Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Новое претворение принципа остинатности в музыке ХХ века: На примере творчества композиторов бывшего СССР в 60-80-е годы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Березовчук Л. Ассимиляция элементов музыкального наследия в творчестве композиторов XX века (на материале сочинений Д. Шостаковича и И. Стравинского) //" Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1979. — 22 с. Демешко Г. К проблеме обновления сонатных принципов в советской инструментальной музыке 60 70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, Б… Читать ещё >

Содержание

  • Заключение

XX век накопил новый опыт в использовании принципа остинато, отразившийся в различных категориях музыкального письма и формы. Новые виды композиторской техники, основанные на остинатном принципе, в частности, полиостинатность и репетитивность, появление иных в сравнении с традиционными типов остинатных форм, новых жанровых решений (синтетические жанры), возрастание роли сонорного фактора в остинатных композициях, наконец, возникновение целого художественного направления в западной музыке — минимализма, базирующегося на эксплуатации техники остинато -все это явления XX столетия. Как уже было неоднократно доказано художественной практикой и теоретическими исследованиями в искусстве отсутствует поступательное движение в направлении прогресса или регресса, но происходит накопление качеств, каждое из которых сохраняет ценность в исторической перспективе. В их числе и остинатность, возрожденная в начале XX века в творчестве многих композиторов. Исследуемые в диссертации сочинения демонстрируют неиссякаемость воздействия принципов, сложившихся в художественной практике предшественников, в первую очередь Стравинского и Мессиана. Вместе с тем, сочинения эти выражают ярко очерченную индивидуальность авторского взгляда на мир, а остинато — один из основополагающих факторов связи с традицией — обретает в них новую жизнь.

Действие полиостинатности обусловило появление ряда закономерностей, обнаруживающихся в определенных группах сочинений.

1). Отличительной особенностью тематизма является краткомотивность, «способность» интервала, мотива, созвучия, отдельного звука выполнять функцию тематического порядка.

2). Опора на экстенсивные формы мелоса ведет к ослаблению мелодического начала.

3). Структурной особенностью остинатных линий, составляющих полио-стинатные композиции, является сочетание строгого и свободного, непрерывного и дискретного остинато.

4). Организующим метроритмическим принципом в условиях нетактовой системы является мономерность.

5). Структурно-синтаксическая единица внутренней организации пол иости натных форм — период остинатного развертывания.

6). В области формы происходит ориентация не на определенную схему, а на индивидуально-организованную композицию.

Совершенно очевидно, что в музыке последних десятилетий обнаруживается отход от тех принципов преломления остинато, которые основываются на подчеркнуто традиционном начале. Имеется в виду обращение к формам с участием basso ostinato (в частности, пассакальи), вариациям на выдержанную мелодию, приемам изоритмии, которые узнавались бы как интонационно-производные по отношению к опыту прошлого. Отход этот явился следствием глубинных и множественных преобразований, происшедших в представлении о возможностях использования остинато. Эти преобразования оказались столь глубокими, что возникло ощущение исчерпанности дальнейшего движения мысли по традиционному руслу. Полиостинатные формы оказались в этом смысле выходом в новую сферу представлений о форме с участием остинатного фактора. Обращение к полиостинатности позволило композиторам отразить гораздо более широкий образный спектр эмоциональных состояний — экстатичность, варваризм, гротеск, замкнутую сосредоточенность. Первые образцы полиостинатных форм предусматривали полифоническое гипермногоголосие, движение больших сонорных масс, преследовали цели максимальной красочной насыщенности звучания, ритмической многослойности и многосложности подвижных сонорных тутти. Развивая приемы, выработанные Стравинским в полиостинатных формах, композиторы второй половины XX века эмансипировали принцип полиостинатности в качестве универсального средства выразительности, пригодного как для создания масштабных сонорных композиций (А. Тертерян, А. Шнитке, Л. Грабовский, Н. Корн-дорф), так и для сочинений с экономно прорисованной графикой линий (В. Тормис, Л. Бобылев, А. Пирумов, В. Лобанов).

Важнейшим обстоятельством оказалась эволюция осознанного как универсальное средство принципа полиостинато в сторону акцента на репети-тивной технике. Срастание полиостинатной и репетитивной техники -главная внутренняя тенденция в развитии остинатности во второй половине XX века. Можно сказать, что соединение полиостинатной техники, ведущей начало от музыки Стравинского и Мессиана, и репетитивной техники минимализма приводит к появлению нового направления в музыке, порывающего с эстетической «свернутостью» минимализма, однако использующего его технические приемы. Эта синтезированная техника позволяет охватывать огромные пространства звучания, создавать формы, в которых противопоставляются полярные по семантической сущности интонационные сферы. В подобных случаях начальная и конечная фазы произведения могут представлять контрастные интонационные поля, противопоставление которых является следствием постепенной эволюции репетитивной полиостинатной композиции.

Затронутый в диссертации круг проблем не исчерпывается настоящим исследованием, поскольку здесь только намечены отправные точки и обозначены направления, характеризующие тенденции развития принципа остинатности в современной музыке. Тем не менее, проделанный анализ помогает выявить важные перспективы эволюции музыкального искусства, которые демонстрирует творчество композиторов, утвердивших и продолжающих поиски нового на открытых или неисследованных путях развития музыки.

Новое претворение принципа остинатности в музыке ХХ века: На примере творчества композиторов бывшего СССР в 60-80-е годы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Абезгауз И. О гармоническом языке Кара Караева // Музыка и современность. Вып. 5. М.: Музыка, 1967. — С.159 — 206.

2. Арановский М. Мелодика Прокофьева. Л.: Музыка, 1969. — 282 с.

3. Арановский М. На рубеже столетий // Современные проблемы советской музыки. М.: Сов. композитор, 1983. — С. 37 — 52.

4. Арановский М. Симфонические искания. Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960 1975 годов. Исследовательские очерки. — Л.: Сов. композитор, 1979. — 287 с.

5. Артемов В. Обрести главную ценность // Муз.академия. 1996. — № 1. — С. 72 — 74.

6. Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. — 279 с.

7. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. — 376 с.

8. Асафьев Б. О симфонизме // О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. -С. 96−101.

9. Березовчук Л. Ассимиляция элементов музыкального наследия в творчестве композиторов XX века (на материале сочинений Д. Шостаковича и И. Стравинского) //" Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1979. — 22 с.

10. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. — 200 с.

11. Бершадская Т. Функции мелодических связей в современной музыке //.

12. Критика и музыкознание. Вып.2. JL: Музыка, 1980. — С. 16 — 23.

13. Блок В. Особенности варьирования в инструментальных произведениях Прокофьева // Музыка и современность. Вып. 3. М.: Музыка, 1965. — С. 145 — 169.

14. Бобровский В. О некоторых чертах стиля Шостаковича шестидесятых годов /У Музыка и современность. Вып. 9. М.: Музыка, 1975. — С. 39 — 77.

15. Бобровский В. Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича // Музыка и современность. Вып. 1. М.: Музгиз, 1962.-С. 149- 182.

16. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.-332 с.

17. Будрин Б. Вариационные циклы в творчестве Шостаковича // Вопросы музыкальной формы. Вып. 1. -М.: Музыка, 1966; С. 181 230.

18. Валькова В. Музыкальный тематизм мышление — культура. — Нижний Новгород, 1992. — 163 с.

19. Валькова В. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. — С. 168 — 190.

20. Валькова В. Тематическая организация в симфонических произведениях советских композиторов (60 -70-х гг.) // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5.-М.: Сов. Композитор, 1983. С. 45 — 64.

21. Валькова В. Тематические функции стилевых цитат в произведениях советских композиторов // Советская музыка 70 80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. — М., 1986. — С. 54 — 79.

22. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М.: Музыка, 1988. — 80 с.

23. Вянцкус А. Полиладовость и политональность // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М.: Сов. композитор, 1973. — С. 30 — 47.

24. Генова Т. Из истории basso ostinato XVII XVIII веков (Монтеверди, Перселл, Бах и другие) // Вопросы музыкальной формы. Вып. 3. — М.: Музыка, 1977.-С 123 — 155.

25. Генова Т. Остинатность в русской музыке XIX начала XX века // Проблемы музыкознания. Вып. 3. — М.: МДОЛГК, 1976. С. 68 — 78.

26. Гецелев Б. О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине XX века // Проблемы музыкальной драматургии XX века. Вып. 69. М.: МГПИ, 1983. — С. 5 — 48.

27. Гиршман JI. Пассакалья в произведениях советских композиторов // Музыкальный современник. Вып. 4. М.: Сов. композитор, 1983. — С. 117 — 142.

28. Говорят участники Московского пленума // Сов.музыка. 1973. — № 9. -С. 8- 16.

29. Гоголадзе JI. Формирование бассо остинато в западно-европейской профессиональной музыке X XVI вв. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — Тбилиси, 1983. — 155 с.

30. Гончаренко С. О некоторых особенностях тематизма в крупных инструментальных произведениях Б. Тищенко // Сб. трудов МГПИ. Вып. 34. М., 1977.-С. 39−54.

31. Григорьева Г., Головин А. О музыке Б. Чайковского // Сов музыка. -1985. № 10. — С. 8 — 15 // Сов.музыка. — 1986. — № 3. — С. 27 — 31 //.

32. Сов.музыка. 1986. — № 8. — С. 41 — 44.

33. Григорьева Г. Инструментальный концерт Б. Чайковского // Музыка и современность. Вып. 10. -М.: Музыка, 1976. С. 17 — 32.

34. Григорьева Г. О связи полистилистики и драматургии в музыке советского балета («Ярославна» Б. Тищенко и «Степан Разин» Н. Сидельникова) // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4. М., 1982. — С. 139 — 154.

35. Григорьева Г. О стилевых направлениях в русской советской музыке 50 -70-х годов // Проблемы музыкального стиля. М.:МДОЛГК, 1982. — С. 73 -88.

36. Григорьева Г. Портреты советских композиторов: Николай Сидельников. -М.: Сов. композитор, 1986. 136 с.

37. Григорьева Г. Русский фольклор в сочинениях Стравинского // Музыка и современность. Вып. 6. -М.: Музыка, 1969. С. 54 — 76.

38. Гуляницкая Н.

Введение

в современную гармонию. М.: Музыка, 1984. -256 с.

39. Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций // Муз.академия. — 1994. № 1. — С. 18 — 26.

40. Гуревич Л. Роль фактурно-тембровых средств в симфонической драматургии Кара Караева // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1979. — 24 с.

41. Гуреев С. Камерно-инструментальные сочинения Кара Караева 60-х годов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. М. — Л.: Музыка, 1974. — С. 146- 162.

42. Дашевская Т. Пассакалья и чакона в музыке русских и советских композиторов // Дипломная работа. М., 1963. — 133 с.

43. Дараган Д. Перспективы творчества // Сов.музыка. 1975. — № 6 — С. 28 -33.

44. Двенадцатая ленинградская // Сов.музыка. 1976. — № 11. — С. 26 — 31.

45. Демешко Г. К проблеме обновления сонатных принципов в советской инструментальной музыке 60 70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, Б. Тищенко, Г. Уствольской) // Вопросы теории и эстетики. Вып. 15. -Л.: Музыка, 1977. — С. 170 — 190.

46. Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. Вып. 6. М.: Музыка, 1969. — С. 478 — 525.

47. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Сов. композитор, 1986. — 205 с.

48. Денисов Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. -М.: Музыка, 1971. С. 95 — 133.

49. Друскин М. Игорь Стравинский. Л.: Сов. композитор, 1979. — 230 с.

50. Дьячкова Л. Политональность в творчестве Стравинского // Вопросы теории музыки. Вып. 2. М.: Музыка, 1970. — С. 246 — 289.

51. Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. М., 1994. — 144 с.

52. Дубинец Е. Американская музыка второй половины XX века: нотация и методы композиции // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1996.

53. Евдокимова Ю. Размышления о музыке В. Артемова // Сов.музыка. -1989.-№ 5.-С. 20−24.

54. Екимовский В. Оливье Мессиан: жизнь и творчество. М., 1987.

55. Иванова Г. Об эволюции формы в современной музыке // Теоретические проблемы музыкальной формы. Вып. 61. М.: МГПИ, 1982. — С. 132 — 143.

56. Казурова А. «Реквием» А. Шнитке. К проблеме современной жизни старинных жанров // Дипломная работа. -М., 1983.-79с.

57. Каневский В. Как учить детей искусству // Семейная психология и семейная терапия. — 1999. — № 2.

58. Катунян М. Статическая тональность // Laudamus. М., 1992. — С. 120 129.

59. Катунян М. Эволюция понятия тональности и новые гармонические явления в советской музыке // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1984. — 254 с.

60. Кац Б. О музыке Бориса Тищенко. Опыт критического исследования. JL: Сов. композитор, 1986. — 168 с.

61. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1976. — 367 с.

62. Кокорева JI. Радость открытий // Сов.музыка. -1981,-№ 5.-С. 21−27.

63. Композиторы союзных республик // Сб.статей. Вып. 3. М.: Сов. композитор, 1980 — 200 с.

64. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Статьи и исследования. -JI.: Сов. композитор, 1982. 150 с.

65. Кон Ю. Заметки о ритме в «Великой священной пляске» из «Весны священной» Стравинского // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. — С. 222 — 248.

66. Кон Ю. Об искусственных ладах // Проблемы лада. М.: Музыка, 1972. -С. 99−112.

67. Кон Ю. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность. Вып. 7. М.: Музыка, 1971. — С. 294 — 318.

68. Копылова Т. Яркому начинанию большое будущее // Сов.музыка. — 1980. -№ 3. — С. 35 -43.

69. Кузнецов И. Поколение «семидесятых» вечно вторые? // Муз.академия. -1996, — № 1. — С.129 — 131.

70. Кузнецов И. Теоретические основы полифонии XX века. М., 1994. — 282 с.

71. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. М.: Музгиз, 1931. — 304 с.

72. Кюрегян Т. Новые формы изложения в музыке советских композиторов 60 -70-х годов // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки. МДОЛГК. — М., 1980. — С. 24 — 42.

73. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII XX веков. — М., 1998. — 344 с.

74. Кюрегян Т. Эволюция принципов музыкальной формы в творчестве советских композиторов 50 70-х годов // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М., 1981. — 284 с.

75. Лаврентьева И. Варантность и вариантная форма в песенных циклах Шуберта // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. — С. 33 — 70.

76. Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М.: Музыка, 1978. — 79 с.

77. Лаврентьева И. О взаимодействии двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке // Вопросы музыкальной формы. Вып. 3. -М.: Музыка, 1977. С. 254 — 269.

78. Левандо М. Об остинатности в музыке XX века // Анализ, концепции, критика. Л.: Музыка, 1977. — С. 66 — 78.

79. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. М.: Музыка, 1974. — 447 с. 98Леденев Р. Обаятельный музыкант // Сов.музыка. — 1965. — № 6. — С. 36 -38.

80. Леденев Р. Заметки слушателя // Сов.музыка. 1968. — № 6. — С. 33 — 34. ЮО. Лейе Т. Особенности гармонического стиля Б. Чайковского // Советская музыка 70 — 80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. — Сб. трудов МГПИ.136.

81. Вып.82. М., 1985,-С. 144−161.

82. Лихт В. Залог движения и роста // Сов.музыка. 1986. — № 8. — С. 41 — 44.

83. Мазель Л. О трактовке сонатной формы и цикла в больших симфониях Д. Шостаковича // Музыкально-теоретические проблемы советской музыки. -М.: Музгиз, 1963. С. 60 — 87.

84. ЮЗ. Мазель Л. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982.-328 с.

85. Ю4. Маклыгин А. Фактурные формы сонорной музыки // Ьаис1атш. М., 1992.-С. 129- 137.

86. Ю5. Манаева О. Вариантность в 3-ей фортепианной сонате Б. Тищенко // Теоретические проблемы музыкальной формы. Сб. трудов МГПИ. Вып. 61. -М., 1982.-С. 120- 132.

87. Мартынов В. Время и пространство как факторы музыкального формообразования // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974.-С. 238−248.

88. Ю7. Медушевский В. Интонационная теория в исторической перспективе // Сов.музыка. 1985. — № 7. — С. 66 — 70.

89. Ю8. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке // Критика и музыкознание. Вып. 2. Л.: Музыка, 1980. -С. 5−16.

90. Ю9. Медушевский В. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке // Вопросы музыкальной формы. Вып. 1. М.: Музыка, 1986.-С. 151−180.

91. ПО. Медушевский В. Стиль как семиотический объект // Сов.музыка. 1979. -№ 3. — С. 34−39.

92. Ш. Мейер К. О мелодии // Критика и музыкознание. Вып.2 Л.: Музыка, 1980.-С. 61−65.

93. Мелик-Пашаева К. Творчество О. Мессиана. М.: Музыка, 1981. — 262 с.

94. И. Михайлов М. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981. — 262 с.

95. Михалченкова Е. Драматургия симфоний Канчели. (К проблеме современной симфонической драматургии) // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. М., 1980. — С. 97 — 114.

96. Мокреева Г. О мелодике Стравинского // Вопросы теории музыки. Вып. 2. М.: Музыка, 1970. — С. 290 — 324.

97. Пб. Мокреева Г. Об эволюции гармонии раннего Стравинского // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып.1- М.: Музыка, 1967. С. 238 — 279.

98. Музыкальная культура Эстонской ССР // Сб. статей. Л.: Музыка, 1984. -168 с.

99. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.

100. Назайкинский Е. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965. — 95 с.

101. Нестьева М. Эволюция Бориса Тищенко в связи с музыкально-театральным жанром // Композиторы Российской федерации. Сб.статей. Вып.1. — М.: Сов. композитор, 1981. — С. 299 — 356.

102. Ш. Нестьева М., Фортунатов Ю. Молодежь ищет, сомневается, находит // Сов.музыка. 1966. — № 3. — С. 17 — 26.

103. Николаев А. Один вечер в «Ванемуйне» // Сов.музыка. 1966. — № 11.-С. 30−34.

104. Никольская И. «Траурная музыка» Витольда Лютославского и проблемы звуковысотной организации в музыке XX века // Музыка и современность. Вып. 10.-М.: Музыка, 1976.-С. 187−206.

105. Овсянникова Т. Инвенция в современной музыке (на примере органных инвенций Б. Тищенко) // Анализ, концепции, критика. Л.: Музыка, 1977. -С. 43 -55.

106. Овсянникова Т. Проблемы полифонического тематизма и полифонической формы в советской музыке (на материале произведений 60 70-х гг.) //.

107. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1982. 151 с. 126,Овсянкина Г. Вместе с Борисом Чайковским // Муз.академия. 1996. -№ 1.-С.5−11.

108. Орлова Е. «Динамичная статика» как черта образно-драматургического содержания (на примерах из произведений композиторов Закавказья) // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. М., 1980. — С. 77 -97.

109. Павлинова В. О становлении творческой личности Прокофьева // Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры. (Генезис и эволюция жанров. Своеобразие творческой личности). МДОЛГК. — М., 1987. — С. 94 -115.

110. Паисов Ю. Политональность и музыкальная форма // Музыка и современность. Вып. 10. М.: Музыка, 1976. — С. 207 — 255.

111. Поспелов П. Репетитивная техника и минимализм // Муз.академия. -1994. № 4. — С.74 — 82.

112. Прокофьев С. Статьи и исследования. М.: Музыка, 1972. -333 с.

113. Протопопов В. Вариации в русской классической опере. М.: Музгиз, 1957. 128 с.

114. Протопопов В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М.: Музыка, 1967. 151 с.

115. Протопопов В. Из истории форм инструментальной музыки XVI XVIII веков. Хрестоматия. — М.: Музыка, 1980. — 240 с.

116. Протопопов В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка. М.: Музгиз, 1962. — 295 с.

117. Протопопов В. История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVII XIX веков. — М.: Музыка, 1967. — 616 с.

118. Протопопов В. О тематизме и мелодике С. И. Танеева // Сов.музыка.1940,-№ 7.-С. 49−60.

119. Протопопов В. Очерки из истории инструментальных форм XVI начала XIX века. — М.: Музыка, 1979. — 327 с.

120. Попов Г. Впечатления и мысли // Сов.музыка. 1964. — № 6. — С. 19−23.

121. Пустыльник И. Принципы ладовой организации в современной музыке. JL: Сов. композитор, 1979. — 189 с.

122. Раабен JI. Новое в советской музыке 70-х годов // Современные проблемы советской музыки. JL: Сов. композитор, 1983. — С. 5 — 37.

123. Раабен JI. Образный мир последних камерно-инструментальных сочинений Д. Шостаковича // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. Л.: Музыка, 1977. — С. 44 — 54.

124. Рети Р. Тональность в современной музыке. Л: Музыка, 1968. — 131 с.

125. Рухкян М. Последняя симфония // Муз.академия. 1996. — № 1. — С. 12 -15.

126. Ручьевская Е. Ю. Фалик. Л.: Сов. композитор, 1981. — 103 с.

127. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, 1977. — 160 с.

128. Рыжкова Н. Проблемы индивидуализации тематизма и формы в современной советской музыке // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1982. — 23 с.

129. Савенко С. Кино и симфония // Советская музыка 70 80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. — Сб. трудов МГПИ. Вып. 82. — М., 1985. — С. 30 — 53.

130. Савенко С. Портрет художника в зрелости // Сов.музыка. 1981. — № 9 -С. 35−42.

131. Седельникова О. О советской камерной симфонии 60-х годов // Проблемы музыкальной науки. Вып.4. М.: Сов. композитор, 1979 — С. 46 — 69.

132. Серегина Н. Древнее в современном // Современные проблемы советской музыки. Л.: Сов. композитор, 1983. — С. 102 — 118.

133. Смирнов М. Русская фортепианная музыка. М.: Музыка, 1983. — 335 с.

134. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.-447 с.

135. Скребкова-Филатова М. Поиски нового синтеза // Сов.музыка. 1982. -№ 4.-С. 19−23.

136. Слонимский С. О благородстве человеческого духа// Сов.музыка. 1971. — № 7. — С. 31−33.

137. Сниткова И. О новых принципах фактурной организации современной музыки // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Вильнюс, 1986. — 22 с.

138. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. -М.: Музыка, 1992. 229 с.

139. Соколов О. О двух основных принципах формообразования в музыке // О музыке. Проблемы анализа. -М.: Сов. композитор, 1974. С. 51 — 72.

140. Соколов О. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Горький. Волго-Вятское книжное издательство, 1977. — С. 12−58.

141. Соколов О. К проблеме типологии музыкальных форм // Проблемы музыкальной науки. Вып.6. М.: Сов. композитор, 1985. — С. 152 — 180.

142. Сохор А. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. — С. 292 -309.

143. Спасов Б., ХолоповаВ. Ритмические прогрессии и серии // Проблемы музыкального ритма. М.: Музыка, 1978. — С. 261 — 293.

144. Способин И. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1984. — 400 с.

145. Степанян Р. Авет Тертерян // Композиторы союзных республик. Вып.З. -М.: Сов. композитор, 1980. С. 170 -200.

146. Степанян Р. Пути разные, но плодотворные // Сов.музыка. 1976. — № 11. -С. 14−17.

147. Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 1971. — 414 с.

148. Стравинский И Статьи. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1985. -376 с.

149. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963. — 276 с.

150. Стравинский И. Ф. // Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 18. -М., 1997.-204 с.

151. Столбиков И. Ладоорганизующая функция остинатности // Проблемы историзма и современные методы исследования в искусствознании и музыкознании. Тезисы докладов к научно-теоретической конференции. Горький, 1986.-С. 153 — 155.

152. Сухомлин И. О композиционных принципах остинатности // ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы развития культуры и искусства. Свердловск, 1981.-С. 90−93.

153. Сыров В. Борис Тигценко и его симфонии // Композиторы союзных республик. Вып.1. М.: Сов. композитор, 1976. — С. 3 — 47.

154. Сыров В. О стиле Б. Тищенко // Проблемы музыки XX века. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1977. — С. 158 — 178.

155. Сыров В. Стиль композитора в связи с идейной концепцией творчества (на примере музыки Б. Тищенко) // Советская музыка 70 80-х годов. Стиль и стилевые диалоги. — Сб. трудов МГПИ. Вып.82. — М., 1985. — С. 123 — 143.

156. Тараканов М. Заметки о новом сочинении // Сов.музыка. 1971. — № 7. -С. 33 -39.

157. Тараканов М. Мелодические явления в гармонии Прокофьева // Музыкально-теоретические проблемы современной науки. М.: Музыка, 1963.

158. Тараканов М. Новая тональность в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. Вып.1. -М.Сов.композитор, 1972. С. 5 — 35.

159. Тараканов М. Новая жизнь старой формы // Сов.музыка. 1968. — № 6. -С. 54−62.

160. Тараканов М. Субъективные заметки // Сов.музыка. 1966. — № 10. — С. 25−33.

161. Тараканов М. Традиции и новаторство в современной советской музыке // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. — С. 11 — 30.

162. Федюкова Е. Вторая симфония Шнитке (к проблеме взаимодействия жанров в музыке XX века). — Дипломная работа. — М., 1985.

163. Франтова Т. О новых функциях полифонической фактуры в советской музыке 60-х годов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М.: Сов. композитор, 1983. — С. 65 — 88.

164. Франтова Т. Неклассические полифонические формы в музыке советских композиторов 60 70-х годов // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗА. — Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. — М., 1994. — С. 216−231.

165. Холопов Ю. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность. Вып.8. М.: Музыка, 1977. — С. 229 — 277.

166. Холопов Ю. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып.4. М.: Музыка, 1966. — С. 216 — 329.

167. Холопов Ю. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада. М.: Музыка, 1972. — С. 35 — 76.

168. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. — 287 с.

169. Холопов Ю. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана // Музыка и современность. Вып.7. М.: Музыка, 1971. — С. 247 -293.

170. Холопов Ю. Принципы классификации музыкальных форм. М.: Музыка, 1971.-С. 65−94.

171. Холопов Ю. Современные черты гармонии С.Прокофьева. М.: Музыка, 1967.-477 с.

172. Холопов Ю. Функциональный метод анализа современной гармонии //.

173. Теоретические проблемы музыки XX века. М.: Музыка, 1978. — С. 169 -199.

174. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. — 304 с.

175. Холопова В. Драматургия и музыкальные формы в кантате С. Губайдулиной «Ночь в Мемфисе» // Музыка и современность. Вып.8. М.: Музыка, 1974. — С. 109 — 130.

176. ХолоповаВ. Мелодика. Научно-методический очерк. М.: Музыка, 1984. -88 с.

177. ХолоповаВ. Музыкальный тематизм. -М.: Музыка, 1983. 88 с.

178. Холопова В. Музыкальный ритм. М.: Музыка. 1980. — 71 с.

179. Холопова В. О композиционных принципах Скрипичного концерта А. Берга // Музыка и современность. Вып.6. М.: Музыка, 1969. — С. 343 -371.

180. Холопова В. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века. // Критика и музыкознание. Вып. 2. Л.: Музыка, 1980. — С. 23 — 35.

181. Холопова В. Об одном принципе хроматики в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. Вып.2. М.: Сов. композитор, 1973. — С. 331 -344.

182. Холопова В. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1979. — С. 4 — 22.

183. Холопова В. О ритмике Прокофьева // От Люлли до наших дней. М.: Музыка, 1967. — С. 230 — 255.

184. Холопова В. О ритмической технике и динамических свойствах ритма Стравинского // Музыка и современность. Вып.4. М.: Музыка, 1966. — С. 96 -126.

185. Холопова В. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983. -281 с.

186. Холопова В. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50 80-е годы) // Проблемы музыкальной формы теоретических курсах ВУЗА. — Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. — М., 1994. — С. 46 — 69.

187. Холопова В. Типы новаторства в музыкальном языке русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. — С. 158 — 205.

188. Холопова В.Фактура. М.: Музыка, 1979. — 87 с.

189. Холопова В. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974.-С. 229−238.

190. Ценова В. Музыкальные формы в творчестве современных московских композиторов // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗА. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 132. — М., 1994. — С. 199−215.

191. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма.- М.: Музыка, 1974. 243 с.

192. Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984.-44 с.

193. Южак К. Из наблюдений над стилем Уствольской // Стилевые тенденции в советской музыке 60 70-х годов. — Л., 1978. — С. 85 — 101.

194. Южак К. Некоторые вопросы современной теории полифонии как системы музыкального мышления // Полифония. М.: Музыка. 1975. — С. 6 — 62.

195. Якубяк Я. Мирослав Скорик // Композиторы союзных республик. Вып.З. -М.: Сов. композитор, 1980. С. 94 — 130.

196. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М.: Сов. композитор, 1969. — 320 с.

197. Barkin Е. A View of Shoenberg’s. Op. 23/1 // Perspectives of New Music. -New York, 1975. P. 99 — 127.

198. Bryan R. Simms. Music of the twenties century. Style and structure // New York. Shirmerbooks. A division of Macmillan. Inc., 1986. 450 p.

199. Gamer K. Notes of the Structure of Piano Raga Music // Perspectives of New Music. New York, 1975. — P. 191 -230.

200. Gilbert S. The Uitra-Modern Idiom: A Survey of New Music // Perspectives of New Music. New York, 1975. — P. 282 — 314.

201. Hitchcock W. Ostinato Pianissimo // The Musical Quarterly. 1984 — № 1. -V.LXX.-P. 21−42.

202. Toorn P. The music of Stravinsky. New York, 1983. — P. 1 — 143.

203. Smith Ch. Prolongations and progressions as musical syntax // Music Theory. Special Topics. London, 1981. — P. 139 — 174.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой