Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности: На материале занятий детского фольклорного ансамбля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, у обучающихся была сформирована достаточная внутренняя мотивация к выполнению предлагаемой работы, в процессе работы проявилась их личная заинтересованность в достижении максимального результата. Если в начале обучения в коллективе превалировали внешние мотивы (оригинальность и яркость костюмов, необычное содержание занятий, возможность выступать на сцене и пр.), то постепенно, по мере… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие коммуникативных умений младших школьников как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Характеристика младшего школьного возраста
    • 1. 2. Основные подходы в развитии коммуникативных умений в младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Возможности развития коммуникативной компетенции младших школьников во внеклассной деятельности
    • 1. 4. Игра как средство воспитания и обучения в начальной школе. Виды игр (возможные классификации)
    • 1. 5. Речевые игры как средство сопутствующего развития музыкальных способностей
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Диагностика речевого развития участников детского фольклорного ансамбля
    • 2. 1. Характеристика опытно-поисковой базы исследования
    • 2. 2. Организация диагностирующего среза
    • 2. 3. Итоги первичной диагностики
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных умений на материале занятий фольклорного ансамбля
    • 3. 1. Программно-методическое обеспечение опытно-поисковой работы
    • 3. 2. Реализация программы коммуникативного развития младших школьников
    • 3. 3. Результаты опытно-поисковой деятельности
  • Выводы по третьей главе 1
  • Заключение

Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности: На материале занятий детского фольклорного ансамбля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коммуникативная направленность процесса обучения — одно из направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельноститолерантность, терпимость к чужому мнениюумение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы — требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности — приоритетная задача образования на современном этапе. (60, 61, 62, 104, 148, 156).

Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Потребность в общении — одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.

Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения — игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле коммуникативных средств предпочтительнее также через игру.

Это особенно актуально в младшем школьном возрасте. Игра на этом этапе отходит на второй план, уступая место учебной деятельности (в отличие от дошкольного возраста, где игровая деятельность является ведущей), но продолжает существенно влиять на развитие детей, поэтому ребенку должно быть предоставлено достаточное количество игр (развивающих, обучающих, синтезированных с новыми видами деятельности) как в школе, так и дома. Кроме того, внеучебные объединения младших школьников, по мнению педагогов и психологов, работающих с этой возрастной группой, (Выготский Л.С., 2001, Венгер А. Л., Давыдов В. В., 1992, Цукерман Г. А., 2003, Степанова О. А., Букатов В. М., Ершова А. П., 2001, Пиаже Ж., 1997, Мазепина Т. Б. и др.), должны строиться вокруг дошкольных видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве, и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью. Такого мнения придерживаются и педагоги, психологи, методисты, принимавшие участие в составлении рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе — Эльконин Д. Б., Мелик-Пашаев А.А. и др. (Образовательный процесс в начальной школе, с. 21).

Следовательно, работу по освоению коммуникативных умений на внеклассных (неязыковых) занятиях желательно проводить в игровой, увлекательной форме.

Занятия в детском фольклорном ансамбле позволяют удовлетворить все эти потребности при условии систематической работы над речью учащихся. Однако на сегодняшний день автору неизвестны утвержденные или рекомендованные к апробации программы, сочетающие себе направления на ознакомление с фольклором, концертную деятельность и становление коммуникативных способностей ребенка. Существующие программы (например, Куприяновой J1.JI. «Русский фольклор», факультативный курс для начальной школы), авторские программы «Горенка» (Хазова М.В., 1999), «Оберег» (Воронина Е.Г., 1999), адресованные педагогам ДОУ, направленные на комплексное изучение музыкального фольклора, и методические пособия (например, Балашова С. С, Шенталинская Т. С. «Музыкальный фольклор и школа», 1993; материалы к занятиям «Фольклор в школе» (Нижний Тагил, 1993), а также множество разработанных и предложенных к внедрению программ, методических пособий и практических разработок по организации речевой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время (Антонова Л.Г., 1997, Бабайцева В. В., Баландина JI.A., 2003, Власенков А. И., Зимина А. Н., 2003, Козлянинова И. П., 1992, Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Разумовская М. М., Соловейчик М. С., Чарели Э. М., 1991, 1992, Чудинов А. П., 1998, Цветкова Л. С., 1995, Батаршев А. В., 2003, Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., 1998, 2003, Крупенчук О. И., 2004, Цвынтарный В. В., 1999, и др.), предполагают работу в каком-либо одном направлении.

Кроме того, все это богатое и разнообразное вооружение, по мнению методистов и психологов, эффективно только в условиях активного речевого взаимодействия. Поэтому особое внимание сегодня уделяется эффективным приемам обучения речевому поведению школьниковзаданиям ситуативно-ролевого характера (играм, тренингам), направленным на освоение коммуникативной, языковой и речевой компетенций (Ладыженская Т.А., Вагапова Д. Х., Грудцына Н. Г., Казанский О. А., Тумина Л. Е, Антонова Л. Г., Степанова О. А. и др.). Все эти работы предлагают большой выбор речеразвивающего игрового и тренингового материала. Можно даже найти программы, в которых сделаны попытки работу по развитию речи принять как некое интегрирующее звено между курсами русского языка и литературы (программа «Русская словесность» Власенкова).

Однако почти все указанные (за исключением специально музыкальных) материалы по традиции адресованы учителю словесности и предлагаются как дополнение к традиционным урокам развития речи. Кроме того, в предлагаемых изданиях обычно описывается сценарий игры, а методического сопровождения к ней (обучающие, развивающие, воспитательные аспекты игры, ее предполагаемый результат, технология организации и проведения и т. п.) нет, даже для урочной формы работы. А педагоги дополнительного образования и организаторы внеклассной работы, руководитель кружков, стремящиеся создать на своих занятиях условия для наиболее полной самореализации личности ребенка, тем более вынуждены идти методом проб и ошибок, что, в силу дефицита времени на занятиях, приводит к полному отказу от работы по развитию общих надпредметных умений и навыков. Особенно от этого страдают детские творческие коллективы, чья деятельность связана с выступлениями перед публикой: театральные и концертные бригады испытывают серьезные затруднения при ведении своих выступлений и работе с залом. Речь юного артиста должна быть естественной и яркой, захватывающей и удерживающей внимание зала, включающей элементы импровизации. Следовательно, возникает потребность в систематической работе над своей речью выступающих со сцены детей.

Таким образом, налицо противоречие между потребностью общества в коммуникативно компетентных личностях, способных к самоадаптации и самореализации в социуме, и недостаточным вниманием к формированию соответствующих компетенций в образовательном процессе, особенно во внеурочной деятельности.

Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск новых или мало используемых методов совершенствования коммуникативных умений младших школьников на внеклассных (неязыковых) занятиях.

Проблема повлияла на выбор темы исследования: «Развитие коммуникативных умений младших школьников во внеклассной деятельности (на материале занятий детского фольклорного ансамбля)».

Возрастная категория выбрана неслучайно. Следующая ступеньподростковый возраст, доминанта — общение. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

Таким образом, актуальность исследования определяется следующими фактами:

1. необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетенции младших школьников, что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа модернизации российской системы образования;

2. настоятельной потребностью в программе, предполагающей систематическую работу над речью младших школьников во время внеклассных (неязыковых) занятий как средством для их самовыражения, самореализации и установления максимально эффективных взаимоотношений с собой, с окружающими, с миром;

3. изобилием тренингового материала с одной стороны и неразработанностью технологии его применения в системе, особенно во внеклассной работе учителя-«несловесника» — с другой.

Предлагаемая работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследования возможностей и способов применения речевых игр и тренингов на внеклассных занятиях (репетициях фольклорного ансамбля «Ладушки») с целью формирования коммуникативной компетенции младших школьников.

Цель исследования — разработать и апробировать методику развития коммуникативных умений и навыков младших школьников на занятиях детского фольклорного ансамбля.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать труды по педагогике и психологии, предлагающие характеристику возрастных физических и психических особенностей учащегося младшего школьного возраста, выделить характерные для этого возраста черты, позволяющие избрать игровые формы речевой работы как основные на внеклассном занятииобосновать необходимость и возможность активного применения игр, как народных, так и авторских, современных, на занятиях и в программах выступлений фольклорного ансамбля младших классовопределить комплекс коммуникативных умений, необходимых младшему школьнику для успешной самореализации в творчестве (а затем и в иных видах учебной и внеучебной деятельности) — определить условия, способствующие развитию указанных навыков и умений и наиболее полному раскрытию творческого потенциала ребенкапроизвести анализ существующих программ и методик речевой работы, по результатам анализа отобрать игровой и тренинговый материал в соответствии с поставленной целью, разработать и апробировать программу экспериментального обученияпроанализировать и оформить результаты экспериментального обучения.

Для решения поставленных задач были привлечены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, методике развития речи, публикаций по проблеме в периодических изданияхдиагностирующий срез и опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных умений младших школьников на внеклассных занятиях (1 учебный год) — изучение практического опыта учителей, использующих в своей работе игровые техникинаблюдение за деятельностью учащихся в процессе организации и проведения игр и тренингов, направленных на создание речевых ситуацийстатистическая обработка результатов.

Объект исследования — развитие коммуникативных умений младших школьников.

Предмет исследования — условия и методы развития коммуникативных умений младших школьников на занятиях фольклорного ансамбля.

Гипотеза исследования заключается в том, что внеклассная деятельность, организованная в традициях коллективного (артельного) бытования российского фольклора, будет способствовать наиболее успешному развитию коммуникативных умений младших школьников, поскольку позволит эффективно решить три основные задачи: конкретно-познавательную, связанную с образовательной ситуацией, коммуникативно-развивающую, направленную на освоение основных навыков общения между членами группы и вне ее, социально-ориентационную, предполагающую формирование гражданской позиции, необходимой для адекватной социализации индивида в обществе, если будут выполнены следующие условия: у обучающихся будет сформирована достаточная внутренняя мотивация к выполнению предлагаемой работы, будет присутствовать их личная заинтересованность в достижении максимального результатаигровые техники и тренинги станут обязательной частью репетиционной работы и будут проводиться регулярнона занятиях будет создана атмосфера доброжелательности и доверия, так как выполнение многих упражнений потребует от ребенка преодоления психологических барьеровпри выполнении заданий будет соблюден принцип «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному».

Максимальный результат возможен при условии поддержки усилий детей со стороны других учителей и родителей, которые могли бы создавать ситуации, позволяющие ребенку развить и закрепить умения и навыки, полученные на занятиях ансамбля. Таким образом, создавалось бы единое образовательное пространство, в котором и коммуникативное, и общее развитие ребенка шло бы гораздо успешнее.

Теоретико-методологической основой исследования стали основные положения психологической концепции деятельности и теории речевой деятельности (JI.C. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев,.

A.Р. Лурия, М. Р. Львов и др.), положения теории развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, Н. С. Лейтес, М. М. Поташник, Н. Ф. Талызина, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.), психологические исследования в области игры и игровой деятельности (Ш.А.Амонашвили, Э. Берн, А. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Ю. Самоукина, Д. Б. Эльконин и др.) мотивации, памяти, речевых механизмов (Б.Ц. Бадмаев, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Е. П. Ильин, Ж. Пиаже, Л. С. Цветкова, П.Дж. Фэррис и др.), искусства и художественной деятельности (Н.А. Бергер, Л. С. Выготский, В.В. Л. П. Маслова, Медушевский, К. Орф,.

B.И. Петрушин, Г. С. Стулова, Б. М. Теплов, Г. П. Тарасов, Т. В. Челышева, А. В. Хуторской и др.).

Научная новизна. Использование современных методов диагностики позволило выявить реальный уровень коммуникативной компетентности младших школьников, поступающих в детский фольклорный ансамбль. Выделены компоненты речевого развития, особо значимые для наиболее полной реализации творческого потенциала младшего школьника, занимающегося в фольклорном ансамбле. Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методика использования речеразвивающих игр и тренингов для развития коммуникативной компетенции младшего школьника во время во время внеклассных занятий неязыковой направленности.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования для разработки вариантов программ по развитию речи для неязыковых внеклассных форм работы, а также единой программы речевой работы для создаваемых педагогических ансамблей (термин Ш. Амонашвили). Полученные в процессе работы новые данные об уровне сформированности коммуникативной компетенции младших школьников могут способствовать уточнению имеющихся в науке представлений о речевом развитии дошкольников и младших школьников.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что автором исследования:

1. Собран и систематизирован игровой и тренинговый материал речеразвивающего назначения, который может быть использован в работе внеклассных творческих коллективов (школьный театр, вокально-хоровые студии и кружки и т. п.).

2. Разработана и апробирована методика внедрения речеразвивающих игр и тренингов в программу работы неязыкового кружка.

3. Разработана и апробирована программа экспериментального обучения, включающая систематическую работу по развитию речевой и коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на неязыковых внеклассных занятиях.

4. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в работе других учреждений общего и дополнительного образования, а также в практике профессиональной подготовке учителей начальных классов, учителей художественно-эстетического профиля, специалистов по внеклассной и внешкольной работе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием современной методологии педагогического исследования, адаптированной к задачам и материалу рассматриваемой диссертации, опорой на лучшие достижения современной и классической науки, детальным рассмотрением материалов диагностирующего среза и опытно-поисковой работы, которая подтвердила выдвинутые теоретические положения.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1999 — 2001) — поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы, в ходе наблюдений за образовательным процессом, при беседах со школьниками, их родителями и педагогами были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

Второй этап (2001 — 2004) — поисково-исследовательский. На этом этапе были разработаны и реализованы программы констатирующего среза и опытно-поисковой работы, выработаны критерия оценки уровня речевого развития младших школьников, участвующих в работе фольклорного ансамбля. В это же время осуществлялись проверка рабочей гипотезы, осуждение предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры, на научных конференциях и методических семинарах, предварительная обработка полученных результатов.

Третий этап (2004 — 2005) — заключительно-обобщающий — включал в себя детальную обработку и систематизацию материала, письменное оформление диссертации и ее обсуждение на заседании выпускающей кафедры, публикацию полученных результатов и внедрение результатов исследование в практику.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования были представлены в выступлениях автора на Всероссийской научной конференции «Лингвистика XXI века» (Екатеринбург, 2004), на межвузовской научной конференции «Уральские лингвистические чтения» (Екатеринбург, 2003). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры риторики и культуры речи Уральского государственного педагогического университета. Материалы исследования были представлены на научно-методических семинарах учителей Ханты-Мансийского автономного округа (2002,2003,2005).

Материалы диссертации были представлены в следующих публикациях: Хвостова Е. В. Традиционные речевые игры как средство приобщения детей к народной культуре // Лингвистика XXI века. Материалы федеральной научной конференции. Екатеринбург, 2004. — С. 187 — 191. Хвостова Е. В. Речевая игра в начальной школе как технология воспитания и обучения // Проблемы лингвистического и речевого образования в школе и вузе. Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург, 2005. — С. 122−131. Хвостова Е. В. Фольклорная игра как средство приобщения детей к народной культуре // Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия. Материалы второй Международной научной конференции. Нижневартовск, 2004. С. 246 — 248. Хвостова Е. В. Воспитание личности на занятиях фольклорного ансамбля // Искусство в современном мире. Материалы межвузовской очно-заочной научно-практической конференции. Нижневартовск, 2004. С. 83−85.

Хвостова Е. В. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников во внеклассной деятельности // Содержание филологического образования в период детства. Материалы научно-практической конференции 19−20 апреля 2005 г. Екатеринбург, 2005. С. 181 — 190. Хвостова Е. В. Фольклор как средство воспитания младших школьников // Экологическая педагогика. Екатеринбург, 2005. С. 360 — 364.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Становление исполнительской культуры участника фольклорного ансамбля напрямую зависит от уровня сформированности речевой компетенции. Используемая в диссертации методика начальной диагностики позволяет достаточно полно и правильно определить уровень речевой компетентности младших школьников, начинающих заниматься в фольклорном ансамбле.

2. Развитие коммуникативной компетенции — важное звено в социальной адаптации ребенка, поскольку, совершенствуя свои коммуникативные умения, школьник сможет преодолеть свой страх перед выступлением, перед работой с залом, а в дальнейшем будут более успешен в установлении контактов с окружающими людьми, легче пройдет процесс социализации.

3. Именно игровые техники развития речи наиболее органично вписываются в репетиционную работу детского фольклорного ансамбля, поскольку практически весь детский (и некоторые виды взрослого) фольклор построен на принципах игры.

4. Предложенная в диссертации система речевых игр и тренингов, применяемых на репетициях, позволяет не только повысить уровень и качество речи, но и овладеть приемами работы с голосом, дыханием, что, несомненно, позволит улучшить и вокально-исполнительские данные юных актеров.

Представленные в диссертации данные объективно отражают реальный уровень коммуникативной компетентности, на который может выйти учащийся младшей школы — участник ансамбля при условии систематической и добросовестной работы на репетиционных занятиях.

Для решения поставленных задач были привлечены следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по психологии, педагогике, методике развития речи, публикаций по проблеме в периодических изданияхдиагностирующий срез и опытно-поисковая работа по развитию коммуникативных умений младших школьников, занимающихся в фольклорном ансамбле, на внеклассных занятиях (1 учебный год) — изучение практического опыта учителей, использующих в своей работе игровые техникинаблюдение за деятельностью учащихся в процессе организации и проведения игр и тренингов, направленных на создание речевых ситуацийстатистическая обработка результатов.

Структура и основное содержание исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по третьей главе.

1. В процессе реализации программы опытно-поискового обучения в целях совершенствования коммуникативной компетентности учащихся начальной школы использовались игровые техники языковой, коммуникативной и психокоррекционной направленности. Работа с учащимися проводилась в индивидуальной, парной и группой формах. Работа по развитию речи как средства коммуникации была включена во все виды деятельности на репетиции: игры, хоровое и сольное пение, хороводы, пантомимические и пластические этюды.

2. Основные направления работы с учащимися определялись особенностями формирования речевой деятельности на внеурочном (неязыковом) занятии, спецификой изучаемого материала и были направлены на совершенствование основных коммуникативных умений учащегося начальной школы, необходимых для успешной и наиболее полной самореализации:

• оценка ситуации предполагаемого общения,.

• вступление в контакт,.

• умение слушать, предполагающее владение нерефлексивным (умение «внимательно молчать») и рефлексивным (выяснение, отражение чувств, резюмирование, перефразирования) слушанием;

• овладение вниманием аудитории,.

• владение вербальными и невербальными средствами общения,.

• оценка процесса общения, внесение необходимых корректив,.

• избегание конфликтных ситуаций, выход из конфликта,.

• оценка результатов коммуникативного акта.

3. Итоговое тестирование выявило существенные изменения в поведении детей как участников коммуникативного акта, в уровне и качестве их речевой компетенции, вкусах и предпочтениях, произошедшие в результате применения разработанной методики совершенствования коммуникативной компетенции. Особенно заметны результаты детей с изначально низким уровнем развития исследуемых умений и навыков. Результаты итогового тестирования подтверждают возможность и необходимость использования игровых технологий для совершенствования коммуникативной компетенции младших школьников на внеклассных занятиях.

Заключение

.

Актуальная для современной методики преподавания русского языка проблема использования речевых игр и тренингов в целях совершенствования коммуникативной культуры младших школьников связана, во-первых, с общими тенденциями развития современной отечественной педагогики в направлении демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса, а во-вторых — с ведущими задачами модернизации российской образовательной системы. В современных условиях особенно важно обеспечить коммуникативную направленность не только уроков родного языка, но и всего образовательного процесса, в том числе внеклассной работы с учащимися начальной школы. Достаточная коммуникативная компетенция и свободное владение средствами русского языка — обязательное условие гармоничного развития ребенка.

В процессе рассмотрения теоретических основ использования речевых игр и тренингов на занятиях детского фольклорного ансамбля было представлено психолого-педагогическое обоснование использования игрового метода во внеклассной работе с учащимися начальной школы. Анализ специальной литературы показывает, что в современной науке сложилось устойчивое представление о том, что использование игровой деятельности является оптимальным средством организации внеклассной работы с младшими школьниками. Использование игровой деятельности как ведущей технологии обучения и воспитания создает богатые возможности для развития коммуникативной компетенции младшеклассников, которые принимают участие в работе детского фольклорного ансамбля «Ладушки».

Рассматривая филологические основы избранной нами темы, необходимо отметить, что игра является естественной составляющей традиционного фольклорного действа. Традиционный фольклор, особенно отечественный, обладает значительными воспитательными ресурсами. Показательно, что в русской народной педагогике важное место занимает использование разнообразных фольклорных жанров. Одни фольклорные тексты представляют своего рода образцы социально одобряемого поведения, другие источники отражают негативное отношение нашего народа к разнообразным проявлениям некорректного поведения. Важно подчеркнуть, что для русского фольклора нехарактерно прямое морализаторство, оценка поведения героев всегда дается с учетом конкретных обстоятельств, с учетом интенций и последствий, с учетом нравственной составляющей дискурса.

Комплексный анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики внеклассной работы в начальной школе показывают, что в современных условиях разработан и используется богатый арсенал игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков учащихся младших классов. В процессе исследования были отобраны игры и упражнения, направленные на развитие следующих важных предпосылок развития речи:

— совершенствование мелкой моторики,.

— освоение техники правильного речевого дыхания,.

— развитие качественных характеристик речевого голоса,.

— развитие фонематического и смыслового восприятия речи,.

— автоматизация и дифференциация звукопроизношения,.

— развитие артикуляции,.

— обогащение словарного запаса и невербальных средств общения,.

— освоения культуры речи,.

— преодоление коммуникативных барьеров, развитие способностей к импровизации, фантазированию.

Специальные исследования показывают, что речевые игры и тренинги на занятиях фольклорного ансамбля являются также важным средством активизации мышления школьников, благоприятно сказываются на развитии их музыкальных способностей, на обогащении социальных представлений, а также имеют несомненное воспитательное значение, в том числе в аспекте привития любви к родному языку и к русскому фольклору.

Работа с фольклорными текстами способствует выработке национально признанных и одобренных нравственных стереотипов, совершенствованию навыков общего и речевого этикета.

Вторая глава диссертации посвящена проблемам диагностики речевого и вокального (как сопутствующего) развития участников детского фольклорного ансамбля. В процессе исследования были рассмотрены существующие методики диагностики уровня речевого развития детей и определен используемый диагностический инструментарий, включающий карты уровневой оценки речевого развития детей, карты общей одаренности, индивидуальные карты развития, специальные тестовые задания, анкеты и опросники. Далее была разработана и — позднее — реализована специальная программа организации и проведения диагностирующего среза, включающая несколько этапов.

При обследовании речевого развития младшеклассников, желающих стать участниками фольклорного ансамбля, учитывались состояние артикуляционного аппарата, состояние слухового и зрительного восприятия и внимания, характер зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, специфика общей и особенно ручной моторики. Особое внимание обращалось на состояние голоса, развитие грамматического строя и уровень словарного запаса. Результаты обследования по названным параметрам оценивались по трехбалльной шкале. По результатам обследования составлялись индивидуальные карты перспектив речевого развития ребенка. Детальное изучение реального уровня речевого развития участников детского фольклорного ансамбля позволило разработать эффективные пути совершенствования коммуникативных умений и навыков на занятиях детского фольклорного ансамбля.

В заключительной главе диссертации представлена разработанная автором методика развития коммуникативной компетенции младших школьников на занятиях фольклорного ансамбля. Для решения поставленной задачи было рассмотрены используемые в современной школе программы для внеклассной работы, ориентированные на развитие коммуникативной компетенции младших школьников, а также на работу с фольклором, на развитие творческих способностей и использование игровой деятельности. Это позволило разработать авторскую программу развития коммуникативной компетенции на занятиях фольклорного ансамбля.

При анализе и отборе игрового материала для опытно-поисковой работы учитывался тот факт, что на посиделках преобладает общение в устной форме. Поэтому отбирались те игры и упражнения, которые позволяли эффективно развивать навыки устной речи и в то же время мотивировали детей к переносу освоенных умений в речь письменную.

В процессе апробации программы опытного обучения были созданы условия, при которых разработанная методика формирования коммуникативной компетенции младшего школьника через игровую деятельность даст наибольший эффект.

Во-первых, у обучающихся была сформирована достаточная внутренняя мотивация к выполнению предлагаемой работы, в процессе работы проявилась их личная заинтересованность в достижении максимального результата. Если в начале обучения в коллективе превалировали внешние мотивы (оригинальность и яркость костюмов, необычное содержание занятий, возможность выступать на сцене и пр.), то постепенно, по мере ощущения личностных изменений, роста возможностей и исполнительского успеха, когда внешняя яркость уже стала привычной, мотивация стала меняться. Ценность обрели возможность общения на репетициях, когда можно высказать свои чувства, обсудить проблемы (при возможности деликатно обыграть страхи, психологические комплексы), чувство собственной значимости и в то же время осознание себя частью коллектива. Постепенно стало формироваться иное отношение к семье, к друзьям, к земле, на которой живешь. Изменился взгляд и на современное искусство: оценивается содержание (идея произведения, чувства, вызываемые у слушателей, выразительные средства) выступления популярного артиста, уровень его мастерства, репертуар и т. д. Способность к адекватной оценке и самооценке является составляющей коммуникативной компетенции.

Во-вторых, игровые техники и тренинги, ставшие обязательной частью репетиционной работы, позволили эффективно и деликатно повысить уровень речевого развития участников ансамбля. Была, где это возможно без вмешательства специалиста, откорректирована дикция и исправлена артикуляция, увеличился словарный запас каждого ребенка (приращение пассивного словаря проследить сложнее, но активный расширился заметно), улучшились качественные характеристики речевого (и как следствие, певческого) голоса.

Вследствие того, что для занятий была выбрана оптимальная форма, позволяющая создать атмосферу доброжелательности и доверия (посиделки). Выполнение многих упражнений, в обычных условиях требующих от ребенка преодоления психологических барьеров, в процессе игры давалось меньшими усилиями или совсем легко. Страх, разыгранный «понарошку», становился меньше, постепенно исчезал совсем. В игре корректировалась и психологическая направленность личности ребенка. В первый год обучения из общей характеристики школьного психолога следовало, что у испытуемых детей преобладает личностная направленность «для себя» (80%), «для родных и близких» — 10%, «для всех» — 10%. На сегодняшний день: личностная направленность «для себя» (40%), «для родных и близких» — 35%, «для всех» — 25%. У части детей расширилась сфера интересов: история края, страны, своего и других народов, народное творчество (не только русское, с которым знакомятся на репетициях), прикладные виды искусств.

Поскольку при выполнении заданий был соблюден принцип «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», освоение нового и развитие имеющихся способностей происходило в комфортных психологических условиях, исподволь, играючи, а значит, ребенок постоянно находился в ситуации успеха. Соблюдение принципа добровольности работать или не работать над проблемой — выбор самого ребенка с пониманием всех вытекающих из этого выбора последствий), возможность выбора уровня сложности упражнений и посильность задания сделали возможным организовывать работу с опорой на формирующуюся внутреннюю мотивацию. Каждый ребенок сам определял свою образовательную цель в предлагаемом виде работы, объем деятельности и прогнозировал результат, а потом проводил саморефлексию.

В ходе работы положения, выносимые на защиту, нашли свое теоретическое и практическое подтверждения. Апробированная методика использования речеразвивающих игр и тренингов для развития коммуникативной компетенции младшего школьника во время во время внеклассных занятий неязыковой направленности может быть рекомендована к использованию на факультативных и внеклассных занятиях, а также в системе дополнительного образования.

Логика творческого поиска требует продолжения работы по поиску оптимальных путей для совершенствования коммуникативной компетенции школьников во внеклассной работе. К числу наиболее перспективных направлений этой работы можно отнести следующие:

— изучение путей развития речевой компетенции школьников, продолжающих участвовать в фольклорном ансамбле после окончания начальной школы;

— изучение отдаленных (через 5−10 лет) результатов активного развития речевой компетенции младших школьников;

— изучение специфики организации речевой работы с участниками детского фольклорного ансамбля, для которых русский не является родным языком.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 336 е.: ноты.
  2. Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2003. -88с.
  3. Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. -224 с.
  4. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  5. С.П., Коморин С. В. Триста творческих конкурсов. -Кострома: МЦ Вариант, 2000. 112 с.
  6. .Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.: ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
  7. Л.А. Риторика для малышей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-416 с.
  8. С.С., Шенталинская Т. С. Фольклор и фольклоризм. // Спутник учителя музыки. Сост. Т. В. Челышева. Серия: Библиотека учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993. 240 е.: ил. С. 126 153.
  9. С.С., Шенталинская Т. С. Фольклор на уроках и во внеклассной работе. // Спутник учителя музыки. Сост. Т. В. Челышева. Серия: Библиотека учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — 240 е.: ил. С. 192 — 228.
  10. Ю.Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Как вводить учащихся в фольклор. // Спутник учителя музыки. Сост. Т. В. Челышева. Серия: Библиотека учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. — 240 е.: ил. С. 174−192.
  11. П.Батаршев А. В. Психология личности и общения. М.: ВЛАДОС, 2003.-248 с.
  12. А.С. Основы возрастной педагогики. В 2 Ч. Екатеринбург: УрГПИ, 1992. Ч. 1.-73 с.
  13. З.Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке (Голос нот). С.-Пб.: КАРО, 2004. — 386 с.
  14. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 480 с.
  15. М.А. В школе и на отдыхе: познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Ярославль: Академия развития, 1997 г. 240 е., илл.
  16. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М: Роспедагенство, 1994.- 224 с.
  17. В.М., Ершова А. П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001 г.
  18. В.А. Обучение и воспитание эпического певца. -Преподаватель, № 6/2001. С. 42 — 45.
  19. Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Цитадель, 2001 г. — 460 с.
  20. А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. Серия: Библиотека школьного психолога. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г. 160 е.: ил.
  21. Веселые уроки музыки в школе и дома. Авт.-сост. З. Н. Бугаева. -М.: ООО Издательство ACT- Донецк: Сталкер, 2000 г. 383 с.
  22. А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя: Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, прераб. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002 г. 96 с.
  23. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. Учеб.-метод. пособие./ Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: ВЛАДОС, 2000 г.
  24. Г. Н. Этнопедагогика. М.: Academia, 1999 г.
  25. Л.С. Проблема возрастной периодизации детского возраста. В кн.: Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет. 2001 г. — С. 158 — 185.
  26. Л.С. Проблема возраста и диагностика развития. В кн.: Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет. 2001 г. — С. 191 — 206.
  27. Л.С. Кризис 3 и 7 лет. В кн.: Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет. 2001 г.-С. 206 -233.
  28. Л.С. Школьный возраст. В кн.: Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет. 2001 г. — С. 256 — 287.
  29. Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г.-480 с.
  30. Л.Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. С.-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 г. — 95 с.
  31. Гори, солнце, ярче! Репертуар детского фольклорного коллектива. Запись, составление и нотация Г. М. Науменко. М.: ВЦХТ, 1999 г. -176 е.: ноты.
  32. О.Н., Прокопенко Т. А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. 50 упражнений с музыкальным сопровождением. Учебно-практическое пособие. Серия: Музыка для дошкольников. -М.: Гном и Д, 2001 г. 64 с.
  33. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Серия: Библиотека развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1992 г.- 115 с.
  34. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. — С.-Пб.: Диамант, 1996 г.
  35. В.И., Ашурова С. Д. Шанский В.Н. и др. Русские пословицы и поговорки. Учебный словарь. М.: Школа-Пресс, 1994 г.
  36. А.Н. Народные игры с пением. Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей. — М.: Издательство ГНОМ и Д. 2003 г. 20 с.
  37. Ю.А. Речевой хор (организация речевого хора и методика работы с ним). М.: Школа-Пресс, 1994 г. — 28 с.
  38. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, темп, ритм. Уч. пос. для студентов, аспирантов, педагогов. Изд. З-е. М.: Флинта, Наука, 2000 г. — 200с.
  39. Игры: Энциклопедический сборник. / Редкол. А. И. Лазарев и др. Сост. В. А. Черноземцев. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1995 г. — 800 с.
  40. О.А. Игры в самих себя. Изд. 2-е. М.: Роспедагенство, 1995 г.
  41. В.А. Когда ребенок плохо говорит: Советы психолога. -С.Пб.: КАРО, 2004 г. 192 с.
  42. В., Новак Т. Сам себе психолог. Серия «Искусство быть». Книга седьмая. С.-Пб.: Питер, 1994 г. — 220с.
  43. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Академия, 2000 г. 176 с.
  44. С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. М.: ТЦ Сфера, 2002 г. — 192 с.
  45. И.П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. -Екатеринбург, 1992 г. 320 с.
  46. Ю.В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. -М.: Школьная пресса, 2000 г. 96 с.
  47. М.М. Ребенок учится говорить. // Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый тренинг. — С.-Пб.: САГА, 2002 г. 224 с. + цв. вкл.
  48. В.В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6−10 лет. Серия: Практическая логопедия. М.: Издательство ГНОМ и Д. 2003 г. — 20 с.
  49. В.В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика: Комплекс упражнений к комплекту «Домашние тетрадь для закрепления произношения звуков». Серия: В помощь логопеду. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998 г. — 16 с.
  50. С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Практикум для психологов и логопедов. М.: ГНОМ-ПРЕСС, Новая школа, 1998 г. — 64 с.
  51. С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5−9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. М.: Гном и Д, 2001 г. — 48 с.
  52. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке (Голос нот). С.-Пб.: КАРО, 2004 г. — 386 с.
  53. Концепция художественного образования в Российской Федерации.- «Искусство в школе» № 2/2002г.
  54. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) М.: ГНОМ и Д, 2004 г. — 32 с.
  55. М.Д. Учить невозможному. «Преподаватель», № 6/02, — с.40−41.
  56. Короб чудес. Детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Редакторы Л. И. Глизерина, Л. А. Наумов. -Чебоксары: КЛИО, 1997 г. 100 с.
  57. В.А. Игры для всех. Сборник. М.: Цитадель, 2000 г. — 528 е., ил.
  58. Е.В. Педагогические технологии : вопросы теории и практики внедрения: Учебное пособие / Е. В. Коротаева — — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2004. 224 с.
  59. Краткий психологический словарь. Сост. Карпенко JI.A. Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1985 г., -с. 106.
  60. О.И. Стихи для развития речи. С.-Пб.: Литера, 2004 г. -64с., ил.
  61. Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль: Академия развития, 1997 г. 208 е., илл.
  62. B.C. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Ростов-на-Дону- Феникс, 2003 г.
  63. И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. Уч. пос. для преп. и студентов. М.: ТЦ Сфера, 1999 г. — 192 с.
  64. В.М., Нёмысова Е. А., Тахтуева A.M. и др. Игры детей обско-угорских народов. Под ред. Е. А. Нёмысовой. С.-Пб.: Алфавит, 1999 г.-32с.
  65. Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. М.: Гном и Д, 2004 г. — 32 с.
  66. Л.Л. Русский фольклор. В кн.: Музыка: Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2002 г. — 269−280 с.
  67. Л.Л. Русский фольклор: уроки в 1 классе. Пособ. для учителя музыки в общеобразов. школе. М.: Мнемозина, 1997 г.- 48 е.: ноты.
  68. И.А., Кудрявцева А. А. Музыкальный калейдоскоп. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. -М.:ИИП, 2002 г.-165 с.
  69. А.И. Народные игры. // Игры: Энциклопедический сборник. / Редкол. А. И. Лазарев и др. Сост. В. А. Черноземцев. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1995 г. — 800 с.
  70. Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Подред. Д. И. Фельштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994 г. — 256 с.
  71. А.Н. Проблемы развития психики Изд. 4. М., 1981 г. — С. 514−515.
  72. И.С. Логопедия. Игры для развития речи. Пособие для логопедов и родителей. С.-Пб.: Дельта, 1997 г. — 336 е., илл.
  73. А.Р. Язык и сознание. Под реакцией Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 г. -416 с.
  74. М.Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб заведений. М.: Академия, 2000 г. -472 с.
  75. М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. М.: РОСТ. СКРИН, 1997 г. — 256 с.
  76. Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. Серия: Мир вашего ребенка. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 г. 128 с.
  77. В.И. Организация воспитания младших школьников. Метод, пособие для учителя. Серия: Воспитание в современной школе. М.: Просвещение, 2003 г. — 254 с.
  78. Маслова Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 1997 г. — 136 е.: илл.
  79. В.В. Духовно-нравственной воспитание средствами музыкального искусства. Преподаватель, № 6/02.
  80. М.В. Развитие творческих способностей у детей 5−9 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 г. — 128 е.: ил.
  81. И.И. Развитие речи. Дети 7—10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002 г. — 144 е., илл.
  82. Л.И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ (на примере земледельческих праздников). Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. М.: Гном-Пресс, 2000 г. — 88 с.
  83. Методика преподавания русского языка в школе. Под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2000 г. — 386 с.
  84. М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г. — 240 е., илл.
  85. М.А. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры, развлечения. Серия: Детский сад: день за днем. -Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002 г. 224 е., илл.
  86. М.А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000 г. — 112 е.: ил.
  87. Музыка. Начальная школа. Программно-методические материалы. -М.: Дрофа, 2001 г. 288 с.
  88. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под ред. Т. С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество России, 2000 г. — 256 с.
  89. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках. Сборник фольклорных материалов / Запись, составление и нотация Г. М. Науменко. М.: Центрполиграф, 2001 г. — 462 е., ноты.
  90. Науменко.Г. М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. М.: ACADEMIA, 1996 г. — 136 с.
  91. Науменко.Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторскойзаписи, нотной расшифровке и редакции. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 г. — 224 с.
  92. Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. С.-Пб.: Детство-Пресс, 2003 г. 4.1. — 8 е., илл.
  93. Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. С.-Пб.: Детство-Пресс, 2003 г. 4.2. — 8 е., илл.
  94. Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. — С.-Пб.: Детство-Пресс, 2003 г. Ч.З. 8 е., илл.
  95. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. Проект. Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров.-М.: 2001 г.
  96. Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М.: ТЦ Сфера, 1996 г. 240 с.
  97. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Изд. 3-е, стереотип. М.: АЗЪ, 1996 г. 928 с.
  98. Орф К. Шульверк. Итоги и задачи. В кн.: Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О. А. Апраксина. Серия: Библиотека учителя музыки. — М.: Просвещение, 1990 г. — 207 с.
  99. М.С., Безбородова JI.A. методика музыкального воспитания младших школьников. М.: ACADEMIA, 2001 г. — 368 с.
  100. От стихов к музыке. Ритмическая декламация, движение и словотворчество на уроках музыки. Хрестоматия. Сост. Е. В. Жигалко. — С.-Пб.: Композитор, 2002 г. — 80 с.
  101. И.А. Обычаи и традиции русского народа. Изд. 2-е, испр. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999 г. — 542 с.
  102. Л.Г. Говори и пиши правильно. — С.-Пб.: Дельта. 1996 г.-384 е., илл.
  103. Педагогика. Под ред. П. П. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996 г. — 600 с.
  104. Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Бим-Бад Б.М. М.: Большая российская энциклопедия, 2002 г. — 528 е., илл.
  105. В.М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ Сфера, 2000 г. — 144 с.
  106. В.М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ Сфера, 2001 г. — 128 с.
  107. В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ВЛАДОС, 1997 г. — 384 с.
  108. В.И. Музыкальная психотерапия. Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: ВЛАДОС, 1999 г. 176 с.
  109. . Речь и мышление ребенка. С.-Пб.: Союз, 1997 г.-256 с.
  110. Н.В. Слово на ладошке. Игры, считалки, загадки и скороговорки. М.: Новая школа. 1994 г. — 112 с.
  111. Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. 4.1. М.: УЦ Перспектива, 1999 г. — 112 с.
  112. В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000 г. — 386 с.
  113. B.C. Русская народная песня в детском хоре. — М.: Музыка, 1985 г. 80 е.: ноты.
  114. М.М., Левит М. В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) Методическое пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2003 г. 112 с.
  115. B.C. Корреляция слуха и голоса в процессе воспитания профессиональных навыков актера драматического театра. Челябинск: Челябинский государственный институт искусства и культуры, 1997 г. 42 с.
  116. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. Сост. Н. К. Беспятова. М.: Айрис-пресс, 2003 г. — 176 с.
  117. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителя и учащихся. Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. М.: Просвещение, 1995 г. — 224 е., илл.
  118. М.В. Истоки жизни: русские обряды и традиции. С.-Пб.: Невский проспект, 2002 г. — С.200 — 214.
  119. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Педагогика, 1990 г.
  120. Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1978 г. — 216 с.
  121. З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей. Серия: Дошкольное воспитание и развитие. М.: Айрис-пресс, 2004 г. — 64 е.: ил.
  122. В.И. Логопедия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г. — 288 с.
  123. М.С. Пальчиковый тренинг. В кн.: Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый тренинг. С.-Пб.: САГА, 2002 г. — 224 с. + цв. вкл.
  124. Русские народные детские песни и сказки с напевами. Запись, составление и нотация Г. М. Науменко. М.: Центрполиграф, 2001 г. 414 е., ноты.
  125. Рытов. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М.: ВЛАДОС, 2001 г. — 384 е., илл., ноты.
  126. Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ООО Гном-Пресс, 1998 г. 36 с.
  127. А.И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль: Академия развития, 2002 г. — 352 е.: илл.
  128. А.И. У колыбели гения. — М.: Педагогическое общество России, 2000 г. 224 е.: илл.
  129. А.И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002 г. — 80 с.
  130. Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993 г. — 144 с.
  131. Н.В. Игры, в которые играют. Психологический практикум. — Дубна: Феникс, 2000 г.
  132. Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М.: ACADEMIA, 1998 г. — 176 с.
  133. Словарь практического психолога. Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998 г. — 800 с.
  134. Л. В. Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-пресс, 2003 г. — 208 с.
  135. Ю.А. Риторика: осваиваем ораторское искусство. М.: Эксмо, 2004 г. — 72 е., илл.
  136. П. Основы искусства речи: Пер. с англ. 2 испр. Изд. — М.: Прогресс- Прогресс-Акдемия. 1992 г. — 416 с.
  137. Е.Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003 г. — 160 с.
  138. О.А. Игровая школа мышления. Метод, пособие. Серия «Игровые технологии» М.: ТЦ Сфера, 2003 г. — 128 с.
  139. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: 2001 г. — 125 с.
  140. Г. П. Влияние особенностей развития слухо-двигательной функции человека на становление архаических напевов. Преподаватель, № 6/2001. — С.46−49.
  141. Т.И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: Русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г. — 208 с.
  142. Т.И., Соколова Е. И. Что необходимо знать к 1 классу.- Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000 г.-208 е.: ил.
  143. Г. С. Психологические особенности младших школьников. В кн.: Спутник учителя музыки. Сост. Челышева Т. В. Серия: Библиотека учителя музыки. М.: Просвещение, 1993 г. — С. 39−44.
  144. З.И., Богданов Е. Н., Щербак Н. П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. С.-Пб.: Питер, 2004. -464 е.: илл.
  145. О.В. Игры с пальчиками. /О.В. Узорова, Е. А. Нефедова.- М.: ООО Астрель, ООО Аст, 2004 г. 124 с.
  146. О.В. Пальчиковая гимнастика. /О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. М.: ООО Астрель, ООО Аст, 2004 г. — 124 с.
  147. Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. С.-Пб.: Детство-Пресс, 2003 г. — 128 с.
  148. Е.С., Федосов Г. С. В стране гномов: Книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Серия: Азбука развлечений. — С.-Пб.: Союз, 2002 г. 63 с.
  149. Т. Б. Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: 1993 г.-232 с.
  150. .М. Логопедия. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г. — 320 с.
  151. Д. Энциклопедия знаков и символов. Пер. с англ. 2-е изд. -М.: Вече, 1997 г.- 512 с.
  152. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991 г. -288 е., илл.
  153. П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1990 г. — 175 е.: ноты.
  154. Хоровод — круглый год: Народные праздники и обряды. Сост. Науменко Г. М. М.: ВЦХТ, 1999 г. — 178 е.: ноты.
  155. А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000 г.-320 с.
  156. Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение — АО Учеблит, 1995 г.-304 с.
  157. В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. С.-Пб.: Лань, 1999 г.
  158. В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. С.-Пб.: Лань, 1997 г.-32 с.
  159. Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. 4.2. М., 1994 г.-84 с.
  160. Э.М. Учитесь говорить! Комплекс упражнений и методические рекомендации по воспитанию дикции, дыхания, произношения и речевого голоса. Свердловск: издательство Уральского университета, 1991 г. — 128 с.
  161. А.П. Практическая риторика: Сборник упражнений. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998 г. 107 с.
  162. А.П., Нахимова Е. А. Практическая риторика и культура речи: Сборник упражнений. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2001 г. 128 с.
  163. А.П., Чудинова Е. А. Риторика: Сборник упражнений. -Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997 г. 93 с.
  164. Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии» слуха к музыке мира. -Преподаватель, № 6/02, с. 21−26.
  165. Л.М., Защиринская О. В. Воронова А.П. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения свзрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет). С.-Пб.: Детство-Пресс, 2000 г. — 384 с.
  166. Н.Е. Культура современного урока. М.: Педагогическое общество России, 2000 г. — 112 с.
  167. Н.Е. Классное руководство: Игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2002 г. — 224 с.
  168. Д.Б. Психология игры. Изд. 2-е. М.: Владос, 1999 г. -360 с.
  169. JI.A. Музыкальные встречи. Выпуск первый. — М.: Прометей- Книголюб, 2002 г. 56 с.
  170. Teaching the Language Arts: Traditional and Nontraditional approaches. In book: Pamela J. Farris. Language Arts. A process approach. Chapter 2, p. 16−34.
Заполнить форму текущей работой