Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме: На материале факультета дополнительных педагогических профессий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной причиной низкой эффективности обучения по ДПП является отсутствие научно обоснованного подхода к организации данного процесса. Изменение положения возможно при внедрении комплекса условий, влияющих на эффективность формирования исследуемой готовности, реализации педагогических условий процесса обучения на ФДПП: организация процесса обучения как управленческого цикла, высокий уровень… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
    • 1. 1. Современный сельский социум и проблема подготовки учителя для села
    • 1. 2. Содержание готовности педагога к воспитательной деятельности в социокультурной среде села
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II.
  • ОПЫТНО-ЭКСПЕРР1МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ НА СЕЛЕ
    • 2. 1. Критерии и уровни формирования готовности будущего педагога к работе в сельском социуме
    • 2. 2. Педагогические условия подготовки учителя к работе во внешкольном социуме
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме: На материале факультета дополнительных педагогических профессий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сельская школа и общество неотделимы. Они функционируют в едином социальном и временном пространстве. Будучи органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, ему присущие. Отсюда вполне справедливы утверждения: здоровое обществоздоровая школа, больное общество — больная школа. Современная сельская школа с ее бедностью, бесперспективностью, безысходностью поражает феноменальной способностью к функционированию, даже развитию. Школа в глубинке держится сегодня только за счет человеческого ресурса современного учительства. Оно не просто самоотверженно выполняет свой профессиональный долг, но и понимает, точнее, инстинктивно осознает стабилизирующую роль образовательного учреждения, его культурообразующую функцию, утрата которой может привести к деградации сельского социума. Сельская школа и сельский социум сегодня предъявляют к учителю особые требования.

Невозможно понять человека вне социосферы, социума, вне системы общественных отношений, с одной стороны, и понять общество, не анализируя воздействие людей на социальное развитие, — с другой. Ни в одном из учебников, словарей по социологии термины «социосфера», «социум» не раскрываются, хотя широко употребляются.

Социум (от лат. socium) обозначает совместное, общее (31, с. 552). Так, Спасибенко В. Г. определяет социум как организационную форму социального бытия человека, механизм функционирования и развития социосферы, это конкретно-исторические типы общества, национальных, государственных объединений разного уровня и масштаба (160, с. 73). Социокультурные взаимодействия людей, «вторая природа», культура, созданная ими, составляют социум.

Вслед за Мудрик А. В., сельский социум мы рассматриваем как микросоциум. Это действующая общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации. Эффективность и мера влияния социума на социализацию конкретного человека зависит от степени его включенности в жизнь данного социума. В деревне, малом городе практически все население в высокой степени включено в жизнь сельского социума.

Воспитательное пространство (Л.И. Новикова, А.Т. Курякин) характеризуется вариативностью (В .И. Кулешова, Л.И. Новикова). Оно может создаваться как некое целостное системное образование, а с другой стороныскладываться в процессе интеграции воспитательного потенциала вокруг и под влиянием определенных «центров кристаллизации». В частности, где это возможно, «надо интегрировать воспитательные возможности среды и школы на базе самой школы». Так, «центрами» воспитательного пространства могут стать внешкольные и культурно-просветительные учреждения, спортивные, досуговые и оздоровительные центры, детские и юношеские самодеятельные организации, клубы по интересам, музеи, театры, экскурсии, спортивные секции, студии, творческие объединения и т. д. (112, с. 110).

После принятия Закона об образовании (1992 г., 1996 г.) внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими подсистемами, которые выполняют задачи дополнительного образования. Внешкольная деятельность требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы.

В отличие от города, село лишено сети внешкольных учреждений, спортивных, досуговых и оздоровительных центров, социально-педагогических служб, нет социальных педагогов и других работников, организующих работу во внешкольном сельском социуме. Функции воздействия учителя на учащихся в условиях микросоциума возрастают. В сельском социуме учитель — часто единственный человек, который может создать воспитательное пространство во внешкольной сфере. Функции его значительно расширяются: он и учитель-предметник, и воспитатель во внешкольной среде, и организатор детского молодежного объединения, и руководитель детского центра творчества, он и клубный работник и т. д.

Организуя досуг детей, молодежи, взрослых, создавая воспитательное пространство, выдвигая культурные инициативы, учитель наполняет сельскую жизнь новым содержанием, обогащает ее духовными ценностями. Благодаря деятельности педагогов интенсивно идет процесс окультуривания окружающей среды. Это указывает на интегративный характер знаний, умений, навыков педагогов и потребности сельской школы в интегративных программах по организации работы во внешкольном сельском социуме.

Подготовка будущего учителя к реализации функции воспитания во внешкольном сельском социуме признается наиболее слабым звеном в сложившейся системе педагогического образования.

Анализ научно-педагогической литературы, условий профессиональной деятельности сельского учителя и его подготовки к воспитательной работе в педагогическом учебном заведении позволил сделать выводы, что, несмотря на значительное расширение исследований в области педагогического образования, возникло и все более осознается противоречие между необходимостью гуманизации воспитательного процесса и низким уровнем реальной готовности будущего учителя к работе с учащимися, особенно во внешкольном сельском социуме, который носит динамичный характер и сильно подвержен социальным воздействиям.

Такое состояние дел требует особой технологии подготовки сельского учителя, которая, наряду с ориентацией на формирование его профессионально-педагогической готовности, обеспечивала бы четкую социально-психологическую позицию его личности, положительное отношение к педагогической деятельности в сельских условиях, его желание закрепиться и работать на селе. В сложившихся условиях должна возрасти гуманитарнообразовательная и культурологическая функция учителя, его личностно-нравственная готовность к работе в условиях сельского социума и проживанию в социально-бытовых условиях села.

Общетеоретический подход к содержанию и технологии профессиональной подготовки учителя-воспитателя, формированию его общепедагогических умений заложен в трудах О. А. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, В. Г. Бобровой, Н. И. Болдырева, К.М.Дурай-Новаковой, В. С. Ильина, В.А.Кан-Калика, Н. Н. Кузьмина, А. В. Мудрика, В. Н. Николаева, И. П. Раченко, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина и др.

Вопросы профессионально-педагогической подготовки учителя для сельской школы, совершенствования в ней педагогического процесса рассмотрены в работах Г. В. Алексеевой, К. Ш. Ахиярова, М. И. Гарипова, В. М. Егорова, А. Ф. Ивановой, Р. З. Тагариева, И. М. Синагатуллина, Г. И. Суворовой, А. Н. Чалова и др.

Над проблемой совершенствования процесса формирования готовности будущего учителя к внеучебной воспитательной деятельности с учащимися работают Ф. Н. Гоноболин, А. А. Деркач, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Щербаков и др.- внеаудиторную деятельность студентов рассматривают Е. И. Антипова, Г. В. Балахничева, Н. И. Болдырев, А. Я. Канапацкий, Т. Ф. Садчиков и др.

Вопросы социального воспитания, роли социума и его элементов в образовании и воспитании детей и взрослых в последние годы отражены в целом ряде научных исследований (Ю.М.Аванесов, В. Г. Бочарова, А. А. Бодалева, А. Ф. Иванов, А. И. Кирьянов, А. И. Левко, М. И. Скубий, А. Г. Фомина, М. Швебель, Ч. А. Маер, Н. С. Фэгли, А. В. Мудрик и др.).

В педагогическом вузе одним из эффективных способов подготовки будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме, на наш взгляд, является привлечение студентов к учебе на факультете дополнительных педагогических профессий (ФДПП), призванном решать задачи оптимального слияния личностных потребностей студентов, предопределяющих особенность и своеобразие индивидуальности будущего педагога, с теоретической, методической и практической подготовкой их к выполнению социальных функций педагога-воспитателя (педагог дополнительного образования, педагог — организатор, социальный педагог, руководитель кружка). Проблема формирования профессионально-педагогической готовности будущего учителя к данной деятельности на факультете дополнительных педагогических профессий в педвузе остается вне поля зрения ученых, хотя некоторые вопросы профессионально-педагогической подготовки учителя к воспитательной работе на факультетах общественных профессий рассмотрены в работах Силантьевой Н. А., Фединой Г. Я., Витрук Е. В., Низамутдинова З. А., Солодовниковой Л. В., Юцявичене П. А., Коломиец А. В., Овчинникова Е. О. и др. Разработка данной проблемы имеет большое научно-практическое значение, к тому же значимость этих факультетов вновь усиливается в последнее время. В частности, в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999;2001 годы говорится «. о необходимости использования возможностей дополнительного образования факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда, между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности, для реализации профессионального потенциала будущего специалиста, повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности, создания межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов и развития досуговой клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи функционирования молодежной субкультуры .» (58, с.21−22).

Таким образом, факультеты общественных профессий (сейчас факультеты дополнительных педагогических профессий — ФОП, ФДПП) являются по-прежнему одним из источников пополнения кадров для учреждений внешкольного дополнительного образования и социально-педагогических служб страны и эффективной формой подготовки будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме.

В связи с этим возникает противоречие между потребностью общества в высоком уровне готовности учителя к организации работы во внешкольном сельском социуме и недостаточной разработанностью научно-организационных основ формирования такой готовности в вузе.

Неразработанность этого направления науки и практики определила тему нашего исследования: «Формирование профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном социуме (на материале ФДПП)» .

Свой вклад в проблему мы видим в выявлении условий, обеспечивающих эффективное формирование профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме, в изучении процесса формирования готовности как объекта педагогической деятельности.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме в процессе обучения на ФДПП.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущих учителей к работе во внешкольном сельском социуме.

Предмет исследования — педагогические условия повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей к работе во внешкольном сельском социуме.

Гипотеза исследования. Эффективное формирование профессиональной готовности будущего учителя для работы во внешкольном сельском социуме на ФДПП возможно, если:

— будут разработаны модель готовности учителя к работе во внешкольном социуме и система подготовки студентов педвуза к получению дополнительной профессии;

— содержание образовательного процесса будет ориентировано на овладение студентами учебным материалом и формирование ценностного отношения к обучению по дополнительной педагогической специальности;

— технология подготовки будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме будет направлена на создание условий для активной учебно-познавательной деятельности студентов, для самореализации каждого студента как личности;

— педагогическая практика по дополнительной специальности и научно-исследовательская работа будут ориентированы на обеспечение единства теории и практики, интеграции психолого-педагогических и методических знаний.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы формирования профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном социуме в педвузе, на ФДГТП и в практике работы педвузов.

2. Разработать содержательно-деятельностную модель готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме.

3. Разработать и внедрить в образовательный процесс вуза программу спецкурса «Психолого-педагогические основы формирования готовности студентов к организации внешкольной деятельности учащихся» и «Комплексную программу внеаудиторной воспитательной работы со студентами педвуза».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды Б. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, A.M. Новикова, позволившие осмыслить методологию и технологию работы над диссертационным исследованием. В своей работе мы также опираемся на гуманистические идеи философов, психологов, педагогов, раскрывающих сущность феномена внешкольной деятельности (Платон, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, К. Маркс и др.).

В нашем исследовании мы исходим из основных положений современной концепции воспитательной деятельности и идеи личностно-ориентированного воспитания и образования, социально-экономической подготовки молодежи, закона РБ и РФ «Об образовании».

Решению поставленных задач способствовали следующие методы исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемам детского досуга, внешкольной деятельности, дополнительному образованию, содержанию и организации педагогического образования;

— изучение и обобщение педагогического опыта профессиональной подготовки учителя по организации деятельности во внешкольном сельском социуме;

— опытно-экспериментальная работа, включающая наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, опрос;

— ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности в качестве декана ФДПП, заместителя начальника оздоровительных лагерей по воспитательной работе, преподавателя педагогического института.

Частными методами исследования являются метод независимых характеристик, рейтинг, методы математического анализа и статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Базой опытно-экспериментальной работы явились Башкирский государственный педагогический университет, Бирский государственный педагогический институт, отделы образования, центры творчества, школы и клубы северной зоны Республики Башкортостан: г. Бирска, с. Караидель, г. Янаул, г. Дюртюли, Бураево, Балтачево, Бурново, Детские оздоровительные центры и базы отдыха «Росинка» (г.Нефтекамск), «Сокол"(г.Уфа), «Чайка», «Сосновый бор» (г.Бирск). Исследовалась работа преподавателей и студентов, учителей школ и руководителей кружков сельских домов культуры и центров детского творчества, вожатых (всего более 1000 человек).

Этапы исследования.

Исследование проходило в 3 этапа, на каждом из которых в зависимости от задач использовались различные методы с 1992 по 2001 год.

На первом этапе (1992;1994гг.) был осуществлен выбор темы исследования, его объект и предмет, сложилась убежденность в необходимости теоретической и экспериментальной разработки вопросов подготовки сельского учителя к работе в условиях внешкольного сельского социума, сформулированы цели, задачи, выдвинута рабочая гипотеза, определены основные понятия проблемы исследования, компоненты готовности и их признаки, начато изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме, изучение степени ее разработанности в теории и практике педагогического образования.

На втором этапе (1995;1997 гг.) определены исходные позиции, методология, понятийный аппарат, методы и организация исследования, содержание готовности учителя к педагогической работе во внешкольном сельском социуме по дополнительной педагогической профессии (Д1111), разработана прогностическая модель формирования исследуемой готовности в процессе обучения на ФДПП. На этом этапе положено начало ретроспективному и сравнительно-сопоставительному анализу проблемы, изучению положительного опыта работы ФДПП педвузов, определены задачи и разработана программа пробного и формирующего этапов эксперимента.

Были конкретизированы и теоретически обоснованы условия, обеспечивающие успешное функционирование данного процесса, и практические способы их реализации, получили дальнейшее совершенствование методология и понятийный аппарат, была продолжена совместная деятельность вуза, школ, образовательных структур по формированию готовности учителя к работе во внешкольном социуме, был проведен пробный и формирующий эксперименты и осуществлен систематический контроль за достоверностью данных эксперимента.

На третьем этапе (1997;2001гг.) были обработаны и проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, проведена их систематизация и обобщение, сформулированы выводы, разработаны методические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены основные показатели формирования профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме, предложена содержательно-деятельностная модель готовности будущего учителя к данной деятельности, определены и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешную подготовку будущего учителя к работе во внешкольном социуме, аргументированы закономерности подготовки будущих учителей к внешкольной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в описании практического опыта формирования дополнительных умений у студентов в процессе их профессиональной подготовки к работе с учащимися во внешкольном социуме в педагогическом институте, в частности, на факультете дополнительных педагогических профессийв разработке и апробации спецкурсов «Психолого-педагогические основы формирования готовности студентов к организации внешкольной деятельности учащихся в процессе обучения на ФДПП» и «Комплексная программа внеаудиторной воспитательной работы со студентами педвуза». Материалы диссертации могут быть использованы в учебно-воспитательной работе со студентами педагогических вузов, подготовке их к внешкольной воспитательной работе с учащимися, организации досуговой деятельности, дополнительного образования, в проведении занятий на курсах усовершенствования учителей, работников учреждений дополнительного образования.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением различных методов исследования, соответствующих цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных, контрольным сопоставлением полученных результатов с показателями при обычной методике обучения дополнительной профессии на факультете дополнительных педагогических профессий в педвузе.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Теоретическое обоснование вариативных возможностей профессиональной подготовки будущих учителей к работе во внешкольном сельском социуме в условиях педагогического вуза.

2.Содержательно-деятельностная модель формирования готовности будущих учителей, позволяющая более эффективно организовать и осуществлять педагогический процесс на ФДПП. Реализация предложенной модели способствует достижению необходимого уровня готовности будущих педагогов к работе во внешкольном сельском социуме.

3.Педагогические условия реализации разработанного содержания профессиональной готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме, отражающие актуальные потребности личности, социума и государства.

Апробация и внедрение результатов исследования.

По теме исследования опубликовано 3 научных статьи и 8 методических рекомендаций.

Основные положения и выводы исследования докладывались на третьей региональной научно-практической конференции «Развивающее обучение в поликультурном образовательном пространстве» (г. Янаул, 1999), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи» (Барнаул, 2000), на советах ФД1111 и ученых советах Бирского педагогического института, а также в ходе обмена опыта работы и методическими материалами с деканами вузов Республики Башкортостан. Методические материалы, подготовленные исследователем, использовались и апробировались под его руководством во время подготовки и проведения учебных занятий на отделениях ФДПП Бирского педагогического института, при проведении вечеров в городских и районных домах культуры, в проведении воспитательных мероприятий в школах, внешкольных учреждениях, летних оздоровительных лагерях.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по второй главе.

Процесс формирования готовности как явление педагогической действительности еще не получил ясного и четкого толкования с позиций системного подхода, а накопленный научный потенциал отличается односторонностью: разработка управленческого процессуального аспекта в педагогических исследованиях отстает от изучения содержания и форм готовности к конкретному виду педагогического труда, в том числе и исследуемой готовности.

В ходе опытно-экспериментальной работы были детерминированы социально-педагогические и педагогические условия процесса обучения на факультете дополнительных педагогических профессий, уровни готовности к работе по дополнительной педагогической профессии. Данные условия были внедрены в учебный процесс ФДПП в ходе педагогического эксперимента: было установлено, что социально-педагогические условия и педагогические условия процесса обучения по дополнительной педагогической профессии составляют две взаимосвязанные, но все же различные группы условий, влияющих на эффективность формирования исследуемой готовности.

В ходе формирующего эксперимента было установлено, что эффективность результатов формирования готовности тем выше, чем выше степень реализации комплекса условий. Таким образом, рабочая гипотеза в ходе формирующего эксперимента нашла свое полное подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подготовка будущего учителя к реализации функций воспитания во внешкольном социуме признается наиболее слабым звеном в системе педагогического образования. Данное исследование посвящено теоретическим и практическим вопросам формирования готовности будущего учителя к внешкольной воспитательной работе в процессе обучения на факультете дополнительных педагогическим профессий. Проблема остается неразработанной, возможности этого факультета реализуются не полностью. Практически не изучены ни содержательный, ни методический, ни процессуальный его аспекты.

В соответствии с целью и задачами исследования нами было изучено и проанализировано состояние проблемы в теории и практике педагогического образования. Профессиональное развитие связано прежде всего с формированием профессионально-педагогической готовности, предполагающей формирование мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного блоков.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что профессиональная готовность — сложное интегральное качество личности учителя, являющееся целью и результатом процесса по его формированию. При выявлении своеобразия видов учебной деятельности, входящих в состав процесса формирования готовности к ДПП, особый интерес, на наш взгляд, представляют такие элементы деятельности, как цель, предмет, содержание, результат. Подготовка учителя для работы во внешкольном сельском социуме должна быть специальной, учитывающей определенный комплекс социальных и педагогических условий, выявление и теоретическое обоснование которых возможно при системном подходе к изучению исследуемого явления и рассмотрении его как объекта педагогической деятельности и управления.

В общественном и педагогическом сознании утверждается понимание того, что воспитание и обучение должно строиться на началах непрерывности и преемственности, что насущной потребностью современного общества и образовательной системы является создание нового типа развивающей, воспитывающей среды, содействующей росту творческого потенциала личности.

К осуществлению этого социального заказа и должен быть подготовлен будущий учитель. Школа на селе является центром воспитательной работы, главным фактором гражданского, духовно-нравственного, трудового, экономического, экологического, эстетического, физического воспитания и развития не только учащихся, но и всего местного населения. Выявленные и обоснованные в диссертации особенности сельского социума влияют на воспитательную работу в школе и вне ее.

В современных условиях, когда на селе складываются рыночные отношения, очень важно научить будущих учителей жить и трудиться в этих условиях, быть конкурентоспособными в профессиональной деятельности.

Изучение массового опыта работы учителей сельских школ показало, что часть педагогов недостаточно подготовлена к воспитательной работе в изменившихся социально-экономических, политических условиях жизни общества. Среди негативных явлений следует отметить:

— недостаточную теоретическую и методическую готовность выпускников к организации воспитательной работы в изменившихся условиях;

— недооценку роли сельской школы в социально-экономическом преобразовании села на основе рыночных отношений;

— наличие затруднений в организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей развития современного села, сельского школьника, а также в использовании форм и методов гражданского, нравственного, трудового, эстетического, экономического, экологического, физического воспитания и др.;

— недостаточную готовность к творческой реализации инновационных учебных и воспитательных концепций и программ;

— низкий уровень подготовленности части выпускников к управлению реальным воспитательным процессом на основе новых технологий воспитания, к осуществлению функций классного руководителя, к взаимодействию с семьей и детскими общественными объединениями;

— отсутствие стремления у определенной части педагогов к самообразованию, самосовершенствованию, преобладание у них консерватизма в выборе содержания, форм, методов воспитания и др.

С позиций системного подхода к явлениям и высокой оценки социальной значимости готовности учителя к работе во внешкольном сельском социуме организация процесса обучения на ФДПП рассматривается как социокультурная педагогическая подсистема учебно-воспитательного процесса в педвузе и процесса формирования профессиональной деятельности во внешкольном социуме, включающая в себя целостный процесс социального воспитания, помогающая решать задачи разностороннего творческого развития, создания комфортной социально-образовательной среды в микросоциуме, введения социально-педагогического тренинга в условия педпрактики. При выпадении данной подсистемы из учебно-воспитательного процесса в вузе уровень целостности системы общепрофессиональной подготовки учителя-воспитателя не может быть признан высоким, а процесс подготовки специалистовэффективным. Определены возможности ФДПП педагогических вузов по формированию готовности будущего учителя к работе во внешкольном сельском социуме на основе создания условий для формирования у слушателей необходимых знаний, умений, навыков. Разработана содержа-тельно-деятельностная модель готовности будущего учителя для организации его социокультурной подготовки, позволившая осуществить комплексный подход к исследуемой готовности. Обоснованная нами модель дала возможность разработать экспериментальную программу исследования и осуществить пути практической реализации содержательно-технологической подготовки будущего учителя к данной деятельности. В ходе исследования выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, влияющие на эффективность формирования исследуемой готовности. Опытно-экспериментальная работа строилась на основе вариативного подхода и осуществлялась в несколько этапов, деление на которые условно. В целом в нашем педагогическом эксперименте мы выделяем пробный и формирующий эксперимент.

Основной причиной низкой эффективности обучения по ДПП является отсутствие научно обоснованного подхода к организации данного процесса. Изменение положения возможно при внедрении комплекса условий, влияющих на эффективность формирования исследуемой готовности, реализации педагогических условий процесса обучения на ФДПП: организация процесса обучения как управленческого цикла, высокий уровень компетентности преподавателей, добровольность выбора ДП с учетом интересов и склонностей, научно обоснованный отбор содержания учебного материала, имеющего практическую ценность для будущей профессиональной деятельности слушателей, обеспечение единства теории и практики в подготовке по ДП, сознательное овладение учебным материалом и формирование ценностного отношения слушателей к обучению по ДПП, обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого студента как личности.

В процессе экспериментальной работы была внедрена большая часть из предлагаемых нами способов реализации условий. Трехкратное повторение формирующего эксперимента в контрольных и экспериментальных группах позволяло варьировать степень реализации условий. Результаты проверки подтвердили рабочую гипотезу исследования о зависимости результатов процесса формирования готовности от степени реализации комплекса условий. Данные исследования показывают, что зависимость носит прямо пропорциональный характер: чем выше степень реализации условий, тем выше результаты формирования готовности.

Разработанные программа спецкурса «Психолого — педагогические основы формирования готовности студентов к организации внешкольной деятельности учащихся в процессе обучения на ФДПП» и «Комплексная программа внеаудиторной воспитательной работы со студентами педвуза» используются в процессе подготовки студентов в педвузе к работе во внешкольном сельском социуме.

Диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, но позволяет обозначить ряд актуальных вопросов, требующих дальнейшего изучения: разработка методики преподавания дисциплин предметного блока подготовки по ДПП для слушателей ФДПП, разработка квалификационной характеристики выпускника ФДПП. Научные поиски следует направить на повышение творческого потенциала студентов, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, повышение роли творческой самореализации личности в процессе обучения в вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Для педвузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 141с.
  2. Ю.М. Взаимодействие социально-экономических факторов в развитии сельских регионов: Автореф. дис.. канд. фил. наук. М., 1992. -16 с.
  3. А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.282 с.
  4. В.П. О состоянии и мерах по дальнейшему развитию и улучшению деятельности ФОП (ов) вузов //О повышении эффективности работы ФОП (ов) вузов. М.: Изд-во МГУ, 1977. С.3−16.
  5. А.П. Формирование у студентов творческих умений решать педагогические задачи в области воспитания. Д., 1971. — 72 с.
  6. Р. Новые направления в системе повышения квалификации работников образования// Учитель Башкортостана. 1992. — № 3.1. С. 3−7.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 336 с.
  8. Г. Обучение и воспитание в вузе неразделимы// Высшее образование в России. 1996. — № 3. С.61−66.
  9. Н.П. Экспериментальный курс профориентации для студентов педвуза//Педагогика. 1994. — № 3. — С.47−50.
  10. Э.Т. Искусство формирования личности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. — 31с.
  11. Г. А. Подготовга студентов к воспитательной работе со школьниками. М., 1972. — 43 с.
  12. А.Г. Психология личности. М.:МГУ, 1990. 367с.
  13. В.Ф. ОПП: открывать новые возможности: о перестройке факультетов общественных профессий в вузах //Вестник высшей школы. 1989. — № 5. — С. 59−63.
  14. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Башкирский пединститут. Уфа, 1996. — 242 с.
  15. К.Ш., Кап1П!1г>:-а JIM. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика: Монография. Уфа, 1998. — 141 с.
  16. К.Ш., Хамитов ' >.Ш., Гаязов А. С., Гарипов М. И., Амиров А. Ф., Абазов Ф. Ф. Гуманистимсск 1С основы трудового воспитания современного школьника / Под общей ред. академика РАО П. Р. Атутова. Уфа: Изд-во БГПИ, 1998. — 25 с.
  17. К.Ш., Амиров А. Ф., Валие в Г.Х. Методологические основы педагогического исследования: Пособие для аспирантов и молодых исследователей. Уфа: Баш. гос. пед. унив-т, 2000. — 64 с.
  18. Л.М. Педагогические призвание и динамика его развития у студентов. Л., 1972. — 68 с.
  19. Т.В. Внеучебная деятельность студентов педвуза в системе их подготовки к воспитателной работе в школе. Автореферат, дис. канд.пед.наук. Киев, 1982. — С.11.
  20. В.Л. Педагогическая культура: Философско социологический анализ. — Уфа: Баш.гос.пед.ин — т., 1997. — 144 с.
  21. В.Г., Кузьмин Н. Н. Об уровне практической подготовленности выпускников педагогических институтов к воспитательной работе //Советская педагогика. 1979. — № 4. — С. 87−92.
  22. Е. Жизненность знаний как условие обновления содержания образования (в педвузах) //Воспитание школьников. 1996. № 4. — С. 2−5.
  23. З.А., Малькова и др. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. -№ 3. — С.11−19.
  24. Г. А. Совершенствование профессиональной подготовки студентов // Советская педагогика. 1987. — № 2. — С.70−74.
  25. В.П. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград: Книжное изд-во, 1985. — 264 с.
  26. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: Автореф. дисс. докт.пед.наук. М., 1991. — 32 с.
  27. В.Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне.—М., 1986.-С.14−17.
  28. А. Внешкольное дополнительное образование насущное влияние времени (проблемы, поиски, решения) // Воспитание школьников. -1992.-№ 3.-С. 3−5.
  29. И.И. Организация воспитательной работы с учащимися в современных условиях. Уфа, 1998. — 19 с.
  30. В.И. Межведомственный подход в социально-педагогической работе // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 100−105.
  31. И.А. Словарь иностранных слов. М., 1998. — 632с.
  32. М.Ф., Кремянский В. И. Соотношение структуры и функции в живой природе. М.'.Знание, 1966. 48с.
  33. С.Г., Лосохина Л. Н. Профессиональная деятельность молодого учителя. М.: Педагогика, 1982. 145 с.
  34. Л.К. Подготовка студентов к воспитательной работе с октябрятами: Дис. канд.пед.наук. М., 1985. — 266 с.
  35. Виды и формы воспитывающей деятельности // Классный руководитель. 1998. — № 6. — С.39 — 42.
  36. Е.В. ФОП как средство активизации культурно-просветительской деятельности молодых специалистов на селе: Дис. канд.пед.наук. М., 1981. — 219 с.
  37. А.П. Организация учебно-воспитательного процесса в педвузе как средство формирования профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд.пед.наук. Фрунзе, 1980. -25 с.
  38. Т.А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета: Дис. канд.пед.наук. Л., 1986.-280 с.
  39. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480 с.
  40. Н.И. Обучение студентов педвуза реализации индивидуального подхода в воспитании младших школьников: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1984. — 16 с.
  41. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.-255 с.
  42. P.P. Эстафета труда, надежд и веры // Народное образование. 2000. — № 6. — С. 37−45.
  43. М.И., Бронников С. А., Юричка Ю. И. и др. Гуманизация и демократизация педагогического процесса. Бирск, 1990. — 60 с.
  44. М.И., Сафина З. Р. Теоретические основы педагогических инноваций: Учебное пособие по спецкурсу. Уфа: БГПИ, 1998. — 105 с.
  45. А.С. Общество, государство: воспитание гражданина. Уфа, 1998. — 88 с.
  46. .С. Научите меня ментальности: Стратегические приоритеты развития образования // Открытая политика. 1997. — № 1−2.1. С.42−49.
  47. .С. Система образования взрослых: Проблемы и перспективы развития // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М., 1997. — С.11−28.
  48. .В., Юричка Ю. П. Готовим учителя к работе с несовершеннолетними правонарушителями // Педагогика. 1993. — № 5. — С.61−65.
  49. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. 260 с.
  50. Ф.Н. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 1973. 240 с.
  51. Н.Д. Роль факультативного курса в повышении качества профессиональной подготовки учителя нач. классов // Начальная школа. -1994. -№ 3. -С.83−85.
  52. Г. Будущий учитель и НОУ (научное общество учащихся) // Народное образование. 1993. — № 3. — С.83−84.
  53. М.П. Российская сельская школа как социокультурный феномен // Педагогика. 1999. № 7. — С. 23−28.
  54. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 423 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  56. Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеучебной работе: Автореф. дис. .канд. пед. наук.—Ярославль, 1972. 24с.
  57. А.Н., Джуринский Г. А. Экспериментальные общеобразовательные школы США // Педагогика. 1999. — № 6. — С. 99−105.
  58. Документы в образовании // Об основных направлениях развития воспитания в системе образования. 1999. — № 22.- С.4−5. Программы развития воспитания в системе образования России на 1999−2001 годы. — 1999. — № 22. — С.8−22. — № 23. — С. 10−27.
  59. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс.. докт.пед.наук. М., 1983. -356 с.
  60. М.И. Формирование у студентов педагогических умений в использовании ТСО в школе. JI., 1974. — 23 с.
  61. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учебное пособие. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
  62. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
  63. С.А., Попов В. А. Воспитательная работа студентов в ходе непрерывной практики (в школе) // Советская педагогика. 1987. — № 7. -С.78−82.
  64. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987, — 160 с.
  65. К.З. Тестирование как способ проверки знаний учащихся // Учитель Башкортостана. 1995. — № 11. — С. 56−59.
  66. РФ. Об образовании. № 12-ФЗ, 1996.
  67. Г. Н., Зеленко Н. В. Подготовка студентов к руководству техническим творчеством учащихся // Школа и производство. 1986. — № 12. -С. 57.
  68. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д, 1997.-477 с.
  69. А.Ф. Интеграция педагогических и социальных факторов как условие повышения эффективности работы сельской школы: Автореф. дис.. докт.пед.наук в форме научного доклада. М., 1991. — 50 с.
  70. И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. — 119 с.
  71. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  72. Е.П. Искусство общения. М., 1982. — 110 с.
  73. А .Я. Формирование у учителей начальных классов готовности к общению с учащимися во внеурочной воспитательной работе: Дисс.. канд.пед.наук. Минск, 1987. — 189 с.
  74. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л., СоколоваЕ.И. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 264 с.
  75. В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: MHO «Творческая педагогика», 1993. — 80 с.
  76. У. Структурные уровни и определения некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных уровней в биологии. М.: Наука, 1972. — С.2−8.
  77. А.И. Педагогическая диагностика воспитательного процесса в малокомплектной школе. Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1991.- 16 с.
  78. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 400 с.
  79. .С., Макарова J1.M. Обучение студентов диагностике воспитательной работы // Педагогика. 1993. — № 1. — С.66−70.
  80. Г. А., Коряк Н. М., Петровская JI.A. Проблемы активного социального обучения // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 15.
  81. П.П. Генезис теории природосообразности развития человека в истории психолого педагогической культуры: Монография. — Стер-литамак: Стерлитамакский гос.пед.ин — т., 1995. — 148 с.
  82. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой: Дисс.. докт.пед.наук. Челябинск, 1980. — С. 5−7.
  83. Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Учебное пособие. — Челябинск: ЧГПИ, 1986. — 135 с.
  84. JI.B. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. Киев, Одесса: Выща шк., 1988. — 157 с.
  85. С.М. Формирование профессионально-педагогической готовности студентов к работе с родителями младших школьников: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Киев, 1983. — 24 с.
  86. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.- 165 с.
  87. Н.К. Об учителе. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1959.327с.
  88. Н. В. Основы вузовской педагогики. Л.: Изд — во ЛГУ, 1972.-311 с.
  89. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -183 с.
  90. Т.И., Силантьева Н. А. ФОП как необходимое звено в системе подготовки учителя. / В сб.: Пути совершенствования системы профессионально-педагогической направленности. Саратов, 1977. С. 74−81.
  91. А.И. Социально-культурная сущность образования: Автореф. дис.. докт.пед.наук. Минск, 1992. — С. 37.
  92. Е.А. Формирование практической готовности к взаимодействию с учащимися во внеучебной деятельности: Дис.. канд.пед.наук. -М., 1994.-210 с.
  93. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. -М., 1971. 89 с.
  94. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. -М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  95. А.Ф. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности в условиях педагогической практики 1-Й курсов: Дис.. канд.пед.наук. Одесса, 1985. — 156 с.
  96. .Ф. Методологические и теоретически5е проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — С. 311.
  97. А.С. Сочинения в 7 т. Т.5. Общие вопросы теории педагогики. 2-е изд. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 588 с.
  98. Р.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к руководству гигиеническим самовоспитанием школьников: Дис.. канд.пед.наук. Калуга, 1989. — 216 с.
  99. Л.И. Воспитание в современной школе. Пед. общество России: Изд. Дом «Ноосфера». — М., 1999. — 375 с.
  100. С.А. Формирование идейно-нравственной готовности выпускников педвуза к профессионально-педагогической деятельности: Дис.. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1988. — 210 с.
  101. И. Методологические основы дидактики. М.: Педагогика, 1987.-224 с.
  102. С.Ф. Формирование организаторских умений будущего учителя в процессе внеаудиторной воспитательной работы: Дис.. кан. пед. наук. Иркутск, 1991. — 211 с.
  103. Н.А. Воспитывающие отношения в микросоциуме (о внешкольном воспитании школьников) // Педагогика. 1994. — № 1. — С. 35.
  104. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  105. Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками: Дис. .кан. пед. наук. Волгоград, 1994. — 179 с.
  106. А.И. Подготовка студентов педагогических институтов к воспитательной работе в группах (школах) продленного дня. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1981. — 16 с.
  107. Л. Три ступени влияния // Народное образование. -1996.-№ 10.-С. 90−91.
  108. Молодежь: будущее России / Под ред. Ильинского И. М., Ручкина Б. А., Бабочкина Б. И. М., 1995. — 238 с.
  109. К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.- С. 67.
  110. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 11 с.
  111. А.В. Социальная педагогика. М., 1999. — 183 с.
  112. К.М. Формирование готовности студентов педвузов к осуществлению взаимосвязи общественного и семейного воспитания: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М., 1989. — 15 с.
  113. P.P. Проблемы и перспективы новейших педагогических технологий // Проблема инновационного образования: Тез. докл. науч.-практ.конф. (30−31 марта 1995 г.) ВЭГУ.- Уфа, 1995. С. 38−30.
  114. В.П. Формирование готовности будущих учителей к общению с подростками: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1989. — 28 с.
  115. З.Г. Воспитательная работа в современном педвузе. Методическое пособие. Казань, 1999. — 92 с.
  116. Низамутдинов 3. Факультеты общественных профессий и их роль в формировании научного мировоззрения студенческой молодежи: Дис.. канд.пед.наук. Ташкент, 1978. — 149 с.
  117. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998. С. 3−10.
  118. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века.— М.: МИРОС, 1997.- 142 с.
  119. С.А. Системный анализ профессиональной готовности будущего учителя к педагогической деятельности: Дис.. канд.пед.наук. -Киев, 1985, — 158 с.
  120. JI. К вопросу о современной парадигме социального воспитания // Современная школа. 2000. — № 3. — С. 22−24.
  121. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогу-исследователю. М.: Педагогический поиск, 1994. -146 с.
  122. Объединения учащихся учреждения дополнительного образования // Внешкольник. 1998. — № 2. — С. 2−7.
  123. О дополнительном образовании // Внешкольник. 1996. — № 5.1. С. 18−19.
  124. А.А. Формирование педагогического мышления // Советская педагогика. 1990. — № 1. — С. 25−26.
  125. М.С. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов. М., 1974. — 65 с.
  126. Т.А. Формирование готовности студентов музыкально-педагогических факультетов к работе с хором: Дис.. канд.пед.наук. М., 1985. — 167 с.
  127. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978. — 135 с.
  128. В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества. Школа и педагогика за рубежом // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 97−103.
  129. А.И. Основные проблемы исследования в области общепедагогической подготовки будущего учителя в высшей школе. М., 1972. -150 с.
  130. Ю.П. Подготовка будущего учителя к лекционной пропаганде: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1986. — 13 с.
  131. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. —240 с.
  132. А.З. Психодидактика. Уфа: Творчество, 1996. — 208 с.
  133. С.И. Формирование художественной культуры студентов педвузов. Автореф. дис.. канд.пед.наук. Новосибирск, 1974. — 17 с.
  134. СЛ. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.- 354 с.
  135. С.А. Бытие и сознание: О месте психологического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. — с. 257.
  136. З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1987. — 15 с.
  137. В.Н. Структурный и генетический принципы расчленения объектов в системе философских категорий // Проблемы исследования систем и структур. М.: 1965. — С. 217−221.
  138. .Ф. Формирование готовности студентов педагогических институтов к решению воспитательных задач в процессе обучения: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1979. -206 с.
  139. М.И. Основы функциональной теории и организации. Л: Наука, 1972.- 164 с.
  140. Н.А. Факультет общественных профессий как средство подготовки студентов к эстетическому воспитанию: Дис.. канд.пед.наук. -М, 1983.- 165 с.
  141. Е.А. Единство теории и практики. М., 1980. — 240 с.
  142. И.М. Подготовка учителя сельской малокомплектной школы // Педагогика. 1993. — № 2.- С. 75−78.
  143. И.М. Формирование профессиональной готовности учителя к работе в сельской малокомплектной школе. Москва-Бирск: 1994. — 424 с.
  144. В.М. Освоение народного музыкального искусства в процессе формирования личности учителя // Начальная школа. 1996. — № 3. -С. 14−16.
  145. Система дополнительного образования. Воспитательные системы в социуме // Классный руководитель. 1988. — № 6. — С. 21−24.
  146. М.И. Проблемы социальной адаптации молодых учителей: Автореф. дис.. канд.филос.наук. М.: 1974. — 16 с.
  147. В.А. Проблема формирования подготовки учителя -воспитателя // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителей-методистов по воспитательной работе. Курск: 1983. — С. 60−62.
  148. В.А. Программно-методическое обеспечение подготовки социальных педагогов и работников / Программа высших учебных заведений для специалистов 03.11.00 «Социальная педагогика».- 4.1. М., 1991. -С. 8−9.
  149. В.А. Перестройка педагогического образования в СССР / Перспективы образования. 1990 — № 2. — С. 137−149.
  150. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  151. Е.И. Клубные объединения. М., 1977. — 212 с.
  152. С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М., 1999.-510 с.
  153. А.И. Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к руководству самовоспитанием школьников: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1987. — 16 с.
  154. Советский энциклопедический словарь. Изд.4-е М.: Советская энциклопедия, 1988. 1600 с.
  155. Ю.П. Особенности воспитательной работы в сельской школе // Воспитание школьников. 1975. — № 1. — С. 23−26.
  156. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Дис.. канд.пед.наук. Казань, 1997. — 189 с.
  157. Солодовникова J1.B. Роль ФОП в формировании активной жизненной позиции студентов: Дис. .канд.пед.наук. М., 1991. — 207 с.
  158. С.Г. Человек, социосфера, социум // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 5.- С. 67−69.
  159. Л.Ф. Педагогический эксперимент / Ученые записки кафедры педагогики и психологии. Курск: 1968. — С. 70−92.
  160. В.И. Формирование практической готовности студентов педвузов к работе по идейно-политическому воспитанию младших школьников: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1988. — 16 с.
  161. Т.В. Внеучебная деятельность студентов педвуза как фактор формирования их профессиональной самостоятельности: Дис.. канд.пед.наук. Киев, 1988. — 187 с.
  162. Р.З. Формирование творческой личности — социальная функция современной сельской школы // Проблемы развития личности в условиях сельской школы. Сб. научн. тр: Вып. 1 М: 1996. — С. 3−8.
  163. М.У. Категория процесса // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы № 1. Серия общественные науки. -Ростов-на-Дону, 1976. С. 21−25.
  164. М.Г., Хамитов Э. Ш. Общественно-полезный труд и воспитательная работа в сельской школе // Советская педагогика. 1988, № 12, С. 16−19.
  165. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 535 с.
  166. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распо знания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М, 1991.-296 с.
  167. Технологии и технологический подход в образовании // Внешкольник. 1998. — № 9. — С. 27−31.
  168. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. 1995. — 45 с.
  169. В.М., Овсянников В. И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Педагогика. 1998. — № 5.-С. 70−72.
  170. Г. Я. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педвузе (на материале ФОП (ов): Автореф. дис.. канд.пед.наук. -Казань, 1975.-27 с.
  171. И.В., Стенылахович М. И. Будущим учителям навыки эстетического воспитания // Вестник высшей школы. — 1986. — № 10. — С. 63−64.
  172. Г. Е., Сорочинская Е. Н. Психолого-педагогическая подготовка студентов к воспитательной работе (в школе) // Советская педагогика. 1987. -№ 5. — С. 84−85.
  173. Философский словарь. Изд. 5-ое. М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
  174. Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т. 5, 1970. — 740 с.
  175. М.В. Профессиональное воспитание студентов в процессе подготовки к летней педагогической практике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991.-18 с.
  176. А.Г. Подготовка социального педагога в студенческом педагогическом отряде: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Якутск: 1990. — 16 с.
  177. B.C. Из мышления о педагогике. Уфа: Изд. БашГПИ, 1998, — 199 с.
  178. Э.Ш. Основы педагогической профориентации. М., 1996. — 173 с.
  179. Э.Ш. Контингент гуманитарного вуза: теория, подходы, практика, формирование. Челябинск: Изд — воЧГПУ «Факел», 1999. — 211 с.
  180. Р.Ш. Педагогика развивающего учебного взаимодействия (философско-деоктологический и психологический аспекты): Монография. -Стерлитамак: Стерлитамакский гос.пед.ин т., 2000. — 166 с.
  181. Е.А. Формирование организаторских умений будущего учителя в процессе внеаудиторной воспитательной работы: Дис.. канд.пед.наук. Иркутск, 1991. — 211 с.
  182. Г. Дополнительное образование: эстетическая ценность результатов обучения // Учитель. 1999. — № 2 — С. 49−51.
  183. А.А. Педагогические основы формирования у студентов педвузов готовности к военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы: Дис. .канд.пед.наук. М., 1987. — 189 с.
  184. А.Э. Изучение коллектива класса и личности учащегося студентами // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С. 80−87.
  185. М., Маер Ч. А., Фегли Н. С. Роль социальной сферы в когнитивном развитии. Перспективы // Вопросы образования. 1990. — № 3.1. С. 7−22.
  186. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  187. Ю.И. Подготовка студентов к воспитательной работе в школе // Учитель Башкирии. 1983. — № 7. — С. 13.
  188. П.А. Формирование социальной активности в процессе усвоения общественных профессий в вузе: Дис.. канд.пед.наук. Вильнюс, 1981. — 206 с.
  189. Д. С. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе: Дисс.. докт.пед.наук. Казань, 1991. -317 с.
  190. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
  191. Haughy M.L. and Murphy P.J. Are Rural Teachers Satisfied with the Quality of Their Work Life? //Education. 1983. — Vol. 104. — No. 1. — p. 56−66.
  192. James L. Landen and Arnold L Willems. Do You Really Know How to Motivate Children? // Education. 1979. — Vol. 99. — No. 3. — p. 283−286.
  193. Kelly W., Rottier J. and Tomhave W.K. Teacher Burnout Small and Rural Schoolstyle // Education. — 1983. — Vol. 104. — No. 1. — p. 72−79.
  194. Nicholsen J. Student Teaching An Experience of Change and Growth //Education. — 1980.-Vol. 101.-No. 2.-p. 134−138.
  195. Norris W.C. Bring the World of High Technology into Rural Schools // American Education. 1994. — Vol. 20.-No. 8. — p. 12−18.
  196. Sarros A.M. and Sarros J.C. How Burned Out Are Our Teachers? A Crosscultural Study // Australian Journal of Education. 1990. — Vol. 34. — No. 2. -p. 145−152.
  197. Smith J.M. and Lotven B. A. Teacher Impowerment in a Rural Setting: Fact Versus Fantasy // Education. 1993. — Vol. 113. — No. 3. — p. 457 — 464.
  198. Stern J.D. How Demographic Trends of the Eighties Affect Rural and Small Town Schools // Educational Horizons. 1992. — Vol. 70. — No. 2.p.71 -77.
  199. Principes pour une reflexion sur les contenus de Г enseignement // Le Monde de L' Education. 1989. — № 159. p. 15 — 20.
Заполнить форму текущей работой