«За други своя» и выстоявшая обитель
В это же время пришел к нему посланный с грамотами от преподобного старца игумена Сергия, а в грамотах написано: «Великому князю, и всем русским князьям, и всему православному войску — мир и благословение!» Князь же великий, прослушав писание преподобного старца и расцеловав посланца с любовью, тем письмом укрепился, точно какими-нибудь твердыми бронями. А еще дал посланный старец от игумена… Читать ещё >
«За други своя» и выстоявшая обитель (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конечно, все знают о благословении Преподобным Сергием Радонежским Князя Дмитрия и двух монахов — Осляби и Пересвета, которые, как будто в нарушение монашеского обета идут сражаться на поле брани — тоже по благословению Святого Сергия. Нет, не в нарушение! Они сражаются за спасение Веры Православной, а значит, и России. Преподобный Сергий знал, что одержит православное войско Дмитрия победу над «безбожными язычниками». «Будет тебе, княже, победа над супостатом» — говорит Преподобный. напоследок князю Дмитрию.
«Князь же великий стал на месте своем, и, сняв с груди своей живоносный крест, на котором были изображены страдания Христовы и в котором находился кусочек живоносного древа, восплакал горько, и сказал: «Итак, на тебя надеемся, живоносный господень крест, в том же виде явившийся греческому царю Константину, когда он вышел на бой с нечестивыми, и чудесным твоим видом победил их. Ибо не могут поганые нечестивые половцы твоему образу прот востоять; так, господи, и покажи милость свою на рабе твоем!».
В это же время пришел к нему посланный с грамотами от преподобного старца игумена Сергия, а в грамотах написано: «Великому князю, и всем русским князьям, и всему православному войску — мир и благословение!» Князь же великий, прослушав писание преподобного старца и расцеловав посланца с любовью, тем письмом укрепился, точно какими-нибудь твердыми бронями. А еще дал посланный старец от игумена Сергия хлебец пречистой богородицы, князь же великий принял хлебец святой и простер руки свои, вскричав громогласно: «О великое имя всесвятой троицы, о пресвятая госпожа богородица, помоги нам молитвами той обители и преподобного игумена Сергия; Христе-боже, помилуй и спаси души наши!» Приведённый фрагмент из знаменитого «Сказания о Мамаевом Побоище» — один из многочисленных примеров того, что Подвиг Воинский и Подвиг Молитвенный нераздельны, через несколько веков скажет Святой Иоанн Кронштадтский. Идущие на битву воины просят заступничества Троицы, Матери Божией «молитвами той обители и преподобного игумена Сергия». А потом, находясь на большом расстоянии от поля битвы, будет знать Преподобный Сергий о происходящем на Куликовом поле и молиться за русских, православных воинов, за спасение Святой Руси! Недаром, многие историки отмечают, что победа на Куликовом поле во многом обусловлена тем духовным подъёмом народа, который неразрывно связан с именем Преподобного Сергия.
(Ещё один немаловажный исторический факт. После Великой Битвы Дмитрий Донской вдруг увидел на дереве икону Святителя Николая. — и чудес таких на Святой Руси было немало. И воскликнул Князь: «Се угреша сердце моё!» И выросла на месте том Николо-Угрешская Обитель!
И снова явлена великая связь времён в образах самых любимых и почитаемых на Руси Святых — Святителя Николая и Преподобного Сергия!).
Всем хорошо известно, что одной из причин беды, постигшей Русь, стала раздробленность русских княжеств, вражда между братьями, что, по сути, является грехом Каина. И Преподобный Сергий призывал князей к примирению, к сплочению перед лицом супостата. Описаны даже случаи, когда нежелающих примириться и продолжавших ненавидеть братьев своих он в наказание отлучал от Церкви — для вразумления. Ведь вражда, раздробленность — это разрушение Соборного Единства, заповеданного Самим Христом!!! «Да воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего», — эти знаменитые слова Преподобного были сказаны за несколько десятилетий до того, как Андрей Рублёв воплотит этот образ в красках. Троица — основа мироздания — и слова Преподобного о том, что без молитвы Пресвятой Троице нельзя справедливо устроить земную жизнь. И нашествие «поганых язычников» — наказание Бога за отступничество!
А потом, уже во время нашествия поляков, когда стояли они под стенами Троице-Сергиевой Лавры, не раз являлся Преподобный и увещевал супостата уйти прочь. В него летели стрелы (Какое чудовищное непонимание того, что духовный мир для бранного оружия недоступен). Но были и те, которые уходили, напуганные чудесным явление Преподобного Сергия. Думаю, что всем известно, как в стену Троицкого Собора попало ядро, да так и осталось там, но собор разрушен не был. Ныне на стене то место отмечено памятной надписью. Это — тоже пример заступничества Великого Молитвенника земли русской. А по прошествии десятилетий, поляк — потомок одного из осаждавших Лавру, приехав в монастырь просто на экскурсию и увидев эту надпись, принесёт покаяние и примет Православие. святой православный образ божий, А тогда положение обороняющихся было крайне тяжёлым, как и положение Москвы.
Против сильного хорошо вооружённого супостата монахи и крестьяне. И тогда сказал Патриарх Гермоген, что если падёт Лавра, не устоит и Москва. (Сам Патриарх вскоре примет мученическую смерть от рук изменников. Без него и его воззваний к народу могло бы не быть народного ополчения и победы русского воинства).
И Лавра выстояла беспримерным подвигом обороняющихся и заступничеством Преподобного Сергия.
А незадолго до полного освобождения Москвы от поляков Преподобный Сергий явился во сне взятому в плен архиепископу Арсению и сказал, что тот скоро будет на свободе. Так вскоре и произошло.
На этом полотне «Всадники» того же М. В. Нестерова отражена оборона Троице-Сергиевой Лавры. Три всадника — инока скачут в Москву за подмогой. Иноки уже немолоды, итсощёные осадой, и кони их тоже истощены; а бросившиеся вдогонку поляки молоды и сильны. Но догнать так и не сумели! Тоже по молитве Преодобного Сергия, который незримо сражался вместе с попавшими в беду соотечественниками.
С Троице-Сергиевой Лаврой будет во многом связана и жизнь Святителя Филарета Московского. И когда Николай Первый, по своему неразумению, попросит Владыку освятить Триумфальную арку, на которой есть языческие изображения, Святитель поедет за советом в Троице-Сергиеву Лавру. По молитве настоятеля всё разрешится безболезненно. Святитель Филарет просто к арке не поехал, а царь, узнав об этом, тоже не поехал. Выстроили полк, батюшка отслужил молобен — и на том вся история завершится.
А в 20-м веке, когда в 1917 году придёт супостат страшнее всех прежних вместе взятых, Лавра будет закрыта. В произведении И. С. Шмелёва «Поле Куликово» рассказывается о чуде — верующему профессору и его дочери, живущим в Сергиевом посаде явится… инок из 14 века и принесёт Крест! Он придёт, чтобы поддержать своих соотечественников. а, может быть благословить на Крестный Путь. Это — тоже благословение и заступничество Преподобного Сергия!
В те годы свершалось самое страшное святотатсво — вскрытие святых мощей. И вот накануне этого акта кощунства в закрытой Лавре, тайком, рискуя жизнью, П. А. Флренский с единомышленником из рода Олсуфьевых заменили голову Преподобного Сергия на голову недавно захороненного князя из рода Трубецких.
(Кстати, жизнь самого расстрелянного большевиками Павла Александровича Флоренского во многом связана с Троице-Сергиевой Лаврой и находящейся в ней Академией).
И тогда же будет ещё один акт святотатства — казнь колоколов Лавры! Да, именно казнь. Когда их сбрасывали с огромной высоты — колокола не разбивались. Их добивали на земле, чтобы заглушить голос неба, глас Божий!
Но, несмотря на все чудовищные усилия пришедших к власти бесов, вскоре после Великой Отечественной войны в Обители Преподобного Сергия снова начнёт возрождаться монашеская жизнь.
И долгие годы настоятелем её уже в 20-м веке будет Отец Кирилл (Павлов) — ветеран Великой Отечественной войны. (Среди иноков не только Сергиевой Обители будет немало ветеранов войны, которые, глядя в глаза смерти, дадут обет Богу сохранённую жизнь посвятить Ему. Перед лицом смерти не до атеистического бреда). И Отец Кирилл из скромности никогда не рассказывал о своих военных подвигах. Многие даже думали, что Отец Кирилл — тот самый Павлов, который вместе со своим взводом два месяца удерживал оборону легендарного Дома Специалистов в Сталинграде — впоследствии Дома Павлова — и не дал врагу пройти к Волге. Нет, в том доме его не было, но Отец Кирилл тоже воевал в Сталинграде и имел несколько наград. А найденное на чердаке полуразрушенного дома Евангелие решило его дальнейший выбор жизненного пути.
И ещё хотелось бы добавить то, что с Преподобный Сергием связан, по сути, причисленный к Лику Святых целый княжеский род.
Итак, Преподобный благословляет на Великую Битву Князя Дмитрия Донского — внука Святого Благоверного Князя Даниила Московского.
Да и сам Князь Даниил, хотя и прославился как «миротворец святой», но всё же принимал одно очень важное сражение с «погаными».
Именно с Даниловской обителью, как мы помним, связана жизнь Михаила Ивановича Макарова — и в своей не раз упомянутой книге он описывает случай из истории трагических 30-годов окаянного 20-го века. Обитель закрыта, причём уже в 30-ом году (Многие монастыри к тому времени уже несколько лет закрыты и разорены). Монахи расстреляны или отправлены в ссылку.
И вот идёт вдоль стены закрытого монастыря благочестивая женщина по имени Мария и плачет. И вдруг видит на стене Святого Благоверного Князя Даниила и рядом с ним Преподобного Сергия! Князь Даниил сказал ей: «Не плачь, Мария — я всегда с вами». С нами и Преподобный Сергий. Прославденные в Лике, любимые, почитаемые Святые пришли для утешения к тем, кого пытались лишить основы, главной опоры в жизни и сделать бессловесными, лишёнными истинной свободы скотами, чьи души попытались запереть, сгноить в безбожном «подвале». Не вышло — и во многом заступничеством Святого Благоверного Князя Даниила, Преподобного Сергия и целого сонма Святых Угодников Божьих, пребывавших на земле в разные времена! Но нет в мире духовном земного времени и пространства — и любой иконописный образ является воплощением того.
Преподобный Сергий родился более, чем через 10 лет, после того, как Благоверный Князь Даниил этот мир оставил, но все «временные рамки» важны только здесь, на земле.
Хотелось бы ещё раз вспомнить о том, как Преподобному Сергию сослужил ангел, а позади стоял Огненный Столп.
О том, как явился отроку Варфоломею Дивный Старец, а после — иноку — игумену монастыря, ещё при земной своей жизни снискавшему почитание далеко за пределами Радонежа, -Матерь Божия со Апостолами. А незадолго до блаженной кончины — глас Божий с неба и райские птицы.
А потом сам прославленный в Лике Святой Сергий будет приходить на помощь тем, кто в этом нуждается, о чём уже не раз говорилось.
Не раз придёт людям на помощь, а иногда и для вразумления Святой Благоверный Князь Даниил.
Конечно, как уже говорилось, для Вечности нет ни времени, ни пространства, ни, тем более сословий. Однако, если всё-таки разговор идёт о Преподобном Сергии, и при этом мы неоднократно обращались к замечательной книге М. И. Макарова, то невольно хочется сопоставить ещё некоторые факты из жития Преподобного Сергия и Святого Благоверного Князя Даниила.
Святые и при земной жизни, и по преставлении многим по их горячей молитве посылали исцеление. И в житии Преподобного Сергия, наверное, самым широко известным чудом исцеление стал тот случай, когда отец принёс к Преподобному умирающего мальчика. Но ребёнок по дороге скончался. Пока убитый горем отец бегал за гробом, по горячей молитве Преподобного Господь воскресил мальчика. А потом Преподобный Сергий строго-настрого повелел отцу никому о том не рассказывать. Из великой скромности, глубокого смирения и для духовного трезвления отца, отрока, да и всех жителей того поседения.
И Святой Благоверный Князь Даниил явился купцу, у которого тоже при смерти был сын-отрок. Явился прямо в лодке, в которой отец и сын плыли по реке, и исцелил отрока. Некоторые источники говорят, что отец, зная место захоронения Святого Даниила, принёс сына на руках, потому что тот настолько ослабел от болезни, что не мог уже передвигаться, и положил на камень на месте захоронения. Отрок мгновенно встал. А, может быть, описаны разные случаи исцеления — ведь было их великое множество!
Наш Московский Кремль — «видение Града Божьего», «чудо»! Такие детские впечатления остались на всю жизни и с упоминаемым не раз князем Е. Н. Трубецким, и с М. И. Макаровым, чьи слова о Кремле здесь процитированы; и с И. С. Шмелёвым, и с другим москвичом — А. Н Добровольским. Маленький Саша, живший с родителями и младшим братиком всё в том же Замоскворечье, как и И. С. Шмелёв, всё хотел пешком дойти до Кремля, казавшегося сказочным городом. И вот как-то няня опоздала забрать его и братика из гимназии. Учительница, зная, что ребята живут недалеко, отпустила их домой одних — а эти неслухи без спроса отправились в Кремль — и, конечно, заблудились. Сильно перепугавшись, дети готовы были разреветься — как вдруг увидели перед собой высокую худую женщину. Женщина сказала мальчикам идти за ней, а сама шла немного впереди, но, не теряясь из виду. Вдруг она исчезла, а мальчики увидели, что стоят на знакомой улице… Позже они увидели и узнали ту женщину… в храме… на иконе! Этой женщиной была Святая Ефросиния Московская! (В миру Евдокия). Она была женою, а после вдовою Святого Благоверного Дмитрия Донского, которого благословлял на Великую битву Преподобный Сергий.
А изображения Матушки Ефросинии тоже отражают незримую защиту Святых от зла — или стоит Охранительница Стольного Града перед Московским Кремлём, или держит Храм. Конечно, храмы писались в руках у многих Святых, но жест Преподобной Ефросинии, судя по всему, — это защита, преграда от зла, знак того, что дальше злу пути нет!
Похожий жест и у Святого Благоверного Дмитрия Донского. А Святой Благоверный Князь Даниил указывает на Храм как на единственный путь к Спасению!
А ещё, думаю, неслучайно недалеко от храма два средних учебных заведения и несколько школ. Да и вообще, всем, кто обучает, особенно мальчиков, и матерям, вынужденных в одиночку воспитывать сыновей, следует особенно прибегать к заступничеству Святой Княжеской четы — ведь после преставления Святого Благоверного Дмитрия Донского Святая Матушка Ефросиния будет управлять государством в столь тяжкое время и воспитывать своих шестерых сыновей — будущих воинов.
А вот ещё один пример чудесного заступничества Святой Матушки Ефросинии. Одну 12- летнюю девочку отец не пускал на Литургию! (Трудно даже представить себе такое нравственное повреждение)! Девочка тайком ушла, чтобы отец не мог её задержать и ждала начала Литургии. В храме она оказалась рядом с изображением Святой Ефросинии. Девочка очень проголодалась, но не хотела возвращаться домой, боясь, что отец больше не отпустит. И вдруг увидела она перед собой… саму Матушку Ефросинию!
Святая протянула девочке тёплую просфору — и девочка вкуснее той просфоры ничего не в жизни не вкушала. Она отстояла всю Литургию. А потом отец одумался и больше не препятствовал дочке ходить в храм на богослужение.
И ещё, думаю, глубоко символично и то, что хоть Храм Преподобной Ефросинии и однопрестольный, но на самом верху снаружи храма, кроме Матушки Ефросинии, изображён и Преодобный Сергий. Он как будто вниметельно смотрит на всех проходящих и проезжающих по Нахимовскому прспекту — и благословляет всех. А потому останавливаются многие, даже на противоположной стороне, и крестятся, как в старину, на храм, возможно, обращаясь в мыслях к этим Прославленным Святым.
И возводился этот совсем «молодой» Храм, всм миром — как всегда было на Святой Руси. Собирали «по копеечке» не только те, кто живёт рядом, но и те, кто работает неподалёку, кто просто слышал обращения по телевидению. И вот зазвучал над безликим проспектом колокольный звон — и вдруг обрела безликая, «типовая», каких немало было в годы безбожной власти, местность и лицо, и смысл! А произошло это именно в том страшном году, когда по всей России горели леса, когда адово пламя приблизилось к нам настолько, что казалось, можно было его ощущтить. Но любой храм, как сказала одна благочестивая девочка, защита «от врагов с рожками»!
(Говоря о тех повсеместных пожарах, не могу не вспомнить и о том, что после совершённых молебнов вдруг, пусть и ненадолго, расчищалось небо и проливался, даже капал, небольшой дождик и над Храмом Святителя Тихона Задонского, и над Храмом в честь Песчанской иконы Божией Матери, о которых ранее уже упоминались; и над Донским Монастырём. Однако, расчистилось небо и показалось солнышко Заступлением Матери Божией в День Празднования Смоленской иконы Её — 10 августа!
И направление ветра не менялось, и сильного дождя не было. Над Красным прудом в Измайлове все находящиеся увидели небо и солнышко — и одновременно пошёл дождик — даже не очень маленький. А ещё… на берегу пруда сохранились незабудки, уцелевшие даже во время суховея, который ощущался даже рядом с водой, даже при выходе из воды! Да ещё и в августе!
В ту же ночь шестичасовой ливень предотвратил новые трагедии, однако, в тот момент на Красном пруду все осенялись Крестным Знаменьем, благодаря Бога и Пречистую Матерь Его. Нане в Измайлово возводится храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — в принципе не очень далеко от Красного пруда. Случайность!!!).
Но возвратимся к Матушке Ефросинии, Преподобному Сергию и уудивительному Храму на Нахимовском проспекте. Однажды рядом с Храмом произошло то, о чём стоит задуматься. Проезжая мимо храма на троллейбусе, одна из пассажирок перекрестилась, мысленно обратившись к Матушке Ефросинии. И вдруг — именно в тот самый миг сидящий рядом пассажир страшно закашлял, как будто задыхаясь — а до того не кашлял вовсе. Странное совпадение, не правда ли?! Святость для нравсвенного повреждения непереносима! А благодать в храме сем такая, что ощущается физически и мгновенно исцеляет от душевных недугов, прогоняет «сердца тревожные муки», как писал И. С. Никитин, помогает избежать унынья! И вообще для любого верующего человека Храм, как сказано у Василия Великого, — «прибежище от демонов и вступление под защиту ангелов». (Слова Святителя о псалмах, но разве есть тут противоречие?!). Преподобная Княгиня Ефросиния, моли Бога о нас! Преподобнай Отче Сергие, моли Бога о нас!
Святые всегда помогали людям, особенно, хранили детей и помогали благочестивым родителям! А, бывало, что и вразумляли заблудших!
При всём бесконечном своём милосердии, бывало, что и наказывали русские святые тех, кто совершал богомерзкие деяния, не держал слово, проявлял самый страшный грех — гордость!
Один человек украл у сироты запасённую впрок пищу. С жалобой, не имея иной защиты, сирота пошёл к Преподобному Сергию. Преподобный сначала попытался вразумить обидчика — и тот пообещал возместить украденное деньгами, но слова своего не сдержал. И тогда всё украденное сгнило и наполнилось червями, хотя стояли крепкие морозы.
А в житии Святого Благоверного Князя Даниила описывается, такой случай. Уже после преставления Князя всадник из рода Шуйских решил для удобства влезть на коня с лежащего на дороге камня — никакой крайней необходимости в том не было. Подошедший из ближайшего села крестьянин сказал, что негоже так делать — под камнем захоронен Святой Князь Даниил. Но возгордившийся Шуйский сему не внял — и вдруг, конь издох и чуть не придавил собой всадника.
Гордыня не в первый и не в последний раз была посрамлена, как и попранное слово!
С сожалением глядя на все приведённые примеры, следует ещё отметить и вот что. Конечно, для наших предков Церковь имела гораздо большее, чем сейчас. Но всегда были неблагочестивого поведения, причина которых именно в отсутствии Страха Божьего (что впоследствии и приведёт к власти безбожников — бесов и о чём уже ранее говорилось). И вот ещё один пример, мне кажется, особенно важный для тех, кто всерьёз обеспокоен воспитанием детей. «Явление Калужской иконы Божией Матери произошло в 1748 году в селе Тинькове, рядом с Калугой, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Две служанки Хитрово перебирали на чердаке его дома старые вещи. Одна из них, Евдокия, отличавшаяся несдержанным нравом, позволила себе резкие и даже непристойные речи. Подруга стала увещевать ее и во время пререканий среди вещей случайно обнаружила большой сверток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв изображение за портрет монахини и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом игумений. Евдокия ответила на слова подруги бранью и, поддавшись раздражению, плюнула на лик. Тотчас же с ней случился припадок, и она упала без чувств. Испуганная подруга рассказала о случившемся в доме. В следующую ночь родителям Евдокии явилась Царица Небесная и открыла им, что это над Ней кощунственно смеялась их дочь и повелела им совершить молебен перед поруганной иконой, а больную окропить освященной на молебне водой. После молебна Евдокия выздоровела, и Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где от нее обильно источались исцеления прибегающим к ней с верой. Впоследствии икону перенесли в приходский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужке. В Калугу был отправлен список с нее. В настоящее время она находится в кафедральном соборе Калуги.
И особенно страшно, когда стыд, скромность утрачивают девушки, будучи изначально призванными быть хранительницами нравственности и воспитывать в благочестии будущих детей. Кстати, мне кажется ещё очень важным, значимым, что в руках у Бородины книга — источник Слова Божия, источник нравственности. «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания» Так мыслили наши благочестивые предки и изложили свои мысли в замечательном произведении «Похвала учению книжному». Думаю, и приведённая история о Чудотворном Образе Матери Божией, и отрывок из произведения древнерусской литературы — ответ и лишённым здравого смысла и совести «ювенальщикам», да и всем, кто перепутал свободу со вседозволенностью. А причина нравственной порчи, болезни Евдокии тоже в непомерной гордыне, лишающей элементарного здравого смысла.
И, завершая главу, хочется вспомнить ещё одну историю о том, как упоминаемый уже Святитель Филарет осрамил ослеплённого гордыней, самомнением, упивающегося властью полицейского генерала Закраевского. Этот случай превосходно описал великий Н. С. Лесков в своём произведении «Мелочи архиерейской жизни». Закраевский попытался… учить церковный хор петь «по-православному». А Святитель Филарет показал. что ни Закраевский, ни «смотрящие ему в рот» подчинённые «гласов не знают». После того по Москве «ходила» карикатура на Закраевского, где генерал был изображён в виде чёрного пуделя с хлыстом, сидящим на задних лапах перед старичком, очень похожим на Святителя Филарета. А старичок пуделю говорил: «Ты охраняй, а на мой двор не лай. Иначе, заставлю выть тебя на осьмой глас». Не сам же Святитель Филарет эту карикатуру рисовал, но, благодаря его вразумлению, так рассудили люди в лице безымянного художника.
Часть Вторая «Смиренные Трудники Божии».