Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы стратегического анализа на промышленном предприятии: На примере мебельной промышленности Республики Татарстан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование, сравнительный анализ и применение в деятельности предприятий методы стратегического анализа внешней среды (PEST-анализ, SWOT-анализ, матрица возможностей и угроз, метод Мескома, карта стратегических групп конкурентов, матрица «Еврокип», модели SCP, 5 сил отрасли Портера, конкурентный профиль, бенчмаркинг, концепция QFD) — потенциала предприятия (SWN-подход, SWOT-анализ, цепочка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы стратегического анализа
    • 1. 1. Эволюция инструментов стратегического анализа в системе стратегического управления
    • 1. 2. Сущность и место стратегического анализа в системе стратегического управления
    • 1. 3. Исследование существующих методов стратегического анализа
    • 1. 4. Методические основы стратегической диагностики
  • Глава 2. Исследование возможности и целесообразности применения методов стратегического анализа на предприятиях мебельной промышленности Республики Татарстан
    • 2. 1. Анализ стратегического положения мебельной промышленности Республики Татарстан
    • 2. 2. Применение методов анализа потенциала предприятий мебельной промышленности Республики Татарстан
    • 2. 3. Использование портфельных моделей при разработке стратегии предприятий мебельной промышленности Республики Татарстан
  • Глава 3. Совершенствование методических подходов к проведению стратегического анализа
    • 3. 1. Построение стратегических карт конкурентов на основе ранжирования стратегического потенциала
    • 3. 2. Анализ стратегии предприятия на основе нормативной структуры показателей
    • 3. 3. Методика проведения целевой стратегической диагностики
      • 3. 3. 1. Стратегическая диагностика финансового состояния (на примере деятельности АОР «ПФМК»
      • 3. 3. 2. Стратегическая диагностика повышения рыночной доли (на примере деэтельносги АОР «ГТФМК»)
      • 3. 3. 3. Стратегическая диагностика организации нового производства (на примере деятельности ОАО «Татмебель»)

Методические основы стратегического анализа на промышленном предприятии: На примере мебельной промышленности Республики Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Современные условия хозяйствования, характеризующиеся высокой динамичностью внешней среды, требуют использования стратегического управления в деятельности предприятия, позволяющего адекватно реагировать на перемены в экономике. В настоящее время имеется значительное количество работ, посвященных стратегическому управлению, в которых успешно проработано множество проблем, касающихся различных аспектов жизнедеятельности предприятия. Тем не менее, ряд вопросов стратегического управления предприятием остается открытым.

Во-первых, условия хозяйствования отечественных предприятий, такие как отсутствие надежных правовых гарантий, нестабильность законодательства, нехватка и отсутствие собственных средств на развитие, некредитоспособность, низкий уровень деловой активности и технической оснащенности, проблемы со сбытом продукции, неконкурентоспособность продукции на внешнем рынке выдвигают новые задачи, решение которых на основе прямого использования зарубежного опыта наталкивается на проблемы. Во-вторых, отечественные предприятия и организации испытывают недостаток в квалифицированных кадрах аналитиков с соответствующей подготовкой, уровнем знаний, обладающих необходимым опытом, способных разрабатывать варианты стратегических решений и владеющих соответствующим методическим обеспечением. В-третьих, быстрые изменения, нечеткость, частичная формализуемость информации приводит к ее устареванию за время обработки и формирования управленческих решений. Возникает проблема формирования стратегии предприятия в этих условиях, что заставляет опираться на способность к проведению стратегического анализа. Успешное функционирование предприятия в такой среде требует совершенствования форм стратегического контроля, позволяющего актуализировать и корректировать стратегические действия в реальном масштабе времени.

В таких условиях теоретический и практический интерес представляют методические основы стратегического анализа на промышленном предприятии.

Состояние разработанности темы. Концепция стратегического управления имеет серьезную научную основу. Хотелось бы отметить ученых Селзника Ф., Эндрюса К., Акоффа Р., Альстрэнда Б., Ансоффа И., Дойля П., Карлоффа Б., Кинга У., Клиланда Д, Куинна Дж., Ламбена Ж., Лэмпела Дяс., Минцберга Г., Портера М, Прахалада К, Сгерлина А. Р., Стрикленда АДж., Томпсона, А А., Тулина И. В., Хасси Д, Хаттена К., Хэмела Г., Шенделя Д и др., труды которых послужили возникновению и развитию стратегического управления как науки и практической деятельности.

Особая роль в становлении стратегического анализа как области деятельности принадлежит Ансоффу И., Карлоффу Б., Стрикленду АДж., Томпсону АА, Портеру М., Шенделю Д, Хасси Д, Хаттену С., Шоффлеру, коллективным исследованиям консалтинговых фирм McKinsey & Со, Arthur D. Little, BCG.

Свой вклад в область аналогического обеспечения стратегического управления применительно к российским условиям внесли отечественные исследователи: Абдуллина С. Н., Алексеева И. В., Баранчеев В., Винокуров В. А, Градов А. П., Герчикова И. Н., Гительман Л. Д, Голубков Е. П., Гунин В., Ефремов B.C., Короткое Э. М., Маркова В. Д, Сафиуллин М. Р., Кузнецова С. А, Мельник АН., Мельничук ДБ., Забелин П. В., Моисеева Н. К., Рольбина Е. С., Райзберг Б. А., Пекарский Л. С., Родионова В. Н. и др. Работы этих ученых отражают особенности использования аналитических методов стратегического управления для российских предприятий.

Однако, несмотря на значительное количество работ в области применения аналитических методов в системе стратегического управления, остается невыясненным ряд важных аспектов, касающихся использования аналитических методов в процессах стратегического контроля.

В связи с этим, новым подходом, по нашему мнению, является применение стратегической диагностики в деятельности предприятия.

Основные концептуальные принципы диагностики в экономике изложены в трудах зарубежных ученых Бароли М., Броун Д., Мартинег А. Ш., Шевраль.

М., ЯнгЯ., отечественных ученых Бердниковой Т. Б., Глазова М. М., Дведенидо-вой С. А., Завгородней A.B. Муравьева А. И., Марковой В. Д, Соломенниковой H.A., Трененкова Е. М., и др. Большинство авторов трактуют диагностику как оценку состояния экономических объектов в условиях неполной информации с целью выявления проблем развития и перспективных направлений их решения, а также изучения режимов функционирования этих систем.

Разработке диагностических систем управления и их внедрению в деятельность предприятий посвящены работы Вебера Ю., Каплана Р., Нортона Д, Саймонса Р. и др.

Несмотря на большое количество разработок, использование диагностических подходов в системе стратегического управления не развито, нет определения стратегической диагностики, не разработан механизм ее проведения.

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования является совершенствование теоретических и методических основ стратегического анализа, их эффективного использования и применения в деятельности промышленных предприятий.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— изучение существующих подходов к проведению стратегического анализа;

— рассмотрение понятия и сущности стратегического анализа, определение его места и роли в системе стратегического управления;

— исследование зарубежного опыта проведения стратегического анализа, определение тех позитивных элементов, которые могут быть использованы в практике отечественных предприятий;

— рассмотрение понятия и сущности стратегической диагностики, определение ее места и роли в системе стратегического управления;

— анализ стратегического положения мебельной промышленности Республики Татарстан с целью систематизации перспективных направлений развития и структурных преобразований отрасли;

— применение методик анализа потенциала для предприятий мебельной промышленности Республики Татарстан с выделением сильных и слабых сторон деятельности;

— портфельный анализ стратегических позиций предприятий мебельной промышленности Республики Татарстан с разработкой рекомендаций по формулированию стратегии и укреплению стратегической позиции;

— разработка и апробация методики построения стратегической карты конкурентов на основе определения ранга стратегического потенциала с помощью кластерного анализа;

— разработка и апробация методики анализа эффективности стратегии с помощью построения нормативной структуры показателей;

— разработка методики проведения целевой стратегической диагностики по следующим направлениям: диагностика финансового состояния, возможностей повышения рыночной доли и целесообразности организации нового производства.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, механизмов и инструментов стратегического управления промышленным предприятием. Объектом исследования является деятельность предприятий мебельной промышленности Республики Татарстан.

Методологические и теоретические основы исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих методические вопросы стратегического анализа, статистические материалы и отчеты Государственного комитета по статистике Российской Федерации и Республики Татарстан по мебельной промышленности, финансовая отчетность, данные планово-экономических отделов, служб маркетинга, НИОКР, финансовых служб предприятий мебельной промышленности Республики Татарстан, материалы региональных и российских научно-практических конференций.

В работе использованы прикладные компьютерные программы по математической статистике. Исследование основано на диалектическом методе познания и системном подходе с использованием методов абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, исторической аналогии, коэффициентного, кластерного, рангового корреляционного, портфельного анализа.

Научная новизна Основные результаты, выносимые на защиту и имеющие элементы научной новизны, заключаются в следующем: на основе критического анализа литературы уточнено понятие и место стратегического анализа как информационно-аналитического обеспечения процессов принятия стратегических решенийна основе сравнительного метода определены и систематизированы достоинства и недостатки методов стратегического анализа с позиции их практического применения в деятельности отечественных предприятийсформулировано авторское определение понятия «стратегическая диагностика» как способ организации стратегического контроля на основе систем показателейприменены инструменты кластерного анализа для построения стратегической карты конкурентов и на этой основе предложена и апробирована методика сравнительного анализа стратегического потенциала предприятийпредложена и апробирована методика анализа эффективности стратегии в зависимости от динамики нормативного ряда показателей, отражающего требования эволюционного развития предприятия, упрочнения его позиций на рынкепредложена и апробирована методика проведения целевой стратегической диагностики финансового состояния предприятия на основе построения дерева показателей и их качественной оценкипредложена и апробирована методика проведения целевой стратегической диагностики повышения рыночной доли предприятия на основе определения безубыточности продаж по группам изделий и построения сценарного прогноза продажпредложена и апробирована методика проведения целевой стратегической диагностики целесообразности организации нового производства на основе определения цены собственного производства и оценки финансовых возможностей предприятия в период возврата заемных средств.

Практическая значимость исследования состоит в следующемуточненная формулировка стратегического анализа позволяет обоснованно выбирать и сочетать методы стратегического анализа в практической деятельностипредложенная схема анализа стратегического положения мебельной промышленности может использоваться для разработки экономических программ развития отраслей промышленностиопределены и исследованы основные тенденции развития мебельной промышленности в регионе, что может послужить основой разработки стратегии развития отрасли и отдельных предприятийрекомендации автора могут быть использованы для разработки стратегии развития, укрепления стратегической позиции предприятияпредложенная методика построения карты стратегических конкурентов в мебельной промышленности универсальна и может быть применена в других отраслях экономики для разработки эффективных конкурентных стратегийпредставленный механизм целевой стратегической диагностики является инструментом совершенствования стратегического контроля, и применим во всех отраслях и сферах деятельности.

Апробация результатов исследования. Ряд предложений по разработке стратегии развития рекомендованы АОР «Поволжский фанерно-мебельный комбинат», АО «Альметьевская мебельная фабрика», АО «Ломжа», ОАО «Тат-мебель», ГУП «Бугульминская мебельная фабрика», ГУЛ «Чистопольская мебельная фабрика», АО «Тюлячинская мебельная фабрика», АО «Ютазинская мебельная фабрика», Лениногорский агрегатно-механический завод, АО «Шу-гуровский деревообрабатывающий комбинат».

Предложения по внедрению некоторых аспектов стратегического управления рекомендованы ОАО «Татмебель», АОР «Поволжский фанерно-мебельный комбинат», АО «Ломжа».

Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в пяти публикациях и рассмотрены в ходе различных научных конференциях. Основные теоретические наработки апробированы и в настоящее используются в учебном процессе на кафедре Общего менеджмента КГФЭИ в рамках курса «Основы менеджмента», «Управление проектом» и «Стратегический менеджмент».

Результаты исследования позволяют более широко ставить задачи при использовании аналитических методов в системе стратегического управления предприятием.

Заключение

.

Данная диссертация представляет собой попытку систематизации теоретических и практических материалов, посвященных методическим основам стратегического анализа на промышленном предприятии.

Исследование проводилось с позиции приоритета стратегических ориентиров управления как необходимого условия осуществления эффективной производственно-хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях. Системный и ситуационный подходы предполагает оценку и анализ внешней и внутренней среды предприятия, а также использование аналитических методов в процессе реализации стратегии в единой системе показателей, что является необходимым при принятии стратегического решения и затрагивает проблемы интеграции традиционных методов управления в единый процесс стратегического управления.

Проведенное исследование позволило детально изучить методические основы стратегического анализа. В процессе работы были определены следующие основные направления исследования:

— изучение существующих подходов к проведению стратегического анализа;

— рассмотрение понятия и сущности стратегического анализа, определение его места и роли в системе стратегического управления;

— исследование зарубежного опыта проведения стратегического анализа, определение тех позитивных элементов, которые могут быть использованы в практике отечественных предприятий;

— рассмотрение понятия и сущности стратегической диагностики, определение ее места и роли в системе стратегического управления;

— анализ стратегического положения мебельной промышленности Республики Татарстан с целью систематизации перспективных направлений развития и структурных преобразований отрасли;

— применение методик анализа потенциала для предприятии мебельной промышленности Республики Татарстан с выделением сильных и слабых сторон деятельности;

— портфельный анализ стратегических позиций предприятий мебельной промышленности Республики Татарстан с разработкой рекомендаций по формулированию стратегии и укреплению стратегической позиции;

— разработка и апробация методики построения стратегической карты конкурентов на основе определения ранга стратегического потенциала с помощью кластерного анализа;

— разработка и апробация методики анализа эффективности стратегии с помощью построения нормативной структуры показателей;

— разработка методики проведения целевой стратегической диагностики по следующим направлениям: диагностика финансового состояния, возможностей повышения рыночной доли и организации нового производства.

Исследование по этим направлениям позволило дать научно-обоснованное определение понятия «стратегическая диагностика», выявить ее роль и место среди традиционных методов стратегического анализа, детально изучить возможности применения стратегической диагностики в целях управления.

По результатам проведенного исследования, выводы, предложения и рекомендации диссертанта сводятся к следующему:

1) По нашему мнению, стратегический анализ следует рассматривать как информационно-аналитическое обеспечение процессов принятия и реализации стратегических решений. Значение стратегического анализа сводится к систематизации, сравнению, классификации, обработке, агрегированию учетных данных, показателей стратегического плана и данных о среде функционирования предприятия для принятия стратегических решений.

Стратегический анализ как инструмент планирования направлен на информационно-аналитическое обеспечение процессов разработки стратегических целей, стратегий и формирования стратегического плана. Анализ носит периодический характер, оценивая неуправляемые показатели внешней среды предприятия, соотнося их с внутренними, управляемыми показателями.

Стратегический анализ как инструмент контроля за реализацией стратегии предприятия, направлен на информационно-аналитическое обеспечение процессов выявления стратегических проблем, оценку достижения целей и реализации стратегических планов, оценку эффективности реализуемых стратегий и затрат. При этом стратегический анализ проводится непрерывно и оперирует внутренними управляемыми показателями, соотнося их с контролируемыми показателями внешней среды.

2) Исследование, сравнительный анализ и применение в деятельности предприятий методы стратегического анализа внешней среды (PEST-анализ, SWOT-анализ, матрица возможностей и угроз, метод Мескома, карта стратегических групп конкурентов, матрица «Еврокип», модели SCP, 5 сил отрасли Портера, конкурентный профиль, бенчмаркинг, концепция QFD) — потенциала предприятия (SWN-подход, SWOT-анализ, цепочка ценностей, сисгемаМсКшсеу, диаграмма Омаэ, кривая опыта, ЖЦТ, «GAP», «PDS», подход «Майсигмы», модель «7С», профиль среды, PIMS, модель Альтмана, Конана и Гольдера, Du Pont) — портфельных моделей (BCG, модифицированная BCG, GE/ McKinsey, Shell/DPM, Hofer/Schendel, ADL/LC, Hussey, Томпсона и Стрикленда, И. Ансоффа, Р. Купера, MACS, Хэмела и Пр ахал ад а, Стейнера, Абеля и Хаммонда) позволили сделать следующий вывод, что на выбор метода стратегического анализа в современных условиях влияют следующие факторы: недостаточная проработанность методологической базы стратегического анализа, отсутствие и нехватка необходимой достоверной и актуальной информации, практическая сложность и трудоемкость применения методов, отсутствие на предприятиях специальной службы (отдела), занимающейся проведением стратегических аналитических процедур, ограниченное применение и использование информационных технологий при проведении стратегических аналитических процедур. сложность оценки эффективности методов стратегического анализа.

3) Анализ отечественной и зарубежной теории и практики показал, что совершенствование методов стратегического анализа должно проводиться по направлениям: системности — как элемента стратегического управлениякомплексности — возможности применения в разрезе всех подразделений хозяйственной деятельностиоперативности и доступности — методики стратегического анализа должны быть достаточно простыми и удобными для использования, доступными для работников предприятиядостоверности — методики должны базироваться на доступной и качественно-надежной информацииоткрытости результатов стратегического анализа для менеджеров всех уровней управленияметоды проведения стратегического анализа должны носить сквозной характер — использование методов на всех уровнях агрегирования внутренней информации, как по вертикали, так и по горизонтали.

По нашему мнению, таким направлением является стратегическая диагностика, которая представляет собой способ организации стратегического контроля на основе систем показателей, позволяющих как выявлять стратегические проблемы в деятельности предприятия, так и контролировать процессы реализации корректирующих мероприятий.

Посредством стратегического анализа выявляются факторы, повлиявшие на возникновение проблемы, определяется степень их влияния, и оцениваются возможности предприятия по устранению проблемы с возможным перечнем корректирующих мероприятий.

4) В качестве метода построения стратегических карт конкурентов предложен кластерный анализ, позволяющий построить научно обоснованные классификации, выявить внутренние связи между единицами наблюдаемой совокупности. Результирующим показателем стал стратегический потенциал предприятия, промежуточными показателями которого стали показатели маркетинговой, финансовой, производственной деятельности, инвестиционной активности, трудового потенциала и уровня менеджмента. Исследуемые 15 предприятий мебельной промышленности Республики Татарстан объединены в четыре группы конкурентов. Согласно полученным данным об уровне развития стратегического потенциала каждого предприятия можно разрабатывать конкурентные стратегии, направленные на повышение стратегического потенциала с целью укрепления конкурентной позиции.

7) Разработана методика оценки и анализа стратегии предприятия, основанная на построении нормативной структуры показателей. Нормативная структура показателей отражает требования эффективного развития предприятия, упрочения его позиций на рынке, качество выбранной и реализуемой стратегии. Степень соответствия нормативного и фактического ряда показателей можно оценить с помощью коэффициента ранговой корреляции. К достоинствам данного метода можно отнести простоту использования, небольшое количество показателей, возможность проводить стратегическую диагностику, метод указывает на резервы производства, акцентируя внимание на нерациональность используемых ресурсов, используются показатели рыночной деятельности предприятия.

8) Предложена и апробирована методика целевой стратегической диагностики в разрезе следующих направлений: стратегическая диагностика финансового состояния предприятия на основе построения дерева показателей и их качественной оценкистратегическая диагностика повышения рыночной доли предприятия на основе определения безубыточности продаж по группам изделий и построения сценарного прогноза продажстратегическая диагностика организации нового производства на основе определения цены собственного производства и оценки финансовых возможностей предприятия в период возврата заемных средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аакер, Дэвид А. Стратегическое рыночное управление: Бизнес- стратегии для успешного менеджмента /Пер.с англ. С. Жильцов- Под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. -6-е междунар.изд.-СПб:Питер, 2002.-544с.
  2. Абдуллина С. К Совершенствование планирования на предприятии в условиях рыночных отношений: М-во науки, высш. шк. и техн. политики Рос. Федерации- Казанский фин.-экон.ин-т.-Казань, 1992.-111с
  3. О. Б. Обоснование маркетинговой стратегии предприятия (на примере медицинской промышленности Республики Татарстан): Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. Наук: 08.00.12 /КФЭИ. Казань, 2000. — 210 с.
  4. Акофф.Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  5. И. В. У четно-аналитическое обеспечение принятия стратегических решений в деятельности промышленных предприятий: Автореф. дис.канд. экон. наук: 08.00.12 Ростов н/Д 2002.-23с
  6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие /Т.Б. Бердникова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 215с.
  7. И. Новая корпоративная стратегия /Пер с англ. Под ред. Ю.Н. Кап-туревского. СПб: Издательство «Питер», 1999. — 416с.
  8. И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ. Науч. Ред. И авт. Предис. Л. И Евенко. М.: Экономика, 1989.
  9. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами /Пер.с англ. Н. В. Гринберг. М.: Инфра-М, 2002.- 328с.
  10. Ю.Баканов М. И., Шеремет АД. Теория экономического анализа. Учебник 4- е изд. и перераб. — М: Финансы и статистика, 1997. — 416с.
  11. Г. Овладение политикой планирования. Пер. с англ. Под. Ред. М Каланторовой. М.: 1994.- 304 с.
  12. И. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт: Как занять и удержать лидерские позиции в своем секторе рынка. -М.: Эксмо, 2002.-400с
  13. Бизнес-диагностика промышленных предприятий. Под ред. Соломенникова Е. А., Гренбэк Г. В., Маркова В. Д. и др.- Новосибирвк: НГУ, 1996.
  14. И.Н. Стратегический учет собственности предприятия. Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 320с.
  15. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколова. М.:ЮНИТИ, 1997.
  16. А., Кондратьев В. и др. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Москва ЗАО «Журнал Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2002,656 с.
  17. Бутник-Сиверский АБ., Сайфуллин Р. А., Рейлян Я. Р. и др. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений М.: Финансы и статистика, 1982.- 200 с.
  18. В. А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 -160с.
  19. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие /В. В.Царев.-СПб:Питер, 2002.-496с.
  20. Гвишиани, Д М. Организация и управление.-3-е изд., перераб.-М.:МГТУ, 1998.-332с.
  21. И.Н. Менеджмент. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995,.
  22. М.М. Функциональная диагностика в управлении деятельностью предприятия. Автореф. Дис. Докт. Экон. Наук. Санкт-Петербург, 1999.- 40с.
  23. Дж., Маркова В., Перкинс Д Стратегия бизнеса 2-е изд.- Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, Canterbury Business School, 1996.
  24. Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. М., «Экономика», 1977, с. 135.
  25. И.Б. Стратегический менеджмент организации. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001 .-208с.
  26. Ю.В. Стратегическое управление. 4.1. НГАЭиУ. Новосибирск, 1995.- 119 с.
  27. А.Ю., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. — 416 с.
  28. П. Менеджмент: стратегия и тактика /Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского.- СПб: Питер, 1999.- 560с.
  29. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Фин-пресс, 2001.-240с.
  30. B.C. Стратегия бизнеса Концепции и методы планирования. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 234с.
  31. А.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятий капиталистических стран. — 2-е изд., перераб. Екатеринбург: «Каменный пояс», 1992.-224 с.
  32. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов: /Богатин Ю.В., Шван-дар В.А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 286 с.
  33. Л.Ю., Тимохов М. С., Черников В. В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. М.: АЭФГТ, 1995.
  34. . Деловая стратегия: Пер. с англ./ Науч. Ред. И авт. Послесл. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991.- 239 с.
  35. Э. Анализ сложных систем. М., «Советское радио», 1969.
  36. У., Клиланд Д Стратегическое планирование и хозяйственная политика М.: Издательство «Прогресс», 1982 г.
  37. Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.- 288с.
  38. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое планирование. М.: Сов. Радио, 1974 г.
  39. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. -176 с.
  40. B.B. Финансовый анализ: Методы и процедуры/ В. В. Ковалев.- М.: Финансы и статистика, 2002.-560с.
  41. Конкуренция. Учебное пособие. /Портер Майкл, Э. М: Издательский дом «Вильяме», 2000.- 495 с.
  42. Т. Стратегия и структура японских корпораций. М.: Прогресс, 1987 г.
  43. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практически основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 1998. — 256с.
  44. Контроллинг как инструмент управления предприятием /Е.М. Ананькина, C.B. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина, и др.- Под ред. Н. Г. Данилочкиной. -М.: Аудит: Юнити, 1998. 279с.
  45. Концепция менеджмента: Учебное пособие /Короткое Э. M. М.: Инжиниринге — Консалтинговая Компания «ДеКа», 1996.-304с
  46. Ф. Маркетинг менеджмент СПб.: Питер Ком, 1998.- 896 с.
  47. М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. М.: АО «ДИС», МВ-Центр, 1994.
  48. М.М. США: системный подход в управлении. Практика промышленных корпораций. М.: Издательство «Наука», 1974 г., 216 с.
  49. Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т1,2. — М.: Прогресс, 1981.
  50. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Наука, 1996.- 589 с.
  51. Майданчик Б. И Сравнительный экономический анализ в машиностроении. М: Статистика, 1979.- 254 стр.
  52. Э. Контроллинг как система мышления и управления / Пер. с нем. Ю. Г. Жукова, С.Н. Зайцева- Под ред. С. А. Николаевой. М.: Финансы и статистика, 1993. — 96с.
  53. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Издательство «Финансы и статистика», 1992.—208 стр.
  54. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент : Курс лекций. -М.: ИНФРА- М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.-288с.
  55. Дж. Эффективный стратег: важные навыки, необходимые всем менеджерам: Пер. с англ. / Дж. Маурик. М.: ИНФРА-М., 2002.-208с.
  56. АН. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях развития рыночных отношений. //Казанский государственный технический университет, 1995. -163 с.
  57. М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. /Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.-М.: Дело, 1993.- 702 с.
  58. Методика финансового анализа: Учебное и практическое пособие /А. Д. Шеремет, P.C. Сайфулин, Е. В. Негашев.- 3- е изд., перераб. и доп.-М. :ИНФРА-М, 2002.-208с.
  59. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход в организации управления. М: Экономика, 1983.
  60. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий /Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 336с.
  61. Г., Куин Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Пер. с агнл. Под ред. Ю. Н. Каггтуревского. СП. Питер, 2001. — 688 с.
  62. Многомерный статистический анализ в экономике: Учебное Пособие для вузов /Сошникова JI.A., Тамашевич В. Н., Уебе Г., Шефер М. /Под ред. Проф. В. Н. Тамашевича. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 1999. 589 С.
  63. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1993
  64. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: Экономика, 1984.
  65. М. Конкуренция: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.-495 с.
  66. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие: /Гительман Л.Д. М.: Дело, 1999. — 496 с.
  67. Промышленность Республики Татарстан в 2001 году: Статистический сборник. Госкомстат Республики Татарстан Казань: Издательский Центр Госкомстата РТ, 2002." 190с.
  68. Промышленносгь России: Статистический сборник / Госкомстат России. -М., 1996.-425 с.
  69. Промышленность ССС: Статистический сборник / Госкомстат СССР. М.: Информационно-издательский центр Госкомстата СССР, 1990. — 242 с.
  70. Разработка управленческого решения: Учебник /Литвак Б. Г. 3-е изд., испр.-М.:Дело, 2002.- 392с
  71. .А., Голубков Е. П., Пекарский Л. С. Системный подход в перспективном планировании. М.: «Экономика», 1975.
  72. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. -М.: Финансы и статистика, 1989.- 206 с.
  73. С. Менеджмент: Пер. с англ./С.П.Роббинс, М.Коултер.-6-е изд.-М.: Вильяме, 2002.- 880с.
  74. Т. Аналитическое планирование, 1991 г.
  75. Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс/ Г. В. Савицкая.-М:ИНФРА-М, 2001.- 288с.
  76. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. И доп. Мн.: «Экоперспекгива», 1998.- 498 с.
  77. Саймон Г. А, Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. М: Экономика, 1996.
  78. В.Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. М.: Дело, 1999.-336с.
  79. М.Р. Экономическое обоснование инвестиционных проектов. -Казань: Изд-во КФЭИ, 1995. 128 с.
  80. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебное пособие /С.А. Валуев, В. Н. Волкова, А. П. Градов и др. /Под общ. ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой.- Л.: Политехника, 1991.-398 с.
  81. Системный подход к управлению: Учебное пособие/ О. Н. Жариков, В. И. Королевская, С. Н. Хохлов /Под ред. В. А Персианова.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-62с
  82. Справочник директора предприятия. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  83. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: Опыт развития и новые явления. М.: Наука, 1990 г.
  84. Дж. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) / С. Джордж, А. Ваймерскирх. СПб: Виктория плюс, 2002.-256с
  85. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие /В.Н. Родионова, Н.В. Федорко-ва, АН Чекменев.- М: Инфра-М, 2002.-90с.
  86. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Глушаков В.Е.- Мн.: Экоперспекгива, 2001 .-167с.
  87. Стратегический менеджмент: Учебное пособие /В.Н. Родионова, КВ. Федоркова, А Н. Чекменев, — М. :Инфра-М, 2002.-90с.
  88. Стратегический менеджмент: Учебное пособие /Л.Г. Зайцев, М. И. Соколова -М: Юрист, 2002.-416с.
  89. Стратегичеекий менеджмент: Учебное пособие для вузов / Люкшинов А. Н. -М: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. 375 с.
  90. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. /Н.Ю. Круглова, М.И. Круг-лов.- М.:РДЛД003.- 464с.
  91. Стратегическое планирование. /Под ред. Уткина Э. А -М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.- 440с.
  92. Стратегическое управление: Учебник /О. С.Виханский.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002.-296 с.
  93. Е.Ю. Учетно-аналитические аспекты стратегического контроллинга: Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. Наук: 08.00.12 /КФЭИ. Казань, 1997.-222 с.
  94. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие для втузов: /Гмурман В. Е. Изд. 5-е, перераб. и доп. М., «Выс. школа», 1977. -479 с.
  95. Теория экономического анализа: Учебное пособие /М.И. Баканов, А.ДШеремег.-4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2000.-416с.
  96. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии /Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 576с.
  97. Л., Крейндель Е. Структурные особенности рынка мебели. // Маркетинг, стр. 61−65.
  98. Н. Н. Стратегическое управление. М.: Приор, 2002.- 288с.
  99. Уорд Кит. Стратегический управленческий учет /Пер. с англ. Е. Осмоловского. М.: Олимп-Бизнес, 2002.-448с.
  100. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие/ И. В. Афонин. М.: Дашков и К, 2002.-380с.
  101. Управление зарубежной промышленной фирмой: Курс лекций / Лунев В. Л /НГАЭиУ.- Новосибирск, 1995. 110 с.
  102. Управление по результатам: Пер. с фин. /Т.Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, Й. X. Ниссинен- Общ. ред. и предисл. Я. А. Лейманна.- М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993.- 320 с.
  103. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие /Коласс Б. /Пер. с франц. Под ред. Проф. Я. В. Соколова.- м.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 576 с.
  104. Управленческий анализ: Учебное пособие /С.А. Бороненкова М.: Финансы и статистика, 2002.-384с.
  105. P.A. Стратегический менеджмент. М: ЗАО «Бизнес — школа «Интел-Синтез», 1998.
  106. А.П. Организация и управление: системный анализ. Казань: Изд-во КГУ, 1996.-280с
  107. Философский словарь. / Под ред. Фролова И. Т. 6-е изд., перераб. И доп. — М: Полит. Издат, 1991 г. — 560 с.
  108. Финансовый менеджмент. Российская практика: Учебник /Стоянова Е.С.-2-е изд.-М.:Перспектива, 1995.-194с
  109. Хан Д. ПиК. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. /Под ред. И с предисл. АА. Туркача, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича -М: Финансы и статистика, 1997. 800с.
  110. Д. Стратегический менеджмент. М: Контур, 1998.-200с.
  111. Д. Стратегия и планирование. Пер. с англ. Под ред. Л. А. Трофимовой. СПб. Питер, 2001. — 384 с.
  112. И. П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание. -М.: Рос.эконом.акад., 1998.-156с.
  113. М., Стенфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. Под ред. Елисеевой И. И. М.: Банки и биржи, 1994.
  114. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие /Под ред. А.П. Гра-дова, — 3-е изд. испр. СПб.: Спец.-лит., 2000.- 589с.
  115. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов /Прыкин Б.В.-М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 360 с.
  116. Эффективный менеджмент: Учебное пособие/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г., Ольдерогге- Под общ.ред. И.И.Мазура-М.: Высшая школа, 2003.-555с
  117. АЮ. Конкуренция: теория и практика М: Изд-во «АКАЛИС», 1996.-272 с.
  118. Янг С. Системное управление организацией. М.: Сов. Радио, 1972.- 239с.
  119. А. Управленческий учет. Опыт экономически развитых стран. -М.: Финансы и статистика, 1991. 238с.
  120. М.С. Экспресс-анализ деятельности предприятий при помощи шкалы финансово-экономической устойчивости (на основе отклонений от точки равновесия). //Управление финансами предприятия. 2002. № 3. С. 5879.
  121. Айвазян С. А Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях //Экономика и математические методы. -1977. Т. ХП1. — Вып. 5. — С. 968−985.
  122. Аксенов ДА Российское деревообрабатывающее машиностроение: современное состояние и актуальные направления развития. //Деревообрабатывающая промышленность. С. 2−4.
  123. О.В., Николаева O.E. Система сбалансированных показателей комплексный подход в управленческом учете. //Аудит и финансовый анализ. 2002. № 3. С. 88−104.
  124. И.З., Версан, В. Г. О выборе системы управления //Методы менеджмента качества 2003.-N 2.-С. 10−12.
  125. В. Стратегический анализ инвестиций в реальные активы предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5. С. 103−107.
  126. В., Клейменов Маркетинговая цепочка ценностей и конкурентное преимуществе компании. //Проблемы теории и практики управления.- 1998. N 5.- С.85−90.
  127. В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия. //Маркетинг. С. 42−50.
  128. ГШ. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Республики Татарстан. //Экономический вестник Республики Татарстан. 2002. № 4/1. С. 11 -17.
  129. .М. Итоги работы лесного комплекса России за 1999 г. и задачи на 2000 г. //Деревообрабатывающая промышленность. С. 2−6.
  130. А.И. Финансовая диагностика предприятия // Дайджест- Финансы. 2003. -№ 4. С. 9−10.
  131. Л.Н. Экономическая диагностика предприятий при инвестиционном кредитовании //Финансы и кредит. 2001. — № 15. — С. 59−73.
  132. ., Шэффер У. На пути к активному управлению с помощью показателей. //Проблемы теории и практики управления, 2000, № 5, стр. 107−111.
  133. Ю., Гельдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного управления на предприятии. //Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 105−110.
  134. Е.Н. Диагностика финансовой устойчивости субъектов хозяйствования //Аудитор. 2002. № 12. — С. 37−39.
  135. Е.И. Экономике- математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии //Менеджмент в России и за рубежом. -2002. -Ы 5.-С.68−79.
  136. Е.Т., Новиков Д. Т., Захаров А. Н. Анализ конкурентоспособности продукции. // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 3 (29). С. 136−141.
  137. В. и др. Методы стратегического управления развитием предприятия в режиме реального времени. //Рынок ценных бумаг. 1999. № 24 (159). С.57−60.
  138. Деревообрабатывающая промышленность на рубеже XXI века // Деревообрабатывающая промышленность. С. 17−22.
  139. В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия. / Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1.
  140. ДА. Бухгалтерская отчетность как источник информации при стратегическом анализе деятельности коммерческой организации. // Аудитор.- 2001. № 4.С. 37−54.
  141. Комков Н. Й, Кротова, М. В. Методы анализа стратегий развития компании ОАО «Газпром» //Проблемы прогнозирования.-2003.-N 1.-С.36−57.
  142. C.B. Мебельное производство России на пороге XXI века // Деревообрабатывающая промышленность, стр. 2−5.
  143. Н. Перпективы мебельной промышленности в России. // Рынок ценных бумаг.—2000. № 5 (164). С. 42−46.
  144. КБ. Предпосылки разделения бюджета предприятия на оперативный и стратегический. //Маркетинг. Производство. Сбыт. Сборник научных трудов. -Казань, Новое знание. -2002. -С. 136−138.
  145. Д.Б. Механизм оценки состояния системы стратегического управления предприятием. //Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 2, стр. 41−45.
  146. ДБ. Семь граней стратегического управления предприятием //Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 5, стр. 3−9.
  147. Н. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики //Проблемы теории и практики управления. -2003.- N 1 .С. 15−21.
  148. Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия //Управление компанией. 2003 .-N 2.- С.66−76.
  149. А. Организационная диагностика //Маркетинг, 1997, № 4 стр. 98−105.
  150. .Б. И ДР. Статистическое соизмерение объективных условий производства // Вопросы построения и применения статистических моделей экономических показателей предприятия. T. II. Новосибирск: Наука, 1971. Стр. 3−126.
  151. Е.С. Новые инструменты обоснования стратегии маркетинга и позиционирования товара на рынке //Актуальные проблемы становления рыночных отношений. Сборник научных трудов. Казань, КГФЭИ, 2002.-С.130−139.
  152. Е.С. Разработка рыночной стратегии предприятия //Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики: Тезисы докл. итог.научн.-прак.конф.-1999.-С. 155−156.
  153. А., Сенкевич В. Как определить возможности компании и направления ее развития //Рынок ценных бумаг. — 1999. № 10. — С. 22−23.
  154. Е.М., Дведенидова С. А. Диагностика в антикризисном управлении. // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 1, стр. 3−25.
  155. Т. Деревообрабатывающая промышленность в 2001 году. // Казанская ярмарка. 2002. № 7−8(105−106). С. 10.
  156. М.В. Управление предприятием: новые аспекты теории и практики // 3KO.-2003.-N 2.-С. 111−122.
  157. А. Построение компаний, ориентированных на стратегию: методология Balanced Scorecard //Управление компанией. -2002.- N 12. -С.32−37.
  158. В. Кусик А., Ушанов А. Внешняя среда и выбор маркетинговой стратегии фирмы. // Маркетинг. 2000. № 4 (53). С. 26−32.
  159. Шнабель А. Д Подотрасль древесных плит основа мебельного производства России. //Деревообрабатывающая промышленность, стр. 2−4.
  160. В.Ф. Лесопиление и деревообработка накануне XXI века // Деревообрабатывающая промышленность, стр. 2−3.
  161. Н.Ф. Финансовая устойчивость и диагностика возможного банкротства организации. //Аудиторские ведомости. 2002. — № 10. — С. 4548.
  162. О. Диагностика предприятия //Рынок ценных бумаг. — 1999. -№ 9.-С. 11−16.
  163. Andrews К. The Concern of Corporate Strategy, Irwin, Homewood Illinois, 1987.
  164. Argenti J. Systematic Corporate Planning, Sunbuiy on — Thames: Nelson, 1974.
  165. Boyd D., A Methodology for Analyzing Group, Stanford Res. Inst., Menlo Park, Calif., May 1970.
  166. Daveni R. Hypercompetition, New York Free Press, 1994.
  167. Homburg С. Strategisches Controlling in der Praxis an Biespiel eines Maschi-nenbauuntemehmens // Controlling Berater, 1991. — № 3, s 133−152.
  168. Mintzberg H., Quinn J., Ghoshal S. The strategic process. European Edition, 1995.
  169. Praxis- Handbuch Unternehmens fuhrung.- Munchen: Verlag Wirtschaft, Recht und Steuern, 1990.
  170. Schlaifer R.O., Analysis of Decisions Under Uncertainly, McGraw Hill, New York, 1967.
  171. Stalman V. Umweitorientierte Materialwirtsch: d. Optimierungskonzept fur Ressorcen, Recycling, Redite. Wiesbaden: Gabler, 1988. т181
Заполнить форму текущей работой