Национальные традиции как фактор социально-экономического развития России
Важнейшей особенностью воспроизводства традиций &bdquo-коллективизма" и &bdquo-государственности" в современных российских условиях является разрушение сложившихся в прежнее время институциональных форм осуществления этих традиций и незавершенность процесса — их институционализации в изменившейся" — ситуации. Ни одна традиция: не может нормально осуществляться в качестве доминирующей… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы исследования традиций
- 1. Традиции и менталитет в категориальном поле институционализма
- 2. Традиции как основной компонент менталитета
- Глава II. Ведущие национальные традиции в контексте российских хозяйственных реформ
- 1. Традиция s &bdquo-коллективизма" — основная и ведущая историческая традиция в российском менталитете
- 2. Традиция &bdquo-государственности" в ее противоречивом взаимодействии с традицией &bdquo-коллективизма"
- Глава III. Проблема соотношения национальных традиций и &bdquo-заимствований" передового зарубежного опыта
Национальные традиции как фактор социально-экономического развития России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Сложности и крайняя противоречивость социально-экономического реформирования российского общества, диктуют необходимость, активного поиска, факторов, обеспечивающих успешную рыночную трансформацию. Среди этих факторов далеко? не последняя' роль принадлежит социокультурнойf составляющей: экономическойдинамики. Не секрет, что концентрация внимания на экономических реформах, политических и правовых преобразованиях в России начала 1990;х гг. переместила проблемы культуры,. духовности на второй план, что явил ось * серьезным просчетом реформаторовУже в середине 1990;х гг. стало очевидно, что сам по себе &bdquo-рынок" как совокупность чисто экономических, стоимостных и монетарных принципов и институтов не может, вопреки ожиданиям либералов, решить ни экономические, ни, тем более, социальные проблемы российского общества.
Осуществление экономической реформы в России столкнулось со многими трудностями объективного характера, которые не всегда должным образом учитывались и даже попали в разряд &bdquo-непредвиденных" - В частности, особое: значение: приобрела необходимость, учета национального * менталитета народа, его исторических традицийНедостаточное внимание к: этому аспекту нашей реальной действительности в ходе реформ привело к нарушению преемственности в развитии общества, к потере многих его ценных достижений. Это не только не способствовалоуспешному продвижениювперед, но иеще больше усугубило трудности рыночной трансформации-,.
Методы, способы и направления трансформационных преобразований не вовсемсочетались свековыми' традициями! российского" народа. Здесь кроется* корень того (и это < признается не только у нас, но — и на Западе), что? вРоссии до сих пор отсутствует национальная стратегия преобразований, которая опиралась бы на широкую общественную поддержку.
Существующий и все увеличивающийсяразрыв между традициямии неизбежностью обновления®служит тем историческим фоном, который не способствует укреплению стабильности в обществе и способен породить самые нежелательные последствия. Не могут не настораживать усиливающиеся ностальгические настроения в нашем обществе, призывы то к частичному &bdquo-возврату", то к поискам исключительно &bdquo-особого пути" с &bdquo-опорой на собственные силы" н на &bdquo-национальную самобытность". Это тем более опасно, если не забывать отмеченную в свое время: уже П1 Сорокиным российскую способность к быстрой смене политического режима для защиты своей независимости и национальных ценностей. С точки зрения современного американского политолога СамуэляХантингтона, Россия по-прежнему представляет собой &bdquo-зону неопределенности", ее дальнейшее развитие трудно спрогнозировать.
Именно для того, чтобы обеспечить необратимость процесса трансформации, необходима определенная? корректировка, реформ в сторону оптимального учета исторических традиций российского народа, не допускающего как слепого преклонения перед ними, так и пренебрежительного отношения к ним. Тем более необходимо учесть, что изучением российского хабитуса и менталитета во всей их противоречивости серьезно занимаются на Западе, преследуя при этом как, чисто научные, .так и практические цели. Сегодня нам необходимо активизировать те элементы национального менталитета, которые адекватны современным: проблемам формирования социального рыночного хозяйства: Научиться сочетать традиции и новации— неотложная задача, в решении которой обязана помочь и экономическая социология.
Степень разработанности проблемы. Вопросы взаимодействия социокультурных феноменов и экономического развитияв разной степени отражались в трудах крупнейших западных исследователей разных времен, таких, как: Ф. Бродель, М. Вебер, Дж. Гэлбрейт, Д. Дюби, Л. Дюнрон, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт, Р. Кантильон, Дж. Кейнс, ОКонт, Т. Кун, И. Лакатос, Ж. Легофф, Ж. Лефевр, К. Маркс, ЛМизес, В. Парето, Т. Парсонс, К. Поланьи, К. Поппер, Ж.-Б: Сей, А^ Смит, П. Сорокин, Г. Спенсер, Ф. Теннис, А. Тойнби, Э. Фромм, Ф. Хайек, О. Шпенглер, VL Шумпетер, Л. Эрхард, Ф. Энгельс, Д. Юм и др. Особое значение указанным вопросам придавалось в трудах предшественников и представителей немецкой исторической школы, в особенности Ф. Листа, А. Мюллера, В. Рошера, К. Книса, Г. Шмоллера и др.
Особое значение для рассматриваемой темы, имеют работы по истории экономической социологии (НСмелсер, Р. Сведберг, М: Грановеттер), а также культурологические исследования! в рамках экономической социологии (В: Зе-лизер, П: Димаджио, Ф. Доббин):
Особую методологическую актуальность представляют длянас разработки в области экономической социологии переходных периодов (Д. Старк, В: Ни и др.).
В отечественной литературе вопросы самобытности оснований российского хозяйственного порядка непосредственно поднимались, представителями такого направления общественной и философской мысли 40-—50-х гг. XIX в., как славянофилы, и близкими-к их позициям мыслителями, публицистами, писателями (И. Аксаков, ВДаль, И. Киреевский, А. Кошелев, 10. Самарин, А. Хомяков, П. Чаадаев и др.).
Интеллектуальное наследие славянофилов было развито на основе циви-лизационного подхода к анализу развития общества представителями так называемого &bdquo-евразийства" (Г. ВернадскийHi ДанилевскийЛ. Карсавин, В.' Ключевский, П^ Савицкий, № Трубецкойа затем и Л. Гумилев). В трудах евразийцев исследовались различные факторы, влияющие: на образ жизни народов, в том числе и на их национальные традиции, показывалась роль этих последних в формировании самобытного характера хозяйствования в России. Позднее эти идеи развивались русскими философами — Н. Бердяевым, № Ильиным, Hi Лос-ским, П. Флоренским, — а сегодня они находят поддержку в работах многих исследователей, в том числе ВИльина, А. Панарина и др.
Обостренный интерес к проблемам национальных традицийв их взаимодействии с хозяйственным развитием наблюдался в конце XIX — начале ХХ-го вв. в связи с необходимостью крутых перемен и выбором дальнейшего исторического пути России (взгляды С. Витте, П. Столыпина, полемика В. Ленина с народниками, работы А. ЧаяноваHiКондратьева, М: Туган-Барановско-го, а позднее — и А. Богданова, Н. Бухарина и др.).
Определенные всплески интереса к социокультурным аспектам общественного производства отмечались у нас и с конца 70-х гг. XX в., когда также назревала необходимость существенных перемен в = нашем обществе, но в особенности уже в 90-е гг. в связи с процессами реформирования. Это отразилось в актуализации философских исследований на эту тему (работы HI Зарубиной, -В. Межуева, JI. Новиковой, И. Сиземской, В. Толстых, Л. Уледова и др.), а также исторических и социологических разработок (Ю. Арутюнян, JI. Гордон, Т. Заславская, А. Здравомыслов, Э. Клопов, Р. Рывкина, О. Шкаратан, В. Ядов и др.). Вг рамках этого периода возрождение проблем духовной преемственности в хозяйственной деятельности и развитии экономического гуманизма является свидетельством конструктивного переосмысления! и творческого использования достижений общественной мысли, усвоения исторических уроков прошлого.
Проблеме национальных традиций, их роли и: значению в экономической системе, исследованию особенностей национального экономического мышления уделяется внимание в работах многих российских экономистов и социологов, в том числе: JI. Абалкина, В. Автономова, А. Архипова, А. Ахие-зера, О. БессоновойМ. БункинойА. Бузгалина, В. Верховина, Л. Горичевой, И. Ионова, С. Кирдиной, Е. Майминаса, Ю. Осипова, М. Олсон, Ю. Ольсевича, В. Радаева и др.
В исследовании природы и роли исторических традицийs вхозяйственном^ развитии особое место занимает институциональное направление, получившее развитие в трудах западных ученых (Т. ВебленаВ-Вейтлинга, Дж. Гелбрэйта, Дж. Грея, Р. Коуза, Дж. Коммонса, У. Митчела, Д1 Норта, Я. Щепаньского, Э. Гидденса, П. Бергмана, Т. Лукмана), а также в отечественной литературеВ диссертационномисследованииавтор широкоопирался на работы современных российских исследователей— С. Кирдиной, А. Кравченко, Я. Кузьминова, Д. Львова, Вi Преснякова и др., а также на труды волгоградских ученых — О. Иншакова, Н. Лебедевой, Д. Фролова.
Однако, несмотря на солидный возраст научной проблемы, взаимодействия национальных традиций с экономическим развитием, а также основательность ее разработки на сегодняшний день, она нуждается в дальнейшем исследованиипо целому ряду направлений. Прежде всего требуется выработка методологических подходов, тем более, что этот аспект выступает пока довольно слабым звеном не только применительно к данной проблеме, но и для экономической социологии в целом. Можно согласиться с В. Радаевым в том, что исследования! в области методологии экономико-социологического анализа следует считать относительной редкостью.
В особенности, на наш: взгляд, требуется уточнение категории- &bdquo-традиция" в контексте институционального направленияв качестве первоочередного направления (Выступает также необходимость рассмотрения самих традиций как системы, что чрезвычайно важно не только для теории, но и для практического определения? приоритетовв экономическойполитикемного белых пятен, а иногда и взаимоисключающихпозиций по проблеме сочетаниянациональных традиций и &bdquo-заимствований" передового зарубежного опытав литературе традиции гораздо больше, исследованы как фактор социальной: инерции и значительно меньше — как мощный фактор развития (при условии нахождения организационно-экономических, правовых,, морально-нравственных, параметров осуществления той или иной традиции в русле прогрессивных изменений). Автор пытался внести посильный вклад в разработку этих направлений исследования проблемы.
Целью диссертационнойi работы является выяснение роли исторических традиций в хозяйственной жизни общества и институциональных: условий, при которых национальные традицииспособны служить факторомсоциально-экономического развития.
В соответствии с поставленнойцелью в диссертации формулируются и решаются следующие задачи: уточнить понятия &bdquo-традиции'4, &bdquo-ценности", &bdquo-менталитет", «менталь-ность», &bdquo-экономическая культура", &bdquo-экономическая? идеология", исследовать взаимосвязь отражаемых этими понятиямисоциокультурных феноменов, выявить место понятия &bdquo-традиция" в категориальном поле институционализма-. раскрыть объективный характер традиций и их роль в обеспечении противоречивого единства устойчивости и изменчивости институтов, в организации социально-экономического пространства жизнипоказать традиции российского народа как систему, выделить ее системообразующую основудать исторический, комплексный анализ основных российских традиций— традиций &bdquo-коллективизма", &bdquo-государственности" и порождаемых ими стереотипов экономического поведения-: на основе обобщения-опыта как развитых стран, так и стран, осуществляющих &bdquo-догоняющее" развитие, выявить условия оптимального соотношения между &bdquo-заимствованиями" передового зарубежного опыта и ведущими национальными традициями, определить конкретные институциональные формы системообразующих традиций, адекватные современным задачам формирования социального рыночного хозяйства;
Объектом исследования* являются социальные механизмы развития России в ее истории.
Предмет, исследования— противоречивое взаимодействие ведущих российских традиций с хозяйственным развитием в период кардинальнойтрансформации экономической системы.
Гипотеза исследования заключается в том, что основными традициями вРоссии всегда были традиции &bdquo-коллективизма" и &bdquo-государственности", которые: могут и должнывоспроизводиться в качестве таковых и всовременных условияхих нормальное воспроизводство — необходимый фактор развития.
Методологическая г основа исследования^ обусловлена спецификой изучаемого предмета, целью и задачами диссертации.
В диссертационной работе активно использовались общенаучные методы, принципы диалектики и позитивизма, методы системного и компаративного анализа, единства исторического и логического, экономико-статистический метод и специфические методы социологических исследований. Исследование осуществлялось на основе сочетания формационного и цивилизационного подходов. В особенности широко использовалась институциональная методология, социокультурный и экономико-психологический подходы.
Эмпирической основой исследования послужили труды классиков социологической, экономической, исторической и философской мысли, методологические разработки и дискуссии, работы, отечественных и зарубежных ученых, записки бытописателей и художественная! литература. Источниками количественной информации были как статистические сборники Госкомстата СССР и России, так и данные независимых, экспертов, а также данные социологических исследований ВЦИОМ, Института социологического анализа, Института социологии РАН, а также местные социологические исследования ЦСМИ &bdquo-Аналитик". В работе использовались законодательные акты и постановления Правительства РФдругие правовые документы.
Положениявыносимые на защиту:
1. Традиции в институциональном контексте предстваляют собой институции, обладающие рядом специфических свойств: а) воспринимаются и функционируют на глубочайшем уровне бессознательногоб) обладают устойчивостью и воспроизводятся в процессе общественного развитияв) способны порождать новые1 институциональные формы своего осуществления и выступать в качестве протоинститутов.
2. В: процессе институционализации традиции развиваютсяв систему с соподчиненными: уровнямиНа исходном уровне (хабитулизация) располагаются стереотипы поведения (привычки, обряды и т. п.), выражающие традицию. На следующем уровне традиции находят выражение в совокупности социальных ролей, увязывающих традиции с социальными статусами (уровень дифференциации). На третьем уровне традиции приобретают институционально-организационные формы проявления (уровень интеграции). На четвертом уровне происходит легитимация институциональных форм, осуществлениятрадиций в формах права и разнообразных формах символического универсума (религии, идеологии, научных теориях, ценностях и т. д.). Завершение процесса институционализации традиции и превращение ее в рассматриваемую систему обеспечивает автоматизм ее воспроизводства. И наоборот, если отсутствуют ее институциональные формы реализации на том или ином уровне (хабитулиза-ции, дифференциации, интеграции или легитимации), неизбежно возникают нежелательные затруднения в ее воспроизводстве.
3. Традиции в сфере хозяйства— система институциональных форм традиций, котораяхарактеризует действующие внутри экономики институты. Источники хозяйственных традиций находятся также в сферах политики, религии, права, науки, искусства, идеологии, морали. Именно через традиции эти сферы оказывают опосредованное и синтетическое влияние на экономику. Конкретно данное влияние выражаетсяв функциях, выполняемых традициями: регулятивной, нормативной, социализации индивидов, селективного механизма по отношению к новациям. Формы и результаты действия фактора &bdquo-национальные традиции" особенно отчетливо прослеживаются в переломные моменты той или другой страны, в том числе и России.
4. На протяжении длительного периода российской истории, включая советский период, традиции &bdquo-коллективизма" и &bdquo-государственности" воспроизводятся" в качестве системообразующих. При этом фактором доминирования этих традиций выступают исторические, экономические, этнические, природ-но-географические (обширнаятерритория страны, сложные климатические условия, особенности распределения природных ресурсов, особенности транспортной инфраструктуры и др.), культурные и религиозные условия? России. Доминирование: традиции- &bdquo-коллективизма" обусловливалось тем, что эта традицияслужила средством &bdquo-обуздания" естественного российского анархизма, способом выживания в трудных условиях, защитой индивида от чрезмерных притязаний государстваколлектив являлся также превалирующим: инструментом культивирования личности. Государство же выступало направляющей и организующей формой осуществления коллективизма и гарантом удовлетворения базисных потребностей общества и индивида. Наряду с позитивнымипроявлениями &bdquo-коллективизма" — солидарностью, партнерством, взаимовыручкой, милосердием, — имеют место и негативные проявления, среди которых наиболее заметные — распространение иждивенчества и безответственности, а иногда и возможность полной утраты индивидуальности. Наиболее значимые негативные формы проявления традиции &bdquo-государственности" — излишний патернализм, бюрократизм, коррупция, ведомственность, местничество, иждивенчество. Для каждого крупного периода в жизни российского-общества характерны особые институционально-организационные формы, занимающие ведущее место в системе реализации указанных традиций.
5. Важнейшей особенностью воспроизводства традиций &bdquo-коллективизма" и &bdquo-государственности" в современных российских условиях является разрушение сложившихся в прежнее время институциональных форм осуществления этих традиций и незавершенность процесса — их институционализации в изменившейся" — ситуации. Ни одна традиция: не может нормально осуществляться в качестве доминирующей на национальном уровне при отсутствии ее идеологической и правовой легитимации. Тем не менее традиции &bdquo-коллективизма" и &bdquo-государственности" так или иначе воспроизводятся в качестве ведущих, в том числе и через такую форму поведения большинства населения, как пассивное приспособленчество к наличным формам социально-экономической жизни. Подобное приспособленчество приводит ко многим негативным процессам в обществе: развитию различных форм коррупции и теневого поведения, нарастанию центробежных, сепаратистских тенденций, разрушению механизмов человеческой солидарности и национальной самозащиты и др.
6. В современном российском обществе большинство населения, как показывают многие социологические исследования, не является противником построения у нас специфического варианта &bdquo-социализированного капитализма", выявляя при этом критическое отношение к сложившимся формам государственно-корпоративного капитализма и высказываясь за необходимость корректировки курса реформ в сторону усиления социальной направленности формируемого рыночного хозяйства: Успешная социально-экономическая политика должна быть нацелена5 на активное вовлечение большинства: населения (как либерально-, так и консервативноориентированного) в творчество новых форм хозяйственной жизни. Традиции &bdquo-коллективизма" и &bdquo-государственности" способны послужить в качестве фактора социально-экономического развития при условии их сочетания с возрождающейся традицией российского предпринимательства и полноценной институционализации каждой из этих традиций. Это и обеспечит привлечение большинства населения к* активной и творческой социально-экономической) деятельности, будет способствовать повышению ее эффективности и создаст благоприятную почву для успешного заимствования! передового * зарубежного опыта. Необходимымусловием и предпосылкой осуществления данных процессов выступает формирование в России полноценного гражданского общества.
Научная" новизна! исследования-. Диссертация содержит следующие элементы новизны: категория &bdquo-традиция" введена в контекст институционального исследования и определена как институция особого рода — протоинститутраскрыт процесс институционализации традиций и превращения их в систему с соподчиненными уровнями: хабитулизации—дифференциации — интеграции —легитимациивведено в научный оборот понятие &bdquo-виртуальный институт" для обозначения такого формального института, которой не имеет традиций в качестве своего объективного основаниядана классификация и конкретизированыисточники и функции традиций в сфере хозяйстваприведены, всистему аргументыв. пользу представления * традиций- &bdquo-коллективизма" и &bdquo-государственности" в качестве доминирующих в российской историипроанализированыи систематизированы особенности воспроизводства, традиций &bdquo-коллективизма" и &bdquo-государственности" в российской современностиобоснованы условия, прикоторых российские традиции способны действовать в качестве фактора социально-экономического развития.
Теоретическая и* практическая значимость исследования. Выводы, полученные в ходе данного исследования, могут быть использованы в качестве методологических принципов для дальнейшей разработки проблемы взаимодействия национальных традиций и социально-экономического развития. Результаты и выводы диссертации могут послужить для определенной корректировки практикипроисходящих у нас преобразований, быть использованы при разработке и чтении различных курсов * по? экономической социологии, экономике и другим взаимосвязанным с ними дисциплинам.
Апробация диссертации. Методологияисследования, основные положения, выносимые на защиту, и теоретические выводы диссертации — докладывались на:. VII и VIII межвузовских научно-практических конференциях молодых ученых и студентов (Волжский, 2001, 2002) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы экономического и социального развития России» (Пенза, 2001) — научно-практических конференциях «Философия жизни волжан» (Волжский, 2001, 2002, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции- «Социально-экономическое развитие России в XXI в.» (Пенза, 2001) — межвузовской научно-практической конференции молодых ученых-экономистов, аспирантов, преподавателей и студентов экономических специальностей (Волжский, 2002) — ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов ВолГАСУ (Волгоград, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы управления: взгляд в будущее» (Волгоград, 2004).
Структура диссертации обусловлена целью, задачами и общей логикой исследованияона состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение
.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать ряд выводов, имеющих определенное: значение как: для? экономической социологии, так и для практики совершающихся в России реформ.
Среди факторовобеспечивающих успешную рыночную трансформацию, далеко не последняя роль принадлежит социокультурной составляющей экономической динамики. Особое значение приобрела необходимость учета национального менталитета народа, его исторических традиций. Невнимание к этому аспекту российской действительности, пренебрежительное отношение к социальному наследию > входе реформ привело к нарушению преемственности в развитии общества, к потере многих его ценных достижений.
Методы, способы" и направления трансформационных преобразований шли вразрез с вековыми традициями российского народа. Здесь кроется корень того, что в России до сих пор отсутствует национальная стратегия преобразований, которая опиралась бы, на широкую общественную поддержку. Существующий и все увеличивающийся разрыв между традициями и неизбежностью обновления — служит тем историческим: фоном, который не способствует укреплению стабильности в обществеи способен породить самые нежелательные последствия.
Научиться сочетать традиции и новации— неотложная задача, в решении которой обязаньт помочь все социальные науки и, в первую очередь, такая интегративкая из них, как экономическая социология: Для этого требуется более широкое применение межпредметного подхода, использование достижений социальной психологии, экономическойисторическойфилософской и других социальных наук. Такой подход вполне соответствует современным тенденциям мировой науки и перспективным направлениям развитияинституциональной методологии. Только при этом условии можно выявить взаимосвязь и взаимозависимость феноменов &bdquo-традиций", &bdquo-менталитета", &bdquo-ментальности", &bdquo-экономической культуры", &bdquo-экономической идеологии" и др.
Менталитет как наиболее глубинный и наиболее устойчивый пласт общественной психологии включается в понятие &bdquo-ментальности", не поглощая его полностью, не исчерпывая^ собой всю духовность. Кроме менталитета в ментальность входят такие составляющие как культура и идеология, гораздо больше подверженные .-изменениям на основе саморазвития? и внешних, воздействий. В: структуре самого менталитета (традиции, привычки, обычаи, стереотипы поведенияи т. п.) необходимо выделять вкачестве самого глубинного уровня — традиции, как самую устойчивую и относительно неизменную основу. Но, будучи сферой непосредственного взаимопроникновения менталитета и культуры, традиции способны обретать изменяющиеся конкретные исторические формы своего осуществления.
Обеспечивая преемственность в историческом: развитии всех сфер общественной жизни, традиции обладают объективным характером, который, однако,. не означает, что традиции. выступают исключительно инерционно-консервативным фактором. Разумная опора на традиции при выборе конкретных форм движения вперед способна превратить их в мощный фактор прогрессивного развития. Искусство управления: обществом (и реформирования его) состоит ив том-, чтобы в конкретно-исторических условиях находить, необходимый комплекс формальных: институтов, способных нейтрализовать (в той или иной степени) негативно-инерционную роль традиций и одновременно активизировать их позитивно-конструктивную роль. Это1 и должноs стать важнейшим критерием соответствияформальных институтов стратегическим задачам: формирования вРоссиине просто рыночного, а социального рыночного хозяйства.
Проистекая изобщих корней, различные традиции тесно взаимосвязаны, взаимопроникают и взаихмообусловливают друг друга, представляют собой систему, обладают в целом совокупнымсинергическимэффектом воздействия на социально-экономическое развитие. В системе традиций всегдаможно выделить основные, системообразующие традиции. Применительно к России? в качестве таких основных традиций, определяющих национальный: облик:российского общества, в том числе и его экономики, в течение всей его истории, выступают традиция &bdquo-коллективизма" и тесно связанная с ней традиция государственности". Именно эти ведущие традиции служат цементирующим ядром, основой целостного системного единства многочисленных российских традиций.
Неправомерно рассматривать &bdquo-коллективизм" исключительно в качестве &bdquo-пережитка" традиционного общества, а также исключительно в контексте социалистического развития. Воснове своей коллективизм глубоко прогрессивен, имеет место в любой стране и на любой ступени общественно-экономического развития, он вообще не может быть искоренен из человеческой психологии. Более того, как свидетельствует опыт развитых стран, осуществляющих сегодня вхождение: в постиндустриальную стадию человеческой цивилизации, усиление коллективистских начал вэкономике становится" все более мощным фактором ее развития и одним из критериевее прогрессивности. Попытку искоренить коллективизм из реальной социально-экономической жизни и национальной психологии россиян (а такая попытка имеет место с самого начала осуществляемых у нас реформ) необходимо рассматривать как: утопичную, деструктивную, не способствующую общественному прогрессу, тем более, что традиция коллективизма для России—не рядовая, а основная.
G традицией коллективизма в российском менталитете тесно взаимосвязана: традиция &bdquo-государственности". Коллективизм осуществлялся в России1 в самых различных институциональных формах, которые исторически развивались, дополняли и сменяли друг друга. Но на всех исторических этапах направляющей и организующей формой осуществления коллективизма, условием: интеграции в единое целое всех других форм, выступало здесь (в: силу особых объективных условий) государство-. Это дает нам: основание сделать вывод о том, что традиция государственности для России — тоже не рядовая, а ведущая, выполняющаявместе с традицией коллективизма системообразующую роль в российскомменталитете. На историческом материале: нами прослежена противоречивая взаимосвязь ведущих российских традицийих взаимопроникновение, взаимодополняемость и определенная соподчиненность.
Считаем необходимым особо подчеркнуть, что на современном этапе глубоко укоренившийся в общественной психологии коллективизм, не находящий себе достойного выхода в разрушающихся коллективных хозяйственно-организационных формах, объективно требует повышения роли фактора государственности именно в качестве сплачивающего фактора. Но в реальной действительности наше государство с этой задачей явно не справляется и даже как бы сознательно самоустраняется от нее. Это неизбежно ведет к усилению индивидуалистического пессимизма, повышает ощущение неопределенности и &bdquo-дефицита" государства, подрывает доверие к рынку. В этих условиях возрастает опасность."восполнения" дефицита государства, усилениемантидемократических рычагов и тоталитаристских тенденций, что чревато вызреванием новых тупиков в экономическом и социальном развитии. Именно поэтому необходимо с самого начала развивать соответствующие компенсационные механизмы, нейтрализующие тенденции излишне го о госудраствления.
В то же время деструктивно и разрушающе действует на общество сбрасывание с себя государством: многих своих социальных функций, что идет вразрез с прямо противоположными тенденциями постиндустриальной ступени человеческой цивилизации и слабо согласуется с провозглашенным стратегическим направлением: российских реформ — формированием социального рыночной^ хозяйства. Предпосылкой? и: условием движения: в этомнаправлении должно «служить реальное (не на словах только) формирование у нас гражданского общества. — Именно благодаря: гражданскому обществу можно * находить всякий раз способы разрешения! противоречиямежду коллективизмом и государственностью и тем: самым обеспечивать оптимальные: варианты-развития.
Учет национальных традиций в ходе трансформационных преобразований в России: важноосуществлять, так, чтобы за национальноособенным не прятался"национализм, толкающий" на путь автаркии, самоизоляции и замкнутости, на поиски исключительно &bdquo-своего" для России пути экономического развития. Страна, осуществляющая? &bdquo-догоняющее" развитие, обречена использоватьопыт передовых: стран хотя бы потому, что есть общие закономерности и принципы функционирования рыночной экономики, которые сегодня составляют как бы &bdquo-становой хребет" любого народного хозяйства. Есть общие закономерности и прогрессивные тенденции движения капитализма в сторону наращивания процессов социализации. И те страны, которые дальше других продвинулись на этом пути, естественно, могут и должны служить определенным ориентиром для двигающихся (со всеми своими особенностями) в том же направлении, но отставших стран.
Наличие социальных альтернатив связано не с отбрасыванием общих закономерностей, а особенностями их осуществления в конкретных условиях конкретной страны с учетом ее национального менталитета. При этом необходимо четко исходить из того, что заимствовать следует именно передовой зарубежный опыт, а не жесточайший опыт давно &bdquo-умершей эпохи". Сегодня самый передовой опыт так или иначе связан с постиндустриальной ступенью капитализма, характеризующейся активными процессами социализации, усилением тенденции к социальной справедливости в обществе, ростом элементов планомерности, коллективизма, демократизацией всей общественной жизни. Именно этим &bdquo-передовым" процессам как нельзя лучше соответствуют ведущие российские традиции и нам более, чем какому-либо другому народу, грешно отворачиваться от этих процессов цивилизационного развития.
Список литературы
- % россиян считают себя бедными людьми // Извествия.— 2005- — 23 июня.
- Абалкин, Л. И. Поиск пути в меняющемся мире / JI. И: Абалкин // Избранные труды: В 4-х тт. Т. IV. —М.: ОАО НПО &bdquo-Экономика", 2000-
- Абалкин, JI. И. Роль, государства5 и борьба с экономическими- догмами? / JI. И. Абалкин // Экономист.—1998. — № 9:.
- Абалкин, JI. И. Российская-школа экономической мысли: поиск самоопределения /Л. И: Абалкин// Экономическая история России: проблемы, поиски, решения: — Ежегодник. Вып. 3 / Под ред. М. М- Загорулько. — М—Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.
- Абалкин, Л. И., Экономические воззрения и государственная- деятельность С. Ю. Витте / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики-— 1999.' — № 4.
- Автономов, B.C. Модель человека в экономической теории и других социальных науках / В: G. Автономов // Истоки. Вып. 3- — М.: ВТЭ, 1998.
- Ананьин, О. И. Методология экономической науки: современные тенденции) и проблемы /О. И. Ананьин, М. И. Одинцова //Истоки. Вып. 4.— М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Ананьин, О. И. Экономическая наука в зеркале методологии / О. И- Ананьин // Вопросы философии. —1999.—№ 10.
- Арсеньев, В. Р. Социальные аспекты традиционной хозяйственной деятельности Бамбара (Рес. Мали): Автореф. дисс. канд. ист. наук (07.00.07) /В. Р. Арсеньев. — Л.: АН СССР, ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ленингр. часть, 1986.
- Архангельская, Н. Кто беден в России? / Н: Архангельская // Эксперт.— 2004.—№ 16.
- Баллестрем,.К. Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме / К. Г. Баллестрем // Вопросы философии- —1999. — № 4.
- Барсегян, И- А. Традиция как механизм" воспроизводства общественной жизни: (Коммуникатив. аспект): Автореф. дисс. канд. филос. наук / И. А. Барсегян: — Ереван, 1985.
- Беккер ГГ. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Т. 1. Вып. 1. — М., 1993.
- Белл, Д: Грядущее постиндустриальное: общество: Опыт социального прогнозирования / Д. Белл.—Пер. с англ. — Ml: Academia, 1999.
- Белл, Д. От священного к светскому / Д. Белл:// Религия и общество: Хрестоматия по социологии и религии. — М., 1996.
- Беляев, Д. К. Современная: наука: и проблемы, исследования: человека / Д- К. Беляев // Вопросы философии. — 1981. — № 3.
- Бердяев, Н. А. Душа России / Н. А. Бердяев // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. — М.: Айрис-пресс, 2002.
- Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.: В 3-х тт. / Ф. Бродель. — Вспуп. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева.— М.: Прогресс, 1986—1992.
- Бузгалин, А. В. Постмодернизм устарел. (Закат неолиберализма чреват угрозой- &bdquo-протоимперии") / А. В: Бузгалин // Вопросы философии. — 2004.— № 2.
- Бухарин, Н. И. Избранные произведения / Н. И. Бухарин.— Mi: — Политиздат, 1988.
- Бызов, Л. Ждет ли Россию^ всплеск русского национализма? (http://www.igpi.ni/bibl/otherarticI/l I00606209. htm).
- Бюшер, М. Этика и методология экономической науки / М. Бюшер // Общественные науки и современность.—1996. —№ 2.
- Васильев, А. Живой укор России / А. Васильев // Азия и Африка сегодня. — 2001.—№ 12.33- Вебер, М: Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. — М: Прогресс, 1990.
- Вебер, М- Развитие капиталистического- мировоззрения / М. Вебер // Вопросы экономики. — 1993. — № 8:
- Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — М., 1984.
- Верховин, В. И. В поисках предмета экономической социологии / В. И. Верховин // Социологические исследования. — 1998.— № 1.
- Верховин, Bi И. Экономические стереотипы в русском фольклоре / В. И. Верховин // Социологические исследования. — 1998. — № 6.
- Верховин, В. И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа: Автореф. дисс. д-ра. соц. наук / В. И. Верховин. — М., 1999.
- Власов, Ф. Б. Русская этическая традиция- и ее развитие на рубеже веков / Ф. Б. Власов // От Сциллы к Харибде: Актуальный опыт России. В 2-х тт. Т. 2. — М.—Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002:
- Власова, В: Б. Традиции в мире духовных ценностей / В. Б. Власова. — М., 1983.
- Воейков, М- Евразийская &bdquo-теория хозяйствования" как составная часть российской экономической школы / М. Воейков // Вопросы экономики. — 2003. — № 12.
- Волконский, В. А. Образцы, для России среди развивающихся- стран, / В- А. Волконский: // Экономическая- наука современной России. — 2001.— № 1.
- Вундт, В- Проблемы психологии народов / В. Вундт. — СПб.: Питер, 2001.
- Гегель, Г. В. Энциклопедия философских наук. Т. 1 / Г. В. Гегель. — М., 1974.
- Гер дер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер. — М.: Наука, 1977.48: Глаголев, А. Формирование экономической концепции- П: А. Столыпина (1885—1905 гг.) / А. Глаголев, // Вопросы экономики. —1990- — № 10.
- Горянин, А. Русская демократия — не новодел / А. Горянин // Эксперт. — 2005.—№ 22.
- Граждане России о письме М. Ходорковского / РОМР1Р-Мониторинг (http://www.romir.ru/socpolit/socio/2004/04/khodorkov.htm) —
- Греков, Б. Д: Киевская Русь / Б. Д. Греков. — М., 1949.
- Грищук, А. И. Философский анализ ментальности: содержание и методы исследования: Дисс. канд. филос. наук / А. И. Грищук. — М., 2002.
- Гумилев, JI. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / JI. Н. Гумилев. — М.: Айрис-Пресс, 2002.
- Гумилев, Л: Н. Тысячелетие вокруг Каспия Л. Н. Гумилев. — М.: Айрис-пресс, 2003.55- Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев.— М.: Рольф, 2001.
- Гуревич, А. Опыт словаря- нового мышления" / А. Гуревич, М. Вовель, М. Рожанский. — М., 1989.
- Гурова, Т. Реальная Россия / Т. Гурова, М. Тарусин // Эксперт.— 2005.— № 19:
- Гэлбрейт, Дж- К. Новое индустриальное общество / Дж. К. Гэлбрейт.— Общ- ред. и вступ. сл. Н. Н- Иноземцева, С. М- Меньшикова, А. Г. Милейковс-кого. — М.: Прогресс, 1969.
- Данилевский, Н. Россия и Европа / Н. Данилевский // Классика- геополитики, XIX век: Сб.— М: ООО &bdquo-Издательство ACT", 2003-
- Дерябина- М. Институциональные аспекты постсоциалистического- переходного периода / М: Дерябина // Вопросы экономики. — 2001. — № 2.
- Душков, Б. А. Психология народов и человеческих общностей / Б. А. Душков.—М., 1999.
- Душков, Б. А. Психосоциология менталитета и нооменталитета / Б. А. Душков. — Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
- Дюмон, Л. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии / Л. Дюмон. — Пер. с фр. — М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000.
- Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы &bdquo-круглого стола") // Вопросы философии. — 1995. — № 2.
- Живы ли в России колхозы? // Аргументы и факты. — 2001. — 28 ноября-
- Зарубина, Н- Н. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М- Вебера и современные: теории развития) / Н. Н. Зарубина //Социологические исследования.— 1997. — № 4.
- Зарубина, Н. Н. Хозяйственная культура как фактор модернизации: Дисс. д-ра. филос. наук / Н. Н. Зарубина.—М., 2000.
- Зарубина, Н. Н. Этика, предпринимательства в русской- культуре / Hi Н: Зарубина // Отечественные записки.—20 021 — № 4:—5.
- Заславская- Т. И. Интервью / Т. И. Заславская // Экономическая социология.— 2002. — Т. 3. — № 5 (http://www.ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc t3- n5. pdf).
- Заславская, Т. И. Социология экономической жизни /Т.И.Заславская, Р. В. Рывкина. — Новосибирск: Наука, 1991.
- Зомбарт, В. Буржуа / В. Зомбарт. — М.: Наука, 1994.
- Зябрев, А. Похороны левого мифа / А. Зябрев, А. Механик // Эксперт.— 2005. —№ 19.
- Иванов, В. Столыпин / В: Иванов // Молодая гвардия. —1990. —№ 3-
- Иванов, М. А. Организация как инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса / М. А. Иванов, Д. М. Шустерман.— М.: Альпина Паблишер, 2003.
- Иванова, Ю. В. Этнос: социокультурная динамика и традиции: Дисс. д-ра. филос. наук / Ю. В. Иванова. — М., 2000.
- Иванченко, В. Глобализация и общественный менталитет / В. Иванченко // Вопросы экономики. — 2001. — № 12.
- Иловлинский феномен // Волгоградская правда. — 2005. — 30 марта.
- Ильин, В. В. Реформы и контрреформы в России / В. В. Ильин, А. С. Пана-рин, А. С. Ахиезер. — Под ред. В. В. Ильина. — М.: Изд-во МГУ, 1996.
- Ильин, И. А. О русской идее / И: А. Ильин // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. — М: Айрис-пресс, 2002.
- Институциональная экономика: Новая- институциональная" экономическая теория: Учебник / Под ред. д. э. н., проф. А. А. Аузана. — М-: Инфра-М- 2005.
- Иншаков, О. В. &bdquo-Человек институциональный"—субъект социально освященного действия г/ О. В. Иншаков? // Homo institutios — Человек: институциональный / Под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова- предисл. акад: Д. С. Львова.— Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005.
- Иншаков, О. В: Единство рутины и новации в контексте хозяйственной эволюции /О. В. Иншаков //Вестник ун-та. Сер: &bdquo-Институциональная экономика". — № 1. — М.: Гос. ун-т управления- 2001.
- Иншаков, О. В. Институционализм в российской- экономической: мысли (IX—ХХГвв.): В? 2-х тт. / О: В. Иншаков-. Д. П- Фролов.— Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
- Иншаков, О. В. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации- / О. В. Иншаков // Социологические исследования- — 2003. — № 9.
- Кагарлицкий, Б. Периферийная империя: Россия- и миросистема / Б. Кагарлицкий. — М: Ультра. Культура, 2004.
- Казанцев, С. В. Смена формации / С. В. Казанцев // ЭКО. — 2003. — № 31
- Как же все-таки обустроить Россиию? (Дискуссия между проф. В- А. Бажановым и академиком Р.' И- Нигматулиным) //Вестник Российской академии наук. — 2004. — Т. 74. № 12.
- Кантор, В. Г. Стихия и цивилизация: два фактора &bdquo-российской судьбы" / В. Г. Кантор // Вопросы философии. — 1994. — № 5.
- Капелюшников, Р." Собственность, и контроль в российской промышленности / Pi Капелюшников // Вопросы экономики. -—2001. — № 12.
- Карамзин, Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях / Н. М. Карамзин // Русская- идея:. Сборник произведений русских мыслителей. — М.: Айрис-пресс, 2002.
- Кашицын, В. В. Формирование внутреннего рынка России как условие гармонизации традиции* и новизны / В. В. Кашицын // От Сциллы к Харибде: Актуальный опыт России. В 2-х тт. Т. 1. — М.—Волгоград: Изд-во ВолПУ, 2002.
- Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс // Избранные произведения. — М.: Экономика, 1993.
- Кирдина, С. Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая- объяснительная? гипотеза? / С. F. Кирдина // Социологические исследования: — 2001. —№ 2:
- Кирчик, О- Дискуссии по аграрному вопросу в постсоветской России / О: Кирчик // Отечественые записки. — 2004-— № 1.
- Клейнер, Г. Б. Особенности? процессов формирования? и эволюции? социально-экономических институтов? в России: Препринт # WP/2001/126 / Г. Б. Клейнер. — М.: ЦЭМИ РАН, 2001.
- Ключевский- В. О. О нравственности и русской культуре / В. О. Ключевский: — М.: Ин-т рос. истории РАН, 1998.
- Ключевский, В. О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах / В. О. Ключевский. — Ростов н/Д.: изд-во &bdquo-Феникс", 2000.105: Клямкин, И. Теневая Россия / И. Клямкин, JI. Тимофеев. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000.
- Козырев, В. М. Основы современной экономики: Учебник / В. М. Козырев. — М.: Финансы и статистика, 2003-
- Коломиец, А. Г. Финансовые реформы русских царей от Ивана Грозногодо Александра II /А. Г. Коломиец.— Ml: Издательство &bdquo-Вопросы экономики", 2004.
- I. Косицына, Ф. П. Философские аспекты проблехмы единства предмета и метода эконом и ческой науки / Ф. П/Косицына // Философские науки:—1987., — № 9-
- Крапивенский, С. Э. Общий курс философии / С. Э. Крапивенский. — Волгоград :&bdquo-Либрис", 1998.1131 Крапивенский- С. Э. Парадоксы социальных революций / С. Э. Крапивенский.— Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 19 921
- Крапивенский, С. Э. Социальная философия / С. Э. Крапивенский.—4-е изд. — М., 2003.
- Краснова, В. «Прививка элементов западной культуры не избавит российский менеджмент от его родимых пятен»: беседа с А- Наумовым / В. Краснова // Эксперт. —1995. — № 10.>
- Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О- Крыштановская.— М.: Захаров, 2005.
- Кузьминов, Я. И. Возвращение к &bdquo-истокам": О теоретическом запасе сообщества российских экономистов / Я. И: Кузьминов // Истоки. Вып. 3. — Mi: Высшая школа экономики, 1998.
- Кутковец,. Т. Русская самобытность / Т. Кутковец, И. Клямкин.— М.: Инст-т социологического анализа, 2000.
- Лашкина, Е. В правительстве никак не определятся с планом действий / Е. Лашкина // Российская газета.— 25 февраля 2005 г.
- Лебедева, Н- Hi Институциональные предпосылки становления цивилизованных форм хозяйствования / Н. Н. Лебедева // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения: Ежегодник. Вып. 1 / Под ред. Ml М: Заго-рулько. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999:
- Лебедева,. Н. Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие / HI Н. Лебедева.—Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.
- Лебедева, II. Н. Многоуровневое развитие институтов рынка / Hi Hi Лебедева // Развитие капитализма в России — сто лет спустя / Под ред. Ю. М. Оси-пова, О. В. Иншакова, Е. С. Зотовой. — М.—Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.
- Левада, Ю. А. 1989—1998: десятилетие вынужденных поворотов / Ю. А. Левада // Социология: Хрестоматия для вузов.
- Ленин, В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина / В. И. Ленин // Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 42. — М.: Изд-во полит. лит-ры,.1973-
- Ленин, В. И. О национальной гордости великороссов- / В: И. Ленин // Полн. собр. соч: Т. 26-
- Ленин, В. И. От какого наследства мы отказываемся? / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Т. 2.
- Ли Цзи Шен. Экономические реформы в Китае: Учеб. пособие / Ли Цзи Шен, О. В. Казаринова. — М.: Дело, 2002.
- Лурье, С. В. Восприятие народом осваиваемой территории / С. В. Лурье // Общественные науки и современность.— 1998: — № 5.
- Львов, Д: С. Проблемы" долгосрочного социально-экономического развития России / Д: С. Львов // Экономическая наукаь современной России, Экспресс-выпуск. — 2003. — №Г.
- Львов, Д. Экономические воззрения М. В. Ломоносова / Д. Львов, А. Та-таркин, И. Трутнев // Вопросы экономики.—1999. — № 7.
- Макиндер, X. Д1 Географическая ось истории / X. Д. Макиндер // Классика геополитики, XX век: Сб. — М: ООО &bdquo-Издательство ACT", 2003.
- Малахов, B.C. Понятие традиции в философской герменевтике Гадамера П. Г. / В: С. Малахов // Познавательная традиция: философско-методологиче-ский анализ. — М., 1989.
- Маленький- &bdquo-Гигант" большого агробизнеса // Председатель. — 2003- — № 6.
- Мальков, В: JI. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии: историко-документальные очерки / В- JI. Мальков. — М.: Мысль, 1988:
- Мандевиль, Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц — блага для общества / Б. Мандевиль. — М.: Наука, 2000.
- Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Марка-рян. — М., 1983.
- Марков, А. П. Российская ментальность и ценности рыночной экономики / А. П. Марков //Человек и духовно-культурные основы возрожнения России.— СПб.: Изд-во СПб: ун-та, 1996.
- Маркс, К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс // Маркс К.,. Энгельс Ф: Соч. 2-е изд. Т. 8. — М-: Изд-во полит, лит-ры, 1960-
- Маркс, К. Капитал. Т. 17 К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
- Маркс, К. Наброски ответа на письмо В- И. Засулич / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
- Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе.— М.: ООО &bdquo-Издательство ACT", 2002.
- Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу.— Пер. с англ. А. М: Татлыбаевой- — СПб.: Евразия, 1999-
- May, В. Российские экономические реформы глазами западных критиков: &bdquo-Провал" российских реформ и обвинения в- адрес реформаторов /В. May // Вопросы экономики. — 1999. — № 11.
- Медведев, В. А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России / В. А. Медведев. — М.: Альпина Паблишер, 2003-
- Меньшиков, .С. Наш капитализм: между олигархическим и бюрократическим / С. Меньшиков // Свободная мысль — XXI. — 2004. — № 10.
- Механик, А. Энциклопедия экономической- истории / А. Механик // Эксперт. — 2004. — № 24.
- Мизес, Л- Индивид, рынок и- правовое государство / J1. Мизес. — СПб.: Пневма, 1999.
- Мизес, JI. Либерализм в классической традиции / Л. Мизес. — Пер. с англ. А. В. Куряева.— М-: ООО &bdquo-Социум", ЗАО &bdquo-Издательство &bdquo-Экономика", 2001.
- Мизес, Л. Социализм: Экономический и социологический анализ / Л. Мизес.— M. f: Catallaxy, 1994.150- Мизес, Л. Теория- и история: Интерпретация социально-экономической эволюции / Л. Мизес. — М.: Юнити-ДАНА, 2001.
- Мизес, Л*. Человеческая! деятельность: Трактат по экономической теории /Л: Мизес. — Пер- с: 3-го испр. англ. изд. А. В. Куряева. — Mi: — ОАО1 «НПО &bdquo-Экономика»", 2000.
- Миронов, Б. Н. Социальная: история: России периода империи- В 2-х тт. / Б. Н. Миронов. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000:
- Митчелл, У. Экономические циклы: Проблема- и< ее постановка / У. Митчелл.—М.- Л., 1930.
- Могилевкин, И-. Человеческий- фактор в метастратегии- / И. Могилевкин // Мировая экономика и международные отношения- —1999: — № 6-
- Модернизация в России и конфликт ценностей. — М., 1994.156: Московцев- А. Ф. Институты современной России: между &bdquo-тенью" и &bdquo-светом" / А. Ф. Московцев //Homo institutios— Человек: институциональный.— Волгоград: Изд-во ВолРУ, 2005.
- Мунчаев, 111. М. История Советского государства: Уч-к- для вузов / IIJ. М- Мунчаев, В. М. Устинов. — М.: Изд-во НОРМА, 2002. 158! Мясникова, Л. Российский: менталитет и управление / Л. Мясникова // Вопросы экономики. — 2000. — № 8.
- Народное предприятие — структура рыночная // Деловой* крестьянин.— 2004. — 5 февраля.
- Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. — Mi: Финансы и статистика, 1987.
- Нейхауз, Р. Д. Бизнес: и евангелие: Вызов: христианину-капиталисту / Р. Д. Нейхауз. — М.: ВЕРА и МЫСЛЬ, 1994.
- Норт, Д. Институциональные измененеия: рамки анализа- /Д-Норт // Вопросы экономики.—1997. —№ 3!
- Нуралин, В. А- Экономическое сознание в условиях трансформации современного российского общества: Дисс. канд. филос. наук / В. А. Нуралин.— Екатеринбург, 20 021
- Овчинников, В! Возьмемся за руки, друзья. Феноменальный- успех японского телесериала: &bdquo-Проект Икс" / В. Овчинников // Российская- газета: — 2002. — 6 марта.
- Олещук, Ю. Властененавистничество / Ю. Олещук // Мировая экономика и международные отношения.— 1999. — № 4.
- Ольсевич, Ю. О национальном" экономическом мышлении / Ю. Ольсевич // Вопросы экономики. — 1996. — № 9.
- Осипов, Ю. М. Время философии хозяйства. В трех книгах с приложением /10. М. Осипов. — М.: Экономистъ, 2003-
- Осипова, О. А. Американская социология о традициях в странах Востока / О. А. Осипова. — М.: Наука, РРВД- 1985.
- Отмахов, П. А. &bdquo-Риторическая" концепция метода в экономической теории: предварительные итоги развития / П. А. Отмахов // Истоки. Вып. 4. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Павлов, Г. Экономическая победа СССР в Великой Отечественной войне / Г. Павлов // Экономист. — 2000.— № 5.
- Павловский, Г. О. Тренировка по истории: Мастер-классы Гефтера / Г. О: Павловский. — М.: Русский институт, 2004.
- Паршев, А. П. Почему Россия- не Америка / А. П. Паршев.— М.: &bdquo-Крымский мост—9Д", 2000.
- Пеллот, Дж. Разрушила ли общину Столыпинская реформа? / Джудит Пел-лот // Отечественные записки. — 2004.—№ 1.
- Первобытная периферия классовых обществ до начала Великих географических открытий. — М, 1978.177. Петровский- А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1998.
- Пилипенко, В. А. Народ, власть * и история в перспективе постмодернизма / В. А. Пилипенко // Научные школы Волгоградского государственного университета/ Отв. ред. С. Э- Крапивенский.— Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.
- Плахов, В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования / В2 Д. Плахов. — М., 1982.180- Позиционирование торговых предложений ОАО &bdquo-Волгоградский завод ЖБИ-1″ / ЦСМИ &bdquo-Аналитик" — Волгоград, 2005.
- Полякова, Н. В. Экономическое поведение / Н. В. Полякова.— Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998.
- Попов, С. В- Экономическая идеология современного цикла социокультурной эволюции в России: Дисс. канд. экон- наук (08.00.01) / G. В- Попов. — Тамбов, 2002.183- Поппер, К. Логика социальных наук / К. Поппер // Вопросы философии: — 1992. —№ 10.
- Предвыборная ситуация в Волгоградской области / ЦСМИ &bdquo-Аналитик" — Волгоград, 2003.
- Пресс-выпуск № 166: Реформа ЖКХ — болезненное испытание для россиян / ВЦИОМ lhttp://www.wciom.ru/?pt=45&article= 1101).
- Пресс-выпуск № 57 / ВЦИОМ (http://www.wciom.ru/7pt-41 &article=523).
- Проскурякова, Н. Столыпинская- реформа: выход из кризиса / Н. Проскурякова // Отечественные записки. — 20 041 — № 1.
- Протопопов, А. Негативные данные о позитивных изменениях / А. Протопопов // Эксперт. — 2005- — № 8.189- Прохоров, А. П. Русская- модель управления / А. П. Прохоров. — М.: ЗАО &bdquo-Журнал Эксперт", 2002.
- Радаев, BIB. Экономическая- социология / В. В. Радаев.— М.: Айрис Пресс, 2000:
- Радаев, В. В. Экономическая социология / В- В- Радаев-// Российский экономический журнал. — 1994.—№ 9-
- Редюхин, В. И. Указ о введении свободомыслия в России / В. И. Редюхин (http://www.russ.ru/culture/20 041 014.html) —
- Рёдель, А. И. Российский менталитет: к социологическому дискурсу / А. И. Рёдель // Социологические исследования. — 2000. — № 12.
- Римашевская, Н. Семья и дети в- условиях транзитивной экономики / Н. Римашевская // Социальный капитал и социальное расслоение в современной России / Под ред. Джудит JI. Твигг и Кейт Шектер. — М.: Альпина Паблишер, 2003:
- Российская- ментальность (материалы &bdquo-круглого стола") // В опросы: философии.—1994.—№ 1.199- Российский статистический ежегодник: Стат. сб.— М.: Госкомстат России, 2001.
- Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. — М., 2004.
- Роуз, Р. Социальные потрясения, социальная- уверенность и здоровье
- Р. Роуз // Социальный капитал и социальное расслоение в современной России-
- Румянцев,. М. Столыпинская: аграрная- реформа: — предпосылки, задачи и итоги / М. Румянцев // Вопросы экономики.—1990. —№ 10.
- Рыжов, И. В., Саханчик Е. Д. Некоторые аспекты, проблемы5 привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Саханчик // Финансы и кредит. — 2003. — № 23:
- Рязанов, В. Т. Экономическое развитие России и российское хозяйство в XIX—XX вв.. / В. Т. Рязанов. — СПб.: Наука, 1998.
- Савицкий, П. Степь и оседлость / П: Савицкий, // Классика, геополитики, XX век: Сб- — Mi: ООО &bdquo-Издательство ACT", 2003.
- Сапир, Ж. Экономическая: культура, технологическая- культура, организационная культура (Материалы, к интерпретации экономической истории России и СССР) / Ж. Сапир // Истоки. Вып. 3- — М.: Высшая школа экономики, 1998:
- Сапожникова, Г. Жена Лужкова стала помещицей / Г. Сапожникова // Комсомольская правда. — 2004- — 6—8 июля.
- Сахаров, А. Д. Тревога- и надежда / А. Д. Сахаров. — М: Интер-Версо, 1990-
- Сведберг, Р. Интервью / Р. Сведберг // Экономическая- социология- — 2001. — Т. 2. —№ 4 (http://wwvv.ecsoc.msses.ra/pdf/ecsoc t2n4. pdf).
- Сей, Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Ж.-Б. Сей- Экономические софизмы.. Экономические гармонии / Ф. Бастиа / Сост., вступ. ст., коммент. Mi К. Бункина, А. М. Семенов. — М.: Дело, 2000.
- Сен, А. Об этике и экономике / А. Сен.—М.: Наука, 1996.
- Симмонс, Дж. Тринадцать мифов" российской? приватизации" / Дж. Симмонс, Дж. Лоуг // Известия. — 1992.—2 апреля-
- Симонова, Mi С. Мобилизация крестьянских надельных: земель в- период Столыпинской? реформы / М. С. Симонова // Материалы: по истории сельского хозяйства и крестьянства: Сб. 5. — М., 1962.
- Сорокин, П. А. Социологические: теории- современности / П. А. Сорокин.—М: ИНИОН РАН, 1992.
- Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин.— М., 1992.2231 Социально-политическая: ситуация-: в Волгограде: Тур-1 / ЦСМИ &bdquo-Аналитик" — Волгоград, 2003.
- Социальный лифт: двери открываются // Эксперт. — 2005.— № 191 225: Стиглиц, Дж. Куда: ведут реформы? / Дж. Стиглиц // Вопросы экономики.—1999.—№ 7.
- Столыпин, П. А. Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной думе 10 мая 1907 г. / П. А. Столыпин // в кн.: Рыбас, С. Ю. Столыпин / С. 10. Рыбас.—М: Мол. Гвардия, 2003.
- Стратегический- ответ России- на вызовы нового- века / Под общ. ред. Л. И. Абалкина. — Mi: &bdquo-Экзамен", 2004.
- Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В: Суханов. — Ml: Политиздат, 1976.
- Тарануха, Ю- Рабочая- акционерная- собственность, ее потенциал- / Ю. Тарануха // Экономист. — 2003- — № 3-
- Тимошина, Т. М. Экономическая история России: Уч. пособие / Т. М. Тимошина. — Mi: ЗАО «Юридический Дом &bdquo-Юстицинформ»", 2003-
- Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — Пер. с англ. — М.: ООО &bdquo-Издательство ACT", 2002.
- Трубецкой, Н. Европа и человечество / Н. Трубецкой // Классика геополитики- XX век: Сб. — М.: ООО &bdquo-Издательство ACT", 2003.233- Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной- промышленности. Т. XI: Гродненская губерния. — СПб-, 1903.
- Уткин, А. И. Запад и Россия: история цивилизаций: Учебное пособие / А. И. Уткин. — Mi: Гардарики, 2000.
- Фальцман- В! Российское предпринимательство с позиций христианской: морали / В: Фальцман // Вопросы экономики. — 2000: — № 8.
- Федотова, В. Г. Когда нет протестантской! этики /В.Г.Федотова- // Вопросы философии. — 2001. — № 10-
- Фигуровская, Н. К. Некоторые исторические уроки развития кооперации в России: / Н. К. Фигуровская- // Кооперация: Страницы истории. III вып. / Отв. ред. д. э. н. II. К. Фигуровская. — М., 1993.
- Флиер, А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. — 1997. — № 2.
- Франк, С. JI. Духовные основы общества / С. JI- Франк. — М., 1992.
- Фуко, М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы / М. Фуко. — М-: «Ad Marginem», 1999.
- Хайек, Ф. Контрреволюция- науки. Этюды о злоупотреблениях разумом / Ф. Хайек. — М.: ОГИ, 2003.
- Хайек, Ф. Претензия знания / Ф. Хайек // Вопросы философии. — 2003- — № 1.
- Ханин, Г. И. Почему Россия не Америка? Размышления над книгой / Г. И. Ханин // ЭКО. — 2001. — № 3.
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Политические исследования.— 1994. — № 1.
- Хархордин, О. В- Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности / О. В. Хархордин. — Труды факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. Вып. 5. — СПб—М: ЕУСПб: Летний сад, 2002.
- Хаттон, .У. Капитализм участия / У. Хаттон // Мировая экономика и международные отношения: — 2000: — № 1.
- Херрманн-Пиллат, К. Социальная рыночная экономика как форма цивилизации / К. Херрманн-Пиллат// Вопросы экономики.— 1999. — № 12.
- Хорошо, когда богатых много // Деловой крестьянин-—2003- — 21 ноября.249: Чаадаев, П. Философические письма / П- Чаадаев // Классика геополитики, XIX в.: Сб. — М.: &bdquo-Издательство «ACT», 2003-
- Чаянов, А. В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды / А. В. Чаянов. — М.: Экономика, 1989.
- Чаянов, А. В. Что такое аграрный вопрос? / А. В. Чаянов. — М-, 1998.
- Шевяков, М: Ю: Менталитет: сущность и особенности функционирования: Дисс. канд. филос. наук / М. Ю. Шевяков. — Волгоград, Л9941
- Шелохаев, В. В. Российские реформы: как теоретико-методологическая проблема / В. В. Шелохаев-// Россия" в XX веке. Реформы и революции: В 2-х тт. — М., 2002!
- Шохина- В- Вторая беда России / В1 Шохина // Эксперт. — 2004. — № 18.
- Штомпка- П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. —Пер. с англ. под ред. В. А- Ядова. — М.: Аспект Пресс, 1996.
- Щепаньский, Я: Элементарные понятия социологии / Я1 Щепаньский- общ. ред. и послесл. акад. А. М. Румянцева. — М.: Прогресс, 1969.
- Эггертссон, Т. Экономическое поведение и институты / Т. Эггертссон. — Пер. с англ. — М: Дело, 2001.
- Экономическая психология / Под ред. И. В. Андреевой. — СПб.: Питер, 2000.
- Элиас, Н. Общество индивидов / Н. Элиас. — Пер. с нем. — М.: Праксис, 2001.
- Эрроу, К. Д. Восприятие риска в психологии и экономической науке / К. Д. Эрроу // ТНЕГН. — 1994. — Вып. 5.
- Эрроу, К. Д: Информация и экономическое поведение /К. Д. Эрроу // Вопросы экономики. —1995. — № 5.
- Эрхард, JI. Благосостояние для всех / JL Эрхард.— М.: Начала-Пресс, 1999.
- Эрхард, JI. Полвека размышлений: Речи и статьи / JI. Эрхард. — М.: Русси-ко: Ордынка, 1993.
- Юм, Д. О человеческой природе / Д. Юм. — Пер. с англ. С. И. Цретели. — СПб.: Азбука, 2001.
- Ядов, В. А. Россия как трансформирующееся общество /В. А. Ядов // Социология: Хрестоматия для вузов / Под ред. А. И. Кравченко- 2-е изд. — М., 2004.
- Яковлев, А. А. Корпоративное управление и реструктуризация предприятий в России: формальные институты и неформальные интересы собственников / А. А. Яковлев // Экономический журнал ВШЭ. — 2003. — № 2.
- Ясин, Е. Модернизация экономики и система ценностей / Е. Ясин // Вопросы экономики. — 2003. — № 4.
- Всероссийский опрос РОМИР-Мониторинг в феврале 2005 г. Было опрошено 1500 человек в более чем 100 городах и населенных пунктах России.1
- Развитие российской экономики5
- Рисунок 1.— Распределение ответов респондентов на вопрос «Если оглянуться на последнее десятилетие, то какой курс развития страны Вы бы предпочли?»
- Источник: Больше половины россиян считают, что реформы должны усилить социальную защиту населения / РОМИР-Мониторинг (http://www.romir.ru/socpolit/socio/2005/ /ОЗ/ref.htm).
- Рисунок 2. — Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, каким образом в россии образовались крупные частные капиталы?»
- Полностью Г. Скорее отри- Скорее поло- 0 Полностьюотрицательно цательно жительно положительно1. В Затрудняюсь ответить
- Рисунок 3. — Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете роль крупных капиталистов (&bdquo-олигархов») в сегодняшней России?"
- Источник: Россияне о возможности пересмотра итогов приватизации и крупном капитале / РОМИР-Мониторинг (http://www.romir.ru/socpolit/socio/2003/07/privatization.htrn).й Нуждаются § Нуждаются: S Не нуждаются Щ Затрудняюсьчастично ответить,
- Рисунок 4.— Распределение ответов респондентов на вопрос «Нуждаются ли сегодня, на Ваш взгляд, в пересмотре итоги приватизации?"разных возрастных категорий1.
- В нашей древней истории — В народном творчестве у/^у В православии ^ В истории советского периода В европейской культуре В русской культуре XIX века, начала XX века Затрудняюсь ответить
- Рисунок 5. — Распределение ответов респондентов на вопрос „Как Вы считаете, откуда берет начало современная российская культура?“
- Россия самая духовная страна 'О Патриотизм это разновидность идей превосходства одного народ 23 Патриотизм в России это лицемерие и ложь Россия Богом избранная страна Затрудняюсь ответить
- Рисунок 6. — Распределение ответов респондентов на вопрос „С каким утверждением о том, что такое патриотизм Вы скорее согласны?“
- Источник: Исследование &bdquo-Русский характер» / РОМИР-Мониторинг (http://rmh.ru/-docs/Russianch.doc).