Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе выявленных направлений использования ИКТ в дошкольном образовании, обоснованы и сформулированы следующие принципы формирования содержания обучения педагогов-психологов в области использования ИКТ в дошкольном образовании: реализации направлений использования ИКТ в дошкольном образовании (создание учебно-методических материалов и дидактических игриспользование КИС и графических пакетов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий педагогами-психологами в дошкольном образовании

§ 1.1. Анализ использования средств информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в профессиональной деятельности педагога-психолога, а также методических подходов к их обучению в данной области.

§ 1.2. Направления использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

§ 1.3. Требования к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по развитию памяти, внимания, речи, моторики.

§ 1.4. Функционально-методическое назначение и виды компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Методические подходы к обучению педагогов-психологов в области использования информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в деятельности дошкольного педагогапсихолога.

§ 2.1. Принципы формирования содержания обучения педагогов-психологов в области использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

§ 2.2. Блочно-модульная структура содержания обучения педагогов-психологов в области использования информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании.1.

§ 2.3. Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании.

§ 2.4. Экспериментальная проверка уровня. обученности педагогов-психологов осуществлению развивающей работы с дошкольниками с использованием ИКТ и КИС.

Выводы по главе 2.

Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности человека, в том числе и педагогической. Особую значимость приобретает информатизация образования, которую мы будем рассматривать как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей i информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях (Роберт И.В.). При этом одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования методических подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации общества, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения, а также осуществления профессиональной деятельности кадров информатизации образования. i.

В этой связи особую значимость приобретает работа педагога-психолога с обучающимися, родителями, педагогами. Использование ИКТ открывает новые возможности для совершенствования его деятельности, направленной на внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Исследования, посвященные повышению квалификации педагогов в области использования средств ИКТ (Козлов O.A., Кравцова А. Ю., Кравцов С. С., Лавина Т. А., Мартиросян Л. П., Прозорова Ю. А.,.

Панюкова C.B., Роберт И. В. и др.) ориентированы, в основном, на школьное и вузовское образование. При этом в практической деятельности педагогапсихолога профессионально-педагогические умения в области использования средств ИКТ реализуются не в полной мере.

Анализ применения средств ИКТ в деятельности педагога-психолога (Войскунский М.А., Крючкова Н. В., Савельева O.A., Товарниченко C.B. и др.) показал, что важно не только вооружить специалиста навыками их использования в образовательном процессе и самообразовании, но и дать ему возможность приобрести необходимые знания в области их применения в своей профессиональной деятельности.

Отечественные и зарубежные исследования и практика использования средств ИКТ, в основном, коснулись школьной ступени образования. Босова JI.JI., Варченко В. И., Горячев A.B., ГорвицЮ.М., Зарецкая З. А. и др. в своих исследованиях отмечают, что педагоги начальной школы используют средства ИКТ в учебном процессе в основном с целью контроля знаний и формирования репродуктивных навыков обучающихся.

Ряд исследователей (Габдулисламова JLA., Горвиц Ю. М., Гринявичене Т. Н., Габай Т. Ф., Зворыгина Е. В., Ломов Б. Ф., Ляудис В. Я., Новоселова С. Л., Петку Г. П., Пашилите И. Ю. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств (КИС) в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

Многие исследователи доказывают, что знакомство с компьютером, дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры (ГорвицЮ.М., Леонтьева Л. А., Новоселова С. Л., Поддьяков H.H.). Так, Венгер Л. А. в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает необходимость применения компьютера для интеллектуального развития ребенка. Психологи-исследователи (Горвиц Ю.М., Марцинковская Т. Д.,.

Новоселова С.Л. и др.) говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы Дастмана С., Гольдштейна Б. И. и других исследователей. В своих работах Богоявленская Д. Б. отмечает высокий потенциал интеллектуального развития у детей, занимающихся компьютерными игровыми программами по специально построенной системе. Радева P.E. и Смирнова Е. О. рассматривают психологические особенности компьютерных игр как новый контекст детской субкультуры.

В этой связи, под компьютерными игровыми средствами (КИС) будем понимать компьютерные программные средства, обеспечивающие в игровой форме условия для осуществления различного рода развивающих воздействий на дошкольника. Использование КИС, ориентированного на умственное, речевое, эмоциональное развитие дошкольника, в качестве средства деятельности (игровой, продуктивной, художественной) способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию интеллектуальной сферы дошкольника, служит средством подготовки к школе.

Следует отметить, что курсы информатики, рассчитанные на младших школьников («Роботландия», «Основы информатики для начальной школы» и «Информационная культура» Первина Ю. А., «Инфоратика 2—4» и «Алгоритмика» Семенова A. JL, Рудченко Т. А., «Информатика в играх и задачах» Горячева A.B., «Путешествие в страну Букварию» Зарецкого Д. В. и Зарецкой З. А., и др.) основаны на использовании КИС.

Вместе с тем, анализ существующих КИС («Веселая азбука с самым умным котом на планете» компании Руссобит—М- «Дракоша и занимательная геометрия» компании «Медиа-2000" — «Мой Мир. Скоро в школу» компании «Новый Диск», серия игр для занятий по иностранному языку: «Уроки тетушки Совы. Английский для детей с Хрюшей и Степашкой» компании «Правильное кино" — серия игр «КИД/Малыш» Ассоциации «Компьютер и детство» и т. п.) показал, что они ориентированы преимущественно на обучение дошкольников основам знаний по различным предметным областям.

Однако на практике внедрение средств ИКТ и КИС в работу педагога-психолога в дошкольном образовании сопряжено со многими проблемами. Среди них можно отметить: необеспеченность методическими разработками по реализации образовательного процесса, включая создание учебно-методических материалов и дидактических игр на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики, развитие у дошкольников речи, памяти, внимания, моторики на базе КИС и графических пакетов, осуществление информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетей, автоматизацию процессов обработки результатов психологического тестирования дошкольниковотсутствие комплекса требований, предъявляемых к КИС, для проведения работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи, внимания, памяти и моторики, а также четкой формулировки их функционально-методического назначения.

Также следует констатировать недостаточную разработанность теоретических основ, в частности реализации дидактических возможностей ИКТ (Роберт И.В.) (интерактивность, незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, компьютерная визуализация информации об исследуемых объектах или закономерностях процессов, явлений, моделирование изучаемых объектов, процессов или явлений, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения и контроля образовательных достижений дошкольников), раскрывающих целесообразность применения КИС в целях интеллектуального и эмоционального развития дошкольников.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости обучения педагогов-психологов использованию современных средств ИКТ (пакетов общего назначения, программ презентационной и анимационной графики, графических пакетов, программ визуальной разработки веб-сайтов, телекоммуникационных систем, КИС и др.) в качестве: средства разработки учебно-методических материалов, в частности дидактических игрсредства обучения, направленного на развитие речи, внимания, памяти, моторикисредства коммуникаций, в целях распространения передовых педагогических технологий и взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процессасредства автоматизации процессов контроля, компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента.

Таким образом, проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между возможностями, предоставляемыми информационными и коммуникационными технологиями для реализации деятельности педагога-психолога в дошкольном образовании по созданию учебно-методических материалов, дидактических игр, использованию компьютерных игровых средств для работы с дошкольниками по развитию речи, памяти, внимания, моторики, осуществлению информационного взаимодействия образовательного назначения, автоматизации процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента и недостаточной разработанностью теоретических, методических подходов к обучению педагогов-психологов в данной области.

Актуальность исследования определяется потребностью в разработке теоретических и методических подходов к обучению педагогов-психологов в области использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

Объект исследования — процесс обучения педагогов-психологов использованию средств информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании.

Предмет исследования — структура содержания и методические подходы к обучению педагогов-психологов использованию пакетов общего назначения, программ презентационной и анимационной графики, графических пакетов, программ визуальной разработки веб-сайтов, телекоммуникационных систем, а также компьютерных игровых средств в дошкольном образовании.

Цель исследования заключается в научном обосновании содержания и разработке методических подходов к обучению педагогов-психологов применению информационных и коммуникационных технологий и: компьютерных игровых средств в дошкольном образовании.

Гипотеза исследования состоит в том, что реализация методических подходов к обучению педагогов-психологов педагогически целесообразному использованию возможностей информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в области: создания учебно-методических материалов и дидактических игриспользования компьютерных игровых средств для работы с дошкольниками по развитию речи, памяти, внимания, моторикиосуществления информационного взаимодействия образовательного назначения, на базе локальных и ' глобальной сетейавтоматизации процессов обработки результатов.

1 компьютерного педагогического тестирования и диагностики позволит повысить уровень обученности педагогов-психологов в данной области.

Для достижения цели и доказательства гипотезы определены следующие задачи исследования:

1. Провести анализ использования средств информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в профессиональной деятельности педагогов-психологов, а также методических подходов к их обучению в данной области.

2. Выявить направления использования информационных и 1 коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

3. Определить функционально-методическое назначение и виды компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками.

4. Обосновать и сформулировать принципы формирования содержания обучения педагогов-психологов в области использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

5. Разработать структуру содержания курса, а также методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании.

6. Провести экспериментальную проверку уровня обученности педагогов-психологов в рамках разработанного курса.

Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области педагогики и психологии (Выготский JI.C., Гальперин П. Я., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. и др.), теории и методики информатизации образования (Ваграменко Я.А., Вострокнутов И. Е., Козлов O.A., Кузнецов A.A., Лавина Т. А., Мазур З. Ф., Мартиросян Л. П., Меламуд В. Э., Панюкова C.B., Прозорова Ю. А., Роберт И. В. и др.), подготовки педагогов-психологов к использованию ИКТ в профессиональной деятельности (Габдулисламова Л.М., ЛяудисВ.Я., Сурова O.A. и др.), использования средств ИКТ и КИС в развивающей работе с дошкольниками (Горвиц Ю.М., Марцинковская Т. Д., Новоселова С. Л., Парамонова С. А., Петку Г. П., Пейперт С., Поддьяков H.H., Шишова М. и др.) — влияния компьютера на здоровье дошкольников (ГлушковаЕ.Г., Леонова Л. А., СазанюкЗ.И., Степанова М. А., Тихомиров O.K., Чайнова Л. Д. и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость состоят в следующем: выявлены направления использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образованииадаптированы требования к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками по развитию речи, внимания, памяти, моторикиопределены функционально-методическое назначение и виды компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольникамиобоснованы и сформулированы принципы формирования содержания обучения педагогов-психологов в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании.

Практическая значимость исследования состоит в разработке блочно-модульной структуры содержания и программы курса для педагогов-психологов «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные игровые средства в деятельности педагога-психолога», методических рекомендаций для педагогов-психологов по использованию информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании, контрольно-измерительных материалов для педагогов-психологов по проверке уровня обученности в области использования информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании.

Предложенная программа курса «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные игровые средства в деятельности педагога-психолога» и методические рекомендации могут быть использованы в процессе обучения студентов дошкольных факультетов, повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов в области дошкольного воспитания.

Этапы исследования:

1 этап (2003;2006 гг.) — изучение отечественного и зарубежного опыта информатизации дошкольного образования, анализ педагогической, психологической литературы и литературы по информатизации образования, знакомство с опытом обучения педагогов-психологовприменению средств информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в работе с дошкольниками, выявление направлений использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании, формулирование требований к отбору компьютерных игровых средств для проведения работы с дошкольниками, а также определение их функционально-методического назначения.

I 2 этап (2006—2007 гг.) — обоснование и формулировка принципов формирования содержания обучения, разработка структуры содержания и программы курса для педагогов-психологов в области использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании, а также методических рекомендаций для педагогов-психологов в данной области.

3 этап (2007—2009 гг.) — проведение педагогического эксперимента по проверке уровня обученности педагогов-психологов в области использования. информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании, а также по проверке эффективности использования компьютерных игровых средств для развития речи, памяти, внимания, моторики у дошкольников. Оформление диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях ученого совета Института информатизации образования РАО (2003;2009 гг.), городских, региональных, областных методических семинарах и совещаниях для педагогов-психологов г. Тольятти и Самарской области, V Всероссийской научно-методической конференции «Теория и методика > профессионального непрерывного образования» (г. Тольятти, 28—29 января.

2003 г.), Всероссийской научной конференции «Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста» (г. Тольятти, 12−13 ноября 2003 г.), I Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (г. Москва — Челябинск, 25 июня 2003 г.), Межрегиональной научно-практической конференции «Дополнительное профессиональное образование: времен связующая нить» (г. Самара, 10 декабря 2003 г.), III Международной конференции «Методы ОТСМ-ТРИЗ при решении педагогических проблем с ' детьми 3−10 лет» (г. Тольятти, 26−27 апреля 2005 г.), Международной.

1 конференции «Развитие, рынка интеллектуальной собственности в.

Российской Федерации" (г. Тольятти, 16−17 мая 2005 г.), V Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (г. Самара, 4−7 октября 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании» (г. Москва, 31 мая — 1 июня 2007 г.).

Внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс Института непрерывного профессионального образования Тольяттинского государственного университета в 2007—2009 гг., а также в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений № № 45, 53, 208 г. Тольятти.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены методологической и теоретической обоснованностью исходных данныхопорой на теоретические разработки в области психологии, педагогики, информатизации образования, методики преподавания информатики, использования ИКТ и КИС в работе с дошкольникамисовокупностью разнообразных методов исследования, адекватных сути проблемысогласованностью полученных выводов с основными положениями современной концепции информатизации образования, а также с результатами педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту.

1. Теоретические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий педагогами-психологами в дошкольном образовании основаны на реализации направлений использования информационных и коммуникационных технологий, психолого-педагогических, технико-технологических и эргономических требований к отбору компьютерных игровых средств, а также их функционально-методического назначения.

2. Методические подходы к обучению педагогов-психологов в области использования информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в деятельности дошкольного педагога-психолога, основанные на принципах опережающего характера обучения, использования демонстрационных примеров, наглядности, изучения способов информационной деятельности, отраженных в блочно-модульной структуре содержания обучения, обеспечивают: создание учебно-методических материалов и дидактических игрразвитие у дошкольников речи, памяти, внимания, моторикиосуществление информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетейавтоматизацию процессов обработки результатов психологического тестирования дошкольников.

1 I I.

Выводы по главе 2.

1. На основе выявленных направлений использования ИКТ в дошкольном образовании, обоснованы и сформулированы следующие принципы формирования содержания обучения педагогов-психологов в области использования ИКТ в дошкольном образовании: реализации направлений использования ИКТ в дошкольном образовании (создание учебно-методических материалов и дидактических игриспользование КИС и графических пакетов для развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторикиосуществления информационного взаимодействия образовательного назначения на базе компьютерных сетейавтоматизации процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента) — фундаментальности обучения в условиях информационного обществаопережающего характера обучения, учитывающего современные достижения педагогической, психологической науки и ИКТ в соответствии с перспективами их использования в дошкольном образованииприкладной направленности обученияинвариантности и вариативности обученияблочно-модульности содержанияиспользования демонстрационных примеров для создания учебно-методических материалов и КИСнаглядности разрабатываемых учебно-методических материалов и дидактических игр за счет реализации дидактических возможностей ИКТизучения способов информационной деятельности в условиях информатизации дошкольного образования.

2. Разработана блочно-модульная структура содержания обучения, реализованная в курсе «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные игровые средства в деятельности дошкольного педагога-психолога», содержащая базовый и профильные блоки. Базовый блок «Использование средств ИКТ в дошкольном образовании» включает следующие модули: направления использования ИКТ в дошкольном образованиидидактические возможности средств ИКТиспользование графических редакторов для развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторикииспользование электронных таблиц для автоматизации процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования, процессов обработки результатов экспериментаиспользование СУБД для создания баз данных учебно-методических материалов и КИС по работе с дошкольникамииспользование программ презентационной и анимационной графики для создания учебно-методических материалов и дидактических игросуществление информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетейиспользование компьютерных психодиагностических методик в работе педагога-психолога. Профильный блок «Теоретические аспекты использования КИС в работе с дошкольниками» включает следующие модули: психолого-педагогические, технико-технологические и эргономические требования к отбору КИС для проведения работы с дошкольниками по развитию речи, внимания, памяти, моторикифункционально-методическое назначение КИС в работе с дошкольникамивиды КИС по формируемым ключевым умениям дошкольникавзаимосвязь КИС и традиционных игр в работе с дошкольниками. Профильный блок «Методические аспекты использования ИКТ и КИС для развития речи, памяти, внимания, моторики дошкольников» состоит из следующих модулей: формы работы с дошкольниками с использованием ИКТ и КИСметоды работы с дошкольниками с, использованием ИКТ и КИСорганизация совместной работы родителей и i дошкольников с использованием ИКТ и КИСрекомендации по использованию имеющихся на рынке КИС для развития речи, памяти, внимания, моторикирекомендации по созданию интерактивных дидактических игр и методических материалов на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики.

3. Разработаны методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию ИКТ и КИС в дошкольном образовании, содержащие описание выбора организационных форм: 1) занятия в игровой форме с ¦ использованием КИС (индивидуальные, групповые, фронтальные).

1 предполагают обучение, направленное на развитие у дошкольников развития речи, внимания, памяти, моторики, повторение и закрепление ранее пройденного материала, осуществление экспериментальной деятельности дошкольников, моделирование и проигрывание ситуаций, которые дошкольник может встретить в быту, в школе, во время спортивного отдыха- 2) виртуальные экскурсии на базе ресурсов глобальной сети по городам, музеям, библиотекам- 3) «кружковая работа» по использованию ИКТ для развития творчества дошкольников, предполагающая работу педагога-1 психолога с дошкольниками по созданию компьютерных игр на базе.

1 специализированных компьютерных программсозданию рисунков и фотографий с использованием графических редакторовсозданию анимационных и интерактивных мультфильмов с использованием конструкторов и программ для создания анимированных изображений.

Рекомендации также содержат описание методов по источнику знаний (метод демонстраций, метод иллюстрацийупражнения) — по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый, дидактические игры) — метод проектов. Помимо этого разработаны рекомендации по использованию КИС для развития речи, памяти, внимания, моторики, содержащие перечень требований к отбору КИС, а также перечень КИС, имеющихся на рынке для организации занятий по знакомству с арифметическими действиями, с графическим представлением букв, с различными природными явлениями, с формой, величиной, цветом и др. В исследовании разработаны рекомендации по созданию интерактивных дидактических игр и методических материалов на базе пакетов общего назначения, программ презентационной и анимационной графики, а также рекомендации по работе с родителями на базе образовательных ресурсов локальных и глобальной сетей, электронных журналов.

4. Педагогический эксперимент по выявлению уровня обученности педагогов-психологов в области использования пакетов общего назначения, программ презентационной и анимационной графики, графических пакетов, программ визуальной разработки веб-сайтов, телекоммуникационных систем и КИС в дошкольном образовании проводился на базе Ресурсного центра г. Тольятти в три этапа. С целью оценки результатов обучения были теоретически заданы уровни обученности: высокий, средний, низкий. Для каждого уровня обученности были определены требования к знаниям, умениям и навыкам. В педагогическом эксперименте приняло участие 100 педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.

На констатирующем этапе эксперимента был определен первоначальный уровень обученности педагогов-психологов в области использования средств ИКТ и КИС. В качестве метода для определения уровня обученности был выбран метод анкетирования. В результате установлено, что на низком уровне обученности находятся 74% педагоговпсихологов, на среднем — 18%, на высоком — 8% педагогов-психологов, что позволило сделать вывод о целесообразности обучения в области использования ИКТ и КИС в дошкольном образовании.

Обучающий эксперимент состоял в проведении занятий с педагогами-психологами в рамках разработанного курса «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные игровые средства в деятельности дошкольного педагога-психолога», рассчитанного на 72 часа.

На контрольном этапе эксперимента повторно оценивался уровень обученности педагогов-психологов в исследуемой области. При этом использовался метод анкетирования. Результаты анкетирования, полученные после изучения курса сравнивались с первоначальными по критерию знаков при уровне значимости 0,05. Сравнение позволило принять в качестве правдоподобной гипотезу, свидетельствующую о том, что происшедшие изменения носят систематический, а не случайный характер. При этом высокий уровень обученности показали 43 педагога-психолога, средний — 53, низкий — 4.

Для проверки качества обучения педагогов-психологов в исследуемой области была осуществлена экспериментальная работа с дошкольниками. В контрольной группе (32 ребенка) занятия с дошкольниками проводились без использования КИС, в экспериментальной (82 ребенка) — с использованием КИС. Дошкольники, включенные в контрольную и экспериментальные группы, были подобраны таким образом, чтобы обе группы практически не различались между собой по уровню развития в области речи (условно, г = 1), моторики (г = 2), памяти — кратковременной (г — 3), долговременной (/ = 4), внимания (/ = 5). Для проверки выполнения данного требования была выдвинута нулевая статистическая гипотеза:

Н0? = 1,2,3,4,5, где иг (уэ) — экспериментальные функции распределения /-ой случайной величины в контрольной и экспериментальной группах.

Было проведено диагностическое тестирование дошкольников, входящих в контрольную и экспериментальную группы по выявлению уровня развития речи, моторики, кратковременной и долговременной памяти, внимания.

Проверка гипотезы Щ осуществлялась по критерию согласия Колмогорова-Смирнова при уровне значимости, а = 0,05. По результатам статистической проверки была принята как правдоподобная гипотеза .

Следующий этап эксперимента состоял в обучении дошкольников. 1.

После обучения была выдвинута нулевая статистическая гипотеза 1.

Но: / = 1, 2,3,4, 5 при альтернативной гипотезе Н^ -^¡-(хк) Ф при / = 1V 2уЗу4у5 .

По результатам статистической проверки нулевая статистическая гипотеза была отвергнута, а вместо нее принята как правдоподобная альтернативная гипотеза Н. Сопоставление числовых характеристик эмпирических распределений показало, что средний уровень развития в экспериментальной группе был выше, чем в контрольной по речи на 9%, моторике — на 38,5%, памяти кратковременной — на 5,5%, памяти (долговременной — на 33,6%, вниманию — на 36,6%.

Результат педагогического эксперимента свидетельствует о том, что разработанный курс «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные игровые средства в деятельности дошкольного педагога-психолога» позволяет существенно повысить уровень обученности педагогов-психологов в данной области, а обучение дошкольников с использованием КИС способствует существенному развитию речи, моторики, кратковременной и долговременной памяти, внимания.

Заключение

.

В ходе проведенного теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты.

1. Проведен анализ работ в области использования средств информационных и коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств в профессиональной деятельности педагога-психолога, позволивший выявить следующие направления их использования: использование средств ИКТ для организации самостоятельной работы дошкольников вне дошкольного учреждения, использование средств PIKT для реализации игровой деятельности дошкольников, использование средств PIKT для осуществления коррекционной и развивающей работы с дошкольниками, использование средств PIKT для диагностики результатов деятельности дошкольников, использование средств ИКТ для организации управления деятельностью дошкольного учреждения.

Анализ методических подходов к обучению специалистов в области дошкольного воспитания к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности показал, что они, в основном, направлены: на подготовку студентов педвузов к «дошкольной компьютеризации», предполагающей формирование умений в области осуществления оценки воздействия компьютеров на психофизиологическое состояние дошкольников (Габдулисламова JI.M.) — на формирование информационно-коммуникативной компетенции педагогов-психологов (Удалова Т.Ю.) — на подготовку воспитателей дошкольных учреждений в области осуществления «психолого-педагогической диагностики дошкольников на основе средств ИКТ (Лавина Т.А.). Показано, что в этих исследованиях недостаточно рассмотрены вопросы использования КИС в работе с дошкольниками.

2. Выявлены четыре направления использования ИКТ педагогами-психологами в дошкольном образовании: создание учебно-методических материалов и дидактических игр на базе пакетов общего назначения, а таюке программ презентационной и анимационной графикииспользование КИС и графических пакетов для развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторикиосуществление информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетейавтоматизация процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента.

3. Адаптированы психолого-педагогические, технико-технологические и эргономические требования к отбору КИС на основе их соответствия санитарным нормам и эргономическим характеристикам для проведения работы с дошкольниками по развитию речи, внимания, памяти, моторики. Определено функционально-методическое назначение КИС для проведения работы с дошкольниками: диагностика уровня развития психических процессов дошкольниковподготовка к школеразвитие речи, внимания, памяти, моторики и эмоциональное развитие дошкольниковреализация-1 комплекса методических целей. Также выявлены виды КИС в зависимости от формируемых ключевых умений дошкольника: КИС, направленные на-формирование информационных умений дошкольникаКИС, направленные на формирование коммуникативных умений дошкольникаКИС, направленные на формирование технологических умений дошкольника.

4. Обоснованы и сформулированы следующие принципы формирования содержания обучения педагогов-психологов в области использования ИКТ в дошкольном образовании: реализации направлений использования ИКТ в дошкольном образовании (создание учебно-методических материалов и дидактических игриспользования КИС и графических пакетов для развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторикиосуществления информационного взаимодействия образовательного назначения на базе компьютерных сетейавтоматизации процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента) — фундаментальности обучения в условиях информационного обществаопережающего характера обучения, учитывающего современные достижения педагогической, психологической науки и ИКТ в соответствии с перспективами их использования в дошкольном образованииприкладной направленности обученияинвариантности и вариативности обученияблочно-модульности содержанияиспользования демонстрационных примеров для создания учебно-методических материалов и КИСнаглядности разрабатываемых (учебно-методических материалов и дидактических игр за счет реализации дидактических возможностей ИКТизучения способов информационной деятельности в условиях информатизации дошкольного образования.

5. Разработана блочно-модульная структура содержания курса для педагогов-психологов «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные игровые средства в деятельности дошкольного педагога психолога», содержащая базовый блок «Использование средств ИКТ в дошкольном образовании» и профильные блоки, направленные на рассмотрение теоретических и методических аспектов использования КИС в ! работе с дошкольниками «Теоретические аспекты использования КИС в работе с дошкольниками» и «Методические аспекты использования ИКТ и КИС для развития речи, памяти, внимания, моторики дошкольников».

Разработаны методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию ИКТ и КИС в дошкольном образовании, содержащие: описание выбора организационных форм (занятия в игровой форме с использованием КИС (индивидуальные, групповые, фронтальные), виртуальные экскурсии, «кружковая работа» по использованию ИКТ для, развития творчества дошкольников) и методов (по источнику знаний (метод.

I Демонстраций, метод иллюстрацийупражнения) — по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый, дидактические игры) — метод проектов) работы дошкольного педагога-психолога с использованием ИКТрекомендации по использованию КИС для развития речи, памяти, внимания, моторикирекомендации по созданию интерактивных дидактических игр и, методических материалов на базе пакетов общего назначения, а также программ презентационной и анимационной графики.

6. Осуществлен педагогический эксперимент по выявлению уровня обученности педагогов-психологов в области использования пакетов общего назначения, программ презентационной и анимационной графики, графических пакетов, программ визуальной разработки веб-сайтов, телекоммуникационных систем и КИС в дошкольном образовании. Результаты анкетирования, полученные после изучения курса «Средства информационных и коммуникационных технологий и компьютерные (игровые средства в деятельности дошкольного педагога-психолога» сравнивались с первоначальными по критерию знаков при уровне значимости 0,05. Сравнение позволило принять в качестве правдоподобной гипотезу, свидетельствующую о том, что происшедшие изменения носят систематический, а не случайный характер. Эксперимент показал, что разработанный курс позволяет существенно повысить уровень обученности педагогов-психологов в данной области, а обучение дошкольников с использованием КИС способствует существенному развитию речи,, моторики, кратковременной и долговременной памяти, внимания. При этом.

1 высокий уровень обученности показали 43 педагога-психолога, средний — 53, низкий — 4. к.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  2. С.М., Белкин В.Ю. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft). M., 2002. 337 с.
  3. АгальцоваД. В. Разработка и использование авторских приложений, реализующих возможности информационных технологий (на примере подготовки будущих учителей английского языка): дис.. канд. пед. наук. М., 2007. 113 с.
  4. .Б. Педагогическая психология. М.: Владос, 2002. 207 с.
  5. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. 237 с.
  6. С.Е. Реализация компетентностно-ориентированного подхода к образованию в условиях дошкольного учреждения. Учебно-методическое пособие. Тольятти: ТГУ, 2009. 64 с.
  7. Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
  8. Ю.Д., Войскунский А. Е. Одаренный ребенок за компьютером. М.: Сканрус, 2003. 336 с.
  9. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общеобразовательный аспект. М.: Просвещение, 1997. 213 с.
  10. C.B. Создание презентаций в PowerPoint 2007. M.: Владимир, 2008. 189 с.
  11. В.П. о критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. 1988. № 1.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.192 с.
  13. Д.Б. Диагностика творческих способностей // Проблема компьютеризации дошкольного воспитания. Серия «Экономика и система управления». М., 1989. 16 с.
  14. JI.JI. Методические подходы к созданию и пользованию электронных средств учебного назначения по информатике // Ученые записки ИИО РАО. 2007. Вып. 25. С. 93−102.
  15. О.Ф. Информационная культура в начальной школе. Самара, 2002. 200 с.
  16. О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальной школе // Информатика и образование. 2001. № 3. С. 86−82.
  17. Я.А. Педагогическая информатика Электронный ресурс. // Научно-методический журнал. 2003 г. № 3. URL: http://window.edu.ru (дата обращения 09.09.2009).
  18. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л. П. Педагогика. М.: Юрайт, 2010. 238 с.
  19. Д. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант). СПб.: Иматон, 2001. 112 с.
  20. Д. Методика исследования интеллекта. СПб.: Иматон, 1994. 94 с.
  21. A.A., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Знание. 1994. 189 с.
  22. В и ленский М. Я. Концепция общепедагогической подготовки учителя физической культуры // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Прометей, 2005. С. 52−57.
  23. А.Е. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1. М.: Смысл, 2002. С. 82−101.
  24. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н Леонтьева, A.B. Запорожца. М., 1995. 144 с.
  25. Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Молодая гвардия, 1988. 303 с.
  26. И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения. М.: Госкорцентр информационных технологий, 2001. 220 с.
  27. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. 92 с.
  28. Выготский JLC. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1984. 248 с.
  29. Л.М. Подготовка студентов педвуза к реализации дошкольной компьютеризации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа, 1999. 23 с.
  30. П.Я. Введение в психологию. М.: Университет, 2000. 336 с.
  31. Е.К. Гигиенические требования к занятиям для дошкольников // Информатика и образование. 1990. № 6. С. 102—104.
  32. М.Ю., Поздняк Л. В. Подготовка специалистов по применению информационных технологий в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 1997. № 5. С. 92−95.
  33. М.Ю., ЧайноваЛД., Поддьяков H.H., ЗворыгинаЕ.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: Линка-Пресс, 1998. 328 с.
  34. Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании// Обруч. 1998. № 0. с. 1.
  35. A.B. Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. М.: ' Балас, 2008. 74 с.
  36. A.B., Ключ Н. В. Все по полочкам. М.: Балас, 2007. 64 с.
  37. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 30 900 (5 073). Дошкольная педагогика и психология. Квалификация преподаватель дошкольной педагогики и психологии. (50 703) № 699 под/сп. М., 2005.
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 100.00. Педагогика и психология сдополнительной специальностью. Квалификация педагог-психолог. № 672 под/сп. М, 2005.
  39. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.:. Педагогика, 1997. 136 с.
  40. H.H., Корнев A.B. Компьютерная экспресс психодиагностикаличности и коллектива школьников. М.: Педагогическое общество России, 2003. 140 с.
  41. ГутрарцР.Д. Компьютерная технология обучения // Информатика и образование. 2000. № 5. С. 44, 45.
  42. Доктор Бит. Информатика для начинающих. М.: Стрекоза, 2009. 72 с.
  43. О.В. Ребенок в мире поиска. Программа ДОУ. М.: Сфера, 2009. 60 с.
  44. О.М., Булычева А. И. и др. Психолог в детском дошкольном // учреждении. М.: Новая школа, 1996. 143 с.
  45. О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. 127 с.
  46. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под. ред. В. И. Панферова. Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 280 с.
  47. Н.М., Сидорчук Т. А., ХижнякН.В. ОТСМ-ТРИЗ-РТВ -технологии как универсальное средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. Тольятти, 2007. 40 с.
  48. Журин A.A. PowerPoint 2003 в обучении и воспитании. М.: Дрофа, 2009. 397 с. i 53. Зверева Н. М. Развивается творческая самостоятельность: опыт ипредложения // Вестник высшей школы. 1984. № 10. С. 70—72.
  49. Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. 1990. № 6. С. 102.
  50. Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. 1989. № 6. С. 94−102.
  51. В.А. Информатика в понятиях и терминах // Газета. 1997. № 35.
  52. Инновационные процессы в образовании. Вып. 2: Интеграцияроссийского и западноевропейского опыта: Сб. статей. СПб: РПГУ, 1997.285 с.
  53. Интернет в гуманитарном образовании / Под. ред. Е. С По лат. М.: ВЛАДОС, 2001. 272 с.
  54. Информатика и компьютерная грамотность / Под. ред. Б. Н. Наумова. М.: Наука, 1998. 239 с.
  55. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих / Под. ред. Д. А. Поспелова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 350 с. 1 61. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника:
  56. Программа повышения квалификации педагогов / Под. ред. A.A. Елизарова,
  57. А.К. Капитанской. М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.44 с.
  58. .И. Педагогический анализ результата образовательного процесса. Москва- Тольятти, 2003. 139 с.
  59. В. А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике: дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 175 с.
  60. Д.И. Перспективные направления использования информационных технологий в учебном процессе // Ученые записки. ИИО РАО, 2007. Вып. 25. С. 75−82.
  61. A.B. Построение курса информатики для гуманитарных специальностей педвуза: на примере факультета иностранных языков: Дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2005. 191 с.
  62. Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: ИПО Модэк, 1996. 224 с.
  63. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. 264 с.
  64. Н.В. Содержание и методические аспекты подготовки педагогов-психологов к применению средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 2009. 192 с.
  65. A.A., Бешенков С. А., Мозолин В. П. Система обучения информатике в современной общеобразовательной школе // Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 6. С. 3−6.
  66. Е.И. Развитие инновационных процессов в профессиональных педагогических коллективах дошкольных образовательных учреждений: Дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 2000. 196 с.
  67. О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2005. 58 с.
  68. Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Дис.. докт. пед. наук. М., 2006. 306 с.
  69. Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовкиIучителей в области использования средств информационных и1коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 2006. 44 с.
  70. М.П. Введение в теорию и методику обучения информатики. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 276 с.
  71. ЛедневВ.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  72. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с. I
  73. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1989.96 с.
  74. Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Пермь, 2005. 53 с.
  75. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
  76. Е.Ю. Совершенствование информационной подготовки студентов гуманитарных психолого-педагогических специальностейIпедвуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2003. 20 с.
  77. В.Я. Методика преподавания психологии. 5-е изд. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
  78. З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании. М.: Агентство Дианисс, 1997. 274 с.
  79. В.Э. Совершенствование системы подготовки учительских кадров в условиях информатизации школьного образования: Дис.. докт. пед. наук. М., 2005. 380 с.
  80. МикляеваН.В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2005. 383 с.
  81. . В.П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения информатики и образования // Информатика и образование. 2002. № 2. С.89−90.
  82. М.М. Формирование информационной культуры -необходимая составляющая профессиональной подготовки педагогов-психологов Электронный ресурс. // Конгресс конференций ИТО-2003. URL: http://www.ito.edu.ru/2003 (дата обращения 09.01.2010).
  83. А.Н. Подготовка студентов вуза к управленческой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Народное образование. 2009. № 2. С. 98 .
  84. Н. В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Практическое пособие для практических психологов, педагогов, родителей. М.: Владос, 2001. 256 с.
  85. C.JI. Проблемы информатизации дошкольного образования //Информатика и образование. 1990. № 2. С. 25.
  86. С.Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. 126 с.
  87. Н.В., Смирнов А. И., Осин A.B. Книга и электронные средства в образовании. М.: Логос, 2002. 142 с.
  88. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. / Под. ред. A.B. Беляевой, В. В. Леоноса. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  89. Л.А. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной квалификации педагогических работников дошкольных учреждений: Дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 2000. 203 с.
  90. Г. П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных игр: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1992. 17 с:
  91. Л.И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. 115 с.
  92. П.И., Хайдаров Ж. С. Технологии игры в обучении и развитии. М.: Российское педагогическое общество, 1996. 204 с.
  93. Письмо образования Российской Федерации от 25.05.2001 г. № 753/ 23−16 «Об информатизации системы дошкольного' образования в России» // Официальные документы в образовании. 2001. № 29. С. 36—38.
  94. ЮО.ПоддьяковН.Н., Михайленко Н. Я. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1987. 200 с.
  95. И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. 445 с.
  96. Программа регионального компонента базисного учебного плана с модульного курса для основной школы «Основы проектнойдеятельности» / Под ред. О. В: Чураковой. Самара: Профи, 2003. 132 с.
  97. Ю.А. Методика подготовки будущих учителей информатики в области осуществления информационного взаимодействия: Дис.. канд. пед. наук. М., 2003. 158 с.
  98. Ю.А. Требования к разработке компонентов педагогической продукции, функционирующих в информационно-коммуникационной предметной среде // Ученые записки ИИО РАО. 2007. Вып. 26. С. 81.
  99. Психолого-педагогические и психо лого-физиологические проблемы компьютерного обучения: сборник научных трудов / Под. ред. A.A. Бодалева, Соколова Е. Е. М.: АПН СССР МГУ, 2003. 187 с.
  100. И.В. Распределение изучения информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001. № 5. С. 12−17.
  101. И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. М., 1999. 80 с.
  102. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
  103. И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2007. 224 с.
  104. Ю.РобертИ.В., Козлов O.A. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2005. 49 с.
  105. И.В., Лавина Т. А. Психолого-педагогическая диагностика дошкольников на основе ИКТ. М.: ИИО РАО, 2004. 7 с.
  106. И.В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов. М.: ИИО РАО, — 2006. 86 с.
  107. И.В., Лавина Т. А. Психолого-педагогические основы использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. М.: ИИО РАО, 2004. 8 с. l
  108. И.В., Поляков В.A. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. М.: Образование и информатика, 2004. 67 с.
  109. C.B., Евсеев Г.А.Занимательный компьютер, книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ-Прессс книга, 2004. 368 с.
  110. О.В. Психологические последствия применения информационных технологий Электронный ресурс. М., 1998. URL://http://flogiston.ru/articles/netpsy/hackers- (дата обращения 05.11.2009).
  111. Д. Дети и компьютеры. М.: Бином, 1986. 185 с. i
  112. O.A. Подготовка студентов вузов к информатизации управлениядошкольным образовательным учреждениями: Дис.. канд. пед. наук. М., 2008. 141 с.
  113. O.A. Подготовка студентов вузов к информатизации управления дошкольным образовательным учреждениями: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. 15 с.
  114. С.Р. Методические основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис.. докт. пед. наук. i1. Омск, 2005. 30 с.
  115. Удал ова Т. Ю. Формирование специальной информационно-коммуникационной компетенции будущих педагогов-психологов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 2008. 15 с.
  116. М.И. Учимся анимации на компьютере. Самоучитель для детейи родителей. М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2002. 286 с.
  117. М.И. Учимся работать на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. 6-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2006. 383 с.
  118. М.И. Учимся рисовать на компьютере. Самоучитель для детей и родителей. М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний. 2006. 271 с.
  119. И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. 4-изд., перер. и доп. М.: Гардарики, 1999. 519 с.
  120. Чайнова Л. Д, ГорвицЮ.М. Компьютеры для детей: психологическиеIпроблемы безопасности и комфорта // Психологический журнал. 1994. Т. 14. № 4.
  121. Л.Д. Ассоциация КИД действует // Техническая экспертиза. 1992. № 5. С. 24, 25.
  122. О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. Волгоград: Учитель, 2007. 134 с.
  123. С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 86—102.I
  124. С.А., Варашкевич С. А. Воздействие компьютерной игры на функциональное состояние пользователя // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999. № 3. С. 25−33.
  125. А.Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие. М.: Вако, 2005. 286 с.
  126. Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 253 с.
  127. А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии.
  128. В кн: Компьютеры и познание. М: Наука, 1990. С. 87−104.
  129. А.Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных икоммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 2000. 146 с.
  130. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 301 с.
  131. Д.Б., ВенгерЛ.А. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. 168 с.
  132. И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. 324 с. I
Заполнить форму текущей работой