Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее десятилетие XX века стало очевидным, что общество вступает в новую информационную эпоху. Увеличение объема информации и бурное развитие техники повлекло за собой появление большого количества новых средств массовой коммуникации и усиление их воздействия на все сферы жизни современного человека. В понятие «средства массовой коммуникации» (далее СМК) в современной литературе не всегда… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема становления читательской деятельности младших школьников в современных условиях
    • 1. 1. Общие вопросы становления ребенка-читателя
      • 1. 1. 1. Теоретические основы формирования читательской самостоятельности
      • 1. 1. 2. Литературное образование и литературное развитие в школе
    • 1. 2. Особенности восприятия младшими школьниками литературы и других видов искусств
    • 1. 3. Роль творческой деятельности учащихся в формировании читательских интересов младших школьников
    • 1. 4. Изучение факторов, влияющих на процесс становления ребенка-читателя
      • 1. 4. 1. Формирование культуры чтения как необходимого качества читателя
      • 1. 4. 2. Влияние культурной среды и семьи на формирование читательских интересов младших школьников
      • 1. 4. 3. Методическое обоснование роли чтения-слушания в формировании читательской деятельности младших школьников
      • 1. 4. 4. Использование дошкольного и внешкольного опыта ребенка в процессе обучения чтению
  • Выводы по первой главе
  • Глава I. I. Общетеоретическое и методическое обоснование использования средств массовой коммуникации в процессе формирования ребенка-читателя
    • 2. 1. Проблема терминологии и классификации средств массовой коммуникации
    • 2. 2. Сравнительный анализ функций печатных источников и других средств массовой коммуникации
    • 2. 3. Основные формы влияния аудиовизуальных средств массовой коммуникации на процесс чтения индивида
    • 2. 4. Теоретические основы медиообразования
    • 2. 5. Опыт формирования читательской деятельности младших школьников в условиях дистанционного обучения
    • 2. 6. Изучение опыта использования СМК в процессе формирования читательской деятельности школьников
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Экспериментальная методика формирования читательской деятельности младших школьников в современных условиях
    • 3. 1. Описание констатирующего эксперимента
    • 3. 2. Концепция и программа экспериментального обучения
    • 3. 3. Ход экспериментального обучения
    • 3. 4. Результаты экспериментального обучения

Формирование читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Книги и чтение всегда рассматривались в обществе как важнейшие источники духовного развития человека. Вопрос о роли чтения в формировании личности привлекал внимание выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Приобщение подрастающего поколения к богатствам литературы, развитие их читательских интересов всегда было и остается важнейшей задачей школы.

Проблема становления читательской деятельности младшего школьника изучалась на протяжении всей истории развития методики обучения русскому языку. Вопросы о роли чтения в формировании личности, о путях повышения интереса к чтению освещались такими видными методистами XIX века, как Ц. П. Балталон, В. П. Вахтеров, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, В. Я. Стоюнин, Д. И. Тихомиров, К. Д. Ушинский, В. П. Шереметьевский, а также учеными начала XX века: С. И. Абакумовым, П. О. Афанасьевым, К. Б. Бархиным, М. И. Рыбниковой и другими.

Во второй половине XX века исследования в области детского чтения велись учеными-методистами М. П. Воюшиной, В. Г. Горецким, О. В. Джежелей, Л. Ф. Климановой, О. В. Кубасовой, Г. Н. Кудиной, В. А. Левиным, З. Н. Новлянской, Г. М. Первовой, З. И. Романовской Н.Н. Светловской, О. В. Сосновской, Л. Е. Стрельцовой, Н. Д. Тамарченко, Т. С. Троицкой и другими.

На сегодняшний день накоплен богатейший научно-методический материал по этой проблеме: проведено много фундаментальных исследований в области формирования читательских интересов, разработаны теоретические основы формирования читательской самостоятельности младших школьников, создано огромное количество программ и учебников по чтению. Но стремительно меняющаяся социокультурная среда, в которой растет современный ребенок, требует новых подходов к решению вопроса становления ребенка-читателя.

В последнее десятилетие XX века стало очевидным, что общество вступает в новую информационную эпоху. Увеличение объема информации и бурное развитие техники повлекло за собой появление большого количества новых средств массовой коммуникации и усиление их воздействия на все сферы жизни современного человека. В понятие «средства массовой коммуникации» (далее СМК) в современной литературе не всегда вкладывается одинаковое содержание, но обычно оно употребляется как собирательное обозначение печати, радио, телевидения, кинематографа, средств видеои звукозаписи и воспроизведения, компьютерных систем.

Особенно острой сегодня представляется проблема воздействия СМК на формирующуюся личность ребенка, становление его общекультурного уровня и читательских интересов. В современном обществе ребенок уже в дошкольном возрасте, еще не имея читательского опыта, подвергается огромному воздействию телевидения, видео, компьютера и приобретает определенный аудиовизуальный опыт. И в дальнейшем, если роль книги в семье не осознается, продолжается активный процесс формирования ребенка — зрителя и слушателя и тормозится формирование ребенка-читателя.

Таким образом, очевидно, что процесс становления читателя проходит сегодня в совершенно новых условиях. Это обуславливает актуальность проведения настоящего исследования, посвященного проблеме формирования читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации.

Анализ диссертационных работ позволил выделить несколько основных направлений, близких заявленной проблеме: исследования в области теоретических основ СМК и медиаобразования (Е.А. Бондаренко, И. А. Ревякина, А. В. Федоров, И. В. Челышева, А.В. Шариков);

— изучение проблемы подготовки преподавателей к работе с СМК (Н.А. Леготина, Л.К. Платунова);

— исследование возможностей использования СМК как средства повышения эффективности обучения, развития самостоятельности творческой активности и других личностных качеств школьников.

Т.Н. Волкова, В. Ю. Выборнова, СЛ. Герасимова, Н. В. Гутова, О. В. Добронравова, Ю. Н. Егорова, И. С. Левшина, Л. П. Прессман, Н. М. Сажина, Т. В. Соколова, Л. Н. Трофимова, В. В. Умановский, Е.В. Якушина);

— изучение возможных путей взаимодействия библиотек и различных СМК в деле формирования ребенка-читателя (Л.В. Тананыкина, А.А.-Б. Упси Е. Н. Ястребцова);

— исследование возможностей использования экранных искусств в процессе литературного развития школьников (М.Г. Дорофеева, Г. А. Поличко, Л. Д. Полторан, Ю.Н. Усов).

Перечисленные выше работы представляют несомненный интерес, поскольку их отдельные выводы и экспериментальные данные позволяют выявить определенные закономерности применительно к заявленной теме исследования. Но в этих работах практически не уделяется внимание изучению специфики восприятия экранных искусств детьми младшего школьного возраста, не рассматривается соотношение их зрительского и читательского опыта, не исследуется проблема влияния средств массовой коммуникации на становление ребенка-читателя.

Таким образом, проведенный анализ диссертационных исследований подтвердил правомерность выбора темы как никем не исследованной на диссертационном уровне в свете выдвигаемых нами аспектов вопроса, что позволило сделать вывод о необходимости и целесообразности научно-методической разработки проблемы становления читательской деятельности младших школьников в новых условиях.

Объектом исследования является процесс формирования ребенка-читателя в новых социальных условиях.

Предмет исследования — единый процесс становления общей аудиовизуальной культуры и культуры читательской деятельности младшего школьника в условиях специально организованного обучения.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании принципа комплексного подхода к формированию читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника и разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики его реализации на уроках в начальной школе.

Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач:

1. Изучить фундаментальную литературу по педагогике, психологии, методике, литературоведению, теории средств массовой коммуникации.

2. Уточнить и описать понятие «средства массовой коммуникации» .

3. Изучить проблему влияния средств массовой коммуникации на чтение.

4. Определить, как и какие средства массовой коммуникации можно использовать для оптимизации процесса формирования ребенка-читателя.

5. Исследовать общекультурный уровень младшего школьника, а именно: а) его читательские предпочтенияб) предпочтения тех или иных средств массовой коммуникациив) сравнить особенности восприятия произведений литературы и экранаг) выявить, какой аудиовизуальный опыт имеется у ребенка младшего школьного возраста и как можно использовать этот дошкольный и внешкольный опыт в практике обучения чтению.

6. Отобрать учебный материал (книги, литературные тексты и аудиовизуальные произведения) для экспериментальных уроков формирования читательской самостоятельности, а также определить целесообразные виды деятельности с этим учебным материалом на уроках.

7. Разработать методику формирования читательской деятельности в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации. Описать методическое обеспечение учебного процесса в новых условиях.

8. Экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы в ходе обучающего эксперимента.

Исходная гипотеза настоящего исследования заключается в следующем: если в системе формирования читательской деятельности учитывать дошкольный аудиовизуальный опыт ребенка, опираться на него и грамотно привлекать средства массовой коммуникации на службу формирования ребенка-читателя, то можно оптимизировать процесс становления читательской деятельности младшего школьника в новых условиях.

Выбор методов исследования определяется сформулированной гипотезой и характером решаемых задач: а) теоретические методы: изучение фундаментальной методической, психолого-педагогической литературы и литературы по теории СМК, а также диссертационных материалов и статей по теме исследованияобзор программ и учебных пособий по литературному чтению в начальной школеанализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путемб) эмпирические: наблюдение за процессом обучения в начальной школе, анкетный опрос, тестирование учащихся начальных классов, учителей и родителей, проведение констатирующего, обучающего и контрольного эксперимента.

Методологической основой исследования является теория формирования читательской самостоятельности, сформулированная Н. Н. Светловской, и труды педагогов, психологов, методистов, медиапедагогов и исследователей теории средств массовой коммуникации, освещающие разные аспекты изучаемой проблемы.

Диссертационное исследование включает опытно-экспериментальную работу, которая поэтапно проводилась диссертантом в течение десяти лет (с 1996 по 2006 гг.).

На первом этапе (1996;2002 гг.) начался сбор данных: проводились анкетирования детей с целью выявления уровня сформированности читательской самостоятельности, беседы с учителями, в ходе которых выяснялся уровень готовности педагогов грамотно осуществлять процесс формирования ребенка-читателя и применять на уроке новые формы работы. Также были проанкетированы родители, что позволило уточнить представления взрослых о роли чтения в семье. Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы этого периода, а также изучение научной литературы и длительные наблюдения за процессом обучения русскому языку в ходе собственной практики преподавания в качестве учителя начальных классов позволили сформулировать исходную гипотезу исследования и наметить пути дальнейшей работы.

На втором этапе исследования (2002;2004 гг.) была разработана методическая система уроков формирования читательской самостоятельности в новых условиях, проведен обучающий эксперимент с последующей обработкой и анализом результатов опытного обучения.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) обобщались полученные данные, осуществлялось теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы, шло изложение основных положений разработанной методики в тексте диссертации.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что в диссертации выдвинуты и научно обоснованы методические принципы системы формирования читательской деятельности младших школьников в условиях активного воздействия средств массовой коммуникации.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

• обоснована целесообразность комплексного формирования читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника;

• методически уточнены понятия «средства массовой коммуникации», «аудиовизуальная культура», «информационная культура»;

• уточнен круг понятий, обозначающих специфические способы общения между людьми, осуществляемые посредством соответствующих каналов массовой коммуникациив данном исследовании в него включены понятия «чтение», «телесмотрение», «радиослушание», «кинопросмотр», «видеопросмотр», «пользование персональным компьютером (ПК)»;

• выявлена связь между читательским и аудиовизуальным опытом младшего школьника и обоснована необходимость учета дошкольного и внешкольного аудиовизуального опыта в процессе формирования ребенка-читателя;

• выявлены сходные черты в восприятии младшими школьниками произведений литературы и экрана, что позволило наметить общие способы работы над литературным и экранным произведением;

• изучены и систематизированы возможные типы влияния СМК на чтение.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что разработана и апробирована методика комплексного формирования читательской и аудиовизуальной культуры младших школьниковописаны виды работ и учебные материалы, которые целесообразно применять на уроках становления ребенка-читателя в современных условияхопределен терминологический аппаратпредставлены требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам учащихсяописан опыт становления читательской деятельности в условиях дистанционного обучения.

Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания учителями начальной школы, а также преподавателями высших и средних ученых заведений при организации лекционных, семинарских занятий и элективных курсов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается научными трудами, на которые опирается автор, а также экспериментальной работой диссертанта.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на экспериментальных занятиях в школе № 531 г. Москвы. Результаты исследования были представлены в выступлениях на научных и практических конференциях в Московском педагогическом государственном университете, в Московском городском педагогическом университете, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, на заседаниях кафедры русского языка и методики его преподавания в начальной школе Ml 11 У, на методических объединениях учителей начальной школы ЦАО и ЮЗАО г. Москвы в период с 1996 по 2006 год. Основное содержание и конкретные результаты диссертационной работы отражены в шести публикациях по теме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном этапе дошкольный аудиовизуальный опыт ребенка может играть положительную роль в процессе становления читательской деятельности младшего школьника при условии грамотной работы педагога по актуализации и систематизации подобного опыта.

2. Для формирования полноценного восприятия произведений литературы младшими школьниками необходимо вести комплексную работу по совершенствованию художественного восприятия искусства в целом: литературы, музыки, экранных искусств.

3. Средства массовой коммуникации могут оказывать положительное влияние на становление ребенка-читателя при условии специально организованной работы по медиаобразованию учащихся.

4. Опыт собственного литературного и аудиовизуального творчества младших школьников помогает углубить восприятие произведения искусства, сделать его более полноценным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение литературы по вопросам педагогики, психологии, методики и теории массовой коммуникации, а также другие теоретические и эмпирические методы исследования позволили достичь поставленной цели: разработать и обосновать методику реализации комплексного подхода к формированию читательской и аудиовизуальной культуры младшего школьника. Разработанная программа была экспериментально проверена в системе уроков чтения во втором классе школы № 531, что позволило доказать целесообразность и эффективность представленной методики. Таким образом, поставленная цель диссертационного исследования была достигнута. Надо отметить, что данная экспериментальная программа вызвала положительные отклики учителей-практиков. Преподаватели начальной школы, на базе которой проводился эксперимент, стали использовать методические разработки диссертанта в своей профессиональной деятельности.

В ходе экспериментальной работы удалось доказать, что средства массовой коммуникации оказывают положительное влияние на становление читательских интересов младших школьников при условии повышения уровня информационной культуры детей, формирования у них качеств активного, грамотного зрителя. Стало очевидным, что, преодолевая сложившийся еще в дошкольном детстве опыт пассивного, наивно-реалистического восприятия детьми произведений экрана, мы тем самым стимулируем становление полноценного восприятия младшими школьниками литературы и искусства в целом. Этот факт также подтвердил анализ психологической и педагогической литературы, после проведения которого был сделан вывод, что в характере восприятия младшими школьниками произведений литературы и экрана есть много общего, следовательно, более целесообразно вести комплексную работу по совершенствованию восприятия разных видов искусств.

Анализ специальной литературы обосновал выбор в качестве основного вида деятельности на экспериментальных занятиях творческую деятельность учащихся, в том числе их собственное литературное и аудиовизуальное творчество. Использование на уроках такого вида деятельности позволило углубить восприятие произведений искусства, сделать его более полноценным. Также творческая деятельность способствовала развитию самостоятельности и активности младших школьников, становлению их общеучебных и читательских интересов.

Экспериментально было доказано, что средства массовой коммуникации обладают огромными потенциальным возможностями применения их на уроках чтения в качестве учебного материала. В ходе исследования эти возможности были описаны, а также были предложены целесообразные виды деятельности с каждым из представленных СМК в процессе формирования читательской самостоятельности. Наряду с достижением вышеизложенных результатов в представленном диссертационном исследовании были решены следующие задачи:

— после изучения специальной литературы были методически уточнены понятия «средства массовой коммуникации», «аудиовизуальная культура», «информационная культура»;

— определен терминологический аппарат экспериментальной методики;

— изучено влияние средств массовой коммуникации на процесс становления читательских интересов, а также описаны роль и место различных видов СМК в процессе формирования читательской деятельности младших школьников;

— исследован общекультурный уровень младших школьников, выявлены их читательские и зрительские предпочтения;

— выявлена связь между читательским и аудиовизуальным опытом ребенка и обоснована необходимость использования этого опыта в процессе формирования ребенка-читателя;

— установлены факторы, влияющие на процесс формирования читательской деятельности ребенкаописан опыт становления ребенка-читателя в условиях дистанционного обучения.

Проведенное диссертационное исследование показало, что процесс становления читательской деятельности младшего школьника в современных условиях может быть оптимизирован, если в системе работы учитывать дошкольный и внешкольный аудиовизуальный опыт ребенка, опираться на него и грамотно привлекать средства массовой коммуникации на службу формирования ребенка-читателя. Следовательно, выдвинутая гипотеза была доказана.

В результате исследования были намечены перспективы дальнейших научных разработок в данной области. Представляется актуальным пристальное изучение возможностей средств массовой коммуникации с целью разработки и создания современной обучающей среды на уроках родного языка в широком смысле. Необходимо также научно обосновать методику литературного образования и развития младших школьников в условиях дистанционного обучения. Открытой пока остается и проблема подготовки будущих учителей к работе по формированию читательской деятельности младших школьников в современных условиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абакумов 1925 Абакумов С. И. Творческое чтение: Опыт методики чтения художественного произведения в школе начального типа. — Л.: Брокгауз-Ефрон, 1925. — 136 с.
  2. Абдуллина 1997 Абдуллина А. А. Обучение младших школьников воссозданию образов художественных произведений: Научно-методические материалы. Часть 1. — М., 1997.
  3. Адамов 1972 Адамов Е. Б. Художественное конструирование и оформление книги. — М., 1972. — 248 с.
  4. Актуальные проблемы 1977 Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. Васильевой М. С. и др.- М.: Педагогика, 1977. -215с.
  5. Андреев 1999 Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения. -М.: СИ, 1999. — 126 с.
  6. Арнольд 1968 Арнольд Н. В. Диафильмы и кинофильмы на уроках русского языка в начальных классах. -М.: Просвещение, 1968. — 108 с.
  7. Архангельский 1959 Архангельский С. И. Учебное кино. — М.: Учпедгиз, 1959. — 265с.
  8. Афанасьев 1932 Афанасьев П. О. Методика чтения и работы с книгой в начальной школе. — М.: Учпедгиз, 1932. — 23 с.
  9. И.Баженова 1994 Баженова Л. М. Основы экранной культуры: Программа для учащихся 1−4 классов //Программы общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1994. — С. 6−26.
  10. Баженова 1995 Баженова Л. М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизионных передач младшими школьниками //Начальная школа ~ 1995.- N 11.- С. 8−11.
  11. Баженова 2000 Баженова Л. М. Изучение экранных искусств в начальной школе //Начальная школа. — 2000.- N L- С. 21−24.
  12. Баженова 2001 Баженова Л. М. Медиаобразование младших школьников //Искусство и образование. — 2001. — № 4. — С. 65−67.
  13. Баженова 2002 Баженова Л. М. Основы экранного искусства в школе //Искусство в школе. — 2002. — № 4. — С. 84−89. — № 5. — С.56−62.
  14. Баженова, Собкин, Шариков 1986 Баженова Л. М., Собкин B.C., Шариков А. В. Не вместо нас, а вместе с нами // Семья и школа. — 1986.- № 12.-С. 42−44.
  15. Баженова, Собкин, Шариков 1988 Баженова JI.M., Собкин B.C., Шариков А. В. О телевизионных предпочтениях школьников 80-х //Сов. педагогика, 1988. № 6. — С. 91−96.
  16. Баженова, Собкин, Шариков 1989 Баженова JI.M., Собкин B.C., Шариков А. В. Возрастная типология телевизионных ориентаций школьников //Телевидение и школа. М.: Академия педагогических наук СССР, 1989.- С. 6−37.
  17. Ю.Балталон 1901 Балталон Ц. П. Воспитательное чтение как основа преподавания русского языка в семье и школе. — М., 1901. — 56 с. 21 .Баранов 1965 Баранов О. А. Кино в нашей жизни //Искусство кино. -1965. -№ 10.-С. 1−10.
  18. Баранов 1979 Баранов О. А. Экран становится другом. — М.: Просвещение, 1979. — 96 с.
  19. Баранов 1980 Баранов О. А. Кино во внеклассной работе в школе. — М.: Изд-во ВБПК, 1980.- 48 с.
  20. Бархин 1930 Бархин К. Б. Развитие речи и изучение художественных произведений: Рабочая книга для учащихся пед. техникумов и учителей. — М.: Рабпрос, 1930. — 320 с.
  21. Бахтин 1986 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.- М.: 1986.21 .Беленькая 1969 Беленькая ЛИ. Ребенок и книга. — М., 1969.
  22. Блонский 1964 Блонский П. П. Избранные психологические произведения. — М., 1964.
  23. Бернштейн 1971 Бернштейн А. Я. На уроке — художественный фильм. — М.: Изд-во БПСК, 1971.- 52 с. 31 .Божович 1968 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  24. Бондаренко 1993 Бондаренко Е. А. Формирование мировоззрения учащихся средствами кино //Специалист. — 1993. — № 5. — С. 8−10.
  25. Бондаренко 1994 а Бондаренко Е. А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету «Основы экранной культуры». — М.: SVR-Apryc, 1994. — 96 с.
  26. Бондаренко 1994 б Бондаренко Е. А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. — М.: SVR-Apryc, 1994. — 64 с.
  27. Бондаренко 1997 Бондаренко Е. А. Система аудиовизуального образования в 5−9 классах общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1997.
  28. Бондаренко, Журин 2002 Бондаренко Е. А., Журин, А. А. Состояние медиаобразования в мире //Педагогика. — 2002. — № 3. — С. 88−98.
  29. Борее, Коваленко 1986 Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. -М., 1986.
  30. Вайсфелъд 1982 Вайсфельд И. В. Кино в педагогическом процессе. //Сов. педагогика. — 1982. — № 7. — С. 35−38.
  31. АО.Вайсфельд 1993 Вайсфельд И. В. Кинопедагогика в современном мире //Специалист. — 1993. — № 2. — С. 19.
  32. АХ.Варнакоеа, Шнбанова 1966 Варнакова Е. Д., Шибанова A.JI. Развитие у учащихся творческих способностей. — М., 1966.
  33. Вестник медиаобразования 1995 Вестник м: едиаобразования /Отв. ред. Е. Н. Ястребцева. — М., 1995.
  34. Влияние СМК. 1989 Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. — М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1989. — 116 с.
  35. Водовозов 1986 Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1986. — 480 с.
  36. Возрастная и педагогическая психология 1973 Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1973.41 .Возчиков 1999 Возчиков В. А. Введение в медиаобразование. Учебное пособие. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999 — 64 с.
  37. Волкова 1995 Волкова Т. Н. Методика формирования у учащихся коммуникативных умений на основе использования экранно-звуковых средств на уроках русского языка: Дис. докт. пед. наук. — М., 1995.
  38. Вопросы психологии способностей 1973 Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. — М., 1973.
  39. Выготский 1967 Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967. — 27с.
  40. Выготский 1975 Выготский J1.C. Избранные труды. — М., 1975.
  41. Выготский 1987 Выготский J1.C. Психология искусства. -М., 1987.
  42. Гальперин 1957 Гальперин П. Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. — М., 1957.- № 6 -сс. 58−69.
  43. Гамезо 1975 Гамезо М. В. Педагогическое творчество и развитие творческих способностей учителя //Формирование у студентовзаочников творческого мышления, профессиональных умений и навыков.-М., 1975.-сс.5−18.
  44. Герасимова 2000 Герасимова С. А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности: Дис.. канд. пед. наук. — СПб., 2000.
  45. Глоцер 79(Я-Глоцер В. И. Дети пишут стихи. М.: Просвещение, 1964. 255 с.
  46. Гутова 1997 Гутова Н. В. Использование кино как комплексного средства воспитания младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1987.
  47. Дети и библиотеки 2004 Дети и библиотеки в меняющейся среде / В. П. Чудинова, Е. И. Голубева, А. И. Михайлова, О. Л. Кабачек и др. -М.: Школьная библиотека, 2004. — 335 с.
  48. Дети и кино 1940 Дети и кино. — М.: Госкиноиздат, 1940. — 108 с.69Детское кино 1933 Детское кино. — М.: Теакинопечать, 1933. — 77 с.
  49. Дьячкова 1991 ДьячковаВ.Е. Организация внеурочной работы с книжкой-игрушкой //Начальная школа. — 1991. — № 5. — С. 9−12.
  50. В. 1977- Егоров В.В. Телевидение и зритель. М.: Мысль, 1977. — 194 с.
  51. В. 1986 Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. — М.: Педагогика, 1986. — 152 с. 81 .Егоров Т. 1953 Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. -М.: 1953.
  52. Егорова 2000 Егорова Ю. Н. Мультимедиа как средство обучения в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук. — Чебоксары, 2000.
  53. Жаринов, Смелкова 1986 Жаринов Е. В., Смелкова З. С. Киноискусство в идейно-нравственном воспитании учащихся 4−6 классов. Ч. 1, 2. — М.: НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, 1986.- 144 с.
  54. Зазнобина 1994 Зазнобина Л. С. Медиаобразование — идеи и перспективы// Педагогическая информатика. — 1994. — № 3.
  55. Зазнобина 1996 Зазнобина Л. С. Живая жизнь и «виртуальная реальность»: Проблемы содержания медиаобразования в контексте школьного образования. // Народное образование. — 1996. — N 9. — С. 1721.
  56. Зазнобина 1998 Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1998.- N 3.- С. 26−34.
  57. Зазнобина, Прессман 1987 Зазнобина Л. С., Прессман Л. П. Современная техника и экранно-звуковые средства обучения //Сов.педагогика. — 1987. — № 9. — С. 26−31.
  58. Захарова 1984 Захарова Е. А. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся 1−3 классов: Методические рекомендации. Ч. 1,
  59. М.: НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, 1984−1985.
  60. Захарова 1985 Захарова Е. А. Кинозрители от 6 до 10 // Кино — юным. -М.: Искусство, 1985.-С. 117−134.
  61. Зубов 1994 Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура //Проблемы информационной культуры: Сборник статей/ Под ред. Ю. С. Зубова, И. М. Андреевой. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1994.-С. 5−11.
  62. Иванов 1967 Иванов Л. И. Общая психология. — Ташкент: Укитувчи, 1967.-544с.
  63. Иванова 1974 Иванова С. М. Формирование у школьников полноценного восприятия фильма //Сов. педагогика. — 1974. — № 12.
  64. Интернет в гуманитарном образовании 2001 Интернет в гуманитарном образовании / Под. ред. Е. С. Полат. -М.: ВЛАДОС, 2001.-272 с.
  65. Как создать в школе медиатеку 1994 Как создать в школе медиатеку.- М.: ИНФО, 1994.
  66. Качурин 1981 Качурин М. Г. О сущности и динамике читательского наивного реализма // Психологические проблемы чтения: Сборник научных трудов. — Л.: ЛГИК, 1981.
  67. Кинематограф в деле школьного обучения 1911 Кинематограф в деле школьного обучения //Вестник кинематографии. — 1911. -№ 15. — С.13−14.
  68. Кириллова 1995 Кириллова С. В. Коллективные способы обучения на занятии внеклассным чтением в 1 классе // Начальная школа. — 1995.- № 2. С. 23−27.
  69. Книга выручалочка. 1994 — Книга — выручалочка по внеклассному чтению/ Сост. И. Г. Сухин. Выпуск 3. — М., 1994.
  70. Коган 1993 Коган J1.H. Социология культуры. — Екатеринбург, 1993.
  71. Компьютерные телекоммуникации. 1995 Компьютерные телекоммуникации — школе /Под ред. Е. С. Полат. — М., 1995. — 168 с.
  72. Красный 1997 Красный Ю. Е. Экран и / или книга// Искусство в школе, — 1997,-№ 4.-С. 8−9.
  73. Крутецкий 1976 Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания. — М.: Просвещение. — 1976. — 414с.
  74. Кубасова 1987 Кубасова О. В. Упражнения по ориентировке в книгах // Начальная школа. — 1987. — № 10.
  75. Кубасова 1991 Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа-1991.- № 9- С26−31.
  76. Кудина, Мелик-Пашаев, Новлянская 1988 Кудина Т. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. С. Как развивать художественное восприятие у школьников //Знание. — 1988. — № 1.
  77. Куприянова 1965 Куприянова К. Н. Внеклассное чтение в начальной школе. — М., 1965.
  78. Курганов 1989 Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 126 с.
  79. Куржиямский 2000 Куржиямский М. Ю. Средства массовой информации в системе массовой культуры: Дис.. канд. пед. наук. -М, 2000.
  80. Левин .1977 Левин В. А. Воспитание творчества. — М., 1977.
  81. Левшина 1974 Левшина И. С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1974.
  82. Левшина 1978 Левшина И. С. Любите ли вы кино? — М.: Искусство, 1978.- 254 с.
  83. Левшина 1983 Левшина И. С. Как воспринимается произведение искусства. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
  84. Левшина 1993 Левшина И. С. Педагогическое руководство киновосприятием// Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993.-С. 435−436.
  85. Леготина 2004 Леготина Н. А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях: Дис. канд. пед. наук. -М., 2004.
  86. Лейтес 1971 Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. -М., 1971.
  87. Лейтес 1984 Лейтес Н. С. Способности и одаренности в детские годы.-М., 1984.
  88. А.А. 1974 Леонтьев А.А. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. -М.: Наука, 1974. — 147с.
  89. Леонтьев А. А 1975 Леонтьев А. А. Психология киновосприятия // Аудиовизуальные и технические средства в обучении. — М.: МГУ, 1975,-С. 42−57.
  90. А.Н. 1965 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1965.
  91. А.Н. 1975 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  92. Лежкая 1993 Лепская Н. А. Компьютер в художественном образовании. — М., 1993.
  93. Лепская 1999 Лепская Н. А. Компьютерная техника в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. — М., 1999. — 165с.
  94. Лернер 1981 Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  95. Линькова 1969 Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. — М., 1969.
  96. Лотман 2000 Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство — С. Петербург, 2000, — 704с.
  97. Лотман, Цивьян 1994 Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. — Таллинн, 1994. — 216с.
  98. Лук 1978 Лук А. Н. Психология творчества. — М., 1978.
  99. Люблинская 1971 Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. — М., 1971.
  100. Массовые виды искусства. 1986 Массовые виды искусства и современная художественная культура. — М., 1986.
  101. Медиаобразование 1996 Медиаобразование /Под ред. Л. С. Зазнобиной, — М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
  102. Мелик-Паишев 1981 Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.
  103. Мелик-Пашаев, Новлянская 1987 Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М., 1987.
  104. Место и функг^ии МК. 1975 Место и функции массовой коммуникации в процессе педагогического воздействия. — М., 1975.
  105. Модылевская 1995 Модылевская Г. И. Нестандартные формы работы с детской книгой // Начальная школа. — 1995. — № 3. — С.33−36.
  106. Моль 1966 Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
  107. Моль 1971 Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971.
  108. Монастырский 1979 Монастырский В. А. Художественное воспитание старших школьников средствами телевидения во внеклассной работе: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1979.
  109. Мультимедиа в школе 1994 Мультимедиа в школе /Ред.-сост. Л. П. Прессман. — Москва-Калуга, 1994. — 198 с.
  110. Мухина 1985 Мухина B.C. Детская психология. — М., 1985
  111. Начальная школа на рубеже веков 2000 Начальная школа на рубеже веков: Современное состояние и перспективы развития. -Пенза, 2000.- 183с.
  112. Никитченков 2002 Никитченков А. Ю. Развитие читательских умений младшего школьника в процессе работы с художественным миром произведений русского фольклора: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2002.
  113. Новлянская 1978 Новлянская З. С. Почему дети фантазируют? -М.: Знание.- 1978.-98 с.
  114. Обуховский 1971 Обуховский К. Психология влечений человека. -М, 1971.-121 с.
  115. Оганое, Хангелъдиева 2001 Оганов А. А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры. — М.: Фаир-Пресс, 2001. — 384 с.
  116. Острогорский 1908 Острогорский В. П. Письма об эстетическом воспитании. — М.: Изд-во товарищества И. Д. Сытина, 1908. — 79 с.
  117. Педагогика 2004 Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений/ Под ред. Пидкасистого П. И. — М.: Пед. о-во России, 2004.
  118. Пензин 1984 Пензин С. Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1984. — 188 с.
  119. Петровский 1987 Петровский А. В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности // Вопросы психологии. — 1987. — № 1.
  120. Пидкасистый 1980 Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. — М.: Педагогика. — 1980. — 238 с.
  121. Пиче-Оол 1992 Самостоятельная работа младших школьников с текстом на уроках чтения. Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1992.
  122. Пиче-Оол 1997 Пиче-оол Т. С. Самостоятельная работа с текстом произведения при обучении чтению. — М., 1997.
  123. Платунова 1995 Платунова JI.K. Развитие кинематографической культуры учителя в процессе повышения его квалификации: Дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1995.
  124. Ползова 1990 Ползова Т. Д., Ползова Т. А. Всем лучшим во мне я обязан книгам. — М., 1990.
  125. Поличко 1993 Поличко Г. А. Кинопедагогика: предложения о проблеме.//Специалист. — 1993. — № 1. — С. 16−17.
  126. Полуэхтоеа 1998 Полуэхтова И. А. Телевидение в развитии художественной культуры школьников //Содружество школы и учреждений культуры в художественном воспитании учащихся. — М.: Российская Академия образования, Министерство культуры РФ, 1998. -С. 65−84.
  127. Прессман 1978 Прессман Л. П. Аудиовизуальные средства на уроке //Русский язык в школе. — 1978. — № 1.
  128. Прессман 1981 Прессман Л. П. Педагогические основы создания и использования экранно-звуковых средств в средней образовательной школе: Дис.. д-ра. пед. наук. — М., 1981.
  129. Прессман 1988 Прессман Л. П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. — М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  130. Проблемы современной кинопедагогики 1993 Проблемы современной кинопедагогики /Ред. П. А. Черняев, И. С. Левшина. — М., 1993.
  131. Проблемы социологии и психологии чтения 1975 Проблемы социологии и психологии чтения, — М.: Книга, 1975.
  132. Программно-методические материалы 2000 Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т. В. Игнатьева. 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000. — 288 с.
  133. Просецкий, Семиченко 1989 Просецкий П. А., Семиченко В. А. Психология творчества. — М., 1989.
  134. Прохоров 2000 Прохоров А. А. Звук как не последняя составляющая мультимедиа. //Компьютер-пресс. — 2000. — № 6.
  135. Развитие творческой активности школьников 1991 Развитие творческой активности школьников. /Под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  136. Разумный 2001 Разумный В. А. Эволюция взглядов на роль экранных средств обучения в современной педагогике // Наука и школа, — 2001.- № 4. — с.44−47.
  137. Ревякина 1999 Ревякина И. А. Информатизация общества как феномен культуры: Дис. канд. пед. наук. -М., 1999.
  138. Рожина 1987 Рожина Л. Н. Искусство быть читателем: Кн. для учащихся. — Минск: Нар. асвета, 1987. — 215 с.
  139. Российская педагогическая энциклопедия 1993 Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. T. l: А-М.- М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 601с.
  140. Российская педагогическая эт^иклопедия 1999 Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.2: М-Я.- М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 669с.
  141. Рубакип 1929 Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиотечную психологию. — М.: Госиздат, 1929.308 с.
  142. Рубинштейн I960 Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопрос психологии творчества // Вопросы психологии. — 1960. — № 3.
  143. Рубинштейн 1973 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика. — 1973. — 416с.
  144. Рыбникова 1922 ~ Рыбникова М. А. Работа словесника в школе. -М., 1922.
  145. Рыбникова 1958 Рыбникова М. А. Избранные труды. — М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1958. — 369с.
  146. Сажина 1988 Сажина Н. М. Радиопередача как средство развития связной речи учащихся: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1988.
  147. Светловская 1980 Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников: (Теоретико-экспериментальное исследование). -М.: Педагогика, 1980. — 160 с.
  148. Светловская 1989 Светловская Н. Н. Еще раз о любви к чтению, к книге и. к профессии учителя // Начальная школа. — 1989. — № 7.
  149. Светловская 1990 Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. -М., 1990.-207 с.
  150. Светловская 1993 Светловская Н. Н. Основы науки о читателе. М.: Магистр, 1993. 180 с.
  151. Светловская 1998 Светловская Н. Н. Теория методики обучения чтению. — М.: Мегатрон, 1998. — 169 с.
  152. Светловская 2000 Светловская Н. Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности //Начальная школа. — 2000. — № 2. — С. 24−27.
  153. Светловская 2003 Светловская Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная школа. — 2003. — № 1. — С. 11−18.
  154. Светловская 2005 Светловская Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа. — 2005. — № 2. — С.9−13.
  155. Сватовская, Пиче-Оол 1999 а Светловская Н. Н. Пиче-Оол Т. С. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности. — М.: Начальная школа, 1999. — 160 с.
  156. Светловская, Пиче-Оол 1999 б Светловская Н. Н. Пиче-Оол Т. С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. -248 с.
  157. Словарь библиотечных терминов 1976 Словарь библиотечных терминов / Под. ред. Чубарьян О. С. — М., 1976. — 191с.
  158. Смелкова 1971 Смелкова З. С. Потайной фонарь. — М.: Изд-во БПСК, 1971.- 72 с.
  159. Смелкова 1999 Смелкова З. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. — М.: Флинта: Наука, 1999.-232 с.
  160. Смородинская, Маркова 1984 Смородинская М. Д., Маркова Ю. П. О культуре чтения: что нужно знать каждому. — М.: Книга, 1984. -88 с.
  161. Собкин 2000 Собкин B.C. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980−90-х //Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Т. V. Вып. VII/Под ред. В. С. Собкина. — М., 2000.
  162. Соболева 1999 Соболева Т. Н. Развитие способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук. — М., 1999.
  163. В. 1995 Соколова В.В. О внеклассном чтении// Начальная школа. — 1995. — № 3.
  164. С. 1971 Соколова С.В. О формировании элементов эстетического восприятия (на материале киноискусства): Дис.. канд. пед. наук. — М., 1971
  165. Т. 1989 Соколова Т.В. Технические средства обучения как средство создания условий для поисковой деятельности учащихся: Дис. канд. пед. наук. — М., 1989.
  166. Сосновская 1992 Сосновская О. В. Лабораторные работы по методике русского языка как средство профессиональной подготовки учителя начальных классов (на материале методики чтения). Дис.. канд. пед. наук. — М., 1992. — 205 с.
  167. Сосновская 1999 Сосновская О. В. О современном чтении младших школьников //Начальная школа. — 1999. — № 8. — С. 105−107.
  168. Спичкын 1999 Спичкин А. В. Что такое медиаобразование. -Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999. — 114 с.
  169. Стоюннн 1954 Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения. — М.: Изд-во Акадкмии пед. наук РСФР, 1954. — 398 с.
  170. Сухомлинский 1969 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.-Киев, 1969.
  171. Тагильцева 2002 Тагильцева Н. Наивный реализм и художественное восприятие детьми искусства // Искусство и образование. — 2002 — № 4 (22).
  172. Талызина 1969 Талызина Н. Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. — М.: Педагогика, 1969. — 133 с.
  173. Талызина 1975 Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: МГУ, 1975. — 343 с.
  174. Теории, школы, концепции 1986 Теории, школы, концепции. Художественная коммуникация и семиотика /Ред. Ю. Б. Борев. — М., 1986.
  175. Теплое 1948 Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология. — М., 1948. — с.42.
  176. Тихомиров 1964 ~ Тихомиров Д. И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе // Бунаков Н. Ф. и др. Учителю начальной школы: Сборник педагогических сочинений /Сост. Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова. М.: Просвещение, 1964. — С. 135−216.
  177. Троицкая, Петухова 1999 Троицкая Т. С., Петухова О. Е. Взрослым по секрету: Методическое пособие для учителей и родителей. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс- М.: Первое сентября, 1999, — 128с.
  178. Тананыкина 1998 Тананыкина Л. В. Организационно-методические основы совместной деятельности детской библиотеки и школы по воспитанию культуры чтения младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1998.
  179. Толстых 1986 Толстых А. В. Психология юного зрителя. — М.: Знание, 1986, — 80с.
  180. Толстых 1988 Толстых А. В. До 16 и старше. — М.: Киноцентр, 1988.- 64 с.
  181. Трофимова 1985 Трофимова Л. Н. Использование видеозаписи во внеклассной воспитательной работе (в условиях школьного технического центра): Дис.. канд. пед. наук. -М., 1985.
  182. Умсшовский 2001 Умановский В. В. Детские радиопередачи как фактор социального воспитания школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Кострома, 2001.
  183. У пси 1983 Упси А. А.-Б. Система взаимодействия массовой библиотеки, радио и телевидения в руководстве чтением юношества: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1983.
  184. Усов 1974 Усов Ю. Н. Анализ фильма в эстетическом воспитании старшеклассников: Дис.. канд. искусств. -М., 1974.
  185. Усов 1989 Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1989.
  186. Усов 1992 Усов Ю. Н. Аудиовизуальное развитие учащихся IX-XI классов //Система аудиовизуального образования учащихся средней школы /Ред. А. В. Каменец, Е. А. Захарова. -М., 1992. — С. 11−15.
  187. Усов 1993 Усов Ю. Н. Аудиовизуальное образование современного школьника //Проблемы современной кинопедагогики /Ред. П. А. Черняев, И. С. Левшина. — М., 1993. — С. 3410.
  188. Усов 1995 Усов Ю. Н. В мире экранных искусств. Книга для старшеклассников. — М.: SVR-Apryc, 1995. — 224 с.
  189. Ушинский 1946 Ушинский К. Д. Избранные произведения. — М.-Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1946. Вып. 1. 188 с. Вып. 2. -208 с.
  190. Федоров 1993 Федоров А. В. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео): Дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1993.
  191. Федоров 2000 Федоров А. В. Терминология медиаобразования //Искусство и образование. — 2000. — № 2. — С. 33−38.
  192. Федоров 2001а Федоров А. В. Проблемы аудиовизуального восприятия //Искусство и образование. — 2001. — № 2. — С. 57−64.
  193. Федоров 20 016 Федоров А. В. Краткая история медиаобразования в России //Проблемы образования студентов гуманитарных вузов в свете развития современных информационных технологий. — Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2001. — С. 7477.
  194. Философский словарь 1970 Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. — М.: Политиздат, 1970.
  195. Философский словарь 1991 Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — 559с.
  196. Ханини 1975 Ханин М. Г. Специфика чтения в сравнении с аудиовизуальной коммуникацией // Советское библиотековедение. -1975. — № 1. — С.43−60.
  197. Ханин 1977 Ханин М. Г. Социально-психологические проблемы чтения: выпуск 2. — М., 1977.
  198. Хшъко 2000 Хилько Н. Ф. Аудиовизуальная культура: Словарь. — Омск: Изд-во Сиб. фил. Рос. ин-та культурологии, Омск. гос. ун-т, 2000, — 149 с.
  199. Цнмбаленко, Шариков 1998 Цимбаленко С. Б., Шариков, А.В., Щеглова С. Н. Российские подростки в информационном мире. — М.: Изд-во ЮНПРЕСС, 1998. — 45 с.
  200. Челышева 2002 Челышева И. В. Основные этапы развития медиаобразования в России: Дис.. канд. пед. наук. — Воронеж, 2002.
  201. Черкаишн, Шариков 1992 Черкашин Е. А., Шариков А. В. Основы медиаобразования в начальной школе //Новые подходы к организации подготовки педагогических кадров в условиях непрерывного образования. — Екатеринбург: Изд-во Урал. пед. ин-та, 1992. — С. 67−68.
  202. Чернявская 1982 Чернявская И. С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова: Уроки внеклассного чтения в начальной школе. -М.: Просвещение, 1982.- 112с.
  203. Шариков 1989а Шариков А. В. Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников: Дис.канд. пед. наук. — М., 1989.
  204. Шариков 19 896 ~ Шариков А. В. Что такое медиаобразование? //Окна. Альманах. 1989. — № 4. — С. 5−9.
  205. Шариков 1992а Шариков А. В. Что читают школьники? //Магистр. — 1992. — № 2. — С. 24−30.
  206. Шариков 19 926 Шариков А. В. Что смотрят школьники? //Магистр. — 1992. — № 3. — С.24−30.
  207. Шариков 1993а Шариков А. В. Массовая коммуникация //Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — С. 547−549.
  208. Шариков 19 936 Шариков А. В. Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — С. 555−556.
  209. Шахмаев 1967 Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения технических средств в учебном процессе средней общеобразовательной школы: Дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1967.
  210. Шереметевский 1897 Шереметевский В. П. Сочинения Вл. П. Шереметевского. — М.: Тов-во типораф. А. И. Мамонтова. 1897. — 240 с.
  211. Эйдлин 1984 Эйдлин В. И. Формирование у школьников восприятия целостного художественного произведения // Вопросы психологии. — 1984. — № 1.
  212. Эльконин 1978 Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.
  213. Якобсон 1964 Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. — 85с.
  214. Якушина 2001 Якушина Е. В. Дискуссия по проблемам Интернет-образования и медиаобразования //Вопросы Интернет-образования. -2001.- № 1.
  215. Якушина 2002 Якушина Е. В. Методика обучения школьников работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: Дис. канд. пед. наук. — М., 2002.
  216. Ястебцова 1994 Ястребцева Е. Н. Как создать в школе медиатеку: Методическое пособие. — М.: И МФО, 1994.
  217. Ястебцова 2000 Ястребцева Е. Н. Информационно-образовательная среда новой школы //Школьная библиотека.- 2000. -№ 1. — С.43−45.1. Анкета для учащихся1. Сколько тебе лет?
  218. Как ты проводишь свободное время? а) просто играюб) гуляюв) читаюг) играю в компьютерные игрыд) смотрю телевизор/видео е) другое
  219. Любишь ли ты читать книги? а) да б) нет в) не очень
  220. Читают ли книги твои родители? а) читают часто б) читают редко в) не читают
  221. Чем твои родители занимаются вместе с тобой в свободное время? а) играютб) делают урокив) читают книгиг) играют в компьютерные игрыд) смотрят телевизор/видеое) ничем не занимаются
  222. Смотрел ли ты мультфильм «Незнайка на луне»?
  223. Читать книгу после того, как посмотрел мультфильм было. а) интересноб) не интересно1. Анкета для родителей
  224. Есть ли у Вас домашняя библиотека?
  225. Можете ли Вы назвать себя активным читателем?
  226. Любит ли Ваш ребенок читать?
  227. Назовите любимые книги Вашего ребенка.
  228. Чем любит заниматься Ваш ребенок в свободное время?
  229. Назовите любимые мультфильмы, фильмы, компьютерные игры Вашего ребенка.
  230. Если Вы проводите свободное время вместе с ребенком, чем чаще всего занимаетесь: гуляете, читаете, смотрите телевизор (видео), играете в компьютерные игры? Можете добавить свои варианты.
  231. Какое влияние оказывают средства массовой коммуникации на чтение?1. Анкета для учителей1. Ваш педагогический стаж?
  232. Какие программы и учебники по чтению Вы используете в своей практике?
  233. В чем состоит специфика уроков внеклассного чтения?
  234. В чем состоит цель этих уроков?
  235. Что такое читательская самостоятельность?
  236. Какого читателя, по Вашему мнению, можно назвать квалифицированным?
  237. Назовите виды творческих работ, которые возможно проводить на уроках классного и внеклассного чтения.
  238. Какие виды творческих работ проводите Вы на уроках классного и внеклассного чтения?
  239. Определите понятие «средства массовой коммуникации».
  240. Какие средства массовой коммуникации (СМК) Вы можете назвать?
  241. Является ли книга средством массовой коммуникации?
  242. Почему, с Вашей точки зрения, детей привлекают средства массовой коммуникации?
  243. Как, по Вашему мнению, влияют СМК на формирование читательской деятельности младшего школьника?
  244. Возможно ли использовать СМК в процессе формирования читательской деятельности и интереса к книге и чтению у младших школьников?
  245. Используете ли Вы на уроках классного и внеклассного чтения СМК, если да, то какие?
  246. Анализ программы телепередач на неделю с 10 по 16 февраля 2003 года РТР
  247. Будни: 16 часов 15 минут «Простые истины" — 20 часов 50 минут — «Спокойной ночи». Выходные: 1 часов 45 минут — «Джуманджи" — 9 часов 20 минут — «Утренняя почта" — 11 часов 15 минут — «Сам себе режиссёр"-14 часов 20 минут «Вокруг света».1. ТВЦ
  248. Будни: 10 часов 2.0 минут мультфильмы.
  249. Выходные: 13часов «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён"-10 часов 40 минут «Золушка" — 12 часов 10 минут — мультфильмы- 14 часов 00 минут — «Мой цирк».1. REN TV
Заполнить форму текущей работой