Особенности обучения творческому монологическому высказыванию учащихся средней школы с использованием метода проектов
Для подростков немаловажно понять жизненное значение знаний, и их первостепенное значение для развития личности. Многие предметы ему нравятся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всецело развитым человеком. Таким образом, необходимо поддерживать убеждение подростков в том, что только грамотный человек может быть поистине полезным обществу… Читать ещё >
Особенности обучения творческому монологическому высказыванию учащихся средней школы с использованием метода проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психолого-педагогические особенности учеников среднего школьного возраста
Возрастные психологические особенности — специфические свойства психики, присущие большинству представителей данной возрастной группы. Эти особенности характеризуют возможности детей разного возраста и должны учитываться в процессе их обучения и воспитания. Л. С. Выготский выделил следующие критерии любого возраста [8].
Социальная ситуация развития — это те отношения ребенка с взрослыми и окружающим миром, специфические для определенного возраста и ведущие к новообразованиям.
Ведущий вид деятельности, т. е. проявление внешней активности ребенка через переживания.
Новообразование — появившееся качества, навыки и свойства, соответствующие конкретно данному возрасту.
Ключевой проблемой в период подросткового возраста является его переходный характер, переходящий из детства к взрослой жизни. Средний школьный возраст принято считать от 11−12-ти до 15-ти лет. Это время стремительного физического развития и полового созревания. Характерная черта данного возраста — проявление альтернативного, резко меняющегося характера: то общительный, то закрытый, то весёлый, то грустный и так далее. Главная же задача ребёнка — это быть непохожим на других, быть исключительным и особенным. Однако переход от детства к взрослой жизни не всегда протекает без затруднений. Отсюда выделяют три типа развития личности подростка. Для первого типа характерно стремительно, разрушающее течение, переживаемое подростком как второе рождение. Результатом такого развития является становление нового «Я». Для второго типа типично плавное и ровное становление личности. Третий тип развития связан с активным и сознательным процессом самовоспитания, самостоятельным преодолением тревог и кризисных эпизодов [8, 45].
Таким образом, детям с поздним развитием приходится намного сложнее. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно увереннее в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания имеет первостепенное значение. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других сферах деятельности, что обеспечивает уверенность в отношениях со сверстниками. Подросток вызывает отношение к себе как к более взрослому человеку. Однако все иначе, если у подростка процесс созревания наступает позже, так как ровесники относятся к таким мальчикам как к ребёнку, провоцируют его протест или раздражение. Такие подростки менее популярны среди сверстников, они часто становятся легко возбудимыми, излишне разговорчивыми, они пытаются привлечь к себе внимание всеми способами и ведут себя неестественно.
В учебной деятельности подростка существуют свои трудности и разногласия, но есть и преимущества, на которые должен опираться педагог, работая с любым учеником. По мысли педагогических психологов, преимущество подростка состоит в селективной готовности, в повышенной сензитивности к тем или иным сторонам обучения. Готовность ко всем видам учебной деятельности — большое преимущество подростка, которое делает его взрослым в собственном сознании. Помимо этого его интересуют самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, а также возможность самому устроить свою когнитивную деятельность вне школы. Однако сложность подростка состоит в том, что эту готовность он ещё не в состоянии реализовывать, так как не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Педагог, в свою очередь, обучает этим способам, развивает и реализовывает их.
Для эмоциональной среды подростков свойственны: сильная эмоциональная возбудимость; настойчивость эмоциональных переживаний;
характерны перепады настроения; переживания по поводу самооценки, которые проявляются в результате роста его самосознания; предъявляют высокие требования к дружбе; ярко проявляют чувство патриотизма.
Для подростков немаловажно понять жизненное значение знаний, и их первостепенное значение для развития личности. Многие предметы ему нравятся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всецело развитым человеком. Таким образом, необходимо поддерживать убеждение подростков в том, что только грамотный человек может быть поистине полезным обществу. Убеждения в союзе с интересами создают у них повышенный эмоциональный тонус и активное отношение к учению.
Подросток приобретает логику мышления присущую взрослому человеку, что связано с ростом его самосознания. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение объёма изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети преобразовывают текст и, запоминая его, воспроизводят основную идею прочитанного.
Важно отметить, что именно в этот возрастной период у подростка развиваются всевозможные формы речи, в том числе и письменная. Помимо интеллектуального развития происходит расширение воображения. Сживание воображения с теоретическим мышлением даёт творческие идеи: подростки начинают писать стихи и песни, рисовать и т. п. Воображение подростка богаче фантазии ребёнка.
Ученик участвует во многих различных видах деятельности, совершает разные действия. Для того чтобы ученик усердно учился, он должен совершать вполне определённые вещи. Отсюда возникает вопрос — что мотивирует, побуждает и направляет деятельность ученика.
Как говорил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться» [45, 35].
Именно учитель способен вызвать у учащихся желание учиться, и сформировать у них соответствующую мотивацию. Таким образом, разобрав психолого-педагогические особенности подросткового возраста, мы пришли к выводу, что для учащихся данного возраста, прежде всего, значимо коммуникативное общение в повседневной жизни. От способности человека общаться зависит успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и многое другое. Будущее учеников зависит также от степени сформированности умения устной речи, от их способности преодолевать так называемые «барьеры» общения, затрудняющие решение коммуникативных задач. На это должен обращать внимание учитель при обучении монологическому высказыванию.