Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепция религии в социальной философии Эриха Фромма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С темой преодоления отчужденности тесно связано исследование концепции мессианского времени в творениях ветхозаветных пророков. Фромм выявил особую мировоззренческую установку этих мыслителей. Мир рассматривался ими не как существование без войны и вражды, но как состояние гармоничного единства всех людей между собой и природой, а мессианский период мыслился торжеством «спасения» посредством… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы концепции религии Э. Фромма
    • 1. 1. Специфика гуманистической парадигмы Э. Фромма
    • 1. 2. Предпосылки формирования учения о религии
    • 1. 3. Содержание и сущность концепции религии
  • Глава 2. " Исследования религиозных феноменов в трудах Э. Фромма
    • 2. 1. Социальная и психологическая детерминанты религии
    • 2. 2. Проблема отчуждения в религиозных традициях
    • 2. 3. Кризис современного общества и религии

Концепция религии в социальной философии Эриха Фромма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

концепции религии в социальной философии Эриха Фромма определяется тем, что сегодня перед отечественной философией и религиоведением, в частности, стоит сложная и весьма насущная задача переосмысления наследия многих ученых, как представителей западной, так и отечественной науки. Известные идеологические рамки затрудняли до недавнего времени объективный анализ многих концепций. Одно из наиболее проблематичных положений сложилось в сфере изучения религии, поскольку диктат государственного атеизма подавлял всякую попытку конструктивной оценки различных учений о религии.

Последнее десятилетие в нашей стране характеризуется небывалым подъемом интереса к различным религиозным системам. С одной стороны налицо прогресс свободы мысли и вероисповедания, с другой — некритичное отношение к религиозности вообще и конкретным религиозным доктринам. Это привело к одностороннему подходу, но уже с противоположных идеологических позиций. Поэтому на современном этапе развития социальной философии необходимо не только непредвзято анализировать те или иные учения о религии, но и, уважая право исследователя на альтернативное суждение, критически их оценивать.

Представляется своевременным обращение к творчеству известного философа, психоаналитика Э. Фромма (1900—1980), поскольку его социальная философия содержит продуктивный анализ проблем современной цивилизации, кризиса религии, предлагает пути совершенствования общественных отношений на основе идеалов гуманизма. Идеи философа могут способствовать углублению понимания общественных процессов, сущности религиозных феноменов, их места и роли в жизни общества.

Творчество Фромма многогранно. В его трудах затрагивается широчайшая проблематика от вопросов философской антропологии до футурологиче-ских проектов общественного развития. «Многоликость» Фромма как исследователя является главной трудностью при систематизации его учения, при попытках изложить последовательность его идей, их внутреннюю связь" , — отмечает П.С. Гуревич1. Религия же является одним из основных предметов исследования ученого. Воззрения Фромма на религию имеют концептуальный характер и важны для целостного понимания всей его социальной философии. В данном случае понятие «концепция» используется в качестве термина, указывающего на совокупность теоретических и методологических предпосылок, которые определяют практические исследования религии.

Центральное место в научных интересах Фромма на протяжении всей творческой жизни занимал человек. При этом человек рассматривался во всем богатстве своих проявлений и в первую очередь во всей широте социальных связей. Именно это обстоятельство — социальная направленность исследований — ставит религию в фокус внимания философа. «.Религиозная тема является одной из главных в творчестве Фромма» , — как справедливо указывается в научных публикациях. Без изучения концепции религии невозможно понимание социальной философии Фромма.

Философ посвятил религии несколько специальных исследований: «Развитие догмы Христа. Психоаналитическое исследование социально-психологической функции религии» (1930), «Психоанализ и религия» (1950), «Психоанализ и дзен-буддизм» (1960), «Догмат о Христе» (1963), «Вы будете как боги» (1966). В этих произведениях им разрабатывается собственная оригинальная концепция, основанная на социально-философских воззрениях, а также на его теории «гуманистического психоанализа». Необходимо добавить, что религиоведческие взгляды в той или иной мере присутствуют и во всех основных произведениях Э. Фромма, таких, как «Бегство от свободы» (1941), «Человек для самого себя» (1947), «Здоровое общество» (1955), «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976).

1 Гуревич П. С. Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема // Художественное произведение и личность / Под ред. Борева Ю. Б. — М., 1979. С. 179.

2 См. напр. Заводская И. Н. Эрих Фромм как историк тоталитаризма. —Томск, 1997. С. 57.

Современность ставит все новые задачи перед социальной философией. Развитие человеческой цивилизации порождает проблемы, которые сегодня принято называть глобальными. От того, как мы подойдем к их решению, во многом зависит будущее. И здесь актуальной оказывается философия Фромма, поскольку она ставит в центр исследований человека, основываясь на междисциплинарном, философско-психологическом подходе. Социальная философия немыслима без анализа отдельной человеческой личности, и это с очевидностью было показано Фроммом.

Степень разработанности темы диссертации. Творчество Фромма в отечественной науке изучается довольно широко. Опубликовано множество монографий, большое количество диссертаций защищено по самым разнообразным проблемам, связанным с наследием философа. Исследователей его творчества привлекали внимание в основном такие темы, как трактовка учения К. Маркса, ревизия психоанализа, социальная теория, критика индустриального общества, философская антропология, культурологическая и этическая проблематика.

В нашей стране, как и за рубежом, творчество Э. Фромма стало объектом исследования, начиная с конца 50-х годов XX в. Первые отечественные публикации носили характер острой критики в рамках разработки темы «развенчания реакционной сущности фрейдизма» (см. библиогр. 13- 14- 51- 92- 104- 108- 109- 153- 154- 157), что было обусловлено характерным для советской науки общим неприятием психоаналитической теории 3. Фрейда, развитием которой занимался Фромм. В то время еще только складывалось понятие неофрейдизма, не сформировалось общего мнения о классификации и представителях этого направления. Так, Г. К. Ашин называет неофрейдистами всех последователей психоаналитического учения после 3. Фрейда1. Однако уже Л. Н. Верченов указывает, что «неофрейдизмом принято называть особое направление ревизии классического психоанализа в отличие от попыток переосмысления последнего А.

Адлером и К. Юнгом" 1. Сегодня представителями этого психоаналитического движения принято считать Э. Фромма, К. Хорни, Г. Салливена, при этом традиционным стало причисление Э. Фромма к его лидерам .

В середине 60-х Эрих Фромм посещает нашу страну, общается с видными учеными, выступает с лекциями. К этому периоду относятся первые публикации трудов философа на русском языке. Это обстоятельство в числе прочих обусловило всплеск интереса к его творчеству, появилось большое количество аналитических работ, которые на многие годы определили отношение отечественных философов к Фромму (см. библиогр. 16- 50- 55- 63- 148- 149- 150). Центром внимания становится социальная теория, что понятно, если учесть общий пафос борьбы против западной идеологии. В этот период следует выделить публикации таких авторов, как С. М. Черкасов, Д. Н. Ляликов, JI.H. Верченов, которые сделали важные шаги к пониманию социальной философии Фромма.

В 70-е гг. было продолжено изучение наследия Фромма (см. библиогр. 26- 31- 32- 34- 43- 49- 58- 59- 70- 75- 95- 96- 155- 158). Были опубликованы такие обстоятельные труды, как «Критика неофрейдистской концепции Эриха Фромма» и «Неофрейдизм в поисках истины (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма) В. И. Добренькова, «Психоанализ и философия неофрейдизма» и «Психоанализ и американский неофрейдизм» В. М. Лейбина. В этих работах на более высоком уровне по сравнению с предыдущим периодом раскрывается философия мыслителя. Но при всех прочих достоинствах рассмотрению концепции религии в них уделяется крайне незначительное место.

Следующее десятилетие характеризуется весьма противоречивым отношением к Фромму. В одних публикациях выдерживается тон острой критики (см. библиогр. 15- 33- 41- 53- 67- 69- 77- 78- 97- 105- 106- 107), в других — уже появляется позитивная оценка его творчества (см. библиогр. 5- 17- 18- 19- 56;

1 Верченов Л. Н. Социальная теория Эриха Фромма. Научно-аналитический обзор. — М., 1980. С. 21.

2 См. Ляликов Д. Н. Неофрейдизм // Философская энциклопедия. — М., 1967.

3 См.: Фромм Э. Наш образ жизни делает нас несчастными // Литературная газета от 24.10.1964; Фромм Э. Наука, искусство, мир // Иностранная литература. 1965. — № 5- Фромм Э. Человек одинок // Иностранная литература. 1966. —№ 1.

80). Особую ценность представляет очерк JI.H. Верченова «Социальная теория Эриха Фромма», опубликованный непосредственно после смерти философа.

Начиная с 90-х годов XX в. отмечается новый этап роста интереса к этому оригинальному мыслителю (см. библиогр. 2- 4- 7- 21- 23- 24- 25- 27- 35- 36- 37- 38- 39- 42- 44- 45- 57- 60- 61- 62- 66- 68- 72- 74- 76- 79- 84- 87- 89- 93- 94- 99- 102- 103- 110- 152- 156). Темой научных публикаций все чаще становится гуманистическая парадигма социальной философии Фромма. Появляется большое количество переводов работ философа (к настоящему времени издано большинство его трудов1). При этом для современных публикаций характерна исключительно позитивная оценка творчества Фромма. Некритичное восприятие творчества этого ученого приводит к тому, что сегодня мы не встретим обоснованных замечаний в его адрес. Это обстоятельство обусловлено не столько особой неуязвимостью его философии, сколько апологетической тенденцией анализа западных теорий в наши дни.

Однако тема религии при всей своей важности для понимания философии Фромма чрезвычайно редко интересовала отечественных исследователей. Не существует ни одной полновесной монографической работы, посвященной концепции религии в творчестве Фромма. Лишь однажды была защищена диссертация, прямо соответствующая выбранной нами теме. В ней содержатся интересные суждения, которые необходимо учитывать при оценке учения философа. Эта работа опубликована при жизни Фромма, когда им еще не были написаны такие значимые произведения, как «Анатомия человеческой деструк-тивности» (1973), «Иметь или быть» (1976) и др. Этот факт, а также то, что критика концепции религии Фромма велась с позиций «догматического марксизма» наложили определенный отпечаток на исследование.

Кроме упомянутой работы, теме религии в творчестве Фромма были посвящены статьи A.A. Велика, A.A. Грачева, P.A. Зачепицкого, Н. Кабиловой,.

1 Необходимо отметить, что большинство переводов произведений Фромма не содержит необходимого аппарата комментариев и примечаний. Что обедняет научную ценность публикаций трудов философа и оставляет широкое поле деятельности по дальнейшему совершенствованию издания наследия Фромма.

2 Черненко В. А. Критика учения Эриха Фромма о религии". — М., 1970.

A.A. Кузнецова, И. И. Петрова, М. А. Поповой, З. А. Субботиной (см. библиогр. 5- 27- 41- 46- 53- 77- 80- 97).

Пренебрежение концепцией религии Фромма в советское время связано, по-видимому, больше с трудностями идеологического порядка. Если основатель психоанализа 3. Фрейд своей радикальной формулировкой сущности религии, как невроза, представлялся удобной мишенью для критики, то Э. Фромм не вполне удобен для критики из-за развитого им радикально-гуманистического подхода. Сокрушительная атеистическая критика трудов мыслителя затруднена, а потому многие его идеи, прозрения остаются за скобками даже фундаментальных исследований1. Как кредо советской науки можно привести слова И. Н. Букиной: «В противоположность буржуазной, марксистская психология религии призвана обслуживать практику атеистического воспитания». Иное положение складывается при обращении Фромма к наследию Маркса. Здесь — широкое поле для различных нападок со стороны ортодоксально настроенных марксистов. Действительно, как уже указывалось, львиная доля публикаций советских ученых о Фромме представляет обвинение в антимарксистской направленности его творчества3.

Необходимо признать, что в большинстве случаев западная наука, также как советско-российская, не уделила концепции религии Фромма должного внимания, хотя часто указывалось, что он является видным представителем психологии религии (гуманистического направления) наряду с Г. Олпортом и А. Маслоу4.

Западные ученые посвятили лишь несколько специальных статей рассматриваемой теме. Г. Сальвини видит в концепции человека у Фромма черты.

1 См. напр. Руткевич A.M. Психоанализ и религия. — М., 1987.

2 Букина И. Н. Современная буржуазная психология религии. (Критические историко-философские очерки) / Автореф. <.> к. ф. н. — Л., 1966. С. 16.

3 Об этом см. Сычев Ю. В. Философская антропология Э. Фромма // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995. С. 32. Телятникова Э. М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма // Вопросы эстетики и теории культуры. — М., 1989. С. 120.

4 WulffD. Psychological Approaches // Contemporary Approaches to the Study of Religion / Ed. Whaling F. — Berlin — New York — Amsterdam, 1985. Vol. 2. P. 24—25. христианства1. Б. Байт-Халлами обращает внимание на религиозные основания различий в подходах к психологии религии 3. Фрейда, Э. Фромма, Г. Оллпорта, Г. Зил бурга. X. Куглер трактует психотерапию Фромма как гуманистическую з л религию. Ф. Фридман пишет о проблеме Бога в творчестве Фромма. X. Лин-дингер обращает внимание на религиозно-этическое содержание психологии Фромма5, a JI. Поребски исследует религию и религиозность в концепциях духовно зрелой личности Э. Фромма и Г. Оллпорта6. При этом ни одной крупной монографической работы по учению о религии Фромма диссертантом обнаружено не было. Обычно рассмотрение выбранной нами темы включено в общий анализ всего творчества Фромма. Так, Дж. Шаар в монографии «Escape from auп thority» выделяет три основных направления в творчестве Фромма: анализ человеческой природы, истории и концепции будущего. Основное внимание уделяется здесь социальным и этическим воззрениям философа, критика сводится к обвинению в ненаучности исследований Фромма. Подобные утверждения представляются некорректными, поскольку некорректна сама постановка вопроса, что является «более научным» — социология или психоанализ. Более о взвешенная оценка творчества Фромма содержится в работе Д. Хаусдорфа. Анализируя концепцию Фромма в контексте ее истоков, автор приходит к выводу, что труды философа базируются на серьезном эмпирическом материале, содержат междисциплинарный подход к социальной проблематике, а также отличаются оригинальностью суждений. Заслугой Д. Хаусдорфа можно считать анализ практических религиоведческих исследований Фромма.

1 Salvini, G. Erich Fromm, umanista o cristiano anonimo? // Civilta cattolica. — Roma, 1985. — A. 136, quad. 3238. P. 357—362.

2 Beit-Hallahmi, B. Religiously based differences in approach to the psychology of religion: Freud, Fromm, Allport and Zilboorg // Advances in the psychology of religion. — Oxford etc., 1985. P. 18—33.

3 Kugler, H. Religiose Erfahrung — humanistisch und christilich // Stimmen der Zeit — Freiburg, 1985. — Bd 203, H. 2. S. 125—136.

4 Friedmann, F.G. Erich Fromm und die Frage nach Gott // Stimmen der Zeit — Freiburg, 1982. — Bd 200, H. 7. S. 435—448.

5 Lindinger, H. Gut und Bose: Zur religios-ethischen Thematik der Psychologie Erich Fromms // Ztschr. fur evangelische Ethik. — Gutersloh, 1986. — Jg. 30, H. 3. S. 307−316.

6 Porebski, L. Religia i religijnosc w koncepcjach dojrzalej osobowosci//Prace psychologiczne. — W-waKrakow, 1989. S. 53—72.

7 Schaar John H. Escape from autority. The Perspective of Erich Fromm. — N.Y., 1964.

8 Cm. Hausdorff D. Erich Fromm. —N.Y., 1972.

Примечательно, что многие западные ученые, исследовавшие творчество Фромма, различно трактуя сущность его учения о религии, указывают на попытку возрождения им тех или иных религиозных традиций (манихейства1, пе-лагианства2, адамитства3).

Отметим, что в настоящее время в большинстве российских учебников по религиоведению имя Э. Фромма ставится в ряду авторитетов психологии религии4. Этот факт, с одной стороны, указывает на признание научной ценности трудов философа, а с другой — приводит к необходимости углубленного изучения его наследия.

В свете вышеизложенного, а также на основе опыта самостоятельного анализа творчества Фромма, представляется актуальным более подробное и глубокое изучение концепции религии этого мыслителя, ее места и роли в социальной философии.

Цель настоящего исследования заключается в раскрытии содержания и критической оценке концепции религии Э. Фромма, выявлении значимых для социальной философии и религиоведения идей и подходов, разработанных философом.

В соответствии с целью диссертационной работы были поставлены следующие задачи исследования:

— раскрыть идейные истоки и особенности социальной философии Э. Фромма,.

— рассмотреть ключевые для понимания концепции религии категории социальной философии мыслителя,.

— определить предпосылки формирования учения Э. Фромма о религии,.

1 Friedenberg Е. Neo-Freudianism and Erich Fromm. — In: Psychoanalysis and contemporary American culture / Ed. a. introd. by Ruitenbeek H. — N.Y., 1964. P. 373—391.

2 Herberg W. Freud, the revisionists, and social reality. — In: Freud and the 20th century / Ed. by Nelson B. — ClevelandNew York, 1963. P. 143—167.

3 Manuel F. Toward a psychological history of Utopias. — Daedalus, Cambridge (Mass.), 1965, vol. 94, № 2. P. 293— 323.

4 См. напр. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. — М., 1998. С. 175—179- Основы религиоведения: Учеб. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др.- Под ред. И. Н. Яблокова. — М., 2000. С. 43—45- Рязанова Е. В. Психология религии // Введение в общее религиоведение: Учебник/Под ред. проф. И. Н. Яблокова. — М., 2001. С. 353—359.

— выявить содержание его исследований различных религиозных феноменов,.

— указать место и роль концепции религии в наследии философа.

Объект исследования — концепция религии в социально-философском наследии Фромма.

Предмет исследования: социально-философские и социально-психологические воззрения Фромма на сущность религии, а также его практические религиоведческие исследования.

Методология исследования. Разработка темы диссертации строилась на принципах диалектики, объективности, историзма, системного подхода, взаимообусловленности социального и индивидуального (психического), свободы морального выбора. Основным методом исследования явился текстуальный анализ произведений Фромма и посвященной его творчеству научной литературы.

Базой исследования явились работы Фромма, основоположника психоанализа 3. Фрейда, других психоаналитиков, современных западных, советских и российских критиков и комментаторов Фромма. Привлечены также работы по психологии, религиоведению, культурологии, политологии, социологии, этике. Новизна исследования:

— установлена идейно-теоретическая база учения Э. Фромма о религии;

— показана значимость для религиоведческих исследований философа категорий социального характера, любви и общественного нарциссизма;

— определены теория, методология и специфика его учения о религии;

— определены место и роль концепции религии в социальной философии Э. Фромма;

— раскрыто содержание концепции религии на примере практических исследований ученого.

Положения, выносимые на защиту. 1. Концепция религии является значимой частью социальной теории в гуманистической парадигме Э. Фромма и органически связана с социально-философскими и социально-психологическими представлениями мыслителя, выступающими в качестве теоретико-методологической основы религиоведческих исследований. Концепция религии Э. Фромма служит развитию и утверждению гуманистических идеалов его философии, целям познания человеческой личности, ее неотъемлемых потребностей.

2. Специфика концепции религии Э. Фромма заключается в том, что религия понимается им как общечеловеческий феномен, отражающий имманентную человеку потребность в мировоззрении и объекте поклонения. Религиозность интерпретируется Фроммом не в качестве отношения к сверхъестественному, а как установка, характеризующая отношение человека к миру реального. Поэтому понятия религии, религиозного опыта и религиозного отношения в концепции Фромма теряют свое традиционное значение, приобретая характер социально-философских категорий гуманистического содержания.

3. Анализ религиозных систем производится Фроммом в контексте изучения как отдельной личности, так и группы с позиции междисциплинарного подхода, интегрирующего методы социальной философии и социальной психологии. В основе конкретных религиозных систем лежит особая (часто неосознаваемая) психическая реальность, определяющая сущность и социальные функции религии. Эта реальность формируется на основе сложного взаимодействия социальной, экономической и политической организации общества, культурного контекста и психических процессов личности. Иными словами, сущность и содержание религии наиболее полно раскрываются при системном анализе как социокультурной среды, так и бессознательной области личности.

4. Практические исследования религиозных феноменов развивают социально-философскую критику современного западного общества, как общества с преобладанием отношений отчуждения, конформизма, авторитарности. В этом обществе широко распространены формы отчужденного поклонения «идолам» в виде государства, социальных институтов, материального достатка и т. п. Поэтому социальная философия Э. Фромма, значимым элементом которой является концепция религии, не теряет своей актуальности.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации (обобщения и выводы) могут быть использованы при чтении лекционных курсов, спецкурсов, проведении семинаров по социальной философии, религиоведению, истории философии, социальной психологии, а также при решении ряда задач, стоящих на современном этапе развития российского общества.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в выступлениях на научно-методических семинарах кафедры «Философии, культурологии и права» МГИУна международном форуме «Ритуальное пространство культуры», прошедшем в Санкт-Петербурге в 2001 г.- а также в печатных работах:

1. Характерология Э. Фромма в соотношении с индивидуально-типологическим подходом теории ведущих тенденций JI.H. Собчик // Сборник научных трудов (межвузовский). T. IV. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. — М., 2000. — 0,6 п.л.

2. Религия и общество: проблема гармонизации отношений // Ритуальное пространство культуры. Материалы международного форума 26 февраля — 7 марта 2001 г. — СПб, 2001. — 0,06 п.л.

3. Эрих Фромм о сущности религии // Образование, наука и производство: Межвузовский сборник научных трудов. T. IV. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — М., 2001. — 0,9 п.л.

4. Социально-психологический анализ раннего христианства у Эриха Фромма // Вестник МГИУ. Гуманитарная серия. — М., 2002. — Вып. 1. — 0,6 п.л.

5. Религиоведение: Учебно-методическое пособие. — М., 2001. — 18,0 п.л.

Структура диссертации. Поставленные автором цель и задачи исследования определили последовательность изложения материала и структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая включает в себя три параграфа), заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 176 наименований. Объем диссертации 155 печатных страниц, включая библиографию.

134 Заключение.

Концепция религии является значимой частью социальной теории в гуманистической парадигме Э. Фромма и органически связана с социально-философскими и социально-психологическими представлениями мыслителя, выступающими в качестве теоретико-методологической основы исследований. Иными словами, теория, методология и конкретные практические исследования подчинены единой цели гуманизации общества.

Концепция религии Э. Фромма служит, прежде всего, утверждению гуманистических идеалов, целям познания человеческой личности, как с философских, так и с психологических позиций, обосновывает существование неотъемлемых человеческих потребностей, от удовлетворения которых зависит развитие личности.

Вся социальная философия ученого направлена на выяснение факторов, определяющих качество существования индивида. Как гуманист Фромм утверждал, что возможно построение такого общества, в котором потребности человека не входили бы в противоречие с потребностями социума. Основанием же для этого, как он считал, могут послужить радикальные социальные, политические и экономические изменения.

Расширяя психоаналитическую теорию, Фромм признавал ведущую роль социальных факторов в процессе формирования личности. Анализируя условия существования человека в исторической перспективе, философ делал вывод о фундаментальных проблемах человеческой цивилизации наших дней, заключающихся в чувствах одиночества, бессилия, отчужденности и тревоги. Свобода и автономия, культивировавшиеся со времен эпохи Просвещения, привели по мысли Фромма, к утрате ощущения безопасности, требующей своей компенсации. Обретенная свобода, таким образом, обернулась восстановлением связей с обществом на основе подчинения и конформизма. Базовым конфликтом современности оказывается дихотомия выбора между свободой и безопасностью.

Рассмотрев взгляды Э. Фромма, лежащие в основе его гуманистической парадигмы, можно сделать вывод о том, что его социальная философия базируется на теории личности, которая включает концепции бегства от свободы, экзистенциальных потребностей, религии, типов характеров и нарциссизма. Особое значение в социальной философии Фромма имеют категории любви, отчуждения, социального характера. Спецификой же гуманистической парадигмы можно считать междисциплинарный подход, интегрирующий социальную философию и психологию. Исходя из этого, методологию исследований Фромма определяют социальная философия, общая психология, социальная психология и психоанализ.

Религия с раннего возраста играла большую роль в жизни Фромма. Традиционная религиозность семьи определила путь духовных исканий будущего философа. Несмотря на разрыв с иудаизмом и переориентацию на научную деятельность, интерес Фромма к религии не ослабевал до конца дней. Учение о религии явилось важной частью социальной философии мыслителя. Нельзя не признать, что, несмотря на отказ от конфессиональной принадлежности, философия Фромма часто оказывается под непосредственным влиянием конкретных религиозных систем, в частности, иудаизма и буддизма.

Другое значительное влияние на формирование Э. Фромма как философа было оказано К. Марксом. Как и всякий самостоятельный мыслитель, Фромм принимает его наследие избирательно, в соответствии с личными мировоззренческими предпочтениями. То, что усвоено Фроммом из Маркса укладывается в рамки гуманистической философии. Тем не менее, при своей широте эта тема не отражает всей полноты наследия Маркса. В отношении религии Фромм демонстрирует неординарную трактовку учения Маркса. Связывая отчуждение с поклонением кумирам, философ настаивает на том, что Маркс выступал не против религии как таковой, а против идолопоклонничества, процветающего в тех или иных религиозных традициях.

Определяющей же фигурой для формирования философии Фромма является основатель психоанализа Фрейд. Психоанализ Фромма (или «гуманистический психоанализ», как он сам называл собственное направление) является оригинальной системой с ярко выраженной социальной направленностью. Эта особенность приводит философа к анализу социальной обусловленности психической жизни, в частности, к выявлению роли социальных и психических факторов в феномене религии. Таким образом, наследие Фромма представляет собой единство социальной философии и психоаналитической теории.

Выявив идейно теоретические влияния на концепцию религии Фромма необходимо определить ее основные положения, которые сводятся к следующему.

Религия представляет собой выражение экзистенциальной потребности в системе ориентации и объекте поклонения.

— В основе конкретных религиозных систем лежит неосознаваемая мотивация, которая формируется на основе сложного взаимодействия социальной, экономической и политической организации общества, культурного контекста и психических процессов личности.

Сущность и содержание религии наиболее полно раскрываются при системном анализе как социокультурной среды, так и бессознательного мира личности. Анализ религиозных систем должен производиться в контексте изучения личности и группы с позиции междисциплинарного подхода, интегрирующего методы социальной философии и социальной психологии.

— Религия является той сферой, в которой может культивироваться или подавляться свобода, любовь, самосовершенствование. Философ критикует религию за то, что она, превращаясь в бюрократическую организацию, способствует отчуждению, усилению чувств одиночества и бессилия. Но в целом в религии, по мнению Фромма, содержится весомый гуманистический потенциал.

Сильной стороной социальной философии Фромма следует признать анализ влияния социума на формирование личности. В частности, общество ограничивает индивида посредством «социальных фильтров», т. е. не позволяет проявиться импульсам, несоответствующим нормам данного общества. Поэтому формирование религиозного сознания так же зависит от влияния общества, определяющего степень осознания истинных мотивов человеческого поведения.

Определив содержание концепции религии Фромма, необходимо критически ее оценить по критериям верифицируемости, эвристической ценности, внутренней согласованности, широте охвата, функциональной значимости. В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что концепция религии Фромма не может быть оценена однозначно. Проигрывая по критериям верифицируемости и эвристической ценности, она находится в более выигрышном положении, исходя из критериев внутренней согласованности, широты охвата и функциональной значимости.

Религия интересует философа, прежде всего, для целей раскрытия гуманистического аспекта жизни человека и общества. Способствует ли она или препятствует развитию личности, преодолению отчуждения, одиночества и тревоги. Религия, понимаемая как потребность в системе ориентации и объекте служения, представляется Фромму неотъемлемой частью мира личности. Поэтому именно религия оказывается в центре его внимания при анализе социально-философской проблематики.

Особое значение в концепции религии Фромма имеют типология религии, категории социального характера, религиозной любви и общественного нарциссизма, которые выводят исследования на социально-философский уровень.

Теоретико-методологической базой концепции религии ученого является в первую очередь собственная социальная философия, в центре которой стоит теория личности, а также оригинальная психоаналитическая концепция. Спецификой же его учения о религии необходимо признать междисциплинарный философско-психологический подход и расширительную трактовку религии.

Обращение к эмпирической базе концепции религии Фромма позволило конкретизировать ее основные теоретические положения.

Социально-психологический анализ раннего христианства приводит Фромма к следующим выводам. Изменения в психологии людей обусловлены социальными детерминантами, т. е. психическая реальность может рассматривается только в единстве с социальными условиями существования. Важным элементом в анализе религиозного учения выступает бессознательное, а изменения христианской теологии в первые три века новой эры обусловлены именно изменениями в бессознательной сфере. Бедственное социально-экономическое положение угнетенных масс привело к классовой вражде, революционным настроениям и появлению мессианских фантазий. Фигура Бога-Отца приобрела в такой ситуации психологически оправданный двойственный характер (позитивно-негативный). Теологическая концепция Иисуса Христа эволюционировала от утверждения, что Иисус не был Богом от рождения до признания Иисуса Богом от начала. Первый взгляд отражал психологические реалии первых лет зарождения христианства (ненависть к Богу-Отцу, желание заместить его человеком, ставшим Богом, и идентифицироваться с ним). Второй взгляд указывал на утрату надежд на реальные социально-экономические изменения, что привело также к появлению концепции загробного воздаяния, которая несла важную функцию успокоения. Идентификация с распятым Богом позволила решить психологическую проблему искупления вины за ненависть к Богу. Следующим этапом развития теологических воззрений стало исчезновение эсхатологических ожиданий и принятие веры в уже свершившееся спасение, как решения существующих проблем.

Важной особенностью исследования Фромма раннего христианства явилось его социально-психологическая составляющая. Своим исследованием Фромм вскрывает глубокие пласты религиозной психологии, с достаточной ясностью показывает взаимосвязь социального и индивидуально-психологического. Подход Фромма, интегрирующий социальную философию и психоанализ, оказался способным пролить свет на тонкости развития христианской догматики.

В дальнейшем Фромм переходит к анализу протестантизма. Крах средневековой системы отношений, по мысли философа, привел к тому, что индивид оказался в одиночестве и изоляции. Новая свобода принесла ему чувство бессилия. Протестантизм выразил чувство ничтожности и разрушил традиционную иудео-христианскую веру в Бога как источника любви и милости. Человек под влиянием идей Реформации научился презрению и недоверию к себе и другим, он стал средством достижения целей внешних сил. «Новые чувства бессилия и ничтожности казались естественными, создавалось впечатление, будто эти чувства происходят из низменных качеств человека, будто он должен испытывать эти чувства» 1.

Новые религиозные доктрины не только явились выражением чувств рядовых представителей общества, но и развили, усилили эти чувства, приведя их в систему. Новый характер, сформированный протестантизмом, явился основой развития капитализма, поскольку в нем человек сам стремится к труду и готов превратить свою жизнь в орудие для достижения экономического роста.

Фромм показал, что религии укоренены в условиях социального бытия человека. Психическая реальность, важным элементом которой выступает бессознательное, может рассматривается только в единстве с социальными условиями существования. Общество формирует социальный характер и определяет тем самым восприятие тех или иных религиозных идей.

Важное место в наследии Фромма занимают труды, посвященные проблемам отчуждения и иллюзий в религии, которые раскрываются философом на примерах иудаизма и буддизма. Фромм показывает, что в их основе лежит базовая установка на освобождение от иллюзий существования и отчужденности.

В религиозном мировоззрении дзен-буддизма Фромм видит, прежде всего, гуманистический призыв к отказу от иллюзий человеческого сознания, власти авторитета, отчужденности. Дзен-буддизм для ученого — рациональная религиозная система, указывающая путь реализации истинных человеческих потенций.

С темой преодоления отчужденности тесно связано исследование концепции мессианского времени в творениях ветхозаветных пророков. Фромм выявил особую мировоззренческую установку этих мыслителей. Мир рассматривался ими не как существование без войны и вражды, но как состояние гармоничного единства всех людей между собой и природой, а мессианский период мыслился торжеством «спасения» посредством самореализации человека. Таким образом, Фромм указал, что цели пророков лежат в области этической проблематики. Самостоятельность и ответственность человека при выборе моральных альтернатив определяет для ветхозаветных проповедников степень развитости человека. Показателем же этического совершенства может служить степень преодоления отчужденности в отношении к объекту поклонения, которым может стать даже Бог, если ему поклоняться как идолу. В таком понимании идолопоклонства Фромм видит важность и уникальность концепции ветхозаветных пророков.

Исследованием концепции ветхозаветных пророков Фромм иллюстрирует важное положение своей концепции, что религии имеют в своей основе общечеловеческую реальность. Иными словами, религии базируются на этике и рациональном мировосприятии, поскольку несут в себе осознание истинных человеческих потребностей и предлагают путь их удовлетворения. Religio понимается Фроммом как чувство связанности с миром, неотчужденное мировосприятие на основе любви и творческого труда.

Тема кризиса современного общества прослеживается на протяжении всего творчества Фромма. В своих трудах философ раскрывает истоки и сущность кризиса, показывает пути его преодоления. В основе кризиса, как считает Фромм, лежит установка всего западного общества на «максимальное производство материальных благ и их распределение» 1. Личность в таком обществе приобретает характер пассивной частицы, хотя и вполне довольной своим существованием. Мы, указывает Фромм, стоим перед опасностью утраты контроля над общественной системой, нами самими выстроенной. Приобретенное посредством прогресса технологии господство над природой привело к отвлечению от исконно человеческих переживаний.

Кризис усмотрен Фроммом и в религиозных традициях Запада. Вера стала поверхностной и по сути материалистической, поскольку объектом поклонения сегодня все чаще становятся светские институты, структуры власти, символы и т. п. В религии современный человек ищет спасение от одиночества, отчужденности, ищет спасение в конформистском стремлении подчиниться (в данном случае воле бога). Истинно же человеческой Фромм считает такую позицию, в основе которой лежит любовь и вера в собственные силы, опора в решении задач, прежде всего, на себя самого.

Вера в Бога для Э. Фромма второстепенна перед вопросом об идолопоклонстве, поскольку последнее рассматривается в широком смысле, как поклонение лидерам, государственным институтам, народу, производству, закону, изготовленным самим человеком предметам. Можно сказать, проблема идолопоклонства для Фромма тождественна проблеме отчуждения. Поклонение идолу отчуждает от человека часть его сил, возможностей, умений, поскольку в этом случае человек переносит свои достоинства на предмет поклонения.

Психологическая реальность такова, считает Фромм, что в понятии Бога нет никакой необходимости, поскольку основа для любви, нежности, сострадания, заинтересованности, ответственности заключена в нас самих. Понятие Бога в таком случае не более чем поэтический символ, отражающий трансцендентный выход из оков собственного «Я» для достижения истинной свободы. Не опустошать себя, передавая все свои лучшие качества божеству, но реализо-вывать свои человеческие потенции — вот выбор, который должен сделать человек, утверждает Фромм.

Потребность в системе ориентации Фромм определяет как базовую в человеческой личности. При этом человечество выработало универсальный ответ на эту потребность — подчинение сильному лидеру, авторитету. В отказе от конформизма, в культивировании способностей личности, преодолении отчуждения Фромм видит возможность гуманистического развития общества.

Итак, практические исследования ученого, базирующиеся на социально-философской и психоаналитической теории и методологии — логичное завершение оригинальной концепции религии. Труды Фромма, на основе богатого эмпирического материала, раскрывают механизмы взаимовлияния общества и индивидуальной психологии, на примерах исторических форм религии, ставят задачи преодоления отчуждения, авторитарности, конформизма.

В целом, практические исследования религиозных феноменов используются Фроммом для социально-философского анализа проблем современной цивилизации, обоснования возможностей построения истинно гуманистического общества. Религия интересует ученого лишь в той степени, в какой она может послужить источником развития гуманизма, утверждения ценности личности, преодоления ограниченности человеческого существования.

Творчество Фромма интересно, по нашему мнению, тем, что философ показал, что отчужденные формы поклонения, независят от своего предмета, будь то идол, Бог в роли идола или светский институт. Как указывает Л. В. Скворцов, после известных событий октября 1917 года «освящение самодержавной власти трансформируется в культ генеральных секретарей» 1. Таким образом, исследования религии Фромма позволяют понять истоки появления именно в XX веке (как веке самом секуляризованном) тоталитарных режимов. Иррациональная страсть человека к поклонению с необходимостью переносится с религиозного объекта на светский.

За рамки настоящего исследования были вынесены такие темы как символизм религиозных образов в снах, мифах и сказкахпроблемы происхождения религии и ее ранней матриархальной стадиипсихологическая проблема вины в ее религиозной форме, которые адресуются следующим поколениям исследователей творчества Фромма. Скворцов Л. В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание: Избр. тр. / РАН. ИНИОН. — М., 2000. С. 205.

Фромм верил в Человека, в его гуманистический потенциал и делал все, чтобы его возможности реализовались. Этим и обусловлен интерес Фромма к религии, поскольку в ней он видел могучую силу способную возродить истинно человеческое в каждой личности. Однако религия для Фромма не является исключительно положительным феноменом. В своих работах он ясно показал, как внутри различных религиозных систем развиваются и негативные тенденции, разрушающую человеческую природу.

Подводя итог проделанной работе, выразим надежду, что изучение социально-философского наследия Эриха Фромма будет способствовать развитию гуманизма, позволит по-новому взглянуть на проблемы современной цивилизации, поскольку наследие этого ученого несет в себе потенциал света, добра и правды о человеке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. — Новосибирск, 1983.
  2. С.Н. В круге либерально-космополитических идей: «Искусство любить» Эриха Фромма // Культура на пороге III тысячелетия. — СПб., 1996.
  3. Г. К. Основные направления буржуазной социологии. — М., 1960.
  4. .Ж. Проблема человека в философской концепции Эриха Фромма // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  5. A.A. Психология религии Э. Фромма и А. Маслоу // Религии мира. — М, 1989.
  6. H.A. Мое философское миросозерцание // Бердяев H.A. о русской философии. — Свердловск, 1991.
  7. .Н. Эрих Фромм: «Нам нужна гуманистическая наука о человеке» // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  8. P.M. Космическое сознание. — М., 1995.
  9. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. —М., 1980.
  10. Бонгард-Левин Г. М., Герасимов A.B. Мудрецы и философы Древней Индии. — М., 1975.
  11. И.Н. Современная буржуазная психология религии. (Критические историко-философские очерки) / Автореф. дисс.. к. ф. н. — Л., 1966.
  12. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. проф. И.Н. Яблоко-ва. — М., 2001.
  13. Е.М. Борьба зарубежных коммунистических партий против реакционной буржуазной философии и ревизионизма. — М., 1960.
  14. Е.М. Борьба зарубежных марксистов против фрейдизма и неофрейдизма // Филос. науки. 1961. — № 1.
  15. H.A. Концепция «продуктивной ориентации» Э. Фромма // Критика современной буржуазной философии. — М., 1982.
  16. JI.H. Критика социальной теории Эриха Фромма — М., 1969.
  17. JI.H. Социальная теория Эриха Фромма. — М., 1980.
  18. JI.H. К анализу глобальных проблем: (Э. Фромм о загрязнении духовной среды) // Марксизм-ленинизм и глобальные проблемы современности: (В свете решений XXVI съезда КПСС). Материалы Всесоюз. симпоз.1. М., 1983.
  19. JI.H. Человек и общество: антропологическая интерпретация общественного развития Эрихом Фроммом // Современные буржуазные теории общественного развития. —М.Д984.
  20. JI.H. Предостережения Эриха Фромма // Коммунист. — М., 1990.16.
  21. В.М. Э. Фромм о неосознанном в культуре // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  22. JI. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. — М., 1999.
  23. .Л. Эрих Фромм о воспитании // Сов. педагогика. — М., 1991. — № 11.
  24. A.C. Социально-биологические проблемы человека в философии Эриха Фромма // Проблема прогресса в свете социальных и природных процессов. — М., 1990.
  25. A.A. Будущее человека. Теоретические искания Эриха Фромма // Человек как космический феномен. — Ижевск, 1993.
  26. Н.Ф. Философско-эстетические концепции неоэкзистенциализма и неофрейдизма и их отражение в драматургии США и Англии. — М., 1972.
  27. A.A. Жизненные ориентации человека в психологии и религии // Религиозная культура и образование. — Курган, 1996.
  28. П.С. Антропологизм Эриха Фромма как эстетическая проблема // Художественное произведение и личность / Под ред. Борева Ю. Б. — М., 1979.
  29. П.С. Философская антропология Э. Фромма // Филос. науки. — М., 1990. — № 8.
  30. В.И. Социологическая концепция Эриха Фромма. — М., 1969.
  31. В.И. Критика неофрейдистской концепции Эриха Фромма. — М., 1972.
  32. В.И. Неофрейдизм в поисках истины (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма). — М., 1974.
  33. К. «Рационализм» Э. Фромма // Материалы сессии проблемного семинара молодых философов, посвященной критике буржуазной философии, 18−19 мая 1982 г. — Тбилиси, 1982.
  34. Л.П. Концепция человека в американском неофрейдизме (критич. анализ теорий Хорни, Салливена, Фромма). — Вильнюс, 1977.
  35. Д.Т. Философско-антропологическая дихотомия в трактовке «Природы человека» Э. Фромма // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. —М., 1995.
  36. М.С. Психоаналитическая социология о сущности и перспективах развития человеческого общества (Фрейд, Маркузе, Фромм). — М., 1993.
  37. И.Н. Проблема взаимоотношений личности и общества в концепции Эриха Фромма // Новокузнец. гос. пед. ин-т. — Новокузнецк, 1995.
  38. И.Н. Теоретико-методологические основы исторических воззрений Эриха Фромма // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. — Кемерово, 1996. —Вып.2.
  39. И.Н. Эрих Фромм как историк тоталитаризма. — Томск, 1997.
  40. Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. — М., 1966.
  41. P.A. Критический анализ «фрейдо-марксизма» // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — М., 1982. Т.82. — Вып. 1.
  42. H.A. Эрих Фромм о социальном характере масс и его типах // История. Общество. Личность. — Саратов, 1993.
  43. Вл.Б. Фрейдизм и неофрейдизм в критическом освещении // Кри-тич. анализ некоторых теорий и концепций в медицине буржуазных стран. — М&bdquo- 1972.
  44. М.В. Экзистенциальная антропология Эриха Фромма // Редкол. журн.: Вестн. Санкт-Петербург, гос. ун-та. Сер.: Философия. — СПб., 1992.
  45. Ю.В. Значение гуманистической парадигмы Э. Фромма для критического анализа постиндустриального общества // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  46. Н. Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм о религии и человеке // Коммунист Таджикистана. — Душанбе, 1990. — № 12.
  47. A.C. Антиреволюционность под вывеской революции // Науч. докл. высш. школы. Науч. коммунизм. — М., 1980. — № 5.
  48. М.С. Социокультурная психоаналитическая антропология: (Ист,-филос. анализ). —М., 1993.
  49. К.Б. Марксистская критика психоанализа. — М., 1976.
  50. В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. — М., 1983.
  51. A.A. Современная буржуазная социология и религия: иллюзии и действительность. (А. Тойнби, Э. Фромм) // Научно-атеистические исследования в музеях. Сб. науч. тр. — Л., 1984.
  52. В.А. Неофрейдизм и проблема человека. (Критика идейно-методологических основ теории «гуманистического» психоанализа Э. Фромма). —Киев, 1968.
  53. .А. Гуманистическая утопия Э. Фромма // Вопр. филос. 1983. — № 2.
  54. Н.В. Концепция психологически разумного общества Эриха Фромма. —М., 1997.
  55. В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977.
  56. В.М. Психоанализ и американский неофрейдизм: (Ист.-филос. анализ фрейдизма). — М., 1979.
  57. O.A. Гуманистический психоанализ Э. Фромма о свободе и самоопределении личности // Санкт-Петербург, гос. акад. культуры. — СПб., 1994.
  58. O.A. Культура и личность в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма / Автореф. дис.. канд. филос. наук. Санкт-Петербург, гос. акад. культуры. — СПб., 1994.
  59. К.Н., Грибанин A.B. Западная философская антропология. От Фейербаха к Фромму. — Екатеринбург, 1994.
  60. Д.Н. Неофрейдизм // Философская энциклопедия. — М., 1967. Т.4.
  61. Д.Н. Психоанализ и проблемы современного буржуазного общества: (Психоаналитики об угрозе атомной войны). —М., 1985.
  62. А. История религии. В 7-и т. — М., 1992. Т.З.
  63. Э.Я. Концепция культуры Э. Фромма // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  64. Л.Н. К вопросу об эволюции современного неофрейдизма // Критика современной буржуазной философии. — М., 1982.
  65. В.И. Проблемы самореализации индивида в социально-философской концепции Э. Фромма // Пробл. философии. — Киев, 1990. — Вып. 86.
  66. Г. М. Некоторые методологические проблемы критики современных буржуазных концепций свободы // Методологические проблемы современной науки. — Ярославль, 1980.
  67. А.И. Этика Эриха Фромма (критич. анализ). — Вильнюс, 1975.
  68. В.И. Проблемы морали в неофрейдизме // Вестн. БГУ. Сер. 3. 1980,—№ 2.
  69. С.Ф. Э. Фромм как мыслитель и критик современной цивилизации // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  70. Основы религиоведения: Учеб. /Ю.Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др.- Под ред. И. Н. Яблокова. — М., 2000.
  71. А.П. Проблемы этики в гуманистическом психоанализе Эриха Фромма // Культура и политика в современном мире. — Архангельск, 1990.
  72. Т.А. Критика методологии ортодоксального и «гуманистического» психоанализа по вопросу о соотношении индивида и общества. — М., 1976.
  73. Е.Л. Эрих Фромм и Франкфуртская школа // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  74. И.И. Социальный прогресс и выживание: новые тенденции в буржуазной идеологии // Вопр. филос. 1983. — № 2.
  75. Т.Д. Общественно-политические иллюзии психоанализа и мифологическая «революция» Э. Фромма // Киев. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. — Киев, 1984.
  76. А.И. Фромм о единстве и различии взглядов Фрейда и Маркса на человеческую природу // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  77. М.А. Фрейдизм и религия. — М., 1985.
  78. В. Психология масс и фашизм. — СПб.-М., 1997.
  79. В. Сексуальная революция. — СПб.-М., 1997.
  80. В. Функция оргазма. — СПб.-М., 1997.
  81. С.Д. Решение Фроммом проблемы человеческого существования // Сам. гос. ун-т. — Самара, 1994.
  82. Дж. Фрейдизм и неофрейдизм // Проблемы мира и социализма. 1971,—№ 11.
  83. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. — М., 1998.
  84. Е.Е. Философские основания творчества Эриха Фромма. — СПб., 1995.
  85. A.M. Психоанализ и религия. — М., 1987.
  86. В.И. Иметь или не иметь? // Филос. науки. — М., 1991. — № 11.
  87. А.П. Эзотерический буддизм. —М., 1995.
  88. JI.B. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание: Избр. тр. РАН. ИНИОН. — М., 2000.
  89. A.B. Послесловие к ich. Г. Уэллса Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. — М., 1968.
  90. П.П. Э. Фромм как реформатор гуманистической этики // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  91. JI.A. Концепция социального характера Э. Фромма и особенности русского национального характера // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. —М., 1995.
  92. З.А. Эрих Фромм и его программа социальных преобразований современного капиталистического общества. — М., 1978.
  93. З.А. Проблема взаимодействия человека и техники в социальной философии Эриха Фромма (критич. анализ). — М., 1978.
  94. З.А. Теоретическая несостоятельность «новой» религии Эриха Фромма // Актуальные проблемы научно-атеистического воспитания молодежи. — М., 1984.
  95. Д. Лекции о дзен-буддизме // Фромм Э., Судзуки Д., де Мартино Р. Дзен-буддизм и психоанализ. — М., 1997.
  96. Ю.В. Философская антропология Э. Фромма // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  97. К.Е., Кельнер М. С. Фрейдо-марксизм о человеке. — М., 1989.
  98. Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма // Вопросы эстетики и теории культуры. — М., 1989.
  99. Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности // Соц. исслед. — М., 1992. — № 6.
  100. Т.Г. Любовь, человеколюбие, милосердие. (Размышляя о работе Э. Фромма «Искусство любить») 7/ Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  101. А.И. Эрих Фромм в оковах иллюзий // Вопр. филос. 1964. — № 10.
  102. Г. А. Философская эволюция Э. Фромма // Отражение общественных процессов в категориях философской науки. — М., 1985.
  103. A.B. Проблема мотивации поведения личности в неофрейдистской этике: (Человек, мораль, потребности в философско-этической концепции Эриха Фромма). — М., 1981.
  104. Г. Фрейдизм и его современные реформаторы // Вопр. филос. 1959. — № 12- I960, —№ 1.
  105. Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму. — М., 1968.
  106. И.А. Гипотеза «аксиальной некрофилии» (по следам произведений Э. Фромма) II Вестн. Тамбов, ун-та. Сер.: Гуманит. науки. — Тамбов, 1998, — Вып. 2.
  107. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности // 3. Фрейд «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2-х т. — Тбилиси, 1991. Т. 2.
  108. Э. Методика и функции аналитической социальной психологии. (Заметки о психоанализе и историческом материализме) // Фромм Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000.
  109. Э. Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии // Фромм Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000.
  110. Э. Теория материнского права и ее значение для социальной психологии // Фромм Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000.
  111. Э. Бегство от свободы // Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998.
  112. Э. Секс и характер // Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998.
  113. Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.
  114. Э. Современное положение человека // Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.
  115. Э. Революционный характер // Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.
  116. Э. Концепция мира у ветхозаветных пророков // Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.
  117. Э. Мужчина и женщина. — М., 1998.
  118. Э. Медицина и этическая проблема современного человека // Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998.
  119. Э. О пределах и опасностях психологии // Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998.
  120. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. — М., 1989.
  121. Э. Сказки, мифы, сны // Фромм Э. Душа человека. — М., 1998.
  122. Э. Здоровое общество // Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998.
  123. Э. Искусство любить. Исследование природы любви. — М. 1990.
  124. Э. Психоанализ — наука или партийное направление // Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998.
  125. Э. Психоанализ и дзен-буддизм // Э. Фромм, Д. Судзуки, Р. де Мартино. Дзен-буддизм и психоанализ. — М., 1997.
  126. Э. Концепция человека у Маркса // Фромм Э. Душа человека. — М., 1998.
  127. Э. Может ли человек преобладать // Фромм Э. Ради любви к жизни. — М., 2000.
  128. Э. Из плена иллюзий // Фромм Э. Душа человека. — М., 1998.
  129. Э. Догмат о Христе. — М., 1998.
  130. Э. Душа человека. — М., 1998.
  131. Э. Революция надежды // Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993.
  132. Э. Модель человека у Фрейда и его социальные детерминанты // Фромм Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000.
  133. Э. Кризис психоанализа. Эссе о Фрейде, Марксе и социальной психологии // Фромм Э. Кризис психоанализа. — СПб., 2000.
  134. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994.
  135. Э. Иметь или быть? // Фромм Э. Психоанализ и религия- Искусство любить- Иметь или быть? — Киев, 1998.
  136. Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. — М., 2000.
  137. Э. Ради любви к жизни. — М., 2000.
  138. Р. Эрих Фромм: страницы документальной биографии // Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998.
  139. Дж. Б. Невротик его среда и внутренний мир. — М., 1957.
  140. Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 2002.
  141. С.М. Истинная сущность неофрейдизма. — Л., 1966.
  142. С.М. Социальная философия неофрейдизма. — Л., 1967.
  143. В.А. Политическая философия и экономические взгляды Эриха Фромма. —Л., 1969.
  144. В.А. Критика учения Эриха Фромма о религии. — Л., 1970.
  145. Г. Д. Э. Фромм о проблеме личности и общества // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  146. К.А. Психоанализ и вопросы морали. — М., 1963.
  147. К.А. Этика без морали. — М., 1964.
  148. Г. Х. К критике методологических основ фрейдизма, неофрейдизма и психосоматической медицины // Критический анализ некоторых теорий и концепций в медицине буржуазных стран. — М., 1972.
  149. А.Н. Проблемы демократии в трудах Э. Фромма // Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. — М., 1995.
  150. Е.В. Фрейдизм // Современная психология в капиталистических странах. — М., 1963.
  151. Л. Очерк концепции Фромма // Вопр. филос. 1970. — № 6.
  152. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. — М., 1994.
  153. Н.С. Проблема соотношения человека и общества в американском неофрейдизме. — М., 1986.
  154. Н.С. Критический анализ концепции человека и общества в философии Э. Фромма // Социальная активность: проблемы методологии: (Сборник). — М., 1984.
  155. Beit-Hallahmi В. Religiously based differences in approach to the psychology of religion: Freud, Fromm, Allport and Zilboorg // Advances in the psychology of religion. — Oxford etc., 1985.
  156. Bloch E. Atheism in Christianity. —New York, Seabury Press, 1972.
  157. Hausdorff D. Erich Fromm. — N.Y., 1972.
  158. Herberg W. Freud, the revisionists, and social reality. — In: Freud and the 20th century / Ed. by Nelson B. — Cleveland- New York, 1963.
  159. Friedenberg E. Neo-Freudianism and Erich Fromm. — In: Psychoanalysis and contemporary American culture / Ed. a. introd. by Ruitenbeek H. — N.Y., 1964.
  160. Friedmann, F.G. Erich Fromm und die Frage nach Gott // Stimmen der Zeit. — Freiburg, 1982. — Bd 200, H. 7.
  161. Fromm E., Maccoby M. Social Character in Mexican Village. Englewood Cliffs. — N.J., Prentice-Hall, 1970.
  162. Fromm E. You shell by as Gods. — New York, Holt, Rinehart and Winston, 1966.155
  163. Kugler, H. Religiose Erfahrung — humanistisch und christilich // Stimmen der Zeit. — Freiburg, 1985. — Bd 203, H. 2.
  164. Lindinger, H. Gut und Bose: Zur religios-ethischen Thematik der Psychologie Erich Fromms // Ztschr. fur evangelische Ethik. — Gutersloh, 1986. — Jg. 30,1. H. 3.
  165. Manuel F. Toward a psychological history of Utopias. — Daedalus, Cambridge (Mass.), 1965, vol. 94. № 2.
  166. Porebski, L. Religia i religijnosc w koncepcjach dojrzalej osobowosci // Prace psychologiczne. — W-wa- Krakow, 1989.
  167. Salvini, G. Erich Fromm, umanista o cristiano anonimo? // Civilta cattolica. -Roma, 1985. a. 136, quad. 3238.
  168. Schaar John H. Escape from autority. The Perspective of Erich Fromm. — N.Y., 1964.
  169. Wulff D. Psychological Approaches // Contemporary Approaches to the Study of Religion/Ed. Whaling F. — Berlin New York — Amsterdam, 1985. Vol. 2.
Заполнить форму текущей работой