Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В практике обучения дидактические игры используются давно, но, главным образом, как средство организации внеклассной работы по предмету. В систему уроков они включаются лишь эпизодически, в литературе описываются лишь варианты использования на уроках отдельных видов дидактических игр. Пока ещё ограничен арсенал игр, используемых в учебном процессе. Учителя, в основном, применяют лишь настольные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Система дидактических игр как общепедагогическая 17 категория
    • 1. 1. Педагогические и психологические основы игровой деятельности
    • 1. 2. Эволюция и онтогенез игровой деятельности
    • 1. 3. Дидактическая игра, ее особенности и значение в развитии 35 познавательной самостоятельности школьников
    • 1. 4. Система, классификация и сравнительная характеристика 52 дидактических игр
  • Выводы по главе
  • Глава II. Познавательная самостоятельность как сфера 60 применения системы дидактических игр
    • 2. 1. Познавательная самостоятельность учащихся и условия ее 60 развития
    • 2. 2. Структура и критерии диагностики уровней развития 78 познавательной самостоятельности школьников
  • Выводы по главе
  • Глава III. Система дидактических игр в учебном процессе школы
    • 3. 1. Системная классификация дидактических игр, применяемых в 88 учебном процессе
    • 3. 2. Педагогические условия включения системы дидактических игр в 106 процесс обучения
    • 3. 3. Анализ применения дидактических игр в процессе обучения в 119 школах Удмуртской Республики
  • Выводы по главе
  • Глава IV. Организация и результаты экспериментальноопытного обучения (на примере школьного курса Биология)
    • 4. 1. Основные этапы и методика организации экспериментальноопытного обучения
    • 4. 2. Развитие мотивационного компонента познавательной 125 самостоятельности у учащихся различных возрастных групп
    • 4. 3. Развитие содержательно-операционного и волевого компонентов 147 познавательной самостоятельности у учащихся различных возрастных групп
    • 4. 4. Развитие творческих умений как элемента формирования 161 познавательной самостоятельности учащихся
  • Обобщения и
  • выводы по главе

Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества ставит перед педагогической наукой и школьной практикой важную задачу формирования инициативной личности, способной к самостоятельному решению возникающих проблем, активно использующей знания, полученные в школе.

Знания — для жизни. Казалось бы, эта истина давно усвоена педагогами. Но прочные и осознанные знания могут быть достигнуты только тогда, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовывать их работу по оперированию имеющимися знаниями, по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации.

Принципы прочности, сознательности и активности обучения были и остаются одними из основных в дидактике. Их реализация подразумевает такое качество деятельности ученика, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, ф результативностью, обеспечивающим школьнику активную позицию в учебной деятельности.

На сегодняшний день проблема развития познавательной самостоятельности учеников встает очень остро. Падение интереса к учению, познавательная инертность школьников, отсутствие желания и потребности в чтении литературы, с одной стороны, и традиционные, объяснительно-иллюстративные методы обучения, не способствующие формированию активной, творческой, познающей личности, с другой, вступают на сегодняшний день в противоречие с требованиями к качеству подготовки и развития выпускников школы. Поэтому в педагогике идет поиск активных методов и приемов обучения, устанавливающих оптимальное соотношение репродуктивной и творческой познавательной деятельности школьников.

Активность возникает не часто, она является следствием определенных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. Активность — необходимое условие развития самостоятельности школьника, форма ее проявления.

Под познавательной самостоятельностью школьника подразумевается его готовность и стремление своими силами продвигаться в овладении знаниями, выражающееся в положительном отношении к учебной деятельности. Проблема формирования познавательной самостоятельности школьников подробно освещена в работах Н. А. Половниковой, М. И. Махмутова, Б. П. Есипова, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, Н. Ф. Талызиной, Г. И. Щукиной, Т. И. Шамовой, М. А. Данилова, В. В. Пасечника и др. Ученые отмечают, что необходимо в школе пробудить у школьников потребность в самообразовании, научить их самостоятельно приобретать знания, развить у школьников самостоятельное творческое мышление как необходимую предпосылку творческого труда. Плодотворным является лишь тот учебный процесс, в котором содержание, методы и организация познавательной деятельности *) учащихся развиваются по восходящей, осуществляется переход от одного уровня самостоятельности к новому, более высокому. Для возбуждения и развития познавательной самостоятельности учитель должен ставить ученика в условия, побуждающие его самостоятельно мыслить.

В педагогической теории и практике возникло множество подходов к обучению, способствующих развитию познавательной самостоятельности и активности школьников. Один из них — дидактическая игра — являющаяся по определению Г. К. Селевко, технологией, позволяющей повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать • учебную деятельность личностью значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Игровые технологии обладают набором средств, активизирующих и интенсифицирующих деятельность учащихся.

Именно в игре педагог часто становиться организатором самостоятельного учебного познания учащихсявзаимодействие школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает часто не как источник информации, а как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками.

I/.

Особенно это касается тех случаев, когда дидактическая игра используется как метод изучения нового материала. Именно в этих случаях игровое обучение можно отнести к инновационным видам обучения.

Игра — один из универсальных видов человеческой деятельности. Она прошла путь развития параллельный становлению и развитию человеческого общества. По мнению многих педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна, А. С. Макаренко, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. А. Шмакова, П. И. Пидкасистого и др.) возможности игры неисчерпаемы. Игры включаются в процесс воспитания личности человека с момента его младенчества и до глубокой старости. При переходе от дошкольного воспитания к обучению в школе игра ребенка уходит на второй план после ^ учебы. Игра в школе применима лишь в небольших дозах, в перерывах между серьезными занятиями — это устаревшее представление традиционной педагогики. Разрешить противоречие между игрой и обучением призваны дидактические игры. Дидактические игры — как вид игры, включенный в учебный процесс, является довольно молодой технологией обучения и воспитания, интенсивно вошедший в школу в 80-е годы двадцатого века, после того как дидактами и психологами были сформулированы теории активизации познавательной деятельности учащихся, формирования познавательного интереса, развития познавательной самостоятельности школьников. * Исследованиям педагогических возможностей дидактической игры посвящены работы В. М. Букатова, О. С. Газмана, Н. П. Аникеевой, Д. Н. Кавтарадзе, М. В. Кларина, П. И. Пидкасистого, Ж. С. Хайдарова и др.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра в обучении находит в дошкольных учреждениях, но в школе ей до сих пор не уделяется особого внимания, хотя, по мнению Г. К. Селевко, в современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность может быть использована как в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, так и в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

В исследованиях дидактической игры есть неясные и противоречивые моменты. Так, в классификации и определении различных типов дидактических игр в литературе наблюдается различное, а иногда даже и противоречивое толкование, что крайне затрудняет понимание вопроса, когда исследователь сталкивается с необходимостью описания и систематизации дидактических игр. Слишком много в литературе различных классификаций дидактических игр, большинство из которых не могут быть применимы в школьной практике. Очень противоречивы подходы разных авторов к классификации дидактических игр. В своей работе мы сделали попытку обобщить имеющиеся в литературе данные по разным типам игр, и, выделив наиболее существенные особенности каждого типа игр, создать системную классификацию дидактических игр с учетом повышения их роли в развитии познавательной самостоятельности и активности школьников, которую можно использовать в процессе обучения практически всех школьных предметов.

В практике обучения дидактические игры используются давно, но, главным образом, как средство организации внеклассной работы по предмету. В систему уроков они включаются лишь эпизодически, в литературе описываются лишь варианты использования на уроках отдельных видов дидактических игр. Пока ещё ограничен арсенал игр, используемых в учебном процессе. Учителя, в основном, применяют лишь настольные игровые приемы (кроссворды, лото), сюжетные игры (КВН, Поле чудес, Аукцион знаний) — значительно в меньшей степени включаются в учебный процесс ролевые игры, и практически не знакомы учителям имитационные и деловые игры. Как было подчеркнуто на Международной научно-практической конференции «Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и Вузе» (ноябрь 1997 г.) на современном этапе развития школы перед частными методиками встал ряд проблем, ранее не проявлявшихся, в частности, включение дидактической игры в учебный процесс и методика взаимодействия игровой и учебной деятельности для достижения оптимальных результатов, в силу чего дидактическая игра должна занять в учебно-воспитательном процессе школы свое законное место.

Вместе с тем, накопленный опыт использования дидактических игр в обучении пока ещё не получил необходимого обобщения, анализа и современного осмысления, многие работы посвящены изучению отдельных типов дидактических игр, но не создана методическая система применения дидактических игр в предметном обучении. В 90-е годы в методике преподавания школьных предметов были предприняты попытки исследования роли дидактических игр в воспитании подростков во внеурочной работе (3. В. Баянкина), в обучении младших школьников (Е. А. Седлецкая), в развитии мотивации и интереса к обучению (J. Barker, И. Д. Синельникова), в повышении качества знаний учащихся (Е. Р. Макарова, Е. Г. Огородник), в профориентационном воспитании школьников (С. Р. Щербаков, В. JT. Бабурин, О. Г. Геранина). На страницах педагогических и методических журналов и Приложения к газете «Первое сентября» в последнее десятилетие появилось много разработок уроков с использованием отдельных видов дидактических игр (Г. М. Баранова, С. Я. Дапина, Г. Г. Захарченко, Д. Н. Кавтарадзе, О. М. Леонтьева, JL Н. Нилова, Н. Ю. Очерет, Н. И. Салахетдинова и др.).

Однако, в дидактике и методике преподавания недооцениваются возможности дидактических игр в развитии познавательной самостоятельности школьников, в стимулировании и поддержании устойчивого интереса к познавательной деятельности, в развитии творческих задатков учащихся. Нет разработанной системы включения разнообразных типов дидактических игр в учебный процесс, не определены оптимальные условия использования игр на стадии изучения нового материала и закрепления его. Анализ практики обучения биологии показывает, что учителя в недостаточно полной мере используют игры в обучении и развитии школьников.

В методической литературе нет теоретического обоснования применения различных типов дидактических игр в их совокупности, встречается большое число терминов для обозначения одного и того же типа игр, не выделены принципы включения различных типов игр в части урока или темы в соответствии с их дидактическими возможностями, не установлены педагогические условия применения различных типов игр.

Экологизация образования актуализировала роль имитационных, ролевых игр, игр-проектов, как способных обеспечить реализацию принципов деятельностного и оценочного подхода к экологическому образованию, сместила акцент реализации их разнообразных функций в сторону воспитания личности учащихся и развития ее познавательных способностей, потребовала расширения арсенала дидактических игр, включаемых в учебный процесс.

На основании всего вышеизложенного следует сделать вывод: создание научно обоснованной технологии использования системы дидактических игр в процессе обучения является актуальной проблемой педагогической науки.

Основная идея исследования заключается в создании системы дидактических игр и определении педагогических условий ее реализации в учебно-воспитательном процессе среднего и старшего звена школы для решения задач образования и развития учащихся.

Цель исследования: разработка системы дидактических игр и изучение возможностей применения ее на уроках для развития познавательной самостоятельности школьников.

Объектом исследования является системная организация игровой деятельности в учебном процессе школы.

Предметом исследования является система дидактических игр как средство формирования и развития всех компонентов познавательной самостоятельности школьников.

В связи с поставленной целью исследования нами была выдвинута следующая рабочая гипотеза: эффективность использования дидактических игр в учебном процессе с целью развития познавательной самостоятельности школьников значительно повысится, если:

1) в процесс обучения будет заложена педагогически обоснованная система дидактических игр;

2) будут использованы различные типы дидактических игр в зависимости от содержания учебного материала, дидактических задач урока (темы), возраста учащихся и особенностей самой игры с учетом их роли в развитии познавательной самостоятельности школьников;

3) дидактические игры будут сочетаться с другими методами и технологиями обучения.

Для выполнения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи работы:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения исходных основ исследования и выявления степени изученности и проблемности темы исследования;

2. Поиск и обобщение накопленного в дидактике материала по различным типам дидактических игр и создание оптимальной системы дидактических игр, которую можно включать в процесс обучения с целью развития познавательной самостоятельности школьников.

3. Разработка различных типов дидактических игр, используемых в разных звеньях учебного процесса школы, уточнение роли каждого типа игр в зависимости от дидактических возможностей игры, содержания учебного материала и возраста учащихся.

4. Уточнение структурных элементов познавательной самостоятельности и критериев отслеживания уровней развития ее у учащихся.

5. Апробация в ходе педагогического эксперимента созданной системы дидактических игр и оценка ее эффективности для развития познавательной самостоятельности школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы педагогического исследования: историко-педагогический и методический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературыанализ применения дидактических игр в школьной практике методом анкетирования и интервьюированиямоделирование методической системы применения «дидактических игр в школьной практике обучения биологии и деятельности учителя и учащихся в различных типах игрнаблюдение отдельных сторон деятельности учащихся в ходе игрпедагогический эксперимент и анкетирование учащихся с целью выявления степени развития компонентов познавательной самостоятельности и проверки эффективности разработанной нами системы дидактических игр в процессе обучения биологиикачественная и количественная (в т.ч. статистическая) обработка результатов педагогического исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: * - создана система дидактических игр, наиболее приемлемая в процессе обучения, включающая все основные типы игр и учитывающая особенности учебного процесса;

— уточнены определения и характеристики различных типов дидактических игр и разработаны педагогические условия включения игр в учебный процесс среднего и старшего звена школы, достаточные для развития познавательной самостоятельности школьников, с учетом возраста учащихся, дидактических особенностей и возможностей игры;

— уточнены критерии высокого, среднего и низкого уровней развития всех компонентов познавательной самостоятельности школьников. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработаны теоретические основы создания системы дидактических игр в учебном процессе школы;

— теоретически обоснована совокупность педагогических условий включения дидактических игр в учебный процесс, обеспечивающая эффективность развития познавательной самостоятельности школьников среднего и старшего звена.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— включение в учебный процесс системы дидактических игр способствует развитию познавательной самостоятельности школьников;

— созданная система дидактических игр и полученные в ходе исследования данные, реализованные в методических рекомендациях, могут быть использованы преподавателями в образовательных учреждениях различного типа, студентами педагогических специальностей;

— предложенные нами дидактические игры (около 70) обеспечивают учителю возможность выбора конкретных типов и видов игр в соответствии с возрастными и психолого-физиологическими особенностями учащихся, их интересами и уровнем развития;

— предложенные нами игры универсальны и могут быть использованы в любых звеньях учебного процесса при «наполнении» их конкретным содержанием в зависимости от изучаемого учебного материала, что дает возможность создания учителями самостоятельно новых видов дидактических игр.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Эффективность использования дидактических игр в учебном процессе школы значительно повысится, если в процесс обучения будет заложена методически обоснованная система дидактических игр, включающая игровые приемы, сюжетные, ролевые, имитационные и деловые игры.

2. Развитие познавательной самостоятельности школьников будет более успешным при создании следующих педагогических условий включения системы дидактических игр в учебный процесс: в процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, т.к. только разнообразие игровой деятельности обеспечивает максимальную эффективность учебного процессаразличные типы игр имеют большую значимость при включении их в определенный отрезок учебного процесса (часть урока, темы, домашнее задание и т. д.) с определенной дидактической целью (изучение нового материала, систематизация, повторение и закрепление материала, контроль знаний и умений), исходя из заложенных в игре дидактических возможностей, что определяет оптимальность их выбора учителемкаждый тип и вид игры имеет свои игровые особенности (степень подвижности и характер взаимодействия участников игры, использование аксессуаров, продолжительность игры по времени, форма ее проведения и т. д.), что позволяет включать их в учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучаемыхусложнения игровой деятельности, обеспечиваемое постепенным введением новых типов игр (игровые приемы — сюжетные игрыимитационные игры — имитационные игры — деловые игры) и повышением самостоятельности учеников в выборе решения в ходе игры и подготовки к ней.

Методологическую основу исследования составляют педагогические и психологические аспекты теории игровой деятельности (К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко) — исследования по теории и методике дидактической игры (М. В. Кларин, С. А. Шмаков, Д. Н. Кавтарадзе, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, О. С. Газман, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов и др.) — схема периодизации возраста, разработанная Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. В. Элькониным, и концепция Л. С. Выготского о ведущих типах деятельности в онтогенезе человекаидея Ш. А. Амонашвили о назначении дидактической игры в разрешении противоречия между игрой и обучениемтеория классификации дидактических игр М. В. Кларинапедагогические исследования и методические разработки различных типов игр дидактами и учителямиучение Н. А. Половниковой об уровнях развития познавательной самостоятельностиположение Т. И. Шамовой о трех компонентах познавательной самостоятельностихарактеристика творческой деятельности учащихся, данная М. А. Даниловым, П. И. Пидкасистым, И. Я. Лернером, И. К. Журавлевым.

Этапы исследования:

На первом этапе (1995;1996 г. г.) была изучена психолого-педагогическая и методическая литература для определения психолого-педагогических основ развития познавательной самостоятельности школьников и игровой деятельностиопределены методические условия включения системы дидактических игр в процессе обучения.

Данный этап включал также анкетирование и интервьюирование учителей школ по вопросам использования различных дидактических игр в учебном процессе и оценки их эффективности. В ходе личного преподавания в старших классах отрабатывались методические приемы и рекомендации по использованию дидактических игр, определялись условия их включения в процессе обучения.

На втором этапе (1996—1999 гг.) была создана система дидактических игр, включающая игровые приемы, сюжетные игры, ролевые, имитационные игры и игры-проекты, осуществлены разработки различных типов дидактических игр (6−11 классы). Этот этап был закончен написанием монографии «Дидактические игры при изучении биологии и экологии в школе». Возможность введения в учебный процесс системы дидактических игр моделировалась на занятиях спецкурса «Школьный спецпрактикум» со студентами 5 курса БХФ и апробировалась в ходе педпрактики.

На третьем этапе (1999;2002 гг.) проведен педагогический эксперимент, в ходе которого проводилось наблюдение за учащимися, их тестирование с целью выявления уровня развития знаний и умений школьников, а также анкетирование с целью выявления уровня сформированности мотивационного и волевого компонентов познавательной самостоятельности и отношения к дидактическим играм. Проводилось также анкетирование абитуриентов с целью выявления частоты и разнообразия использования дидактических игр на уроках биологии и отношения к играм. На завершающем этапе работы проводилась статистическая обработка и интерпретация полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Результаты исследования были доложены, обсуждены и получили одобрение на городской августовской конференции учителей (Ижевск, 2001 г.), республиканских курсах повышения квалификации учителей биологии первой (Ижевск, 2001 г.) и высшей (Ижевск, 2003 г.) категориина научно-методическом семинаре факультета повышения квалификации преподавателей ВУЗов (Москва, 1999 г.), Международной научно-практической конференции «Валеология: проблемы и перспективы развития» (Ижевск, 1998 г.), 4-й и 5-й Российской университетско-академической научно-практической конференции (Ижевск, 1999 и 2001 г.), на Международных научно-практических конференциях «Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и в ВУЗе «(Москва, 1997 г.) и «Развитие методики биологии и экологии в XX веке (Москва, 2000 г.)», IX Международной экологической конференции «Эко -2003г."(Наро-Фоминск, 2003 г.).

Научно-методические рекомендации внедрены в практику работы учителей биологии средних школ № 25, 58, 83 г. Ижевска, Ягульской, Бородулинской средних школ Удмуртии.

Выводы по главе.

1. В результате анализа имеющихся в литературе теоретических исследований и методических разработок различных видов дидактических игр и обобщения собственного педагогического опыта нами была создана системная классификация дидактических игр, опирающаяся на следующие критерии: признаки собственно игры, характер и форма организации деятельности учащихся в ходе игры, дидактические возможности игры. Мы выделили следующие типы составляющих систему дидактических игр, которые могут быть использованы в учебном процессе школы: игровые приемы, сюжетные игры, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры.

2. Выделены характерные особенности и дана развернутая дидактическая характеристика каждого типа игры, их возможностей в развитии познавательной самостоятельности, обобщены собственные наблюдения и опыт использования игр в учебном процессе. Знание многообразия дидактических игр, их характерных особенностей позволит учителям педагогически и методически грамотно оценить место игры в учебном процессе.

3. Определены педагогические условия эффективного использования системы дидактических игр в учебном процессе, и на основе обобщения собственного опыта внедрения дидактических игр в процесс обучения дана развернутая методическая характеристика каждого условия. Представлены варианты включения игрового обучения наряду с традиционными методами в уроки, что даст возможность учителям, умело сочетая различные типы и виды игр и наполняя их конкретным содержанием (набор вопросов и заданий), разнообразить учебную деятельность учащихся, развивать их познавательную самостоятельность. Разработанная система дидактических игр универсальна и может быть использована в обучении любого школьного предмета.

4. Анализ применения дидактических игр в школах Удмуртии (по результатам анкетирования учителей) показывает, что наиболее популярны и часто используются в учебном процессе игровые приемы (кроссворды, игры в слова, викторины, подвижные игры и т. п.). С возрастом (9−11 классы) увеличивается доля включения в урок сюжетных и ролевых игр с целью обобщения, повторения и систематизации материала, и, к сожалению, редко включаются в процесс обучения наиболее эффективные в развитии творческих и познавательных возможностей имитационные и деловые игры. Созданная система позволит более полно использовать дидактические возможности различных типов игр в учебном процессе.

Глава IV. Организация и результаты экспериментально-опытного обучения (на примере школьного курса Биология).

4.1. Основные этапы и методика организации экспериментально-опытного обучения.

Педагогический эксперимент был проведен на базе школы № 25 — 6-е классы: 2 контрольных (N=47) и 2 экспериментальных (N=51) — школы № 58 -8-е классы: контрольный (N=32) и экспериментальный^=29) — школы № 83 -10−11-е классы: контрольный (N=25) и экспериментальный (N=29). 6-е и 8-е классы — базовые, педагогический эксперимент проходил в них в течение одного учебного года в рамках разделов «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Животные» и осуществлялся студентами БХФ при выполнении выпускных квалификационных работ (под моим руководством). 10−11-е классы — с. углубленным изучением химии и биологиипедагогический эксперимент проходил в течение двух лет обучения и осуществлялся мною в процессе преподавания раздела «Общая биология» .

Педагогический эксперимент включал три этапа.

Первый этап — констатирующий эксперимент, в ходе которого методом анкетирования и тестирования школьников были выявлены исходные уровни сформированности компонентов познавательной самостоятельности (мотивационного, содержательно-операционного и волевого) и творческих умений школьников (только у учащихся старших классов).

Второй этап — формирующий эксперимент, в ходе которого в экспериментальных классах всех параллелей была введена в учебный процесс методически обоснованная система дидактических игр, включающая различные типы игр, подобранные в зависимости от дидактических задач урока или темы (закрепление, повторение материала урока, темы или раздела, или самостоятельное изучение материала), усиления возможности игр в формировании познавательной самостоятельности учащихся (игровые приемы, сюжетные игры, ролевые, имитационные, деловые игры). Многообразие дидактических игр, которые применялись на уроках, представлено в Приложении 1.

Третий этап — контрольный эксперимент, в ходе которого вновь проводилось анкетирование и тестирование учащихся всех параллелей с целью проверки рабочей гипотезы.

Полученные материалы были подвергнуты статистической обработке. Для определения достоверности распределения учащихся экспериментальных и контрольных классов на три группы по уровню развития познавательной самостоятельности (высокий, средний, низкий) по всем изучаемым показателям мы применили критерий X Пирсона при 5% уровне значимости (Р=0,95). Если Х2эмпир. был равен или больше X 0,05=5,991 при числе степеней свободы = 2, то различия между двумя распределениями можно считать достоверными.

4.2. Развитие мотивационного компонента познавательной самостоятельности у учащихся различных возрастных групп при применении на уроках дидактических игр

4.2.1. Методика определения уровня сформированности мотивационного компонента познавательной самостоятельности.

При определении уровня сформированности мотивационного компонента познавательной самостоятельности мы, опираясь на разработанные нами критерии развития познавательной самостоятельности (табл. 1.2.1) выделили следующие элементы, характеризующие мотивационный компонент познавательной самостоятельности: -мотив обучения;

— познавательный интерес;

— интерес к изучению биологии (сформированность интереса, рейтинг биологии среди других школьных предметов).

Данные показатели мы отслеживали у учащихся контрольной и экспериментальной групп в ходе педагогического эксперимента (Приложение 6, 7, 8,9,10).

Для выявления уровня сформированности мотивационного компонента мы проводили анкетирование учащихся контрольных и экспериментальных групп по составленным нами анкетам для 6,8 классов, (Анкета, Приложение 4) и 10−11 классов (Анкета, Приложение 5), При анализе анкет мы исходили из того, что выбор учащимися определенных вариантов ответов свидетельствует о степени развития мотивационного компонента познавательной самостоятельности школьников (табл. 4.2.1).

Данные первичной обработки анкет приведены в Приложениях 6, 7, 8.

Заключение

.

Изучению детской игры в целом и дидактической игры в частности посвящены труды многих дидактов и методистов. Дидактическая игра, являющаяся элементом учебной деятельности школьников, постепенно все больше входит в арсенал педагогических средств учителя. Она выполняет многие функции (обучающую, развлекательную, коммуникативную, рефлексационную, психотехническую), имеет определенную структуру (игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат), играет огромное значение в обучении, воспитании и развитии школьников. Это технология, позволяющая повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

Но, несмотря на значимость дидактической игры, системной теории этого вида игр не создано. Противоречивыми моментами в изучении дидактической игры являются ее полные и исчерпывающие определния, классификация дидактических игр. В современной литературе приводятся различные классификации дидактических игр, но они или очень объемны, или слишком сжаты, опираются на разные по количеству и характеру критерии, не являясь в силу этого универсальными, и практически не пригодны для использования в учебном процессе. Полной и одновременно универсальной системы дидактических игр, применимой в процессе обучения многим школьным предметам, не существует.

В результате анализа имеющихся в литературе теоретических исследований и методических разработок различных видов дидактических игр и обобщения собственного педагогического опыта нами была создана системная классификация дидактических игр, опирающаяся на следующие критерии: признаки собственно игры, характер и форма организации деятельности учащихся в ходе игры, дидактические возможности игры. Мы выделили следующие типы составляющих систему дидактических игр, которые могут быть использованы в учебном процессе школы: игровые приемы, сюжетные игры, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры.

Система дидактических игр будет эффективна в плане развития познавательной самостоятельности школьников при соблюдении следующих педагогических условий: использование различных типов и видов дидактических игр в зависимости от содержания учебного материала, дидактических задач урока (темы), возраста учащихся, дидактических возможностей самой игры с учетом ее роли в развитии познавательной самостоятельности школьников, в сочетании игр с другими методами и технологиями обучения.

Анализ применения дидактических игр в школах Удмуртии (по результатам анкетирования учителей, школьников и абитуриентов) показывает, что их системного использования в учебном процессе не наблюдается. Наиболее популярны и часто используются в учебном процессе игровые приемы (кроссворды, игры в слова, викторины, подвижные игры и т. п.). С возрастом (9−11 классы) увеличивается доля включения в урок сюжетных и ролевых игр с целью обобщения, повторения и систематизации материала, и, к сожалению, редко включаются в процесс обучения наиболее эффективные в развитии творческих и познавательных возможностей имитационные и деловые игры. Созданная система позволит более полно использовать дидактические возможности различных типов игр в учебном процессе.

В педагогической литературе практически не отражена роль дидактической игры в развитии познавательной самостоятельности. Познавательная самостоятельность — явление многофакторное, поэтому при анализе развития и проявления этого качества личности мы применили структурно-системный подход, позволяющий оценить сформированность познавательной самостоятельности с позиций анализа уровня развития ее компонентов по выделенным нами критериям.

Результаты педагогического эксперимента и анкетирования учителей школ показали, что наблюдается достоверный рост уровня сформированности мотивационного и содержательно-операционного компонентов познавательной деятельности у учащихся экспериментальных групп шестых и старших (10−11) классов, где применялась в полной мере система дидактических игр. У восьмиклассников экспериментальной группы мы наблюдали лишь тенденцию к развитию данных компонентов познавательной самостоятельности, что объясняется включением в учебный процесс лишь отдельных видов дидактических игр (игровые приемы и сюжетные игры), применяемых, в основном, с целью закрепления материала на уроке или на обобщающе-повторительных уроках по теме.

Система дидактических игр повышает качество знаний учащихся: они становятся более осознанными и прочными, т.к. в ходе игр (особенно имитационных, ролевых, деловых) происходит самостоятельное изучение материала школьникамив ходе обсуждения происходит осознание, понимание, закрепление учебного материала. Игры делают процесс обучения более легким, интересным, помогают лучше усвоить и запомнить материал, способствуют развитию отдельных умений и качеств школьников (умения объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, слушать и слышать других, отстаивать и обосновывать свое мнение и др.), у учащихся возрастает стремление преодолевать познавательные затруднения, увеличивается потребность в самостоятельном выполнении сложных заданий, чаще возникает обсуждение трудных и проблемных вопросов в группах, повышается уровень творческой познавательной деятельности старшеклассников.

Таким образом, только педагогически продуманная система дидактических игр, включающая все адаптированные для конкретного возраста учащихся их типы (игровые приемы, сюжетные, ролевые, имитационные и деловые игры), применяемая с различными дидактическими целями (закрепление терминов и понятийповторение, обобщение и систематизация материала урока, темы, разделаизучение нового материалаконтроль), реализующая все формы организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальную, парную, работу в мини-группах, командную, коллективную) и различное ее проявление в плане активности обучаемого (репродуктивная, проблемно-поисковая, творческая) способствует развитию познавательной самостоятельности школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. А. Познавательная активность школьников // Журн. «Советская педагогика». № 7. 1989. С. 40−43.
  2. Ю. П. Игра и труд. М.: Знание, 1973. 96 с.
  3. Активные методы обучения в природоохранном образовании (дискуссии, ролевая и имитационная игра) / Под ред. Д. И. Кавтарадзе. М.: изд-во МГУ, 1982. 52 с.
  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Под редакцией чл.-кор. АПН СССР Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 162 с.
  5. Ш. А. Воспитательные и образовательные функции учения школьников. М.: Просвещение, 1984. 186 с.
  6. . Г. Человек как предмет познания Л.: ЛГУ, 1968. 74 с.
  7. Н. П. Деятельность школьников в условиях игровой ситуации.// Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М.: Просвещение, 1983. С. 82−84.
  8. Н. П. Анализ имитационных педагогических игр // Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. научн. тр. Новосибирск: НГУ, 1989. С. 28−37.
  9. Н. П. Воспитание игрой // Кн. для учителей. Новосибирск: НГУ, 1994. 144 с.
  10. М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение. Вопросы теории и технологии. Алма-Ата: Ментеп, 1980. 56 с.
  11. В. В. Теоретические основы и практика коллективных занятий: методические рекомендации. Ленинград: Ленинградский городской ИУУ, 1991.68 с.
  12. В. П. Внеклассная работа по биологии с учащимися 5−7 классов как средство повышения знаний по предмету // Натуралистическая работа по биологии. М.: НИИ школ, 1974. С. 22−36.
  13. Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как процесс обучения. Алма-Ата: Ментеп, 1985. 40 с.
  14. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982, 192 с.
  15. В. Л. Деловые игры по экономической и социальной географии // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995. 143 с.
  16. П. М. Играем на уроках русского языка. Пособие для преподавателей зарубежных школ. М.: «Русский язык», 1989. 86 с.
  17. Е. И. Роль учителя в организации дидактических игр в школе. //Вопр. психологии внимания. № 13. Саратов: Межд. Акад. псих, наук, 1996. С. 134−136.
  18. Е. И. Сущность игры как развивающего средства. // Экологическое сознание и внимание. Саратов: Межд. Акад. псих, наук, 1996. С. 129−133.
  19. Е. И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих, н., Саратов, 1996. 18 с.
  20. Г. М. Загадки на уроках // Журн. «Биол. в шк. «. № 5. 1989. С.41−42.
  21. Баянкина 3. В. Развитие творческой деятельности в коллективе подростков средствами познавательных игр // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М.: МГУ, 1983. С. 135−141.
  22. Баянкина 3. В. Познавательные игры в коллективе как средство развития творческой активности подростков // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд. биол. наук. М., 1986. 20 с.
  23. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Антология психологического бестселлера, (пер. с англ.). М.: изд-во Листнью, центр общечеловеческих ценностей, 1997. 336 с.
  24. Ф. И. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. 2-е изд-е, М.: Просвещение, 1964. 184 с.
  25. П. П. Основы педагогики. М.: Работник просвещения, 1929. С. 231.
  26. Н. Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Сб. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1977. С. 126- 128.
  27. Г. А., Ильин В. С. О параметрах познавательной потребности школьников // Новые исследования в педагогических науках. № 4 (XVII). М.: Педагогика, 1971. С. 52−58.
  28. В. Пословицы, поговорки, поверья и экологическое воспитание школьников // Журн. «Биол. в шк. «. № 3. 1991. С. 38.
  29. Н. Г. Биология на досуге. Минск: Народная асвета, 1975. 80 с.
  30. В. М. Педагогические таинства дидактических игр // Уч. пос. М.: Флинта, 1997. 96 с.
  31. А. П., Ласуков Р. Ю. Экологический конструктор. М.: изд-во Комитета по экологии Моск. обл., 1995, 13 с.
  32. А. П. Игра как социокультурное явление и метод образования // Игры и экологическое образование детей / Вспомог. матер, к учеб. семинару. Пущино: Биопресс. С. 14−20.
  33. А. П. Проектирование игр // Игры и экологическое образование детей / Вспомог. матер, к учеб. семинару. Пущино: Биопресс. С. 32−37.
  34. А. А., Никонов А. В. Главное освоение опыта // Вестник высш. шк. № 4. М.: МГУ, 1981. С. 22−25.
  35. Ю. А., Литвиенко Е. А., Рыбальский В. И. Важная часть современного обучения // Вест. высш. шк. № 4. М.: МГУ, 1981. С. 18−22.
  36. А. М. Коллективная организация познавательной деят-ти в классном коллективе // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М.: МГУ, 1983. С. 91 101.
  37. В. В. Педагогика школы в двух словах: Конспект пособие для студентов и учителей. М.: Педагогическое об-во России, 1990. 192 с.
  38. Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 11−18.
  39. Л. С. Собрание сочинений в 6т. Т1. М.: Педагогика, 1982, 393 с.
  40. Л. С. Собрание сочинений в 6т. Т.З. М.:Педагогика, 1982. 448 с.
  41. Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  42. Л. Г., Терешкова Т. В. Дидактические игры на уроках ботаники. / Учебное пособие. Саратов: Саратовский ун-т, 1997. 20 с.
  43. О. С. Игра и ее роль в развитии личности школьника. // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника. М.: МГУ, 1983. С. 113−119.
  44. О. С. Каникулы: игра, воспитание. М.: Просвещение, 1988. 85 с.
  45. О. С. О понятии детской игры // Игра в пед. процессе / Межвуз. сб. научн. тр. Новосибирск: НГУ, 1989. С. 3−10.
  46. О. С., Харитонова И. Е. В школу с игрой // Кн. для учит. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
  47. О. Г. Профориентационные игры как средство профессионального самоопределения учащихся 1−7 классов Авт. дисс. на соиск. уч. степ.к. пед. н. М., 1996. 19 с.
  48. Я. С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование. Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С. 61−77.
  49. М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения//Советская педагогика.№ 8. 1961. С.32−42.
  50. М. А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся. //Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. С. 3−23.
  51. С. Я., Полухина Е. Г. К вопросу об игровых элементах на уроках ботаники // Вопр. метод, препод, биол. / Изв. Воронеж, гос. пед. ин-та. Т. 100. Воронеж: ВГПИ, 1970. С. 61−68.
  52. С. Я., Шилова М. П. Новая форма ботанического вечера-КВН на тему «Зима в жизни растений»// Вопр. метод, препод, биол. в шк./ Изв. Воронеж, гос. пед. ин-та. Т. 100. Воронеж: ВГПИ, 1970. С. 69−84.
  53. . П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Министерство просвещения РСФСР, 1961. 240 с.
  54. В. М., Пельман Г. Л., Чахоян В. А. Игровое имитационное моделирование расширенного воспроизводства. М.: МГУ, 1982. 28 с.
  55. Т. И. Часы занимательной зоологии. М.: Просвещение, 1973. 159 с.
  56. Р. И. О некоторых особенностях и структуре понятий познавательной активности и самостоятельности в процессе обучения // Вопросы воспитания и обучении. Вып.2. Куйбышев: Куйбыш. кн. изд-во, 1973. С. 3−20.
  57. Игра и занимательность в натуралистической работе: методические указания. Ленинград: ЛИУУ, 1961. 16 с.
  58. Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся по географии // Прилож. к бр. «Географ, игры в обучен, и воспит. школьн. «Горький: Горьковск. кн. изд-во, 1990. 36 с.
  59. Игровая деятельность в практике экологического образования школьников. Ленинград: ЛИУУ, 1984. 40 с.
  60. Игровая экология // Презентация игр / Метод.-библиограф. матер. М.: МГУ, 1997. 23 с.
  61. Игровая экология // Эксперим. программа с крат, метод, реком. Обнинск: Обнинск, кн. изд-во, 1994. 46 с.
  62. Игровые методы обучения // Метод, реком. / Сост. Душкова Т. А., Ковалева Н. Б., Лим Е. С., Миушкина А. В. М.: МГУ, 1989. 62 с.
  63. Игры для интенсивного обучения // Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. 219 с.
  64. Игры обучение, тренинг, досуг // Под редакцией В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. 368 с.
  65. В. П. Методика использования игрового общения в работе с детьми и подростками // Метод, пос. М.: МГПИ, 1991. 88 с.
  66. О. А. Дидактические игры как средство формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения черчению. Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1994. 16 с.
  67. История педагогики. В 2ч. Учебное пособие для педагогических университетов, (под ред. акад. РАО А. И. Пискунова). 4.1. М.: Педагогика, 1998. 192 с.
  68. Д. Н. Имитационные игры как средство экологического образования // Журн. «Биол.в шк.». № 3. 1990. С. 32−34.
  69. Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Моск. псих. соц. ин-т, М.: Флинта, 1998. 192 с.
  70. Д. Н., Букварева Е. Н. Настольная имитационная игра «Остров»// Журн. «Биол. в шк.». № 6. М., 1990. С.46−50.
  71. С. А. Загадки о растениях. М.: Просвещение, 1969. 111 с.
  72. М. В. Образовательные возможности игры. / Журн. «Советская педагогика». № 3 1985. С. 132−134.
  73. М. В. Игра в учебном процессе // Журн. «Советск. педагогика.» № 6. 1985. С. 57−61.
  74. М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
  75. В. Г. Дидактические игры на уроках математики // Кн. для учит. М.: Просвещение, 1990. 96 с.
  76. Г. Е., Мирошниченко С. Н. Конкурс смекалки. Махачкала: Дагестанское уч.-пед. изд-во, 1970. 66 с.
  77. Т. А. Взаимосвязь традиционного и инновационного в методике обучения биологии. // Развитие методики биологии и экологии в XX веке. М: МГГТИ им. Н. К. Крупской, 2000. С. 37−39.
  78. А. В. Игры в экологическом воспитании детей // Журн. «Биол.в шк.» № 5. 1997. С.70−72.
  79. Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. T.l. ML: Педагогика, 1982. 656 с.
  80. Кон И. С. Как построить свое «Я»: Под редакцией В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 138 с.
  81. JI. С. Развитие познавательной самостоятельности студентов на семинарских занятиях по общей физике в условиях компьютерного обучения: Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М.: 1991. 17 с.
  82. Н. Е. Моделирование в процессе обучения // Журн. «Биол. в шк.» № 1. 1990. С.40−43.
  83. В. Ф., Бурляев В. В. Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди // Журн. «Вычислительная техника и ее применение» № 2. М.: Знание, 1990. С. 3−27.
  84. Л. А., Соколов Л. И. Обучающие деловые игры эколого-экономического содержания // Журн. «Вестник экол. образ, в России». № 3−4 (9−10). М.: МНЭПУ, 1998. С.17−18.
  85. Е. П., Юдина О. И. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр // Журн. «Вопр. психол.» № 1. 1980. С. 112−115.
  86. . И. Учение процесс творческий. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 159 с.
  87. Н. С. Формирование познавательных интересов старшеклассников. Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1971. 30 с.
  88. Н. К. Пед. соч. в 6 т. Т.З. М.: Педагогика, 1960. 486 с.
  89. А. А., Чураков С. В., Кузнецова В. Н. Учебные игры на уроках биологии // Прилож. к газете «Первое сентября» Биология. №№ 38, 39. 1994. С. 6−18.
  90. А. А., Чураков С. В., Кузнецова В. Н. Познавательный интерес. Условия его развития. // Журн. «Биол. в шк.» № 2. 1996. С. 29−31.
  91. Г. А. Сто игр по истории // Пособ. для учит. М.: Просвещение, 1983.240 с.
  92. И. В. Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем // Казань: Татарское кн. изд-во, 1963. С. 25−31.
  93. И. В. Учебные игры как средство активизации познават. деят-ти уч-ся на уроках истории СССР (8 класс). Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1991.15 с.
  94. И. В. Игра как средство активизации воображения учащихся на уроках истории СССР в 8 классе // Тез. докл. преп. и сотр. Астраханского пединститута. Астрахань: АПИ, 1991. С. 162.
  95. Лаврентьева 3. И. Диагностические возможности ролевых игр старших подростков: Межвуз. сб. научн. трудов. Новосибирск: НГУ, 1989. С.82−87.
  96. Ю., Шильке К. Игры и моделирование в преподавании биологии // Новые тенденции в препод, биол. Т. 5. М.: Юнеско, 1989. С. 80−108.
  97. Р. Г. О самостоятельной работе учащихся // Журн. «Советская педагогика» № 2. 1962. С. 15−28.
  98. А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Журн. «Сов. педагогика». № 8−9. 1944. С. 26−32.
  99. А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 481 с.
  100. О. M. Биология. 6 класс (Игры на уроках, или Как можно, играя, научиться биологии) // Прилож. к газете «Первое сентября» —Биология. №№ 25−29. 1997. С. 15−24.
  101. И. Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования (постановка проблемы). // Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972. С. 5 -37.
  102. И. Я., Журавлев И. К. Творчеству можно и должно учить // Совр. дидактика: теория практике. М.: Педагогика, 1994. С. 140−153.
  103. И. Я., Скаткин M. Н. О методах обучения // Журн. «Сов. педагогика. № 3. 1965. С. 115 129.
  104. О. Л. Педагогические основы использования ролевых игр в учебно-воспитательном процессе. Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Ростов-на-Дону, 1990. 19с.
  105. Н. А. Лабораторные работы и познавательные задачи по биологии. Алма Ата: Ментеп, 1986. 120 с.
  106. Л. И. Интеллектуально-творческие игры как форма учебно-воспитательной и организационно-массовой работы с учащимися. / Игра -творчество, развитие (Матер, межрегион, педаг. конф.) Обнинск: Интерколледж, 1994. С. 19−22.
  107. Р. Г. Пути повышения учебно-воспитательной эффективности внеклассной работы учащихся по биологии // Натуралист, работа по биол. М.: НИИ школ, 1974. С. 37−52.
  108. А. С. О воспитании в семье. Лекции для родителей. Куйбышев: Обл. изд-во, 1949. 88 с.
  109. А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта // Соч. в 7 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1958. С. 386 412.
  110. А. С. О моем опыте // Соч. в 7 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1958. С. 164−189.
  111. А. С. Лекции о воспитании детей // Сочинения в 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1980. С. 216 248.
  112. Е. Р. Использование игровых методов в преподавании химии как средство развития интереса учащихся // Развитие содержания, методов и средств обучения. М.: ИОШ РАО, 1992. С. 37−38.
  113. Е. Р. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности уч-ся при обучении химии. Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1995. 17 с.
  114. И. И. К вопросу о современной модели урока. // Воспитание познавательной активности, и самостоятельности учащихся. Сб. 2 (ч.И). Казань: Татарское кн. изд-во, 1970. С. 29−45.
  115. Маура О’Коннор. Свет жизни / Руководство к учебному курсу по экологии для школьников. В 4ч. 4.1,2,3,4. Пущино: Биопресс, 1993.
  116. М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии. Казань: Татарское кн. изд-во, 1963. 80 с.
  117. М. И. Вопросы логико-психологического анализа взаимосвязи научного исследования и проблемного обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Сб. 2 (ч.П). Казань: Татарское кн. изд-во, 1970. С. 3−28.
  118. Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Новое в жизни, науке, технике. Сер Педагогика и психология. М.: Знание, 1979. 48 с.
  119. Ю. Азбука подвига // Неделя. № 28.1969. С. 7.
  120. Ю. А. Дидактические стихи о растениях // Журн. «Биол. в шк.» № 4. 1993. С. 52.
  121. Л. Г., Миркин Б. М. Экологическое ток-шоу «Энергетика будущего» // Журн. «Биол. в шк.» № 4. 1994. С.58−61.
  122. Л. Г., Миркин Б. М. Ток-шоу «Город как экосистема» // Журн. «Биол. в шк.» № 3. 1996. С. 56−58.
  123. Л. Г., Миркин Б. М. Ток-шоу «Будущее человечества» // Журн. «Биол. в шк.» № 3. 1997. С.66−71.
  124. . Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2 т. Т.2. М.: Мир, 1993. 330 с.
  125. Л. Н. Стихи-загадки на уроках // Журн. «Биол. в шк. «№ 4.1988. С.48−49.
  126. Л. Н. Обучение в процессе игры // Журн. «Биол. в шк. «№ 5.1989. С. 412.
  127. Г. С. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения биологии. Ташкент: Фан, 1983. 89 с.
  128. В. О. Имитационно-ролевая игра «Экскурсия» как форма освоения иностранного языка // Игровое моделирование / Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С.137−142.
  129. Е. Г. Дидактические игры как средство повышения эффективности процесса обучения химии в средней школе. Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Л.- 1990. 18 с.
  130. В. Н. Викторина // Прилож. к газете «Первое сентября» -Биол. № 18. 1997. С. 12−16.
  131. Н. Ю. Обобщающий урок-КВН по темам. // Прилож. к газете «Первое сентября» Биол. № 2−3. 1996. С. 36−44.
  132. В. В. Проблема учебно-познавательной деятельности учащихся в методике обучения биологии // Развитие методики биологии и экологии в XX веке. Тез. Межд. научно-практич. конф. М.: МГПУ им.
  133. Н. К. Крупской, 2000. С 6−9.
  134. В. С. Проблема детской игры в работах JI.C. Выготского. // Игра в педагогическом процессе: Межвуз. сб. научн. трудов. Новосибирск: НГУ, 1989. С. 71−76.
  135. П. И., Ахметов Н. К., Хайд аров Ж. С. Игра как средство активации учебного процесса // Журн. «Сов. педагогика». № 3. 1985. С. 2225.
  136. П. И., Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С. По фундаментальным дисциплинам // Вестн. высшей шк. № 7. 1985. С. 36−40.
  137. П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии // Учеб. пособ. в 2ч. М.: Росс. пед. агентство, 1996. 270 с.
  138. JI. М. О формировании у старшеклассников самостоятельности и активности как черты личности // Журн. «Сов. педагогика». № 5. 1959. С. 63−72.
  139. В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение // Учебник. М.: ИПО Профиздат, 1991. 192 с.
  140. Н. А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань: Татарское кн. изд-во, 1968. 204 с.
  141. Н. А. К вопросу о познавательной самостоятельности школьника // Новые исследования в педагогических науках. № 2 (XV). М.: Педагогика, 1970. С. 61−65.
  142. Н. А. История становления проблемы «Воспитание познавательной самостоятельности школьников»(1917−1940г.) // Новые исследования в педагогических науках. № 9 (XXII). М.: Педагогика, 1974. С. 8−9.
  143. H. А. Ведущие методы познавательной деятельности // Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. Уч. зап. Каз. гос. пед. ин-та. Вып. 144. Казань: Татарское кн. изд-во, 1975. С. 112−161.
  144. Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Журн. «Вопр. психол.» № 4. 1987. С. 92−99.
  145. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений // Под редакцией П. И. Пидкасистого, Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
  146. С. JI. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. 328 с.
  147. Т. Г. К вопросу о классификации дидактических игр // Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы / Сб. научн. тр. Вып. 2. М.: Сигнал, 1999. С.83−86.
  148. Т. Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 160 с.
  149. Т. Г. Система применения дидактических игр при изучении биологии и экологии // Пятая Российская университетско-академическая научно-практическая конференция // Тез. докл. 4.6. Ижевск: УдГУ, 2001. С.159−160.
  150. Т. Г. Дидактическая игра как средство развития интереса школьников к биологии // Пятая Российская университетскоакадемическая научно-практическая конференция // Тез. докл. 4.6. Ижевск: УдГУ, 2001. С. 161−163.
  151. Н. Б. Игра как метод и проблема современной психологии. // Игровое моделирование / Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. С. 7−13.
  152. Н. И. Играем на уроке // Журн. «Биол. в шк.» № 4. 1990. С. 39−40.
  153. JI. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охр. природы в сред. шк. М.: МГПИ, 1977. С. 7−29.
  154. Н. В. Игры, в которые играют. / Психологический практикум. Дубна: Феникс, 1997. 160 с.
  155. Е. А. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьника. Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. Л., 1984. 19 с.
  156. Е. А. Экологический букварь. М.: Экспресс, 1994. 28 с.
  157. Е. А. Экологическая мозаика. М.: Моск. правда, 1995. 52 с.
  158. Г. К. Современные образовательные технологии // Учеб. пособ. М.: Народ, образование, 1998. 256 с.
  159. И. Д. Игра как средство развития интереса к биологии. М.: АПН РСФСР, 1963. 144 с.
  160. М. Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. 206 с.
  161. В. Н., Христенко В. Б. Оценка эффективности деловых игр // Тез. докл. 16-го семинара ИФАК ИСАГА «Деловые игры и имитационное моделирование» (июнь, 1965). Алма-Ата: Ментеп, 1965. С. 102−103.
  162. М. С. Развитие познавательного интереса к географической науке и школьному предмету // Активные формы и методы обучения географии. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. С. 49−54.
  163. М. С. Применения игр при изучении экологической и социальной географии. Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1991. 16 с.
  164. А. С. Игра это серьезно. «Библиотека для родителей». М.: Педагогика, 1981. 144 с.
  165. М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. 112 с.
  166. И. Т. Четыре занятия об экологической опасности на планете // Журн. «Биол. в шк.» № 3. 1991. С. 29−33.
  167. И. Т. Учебные игровые ситуации по охране природы при обучении биологии // Ролевые игры по охр. природы в сред. шк. М.: МГУ, 1997. С. 30−56.
  168. В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 Т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. 368 с.
  169. Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. 96 с.
  170. Д. И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Пособ. для учит. М: Просвещение, 1979. 144 с.
  171. Д. И., Трайтак Н. Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6−7 классов. М.: Мнемозина, 1999. 160 с.
  172. Д. Н. Психологические исследования. М.: МГУ, 1966. 218 с.
  173. Г. А. Методы и приемы обучения русскому языку в удмуртской школе // Сб. Из опыта работы учителей русского языка. / Ижевск: Удмуртия, 1984. С. 127 136.
  174. К. Д. Психологические и логические основы обучения // Избр. пед. соч. в 2 т. Т.2. М.: Педагогика, 1954. 486 с.
  175. К. Д., Избранные педагогические произведения в 2т. T.l. М.: Педагогика, 1974. 534 с.
  176. Э. Н. Урок-игра «Бионика и электроника» // Журн. «Биол. в шк.» № 3. 1996. С. 50−53.
  177. Ф. И. Психологичесикй анализ игр и их роль в учении школьников //Журн. «Сов. педагогика». № 4. 1953. С.80−86.
  178. Jl. М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю: Б-ка учителя по общим проблемам теории обучения и воспитания. М.: Просвещение, 1985. 224 с.
  179. . С. Технология игрового обучения // НМК МО Лат. ССР. Рига: Рижское кн. изд-во, 1990. 68 с.
  180. Т. И. Формирование познавательной самостоятельности школьников // Формирование познавательной самостоятельности школьников в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности / Сб. научн. статей. М.: МГПИ, 1975. С. 5−19.
  181. Т. И. Педагогические основы активизации учения школьников. / Методические рекомендации для руководителей школ. М.: Педагогика, 1981. 84 с.
  182. Г. И. Коллективные игры «Кто лучше знает ботанику» // Журн. «Биол. в шк.» № 4. 1989. С. 52−53.
  183. С. А. Игры учащихся феномен культуры // М.: Новая школа, 1994. 144 с.
  184. В. П. Мотивы познавательной деятельности учащейся молодежи // Учен. зап. Владим. гос. пед. ин-та. Серия педагогика и психология. Т.45. Вып. 9. Владимир: ВГПИ, 1972. С. 3−44.
  185. Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психологические и педагогические игры дошкольника. М.: Педагогика, 1966. 176 с.
  186. С. Р. Ролевые игры как метод повышения качества биологических знаний учащихся (8 класс). Авт. дисс. на соиск. уч. степ, к.п.н. М., 1993. 17 с.
  187. А. В. Райстрад-2. Ролевая игра по проблеме принятия социально-значимых решений на местном уровне. М.: Аргус, 1994. 22 с.
  188. Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. М.: Знание, 1972. 32 с.
  189. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
  190. Экологические игры в школьном курсе «Биология» // Составит. Лиликина В. И., Осипова Л. Я. Метод, реком. для учит. Самара: Волжск, кн. изд-во, 1994. 48 с.
  191. Экологическое воспитание младших школьников // Метод, реком. Ижевск: Удм. ИУУ, 1991. 48 с.
  192. Экология и дети (региональная программа организации деятельности детских экологических объединений). М.: Флинта, 1993. 60 с.
  193. Д. Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. 386 с.
  194. Д. Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1978. 304 с.
  195. М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод, пос. для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974. 128 с.
  196. JI. В. Экологические группы насекомых // Журн. «Биол.в шк.» № 3. 1997. С. 38−43.
  197. Ache D.H. Computer simulation games // Teacher. 1985 — vol.24. — № 4, p.63−75.
  198. Barker I.A. Simulation and Gaming, Without Computers, for School Biology Courses // Journ. of Biological Education, Vol. 16. No. 3, 1982. pp. 187 196.
  199. Cawelti G. Innovative practices in high schools: Who does what and why -and how // Nation’s Schools, 1967 — vol.79 — № 4.
  200. Egan К Teaching as story telling: An alternative approach to teaching and curriculum on the elementary school. Chicago, 1989, p.78.
  201. Egan K. Understanding the USSR // The Education Digest. 1989 — vol.54 -№ 7 — p.40−42.
  202. Megarry J. Simulation and gaming // The international encyclopedia of education: Research and studies / Ed. by T. Husen, T.N. Postlethwaite. -Oxford, 1985 vol.3 — p.4575.
  203. Swartz E. Emancipatory pedagogy: a postcritical respons to «standart school know-ledge // Tournal of curriculum studies 1996. — vol.28, № 4, p.397−418.
Заполнить форму текущей работой