Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность активной политики содействия занятости населения мегаполиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Теоретические положения и рекомендации, вынесенные на защиту, докладывались автором на международных и всероссийских научных конгрессах и научно-практических конференциях, в частности: Международной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления» (Москва, Российский государственный гуманитарный университет, май… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
    • 1. 2.
  • ГЛАВА II.
    • 2. 1. 2.2.
  • ГЛАВА II. Т
  • ГЛАВА IV.
  • ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
  • Рынок труда и занятость населения как экономические категории
  • Особенности рынка труда мегаполиса
  • Мониторинг социально-трудовой сферы как инструмент анализа состояния рынка труда
  • СТРАТЕГИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
  • Сущность и особенности программного регулирования содействия занятости населения
  • Проблемы сбалансированности рабочих мест и рабочей силы
  • Методика проведения социальной экспертизы целевых, комплексных и отраслевых программ создания и сохранения рабочих мест в Москве
  • ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА
  • Качество и конкурентоспособность рабочей силы в условиях перехода к инвестиционной модели экономического роста
  • Профессиональное обучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников
  • Роль профориентации и психологической поддержки в повышении конкурентоспособности слабозащищенных категорий населения
  • МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
  • Методы оценки эффективности деятельности территориальных служб занятости населения г. Москвы
  • Современные технологии поиска работы
  • Взаимодействие государственной службы занятости, столичного рекрутмента и частных кадровых агентств

Эффективность активной политики содействия занятости населения мегаполиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Итоги социально-экономического развития России в 2003 — 2004 гг., свидетельствуют о закреплении и дальнейшем развитии положительных тенденций в реальном секторе экономики, что благоприятно сказывается на ситуации на российском рынке труда. При этом постепенный переход к инвестиционной модели экономического роста существенно повышает роль активных программ занятости в сглаживании негативных социальных последствий этапа модернизации экономики.

В настоящее время сформирована устойчивая инфраструктура региональных рынков труда. Сейчас спрос на рабочую силу превышает предложение не только там, где требуется высокая квалификация работников, но и там, где уровень оплаты и условия труда, степень организации производства и социальной защиты наемных работников отстают от требований и ожиданий ищущих работу граждан. Актуализируется проблема стимулирования занятости значительной массы людей, неконкурентоспособных на рынке труда.

Демографические прогнозы показывают, что с 2007 года в нашей стране начнется сокращение абсолютной численности населения в трудоспособном возрасте. Именно с этого года планируется завершить переход на 12-летнее среднее образование. Если к этим двум факторам прибавить то, что уже сегодня в любом регионе России, где отмечается экономический рост, ощущается нехватка рабочих рук, то актуальность проблем эффективного использования трудовых ресурсов становится абсолютно очевидной. При этом следует подчеркнуть, что с развитием экономики ощущается рост потребности в квалифицированной рабочей силе. Для решения проблемы требуется государственная программа, затрагивающая не только трудовые ресурсы как таковые, но и меры по раскрытию и наращиванию человеческого потенциала. Программа должна быть обеспечена организационно и материально. В случае непринятия радикальных мер буквально через год-два на рынке труда возникнет существенное несоответствие: с одной стороны — дефицит кадров, с другой — рост безработицы.

В настоящем исследовании основное внимание уделено проблемам активной политики содействия занятости населения мегаполисамногофакторного, сложного социопространственного комплекса, каковым, естественно, является Москва, насчитывающая свыше 10 млн. человек.

Функционирование рынка труда Москвы осуществляется в условиях продолжающейся реструктуризации экономики, перераспределения трудовых ресурсов и динамичного изменения численности населения, активных миграционных процессов.

Подготовка специалистов для нужд экономики отстает от ее реальных потребностей. Решение проблемы требует особой мобильности системы профессиональной подготовки, заключающейся в правильных пропорциях сочетания общих программ профессионального обучения и краткосрочных программ «доводки» специалистов, а также их адаптации непосредственно на рабочем месте.

Примером отставания системы профессионального образования может служить ситуация, сложившаяся в последние годы с дефицитом квалифицированных рабочих в Москве. Неправильная оценка структуры потребности рынка труда в рабочих кадрах привела к тому, что в системе начального профессионального образования высокими темпами осуществлялась подготовка квалифицированных рабочих по отраслевому принципу, спрос на которых в полтора-два раза был меньше предложения, вместо рабочих сквозных (технологических) профессий, в которых промышленность города испытывает постоянный дефицит. В этой связи возникает необходимость в разработке направлений повышения эффективности активной политики занятости на рынке труда, что и предопределяет актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем теории, методологии управления занятостью населения посвящены труды отечественных и зарубежных исследователей, которые формируют различные теоретические направления, концепции, научные подходы в области управления трудовыми ресурсами общества. Значительный вклад в становление и развитие теории рынка труда и занятости внесли многие известные отечественные ученые: Л. И. Абалкин, В. Н. Бобков, Б. Д. Бреев, B.C. Буланов, H.A. Волгин, Х. Н. Дьяконов, Е. В. Егоров, E.H. Жильцов, Е. Д. Катульский, A.B. Кашепов, Р. П. Колосова, JI.A. Костин, А. Э. Котляр, В. В. Куликов, И. С. Маслова, И. Д. Мацкуляк, Ю. Г. Одегов, В. А. Павленков, В. И. Плакся, Б. В. Ракитский, JI.C. Ржаницина, Н. М. Римашевская, Г. Г. Руденко, А. И. Щербаков и др.

Исследованиям, имеющим непосредственное отношение к проблематике диссертации, посвящены работы В. Гимпельсона, Е. Ш. Гонтмахера, Г. В. Жукевич, А. Ф. Зубковой, C.B. Калашникова, Р. И. Капелюшникова, Б. В. Кузнецова, Н. Х. Курбанова, В. Г. Мартынова, Л. Г. Миляевой, Н. П. Пашина, Ф. Т. Прокопова, М. А. Топилина, Д. С. Чернейко и др.

Теория занятости получила развитие в публикациях современных западных экономистов. В качестве важнейших направлений их исследований можно назвать анализ причин, форм и видов безработицы (Я. Адаме, X. Фриш, А. Филипс и др.), механизм функционирования рынка труда (А. Акконеро, Э. Аппельбаум), управление занятостью населения на основе политики государственного регулирования.

Д.М. Кейнс, Дж. Хикс), активные программы содействия занятости — А. Ройтерсвод (ОЭСР), А. Неспорова (МОТ), С. А. Вонднер (США), С. Кларк (Канада), Г. Шнайдер (Германия), Д. Фретвел (ВБ, США).

Вместе с тем, отдельные вопросы проведения активной политики содействия занятости на рынке труда, ее влияния на социально-экономическое развитие регионов остаются слабо проработанными и требуют проведения дальнейших научных исследований.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является разработка методологического и методического подходов к оценке эффективности активной политики и программ содействия занятости населения на региональном рынке труда мегаполисного типа и формирование на этой основе государственных программ и практических рекомендаций по их совершенствованию.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

— исследовать теоретико-методологические основы анализа регионального рынка труда мегаполисного типа;

— разработать технологию мониторинга социально-трудовой сферы г. Москвы для формирования приоритетных направлений активной политики занятости населения;

— обобщить методологию программного регулирования содействия занятости населения г. Москвы;

— разработать методику оценки сбалансированности количества рабочих мест и экономически активного населения;

— создать методику проведения социальной экспертизы целевых, комплексных и отраслевых программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест;

— провести анализ качества и конкурентоспособности рабочей силы в условиях перехода к инвестиционной модели экономического роста;

— обобщить опыт профессионального обучения безработных, незанятого населения и высвобождаемых работников, а также оценить роль профориентации и психологической поддержки в повышении конкурентоспособности слабозащищенных категорий населения;

— оценить эффективность деятельности органов службы занятости.

Объект исследования — Москва как мегаполис и государственные программы активной политики содействия занятости населения в данном социопространственном комплексе.

Предмет исследования — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе реализации программ активной политики содействия занятости населения на региональном рынке труда мегаполисного типа.

Теоретической базой исследования послужили труды классиков экономической науки, фундаментальные и прикладные разработки современных отечественных и зарубежных специалистов в области управления занятостью населения, современная теория рыночных отношений и воспроизводства человеческих ресурсов.

Методологической основой диссертационного исследования являются категориальный аппарат философии и общей теории систем, методы диалектики, экономико-статистические и экономико-математические методы моделирования и прогнозирования. Методология исследования базируется на принципах научного анализа социально-экономических явлений, основных положениях теории занятости.

Информационная база исследования. В процессе работы использовалась обширная информация о деятельности федеральных и территориальных органов власти по управлению социально-трудовыми процессами. Информационной базой исследования послужили статистические материалы, отражающие состояние экономики страны и г. Москвы, нормативно-правовые документы, публикации в средствах массовой информации, связанные с темой исследования.

Эмпирической базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по г. Москве, информация, содержащаяся в научных (монографических) и периодических изданиях, а также информация, собранная автором непосредственно в процессе проведения исследования. В работе использованы отчетные и аналитические материалы бывшего Комитета труда и занятости Правительства Москвы, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве.

Научная новизна диссертации состоит в разработке в условиях мегаполиса целостного концептуального и методического подходов к совершенствованию системы государственного управления занятостью населения.

Основные научные результаты, полученные лично автором, состоят в следующем:

— уточнено определение «экономически целесообразное рабочее место», которое рассматривается как рабочее место не только активно используемое в производстве и обладающее всеми присущими физическому рабочему месту материальными качествами и полагающимися средствами, но обеспечивающее человеку условия для достойного труда, реализации своего личного творческого потенциала, воспроизводства работника и его семьи;

— обосновано авторское определение полной занятости, под которой понимается соответствие достаточного количества экономически целесообразных рабочих мест в рамках множества мест приложения труда множеству представителей рабочей силы сложившейся профессионально-квалификационной структуры;

— доказана необходимость учета новых условий конкуренции рабочей силы на рынке труда мегаполиса, исходя из наличия в большом городе крупных образований производственного и социального назначения, серьезных диспропорций в развитии отраслей экономики, противоречий между массовым производством и интересами трудовой и культурной самоидентификации различных групп населения;

— сформирована единая концепция активных программ содействия занятости населения в условиях рыночной экономики и предложена методика определения приоритетов активной политики занятости населения при ограниченных бюджетных ресурсах, согласно которой целесообразно сконцентрировать большую часть средств и персонала служб занятости на информировании населения, услугах по консультированию и оказанию содействия в поиске работы (в качестве обязательных форм работы). Другие активные программы действий на рынке труда (обучение безработных, общественные работы, временная занятость, самозанятость) реализуются исходя из сложившихся потребностей рынка труда;

— обоснованы основные условия успешного осуществления активных программ содействия занятости: повышение сбалансированности между числом рабочих мест и экономически активным населением, проведение социальной экспертизы целевых и городских комплексных программ, а также планов развития отраслей экономики мегаполиса по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест;

— предложена методика оценки конкурентоспособности кадров на рынке труда в условиях мегаполиса и их кластеризация по признакам востребованности работодателями: по соответствию уровня профессиональной подготовки, соответствию структуры спроса и предложения на рынке труда по конкретным специальностям и слабозащищенным слоям населения (инвалиды, молодежь и др.);

— разработана система показателей, наиболее полно характеризующих эффективность территориальных систем управления занятостью и деятельности территориальных служб занятости, а также доказано, что важным направлением активной политики на рынке труда мегаполиса (на примере Москвы) является взаимодействие государственной службы занятости, столичного рекрутмента и частных кадровых агентств.

Практическая и теоретическая значимость работы состоит в возможности использования содержащихся в ней выводов и рекомендаций в практике законодательных и исполнительных органов власти федерального и регионального уровней в качестве методической основы при разработке мер государственного регулирования социально-трудовых отношений. Положения диссертации могут быть непосредственно использованы в работе федеральных и региональных государственных органов по регулированию рынка труда, деятельности государственной службы занятости, органов государственной статистики.

Теоретические подходы, методические приемы и аналитические материалы могут быть применены при подготовке учебно-методических пособий для повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов в области социально-трудовых отношений, государственных служащих, кадров органов службы занятости.

Положения и выводы работы использовались при разработке программ содействия занятости населения г. Москвы на 2001 г. и на 2002 — 2005 гг., а также при подготовке нормативных актов и методических материалов по г. Москве и на федеральном уровне.

Разработки автора легли в основу создания системы специализированных центров занятости для отдельных категорий населения, ресурсных центров содействия трудоустройству, программных методов управления занятостью населения г. Москвы, добровольной сертификации услуг частных агентств по трудоустройству, организации эффективного взаимодействия на городском рынке труда государственных служб занятости, рекрутинговых агентств и частных бюро по трудоустройству.

Предложения и рекомендации диссертационного исследования использованы при разработке ежегодных Московских трехсторонних соглашений, законов города Москвы «О молодежи», «О квотировании рабочих мест» и программ Правительства Москвы, таких как: «Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004 -2006 гг.», «О городской целевой программе «Молодежь Москвы на 2004 — 2006 гг.», «О создании региональных систем добровольной сертификации качества работ и услуг, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по отдельным видам деятельности на территории города Москвы».

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Теоретические положения и рекомендации, вынесенные на защиту, докладывались автором на международных и всероссийских научных конгрессах и научно-практических конференциях, в частности: Международной конференции «Проблемы регионального и муниципального управления» (Москва, Российский государственный гуманитарный университет, май 1999 г.): Первом международном конгрессе «Евразия: занятость в XXI веке» (Киев, 2001 г.) — Московской научно-практической конференции «Профориентация как система развития профессионального потенциала» (Москва, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, июнь 2000 г.) — Всероссийском семинаре-совещании «Формы и методы реализации социальной политики и федеральных социальных программ на региональном и муниципальном уровнях» (Москва, РАГС при Президенте РФ, февраль 2002 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Корпоративная социальная политика на современных российских предприятиях: проблемы, опыт, перспективы» (Москва, РАГС при Президенте РФ, март 2003 г.) — Московской научно-практической конференции «Развитие социально-трудовой сферы Москвы: проблемы и перспективы» (Москва, РАГС при Президенте РФ, ноябрь 2001 г.) — Научно-практической конференции «Реабилитация и занятость инвалидов (Москва, Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийское общество слепых «Реакомп», декабрь 2003 г.) — на семинарах и «круглых столах» в РАГС: «Теоретико-методологические проблемы рынка труда и занятости» (февраль 2004 г.), «Оплата труда в бюджетной сфере: возможности модернизации» (2002 г.). Отдельные положения и выводы диссертационного исследования использовались в ходе проведения занятий со слушателями и аспирантами РАГС, парламентских слушаний в Государственной Думе и Совете Федерации, на совещаниях в Правительстве Москвы и в федеральных министерствах и ведомствах, заседаниях Московской трехсторонней комиссии, Координационного комитета содействия занятости населения Москвы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Исходным пунктом исследования эффективности активной политики занятости на московском рынке труда выступает обоснование содержания и особенностей регионального рынка труда мегаполисного типа. Низкий уровень столичной безработицы, достигнутый главным образом в результате продуманной социально-экономической политики в городе, рационального ведения приватизации, развития малого и среднего предпринимательства, поддерживается при непосредственном участии службы занятости. Предложение рабочей силы на московском рынке труда в 2000 — 2004 годах оставалось относительно высоким и определялось экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, социально-психологическими и другими факторами. Вместе с тем, после 2005 года ожидается не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение — начало старения экономически активной части населения.

2. Автор исходит из того, что рассмотрение всего экономически активного населения как пребывающего на рынке труда позволяет более обоснованно согласовывать политику на рынке труда и политику занятости. Если государство в вопросах управления социально-трудовой сферой (СТС) не включает в сферу своей политики уровень предприятий и организаций, то это сужает масштабы государственного регулирования рынка труда. Вместе с тем, внешний рынок труда значительно отличается от внутреннего как с точки зрения формирования, так и функционирования. Закономерности формирования спроса и предложения рабочей силы на внешнем рынке также имеют свою специфику по сравнению с внутренними рынками труда.

3. Эффективная политика занятости и производительный труд в диссертации тесно увязывается с концепцией «достойного труда», включающего в себя не только занятость, но и социальную защиту, права трудящихся и социальный диалог.

Такой подход дает новое звучание и открывает новые аспекты для понимания современного процесса найма рабочей силы.

Достойный труд подразумевает широкие возможности для получения работы, достаточное и справедливое вознаграждение, надежность дохода и имеет серьезную социальную составляющую, важные компоненты социальных отношений (свобода ассоциации, отсутствие принудительного и детского труда и т. п.), социальный диалог.

4. Исходя из того, что целью политики государства в области занятости является достижение полной занятости населения, повышение благосостояния, всемерное развитие человеческого потенциала, обеспечение воспроизводства рабочей силы, важно определить тот уровень вовлеченности в трудовую деятельность, при котором может быть достигнута полная занятость.

Так как не каждое рабочее место может соответствовать запросам работника, то на рынке имеются незанятые (вакантные) рабочие места при наличии определенного числа безработных и ищущих работу граждан. В связи с этим полную занятость необходимо увязывать с наличием экономически целесообразных мест. Соответствующее понятие уточнено автором. В диссертационном исследовании под экономически целесообразным рабочим местом понимается такое рабочее место, которое активно используется в производстве и обладает всеми присущими физическому рабочему месту материальными качествами и средствами и обеспечивает условия для достойного труда, реализации личного творческого потенциала и воспроизводства работника и его семьи.

5. Методологической основой анализа эффективности активной политики занятости являются положения Европейской социальной хартии и Пересмотренной хартии обязывающей государства стремиться к полной занятости и гарантировать справедливые условия труда в части оплаты, продолжительности, гигиены и безопасности.

В связи с этим в диссертации полная занятость рассматривается в неразрывной цепочке понятий: достойный труд, экономически целесообразное рабочее место, полная занятость.

В диссертации защищается тезис о понятии полной занятости как соответствии множества экономически целесообразных рабочих мест множеству представителей рабочей силы сложившейся профессионально-квалификационной структуры. Полная занятость соответствует такому состоянию социально-трудовой сферы, при которой обеспечение баланса спроса и предложения рабочей силы по всему спектру производственных и квалификационных характеристик полностью удовлетворяется множеством экономически целесообразных рабочих мест.

6. В условиях полной занятости перед предпринимательством встанет дилемма: либо ликвидировать свободные экономически не целесообразные рабочие места, либо привести их в состояние экономически целесообразных, но конкурентных по сравнению с уже действующими. Последнее сопровождается переливом рабочей силы из действующих рабочих мест (экономически целесообразных) на созданные (новые или модернизированные) экономически целесообразные рабочие места с одновременным высвобождением существующих экономически целесообразных рабочих мест и переходом их на свободный рынок рабочих мест в качестве резерва производственных мощностей или перспектив экономического роста.

Такие мероприятия будут порождать конкуренцию мест приложения труда и становится одним из условий создания рынка рабочих мест.

7. Реализация программ активной политики занятости в крупном мегаполисе должна учитывать значительные диспропорции в развитии отдельных отраслей хозяйства, городской инфраструктуры, систем управления.

В крупнейших городах мира находятся в сложнейших отношениях, пересекаясь, дополняя друг друга, при этом вступая в противоречие многообразные социальные процессы, требующие постоянного изменения профессионально — квалификационного состава населения.

Свой отпечаток мегаполис накладывает на характеристики рабочей силы. Мотивация поведения жителя мегаполиса определяется не только географическим положением, темпераментом, национальными особенностями, традициями и идеалами, но и самим окружением, средой влияющей на общее поведение, выбор и направление профессионального развития личности. При этом горожанин более свободен в принятии собственных решений, меньше подвержен влиянию общественных связей и норм. Для наполнения отраслей рыночной экономики мегаполис вынужден предоставить свое экономическое и социально — культурное пространство для выходцев из трудоизбыточных регионов, предоставляя им менее выгодные условия оплаты, организации и охраны труда.

Безработица становиться постоянной составляющей жизнедеятельности мегаполиса.

8. На этапе экономического подъема многие московские предприятия почувствовали острую нехватку квалифицированных кадров. Одним из следствий перехода предприятий от «трудоизбыточности» к «трудонедостаточности» стало давление на систему профессионального образования с тем, чтобы она наращивала масштабы подготовки кадров по дефицитным профессиям.

9. Мониторинг социально-трудовой сферы как информационно-аналитическая база региональной и национальной политики и как общероссийская институционально-организационная система в настоящее время практически отсутствует. Создание и последующее функционирование такой системы (равно как и ее использование в принятии государственных и региональных мер по регулированию рынка труда) связано с решением ряда дискуссионных вопросов объективного и субъективного характера. Это, в частности, вопросы осознания сущности и задач мониторинга, а также его предметавопросы различия типов мониторингавопросы статистического обеспечения мониторинга (особенно, данными муниципальной статистики). Весьма существенными представляются также вопросы роли и места в конструкции мониторинга диагностики общегородских и региональных проблем, о мониторинге хода и результатов общероссийских реформ на городском уровне, о соотношениях мониторинга и прогнозов, о финансовых, организационных и правовых условиях создания системы мониторинга, о согласовании мониторинга с разрабатываемыми информационными системами. Безусловно, очень важное значение имеет этапность внедрения системы городского мониторинга СТС, выбор наиболее актуальных первоочередных мероприятий, создание соответствующего правового обеспечения.

10. Важным аспектом территориального регулирования активной политики содействия занятости населения является программное регулирование.

Программы содействия занятости населения Москвы, разработанные на периоды 1994 г., 1996 — 1997 гг., 1998 — 2000 гг., учитывают специфические особенности города, что выражается в перечне мероприятий, ориентированных на достижение эффективной занятости населения и стабилизации уровня безработицы в Москве.

В Программе содействия занятости населения в Москве на 2002 — 2005 гг. эффективность рынка труда рассматривается во взаимосвязи с созданием новых и повышением эффективности существующих рабочих мест.

Анализ целей, сформулированных в федеральных программах и Программе содействия занятости населения Москвы на 2002 — 2005 гг., показывает, что если в федеральных программах основной упор делается на создание условий для занятости населения и реализации государственной политики занятости, то в московской программе цель более конкретна — содействовать эффективной занятости населения и стабилизации уровня безработицы.

11. Проблема достижения и поддержания сбалансированности между числом рабочих мест и трудовых ресурсов является территориально-отраслевой, что и предопределяет сложность ее решения. И сегодня значительное число из имеющихся в народном хозяйстве города рабочих мест остается по различным причинам невостребованные. Это обусловливает необходимость предусмотреть существенные структурные сдвиги в функционирующей системе рабочих мест уже при разработке прогнозных документов. Наиболее эффективным методом установления взаимосвязи между наличием рабочей силы и количеством рабочих мест по отраслям общественного хозяйства города, оценки избытка (недостатка) рабочих мест по территории в целом является разработка сводного баланса рабочих мест и трудовых ресурсов.

Цель разработки баланса рабочих мест и трудовых ресурсов состоит в оценке (включая количественный и качественный аспекты) соответствия этих показателей в базовом периоде и обеспечения их соответствия в прогнозном периоде.

Одно из наиболее принципиальных положений разработки сводного баланса рабочих мест и трудовых ресурсов заключается в необходимости формирования этого документа по столичному мегаполису в целом (Москва и Московская область). Целесообразность разработки баланса рабочих мест и трудовых ресурсов по столичному мегаполису в целом обусловлена рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие: во-первых, Москва и Московская область имеют однотипный и единый характер воспроизводства населения и трудовых ресурсов (в части естественного и миграционного движения населения, тенденций изменения отраслевой структуры занятости, подготовки кадров и т. д.) — во-вторых, развитие отраслей народного хозяйства и города и области происходит в определенной взаимосвязи (предприятия области являются поставщиками продукции для предприятий Москвы и наоборот), следовательно, трудовые ресурсы города как бы трудятся на область, и, соответственно, области — на город.

12. Разработка методик проведения социальной экспертизы целевых, комплексных и отраслевых программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест в Москве приобретает особую актуальность при осуществлении активных программ содействия занятости.

Социальная экспертиза — это совокупность действий, связанных с постановкой цели, разработкой вариантов решений, исходя из анализа социальной и демографической ситуаций в регионе, а также изучения трудовой мотивации населения. Выбор того или иного варианта решения при социальной экспертизе с точки зрения влияния на создание и сохранение рабочих мест делается на основе установления взаимосвязей показателей, заложенных в программу, с состоянием рынка труда в г. Москве.

13. Эффективность активной политики содействия занятости тесно связана с программами повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда. На современном рынке труда конкурентоспособность граждан становится все более важным фактором, влияющим на эффективность занятости населения.

Качество и конкурентоспособность рабочей силы соотносятся как содержание и форма проявления результативности рабочей силы. Компонентами качества и конкурентоспособности рабочей силы являются физическое развитие, интеллектуальное и духовное развитие, трудовые и воспроизводственные качества. Каждый из названных выше компонентов включает в себя составляющие, а также индикаторы и тесты. Средневзвешенный индекс качества конкурентоспособности рабочей силы является результатом суммирования составляющих компонентов качества и конкурентоспособности рабочей силы с учетом их весов и определения на этой основе относительного показателя. Индекс качества и конкурентоспособности рабочей силы может рассчитываться при конкурсном приеме на работу.

14. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения является необходимым фактором и одновременно средством опережающего развития человеческого потенциала и концептуально базируется на ряде основополагающих моментов:

— профессиональное обучение является и должно являться (несмотря на серьезные экономико-финансовые трудности) важнейшим направлением активной политики содействия занятости населения;

— система профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения — одно из звеньев непрерывного образования, не подменяющее, а дополняющее существующую систему профессионального образования страны (начального, среднего, высшего, дополнительного);

— общая стратегия в части профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения строится на комплексном использовании существующих государственных и негосударственных образовательных структур на основе их конкурсного отбора с перестройкой учебного процесса, учитывающего мотивацию и менталитет взрослого населения, а также на оптимальном развитии учебных центров и центров профориентации государственной службы занятости.

15. Одним из основных условий, необходимых для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда, является их социально-психологическая адаптированность — высокий уровень социальной компетентности и адекватность социальных установок в области занятости. В решении этой задачи ведущее место занимает профориентация и психологическая поддержка граждан. Именно профориентация и психологическая поддержка призваны активизировать процесс профессионального самоопределения на любом этапе жизненного пути и способствовать оптимизации трудоустройства граждан в соответствии с их индивидуальными особенностями и с учетом потребностей рынка труда, тем самым повышая адаптированность человека через создание оптимальных предпосылок для реализации его профессиональной карьеры в новых рыночных условиях. Вследствие этого усиливаются требования к психологической подготовке специалистов отдела профориентации, профобучения и психологической поддержки службы занятости.

16. Важными направлениями совершенствования работы Московской службы занятости в рамках Программы содействия занятости населения Москвы на 2002 — 2005 гг. являются разработка методов оценки эффективности деятельности центров занятости административных округов, внедрение современных технологий поиска работы, а также взаимодействия государственной службы занятости, столичного рекрутимента и кадровых служб предприятий.

Предлагаемая система показателей работы служб состоит из 5 наборов показателей, сгруппированных в соответствии с рассмотренными критериями эффективности.

1. Показатели регулирования рынка труда, трудового посредничества и содействия занятости безработных.

2. Показатели специальных мер, проектов и программ обеспечения занятости и адаптации к рынку труда (отношение плана мер к их фактической реализации).

3. Показатели мер активной политики занятости (отношение плана мер, контрольных цифр и технически заданий к их фактической реализации).

4. Показатели социальных гарантий зарегистрированным безработным.

5. Показатели финансово-организационного обеспечения работы службы занятости (см. приложение 2).

17. В целях дальнейшей реализации в Москве эффективной политики в области содействия занятости населения актуальным представляется введение в практику профориентационной деятельности службы занятости нового перспективного направления активизации личностного потенциала граждан — Ресурсных центров, которые призваны решать вопрос информационной поддержки в ситуации поиска работы.

Сохранение безработицы (особенно скрытой), увеличение числа обращающихся за помощью в трудоустройстве и уменьшение численности кадров специалистов ЦЗН, обслуживающих население, привело к поиску в Московской службе занятости иных форм работы, созданию новых более емких технологий, увеличивающих количество оказываемых услуг и их эффективность при имеющихся кадровых возможностях.

Ресурсный центр — это мобильное многофункциональное образование в структуре Центров занятости населения, которое позволяет предоставить населению, активно ищущему работу, возможность эффективного самостоятельного поиска работы.

18. В настоящее время негосударственные организации по содействию занятости населения или частные организации занятости (ЧАЗ) стали полноправным субъектом московского рынка труда. Осуществляя подбор персонала и трудоустраивая граждан на вакантные должности, организации по содействию занятости населения способствуют обеспечению реализации конституционных прав граждан на трудовую деятельность. Рынок оказания услуг по содействию занятости является высококонкурентным.

Государственная служба занятости (ГСЗ) стремится повысить свою конкурентоспособность за счет новшеств и использования новых способов оказания влияния на рынок труда. В то же время государственные и частные организации постепенно закладывают основу для сближения и интенсификации деятельности, ориентируясь скорее на взаимодополняемость сотрудничества, партнерство и взаимопомощь, чем на конкуренцию. Государственная служба занятости должна быть движущей силой этого процесса сотрудничества. Отношения сотрудничества и партнерства потребуют от ГСЗ больших усилий и подлинного мастерства. Действуя в единой связке с множеством других учреждений и организаций, как общественных, так и частных, ГСЗ получит возможность значительно повысить качество своих услуг обществу.

Перспективным в этом отношении является введение добровольной сертификации услуг по оказании населению помощи в трудоустройстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральные законодательные акты
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  3. Конституция Российской Федерации.
  4. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 01.07.1999 № 178-ФЗ.
  5. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 10.01.2003 № 15-ФЗ.
  6. О порядке разрешения коллективных трудовых споров: Федеральный закон РФ от 23.11.1995 № 175-ФЗ.
  7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
  8. О прожиточном минимуме в Российской Федерации Федеральный закон РФ от 24.10.1997 № 134-Ф3.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
  10. Региональные законодательные акты
  11. О внесении изменений и дополнений в закон города Москвы от 12.11.1997 года № 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве»: Закон города Москвы от 26.06.2002 № 32.
  12. О государственных целевых программах в г. Москве: Закон города Москвы от 11.07.2001 № 34.
  13. О молодежи: Закон города Москвы от 28.01.2004 № 4.
  14. О социальном партнерстве: Закон города Москвы М.: Информат, 1997.
  15. Об основах научно-технической политики города Москвы: Закон города Москвы от 24.10.2001 № 53.
  16. Постановления Правительства РФ
  17. Концепция действий на рынке труда на 2003 2005 годы: Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2003 № 568-р.
  18. Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: Государственная Дума РФ ноябрь 1997 г.
  19. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление Правительства РФ от 22 .05.2004 № 249.
  20. О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов: Указ Президента РФ от 25.03.1993 № 394.
  21. О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000 2005 годы»: Постановление Правительства РФ от 17.07.2000 № 36.
  22. Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324.
  23. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004гг.): Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р.
  24. Нормативные документы Правительства г. Москвы
  25. Городская программа по охране труда на 2002−2004 гг.: Постановление Правительств Москвы 04.06.2002 № 419-ПП.
  26. Городская целевая программа «Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2002−2006 гг.», Приложение 1: Постановление Правительства Москвы от 29.07.03 № 607-ПП.
  27. Городская целевая программа «Подготовка кадров для рыночной экономики в городе Москве на 2004−2006 гг.»: Постановление Правительства Москвы от 29.07.2003 № 634-ПП.
  28. О городской целевой программе «Молодежь Москвы» (2004−2006 гг.): Постановление Правительства Москвы от 25.05.2004 № 339-ПП.
  29. О порядке организации исполнения образовательных проектов: Постановление Правительства Москвы от 27.02.2001 № 211-ПП.
  30. О программе содействия занятости населения г. Москвы на 20 022 005 годы: Постановление Правительства Москвы 16.07.2002 № 548-ПП.
  31. Об итогах выполнения Комплексной целевой Программы реабилитации инвалидов в г. Москве на 1998−2000 годы и о Комплексной целевой программе реабилитации инвалидов в г. Москве на 2001−2003 годы: Постановление Правительства Москвы от 26.06.2001 № 556−1111.
  32. Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за II квартал 2004 года: Постановление Правительства Москвы от 17.08.2004 № 565-ПП.
  33. Программа содействия занятости населения г. Москвы на 1999 -2000 годы: Постановление Правительства Москвы от 9.03.1999 № 160.
  34. Ведомственные нормативно-правовые материалы
  35. Межотраслевая программа подготовки кадров для рыночной экономики на 2001−2003 гг.
  36. Московское трехстороннее соглашение на 2004 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей).- М.: Информат, 2004.
  37. О реализации Программы содействия занятости населения г. Москвы на 2002−2005: Приказ ДФГСЗН по г. Москве от 12.08.2002 № 111.
  38. О статусе центров занятости: Письмо Федеральной службы занятости Российской Федерации от 06.06.1994 № Г-10−11−646.
  39. Положение об организации профессиональной ориентации в федеральной государственной службе занятости: Приказ Минтруда от 02.02.1994 № 15.
  40. Программа содействия занятости населения г. Москвы на 2001 г. -М.: ДФГСЗН по г. Москве, 2001.
  41. Программа содействия занятости населения Москвы на 2002−2005 годы, — М.: ДФГСЗН по г. Москве, 2002.
  42. Промышленная политика Правительства Москвы на 2001−2003 годы.- М.: Департамент науки и промышленной политики, 2001.6. Материалы статистики
  43. Московский статистический ежегодник. 2003: Статистический сборник.- М., 2004.
  44. Российский статистический ежегодник. 2003: Статистический сборник, — М: Госкомстат России, 2003.
  45. Труд и занятость населения Москвы. 2003 г.: Статистический ежегодник.- М., 2004.
  46. Монографии, сборники, статьи
  47. Л.И. Логика экономического роста / РАН- Ин-т экономики.- М., 2002.
  48. Актуальные проблемы усиления социальной направленности экономики России // Вопросы теории и практики / Под ред. H.A. Волгина,-М., 1999.
  49. Аналитический доклад о деятельности ДФГСЗН по городу Москве за 2003 год.- М.: ДСФСЗН по г. Москве, 2004.
  50. А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики.- 1995.- № 5.-С. 39−47.
  51. А., Гретченко А. Рынок труда и профессиональное образование.- М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1998.
  52. С. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям.- М., 1997.
  53. В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике //Экономист.- 1996.-№ 5.-С.22−30.
  54. В. Экономический потенциал России // Вопросы экономики. -1997. -№ 3.- С.139−140.
  55. A.M., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов, — 20-е издание.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  56. В. и др. Развитие образовательных процессов в системе регионального рынка труда / В. Баженова, Е. Цыренова, О. Осодоева.-СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.
  57. В.А., Урсул А. Д. Стратегия перехода города к устойчивому развитию / Под. ред. проф. К. Б. Норкииа.- М.: Информационно-издательский центр «Информ-Знание, 1999.
  58. Е. Гибкость рынка труда: опыт макроэкономической оценки // Международная экономика и международные отношения.-1997.-№ 2.
  59. Ю. Внепроизводственная система профессионального обучения рабочих в ведущих зарубежных странах // Труд за рубежом. -1995.-№ 3.- С.56−64.
  60. А.В. Социально-демографическое развитие крупного города.-М.:Финансы и статистика, 1981.
  61. И., Кондратьева О. Женская безработица. Новые аспекты // Человек и труд, — 1995.- № 4. С. 11−13.
  62. Э. Словарь индоевропейских социальных терминов.- М., 1995.
  63. В.Н. Система потребительских бюджетов и возможности ее использования в социальной политике // Уровень жизни населения регионов России / ВЦУЖ.- 2000.- № 7−8.
  64. В. Положение женщин на рынке труда // Женщины в реформируемой экономике / ИЭ РАН- Центр исследований рынка труда.-М., 1995.- С.40−56.
  65. . Становление рыночных отношений и занятость населения // Экономика и общество.- 1995.- № 7−8.
  66. Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм, ХУ-ХУШ вв.- М.:Прогресс, 1986.- Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное.
  67. Ф. Что такое Франция?.- М, 1995.- Кн. 2: Люди и вещи.
  68. B.C. Особенности воспроизводства рабочей силы в условиях формирования рыночных отношений / РАУ- Каф.экон.теории и политики.- М.: Луч, 1993.
  69. B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений, — М., 1994.
  70. B.C. Рынок труда: сущность, основные компоненты и виды. // Экономика труда и социальные отношения.- М., 1998.
  71. B.C. Современные проблемы занятости и безработицы: Учеб. пособие / Рос.акад.гос.службы при Президенте РФ.- М.: Изд-во РАГС, 1996.
  72. В помощь работодателям. Организация временных работ для подростков / JI.B. Кравченко, Т. А. Никушина.- М.: РИА «Перспектива», 2003.
  73. Важнейшие показатели направления безработных на профессиональное обучение в 2003 году: Информационно-аналитическая записка, — М.: ДФГСЗН по г. Москве, 2004.
  74. Я. Региональная занятость и рынок труда.- Новосибирск: Наука, 2000.
  75. М. История хозяйства. Город.-М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
  76. А. Занятость и государство в переходной экономике.-М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998.
  77. Т. Адаптация субъектов на рынке труда: потери или приобретения?.- Новосибирск: ИЭиОПП, 1997.
  78. Г. Миграция и занятость населения в России. СПб: ТООТК Петрополис, 1998.
  79. В., Крапивин О. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М.: Изд Группа НОРМА-ИНФРА, 1999.
  80. Е. Права и возможности женщин: работа, зарплата, карьера?.-Сайт www.form.ru.- 2004.
  81. H.A., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект.-М.:Луч, 1994.
  82. Н. Теоретические основы экономики труда и социальных отношений // Экономика и социальные отношения.- М.: РАГС, 1998.
  83. H.A. Усиление социальной направленности экономики России (актуальные проблемы, вопросы теории и практики).- М.: Изд-во РАГС, 1998.
  84. H.A. Экономика и социальная политика: взаимосвязь и взаимозависимость результатов // Модернизация российской экономики: В 2-х кн. / Отв. ред. Е. Г. Ясин.- М.: ГУ ВШЭ, 2002.- Кн.2.
  85. H.A. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем.- М.:Экономика, 1988.
  86. Вопросы исследования экономических отношений и механизмов рынка, занятости: Сб. ст.- М.: Ин-т молодежи, 1999.
  87. Всероссийский женский конгресс: труд-занятость-безработица: Справочно-информационный материал.- М., 1994.
  88. И., Голодец О., Смирнов С. Критические ситуации на рынке труда // Вопросы экономики.- 1997. -№ 2. С. 124.
  89. Н. Методы регулирования занятости в странах Запада // Проблемы теории и практики управления.-1993.- № 1.- С.97−102.
  90. В., Липпольд Д. Оборот рабочей силы в России: основные тенденции, отраслевая специфика, региональные различия // Государственная и корпоративная политика занятости / Московский Центр Карнеги- Под ред. Т. Малевой. М., 1998.
  91. В. Частный сектор в России: занятость и оплата труда // Международная экономика и международные отношения. 1998-. № 2.
  92. Е.Ш. Регулирование неравенств как объект социальной политики.- М.:Изд-во «Референдум», 2003.- Серия «Теоретические проблемы прав человека». Вып. З Справедливые и несправедливые социальные неравенства в современной России.
  93. Т. Движение рабочей силы // Вопросы экономики.-1997.-№ 7.
  94. Т. Информационное обеспечение состояния и развития социально-трудовой сферы // Российские реформы: социальные аспекты: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. Мильнера (Москва, 21 января 1998 г.).- М.: ВШЭ, 1998.
  95. Государственная и частные службы занятости на рынке труда: Исслед. эффективности формальных посредников при трудоустройстве / Ин-т сравнит, исслед. трудовых отношений- Под ред. В. Кабалиной, И.Козиной.- М.: Росспэн, 2000.
  96. H.H. Основы социального государства: Учебник для вузов.- М. Социальные отношения, 2004.
  97. H.H. Социальное государство: рождение и развитие концессии // Народонаселение.- 2000.- № 2.- С. 130−135.
  98. H.H. Социальное партнерство и рынок труда // Экономика труда и социально-трудовые отношения.- М., 1996.
  99. H.H. Формирование социального государства. Проблемы старые и новые // Труд и социальные отношения: Спецвыпуск.- 2001.- С. 59−66.
  100. А. Региональный рынок труда в России: формирование и эффективность управления // Вопросы экономики.- 1995.- № 5.
  101. А. Формирование условий занятости // Экономист.- 1993.-№ 6. С.58−64.
  102. Деятельность негосударственных организаций содействия занятости населения на московском рынке труда.- M.: MAVC Пресс, 2002.
  103. C.B. и др. Московская служба занятости: Квалификационно-справочное пособие / C.B. Дудников, В. Ф. Литвицкий, В. А. Павленков.-М.:КТиЗ, 1999.
  104. C.B. Программное регулирование содействия занятости населения в мегаполисе:Монография.-М.:Изд-во НИП «2Р», — 2004.
  105. C.B. Реорганизация Московской службы занятости: опыт и проблемы // Профессиональный потенциал: научно-метод. журнал.-2002.-№ 1(17).- С. 2−14.
  106. Х.Н. Государственное регулирование и прогнозирование рынка труда в северных регионах России: дисс. докт. экон. наук 08.00.05.- М., 1997.
  107. Европейская социальная хартия: Справочник: пер. с фр.- М.: Междунар. отношения, 2000.
  108. Единая технология профориентационной работы с клиентами службы занятости Москвы: Методологическое пособие /под ред. А. И. Ляшенко.- М.: «Триада», 2000.
  109. В.А. Мегаполис в зеркале социальной философии.- М.: Изд-во «Голден Би», 2001.
  110. Г. В. Государственное регулирование занятости и безработицы на региональном рынке труда на этапе перехода к устойчивому экономическому развитию: дисс. докт. экон. наук 08.00.05.- М., 2001.
  111. А. Российский рынок труда: специфика и проблемы государственного регулирования // Вести. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика.-1994.- № 4.- С.20−30.
  112. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Л. Чижова, А. Кашепов, А. Попов и др.- М.: Наука, 1998.
  113. Занятость населения и безработица в городе Москве: Аналитические материалы ДФГСЗН по г. Москве за 2001, 2002, 2003, 2004 гг.
  114. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России / Р. Колосова, Т. Разумова, С. Рощин и др.- М.: ТЕИС, 1998.
  115. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения: Учебно-метод. пособие (практикум) / Под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна.-М.:ТЕИС, 2004.
  116. И. Кризис социально-трудовых отношений // Человек и труд.- 1995. -№ 5.-С.48−52.
  117. А., Суетина JI. Нормирование труда в рыночных условиях // Человек и труд, — 2002.- № 2.- С. 81.
  118. C.B. Социальное государство: эволюция и этапы становления // Человек и труд.- 2002.- № 10.- С. 47−51.
  119. C.B. Становление социального государства в России,-М. О.- ГОУ «ЦРПК», 2003.
  120. Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности // Вопросы экономики.- 1998-. № 2.
  121. Р. Что скрывается за скрытой безработицей? // Государственная и корпоративная политика занятости / Московский Центр Карнеги- Под ред. Т.Малевой. М., 1998.
  122. В.И. Проблемы управления крупным городом.- М., 1989.
  123. Е.Д. и др. Регулирование трудовых отношений в рыночной экономике / Е. Д. Катульский, А. Ф. Зубкова, Б. Г. Румянцев.-М.:НИИтруда, 1997.
  124. Е. Социально-трудовая сфера: состояние и перспективы // Экономика и жизнь. -1995. -№ 43. -СЛ.
  125. А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики. -1995. -№ 5. С.53−62.
  126. А. Рынок труда и проблемы его регулирования // Российские реформы: социальные аспекты: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. Мильнера (Москва, 21 января 1998 г.).- М.: ВШЭ, 1998.
  127. А. Экономика и занятость.- М.: ИМЭИ, 1999.
  128. Д. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисловие О. Милейковского, И. Осадчей.- М.: Прогресс, 1978.
  129. С. Роль иностранных инвестиций в становлении рынка труда в России.- М.: Триада, 1999.
  130. С., Филатова Е. Социально-культурный подход в исследовании рынка труда.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1999.
  131. А. Социальная сущность безработицы.- М., 2000.
  132. Р.П., Рощин С. Ю. Экономика труда: от НОТ к теории социально-трудовых отношений // Вестник МГУ.- 1996.- № 6. Серия «Экономика».
  133. Г. А. Экология, образование и современная цивилизация: социально философские аспекты.- М., 1998.
  134. Комиссия ЕС о проблемах занятости в Европе // Человек и труд. -1995.- № 8.- С.21−24.
  135. В.В. Государственное регулирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием: автореферат.-М., 2004.
  136. Л.А. По поводу некоторых понятий рынка труда // Человек и труд,-1998. -№ 12.
  137. Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики.-М.:Профсоюзы и экономика, 1993.
  138. В. Государственное регулирование занятости населения в современных условиях.- М.: ИЭ, 1999.
  139. В.В., Орлова Д. В. Механизм регулирования занятости населения в городе Москве: Монография М.: МГУС, 2001.
  140. А.Э. Как создать эффективную занятость. // Вопросы экономики.- 1993.-№ 12.
  141. А.Э. О понятии «труд», «занятость» и «рынок труда.- М.: ВШЭ, 1998.
  142. А.Э. Теоретико-методологические проблемы рынка труда и занятости: Доклад на «круглом столе» 03.02.2004 г.- М.: РАГС, 2004.
  143. А.Э. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными // Человек и труд, — 1996. -№ 5. С.9−10.
  144. В. Методологические проблемы статистических исследований занятости,— М.: Диалог-МГУ, 1999.
  145. Ю.Ю. Социально-экономическое управление в условиях мегаполиса (на материале Москвы): дисс .канд. экон. наук 22.00.08.- М., 2004.
  146. В.В. и др. Экономика труда: Учебно-метод. пособие / Институт труда Минтруда РФ- В. В. Куликов, Г. Э. Слезингер, A.A. Никифорова.- М.: Финстатинформ, 2002.
  147. Н. Общий рынок труда стран СНГ: проблемы формирования и развития.- М.: Трансдорнаука, 2000.
  148. Курс переходной экономики /Под ред. Л. И. Абалкина.-М.:Финстатинформ, 1997.
  149. Ю.М. Возобновление Истории: Человечество в XXI веке и будущее России.- М.: Изд-во МГУ, 2002.
  150. Ю.М. Главный секрет эффективного и дальновидного управления городов // Год Москвы. 2002. Реформа управления современным городом: принципы и кадры.- М.: МГИУ Правительства Москвы, МГФ «Знание», 2003.- С. 5−18.
  151. Т. Российский рынок труда и политика занятости/ Московский центр Карнеги.- М., 1998.
  152. В.Г. Политика занятости в современных условиях структурного реформирования экономики: на примере нефтегазового комплекса (НТК) России: дисс. докт. экон. наук 08.00.05.- М., 2003.
  153. В.Г. Проблема занятости в современной экономике: отраслевой подход: научное издание.- М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
  154. И.С. Регулирование процессов распределения и перераспределения трудовых ресурсов в условиях динамического развития.-М., 1997.
  155. И.С. Эффективная занятость и рынок рабочей силы.- М.,
  156. И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы: (Политико-экономический аспект).- М.: Экономика, 1990.
  157. Международный обзор труда: Международное бюро труда. Женева.-2004.-том 142.-№ 1−2 2003.
  158. Л.Г. Кадровые проблемы российских предприятий в период трансформации приоритетов государственной политики занятости. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1999.
  159. Л.Г. и др. Комплексный анализ современных проблем занятости и безработицы: Монография / Л. Г. Миляева, О. И. Маркелов, Н. П. Подольная.- Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2002.
  160. К.Х. Введение в социальную философию.- М., 1997.
  161. Москвичи о рынке труда и возможностях трудоустройства (социологический опрос).- М.: ДФГСЗН по г. Москве, 2003.
  162. Неполная и частичная занятость на российских предприятиях: (Результаты анкет обследования) / Т. Курносова.- М.: Диалог-МГУ, 1998.
  163. К.Б., Байков В. А. Московский проект Программы ООН устойчивого развития городов // Год Москвы. 2002. Реформа управления современным городом: принципы и кадры, — М.: МГИУ Правительства Москвы, МГФ «Знание», 2003.- С. 99−104.
  164. О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция ООН, 1979 г.
  165. О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности: Конвенция МОТ, 1951 г.
  166. Одегов Ю и др. Миграционные процессы и занятость в России / Ю. Одегов, Г. Руденко, П. Журавлев. М.: 1996.
  167. А., Плакся В. Становление рынка труда и минимизация безработицы.- М.: Изд-во РАГС, 1998.
  168. Особенности развития социально-трудовой сферы в мегаполисе / Н. Х Курбанов, И.Н. Веселкова- под общ. ред. H.A. Волгина.- М., 2002.
  169. Отчет о реализации Российско Шведского проекта «Непрерывная оценка эффективности деятельности органов службы занятости» (20 012 003 гг.)
  170. Н. Глобализация рынка труда и открытая экономика.-М.: ТЕИС, 1999.
  171. Оценка профессиональной компетентности как метод адаптации безработных граждан на рынке труда (с учетом специфических особенностей Московского региона): Метод пособ. для спец. службы занятости.- М.:ДФГСЗН по г. Москве, 2004.
  172. В.А. Рынок труда.-М.:Анкил, 1992.
  173. В.И. Безработица в рыночной экономике.-М., 1996.
  174. В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект).- М.:Изд-во РАГС, 2004.
  175. В.И. Финансирование систем социальной защиты от безработицы // Российский экономический журнал .- 1995. № 11.-С.68−75.
  176. Подбор персонала и трудоустройство населения: (Деятельность негосударственных организаций содействия занятости наседления).- М.: ДФГСЗН по г. Москве, 2002.- Выпуск 5.
  177. В. Формирование эффективной занятости в период становления регулируемой рыночной экономики.- М., 1995.
  178. Г. Управление занятостью: стратегия и практика-. Новосибирск: НГЦЗН: ЦСА, 1996.
  179. Ф. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М.: ТЕИС, 1999.
  180. Профессиональный потенциал: научно-методический журнал.-2004.-№ 1−2 (26−27).
  181. Развитие социально-трудовой сферы Москвы: проблемы и перспективы: Доклады Московской научно-практической конференции 01.11.2001.- М., 2001.
  182. Т. Положение и поведение подростков на рынке труда // Российские реформы: социальные аспекты: Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. В. Мильнера (Москва, 21 января 1998 г.).- М.: ВШЭ, 1998.
  183. .В. Стратегия и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе // Социальная политика / Под общ.ред. Н. А. Волгина.- М.: Изд-во «Экзамен», 2002.
  184. Г. Я. Социально-трудовые отношения: (общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в современной России).-М.: Ин-т перспектив и проблем страны, 2003.
  185. Г. Рынок труда на макро- и мегауровне: закономерности и тенденции формирования.- СПб., Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  186. В.И. Управление развитием города. Опыт системного использования,-М.:Голос, 1996.
  187. В.И., Попков Ю. С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход).- М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  188. Ржаницына J1.C. Политика в области женской занятости // Вопросы экономики. -1995. -№ 5.- С.71−79.
  189. JI.C. Цена рабочей силы в условиях рынка.-М.:Профиздат, 1993.
  190. Россия на пути к устойчивому развитию.- М.:МГИУ Правительства Москвы, Изд. Дом НП, 2003.
  191. С., Разумова Т. Теория рынка труда. М.: ТЕИС, 1999.
  192. И., Курносова Т. Гибкие формы труда и занятости в современной экономике. -М.: Диалог-МГУ, 1998.
  193. Г. Г. Служба занятости и ее функции.-М.:Изд-во Рос. экон. акад., 1992.
  194. Рынок труда: Учебник / Под ред. проф. B.C. Буланова, проф. H.A. Волгина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
  195. Рынок труда. Государственная политика занятости и меры по ее регулированию: Итоги и перспективы: сб. инф. и нормативно-правовых материалов / Ю. В. Герций, И. В. Гривина, Е. А. Алехина и др.- под. общ. ред. М. А. Топилина.- М.:Социономия, 2003.
  196. Рынок труда и доходы населения / Под общ.ред. Н.Волгина.- М.: ИИД «Филинъ», 1999.
  197. С.А. Оценка профессиональной компетентности -новая услуга в службе занятости // Профессиональный потенциал: научно-методический журнал.- 2004.-№ 1−2 (26−27).- С. 2−10.
  198. Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия. / Н. А. Волгин, C.B. Дудников, В. И. Плакся и др.- М., 1998.
  199. А. Вопросы занятости и трудоустройства.- М.: ПРИОР, 2000.
  200. И. Вторичная занятость, задолженности по зарплате, уклонение от налогов и предложение на российском рынке труда.- М.: ЦЭМИ, 1999.
  201. С. Система оценок эффективности политики занятости в регионах // Человек и труд, -1996.- № 12.
  202. Социальная политика: Учебник / Под общ.ред. Н. А. Волгина.- М.: Экзамен, 2002.
  203. Социально-экономический обзор рынка труда. Москва, 2003 год.-М.: ДФГСЗН по г. Москве, 2004.
  204. Технологические приемы, применяемые на различных стадиях профессионального консультирования.- М.: ДФГСЗН по г. Москве, 2003.
  205. М.С. Неравенство положения экономического активного населения крупных и малых городов.- М.:Изд-во «Референдум», 2003.- Серия «Теоретические проблемы прав человека».
  206. Вып.З Справедливые и несправедливые социальные неравенства в современной России.
  207. В. Государственное управление занятостью населения на рынке труда России.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  208. А. Активная политика на рынке труда: итоги и перспективы // Человек и труд, — 1996. -№ 1.
  209. Человеческие ресурсы: концепция развития.- М.: РГАТиЗ, 1998.
  210. Д.С. Формирование рынка труда: опыт, проблемы.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  211. Т. Кризис фонда занятости и пути его преодоления // Вопросы экономики. -1999. -№ 11.
  212. Т. Российская система защиты от безработицы в контексте мирового опыта // Вопросы экономики, — 2002, — № 11,
  213. Штыгашева Е. В, У безработицы женское лицо.- Портал Новосибирского центра занятости (Уууу.есгп.nsk.su).
  214. В.А. Развитие столичных городов и переход их экономики на рыночные отношения.- М., 2001.
  215. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна.- М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо, 1996.
  216. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: «Экзамен», 2002.
Заполнить форму текущей работой