Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Значение внерациональных форм сознания в решении экологической проблемы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различные аспекты экологической проблемы рассматривались в трудах: М. И. Будыко, Э. В. Гирусова, Ф. И. Гиренка, В. А. Лося, Н. М. Мамедова, В. В. Мантатова, Н. Н. Моисеева, Ю. Одума, Ю. К. Плетникова, А. Печчеи, И. Т. Фролова и др. Существуют работы, в которых подробно рассматривается трансформация отношений человеческого сообщества к среде обитания. В частности, при написании диссертации были… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Определение экологической проблемы и обзор истории ее развития
    • 1. 1. Содержание экологической проблемы
    • 1. 2. История отношений человека к окружающей среде
  • ГЛАВА 2. Отрыв рациональных форм сознания от внерациональных как результат стремления к Абсолюту
    • 2. 1. Представление о рациональном способе познания как единственном пути достижения истины. Стремление к знанию
    • 2. 2. Возможность и значение рациональных и внерациональных способов познания
  • ГЛАВА 3. Новая экологически ориентированная система ценностей: принципиальность ее новизны
    • 3. 1. Суть целостности человека. Ее разрушение системой догм
    • 3. 2. Необходимость критического отношения к мировоззренческим представлениям как базовый постулат новой системы ценностей
  • ГЛАВА 4. Способность к субъектности как необходимое условие реализации нового экологически ориентированного мировоззрения
    • 4. 1. Смелость разума и два типа отношений к системе представлений
    • 4. 2. Субъектное отношение и способы его достижения
    • 4. 3. Достижение субъектного отношения ко всему мирозданию

Значение внерациональных форм сознания в решении экологической проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современной научной литературе всесторонне показано, что от решения экологической проблемы зависит сама возможность дальнейшего существования человечества. В настоящее время существует множество проектов решения данной проблемыв них выделяются такие аспекты как технический, правовой, экономический.

Но, несмотря на различие тем, все они основаны на сугубо рационалистическом подходе, когда познание протекает в рамках зафиксированных смыслов и оценокили, используя терминологию Т. Куна, в рамках предзаданной парадигмы.

Вместе с тем, рациональные формы сознания и способы познания, неразрывно взаимосвязаны с внерациональными. Именно такие внерациональные формы сознания как желания, стремления, чувства, эмоции и т. п. порой определяют выбор той или иной концепции на роль парадигмыт.е. того, что задает направленность рационального сознания.

Тем не менее, на протяжении всей истории человечества, очень многие ученые и философы считали внерациональные формы или не заслуживающими внимания, или воспринимали их как негативные факторы для научного познания, от которых его необходимо очищать. При этом не обращалось внимания, что таким образом разрушается целостность процесса познания, а значит — адекватность получаемого знания, на основе которого создается система ценностно-нормативных регулятивов. Неадекватность системы ценностно-нормативных регулятивов приводила к тому, что результаты практической деятельности не соответствовали ожидаемым.

Экологическая катастрофа представляется зримым подтверждением вышеприведенного утверждения.

Рассмотрению значимости внерациональных форм сознания для выработки новой экологически ориентированной системы ценностно-нормативных регулятивов и посвящена данная диссертация.

Степень разработанности проблемы. Рассмотрение значения различных составляющих сознания человека в формировании концептуальных систем и, в частности, системы ценностей, является одной из древнейших тем философии. Если обратиться к ее истории, то можно назвать Платона, Демокрита, Эпикура, Канта, Фихте, Шопенгауэра, интуитивистов, экзистенциалистов и многих других.

В XX веке различные аспекты данной проблемы рассматривались в трудах: Н. Т. Абрамовой, Р. С. Карпинской, Ф. Капры, Н. Н. Козловой, Т. Куна, И. Лакатоса, И. К. Лисеева, Л. И. Новиковой, А. П. Огурцова, Ю. К. Плетникова, В. Н. Поруса, К. Поппера, М. Полани, Р. Саттлера, И. Н. Сеземской, Н. М. Смирновой, В. С. Степина, О. С. Суворовой, В. Г. Федотовой, В. С. Швырева и многих других.

Различные аспекты экологической проблемы рассматривались в трудах: М. И. Будыко, Э. В. Гирусова, Ф. И. Гиренка, В. А. Лося, Н. М. Мамедова, В. В. Мантатова, Н. Н. Моисеева, Ю. Одума, Ю. К. Плетникова, А. Печчеи, И. Т. Фролова и др. Существуют работы, в которых подробно рассматривается трансформация отношений человеческого сообщества к среде обитания. В частности, при написании диссертации были широко использованы труды И. В. Крутя и И. М. Забелина, а также В.Хесле.

В последнее время начали появляться работы, авторы которых стремятся применить знание свойств человеческой психики к решению экологической проблемы. Подобные тенденции отражены в трудах Д. Гибсона, С. Д. Дерябо и В. А. Ясвинав ряде статей И. К. Лисеева, Н. М. Смирновой, О. С. Суворовой, Л. В. Фесенковой, Е. Н. Шульги, Ю. В. Хен и др.

Целью диссертации является исследование роли и значения внерациональных форм сознания в формировании и принятии системы ценностейа на этой основе — выявление требований к процессу формирования и содержанию новой, экологически ориентированной системы ценностей.

Данная цель определила следующие основные задачи исследования:

1. Рассмотрение истории отношений человека к среде своего обитания.

2. Раскрытие взаимосвязи между различными формами сознания и определяемыми ими способами познания.

3. Анализ механизма формирования и смены парадигмальных концепций на материале развития науки и социума.

4. Демонстрация принципиального отличия новой, экологически ориентированной системы ценностей от прежде имевших место в истории человечества.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы всесторонности, развития, контекстуальности, общенаучные методы познания, и, прежде всего, системный подход. В диссертации широко использованы работы в области философии науки, социальной философии, психологии, культурологии, истории философии и другие работы отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна положений диссертации, выносимых на защиту. В ходе проведенного исследования получены следующие результаты:

— показано, что первопричина современных экологических трудностей состоит в несоответствии существующей системы ценностно-нормативных регулятивов реальным параметрам среды обитания человека;

— оптимизация отношений человека со средой его обитания связывается с формированием новой системы ценностей;

— утверждается, что значительную роль в формировании новой системы ценностей играют внерациональные формы сознания: желания, стремления, эмоции, чувства и т. п.;

— их роль становится определяющей при принятии или отрицании новой системы ценностей в качестве руководства к действию;

— показано, что несоответствие отношений человека со средой его обитания в известной мере обусловлено превалированием представлений о существовании некоторых абсолютных истин, достижение которых возможно только рациональным путем в отрыве от внерациональных форм сознанияпроводится мысль, что, предпочтение однозначности обусловлено изначально присущим всем живым существам стремлением к выживаниют.е. сохранению собственной целостности, однозначности, постоянства здесь и теперь;

— исходя из представления о том, что человек с одной стороны изменчив, как и все мироздание, а с другой ему присуще определенное постоянство, доказывается, что это постоянство заключается в перманентном процессе познания и творчества, составляющем суть человека;

— утверждается, что обеспечение постоянства процесса познания и творчества — залог выживания человека, ведь именно этот процесс обеспечивает то состояние изменчивости, без которой невозможно существование в постоянно меняющейся средепредставление об абсолютной однозначности бытия объясняется отсутствием у людей ощущения своего родства с мирозданием: микрокосма человека с макрокосмом Вселенной;

— обосновывается утверждение, что отрыв рациональных форм сознания и познания от внерациональных ведет к разрушению целостности процесса познания и творчестваи, следовательно, корни экологических трудностей кроются в неадекватном отношении человека к своему внутреннему миру;

— доказывается существование непосредственных связей между оптимизацией взаимодействия общества со средой обитания и обретением человеком своей внутренней целостности.

Практическое значение результатов исследования определяется возможностью их использования для выработки и формирования новой экологически ориентированной системы ценностей и превращения ее в норму практической деятельности.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на семинарах Центра био — и экофилософии ИФ РАН. Ряд идей нашел свое отражение в докладах диссертанта на XI Международной конференции по логике, методологии и философии науки (Обнинск, 1995 г.) — и конференции «Философия экологического образования» (Москва, 1996 г.), а также в трех публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы.

Результаты исследования, проведенного в данной работе, можно представить в виде следующих выводов: первопричина экологической проблемы заключается в несоответствии системы ценностей человека условиям среды его обитанияподобное несоответствие обусловлено забвением роли и значения внерациональных форм сознания для процесса познания и творчестваданное разрешение целостности процесса познания и творчества вызвано стремлением к обретению абсолютно однозначных истинза подобным стремлением стоит стремление человека к сохранению своей целостности и однозначности, т. е. выживанию, в условиях вечно изменчивого мирозданияно выживание человека невозможно без соответствующих с его стороны реакций на изменение мирозданияналичие подобных реакций может быть обеспечено только благодаря процессу познания и творчества во всей его целостностиподобная целостность невозможна без преодоления страха перед изменчивость мироздания, представляющимся воплощением неведомого и порождающим стремление к Абсолютувызывающие страх представление о неведомом возникло в результате утраты человеком ощущения своих взаимосвязей со всем мирозданием в процессе культурно-исторического развитияощущение взаимосвязи с мирозданием, возникающее в ходе познавательно-творческого процесса, порождало в человеке состояния внутренней гармонии, называемого счастьембез возрождения данного ощущения в совокупности со взаимообуславливающими его процессом познания и творчества, и состоянием внутренней гармонии невозможно создание новой, экологически ориентированной, системы ценностей и принятия ее в качестве руководства к действию, т. е. — выживание человечества.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. О природе и статусе перцептивного строя сознания //Философия науки. Выпуск МОСКВА, 1996 г., стр.22−48-
  2. Н.Т. Можно ли жить без формы? //Диалектика и материализм. МОСКВА, 1990 г., стр. 25−44-
  3. П.В., Панин A.B. Диалектический материализм. МОСКВА, 1987 г.-
  4. С.В. Экология: наука и область образования. СПб., 1994 г.-
  5. A.C. Античная философия. МОСКВА, 1985 г.-
  6. М.И. Эволюция биосферы. Л., 1984-
  7. П.П. Проблема рациональности на исходе XX века //Исторические типы рациональности. МОСКВА, 1996 г., т.2, стр. 4−23-
  8. Дж. Экология зрительного восприятия. МОСКВА, 1988 г.-
  9. ГиренокФ.И. Экология, цивилизация, ноосфера. МОСКВА, 1987 г.- Ю. Гиренок Ф. И. Экология: человек и природные системы. МОСКВА, 1990 г.-И.Гирусов Э. В. Система «общество природа». МОСКВА, 1976 г.-
  10. Э.В. Основы социальной экологии. МОСКВА, 1998 г.
  11. К. Холистски экологическая или механистическая картина мира //Исторические типы рациональности. МОСКВА, 1996 г., стр. 331−347-
  12. A.A. Социальная экология. МОСКВА, 1998 г.-
  13. A.A. Человек гармония — природа. МОСКВА, 1990 г.-
  14. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов на — Дону, 1996 г.-
  15. А. Творчество и свобода: Ст., эссе, записные книжки. МОСКВА, 1990 г.-
  16. Ф. Дао физики. МОСКВА, 1996 г.-
  17. Р.С. Биофилософия новое направление исследования 90−94 гг. //Биофилософия, МОСКВА, 1997 г.-
  18. Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. МОСКВА, 1995 г.-
  19. Carnap R. The logical of probability. Chicago. 1962 r.
  20. С.И., Холин Ю. Е. Дух воина: философия и практика дзен. КОСТРОМА, 1993 г.-
  21. П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. МОСКВА, 1922 г.-
  22. И.В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. МОСКВА, 1988 г.-
  23. Кун Т. Структура научных революций. МОСКВА, 1977 г.-
  24. И. Доказательства и опровержения. МОСКВА, 1967 г.-
  25. Лаэртский Диоген О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. МОСКВА, 1995 г.
  26. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995 г.-
  27. Леви-Стросс М. Первобытное мышление. МОСКВА, 1994 г.-
  28. Лем Ст. Если у человечества шанс (выступление на конференции X век. Глобальные проблемы человечества) //Комсомольская правда № 6, 12 июня 1993 г.-
  29. И.К. Философия жизни в новой парадигме культуры //Логика, методология, философия науки. МОСКВА-ОБНИСК, 1995 г., стр. 102 105-
  30. И.К. Современная биология и формирование новых регулятивов культуры (философский анализ), МОСКВА, 1995 г.-
  31. А.Ф. Античная философия, МОСКВА, 1989 г.-
  32. В.А. Взаимоотношения общества и природы как глобально-региональная проблема, МОСКВА, 1991 г.-
  33. Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. МОСКВА, 1989 г.-
  34. H.H. Человек и ноосфера. МОСКВА, 1990 г.-
  35. Ф. Воля к власти. МОСКВА, 1994 г.-38.0дум Ю. Экология: в 2 т., МОСКВА, 1986 г.-
  36. В.А. Возникновение и соперничество научных теорий. СВЕРДЛОВСК, 1990 г.-
  37. Ю.В. Экологическая альтернатива НТР. МОСКВА, 1987 г.-
  38. А. Человеческие качества. МОСКВА, 1987 г.-
  39. М. Личностное знание. МОСКВА, 1985 г.-
  40. К. Логика и рост научного знания. Избр. работы, МОСКВА, 1983 г.-
  41. Н.Ф. Концептуальная экология, МОСКВА, 1992 г.-
  42. Ruse М. Sociobiology and epistomology. Boston. 1995.
  43. Sattler R. Biophilosophy. New-York-Tokio1986.
  44. Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». МОСКВА, 1997 г.-
  45. B.C. и др. Научные революции в динамике культуры. МИНСК, 1987 г.-
  46. А.Д., Лось В. А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития проблемы и перспективы.бО.Федотова В. Г. Научные и вненаучные формы социального знания в историческом процессе. МОСКВА, 1987 г.-
  47. Л.В. Ценности в науках о жизни и биофилософия //Биофилософия, МОСКВА, 1997 г.-
  48. И.Г. Сочинения: в 2 т., СПб, 1995 г.-
  49. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. МОСКВА, 1992 г.
  50. Э. Бегство от свободы. МОСКВА, 1989 г.-
  51. И.Т., Загладин В. В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. МОСКВА, 1998 г.-
  52. М. Время и бытие. МОСКВА, 1993 г.-
  53. Хен Ю. В. Биофилософия и проблема смерти //Биофилософия. МОСКВА, 1997 г., стр. 35−42.
  54. В. Философия и экология. МОСКВА, 1994 г.-
  55. B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. МОСКВА, 1987 г.-
  56. А. Избранные произведения: в 2 т., МОСКВА, 1995 г.-
  57. E.H. Является ли эволюционная эпистемология новой научной парадигмой //Философия науки, МОСКВА, 1996 г., стр. 105 121-
  58. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени, МОСКВА, 1994 г.
Заполнить форму текущей работой