Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Фламандский живописец Якоб Йорданс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отдых Дианы". Размер картины 203×264 см, холст, масло. Индивидуальность фламандского живописца Йорданса проявилась в особом типе крупномасштабной композиции, где представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план картины и заполняют всю поверхность полотна, лишенной пространственной глубины; избранный художником в своих картинах низкий горизонт усиливает впечатление грузности… Читать ещё >

Фламандский живописец Якоб Йорданс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фламандский живописец Якоб Йорданс

Введение

якоб йорданс художник картина Якоб Йорданс (Иорданс) (нидерл. Jacob Jordaens, 19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский живописец, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Якоб Йорданс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, работал в бытовом и портретном жанрах.

На творчество Йорданса большое влияние оказал Питер Пауль Рубенс, который привлекал Якоба Йорданса к своим работам, а также такие выдающиеся художники как Стен и Снейдерс.

В творчестве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в искусстве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо.

1. Биография Якоб Йорданс родился в 1593 первым из одиннадцати детей в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего и его жены Барбары. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он сотрудничал. В 1616 вступил в Гильдию Св. Луки и в том же году женился на дочери учителя Анне Катарине ван Ноорт. В 1618 году купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство. В этом доме, расширенном в 1639, он устроил мастерскую и провёл практически всю жизнь.

На его творчество большое влияние оказал Рубенс, который привлекал Йорданса к своим работам, а также такие художники как Стен иСнейдерс.

«В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы, такие её черты, как ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм. Вместе с тем в творчестве Йорданса значительную роль играли связи со старой нидерландской традицией и с наследием Караваджо.»[1]

Помимо картин Йорданс писал картоны для гобеленов. Также сохранилось несколько сотен его рисунков.

«В ранних произведениях Йорданса („Семейный портрет“, около 1615, Эрмитаж; „Поклонение пастухов“, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. („Воспитание Юпитера“, 1620, Картинная галерея, Кассель; „Семейный портрет“, около 1622−24, Прадо, Мадрид; „Аллегория плодородия“, около 1625−28, Музей старинного искусства, Брюссель; „Бобовый король“, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма — пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов.»

После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс стал самым популярным художником Антверпена. Даже после его обращения в 1645 г. к протестантизму католическая церковь продолжала заказывать ему работы.

«С 1640-х гг. Йорданс пишет парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос (панно „Триумф принца Фридриха Генриха Оранского“, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).» В 1650-х годах на смену ярким краскам в творчестве Йорданса приходит серо-голубая палитра, временами переходящая к коричневым тонам. У Йорданса было много учеников. С 1621 по 1667 годы в Гильдии св. Луки официально было зарегистрировано 15 учеников.

2. Картины К 1615 году исследователи относят «Портрет семьи Йорданса», весьма уверенно написанный; 1618 годом датировано «Поклонение пастухов», в котором уже проявилась характерная особенность зрелого стиля Йорданса — трактовка религиозных тем в жанровом плане. 20-е — 30-е годы XVII века стали периодом расцвета искусства Якоба Йорданса. Именно в это время создает он такие шедевры, как «Сатир в гостях у крестьянина» и «Бобовый король». Могучий жизнелюбивый дух фламандской школы находит здесь классическое свое выражение.

Сюжетом картины «Сатир в гостях у крестьянина» послужила известная басня Эзопа о дружбе человека со сказочным обитателем лесов и о наивном разочаровании последнего в людской породе. Сатир усмотрел двуличие в том, что, дуя с морозу на руки, крестьянин согревал их, а, дуя на варево, охлаждал его.

В картине Якоба Йорданса встреча крестьянской семьи с лесным гостем показана совершенно реалистично, как обычное, несколько забавное событие. Энергичная лепка крупных фигур, грубоватые простонародные типы, резкие светотеневые контрасты, глубокий золотисто-коричневый с огненными отблесками колорит полностью отвечают этому замыслу. Жестикуляция и мимика крестьян, силящихся понять Сатира и растолковать ему свой обычай, чрезвычайно выразительны.

Еще более жизнерадостна картина «Бобовый король», или «Король пьет!», как ее иногда называют. Художник изображает праздник во фламандской семье среднего достатка. Кусок пирога с запеченным бобом достался на этот раз дедушке. Вот он посажен во главе стола, надета бумажная корона. выбрана королева — и всех захватило шумное веселье. Великолепно передает Иорданс и этих здоровых, полнокровных, беззлобно потешающихся людей и всю обстановку шуточного события. Отлично написан натюрморт.

Иорданс несколько раз варьировал композиции этих двух прославленных полотен. Близко к ним стоит картина «Диоген, ищущий человека», написанная около 1643 года. Но в это время художник уже начинает терять особое чувство непосредственности, отличавшее его лучшие работы. Портреты и композиции Йорданса становятся асе более парадными и эффектными («Триумф Фридриха Генриха Оранского». «Время, изгоняющее клевету и порок». 50-е годы).

«Мелеагр и Аталанта». Размер картины 152×120 см, холст, масло. Это произведение относится к раннему периоду творчества живописца. В возрасте двадцати — двадцати пяти лет помимо полотен религиозной тематики, Йорданс написал достаточно много картин на известные мифологические сюжеты. Мелеагр, в мифологии — герой Этолии, сын каледонского царя Ойнея и Альфеи, супруг Клеопатры. Когда Артемида, разгневанная за то, что Ойней не принес ей жертвы, послала на страну дикого вепря, Мелеагр собрал знаменитейших охотников Греции, с помощью которых ему удалось убить вепря. Аталанта — аркадианка, дочь Яза и Климены; воспевается в греческих сказаниях, как славная охотница, искусная в стрельбе из лука. Аталанта была брошена своим отцом, желавшим сына, на гору Парфенион, вскормлена пастухами, которые впоследствии возвратили ее родителям. От стрел ее пали центавры Роик и Гилай, вздумавшие ее преследовать. По одним преданиям, Аталанта принимала участие в походе аргонавтов, но по более распространенным сказаниям — в охоте за каледонским вепрем, которому она нанесла первую рану, за что Мелеагр поднес ей охотничий трофей — голову и шкуру вепря.

«Четыре евангелиста». Размер картины 133×118 см, холст, масло. Произведение раннего периода творчества художника. Четыре евангелиста созерцают Священное Писание, которое, в свою очередь, послужило источником вдохновения их собственных сочинений. Пока они погружены в изучение текста Библии, покоящейся на столе, Иорданс позволяет нам оценить различие их индивидуальностей. Полуфигуры господствуют в пространстве, почти полностью закрывая задний план, образуемый винно-красным бархатным занавесом и просветом неба. Благовестниками или евангелистами называют авторов четырех классических евангелий — святых апостолов Матфея, Марка, Луку и Иоанна. В древности это название было шире; оно прилагалось ко всем проповедникам Евангелия или слова Божия. Среди протестантских народов такое употребление слова сохранилось и доселе: оно прилагается у них к миссионерам и ко всем вообще лицам, которые стремятся возродить общество проповедью учения Христова, заключающегося в Евангелиях. В древней церкви была особая степень или должность — евангелистов, специально для проповеди Евангелия среди иудеев и язычников. Современник Питера Пауля Рубенса, Йорданс воспринял от своего более старшего товарища живость колорита и кисти, а также мастерство в передаче естественных телесных тонов. Однако сильный, энергичный реализм его композиций обязан больше влиянию Караваджо, чей стиль Йорданс мог видеть отраженным в работах последователей итальянского живописца в Утрехте. Ранние полотна художника технически несовершенны, но отличаются грубоватой, сильной выразительностью; однако Якоб Йорданс развивался как живописец, со временем его стиль стал более выдержанным; позднее Йордансу оказывали покровительство короли Испании и Швеции, владетельные герцоги других земель.

«Нимфы у источника любви». Размер картины 131×127 см, холст, масло. Как олицетворения прелести природы, нимфы изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих у фонтанов или источников, обнаженными полностью или с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния нимф источников нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; другие нимфы, например, дриады (нимфы лесов и деревьев) изображались в лесной чаще или рядом с одиноким могучим деревом, ореады (нимфы гор) представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. Нимфам древними греками посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, источники и фонтаны.

«Сатир в доме крестьян». Размер картины 194,5×203,5 см, холст, масло. Это полотно является произведением начала зрелого периода творчества художника. Другое название этой картины Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина». В 20−30-е годы 17 столетия, годы расцвета творчества художника, Йорданс пишет мифологические и аллегорические полотна и композиции, которые неизменно трактуются живописцем как жанровые сцены («Аллегория Плодородия», «Орел, терзающий Прометея», «Пан и Сиринга», «Одиссей в пещере Полифема», «Детство Зевса», «Марсий, истязаемый музами»). Тема картины о сатире, беседующим с крестьянином в его доме, написанной на сюжет басни Эзопа, воплощена художником в целой серии полотен, хранящихся в настоящее время в музеях Будапешта, Брюсселя, Касселя, Москвы и Мюнхена.

Немолодой сатир, приглашенный в гости на крестьянскую трапезу, удивлен непонятной бестолковостью людей — поведением крестьянина, который дует на то похлебку, пытаясь ее охладить, то на руки, чтобы их согреть. И крестьянин, и сатир — дети единой природы — сгрудились вокруг небольшого стола, их тяжелые тела, краснощекие лица, грубые ступни ног, бытовые предметы в крестьянской хижине переданы художником на картине «Сатир в доме крестьян» с великолепной пластической осязательностью и неподражаемой точностью.

«Возвращение из Египта». Размер картины 63×50 см, холст, масло. Наряду с картиной «Святое семейство» (1614−1618, Музей изящных искусств, Сан Франциско), это полотно является одним из самых ранних произведений живописца.

Полное название картины Якоба Йорданса «Возвращение святого семейства из египетских земель». Предания о бегстве и возвращении из Египта святого семейства имеют связь с пророчествами Исаии (XIX, 1) и Иеремии (XLIII, 12−13). В византийской и древнерусской письменности встречается немало известий о подробностях события бегства в Египет. Таковы: известие Палладия о церкви в Ермополисе; известие Созомена о высоком древе, которое боготворили язычники и которое, вместе с обитавшим в нем демоном, потряслось при появлении Иисуса Христа; о нападении разбойников в пути на святое семейство. Древние памятники западноевропейского искусства и средневековые художники в фресках, в миниатюрах рукописей и в скульптуре уснащали изображения святого семейства во времена путешествия в египетские земли и обратно деталями апокрифического происхождения.

Орел, терзающий Прометея". Размер картины 245×178 см, холст, масло. Эта картина фламандского живописца известна также под названиями «Прикованный Прометей» и «Закованный Прометей». Согласно греческим преданиям, когда люди остались без огня, заступник их Прометей похитил его с очага Зевса (по другим мифам из лемносского горна Гефеста) и перенес к людям. За это Зевс решил отомстить людям созданием женщины Пандоры, которая стала виновницей всех человеческих бед и напастей, а Прометея приковал в горах к гранитной скале. Однако позднее Прометею было суждено примириться с Зевсом благодаря Гераклу, который убил орла, прилетавшего днем клевать печень Прометея, и освободил сына титана Япета и Климены. Миф о Прометее отражен в творчестве великих поэтов — Гёте, Байрона, Шелли.

«Отдых Дианы». Размер картины 203×264 см, холст, масло. Индивидуальность фламандского живописца Йорданса проявилась в особом типе крупномасштабной композиции, где представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план картины и заполняют всю поверхность полотна, лишенной пространственной глубины; избранный художником в своих картинах низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. Эти приемы живописи, вероятно, были связаны с активной работой молодого Йорданса над картонами для шпалер с особыми правилами построения композиции и перспективы. В картине «Отдых Дианы» и других картинах на мифологические сюжеты («Подношение богине Церере», Прадо; «Воспитание юного Юпитера», Художественный музей, Кассель; «Мелеагр и Аталанта», Музей изящных искусств, Антверпен) художником представлены такие же полнокровные типажи.

«Искушение Адама и Евы». Размер картины 185×221 см, холст, масло. Это полотно голландского художника известно и под другим названием «Грехопадение». В 20−40 годах 17 века Йорданс работал в мастерской Питера Пауля Рубенса.

Он был скорее коллегой, чем учеником Рубенса, хотя искусство великого художника вдохновляло Йорданса достаточно долго. Якоб Йорданс, как и Антонис Ван Дейк, принимал участие в создании монументальных композиций, над которыми в то время работал Рубенс, например, «Иисус в доме Симона Фарисея» и других.

В эти годы художник исполнил ряд религиозных композиций («Четыре евангелиста», «Искушение Адама и Евы»), в том числе алтарные картины («Чудо святого Мартина»).

На протяжении всей своей долгой жизни Йорданс не прекращал работать для церквей, а также создавал картины религиозного содержания по частным заказам. Знаменитая картина 1663 года «Иисус среди книжников» свидетельствует о большой внутренней силе живописи художника.

3. Галерея

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой