Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы формирования познавательных способностей младших школьников на уроках родного языка в общеобразовательных школах Таджикистана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своих работах ведущие ученые-педагоги Таджикистана М. Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, Т. Шукуров, М. Шайхов, К. Парпишоев и другие рассматривали отдельные аспекты данной проблемы. Особенно подробно ими рассмотрена познавательная активность и деятельность школьников разного возраста в учебном процессе. По мнению этих учёных при организации и совершенствовании системы непрерывного образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ этапов развития идей формирования познавательных способностей младших школьников в дидактике
    • 1. Формирование познавательных способностей младших школьников одна из главных целей и задач педагогического процесса в начальных классах
    • 2. Взаимосвязь познавательных интересов и способностей младших школьников в психолого-педагогической литературе
    • 3. Значение и место дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках родного языка
    • 4. Практика формирования познавательных способностей младших школьников на уроках родного языка в начальных классах общеобразовательных школ Таджикистана
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Инновационный подход к формированию познавательных способностей младших школьников как ведущая идея педагогического процесса в начальных классах
    • 1. Оригинальность и увлекательность содержания обучения родному языку, способствующего мобилизации творческопознавательнои мыслительной деятельности младших школьников
    • 2. Критерии и принципы отбора и систематизации поурочного учебного материала, соответствующего интеллектуальным и познавательным возможностям младших школьников
    • 3. Игровые виды учебной деятельности как эффективное средство формирования познавательных способностей младших школьников на уроках родного языка
    • 4. Инновационные и интерактивные технологии эффективного формирования способностей младших школьников в учебном процессе
    • 5. Теоретико-практические результаты процесса формирования познавательных способностей младших школьников на уроках родного языка
  • Выводы по 2 главе

Теоретические основы формирования познавательных способностей младших школьников на уроках родного языка в общеобразовательных школах Таджикистана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение — ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учащихся в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр.

В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения.

В условиях современного общества, для которого характерна направленность на гуманизацию всех сторон общественной жизни, особую актуальность приобретает проблема формирования личности, ее творческого потенциала, умения ориентироваться в огромном многообразии информации и оперативно перерабатывать ее, исходя из собственных возможностей и потребностей. Становление нового типа человека, способного творить духовные богатства, активно участвующего во всех сферах жизни общества, во многом зависит от развития способности в познании явлений окружающего мира, в сформированности умения самостоятельно находить различные варианты решения возникающих в процессе жизнедеятельности задач, готовности применять полученные знания на практике. В связи с этим уже на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе большое внимание должно уделяться формированию познавательных способностей младших школьников, поскольку именно младший школьный возраст — это тот период, когда интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для раскрытия уникальности и самобытности человека, развития его познавательных способностей.

Изучение родного (таджикского) языка в начальной школе в настоящее время приобретает особое значение, т.к. таджикский язык как учебный предмет содействует общему образованию учащихся, формирует их способность к познанию окружающего мира. Поэтому педагогическая наука в Таджикистане должна интегрировать идею всестороннего развития личности, идею формирования и развития познавательных способностей и самоактуализацию личности.

Сегодня школьный курс таджикского языка не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний, фактов. Важно сформировать у них умения оперировать определенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях, самостоятельно пополнять свои знания, организовать свою мыслительную деятельность таким образом, чтобы она выводила школьника к новому знанию, на более высокую степень развития. Но, не формируя познавательную способность учащихся, невозможно решить эти и другие образовательные задачи.

Формирование и развитие познавательных способностей учащихся младших школьников сегодня можно считать и проблемой повышения качества школьного образования. В настоящее время в обеспечении качества общего образования существуют определённые трудности, которые мешают применять полученные в начальной школе знания и умения в жизненных ситуациях. Кроме того, существуют определенные проблемы с качеством профессиональной подготовки учителей школы. Об этом свидетельствуют как результаты школьных переводных и выпускных экзаменов, вступительных экзаменов в профессиональных учебных заведениях, так и результаты повсеместной аттестации знаний учащихся общеобразовательных и профессиональных школах страны, проводимых Министерством образования Республики Таджикистан.

В условиях, когда в Республике Таджикистан разрабатываются новые государственные стандарты образования, в содержание начальных школьного образования, в том числе в курс таджикского языка вносятся такие изменения, которые отвечают целям и задачам современного уровня образования и соответствуют международным стандартам. В русле этого, формирование познавательных способностей учащихся младших школьников приобретает особую актуальность.

Реализуемые в настоящее время в Республике Таджикистан меры по повышению качества образования в рамках его модернизации, т. е. стандартизации содержания образования, введения новых эффективных форм и средств обучения, проверки качества знаний, зачастую носят творческий характер, направленный на ситуативное преодоление существующих проблем и делают акцент на развитие познавательных способностей учащихся.

Долгосрочный результат в образовании может быть достигнут только на основе развития познавательных способностей учащихся, определяющих их активность и самостоятельность в познании окружающей действительности. Проблема развития познавательных способностей имеет особую актуальность в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы мировоззрения формируемой личности.

Вместе с тем, в педагогической теории и практике не выявлены содержательные особенности познавательных способностей и педагогические условия их формирования, обеспечивающие успешное развитие учащихся младших классов на уроках таджикского языкане определены возможные негативные побочные эффекты групповой познавательной деятельности, препятствующие продуктивному развитию познавательных способностей младших школьников, а также педагогически целесообразные способы их преодоления. Слабая изученность проблемы, а также потребность практики в дальнейшей разработке теории развития познавательных способностей младших школьников при изучении таджикского языка послужило основанием выбора темы исследования «Теоретические основы формирования познавательных способностей младших школьников на уроках родного языка в общеобразовательных школах Таджикистана».

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты проблемы развития способностей учащихся нашли отражение в научных работах, раскрывающих сущность познавательного интереса и деятельности (Л. С. Выготский, Л. А. Гордон, А. Г. Ковалев, Г. И. Щукина, Т. А. Шукуров, М. Шайхов), онтогенетическое развитие •способности, взаимосвязь и преемственность познавательных и профессиональных способностей, (И.Г. Антонова, С. П. Крягжде, А. К. Маркова, И. Л. Финько, Г. И. Щукина и др.), педагогические способы и условия развития познавательных способностей учащихся (Л.И. Божович, В. Г. Иванов, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, Ф. К. Савина, Н. К. Тамбовцева, Д. И. Трайтак, Т. И. Шамова, И. Г. Шапошникова, Г. И. Г. Щукина, М. Р. Раджабова, и др.).

В своих работах ведущие ученые-педагоги Таджикистана М. Лутфуллоев, Ф. Шарифзода, Т. Шукуров, М. Шайхов, К. Парпишоев и другие рассматривали отдельные аспекты данной проблемы. Особенно подробно ими рассмотрена познавательная активность и деятельность школьников разного возраста в учебном процессе. По мнению этих учёных при организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться на индивидуальные особенности школьников и активно влиять на процесс их интеллектуального развития. Для этого необходимо выявлять и развивать общие и специальные способности учащихся. По их мнению, такое обучение включает в себя пропаганду идей прав человека, ответственности человека, поддержки мира и согласия, плюрализм культур и толерантность. Они подерживают мнение, что основу содержания гуманизации и демократизации учебного процесса составляет демократические и гуманистические ценности. В процессе целенаправленного обучения и воспитания происходит ускоренное развитие познавательных способностей.

Эти исследования сыграли большую роль в практическом решении проблем формирования познавательных способностей младших школьников в учебном процессе. Но, несмотря на широту научных интересов вышеназванных исследований и актуальность рассматриваемых в них проблем, до настоящего времени проблема формирования познавательных способностей младших школьников на уроках родного языка не была предметом специального исследования.

Цель исследования — теоретически обосновать педагогические условия формирования познавательных способностей младших школьников и пути их реализации в процессе преподавания родного (таджикского) языка.

Объектом исследования является развивающийся потенциал познавательных способностей учащихся начальных классов.

Предмет исследования — содержание и технология формирования познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках родного (таджикского) языка.

Гипотеза исследования. Оптимальное формирование познавательных способностей младших школьников в процессе освоения родного (таджикского) языка достигается если:

— опираться на практический опыт учащихся, аккумулирующий не только опыт учебно-познавательной деятельности, но и многообразную практику;

— обеспечить углубленное освоение языковых явлений путем применения инновационных педагогических технологий;

— строго соблюдать в учебной деятельности психолого-педагогические закономерности развития познавательных способностей.

Обозначенная цель и рабочая гипотеза позволили определить конкретные исследовательские задачи:

— выявить причины, препятствующие продуктивному развитию познавательных способностей учащихся и установить источники их возникновения;

— определить и экспериментально апробировать педагогические условия и способы организации познавательной деятельности, обеспечивающие эффективное развитие познавательных способностей младших школьников;

— теоретически обосновать потенциал познавательных способностей учащихся и на этой основе выделить существенные мотивы, способствующие личностному развитию учащихся на уроках родного (таджикского) языка.

Методологической основой исследования являются: философские учения о познании и деятельности человека, диалектика их развития, педагогические идеи мыслителей персоязычных народов, а также современные теории педагогики и педагогической психологии о познавательных способностях учащихся, а также законодательные и нормативные акты: Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Национальная концепция образования Республики Таджикистан, Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан, Государственный стандарт образования Республики Таджикистан.

Источники исследования:

— труды современных зарубежных и таджикских исследователей по проблемам развития и формирования познавательных способностей учащихся, в том числе младших школьников;

— фундаментальные исследования педагогов, психологов, методистов и опыт работы передовых учителей начальных классов Республики Таджикистан.

Теоретическая основа исследования. Исследование опирается на теорию целостного педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский и др.), возрастной периодизации психического развития (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин) — на идеи задачного подхода в обучении (И.Я.Лернер) — на концепции мыслителей и учёных Востока (А. Рудаки, Авицена, Беруни, У.

Кайковус) о том, что способность не является наследственным качеством и другие, а также на содержание учебного предмета родной (таджикский) язык.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ научной, научно-методической и психолого-педагогической литературыобобщение и систематизация научных данныхнаблюдение за работой учителей и учащихся начальных классовпедагогический экспериментинтервьюирование, анкетирование, беседа и другие.

База исследования. Опытная работа осуществлялась с сентября 2004 года по май 2009 года на базе Института усовершенствования профессионального образования ГБАО, в школах: № 7, 12, 28 Шугнанского- №, 12, 18, 26 Рошткалинского- № 6, 8, 9 Рушанского районов и № 5, 7, 8 города Хорога ГБАО. Экспериментальной работой было охвачено 400 учащихся начальных классов.

Этапы исследования. Исследование проводилась в три этапа:

На первом этапе (2004 — 2006 гг.) осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической, социологической и научной литературы по проблеме исследования, определялись его теоретико-методологические основывыявлялись особенности индивидуальной и групповой познавательной деятельности учащихся в рамках констатирующего экспериментауточнялась формулировка рабочей гипотезыразрабатывалась программа формирующего эксперимента.

На втором этапе (2006 — 2008 гг.) исследовалась практика организации различных типов учебных проектов с учащимися начальных классовосуществлялся формирующий экспериментуточнялись теоретические положения исследования.

На третьем этапе (2008 — 2010 гг.) — анализировались и обобщались полученные данные, осуществлялось систематизация и теоретическое обобщение результатов экспериментальной работы в различных педагогических условиях, оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснование психолого-педагогических и дидактических условий формирования познавательных способностей учащихся младших классов на уроках родного (таджикского) языка;

— определение несоответствия между потребностями младших школьников к изучению родного (таджикского) языка и существующим содержанием образования по таджикскому языку;

— выявление путей повышения эффективности усвоения знаний, нацеленных на формирование познавательных способностей учащихся начальных классов;

— внедрение технологии развития познавательных способностей младших школьников на уроках родного (таджикского) языка, учитывающей их возрастные и индивидуальные особенности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность познавательных способностей и выявлен потенциал их развития;

— теоретически обоснованы педагогические условия формирования познавательной деятельности, как средства развития познавательных способностей младших школьников;

— обогащена теория формирования познавательных способностей учащихся за счёт обобщения различных подходов к определению их сущности.

Практическая ценность работы заключается в следующем:

— определены педагогические условия и разработаны практические рекомендации по формированию познавательных способностей учащихся в образовательных учреждениях различного типа с учётом возрастных особенностей;

— результаты исследования могут быть использованы при чтении курса лекций по педагогике в вузах и системе повышения квалификации учителей;

— результаты проведенного исследования помогут учителям более квалифицированно подойти к формированию познавательных способностей и интересов учащихся к изучаемому предмету.

Основные положения, выносимые на защиту:

— психолого-педагогическая характеристика познавательных способностей младших школьников и ее влияние на эффективность овладения систематизированными знаниями, умениями и навыками по таджикскому языку, способности понимать языковую обусловленность явлений и процессов общественной жизни;

— формирование способности логически мыслить и критически анализировать полученную социально-культурную информацию, определить собственную позицию по отношению к жизненной реальности;

— замена авторитарного подхода к учебному процессу, в том числе при обучении таджикскому языку на гуманистической основе, где главной фигурой является ученик, а не учитель, что способствует успешному формированию познавательных способностей младших школьников;

— формирование познавательных способностей учащихся начальных классов в учебно-познавательном процессе на уроках таджикского языка происходит во взаимосвязи и взаимозависимости от объективных и субъективных факторов;

— успешность формирования познавательных способностей учащихся зависит от профессиональной компетенции учителя, обладающего способностью с помощью активных форм обучения эффективно развивать интерес к познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплекса методов и методик исследования, адекватных его цели и задачамопытноэкспериментальной проверкой выдвинутых теоретических положений, воспроизводимостью результатов исследования в образовательной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были изложены в статьях и публикациях автора, использованы на курсах повышения квалификации в Центральном институте повышения квалификации работников сферы образования, в Институте усовершенствование.

11 профессионального образования ГБАО, на лекциях и семинарах, организованных Фондом Ага-хана и международными организациями для учителей начальных классов Республики Таджикистан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 165 страницах. В тексте имеется 9 таблиц, 12 рисунков и 4 приложения.

Список литературы

насчитывает 192 наименования.

Выводы по второй главе.

Формирование и развитие познавательных способностей младших школьников организуется всей системой учебно-познавательной деятельности в школе. Среди них уроки таджикского языка занимают особое место. С возрастом задачи формирования познавательных способностей становятся сложнее. Сегодня учителю нельзя обойтись только получением учащимися начальных классов знаний, необходимо обучить их способам добывания этих знаний самостоятельно, а в дальнейшем познавательная способность учащихся превратится в их познавательную потребность.

Наши многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что однообразными уроками нельзя достичь цели формирования познавательных способностей младших школьников. Исходя из этого, учителям необходимо целенаправленно и систематически использовать новые технологии и новые подходы к учебно-познавательному процессу.

Нами было определено, что познавательные способности младших школьников формируются и развиваются при соответствующей организации учебно-познавательного процесса в классно-урочной и внеурочной системе с использованием различных форм организации учебного процесса, основными среди которых являются фронтальная, парная, групповая, индивидуальная и игровая работа с учащимися.

Экспериментальная работа еще раз подтвердила, что особое место в процессе развития познавательной деятельности, которая способствует развитию познавательных способностей младших школьников, принадлежит технологии активного обучения. Это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе, каждый учащийся имеет определенное ролевое значение, с которым он должен публично считаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Полностью оправдали себя предложенные нами рекомендации о результативности учебного процесса с учетом формирования и развития познавательных способностей младших школьников, которые зависят от правильного подбора методов обучения и от организации учителем интерактивных видов деятельности учащихся. Учитывая все это, на каждом занятии учитель должен стремиться, прежде всего, заинтересовать учащихся содержанием учебного материала, пробудить у них желание самостоятельно и творчески участвовать в процессе обучения.

По нашим рекомендациям учителя в экспериментальных классах практически доказали, что при переходе от одной части учебной темы к другой можно ставить перед учащимися новые познавательные задачи, которые способствуют формированию их познавательных способностей.

Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа показали, что существующие учебники, а также дидактические подходы используемые, большинством учителей начальных классов в основном, не создают необходимых предпосылок для формирования и развития познавательных способностей младших школьников при изучении таджикского языка.

В ходе исследования нами была доказана результативность применения технологии интерактивного обучения в учебно-познавательном процессе. Технология интерактивного обучения мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учащихся начальных классов — внимание, восприятие, мышление, память, воображение, а также повышает интерес к предмету практически у всех учащихся.

Заключение

.

Формирование и развитие познавательных способностей учащихся младших школьников сегодня можно считать и проблемой повышения качества школьного образования.

В настоящее время в обеспечении качества общего образования существуют определённые трудности, которые мешают применять полученные в начальных классах знания и умения в жизненных ситуациях. Кроме того, существкют проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки учителей начального обучения. Об этом свидетельствуют как результаты школьных переводных и выпускных экзаменов, вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения, так и результаты повсеместной аттестации знаний учащихся общеобразовательных и профессиональных школ страны, проводтмые Министерством образования Республики Таджикистан.

В условиях, когда в Республике Таджикистан разрабатываются новые государственные стандарты образования, в содержание начального школьного образования, в том числе в курс таджикского языка вносятся такие изменения, которые отвечают целям и задачам современного уровня образования и соответствуют международным стандартам. В русле этого, формирование познавательных способностей учащихся начальных клаччов приобретает особую актуальность.

Реализуемые в настоящее время в Республике Таджикистан меры по повышению качества образования в рамках его модернизации, т. е. стандартизации содержания образования, введения новых эффективных форм и средств обучения, проверки качества знаний, зачастую носят творческий характер, направленный на ситуативное преодоление существующих проблем и делают акцент на развитие познавательных способностей учащихся.

Вместе с тем в педагогической теории не выявлены содержательные особенности познавательных способностей и педагогические условия их.

160 формирования, обеспечивающие их успешное развитие у младших школьников на уроках таджикского языка. Не определены возможные негативные побочные эффекты групповой познавательной деятельности, препятствующие продуктивному развитию познавательных способностей младших школьников на уроках таджикского языка, а также педагогически целесообразные способы их преодоления, слабая изученность проблемы и потребность практики в развитии познавательных способностей младших школьников при изучении таджикского языка послужили основанием для выбора темы исследования.

Нами было определенно, что способности подразделяются на три вида: общие, специальные и практические. Они связаны между собой и влияют друг на друга.

Нами выяснено, что источником всех видов способностей человека является познавательная способность, а другие виды способности, такие как: техническая, музыкальная, художественная и т. д., входят в состав познавательных способностей и развиваются вместе с ней.

Нами было определено, что в школьные годы наряду с учебными предметами младшие школьники усваивают основы научного, этического, эстетического, познавательного и других видов опыта человечества, и его судьба во многом зависит от того, что и как он усвоил из социального опыта.

Мы согласились с тем, что познавательные способности эффективно развиваются только в процессе специально организованного обучения и воспитания. Особое значение в формировании познавательных способностей придаётся развитию у младшего школьника любознательности и на этой основе стойкого интереса и склонностей к тому или иному предмету или виду деятельности.

Для определения целей и задач формирования познавательных способностей учащихся начальных классов учителям необходимо иметь чёткое представление о сущности познавательных способностей и возрастных особенностях младших школьников. Проблема соотношения способностей и возраста занимает в теории педагогики и психологии особое место.

Для квалифицированного использования различных форм коллективной познавательной деятельности нужна тщательная подготовка самих педагогов. Поэтому мы предлагали педагогам подбирать подходящее для конкретных условий формы коллективной работы, строго определяя их место среди других форм организации учебно-познавательного процесса.

Ознакомившись с работами зарубежных и отечественных педагогов и психологов, мы пришли к выводу, что в познавательном процессе путём постановки познавательных задач можно превратить познавательную деятельность, познавательную активность и познавательный интерес в познавательные потребности младших школьников. Для развития познавательных способностей младших школьников эти компоненты необходимы, так как они формируют гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Анализ психолого-педагогических и методических аспектов проблемы позволяет выделить основные направления формирования познавательных способностей учащихся начальных классов в процессе обучения родному языку: а) игровые уроки при решении задач и упражненийб) самостоятельная работа учащихся с текстом учебных пособий.

Организация и проведение игровых уроков и самостоятельных работ учащихся предусматривает систему, охватывающую не один год обучения, а весь период обучения в школе. Такая система позволяет в некоторой степени эффективно формировать познавательные способности в процессе обучения. У учащихся появляется уверенность в своих силах, они по-новому начинают смотреть на учебные пособия, уделяют больше времени выполнению самостоятельных работ. Это подтверждают результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в 2004;2009 годах в школах Горно-Бадахшанской автономной обла’сти Республики Таджикистан. Анализ научно-методической литературы и итоги опытно-экспериментальной работы доказывают достоверность гипотезы относительно повышению степени усвоения учебного материала учащимися, которая в начале обучающего эксперимента составляла примерно 60%. По ходу опытно-экспериментальной работы год за годом наблюдалось повышение степени усвоения учебного материала учащимися. Итоговые результаты эксперимента (2008;2009 учебный год) составляли примерно 80%.

Разработанная нами дидактическая система позволяет учащимся поверить в свои возможности, подготовить их психологически и морально. Известно, что возможности эффективного формирования познавательных способностей учащихся начальных классов ещё не изучены полностью. Проведенное нами исследование не охватывает всех сторон решения этой проблемы. Но, это должно стать толчком для исследования других сторон этой проблемы.

В центре внимания коллективов развивающихся школ по традиции оказывается содержание образования, его обновление, и это объяснимо. К сожалению, во многих инновационных проектах отсутствует обоснование предлагаемых изменений в учебных планах и программах. Содержание образования может прогрессировать в сторону гуманизации и гуманитаризации, дифференциации и интеграции, расширения и углубления, усиления воспитательной, развивающей, оздоровительной направленности, теоретического и прикладного начал. Какие из этих направлений выберут конкретные школы — дело их коллективов, однако при любых вариантах необходимо иметь полное понимание сущности, направленности вводимых изменений, их соотношения с будущими результатами обучения. Только так можно вовремя избежать псевдо обновления или «обновления» в сторону ухудшения содержания образования.

В процессе нашего исследования, посвященного выявлению и анализу наиболее эффективных форм, средств и методов формирования познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках родного языка, мы пришли к следующим выводам:

— развитие и формирования познавательных способностей является чрезвычайно важной функцией повышения мотивации к учению младших школьников;

— процесс формирования познавательных способностей у младших школьников протекает наиболее успешно в условиях организованного, целенаправленного обучения;

— организация и применение интерактивных методик, организация игр на уроках с помощью дифференцированных заданий повышается эффективность формирования познавательных способностей учащихся в начальных классах при обучении родному языку;

— использование интерактивных методик обучения родному (таджикскому) языку существенно усиливается роль самостоятельности и инициативности учащихся начальных классов;

— самостоятельность в процессе обучения развивает чувство ответственности, повышает самомотивацию, волю учащихся, а также приводит к укреплению межличностных отношений, развивает взаимодействие в учебном процессе;

— комплексное и системное использование разработанной нами дидактической системы позволяет добиться наилучших результатов обучения;

— процесс формирования и развития познавательных способностей не только предполагает активную познавательную деятельность школьников, но и сам способствует повышению их интеллектуальной активности и самостоятельности, оказывает существенное влияние на общее интеллектуальное развитие учащихся.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, дает основание утверждать, что использование специально разработанной дидактической системы на уроках родного (таджикского) языка в начальных классах существенно ускоряет темпы развития познавательных способностей младших школьников как интегративного качества, поскольку интенсифицирует процессы конкретного, образного, абстрактного и пространственного мышления, а также способствует повышению уровня качества знаний и умений учащихся.

Результаты нашего исследования позволяют нам сформулировать ряд практических рекомендаций для дальнейшего совершенствования учебно-познавательного процесса в начальных классах:

1. формирование познавательных способностей младших школьников необходимо осуществлять при комплексном использовании возможностей учебно-познавательного процесса школы;

2. изучение родного (таджикского) языка является одним из важных звеньев в формировании и развитии познавательных способностей, что способствует, формированию гармонически развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить решения в различных ситуациях, осваивать и систематизировать знания;

3. в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть систему формирования познавательных способностей учащихся;

4. при отборе дидактического материала для изучения родного (таджикского) языка необходимо соблюдать критерии и принципы отбора учебного материала, основными из которых выступают разнообразие по содержанию и по сложности заданий;

5. для эффективного формирования и развития познавательных способностей младших школьников необходимо поэтапное введение в учебно-познавательный процесс интерактивных методик и групповых форм работы по родному языку.

Если эти рекомендации будут использоваться в начальных классах общеобразовательных школ Таджикистана, то они, несомненно, внесут свой вклад в совершенствование процесса формирования и развития познавательных способностей младших школьников при изучении родного (таджикского) языка.

Наше исследование не претендует на однозначное решение проблемы и рассматривается нами как один из возможных вариантов решения проблем формирования и развития познавательных способностей младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Х. Пути активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения: автореф. дисс. канд. пед. наук Минск, 1984. 18 с.
  2. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 143с.
  3. И.Г. Как научить пятиклассников общаться и познавать себя: Методические рекомендации классным руководителям, воспитателям и
  4. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Издательство «Ось-89», 2007.
  5. . М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Душанбе, 1962. 62 с.
  6. Л. П. Повышение самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе по основам наук в школе: автореф. дис. к. п. н. М., 1959. 21 с.
  7. А.Р., Чеботарев П. Г., Музруков Н. Б. Игровые задания на уроках русского языка: Книга для преподавателя. М., 1984.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  9. П.М. Игровые моменты на уроках русского языка в нерусской школе: методические разработки. Л., 1977.-98с.
  10. Е.Ф. Развитие любознательности детей 6−8 лет в системе непрерывного дошкольного и начального общего образования г. Ростов-на-Дону, 2008.
  11. Е. Л., Карпов В. В., Харнаш П. И. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль, 1974. 176 с.
  12. Е.Л. Управление познавательной деятельностью. Ярославль, 1978. 57 с.
  13. Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта, 1998. 144 с.
  14. Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988. 399 с.
  15. Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе.-М., 1964.-184с.
  16. A.A. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей //Вопросы психологии. М., 1984.- № 1.- С. 5−18.
  17. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. 1968. 308 с.
  18. Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
  19. . и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал 1995.- № 4. 73 с.
  20. X. Психологические основы обучения учащихся в целостном педагогическом процессе. Душанбе, 1998. 427 с.
  21. И. Д. Некоторые вопросы теории и практики активизации познавательной деятельности учащихся в современном школе // Сб. Особенности познавательной деятельности учащихся. Л., 1979. С. 1629
  22. Л. А., Мухина В. С. Психология. М.: Просвещение, 1983. 336 с.
  23. М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977. 160 с.
  24. М. Г. Развитие способностей у детей основа жизненного успеха. М.: НИИВШ, 1989.- 120 с.
  25. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
  26. H.H. Теория игр. М.: Учпедгиз, 1985. 267 с.
  27. Л. С. Детская психология, М.: Педагогика. 1983. 368 с.
  28. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический образ, очерк. 2-е изд. М., 1967. 27 с.
  29. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 387 с.
  30. П.Я. Введение в психологию. М. 1976.
  31. Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. М., 1996.
  32. Е.М. Наш друг игра. Минск, 1979. 98 с.
  33. Герберт Спенсер. Образование умственное, моральное и физическое (Education: Intellectual, Moral, Physical, 1861).
  34. Д. К. К вопросу о мотивах учебной деятельности учащихся // Сб. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения. Под ред. Д. Г. Гилиева. Свердловск, 1970. С. 3−20.
  35. С.В. Познавательные игры. М., 1951. 144 с.
  36. Гобсс Т. Избранные произведения, т. 1−2. М. 1964. (Философское наследие, Т. 7, 8).
  37. Э.А. Психофизиологическое изучение способностей // Сб. Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С. 84 -100.
  38. Г. И. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, 1961. 30 с.
  39. Д. М. Формирование прогностических умений учащихся в обучении // Сб. Психолого-дидактические проблемы познавательной деятельности учащихся. Тула, 1976. С. 41 51.
  40. В. Г., Петровский В. А. Одаренные дети: экология творчества. Челябинск: ИЛИ РАО, ЧГИИК, 1993. 40 с.
  41. М. Г. Психология технических способностей школьников. Ташкент: Фан, 1971. 176 с.
  42. Н.Г. Основное усвоить на уроке. М., 1987.
  43. Н.Д. Взаимоотношения учителя и учащихся в педагогическом процессе: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1966. 18 с.
  44. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. 199 с.
  45. Т.В. Особенности работы с творчески одаренными детьми в учебных заведениях. Улан-Удэ, 1999. 61 с.
  46. В. Н. Психология общих способностей. М. 2002. 356 с.
  47. И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 2003.
  48. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922. 2 изд.
  49. Д. Н. Психологическая структура // Сб. Развитие и диагностика способностей. Отв. ред. Дружинин В. Н. и Шадриков В. Д. М.: Наука, 1991. С. 2025.
  50. В.И. Познавательный интерес в системе движущих сил учебного процесса // Сб. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения. Свердловск, 1970. С. 37 57.
  51. Зак А. З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников. Москва Воронеж, 2000.
  52. Закон Республики Таджикистан «Об образовании». Душанбе, 2004. 146 с.
  53. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 1977.
  54. А. И. Некоторые вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при решении ими проблемных задач // Сб. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности, школьников. Казань, 1972. С. 37−40.
  55. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.
  56. У. Теоретико-педагогические основы дифференцированного обучения в школах Республики Таджикистан: автореф. дисс. док. пед. наук. Душанбе, 1999. 48 с.
  57. В.Г., Шагеева Ф. Т. Современные образовательные технологии в инженерном вузе. Коллективная монография. Казань: РИЦ «Школа», 2007.
  58. Е.И. Формирование способностей к рисованию // Способности ваших детей / Сост. М. Линькова и др. М.: Просвещение, 1969. С. 62−67.
  59. . Межпредметные связи: инновация и творческое мышление учащихся. Душанбе, 2004.
  60. Как определить и развивать способности ребенка // Сост. Воскобойников В. М. СПб.: Респекс, 1996. 426 с.
  61. В.Н. Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников. // Начальная школа. № 6. 2002.
  62. Г. Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 26.
  63. А.Г. Диагностика способностей в практике работы учителя // Склонности и способности. Л.: ЛГУ, 1962. С. 50−70.
  64. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2005. 176 с.
  65. Г. М. История образования и педагогической мысли. М., 2003. 90 с.
  66. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007. 416 с.
  67. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Под ред. Первина И. Б. М., 1985 144 с.
  68. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М.: Карапуз, 2009. 288 с.
  69. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2006.
  70. Концепция национальной школы Республики Таджикистан. Душанбе, 1999.
  71. В.А. Вопросы психологии способностей школьников. М.: Просвещение. 1964.
  72. В.А. Основы педагогической психологии. М. Просвещение, 1972.255 с.
  73. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 303 с.
  74. С. П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. 196 с.
  75. Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 20 26.
  76. Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные тр. М.: Воронеж, МОДЭК, 1997. 448 с.
  77. Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000. 320 с.
  78. Н.С. Психология одаренности детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
  79. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  80. А.Н. Умственное развитие ребенка. М.: Правда, 1950. 32 с
  81. И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Сб. Научное творчество. М., 1969. С. 413−414.
  82. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976. 64с.
  83. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974. 124 с.
  84. И.Я. Сущность познавательной самостоятельности и организации процесса обучении // Сб. Рациональное сочетание методов развития учебно-познавательной деятельности школьников. Томск, 1979.-С. 3−46.
  85. А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2004. 256 с.
  86. В.Н. Проблема интереса в педагогическом учении Коменского // Сб. Формирование познавательных интересов учащихся. Ярославль, 1973. С. 28−31.171
  87. М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. //Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 18−20.
  88. В. И. Использование проблемных вопросов для проверки знаний учащихся // Сб. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань, 1972. С. 131 137.
  89. М. Современная дидактика. Душанбе, 2003.
  90. М. Урок. Душанбе.
  91. A.C. Избранные педагогические произведения М.: Учпедгиз, 1946. Т. 1.С. 262−340.
  92. А.И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1979. 127 с.
  93. В.Е. Проблемы активизации учебной деятельности школьников при усвоении русского языка. Иваново, 1973. 139 с.
  94. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  95. А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. -1982. № 4. С. 5−17.
  96. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. 240с.
  97. Г., Мелхорн X. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М.: Просвещение, 1989. 159 с.
  98. В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь. 1971. 86 с.
  99. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 546.
  100. Г. «Психология труда: конспект лекций», лист 1 из 11 fictionbook.ru/author/ghboronova/
  101. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.
  102. P.C. Психология: в 3-х книгах, 3 книга. 4-е изд. М., 2001. 640 с.
  103. ЮБ.Немов P.C. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., М.: Педагогика, 1972. 334 с.
  104. Одаренные дети // Пер. с англ.- Под общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М: Прогресс, 1991. 376 с.
  105. Педагогическая энциклопедия. Т. 4. М., 1968. с. 911.
  106. Н. Н. Творчество как проблема личности. М.: Педагогика, 1972. 334 с.
  107. Ю. А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с.
  108. Проблема развития познавательных способностей. JL, 1983. 147 с.
  109. Проблемы способностей в современной психологии. // Сб. научных тр. отв. ред. A.A. Бодалева, A.M. Матюшкина. М.: НИИОП, 1984. 144 с.
  110. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. М. С. Лейтеса. М.: «Академия», 1996. 416 с.
  111. М.Р. Формирование самостоятельного мышления и речевого развития на уроках английского языка //Ступени мудрости.-2002. № 1(3).- С. 103 105.
  112. А. И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности // Сб. научных труд. Проблемы развития познавательных способностей. Л., 1983. С. 21 — 33.
  113. Рамонова А. А. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста http://dipland.ru/%D0%9F45.
  114. . К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
  115. С.Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2000. 712 с.
  116. Ф. К. Управление формированием познавательных интересов школьников // Сб. Формирование познавательных интересов учащихся. Казань: КГПИ, 1975. С. 60 -63.
  117. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  118. Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьника: Дис.канд.пед.наук. Л., 1984.
  119. Т.С., Лукашевич Т. П., Инновационная модель творческого развития личности младшего школьника, М., 1991.
  120. М. Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. 206 с.
  121. М.Н. Как помогать детям хорошо учиться в начальных классах. М., 1953. 80 с.
  122. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. 95с.
  123. А. А. Психология ребенка и подростка. М., 1987. 272 с.
  124. А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 2006. 190 с.
  125. Способности и склонности: Комплексные исследования. Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. 197 с.
  126. Л.Г. О домашних заданиях учащихся // Сб. Формирование познавательных интересов учащихся. Ярославль, 1979. С. 105 109.
  127. В.А. Неотложные проблемы теории и практики воспитания // Народное образование 1961.- № 10.- С. 54−61.
  128. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
  129. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. 280 с.
  130. Н.К. Формирование познавательного интереса старшеклассников на уроках иностранного языка: психол. аспект. // Актуальные проблемы образования и воспитания подрастающего поколения. Челябинск, 2001. С. 253−258.
  131. . М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 125 с.
  132. .М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. Т. 1, М.: Педагогика, 1985. 328 с.
  133. А.Р. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. // Начальная школа. № 2. 1999.
  134. JI. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: Академия развития, 1998.
  135. Тихомирова J1. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  136. A.B. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений. // Начальная школа. № 2. 2001
  137. Толковый словарь В. Даля. М.: «Цитадель», 1998. 944 с.
  138. Д.И. Проблемы методики обучения биологии: труды действительных членов Международной академии наук. М.: Мнемозина. 2002. 304 с.
  139. В. С. Воспитание самостоятельности учащихся в процессе работы с книгой // Сб. Формирование познавательных интересов учащихся. Ярославль, 1979. С. 85 89.
  140. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
  141. И.В. Пути совершенствования учебного процесса // Сб. Формирование познавательных процессов учащихся. Ярославль, 1979. С. 13−21
  142. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 1868−1869.
  143. И.Л., Антонова И. Г. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса : метод, пособие: в 4 ч. Ульяновск. НИИ психол.-пед. и социол. Диагностики. 2001.
  144. Фокина С. J1. К проблеме формирования у учащихся обобщенных познавательных умений // Сб. Педагогические основы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1977. С. 68 — 76.
  145. Фрейд Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск: Попурри, 2001. 432 с.
  146. Хейзинга Йохан Homo Ludens- Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова- Коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс-Традиция. 1997. 326 с.
  147. В.Г. Педагогические условия формирования познавательной активности школьников // Сб. Формирование познавательной самостоятельности школьников. М., 1975. С. 33 37.
  148. И. М. Сравнительная эффективность отдельных форм организации обучения на уроке // Сб. Организация познавательной деятельности учащихся. Свердловск, 1979. С. 45 51.
  149. И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: «Просвещение». 1988.
  150. Т.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 103 108.
  151. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Знание, 1986. 80 с.
  152. H.A. Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности. Л., 1985. 133 с.
  153. В.Д. Психология деятельности и способности человека // Учебное пособие. М.: Логос, 1996. 320 с.
  154. В.Д. Способность в структуре психики // Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986. С. 3 — 8
  155. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: «Просвещение», 1990.
  156. М. Формирование познавательной активности учащихся выпускных классов средней школы в процессе обучения: автор, дисс. канд. пед. наук. Душанбе, 1998. 28 с.
  157. Т.И. Влияние предварительных действий на формирование познавательной потребности // Сб. Формирование духовных потребностей школьников. Новосибирск, 1966. С. 98−102.
  158. Т.И. Проблемный подход в обучении. Новосибирск, 1969. 68 с.
  159. Ф. и Каримова И. Педагогика. Душанбе: «Ирфон», 2008. 283 с.
  160. Ф. Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы. Душанбе: Маориф, 1997 194 с.
  161. Ф. Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы. Автореф. дисс. д.п.н. Душанбе 1997. 50 с.
  162. Школьным психологам, работающим с детьми младшего подросткового возраста. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. 40 с.
  163. С. А. Ее величество игра. М., 1992.
  164. С. А. Игры учащихся феномен культуры. М., 1994,
  165. С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
  166. С. А. От игры к самовоспитанию. М., 1993.
  167. Т. А. Дидактическая система активизации познавательной деятельности школьников средствами игры: автор, дисс. док. пед. наук. -Душанбе, 2002. 50 с.
  168. С. Игровые формы уроков русского языка, www.referats.net/pages/.
  169. Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1979. 159 с.
  170. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. 203 с.
  171. Д.Б. Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
  172. Д.Б. Как учить детей читать. М., 1976.
  173. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  174. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  175. Д.Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.
  176. Т. Игры детей и роль педагога // Дошкольное воспитание. 1938. № 2. с. 24−30.•184. Юркевич B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников. М.: Просвещение. 1986. 112 с.
  177. B.C. Развитие творческо-познавательных возможностей младшего школьника // Сб. Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С. 76 -83.
  178. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96с.
  179. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  180. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
  181. С.Г. Развитие логических суждений у младших школьников. // Начальная школа. № 12. 2002.
  182. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. 128 с.
  183. Krathwohl D., Bloom В., Masia В. Taxonomy of educational objectives. Handbook II: Affective domain. New York: David McKay, 1964.
Заполнить форму текущей работой