Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научно-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов в сфере обслуживания: На примере специализации «референт руководителя»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основу исследования была положена следующая гипотеза: профессиональная подготовка студентов для расширяющихся отраслей сервисного обслуживания, в том числе гуманитарного направления по специализации «референт руководителя», будет осуществляться значительно эффективнее и заложит основы их конкурентного преимущества на рынке труда, если: на основе структурно-отраслевого анализа будет научно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Развитие нематериального сектора общественного производства и профессиональная подготовка специалистов сферы обслуживания
    • 1. 1. Влияние научно — технического прогресса на изменение отраслевой структуры общественного производства и задачи высшей школы
    • 1. 2. Характеристика системы образовательных учреждений сферы обслуживания
    • 1. 3. Технологический аспект в разработке концепции профессиональной подготовки специалистов социально -культурного сервиса
  • Глава 2. Методология профессиональной подготовки студентов специализации 230 504"референт руководителя"
    • 2. 1. Профессиональная направленность обучения как один из основных принципов дидактики высшей школы
    • 2. 2. Политехнический принцип в обучении студентов системы гуманитарного сервиса
    • 2. 3. Дидактические условия гуманитарной подготовки студентов и пути их реализации
    • 2. 4. Игровые технологии и обучение основам речевой коммуникации

Научно-педагогические основы профессиональной подготовки специалистов в сфере обслуживания: На примере специализации «референт руководителя» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период разрушения многих устоявшихся понятий и представлений о путях дальнейшего развития общества и государства его институты — учебные заведения разных уровней — оказались перед проблемой: Чему учить? Ввиду близкого положения высшей школы к сферам жизнедеятельности общества вопрос «Чему учить?» побудил систему высшего образования максимально либерализировать учебный процесс и организационно — правовую структуру учебных заведений.

Но этот опыт пригоден в обществе со стабильной обстановкой, что в настоящее время в нашей стране отсутствует.

Каждый вуз ищет решения сложнейших проблем «выживания», которые создаются существующей действительностью. В ряде случаев вузы переходят на подготовку специалистов, наиболее востребованных рынком сегодняшнего дня, без учета тех задач, которые лежали в основе деятельности того или иного учебного заведения прежде и, тем самым, обеспечивают необходимый приток абитуриентов. В других же вузах осуществляют решение текущих проблем и при этом не забывают главное предназначение высшего учебного заведения — подготовку высокопрофессиональных специалистов для народного хозяйства Российской Федерации.

В современных условиях научно — технического прогресса и обновления структуры общественного производства в направлении формирования новых нетрадиционных секторов экономики — нематериального производства — происходит изменение понятия образованности. Тенденция сервисизациидинамичного развития отраслей сферы обслуживания — внесла серьезные коррективы в концепцию профессиональной подготовки кадров для отрасли. Компетентность современного специалиста в области сервиса все в большей мере определяют не только сумма конкретных знаний, умений и навыков, но и нормы, ценностные ориентации личности, развитие способности адаптироваться к изменяющимся социально — экономическим условиям. Новые требования к подготовке молодежи обусловливают появление специалистов интегрированного типа, высококвалифицированных, владеющих социальноэкономическими знаниями и организационно коммуникативными умениями и навыками, обладающих системным мышлением в исполнении стандартных и нестандартных операций и видов деятельности.

Решить задачи формирования человека современного общества невозможно без радикальных перемен в методах и формах обучения, без педагогики, которая делает упор не на запоминание возможно большего объема общих и специальных знаний и механическое усвоение навыков, а на развитие творческих способностей каждого обучающегося, его способности решать и нетрадиционные задачи и проблемы. Глобальность современной жизни, перетекающие из одной страны в другую технологии оставляют мало места для людей без необходимого культурного уровня и профессиональной сноровки.

Развитие системы образования в России в условиях переходного периода происходит весьма противоречиво и содержит неоднозначные тенденции изменений в его основных звеньях и структурных компонентах. Рыночные отношения в стране повлекли за собой не только изменения экономической жизни страны, но и обусловили новые подходы к восприятию этих отношений, потребовали нового психологического подхода к оценке происходящего. Профессиональное образование в России должно содействовать формированию правильных представлений о социально-культурной сфере производства и кодексе деловой этики.

Таким образом, в системе образования в результате происходящих рыночных преобразований сформировалась проблема острой потребности в совершенствовании системы профессионального образования, прежде всего сервисных специальностей.

В то же время в методологическом плане в теории и практике высшей школы обозначился ряд противоречий:

— между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности (тексты, знаковые системы, программы действий) и реальным предметом усваиваемой профессиональной деятельности, где знания не даны в чистом виде, а заданы в общем контексте производственных процессов и ситуаций. При этом в учебной деятельности она должна превратиться в средство регуляции последней, то есть в знаниемежду целостностью содержания профессиональной деятельности и овладением им студентом через множество предметных областей (наук, учебных предметов) — между способом осуществления профессиональной деятельности как процесса и готовыми знаниями и алгоритмами действий, подлежащими запоминаниюмежду общественной формой существования профессиональной деятельности, коллективным характером труда, предполагающим межличностное взаимодействие и общение работников, и индивидуальной формой ее усвоения студентами;

— между вовлечением в процесс труда всей личности специалиста на уровне творческого мышления и социальной активности и упором в обучении, прежде всего, на процессы внимания, восприятия, памяти (когнитивные функции) — между «ответной позицией студента» (цели задаются преподавателем, студент отвечает на его вопросы, решает задачи, активен по «разрешению» преподавателя) и принципиально инициативной в предметном и социальном смысле позицией будущего специалиста;

— между содержанием учебной деятельности, обращенным к прошлому социальному опыту, и ориентацией студента на будущее содержание профессиональной деятельности, к неизвестным еще ситуациям и условиям сервисного труда.

Вместе с тем классическая дидактика высшей школы с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения, хотя и не всегда оперативно реагирует на инновационные образовательные процессы, позволяет использовать наработанный теоретический багаж для исследовательского поиска.

Современный научно — педагогический уровень профессиональной подготовки предполагает формирование у специалиста сферы сервиса потребности в осознанной, квалифицированной ориентации в широкой социально-профессиональной сфере, разнообразия в выборе содержания, форм, методов обучения и воспитания при осознании социально-профессиональных целей своей деятельности.

Сегодня вузы отходят от единообразия и унификации, появляются учебные заведения нового типа: гимназии и лицеи, инновационные и авторские школы, которые предъявляют более высокие требования к уровню профессиональной подготовки, расширяется социальная функция образовательных учреждений и полифункциональный характер деятельности преподавателя. Это стимулирует поиск путей совершенствования процесса психолого-педагогического обучения кадров сервисной отрасли народного хозяйства.

Какие бы научно обоснованные пути прогрессивного развития системы образования ни планировались, все они, в конечном счете, замыкаются на центральной фигуре учебно-воспитательного процесса — преподавателе. Только всесторонне подготовленный, широко эрудированный, владеющий программным материалом и современными методиками, творчески мыслящий, с интересом и желанием работающий преподаватель может успешно решать поставленные временем задачи. Творческий подход к обучению, развитию и воспитанию, возросшие требования общества к профессиональной подготовке специалиста — все это оказывает заметное влияние на содержание общей, специальной, профессиональной подготовки студентов.

При этом ориентация профессионального образования на личность специалиста, его индивидуально-творческое развитие может рассматриваться как важное средство совершенствования профессиональной подготовки кадров для сферы сервисного обслуживания. Высокий профессионализм в данной специфической области основывается на понимании принципов общения, в том числе и речевого.

Как показывает анализ психолого-педагогической литературы и практики профессиональной подготовки кадров в ряде зарубежных стран, определенными возможностями для реализации личностно-ориентированного обучения, для индивидуально-творческого развития личности будущего специалиста располагает многоуровневая система университетского образования.

Несмотря на то, что профессии социально — культурной сферы сегодня чрезвычайно популярны среди молодежи, зачастую у нее складывается искаженное, деформированное представление об обслуживании, игнорируются специфические требования данных профессий к человеку.

В новых социально-экономических условиях появляется объективная возможность интенсификации, интеграции и дифференциации профессионального образования как базисной основы, обеспечивающей формирование специалистапрофессионала. Возникшее противоречие между формализованным развитием системы в рамках узкого профессионализма и объективной потребностью общества рыночной экономики в подготовке конкурентоспособного специалиста может быть преодолено на основе поиска инновационных концепций развития дифференцированной профессиональной подготовки, удовлетворяющей потребности личности в различных образовательных услугах.

В сложных социально-экономических условиях важнейшими качествами работника, обеспечивающими его трудоустройство и социальную защищенность, становятся профессиональная мобильность, конкурентоспособность, профессиональная компетентность, экономическая подготовка, что дает возможность переквалифицироваться или полностью сменить профессию в условиях серьезных изменений на рынке труда.

Закон перемены труда, как закон рыночной экономики, предопределяет подвижность трудовых функций и, как следствие этого, переквалификацию и повышение квалификации трудоспособного населения неоднократно в течение жизни.

Для выпускника высшей школы необходима широкая по содержанию и глубокая, серьезная по уровню профессиональнокоммуникативная подготовка. В то же время такая подготовка отвечает и закону перемены труда.

Современный подход к образованию предполагает, что узкую специализацию работников сервиса и сфокусированную ориентацию на инженерную подготовку необходимо заменить более широким профилем обучения, с тем, чтобы дать возможность каждому легче усваивать новые знания, осваивать и использовать принципиально новые сервисные технологии. Процесс бесконечного дробления специальностей и специализаций сменяет тенденция их интеграции. Другая тенденция — разносторонность развития каждого обучающегося, что открывает возможность многомерного видения мира, смены видов деятельности, эффективного выполнения различных функций на производстве, в общественной и семейной жизни.

Одним из решающих условий получения достаточно высокого уровня готовности выпускников вуза сервиса к обеспечению социальной защищенности и профессиональной мобильности является профессиональная подготовка, которая наряду с другими базовыми элементами может быть обеспечена в высшей школе.

Цель нашего диссертационного исследования состоит в том, чтобы изучить состояние проблемы профессиональной подготовки специалистов в сфере обслуживания на примере специализации «референт руководителя» и предложить научнопедагогические рекомендации для подготовки студентов в Московском государственном университете сервиса.

Объект исследования нами понимается как процесс профессиональной подготовки в сфере обслуживания на примере специализации «референт руководителя».

Предмет исследования — содержание и методика профессиональной подготовки студентов специализации «референт руководителя».

В основу исследования была положена следующая гипотеза: профессиональная подготовка студентов для расширяющихся отраслей сервисного обслуживания, в том числе гуманитарного направления по специализации «референт руководителя», будет осуществляться значительно эффективнее и заложит основы их конкурентного преимущества на рынке труда, если: на основе структурно-отраслевого анализа будет научно обоснована целесообразность выделения отдельного направления специализации «референт руководителя" — процесс овладения студентами базовыми знаниями, ^ умениями и навыками в области речевой коммуникации будет осуществляться на основе использования технологического подхода и принципа политехнизмабудут разработаны дидактические условия и эффективные методики для организации учебной деятельности студентов специализации «референт руководителя».

В соответствии с гипотезой нам предстояло провести целенаправленное научное исследование, в ходе которого были сформулированы следующие задачи:

1.Провести исследование научно — педагогических и методических работ по проблеме профессиональной подготовки специалистов в сфере обслуживания.

2.Обосновать целесообразность совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов для сферы сервиса, выделив отдельное направление специализации «референт руководителя».

3.Исследовать технологический аспект и принцип политехнизма в разработке концепции профессиональной подготовки специалистов гуманитарного сервиса.

4.Проанализировать научно — педагогические принципы, дидактические условия и деятельностные методики процесса обучения студентов специализации «референт руководителя» как фактор достижения коммуникативной компетенции специалиста.

Методологическим ориентиром для нас являлось единство научно — педагогического исследования и процесса подготовки будущих специалистов. В соответствии с этим нами был осуществлен выбор ряда методов теоретического и экспериментального исследования. Поставленные задачи были решены с использованием комплекса методов, включающего теоретический анализ философской, психологической, педагогической, экономической, научно-технической и другой литературы по проблеме исследованияизучение передового педагогического опыта гуманитарного образования в вузе, теоретическое моделирование готовности студентов к восприятию профессиональных понятий и категорий, принципов, основных процессов и явлений в сервисном производстве, знаний видов деятельности и управления еюопрос с использованием различных видов анкетирования и беседынаблюдениеинтервьюированиегрупповые и индивидуальные беседы со студентами и учащимися инновационных образовательных учреждений, преподавателями, изучение учебной и иной документациидиагностирующий эксперимент по определению осознанного отношения к труду и его результатам, ориентации на рационализацию труда и повышение его социальноэкономической эффективности .

Теоретической базой исследования являются научные идеи по проблемам профессиональной подготовки кадров в высшей школе, разработанные в трудах П. Р. Атутова, Л. И. Чистоходовой,.

Э.Д.Новожилова, В. В. Скрябина, И. Д. Чечель, А. Г. Новицкого, В. П. Корчагина, Г. П. Щедровицкого, В. В. Краевского, а также фундаментальные труды по профессиональной педагогике (П.Р.Атутов, С. Я. Батышев, Г. В. Мухамедзянова, А. М. Новиков и др.) — исследования по общим принципам дидактики (П.Я.Гальперин, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Н. В. Занков и др.), педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования (А.Ф.Миняев, В. А. Кабачков, О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина, В. И. Жолдак, и др.), по теоретическим вопросам психологии (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С.С.Рубинштейн) — исследования по речевым коммуникациям (О.Я.Гойхман,.

A.Н.Васильева, И. Б. Голуб, Д. Э. Розенталь, А. А. Леонтьев,.

B.В.Львов) — законодательные и нормативные документы по вопросам общего и профессионального образования, культуры, развития социальнокультурного сервиса.

Исследование осуществлялось в период с 1995 по 1999 год. Эмпирической базой исследования являлись объекты образовательного процесса в вузе: студенты, их родители, преподаватели Московского государственного университета сервиса. Всего около 1500 человек. Проведено анкетирование 687 человек, из них 320 студентов, родителей — 150 человек, преподавателей — 37 человек. Наблюдение исследования осуществлялось в процессе обсуждений на заседаниях попечительских советов специализации и в процессе выступления с научными докладами на заседаниях кафедры методического содержания.

Интервьюировалось 53 человека. Проанализировано 15 учебных программ, 10 учебных планов, 5 учебников по специальным дисциплинам.

Достоверность и объективность результатов исследования подтверждены использованием методологии, определяющей научно обоснованную логику исследования, а также разнообразием методов, помогающих при решении поставленных целей и задач, разнообразием и обоснованностью содержания опытной работы, проведением эксперимента самим диссертантом в качестве преподавателя и администратора Московского государственного университета сервиса.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в ходе исследования обосновано распространение принципа политехнизма на специальности гуманитарного направления и применен технологический подход в исследовании отраслей производства нематериальных благуслугпоказано его место и роль в профессиональном образовании выпускника отраслевого государственного вузанаучно обоснована, раскрыта и показана в теории коммуникативная подготовка выпускника вуза сервиса как одна из основных составляющих профессионального образования, активно влияющих на его уровеньразработаны теоретические предпосылки методических основ интеграции учебных дисциплин вузовского образования, что создает оптимальные условия для разработки учебного плана в рамках существующего стандарта специальностейвыявлена и показана теоретическая значимость различных категорий профессиональной готовности личности выпускника к формированию необходимых качеств предстоящей трудовой деятельности. Обоснована точка зрения, что одной из составляющих квалификационной характеристики выпускника образовательных учреждений системы сервиса выступает уровень его коммуникативной компетенции.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: в проведенном нами исследовании определены и выявлены не только первоочередные проблемы отраслевого образования, но и примерное содержание профессиональной подготовки выпускников, а также экспериментально обоснована концепция профессиональной подготовки студентов по гуманитарной специальности сервисного направления и намечена система обучения согласно данной стратегии.

В результате исследования разработана методика профессиональной подготовки специалистов социально-культурного сервиса специализации «референт руководителя» и разработан для преподавателей и студентов соответствующий дидактический материал для использования в учебном процессе в высшей школе сервисного профиля.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Исследование научно — педагогических и методических работ по проблеме профессиональной подготовки специалистов сферы сервиса.

2.Обоснование целесообразности совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов сферы сервиса, выделив отдельное направление специализации «референт руководителя».

3.Исследование технологического аспекта и принципа политехнизма в разработке концепции профессиональной подготовки специалистов гуманитарного сервиса.

4.Анализ педагогических принципов, дидактических условий и игровых методик процесса обучения студентов специализации «референт руководителя» как фактора достижения коммуникативной компетенции специалиста.

Базой исследования являлись базовые и специализированные институты Московского государственного университета сервиса. Апробация результатов исследования осуществлялась участием автора в российских и международных научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах и публикациями материалов научного поиска в специальной литературе.

Заключение

.

Анализ мирового опыта свидетельствует, что современный высокоорганизованный, социально ориентированный рынок предъявляет повышенные требования к профессиональному образованию в сфере производства услуг. Это накладывает особую ответственность на профильные вузы за своих выпускников. Будущим специалистам — референтам необходимы глубокие профессиональные знания, аналитическое мышление, высокая организационная культура. Усиливается значимость таких качеств личности, как коммуникабельность и деловитость, расчетливость и хозяйственность, честность и совестливость, инициативность и высокая дисциплина труда, способность к самостоятельному анализу жизненных реалий, принятию ответственных решений и их реализации .

Наше исследование посвящено разработке научно педагогических основ профессиональной подготовки специалистов сферы обслуживания на примере специализации «референт руководителя».

Профессиональная подготовка специалиста — референта — это совокупность знаний и практических умений в следующих сферах деятельности: организационно — распорядительная, научно — исследовательская, социально — культурная, информационно — просветительская. Это такая подготовка выпускника, которая интегрирует и структурирует знания о человеке и его потребностях применительно к определенной специальности и обеспечивает их приложение к конкретным вопросам сервисной практики.

Теоретический анализ профессиональной подготовки позволил выделить несколько аспектов ее реализации: социальный, педагогический, организационный.

Кроме того, было установлено, что научно — педагогические аспекты в подготовке будущих специалистов проявляются в принципах интеграции содержания учебных дисциплин, дифференциации обучения, применении игровых технологий в организации образовательного процесса. В высшей школе профессиональная подготовка сервисного направления реализуется через изменения в содержании обучения, использование новых организационных форм и методов обучения студентов, возрастание роли самообразования.

В ходе анализа установлено, что коммуникативная подготовка как основная часть системы профессионального образования, как целенаправленный процесс может осуществляться в двух основных направлениях:

1) через систему профессионально характерных теоретических понятий, задач и заданий и адекватной технологии обучения студентов;

2) через построение самой системы профессионального образования и подготовки специалиста как личностно ориентированной.

Мы выделили в профессиональной подготовке студентов в институте гуманитаризации и гуманизации Университета сервиса следующие основные компоненты:

1 Коммуникативные знания и умения студентов, а также их отношение к социально — культурному образованию и воспитанию как к одной из сторон своей будущей профессиональной деятельности.

2 Коммуникативная компетенция личности специалиста.

3 Коммуникативное самообразование и саморазвитие.

Так как все компоненты тесно взаимосвязаны, мы вычленяем каждый из них лишь условно, для более полного определения содержания, организационно-педагогических форм и условий, для разработки научно-методических рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки студентов.

Анализируя практику обучения, мы выявили причины, сдерживающие развитие профессиональной подготовки специалистов сферы гуманитарного сервиса: недостаточная научно-методическая разработанность содержания специального образования ;

— преимущественно просветительский характер обучения, отсутствие связи с практикой, производственно-хозяйственной деятельностью;

— неподготовленность педагогических кадров для решения задач профессиональной подготовки специалистов на уровне требований рыночной экономикинедостаточность взаимодействия образовательных учреждений с другими социально-педагогическими структурами в осуществлении профессиональной подготовки учащихся.

Эффективность профессионального обучения студентов обеспечивается подбором теоретического материала и практических занятий и использованием активизирующих средств обучения, в наибольшей степени отвечающих интересам и условиям жизнедеятельности студентов (проблемное изложение материала, коллективное обсуждение проблем, решение производственных ситуаций, деловые игры, «аукционы», конкурсы и т. п.).

Мы установили, что специально ориентированная на рыночную экономику система обучения общеобразовательного, гуманитарного и лингвистического блоков учебных дисциплин достаточна для формирования знаний, умений и навыков специальной подготовки студентов — референтов. Это реализуется через дополнения к проекту образовательного стандарта по специальности «социально — культурный сервис и туризм» по специализации «референт руководителя».

Целенаправленное использование возможностей учебного материала общеобразовательных и специальных дисциплин вуза в профессиональном образовании выпускников наиболее эффективно при изучении крупноблочных разделов или тем по специальности, например, риторика, лексикология, семиотика.

Нами отмечается, что изучение проблемы профессиональной подготовки не исчерпывается данным исследованием. Возникает необходимость продолжения экспериментального исследования в рамках специальных и общеобразовательных дисциплин учебного плана вуза. Ближайшей целью нам представляется разработка системы интегративных понятий и специальных пособий для блоков дисциплин профессиональной подготовки выпускника высшей школы сервисного направления. Практическое осуществление обозначенных проблем будет способствовать эффективному развитию профессиональной подготовки и уровню общей культуры выпускника. Лерспективы дальнейших исследований проблемы профессиональной подготовки студентов связаны с более глубоким рассмотрением этого вопроса в аспекте творческого и личностного становления выпускника высшей школы.

Под референтской деятельностью мы понимаем оказание деловому партнеру услуг по реферированию, редактированию, спичрайтерству и др. услуг, необходимых ему для успешного функционирования в деловой сфере.

В ходе исследования разработан комплекс дисциплин, дополняющий проект образовательного стандарта по специальности. Этот перечень определяет знания, необходимые референту как теоретическое основание его коммуникативной компетенции:

— широкие и глубокие знания в области социологии (состояние и проблемы всех современных социальных сфер, направления и методы социальной работы);

— знания в области политологии (оценка реалий политической жизни общества, ее закономерности, формирование современных международных отношений.) знание основ экономики и ее отдельных сфер, :

— широкая осведомленность по вопросам правоведения, юридическая компетенция, особенно в области производства, коммерции, компетентность в отношении законодательства других стран;

— широкая эрудиция в вопросах, касающихся истории России и всемирной истории;

— знание культурологии, истории и современного состояния материальной и духовной культуры, философии, этики и этикета, художественной литературы, искусства (прошлого и настоящего);

— особое значение сейчас приобрели знания в области церковно-религиозной сферы, ее истории и современных проблем;

— знания в сфере культуры речи — ортологии, риторики, эристики (культура и искусство ведения спора), паралингвистики;

— знание современных направлений и достижений в психологии, в том числе социальная психология и психологии личности, возрастной, сексуальной, национальной, профессиональнойосведомленность о достижениях новой науки — имиджелогии.

В ходе исследования были определены профессиональные умения и навыки, формирующие специальную подготовку специалиста для референтской деятельности:

Функциональные обязанности референта состоят в том чтобы:

— уметь составлять документы делового и научно-делового характера: материалы для доклада, первоначальный вариант доклада, отчет, справку для вышестоящей инстанции или другого учреждения, организации, заключение, рекомендации и др.;

— уметь подготовить для руководителя продуманные инициативные предложения;

— выступать (а в иных случаях и действовать) от имени своего руководителя по его поручению;

— квалифицированно пользоваться источниками деловой и научной информации, осуществлять поиск таких источников;

— редактировать чужую рукопись или печатный текст, готовящийся к изданию или переизданию;

— рецензировать материалы делового и научного характера в рамках своей компетенции;

— составлять объявления, рекламные тексты, аннотации, буклеты к выпускаемой продукции, анонсы;

— составлять статьи и заметки для опубликования в газете или журнале;

— давать интервью для радио, телевидения или прессы;

— вести деловые переговоры и научную дискуссию в рамках своей сферы;

— вести протокол заседания, собрания и оформлять его как документ;

— реферировать (конспектировать) любые письменные материалы;

— составлять деловые письма, договоры и другие деловые документы;

— проводить конференции, совещания, съезды, торжественные вечера, презентации, выставки, приемы;

— уметь общаться на языке международного общения;

— компетентно руководить работой делопроизводителей, письмоводителей и других служащих;

— организовывать работу группы помощников;

— контролировать выполнение принятых руководителем решений и предоставлять ему соответствующую информацию.

В нашем исследовании мы пришли к следующему выводу: Несмотря на разнообразие учебных планов и программ для подготовки специалистов разных профессий в высшей школе, существует реальное решение серьезной проблемы специальной подготовки выпускников гуманитарного направления дополнительным комплексом лингвистических и социолингвистических дисциплин, которые выступают ядром профессиональной подготовки специалистов — референтов, ориентированных на практическую деятельность в разных сферах народного хозяйства.

Формирование профессиональной подготовки студентов с учетом специфики гуманитарного профиля возможно при выполнении ряда дидактических условий, которые обеспечивают целостную систему профессиональной интеллектуальной деятельности студентов в учебном процессе.

Такими дидактическими условиями являются:

1 .Совершенствование и определенная доработка содержания учебных предметов по основным циклам в целях усиления направленности этого содержания на формирование коммуникативного мышления студентов.

2.Систематическое включение студентов в процесс решения профессиональных распорядительно — организационных задач, отражающих типичные проблемные ситуации, возникающие в работе референта.

3.Отработка на теоретических и практических занятиях по ведущим учебным предметам специальных способов решения студентами задач, непосредственно связанных с их будущей профессиональной деятельностью и специальностью, отработка этих способов до степени обобщенных приемов, а также умений и навыков познавательной деятельности.

4.Максимальное приближение содержания, форм и методов деятельности студентов на учебных занятиях к условиям и особенностям практической деятельности референта.

Становление студента как специалиста-профессионала возможно в результате овладения системой знаний, умений и навыков на базе опыта учебой практической деятельности. Как известно, опыт практической деятельности приобретается не только в непосредственной практике будущего специалиста на предприятии, но и в результате решения учебных задач, анализа и разрешения разнообразных распорядительных, организационных, коммуникативных ситуаций, представленных в учебно-методической литературе. В диссертации показаны методики проведения семинарских занятий с использованием элементов игрового моделирования: например, отработка техники речи с постановкой голоса, интонации, дикции и т. д.- отработка навыков простого и делового письма, отработка стилистики деловой речи и др.

В ходе решения поставленных задач получены следующие выводы и результаты:

1.Процессы становления рыночной экономики и развития отраслей нематериального производства обусловливают объективную закономерность совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов для расширяющихся отраслей гуманитарного сервиса. Материалы исследования показали целесообразность выделения отдельной специализации «референт руководителя» из задач народнохозяйственного значения, так и научными и организационными возможностями педагогической системы высшего образования.

2. Содержание профессионального образования имеет свою специфику, так как оно выполняет и обеспечивает подготовку к выполнению не общих для всех функций, а подготовку человека к выполнению специальных дифференцированных функций. Проект образовательного стандарта специализации «референт руководителя» ориентирует на следующие виды деятельности: распорядительная, организационная, аналитическая, информационная, коммуникативная.

Ядром профессиональной подготовки специалистов-референтов выступает комплекс дисциплин, формирующих коммуникативную компетенцию студентов.

3.Научно-педагогические основы профессиональной подготовки референтов устанавливают принципы эффективной организации учебного процесса с учетом общих дидактических условий обучения. Современные методики, формирующие профессиональные качества референта руководителя, опираются на игровые технологии, имитационные тренинги, ролевое проигрывание, через которые реализуются задачи по формированию профессионально значимых качеств специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Азы рыночной экономики.-М., 1992.
  2. .Г. Человек как предмет познания.-М.: МГУ, 1968.
  3. О.А., Хромов JI.M. Техника быстрого чтения.-Минск.БГУ, 1997.
  4. П.Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976, с.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.:Высш.шк. 1980, — 368 с.
  6. Т. Главная привилегия.-М., 1977
  7. Берн Э. Игры, в которые играют люди, — СПб., 1992
  8. П. П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.
  9. Д. Психология познания, — М., 1977.
  10. Васильева А. Н. Основы культуры речи.-М., 1990
  11. Введение в экономику: основы экономики и предпринимательства (учебные программы для школ, лицеев).-М., 1993.
  12. JT.A., Павлова Л.Г.Культура и искусство речи,-Ростов -на -Дону, 1995.
  13. Веселов П. В. Современное деловое письмо в промышленности, — М.: Издательство стандартов, 1990. Н. Вертгеймер М. Продуктивное мышление, — М., 1987.
  14. Вопросы экономического образования и воспитания/ Под ред. Л. Е. Эпштейна. Челябинск, 1977, вып.7
  15. Вопросы экономического образования и воспитания / Под ред. Л.П.Мельниковой- Челябинск, 1982
  16. В.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий.-М., 1968.
  17. А.К. Политехническое образование. В кн.: Первый Всероссийский съезд по политехническому образованию. М. -Л.: ОГИЗ, 1931, С. 401 -425
  18. О.Я. Теория и практика референтской деятельности.-М.: ИНФРА, 1999−11−08
  19. О.Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов.-М.: ИНФРА,-1997
  20. Н.М. Основы деловой переписки,-М.:Русслит, 1993.
  21. О.С., Сабиров Н. Ш. Профессиональная направленность преподавания предметов естественнонаучного цикла в ПТУ: Методические рекомендации, — М.: ВНМЦ, 1991. -453 с.
  22. М.А., Есипов Б. П. «Дидактика» под общей редакцией Б.П. Есипова, М.: АПН РСФСР. 1957. -518 с.
  23. С. Д., Панкратова В. П. Современные тенденции развития российской высшей школы. \ Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. М.: Наука, 1998, № 6,С.43 -53.
  24. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. -М.: Высш.шк. 1975,
  25. М.М. Техника эффективного запоминания М., 1996.
  26. Н.П., Савченко И. В. Современный этап процесса реструктурирования экономики России: проблемы и тенденции// Вестник Московского университета. Серия 6.Экономика.-М.: Наука, 1998, № 5, С. 108 -112.
  27. Т.А. Актуальные проблемы дидактики высшей школы// Новое в теории и практике обучения. М. 1979. Вып. 4
  28. В.А. Педагогические основы экономико-технологической подготовки молодежи. Автореф. дис. на соиск. ученой степени доктора пед. наук Казань. 1996. 44 с.
  29. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости,-М., 1981. 57с.
  30. П.Ф. Дидактические очерки. Избр.пед.соч. М., 1982.- С. 201−272.
  31. М.В., Аксенов Ю. М. Курс делопроизводства. М.: ИНФРА-М, 1997.270с.
  32. Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.: Учпедгиз, 1939−1941.
  33. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970.№ 9. С.103−115.
  34. X. Математические методы статистики. Пер. с англ. / Под ред. акад. А. Н. Колмогорова.-- М.: Мир, 1975.-- 648 с.
  35. Ч. Основы общей дидактики/ Пер. с польского.-М.: Высш. шк, 1986. 367 с.
  36. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник, — М.: Наука, 1997.
  37. А.У. Методы исследования в профессиональной педагогике, — Таллин: Валгус, 1980, — 334 с.
  38. И.И. Проблемы диагностики стандарта высшего образования,— М.: Прометей, — 1995. 141 с.
  39. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы, — М.: Высшая школа, 1991. -- 224 с.
  40. А.А. Язык, речь, речевая деятельность, — М., 1969
  41. И.Я. Проблемное обучение. М., 1974
  42. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  43. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  44. Ю.М. Мы дети твои, Москва. М.: 1996, 36с.
  45. М.А. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии1982, — № 4. С.5- 17
  46. Новое в технике, технологии и организации труда службы быта. М., 1984, — 82с.
  47. Э.Д. Технология и предпринимательство. Содержание и методика обучения: Учебное пособие. М.: МПУ, 1996 240с.
  48. Образовательная школа как социальный институт / Научный доклад по теме «Образовательная школа на современном этапе «под ред. В. А. Полякова и Л. Н. Богомолова М.: РАО ИОСО 1997. 121с.
  49. Опыт, проблемы и пути практической реализации многоуровневой системы высшего образования/ Тезисы докладов
  50. Дальневосточной научно-методической конференции 19−28 сентября 1994, — Комсомольск-на-Амуре. 1994. 78 с. 54. Основы вузовской педагогики/ Под ред. Н. В. Кузьминой.--Л.: ЛГУ, 1972. -- 31 1 с.
  51. Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента.— М.: Знание, 1972, — 31 с.
  52. Педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. П. И. Пидкасистого,-М.:РПА, 1995. 637 с.
  53. Педагогика высшей школы: Учеб.-метод. пособие/ К. Л. Биктагиров и др.-- Казань: Изд-во ГКУ, 1985, — 192 с.
  54. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации/ М-во образования Рос.Федерации.// Вестн. образования. — 1995. --№ 7. -- С. 9−17.
  55. А. Современная модель экономического развития промышленного комплекса московского мегаполиса// Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. М.: Наука, 1999, № З.С.90 — 99.
  56. А.А. Грамматика деловых бесед.-Тверь, 1995.
  57. В.М. Азбука педагогического труда,— М.: Высш. шк.,. 1990.-112с.
  58. С.Л. Основы общей психологии . М., 1946
  59. Ф., Бах.Л., Калдервуд Дж.Д., Хансен У. Л. Основные экономические понятия: Структура преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
  60. Сборник задач и деловых игр по организации и управлению предприятиями электронной промышленности: Учеб, пособие для вузов/Под ред. Н. К. Моисеевой. -- М.: Высш. шк., 1985, -208 с.
  61. А.П. Пути формирования профессиональной направленности личности.— М.: Высш. школа,. 1989.-- 346 с.
  62. М. Н. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1980. 96с.
  63. А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966,
  64. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс. 1995. — 271с
  65. Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментарием по курсу «Введение в психологию».-- М.: Смысл, 1995. -- 653 с.
  66. В., Рыбалкин В., Дякин Б. Основы рыночного хозяйства (о принципах функционирования рынка, зарубежном опыте, наших проблемах и задачах). М.: Международные отношения, 1992, — 94с.
  67. , Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. М.: Ось, 1998, — 69с.
  68. Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. М., 1997 -72с.
  69. М.В. Секретарское дело. М.: ПРИОР, 1996.- 59с.
  70. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия): В 2 т./Под ред. Г. А. Егиазаряна и А. Д. Шеремета, — М.: Экономика, 1985. Т. 1. — 573 с. Т. 2. -527 с.
  71. П.И. Построение теоретической концепции политехнического обучения. В кн.: Теория и практика трудового политехнического обучения. Вып, II. — Ростов н/Д, 1977.
  72. Т.Р. Научно техническая политика и социально -экономическая трансформация (вторая половина XX века).- М.: Изд-во МГТУ, 1998, — 163 с.
  73. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе // Советская педагогика, № 7
  74. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983, — 161с.
  75. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хохловский Л. Б. Пути разработки профиля специалиста.—Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1987.-173 с.
  76. И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе.— М.: Сов. радио, 1970.- 198 с. 81 .Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения, т.2 М.: 1938
  77. Философско-психологические проблемы развития образования/ Под ред.В. В. Давыдова.- М.: ИНТОР, 1994, 128 с.
  78. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987.
  79. Хейне Пол. Экономический образ мышления. Пер. с англ. -М.:Новости, 1991.
  80. Л.И. Вопросы профессиональной подготовки учителя в высшей педагогической школе .Учебное пособие М.: МПУ. 1993.-84с.
  81. Динамика развития общеэкономической подготовки студентов /Общеэкономическая и специальная подготовка в высшей педагогической школе: Межвузовский сборник научных трудов.: МПУ, 1997., 188с.
  82. И. Теория экономического развития. М., 1982,
  83. Е.В., Чистоходова Л. И. Рыночная экономика Учебное пособие. М.: МПУ, 1996. 192 с.
  84. Ahituv Niv. Operations management of distributed service networks. N.Y., 1988. — 239 p.
  85. Walker B. Welfare economics and urban problems. L., 1981. -319 p.148c.
Заполнить форму текущей работой