Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование рынка сахара в условиях переходной экономики: На материалах России и других государств-участников СНГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Серкова, А. В. Ткача, И. Г. Ушачева, И. Ф. Хицкова и др. Однако новизна и обширность проблем, связанных с новыми условиями хозяйствования, оставляют нерешенными многие вопросы. Наибольшее освещение получила проблема формирования межгосударственного рынка зерна как стратегического продукта. Между тем, не менее важными остаются и проблемы формирования других продуктовых рынков, учитывая комплексный… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА САХАРА
    • 1. 1. Сущность и особенности рынка сахара
    • 1. 2. Роль интеграционных процессов в функционировании межгосударственного и национальных рынков сахара
    • 1. 3. Зарубежный опыт регулирования рынка сахара
  • ГЛАВА II. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА САХАРА ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ
    • 2. 1. Характеристика сахаропродуктовых подкомплексов государств-участников СНГ
    • 2. 2. Состояние торговли и регулирования рынка сахара в рамках СНГ
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА САХАРА В РАМКАХ СНГ
    • 3. 1. Приоритетные направления развития национальных рынков сахара государств-участников СНГ
    • 3. 2. Методические подходы к разработке межгосударственной целевой программы «Сахар» в рамках СНГ
    • 3. 3. Формирование межгосударственного рынка сахара государств -участников СНГ

Формирование рынка сахара в условиях переходной экономики: На материалах России и других государств-участников СНГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в России и других государствах-участниках СНГ происходят сложные процессы, связанные с переходом к рыночным формам хозяйствования, целью которых является построение конкурентной и гибкой экономики с условием ее интеграции в мировое хозяйство.

Проводимые в последние годы во многих государствах-участниках СНГ аграрные реформы не дали ожидаемых результатов. Агропромышленный комплекс оказался в глубоком кризисе, нарушены старые хозяйственные связи между бывшими республиками, снижаются объемы производства и переработки сельскохозяйственной продукции и, как следствие, не происходит насыщение рынков продовольственными товарами собственного производства. Яркое проявление этого процесса можно наблюдать в сфере производства и переработки сахара. Экономический кризис привел к сокращению производства сахарной свеклы и сахара из нее, деградации специализированной материально-технической базы отрасли, росту издержек производства, потере конкурентоспособности сахара на внутренних и внешних рынках государств-участников СНГ, их зависимости от импорта сахара-сырца из третьих стран.

Выход из создавшегося положения заключается в проведении согласованной аграрной политики стран СНГ, в том числе осуществлении курса на межгосударственную интеграцию в отраслях агропромышленного комплекса. Рыночные связи требуют принципиально нового подхода к вопросам интеграции, созданий крупных межотраслевых и межгосударственных структур, обоснования взаимовыгодных условий торговли сельскохозяйственной продукцией и сохранения для государств-участников СНГ емкого совокупного продовольственного рынка.

Надежное обеспечение населения России и других государств-участников СНГ сахаром во многом зависит от эффективности функционирования межгосударственного рынка сахара в рамках СНГ. В настоящее время такой межгосударственный рынок сахара еще не сформирован, ему во многом присущ стихийный характер развития. В этой связи разработка предложений по его формированию и эффективному функционированию имеет важное значение, как для обеспечения сахаром стран Содружества, так и улучшения положения в их сахаропродуктовых подкомплексах.

В условиях перехода к рынку особенно важно, чтобы государство осуществляло свои регулирующие функции, проверенные практикой рыночных отношений в развитых странах. Важнейший неотъемлемый элемент регулирования Общего аграрного рынка в рамках СНГ — разработка и внедрение в практику межгосударственных целевых программ, которые помогут определить выбор и поддержку приоритетов на рынке, корректировать его параметры с учетом складывающейся ситуации, выбрать стратегию поведения стран на этом рынке, оценить их экспортные возможности и импортные потребности, а также защитить рынок от недобросовестной конкуренции третьих стран.

Актуальность решения проблемы формирования и развития межгосударственного рынка сахара в рамках СНГ и недостаточная изученность ее отдельных теоретических и прикладных аспектов предопределили выбор темы диссертационной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.

Состояние изученности проблемы. Вопросы формирования и функционирования Общего аграрного рынка, согласованной аграрной политики и отдельных продовольственных рынков нашли достаточное отражение в отечественной агроэкономической литературе. В той или иной степени они затрагиваются в работах А. И. Алтухова, В. Р. Боева, А. Г. Зельднера, Э. Н. Крылатых, А. Г. Папцова, Е. Е. Румянцевой, Э. А. Сагайдака, А. Ф.

Серкова, А. В. Ткача, И. Г. Ушачева, И. Ф. Хицкова и др. Однако новизна и обширность проблем, связанных с новыми условиями хозяйствования, оставляют нерешенными многие вопросы. Наибольшее освещение получила проблема формирования межгосударственного рынка зерна как стратегического продукта. Между тем, не менее важными остаются и проблемы формирования других продуктовых рынков, учитывая комплексный характер проведения мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности в рамках СНГ. Кроме того, еще недостаточно изучены особенности и специфичность функционирования межгосударственного рынка сахара в рамках СНГ, взаимосвязь и взаимозависимость национального и межгосударственного рынков сахара в переходный период и другие.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в разработке научных и практических рекомендаций по формированию и функционированию межгосударственного рынка сахара в период перехода аграрной сферы экономики России и других государств-участников СНГ на рыночные отношения.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

• уточнены теоретические аспекты формирования и развития национального и межгосударственного рынков сахара;

• рассмотрены особенности формирования и развития межгосударственного рынка сахара в рамках СНГ и механизм его функционирования;

• выявлена роль интеграции в формировании межгосударственного рынка сахара в рамках СНГ;

• обобщен отечественный и зарубежный опыт государственного воздействия на становление и развитие рынка сахара;

• дана оценка современного уровня развития сахаропродуктовых подкомплексов государств-участников СНГ с учетом влияния на них внешних и внутренних факторов;

• изучено состояние внешней торговли сахаром между государствами.

СНГ;

• определены приоритетные направления развития национальных и межгосударственного рынка сахара государств СНГ;

• разработаны и обоснованы основные методические подходы к созданию межгосударственной целевой программы «Сахар».

Объектами исследования являются сахаропродуктовые подкомплексы России, Украины, Беларуси и других государств-участников СНГ-производителей сахара, межгосударственный рынок сахара стран Содружества.

Предметом исследования являются экономические отношения хозяйствующих субъектов на национальных и межгосударственном рынках сахара России и других государств-участников СНГ, а также система их государственного регулирования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, посвященные решению вопросов формирования и функционирования продуктовых рынков, совершенствования экономического механизма интеграции, развития сахаропродуктового подкомплекса. Исходным материалом для исследования послужили данные Госкомстата Российской Федерации и Межгосударственного статистического комитета СНГ, а также нормативно-справочные материалы по развитию сахаропродуктовых подкомплексов стран Содружества и межгосударственного рынка сахара, разработки отдельных ученых и организаций, публикации в прессе по изучаемой проблеме.

В работе применялись монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-статистический, абстрактно-логический методы исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• раскрыта сущность, основные условия, особенности формирования и функционирования национального и межгосударственного рынков сахара, уточнено понятие интеграции в сахаропродуктовом подкомплексе на микро-и макроуровнях в рыночных условиях;

• предложены методические подходы к определению уровня самообеспечения сахаром России и других государств-участников СНГ на перспективу, разработаны приоритетные направления развития национальных рынков сахара на краткои долгосрочный период;

• разработана методика оценки конкурентоспособности сахара на национальных рынках государств-участников СНГ;

• разработана методика и определена система мероприятий по формированию межгосударственной целевой программы «Сахар»;

• обосновано создание межгосударственного интегрированного финансово-агропромышленного объединения холдингового типа на базе саха-ропродуктовых комплексов государствучастников СНГ, предложена организационная структура и определены функции Интеграционного Совета СНГ по сахару.

Практическая значимость работы. Внедрение разработанных предложений позволит обеспечить формирование и более конструктивное развитие межгосударственного рынка сахара в рамках СНГ. Этому во многом будет способствовать организационно-экономический механизм его функционирования, разработка межгосударственной целевой программы «Сахар», обоснование взаимовыгодных условий интеграции и торговли на микрои макроуровнях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались автором на трех научно-практических конференциях: «Стабилизация аграрного сектора России» в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете в июне 1999 г., «Совершенствование организационно-экономических отношений в АПК» в Воронеже в 1999 г., «АПК России в XXI веке» в Москве в октябре 1999 г. Отдельные положения диссертации использовались в научном отчете отдела внешнеэкономической деятельности ВНИИЭСХ за 1999 г. По результатам исследования опубликовано 5 научных работ общим объемом 1,7 п. л.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературысодержит 19 таблиц и 23 рисунка.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Изучение теоретических источников и проведенные исследования позволяют выделить два уровня рынка сахара: национальный и межгосударственный, которые формируются на основе общих для рыночных отношений законов, развиваются параллельно друг другу, но имеют свои особенности.

Формирование и эффективное функционирование национального рынка сахара определяется уровнем развития сахаропродуктового подкомплекса, который следует рассматривать как подсистему рынка и самостоятельный объект управления. Межгосударственный рынок сахара в отличие от национального зависит от взаимодействия двух и более национальных экономик торгующих стран, таможенных тарифов и других ограничений государства.

Функционирование национального и межгосударственного рынков зависит от общемировых тенденций производства сахара и позиций страны на мировом сахарном рынке.

2. Обобщение существующих взглядов экономистов-аграрников на проблему интеграции позволяет рассматривать агропромышленную интеграцию как специфическую форму кооперации, основанную на комбинировании производства между стадиями агропромышленного комплекса.

Интеграция на микроуровне — это интеграция между предприятиями и организациями (группами предприятий и организаций) агропромышленного комплекса. Интеграция на макроуровне — это интеграция между хозяйственными системами в целом (например, между экономиками государств-участников СНГ).

В рыночных условиях к преимуществам интегрированного образования следует отнести: возможность оперативно реагировать на изменение спроса и конъюнктуру рынкавозможность крупных объединений конгломератного типа выступать в роли регуляторов рынка, являясь альтернативой, с одной стороны, механизму рыночного саморегулирования, а с другой — государственному регулированию рыночных отношений.

Основным критерием эффективности той или иной формы агропромышленной интеграции является способность поддерживать и развивать производственно-экономические связи, которые в свою очередь свидетельствуют об уровне сближения интересов партнеров и результате функционирования интегрированного формирования.

3. Межгосударственная экономическая интеграция носит объективный характер, и ее основой является интеграция на микроуровне. К связям между предприятиями, которые присущи национальным образованиям, добавляются связи между государствами.

Межгосударственная интеграция сахаропродуктовых подкомплексов государств-участников СНГ и образование общего рынка сахара в рамках СНГ определяется:

• достигнутой в предшествующие десятилетия углубленной специализацией отдельных республик бывшего СССР на производстве сахарной свеклы и сахара, предназначенных для межреспубликанского обмена.

• технической и технологической зависимостью национальных АПК и потребностью сохранить для государств-участников СНГ емкий совокупный рынок сахара;

• сложившейся ситуацией на мировом рынке сахара и стремлением всех государств к самообеспечению продуктами питания, включая сахар, в целях обеспечения продовольственной безопасности.

4. Опыт государственного регулирования рынка сахара в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвенного воздействия государства на конкуренцию, цены, внутреннюю и внешнюю торговлю. Особого внимания заслуживает зарубежный опыт решения проблемы самообеспечения сахаром с помощью системы протекционизма в отношении импорта и программы мероприятий по поддержке внутреннего производства.

В переходный период в России и других государствах-участниках СНГ положительный опыт государственного регулирования рынка в развитых странах оказался невостребованным. В связи с чем разумное сочетание преимуществ конкурентного развития и государственного регулирования рынка сахара является одним из резервов экономических преобразований в государствах Содружества.

5. Главным приоритетным направлением развития национальных рынков государств-участников СНГ как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе является повышение уровня самообеспечения сахаромпродуктом, выработанным из отечественного сырья — сахарной свеклы.

По самым оптимистическим прогнозам, рассчитанным на основе метода экстраполяции к уровню 1999 г. исходя из ежегодного прироста численности населения не более 0,2%, производство сахара из собственного сырья может быть увеличено к 2005 г. на 10−20%, в зависимости от страны, а к 2010 г. на 15−25% к уровню 2005 г. Россия останется самым крупным импортером по сахару из государств-участников СНГ, а Украина к 2010 г. сможет не только обеспечивать себя сахаром из собственного сырья, но и вывозить его за пределы страны. Решение проблемы повышения уровня самообеспечения сахаром в каждом государстве Содружества будет происходить по своему сценарию, с учетом состояния их макроэкономической среды. Однако при развитии всех национальных рынков сахара приоритетными направлениями будут следующие: пересмотр и улучшение отношений внутри сахаропродуктового подкомплексагосударственное регулирование отношений на рынке сахараформирование системы стабильной и гибкой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающей промышленностиразвитие свекловодства за счет использования высокопродуктивных семян и технологий возделывания сахарной свеклы.

6. Построение межгосударственного рынка сахара в рамках СНГ определяется особенностями национальных рынков сахара государств-участников и, прежде всего конкурентоспособностью товара и конкурентного поведения хозяйствующих субъектов государства на общем рынке. Расчеты показали, что Украина и Россия обладают самым высоким рейтингом и должны стать главными инициаторами создания общего рынка сахара в рамках Содружества.

7. В современных условиях возрастает роль программно-целевого подхода в решении вопроса регулирования рынка сахара в рамках СНГ и формирования Общего аграрного рынка. Целесообразно выделить три этапа реализации межгосударственной целевой программы «Сахар»:

I этап — текущие задачи (на ближайшие 1−2 года): остановить кризис сахаропродуктовых подкомплексов государств-участников СНГ, стабилизировать правовые и экономические условия, нормализовать процесс расширенного воспроизводства на основе имеющегося ресурсного потенциала. Программу необходимо будет уточнять по прошествии первого этапа на следующий трехлетний период. Неубывающая перспектива позволяет более четко строить выполнение мероприятий, требующих относительно длительных сроков (более трех лет). Вместе с тем, такая форма Программы дает возможность более полно учитывать изменения в условиях производства сахара по каждой стране, а также особенности конъюнктуры мирового рынка сахара.

II этап — среднесрочные задачи (до 5-ти лет): с учетом требований рыночной экономики осуществить структурную перестройку сахаропродуктовых подкомплексов государств-участников СНГ, создать инфраструктуру общего рынка сахара стран Содружества, отвечающую современным требованиям. Следует обеспечить органическое включение общего рынка сахара государств-участников СНГ в мировой рынок сахара.

III этап — долгосрочные задачи: окончательно завершить формирование общего рынка сахара государств-участников СНГ, а также сформировать соответствующий хозяйственный механизм устойчивой рыночной экономики в сахаропродуктовых подкомплексах стран Содружества. Общий срок достижения наиболее значимых результатов не должен превышать 8−10 лет.

Решение перечисленных задач возможно за счет системы мероприятий — организационных, экономических, технологических, научно-технических, агросервисных, биологических, по развитию рыночной инфраструктуры, экологических и социальных.

8. Одно из приоритетных направлений при формировании рынка сахара в рамках СНГ предполагает создание межгосударственного интегрированного финансово-агропромышленного объединения холдингового типа на базе сахаропроизводящих комплексов государств-участников СНГ. Холдинг (корпорация) может решать задачи межгосударственных закупок сахара и их поставок в соответствии с заявками и заключенными договорами стран с холдингом. Деятельность холдинга может расширяться за счет участия в нем других, не входящих в СНГ, государств. Управление холдингом должно осуществляться его Советом, в котором могут быть представлены все государства-члены. Расчеты показывают, что суммарный проектируемый объем ввоза и вывоза по основным государствам-участникам общего рынка сахара в рамках СНГ составит к 2010 г. 4,7 млн. т.

9. В перспективе, после преодоления политических разногласий руководителей государств Содружества по поводу создания наднационального органа управления общим аграрным рынком и достижения определенных результатов в работе транснациональной корпорации (холдинга) на общем рынке сахара, целесообразно будет перейти к организации Интеграционного Совета СНГ по сахару. Функционирование Совета позволит следить за конъюнктурой рынка, воздействовать на конкурентные позиции его участников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. СЗРФ. 1996. N26. Ст. 3061.
  2. СЗ РФ. 1997. N 29. Ст. 3501.
  3. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. N 948−1 (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г.) // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — N 4.
  4. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996−2000 годы // Российская газета. 1996. 17 июля.
  5. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
  6. Л. И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. — N6. — С.4−12.
  7. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.: Юристъ, 1999. 368 с.
  8. В. А. Управленческий механизм обеспечения продовольственной безопасности. М.: МСХА, 1999.
  9. В. М., Жоголева Е. Е. Эффективное управление сложными инвестиционными проектами/ Практическое пособие. М.: Международный институт строительства, 1995. — 212 с.
  10. Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения/ Под ред. 3. С. Беляевой, О. А. Самончик. М.: Институт государства и права РАН. — 1998. — 226 с.
  11. А. А., Костырин В. В., Мкртумян В. И., Пеллетье Э. Надо вводить специальную пошлину. //Сахар. 2000. — N 3. — С. 5−7.
  12. А. И. Состояние и перспективы продовольственного самообеспечения страны/ Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб. ст. М. — Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997. — С. 24−32.
  13. А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе до 2003 года// Экономист. -1998. N 12. С. 14−20.
  14. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) // Вопросы экономики. 1996. — N 9. — С. 28−34.
  15. А. В. Рынок в СССР: становление, регулирование. М.: Экономика, 1991. -318 с.
  16. A.B. Преимущества подъема экономики стран СНГ на базе общего рынка. М.: РАГС, 1997. — 271 с.
  17. В.Р., Румянцева Е. Е., Дадалко В. А. Продовольственная безопасность СНГ: выбор альтернативы на пороге XXI века. М — Мн.: «Армита -Маркетинг, Менеджмент», 1998. — 344 с.
  18. Е. Н. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы. Науч. ред. В. С. Балабанов. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997. — 349 с.
  19. И. Н. Об основах аграрных отношений / Аграрная экономика и политика: История и современность: Сб. ст. РАСХН. М., 1996. — С. 198 201.
  20. И. Н. Россия и другие страны СНГ / Аграрная политика в странах Центрально-Восточной Европы и Азии: Современные тенденции (информационно-аналитический сборник). -М., 1997. С. 25−28.
  21. Е. Логика реформ // Вопросы экономики. 1993. — N 2. — С. 12−16.
  22. Е. Новые задачи: выбор за нами // Вопросы экономики. 1994. -N9.-С. 4−10.
  23. Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
  24. В. Д., Юпокач В. А. Комплексное развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. М.: Агропромиздат, 1988. 127 с.
  25. В. Д., Теунаев Д. М. Продовольственный комплекс региона. -М.: Arpo НИИТЭИПП, 1998.
  26. Государственное регулирование агропромышленного комплекса в условиях рыночной экономики. М.: РАСХН, ВНИЭСХ, 1993. — 53 с.
  27. Е.Е. Перспективы расширения экспорта продукции АПК России // Аграрная наука. 1997. — N 6. — С. 24−25.
  28. В. А., Дадалко А. В. Международное экономическое сообщество: современное состояние и перспективы развития. Мн.: «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 1999. — 304 с.
  29. Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФРА-М, 1997. — 280 с.
  30. В. Н. Проблемы межотраслевых связей в продовольственном комплексе США. (ВНИИТЭИАгропром, Обзорная информация), М.: 1988.
  31. В. И. Государственное регулирование продовольственного рынка (модель «Социальное кольцо»). М.: ГНЦ Информагротех. -124 с.
  32. И.И. Разработка региональных продовольственных программ в условиях рынка. М.: Колос, 1998. — 224 с.
  33. Е. Е. Система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию в странах общего рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — N 4. — С. 45−48.
  34. Е. Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России. -М.: Информатик, 1996. 228 е.: ил.
  35. Е. Е. К анализу эффективности федеральных целевых программ (на примере программ «Кормовой белок» и «Золотое кольцо России). //Проблемы прогнозирования. 1996. — N 6. С. 21−34.
  36. Е. Е. Приоритеты аграрной политики России и целевые программы/ Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб. ст.- М. Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997. — С. 48−53.
  37. Е. Е. Проблемы развития интеграции в АПК стран СНГ/ Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы.- М.- Мн.: «Армита Маркетинг, Менеджмент», 1997. — С. 33−36.
  38. А. С. Рынок сахара: Проблемы теории и практики. Киев.: Наукова думка, 1998.-315 с.
  39. А. Г. Государственное регулирование в аграрной сфере // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993.- N 3. С. 3−7.
  40. А. Зельднер. Государственное регулирование агропромышленного сектора // Вопросы экономики. 1997. — N 6. — С. 83−90.
  41. А. Г., Заец А. С. Экономические механизмы регулирования рынка сахара // Сахарная свекла. 1998. — NN 8−9. — С. 2−5.
  42. Ильина 3. М., Лагодич Л. В., Валуев В. В. Рынок продовольствия и сырья: 6. Сахар. Минск: РИЦ БелНИИЭИ АПК. — 1998. — 155 с.
  43. Р. В., Шаров В. Ф. Роль таможенной политики в сохранении свеклосахарного производства России // Сахарная свекла. 2000. — N 4−5. -С. 6−7.
  44. Импортеры сахара-сырца несут убытки. Газета «Ведомости» 15 марта 2000 г.
  45. Н. В. Организационно-экономические отношения в сфере свеклосахарного производства в условиях реформирования собственности: Реф. канд. дис. М.: ВНИЭСХ, 1998. — 22 с.
  46. В. А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. -М.: 1998. 208с.
  47. Концепция аграрной политики Российской Федерации (Проект). М.: ВНИЭСХ. 1999. — 71 с.
  48. Концепция развития экономической интеграции АПК государств-участников СНГ (Проект). М.: ВНИЭСХ. 1998.
  49. В. А., Бирюков В. В. О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998. — N 6. С. 55−57.
  50. Э.Н. Формирование аграрного рынка государств-участников СНГ/ Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. М, — Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997. — С. 15 -19.I
  51. Э. Н. Общий аграрный рынок СНГ: проблемы и перспективы/ Продовольственный рынок России: кооперация и сотрудничество (Материалы Международного форума, г. Москва, 9−10 октября 2000 г.). -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. С. 18−26.
  52. А. Н. Рынок сахара в России: проблемы формирования и развития. М., 1998. — 98 с.
  53. . Л. В. Организационно-экономическое обоснование свеклосахарного подкомплекса в условиях рыночных отношений: Реф. канд. дис. -Минск: Белорусский НИИ аграрной экономики, 1999. 20 с.
  54. К.П. Прогнозирование и планирование аграрно-промышленного комплекса: Учебник. М.: Гардарики, 1999. — 264 с.
  55. В. Г. Квотирование как метод регулирования аграрного рынка // Сахарная свекла. 1998. — N 6. — С. 2−5, N 7. — С. 2−5, N 8. — С. 2−5.
  56. К.Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. Баку, 1998.
  57. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 25 ч. II.
  58. А. Принципы экономической науки. М.: 1993. — Т. 1., Т.З.
  59. Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах ЕС // Экономист. 1998. — N 8. С. 89−93.
  60. Методика экономических исследований в агропромышленном производстве, под ред. В. Р. Боева, ВНИИЭСХ, М., 1995.
  61. В. В., Хадидуллин Р. В. Выход из кризиса в системном подходе // Сахарная свекла — 1997 г., N 1, с. 4−5.
  62. В., Гомоз В. Спасение утопающих дело рук самих утопающих. //Сахар. — 2000. — N 3. — С. 8−9.
  63. Многоукладная экономика АПК России: вопросы теории и практики/ А. А. Шутьков, В. Р. Боев, А. Ф. Серков и др.- Под ред. А. А. Шутькова. М.: Колос, 1998. — 357 с.
  64. В. И., Папцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М.: Информагро-бизнес, 1996.
  65. Научные основы импортозамещения: На примере импортозамещения продукции АПК/ 3. М. Ильина, И. В. Мирочицкая, Г. П. Остапенко, В. С. Тонкович. Мн.: БГЭУ, 1999. — 167 с.
  66. Научные основы разработки и реализации региональных программ стабилизации и развития агропромышленного производства / РАСХН. Сиб. отд-ние. СИБНИИЭСХ Новосибирск, 1998 г. -132 с.
  67. Об актуальных проблемах развития свеклосахарного комплекса в 2000 г. и совершенствовании регулирования производства и реализации сахара // Сахарная свекла. 2000. — N 2. — С. 2−4.
  68. Обзор сельскохозяйственной политики. Российская Федерация. (Центр по сотрудничеству со странами не членами ОЭСР). — Москва, 1998. — 306 с.
  69. Общая экономическая теория (политэкономия) Под редакцией В.И. Ви-дяпина, Г. П. Журавлевой. М., 1995.7! Овчинников Г. П. Международная экономика: Учебное пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А., Изд-во «Полиус», 1998. — 620 с.
  70. О. Г. Государственное регулирование аграрного сектора США. М.: ООО «ДеЛи», 1999. — 663 с.
  71. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под. ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1994. — 496 е.: ил.
  72. Основы экономической теории и практики. Волгоград, 1994.
  73. А.Г. Прямое и косвенное регулирование и стимулирование сельскохозяйственного производства за рубежом. М.: Принт-экспресс, 1995.
  74. А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства (Современные тенденции в отечественной и зарубежной практике). М.: Принт-экспресс, 1998.
  75. С. А., Полянский Д. В., Земина Н. В. Конъюнктурные исследования рынка продовольственных товаров // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. -N9. — С. 80−91.
  76. Потребление и производство сахара в России 1999 // Сахарная свекла. -2000. -N3. — С. 11−12.
  77. Продовольственный рынок страны необходимо регулировать // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — N 8. — С. 20.
  78. Производственно-экономические показатели развития АПК России в 1997—1999 гг. г.//Госкомстат.
  79. В. В. Обоснование направлений повышения экономической эффективности сахаропродуктового подкомплекса АПК в условиях рынка: Реф. канд дис. Краснодар: Кубанский гос. Аграрный университет, 1998. -24 с.
  80. В. И. Интеграционные процессы в свеклосахарном комплексе Украины // Сахарная свекла. 1998. — N 5. — С. 2−4.
  81. Н. П. О государственном регулировании АПК // Сахарная свекла. 1999. — N 9. — С. 2−5.
  82. Регулирование сельскохозяйственного производства на региональном уровне: необходимость, механизм и методика. Ростов-на-Дону.: Всероссийский НИИ экономики и нормативов, 2000. — 41с.
  83. Рекомендации по разработке и реализации целевых программ в агропромышленном производстве. М.: МСХиП РФ. — 1996.
  84. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник / Госкомстат России. М.: Р 76, 1999. — 621 с.
  85. Россия, СНГ в мировой экономике: сотрудничество и соперничество/ «Круглый стол» Совета Федерации, вып. 9, М., 1999. 93 с.
  86. Е. Е. Перспективы участия стран СНГ в мировой торговле/ Продовольственный рынок России: кооперация и сотрудничество (Материалы Международного форума, г. Москва, 9−10 октября 2000 г.). -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2000. С. 41−45.
  87. Рынок сахара в странах Восточной Европы // Сахарная свекла 1999. — N 3.-С. 2−3.
  88. Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. М.- Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997. — 253с.
  89. Э. А. Государственное регулирование цен в системе АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. N 1. — С. 2−5.
  90. П. Самуэльсон, В. Нордхаус. Экономикс. М.: НПП «Экотехсервис», 1992.
  91. В. М. Перспективы развития отечественной свеклосахарной отрасли // Сахарная свекла. 1999. — N 11. — С. 2−4.
  92. А. Ф. Индикативное планирование в сельском хозяйстве. М.: Ин-формагробизнес, 1996. 162 с.
  93. А. Ф. Аграрный рынок и макроэкономические факторы/ Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб. ст. М. — Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997. — С. 53−61.
  94. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований: государственное регулирование рыночных отношений АПК // Экономика, управление. 1999. — N 3. С. 25−32.
  95. С шпиц С. О., Романенко И. А. Концепция и методология технико-экономического анализа эффективности целевых федеральных программ в АПК/ Аграрные доктрины двадцатого столетия: уроки на будущее: Сб. ст. РАСХН. М., 1998. — С. 92−99.
  96. Советский энциклопедический словарь/Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). М.: «Советская Энциклопедия», 1981. — 1600 с. с илл.
  97. Содружество независимых государств в 1998 году // Статистический ежегодник. -М., 1999.
  98. А. Некоторые проблемы внутрирегиональной торговли СНГ. //Мировая экономика и международные отношения. 2000. — N 6. -С. 3439.
  99. А. И., Серков А. Ф., Буцикин П. И. Создание общего аграрного рынка // Аграрная наука. 1995. — N 5. — С. 3−4.
  100. Теория переходной экономики. Т. 2. Учебное пособие / Под ред. канд. экон. наук Е. В. Красниковой. М.: ТЕИС, 1998. — 231 с.
  101. А. В. Проблемы продовольственного рынка в государствах участниках СНГ // Достижения науки и техники. 1999. — N 5. — С. 4−8.
  102. А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.
  103. И. Г. Развитие интеграционных процессов отечественного и мирового аграрных рынков/ Организационно-экономические основы аграрного рынка: Сб. ст. М. — Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997. — С. 3−11.
  104. И. Г. Российские подходы к развитию интеграционных процессов в АПК стран СНГ /Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. М, — Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997. С. 8−11.
  105. В. Как делать бизнес в Европе: Вступит, слово Ю. В. Пискулова. М.: Прогресс, 1990. — 253 с.
  106. Е., Шульга В. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в развитии мирохозяйственных связей // Экономист. 1998. — N 6. — С. 84−89.
  107. Е., Шульга В. Особенности межгосударственного товарообмена и перспективы его развития // Экономист. 1998. — N 12. С. 74−82.
  108. Ю. Н. К чему ведет государственное регулирование производства и рынка сахара // Сахарная свекла. 1999. — N 11. — С. 6−9.
  109. И. В. Управление собственностью в интегрированных агропромышленных формированиях / РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. -Новосибирск, 1999. 162 с.
  110. А. А. Рыночные отношения и продовольственная безопасность России/ Рыночные отношения в АПК России: современное состояние и перспективы. М, — Мн.: «Армита — Маркетинг, Менеджмент», 1997. — С. 36.
  111. Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель. Перевод с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича, — С. Пб. 1992. — 496 с.
  112. Provisions of the 1996 Farm Bill. Agricultural Outlook. Special Supplement. USDA/ERS, AGO-961, April 1996.
  113. United States Treasure. Harmonized Tariff Schedule. http:// www. customs. ustreas. gov/impexp/rulings/harmoniz, September 1998.
Заполнить форму текущей работой