Образ как категория диалектико-материалистической гносеологии
![Диссертация: Образ как категория диалектико-материалистической гносеологии](https://niscu.ru/work/2478603/cover.png)
Основная цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать, исходя из марксистско-ленинской трактовки сознания и его форм как субъективных образов объективной реальности, всеобщие признаки образа в гносеологическом смысле и показать применимость категории образа к различным фордам сознания, включая и те, которые до сих пор не бшш предметом гносеологического анализа с вышеуказанных позиций… Читать ещё >
Содержание
- 1. Введение
- 2. Глава I. Категория «образ» в марксистско-ленинской философии
- 3. Глава II. Образ как единство объективного и субъективного по содержанию и форме
- 4. Глава III. Некоторые вопросы взаимосвязи образа с действительностью
- 1. Проблема соответствия образов объективной реальности
- 2. Основные черты гносеологического образа
- 3. Гносеологический образ и эмоции
Образ как категория диалектико-материалистической гносеологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
т рии, на что обращается внимание и в психологии. По нашему мнению, в настоящее время тлеется некоторый разрыв между психологией и гносеологией. Последняя не всегда учитывает результаты психологических исследований, а психология не всегда своевременно может найти методологические философские рекомендации. Но для того, чтобы философия выполняла свои мировоззренческие, теоретико-познавательные и методологически-эвристические функции по отношению к психологии, она должна, как справедливо замечает Й. Эрпенбек, в большей мере, чем до сих пор, использовать и ценить 2 данные психологии.
1 См.: Платонов К. К. Система психологии и теория отражения.ЧЛ.: Наука, 1982, с.9−15.
2 См: Erpenbeck J* Zur Dialektik von? Erkennen, Werten und Handeln aus philosophischer und psychologischer Sicht. — In: Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, Heft 4/1980, S*449−450.
Несмотря)на то, что проблема образа является одной из центральных в марксистской гносеологии, ее разработанность далека от завершения. Разумеется, многие аспекты ее исследования и описаныиначе и не могло быть в силу важности проблемы, богатого теоретического наследства классиков марксизма-ленинизма, традиций материалистической философий и других причин. В трудах Ф. И. Георгиева, Д. И. Дубровского, Э. В. Ильенкова, Г. Клауса, A.M. Коршунова, В. Ф. Кузьмина, В. А. Лекторского, Т. Павлова, A.B. Славина, В.П.Тугарино-ва, B.C. Тюхтина, Л. В. Уварова, В.А.Штоф$а и других авторов осмыслены многие гносеологические идеи К. Маркса «Ф.Энгельса, В .И. Ленина „исследованы основные принципы гносеологии как теории отражения, описаны некоторые закономерности диалектики субъектно-объектных отношений в процессах познания и основные черты и функции познавательного образа, рассмотрены процессы функционирования образа в свете кибернетики, раскрыты творческие аспекты формирования образа, его роль в жизнедеятельности людей, показана несостоятельность“ иерог-лифизма» и наивно-реалистических тенденций в понимании процессов отражения и т. д. Руководствуясь принципами теории отражения, известных успехов в изучении сознания как образа достигла советская психология" В этом отношении заслуживают внимания работы Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, А. И. Бронштейна, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, К. К .Платонова, С .Л .Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе и других. Вместе с тем, к настоящему времени философией осмыслены преимущественно отдельные аспекты сознания как образа и явно недостаточно выявлена сущность образа в общем философском плане. Образ часто интерпретируется не как философское, а как частнонаучное понятие. Достаточно сказать, что в гносеологии на сегодня практически нет ни одной монографии, специально посвященной общефилософскому анализу образа. Поэтому и существует необходимость решения рода вопросов, причем важнейших по отношению к сущности сознания как образа. Прежде всего,.
Ъто вопрос о содержании и объеме категории образа. В марксистской литературе по этому поводу высказывается несколько более-менее устойчивых мнений.
Во-первых, в психологических исследованиях общепринято считать образами только результаты непосредственного отражения и не распространять эту категорию на мышление. Психологи и разделяющие эту позицию философы различают два специфичных уровня организации психики — образный (чувственный) и не образный (мысленный). Несколько причин обусловливает такую трактовку образаинерция традиции, идущая от наивного реализма тенденция понимать образ как фотографию или зеркальное отображение, абсолютизация специфики чувственных наглядных образов, методологические и операциональные сложности описания образности мышления (например, непосредственность чувственных образов позволяет исследователю легко описывать их в некоторых отношениях непосредственно в терминах отражаемого объекта, а опосредованность мысленных образов в совокупности с их абстрактностью, обобщенностью и другими свойствами затрудняет эту процздуру) и другие. Во-вторых, в гносеологических трудах в последнее время столь же общепринято рассматривать в качестве образов чувственное и мысленное дескриптивное сознание. В этом случае из сферы образного исключается оценочное, вопросительное, императивное, отрицающее сознание, которое изучается преимущественно со стороны своей субъективности и считается чисто субъективным по содержанию. Указанные: точки зрения не могут удовлетворять современный уровень философского познания. Они не обладают философской степенью обобщенности в понимании образа, не вполне согласуются с важнейшим для материалистической гносеологии принципом отражения, согласно которому все сознание должно рассматриваться как более-менее адекватное отражение бытия, они не совсем-соответствуют положениям классиков марксизма-ленинизма, которые применяли понятие образ для обозначения всех элементов сознания и сознания в цэлом. Они также не в состоянии правильно интерпретировать обнаруживаемое в различных исследованиях* объективное содержание, соответствующее отражаемым объектами оценочных и вопросительных суждениях, в эмоциях и в других формах сознания.
Столь же узкое понимание образа проявляется и в утверждениях о существовании наряду с идеальными" материальных образов" .
I См.:Бродский И. Н. Отрицательные высказывания.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973; Кафтонова Г. М. О месте эмоций в про-цзссе отражения: Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. философ, наук.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1974; Кобляков В. Н. Об истинности моральных суждений, — Вопросы философии, 1968, № 5, с.61−71 — Микешина I.A. Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения.-Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1982, № 6, с.44−56- Семенов Ю. Н. Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии: Критический очерк американских и английских теорий.-М.: Наука, 1965; Чунаев С. Ф. Об отношении чувства красоты к объективной реальности.- В кн.: Методологические вопросы общественных наук.- Л., 1968, с.280−294 и др. т.
Некоторые авторы считают образами отражения на поверхности воды, отпечатки растений и животных в горных породах, чертежи, схемы, изображения на экранах телевизоров и т. п., подменяя так или иначе философский смысл образа частнонаучным. В. АЖйэфф р распространяет категорию образа на материальные модели. Г. Клаус считает гносеологическими образами иконические знаки, о наскальные изображения древних людей. Подобное толкование образа сомнительно, двусмысленно ввиду идеальности сознания как образа. Необходимо различать различную природу этих явлений, то есть идеальных образов и материальных изображений. В гносеологическом смысле об образе можно говорить тогда, когда объект прямо или косвенно отражается в сознании. Для того, чтобы говорить, например, о графике как образе объективного процесса, субъет должен сопоставить его с самой реальностью. Неточные же истолкования термина образ могут создавать возможность и опасность субъективизации действительности и объективизации субъективного образа. В современных кибернетических устройствах изготовление чертежей, графиков, схем, карт и т. д. возможно автоматически по определенной программе. Такие структуры в смысле соответствия аналогичны информации закодированной в цифровой форме,.
1 См.: Ветров A.A. Образ и знак.-В кн.: Ленинская теория отражения и современная наука.- В 3-х т.Т.1. Отражение, познание, логика.-София, 1973, с.360−375- Коршунов А. М. Проблема образа и ее естественнонаучное обоснование.- В кн.:Философские проблемы естествознания: Курс лекций.-LI., 1967, с.266−291-Мед-ведев Н. В. Теория отражения и ее естественнонаучное обоснование .М.:Соцэкгиз, 1963; и др.
2 См.: Штофф В. А. Моделирование и философия.чМ.- Л.:Наука,.
Ленинградское отделение, 1968, с. 227.
3 См.: Klaus G. Semiotik und Erkenntnistheorie. — Berlin: VEB Deutscher Verlag Дег Wissenschaften, 1963, S. 164. хотя цифра в этой системе взглядов (в отличие, например, от графика или схемы) образом не называется. В противоположность материальным изображениям, произведенным рукой человека или машиной, идеальный образ существует только в голове и не может функционировать, в отличие от улыбки Чеширского Кота из страны чудес Л. Кэррола, вне субъекта.
Названные точки зрения в целом отличаются некоторой логической непоследовательностью и включают ошибочные употребления термина образ в гносеологическом смысле.
Другим важнейшим для понимания сущности образа является вопрос р соотношении объективного и субъективного в нем. Обычно по этому поводу утверждается, что образ объективен по содержанию и субъективен по идеальной форме существования. Некоторые авторы, правда, обращают внимание на наличие в содержании образов субъективных элементов в виде нежелательных искажений картины объекта, т привносимых субъектом. Однако ни то, ни другое не согласуется с логикой теории отражениям многочисленными фактическими данными и принципиальными утверждениями психологии, физиологии ВНД, медицины, обнаруживающими в содержании образов принципиальное единство объективного и субъективного при определяющем значении.
I См.: Голованов Н. П. Единство объективного и субъективного в познании. Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. философ, наук.-Горький: Изд-во Горьковского ун-та, 1974; Ла-пицкий В. В. Структура и функции субъекта познания.-Л.:Изд-во Ленингр. ун-та, 1983; Мамытов М. Проблема активности и адекватности отражения в марксистской гносеологии.Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд.философ.наук.-Ташкент: Изд-во Ташкентского педагогического ин-та, 1980; и др. объективного. При этом психология и другие науки показывают, что субъективность содержания образов существует не только и не столько в оценочно-негативном смысле, сколько в смысле неизбежности зависимости от субъекта в формах изменения порогов чувствительности, расширения или сужения приобретаемой информации об объекте, корректировки степени адекватности отражения и в других. В цзлом это требует переосмысливания традиционного тезиса об объективности содержания и субъективности формы образа в том плане, что и содержание образа и его форма имеют объективно-субъективный характер. Этот вывод согласуется и. с данными конкретных наук, и с диалектикой содержания и формы.
Итак, краткий анализ степени разработанности проблемы гносеологического образа обнаруживает потребность в выяснении ряда вопросов, раскрывающих смысл сознания как образа с позиций философской методологии и позволяет сформулировать цели и задачи диссертации.
Основная цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать, исходя из марксистско-ленинской трактовки сознания и его форм как субъективных образов объективной реальности, всеобщие признаки образа в гносеологическом смысле и показать применимость категории образа к различным фордам сознания, включая и те, которые до сих пор не бшш предметом гносеологического анализа с вышеуказанных позиций. Основная цель диссертации реализуется на основе решения следующих задач: исследовать и обобщить идеи классиков марксизма-ленинизма о сущности познавательного образа, а также результаты изучения сознания как образа в марксистской философской литературе и в материалистической психологиипроанализировать возможность трактовки в качестве образов таких материальных познавательных средств, как схемы, модели, чертежи и т. п.- исследовать методологическое значение категории образа дня философского и частнонаучного изучения сознанияобосновать применимость категории познавательного образа к эмоциям, как одной из форм сознания.
Методологической и идейнотеоретической основой исследования являются положения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС и постановлений ЦК КПСС, принцрпы диалектико-материалистической теории отражения, труды советских и зарубежных философовмарксистов. Выводы работы обосновываются также фактическими данными и принципиальными утверждениями некоторых частных наук, прежде всего психологии.
Научная новизна диссертации заключается в обосновании всеобщности категории образа в ее марксистско-ленинской гносеологической трактовке, применимости ее по отношению к любым формам сознания и к сознанию в целом. В диссертации различаются понятия образа и образных средств. Дается определение специальных материальных познавательных средств (моделей, схем, чертежей и т. п) как материальных образных средств, или материальных изображений. Диссертация содержит обоснование единства объективного и субъективного в образе как по содержанию, так и по форме при определяющем значении объективного.
Положения и выводы диссертации обладают определенным научным и практическим значением. Они позволяют последовательно, с единой точки зрения охарактеризовывать различные конкретные формы сознания, преодолевать имеющиеся в философской литературе элементы наивного реализма, более точно и убедительно критиковать буржуазные идеалистические и ревизионистские гносеологические концепции.
Выводы, полученные в диссертации, могут послужить научно-теоретической основой для объяснения частными науками конкретных форм сознания, в том числе эмоций, вопросительных, оценочных суждений и других. В практическом отношении выполненная работа может быть использована в различных видах педагогической, воспитательной, пропагандистской деятельности: в лекционных курсах марксистско-ленинской философии, этики, эстетики, некоторых других наукв пропаганде марксистско-ленинской теориив подготовке учебных пособий по теории познания.
1. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.3−27.
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.1, с.219−368.
3. Маркс К. Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский и социальная реформа» .- Маркс К. «Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.430−448.
4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с. 1−3.
5. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.115−217.
6. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с. 1−167.
7. Маркс К. Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии». -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19,с. 369−399.
8. Маркс К. Капитал.Т.1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с. 907.
9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41−174.
10. Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1 559 с.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч. 2-е изд., т. З, с.7−554.
12. Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.339−626.
13. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.21, с.269−317.
14. Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? -Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
15. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе).- Полн.собр.соч., т.1, с.347−534.
16. Ленин В. И. Десять вопросов референту.-Полн.собр. соч., т.18, с.1−6.
17. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн.собр.соч., т.18, с.7−384.
18. Ленин В. И. Три источника и три составных части марксизма.-Полн.собр.соч., т.23, с.40−48.
19. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Наука логики'.1 Полн. собр. соч., т.29, с.77−218.
20. Ленин В. И. Конспект книги Лассаля «Философия Гераклита Темного из Эфеса» .- Полн.собр.соч., т.29, с.303−515.
21. Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках т.т. Троцкого и Бухарина.- Полн.собр.соч., т.42, с.264−304.
22. Ленин В. И. Заметки публициста. О восховдении на высокие горы, о вреде уныния, о пользе торговли, об отношении к меньшевикам и т. п. -Полн.собр. соч., т.44, с.415−423.х х.
23. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС от 14−15икня 1983 г.-М.: Политиздат, 1983, 80 с.
24. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.-М.:Правда, 1979, -16 с.
25. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Постановление Пленума ЦК КПСС, 15 июня 1983 г.- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г.-М.Политиздат, 1983, с.67−80.
26. Ананьев Б. Г. Ощущения и потребности.-Ученые записки ЛГУ им. А. А. Жданова. Серия философских наук, вып.II.Психология и педагогика. Отв. ред. В. Н. Мясищев.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1957, Л 244, с.66−74.
27. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов П. Ф. «Ярмоленко A.B. Осязание в процессах познания и труда.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-263 с.
28. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания.- М.:Изд-во АПН РСФСР, i960.-486 с.
29. Ананьев Б. Г. Теория ощущений.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1961.-456 с.
30. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М.: Просвещение, 1964.-304 с.
31. Ананьев Б. Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека. В кн.: Возрастная психология взрослых. Тезисы докладов к научной конференции. Выпуск 1.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1971, с.5−13.
32. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1969.
33. Ананьев Б. Г. 0 проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1977. 380 с.
34. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые.-М.: Мысль, 1970. -183 с.
35. Анохин П. К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности.- В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности. Ред. П. К. Анохин. -М.: Изд-во АМН СССР, 1949, с.9−130.
36. Аристотель. Об истолковании.- Соч. в 4-х т., т.2-М.:Мысль, 1978, с.91−117.
37. Астауров Б. Л. Проблемы общей биологии и гене тики. 4/1.: Наука, 1979.-293 с.
38. Ата-Мурадова Ф. А. Развивающийся мозг. Системный анализ. Генетические детерминанты.-М.: Медицина, 1980.-295 с.
39. Баев Б. Ф. О некоторых особенностях внутренней речи при решении различных видов мыслительных задач.-Доклады АПН РСФСР,-1957, № 3, с.47−50.
40. Бакурадзе О. М. Истина и ценность.-Вопросы философии, 1966, с.45−49.
41. Беленков Н. Ю. Структурно-физиологические основы организации эмоций.- В кн.: Экспериментальная нейрофизиология эмоций. Под ред. A.B. Вальдмана.-Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972, с.27−62.
42. Беритов И. С. Нервные механизмы поведения высших позвоночных животных. 4L: Изд-во АН СССР, I96I.-355 с.
43. Бодалев A.A. Восприятие человека человеком.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1965.-123с.
44. Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1970. 135 с.
45. Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком.-М.: Изд-во Московского государственного университета, 1982.-199 с.
46. Божович Л .И. Познавательные интересы и пути их изучения.-Известия АПН РСФСР. Вопросы возрастной физиологии ребенка. Отв., ред. I.A. Орбели. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955, вып.75, с.3−14.
47. Бойко Е. И. Мозг и психика (физиология, психология, кибернетика) .-М.-Просвещение, 1969.-191 с.
48. Бродский И. Н. Отрицательные высказывания.-^!.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1973.-Ю4 с.
49. Бронштейн А. И. Вкус и обоняние.-М.: Изд-во АН СССР, 1956. -60 с.
50. Вавилов С. И. Глаз и солнце (о свете, солнце и зрении).-Изд.5-е.-М.: Изд-во АН СССР, 1950.-124 с,.
51. Вентури Л. От Мане до Лотрека.-Пер. с ит. М.: Иностранная литература, 1958.-131 с.
52. Ветров АД. Образ и знак.-В кн.: Ленинская теория отражения и современная наука.- В 3-х т. Т.I.Отражение, познание, логика.-София: Наука и искусство, 1973, с.360−375.
53. Витгенштейн Л. И. Логико-философский трактат. Пер. с нем.-М.: Иностранная литература, 1958.-E33 с.
54. Войшвило Е. К. Понятие.-М.: Изд-во Московского государственного университета, 1967.-286 с.
55. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм.-М.: Просвещение, 1975,-174 с.
56. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956т-519 с.
57. Гальперин 1.Я. «Запорожец A.B., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций.-М.: Изд-во Московского государственного университета, 1978. 118 с.
58. Гегель. Энциклопедия философских наук. T.I. Наука логики.-М.: Мысль, 1974.-452 с.
59. Гельвеций К. А. Об уме.-Соч. в 2-х т. T.I.-M.-Мысль, 1973, с.143−607.
60. Гельмгольц Г. Популярные речи Л .П.-СПб.: Изд-во К.Л.Рик-кер, 1899.-183 с.
61. Георгиев Ф. П., Хрустов Г. Ф. О предпосылках и особенностях сознания.- Вопросы философии, 1965, № 10, с.14−21.
62. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Эмоции и чувства человека, лишенного свободы.4/1.: Изд-во НИ МВД СССР, 1970.-40 с.
63. Голованов Н. П. Единство объективного и субъективного в познании: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.- Горький: Изд-во Горьков-ского государственного университета, 1974.-20 с.
64. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. с англ. Под общ. ред. А. Р. Лурия и В.П. Зинчен-ко.-М.: Прогресс, 1970,-271 с.
65. Грегори Р. Разумный глаз. Пер. с англ.-М.: Мир, 1972.-210с,.
66. Губанов Н. И. Образное и знаковое в чувственном отображе-нии.-Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1980, Ш, с.57−65.
67. Губанов Н. И. Проблема образного и знакового в чувственном отражении.- Вопросы философии, 1982, № 5, с.76−84.
68. Губанов Н. И. К проблеме активности и социальной обусловленности чувственного отражения.- Вопросы философии, 1984, Ш, с.60−69.
69. Губин В Д. Восприятие и проблема адекватности образа.-Вопросы философии, 1979, № 2, с.86−95.
70. Гусев А. К. Интеллектуальное опосредование вкусовых ощущений.-Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Т.13. Исследования по проблеме чувствительности. Под ред. В. П. Осипова.- Л.: Изд-во института по изучению мозга, 1940, с.169−175.
71. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим.-М.: Знание, 1979.-207 с.
72. Демокрит. Фрагменты.-В кн.: Материалисты древней Греции.-М.: Политиздат, 1955, с.53−179.
73. Додонов Б. И. Эмоция как ценность.М.: Политиздат, 1978. -272 с.
74. Дробницкий О. Г. Проблема ценности и марксистская философия. -Вопросы философии, 1966, $ 7, с.33−44.
75. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия.-М.: Политиздат, 1967.-351 с.
76. Дубровский Д. И. Психические явления и мозг: Философский анализ проблемы в связи с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики.-?^.: Наука, 1971. -386 с.
77. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. -М.:Высшая школа, 1980, -286 с.
78. Дубровский Д. И. Проблема идеального.-М.: Мысль, 1983.-228с.
79. Ермолаева В. Е. Этика и логика.-Вопросы философии, 1968, Ш, с .78−83.
80. Зюзин И. К. К вопросу о механизмах эмоции боли.- Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.Т.13. Исследования по проблеме чувствительности. Под ред. В. П. Осипова.-Л.: Изд-во института по изучению мозга, 1940, с.193−198.
81. Иваницкий А. М. Корково-подкорковые отношения и регуляция эмоционального поведения.-В кн.: 18 Международный психологический конгресс: Тезисы сообщений.Т.1.-М.:Наука, 1966, с.104−105.
82. Ильенков Э. Идеальное.-Философская энциклопедия.Т.2.-М.: Советская энциклопедия, 1962, с.219−227.
83. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах.-М.: Политиздат, 1968. -319 с.
84. Ильенков Э. В. Проблема идеального.-Вопросы философии, 1979, №, с.128−140- № 7, с.145−158.
85. Каган М. С. Проблема субъектно-объектных отношений в марксистско-ленинской философии. Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1980, № 4, с.40−49.
86. Кант И. Критика чистого разума.-Соч., в 6-ти т., т.З.М.: Мысль, 1964, с.69−757.
87. Кант И. Критика способности суждения.-Соч. в 6-ти т., т.5. -М.: Мысль, 1966, с.161−531.
88. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.-Соч. в 6-ти т., т.б.-М.- Мысль, 1966, с.349−589.
89. Кауфиан В. И. Восприятие малых высотных разностей.-Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.Т.33. Исследования по проблеме чувствительности. Под ред. В.П. Оси-пова.-Л.: Изд-во института по изучению мозга, 1940, с.114−139.
90. Кафтонова Г. М. О месте эмоций в процессе отражения ¡-Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.-Томск: Изд. -во Томского государственного университета, 1974, — 16 с.
91. Киликинский Ю. А. Слуховой контроль в работе с двигателями внутреннего сгорания.- Известия АПН РСФСР: Психология промышленного труда. Отв.ред. Д. А. Шанин.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, вып.119, с.113−126.
92. Кобляков В. П. Об истинности моральных суждений.-Вопросы философии, 1968, № 5, с.61−71.
93. Ковалев А. Г. О чувствах и эмоциях.- Вопросы психологии, 1957. М, с .25−33.
94. Козловский С. М. Узловые проблемы психологии в задаче измерения качества промышленной продукции.-Вопросы психологии, 1976, й 2, с.62−74.
95. Коммуникации в современной науке. Пер. с англ.Общ.ред. ЭЛ. Мирского и В. Н. Садовского.-М.: Прогресс, 1976.-438 с.
96. Коршунов A.M. Проблема образа и ее естественнонаучное обоснование.- В кн.: Философские проблемы естествознания: Курс лекций. Ред. B.C. Молодцов и A.M. Коршунов.-М.:Изд-во Московского государственного университета, 1967, с.266−291.
97. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество.-М.: Политиздат, 1971,-255с.
98. Коршунов A.M. отражение, деятельность"познание.-М.: Политиздат, 1979.-216 с.
99. Коршунов A.M. Диалектика объекта и субъекта в познании: Лекции для студентов философских факультетов государственных университетов.-М.: Изд-во Московского государственного университета, 1982,-134 с.
100. Кочергин А. Н., Семенов Е.В."Семенова H.H. Наука как вид духовного производства.- НовосибирскНаука, Сибирскоет отделение, I98I.-304 с.
101. Кравков C.B., Семенковская E.H. К вопросу о влиянии длительного голодания на функции зрения.-В кн.: Зрительные ощущения и восприятия. Т.2. Под общ.ред. ВЛ.Колбановского.М. -Л.: Соцэкгиз, 1935, с.138−142.
102. Кратин Ю. Г. Нейрофизиология и теория отражения.-Л. :Наука, Ленинградское отделение, 1982.-83 с.
103. Крутецкий B.A. Психология математических способностей школьника.-М.: Просвещение, 1968, -431 с.
104. Кузьмин В. Ф. Объективное и субъективное: (анализ процесса познания).-М.: Наука, 1976,-216 с.
105. Кэррол Л. Алиса в стране чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса. Пер. с англ.-СофияИзд-во литературы на иностранных языках, 1962.-226 с.
106. Лапицкий В. В. Проблема адекватности отображения объекта в процессе познания: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских науК.-Л.:Изд-во Ленинградского государственного университета, 1973,-24 с.
107. Лапицкий В. В. Диалектика процесса познания.- В кн. Материалистическая диалектика как философская наука. Под ред.ВЛ. Рожина.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1976, с.65−78.
108. Лапицкий В. В. Структура и функции субъекта познания.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1983.-159 с.
109. Левин Г. А. В. И. Ленин и современные проблемы теории познания. -Минск: Изд-во Белорусского государственного университета, 1970.-396 с.
110. Левитов Н. Д. 0 психических состояниях человека,-41.:Просвещение, 1964.-344 с.
111. Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для пед. ин-тов.-3-е изд., перер. и доп.- М.:Про-свещение, 1964,-478 с,.
112. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание.-М: Наука, 1980.-357 с. ' '.
113. Ленинская теория отражения и современность. Под общ .ред. Т.Павлова.-София: Наука и искусство, 1969.-725 с.
114. Ленинская теория отражения и современная наука.-В 3-х т. Т.I.Отражение, познание, логика. Гл.ред. Т.Павлов.-София: Наука и искусство, 1973.-526 с.
115. Ленинская теория отражения и современная наука.-В 3-х т. Т.2. Теория отражения и естествознание. Гл.ред. Т.Павлов.-София: Наука и искусство, 1973.-348 с.
116. Ленинская теория отражения и современная наука.-В 3-х т. Т. З. Теория отражения и обществознание. Гл.ред. Т.Павлов.-София: Наука и искусство, 1973.-370 с.
117. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики.- В 2-х т.Т.1. Отражение"познание, творчество.Гл.ред. ТЛавлов.- София: Наука и искусство, 1981.-688 с.
118. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики.-В 2-х т.Т.2. Теория отражения и современные естествознание и социальное познание, Гл.ред. ТЛавлов.-София: Наука и искусство, 1981,-758 с.
119. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики 2-е изд.-М.: Мысль, 1965.-572 с.
120. Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность.2-е изд. -М.: Политиздат, 1977.-304 с.
121. Липпс Т. Руководство к психологии.Пер. с нем.-СПб.: Изд-во 0.Н.Поповой, 1907.-394 с.
122. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование.-М.: Наука, 1974.-172 с.
123. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-546 с.
124. Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии.-М.: Высшая школа, 1981.-264 с.
125. Мамытов М. Проблема активности и адекватности отражения в марксиской гносеологии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.- Ташкент: Изд-во Ташкентского государственного педагогического института, 1980.-26 с.
126. Мантатов В. В. Образ, знак, условность.-М.: Высшая школа, 1980. 160 с.
127. Медведев Н. В. Теория отражения и ее естественнонаучное обоснование.-М.: Соцэкгиз, 1963.-286 с.
128. Микешина Л. А. Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения в научном познании.-Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1982,)Ю, с.44−56.
129. Мирошников Ю. И. Познавательная сущность эмоциональных состояний: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.-Свердловскизд-во Уральского государственного университета, 1975.-17 с.
130. Морозов В. П. Занимательная биоакустика: Рассказы о языке эмоций животных и человека.-ЭД.:Знание, 1983.-184с.
131. Мотрошилова H.B. Познание и общество (из истории философии ХУП-ХЖ веков) ,-М.-Мысль, 1969.-297 с.
132. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии.-Пер. с англ. ред.Б.М.Величковско-го.-М.: Прогресс, I98I.-230 с.
133. Натадзе Р. Г. Установочное действие воображения.- В сб.: Экспериментальные исследования по психологии установки.-Ред.А. С. Прангишвили, З. И. Ходжава.-Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1958,0.243−295.
134. Натадзе Р. Г. Восприятие и установка.- В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие, Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.-М.: Педагогика, 1982, с.80−88.
135. Небылицын В. Д. Различие между зрительным и слуховым анализаторами в изменениях абсолютной чувствительности под влиянием кофеина.-Доклады АПН РСФСР, 1957, Ш, с. Ю1-Ю6.
136. Оганесян С. Г. Об адекватности ощущений и восприятий внешнему миру: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.-Ереван: Изд-во Ереванского государственного университета, 1968.-20 с.
137. Ойзерман Т. И. Некоторые проблемы научно-философской теории истины. Статья первая. Проблема истины и новейший эпистемологический субъективизм.-Вопросы философии, 1982, № 7, с.70−84.
138. Ойзерман Т. И. Некоторые проблемы научно-философской теории истины. Статья вторая. Истина как единство объективности и относительности знания.-Врпросы философии, 1982, JE8, с.17−31.
139. Павлов Т. Теория отражения. Основные вопросы теории познания диалектического материализма.Пер. с болг.-М.?Иностранная литература, 1949, -521 с. .
140. Перекалина Н. С. Роль потребностей оценки в управлении качеством товаров.-М.: Экономика, I878.-96 с. ,.
141. Пенфилд У. и Роберте Л. Речь и мозговые механизмы. Пер. с англ. Под ред. В. Н. Мясищева.-Л.: Медицина, Ленинградское отделение, 1964.-264 с.
142. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур.Пер. с франц.-М.'.Иностранная литература, 1963. 448 с.
143. Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор: Вопросы теории и практики психотерапии на основе учения И. П. Павлова .3-е изд. с некотор. доп. и изм.-М.: Медгиз, 1962.-532 с.
144. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения.-М.: Наука, 1982.-309 с.
145. Платонов К. К., Шингаров Г. Х. Эмоции, чувства и воля как форма отражения действительности.- В кн.: Ленинская теория отражения и современность. Ред. Т.Павлов.-София: Наука и искусство, 1969, с.172−188.
146. Познавательные процессы: ощущения, восприятие .Под ред. A.B. Запорожца и др.- М.: Педагогика, 1982.-336 с.
147. Рабкин Е. Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. 9-е из д. пере раб. и доп. -М. ¡-Медицина, 1971. -72 с.
148. Ракитов А. И. Эпистемическая природа и логическая структура истины в историческом познании.- Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1983, JG2, с.62- 73.
149. Ракитов А. И. О смысле философских проблем физики.-Вопросы философии, 1983, $ 6, с.58- 68.
150. Ребане Я. К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания. -Вопросы философии, 1982, № 8, с.44−54.
151. Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции.-М.: Музыка, 1968.160 с.
152. Резников Л. О. К вопросу об истинности понятий.- Ученые записки ЛГУ им .А. А. Жданова. Серия философских наук, вып.17.Вопросы логики.Отв.ред. И. Я. Чупахин.- Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1960,№ 285, с.42−65.
153. Резников Л. О. Гносеологические вопросы семиотики. Л: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1964.-292 с.
154. Розанцев Э. Г. Химия и вкус.- Природа, 1962, № 5, с.47−51.
155. РозенгардтПупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте.-М.: Изд-во Ак. мед. наук СССР, 1948.-200с.
156. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии.2-е изд., М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.
157. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: 0 месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира.-М.: Изд-во АН СССР, 1957,-328 с.
158. Фрейд 3. Страх. Пер. с нем.-М.: Современные проблемы, Н. А. Столляр, 1927.-104 о.
159. Чунаев С. Ф. К вопросу о природе красоты.-Вестник ЛГУ им. A.А.Еданова, 1964, вып. I, 1®, с.58−69.
160. Чунаев С. Ф. Об отношении чувства красоты к объективной реальности.-В сб.: Методологические вопросы общественных наук. Вып.I.Ред. В. П. Рожин и др.-Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1968, с.280−294.
161. Шафф А. Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины. Пер. с польск. Общ.ред. С. А. Яновской.-М.:Иност-ранная литература, 1953.-480 с.
162. Шингаров Г. Х. Эмовди и чувства как форма отражения действительности .-М.: Наука, 1971.-223 с.
163. Шифман Л. А. К проблеме обязательного восприятия формы.-Труды института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.Т. 13. Исследования по проблеме чувствительности. Под ред.B.П. Осипова.- Л.:Изд-во института по изучению мозга, 1940, с.27−43.
164. Школы в науке. Под ред. С. Р. Микулинского.-М.: Наука, 1977.-523 с.
165. Шорохова Е. В., Коганов В. М. Философские проблемы психологии.- В кн.: Философские вопросы высшей нервной деятельности и психологии. Ред. П. М. Федосеев.-М.: Изд-во АН СССР, 1963, с.63−105.
166. Шостак В. И. Природа наших ощущений.-М.: Просвещение, 1983.-126 с.
167. Штофф В. А. Моделирование и философия.-М.- Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1966.-310 с.
168. Штоф|> В. А. Знаковая модель как особый вид знаковой системы.-В кн.: Проблема знака и значения. Под ред. И. С. Нарского.- М.: Изд-во Московского государственного уни-версите та, 1969, с. I22-I3I.
169. Штофф В. А. Человек как субъект познания.- В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии.Отв. ред. В. А. Штофф.-I.: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1979, с.61−70.
170. Щёлкин А. Г. Диалектика индивидуального и общественного сознания.- В кн.: Философские и социологические исследо-вания.Л.: Изд-во Ленинградского государственного университета, вып.17., 50−56.
171. Юм Д. Трактат о человеческой природе, или попытке применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам.-Соч. в 2-х t.T.I.-M.: Мвсль, 1966, с.77−789.
172. Юм. Д. Исследование о человеческом познании.-Соч.в 2-х T.T.2.-M.: Мысль, 1966, с.5−171.
173. Якобсон П. М. Психология чувств.2-е изд. доп.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-384 с.
174. Ярошевский М. Г., Умрихин В. В. Формирование школы Б. М. Теплова как исследовательского коллектива.-Вопросы психологии, 1983, Ж, с.87−101.х х х.
175. Klaus G. Semiotik und Erkenntnistheorie• Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften,. 1963. -?164 S.
176. Klix F., Information und Verhalten. -, Berlin: VEB Deutscher Verlag der, Wissenschaften, 1971 810 S.
177. Vorwerg iG. Die gesellschaftliche Determiniertheit der Ge-fuhlsdimensionen. In: Bericht? uber 1. Kongress der, Gesellschaft fur Psychologie, in der DDR. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1965, S. 138−145.
178. Wittich D#, Gossler K., Wagner K. Mardistisch-leninische Erkenntnistheorie. VEB.
179. Глава I. Категория «образ» в марксистско-ленинской философии.12.
180. Глава П. Образ как единство объективногои субъективного по содержанию и форме.. ^5.
181. Глава Ш. Некоторые вопросы взаимосвязиобраза с действительностью.86.§-1. Проблема соответствия образов объективной реальности.86.§-2 Основные черты гносеологического образа,, § 3.Гносеологический образ и эмоции. 126.5.
Заключение
164.
182. Список основной использованной литературы.. 1(Л •.