Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур на основе стратегического планирования
Обновление производственного оборудования, разработка новых видов продукции и процессов Стратегии: Продуктовой и процессной имитации — заимствование технологий со стороны, как продукции, так и процессов ее производства Лицензионная — приобретение исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок контрактных научно-технических организаций Вертикального заимствованияМалые… Читать ещё >
Содержание
- Введение.,
- ГЛАВА 1. Проблемы стратегического планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности, обусловленные цикличностью экономического развития
- 1. 1. Эволюция теорий предвидения и стратегического планирования
- 1. 2. Стратегическое взаимодействие в условиях конкуренции
- 1. 3. От экономического чуда к экономическому кризису
- ГЛАВА 2. Анализ альтернативных стратегий в зависимости от целей предпринимательской деятельности
- 2. 1. Реализация инновационных стратегий в период перехода России к инновационной экономике
- 2. 2. Стратегические инвестиции, определяющие положение на рынке
- 2. 3. Формирование конкурентных преимуществ на основе дифференциации продукта в условиях ценовой и неценовой конкуренции
- ГЛАВА 3. Формирование конкурентных преимуществ ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» на основе стратегического планирования в существующих экономических условиях
- 3. 1. Определение детерминант развития и их уровня ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров»
- 3. 2. Формирование портфеля стратегий повышения конкурентоспособности ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» в условиях инновационной экономики
- 3. 3. Формирование портфеля стратегий поддержания устойчивости ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» в период экономического кризиса
Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур на основе стратегического планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование неразрывно связаны, представляют единую систему в стратегическом управлении развитием экономики и крупных хозяйственных систем. Прогноз предшествует плану, помогает правильно оценить тенденции развития в будущем, обоснованно выбрать стратегические приоритеты, необходимый для их реализации круг базисных и улучшающих инноваций, оценить возможные последствия этой реализации.
Долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование являются важнейшими инструментами осуществления инновационно-стратегической функции государства, его регулирующей роли в развитии экономики, в сочетании интересов настоящего, прошлых и будущих поколений. Пренебрежение этой функцией, отчетливо проявившееся во время рыночных реформ 90-х годов, ослабило государство и стало одним из факторов углубления социальноэкономического, цивилизационного кризиса, приведшего к распаду СССР и поставившего под угрозу целостность России, ее будущее.
Скорость развертывания экономического кризиса, быстрота перехода от настроений эйфории к ощущению обреченности — вот главные черты 2008 г., благодаря которым он займет особое место в мировой и российской экономической истории. Путь от ожидания экономического чуда к ожиданию экономического коллапса был пройден Россией и рядом других ведущих государств в течение всего нескольких месяцев.
Быстрота смены экономической конъюнктуры, большое количество стохастических факторов, не позволяют в полной мере применять на уровне организации статистические методы прогнозирования (динамические ряды, тренды и т. д.).
Находят свое применение методы экспертных оценок, с помощью которых снижение неопределенности достигается в результате использования в процессе генерации прогнозных оценок суждений специалистов. Однако недостатки экспертных методов хорошо известны и связанны с наличием субъективных факторов.
На наш взгляд, в условиях быстро меняющейся экономической ситуации могут находить свое применение описательные (дескриптивные) методы прогнозирования: метод аналогий, дерева целей, сценариев. Сценарий — это по сути условный прогноз, так как он не указывает на наиболее вероятное развитие событий, а характеризует отдельные равновозможные варианты.
При разработке стратегического плана предпринимательской деятельности на уровне отдельных организаций очевидной становится необходимой как разработки соответствующих стратегий развития в условиях экономического роста,' так и предвидения возможности и учета особенностей влияния кризисных явлений в экономике на предпринимательскую деятельность. Этим и обусловлена актуальность проводимого исследования.
В практической плоскости исследование проводилось на базе промышленного производства огнеупорных изделий, с использованием в качестве примера ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» (ОАО «БКО»).
Цель работы: разработка научно-обоснованного подхода и методических положений, позволяющих обеспечить конкурентоспособность и устойчивость предпринимательских структур на основе стратегического планирования и формирования портфеля стратегий в зависимости от изменения экономической конъюнктуры.
Поставленная цель определила решение следующих комплексных задач исследования:
1) исследовать проблемы стратегического планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности, обусловленные цикличностью экономического развития;
2) проанализировать существующие подходы и принципы к формированию стратегических целей инвестиционной деятельности организации;
3) исследовать состояние сферы исследований и разработок в России для выработки рекомендаций по формированию портфеля инновационных стратегий на уровне организации;
4) выявить проблемы формирования стратегии конкурентных преимуществ в зависимости от масштабов конкуренции, инвестиционной привлекательности региона;
5) разработать методические положения по стратегическому планированию предпринимательской деятельности и формированию дифференцированного портфеля стратегий в зависимости от изменения экономической конъюнктуры.
Таким образом, в качестве объекта исследования можно выделить предпринимательские структуры, осуществляющие свою деятельность в сфере промышленности, а в качестве предмета исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе стратегического планирования предпринимательской деятельности при формировании конкурентных преимуществ в условиях цикличности экономического развития.
Теоретической и методологической основой диссертации явились:
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории и теории управления, работы по инвестиционному и производственному менеджментуприкладные исследования по проблемам развития промышленностипрограммы, концепции, нормативные и другие материалы, касающиеся развития современного предпринимательства.
Практической основой данного исследования стал системный подход, описательные.(дескриптивные) методы прогнозирования. Для решения поставленных задач в работе использованы фундаментальные положения ситуационного анализа, сценарного подхода, монографического подхода, а также механизмы эвристических исследований.
Информационную базу исследования составили данные государственных статистических органов, публикации о результатах деятельности отечественных компаний, материалы научно-практических конференций, публикации в СМИ российских и зарубежных ученых-экономистов, законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, учебные и справочные пособия, материалы интернет-ресурсов.
Степень разработанности проблемы.
Прежде всего, необходимо отметить теорию предвидения и методологии перспективного планирования Н. Д. Кондратьева — крупнейшего российского экономиста XX в., одного из основателей теории инноваций, вместе со своим другом и единомышленником Питиримом Сорокиным во многом обогнавшим свое время.
Во второй половине XX в. на Западе наблюдалась волна прогностической деятельности, который блестяще представлен в антологии классической прогностики, составленной лидером российской прогностической школы И. В. Бестужевым-Ладой. В десятках фундаментальных трудов, вызывавших бурную реакцию в интеллектуальных и политических кругах, обосновывались перспективы развития мира в разных сценариях — от самых радужных («Третья волна» Элвина Тоффлера, «Грядущее постиндустриальное общество» Даниела Белла) до катастрофических («Пределы роста» Денниса Медо-уза, алармистские прогнозы экологов.
Группой экспертов ООН во главе с нобелевским лауреатом В. В. Леонтьевым в 70-е годы был разработан долгосрочный прогноз развития мировой экономики до 2000 г. на базе уникальной межрегиональной модели межотраслевого баланса. Эта модель стала предметом нобелевской лекции В. В. Леонтьева 1973 г.
Менее известно, что во многом аналогичный прогностический бум наблюдался в 50−70-е годы и в СССР. Прогнозирование, отвергавшееся ранее как буржуазное гадание, было реабилитировано. Сложилась прогностическая школа, возглавлявшаяся академиками А. Н. Ефимовым, А. И. Анчишкиным, В. А. Котельниковым.
Что касается исследования конкурентного поведения, которому уделено большое внимание в настоящей работе, то необходимо отметить, что сфера несовершенной конкуренции — поведение ее участников и возможный исход их взаимодействия, ее влияние на общественное благосостояние и правительственное вмешательство — является областью интересов теории организации промышленности. Понятие «организация промышленности» ведено.
A. Маршаллом, переломный момент в ее становлении связан с именами Дж. Робинсона и Э. Чемберлина. Выделение в самостоятельную отрасль экономической науки теории организации промышленности связано с представителями Гарвардской школы — Э. Мейсоном и Дж. Бейном.
Сближение европейской и англо-американской ветвей организации промышленности привело к становлению новой теории организации промышленности. Она более интегрирована с неоклассической экономической теорией, акцент смещен со структуры рынка на поведение фирм, обладающих рыночной властью. Новая теория в определенной мере использует подходы, предлагаемые теориями трансакционных затрат (Р. Коуз, О. Уильям-сон), состязательности (У. Баумоль), принципал-агента (Э. Фама, М. Йенсен, У. Меклинг).'.
Исследование структуры рынка, изучение структуры отраслевых рынков, проявления рыночной власти, поведения фирм в условиях несовершенной конкуренции раскрывается в работах Ж. Тироля, Ф. Шерера, Д. Росса и др.
Проблемам функционирования предпринимательских структур посвящены работы В. Д. Ардзинова, А. Н. Асаула, М. А. Горенбургова,.
B. С. Кабакова, В. М. Корабельникова, А. А. Крупанина, А. Б. Крутика, В. П. Попкова и многих других авторов.
Личный вклад автора в проведенное исследование: разработаны методические рекомендации по стратегическому планированию предпринимательской*" деятельности и формированию портфеля стратегий в существующих экономических условиях (на примере ОАО «БКО»).
1. Исследована эволюция теорий предвидения и стратегического планированияпроанализирована конъюнктура рынка огнеупорных изделий в период экономического роста и развития кризисных явленийданы рекомендации ОАО «БКО» по выбору типа конкурентного поведения.
2. Проанализирована возможность выбора инновационных и инвестиционных стратегий в зависимости от целей предпринимательской деятельности, положение на рынке, конкурентных преимуществ, типа конкуренции.
3. Произведена оценка инновационной сферы в России в области промышленности, определены возможности реализации инновационных стратегий в период перехода России к инновационной экономике. Даны рекомендации по определению направлений инновационной деятельности на уровне организации.
4. Исследованы возможности использования организацией адаптивного и обеспечивающего (гарантирующего) типа конкурентного поведения на основе определения структуры ее стратегического потенциала, возможностей расширения ресурсов организации, особенностей отрасли и национальной экономики в целом. На основе этого даны рекомендации по формированию конкурентных преимуществ за счет снижения издержек производства, дифференциации товаров, фокусирования (концентрации).
5. Разработаны методические рекомендации по стратегическому планированию предпринимательской деятельности на основе формирования портфеля инновационных и инвестиционных стратегий для ОАО «БКО» в существующих экономических условиях.
Научная новизна выносимых на защиту результатов исследования заключается в следующем:
1) предложен комплексный подход к формированию конкурентных преимуществ предпринимательских структур, основанный на создании портфеля стратегий, реализующих различные типы конкурентного поведения с учетом цикличности экономического развития. Это позволит при выборе креативного типа конкурентного поведения изменять существующую структуру спроса и предложения на основе реализации инновацийадаптивногоприспосабливать свою деятельность к изменившимся условиям наилучшим способомобеспечивающего — сохранять гарантии своего экономического суверенитета, обеспечивать желаемое положение на рынке;
2) предложен алгоритм формирования стратегических целей инвестиционной деятельности организации, в основу которого заложен учет объективных ограничений в достижении конкурентных преимуществ стратегической позиции организации: увязка динамики факторов внешней инвестиционной среды и параметров внутреннего инвестиционного потенциала. Это позволит ограничить развитие не желательных, но возможных негативных тенденций развития отдельных показателей инвестиционной деятельности;
3) даны рекомендации на уровне организации по формированию портфеля инновационных стратегий, в основу которого могут быть заложены выявленные в процессе исследования резервы для поиска инноваций: расширение рынков сбыта, увеличение занятости, повышение гибкости производства, рост производственных мощностей, сокращение затрат на заработную плату, сокращение материальных и энергозатрат, снижение загрязнения окружающей среды. Это сможет служить повышению степени воздействия инновационной деятельности на функционирование организаций, стимулом к дальнейшему инновационному развитию;
4) разработаны рекомендации по выбору стратегии конкурентных преимуществ, учитывающие масштабы конкуренции, соотношение реального и финансового инвестирования, целесообразность отраслевой концентрации и диверсификации инвестиционной деятельностиинвестиционную привлекательность региона. Это позволит оценить результативность разработанной инвестиционной стратегии с помощью предложенного механизма;
5) разработаны методические положения по стратегическому планированию предпринимательской деятельности, включающие принципы, показатели и критерии разработки дифференцированного портфеля стратегий. Принцип соответствия выбираемого типа конкурентного поведения изменяющейся экономической конъюнктуре позволит повысить конкурентоспособность предпринимательских структур в условиях инновационной экономики. Выбор в качестве критерия положительной динамики коэффициентов финансовой устойчивости будет способствовать поддержанию устойчивости предпринимательских структур в условиях экономического кризиса.
Достоверность и новизна результатов диссертационного исследования.
Достоверность научных результатов обусловлена использованием экономических теорий, экспериментальными данными, статистическим анализом. Выводы основываются на репрезентативности использованного массива исходной статистической информации по сфере предпринимательства, инноваций, промышленности.
Обоснованность выводов и рекомендаций определяется комплексным теоретическим обобщением и развитием трудов отечественных и зарубежных ученых по теории несовершенной конкуренции, структуры рынка, рыночной власти, исследованиям инноваций, предпринимательства, проблемам планирования и прогнозирования.
Новизна полученных в диссертации научных результатов обусловлена:
• применением новых подходов к анализу современного состояния и главных тенденций развития рынка огнеупорных изделий, основанных на положениях теорий организации промышленности;
• детализацией исходных параметров для систематизации инвестиционных и инновационных стратегий, задач инвестиционной деятельности, процесса формирования инвестиционных целей;
• новой постановкой задачи по формированию дифференцированного портфеля инновационных и инвестиционных стратегий для ОАО «БКО».
Практическая значимость и внедрение результатов исследования.
Сделанное теоретическое обобщение формирования дифференцированного портфеля инновационных и инвестиционных стратегий, развивающее положения стратегического планирования предпринимательской деятельности, углубляет содержание методов оптимизации инновационного развития и моделирования инвестиционных процессов промышленных организаций. Применение разработанных методических рекомендаций сможет способствовать объективной оценке своих возможностей промышленной организаций, формированию эффективных стратегий предпринимательской деятельности, позволяющих повысить конкурентоспособность и поддержать устойчивость организации в условиях меняющейся экономической конъюнктуры, что является решением важной проблемы для отрасли знаний — предпринимательство.
Работа соответствует паспорту специальностей номенклатуры научных работников 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйствомпредпринимательство, пунктам 10.14 — стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности и 10.25 — методология, методика и организация исследования рыночной конъюнктуры в системе предпринимательства.
Основные выводы, которые можно сделать после проведенного анализа, это то, что комбинат ОАО «БКО» характеризуется:
• высокой ликвидностью;
• высокой финансовой устойчивостью;
• низкой прибыльностью основной деятельности с тенденцией снижения;
• низкой рентабельностью капитала и ее уменьшением;
• низкой оборачиваемостью активов.
Основные действия, предпринимаемые ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» для снижения действия негативных факторов:
• постоянная работа по совершенствованию производства огнеупорной продукции, повышению её качества, удовлетворению требований потребителей;
• оптимизация объемов продаж комбината на внутреннем и внешнем рынках;
• диверсификация рынков сбыта по регионам и отраслям с целью снижения уровня зависимости от состояния отрасли, конкретного потребителя или региона;
• разработка программ по снижению затрат на производство и реализацию продукции;
• проведение активной инвестиционной политики в части обновления производственной базы и создания новых технологий;
• создание современного складского хозяйства;
• проведение своевременных эффективных, природоохранных мероприятий;
• целенаправленная социальная политика комбината, подготовка квалифицированных кадров.
Для того, чтобы определить возможности диверсификации продукции ОАО «БКО», можно проанализировать отраслевую принадлежность видов его деятельности.
Производство огнеупоров — основной вид деятельности ОАО «БКО».
Параллельно комбинат занимается разработкой гравийных и песчаных карьеров, добычей глины и каолина, производством пиломатериалов, деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий, производством деревянной тары, кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины, сухих бетонных смесей, чугунных отливок, стальных отливок, обработкой металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения, предоставлением услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования, промышленного холодильного и вентиляционного оборудования, обработкой прочих неметаллических отходов и лома, производством, передачей и распределением электроэнергии, строительством зданий и сооружений, дорог, аэродромов и спортивных сооружений, производством электромонтажных работ и т. д.
По перечисленным (не всем) видам деятельности ОАО «БКО» можно сделать вывод о наличии возможностей для диверсификации деятельности комбината.
По результатам проведенного исследования можно предложить следующий проект портфеля стратегий поддержания устойчивости ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» в период экономического кризиса (табл. 3.9).
В данной таблице некоторые пояснения к стратегиям будут опущены, ввиду того, что были подробно даны в предыдущей таблице.
Систематизировать взаимосвязь инновационных и инвестиционных стратегий, обеспечивающих сохранение устойчивости ОАО «БКО», при выборе адаптивного и обеспечивающего конкурентного поведения в условиях кризиса. можно так, как это представлено на рис. 3.5.
Формирование портфеля стратегий поддержания устойчивости ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» в период экономического кризиса.
Общая социально-экономическая цель Роста масштаба производства — в период кризиса труднодостижимая цель > Инновационные задачи Структура портфеля инновационных стратегий Структура портфеля инвестиционных стратегий.
Обновление производственного оборудования, разработка новых видов продукции и процессов Стратегии: Продуктовой и процессной имитации — заимствование технологий со стороны, как продукции, так и процессов ее производства Лицензионная — приобретение исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок контрактных научно-технических организаций Вертикального заимствованияМалые предприятия в составе крупных вертикально-интегрированных структур вынуСтратегии: «Все для вас» — стратегия следования за стабильным и крупным потребителем (например, крупной и прибыльной организацией). В этом случае организация работает по принципу «от добра — добра не ищут» и работает по заказам крупного потребителя своей продукции Экономии на издержках — одна из самых часто используемы стратегий в период экономического кризиса, может быть использована в качестве дополнения к любому набору страте.
Общая социально-экономическая цель Инновационные задачи Структура портфеля инновационных стратегий Структура портфеля инвестиционных стратегий ждены принимать и заимствовать технологии у предприятий — лидеров данных структур. Рассматривается чисто теоретически ввиду отсутствия интеграционной деятельности у ОАО «БКО» гий.
Рост доли рынка ч > Снижение издержек производства и i' Стратегии: Лицензионная Следования за рынком Продуктовой и процессной имитации Технологической связанности Подробно были рассмотрены выше, возможности реализации у ОАО / «БКО» имеются Поддержания монопольного положения в отрасли или в определенной рыночной товарной нише Экономии на издержках Минимизации рисков путем разделения их с партнерами в инвестиционных проектах Качественную. дифференциацию предлагаемых товаров (услуг).
Стабилизация положения на рынке Поддержание высокого техниСтратегии: Сохранения технологических поСтратегии: Инвестиционная стратегия отсутст.
Общая социальноИнновационные Структура портфеля Структура портфеля экономическая цель задачи инновационных стратегий инвестиционных стратегий ческого уровня зиций — может быть использована вует, а инвестиции направляются на продукции и техпредприятиями, которые занимают повышение операционной эффективнологий сильные конкурентные позиции, но ности в силу определенных причин на неФокусировки, ориентированной на которых этапах развития испытыузкую группу потребителей вают сильный и неожиданный наСфокусированное лидерство в обтиск конкурентов и не могут вклаласти затрат дывать необходимые средства в обДифференциация продукта пасновление производства и продуксивная — предложение пассивно слеции дует за изменением платежеспособ.
Лицензионная ного спроса.
Следования за рынком.
Технологической связанности.
1 Вертикального заимствования.
Освоение ' новых Разработка дифСтратегии: ' Стратегии: рынков ференцированЛицензионная Минимизации рисков путем разденых продуктов и Технологической связанности ления их с партнерами в инвестици.
Общая социальноИнновационные Структура портфеля Структура портфеля экономическая цель задачи инновационных стратегий инвестиционных стратегий процессов Следования за рынком онных проектах.
Дифференциации, основанной на разнообразии продукции и услуг.
Сфокусированная дифференциация.
Дифференциация потребительских свойств товаров.
Дифференциация каналов сбыта товаров (услуг), в том числе форм продажного и послепродажного сервиса о Ч о, а о с.
2 о о о. ы мч о bS 0 U 1 о сЗ, а о с о о 1С о о U о, а к н с я с. о Ю мЭ, а н о о са о н о >! W аз? О. I О с и а> Й э о.
Лицензионная Поддержки монопольного положения.
Все для Вас".
Экономии на издержках.
Минимизации рисков.
Фокусировки.
Качественной диф ф еренциации.
Дифференциация товара пассивная.
Дифференциация потребительских свойств товара, а о сз ю са.
СЗ н н о.
Э о, а Ч О са со 4.
5 К н о о Он о с.
Сфокусированное лидерство в области затрат.
Дифференциация каналов сбыта.
Сфокусированная дифференциация.
СЗ ЬЙ, а оп о ч о о.
Сч са о ё 3.
X 3 са о о о о са о О.
S к.
SJ сз со о ей о.
VO ч.
СЗ о н СЗ и.
Рис. 3.5 — Взаимосвязь инновационных и инвестиционных стратегий, обеспечивающих сохранение устойчивости ОАО «БКО», при выборе адаптивного и обеспечивающего конкурентного поведения в условиях кризиса.
В заключение проведенного исследования, можно сделать следующие выводы и дать рекомендации.
1. В процессе исследования проблем стратегического планирования и прогнозирования предпринимательской деятельности, обусловленных цикличностью-экономического развития, была исследована эволюция теорий предвидения и стратегического планирования и выявлена необходимость учета закономерностей статики, цикличной динамики и социогенетики в долгосрочном планировании и прогнозировании.
На основе проведенного анализа конъюнктура рынка огнеупорных изделий в период экономического роста, проведенного с помощью инструментов теории, организации промышленности, и выявившего исключительное положение ОАО «БКО», данной организации может быть рекомендована реализация креативного типа конкурентного поведения, основанного на внедрении инновационных стратегий. В период развития кризисных явлений в экономике России ОАО «БКО» может быть рекомендовано использование адаптивного и обеспечивающего конкурентного поведения, предполагающих использование стратегий повышения эффективности операционной деятельности и дифференциации.
2. В процессе анализа альтернативных стратегий при взаимодействии организаций в условиях конкуренции и при функционировании организаций в условиях перехода от экономического чуда к экономическому кризису, была исследована возможность выбора инновационных и инвестиционных стратегий в зависимости от целей предпринимательской деятельности, положение на рынке, конкурентных преимуществ, типа конкуренции.
Организациям может быть рекомендовано осуществление выбора альтернативных стратегий предпринимательской деятельности в зависимости от типа организации, стратегических целей, как определенной схемы желаемых параметров ее инвестиционной позиции, что позволяет использовать предложенную систематизацию процесса формирования стратегических целей инвестиционной деятельности организации.
3. При определении возможности реализации инновационных стратегий предпринимательской деятельности при выборе креативного типа конкурентного поведения была произведена оценка инновационной сферы в России в области промышленности, с помощью статистических показателей объемов исследований и разработок, инновационной активности, кадрового состава, направлений расходования средств, отраслевой специфики, которая выявила наличие возможностей организации инновационной деятельности российскими организациями.
Организациям может быть рекомендовано использование данных возможностей по реализации креативного конкурентного поведения, систематизации инновационных задач и инновационных стратегий в период перехода России к инновационной экономике.
4. При исследовании видов стратегических инвестиций, определяющих положение на рынке, и конкурентных преимуществ на основе дифференциации продукции в условиях ценовой и неценовой конкуренции, были определены стратегии конкурентных преимуществ, в зависимости от масштабов конкуренции, позволяющие использовать адаптивный и обеспечивающий (гарантирующего) тип конкурентного поведения.
Организации может быть рекомендовано осуществление формирования конкурентных преимуществ за счет снижения издержек производства, дифференциации товаров, фокусирования (концентрации), на основе определения структуры стратегического потенциала организации, возможностей расширения ресурсов, особенностей отрасли и национальной экономики в целом. Это позволит оценивать результативность разработанной инвестиционной стратегии с помощью предложенного механизма.
5. При формировании портфеля стратегий, реализация которых позволяет повышать конкурентоспособность и поддерживать устойчивость организации в зависимости от существующих экономических условий (на примере ОАО «БКО») был сделан вывод о необходимости разработки дифференцированного портфеля стратегий, в основу которого был бы заложен тип конкурентного поведения, выбранный в зависимости от изменения экономической конъюнктуры.
ОАО «БКО» может быть рекомендовано осуществление стратегического планирования предпринимательской деятельности на основе формирования портфеля инновационных стратегий повышения конкурентоспособности в условиях инновационной экономики, и инвестиционных стратегий поддержания устойчивости в условиях экономического кризиса.
Список литературы
- Авдашева, С. Б. «Теория организации отраслевых рынков» / Авдашева С. Б., Розанова Н. М. // М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 320 с.
- Адиев, Р. В. Стратегическое планирование на предприятии. Деньги и кредит № 7, 2001 г.
- Айдаров, JI. А. Методы реализации экономической политики предпринимательских структур: контроллинг, мониторинг // Экономическое Возрождение России.-2005.- № 2.- С.47−53
- Анискин, Ю. П. Организационные аспекты инновационного развития экономики // Экономическое возрождение России. СПб.: АНО ИПЭВ, 2005, № 2.
- Ардзинов, В. Д. Организация предпринимательской деятельности / В. Д. Ардзинов, М. Н. Юденко // Экономическое Возрождение России.-2005.- № 3.-С.82−87
- Асаул, А. Н. Организация и функционирование мини-заводов в металлургии / А. Н. Асаул, Ю. Н. Стасовский // Экономист. 2001. — № 6.
- Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко, П. Ю. Ерофеев — под ред. А. Н. Асаула. СПб.: Гума-нистика, 2004. — 448с.
- Асаул, А. Н. Особенности формирования децентрализованной организационной структуры строительного предприятия / А. Н. Асаул, Н. А. Асаул // Экономика стр-ва. 2001. — № 8.
- Асаул, А. Н. Пути повышения эффективности предпринимательской деятельности в строительстве / А. Н. Асаул, Г. И. Шишлов // Экономика стр-ва. 2000. — № 9.
- Асаул, А. Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика, экономика, социология. 2002. — № 3−4.
- Асаул, А. Н. Становление предпринимательской деятельности в контексте парадигмы глобализации экономики : науч. тр. Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. М. — СПб.: Вольное экономическое общество, 2002. — т. 10.
- Асаул, А. Н. Феномен предпринимательства / А. Н. Асаул, Е. Г. Скума-тов, Е. И. Рыбнов // Регион: политика, экономика, социология. 2003. — № 4.
- Асаул, А. Н.Организация предпринимательской деятельности / А. Н. Асаул, М. П. Войнаренко. СПб.- Хмельницкий: Изд-во Универ ТУП, 2001.
- Асаул, В. В. Анализ зарубежного опыта исследований инноваций. Материалы 1-ой Юбилейной научно-практической конференции «Экономика и менеджмент» Сб.науч. трудов. Вып. 1. Под ред. П. П. Табарчука. СПбГТИ (ТУ) СПб., ИК «Синтез», 2005 — 221 с.
- Асаул, В. В. Влияние интеграционных процессов на повышение инновационной активности предприятий. Набережные Челны: Изд-во Камского госуд. политехи, ин-та, 2003. (17,8 п. л.)
- Асаул, В. В. Количественная оценка инновационной активности // Экономические проблемы и организационные решения по совершенствованию инвестиционно-строительной деятельности: сб. науч. тр. Вып. 2, Т. 2. СПб.: СПбГАСУ, 2004. — С. 173−184.
- Асаул, В. В. Классификация инноваций в зарубежных исследованиях / Экономические проблемы и организационные решения по совершенствованию инвестиционно-строительной деятельности: Сб. науч. тр. Вып. 3, Т.2. -СПб.: СПбГАСУ, 2004. — 224 с.(0,5б п. л.)
- Асаул, М. А. Повышение эффективности деятельности организаций с помощью вторичного лизинга // Экономика и эффективная организация производства: сб. материалов Международной науч.-технич. интернет-конф. -Брянск, 2002.
- Асаул, М. А. Приватизируемые предприятия и проблемы их инвестирования (на примере Санкт-Петербурга) // Гуманитарные науки. 1996. — № 1−2.
- Асаул, Н. А. Особенности экономики знаний и ее значение для современной России // Регион: Политика, Экономика, Социология. № 2−3.
- Баком, Г. Технологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной Европы. Вопросы экономики, № 9, 1997, М.: РАН, стр. 98.
- Баталова, Е. В. Корпорация «Ксерокс»: современная инновационная стратегия. Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 5, Выпуск 2, (№ 12), 1994.
- Богданов, А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1, 2. М.: Экономика, 1989.
- Бородин, В. Проектирование структуры инновационной научно-технической фирмы. Проблемы теории и практики управления, № 1, 1997, М., стр. 98.
- Бородин, В. А. Маркетинг технологических нововведений / Бородин В. А., Маркова В. Д. // ЭКО, № 2, 1997, Новосибирск, стр. 100.
- Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента. М.: Юнити, 2001 г.
- Будущее мировой экономики. М.: Международные отношения, 1979.
- Галпин, Тимоти Дж. Полное руководство по слияниям и поглощениям компаний / Галпин, Тимоти Дж., Хэндон, Марк.- Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. — 240 с.
- Гапоненко, Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку. Вопросы экономики, № 9, 1997, М.: РАН, стр. 84.
- Грахов, В. П. Эволюция концепций деятельности коммерческих организаций, // Экономические проблемы и организационные решения по совершенствованию инвестиционно-строительной деятельности: сб. науч. тр. Вып. 2. Т. 2. СПб.: СПбГАСУ, 2004. — С. 141−145. '
- Гумба, X. М. Выбор методов управления конкурентоспособностью строительных организаций.Экономика строительства, 1999, № 6 (485), М.: «Стройинформация», с. 16.
- Денисов, Г. А. Инновационная деятельность в строительном комплексе: организационно-экономический аспект / Денисов Г. А., Каменецкий М. И. // Экономика. строительства, 2003, № 7 (534), М.: «Стройинформация», с. 2.
- Евстигнеев, В. Р. Идеи И. Пригожина в экономике. Нелинейность и финансовые системы. М.: «Общественные науки и современность», № 1, 1998 г.
- Елекоев, С. Реструктуризация промышленных предприятий (Опыт российского центра приватизации) / Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл X. // Вопросы экономики, № 9, 1997, М.: РАН, стр. 13.
- Ерофеев, П. Ю. Решение проблем строительной организации посредством планирования затрат. Актуальные проблемы инвестиционно-строительного комплекса в Санкт-Петербурге. Темат. сб. тр.- СПб.: Строй-издат, 2003.
- Иванов, А. В. Правовые основы предпринимательства в строительстве // Экономика стр-ва. 2001. — № 5. — С. 2−9.
- Информационный бизнес портал «Основы бизнеса. Гл. 15 Коммуникации предпринимательской фирмы во внешней среде бизнеса. П. 15.3 Коммуникации предпринимательской фирмы с конкурентами». Ссылка: http://market-pages.ru/bussines/63.html
- Исмаилова, Ш. Т. Методические основы формирования ситуационного управления конкурентоспособностью производственных предприятий / Исмаилова Ш. Т., Магомедов М. Ю., Мелехин В. Б. // Экономическое возрождение России. СПб.: АНО ИПЭВ, 2005, № 1.
- Келле, В. Инновационные системы. Свободная мысль, № 7, 1997, М., стр. 70.
- Кощеев, В. А. Постановка внутрифирменного бюджетирования на примере УРОО СНИОО. Экономические проблемы и организационные решения по совершенствованию инвестиционно-строительной деятельности: Сб. науч. тр.- Вып. 2.Т.2 СПб.: СПбГАСУ, 2004.
- Краюхин, Г. А. Инновационные процессы: субъекты и мотивы их деятельности / Краюхин Г. А., Шайбакова Л.Ф.- СПбГИЭА.- СПб., 1996.- 94 с.
- Краюхин, Г. А. Основы государственного управления инновационными процессами / Краюхин Г. А., Шайбакова Л.Ф.- СПбГИЭА.- СПб., 1997.- 73 с.
- Кондратьев, Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.
- Кузык,.Б. Н. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва / Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. // М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 632 с.
- Лапин, Г. Н. Надежность производственной деятельности и конкурентоспособность строительных компаний / Лапин Г. Н., Хамкохов Р. М. // М., СПб: ООО «Изд-во АСВ», БИТУ, СПбГАСУ, 2000. — 135 с.
- Лапин, Г. Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний. Экономика строительства, 2000, № 7 (489), М.: «Стройинформация», с. 31.
- Материалы X Международного конгресса по региональному развитию: «Стратегия экономического развития» // Экономическое возрождение России. СПб.: АНО ИПЭВ, 2005, № 2.
- Мир нашего завтра: антология современной классической прогностики // Под ред. И. В. Бестужева-Лады. М.:Эксмо, 2003.
- Моисеева, Н. К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. // М.: Внешторгиз-дат, 2002.
- Моисеев, Н. Н. Расставание с простотой. М. Аграф, 1998.
- Моисеев, Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: МНЭПУ, 1998.
- Молчанов, Н. Н. Метод оптимизации цены наукоемкого товара на конкурентном рынке / Молчанов Н. Н., Филимонов А. В. // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 5, Выпуск 2, (№ 12), 1994.
- Мотовилов, О. В. Роль коммерческого банка в финансировании инновационных проектов / Мотовилов О. В. // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 5, Выпуск 2, (№ 12), 1994.
- Никологородский, Д. Изменение форм собственности и структуры промышленных предприятий / Никологородский Д. // Вопросы экономики, № 9, 1997, М.: РАН, стр. 23.
- Никольская, Е. Г. Предпринимательство : учебник для высшей школы / Е. Г. Никольская, А. Б. Крутик, А. И. Муравьев // СПб.: Лань, 2001 696 с.
- Никольская, Е. Г. Реструктуризация экономической и управленческой предпринимательской структуры // Шестая Санкт-Петербургская ассамблея молодых ученых и специалистов Проблемы обеспечения конкурентоспособности. СПб.: Изд-во Информ, 2001. С. 162−164.
- Панибратов, Ю. П. Предпринимательская деятельность в строительном производстве: научные основы управления, конкуренция, риск и надежность / Ю. П. Панибратов, В. М. Васильев. М. — СПб., 2004.
- Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России.: СПб.: Гумани-стика, 2003.
- ООН. Доклад о мировых инвестициях. 2003. М.: Весь мир, 2004.
- Панов, А. И. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ — ДАНА. 2002.
- Первалов, Ю. В. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития. «Общество и экономика» № 5, 1997, М.: «Наука», стр. 16.
- Песоцкая, Е. В. Управление малым и средним бизнесом в строительстве / Е. В. Песоцкая, В. В. Томилов, А. А. Зубарев. СПб.: Литера плюс, 1997.
- Песоцкая, Е. В. Эффективность и контроль предпринимательства : учеб. пособие / Е. В. Песоцкая, В. В. Томилов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
- Портер Майкл, Э. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.-496 с.
- Псарева, Н. Ю. Организационные схемы реорганизации коммерческих предприятий в форме выделения. Экономика строительства, 2000, № 1 (492), М.: «Стройинформация», с. 2.
- Псарева, Н. Ю. Организация взаимоотношений дочерних обществ с материнской компанией. Экономика строительства, 2000, № 8 (499), М.: «Стройинформация», с. 22.
- Розанова, Н. М. «Микроэкономика фирмы», Лекция № 3. Поведение фирмы на товарных рынках / Розанова Н. М., Зороастрова И. В. // Интернет-Университет Информационных Технологий. Ссылка: http://www.intuit.rU/department/itmngt/microecon/3/
- Рычагов, Т. Реализация крупных уникальных проектов. Строительная газета. 2005.-№ 2.- С. 12.
- Савельева, И. П. Операционный анализ как метод оценки эффективности управленческих решений в процессе планирования хозяйственной деятельности малых предприятий // Экономическое Возрождение России.-2006.-№ 1.- С.53−61
- Светник, Т. В. Культура деятельности в строительстве как важнейший стратегический ресурс его экономического роста // Экономика стр-ва. 1996. -№ 5.-С. 3−14.
- Свободина, Л. М. Особенности прогнозирования на рынке нововведений / Свободина Л. М. // Вестник Санкт-Петербургского университета, Серия 5, Выпуск 2, (№ 12), СПб, 1996.
- Сорокин, Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
- Терентьев, А. Р. Маркетинг в инвестиционно-строительной компании в современных условиях. Экономика строительства, 2003, № 12 (539), М.: «Стройинформация», с. 2.
- Тироль, Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Тироль Ж.- Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996. XLII + 745 с. (Под ред. В. М. Гальперина и JI. С. Тарасевича).
- Туган-Барановский, М. И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. М.: Наука, 1997.
- Хамхоков, Б. М. Формирование эффективной организационной структуры строительной корпорации. Современные аспекты экономики: Ежемес. журн. СПб., 2003. — N20(48). — С. 106−109.
- Швец, М. Ю. Финансово-промышленные группы как инструмент активизации инвестиционно-строительной деятельности / Швец М. Ю., Швец С. М. // Экономика строительства, 2001, № 5 (505), М.: «Стройинформация», с. 37.
- Шеко, П. Менеджмент продуктивности творчества. Российский экономический журнал, № 9, 1996, М.: «Финансы и статистика».
- Шерер, Ф. М. Структура отраслевых рынков / Шерер Ф. М., Росс Д. Пер. с англ.:. М.: ИНФРА М, 1997.- VI, 698 с.
- Шефов, А. А. Особенности маркетинговой политики проектных организаций. Экономика строительства, 2002, № 12 (527), М.: «Стройинформация», с. 45.
- Яковец, Ю. В. Прогнозирование циклов и кризисов. М.: МФК, 2000.
- Яковец, Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999.
- Яковец, Ю. В. Экономические кризисы: теории, тенденции, перспективы. М.: МФК, 2003.
- Microeconomics Hugh Gravelle and Ray Rees Longman Group Limited.-London and New York, 1990.
- Ansoff, Igor H.: Corporate Strategy, New York 1965.