Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Печатная пропаганда бурятских религиозных деятелей в контексте развития буддизма в Забайкалье во второй половине XIX-начале XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для обнаружения характерных особенностей бурятских просветительских изданий на монгольском языке мы рассмотрели состав и характер оригинальных произведений и переводов отдельных буддийских проповедников Забайкалья. Приспосабливая данный материал к нуждам и духу времени, монастырские круги отражали в характере издаваемой литературы и ее содержании не только аспекты собственного мировосприятия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторические предпосылки возникновения и развития
  • J буддийской религиозно-просветительской литературы бурятских дацанов
    • 1. 1. Проникновение и становление тибето-монгольского буддизма t в Забайкалье (XVII — кон. XIX вв.)
    • 1. 2. Социально-политические и экономические преобразования в России во второй половине XIX в. как внешний фактор активизации религиозно-просветительской деятельности буддийских дацанов Забайкалья

    Глава 2. Возникновение и особенности печатной буддийской религиозно-просветительской литературы на монгольском языке как отражение развития собственной литературной традиции буддизма в Забайкалье во второй пол XIX в.

    2.1. Издания книг на монгольском языке как одна из важнейших форм деятельности буддийских дацанов Забайкалья в деле религиозного-этического просвещения верующих.

    2.2. Жанровое разнообразие и идеологические тенденции буддийского книгоиздания на монгольском языке в дацанах Забайкалья. ф

    2.3. Особенности содержания и структуры произведений буд дийских религиозных авторов Забайкалья на монгольском языке как важная составляющая просветительской деятельности бурятских лам.

Печатная пропаганда бурятских религиозных деятелей в контексте развития буддизма в Забайкалье во второй половине XIX-начале XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Распространение и становление буддизма на бурятской почве привело к глубоким, качественным сдвигам по всем параметрам жизнедеятельности бурятского этноса, последствия которых наблюдаются во всех аспектах современной культуры бурят.

Пропаганда буддизма — особая страница не только в истории буддизма в Забайкалье, но и гражданской истории в целом, поскольку идеологическая составляющая деятельности бурятских просветителей, основанная на идее сохранения и репродукции религиозных ценностей, в практике реальной жизни не могла не наложиться на особенности уклада жизни, мировоззрение, традиции и обычаи, нормы нравственности и отношение к миру патриархального бурятского общества. Печатная пропаганда буддизма, обусловленная логикой развития буддизма в Забайкалье, явилась одной из приоритетных форм просветительской деятельности бурятских лам и важным феноменом культурной жизни Забайкалья рассматриваемого периода времени.

Пропаганда буддизма в русле просветительской деятельности бурятских лам требует объективации и необходимого научного анализа, поскольку дальнейшее развитие бурятского общества немыслимо без осознания реально пройденного исторического пути. Осмысление литературного наследия бурятских просветителей углубит понимание роли и места буддизма в жизни бурятского общества, поднимет на более высокий уровень исследование религиозных, социально-политических, мировоззренческих и других сторон буддизма в Бурятии. Изучение письменного наследия прошлого позволит глубже раскрыть, понять, оценить сущность, ход и исторические итоги событий прошлого.

В современном мире вопрос о значении буддийской религии в жизни бурят вновь актуализируется с глобализацией общественного развития. Закономерной реакцией на негативные последствия глобализации, связанной с развитием современных информационных технологий, имеющих следствием создание единого мирового сообщества и тем самым активизирующих процесс всеобщего нивелирования культур человечества, является возрастание значимости религий и духовных знаний за будущее человечества. Все это стимулирует новые научные подходы к пониманию общественного значения религий.

Степень изученности проблемы.

Необходимость изучения буддийской духовной традиции была осознана в российской науке благодаря влиянию историко-культурных факторов геополитического характера. Положение Бурятии в XIX в. оценивалось царской администрацией как чреватое нестабильностью и возможностью сепаратизма, а следовательно требующее изучения и контроля. Складывается концепция включения буддийских территорий в общероссийский культурный процесс, что предполагало регуляцию численности бурятского буддийского духовенства, имущественного положения монастырей, активизации православной миссионерской деятельности. И ценными, в плане обеспечения сведений о функционировании буддийской традиции, являлись сведения русских служилых людей — К. Москвитина, П. Бекетова, Н. Спафария и др.- донесения чиновников и лиц различных правительственных органов, наделенных особыми полномочиями по исследованию религиозной ситуацииматериалы комиссии Куломзина, отчеты Э. Ухтомского, Лавинского, А. Термена и др.- записи участников академических экспедиций — И. Г. Гмелина, П. С. Палласа, И.Г. ГеоргиA.M. Позднеева, О. М. Ковалевского, Д. Банзарова, Н. А. Бестужева и др.

Бесспорно, значительный вклад в изучение буддийской культуры вообще и тибето-монгольской буддийской традиции в частности внесли выдающиеся востоковеды С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, Б. Я. Владимирцов, В. П. Васильев, А. И. Востриков, Б. Б. Барадин, Г. Ц. Цыбиков,.

Ц.Ж. Жамцарано, Б. Д. Дандарон и др1., первоклассные работы которых по истории буддийской религиозно-философской мысли, письменному наследию буддийских деятелей, популярной буддийской литературе и иконографии, буддийским монастырям и общине [сангхе] принадлежат к важнейшим открытиям XX в. в религиоведении и культурологии.

Что касается характера буддологических исследований в 20−50-е гг. XX в., то он был тесно связан с методологическими посылками, определявшимися направлением антирелигиозной политики советского правительства. Это было время воинствующего наступления на религию -«опиум для народа» — и духовенство, его активного разоблачения, как идейных врагов социализма. Содержание работ этого периода времени -«Ламаизм и война» А. Н. Долотова, «Современный ламаизм в Бурятии и задачи дальнейшей борьбы с ним» Б. Д. Тогмитова и др.- полностью соответствует основной задаче — атеистической пропаганде и борьбе с религией и церковью. В годы репрессивной политики наибольшая часть испытаний и притеснений со стороны сталинского режима пришлось на долю буддизма, и на какое-то время научные исследования были приостановлены. Все буддийские монастыри закрыты, большинство из них уничтожено, ламы подверглись репрессиям, многие были расстреляны.

Возрождение буддологических исследований в 60-е г. проходило весьма трудно, поскольку обращение к отечественному теоретическому наследию встречало идеологическими препятствия, не допускавшие объективной оценки вклада российских будцологов. В трудах исследователей.

1 Ольденбург С. Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни / С. Ф. Ольденбург. — Пг., 1916; Ольденбург С. Ф. Буддийские легенды / С. Ф. Олденбург. — СПб., 1894- Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму / - Ф. И. Щербатской. — М., 1988; Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии / Б. Я. Владимирцов. — Пг., 1919; Васильев В. П. Буддизм, его догматы история и литература / В. П. Васильев. — СПб. 1857−1869. — Т.1−3- Востриков А. И. Тибетская историческая литература / А. И. Востриков. — М.1962; Барадийн Б. Б. Буддийские монастыри: Краткий очерк / Б. Б. Барадийн // Orient. — СПб., 1992. — Вып.1. -С.61−120- Цыбиков Г. Ц. Избранные труды / Г. Ц. Цыбиков. — Новосибирск, 1981. — Т.1−2- Жамцарано Ц. Ж. Путевые дневники 1903;1907 гг. / Ц. Ж. Жамцарано. — Улан-Удэ, 2001; Дандарон Б. Д. Буддизм / Б. Д. Дандарон. — СПб., 1996; Дандарон Б. Д. Письма о буддийской этике / Б. Д. Дандарон. — СПб.:Изд-во «Алетейя», 1997. этого периода, а также в ряде изданных сборников был дан критический анализ сущности и роли буддийской религии в бурятском обществе.

С созданием сектора будцологии [при Институте общественных наук БФ СО АН СССР в 1967 г.] интенсифицировалось научное изучение буддизма. Бурятские ученые начали предпринимать исследования в области конкретной истории буддизма в Бурятии, его религиозных, мировоззренческих, социальных и других аспектов.

В контексте современных запросов общества были изданы монографии К. М. Герасимовой, J1.JI. Абаевой, H.JI. Жуковской, Ш. Б. Чимитдоржиева и др.2, которые существенно пополнили комплекс знаний по истории и культуре этой религиозной системы.

Исследованиям бурятского буддизма в контексте центральноазиатских культурных традиций посвящены сборники статей: «Буддизм и средневековая культура народов центральной Азии» [Новосибирск, 1980]- «Буддизм и традиционные верования народов Центральной Азии» [Новосибирск, 1981]- «Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии» [Новосибирск, 1985]- «Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии» [Улан-Удэ, 1995]- «Тибетский буддизм: теория и практика» [Новосибирск, 1995]. В них рассматривается социально-политическая роль буддизма в Центральной Азии, его влияние на духовную культуру народов Центральной Азии, развитие их литературно-художественного творчества в рамках буддийской культурывзаимоотношения буддизма с традиционными верованиями народов Центральной Азии. Следует подчеркнуть, что в статьях.

2 Герасимова К. М. Ламаизм Бурятии и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX — XX вв. / К. М. Герасимова. — Улан-Удэ, 1957; Герасимова К. М. Обновленческое движение бурятского ламаисткого духовенства (1917;1930 гг.) / К. М. Герасимова. Улан-Удэ, 1964; Абаева Л. Л. Культ гор и буддизм Бурятии (эволюция верований и культов селенгинских бурят) / Л. Л. Абаева. — М., 1992; Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии / Н. Л. Жуковская. — М., 1997. Чимитдоржиев Ш. Б. Начало распространения буддизма в Бурятии / Ш. Б. Чимитдоржиев // Бурятский буддизм: история и идеология. — Улан-Удэ, 1997. — С.18−28. сборников широко использовались буддийские источники на бурятском, монгольском, тибетском и китайском языках. Некоторые из них были введены в научный оборот впервые.

Мировоззренческие, философские и идеологические принципы бурятского буддизма были проанализированы в сборниках «Буддизм: история и идеология» под ред. JI.E. Янгутова" [Улан-Удэ, 1997] и «Буддизм Бурятии: истоки, история и современность / под ред. С.П. Нестеркина» [Улан-Удэ, 2002]. В представленных материалах рассматривается широкий спектр проблем, затрагивающих историю философской и общественной мысли бурятских буддистов, историю распространения буддизма в Бурятии, буддийского искусства, изучения бурятского буддизма.

Ценные материалы по истории бурятского буддизма были собраны Г ^.

Д. Нацовым. В данных работах содержится значительный информационный материал об истории первых буддийских кумирен, о строительстве деревянных и каменных храмов в разных районах Бурятии, изложены данные о суммах пожертвований, внесенных населением на строительство дацанов, на приобретение культовых атрибутовприводятся биографические данные о некоторых хамбо-ламах и ширетуях бурятских дацанов, представлены данные о количестве лам в различные годы.

Работы, посвященные непосредственно истории распространения буддизма среди бурятского населения представлены отдельными публикациями. К ним относятся статьи Ш. Б. Чимитдоржиева, JI.JI. Абаевой, Б.Д. Цыбенова4, в которых раскрываются исторические этапы проникновения.

3 Нацов Г. Д. Материалы по истории культуры Бурятии / Предисл., пер., примеч. и глоссарий Г. Р. Галдановой / Г. Д. Нацов. — Улан-Удэ, 1995. — Ч. 1. Нацов Г. Д. Материалы по ламаизму в Бурятии / Предисл., пер., примеч. и глоссарий Г. Р. Галдановой / Г. Д. Нацов. — Улан-Удэ, 199. — Ч. 2.

4 Чимитдоржиев Ш. Б. Начало распространения буддизма в Бурятии / Чимитдоржиев Ш. Б. // Бурятский буддизм: история и идеология. — Улан-Удэ, 1997; Абаева JI.JI. История распространения буддизма в Бурятии / JI.JI. Абаева // Буряты, — М., 2004; Цыбенов Б. Д Распространению буддизма среди хори-бурят / Б. Д. Цыбенов // Народы России: от противостояния к согласию (300 лет указу Петра I).- Улан-Удэ, 2001; Цыбенов Б. Д. Начало распространению буддизма среди баргузинских бурят / Б. Д. Цыбенов // Сборник научных трудов. Серия: Общественные науки. Вып.5, — Улан-Удэ, 1999. и становления буддийской религии в Бурятии.

К группе работ, посвященных изучению отдельных дацанов на территории России относятся труды А. И. Андреева «Буддийская святыня Петрограда» [Улан-Удэ, 1991], «Из истории Петроградского буддийского храма» [Ориент, СПб. 1992. — Вып.1], в которых рассматривается история буддийского монастыря, духовного и культурного центра европейской России, построенного в начале XX в. в Санкт-Петербурге.

В монографии Д. С. Жамсуевой «Агинские дацаны как памятники истории культуры» [Улан-Удэ, 2001] на основе архивных документов и изобразительных материалов была проведена исследовательская реконструкция утраченных и разрушенных храмовых комплексов агинских бурятских и хамниганских дацановвыявлены характерные черты культовой системы агинских дацанов в XIX — первой трети XX в.- показано значение агинских дацанов как центров буддийской культуры Восточного Забайкалья на материале развития в них буддийского школьного образования, книгопечатания и творческой деятельности выдающихся представителей агинского духовенства. Существенно пополнила знание о дацанах монографии Г. С. Митыповой «Ацагатский дацан (1825−1937гг.) история, события и люди» [Улан-Удэ, 1995], где рассматривается история Ацагатского дацана, известного традициями тибетской медицины.

Непосредственное отношение к теме диссертационного исследования имеют научные разработки бурятских ученых. Так, в работе К. М. Герасимовой «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX вв.» раскрываются причины, вызвавшие активизацию пропагандистской издательской деятельности монастырей Забайкалья. Необходимо отметить, что этой монографией было открыто планомерное научное исследование истории буддизма в Бурятии. В рамках идеологического характера буддологических исследований, вполне закономерным процессом освещения истории бурятского буддизма становилось изучение таких ее аспектов как «церковь и государство». Особое внимание в этой работе уделяется проблеме взаимоотношений бурятской буддийской церкви и царского правительства России в период развития капитализма и буржуазно демократической революции 1905;1907гг.- в ней также раскрывается роль буддийской церкви и духовенства в общественно-политической жизни бурят, ее большое значение во внутренней и внешней политике, проводимой царизмом в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Здесь указывается, что уже с «начала XVIII века вероисповедные дела бурят были поставлены в прямую связь с внешней политикой России на Дальнем Востоке» 5- подчеркивается активное участие буддийской церкви в «политической борьбе нойонства и кулачества». Одной из характерной особенностью общественных движений Бурятии являлось «то обстоятельство, что многие общественные проблемы связывались здесь с вопросами вероисповедания"6. Этим фактом объясняется то, что политическая практика буржуазного национализма Бурятии в период 1917 — 1922 гг. приняла форму обновленческого движения в буддийской церкви. История обновленческого движения, его суть, социальные и политические корни, организационное оформление исследуются в другой монографии К. М. Герасимовой — «Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства». Обновленческое движение рассматривается как «продукт буржуазно-демократической революции», как «закономерное изменение одной из надстроечных организаций».

Дальнейший этап исследования социальной сущности буддизма был представлен в монографии коллектива авторов — К. М. Герасимовой, Г. Р. Галдановой, Д. Б. Дашиева, Г. Ц. Митупова — «Ламаизм в Бурятии XVIIIначала XX веков». Следует подчеркнуть, что в данной работе обобщены результаты многолетних исторических, этнографических, источниковедческих исследований. В основу монографии легли материалы.

5 Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков / К. М. Герасимова. — Улан-Удэ, 1957. С. 23.

6 Герасимова К. М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков/К.М.Герасимова.- Улан-Удэ, 1957. С. 4.

К.М. Герасимовой о дацанском строительстве, структуре доходов и распределении средств казначейства дацана и общины духовенства, книгопечатании и особенностях популярной пропагандистской литературы на монгольском языке, культовой системе буддизма в Бурятии), материалы Г. Ц. Митупова и Д. Б. Дашиева по истории книгопечатания в Бурятии, этнографические и религиоведческие материалы [по программам изучения широкого круга религиозгых явлений] Г. Р. Галдановой, В. Ц. Цыреновой, Д. Ж. Жугдуровой, Г. Н. Очировой, Б. Р. Чимитова и др., сбор материалов Р. Ж. Жалсановой [переводы с монгольского языка текстов Г-Д. Нацова ] и Т. Д. Скрынниковой (бурятские летописи и хроники) по истории бурятских дацанов, исследования Д. Б. Дашиева [ по тибетским и монгольским текстам] по популярному вероучению бурятского буддизма архивных документов, материалов на русском и монгольском языках. Обширная база исторического, этнографического, текстологического материалов позволило авторам этой работы показать историческую динамику трансформации буддийского вероучения на различных этапах истории бурятского народа [с XVII в.]. В монографии также была выявлена социальная роль культовой системы буддийской религии в комплексной взаимосвязи образа жизни, мировоззрения, сакрализации основных устоев общественного и семейного быта народаотражены закономерности формирования региональной специфики бурятского буддизма, обусловленная социокультурными особенностями.

Исследования, связанные с восстановлением имен и творческого наследия ярких представителей бурятского просвещения, были представлены в сборнике «Выдающиеся бурятские деятели. Видные деятели культуры, просвещения и науки. XVII — нач. XX вв. / под ред. Ш. Б. Чимитдоржиева [Улан-Удэ, 1994. — Вып.1.]. В ней отражено творчество религиозных деятелей Бурятии — Г-Ж. Дылгырова [статья Б.Д. Баяртуева]- Л-Д. Данжинова [статья I.

Д.Б. Дашиева], Р. Номтоева [статья Ц.А. Дугар-Нимаева], Г-Ж Тугултурова [статья Р.Е. Пубаева]. Существенный вклад в изучение биографий.

Л.Дандарова и Г-Ж.Дылгырова — первых настоятелей Цугольского дацана п внесло исследование Ц. П. Ванниковой. Литературная деятельность Р. Номтоева рассматривается Б. Д. Баяртуевым и Х.Ж.Гармаевой8. Некоторые отрывочные сведения о деятельности бурятских религиозных просветителей приводятся в бурятских исторических летописях Вандана Юмсунова, Тугульдура Тобоева9 и в историческом сочинении дорамба-ламы Буян-Далая, источниковедческое описание и анализ которого были опубликованы в статье Ц.П.Ванчиковой10. Следует отметить, что данном сочинении также приводятся уникальные сведения, восполняющие информационный вакуум по истории буддийской церкви, истории строительства и деятельности дацанов. Изучение роли бурятских просветителей в создании национально-художественной литературы освещалась такими известными учеными как: А.Б.Соктоев11, В.Д.Найдаков12 и др.

История распространения и становления буддизма в Бурятии в контексте формирования письменного творчества бурят анализируется в монографии Б. Д. Баяртуева «Предыстория литературы бурят-монголов» [Улан-Удэ, 2001.].

7 Ванникова ЦП. О двух первых настоятелях Цугольского дацана / Ц. П. Ванчикова // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона: Материалы международной научно-практической конференции. — Улан-Удэ, 1999; Ванчикова Ц. П. Тибетские и монгольские источники о деятельности первых настоятелей Цугольского дацана / ЦП. Ванчиков // Культура Центарльной Азии: письменные источники. — Улан-Удэ, 2000. — Вып.4.

8 Баяртуев Б. Д. Жизнь и творчество Ринчена Номтоева (1820−1907) / Б. ДБаяртуев // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. -Новосибирск, 1985; Гармаева Х. Ж. Филологические труды бурятского просветителя Ринчена Номтоева / Х. Ж. Гармаева // Культура Центральной Азии: письменные источники. — Улан-Удэ, 2001. -Вып.5.

9 Бурятские летописи / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, ЦП.Ванчикова. — Улан-Удэ, 1995.

10 Ванчикова ЦП. О сочинении дорамба ламы Буян-далая по истории буддизма в Бурятии / ЦП. Ванчикова // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. История. Философия. Социология. Культурология и искусство. Материалы международной научной конференции. — Улан-Удэ, 2000. -Т.2.

11 Соктоев А. Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода/ А. Б. Соктоев. -Улан-Удэ, 1976.

12 Найдаков В. Ц Традиции и новаторство в бурятской советской литературе / В. ЦНайдаков, — Улан-Удэ, 1976.

В рамках культурологических востоведиых исследований буддийские письменные памятники изучались, прежде всего, с филологической точки зрения как традиционная литература дидактического содержания. Так, вопросы, связанные с индийской, тибетской, монгольской дидактической литературой получили освещение в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей — П. Б. Балданжапова, А. Б. Соктоева, В. Ц. Найдакова, Ц.А. Дугар-Нимаева, Р. Е. Пубаева., Ц. П. Ванчиковой, Б. Д. Баяртуева, Ц. Дамдинсурена, Д. Ендона, JL Хурэл-Батора, Д. Цэнда, Д. Цэрэнсоднома и др. Общим направлением для этих авторов было изучение форм взаимовлияния и пересечения книжной поэзии и устного народного творчества в монгольской дидактической литературе.

Специальной работой, в которой были проанализированы различные жанры тибето-монгольской дидактической литературы, в том числе ее бурятских памятников представляет диссертационное исследование Д.Б. Дашиева13. В ней издательская деятельность бурятских дацанов рассматривается как целостный феномен, имеющий существенные отличия от магистрального пути развития буддийской книжности Центральной Азии. В диссертации Х.Ж. Гармаевой14 отражены исторические и культурные аспекты процесса формирования печатного дела в дацанах Забайкалья.

Введение

в научный оборот памятников буддийской мысли является важнейшей задачей современной буддологической науки. До сих пор остаются неизвестными широкому кругу читателей множество буддийских сочинений на тибетском и старописьменном монгольском языках. Особенно это касается памятников литературного творчества бурятских мыслителей.

На сегодняшний день опубликован только один памятник бурятской буддийской мысли. Это русский перевод и примечание Ц. А. Дугар-Нимаева к сочинению И.-Х. Гальшиева «Зерцало мудрости, разъясняющее и.

Дашиев Д. Б. Бурятская дидактическая литература: проблемы жанрового состава: дис. канд. филол. наук — Улан-Удэ, 1992.

14 Гармаева Х. Ж. Книгопечатание в бурятских дацанах на монгольском языке: дис. анд. ист. наук. — Улан-Удэ, 2001. отвергаемое по двум законам" [Улан-Удэ, 1966 г.] Данное сочинение представляет собой свод правил поведения для бурят, обрамленное в рамки буддийской догматики. Найдаков В. Ц. в своей монографии «Традиции и новаторство в бурятской советской литературе» [Улан-Удэ, 1976] отмечает, что «идеи «Зерцало мудрости» во многом восходят к идеям и догмам раннего хинаянского буддизма"15. Этот факт исследователь связывает с обновленческим движением в ламаизме. Данный аспект привлекает внимание к сочинению Галыпиева не только как к литературно-художественному памятнику, но и как к свидетельству об отдельных сторонах мировоззренческого и идеологического содержания буддизма в Бурятии. Таким образом, осмысление литературного наследия бурятских религиозных деятелей углубляет наше понимание значения буддизма в жизни бурятского общества.

В качестве материалов по церковной пропаганде в монографии К. М. Герасимовой «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков» [Улан-Удэ, 1957] использовались произведения Л.-Д. Данжинова как источник, отражающий идеологию бурятской знати и духовенства.

Значительным вкладом в изучение буддизма в Бурятии является фундаментальный труд «Буряты / под ред. Л. Л. Абаевой и Н.Л. Жуковской» [М., 2004], который на сегодняшний день представляет наиболее полное собрание сведений по этнической истории и культуре бурят. В нем прослеживаются пути проникновения и становления буддизма в Бурятии, исследуется степень его взаимовлияния с местной культурно-исторической средой, раскрывается культурная и творческая деятельность духовенства.

Особый научный интерес вызывают работы, затрагивающие вопросы взаимосвязи между религиозной и этнической идентичностями бурят. Так, в монографии «Бурятская этничность в контексте социокультурной.

15 Найдаков В. Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе /В.Ц. Найдаков. — Улан-Удэ, 1976. С. 143 модернизации (конец XIXпервая треть XX веков) / Под ред. Т.Д.Скрынниковой" [Иркутск, 2003] особое внимание уделяется особенностям в представлениях об этническом единстве, о значении в них религии [буддизм, шаманизм, православие].

Объект данного исследования — сочинения бурятских буддийских деятелей второй половины XIX — начале XX вв.

Предмет исследования — анализ культурно-исторического значения сочинений бурятских лам в пропаганде духовно-нравственных ценностей буддизма.

Цель и задачи исследования

Целью работы является исследование истории и религиозно-просветительского содержания ксилографических изданий бурятских буддийских дацанов на монгольском вертикальном письме как культурно-исторического феномена в бурятской традиции тибето-монгольского буддизма. Исходя из заявленной цели, в работе ставится ряд взаимообусловленных задач:

1. Анализ предпосылок и причин возникновения собственной буддийской религиозно-просветительской литературы в Забайкалье во второй половине XIX в.

2. Изучение и анализ изданий бурятских дацанов через выявление специфических черт религиозно-просветительской литературы бурятских дацанов на монгольском письме в контексте тибето-монгольской буддийской литературной традиции.

3. Исследование категорий и основных принципов религиозной пропаганды и просвещения в произведениях бурятских буддийских авторов.

Методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании используются методы, использующиеся в историко-культурных исследованиях: описательный, типологический, семиотическое рассмотрение отдельных элементов содержания сочинений бурятских просветителей и их интерпретация в структуре. развитии, в сравненииориентируют исследование на всесторонний анализ и оценку фактов в совокупности и целостности. Структурно-функциональный метод положен при анализе жанровой структуры сочинений бурятских просветителей.

Источниковая база исследования. Источниковой базой исследования послужили письменные памятники бурятских буддийских просветителей на старописьменном монгольском языке. К ним относятся труды бурятских мыслителей Л-Д. Данжинова, И-Х. Гальшиева, Г-Ж. Дылгирова и анонимных авторов. В качестве теоретического обоснования выводов было использовано фундаментальное сочинение Цзонхавы «Большое руководство к этапам пути пробуждения Ламрим-ченмо».

Научная новизна работы.

— введены в научный оборот произведения бурятских буддийских просветителей Л-Д. Данжинова, Г-Ж Дылгирова и ряда анонимных авторов второй половины XIX — начала XX вв.

— выявлены особенности развития религиозно-просветительской литературы в Бурятииопределен структурно-функциональный анализ жанров пропагандистской литературы;

— проведены семиотический и типологический анализ сочинений бурятских лам;

— выделены культурообразующие основания бурятского буддийского Просвещенияопределены специфические особенности просветительской деятельности бурятских лам.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в диссертационном исследовании теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования буддизма в Бурятии, в том числе и современных аспектов его взаимодействия с обществом, а также при разработке специальных учебных курсов по изучению культурных, этно-социальных, духовно-нравственных особенностей народов Центральной Азии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании мы ставили себе целью рассмотреть феномен пропагандистского творчество дацанских просветителей конца XIXначала XX века как целостный феномен, возникший как результат внутреннего развития буддизма в Забайкалье и как следствие активизации социокультурной модернизации в регионе в рассматриваемый период времени. В круг нашего рассмотрения вошли источники, большая часть которых никогда не переводилась на европейские языки и не вводилась в научный оборот. Естественно, что дацанское творчество отнюдь не ограничивается тем кругом произведений, который мы предпочли рассмотреть в диссертации. Наш выбор объясняется стремлением остановиться на тех произведениях религиозной пропаганды и просвещения, которые а) максимально соответствуют вышеозначенной функции, то есть пропаганды и насаждения в сознание верующих догм буддийской махаянской морали и изложения в доступной форме фундаментальных основ буддийской картины миры, этических норм и нравственного идеала мирянинаб) содержат наибольший процент оригинальных сочинений бурятских религиозных авторов и, соответственно, полнее отражают специфику религиозной пропаганды в Забайкалье.

Итак, вспомним какие конкретные цели и задачи ставились нами в начале исследования: Цель работы формулировалась как исследование истории и содержания ксилографических религиозно-просветительских изданий бурятских буддийских дацанов на монгольском вертикальном письме как культурно-исторического феномена в бурятской традиции тибето-монгольского буддизма.

Исходя из заявленной цели, мы ставили перед собой следующие задачи: • Анализ предпосылок и причин возникновения собственной буддийской религиозно-просветительской литературы в Забайкалье во второй половине XIX в.

• Изучение и анализ изданий бурятских дацанов через выявление специфических черт религиозно-просветительской литературы бурятских дацанов на монгольском письме в контексте тибето-монгольской буд дийской литературной традиции.

• Исследование категорий и основных принципов религиозной пропаганды и просвещения в произведениях бурятских буддийских авторов.

Прежде всего в главе «Введете» нами были сформулированы вышеозначенные цели и задачи, определены основные методологические установки. Мы постарались дать объективный анализ научных исследований и разработок, посвященных вопросам истории и генезиса буд дийской культуры в Забайкалье с момента начала распространения религии и заканчивая окончательным оформлением церкви и церковной культуры в начале XX в. В ходе этого историографического очерка мы пришли к выводу о том, что в целом исследования этого процесса пришлись на период 50−80-х годов прошлого столетия. Именно в этот период были выявлены и описаны письменные источники и архивные материалы, проливающие свет на различные аспекты этого процесса. Настоящим прорывом в области изучения буддизма Бурятии стал выход коллективной монографии «Ламаизм в Бурятии в XVIII — начале XX веков», в которой впервые был дан комплексный анализ развития буддизма в Забайкалье в его полноте и сложности. К. М. Герасимова, являющаяся основным автором этой работы, выполнила еще ряд важнейших исследований по истории буддизма в регионе, составившие фундамент наших знаний до сегодняшнего дня. В работах Герасимовой — «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков» и «Обновленческое движете буддизма в Бурятии» были в наиболее полной форме раскрыты причины, вызвавшие активизацию пропагандистской издательской деятельности монастырей Забайкалья, их консервативное началопоказана сложная картина различных идеологических течений и тенденций, повлекших раскол Церкви накануне полномасштабных репрессий буддийского духовенства в 30-е годы XX века. Выход в свет кандидатской диссертации Д. Б. Дашиева ознаменовал по сути открытие нового направления изучения деятельности буддийского духовенства в сфере просвещения верующих и пропаганды буддийских ценностей в Бурятии в дореволюционный период. ® Работа Б. Д Дашиева представила издательскую деятельность бурятских дацанов как целостный феномен, отличающийся в ряде аспектов от магистрального пути развития буддийской книжности Центральной Азии. Работа Б. Д. Дашиева сделала основной упор на жанровой и содержательной специфике произведений представителей бурятского буд дийского духовенства, в то время как Х. Ж. Гармаева в своей диссертации остановилась главным образом на вопросах организации печатной дацанской деятельности. Работа Гармаевой, ставшая результатом многолетних кропотливых исследований • первичных источников, произвела ценный вклад в научное понимание процесса формирования печатного дела в дацанах Забайкалья.

Тем не менее, мы были вынуждены резюмировать, что несмотря на качественное продвижение в этой области, имевшее место в 50−80-е годы прошлого столетия, история буд дизма в Бурятии содержит массу вопросов, не находящих ответов. Во многом сложившаяся ситуация объясняется явным недостатком традиционных письменных источников, скудостью историографической традиции буддийской церкви Восточной Сибири. Возможно, что ряд ценных памятников дацанской историографии погибли в % годы гонений на религию. Так или иначе, но отсутствуют целые пласты информации по истории отдельных бурятских буддийских монастырей, биографии ярчайших буддийских персоналий и их личное творчество. Правда, благодаря усилиям источниковедов ежегодно открываются все новые источники сведений, что дает нам определенную надежду.

Последние годы ознаменовались появлением ряда работ, поднимающих вопросы взаимосвязи между религиозной и этнической идентичностями у бурят. Эти исследования, а в особенности мы отметили некоторые работы Т. Д. Скрынниковой, открывают новые грани и аспекты буддийской культуры.

Решение первой из поставленных задач происходило на страницах «Главы I. Так, в этой главе нами была рассмотрены основные этапы истории распространения буддизма в Центральной Азии и монгольском мире. Исторические этапы распространения в классический период, Юаньское и пост-юаньское время в истории распространения буддизма в среде монголов рассматриваются нами как цепь преемственных событий, хотя и прерывавшихся на длительные этапы и завершившихся массовым обращением монголов в буддизм в конце XVI — начале XVII веков. Интересно отметить, что уже, по-видимому, в юаньский период, а особенно активно во времена возвышения Алтан-хана, монголы активно использовали буддийскую концепцию 10 добродетелей в качестве структурообразующей модели для социальной идеологии проповеди буддизма. Несмотря на то, что этот период характеризуется насаждением буддизма, часто насильственным, среди монголов, продуманность пропаганды и социальная востребованность развитой религиозной системы обеспечила глубокое проникновение буддизма в монгольское общество.

Экспансия буддизма на территорию Забайкалья совпадает по времени с освоением этого региона русскими первопроходцами и подчинением бурятских племен. Это совпадение по времени, равно как и активная православная миссионерская деятельность, как это ни парадоксально послужили содействующим и стимулирующим фактором для проповеди буддизма среди бурят. За несколько десятилетий в этой части монгольского мира складывается стационарная монастырская система с выраженным центром, который официально оформляется в середине XVII в. Таким образом, политика России в отношении буддизма строится на принципах общего патернализма, но с установлением жесткого контроля над темпами развития и ареалом распространения. Эта политика находит юридическое оформление в «Положении о ламайском духовенстве» 1853 года, которое определило специфику развития буддизма в регионе вплоть до начала XX века.

В числе прочего это Положение по сути запрещало дацанам вести собственную книгоиздательскую деятельность, налагая штрафы и вынося выговоры за нарушение этого запрета. Вместе с тем власть с неодобрением и подозрением относилась к приобретению духовенством религиозной литературы из-за рубежа, по всей видимости, усматривая в этом неконтролируемый канал потенциального идеологического влияния на настроения верующих. В результате царское правительство предпочло разрешить дацанам издавать свои книги, наложив формальный контроль за этим процессом, однако в силу объективных причин этот контроль не мог быть достаточно эффективным.

Но это лишь внешняя сторона начала книгоиздательской деятельности бурятских дацанов. Внутренние мотивы возникновения феномена религиозного просветительства и пропаганды ценностей буддизма были продиктованы глубокими изменениями, начавшимися в российском обществе во второй половине XIX века. Модернизационные процессы в России этого периода затронули все слои общества, добравшись и до Забайкалья. Этот регион, лежащий на ключевом участке, связывающем Россию с ее дальневосточной окраиной, подвергся мощному воздействию миграционных процессов и особенностям капиталистической экономики. Темпы экономического развития и капиталистические отношения потребовали от властей кардинальной административной реформы, направленной на отмену законодательства Сперанского и института степных дум.

Перспектива болезненного разрушения патриархального уклада и автономности бурятского общества вызвала у бурятских элит немедленную реакцию. Просвещение в Бурятии возникает как ответ на русификаторскую политику царского правительства против насильственного внедрения православия среди бурят, против ликвидации традиционного уклада жизни. Религиозные круги использовали книгоиздательскую деятельность для начала интенсивной пропаганды религиозных ценностей в среде мирян. При этом, не удовлетворяясь составом религиозной литературы, поступавшей из-за рубежа, буддийское духовенство Забайкалья занялось созданием собственной литературы такого рода, приспособленной запросам и интересам бурятского общества, внутри которого уже произошли значительные изменения под воздействием особых условий существования.

Глава II диссертационного исследования посвящена решению основной его задачи: выявление особенностей, категорий и принципов религиозной пропагандистско-просветительской литературы бурятских дацанов, что делало ее особым и целостным феноменом.

Опираясь на исследования предшественников мы выяснили, что деятельность дацанов в сфере духовно-нравственного наставления верующих посредством литературного творчества и книгоиздания не была централизована. Хамбо-ламы, будучи по сути техническими главами церкви, отвечавшими за формальную сторону сношений буддизма и государства, наладить такой контроль не могли. Тем не менее, на фоне внешней децентрализации со временем дацаны начинают координировать свою деятельность в этом направлении путем издания библиографической литературы.

Для обнаружения характерных особенностей бурятских просветительских изданий на монгольском языке мы рассмотрели состав и характер оригинальных произведений и переводов отдельных буддийских проповедников Забайкалья. Приспосабливая данный материал к нуждам и духу времени, монастырские круги отражали в характере издаваемой литературы и ее содержании не только аспекты собственного мировосприятия, но и портрет традиционного общества Забайкалья кон. XIX в., картину мира в специфическом освещении. Встречаясь с традиционными, подчас глубоко архаичными верованиями народа, ламство с неизбежностью оказывало на них свое влияние и одновременно видоизменялось, вбирая в себя, в свою идеологическую программу элементы «неофициального» мировидения. В результате этой коммуникации с общиной верующих вырабатывался собственный стиль изложения, своя карта проблемных точек мирской книжной проповеди, приспособленная к социально-политической ситуации в регионе, остававшемся культурно частью тибето-монгольского религиозного пространства и в то же время неизбежно втягивавшемся в убыстряющиеся процессы социокультурной модернизации по российскому образцу. В связи с тем, что дацанская литература прямо и непосредственно вторгалась в повседневную жизнь верующих, в круг ее рассмотрения входит не только рассуждения о фундаментальных основах буддизма, учение о воздаянии, грехах и добродетелях, но и общественные отношения, строение социального целого, богатство, бедность, семейные ценности, быт, одежда, украшения, степное ламство.

Осознанную концепцию и программу религиозного воспитания верующих мы видим даже в спектре литературы, переводившейся на монгольский язык бурятскими ламами. Достаточно взглянуть на список имен авторов, чьи сочинения переводились Дылгировым, чтобы удостовериться в том, что большая часть этих авторов стояли у истоков различных буддийских школ и направлений. Этот список включает основателей и патриархов почти всех тибетских буддийских традиций и направлений, что на наш взгляд объясняется тем фактом, что именно в их трудах излагаются фундаментальные основы буддизма в интерпретации этих школ. Нами сделано важное наблюдение о том, что в большинстве случаев мы имеем дело не с переводами классических произведений тибетских и индийских авторов в привычном понимании этого слова, а с редакциями этих сочинений, творчески переработанными версиями, приспособленными под особенности восприятия мирянами. При этом бурятские редакторы и переводчики намеренно выдвигают на передний план те части сочинений, которые посвящены этическим основам доктрины путем сокращения и даже купирования текстов. В этой связи мы привели ряд примеров, наглядно демонстрирующих справедливость этих выводов.

Обилие произведений, относящихся к традиции Кадампа, на наш взгляд, также является яркой специфической чертой просветительской деятельности бурятских дацанов, недвусмысленно указывающей на ревизионистский и даже пуристский характер взглядов определенных кругов бурятского духовенства. Нами отмечено, что подобные тенденции всегда проявлялись в лоне традиции гелуг как идеологической преемницы кадампы. Личность Атиши, основателя кадам, стойко ассоциировалась в глазах последователей желтошапочников с восстановлением устоев и принципов индийского буддизма. Попытки возвращения к этим принципам отражаются в предпочтениях дацанских переводчиков, однако действенное воплощение этих тенденций наблюдается позднее в идеологии представителей буддистов-обновленцев во главе с Агваном Доржиевым, а также последователей «Общества ревнителей истинных путей в нирвану».

Мы проанализировали жанровые особенности творчества дацанских авторов, отметив, что эта составляющая религиозно-пропагандистской и просветительской литературы, при всей неопределенности и размытости их (жанров) границ, несет подчиненную функцию, исполняя роль основы, формы для продвижения определенных идей и целей. В оригинальной дацанской литературе жанровые формы имеют еще более неопределенный, условный характер, включая в синкретическое единство различные элементы литературных форм, выдавая неразвитость этого вида религиозной книжности.

Продолжая тематику жанрового разнообразия, мы подробнее остановились на двух основных литературных направлениях, которые, на наш взгляд, рельефней всего отражают пропагандистский и просветительский характер дацанского творчества. Круг рассматриваемых вопросов в этих сочинениях, вокруг которых строится весь нравственно-этических дискурс замыкается на следующих понятиях: буддийский вариант мифа о грехопадении, согласно которому мир изначальной гармонии был поврежден человеческой жаждой жизнистрадание — как фундаментальное свойство бытия, страх перед которым искусно культивировался буддийскими проповедникамикармическое воздаяние как система жесткой детерминированности, напоминающей физические законы природы способный лишь постепенно нейтрализовываться количественным накоплением заслуг;

Учение о десяти грехах и добродетелях, сопровождаемая идеей жесткой взаимообусловленности определенных видов грехов или добродетелей с не менее определенными видами страданийспасительность Прибежища в Трех драгоценностях, которое накладывало религиозные обязательства на верующего и долг неустанного совершенствования личности.

Другой литературной формой, эффективно справлявшейся с функцией пропаганды буддийских ценностей, были сочинения в жанре субхашит. Как правило, субхашиты состоят из основного двустишия, поднимающего проблему, и двух иллюстрирующих двустиший, использующих живые жизненные примеры и сравнения. Именно сочинения в жанре субхашит являются ценными источниками по психологии верующих, системе их ценностей и интересов. Дидактические цели в сочинения жанра субхашит достигались не посредством отвлеченных общих рассуждений, а преимущественно, при помощи демонстрации примеров из повседневной жизни простых мирян. В среде мирян этот вид назидательной литературы пользовался устойчивой популярностью как в переводах индийских [Капля Рашияны, питающая людей] и тибетских [Сокровищница изящных изречений] произведений, написанных в этом жанре. Особенности этого жанра и его бурятская специфика проанализированы нами на примере «Зерцала мудрости» И-Х.Гальшиева. Несмотря на то, что произведение Галыниева отличается от других образцов бурятской религиозной литературы своей светской направленностью, тем не менее религиозная составляющая не является в нем подчиненной, а проходит красной нитью через все произведение. Религиозная мораль является главной мотивировкой для мирской морали. Как и в других образцах религиозной пропаганды, мы видим в «Зерцале мудрости» наставления, отталкивающиеся от идей необходимости накопления заслуг как главного средства нейтрализации негативной кармы, изложение этического кодекса буддизма и благоприятных последствий его реализации. Однако в отличие от монотонности и сухости изложения материала в ранее рассмотренных нами сочинениях, в «Зерцале.» и других сочинениях подобного орда религиозные нравоучения сопровождаются яркими иллюстрациями, использующими примеры из повседневной жизни того времени. Сочинения в жанре нравоучительных сентенций выгодно отличались от других сочинений религиозной пропаганды и просвещения живостью и «народностью» изложения в противоположность сухости и монотонности комментариев на положения Ламрима. Именно в них исследователи могут найти ценный материал, раскрывающий особенности психологии обычного человека того времени, его ценностных ориентаций и мировоззренческих основ.

Таким образом, нам, на наш взгляд, удалось вычленить из всего объема дацанской литературы на монгольском языке конца XIX — начала XX веков произведения, наиболее полно отражающие деятельность буддийского духовенства Забайкалья по приобщению мирян к знаниям основ буддийского вероучения главным образом в его этической части. Определив круг рассматриваемой литературы, мы выявили общие специфические черты, демонстрирующие их причастность к единой религиозно-литературной традиции, хотя и находившейся на стадии оформления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии / Л. Л. Абаева.-М., 1992. -141 с.
  2. Л.Л. Религии в этнокультурной традиции народов Центральной Азии / Л. Л. Абаева II Материалы международной. научно-практической конференции. Иркутск, 2000.-Т.2.-С. 93−96.
  3. Л.Л. Жуковская Н.Л. Традиция и модернизация в истории
  4. Ламаизма/ Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская // Ежегодник. Религии мира.- 1983.
  5. Л.Л., Тугутова Д. Система образования в буддийских монастырях Бурятии / Л. Л. Абаева, Д. Тугутова // Буддизм России.-1995.-№ 23. С. 18−19.
  6. А.С. Буддийский путь в XX в. Религиозные ценности и современная история стран Тхеравады / А. С. Агаджанян, — М., 1993.
  7. С.П. Буддизм в Бурятии и Агван Доржиев / С. П. Ангаева. -Улан-Удэ, 1999. -140 с.
  8. А.И. Буддийская святыня Петрограда / А. И. Андреев. -Улан-Удэ, 1992.-128 с.
  9. В.П. Буддизм Нагарждуны / ВП.Андросов.- М., 2000.
  10. Д.В. Современный тибетский буддизм на западе: социально-философский аспект / Д. В. Аюшеева.- Улан-Удэ, 2000.
  11. .А. Карма, как нравственный закон в буддийской философии/ Ж. А. Аякова // Социально-философские аспекты буддизма в Бурятии. Улан-Удэ, 2004.-С.299−302
  12. А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме / А. А. Базаров. СПб.: Наука, 1998. — 183 с.
  13. А.А. Тибетский диспут в системе монастырского образования / А. А. Базаров // Культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. — С.40.58.
  14. .В. Общественные течения ламаизма и судьба буддийской конфессии / Б. В. Базаров // Цыбиковские чтения 6: Проблемы истории и культуры монгольских народов. — Улан-Удэ, 1993. — С. 67−68.
  15. Ш. Монгольская историография XIII—XVII вв.. / Ш. Бира.- М., 1978.- 320 с.
  16. Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей.- М.: Наука, 1983.-412 с.
  17. Н.Д. Система медицинского образования в Тибете / Н. Д. Болсохоева // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной Азии. Улан-Удэ, 2003. — С.9 -13.
  18. Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: Материалы конференции 23 24 июня 2001 г., Тамчинский дацан. — Улан-Удэ: Изд.-во БНЦ СО РАН, 2002. — 196 с.
  19. Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. -Новосибирск, 1980.
  20. Буддизм. М.: Наука, 1992.- № 1. — 98 с.
  21. Буддийский мир. М.: Раритет, 1994. — 208 с.
  22. Бурятские летописи / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Ц. П. Ванчикова. -Улан-Удэ, 1995. 198 с.
  23. Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ1. СО РАН, 1997.-200 с.
  24. Ц.П. Предание о кругосветном путе- шествии или Повествование о жизни Агвана Доржиева. Перевод на рус. яз. Предисловие. Улан-Удэ, 1994. — 121 с.
  25. Ц.П. Монголоязычные биографии бурятских лам / Ц. П. Ванникова //Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 1995.-С. 33−42.
  26. Ц.П. О двух первых настоятелях Цугольского дацана / Ц. П. Ванчикова // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Улан- Удэ, 1999.-С. 92−94.
  27. Ц.П. О сочинении дорамба-ламы Буян-Далая по истории буддизма в Бурятии / Ц. П. Ванчикова // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Материалы международной научной конференции.- Улан-Удэ, 2000. С. 188 196.
  28. Ц.П. Тибетские и монгольские источники о деятельности первых настоятелей Цугольского дацана / Ц. П. Ванчикова // Культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 2000. — Вып. 4. — С. 85−100.
  29. И.Д., Цыренжапова Д. С. Миротворческая и просветительская деятельность буддийского духовенства Забайкалья (XIX- начало XX вв.) / И. Д. Васильева, Д. С. Цыренжапова // Тезисы, доклады научно-практической конференции. Красноярск, 1989. — С. 37−38.
  30. Васубандху. Абхидхарма. Улан-Удэ, 1980.
  31. .Я. Буддизм в Тибете и Монголии / Б. Я. Владимирцов. Спб., 1918.
  32. .Я. Монгольский сборник рассказов из Pancatantra / Б. Я. Владимирцов. Петроград, 1921.
  33. Выдающие бурятские деятели. Видные деятели культуры, просвещения и науки. XVII- начало XX в. Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. -Вып. 1. — 144 с.
  34. К.М. Буддизм и онтология традиционных верований / К. М. Герасимова // Буддизм культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.
  35. К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX веков / К. М. Герасимова. -Улан-Удэ, 1957. 160 с.
  36. К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917−1930 гг.) / К. М. Герасимова. Улан-Удэ, 1964.- 179 с.
  37. К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии / К. М. Герасимова. Улан-Удэ, 1999. -138с.
  38. К.М. О бурятской и буржуазной интеллигенции XX века / К. М. Герасимова // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов республики Бурятия. Улан-Удэ, 1995. — С. 43−50.
  39. Геше Джампа Тинлэй. Сутра и Тантра драгоценности тибетского буддизма. — М., 1996.
  40. Геше Джампа Тинлэй. Бодхичита и шесть парамит- Улан-Удэ, 2000.
  41. Геше Джампа Тинлэй. Драгоценный нектар Учения. Улан-Удэ, 1998.
  42. Геше Джампа Тинлэй. К Ясному свету: этапы пути Наставления по Лам-риму. Улан-Удэ: «Дхарма», 1995.- 256с.
  43. Геше Джампа Тинлэй. Как достигнуть счастья или Дахрма в повседневной жизни. Улан-Удэ, 1997.
  44. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А. Л. Гуревич. М., 1989
  45. Далай-лама XIV. Гармония миров: диалоги о деятельном сострадании. Спб., 1996.
  46. Далай-лама XIV. Политики доброты. М., 1996.
  47. .Д. О четырех благородных истинах Будды / Б. Д. Дандарон // Буддийский мир. М., 1994.53. Дандарон Б. Д. Общая схема совершенствования по пути мантраяны
  48. Б.Д. Дандарон // Гаруда. 1994. — № 1.
  49. .Д. Письма о буддийской этике / Б. Д. Данадарон. Спб., 1997
  50. .Д. Буддизм: Сборник статей / Б. Д. Данадарон. СПб., 1996.- 142 с.
  51. Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов / Л. М. Дробышева // Традиции в современном обществе. М., 1990.
  52. A.M. Концепция отрицания в Бурятском буддизме / A.M. Донец // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. -Улан-Удэ, 2002. С. 82−93.
  53. A.M. Доктрина зависимого возникновения в тибето-монголь-ской схоластике / A.M. Донец. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. — 268 с. 59 Дхаммапада. М., 1960.
  54. Э. Социология религии и теория познания / Э. Дюркгейм // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии.- М., 1994.-Часть l.-C. 66−91.
  55. А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение / А. А. Елаев. Улан-Удэ, 2001.
  56. Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой трети XX вв. (Россия и сопредельные страны) / Т. В .Ермакова. СПб., 1998. — 342 с.
  57. Д.С. Агинские дацаны как памятники истории культуры / Д. С. Жамсуева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.-172 с.
  58. Д.С. К истории Эгитуйского дацан / Д. С. Жамсуева // Легшед. 1999. — № 4.
  59. Д.С. Творческая деятельность духовенства агинских дацанов / Д. С. Жамсуева // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. — С.142−153.
  60. А.И. О тибетских традициях в бурятском буддизме /А.И.Железнов // Тибетский буддизм: теория и практика.- Новосибирск: Наука, 1995. С. 54−79.
  61. Н.Л. Буддизм в Бурятии взгляд из Москвы. / Н. Л. Жуковская // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и восточной Азии. Улан-Удэ, 2003. — С. 138−143.
  62. Жуковская Н. Л. Современный ламаизм / Н. Л. Жуковская. М., 1969.
  63. Н.Л. Ламаизм и ранние формы религий / Н. Л. Жуковская.- М.: Наука, 1977. 199 с.
  64. Н.Л. Размышления о прошедшем юбилее некоторое время спустя / 250 лет официального признания буддизма в России / Н. Л. Жуковская // Этнографическое обозрение. 1992. — № З.-С. 118−131.
  65. Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты / Н. Л. Жуковская // Буддийский мир. М., 1994.-С. 9−17.
  66. Е.М. Общественный строй бурят в XVIII первой половине XIX века / Е. М. Залкинд. — М.: Наука, 1970. — 400 с.
  67. Зерцало мудрости, разъясняющее и отвергаемое по двум законам / Вступ. статья, русский пер. и комментарии Ц.А. Дугар-Нимаева. -Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во. 1966. 372 с.
  68. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. Улан-Удэ, 2001. — 260 с.
  69. История и культура народов Центральной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. 1993.- 138 с.
  70. История и культуры монголоязычных народов: источники и традиции. Улан-Удэ, 1989. -108 с.
  71. История философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ, 1995.
  72. Источник мудрецов. Тибетско-монгольский терминологический словарь буддизма / Подготовка текста, пер. и комментарии Р. Е. Пубаева и Б. Д. Дандарона. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1968. — 164 с.
  73. И. Собрание сочинений / И. Кант. М., 1966. — Т.6.
  74. В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии / В. И. Корнев. М.: Наука, 1983.- 248 с.
  75. В.И. Буддизм религия Востока / В. И. Корнев. — М.: Знания, 1990.-63 с.
  76. А.Н. Буддизм / А. Н. Кочетов. М: Наука, 1983. — 177 с.
  77. А.Н. Ламаизм / А. Н. Кочетов. М.: Наука, 1973. — 199 с.
  78. Культура Центральной Азии: письменные источники. Сб. ст.- Улан-Удэ: Изд.-во БНЦ СО РАН, 1998.- Вып.2. 225с.
  79. Культура Центральной Азии: письменные источники. Сб. ст.- Улан-Удэ: Изд.-во БНЦ СО РАН, 1999.- Вып.З. 213с.
  80. Культура Центральной Азии: письменные источники. Сб. ст.- Улан
  81. Удэ: Изд.-во БНЦ СО РАН, 2000.- Вып.4. 175с.
  82. Культура Центральной Азии: письменные источники. Сб. ст.- Улан-Удэ: Изд.-во БНЦ СО РАН, 2001.- Вып.5. 154с.
  83. Е.И. Государство Си Ся (982−1227) / Е. И. Кычанов. М., 1964.
  84. Ламаизм в Бурятии XVII- начала XX вв. Структура и социальная роль культовой системы / Галданова Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев и др. Новосибирск: Наука, 1983. -235 с.
  85. С.Ю. Буддийская культура и буддийская цивилизация -Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока / С. Ю. Лепехов. Улан-Удэ, 1997.С.142−160.
  86. С.Ю. Праджняпарамита и Мадхьямика в монгольской и бурятской культурной традиции / С. Ю. Лепехов // Бурятский буддизм история и идеология. Улан-Удэ, 1995. С. 127- 142.
  87. С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999.
  88. СЮ. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации / С. Ю. Лепехов // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. — С. 3−39.
  89. Материалы по истории русско-монгольских отношений 1636−1654г. Сборник документов, М., 1974.
  90. Мир буддийской культуры: Материалы международного симпозиума. 10−14 сентября 2001 г. Улан-Удэ Агинское — Чита. -Чита: Изд.-во ЗабГПУ, 2001. — 214с.
  91. Т.М. История и культура бурятского народа / Т. М. Михайлов. Улан-Удэ, 1999.
  92. Мункуевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2004. — 196 с.
  93. В.П. Система проведения хуралов в бурятско-монгольской традиции В.П.Мурашкин // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. — С. 109−115.
  94. Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов республики Бурятии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994. Вып.2. -120 с.
  95. Нацов Г-Д. Материалы по истории и культуре бурят / Введ., пер. и примеч.Г. Р. Галдановой / Г-Д. Нацов. Улан-Удэ, 1995. — 4.1.
  96. Нацов Г-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии / Введ., пер. и примеч.Г. Р. Галдановой / Г-Д. Нацов. Улан-Удэ, 1998. — 4.2.
  97. С.П. Буддизм и российская ментальность (проблема соотношения) / С. П. Нестеркин // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Улан-Удэ, 2000.
  98. СП. Образовательная система буддийских монастырей / С. П. Нестеркин // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. — с. 148−82.
  99. Ориент. Буддизм и Россия. СПб., 1992. — Вып.1. -176 с.
  100. Ориент.Исследователи Центральной Азии в судьбах России. СПб., ' 1998. — Вып.2−3. — 284 с.
  101. С.Ф. Буддийские легенды и буддизм. Избранные труды русских индологов — филологов / С. Ф. Ольденбург. — М., 1962.
  102. Е.П., Рудой В. И. Буддийский взгляд на мир / Е. П. Островская, В. И. Рудой. СПб., 1994.
  103. ., Очирова Ц.-Х. Некоторые материалы, касающиеся жизни и деятельности первого бурятского Хамбо Ламы Д. Д. Заяева / Б. Очиров, Ц.-Х. Очирова // Культура Центральной Азии: письменные источники Улан-Удэ, 2000. — Вып.4. — С. 110−117.
  104. A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии / А. М. Позднеев. Улан-Удэ, 2000. — 492 с.
  105. Р.Е., Пагсам-Чжонсам памятник тибетской историографии XVIII в. — Новосибирск, 1981.
  106. Р.Е., Семичов Б. Происхождение и сущность буддизма-ламаизма / Р. Е. Пубаев, Б. Семичев. Улан-Удэ, 1960. — 48 с.
  107. Религия и общество. Хрестоматия по социологии и религии. М. 1994.- 4.1.-300 с.
  108. Р. Монголы двадцатого века / Главы I и II / Перевод с английского А. З. Хамарханова / Р. Рупен. Улан-Удэ, 2004. — 82с.
  109. Г. Л., Санжиева Е. Г. Бурятия: История / XVII XIX вв. / Г. Л. Санжиев, Е. Г. Санжиева.- Улан-Удэ, 1999. — Вып. 4. — 356с.
  110. Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии. Сб. статей. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. — 148 с.
  111. Современные проблемы буддизма, шаманизма и православия /Под ред. Т. М. Михайлова. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1980. — 134 с.
  112. А.Т. Сознание и самосознание / А. Т. Спиркин. М., 1971.
  113. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск: Наука, 1995. — 254 с.
  114. С.А. Религия в истории народов мира / С. А. Токарев. М.: Политиздат, 1986. — 575 с.
  115. Е.А. Введение в буддологию: курс лекций / Е.А.1. Торчинов. СПб., 2000.
  116. И.С. О некоторых особенностях распространения и возрождения буддизма в современную эпоху / И. С. Урбанаева // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. — С. 168−173.
  117. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Ленинград, 1979.- 129 с.
  118. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири: Вторая половина XIX нач. XX в. / Под ред И. С. Вдовина. — М.: Наука, 1979. — 227 с.
  119. Ч. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. 1. Подготовительная часть и этап духовного развития низшей личности / Ч. Цонкапа. СПб.: Нартанг, 1994. -380 с.
  120. Г. Ц. Избранные труды. В 2-х т. / Г. Ц. Цыбиков. -Новосибирск. Наука. 1981.- 486 с.
  121. И.С. Религия и власть в республике Бурятия: история взаимоотношений (1917−1940 гг.) / И. С. Цыремпилова. -Улан-Удэ, 2000.
  122. Ш. Б. Начало распространения буддизма в Бурятии//Бурятский буддизм: История и идеология / Ш. Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ, 1997.
  123. Л.Е. К проблеме бурятского просвещения / Л. Е. Янгутов // Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность. Тезисы и материалы докладов республиканской научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1994. — с. 53−56.
  124. Л.Е. Об исследованиях по буддизму в Институте общественных наук БФ СО АН СССР / Л. Е. Янгутов //Философия стран Азии и Африки: проблемы новейшей историографии. М., 1988 г.-с. 168−183.
  125. Л.Е. Социальные и политические аспекты распространениябуддизма в Монголии / JI.E. Янгутов // Мир Центральной Азии. -Улан-Удэ, 2002.
  126. Зерцало мудрости, разъясняющее живым существам вселенной, чему нужно следовать и что нужно отбросить / Yirtincu=yin amitan=u abqu ogurqu=yi duturgulugci nom=un toli kemegdeku orjsiba.
Заполнить форму текущей работой