика занятости. М., 1993.
  228. Статистика труда для стран с переходной экономикой: на примере стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. М.: Финстатинформ, 1996.
  229. Г. От «нерегулируемого рынка» труда к активной политике занятости. // Социалистический труд. — 1991. — № 2. — С. 31−41.
  230. Г., Четвернина Т. Загадки российской безработицы // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С. 86−93.
  231. Стимулирование занятости: Доклад генерального директора // Международная конференция труда (82-я сессия) Женева, 1995.
  232. Стратегия занятости / Под ред. Чижовой Л. -М.: Экономика, 1990.
  233. Стратегия и приоритетные направления устойчивого развития экономики Республики Саха (Якутия). М., 1998.
  234. Е.С. и др. Экономика Содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия. Опыт и проблемы реформ. — СПб.: «Наука», 1998.
  235. Структура экономики России. — М, 1993.
  236. С. Г. О задачах научной организации труда // Воспоминания и публикации. М.: Наука, 1968.
  237. А. Л., Бессакирная Г. П. Вторичная занятость и ее социальные последствия // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 33−39.
  238. В. Государство и рынок труда П Вопросы экономики, -1998. -№ 8. -С. 155−157.
  239. А. А. Экономическая реформа и проблема занятости в России // Социально-политический журнал. 1995. — № 6. — С. 167−181.
  240. А. Еще раз о терминах и их содержании // Человек и труд. 1997. — № 10. — С. 62−63.
  241. Труд и занятость в России: Статический сборник / Госкомстат России. -М., 1999.
  242. Управление трудовыми ресурсами. М.: Экономика, 1987.
  243. Уровень жизни населения Карелии. — Петрозаводск, 1995.
  244. С. С. Занятость и рынок труда в регионах России // Общество и экономика. 1997. — № 7−8. — С. 120−130.
  245. О. Стоимость рабочей силы в России // Экономист. 2000. -№ 4.-С. 41−50.
  246. Н. Н., Смекалов П. В. Социально-экономические проблемы формирования и использования трудовых ресурсов в АПК. -Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990.
  247. Н. Н. Воспроизводство квалифицированных кадров в АПК. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1987.
  248. Е. А. Вторичная занятость как способ адаптации к экономическим реформам // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 71−79.
  249. Р. и др. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость: Методологическое руководство МБТ: Концепции. Методы. — М.: Финстатинформ. 1994.
  250. Д. Как искать мастера // Эксперт. 2000. — № 30.-21 августа. — С.20−22.
  251. Т. Кризис Фонда занятости и пути его преодоления // Вопросы экономики. 1999. — № 11. — С. 82−98.
  252. Р. Региональные проблемы рынкообразования // Регион: экономика и социология. 1993. — Вып. 1. — С. 3−18.
  253. Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. — Новосибирск: ВО «Наука», 1993.
  254. В. Рынок труда и занятость: состояние, проблемы, перспективы. // Социалистический труд. 1991. — № 1. — С. 6−16.
  255. Экономика региона: технологии деловой активности. М: Универсум, 1999.
  256. Экономика труда: Учебник / Под редакцией В. В. Адамчука, М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
  257. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под редакцией Г. Г. Меликьяна. М: Изд-во МГУ, 1996.
  258. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства.-М., 1997.
  259. Экономические и социальные проблемы России. Рынок рабочей силы в переходный период // Проблемно-тематический сборник. Том
  260. I. -М.: РАН. 1999. -С. 183−190.
  261. Экономические реформы в Республике Карелия. Петрозаводск, 1997.
  262. Экономическая теория и политика: микро- и макроуровень. М.: Луч, 1993.
  263. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. М., 1997.
  264. Р. Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. — М., 1996.
  265. Н. Э. Управление формированием и развитием регионального рынка труда М., 1998.
  266. Р. Усиление госрегулирования зарплаты: необходимость, направления и меры // Российский экономический журнал. — 1999. -№ 3.-С. 36−49.
  267. Япония: Смена модели экономического роста. -М.: Наука, 1990.
  268. Pienyrityksen tyooloja. Petroskoi, 1995.
  269. Working conditions and the role of labour protection in the Republic of Karelia // Barents, V.l. 1998. — № 2. — P. 51−52.
  270. Workplace inspection activities and trends in occupational safety in the * Republic of Karelia 11 Northern-Baltic-Karelian Regional Symposium, 1. ppeenranta, Finland, 1996.284. 80 лет Республике Карелия / Госкомстат РК. Петрозаводск, 2000.
Заполнить форму текущей работой