Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние идей Ницше на консервативную философию первой трети 20 века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ основных произведений Ницше, в которых философ, так или иначе, выражает идеи, относимые к философскому консерватизму, а также дополнительной литературы (черновики, записи, письма) показывает, что в методологическом отношении предпринятый подход, выраженный в попытке создания «интеллектуальной истории», выражающей контекст эпохи второй половины 19 века и ее развития вплоть до Первой мировой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Генезис философского консерватизма в 19-первой половине
    • 20. века
      • 1. 1. Историко-философское измерение консервативной философии и место Ницше в ней
      • 1. 2. Влияние идей Ницше на «консервативную революцию»
  • Глава 2. Творчество Ницше как идейное основание консервативной западноевропейской философии рубежа 19−20 веков
    • 2. 1. Взгляды Ницше на образование и право
    • 2. 2. Взгляды Ницше на метафизику и мораль
  • Глава 3. Консервативные идеи Ницше в немецкой и английской традиции
    • 3. 1. Открытие Ницше в Западной Европе
    • 3. 2. Консерватизм истории
    • 3. 3. Консерватизм морали
    • 3. 4. Ницше в Англии

Влияние идей Ницше на консервативную философию первой трети 20 века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследование консерватизма в 20 веке сопряжено с достаточно сложной задачей нахождения точек соприкосновения этого многозначного понятия с разными формами общественного знания, прежде всего, с современной философией и политической идеологией. Сами по себе идейные истоки консерватизма в том виде, в каком они были представлены на рубеже 19−20 веков в Западной Европе, порождая всестороннее философское переосмысление ценностей европейской культуры и инспирируя проект реставрации так называемого «золотого века», требуют особого научного подхода. Среди многочисленных концепций, учений и идеологий, а также пропаганды разного рода стратегий поиска целостности с оглядкой на традиции прошлого, консерватизм приобретает свое философское выражение в это время в форме «консервативной революции». Объектом рассмотрения глашатаев новой идеологии становятся не столько некие философско-политические абстракции, сколько более очевидные темы социокультурного измерения бытия — возникновения исторических моделей, генезиса и сущности морали, понимания экзистенциального времени. Упорядочивание, экономия, расчлененность, универсальность, прогресс будут противопоставляться у философов-консерваторов жизни, тайне, удивлению, многообразию. Влияние на этот процесс философии Ф. Ницше является общепризнанным фактом, обусловливающим определенную оптику рассмотрения западноевропейской философии конца 19 — первой трети 20 века. «Несвоевременный» мыслитель становится в тот период времени актуальным и остается таковым до сих пор. Влияние идей Ницше на становление философского консерватизма представляется по значимости таким же, как и влияние его философии на современность.

Степень разработанности проблемы. В историко-философской традиции философия Ницше в контексте влияния ее на современных мыслителей выражена, на мой взгляд, по меньшей мере, в трех различных смыслах. Самым распространенным из них является вариант, где Ницше выступает, как своего рода праворадикальный философ, занимающийся критикой немецкой морали, политики, культуры. Этому посвящены работы Коплстона, Левита, Фулье, Шелера1. Примерно такой же образ Ницше сложился в советской и в новейшей российской философии, где Ницше выступает реакционным идеологом социального переустройства немецкого общества, отстаивающим ценности пруссачества, диагностирующим кризисное состояние европейского общества и ищущим выход из него с помощью мифотворчества (идеи переоценки ценностей, Сверхчеловека, воли л к власти). Этому посвящена, например, статьи Д. Лукача, Б. Бернардинера, Б. Быховского ставшие по сути программными для понимания Ницше и ницшеанства в советской философии. В этом отношении оценка идей Ницше советскими историками философии 1950;x-l 960-х годов (С.Одуев, А. Богомолов, Т. Ойзерман, Ю. Мельвиль) сохраняет преемственность с идеями 1930;х годов. В 1970;80-х годах появляются новые моменты в осмыслении Ницше в СССР. Анализируются ницшевское понимание античности, его учение о воле, его консервативно-романтические идеи3, однако даже и в 1990;2000;х годах появляются работы, носящие схожий с советской критикой пафос восприятия Ницше как правого радикала4.

1 Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М., 2004; Левит К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX век. СПб, 2002; Фулье А. Ницше и имморализм, М., 2006; Шелер М. Ресентимент в структуре моралей, СПб, 1999.

2 Лукач Г. Ницше как предшественник фашистской эстетики //Литературный критик. 1934. № 12- Бернадинер Б. М. Философия Ницше и фашизм. Л.- М.: Соцэкгиз. 1934. Быховский Б. Ницше и фашизм // Под знаменем марксизма. 1942. № 8−9. С. 112.

3 А. H. Мочкин Вокруг идейной эволюции Ницше // Вопросы философии. 1978. № 11. С. 136−141- Культ Диониса и его парадигматическая роль в философии Ницше. Постановка проблемы // Античная философия в интерпретации буржуазных философов. М., 1981. С.103−117- Философская эволюция Ницше // История зарубежной философии и современность. М., 1980. С.37−44- А. В. Михайлов. Ницше, // Философский словарь, М., 1983; А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. Буржуазная философия середины Х1Х-начала XX века, М., 1988.

4 Бугера В. Социальная сущность и роль философии Ницше, 2004.

На втором месте по «условной популярности» следует либеральная трактовка идей Ницше, характерная для современной англоязычной философии, распадающаяся на условно «демократическое» 5 (Хейтаб, Хант, Шоу, Ансель-Персон, Соломон) и «левоцентристское» 6 (Неймас, Голомб, Ассуон, Шифт) направления. Здесь Ницше выставляется предтечей прагматизма Джемса и Рорти, структурализма и постструктурализма, анархизма, теорий «новых левых», пацифизма и так далее.

Существует и третий, не менее существенный пласт интерпретаций Ницше. Мыслители, относимые в рамках данной диссертации к этой традиции, акцентируют внимание на работах об истории, воли к власти и «вечном возвращении». Подобные трактовки характерны для Хайдеггера7, о л.

Юнгера, Ясперса, а также многочисленных теоретиков консервативного движения в Европе в первой трети 20 века. Их рассуждения зачастую отождествляются с ницшевскими идеями, что делает их вторичным интеллектуальным продуктом, которыми они не являются, поскольку их философские концепции не предполагают эпигонское заимствование тем из работ Ницше. На Западе подобные темы поднимались в работах социальных философов и были связаны с рецепцией взглядов Ницше в политической философии — наиболее очевидной области знания, где реализовались концепты учения Ницше. В России сейчас в свет выходят публикации отечественных философов, в которых Ницше начинает восприниматься.

5 Hatab Lawrence Nietzsche’s On The Genealogy Of Morality, Cambridge, 2002; Lester H. Hunt Nietzsche and the origin of virtue Routledge, 1991; Tamsin Shaw Nietzsche’s political skepticism Princeton University Press, 2007; Keith Ansell-Pearson Nietzsche and Modern German Thought Routledge, 1991; Robert C. Solomon Living with Nietzsche Oxford University Press, 2003.

6 Alexander Nehamas The Eternal Recurrence // The Philosophical Review, Vol. 89, No. 3 (Jul., 1980) — Nietzsche, godfather of fascism?: on the uses and abuses of a philosophy / edited by Jacob Golomb and Robert S. Wistrich. Princeton University Press, 2002; Paul-Laurent Assoun. Freud and Nietzsche The Athlone Press 2000; Shift Alan Nietzsche’s French Legacy, Routledge, 2006.

7 Хайдеггер M. Ницше (в 2 т.), СПб, 2006;2007.

8 Юнгер Г. Ницше, М., 2001.

9 Ясперс К. Ницше.

Введение

в понимание его философствования. СПб: Владимир Даль, 2003 именно как идейный вдохновитель философского консерватизма начала 20 века (А. Перцев10, А. Мочкин11).

Цель и задачи исследования

Целью данной диссертационной работы является выявление наиболее явных и законченных рецепций философского наследия Ницше на консерватизм конца 19 и начале 20 века в английской и немецкой традиции.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

• определить границы применения «консерватизма», «философского консерватизма» и выявить содержание «консервативной революции» в Германии на рубеже 19−20 веков;

• реконструировать идеи творчества Ницше, получившие развитие в философском консерватизме 20 века;

• систематизировать основные направления восприятия этих идей Ницше в англои немецкоязычной традиции (Шпенглер, Клагес, Хайдеггер, Юнгер, Манн, Леви, Бертрам).

• продемонстрировать влияние консервативной революции на западноевропейскую философию и общественную мысль в 20 веке.

Объект исследования — консервативная философия первой половины 20 века в англосаксонских странах (Германия, Австрия, Великобритания).

Предмет исследования — идеи Ф. Ницше, повлиявшие на становление философского консерватизма в Западной Европе рубежа 19−20 веков.

Методология и источниковедческая база исследования. В качестве источниковедческой базы настоящей работы были использованы опубликованные на русском языке переводы основных произведений Ницше, а также его так называемого «Наследия», а также широкий пласт исследований на английском и немецком языке, связанный с разработкой консерватизма как идеологии и философии в конце 19-первой половине 20.

10 Перцев A.B. Фридрих Ницше у себя дома. Из-во Владимир Даль, 2009.

11 Мочкин Л. Парадоксы неоконсерватизма, М.1999 века. Выбор цитируемых в диссертации работ философа отражает необходимый минимум первоисточников, требуемый для решения поставленных задач.

В ходе работы с источниками применялись принципы системного анализа и сравнительный подход, а для анализа ключевых программных произведений использовался метод философской герменевтики. Научная новизна.

В процессе исследования получены следующие теоретические результаты, которые в целом определяют новизну данной работы и выносятся на защиту: консерватизм", «философский консерватизм» и «консервативная революция» определены в историческом контексте рубежа 19−20 веков как радикально-революционная совокупность идеологий и учений, I описывающих состояние европейского общества в ситуации культурного кризиса и направленных на построение «лучшей жизни», на выработку новых исторических целей и на формирование новой философии через мифотворчество «золотого века»;

— идеи «консервативной» философии Ницше — историзм, «вечное возвращение», «рессентимент», отраженные в его творчестве, где он говорит об образовании и государственности в Пруссии, истории и культуре Европы, явились теоретическим фундаментом для формирования течений «консервативной революции» (неоконсерватизма);

— основные философские направления интерпретации идей Ницше в немецкой и английской традиции были связаны с восприятием идей метафизического понимания времени (Клагес, Хайдеггер), истории (Шпенглер, Георге) и морали (Клагес, Юнгер, Леви);

— влияние философского консерватизма на западноевропейскую философию первой трети 20 века представлено как конгениальное единство стратегий интерпретации идей Ницше в стремлении к поиску целостности как той ценности европейской культуры, которая была разрушена в период социальных, философских и научных революций.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

В диссертации рассмотрены недостаточно исследованные в отечественном ницшеведении консервативные идеи Ницше и различных западноевропейских мыслителей первой половины 20 века, для которых эти идеи стали теоретическим фундаментом. Возможность определения ключевых положений нового подхода к осмыслению философских идей Ницше, ведущего к лучшему пониманию историко-философской значимости философов, идеологов и публицистов Германии и Англии на рубеже 19−20 веков, определяет социокультурный вектор понимания современной зарубежной философии.

Материалы диссертации могут быть использованы в подготовке общих и специальных курсов по истории философии в 20 веке.

Апробация результатов исследования. Использованные в диссертации выводы были отражены в выступлениях на конференциях, круглых столах, семинарах, посвященных проблемам наследия Ницше («Философия и жизнь», «Рациональность и вера», «Проблемы философской компаративистики» и «Ницше-семинар» в рамках Дней Петербургской философии в 2005;2009 годах), а также в ряде научных статей.

Публикации в периодических и продолжающихся изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационного исследования:

Демидов М. Современные подходы к историко-философскому наследию Ницше в англоязычной традиции в 20 веке // «Этносоциум», № 4, 2010. С. 108 116. 0,5 п.л.

Публикации в других изданиях: г.

Демидов М. Образование как освобождение себя (Краткий взгляд на образовательную парадигму Ницше) // «В мире научных открытий» № 1 Часть 1 2010, стр. 79−86. 0.7 п.л.

Демидов М. Тезисы доклада «Ницше рациональный: черновики» в рамках Первой независимой студенческой секции ДПФ-2009 в рамках VIII Международной научной конференции «Рациональность и вера», СПб, 2009. стр. 161−163 0,2 п.л.

Демидов М. Тезисы выступления «Ницше комичный «по ту сторону добра и зла» // «Философия и жизнь» (ДПФ-2009), СПб, 2009, 0,1 п.л.

Демидов М. «От „человеческого“ к „постчеловеческому“: от Делеза к Фукуяме» // Компаративное видение истории философии. Сборник докладов на межвузовской конференции «Проблемы философской компаративистики». — СПб., 2008., 0,6 п.л.

Демидов М. «„Черновой“ Ницше: альтернативный вариант прочтения» // Компаративное видение современной философии: Материалы межвузовской конференции. СПб, 2009., 1,0 п.л.

Заключение

.

Современное состояние культуры и общества в мире и России в первое десятилетие 21 века, как и век назад вызывает к жизни целый спектр различных течений и направлений в мысли. В эпоху девальвации и переосмысления базовых ценностей снова становится актуальным подход или стиль мышления, базирующийся на инвариантных понятиях прошлого, консерватизм. В силу своей неоднозначности и неоднородности консервативные направления мысли малореализуемы в качестве практической программы действий, как в общественной жизни, так и в философии, но в теоретическом отношении это представляет собой основу для продуктивного историософского исследования идеологий и идей современности. В данной диссертации производится выявление наиболее явных и законченных рецепций философского наследия Ницше на консерватизм конца 19 и начале 20 века в английской и немецкой традиции. В процессе исследования получен ряд теоретических результатов, определяющих значимость исследования для истории философии.

Анализ основных произведений Ницше, в которых философ, так или иначе, выражает идеи, относимые к философскому консерватизму, а также дополнительной литературы (черновики, записи, письма) показывает, что в методологическом отношении предпринятый подход, выраженный в попытке создания «интеллектуальной истории», выражающей контекст эпохи второй половины 19 века и ее развития вплоть до Первой мировой войны, имеет право на существование и является корректным для истории философии. Основой для подобных изысканий может служить обширная источниковедческая база исследований о философии Ницше и консервативных идей в нем, накопленная в западной традиции преимущественно на немецком и английском языках. Будучи написанной только на языке оригинала и лишь в некоторых случаях фрагментарно переведенной на русский язык, данная литература остается сравнительно закрытым источником до сих пор, что представляет собой проблему для будущего рассмотрения отечественными исследователями творчества Ницше.

Сложность и неоднозначность феномена «консерватизма» в философском контексте предполагает обращение к большому количеству теоретических работ, написанных не только историками философии, историками и политическими публицистами, но и к большому незатронутому академической средой в контексте философии пласту работ деятелей культуры. Сформировавшаяся на рубеже 19−20 веков неоконсервативная мысль носила выраженный эстетический и политизированный характер. С помощью выражаемой через искусство чувственности эстетствующие философы и политики выражали идею той самой «воли к власти», трактуемой ими в сугубо виталистком ключе. Неоконсерватизм таким образом вставал в оппозицию классическому рациональному консерватизму тождества бытия и действительности в стиле немецкой классической философии и послереволюционной реакции. Тем не менее, сама идеология имела определенные различия в плане «технической» реализации того, что именно «консервируется» или охраняется от изменений — ход истории, ценности, национальные черты, социальные отношения и так далее.

В настоящем диссертационном исследовании показана возможность выделения из философии Ницше ее структурных элементов, выражающих ее генетическую связь с консерватизмом, без политической ангажированности выставления ницшеанства в свете каких-либо идеологий. Рецепция идей Ницше авторами «консервативной революции» воспринимается как одна из наиболее продуктивных альтернатив их прочтения в масштабе историографии западноевропейской мысли безотносительно к политическому потенциалу подобных интерпретаций. Для этого в качестве источников привлекаются как работы Ницше, в том числе, не входящие в основной блок его работ, в том числе, черновики к будущим произведениям, письма, разрозненные статьи, в которых можно увидеть достаточно четко декларируемые идеи проекта культурного обновления Европы и Германии по сугубо консервативному сценарию — через изменение образовательной и правовой парадигмы, позже — через интеллектуальное воспитание философов, деятелей культуры и в целом образованных людей, готовых к созданию собственных ценностей и реализации «воли к власти».

В работе показано отражение основных идей консервативной философии Ницше — историзма, «вечного возвращения», «рессентимента» — в его произведениях, а также произведен детальный анализ их развития и преобразования в феномен «консервативной революции» (неоконсерватизма), указаны основные этапы выстраивания новых мифов из ницшевских идей в интеллектуальной среде Германии и Англии в периоды после смерти Ницше и до Первой мировой войны, а также в эпоху Веймарской республики до прихода национал-социалистов к власти в Германии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A Companion to Nietzsche. Edited by Keith Ansell Pearson. Blackwell Publishing, 2006
  2. Cambridge Companion to Nietzsche. Cambridge University Press, 2006
  3. Aschheim Steven E. The Nietzsche Legacy in Germany 18 901 990 Berkeley: University of California Press, 1990
  4. Aydin Ciano Nietzsche on Reality as Will to Power: Toward an «Organization-Struggle» Model // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 33, 2007
  5. E. Bertram, Nietzsche. Versuch einer Mythologie. Bonn, 1985
  6. James Birx Nietzsche, Darwin & Evolution Canisius College Visiting Scholar, Harvard University, 2001−2002
  7. Bishop Paul, Stephenson R.H. Nietzsche and Weimar Aesthetics // German Life and Letters, Blackwell, October 2009
  8. Breuer S. Anatomie der Konservativen Revolution. -Darmstadt, 1993
  9. Thomas H. Brobjer Nietzsche’s Affirmative Morality: An Ethics of Virtue // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 26, 2003
  10. Patrick Bridgwater, Nietzsche in Anglosaxony: A Study of Nietzsche’s Impact on English and American Literature (Leicester 1972
  11. Bussche R. von dem. Konservatismus in der Weimarer Republik: die Politisierung des Unpolitischen. Heidelberg, 1998
  12. Christoph Cox The «Subject» of Nietzsche’s Perspectivism //Journal Of The History Of Philosophy 35:2 April 1997
  13. G. Watts Cunningham Nietzsche on the Philosopher The Philosophical Review, Vol. 54, No. 2 (Mar., 1945), pp. 155−172
  14. Daigle Christine Nietzsche: Virtue Ethics. .. Virtue Politics? // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 32, 2006
  15. Richard Deming Strategies Of Overcoming: Nietzsche And The Will To Metaphor // Philosophy and Literature, 2004, 28: 60−73
  16. Stefan George, Der Stern des Bundes, vol. 2 of Werke (Munich: Deutscher Taschenbuch, 1983)
  17. Giles Fraser Redeeming Nietzsche: on the piety of unbelief, Routledge, 2002
  18. Golomb Jacob Can One Really Become a «Free Spirit Par Excellence» or an Ubermensch? // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 32, 2006
  19. Paul E. Glenn The Politics of Truth: Power in Nietzsche’s Epistemology // Political Research Quarterly, Vol. 57, No. 4 (Dec., 2004), pp. 575−583
  20. Robert Gooding-Williams Nietzsche’s Pursuit of Modernism // New German Critique, No. 41, Special Issue on the Critiques of the Enlightenment (Spring Summer, 1987), 95−108.
  21. Gossler A. Publizistik und konservative Revolution: das «Deutsche Volkstum» als Organ des Rechtsintellektualismus 1918 1933. — Munster — Hamburg — London, 2001
  22. Grillaert Nel Determining One’s Fate: A Delineation of Nietzshe’s Conception of Free Will // Journal Of Nietzsche Studies, Issue 31, 2006
  23. Edwin Dodge Hardin Nietzsche’s Service to Christianity // The American Journal of Theology, Vol. 18, No. 4 (Oct., 1914), pp. 545−552
  24. Bertram M. Laing The Metaphysics of Nietzsche’s Immoralism // The Philosophical Review, Vol. 24, No. 4 (Jul., 1915), pp. 386−418
  25. Hatab Lawrence Nietzsche’s On The Genealogy Of Morality, Cambridge, 2002
  26. Steven V. Hicks, Alan Rosenberg Nietzsche and Untimeliness: The «Philosopher of the Future» as the Figure of Disruptive Wisdom// Journal Of Nietzsche Studies, Issue 25, 2003
  27. Reinert, Hugo- Reinert, Erik S. (2006). «Creative Destruction in Economics: Nietzsche, Sombart, Schumpeter»
  28. Lester H. Hunt Nietzsche and the origin of virtue Routledge, 1991
  29. Huntington S.P. Conservatism as Ideology // American Political Science Review. Vol. 51, No. 2, 1957
  30. Kaufmann W. Nietzsche Philosopher, Psychologist, Antichrist, NY. 1974
  31. John Kekes Conservatism //Encyclopedia of Philisophy, vol.2, McMillan, 2006. Pp.466−467
  32. Paul E. Kirkland Nietzsche’s Honest Masks: From Truth to Nobility «Beyond Good and Evil» // The Review of Politics, Vol. 66, No. 4 (Autumn, 2004), pp. 575−604
  33. Ludwig Klages, Handschrift und Charakter (Leipzig: J. A. Barth, 1921)
  34. Lenk K. Deutscher Konservatismus. Frankfurt am Main, 1989
  35. Mullin Amy Nietzsche’s Free Spirit // Journal of the History of Philosophy 38:3 July 2000
  36. Alexander Nehamas How One Becomes What One Is // The existentialists: critical essays on Kierkegaard, Nietzsche, Haidegger, and Sartre / edited by Charles Guignon. Rowman & Littlefield Publishers, Inc., London, 2004
  37. Alexander Nehamas The Eternal Recurrence // The Philosophical Review, Vol. 89, No. 3 (Jul., 1980), pp. 331−356
  38. Nietzsche Friedrich The Birth Of Tragegy & The Genealogy Of Morals / translated by Francis Golffing. — New York: Anchor Books, 1990. —300 pp.
  39. Nietzsche, godfather of fascism?: on the uses and abuses of a philosophy / edited by Jacob Golomb and Robert S. Wistrich. Princeton University Press, 2002
  40. Nietzsche’s Moral and Political Philosophy // Stanford Encyclopedia of Philosophy, 2007
  41. Robert Nola Nietzsche’s Theory of Truth and Belief // Philosophy and Phenomenological Research, Vol. 47, No. 4 (Jun., 1987), pp. 525−562
  42. Andrea Rehberg The Overcoming of Physiology // Journal of Nietzsche Studies, Issue 23, 2002
  43. Tamsin Shaw Nietzsche’s political skepticism Princeton University Press, 2007
  44. Lee Spinks Friedrich Nietzsche, Routledge, 2003
  45. William MacKintire Salter. Nietzsche on the Problem of Reality Mind, New Series, Vol. 24, No. 96 (Oct., 1915)
  46. Keith Ansell-Pearson Nietzsche and Modern German Thought Routledge, 1991
  47. Ludwig Klages, Handschrift und Charakter. Leipzig: J. A. Barth, 1921.
  48. Klemperer K. von. Konservative Bewegungen zwischen Kaiserreich und Nationalsozialismus. Munchen, 1962
  49. Leiter Brian Routledge Guidebook to Nietzsche on Morality
  50. Carl Levine Social Criticism in Shaw and Nietzsche // The Shaw Review, Vol. 10, No. 1 (January, 1967)
  51. Oscar Levy The Complete Works Of Friedrich Nietzsche, NY, 1909(1964)
  52. Mohler A. Die Konservative Revolution in Deutschland 1918— 1932. 1989
  53. Pannwitz, «Was ich Nietzsche und George danke,» Castrum Peregrini 38, nos. 189/190 (1989)
  54. Paul-Laurent Assoun. Freud and Nietzsche The Athlone Press 2000
  55. Paulsen Friedrich, Vater und Sohne. Eine sozialpadagogische Studie aus der deutschen Gegenwart. (DRs Bd. 131, 33. Jg., IT. 8 v. Mai 1907, S. 225−238)
  56. Dan Stone An 'Entirely Tactless Nietzschean Jew': Oscar Levy’s Critique of Western Civilization // Journal of Contemporary History, Vol. 36, No. 2 (Apr., 2001)
  57. Peter Fitzsimons Nietzsche, Ethics and Education An Account of Difference, Sense Publishers, 2007
  58. Robert Gooding-Williams New German Critique, No. 41, Special Issue on the Critiques of the Enlightenment (Spring -Summer, 1987), 95−108.
  59. Robert C. Solomon Living with Nietzsche What the Great Immoralist Has to Teach Us. Oxford University Press, 2003
  60. Stefan Lorenz Sorgner Metaphysics without truth: on the importance of consistency within Nietzsche’s philosophy, Marquette University Press, 2007
  61. The Philosophy of Nietzsche (edited with an Introduction, by Geoffrey Clive). Meridian classics, 1984
  62. John Richardson Nietzsche Contra Darwin // Philosophy and Phenomenological Research, Vol. 65, No. 3 (Nov., 2002), pp. 537−575
  63. Aaron Ridley Nietzsche on Art, Routledge, 2007
  64. Sadler Ted Nietzsche: truth and redemption // Critique of Postmodern Nietzsche, 1995
  65. Shift Alan Language, Metaphor, Rhetoric: Nietzsche’s Deconstruction of Epistemology // Journal of the History of Philosophy 23:3 July 1985
  66. Shift Alan Nietzsche’s French Legacy, Routledge, 2006 Walter H. Sokel On the Dionysian in Nietzsche // New Literaiy History, 2005, 36: 501−520
  67. Donald D. Stone Arnold, Nietzsche, and the «Revaluation of
  68. Values» // Nineteenth-Century Literature, Vol. 43, No. 3 (Dec., 1988), pp. 289−318
  69. Swassjan K. Die deutsche konservative Revolution, 1994 Ferdinand Tonnies, Der Nietzsche-Kultus: Eine Kritik, Leipzig: Reisland- 1906
  70. John F. Whitmire, jr. The Many and the One: The Ontological Multiplicity and Functional Unity of the Person in the Later
  71. Nietzsche // The Pluralist, Volume 4, Number 1 Spring 2009: pp. 1−17
  72. John T. Wilcox Truth and Value in Nietzsche: Study of his Metaethics and Epistemology. University of Michigan Press, 1974.
  73. Will Dudley Hegel, Nietzsche, and Philosophy: Thinking Freedom, Cambridge, 2003
  74. Patrick Wotling, Le vocabulaire de Nietzsche, Ellipses, 2001
  75. С.Г. «Консервативная революция» в Германии1920-х начала 1930-х годов (Проблемы интерпретации) //
  76. Полис (Политические исследования). 2003. № 4
  77. А. Очерки социальной философии романтизма. СПб, 2003
  78. . О Ницше. М., Культурная революция, 2009 Бернадинер Б. М. Философия Ницше и фашизм. Д.- М.: Соцэкгиз. 1934
  79. П. Перевал: Роман // Вестник Европы. 1894 (NN1−6)
  80. Бур до Ж. Властители дум: пророки силы, добра и красоты. Ренан. Штирнер. Ницше. Толстой. Рескин. М.: -Изд-во ЖИ, 2007
  81. . Ницше и фашизм // Под знаменем марксизма. 1942. № 8−9. С. 112.
  82. А. Ключи счастья: Роман-дайджест. Т. 1. ~ СПб., Северо-Запад, 1993
  83. Т. Фридрих Ницше. М.: ACT Москва, Транзиткнига 2006
  84. . «Ницше» / пер. с фр. Чернышева В. А. М. Астрель, 2005.- 158 с.
  85. А. Ницше как философ. М.:Идея-пресс, 2000.
  86. И. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М., 2006
  87. Делез Жиль «Ницше» / Перевод с французского С. Л. Фокина. — СПб: AXIOMA, 2010.
  88. . Шпоры: стили Ницше. М., 1991
  89. А.Г. Консерватизм как явление: возможна ли его общая теория? // Философия права. 2009. № 4.
  90. А.Г. Консервативная революция, М., 1994
  91. А. История архива Ницше: конфликты и интерпретации, (http://www.nietzsche.ru/biograf/litera/history-arxiv/H08.02.20m
  92. А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX начала XX века, М., 1988
  93. Иоханнес де Граф. Этика имморализма— СПб, 2003.// «Звезда», № 3 (с. 121−148)//о
  94. Ионас Ганс «Принцип ответственности» — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 480 с.
  95. В.М. Хранители и пророки. Религиозно-философское содержание русского консерватизма. СПб.: Наука, 2010.-470 с.
  96. Э. Ницше в России: эволюция морального сознания, СПб, 1999
  97. Ф. «История философии. XX век» / перевод с английского П. А. Сафронова.— М.: ЗАО «Центрполиграф», 2002. — 269 с.
  98. Ф. От Фихте до Ницше.— М.: Республика, 2004. — 542 с.
  99. Д. Фашизм, который прошел. По ту сторону академического иммунитета (http://liberty.ru/Themes/Fashizm-kotoryj-proshel.-Po-tu-storonu-akademicheskogo-immuniteta) (08.02.2011)
  100. Краткий очерк истории философии, М., Мысль, 1969
  101. К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX века. СПб: Владимир Даль, 2002.
  102. Е. Ницше: образы и мифотворчество. СПб, 2008
  103. A.M. Больная искренность. Заметки по поводу статьи В. Преображенского «Фридрих Ницше» // Вопросы философии и психологии. 1893. № 16. С. 109−114
  104. Н. От логомахии к пневматологии (о творчестве Л. Клагеса в свете русской философии) (http://www.hrono.ru/statii/2005/malchevlogo.html4) (08.02.2011)
  105. Манхейм Карл. Диагноз нашего времени. М., 1994
  106. .В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб, 2005.
  107. Н.К. Дарвинизм и ницшеанство // Русское богатство. 1898. № 2. С. 132−162
  108. Н.К. Еще о Ф.Ницше // Русское богатство. 1894. № 11.0тд.2. С.111−131
  109. Н.К. И еще о Ф.Ницше // Русское богатство. 1894. № 12. Отд.2. С.84−110
  110. H.K. О Максе Штирнере и Фридрихе Ницше //Русское богатство. 1894. № 8. Отд.2. С.151−172
  111. А. Парадоксы неоконсерватизма, М. 1999.
  112. А.Н. Рождение «зверя из бездны» неоконсерватизма. М., 2002
  113. А. Кто сейчас делает философию в России? Т. 1. М., Поколение, 2007
  114. Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005
  115. Ф. Письма. — М.: Культурная революция, 2007
  116. Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Т.7. Черновики и наброски, 1869—1873 гг. —М.: Культурная революция, 2007.
  117. Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Т.8. Черновики и наброски, 1873—1885 гг. — М.: Культурная революция, 2008
  118. Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах: Т. 12: Черновики и наброски, 1885—1887 гг. — М.: Культурная революция, 2005
  119. Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Т. 13. Черновики и наброски, 1887—1889 гг. — М.: Культурная революция, 2006.
  120. Ницше и современная западная мысль: Сб. статей/под ред. В. Каплуна, СПб, 2003.130.. Ницше Ф. Антихрист. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2. /пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. — с.
  121. Ф. Веселая наука. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. — с.
  122. Ф. Греческое государство. — Поппури, 2000.
  123. Ф. К генеалогии морали. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. —с.
  124. Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1./ пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. —с.
  125. Ф. По ту сторону добра и зла. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. — с.
  126. Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. — с.
  127. Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993
  128. Ф. Так говорил Заратустра. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 2. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. —с.
  129. Ф. Философская проза. О будущности наших образовательных учреждений. Минск, Попурри, 2000
  130. Ф. Человеческое, слишком человеческое. Собрание сочинений в 2 томах. Т. 1. / пер. с нем. К. А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1990. —с.
  131. М. Вырождение. Современные французы. М., Республика, 1995
  132. С. Ф. «Тропами Заратустры» — М.: Мысль, 1976. — 432 с.
  133. Е. «Новое средневековье» в эстетике немецкого романтизма Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2005, № 2, с. 82−83
  134. A.B. Что действительно говорил Ницше?// Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск: Воля, 1991. С. 291−304
  135. A.B. Фридрих Ницше у себя дома. Из-во Владимир Даль, 2009
  136. В.А. Метафизика ландшафта. М., 1993
  137. Поэтика Ницше. Межвузовский сборник научных статей. СПб, 2010
  138. В.П. Фридрих Ницше: критика морали альтруизма // Вопросы философии и психологии. 1892. № 15. С.115−160
  139. В. Г. Сущность метафизики. От Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. СПб, 2003
  140. А. Е. «Эстетика жизни» в философии Ницше. СПб, 2002
  141. Ф. Закат немецких мандаринов. Академическое сообщество в Германии, 1890—1933 / пер. с англ. М., 2008.
  142. Т. Фридрих Ницше. Мн., Книжный дом, 2008
  143. А. М. Консерваторы XX века. М.: Изд-во РУДН, 2006
  144. К. Становление европейской науки. М.: Evidentis, 2002
  145. Ю. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение (http://www.nietzsche.ru/around/al7 1 .html) (08.02.2011)
  146. П. «Критика цинического разума» / перевод с немецкого А. В. Перцева. — Екатеринбург: Изд-во
  147. Уральского Государственного Университета, 2001. — 584 с.
  148. Современная буржуазная философия, М., Изд-во МГУ, 1972
  149. B.C. Идея сверхчеловека // Мир искусства. 1899. № 9
  150. B.C. Словесность или истина? // Полн.собр.соч. СПб., 1914. Т. 10. С.29−35
  151. А. В. Постмодернизм как радикальный консерватизм. СПб, 2007
  152. Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер. Мартин Хайдеггер. Дитмар Кампер. Гюнтер Фигаль. СПб.: изд-во СПбГУ, 2006
  153. А. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? // Вопросы философии. 2006. № 2.
  154. Файгингер Ганс «Нитцше как философ» / перевод с немецкого А. А. Малинин. — М.: Типо-литография А. В. Васильева и К, 1902. — 86 с.
  155. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983
  156. Фрейд 3. Избранное в 2 томах / под ред. Е. Жиглевич.— London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1969.
  157. Фукуяма Фрэнсис. Конец истории и последний человек — М.: ACT, 2004. — с.
  158. А. Ницше и имморализм. М.: КомКнига, 2006
  159. Хайдеггер Мартин. Ницше/ перевод с немецкого А. П. Шурбелева.— Том 1.— СПб: Владимир Даль, 2006. — 604 с.
  160. Хайдеггер Мартин «Ницше» / перевод с немецкого А. П. Шурбелева. — Том 2. — СПб: Владимир Даль, 2007. — 458 с.
  161. Р. Дж. Холлингдейл. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души, М.:Центрполиграф, 2002
  162. Чиж В. Ф. Ницше как моралист. М., 2011.
  163. Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру / под редакцией Т. И. Ойзермана. — М.: Прогресс, 1964. — 360 с.
  164. Шел ер М. Ресентимент в структуре моралей, Перевод с немецкого А. Н. Малинкина, СПб, 1999
  165. Ф. В. Философия искусства М.: Мысль, 1999
  166. О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993
  167. Юнгер Фридрих Георг «Ницше» / пер. с немецкого А. В. Михайлова. — М.: Праксис, 2001. — 256 с.
  168. К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб: Владимир Даль, 2003.
Заполнить форму текущей работой