Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Хакасский костюм в художественном пространстве традиционной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целостном анализе художественно-эстетических основ хакасского костюма была выявлена семантика элементов костюма. Семантика хакасского костюма как система знаковых форм имеющих определенный смысл и значение в хакасской культуре. Данная система основывается на пространственных представлениях' традиционного мировоззрения, в которых костюм выстраивается по аналогии с макрокосмом — основной моделью… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко — культурологический анализ хакасского костюма
    • 1. 1. Аксиологические основания культурологического анализа хакасского костюма
    • 1. 2. Историческая динамика и этнокультурные влияния на формирование хакасского народного костюма
    • 1. 3. Структурно-функциональный анализ традиционного костюма хакасов
  • Глава II. Художественно-эстетические основы хакасского традиционного костюма
    • 2. 1. Этнокультурная семантика традиционного костюма хакасов
    • 2. 2. Особенности художественно- образного решения хакасского костюма
    • 2. 3. Роль хакасского народного костюма в художественном пространстве традиционной культуры

Хакасский костюм в художественном пространстве традиционной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Традиционная культура в современных условиях нарастания процесса глобализации становится той основой, на которой возможно решение разного рода политических, социальноэкономических и других проблем современности, так как по своему характеру она представляет собой мир смыслов и ценностей, вокруг которых организуется человеческое бытие. Большое внимание к различным проявлениям народной культуры обуславливается общим интересом к многообразию культур и кризису техногенной культуры, поиском новых направлений в развитии современного общества, выработки «национальной идеи». Понимание различными этносами собственной культурной ценности, попытки сохранения национальной самобытности требуют изучения 1 исторической динамики изменений происходящих в традиционной культуре.

Процесс эволюции традиционной культуры в XX веке принял специфические черты, к которым относятся процессы урбанизации, сокращения численности носителей национального языка, утрата ценностей этнической культуры. В таких условиях представляется исключительно важной задачей формирование в каждом этническом сообществе чувства духовного единства и самоценности своего народа. К факторам национальной идентификации относятся многие элементы традиционной культуры, одним из которых является традиционный косном. Взаимодействие культур в современных I условиях ведет к формированию поливариантной среды, в которой каждая культура существует в диалоге с окружающим культурным пространством.

Необходимость научного исследования данной культурологической проблематики изучения различных культурных артефактов актуальна с позиции их семантического и художественно-эстетического значения в адаптации традиционных форм к современным условиям. Особую роль в диалоге культур приобретает народная художественная культура, которая ведет диалог посредством образной системы и представляет специфическую форму коммуникации. Проблема функционирования и стимулирования t развития различных феноменов традиционной культуры в современной России имеет особое значение в решении вопросов формирования толерантности и культурной интеграции.

В этой связи особую роль приобретает изучение различных культурных феноменов, которые являются словарным запасом языка культуры. Как культурный феномен, традиционный костюм является одной из базовых единиц традиционной культуры. Одной из основных его функций является функция идентификации личности с этносом, включение индивидуума в традиционный социум, принятие его норм и ценностей. Функции народного костюма в традиционной культуре выходят за границы утилитарных, благодаря синкретичности народной культуры, в его структуре отражается этническое миропонимание и мироощущение. При этом художественная выразительность народного костюма переводит картину мира этноса на интернациональный язык художественно-эстетического восприятия.

Причина особого внимания к костюму, представляется важной в аспекте рассмотрения его, как второй, «культурной» оболочки человеческого тела: которая с одной стороны, обозначает телесность, с другой — является символическим центром овеществленного пространства. В t этом процессе важным для темы исследования является расшифровка культурной семантики традиционного костюма.

Культурологический подход к изучению костюма, позволяет рассмотреть его в контексте ценностей традиционной культуры: изучение семантики костюма как системы знаков, позволяет с ее помощью выделить основные ценностные характеристики костюма в традиционной культурехудожественно-эстетическая природа хакасского костюма рассматривается с позиции активного формирующего творческого начала традиционной культуры. I.

В этой связи разработанность вопроса, связанного с традиционным мировоззрением хакасов, с этническим менталитетом, позволяет наиболее точно воспроизвести пространственною модель культуры, и наоборот, построение еще одной модели обогащает понятие национального менталитета. Антропологическое содержание присущее костюму более чем другим артефактам и позволяет расширить понимание этнического менталитета через опредмечивание в вещественном мире духовной сферы традиционной культуры.

Такой анализ представляется важным для изучения динамики традиционной культуры. Вследствие изменений традиционного уклада, произошло постепенное исчезновение традиционных ремесел, важность костюма заключается так же и в том, чтб в нем сохраняются технологический опыт этнической культуры. Сфера материального воспроизводства традиционной культуры важна для сохранения ее духовного пространства. Комплексное изучение хакасского народного костюма позволит определить его роль в системе организации художественного пространства. Изучение народного костюма как части культуры, способствует постижению и сохранению национальной культуры и самосознания этнических общностей. Комплексное изучение хакасского костюма на основе культурологического анализа выражается в анализе его функций в культуре, худржественной структуры как выражении этнической/ специфики, определении условий сохранения традиционной культуры в условиях процесса глобализации.

Степень научной разработанности проблемы определяется наличием ряда публикаций, затрагивающих отдельные аспекты темы диссертации. Исследование проблемы делает необходимым представление сущностной характеристики культуры в рамках определений, базисом которых являются работы культурантропологического направления, среди них необходимо отметить труды Дж. Фрэзэра, Э. Тайлора, К. Леви-Стросса, Б. Малиновского, Ф. Боаса, А. Кребера, К. Клакхона, Э. С. Маркаряна, С. А. Токарева, Г. ¦ ЗимМеля, .П. Рикера и других. Данные исследования являются базисом. для культурологическогоизучения. феномена традиционного костюма, его коммуникативных, магических, социальных и др. функций.

Исследования подсознательного, коллективного бессознательного и пра-логического мышления как осцовы для символической и семиотической деятельности человеческого сознания принадлежат 3. Фрейду, К. Юнгу, Л. Лсви-Брюлю, и мифа как основы традиционной культуры в работах JIФ. Лосева, К Леви-Стросса, М. Элиаде, М. Мосса, ЭЛэ. Тайяора и др. использованы в анализе семантики хакасского костюма. ,.

В работах Г. Т. Гадамера, Ж Бодрийяра, X Oprcm-и-Гассега рассматривается кризис эстетики в проблеме нового понимания. современной культуры, указывающие на дегуманизацию искусства, к которой ведет современное состояние науки, философии и культуры на основе исторического сознания.

Тема диссертационного исследования включает в себя проблематику, касающуюся выявления аксиологических оснований традиционного хакасского костюма, в контексте интерпретаций культуры как регулятивно-нормативной человеческой жизнедеятельности в исследованиях М. С. Кагана, Б. С. Ерасова, А. А. Пилипенко, И. Т. Яковенко и др.

Важное значение имеют работы семиотического характера, в котором базисным подходом является символизм культуры, рассматриваемый в трудах В. Тернера, Э. Кассирера, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, А. К. Байбурина и др. В исследованиях Р. Барта рассматривается. современная культура и мода как семиотический текст, с проведением семиотического анализа костюма-образа и костюма-описания. При этом интересен механизм выстраивания вторичной семиотики на примере модного костюма. Одно из направлений в современной философии посвящено философии телесного познания, взаимосвязь телесности с социально-культурной сферойбытия современного общества — М. Эпштейн, Г. Тульчинский. Исследования вышеперечисленных авторов являются теоретическими основами. для изучения символической функции костюма, телесного кода кос пома в традиционной культуре, его роли в формировании художественного пространства.

В искусствоведческой проблематике костюм рассматривался как художественно-эстетический феномен народного искусства. Предметами изучения в этих исследованиях является художественный образ, соотношение в нем коллективного и родового начала, костюм рассматривается как часть художественного ансамбля в работах П. П. Богатырева, М. А. Некрасовой, Ф. М. Пармона, Г. С. Масловой, П. Ф. Пармона Л. М. Кирсановой, Т. М. Разиной и др.

Традиционный хакасский костюм был объектом изучения этнографов, историков, фольклористов. К первым научным сведениям начала XVIII и середины XIX вв. относятся работы Д. Г. Мессершмидта, Г. Ф. Миллера, П. С. Палласа, И. Г. Георги, В. В. Радлова, Н. Ф. Катанова, Н. М. Ядринцева, И. Караганова, А. А. Кузнецовой, П. Е. Кулакова и др., с описанием языка, быта, обычаев, устного народного творчества различных этнических групп хакасов.

Коллективный труд Э. JL Львова, И. В. Октябрьской, А. М. Сагалаева, М. С. Усмановой по традиционному мировоззрению тюрков Южной Сибири, основанный на обширном этнографическом и лингвистическом материале, является одним из источников рассмотрения семантического значения хакасского костюма в традиционной культуре.

Этнографические работы, посвященные этническим костюмам народов, имеющих общую историю и культурные влияния на хакасский костюм, принадлежат JI. И. Рославцевой, Ф. Т. Валееву, С. И. Вайнштейну, Р. Д. Бадмаевой, Н. В. Кочешкову, Л. И. Викторовой, В. П. Дьяконовой и др. Для изучения исторической динамики хакасского костюма, данные исследования имеют несомненный интерес.

В течении XX в. Н. Н. Козьминым, С. Д. Майногашевым, Л. П. Потаповым, К. М. Патачаковым, Л. Р. Кызласовым, Ю. С. Худяковым, С. В. Ивановым, Н. Ф. Прытковой, В. П. Дьяконовой и др. исследовался костюм как элемент традиционной культуры, а труды А. А. Кузнецовой, Ю. А. Шибаевой, И. К. Кидиековой посвящены хакасскому костюму и традиционному орнаменту. Единственная монография, посвященная хакасской одежде, принадлежит Ю. А. Шибаевой. Данная работа написана по результатам экспедиции конца 40-х гг. опубликована в 1959 г. и в настоящее время является библиографической редкостью. Исследование по хакасскому костюму Ю. А. Шибаевой проведено в этнографическом и историческом контексте, однако семантика и символика костюма в нем не рассматривалась, что в свою очередь позволило бы расширить понимание значения костюма в этнической культуре.

Несмотря на научную ценность существующих работ и наличие разнообразных подходов, следует отметить, что многие из них лишь намечают проблему культурологического осмысления феномена хакасского костюма. Проблема настоящего исследования заключается в противоречии между описательным этнографическим подходом и выявлением сущности феномена хакасского костюма, его семантического потенциала в культуре хакасов и межкультурной коммуникации.

Объектом исследования является традиционная культура хакасов.

Предметом исследования t — связь традиционного коспома хакасов с художественным пространством в традиционной культуре.

Цель исследования заключается в изучении народного костюма в традиционной культуре хакасов, определение семантики и художественно-эстетической специфики костюма, включение в современный контекст этнической культуры.

Эта целевая установка обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задан:

1. Обосновать адекватность аксиологических и семиотических представлений в применении к исследованию феноменов хакасской традиционной культуры N.

1. Осуществить исторжо-культуролошческий анализ и влияние эшогенетичеких факторов на формирование хакасскою традиционного коспома.

2. Провести структурный анализ хакасского народного костюма XIX-начала XX вв. и выявить его основные функции в традиционной культуре.

3. Определить семантику, конструктивный строй, цвет и композицию, элементов хакасского костюма на основе традиционного мировоззрения.

4. Выявить роль народного костюма в формировании художественного пространства традиционной культуры хакасов.

Методологические основы исследования: методология исследования опирается на фундаментальные методы аксиологической теории, г рассматривающей явления с позитивно направленной ценностной позиции. В рамках структурно-функционального подхода производился анализ функций костюма в традиционной культуре. Диссертант исходил из того, что костюм как один из текстов культуры, выстраивает с помощью символов модель мира, являясь средством передачи информации между субъектами, таким образом, описание культурной семантики костюма было основано на семиотической теории. Анализ исторической динамики хакасского костюма, был основан на сравнительно-историческом методе исследования в контексте культурного диалога. Элементы комплексного подхода были использованы при изучении художественно-эстетических особенностей хакасского традиционного костюма. В ходе исследования нами применялись общенаучные методы анализа и синтеза, эмпирические методы, такие как опрос, беседы, которые проводились с возрастными категориями населения Хакасии.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены и проанализированы основные функции коспома в процессе формирования культурных смыслов: символических,' художественно-эстетических, магических и ушлишрно-цракгических. '.

2. Выявлено формирование хакасского коспома на основных исторических этапах развития хакасского этноса.

3. Определена обнщ структурирующая основа для художественных элементов, связанная с традиционным мировоззрением хакасов и символической функцией костюма, с описанием художественно-эстетических особенностей хакасского костюма, его композиции, конструкции и декора.

4. Аргументировано семантическое значение элементов костюма, его цветовых характеристик, орнамента вышивки и украшений на основе представления о трехчастных пространственных представлениях, выраженное в основных символических образах, формирующихся художественными средствами на основе мифологического мышления традиционной культуры.

5. Определена роль традиционного костюма как структурирующего элемента в формировании художественных пространственных отношений с учетом роли ландшафта -«вмещающего» пространства этноса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исследование хакасского костюма, с учетом его функций и структуры является плодотворным подходом к изучению художественного пространства в традиционной культуре. Ценностная ориентация традиционной культуры является основой для функций костюма.

2. Историческая динамика хакасского коспома связана с этапами историко-культурного развития. Костюм как один из консервативных элементов традиционной культуры, является одним из источников изучения этнической культуры народов Сибири.

3. Художественно-эстетические элементы хакасского традиционного коспома выстроены на основе представлений традиционного мировоззрения и структурируются по принципу трехчастносги. Цветовая символика коспома так же отражает данную пространственную модель.

4. В хакасском костюме прослеживается семантика древних образов, имеющих мифологические корни. Наиболее ярко данные образы художественно представлены в шаманском и женском праздничном костюме.

5. Символические и художественно-эстетические функции хакасского коспома приобретают особое значение в обрядово-ритуальном и праздничном процессе.

Теоретическая значимость исследования заключается в адаптивных возможностях традиционного коспома как основы организации художественного пространства, расширении понятий семантики в культурологическом исследовании в конкретных культурных феноменах. Комплексное исследование функций костюма ведет к уточнению категориального аппарата культурологи в исследовании традиционных культур, способствует становлению культурной регионалистики, ее взаимосвязи с краеведением, историей, этнологией, искусствоведением. •.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы в преподавании дисциплин «Историякостюма», «Народная художественная культура», «Народный костюм и его сценическое воплощение» в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях дополнительного образования, в организациях народного художественного промысла.

Источниками исследования являлись рукописные фонды ХакНИИЯЛИ, этнографические коллекции Хакасского краеведческого музея, Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, материалы этнографической экспедиции Хакасского НМЦ НТ по Бейскому району в 1993 г., изделия народных мастеров: Инкижековой К. Д., Дориной М. Н., Чаптыковой Е. Г., Райковой А. П. и др. Особое значение в исследовании хакасского костюма имеют изобразительные источники, представленные рисунками и фотографиями в опубликованных литературных источниках, каталогах, семейных архивах наших информаторов, а так же сделанных автором в процессе сбора информации по теме исследования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались в ряде выступлений с докладами на научно-практических конференциях: международной научной конференции «Развшие языков и культур коренных народов Сибири в условиях юмспяющсйся России» (Абакан, 2005) — международной научнопраюической конференции «Ис горико-культур1 ioe взаимодействие народов Сибири» (Новокузнецк, 2008) — всероссийской: научно-нрактической конференции • «Современные тенденции и проблемыJ развитая художественного образования России» (Красноярск, 2008) — межрешоналыюй научно-практической конференции «Культура, искусство и: образование в регионах ¦ Сибири».

Кызыл, 2008) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2008).

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре культурологии и кафедре теории и истории народной художественной культуры Кемеровского государственною университета культуры и искусств.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы.

Заключение

.

С позиции культурологического анализа хакасского костюма как феномена этнической культуры необходимо отметить его особую роль в этнической дифференциации и идентификации личности и народа в условиях современной цивилизации. Вхождение этноса в состав нации, формирование субкультур, является одним из условий сохранения национальной идентичности. По словам Б. С. Ерасова «Один из парадоксов цивилизационной системы регуляции состоит в том, что этносы могут сохранится и выжить именно в лоне цивилизации» [74, с.355]. Традиционный костюм как феномен этнической культуры, является элементом «малой традиции», основная ценностная составляющая которой характеризуется как сохранение витальных ценностей традиционной культуры. Основная функция народного костюма — функция присвоения этнической идентичности индивиду. Традиционный костюм, по аналогии с традиционной культурой, можно назвать «защитным поясом», отделяющим культурное от природного, а так же «защитным механизмом», по аналогии с традицией, направленным на сохранение этнической общности. Ценностная система этнической культуры является базисом для структуры функций костюма, который I становится одним из источников распространения культурной коммуникации, трансляции системы этнических ценностей.

Рассматривая костюм как «вторую» или «культурную» оболочку, необходимо отметить особую роль телесности в философском осмыслении костюма. Имеющуюся ценностную характеристику тела, культура разворачивает как установление границы между природой и сознанием, (обозначением индивидуальности и «верховным критерием» системы ценностей. Традиционный костюм является начальной и конечной точкой отсчета в пространственной характеристике традиционной культуры.

Культурологический анализ костюма указывает на его знаково-символическую функцию. Понимая культуру как «мир смыслов» всякое предметное окружение человека, несет отпечаток его духовной активности. Для традиционной культуры характерно структурирование на мифологической основе «картины мира». Хакасский* костюм, как объект творчества, выстраивает «картину мира», по образцу мифологических представлений о космосе, его пространственных и временных характеристиках. Воспроизводимость данной модели характеризует устойчивость форм традиционного костюма. I.

В художественной структуре хакасского костюма с помощью типизированных художественных образов, сохраняются традиции родового коллективного начала. В художественном пространстве народный костюм является символом, замещающим человеческое тело, выступающим как его художественно-эстетическая оболочка. В художественно-эстетической основе костюма концентрируется ядро национальной культуры. Анализ художественно-эстетической природы традиционного костюма является наиболее важным для выделения специфики этнической культуры.

На формирование комплекса хакасского костюма влияют несколько факторов: климатические, ландшафтные, этноисторические. В формировании хакасского костюмного комплекса прослеживается преемственность с археологическими культурами Южной Сибири, общетюркские корни, на состав костюма повлияли эндогенные процессы, связанные с формированием хакасской этнической общности и экзогенные процессы сложного исторического развития. В традиционном костюме хакасов присутствует влияние монгольской культуры, .параллели в хакасском костюме можно провести с костюмами татар, алтайцев, бурят, тувинцев, народов Средней Азии и Казахстана, Западной Сибири и Приуралья. С XVIII в. на хакасский костюм оказывает влияние русская культура, что отражается в основном не в заимствовании элементов традиционного русского костюма, а в приобретении готовой одежды, тканей. Процесс заимствования определялся этногенетическими связями, изменениями в хозяйственном укладе, освоением новых культурных форм. Необходимо отметить, что повсеместная замена народной одежды с начала XX в. как у хакасов, так и у других народов, в том числе и русских. — явление закономерное и определяется общим процессом развития общества, социально-политических условий* и тем огромным историческим скачком, который произошел в течении XX в. в Российском государстве.

В составе хакасского костюма, присутствуют специфические черты I общие для костюма кочевников: распашная верхняя одежда, приталенная со сложным кроем, обязательные для мужского и женского костюма штаны, мягкие сапоги, в женском костюме — наличие жилета — лифа, общий крой для женского и мужского костюмов. Используемые материалы так же указывают на скотоводческую спецификувойлок, овчина, кожа и замша домашних животных, шерстяные и полушерстяные ткани собственного производства. В целом по типу хакасский костюм входит в группу южносибирского костюма, характерного для тюрко-монгольских народов.

Костюм в традиционной культуре выполняет структурирующую функцию в коммуникации традиционной культуры, выделены основные функции костюма в системе традиционной культуры. Символика хакасского костюма основана на обозначении телесности, как вещественной основы костюма, тело и его функции выступают в символике вещи, как означаемое. В соответствии с символикой телесности, семантически важные и функционально активные части тела, выделяются в костюме кроем, декором, ритуальных действиях. Особое значение в костюме занимают места «входа» и «выхода» по аналогии с телом такие места в костюме окружены различными магическими действиями и имеют свое продолжение в семантике художественных образов^.

Магическая функция хакасского костюма, обусловлена восприятием традиционного мышления одежды, как второй оболочки.' Тождество естественной и искусственной оболочки основывается на магии подобия (симпатической магии по Дж. Фрэзэру), направленность всех магических действий с костюмом выражается в желании воздействовать на тело. И в символике и в магии подчеркивается целостность костюма как оболочки с телом и душой человека. В целом магические действия направлены на символическую защиту человеческого тела и души от неблагоприятных воздействий, невидимых сил.

Художественно-эстетическая! функция хакасского костюма направлена на выражение эстетического идеала в народном искусстве. Понятие идеала телесной красоты основывается на понятии нормы, собирательного образа телесности, характерной для данной этнической культуры. В' целом художественно-эстетическая функция транслирует специфический этнический стиль посредством типизированных художественных образов, имеющих ценностное значение. Как объект художественного творчества, хакасский костюм служит основой для передачи традиционных стилистических, технологических и образных особенностей народного декоративно-прикладного творчества.

В целостном анализе художественно-эстетических основ хакасского костюма была выявлена семантика элементов костюма. Семантика хакасского костюма как система знаковых форм имеющих определенный смысл и значение в хакасской культуре. Данная система основывается на пространственных представлениях' традиционного мировоззрения, в которых костюм выстраивается по аналогии с макрокосмом — основной моделью для знаковых построений становится модель Мирового Древа, или как варианта Мировой Горы. В семантике хакасского костюма прослеживается характерная для данной модели трехчастная структура, в соответствии с которой части костюма делятся на принадлежность к Верхнему, Среднему и Нижнему миру. Данная структура расшифровывается и поддерживается ритуальной практикой. Цветовая семантика также связана с пространственными характеристиками и основана на представлениях о мироустройстве хакасов. Отдельные формы костюма, аксессуары, в семантической значении имеют высокий статус и приобретают сакральный смысл в традиционной культуры.

Древние представления о зооморфной структуре мира нашли свое отражение в представлениях о тотемном прародителе, данные представления в костюме имеют глубокую архаическую символику. Символика птичьего образа в женском костюме хакасов происходит из символики женского божества Умай и имеет общетюркские аналогии. В ритуальном костюме символика орла, в которого трансформируется во время ритуальной практики шаман, соотносится с тотемным животным. Одной из мифологических основ I птичьего образа в хакасской культуре является миф об утке, сотворившей мир из первобытного хаоса.

Выявлены элементы художественного решения хакасского костюма: основой структурного художественного решения хакасского костюма является крой. Крой народного костюма обуславливается двумя функциями: практической и художественной. В праздничном варианте костюма мы прослеживаем явное преобладание художественной функцией над практической. В крое хакасского костюма присутствует соразмерность пропорций кроя и элементов костюма, в котором антропометрические измерения являются также и условиями создания композиционной гармонии. Стандартизированность измерений элементов кроя играет роль нормы пропорций костюма, таким образом, выражая идеальные пропорции тела.

Большое значение в конструкции костюма имеет материал и технология — в композиционном решении хакасского костюма мы имеем широкое применение различных фактур. Цветовое решение хакасского костюма, обуславливается художественно-эстетическими предпочтениями в этнической культуре. В целом композиция костюма направлена на создание яркого праздничного костюмаобраза, призванного выделить человека в костюме из окружающей природной среды.

Орнаментальный декор вышивки хакасского костюма является важной составляющей художественного образа костюма. Семантический статус орнамента выявляется в местах его композиционного расположения. I.

Высокий художественный смысл, напротив определяется по мере стирания семантического значения. Хакасский орнамент имеет средневековые корни, техника вышивки, характерна для тюркских народов Южной Сибири и Средней Азии. В хакасской вышивке, так же как и костюме, имеются групповые этнические различия, которые являются одним из признаков этнической дифференциации.

Семантика хакасского костюма приобретает глубокое символическое значение в ритуале. Таким образом, костюм как система символов и определенная вещная упорядоченная модель мира, посредством ритуала, I обряда или праздника упорядочивает окружающее пространство.

Пространственное отношение в культуре выстраивается в соотношении человек — предметная среда, внутренне пространство жилища и окружающее освоенное пространство. Данное культурное пространство структурируется на основе антропоморфизма проекций сознания на окружающий мир. В этнической культуре ментальное основание сознания структурирует художественное пространство на. основе устойчивых знаков — символов традиционных представлений о мироустройстве.

В современной культуре традиционный костюм, становится символом этнической культуры. Традиционный костюм вовлекает субъекта в определенный культурный и художественный контекст — вписывание в смысловое пространство этнической культуры, процесс идентификации человека с этнической историей и территорией. В настоящее время не нуждается в доказательстве высказывание, что никакая культура не одинока, всякая культура находится в коалиции с другими культурами: «подлинный. > вклад культур состоит не в списке частных изобретений, а в тех дифференциальных разрывах, которые имеются между ними .-.Мировая цивилизация может быть только коалицией, в мировом масштабе культур, каждая их которых сохраняет свою самобытность» [128, с.353].

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. А. Отчет об этнографическом обследовании Ширинского и Саралинского районов в июле 1951 г. Фонд № 353,200 с. илл., ХакНИИЯЛИ, машинописный текст.
  2. К. М. Опись этнографической коллекции хакасов хранящихся в государственном музее этнографии народов СССР. Собрания Ф. Я. Кона и А. В. Адрианова. (из личного архива К. М. Патачакова) 1954 г. Фонд № 961, ХакНИИЯЛИ, машинописный текст.
  3. Ю. А. Вышивка на одежде хакасов. Текст, илл., Фонд № 1425, ХакНИИЯЛИ.
  4. Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. 1897 г. Инв. 14 460. Минусинский краеведческий музей.
  5. Фонды и инвентарные карточки (одежда) предметного каталога Хакасского краеведческого музея, г. Абакан.
  6. Фонды Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова.
  7. .
Заполнить форму текущей работой