Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития
По мнению группы исследователей (Т.В. Антонова, 1995; Ю. М. Жуков, 1990; Г. И. Николаева, 1997; JI.A. Петровская, 1989; П. В. Растянников, 1990 и др.), коммуникативная компетентность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические предпосылки изучения психологической готовности детей с ЗПР к школе
- 1. 1. Формирование психологической готовности к школьному обучению как условие эффективного включения ребенка в образовательное пространство
- 1. 2. Общение ребенка с окружающими людьми в структуре психологической готовности к школьному обучению
- 1. 3. Задержка психического развития как специфический вид дизонтогенеза
- Глава II. Характеристика методического аппарата диагностического этапа исследования. Анализ полученных результатов
- II. 1. Задачи диагностического этапа исследования. Характеристика экспериментальной группы
- 1. Г. 2. Методики констатирующего этапа исследования
- 11. 3. Обработка и анализ полученных результатов после проведения методик констатирующего этапа исследования
III. 1. Система психолого — педагогических условий для преодоления негативных особенностей личностно-социального развития дошкольников с ЗПР и профилактики дезадалтивных форм поведения детей в более старшем возрасте.
III.2. Коррекционно-педагогические приемы формирования коммунитивных навыков детей с ЗПР на занятиях.
Ш. З. Обработка и анализ результатов после проведения методик контрольного этапа исследования.
Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. Поступление в школу является переломным моментом в жизни каждого ребенка, особенно резким в социальнопсихологическом статусе, так как ему приходится переходить к новому образу существования и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Он испытывает на себе огромные физические и эмоциональные нагрузки, поскольку школа ставит перед первоклассником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. «Самое существенное содержание развития в критические возрасты, — писал JI. С. Выготский, — заключается в возникновении новообразований» .
Согласно концепции коррекционно-развивающего обучения, принятой с 1995 года, в общеобразовательных школах возрос процент неуспевающих учеников, которые по ряду причин не смогли адаптироваться к условиям школьного обучения. Это явление получило название социально-психологической дезадаптации. Эта тема привлекает внимание отечественных (И.А. Коробейников, 1997; В. Е. Каган, 1984; Н. Г. Лусканова, 1993; Г. Ф. Кумарина, М. М. Семаго, H .Я. Семаго, Н. В. Вострокнутов, 1999; С. А. Беличева, 1993 и др.) и зарубежных исследователей (J.J. Cross, 1989; Пер-ре-Клермон А.-Н., 1991; D. Sue Vernon, Donald D. Deshler, Jean B. Schumaker, 1993 и др.). Можно предположить, что одной из причин данного явления выступает недостаточный уровень коммуникативной Можно предположить, что одной из причин данного явления выступает недостаточный уровень коммуникативной (социальной) компетентности к моменту поступления в школу у этой категории детей.
По мнению группы исследователей (Т.В. Антонова, 1995; Ю. М. Жуков, 1990; Г. И. Николаева, 1997; JI.A. Петровская, 1989; П. В. Растянников, 1990 и др.), коммуникативная компетентность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение (децен-трацию), а также эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми. Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию). Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Следовательно, под коммуникативной компетентностью понимается адекватная реакция детей на происходящее вокруг, их адекватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, проявление своих эмоциональных состояний принятыми в человеческом обществе средствами и адекватным социальным поведением. Именно вышеперечисленные составляющие являются необходимым условием успешности развития ребенка с задержкой психического развития (ЗПР), его подлинной интеграции в общество и, прежде всего, подготовленности к школьному обучению.
При этом, школьное обучение и учебная деятельность не могут рассматриваться как тождественные понятия. При организации школьной жизни учебная деятельность, как указывали В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин (1966), складывается не у всех учащихся и овладение учебной деятельностью часто происходит вне рамок школьного обучения. Поэтому, проблему психологической готовности к школьному обучению необходимо понимать не как «подгонку» знаний, умений и навыков ребенка к существующим традиционным формам обучения, а как развитие у него определенных предпосылок для максимально естественной смены игровой деятельности на учебную. В связи с этим, возникает необходимость создания комплекса педагогических приемов и условий формирования компонентов коммуникативной готовности к школе в структуру программы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) для совершенствования коммуникативной компетентности детей с ЗПР. Таким образом, преобразованная подача программного материала будет способствовать повышению уровня психосоциального развития детей.
Одной из основных причин школьной дезадаптации остаются слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии детей, обусловленные резидуальными органическими нарушениями. Основной процент этой неоднородной популяции составляют дети с ЗПР различного генеза. Ввиду крайней неоднородности данной категории детей, они могут быть интегрированы в различные типы образовательных учреждений, в основе которых лежит общеобразовательная программа воспитания и обучения. Современная модель образования, как нормально развивающихся, так и детей со специальными образовательными потребностями, предполагает переход от адаптивно-дисциплинарной модели усвоения знаний, умений и навыков к модели, центром которой является развитие внутреннего мира ребенка, его социальной компетентности в сфере совместной деятельности со взрослыми и сверстниками (А.Г.
Асмолов, Г. А. Ягодин, 1997; О. И. Кукушкина, E. J1. Гончарова, 1998). В связи с этим вопросом особой практической значимости возникает необходимость создания системы психо лого-педагогических приемов для профилактики возможных трудностей в овладении различными сторонами учебного процесса и преодолению задержки в прохождении основных этапов личностно-социального развития при ЗПР.
На сегодняшний день имеется ряд экспериментальных работ, посвященных психологическому и нейропсихологическому аспектам в решении данного вопроса (М.Н. Аксенова, 1979; Т. В. Ахутина, 1975; Е. Г. Дзугкоева, 1999; Е. Е. Дмитриева, 1988; И. А. Коробейников, 1997; Л. В. Кузнецова, 1986, 1992; А. Р. Лурия, 1973; И. Ф. Марковская, 1977; Е. С. Слепович, 1985; У. В. Ульенкова, 1994). Некоторые из этих экспериментальнопсихологических исследований могут быть использованы в качестве методической основы для разработки специальной программы по повышению социально-психологической компетентности дошкольников с ЗПР. В исследованиях отмечается задержка становления форм общения ребенка со взрослыми (М.Н. Аксенова, 1975; Е. Е. Дмитриева, 1988) и в смене ведущей деятельности, зависимость от близких взрослых и трудности в расширении сферы этого общения (Л .В. Кузнецова, 1986; Р. Д. Тригер, 1971, 1985), наличие нейропсихологических нарушений, таких как повышенная истощаемость и нестойкость психического тонуса, незрелость произвольных форм психической деятельности, энцефалопатические расстройства (И.Ф. Марковская, 1977), риск возникновения дезадаптивных форм поведения в более старшем возрасте, повышение уровня агрессивности, неадекватность самооценки, трудности налаживания эффективного межличностного взаимодействия (Г.В. Грибанова, 1986; Е. Г. Дзугкоева, 1999; И. А. Коробейников, 1997), что выражается в неблагоприятном социальном статусе значительной части детей, страдающих задержкой психического развития.
Эти исследования подчеркивают принципиальную преодолимость негативных особенностей социально-личностного развития детей с ЗПР, таких как эмоциональная лабильность, импульсивность, отсутствие чувства дистанции, агрессивные и не-гативистические реакции, при своевременно начатой психо лого-педагогической коррекции. Таким образом, вопрос научно-методического обеспечения данного пути работы с дошкольниками рассматриваемой категории остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики. Поэтому, внедрение комплекса коррекционно-педагогических приемов и условий по формированию компонентов коммуникативной готовности к школе в существующую программу воспитания и обучения дошкольников с ЗПР особенно актуально.
Важно определить, какие именно коррекционно-педагогические приемы и условия будут способствовать успешному формированию коммуникативной готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
Решение данной проблемы составило цель нашего исследования: разработка комплекса коррекционно-педагогических приемов и условий для оптимизации процесса формирования компонентов коммуникативной готовности дошкольников с ЗПР к школе (особенности общения со взрослым, уровень коммуникативной децен-трации и сотрудничества в ситуации общения со сверстниками, позитивность и адекватность самовосприятия и самовыражения, владение навыками активной коммуникациивнимательное слушание, доброжелательные партнерские отношения, эмоции самовыражения, адекватность поведения и др.).
Объект исследования — структура коммуникативной готовности к школе детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Предмет исследования — педагогический процесс формирования коммуникативной готовности детей с ЗПР к школе в системе их комплексной социальной реабилитации.
Гипотеза исследования. Создание и внедрение специального комплекса коррек-ционно-педагогических приемов и условий по формированию компонентов коммуникативной готовности к школе в программу воспитания и обучения дошкольников с ЗПР будет способствовать повышению их социальной компетентности и, тем самым, преодолению негативных особенностей личностно-социального развития детей данной категории.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи.
1. Экспериментальное изучение структуры и уровня коммуникативной готовности детей с ЗПР к школе.
2. Разработка и апробация педагогических приемов и условий формирования коммуникативной готовности к школе в процессе комплексной психолого-педагогической реабилитации детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Анализ литературных источников (1995;1997 г. г.) состоял из изучения результатов исследований разных авторов и программ воспитания и обучения дошкольников с ЗПР с позиции наличия в них коррекционного материала (методического наполнения) по преодолению социальной незрелости, задержке становления составляющих коммуникативной компетентности в целом и, в частности, готовности к обучению в школе.
2. Экспериментальная часть исследования (1997;1999 г. г.) проводилась на базе ДОУ N 1058 коррекционного вида и ДОУ N 1681 г. Москвы. В эксперименте принимали участие старшие дошкольники с ЗПР преимущественно церебрально-органического генеза (30 испытуемых) и нормально развивающиеся дети (30 испытуемых) в возрасте 5−6 лет.
Констатирующий эксперимент: а), был направлен на выявление структуры и уровня развития компонентов эффективного социального взаимодействия старших дошкольников с ЗПР — в различных ситуациях общения со взрослым и сверстниками, а также изучение самооценки детей с точки зрения ее общей адекватности, позитивности, в сравнении с нормально развивающимися дошкольниками из массового ДОУб), содержал системный анализ особенностей социального взаимодействия и степени адекватности самооценки детей с ЗПР для разработки содержания коррекци-онно-развивающего воздействия.
Формирующий эксперимент включал апробацию предложенного комплекса педагогических приемов и условий по развитию коммуникативной компетентности.
Контрольный эксперимент отражал проверку эффективности предложенного комплекса коррекционно-педагогических приемов и условий для формирования компонентов коммуникативной готовности детей с ЗПР к школьному обучению.
Методологическую основу исследования составили: положения философии о деятельности как ведущем факторе в развитии личностикультурно-историческая концепция Л. С. Выготского о присвоении общественного опытатеория о ведущей деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д.Б. Элько-нинымидеи и принципы гуманистической психологии и педагогики (Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амоношвили, К. Роджерса, Э. Берна, Р. Бернса, Г. Лэнд-рета) — фундаментальные научно-теоретические принципы и подходы к изучению общения, как коммуникативной деятельности, сформулированные в трудах М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, Д. И. Фельдштейна, A.B. Петровского и др.
Достоверность результатов и выводов обеспечивалась использованием взаимодополняющих методов, отвечающих предмету, целям и задачам исследованияприменением математической обработки (ранжированием, вычислением U-критерия Манна-Уитни, G-критерия знаков и Т-критерия Вилкоксона) в сочетании с их качественным анализом и сопоставлением с результатами других исследований.
Научная и теоретическая значимость работы заключается в том, что: а), в ней получены дополнительные данные о специфике психосоциального развития детей с ЗПР, их социализации на пороге школьного обученияб), определены и обоснованы пути психологопедагогической помощи детям, отстающим в усвоении программных требований ДОУ, повышения их коммуникативной готовности к школев), разработан и апробирован комплекс коррекционно-педагогических приемов и условий формирования коммуникативной компетентности, практически не отраженный в существующих типовых программах воспитания и обучения дошкольников этой категории.
Практическая значимость исследования.
Предложенный комплекс коррекционно-педагогических приемов и условий по формированию коммуникативной компетентности детей с ЗПР способствует повышению качественных показателей коммуникативных умений детей в сферах общения «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», при определении уровня адекватности самооценки, при развитии способности этих детей адекватно реагировать на происходящее вокруг и давать адекватный эмоциональный отклик в процессе общения, умение владеть своим эмоциональным состоянием и поведением.
В целом, внедрение в практику названного комплекса коррекционно-педагогических мероприятий повышает качество подготовленности дошкольников с ЗПР к школе и служит целям предупреждения социально-психологической дезадаптации в последующем школьном обучении.
На защиту выносятся следующие положения:
Специфика психического недоразвития детей с ЗПР нарушает процесс становления их как субъектов общения, определяет их неблагополучное положение в коллективе сверстников, создает трудности эмоционалыто-личностного общения как со взрослыми, так и с ровесниками, что отражается в их социальном поведении и затрудняет возможности реализации интеллектуального потенциала.
Реализация личностноориентированной модели взаимодействия педагога с детьми, представленная комплексом коррекционно-педагогических мероприятий, стимулирующих овладение приемами активного сотрудничества с окружающими людьми, может явиться решающим фактором повышения коммуникативной готовности к школе дошкольников с ЗПР, а также улучшения их общих адаптивных возможностей и коммуникативной компетентности в целом.
Апробация работы. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной дефектологии МПГУна конференциях «Молодых ученых» МПГУна «Московских педагогических чтениях» в МГПУвнедрение работы проводилось на базе ДОУ N 1058 и ДОУ N 1016 компенсирующего вида г. Москвы. Основные положения работы отражены в пяти публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 204 источника и 9 приложений. В тексте диссертации имеется 25 таблиц, 2 гистограммы и 10 диаграмм. Общий объем работы составляет 148 страниц.
ВЫВОДЫ.
1. В результате проведенного исследования получены доказательства того, что специфика социально-психологического развития детей с ЗПР создает неблагоприятную основу для формирования благополучного социального статуса, способствует задержке становления у них основных составляющих коммуникативной готовности к обучению в школе.
2. Результаты констатирующего этапа исследования позволили определить необходимые коррекционно-педагогические условия повышения уровня коммуникативной готовности детей с ЗПР к школе и их социальной компетентности, к числу которых следует отнести: а), введение специальных коррекционно-педагогических приемов, направленных на повышение социальной компетентности ребенка, в основные структурные единицы программыб), реализация личностно-ориентиро-ванного подхода в общении педагога-дефектолога с детьми, основанного на принципах гуманистической психологии и педагогикив), создание условий для формирования позитивности и адекватности самовосприятия и коррекции неадекватной самооценкиг), создание положительно окрашенной, доброжелательной и радостной атмосферы в ДОУ.
3. Результаты формирующего этапа исследования показали правомерность и значимость комплексного подхода к организации и осуществлению процесса формирования коммуникативной готовности детей с ЗПР к школе. При ведущей роли педагога-дефектолога необходимо продуктивное вовлечение в педагогический процесс психологов, воспитателей и других специалистов в ДОУ.
4. Контрольный этап исследования подтвердил эффективность разработанных нами методических рекомендаций по формированию компонентов коммуникативной готовности детей с ЗПР к школе. Количественные различия показателей коммуникативных умений детей до и после формирующего эксперимента оказались статистически значимыми как в сферах общения «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», так и при определении уровня адекватности самооценки.
5. В результате целенаправленного коррекционно-развивающего обучения коммуникативные трудности (отсутствие чувства дистанции, агрессивные и негативи-стические реакции, импульсивность, эмоциональная лабильность и др.), свойственные детям с ЗПР, практически исчезли. Это позволило детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем развития деятельности общения (внеситуативно-деловым и внеситуативно-познавательным). У них появилась способность действовать произвольно, как определяет наличная ситуация, с учетом принятых условий, видеть второй условный план в вопросах взрослого. Эти положения подтверждаются катамнестическими сведениями, полученными в результате изучения адаптации детей в начальной школе.
Таким образом, гипотеза исследования получила свое подтверждение. Доказано, что коммуникативная готовность детей с ЗПР к обучению в школе имеет свои особенности, обусловленные не только нарушениями интеллектуального и речевого развития, но и предрасположенностью к закреплению дезадаптивных форм поведения, препятствующих становлению общения с окружающими людьми. Установлена возможность формирования коммуникативной компетентности детей исследуемой категории на протяжении старшего дошкольного возраста путем коррекционного воздействия личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога-дефектолога с детьми. Эта модель представляет собой систему специальных коммуникативных дополнений в разделах программы, включающей организацию всей жизни детей и потенциалы семьи.
Проведенное исследование может послужить основанием для создания комплексной программы формирования коммуникативной компетентности дошкольников в условиях ДОУ как общеобразовательного, так и компенсирующего видов.
В заключение нами подведены общие итоги проведенного исследования, определены перспективы развития коммуникативной компетентности детей-дошкольников с ЗПР и сформулированы основные выводы.
Список литературы
- Айзенберг Б.И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушение психического развития// Психотерапия в дефектологии. М., 1992.-128 с.
- Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста: Уч. для отделений мед. сестер. М., 1972.-264 с.
- Аксенова М.Н. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и учебных занятиях.// Дефектология.- 1979.-N З.-С. 6−8.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей./Под ред. Лебединской К. С. М., 1982.-125 с.
- Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты: Сб. сг./ Римский P.P., Римский С. А. М., 1997.-311 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике, издат. Л. С. Выготский /Сост. A.A. Леонтьев. Антология гуманной педагогики. М., 1996.- 496 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувствительного познания. М., 1960.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1989.-432 с.
- Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в современный мир/ Под ред. Т. В. Антоновой. -М., 1995. С. 10−26.
- Бедер Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей с задержками развития, ж. «Вопросы психологии», 4/ 1983.-С. 70−78.
- Бедельбаева X., Смирнова Е. Общение со взрослым основной источник психического развития ребенка // Дефектология.- 1980.-N 2, — С.5−32.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., «Прогресс», 1986.-422 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры./ Под ред. Мацковского М. С., Лениздат, 1996.-396 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. /Под ред. Фельдштейна Д.И.- Москва- Воронеж, 1997.- 352 с.
- Бодалев A.A. Психология общения. Избранные психологические труды.- Москва-Воронеж, 1997.-256 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития I год обучения.-М, — 2000.-64 с.
- Буре P.C. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада. -М., 1987.-96 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. -М, 1988.-207 с.
- Васильева О.С., Филатов Ф. Р. Этапы индивидуальной психокоррекции детей и подростков «группы риска»/ Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, — 1999.-N З.-С. 38−44.
- Венгер J1.A. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе.// Дошкольное воспитание/- 1970.-N 4.-С.
- Венгер J1.A., Венгер A. J1. Готов ли ваш ребенок к школе. М., 1994.-189 с.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.-173 с.
- Власова Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей.// Дефектология.- 1975.- N 6.-с. 8−17.
- Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Петровского A.B., М., 1979.284 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). /Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М., 1966.-442 с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе. М., 1994.-120 с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М., 1996.102 с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология детства. М., 1997.-152 с.
- Выготский Л.С. Детская психология //Собрание сочинений: В 6 томах, том 4, М., 1984.-433 с.
- Гаврилушкина О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития, ж. «Дошкольное воспитание» N 2, 1998.- С. 67−71.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. М., 1990.-172 с.
- Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфики потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста// Новые исследования в психологии.-1980.-N 2.-С. 31−36.
- Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.- 120 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как ?-М., СПб.-1997.-240 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология ?-В 2 т.-М., 1992.- Т. 1.- 496 е.- Т. 2.- 376 с.
- Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики.-М.-2000.-280 с.
- Гончарова Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения./ Дефектология.-1998.-N 3.-С. 3−12.
- Гончарова Е.Л., Кукушкина О. И. Дневник событий жизни ребенка: первая рабочая тетрадь к курсу «Внутренний мир человека».// Дефектология.- 1998.-N 5.- С. 2638.
- Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно- развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР./Под ред. С. Г. Шевченко. М, 1998.-192 с.
- Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и его неблагоприятных вариантов. / Под ред. Слободчикова В. В. -М, 1993.-128 с.
- Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР.// Дефектология.- 1986.-N 5.-С. 13−20.
- Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983.-239 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.-184 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.-240 с.
- Дети с временными задержками развития./Под ред. Власовой Т. А., Певзнер М. С. М., 1971.- 184 с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников./Под ред. Репиной Т. А. М., 1988.
- Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Власовой Т. А., Лубовского
- B.И., Цыпиной H.A. М., 1984.-256 с.
- Дети с нарушениями развития: Хрестоматия./ Сост. Астапов В.М.-М.-1995.-262 с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников./ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько,-М., 1997.-237 с.
- Дробинская А.О. Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебрастенией.// Дефектология.-1999, — N З.-С. 12−17.
- Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с ЗПР.// Дефектология.- 1988.- N 1.-С. 68−72.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.206 с.
- Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности умственной деятельности детей с задержкой психического развития.// Дефектология.-1978.-Ы 2.-С. 12−19.
- Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития. Хрестоматия. С.-Петербург, 1999.-200 с.
- Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М., 1997.-336 с.
- Жаренкова Г. И. Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути ее нормализации// Обучение детей с ЗПР / Пособие для учителя. М., 1981.-С. 46−52.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении, Киров, 1990.-104 с.
- Журба Л.Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни.-М-1981.-272 с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М., 1995.-112 с.
- Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии.-1967.- N 2.-С. 11−24.
- Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников.// Дошкольное воспитание.-1972.-Ы 4.- С.37−42.
- Захаров И.А. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.-224 с.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации// «Вопросы психологии», 4 / 1984.-С. 89−95.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970.222 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.-240с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.-608 с.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. дис.канд. психол. наук, М., 1980.-16 с.
- Коломинский Я.Л. Алгоритмы общения/Популярная психология: Хрестоматия / Соег. В. В. Мироненко. М., 1990.
- Компенсирующее обучение в России./ Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. -М., 1997.- 160 с.
- Кон И. С. Общение и самосознание// Социально-психологические и лингвистические характеристики формирования общения и развития контактов между людьми.-М. 1971. -С. 85−108.
- Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослыми на отношение к нему ребенка: Автореф. канд. дис. М., 1975.-23 с.
- Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития, Автореф. докт. дис. М, 1997. -41 с.
- Корчак Я. Сборник трудов: сост. и авт. предисловия О. П. Мотянин. М., 1998. -224 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М., 1991.-150 с.
- Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Автореферат дис. .канд. психол. наук, М., 1986.-16 с.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. М., 1999.
- Кукушкина О.И. Внутренний мир и. компьютер ?! // Дефектология.-1999.- N 3.-С. 47−57.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. МГУ, 1985.-161 с.
- Лебединская К.С., Лебединский В. В. Дети с нарушением общения. М.:АПН, 1992.
- Леонгард К. Акцентуированные личности.-Киев.-1981.-392 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.- 48 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. -М., 1975.
- Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // «Дошкольное воспитание», 7/ 1990, — С. 18−22.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М, 1986.-143 с.
- Лисина М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослым и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987.-215 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. /Под редакцией Рузской А. Г. Москва- Воронеж, 1997.-384 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков.-СПб.-1983.-255 с.
- Лубовский В.И. Задержка психического развития как психологическая проблема // развитие младших школьников в норме и при отклонениях, — Иркутск, 1978.-С. 610.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.-374 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1998.-368 с.
- Мазитова Г. Х. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев: Автореф. канд. дис.- М., 1977.-17 с.
- Манова-Томова В. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. -София, 1981.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития. // Дефектология.-1977.- N 6.- С. 3−11.
- Мастюкова Е.М., Переслени Л. И. Задержка психического развития . Вопросы дифференциальной диагностики.// Вопросы спец. психологии.- 1989.-N 1.-С.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.304 с.
- Медведева И., Шишова Т. Белые вороны.// Семья и школа.-1994. N 4.-С. 12−14.
- Мещерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных отношений со взрослыми у детей первого полугодия, воспитывающихся в домах ребен-ка//Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979.-С. 123−126.
- Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общении с взрослым.// Вопросы психологии.- 1975.- N 5.- С. 81−99.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта.-М., 1981.-240 с.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.-272 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.-114 с.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии//Социально-психологические и лингвистическиехарактеристики форм общения и развития контактов между людьми. J1., 1970.-245 с.
- Налчаджан A.A. Социально-психическая адаптация личности.- Ереван.
- Небылицын В.Д. К проблеме мозговых механизмов психической активности. В кн.: Психологические исследования, посвященные 85-летию Д. Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973 .-С. 118−123.
- Нежнова Т. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, Вести Моск. Университета сер. 14, «Психология», 1/ 1988.-С. 50−61.
- Непомнящая Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975.232 с.
- Николаева Г. И. Коммуникативная компетентность.- Орел, 1997.
- Обучение детей с ЗПР. Пособие для учителей/ (Лубовский В.И., Переслени Л. И., Шошин П. Б. и др.)/Под ред. Власовой Т. А., М.- 1981.-119 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)./ Под ред. Пузанова Б.П.-М.- 2000.-272 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Андреевой Г. М., ЯноушекаЯ.- М., 1987.-303 с.
- Овчаренко В. Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе.//Дошкольное воспитание.- 1989.-N 1.-С. 47−48.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста/Под ред. Эль-конина Д.Б., Венгера А. Л. М., 1988.-137 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.-351 с
- Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф. дис. д-ра психол. наук, М., 1983.-16 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития// Дети с отклонениями в развитии.-М.- 1966.-е. 25−76.
- Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.-248 с.
- Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. М., 1984.-160 с.
- Петрова В.Г., Белякова И. В. Кто они дети с отклонениями в развитии?- М.-2000.-104 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
- Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво.- СПб., 1999.-128 с.
- Подготовка детей к обучению в школе. А. Кузнецова, А. Алиева, А. Заушницы-на.//Дошкольное воспитание.- 1989.-N 8.-С. 50−54.
- Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР/Под ред. J1.A. Парамоновой. М. Братислава, 1989.-176 с.
- Подготовка ребенка к школе. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Айзман Л. К., Савенков А. И., Забрамная С. Д., Ядрихинская И. Е. М., 1991.-160 с.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков-патопсихология. /Под ред. Подольского А. И., Воронеж, 1996.-128 с.
- Практическая психология. Учебник для ВУЗов./ Под ред. М. К. Трушкиной, СПб., 1998.-336 с.
- Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа./ Сост. Шевченко С. Г. 2-е издание, 1999.-256 с.
- Проект типовой программы коррекционного обучения детей с ЗПР, НИИ «Дефектологии» АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики), 1989.-84 с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./Под ред. Дубровиной И. В. М.: Академия, 1998.-160 с.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения./ Шорохова Е. В., Ломов Б. Ф. и др.-М.-1976.-368 с.
- Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция /Под ред. B.C. Мухиной, — М.- 1992.-197 с.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов./Под ред. Семаго М. М. М., 1999.-136 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. /Под ред. Л. А. Венгера.- М., 1986.-224 с.
- Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду.// Вопросы психологии.-1984.-N 4.-С. 5−7.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию.Становление человека.-М., 1994.-480 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
- Рояк А.Л. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста.//Вопросы психологии.- 1974.-N3.- С. 71−83.
- Рояк A.A. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.- М., 1988.-119 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: (Практическое руководство). М., 1970.-215 с.
- Рузская А.Г., Абрамова J1.H. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду.// Вопросы психологии.- 1983.-N 4, — С. 96−103.
- Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989.-216 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. МГУ, 1988.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. / Под ред. Ядова В. А. Л., 1979.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и кор-рекционной работы психолога. М., 2000.-208 с.
- Семья глазами психолога: (Сборник методик)/ Сост. С. Ф. Спичак.- М., 1995.-63 с.
- Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. /Под ред. Бодалева A.A., Сталина В.В.- М., 1989.-208с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Социально-психологический центр, Санкт Петербург, 1996.
- Слепович Е.С. Особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития//Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. Минск, 1985.-С. 90−103.
- Слепович Е.С., Харин С. С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с ЗПР.// Дефектология. 1988. -N 6.-С. 72−78.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000.-160 с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. /Под ред. Тонковой -Ямпольской Р. В. и др., М., 1980.-235 с.
- Специальная дошкольная педагогика./ Под ред. Стребелевой Е.А.-М.-2001.-312 с.
- Специальная педагогика./ Под ред. Назаровой Н.М.-М.-2000.-400 с.
- Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1971.-456 с.
- Стеркина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дис., М., 1977.-15 с.
- Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966.-280 с.
- Субботский E.B. Психология отношений партнерства у дошкольни-ков.-М.-1976.-143 с.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения.//Вопросы психологии, — 1981.-N2.-С. 68−78.
- Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1978.
- Тарнопол JI. Образовательная программа для детей с трудностями в обучении в США (Калифорния).// Дефектология, — 1975.-N 6.-С. 40−46.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. Курбатовой P.A., Подьякова H.H. М.- 1984.-175 с.
- Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.// Дефектология. -1999.- N 3, — С. 30−36.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.-М., 1986.-256с.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности общения у младших школьников с ЗПР.// Дефектология.- 1985. -N 4.- С. 12−14.
- Ульенкова У. В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррек-ционно-педагогическая работа с ними: Дисс. д-ра психол. наук.- Горький, 1983.-438 с.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.-М., 1990.-184 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- Нижний Новгород, 1994.-230 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. M., 1995.-291 с.
- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. Петровский В. А., Виноградова A.M., Кларина J1.M. и др., M., 1993.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства.-М.-1978.-400с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1996.-512 с.
- Фигурин H.JT., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года.-М., 1949.-101 с.
- Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. -М., «Педагогика», 1989.-144 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.- 448 с.
- Фрейд 3. Избранное.- М., 1990.-160 с.
- Фромм Э. Душа человека. М., Издательство «Республика», 1992.-429 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.-480 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис, изд. Московского университета, 1981.-304 с.
- Цукерман Г. А. Учим учиться.// Семья и школа. 1987.- N З.-С. 34−36.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под редакцией Буянова М. И., 2-е издание -М., 1995.-160 с.
- Шаумаров Г. Б. Дифференциально-психологическая диагностика задержки психического развития на основе анализа стандартизированной методики: Дисс. канд. психол. наук.-М., 1980.-148 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М, 1995.-544 с.
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР: Пособие для учителя. М, «Просвещение», 1990.-79 с.
- Шибутани Т. Социальная психология.-М., 1969.-535 с.
- Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П. и др. Азбука общения.-СПб.-1997.-240 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. -М., 1960.-328 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.-304 с.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1968.-320 с.
- Якобсон С.Г., Курбанов Р. А. Особенности моральных требований и оценок сверстников у дошкольников.// Вопросы психологии.- 1983.-N 4.-С. 39−45.
- Gross М., Wilson W. Minimal brain disfunction.-N. Y., 1974,206 p.
- Bowlby J. Maternal care and mental health.- Geneva: World Health Organization, 1952.-166 p.
- Cross J.J. «A Behavioural Approach to Class and Pupil Management in the Comprehensive School», «Educational psychology in practice», Longman, 1989.
- Dunn J. Distress and comfort Cambridge, Mass: Harward Univ. Press, 1977.-208 P
- Erikson E. H. Childhood and Society .- N.Y.: Norton, 1950.
- Kolberg L. Stage and Sequence: The Cognitive Development Approach to Socialization Theory and Research .- Chicago: Rand McNally, 1969.
- Spits R. Hospitallam: a Fellow-up report on investigation Described in vol. 1, 45. Psychoanal. Study of Child .-N.Y.- Vol. 2.-1946.-P. 11−31.
- Sue Vernon D., Donald D. Deshler, Jean B. Schumaker «The Teamwork Strategy», Edge Enterprises, Inc, 1993.
- Sue Vernon D., Donald D. Deshler, Jean B. Schumaker «Who benefits from social skills instructions in the mainstream classrom ?», «Exceptionality Education», Canada, 1993.
- Schaffer H. R. Emerson P. E. The Development of Social Attachments in Infancy // Monographs of Social Research in Child Development .-1964.-P. 29,94.
- Schaffer H. R. Mothering. Fontanal Open Books.- 1977.-127 p.
- Yarrow L. Maternal deprivation // A. H. Freedman, H/ L/ Kaplan (Eds.) The Child, His Psychological and Cultural Development. 1/ Normal Development and Psychological Assesment .-N. Y. -1972.-247 p.
- Yrrow L. Maternal Deprivation: Toward an Empirical and Conceptual Re-vealuation // Paychol. Bull .-1961.-N 58.-P. 459−490.