Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экологические аспекты экономической безопасности Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при формировании Стратегии устойчивого развития, а также социально-экономических программ развития. Теоретические выводы, методологические подходы и рекомендации могут быть полезны для управленческих структур, занятых разработкой и осуществлением политики обеспечения эколого-экономической безопасности. Положения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы эколого-экономической безопасности устойчивого развития государства
    • 1. 1. Трансформация социально-экономической политики: переход от концепции роста к концепции развития
    • 1. 2. Теоретические основы устойчивого развития
      • 1. 2. 1. Сущность устойчивого экономического развития
      • 1. 2. 2. Институциональные основы перехода к устойчивому развитию
      • 1. 2. 3. Взаимосвязи между компонентами эко-социо-экономической системы
    • 1. 3. Устойчивое развития как основа эколого-экономической безопасности
  • Г.З~1ТПонятие эколого-экономической безопасности
    • 1. 3. 2. Инструменты повышения экологической безопасности хозяйственной деятельности в рамках концепции устойчивого развития
  • Выводы по первой главе
    • Глава 2. Анализ эколого-экономической безопасности России на современном этапе
    • 2. 1. Оценка эколого-экономической ситуации в России
    • 2. 1. 1. Оценка экосистемных ресурсов и услуг России
    • 2. 1. 2. Влияние хозяйственной деятельности на качество природной среды. Экоэффективностъ российской экономики
    • 2. 2. Институциональные основы обеспечения эколого-экономической безопасности страны
    • 2. 2. 1. Эколого-экономическое законодательство Российской Федерации
    • 2. 2. 2. Система управления экологическим развитием в России
    • 2. 3. Механизмы регулирования экологизации хозяйственной деятельности в России
    • 2. 4. Анализ угроз эколого-экономической безопасности России
  • Выводы по второй главе
    • Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию институциональных основ эколого-экономической безопасности России
    • 3. 1. Разработка рекомендаций, направленных на повышение эколого-экономической безопасности страны
    • 3. 1. 1. Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения эколого-экономической безопасности
    • 3. 1. 2. Совершенствование механизмов эколого-экономичеакого стимулирования
    • 3. 1. 3. Совершенствование системы управления эколого-экономическим развитием страны
    • 3. 2. Внедрение экологических показателей в систему оценки социально-экономического развитии и экономической безопасности страны
    • 3. 3. Экополис как модель территориального устойчивого эколого-экономического развития

Экологические аспекты экономической безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Важнейшим глобальным трендом социально-экономического развития является переход к постиндустриальному обществу, стратегической основой которого должна стать концепция устойчивого развития, рассматривающая экономику, социум и природу в единстве их функционирования.

Анализ программ социально-экономического развития Европейского союза (Восемнадцатимесячная Программа социально-экономического развития) Китая (Одиннадцатый пятилетний план национального социально-экономического развития), Латинской Америки (Приоритеты для преобразований в Латинской Америке) свидетельствуетомеждународном. опыте перехода к концепции устойчивого развития, ориентации на качественные изменения экономической структуры во взаимосвязи с решением социальных и экологических проблем с учетом этических норм.

В современных условиях все больше внимания уделяется" теории и практике экономической безопасности, разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной политике. Переход к рыночным методам регулирования увеличил неопределенность показателей экономического развития, привел к снижению уровня экономической безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе экологической. Россия относится к странам мира с наименее благоприятной экологической ситуацией. В неблагоприятной природной среде проживают как минимум 40 миллионов наших сограждан. Из них 1 миллион живет в условиях, представляющих собой опасный уровень загрязнения. Усиливается негативное влияние экологического фактора на состояние здоровья населения, и как следствие, это приводит к росту социальной напряженности.

Экологическая ситуация в стране, оказывающая негативное влияние на здоровье населения и устойчивость хозяйственной' деятельности в. связи с рисками экологических катастроф, изменения климата и истощения-природных ресурсов, становится реальной угрозой безопасности социально-экономического развития страны. При этом экстенсивный рост производства и потребления возобновляемых ресурсов в значительной степени* опережает возможности самовосстановления биосферы, что увеличивает риск ее деградации.

Современный тип эколого-экономического развития России можно определить как техногенный, или индустриальный. Этот тип можно охарактеризовать как природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на отношениях производства и потребления без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития являются:

• быстрое и истощителБное использование—невозобновимых—видов природных ресурсов (прежде всего, полезных ископаемых);

• сверхэксплуатация возобновимых ресурсов со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления;

• огромные загрязнения и отходы, превышающие ассимиляционные возможности окружающей среды.

Отсутствие должного внимания к проблеме эколого-экономической безопасности в стране привело, по сути, к антиустойчивым тенденциям развития. В этой связи, возрастают угрозы экономической безопасности, и, очевидно, что старые принципы и методы охраны окружающей среды уже не работают. Перед государством встает задача особой важности — сформировать новую эффективную эколого-экономическую политику, цель которойзначительное улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически конкурентных производств.

Острота проблемы определила необходимость разработки Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.), Экологической, доктрины Российской Федерации (2002 г.) и Климатической доктрины Российской Федерации (2009 г.). Однако вопросы формирования институциональной среды, которая бы способствовала росту экологизации российского хозяйства, слабо разработаны в теоретическом и практическом аспектах.

В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы выработки государственной политики с целью обеспечения устойчивого развития и формирования соответствующих институтов, которые бы способствовали повышению эколого-экономической безопасности страны.

Степень научной разработанности проблемы.

Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А. Смит и Д. Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К. Маркса, Д. Кейнса, А. Маршалла, не придавали должного значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь 70-е гг. XX века, резко обострив экологические проблемы, поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития. Особый вклад в изучение этих проблем внесли работы ученых Римского клуба и, прежде всего, А. Печчеи, Дж. Форрестера и Д.Медоуза.

В 1972 г. М. Стронг впервые сформулировал понятие «экоразвитие».

В 80-е гг. в рамках деятельности Комиссии ООН под руководством Г. Х. Брунтланд появилось понятие «устойчивое развитие». В дальнейшем вклад в развитие теории устойчивого развития внесли такие ученые как Т. А. Акимова, С. Н. Бобылев, A.A. Богданов, В.И. Данилов-Данильян, X. Дейли, Р. Констанца, H.H. Моисеев, Мельник Л. Г., Э. Пестель, Романович A. JL, Урсул А. Д., Р. Хютинг, Дж. Хартвик.

Исследования отдельных сфер безопасности приводились как российскими, так зарубежными учеными. В России понятие безопасности впервые было определено законом «О безопасности» № 2446−1 от 05.03.92 г. Указом Президента РФ 17 декабря 1997 г. утверждена «Концепция национальной безопасности». Впоследствии началась интенсивная* работа ученых-экономистов по созданию концепции экономической безопасности и стратегии ее обеспечения. Наибольший вклад в* изучение проблем экономической безопасности внесли JI. Абалкин, И. БогдановG. Глазьев, В. Гусев, А. В. Илларионов, A.B. Колосов, В. К. Сенчагов и др. С учетом проведенных исследований была разработана «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации», утвержденная Указом Президента РФ и получившая дальнейшее развитие в «Концепции экономической безопасности РФ» (2000 г.).

Из зарубежных специалистов проблемами определения и оценки экономической-безопасности-занимались-H^Muull—Н—MachovskirGr-Murdoeh-H др. До 90-х годов XX века исследования, касающиеся экологической безопасности, носили прикладной характер и осуществлялись в рамках концепций «нулевого риска» и «приемлемого риска». Начало теоретическим исследованиям проблемы экологической безопасности положила концепция устойчивого социо-эколого-экономического развития. Теоретическтие разработками в области устойчивого развития представлены в работе ученых: Т. Акимовой, А. Выварца, К. Гофмана, А. Гусева, А. Даванкова, В. Данилова-Данильяна, М. Игнатьевой, Д. и Д. Медоузов, H.H. Марфенина, Л. Г. Мельника, А. Мунина, А. Л. Новоселова, А. Печчеи, Е. Рюминой, Н. Тихомирова, Д. Форрестера, В. Хаскина, Я: Яндыганова и др.

Возросшая теоретическая, и практическая значимость проблемы взаимосвязи экологической и экономической безопасности и дискуссионность многих моментов обусловили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования. Экологические аспекты устойчивого' развития национальной экономики России.

Предмет исследования. Институциональные механизмы обеспечения эколого-экономической безопасности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка предложений по совершенствованию механизмов устойчивого эколого-экономического развития, направленных на повышение национальной экономической безопасности.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач: -проведения теоретического обоснования необходимости трансформации социально-экономической политики государства от концепции роста к концепции устойчивого развития;

— раскрытиясущностиустойчивогоразвития, включаяроль институциональных факторов для его обеспечения;

— определения сущности эколого-экономической безопасности, основных угроз и системных предпосылок их возникновения, а также механизмов обеспечения эколого-экономической безопасности;

— проведения анализа эколого-экономической ситуации в России, включая оценку потенциала экосистемных услуг и влияния хозяйственной деятельности на качество окружающей среды;

— раскрытия институциональных основ обеспечения эколого-экономической безопасности, включая нормативно-правовое регулирование и организационно-управленческую структуру;

— анализа наличия и эффективности действующих в России механизмов эколого-экономического стимулирования хозяйственной деятельности;

— систематизации причин и последствий возникновения экологических угроз в России;

— разработки рекомендаций повышения эколого-экономической безопасности страны путем совершенствования институциональных механизмов экологизации хозяйственной деятельности.

Теоретические и методологические основы исследования.

Методологической и теоретической, основой диссертационного исследования послужили научные публикации отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам устойчивого развития в контексте обеспечения экологической безопасности социально-экономических системпрограммные и прогнозные разработки органов государственной власти и управлениязаконодательные и нормативные акты, имеющие отношение к безопасности, устойчивому развитию и экологизации народно-хозяйственного комплексаотчеты международных программ ООН (UNEP, UNDP) материалы научно-практических конференций и семинаров.

Основные методы исследования. В диссертационной работе использованы системный подход, методы сравнительного и статистического анализа, систематизации, институциональное моделирование.

Информационная база исследования. Информационной базой исследования явились нормативно-правовая база Российской Федерации по вопросам безопасности, устойчивого развития и экологии, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и международных статистических агентств, нормативно-справочная информация, фактический материал по изучаемой проблеме, опубликованный в монографиях и периодической печати, на интернет-страницах, собственные исследования автора.

Научная новизна работы связана с реализацией цели диссертационного исследования и состоит в разработке институциональных механизмов устойчивого эколого-экономического развития и повышения безопасности национальной экономической системы.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, выносимые на защиту, составляющие приращение научных знаний в исследуемой области:

1. Обоснована объективная природа и практическая необходимость трансформации социально-экономической" политики государства: отказ от концепции роста, являющейся основой индустриального общества, и переход к концепции устойчивого развития постиндустриального общества, отличительными особенностями которой является ориентация на структурные сдвиги и качественные характеристики роста, в том числе обеспечение социальной справедливости и экологического благополучия общества (с. 15 -38).

2. Уточнено определение понятия эколого-экономической безопасности как состояния функционирования экономики, при котором одновременно обеспечивается поддержка-природно-ресурсного-потенциала-страны на-уровне,-гарантирующем устойчивое поступление поддерживающих, обеспечивающих, регулирующих и культурных экосистемных услуг, дано обоснование такого подхода (с. 39 — 44).

3. На основании проведенного анализа дана оценка потенциала экосистемных услуг России, показавшая высокую биоемкость природных систем, наличие уникальных экосистем, роль России как глобального экологического донора, и при этом была выявлена тенденция значительного истощения природных ресурсов и потери качества экосистемных услуг, что связано с влиянием хозяйственной деятельности, носящей ресурсоэксплуатирующий характер, сочетающую в себе высокую ресурсои энергоемкость, устаревшие «грязные» технологии, доминирование доли наиболее загрязняющих производств, ресурсоориентированный экспорт (с. 60 -85).

4. Систематизированы институциональные механизмы обеспечения эколого-экономической безопасности, к которым относятся: нормативно-правовое регулирование, общий характер которого был определен как преимущественно концептуальной без детальной разработанности экологоэкономических механизмоворганизационно-управленческая структура, которая отличается отсутствием принципов системности, пересечением функций между различными ведомствами, отсутствием должного* уровня контролямеханизмы эколого-экономического стимулирования хозяйственной деятельности, которые отличаются ограниченностью набора используемых инструментов и низкой эффективностью финансового воздействия на хозяйствующие субъекты (с. 86−118).

5. На основе проведенного анализа систематизированы причины, разделенные на группы институциональных, экономических и экологических, и социально-экономические последствий возникновения экологических угроз в России—выражающиеся в истощении ресурсной-базыгизменения-роли-страны-в мировом хозяйстве, снижения благосостояния населения, в том числе ухудшения здоровья населения, изменения климата и изменения условий хозяйства и жизнедеятельности (с. 118 — 123).

6. Разработаны рекомендации по повышению эколого-экономической безопасности страны, к которым автор относит: совершенствование нормативно-правовой базы, включая принятие новых законодательных актов в области эколого-экономического развития, а также законодательного уточнения и введения новых понятий эколого-экономического развития, таких как экосистемные услуги, экопродукция, экополис и др.- совершенствование механизмов эколого-экономического стимулирования, 1 включая введение межрегионального эколого-экономического компенсационного механизмапреобразование системы управления экологическим развитием, в том числе создание Комиссии по устойчивому развитию, как экспертного и координирующего органа, с целью обеспечения полномасштабного перехода к эколого-ориентированному хозяйству и образу жизни, (с. 126- 137).

7. Разработана система критериев и пороговых значений оценки национальной эколого-экономической безопасности, которую целесообразно будет включить в официальный перечень критериев экономической безопасности. К данным критерием предложено отнести: истинные сбережения, доля возобновляемых источников энергии, энергоемкость ВВП, средний коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья, переработка ТБО, объем выбросов парниковых газов, экологический след (с. 137- 142).

8. Разработана модель экополиса как проекта устойчивого развития территорий, сочетающего в себе реализацию экологических бизнес-проектов, способствующих развитию рынка экопродукции в России, и экологоориентированный образ жизни на основе масштабного внедрения и использования наилучших существующих технологий в производстве, строительстве, созданииинфраструктуры, также потребленияэкопродукции. Предложена реализация проектов по созданию экополисов в России на основе их первоначального функционирования как особых экономических зон с введением льготного режима хозяйствования (с. 142- 159).

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при формировании Стратегии устойчивого развития, а также социально-экономических программ развития. Теоретические выводы, методологические подходы и рекомендации могут быть полезны для управленческих структур, занятых разработкой и осуществлением политики обеспечения эколого-экономической безопасности. Положения диссертации целесообразно использовать в преподавании курсов «Экономическая безопасность», «Экономика природопользования», «Экологический менеджмент», «Государственное регулирование национальной экономики», «Социальная экология», а также спецкурсов по актуальным вопросам эколого-экономической безопасности в системе профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научно-практические выводы и рекомендации по обеспечению эколого-экологической безопасности использованы в ходе выполнения научно-исследовательских работ в Государственном университете управления: «Формирование концепции развития национальной экономики России на среднесрочную и долгосрочную перспективу» (Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006;2008 годы)», Мероприятие 2., ГРНТИ 01.2.006 13 883) — «Институциональная инноватика как фактор социально-экономического развития России» (Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 годы)», Мероприятие 2., ГРНТИ 01.2.009 54 962) — «Исследование особенностей социально-экономического развития стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия,.

Китай)" (Тематическийплан НИР,—Аналитическая—ведомственнаяцелевая. программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 годы)», Мероприятие 1, ГРНТИ 01.2. 951 705).

Основные результаты работы на различных этапах исследования были доложены и обсуждены, опубликованы в сборниках статей международных и всероссийских научно-практических конференциях, в том числе:

• The 15th Annual Conference on Management Science and Engineering, Калифорния, США, 2008 г;

• Международная конференция «Устойчивое экономическое развитие: интеграция государства и бизнеса в современном обществе», Москва, 2009 г.,.

• Международная конференция «Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложение», Москва, 2009 г.

• The 18th NISPAcee Annual Conference «Public Administration in Times of Crisis», Польша, г. Варшава, 2010 г.;

• Annual confence of Global Bussines and Tecnology Association «Generating innovative solutions to recurring problems in the global business environment — a multi-, inter-, and trans disciplinary approach to formulating and maintaining a competitive organisational edge», ЮАР, г. Мпумаланга, 2010 г.

Диссертант являлась исполнителем гранта РГНФ — № 10−02−00 752ммн. Основные положения диссертации изложены в 9 опубликованных работах общим объемом 4,2 п.л. (из них 3,45 п.л. — лично автором), включающих 4 статьи в научных изданиях, аннотированных ВАК РФ.

Результаты исследования были использованы на семинарских занятиях по курсу «Теория и практика экономической трансформации» для студентов специальности «Национальная и мировая экономика» очной и очно-заочной форм обучения в Государственном университете управления.

Выводы по второй главе.

Современное эколого-экономнческое положение России и ближайшие перспективы вызывают серьезные опасения. Несмотря на значительный спад производства в промышленности и сельском хозяйстве, имеющий место в последние годы, общая экологическая обстановка в России продолжает оставаться на неудовлетворительном уровне. Такие удельные показатели, как энергозатраты и в целом ресурсозатраты на единицу валового национального продукта, нарушенность территории, загрязнение на единицу выпускаемой продукции, в несколько раз выше в Российской Федерации, чем в индустриально развитых странах мира. Отрицательная динамика наблюдается по показателям истинных сбережений, индекса экологических достижений и экологического следа. Очевидна проблема деградации окружающей среды и масштабного воздействия хозяйственно деятельности.

В целом сама экономическая система в России носит природоэксплуатирующий характер, что проявляется в доминировании ресурсодобывающих отраслей, экспорта природных ресурсов, превалирующей доли наиболее грязных производств и физическом и моральном износе основных производственных фондов и использовании старых «грязных» технологий.

Анализ показал также слабость институциональных факторов, которые должны сформировать положительную мотивацию к перестройке экономической системы в направлении ее экологизации. Однако несмотря на обширное законодательное поле в области эколого-экономической безопасности ощущается его бессистемность, в большей степени декларируемость целей и задач и отсутствие законодательно закрепленных механизмов повышения экоэффективности.

Проблемным местом является также система управления, требующая большей системности, и более четкого разделения полномочий.

Среди экономических механизмов экологизации хозяйственной деятельности в России существуют:

• Экологические платежи;

• Налоговое стимулирование;

• Амортизационный механизм.

• Государственные программы.

Однако механизмы недостаточно эффективны, чтобы в полной мере реализовать свои стимулирующие функции, нуждаются проработке, увеличении ставок платежей, разработки новых программ, имеющих непосредственную направленность на экологизацию.

Негативные аспекты экологической ситуации проявляются в снижении качества среды обитания человека, деградации естественно-природных экосистем, истощении природно-ресурсного потенциала.

Актуальные проблемы, связанные с состоянием среды обитания и обеспечением экологической безопасности, в конечном итоге оказывают негативное воздействие на социально-экономическую систему в целом, приводя к:

• истощению природного капитала как фактора экономического роста;

• потери финансовой стабильности;

• изменению роли России в мировом хозяйстве;

• росту затрат в связи с экономическим ущербом;

• снижению уровня благосостояния населения;

• ухудшению здоровья населения, росту затрат на систему здравоохранения;

• потери рекреационных ресурсов;

• изменению климата как совокупности условий хозяйственной деятельности и жизнедеятельности общества.

Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию институциональных основ эколого-экономической безопасности России.

3.1. Разработка, рекомендаций, направленных на повышение эколого-экономнческой безопасности страны.

Институциональные условия являются базовыми в области обеспечения функционирования хозяйственных систем. Они являются первичными в цепочке негативных факторов, влияющих на эколого-экономическую безопасность.

Во второй главе диссертационного исследования были выделены следующие институциональные проблемы:

— высокая доля доктринальных документов;

— неразвитость механизмов эколого-экономического стимулирования;

— нерациональная система управления;

— неэкологичность системы макроэкономического учета.

3.1.1. Совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения эколого-экономической безопасности.

Совершенствование нормативно-правовой базы, во-первых, требует ее проработки в направлении законодательного закрепления поставленных в доктринальных документах стратегических задач и концептуальных положений, включая механизмы и инструменты их реализации, во-вторых, законодательного определения ряда понятий эколого-экономического характера-, для идентификации различных явленийи процессов хозяйственной жизни и окружающей среды.

Перечень документов, нуждающихся в дальнейшей разработке и принятия соответствующих законодательных актов для реализации поставленных в них целей и задач приведен в Таблице 3.1.

Заключение

.

В настоящее время Россия находится в так называемой точке бифуркации в поисках выбора дальнейшего пути развития. Это общемировая тенденция трансформационного перехода от индустриального к постиндустриальному обществу объясняется нарастанием угроз и снижением безопасности социально-экономических систем, прежде всего, связанных с экологическими ограничениями. Сегодня, когда процессы воздействия на окружающую природную среду достигли глобальных масштабов, ни одна страна в мире не способна обеспечить экономическую безопасность без снижения рисков неблагоприятного экологического воздействия, то есть обеспечения экологической безопасности.

Фактически речь идет о выживании человеческой цивилизации путем гармонизации хозяйственной деятельности человека и природы. Парадигмой выхода на новую траекторию развития стала концепция устойчивого развития, сумевшая объединить в себе комплексное сочетание экологической целостности, экономической эффективности и справедливых условий в доступе к благам.

Возможность практического воплощения концепции устойчивого развития во многом зависит от изменения социально-экономической политики государства и отказе от концепции роста. Переход к экономике устойчивого развития — требует не просто инвестиций или каких-то новых технологий, но, прежде всего, методологических и социальных новаций, смены приоритетов и целей развития цивилизации, формирование новой институциональной среды, которая бы способствовала экологизации хозяйственной деятельности.

Экологизация экономики является первейшим требованием перехода на траекторию устойчивого развития, что связано с тесной взаимовлиянием двух систем. Природная система предоставляет эколого-экономической системе не только разнообразные ресурсы, но также широкий спектр экосистемных услуг — от поддерживающих и регулирующих биологические процессыжизнедеятельности — общества до культурно-эстетических. Социально-экономическаясистема" индустриального типа оказывает разрушающеевлияние на природнуюсреду. Наиболее серьезные проблемы связаны с потреблением! биоресурсовтехнической энергетикойи промышленнымпроизводством. Засчет антропогенного уменьшения биомассы > и продуктивности естественных: экосистемзамещения? их агроценозами, вырубки лесов, опустынивания, техногеннойдеградации и т. п. человек в целом снизил продуктивность земной биосферы примерно на 12%. При этом человек возвращает в экосистемы огромные массы отходов в виде разного рода загрязняющих веществ, шумов, излучений. Именно это расценивается как самое главное вмешательство человеческого хозяйства в природные процессы. .-.. .

К снижению экологического пресса и, как следствие, повышению эколого-экономической безопасности, может привести:

• отказ от потребления наиболее ущербоемких видов продукции,.

• путемвнедрения замкнутых производственных циклов,.

• повышение эффективности производства, или использование ресурсосберегающих технологий;

• общее снижение материально-энергетического объема потребляемых товаров, т. е. гармонизацияюбщественного потребления.

Внедрение эколого-экономического стимулирования, включающего экологическиеплатежи, экологически налогии- штрафы* кредитные инструменты,. государственные программы идр. в структуру, социально-экономической политики государства? является ¦ приоритетным: механизмомобёспечения реализации вышеперечисленных направлений.

Экологическаяситуация1 в России. при колоссальной биоемкости-, богатом природно-ресурсном потенциале, наличие уникальных нетронутых экосистем: имеет явно выраженные негативные тенденции — истощение природных ресурсоврост загрязненных территорииклиматические изменения.

Причиной негативных* тенденций стал явный природоэксплуатирующий характер российской экономики, что проявляется в доминировании ресурсодобывающих отраслей, экспорта природных ресурсов, превалирующей, доли наиболее грязных производств и физическом и моральном износе основных производственных фондов и использовании старых «грязных» технологий.

Институциональная система, хотя в концептуальном плане провозглашает природоориентированный подход в развитии хозяйства, в полной мере не стимулирует к повышению экологической эффективности хозяйства.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации-на период до 2020 года, которая-отражает стратегию государственной политики на долгосрочную перспективу, обозначены следующие направления экологизации:

Первое направление — экология производства — поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.

Второе направление — экология человека — создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.

Третье направление — экологический бизнес — создание эффективного экологического сектора экономики.

Четвертое направление — экология природной среды — сохранение и защита природной среды.

Еще в 1996 г. была принята Концепция Российской Федерации перехода к устойчивому развитию, в 2002 г. Экологическая доктрина, в 2009 г. были приняты Энергетическая стратегия, Стратегия национальной. и Климатическая доктрина.

К сожалению, в законодательстве отсутствует требование о принятии дополнительных документов во исполнение доктрин, но так как реальные доктрины — документы декларативные, то для их реализации нужно принятие еще ряда документов, иначе их фактическая реализация невозможна. Это обусловлено тем, что доктрины в принципе не содержат ни механизмов реализации, ни источников финансирования, ни конкретных реализационных мер.

Таким образом, основополагающим нормативно-правовым документом реализации эколого-экономической политики в России является федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7−03.

Среди экономических механизмов экологизации хозяйственной деятельности в России существуют:

• экологические платежи;

• налоговое стимулирование;

• амортизационный механизм.

• государственные программы.

Однако механизмы недостаточно эффективны, чтобы в полной мере реализовать свои стимулирующие функции, нуждаются проработке, увеличении ставок платежей, разработки новых программ, имеющих непосредственную направленность на экологизацию.

Актуальные проблемы, связанные с состоянием среды обитания и обеспечением экологической безопасности, в конечном итоге могут привести к негативному воздействие на социально-экономическую систему в целом, создавая угрозы:

• истощения природного капитала как фактора экономического роста;

• потери финансовой стабильности;

• изменения роли России в мировом хозяйстве;

• роста затрат в связи с экономическим ущербом;

• снижения уровня благосостояния населения;

• ухудшения здоровья населения, рост затрат на систему здравоохранения;

• потери рекреационных ресурсов;

• изменения климата.

В настоящем исследовании был предложен ряд направлений совершенствования российской институциональной структуры с целью повышения эколого-экономической безопасности страны.

Разработаны рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, включающее ее проработку в направлении законодательного закрепления стратегических задач и концептуальных положений поставленных в доктринальных документах, включая Концепцию устойчивого развития, Экологическую доктрину, Энергетическую стратегию и Климатическую доктрину. Также внесены рекомендации по законодательному определении, ряда понятий эколого-экономического характера, таких как экосистемные услуги, экологическая продукция, наилучшая существующая технология, экологическая маркировка, экополис.

Следующим шагом развития институциональной среды обеспечения эколого-экономической безопасности является совершенствование механизмов стимулирования экологизации хозяйственной деятельности. В этом направлении были предложены меры, имеющие общей целью создания более жесткого механизма эколого-экономического регулирования:

— увеличение экологических платежей;

— налогового стимулирования производителей экопродукции через налог на прибыль и активизации спроса на экопродукцию посредством НДС;

— возрождения экологической экспертизы;

— введение тарифного регулирования для возобновляемых источников энергии;

— а также внедрение механизма эколого-экономической межрегиональной компенсации, который позволяет учитывать ценность региональных экосистем и негативных экстерналии хозяйственной деятельности при межбюджетных трансфертах.

Как показывает мировая практика, более жесткое эколого-экоиомическое регулирование оказывает в целом позитивное влияние на экономическое развитие, активизируя инновационную деятельность и создавая новые рынки экологической продукции, а также на качество экосистемных услуг.

• Далее было предложено внести ряд изменений в организационно-управленческую структуру, в частности распределить полномочия между ведомствами в соответствии с функциями управления, а также внедрение новых сфер ответственности в связи с расширением эколого-экономической деятельностиразделение исполнительных и контрольных функций между ведомствами. Предложено создание координирующего органа по внедрению — принципов устойчивого развития во все сферы жизнедеятельности общества, с целью повышения уровня экоэффективности экономики и социума, — Комиссии по устойчивому развитию.

Для оценки практической реализации мер эколого-экономического стимулирования и объективного определения уровня национальной безопасности социально-экономической системы, была предложена система критериев и пороговых значений экологической безопасности государства, которую целесообразно будет включить в официальный перечень критериев экономической безопасности. К данным критерием предложено отнести: истинные сбережения, доля возобновляемых источников энергии, энергоемкость ВВП, средний коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья, переработка ТБО, объем выбросов парниковых газов, экологический след.

Также в работе была разработана модель экополиса как механизма устойчивого развития территории. Экополисы являются примером модели развития, которая комбинирует высокое качество жизни, инновации, сохранение природных ресурсов и продвижение холистических подходов, которые естественно интегрируются в экологию человеческого жилья, образование, приобщенности к принятию решений, зелёным технологиям и бизнесу. Как новая социальная структура, экопоселение идёт дальше современного раздвоения городских и сельских поселений: оно представляет широко применимую модель для планирования и реорганизации человеческих поселений в 21-м веке.

Экопоселения активно развивают следующие области:

• местное экономическое развитие на основе инновационных проектов экологического характера;

• холистическое «целостное личностное» обучение;

• органическое земледелие;

• разработка принципов пермакультуры;

• экологическое строительство;

• разработка м-внедрение систем возобновляемой энергетики;

• обработка отходов;

• экологический транспорт;

• культура потребления.

Для национальной экономики свойственна постановка цели, выходящей за рамки самой экономики, это хозяйствование ради удовлетворения потребностей народа. Это предполагает отношение к экономическому росту и благосостоянию не как к самодовлеющей целям, а как к средствам, позволяющим обеспечить человеку достойную жизнь.

Достойная жизнь в условиях уничтожения природы и экологических бедствий, а в долгосрочном плане и жизнь современной цивилизации вообще, невозможна. Смена ценностных основ и перехода к устойчивому развитию, при котором приоритетом является повышение ценности природных ресурсов и услуг, должны стать определяющими целями дальнейшей социально-экономической политики < государства для обеспечения безопасности его существования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации2. Налоговый Кодекс РФ
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ
  3. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»
  5. Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г. № 440
  6. Указ Президента от 4 июня 2008 РФ от N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»
  7. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р
  8. Экологическая доктрина Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р
  9. Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р
  10. Климатическая доктрина Российской Федерации, утверждена 17 декабря 2009 года была
  11. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
  12. Концепция внешней политики Российской Федерации, 2008
  13. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537
  14. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»
  15. Декларация о праве на развитие, Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г. http://www.un.org/russian/documen/declaral/right to development. html
  16. Основополагающие принципы пространственного развития стран европейского континента, 2002″. ~ ~
  17. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской* Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404
  18. Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.08.2009 N656
  19. Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2020 года, 2004 г.
  20. Agenda XXI, www.un.org/esa/dsd/agenda21
  21. , А., 2002: Poverty and Ecosystems: A Conceptual Framework. UNEP Division of Policy and Law Paper, United Nations Environment Programme, Nairobi
  22. Ecological Footprint and Biocapacity 2007, National Footprint Accounts, 2010 http://www.footprintnetwork.org/images/uploads/2010 NFA data tables. pdf
  23. J. Bradford De Long, A. Michael Froomkin, The Next Economy. April 1997, http://www.law.miami.edu/~froomlcin/articles/newecon.htm
  24. Joel M. Podolny, Karen L. Page, Network Forms of Organization, Annual Review of Sociology, 1998, forthcoming
  25. Kelly K. Better than free htlp://www.kk.om/thetechnium/archives/2008/01 /better than ire. php28.0gorodnikov I.A. Ecological Settlements of 21st Century // Towards a Sustainable Russia #20, 2002
  26. Register Richard Ecocities: Rebuilding Cities in Balance with Nature, New Society Publishers, 2000
  27. Restoring Naturals Capital: An action agenda to sustain Ecosistem Servises, World Resources Institute, 2010
  28. Sustainable Development Global Simulation: Quality of Life and Security of the World Population, Institute for applied systems analysis, 2008
  29. World resouces: Roots of Resilence, World Resource Institute, 2008
  30. World Resources 2000−2001. People and ecosystems: the fraying web of life, World Resources Institute, 2001
  31. World Development Indicators, World Bank, Washington DC, 2009
  32. A.A. Онтология образования в интересах устойчивого развития. М: ГУУ, 2009.
  33. Т.А., Мосейкин М. Ю. Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. -М.: «Экономика», 2009
  34. А.Е., Кочубей С. Э., Устюгов В. В. Экономика устойчивого развития: прорывные идеи и технологии. — М.': ООО Агентство-«Социальный проект», 2009
  35. Е.В. Закономерности экономической эволюции //Капитал страны электронный журнал http://kapital-rus.ru/articles/article/177 549/
  36. С.Н., Захаров В. М. Кризис: экономика и экология. — М.: ООО «Типография JIEBKO», Институт устойчивого развития/Центр экологической политики России, 2009.
  37. Э., Ловинс JI. Фактор четыре. Затрат- половина, отдача -двойная. Новый доклад Римскому клубу. М.: Academia, 2000
  38. Р., Экодеревни и устойчивые поселения. Пер. с англ., М., 2000 г.
  39. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году», 2004
  40. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», 2008 г.
  41. Ю.П. Трутнева на «Президиуме Госсовета по экологии», 27 мая 2010 года, г.Элиста
  42. Ежегодник ЮНЕП: Обзор изменений состояния окружающей среды, Программа организации объединенных наций по окружающей среде, 2006
  43. Ежегодник ЮНЕП: Последние научные данные и разработки в области изменения окружающей среды, Программа организации объединенных наций по окружающей среде, 2010
  44. Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход
  45. К.В. Экономические основы экологии: электронный учебно-методический комплекс, Красноярск, 200 550.3абелин С., Кортен Д., МедоузД., Норберг-Ходж X., Шуберт К. Глобализация или устойчивое развитие. М.: СоЭС, 1998
  46. В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы —М.: Логос, 2000
  47. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, ГУ-ВШЭ, 2000
  48. Г. Б. Эволюция институциональных систем М.: Наука, 2004
  49. A.A. Пространственное развитие и проблемные территории: социально-экономические аспекты, M*.:URSS, 2006
  50. Е.А. В России природопользование вырождается' в браконьерство // Бизнес Камчатки. 2006. — № 4
  51. А.О., Гарнак А., Грицевич И. Г., Сафонов Г. В. Экономическое развитие и решение проблемы изменения . климата // Экологический вестник России № 03 2009
  52. Н.Д. Проблемы экономической динамики, М.:1989
  53. .Н., Яковец Ю. В. «Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва», М.- Экономика, 2004
  54. .Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование, М. :Экономика, 2009
  55. В. Новое качество экономического роста // Государственная служба, 2004, № 2
  56. Кушлин В.И., H.A. Волгин. Государственное регулирование рыночной экономики. Москва, «Экономика», 2000
  57. Д.С. Экономка развития. М.: Экзамен, 2002
  58. Ч. Кпеативный город Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2006
  59. H.H. Устойчивое развитие человечества, М.- МГУ, 2009
  60. O.E. Оценка земли и природных ресурсов // ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 3−4 (98−99), 2004
  61. С.Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социальные и правовые аспекты. -М.: Юнити, 2006.
  62. С.Д. Пространственное планирование как инструмент устойчивого развития* Российской Федерации http://gugenplan.spb.ru/index.php?id=133&l=RU
  63. Моисеев Н. Н Быть или не быть. человечеству? — М., 1999
  64. H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума М.: Языки рус. культуры, 2000. *
  65. П.И. Теория устойчивого развития: Информационные основы. -М.: Книжный дом «Либроком», 2009
  66. А.И. Синергетический подход к управлению экологической безопасностью// «Право и безопасность», № 3 (12) Октябрь 2004 г.
  67. А. Л. Модели и методы принятия решений в природопользовании, Юнити-Дана, М.-2008
  68. Д., Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997
  69. И.В., Яресь О. Б. Ресурсная экономическая политика: аопросы комбинирования и ресурсозамещения // Проблемы современной экономии № 1 (25), 2008
  70. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404
  71. Приоритеты национальной экологической политики России. / Под. ред. В. М. Захарова. — М.: ОО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития/Центр экологической политики России, 2009.
  72. Ришар Ж.-Ф. На переломе: Двадцать глобальных проблем двадцать лет на их решение. — М.: Ладомир, 2006
  73. Российский статистический ежегодник, 2008 г.
  74. Сен А. Развитие как свобода М.: Новое издательство, 2004
  75. Г. Н. Экономическая мысль XX столетия. Москва, РОССПЭН, 2000
  76. Социально-экономический потенциал устойчивого развития: Под. Ред. проф. Л. Г. Мельника и проф. Л. Хенса Сумы: ИТД «Университетская книга», 2007
  77. С.С. Экономическая* доктрина как инструмент государственного управления в современной России / Научный эксперт, № 3, 2008
  78. М.П. Экономическое развитие /Пер. с англ. под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина М.: экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997
  79. Т.А., Селиванова Н.В!, Ильина М! Е. Экологический, менеджмент. Учеб. пособие/Владим. гос. ун-т, Владимир, 2003.
  80. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления/Под ред. В. В. Попкова. М.:ЗАО «Издательство экономика», 2007
  81. A.C. Экономическое развитие: Цивилизационный подход. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002
  82. А.Н. Проблемы концепции устойчивого экологического развития: системно методологический анализ. М.: Книжный дом «Либроком», 2009
  83. А.Е. Сетевая модель организации Информационное общество, 2000, Вып.2
  84. И. Теория экономического.развития, М.:1982
  85. Экономическая доктрина как инструмент государственного управления в современной России. Материалы научного семинара / Под. ред. В. И. Якунина Выпуск № 1(15). М.: Научный эксперт, 20 081. Интернет-ресурсы:
  86. Сайт Мирового банка www.worldbank.org
  87. Сайт Организации Объединенных Наций www.un.org
  88. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации www.gks.ru
  89. Сайт о федеральных целевых программах Российской-Федерации < http://www.programs-gov.ru
  90. Сайт Министерства природных ресурсов и экологии http://www.mnr.gov.ru/
  91. Сайт Федерального агентства по недропользованию Российской Федерации http://www.rosnedra.com
  92. Сайт Всемирного фонда охраны дикой природы в России www.wwf.ru
  93. Сайт Федерального агентства водных ресурсов http://voda.mnr.gov.ru/173
Заполнить форму текущей работой