Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы обучения историческому краеведению студентов учреждений высшего профессионального образования туристского профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В годы Великой Отечественной войны в обстановке всенародного патриотического подъёма краеведческая работа в школах и вузах продолжалась. Этому способствовало постановление СНК от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». На страницах газет и журналов появлялись статьи, в которых описывался опыт работы школ, вузов по изучению истории родного края. В частности, было… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Особенности формирования содержания обучения в высшей школе
    • 1. 2. Психологические особенности процесса обучения студентов в высшей школе
    • 1. 3. Методика и технология профессионального обучения
    • 1. 4. Основные направления исторического краеведения, их место в процессе обучения
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ В ТУРИСТСКОМ ВУЗЕ
    • 2. 1. Со держание, формы и методы обучения, применяемые в курсе исторического краеведения в Российской международной академии туризма
    • 2. 2. Роль педагогических кадров в обучении историческому краеведению студентов вузов туристских профилей
    • 2. 3. Итоги опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе

Педагогические основы обучения историческому краеведению студентов учреждений высшего профессионального образования туристского профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новые подходы к содержанию образования, его перестройка с учётом главной цели учебно-воспитательного процесса, отражающего социальный заказ нашего общества: формирование всесторонне развитой личности, обладающей не только знаниями и умениями, усвоенными на репродуктивном уровне, но и опытом исследовательской деятельности, требует эффективных способов её формирования. Эта задача тем более важна в свете необходимости воспитания личности, главным свойством которой будет изучение и распространение знаний по истории своей местности.

О необходимости использования краеведческого материала в обучении и воспитании писали Я. А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег. В России эту идею развивали К. Д. Ушинский, JI.H. Толстой, С. Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, а также А. С. Барков, В. Н. Буданов, В. К. Кондаков, Н И. Новиков, Д. Д. Семёнов и др.

К. Д. Ушинский, например, в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» с горечью замечает, что «. русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится» (164). Говоря об изучении школьниками родного края в учебных заведениях Германии, Франции, Америки, Швейцарии, К. Д. Ушинский пишет: «Возьмите, например, любого маленького швейцарца,. разговоритесь с ним о Швейцарии, и он изумит вас твёрдым и чрезвычайно подробным знанием своей родины» (164).

К.Д. Ушинский в работе о народности воспитания подчёркивал, что осуществление в педагогике принципа народности обязывает учителя обратиться в процессе обучения прежде всего к конкретному окружающему материалу, выступал за создание «местных пособий» для школ и привлечение учителей для написание таких пособий. Он считал изучение «жизненной среды», в которой живут, а следовательно, и воспитываются дети, большой педагогической задачей.

Эти мысли великого педагога актуальны для России сейчас, как и сто двадцать пять лет назад, когда они были высказаны.

Сторонником исследования местного материала в учебном процессе был и JT.H. Толстой. Он поддерживал идею создания школьных учебников на краеведческой основе.

Многие известные учёные-краеведы отмечали необходимость развития краеведения, а отдельные даже ставили в общем виде вопрос о преподавании студентам основ краеведения и, в частности, особое внимание уделялось изучению истории родного края.

Весьма ценным для развития краеведения явилось научное наследие С. Т. Шацкого, внесшего большой вклад в разработку педагогики среды и указавшего на необходимость изучения опыта местных мастеров педагогического труда. Он неоднократно высказывался о том, что «учителю необходимо изучать среду, в которой работает школа, в которой живут дети» (180).

В дальнейшем частные вопросы, связанные со школьным краеведением, в том числе историческим, освещали в своих работах известные педагоги А. П. Пинкевич, П. П. Блонский, А. С. Барков. В частности, А .С. Барков, высоко оценивая роль краеведения в учебном процессе, считал его важным средством борьбы с формализмом в преподавании. Говоря о большом образовательном и воспитательном значении краеведения, он подчёркивал, что плодотворно развиваться оно может, если будет опираться на научные знания и будет связано с задачами и потребностями дня. Признавая большую важность в изучении истории своего края, А. С. Барков призывал учителей включаться в краеведческое движение.

Время с 1920 по 1930 годы можно считать годами бурного роста краеведения. В 1920V21 учебном году краеведение было включено в в школьные программы. В декабре 1921 г. Наркомпрос РСФСР созвал в Москве 1-ю Всероссийскую конференцию научных обществ по краеведению. По мере того, как всё больше выявлялась потребность в изучении местных условий, в разных районах возникали общества и кружки по изучению местного края. В них вливались широкие массы трудящихся. Тогда было создано Центральное Бюро Краеведения (ЦБК). Этот организационный и научно-методический центр учредил школьно-краеведческую комиссию, задачи которой состояли в том, чтобы намечать пути и средства сближения преподавания с краеведческой работой и разрабатывать соответствующую методику. ЦБК уточнило основные направления краеведческой работы: краеведческий материал должен знакомить школьников с некоторыми доступными для них методами исследования, воспитывать любовь к родному краю.

В годы Великой Отечественной войны в обстановке всенародного патриотического подъёма краеведческая работа в школах и вузах продолжалась. Этому способствовало постановление СНК от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». На страницах газет и журналов появлялись статьи, в которых описывался опыт работы школ, вузов по изучению истории родного края. В частности, было опубликовано выступление одного из краеведов В. В. Богданова (20), который поставил вопрос о том, что через краеведческую работу необходимо вовлекать преподавателей в настоящую научную деятельность. Он утверждал, что так как почти все науки строятся на местном материале, то этот материал для педагогической науки может накапливаться с помощью педагогов-исследователей, работающих на местах.

Однако всё же подлинно научное краеведение в данный период и в последующие годы нашей истории не поднялась на должную высоту. Это, безусловно, отразилось на состоянии разработки проблемы исторического краеведения. В связи с этим эффективность вузовской подготовки новых поколений специалистов на примере глубокого изучения истории родного края в контексте истории России была недостаточной.

Понятие «краеведение» появилось лишь в XX веке, восходит к одному из давних значений слова «край»: страна, область, местность. По мнению С. О. Шмидта (185) под краеведением понимают изучение края в совокупности явлений — общественно-политических и в области культуры, экономических и природных. Краеведческое знание — комплексное знание, обычно и историческое (шире — и историко-культурное, историко-экономическое), и географическое (точнее даже географо-биологическое одновременно).

Понятие «историческое краеведение» мы находим в учебных пособиях для студентов педагогических вузов, данное Н. П. Милоновым (94) и Г. Н. Матюшиным (61). В последние годы, говоря о комплексном, многоплановом характере краеведения, J1.B. Курило (83) вводит следующее понятие «исторического краеведения», под которым она понимает не только область научного исторического познания (изучает прошлое края, отражённое в памятниках, опирается на закономерности, принципы и методы исследования исторической науки), но и практическая деятельность историков-краеведов, направленная на распространение знаний об историческом прошлом края.

Следовательно, историческое краеведение представляет собой область целенаправленной педагогической деятельности, рассчитанной на изменение качественных параметров отношения человека к поступательному развитию России через изучение и развитие истории своего края.

Центральное место в системе подготовки специалистов туристского профиля занимает изучение исторического краеведения. Однако качество и результативность работы туристских вузов в этой области нельзя назвать удовлетворительными. Состояние историко-краеведческого образования студентов и школьников определяется рядом объективных и субъективных причин, среди которых доминирующей является острая нехватка квалифицированных педагогических кадров.

Процессы же происходившие в туристской отрасли в последние годы направлены, к сожалению, не на развитие внутреннего туризма, а на выезд населения нашей страны за рубеж. В то же время колоссальный историко-культурный потенциал России даёт уникальную возможность для развития культурно-познавательного туризма с использованием историко-краеведческого материала. В последние годы наметились тенденции на работу туристских фирм по внутреннему туризму, что требует подготовки специалистов для этого направления, основной задачей которых будет привлечение всё большего количества туристов для путешествия по родной стране.

Основная причина недостаточно эффективного решения этой задачи состоит в слабой разработанности теории и практики краеведческого образования. В настоящее время налицо несоответствие в решении вопросов краеведческого образования в школьной и вузовской педагогике.

Существующее противоречие между необходимостью овладения историко-краеведческим знанием и его недостаточном отражении в современной системе профессиональной подготовки работников туристского профиля обусловило актуальность темы исследования.

Исследования по данной теме опирается на работы зарубежных учёных-педагогов Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Рабле, где авторы описывают приёмы и формы обучения, которые остаются актуальными и в современном обществе.

В основе нашей работы лежат также труды классиков отечественной педагогики и психологии, внесших свой вклад в создание теории формирования всесторонне развитой личности в системно-деятельностном и комплексном подходах в воспитании (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, З. Е. Гердт, А. Я. Закс, П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, A.M. Новиков, Б. Е. Райков, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.), и современных отечественных педагогов и психологов, исследования которых посвящены разработке целей и задач, принципов и приоритетов процесса воспитания и образования, идее его интегрированного содержания (С.Н.Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. А. Кальней, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, С. Е. Шишов, Д. Б. Эльконин, и др.) (3), (4) — (9), (41), (63), (93), (126), (184), (194).

Формируя содержательный модуль профессионально-прикладной программы, мы опирались на традиционно принимаемую модель структуры содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И .Я. Лернер и др.) (86), (88), (89), которая включает в себя основные сферы развития личностиразвитие индивидуальных потребностей, интересов и склонностей, направленности, коммуникативности.

Теоретической базой исследования являются фундаментальные исследования по вопросам туристского образования (И.В. Зорин, В. А. Квартальное, А.А. Остапец-Свешников, B.C. Преображенский, И. Д Солодухин) (56), (73), (102), (74), по вопросам становления и развития краеведения как науки (Д.С. Лихачёв, С. О. Шмидт и др.) (92), (186), по теории, методике и практике музейного дела (Н.И. Решетников, А. Е. Сейненский, С.О.

Шмидт), историческому краеведению посвящены работы J1.B. Курило, В. Е. Туманова и др.

Целью исследования является разработка программно-методического обеспечения для обучения историческому краеведению студентов учреждений высшего профессионального образования туристского профиля.

Объектом исследования выступает процесс обучения студентов вузов туристского профиля основам исторического краеведения.

Предметом исследования являются содержание, формы и методы обучения историческому краеведению студентов учреждений высшего профессионального образования туристского профиля.

Задачи исследования.

1 .Разработать структурно-содержательные компоненты историко-краеведческой подготовки специалистов туристского профиля через изучение экспозиционно-фондовой базы музея, архивных документов, археологических находок и достопримечательностей города и района.

2.Создать и экспериментально проверить программу факультативного курса «Историческое краеведение», в рамках которой разработать и внедрить эвристическую программу изучения процесса накопления историко-краеведческой информации у будущих работников туристических фирм.

3.Оценить эффективность методов, применяемых в преподавании курса «Историческое краеведение», с целью формирования активной историко-краеведческой компетенции.

4.Выработать методические рекомендации для преподавателей вузов туристского профиля историческому краеведению и особенностям проведения занятий на музейных экспозициях.

Гипотеза исследования — уровень подготовки студентов туристских вузов по историческому краеведению будет более высоким, если: в качестве структурно-содержательного компонента историко-краевсдчсской подготовки специалистов туристского бизнеса выделены методологический, научно-теоретический, социально-психологический и предметно-методический компоненты, направленные на формирование активной историко-краеведческой компетенции;

— при разработке содержания учебного курса «Историческое краеведение» будут использоваться следующие принципы исторического краеведения: принцип сбора исторических ценностей регионапринцип выявления новых явлений в жизни краяпринцип активного сохранения, преемственного развития и использования особенностей исторического прошлого края, формирующих систему историко-краеведческих знаний у будущих специалистов туристского профиля;

— изучение исторического краеведения будет проходить на базе музейных экспозиций, а так же при рассмотрении достопримечательностей и архитектурных памятников города и района.

Методы педагогического исследования 1. Общенаучные: анализ литературных источников и педагогических исследований по изучаемой проблемеизучение и обобщение передового исторического опытамоделированиеметод экспертного анализа и экспертной оценки.

2.Преобразующий педагогический эксперимент: наблюдение, в том числе включённое, интервью, анкетирование, опрос, индивидуальные и групповые беседы, тесты, анализ результатов практической деятельности обучающихся с применением методики математической статистики (использовалась при обработке и интерпретации результатов опытно-экспериментального исследования).

На защиту выносятся следующие положения.

1.Для формирования активной историко-краеведческой компетенции структурно-содержательные компоненты историко-краеведческой подготовки студентов для туристского бизнеса должны содержать следующие уровни: методологический (знание и осознание современного состояния историко-краеведческой науки), научно-теоретический (система историко-краеведческих идей и понятий), социально-психологический (овладение системой мотивации и др.), предметно-методический (методическая система историко-краеведческой подготовки).

2.При разработке содержания учебного курса «Историческое краеведение» необходимо опираться на реализацию следующих краеведческих принципов: принцип сбора (собирания) многовековых исторических ценностей региона с учётом его социально-экономических и национальных особенностейпринцип рефлексии новых явлений в жизни края через анализ и обобщение событий последних лет в истории краяпринцип активного сохранения особенностей исторического прошлого края, преемственного развития и использования этих ценностей.

3.Занятия, проведённые на базе музейных экспозиций, на улицах и окрестностях города будут содействовать воспитанию творчески активной личности, которая сумеет оценить предметы музейного значения, будет бережно относиться к памятникам прошлого, способствовать формированию у студента мотивации и навыков самообразования.

Предмет и задачи исследования определили его логику и этапы. Исследование осуществлялось с 1997 по 2000 гг. в несколько этапов.

На первом этапе исследования (1997;1998г.г.) — определены цель и задачи исследования, проведён констатирующий эксперимент. На протяжении этапа были изучены состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической и методической областях наукипроанализирован опыт историко-краеведческой работы в школах и вузах странывыявлены причины недостаточного уровня знания об истории родного края у школьников и студентов на основе анкетирования и диагностических проверочных работнамечены основные направления совершенствования историко-краеведческой подготовки будущих специалистов туристского профилявыявлены условия для проведения обучающего эксперимента.

На втором этапе (1998;1999 г. г.) — проводился поисковый эксперимент с целью разработки рабочей гипотезы и методики изучения вопросов • взаимодействия музеев и вузов, музеев и школ с целью использования экспозиционно-фондовой базы музея в изучениикурса «Историческое краеведение" — разрабатывались учебно-методические программы курса «Историческое краеведение» для школ и вузовэкспериментально апробировались условия совершенствования историко-краеведческой подготовки студентов в туристском вузепроведена опытно-экспериментальная проверка основных положений гипотезы.

На третьем этапе (1999;2000 г. г.) — осуществлялась обработка и анализ результатов экспериментального обучения, уточнение теоретических ^ положений, их апробация и написание текста диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1 .Разработаны структурно-содержательные компоненты историко-краеведческой подготовки специалистов для туристского бизнеса, включающего знание и осознание современного состояния историко-краеведческой науки (методологический), систему историко-краеведческих идей и понятий (научно-теоретический), овладение системой мотивации и др. (социально-психологический), методической системой историко-краеведческой подготовки (предметно-методический).

2. Разработано формирующее практико-ориентированное содержание образования у специалистов туристского профиля с целью формирования активной историко-краеведческой компетенции.

3.Определены принципы исторического краеведения, содействующие воспитанию творчески-активной личности, которая сумеет оценить предметы музейного значения, будет бережно относиться к памятникам прошлого, дадут возможность развитию навыков, способствующих формированию у студента потребности в самообразовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данная педагогическая модель экспериментально проверена и внедрена в практику работы Сергиево-Посадского факультета РМАТ, гимназии № 5 г. Сергиев Посад. Материалы исследования были использованы при подготовке программы факультативного курса «Историческое краеведение» для студентов 1 курса РМАТ, образовательного тура в рамках курса «История» для студентов гуманитарных вузом. Собранный и обобщённый материал будет полезен для составления общих программ по гуманитарным дисциплинам для студентов вузов разного профилядля развития музейной педагогики в Россиидля исследовательской деятельности специалистов, занимающихся вопросами взаимодействия вузов и музея, школы и музея. Результаты диссертационного исследования могут использоваться при разработке общих и специальных курсов лекций и учебно-методических пособий для студентов вузов туристского профиля, исторических факультетов педагогических вузов, для аспирантов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались обоснованностью исходных методологических положений, применением комплекса методов адекватных объекту, цели, задачам исследования, длительным характером и возможностью неоднократного повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объёма выборок, сопоставления данных, полученных в ходе экспериментальной работы с массовым педагогическим опытом.

Апробация и внедрение результатов исследования Опытно-экспериментальное исследование проводилось на Сергиево-Посадском факультете (на базе музея-заповедника) Российской международной академии туризма. В нем приняли участие 219 студентов и лицеистов (гимназия № 5 г. Сергиев Посад, средняя школа № 14 г. Сергиев Посад, лицейский класс на базе Сергиево-Посадского музея-заповедника, студенты первого курса СПФ РМАТ). В процессе обучения проводился мониторинг знаний обучаемых в виде анкетирования на входе и контрольных заданий на выходе. Проанализаровано около 150 теоретических работ.

Особенности формирования содержания обучения в высшей школе на современном историческом этапе мы видим в непрерывности образования, в условиях которого основными качествами подготавливаемого специалиста должны стать грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. В условиях развития современной модели туризма одной из главных проблем является необходимость формирования активной историко-краеведческой компетенции, под которой в работе понимается сформированность системы историко-краеведческих знаний (владение работником туристского профиля существенной информацией в области истории родного края) и умение решать задачи развития культурно-познавательного туризма с использованием культурно исторических ценностей края. О необходимости изучения исторического краеведения было сказано Д. С. Лихачёвым, СО. Шмидтом, А. Е. Сейненским. Нами была продолжена эта работа на основе имеющихся научных материалов. Исследуя источники накопления соответствующего краеведческого материала, мы сочли возможным выделить такие: краеведческий отдел СПГИХМЗкраеведческие выставкианнотированные указатели и сборники местного краеведческого материалатруды краеведов прошлогомонографии и труды современных краеведовпериодическая печать района, крупных предприятийхудожественная литература (произведения местных авторов) — мемуарная и эпистолярная литературафольклорные и этнографические материалыархивные документыкино-, фото-, фоно-, видеоматериалы. Интегрируя теоретические заключения разных учёных, мы пришли к выводу, что центральными принципами исторического краеведения являются: Принцип сбора (собирания) многовековых исторических и культурных ценностей региона с учётом его социально-экономических и национальных особенностейпринцип выявления новых ценностей через анализ и обобщение местного культурного и исторического опытапринцип активного сохранения особенностей историко-краеведческой культуры региона и преемственности развития и использования этих ценностей. Историческое краеведение выполняет ряд важных функций, среди которых на первый план следует вынести научно-исследовательскую, документирующего, образовательно-воспитательную и организующую. В нашем исследовании важнейшим понятием является «активная историко-краеведческая компетентность» (АИКК). Ему дано такое определение: сформированность системы историко-краеведческих знаний (владение работником туристского бизнеса существенной информацией в области истории родного края), в результате которых происходят заметные сдвиги в потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах, что вызывает стремление заниматься интенсивнее в плане своего профессионального роста, глубже осмысливать историю и культуру родного края, формировать умения донести эти сведения до туристов, т. е. качества, формирующие умение решать задачи развития внутреннего культурно познавательного туризма, используя культурно-исторические ценности края. Теоретический анализ позволил раскрыть сущность, содержание и функции исторического краеведения. Обсуждение теоретико-методологических проблем исторического краеведения в нашем исследовании не было самоцелью. Оно было проработано для того, чтобы его использовать при обучении будущих специалистов туристского бизнеса в процессе изучения курса «Историческое краеведение». Мы гипотетически считали, что вопросы исторического краеведения должны войти в учебные планы дисциплин «История» и «Экскурсоведение» как в теоретическом плане, так и в плане практических работ студентов. Для этого необходимо обеспечить краеведческую направленность преподавания этих дисциплин, что способно повысить эффективность профессиональной подготовки студентов. В этом убеждении нас укрепило современное неудовлетворительное состояние использования исторического краеведения в массовой учебной практике туристских вузов. Соответственно гипотезе была построена и реализована опытно экспериментальная работа, которая описана и проанализирована во II главе. Содержание опытной работы было реализовано в ходе лекционных, семинарских и практических занятий, во время образовательно-туристской практики и во внеучебных делах. Все занятия насыщались ценностями местной культуры через использование как экспозиционно-фондовой базы музея-заповедника, так и историко-архитектурных особенностей города и района. Стимулировалось использование полученных знаний в повседневной практической туристской работе испытуемых. Основными формами формирования у студентов АИКК, имеющей как вербальный, так и деятельностно-практические аспекты, являлись аудиторные и экскзфсионные занятия в рамках курса «Историческое краеведение». Формирование АИКК способствовали нетрадиционные методы обучения: метод круглого столаметод проведения дискуссий в условиях проблемных семинаровметод самостоятельного упражненияметод исследования тех или иных исторических фактов на музейных экспозицияхметод сравнительного анализа летописных источниковметоды проигрывания срггуации на теоретическом и практическом уровнях.<^ 145 Работа была центрирована на организацию целенаправленной деятельности студентов, связанную с выполнением заданий, расширяющих и углубляющих теоретические знания и практические умения по историческому краеведению, развивая способность использования в будущей туристской деятельности местный материал. Вышеназванные условия, естественно, требовали руководства этим процессом на уровне факультетской системы и личности преподавателя. Полученные качественные и количественные результаты опытно ^ экспериментальной работы доказали продуктивность и достоверность гипотезы в том смысле, что, если занятия насыщены ценностями истории края и преподаватель реализует вышеназванные условия, то наблюдается сдвиг в потребностно-мотивационной сфере испытуемых (равнодушие уступает место любознательности, интересу и потребности), формируются желания и умения успешно решать профессиональные задачи с использованием знаний по истории родного края. Обучение с использованием материалов исторического краеведения позволяет повышать научность и доказанность обучения и укрепляет связь ^ профессионально-туристского обучения с практикой туристских фирм. Применение в процессе обучения материалов краеведческого характера, как показали результаты эксперимента, дают основание сделать следующие выводы: материал исторического краеведения обеспечивает более активное теоретико-практическое действие в системе «преподаватель <—^студент" — стимулирует учебно-познавательную активность обучающихсяразвивает профессиональный кругозор и культуруактивизирует процесс профессионального самовоспитанияспособствует формированию как вербального, так и деятельностного аспектов АИКК. В частности, приведённые в Приложениях конкретные характеристики испытуемых разных групп показывают, как они овладели знаниями исторического краеведения. Общие заключения о степени сформированности у испытуемых АИКК позволяет судить о том, как сформировать у них умения анализировать творческие приёмы работников турфирм, умения решать задачи развития внутреннего туризма, используя опыт местных менеджеров по туризму, туроператоров, умения использовать свои профессионально туристские знанияумения провести мини-исследования краеведческих проблем. Диссертационное исследование имеет выраженную практическую значимость, обусловленную одной из поставленных задач — определить пути и условия качественного улучшения содержания курса «Историческое краеведение» в вузах туристского профиля. Основные положения второй главы диссертации рассчитаны на их последующую реализацию в вузовской практике. Собранный и обобщённый материал будет полезен для составления общих программ по гуманитарным дисциплинам для студентов вузов разного профилядля развития музейной педагогики в Россиидля исследовательской деятельности специалистов, занимающихся вопросами взаимодействия вузов и музея, школы и музея. Результаты диссертационного исследования могут использоваться при разработке общих и специальных курсов лекций и учебно-методических пособий для студентов, вузов туристского профиля, исторических факультетов педагогических вузов, для аспирантов. Проведённое исследование открывает перспективу в отношении осуществления последующих серий исследований по проблеме использования исторического краеведения на уровне других кафедральных, факультетских и вузовских систем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Экономический кризис, потрясший страну в августе 1998 г., в результате которого снизилась платежеспособность населения и выезд российских граждан за рубеж резко сократился.
  2. Подготовка специалистов РМАТ в области туристического бизнеса, направленных на разработку и предоставление гражданам и жителям страны туристских возможностей для отдыха через познание своей Родины.
  3. Добровольность. Любой детский коллектив, любой ребёнок может участвовать в движении.
  4. Принцип добровольности сочетается с принципом открытости, т. е. приглашают принять участие всех желающих, а не только специализированные краеведческие коллективы.
  5. Воплощение художественного образа мира в его исторической динамике.
  6. Диалог как основной метод его педагогической деятельности (диалог между прошлым и настоящим, памятником и посетителем, музейным сотрудником, учителем, учащимся и т. д.).
  7. Предметно-пространственная среда, включающая собственно музейное пространство с его историко-художественным содержанием, эстетическую ауру и поведенческую культуру, как основу музейно-педагогического процесса.
  8. Научно-теоретический (система историко-краеведческих идей и понятий по оценке современного состояния развития внутреннего туризма и т. д.).
  9. Социально-психологический компонент (владение системой мотивации, понимание и осознание профессиональных функций краеведческой подготовки специалиста туристского профиля, системой профессионально-туристских умений и т. д.).
  10. Научиться понимать и любить свой край через изучение его истории-
  11. Обрести свой взгляд на исторические события, происходившие в крае.
  12. Содействовать развитию навыков, способствующих развитию у студентов возможности самообразования.
  13. Особенности архитектурной застройки старой части города Сергиева Посада.
  14. Конный двор в жизни Троицкого монастыря и города.
  15. Село Клементьево древнейшее подмонастырское поселение.4. Село Кокуево.
  16. Программа интервью, анкеты.
  17. Альтернативная тематика и задания к рефератам.
  18. Тематика и задания к курсовым и дипломным работам.
  19. Моё представление об истории города, где получены эти знания.
  20. Моё отношение к родному городу, его прошлому и настоящему. Чем оно вызвано.
  21. Историческое краеведение как наука. Методика использования краеведческих материалов в экскурсионно-туристской деятельности. 4 1 22, Древнейшее прошлое нашего края.(Х тыс. до н.э. XI в, н.э.) 4 2 2
  22. Древний Радонеж (походное занятие-экскурсия с элементами исследования древней Переславской дороги). 4 2 2
  23. Политическая история края в XIV-XVIbb Троицкий монастырь и его основатель Сергий Радонежский. 4 2 2
  24. Политическая история края в ХУП веке. Героическая оборона монастыря в 16 081 610 гг. 4 2 2
  25. Политические кризисы 1682−1689гг. Троицкий монастырь в XVIII в. 4 2 2
  26. Первые подмонастырские поселения (экскурсия по Клементьевской улице) 2 2
  27. Старый город. Экскурсия по историческому центру Сергиева Посада, 2 2
  28. Сергиевский Посад на рубеже XIX—XX вв. 4 2 2
  29. Музей-усадьба Абрамцево -художественный центр Подмосковья конца XIX в. 4 2 2
  30. Ахтырка усадьба князей Трубецких. 4 2 212, Музей-усадьба Мураново. 4 2 2Церковная история края. 13, Троице-Сергиев монастырь 4 2 214. Черниговский скит. 4 2 2
  31. Хотьковский Покровский монастырь. 4 2 2
  32. Ф.И. О. Липкин Алексей Борисович.
  33. Факультет, курс информационный менеджмент, 1 курс.
  34. Где проходил практику турфирма «Раритет».1. Успеваемость.1. оценки по туристским дисциплинам «отлично"-2. оценки по гуманитарным дисциплинам «отлично" —
  35. Оценка по туристской практике «отлично».1.I. Знание истории края. Наиболее существенные краеведческие знания. истории Троицкого церковнойисторииБлоки знаний
  36. Знание основания монастыря, истории края
  37. Знание подмонастырских поселений.
  38. Знание истории Сергиево-Посадского района.
  39. Знание архивных источников по истории края.
  40. Знание этнографических традиций края.
  41. Знание материалов исторической и краеведческой экспозиций музея.
  42. Знание материалов библиотек города и района по историческому краеведению.
  43. Умение наблюдать за деятельностью работников тур. фирм с целью 5изучения их опыта.
  44. Умение анализировать коньюнктуру туристского рынка на теоретическом 5уровне.
  45. Умение использовать знания по истории края в туристской практике. 5
  46. Умение составить новый экскурсионный маршрут, используя знания по 5историческому краеведению.
  47. Умение исследовать и самостоятельно провести изучение некоторых 5небольших) краеведческих проблем.
  48. Умение сделать анализ местной периодики, рассказывающей об истории 5края. 5
  49. Умение организовать работу студенческой тур. фирмы.
Заполнить форму текущей работой