Экологические аспекты экономической безопасности Российской Федерации
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при формировании Стратегии устойчивого развития, а также социально-экономических программ развития. Теоретические выводы, методологические подходы и рекомендации могут быть полезны для управленческих структур, занятых разработкой и осуществлением политики обеспечения эколого-экономической безопасности. Положения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы эколого-экономической безопасности устойчивого развития государства
- 1. 1. Трансформация социально-экономической политики: переход от концепции роста к концепции развития
- 1. 2. Теоретические основы устойчивого развития
- 1. 2. 1. Сущность устойчивого экономического развития
- 1. 2. 2. Институциональные основы перехода к устойчивому развитию
- 1. 2. 3. Взаимосвязи между компонентами эко-социо-экономической системы
- 1. 3. Устойчивое развития как основа эколого-экономической безопасности
- Г.З~1ТПонятие эколого-экономической безопасности
- 1. 3. 2. Инструменты повышения экологической безопасности хозяйственной деятельности в рамках концепции устойчивого развития
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Анализ эколого-экономической безопасности России на современном этапе
- 2. 1. Оценка эколого-экономической ситуации в России
- 2. 1. 1. Оценка экосистемных ресурсов и услуг России
- 2. 1. 2. Влияние хозяйственной деятельности на качество природной среды. Экоэффективностъ российской экономики
- 2. 2. Институциональные основы обеспечения эколого-экономической безопасности страны
- 2. 2. 1. Эколого-экономическое законодательство Российской Федерации
- 2. 2. 2. Система управления экологическим развитием в России
- 2. 3. Механизмы регулирования экологизации хозяйственной деятельности в России
- 2. 4. Анализ угроз эколого-экономической безопасности России
- Выводы по второй главе
- Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию институциональных основ эколого-экономической безопасности России
- 3. 1. Разработка рекомендаций, направленных на повышение эколого-экономической безопасности страны
- 3. 1. 1. Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения эколого-экономической безопасности
- 3. 1. 2. Совершенствование механизмов эколого-экономичеакого стимулирования
- 3. 1. 3. Совершенствование системы управления эколого-экономическим развитием страны
- 3. 2. Внедрение экологических показателей в систему оценки социально-экономического развитии и экономической безопасности страны
- 3. 3. Экополис как модель территориального устойчивого эколого-экономического развития
Экологические аспекты экономической безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Важнейшим глобальным трендом социально-экономического развития является переход к постиндустриальному обществу, стратегической основой которого должна стать концепция устойчивого развития, рассматривающая экономику, социум и природу в единстве их функционирования.
Анализ программ социально-экономического развития Европейского союза (Восемнадцатимесячная Программа социально-экономического развития) Китая (Одиннадцатый пятилетний план национального социально-экономического развития), Латинской Америки (Приоритеты для преобразований в Латинской Америке) свидетельствуетомеждународном. опыте перехода к концепции устойчивого развития, ориентации на качественные изменения экономической структуры во взаимосвязи с решением социальных и экологических проблем с учетом этических норм.
В современных условиях все больше внимания уделяется" теории и практике экономической безопасности, разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной политике. Переход к рыночным методам регулирования увеличил неопределенность показателей экономического развития, привел к снижению уровня экономической безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе экологической. Россия относится к странам мира с наименее благоприятной экологической ситуацией. В неблагоприятной природной среде проживают как минимум 40 миллионов наших сограждан. Из них 1 миллион живет в условиях, представляющих собой опасный уровень загрязнения. Усиливается негативное влияние экологического фактора на состояние здоровья населения, и как следствие, это приводит к росту социальной напряженности.
Экологическая ситуация в стране, оказывающая негативное влияние на здоровье населения и устойчивость хозяйственной' деятельности в. связи с рисками экологических катастроф, изменения климата и истощения-природных ресурсов, становится реальной угрозой безопасности социально-экономического развития страны. При этом экстенсивный рост производства и потребления возобновляемых ресурсов в значительной степени* опережает возможности самовосстановления биосферы, что увеличивает риск ее деградации.
Современный тип эколого-экономического развития России можно определить как техногенный, или индустриальный. Этот тип можно охарактеризовать как природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на отношениях производства и потребления без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития являются:
• быстрое и истощителБное использование—невозобновимых—видов природных ресурсов (прежде всего, полезных ископаемых);
• сверхэксплуатация возобновимых ресурсов со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления;
• огромные загрязнения и отходы, превышающие ассимиляционные возможности окружающей среды.
Отсутствие должного внимания к проблеме эколого-экономической безопасности в стране привело, по сути, к антиустойчивым тенденциям развития. В этой связи, возрастают угрозы экономической безопасности, и, очевидно, что старые принципы и методы охраны окружающей среды уже не работают. Перед государством встает задача особой важности — сформировать новую эффективную эколого-экономическую политику, цель которойзначительное улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически конкурентных производств.
Острота проблемы определила необходимость разработки Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.), Экологической, доктрины Российской Федерации (2002 г.) и Климатической доктрины Российской Федерации (2009 г.). Однако вопросы формирования институциональной среды, которая бы способствовала росту экологизации российского хозяйства, слабо разработаны в теоретическом и практическом аспектах.
В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы выработки государственной политики с целью обеспечения устойчивого развития и формирования соответствующих институтов, которые бы способствовали повышению эколого-экономической безопасности страны.
Степень научной разработанности проблемы.
Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А. Смит и Д. Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К. Маркса, Д. Кейнса, А. Маршалла, не придавали должного значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь 70-е гг. XX века, резко обострив экологические проблемы, поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития. Особый вклад в изучение этих проблем внесли работы ученых Римского клуба и, прежде всего, А. Печчеи, Дж. Форрестера и Д.Медоуза.
В 1972 г. М. Стронг впервые сформулировал понятие «экоразвитие».
В 80-е гг. в рамках деятельности Комиссии ООН под руководством Г. Х. Брунтланд появилось понятие «устойчивое развитие». В дальнейшем вклад в развитие теории устойчивого развития внесли такие ученые как Т. А. Акимова, С. Н. Бобылев, A.A. Богданов, В.И. Данилов-Данильян, X. Дейли, Р. Констанца, H.H. Моисеев, Мельник Л. Г., Э. Пестель, Романович A. JL, Урсул А. Д., Р. Хютинг, Дж. Хартвик.
Исследования отдельных сфер безопасности приводились как российскими, так зарубежными учеными. В России понятие безопасности впервые было определено законом «О безопасности» № 2446−1 от 05.03.92 г. Указом Президента РФ 17 декабря 1997 г. утверждена «Концепция национальной безопасности». Впоследствии началась интенсивная* работа ученых-экономистов по созданию концепции экономической безопасности и стратегии ее обеспечения. Наибольший вклад в* изучение проблем экономической безопасности внесли JI. Абалкин, И. БогдановG. Глазьев, В. Гусев, А. В. Илларионов, A.B. Колосов, В. К. Сенчагов и др. С учетом проведенных исследований была разработана «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ и получившая дальнейшее развитие в «Концепции экономической безопасности РФ» (2000 г.).
Из зарубежных специалистов проблемами определения и оценки экономической-безопасности-занимались-H^Muull—Н—MachovskirGr-Murdoeh-H др. До 90-х годов XX века исследования, касающиеся экологической безопасности, носили прикладной характер и осуществлялись в рамках концепций «нулевого риска» и «приемлемого риска». Начало теоретическим исследованиям проблемы экологической безопасности положила концепция устойчивого социо-эколого-экономического развития. Теоретическтие разработками в области устойчивого развития представлены в работе ученых: Т. Акимовой, А. Выварца, К. Гофмана, А. Гусева, А. Даванкова, В. Данилова-Данильяна, М. Игнатьевой, Д. и Д. Медоузов, H.H. Марфенина, Л. Г. Мельника, А. Мунина, А. Л. Новоселова, А. Печчеи, Е. Рюминой, Н. Тихомирова, Д. Форрестера, В. Хаскина, Я: Яндыганова и др.
Возросшая теоретическая, и практическая значимость проблемы взаимосвязи экологической и экономической безопасности и дискуссионность многих моментов обусловили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования. Экологические аспекты устойчивого' развития национальной экономики России.
Предмет исследования. Институциональные механизмы обеспечения эколого-экономической безопасности.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является разработка предложений по совершенствованию механизмов устойчивого эколого-экономического развития, направленных на повышение национальной экономической безопасности.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач: -проведения теоретического обоснования необходимости трансформации социально-экономической политики государства от концепции роста к концепции устойчивого развития;
— раскрытиясущностиустойчивогоразвития, включаяроль институциональных факторов для его обеспечения;
— определения сущности эколого-экономической безопасности, основных угроз и системных предпосылок их возникновения, а также механизмов обеспечения эколого-экономической безопасности;
— проведения анализа эколого-экономической ситуации в России, включая оценку потенциала экосистемных услуг и влияния хозяйственной деятельности на качество окружающей среды;
— раскрытия институциональных основ обеспечения эколого-экономической безопасности, включая нормативно-правовое регулирование и организационно-управленческую структуру;
— анализа наличия и эффективности действующих в России механизмов эколого-экономического стимулирования хозяйственной деятельности;
— систематизации причин и последствий возникновения экологических угроз в России;
— разработки рекомендаций повышения эколого-экономической безопасности страны путем совершенствования институциональных механизмов экологизации хозяйственной деятельности.
Теоретические и методологические основы исследования.
Методологической и теоретической, основой диссертационного исследования послужили научные публикации отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам устойчивого развития в контексте обеспечения экологической безопасности социально-экономических системпрограммные и прогнозные разработки органов государственной власти и управлениязаконодательные и нормативные акты, имеющие отношение к безопасности, устойчивому развитию и экологизации народно-хозяйственного комплексаотчеты международных программ ООН (UNEP, UNDP) материалы научно-практических конференций и семинаров.
Основные методы исследования. В диссертационной работе использованы системный подход, методы сравнительного и статистического анализа, систематизации, институциональное моделирование.
Информационная база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовая база Российской Федерации по вопросам безопасности, устойчивого развития и экологии, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и международных статистических агентств, нормативно-справочная информация, фактический материал по изучаемой проблеме, опубликованный в монографиях и периодической печати, на интернет-страницах, собственные исследования автора.
Научная новизна работы связана с реализацией цели диссертационного исследования и состоит в разработке институциональных механизмов устойчивого эколого-экономического развития и повышения безопасности национальной экономической системы.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, выносимые на защиту, составляющие приращение научных знаний в исследуемой области:
1. Обоснована объективная природа и практическая необходимость трансформации социально-экономической" политики государства: отказ от концепции роста, являющейся основой индустриального общества, и переход к концепции устойчивого развития постиндустриального общества, отличительными особенностями которой является ориентация на структурные сдвиги и качественные характеристики роста, в том числе обеспечение социальной справедливости и экологического благополучия общества (с. 15 -38).
2. Уточнено определение понятия эколого-экономической безопасности как состояния функционирования экономики, при котором одновременно обеспечивается поддержка-природно-ресурсного-потенциала-страны на-уровне,-гарантирующем устойчивое поступление поддерживающих, обеспечивающих, регулирующих и культурных экосистемных услуг, дано обоснование такого подхода (с. 39 — 44).
3. На основании проведенного анализа дана оценка потенциала экосистемных услуг России, показавшая высокую биоемкость природных систем, наличие уникальных экосистем, роль России как глобального экологического донора, и при этом была выявлена тенденция значительного истощения природных ресурсов и потери качества экосистемных услуг, что связано с влиянием хозяйственной деятельности, носящей ресурсоэксплуатирующий характер, сочетающую в себе высокую ресурсои энергоемкость, устаревшие «грязные» технологии, доминирование доли наиболее загрязняющих производств, ресурсоориентированный экспорт (с. 60 -85).
4. Систематизированы институциональные механизмы обеспечения эколого-экономической безопасности, к которым относятся: нормативно-правовое регулирование, общий характер которого был определен как преимущественно концептуальной без детальной разработанности экологоэкономических механизмоворганизационно-управленческая структура, которая отличается отсутствием принципов системности, пересечением функций между различными ведомствами, отсутствием должного* уровня контролямеханизмы эколого-экономического стимулирования хозяйственной деятельности, которые отличаются ограниченностью набора используемых инструментов и низкой эффективностью финансового воздействия на хозяйствующие субъекты (с. 86−118).
5. На основе проведенного анализа систематизированы причины, разделенные на группы институциональных, экономических и экологических, и социально-экономические последствий возникновения экологических угроз в России—выражающиеся в истощении ресурсной-базыгизменения-роли-страны-в мировом хозяйстве, снижения благосостояния населения, в том числе ухудшения здоровья населения, изменения климата и изменения условий хозяйства и жизнедеятельности (с. 118 — 123).
6. Разработаны рекомендации по повышению эколого-экономической безопасности страны, к которым автор относит: совершенствование нормативно-правовой базы, включая принятие новых законодательных актов в области эколого-экономического развития, а также законодательного уточнения и введения новых понятий эколого-экономического развития, таких как экосистемные услуги, экопродукция, экополис и др.- совершенствование механизмов эколого-экономического стимулирования, 1 включая введение межрегионального эколого-экономического компенсационного механизмапреобразование системы управления экологическим развитием, в том числе создание Комиссии по устойчивому развитию, как экспертного и координирующего органа, с целью обеспечения полномасштабного перехода к эколого-ориентированному хозяйству и образу жизни, (с. 126- 137).
7. Разработана система критериев и пороговых значений оценки национальной эколого-экономической безопасности, которую целесообразно будет включить в официальный перечень критериев экономической безопасности. К данным критерием предложено отнести: истинные сбережения, доля возобновляемых источников энергии, энергоемкость ВВП, средний коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья, переработка ТБО, объем выбросов парниковых газов, экологический след (с. 137- 142).
8. Разработана модель экополиса как проекта устойчивого развития территорий, сочетающего в себе реализацию экологических бизнес-проектов, способствующих развитию рынка экопродукции в России, и экологоориентированный образ жизни на основе масштабного внедрения и использования наилучших существующих технологий в производстве, строительстве, созданииинфраструктуры, также потребленияэкопродукции. Предложена реализация проектов по созданию экополисов в России на основе их первоначального функционирования как особых экономических зон с введением льготного режима хозяйствования (с. 142- 159).
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при формировании Стратегии устойчивого развития, а также социально-экономических программ развития. Теоретические выводы, методологические подходы и рекомендации могут быть полезны для управленческих структур, занятых разработкой и осуществлением политики обеспечения эколого-экономической безопасности. Положения диссертации целесообразно использовать в преподавании курсов «Экономическая безопасность», «Экономика природопользования», «Экологический менеджмент», «Государственное регулирование национальной экономики», «Социальная экология», а также спецкурсов по актуальным вопросам эколого-экономической безопасности в системе профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научно-практические выводы и рекомендации по обеспечению эколого-экологической безопасности использованы в ходе выполнения научно-исследовательских работ в Государственном университете управления: «Формирование концепции развития национальной экономики России на среднесрочную и долгосрочную перспективу» (Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006;2008 годы)», Мероприятие 2., ГРНТИ 01.2.006 13 883) — «Институциональная инноватика как фактор социально-экономического развития России» (Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 годы)», Мероприятие 2., ГРНТИ 01.2.009 54 962) — «Исследование особенностей социально-экономического развития стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия,.
Китай)" (Тематическийплан НИР,—Аналитическая—ведомственнаяцелевая. программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 годы)», Мероприятие 1, ГРНТИ 01.2. 951 705).
Основные результаты работы на различных этапах исследования были доложены и обсуждены, опубликованы в сборниках статей международных и всероссийских научно-практических конференциях, в том числе:
• The 15th Annual Conference on Management Science and Engineering, Калифорния, США, 2008 г;
• Международная конференция «Устойчивое экономическое развитие: интеграция государства и бизнеса в современном обществе», Москва, 2009 г.,.
• Международная конференция «Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложение», Москва, 2009 г.
• The 18th NISPAcee Annual Conference «Public Administration in Times of Crisis», Польша, г. Варшава, 2010 г.;
• Annual confence of Global Bussines and Tecnology Association «Generating innovative solutions to recurring problems in the global business environment — a multi-, inter-, and trans disciplinary approach to formulating and maintaining a competitive organisational edge», ЮАР, г. Мпумаланга, 2010 г.
Диссертант являлась исполнителем гранта РГНФ — № 10−02−00 752ммн. Основные положения диссертации изложены в 9 опубликованных работах общим объемом 4,2 п.л. (из них 3,45 п.л. — лично автором), включающих 4 статьи в научных изданиях, аннотированных ВАК РФ.
Результаты исследования были использованы на семинарских занятиях по курсу «Теория и практика экономической трансформации» для студентов специальности «Национальная и мировая экономика» очной и очно-заочной форм обучения в Государственном университете управления.
Выводы по второй главе.
Современное эколого-экономнческое положение России и ближайшие перспективы вызывают серьезные опасения. Несмотря на значительный спад производства в промышленности и сельском хозяйстве, имеющий место в последние годы, общая экологическая обстановка в России продолжает оставаться на неудовлетворительном уровне. Такие удельные показатели, как энергозатраты и в целом ресурсозатраты на единицу валового национального продукта, нарушенность территории, загрязнение на единицу выпускаемой продукции, в несколько раз выше в Российской Федерации, чем в индустриально развитых странах мира. Отрицательная динамика наблюдается по показателям истинных сбережений, индекса экологических достижений и экологического следа. Очевидна проблема деградации окружающей среды и масштабного воздействия хозяйственно деятельности.
В целом сама экономическая система в России носит природоэксплуатирующий характер, что проявляется в доминировании ресурсодобывающих отраслей, экспорта природных ресурсов, превалирующей доли наиболее грязных производств и физическом и моральном износе основных производственных фондов и использовании старых «грязных» технологий.
Анализ показал также слабость институциональных факторов, которые должны сформировать положительную мотивацию к перестройке экономической системы в направлении ее экологизации. Однако несмотря на обширное законодательное поле в области эколого-экономической безопасности ощущается его бессистемность, в большей степени декларируемость целей и задач и отсутствие законодательно закрепленных механизмов повышения экоэффективности.
Проблемным местом является также система управления, требующая большей системности, и более четкого разделения полномочий.
Среди экономических механизмов экологизации хозяйственной деятельности в России существуют:
• Экологические платежи;
• Налоговое стимулирование;
• Амортизационный механизм.
• Государственные программы.
Однако механизмы недостаточно эффективны, чтобы в полной мере реализовать свои стимулирующие функции, нуждаются проработке, увеличении ставок платежей, разработки новых программ, имеющих непосредственную направленность на экологизацию.
Негативные аспекты экологической ситуации проявляются в снижении качества среды обитания человека, деградации естественно-природных экосистем, истощении природно-ресурсного потенциала.
Актуальные проблемы, связанные с состоянием среды обитания и обеспечением экологической безопасности, в конечном итоге оказывают негативное воздействие на социально-экономическую систему в целом, приводя к:
• истощению природного капитала как фактора экономического роста;
• потери финансовой стабильности;
• изменению роли России в мировом хозяйстве;
• росту затрат в связи с экономическим ущербом;
• снижению уровня благосостояния населения;
• ухудшению здоровья населения, росту затрат на систему здравоохранения;
• потери рекреационных ресурсов;
• изменению климата как совокупности условий хозяйственной деятельности и жизнедеятельности общества.
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию институциональных основ эколого-экономической безопасности России.
3.1. Разработка, рекомендаций, направленных на повышение эколого-экономнческой безопасности страны.
Институциональные условия являются базовыми в области обеспечения функционирования хозяйственных систем. Они являются первичными в цепочке негативных факторов, влияющих на эколого-экономическую безопасность.
Во второй главе диссертационного исследования были выделены следующие институциональные проблемы:
— высокая доля доктринальных документов;
— неразвитость механизмов эколого-экономического стимулирования;
— нерациональная система управления;
— неэкологичность системы макроэкономического учета.
3.1.1. Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения эколого-экономической безопасности.
Совершенствование нормативно-правовой базы, во-первых, требует ее проработки в направлении законодательного закрепления поставленных в доктринальных документах стратегических задач и концептуальных положений, включая механизмы и инструменты их реализации, во-вторых, законодательного определения ряда понятий эколого-экономического характера-, для идентификации различных явленийи процессов хозяйственной жизни и окружающей среды.
Перечень документов, нуждающихся в дальнейшей разработке и принятия соответствующих законодательных актов для реализации поставленных в них целей и задач приведен в Таблице 3.1.
Заключение
.
В настоящее время Россия находится в так называемой точке бифуркации в поисках выбора дальнейшего пути развития. Это общемировая тенденция трансформационного перехода от индустриального к постиндустриальному обществу объясняется нарастанием угроз и снижением безопасности социально-экономических систем, прежде всего, связанных с экологическими ограничениями. Сегодня, когда процессы воздействия на окружающую природную среду достигли глобальных масштабов, ни одна страна в мире не способна обеспечить экономическую безопасность без снижения рисков неблагоприятного экологического воздействия, то есть обеспечения экологической безопасности.
Фактически речь идет о выживании человеческой цивилизации путем гармонизации хозяйственной деятельности человека и природы. Парадигмой выхода на новую траекторию развития стала концепция устойчивого развития, сумевшая объединить в себе комплексное сочетание экологической целостности, экономической эффективности и справедливых условий в доступе к благам.
Возможность практического воплощения концепции устойчивого развития во многом зависит от изменения социально-экономической политики государства и отказе от концепции роста. Переход к экономике устойчивого развития — требует не просто инвестиций или каких-то новых технологий, но, прежде всего, методологических и социальных новаций, смены приоритетов и целей развития цивилизации, формирование новой институциональной среды, которая бы способствовала экологизации хозяйственной деятельности.
Экологизация экономики является первейшим требованием перехода на траекторию устойчивого развития, что связано с тесной взаимовлиянием двух систем. Природная система предоставляет эколого-экономической системе не только разнообразные ресурсы, но также широкий спектр экосистемных услуг — от поддерживающих и регулирующих биологические процессыжизнедеятельности — общества до культурно-эстетических. Социально-экономическаясистема" индустриального типа оказывает разрушающеевлияние на природнуюсреду. Наиболее серьезные проблемы связаны с потреблением! биоресурсовтехнической энергетикойи промышленнымпроизводством. Засчет антропогенного уменьшения биомассы > и продуктивности естественных: экосистемзамещения? их агроценозами, вырубки лесов, опустынивания, техногеннойдеградации и т. п. человек в целом снизил продуктивность земной биосферы примерно на 12%. При этом человек возвращает в экосистемы огромные массы отходов в виде разного рода загрязняющих веществ, шумов, излучений. Именно это расценивается как самое главное вмешательство человеческого хозяйства в природные процессы. .-.. .
К снижению экологического пресса и, как следствие, повышению эколого-экономической безопасности, может привести:
• отказ от потребления наиболее ущербоемких видов продукции,.
• путемвнедрения замкнутых производственных циклов,.
• повышение эффективности производства, или использование ресурсосберегающих технологий;
• общее снижение материально-энергетического объема потребляемых товаров, т. е. гармонизацияюбщественного потребления.
Внедрение эколого-экономического стимулирования, включающего экологическиеплатежи, экологически налогии- штрафы* кредитные инструменты,. государственные программы идр. в структуру, социально-экономической политики государства? является ¦ приоритетным: механизмомобёспечения реализации вышеперечисленных направлений.
Экологическаяситуация1 в России. при колоссальной биоемкости-, богатом природно-ресурсном потенциале, наличие уникальных нетронутых экосистем: имеет явно выраженные негативные тенденции — истощение природных ресурсоврост загрязненных территорииклиматические изменения.
Причиной негативных* тенденций стал явный природоэксплуатирующий характер российской экономики, что проявляется в доминировании ресурсодобывающих отраслей, экспорта природных ресурсов, превалирующей, доли наиболее грязных производств и физическом и моральном износе основных производственных фондов и использовании старых «грязных» технологий.
Институциональная система, хотя в концептуальном плане провозглашает природоориентированный подход в развитии хозяйства, в полной мере не стимулирует к повышению экологической эффективности хозяйства.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации-на период до 2020 года, которая-отражает стратегию государственной политики на долгосрочную перспективу, обозначены следующие направления экологизации:
Первое направление — экология производства — поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.
Второе направление — экология человека — создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.
Третье направление — экологический бизнес — создание эффективного экологического сектора экономики.
Четвертое направление — экология природной среды — сохранение и защита природной среды.
Еще в 1996 г. была принята Концепция Российской Федерации перехода к устойчивому развитию, в 2002 г. Экологическая доктрина, в 2009 г. были приняты Энергетическая стратегия, Стратегия национальной. и Климатическая доктрина.
К сожалению, в законодательстве отсутствует требование о принятии дополнительных документов во исполнение доктрин, но так как реальные доктрины — документы декларативные, то для их реализации нужно принятие еще ряда документов, иначе их фактическая реализация невозможна. Это обусловлено тем, что доктрины в принципе не содержат ни механизмов реализации, ни источников финансирования, ни конкретных реализационных мер.
Таким образом, основополагающим нормативно-правовым документом реализации эколого-экономической политики в России является федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7−03.
Среди экономических механизмов экологизации хозяйственной деятельности в России существуют:
• экологические платежи;
• налоговое стимулирование;
• амортизационный механизм.
• государственные программы.
Однако механизмы недостаточно эффективны, чтобы в полной мере реализовать свои стимулирующие функции, нуждаются проработке, увеличении ставок платежей, разработки новых программ, имеющих непосредственную направленность на экологизацию.
Актуальные проблемы, связанные с состоянием среды обитания и обеспечением экологической безопасности, в конечном итоге могут привести к негативному воздействие на социально-экономическую систему в целом, создавая угрозы:
• истощения природного капитала как фактора экономического роста;
• потери финансовой стабильности;
• изменения роли России в мировом хозяйстве;
• роста затрат в связи с экономическим ущербом;
• снижения уровня благосостояния населения;
• ухудшения здоровья населения, рост затрат на систему здравоохранения;
• потери рекреационных ресурсов;
• изменения климата.
В настоящем исследовании был предложен ряд направлений совершенствования российской институциональной структуры с целью повышения эколого-экономической безопасности страны.
Разработаны рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, включающее ее проработку в направлении законодательного закрепления стратегических задач и концептуальных положений поставленных в доктринальных документах, включая Концепцию устойчивого развития, Экологическую доктрину, Энергетическую стратегию и Климатическую доктрину. Также внесены рекомендации по законодательному определении, ряда понятий эколого-экономического характера, таких как экосистемные услуги, экологическая продукция, наилучшая существующая технология, экологическая маркировка, экополис.
Следующим шагом развития институциональной среды обеспечения эколого-экономической безопасности является совершенствование механизмов стимулирования экологизации хозяйственной деятельности. В этом направлении были предложены меры, имеющие общей целью создания более жесткого механизма эколого-экономического регулирования:
— увеличение экологических платежей;
— налогового стимулирования производителей экопродукции через налог на прибыль и активизации спроса на экопродукцию посредством НДС;
— возрождения экологической экспертизы;
— введение тарифного регулирования для возобновляемых источников энергии;
— а также внедрение механизма эколого-экономической межрегиональной компенсации, который позволяет учитывать ценность региональных экосистем и негативных экстерналии хозяйственной деятельности при межбюджетных трансфертах.
Как показывает мировая практика, более жесткое эколого-экоиомическое регулирование оказывает в целом позитивное влияние на экономическое развитие, активизируя инновационную деятельность и создавая новые рынки экологической продукции, а также на качество экосистемных услуг.
• Далее было предложено внести ряд изменений в организационно-управленческую структуру, в частности распределить полномочия между ведомствами в соответствии с функциями управления, а также внедрение новых сфер ответственности в связи с расширением эколого-экономической деятельностиразделение исполнительных и контрольных функций между ведомствами. Предложено создание координирующего органа по внедрению — принципов устойчивого развития во все сферы жизнедеятельности общества, с целью повышения уровня экоэффективности экономики и социума, — Комиссии по устойчивому развитию.
Для оценки практической реализации мер эколого-экономического стимулирования и объективного определения уровня национальной безопасности социально-экономической системы, была предложена система критериев и пороговых значений экологической безопасности государства, которую целесообразно будет включить в официальный перечень критериев экономической безопасности. К данным критерием предложено отнести: истинные сбережения, доля возобновляемых источников энергии, энергоемкость ВВП, средний коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья, переработка ТБО, объем выбросов парниковых газов, экологический след.
Также в работе была разработана модель экополиса как механизма устойчивого развития территории. Экополисы являются примером модели развития, которая комбинирует высокое качество жизни, инновации, сохранение природных ресурсов и продвижение холистических подходов, которые естественно интегрируются в экологию человеческого жилья, образование, приобщенности к принятию решений, зелёным технологиям и бизнесу. Как новая социальная структура, экопоселение идёт дальше современного раздвоения городских и сельских поселений: оно представляет широко применимую модель для планирования и реорганизации человеческих поселений в 21-м веке.
Экопоселения активно развивают следующие области:
• местное экономическое развитие на основе инновационных проектов экологического характера;
• холистическое «целостное личностное» обучение;
• органическое земледелие;
• разработка принципов пермакультуры;
• экологическое строительство;
• разработка м-внедрение систем возобновляемой энергетики;
• обработка отходов;
• экологический транспорт;
• культура потребления.
Для национальной экономики свойственна постановка цели, выходящей за рамки самой экономики, это хозяйствование ради удовлетворения потребностей народа. Это предполагает отношение к экономическому росту и благосостоянию не как к самодовлеющей целям, а как к средствам, позволяющим обеспечить человеку достойную жизнь.
Достойная жизнь в условиях уничтожения природы и экологических бедствий, а в долгосрочном плане и жизнь современной цивилизации вообще, невозможна. Смена ценностных основ и перехода к устойчивому развитию, при котором приоритетом является повышение ценности природных ресурсов и услуг, должны стать определяющими целями дальнейшей социально-экономической политики < государства для обеспечения безопасности его существования.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации2. Налоговый Кодекс РФ
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ
- Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
- Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г. № 440
- Указ Президента от 4 июня 2008 РФ от N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»
- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р
- Экологическая доктрина Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р
- Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р
- Климатическая доктрина Российской Федерации, утверждена 17 декабря 2009 года была
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
- Концепция внешней политики Российской Федерации, 2008
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
- Декларация о праве на развитие, Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г. http://www.un.org/russian/documen/declaral/right to development. html
- Основополагающие принципы пространственного развития стран европейского континента, 2002″. ~ ~
- Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской* Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404
- Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.08.2009 N656
- Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2020 года, 2004 г.
- Agenda XXI, www.un.org/esa/dsd/agenda21
- Duraiappah, А., 2002: Poverty and Ecosystems: A Conceptual Framework. UNEP Division of Policy and Law Paper, United Nations Environment Programme, Nairobi
- Ecological Footprint and Biocapacity 2007, National Footprint Accounts, 2010 http://www.footprintnetwork.org/images/uploads/2010 NFA data tables. pdf
- J. Bradford De Long, A. Michael Froomkin, The Next Economy. April 1997, http://www.law.miami.edu/~froomlcin/articles/newecon.htm
- Joel M. Podolny, Karen L. Page, Network Forms of Organization, Annual Review of Sociology, 1998, forthcoming
- Kelly K. Better than free htlp://www.kk.om/thetechnium/archives/2008/01 /better than ire. php28.0gorodnikov I.A. Ecological Settlements of 21st Century // Towards a Sustainable Russia #20, 2002
- Register Richard Ecocities: Rebuilding Cities in Balance with Nature, New Society Publishers, 2000
- Restoring Naturals Capital: An action agenda to sustain Ecosistem Servises, World Resources Institute, 2010
- Sustainable Development Global Simulation: Quality of Life and Security of the World Population, Institute for applied systems analysis, 2008
- World resouces: Roots of Resilence, World Resource Institute, 2008
- World Resources 2000−2001. People and ecosystems: the fraying web of life, World Resources Institute, 2001
- World Development Indicators, World Bank, Washington DC, 2009
- Авраменко A.A. Онтология образования в интересах устойчивого развития. М: ГУУ, 2009.
- Акимова Т.А., Мосейкин М. Ю. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. -М.: «Экономика», 2009
- Арменский А.Е., Кочубей С. Э., Устюгов В. В. Экономика устойчивого развития: прорывные идеи и технологии. — М.': ООО Агентство-«Социальный проект», 2009
- Балацкий Е.В. Закономерности экономической эволюции //Капитал страны электронный журнал http://kapital-rus.ru/articles/article/177 549/
- Бобылев С.Н., Захаров В. М. Кризис: экономика и экология. — М.: ООО «Типография JIEBKO», Институт устойчивого развития/Центр экологической политики России, 2009.
- Вайцзеккер Э., Ловинс JI. Фактор четыре. Затрат- половина, отдача -двойная. Новый доклад Римскому клубу. М.: Academia, 2000
- Гилман Р., Экодеревни и устойчивые поселения. Пер. с англ., М., 2000 г.
- Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году», 2004
- Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», 2008 г.
- Доклад Ю.П. Трутнева на «Президиуме Госсовета по экологии», 27 мая 2010 года, г.Элиста
- Ежегодник ЮНЕП: Обзор изменений состояния окружающей среды, Программа организации объединенных наций по окружающей среде, 2006
- Ежегодник ЮНЕП: Последние научные данные и разработки в области изменения окружающей среды, Программа организации объединенных наций по окружающей среде, 2010
- Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход
- Жибинова К.В. Экономические основы экологии: электронный учебно-методический комплекс, Красноярск, 200 550.3абелин С., Кортен Д., МедоузД., Норберг-Ходж X., Шуберт К. Глобализация или устойчивое развитие. М.: СоЭС, 1998
- Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы —М.: Логос, 2000
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, ГУ-ВШЭ, 2000
- Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем М.: Наука, 2004
- Климов A.A. Пространственное развитие и проблемные территории: социально-экономические аспекты, M*.:URSS, 2006
- Козловский Е.А. В России природопользование вырождается' в браконьерство // Бизнес Камчатки. 2006. — № 4
- Кокорин А.О., Гарнак А., Грицевич И. Г., Сафонов Г. В. Экономическое развитие и решение проблемы изменения . климата // Экологический вестник России № 03 2009
- Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики, М.:1989
- Кузык Б.Н., Яковец Ю. В. «Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва», М.- Экономика, 2004
- Кузык Б.Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование, М. :Экономика, 2009
- Кушлин В. Новое качество экономического роста // Государственная служба, 2004, № 2
- Кушлин В.И., H.A. Волгин. Государственное регулирование рыночной экономики. Москва, «Экономика», 2000
- Львов Д.С. Экономка развития. М.: Экзамен, 2002
- Лэндри Ч. Кпеативный город Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2006
- Марфенин H.H. Устойчивое развитие человечества, М.- МГУ, 2009
- Медведева O.E. Оценка земли и природных ресурсов // ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 3−4 (98−99), 2004
- Метелев С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социальные и правовые аспекты. -М.: Юнити, 2006.
- Митягин С.Д. Пространственное планирование как инструмент устойчивого развития* Российской Федерации http://gugenplan.spb.ru/index.php?id=133&l=RU
- Моисеев Н. Н Быть или не быть. человечеству? — М., 1999
- Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума М.: Языки рус. культуры, 2000. *
- Мунин П.И. Теория устойчивого развития: Информационные основы. -М.: Книжный дом «Либроком», 2009
- Муравых А.И. Синергетический подход к управлению экологической безопасностью// «Право и безопасность», № 3 (12) Октябрь 2004 г.
- Новоселов А. Л. Модели и методы принятия решений в природопользовании, Юнити-Дана, М.-2008
- Норт Д., Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997
- Паныпин И.В., Яресь О. Б. Ресурсная экономическая политика: аопросы комбинирования и ресурсозамещения // Проблемы современной экономии № 1 (25), 2008
- Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404
- Приоритеты национальной экологической политики России. / Под. ред. В. М. Захарова. — М.: ОО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития/Центр экологической политики России, 2009.
- Ришар Ж.-Ф. На переломе: Двадцать глобальных проблем двадцать лет на их решение. — М.: Ладомир, 2006
- Российский статистический ежегодник, 2008 г.
- Сен А. Развитие как свобода М.: Новое издательство, 2004
- Сорвина Г. Н. Экономическая мысль XX столетия. Москва, РОССПЭН, 2000
- Социально-экономический потенциал устойчивого развития: Под. Ред. проф. Л. Г. Мельника и проф. Л. Хенса Сумы: ИТД «Университетская книга», 2007
- Сулакшин С.С. Экономическая* доктрина как инструмент государственного управления в современной России / Научный эксперт, № 3, 2008
- Тодаро М.П. Экономическое развитие /Пер. с англ. под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина М.: экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997
- Трифонова Т.А., Селиванова Н.В!, Ильина М! Е. Экологический, менеджмент. Учеб. пособие/Владим. гос. ун-т, Владимир, 2003.
- Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления/Под ред. В. В. Попкова. М.:ЗАО «Издательство экономика», 2007
- Филиппенко A.C. Экономическое развитие: Цивилизационный подход. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002
- Фомичев А.Н. Проблемы концепции устойчивого экологического развития: системно методологический анализ. М.: Книжный дом «Либроком», 2009
- Шадрин А.Е. Сетевая модель организации Информационное общество, 2000, Вып.2
- Шумпетер И. Теория экономического.развития, М.:1982
- Экономическая доктрина как инструмент государственного управления в современной России. Материалы научного семинара / Под. ред. В. И. Якунина Выпуск № 1(15). М.: Научный эксперт, 20 081. Интернет-ресурсы:
- Сайт Мирового банка www.worldbank.org
- Сайт Организации Объединенных Наций www.un.org
- Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации www.gks.ru
- Сайт о федеральных целевых программах Российской-Федерации < http://www.programs-gov.ru
- Сайт Министерства природных ресурсов и экологии http://www.mnr.gov.ru/
- Сайт Федерального агентства по недропользованию Российской Федерации http://www.rosnedra.com
- Сайт Всемирного фонда охраны дикой природы в России www.wwf.ru
- Сайт Федерального агентства водных ресурсов http://voda.mnr.gov.ru/173