Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования позволили выделить следующую совокупность лингводидактических принципов, с опорой на которые строится система формирования коммуникативных умений учащихся: а) принцип опоры на реальный уровень владения речевой культурой, прежде всего навыками связной речи, умением общаться, аргументировать и рассуждать в рамках принятых норм профессионально-литературной речиб) обучение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование коммуникативных умений как педагогическая проблема. И
    • 1. 1. Проблема формирования коммуникативных умений учащихся в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Особенности коммуникативно-речевых способностей учащихся
    • 1. 3. Лингводидактические основы формирования коммуникативных умений учащихся
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Влияние внешних проблемных факторов на формирование коммуникативных умений учащихся
    • 2. 1. Гуманитарная парадигма формирования коммуникативных умений учащихся
    • 2. 2. Формирование коммуникативных умений учащихся в разноязычной среде
    • 2. 3. Формирование коммуникативных умений учащихся в информационном пространстве
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Педагогические условия эффективного формирования коммуникативных умений учащихся
    • 3. 1. Решение коммуникативных задач посредством педагогического общения
    • 3. 2. Индивидуализация и дифференциация процесса формирования коммуникативных умений учащихся
    • 3. 3. Диагностическое обеспечение процесса формирования коммуникативных умений учащихся
    • 3. 4. Уровни сформированности коммуникативных умений средствами русского языка и литературы
  • Выводы по третьей главе

Педагогические условия формирования коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последние годы характеризуются рядом существенных перемен, затронувших практически все сферы российского общества. Среди них следует выделить сложившуюся тенденцию снижения уровня культуры речи, нравственную деградацию, проявляющуюся среди прочего в пренебрежении ценностями этикета, неумении вести себя в общественных местах, в грубом поведении и невежественности в отношениях людей друг с другом. Особую тревогу вызывает состояние общей культуры подрастающего поколения. Грубость, развязность, небрежность речи и преобладание в ней жаргона и ненормативной лексики становятся характерными для значительной части школьников в целом и старшеклассников — в частности. Причинами этого являются как возрастные особенности старшеклассников (стремление к независимости и самостоятельности и т. п.), так и незнание ими правил поведения в различных ситуациях, в коллективе, в общественных местах, а также ориентация на лжеценности, сформировавшиеся в эпоху социально-экономического кризиса.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что важнейшими задачами воспитания являются: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Как известно, общая культура личности складывается из множества компонентов, одним из которых является культура речи человека как соответствие определенным нормам, традициям, социокультурным стандартам. Именно в культуре общения личность находит свое высшее самоутверждение, имеет возможность проявить все богатство своих чувств и способностей, а также свое творчество.

Формирование коммуникативных умений и навыков должно происходить в раннем возрасте, однако наибольшую значимость эта задача приобретает в работе с учащимися старшего школьного возраста. Находясь на пороге взрослой жизни, учащиеся начинают более осмысленно относиться к взаимоотношениям с людьми. Значительная часть из них уже делает свой жизненный и профессиональный выбор и приступает к освоению выбранной профессии. Для старшеклассников характерно проявление интереса к требованиям, предъявляемым профессией к работнику, и тому, насколько они сами, их знания соответствуют этим требованиям. В связи с этим представляется актуальным необходимость разработки алгоритма технологии коммуникативно-развивающей организации учебно-воспитательного процесса средствами гуманитарного, социальнои психолого-педагогического, лингвистического, а также информативного содержания.

Рассмотрению общих и частных проблем общения и межличностной коммуникации посвящены исследования Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой,.

A.А.Бодалева, П. Я. Гальперина, А. Б. Добровича, А. В. Запорожца, И. А. Зимней,.

B.А.Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, Е. С. Кузьминой, А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского,.

C.Л.Рубинштейна, В. А. Сластенина, В. Д. Ширшова и др. Ученые-психологи и педагоги признают общение одним из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием. Исследователи С. Н. Батракова, Н. А. Березовин, Н. В. Бордовская, В.А.Кан-Калик, А. В. Мудрик, А. А. Реан, В. А. Сластенин рассматривают общение как процесс взаимодействия в системе «учитель-ученик», где основное внимание уделяется проблеме педагогической этики и такта учителя, то есть профессиональному общению.

Вместе с тем, содержание и технология совершенствования процесса формирования коммуникативных умений у обучающихся остаются неразработанной проблемой в теории и практике школы. Это объясняется отсутствием у учителей и учащихся целостного представления о структуре процесса речепроизводства, а также бессистемностью работы по формированию таких видов коммуникативных умений, как говорение и письмо на уроках по общеобразовательным дисциплинам. В учебниках по предметам языкового цикла число упражнений, направленных на развитие различных качеств речепроизводства, ограничено. Большинство используемых достаточно мотивированных заданий связано с формированием внешнеречевых компонентов высказывания и содержит обширные языковые знания — при отсутствии заметного внимания к планирующим и контрольным механизмам коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраста.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью совершенствования процесса формирования коммуникативных умений учащихся и неразработанностью вопросов формирования коммуникативных умений учащихся, недостаточным раскрытием педагогических условий их эффективного формирования у старшеклассников. Это противоречие позволило нам сформулировать проблему данного исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраста?

Целью исследования является выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий формирования коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраста в процессе обучения.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогические условия эффективного формирования коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраста.

Гипотеза исследования основана на том, что процесс формирования коммуникативных умений учащихся будет эффективным, если:

— решение коммуникативных задач будет осуществляться посредством целесообразно организованного педагогического общенияформирование коммуникативных умений учащихся будет осуществлено на основе принципов индивидуализации и дифференциации;

— будет обеспечено диагностическое сопровождение процесса формирования коммуникативных умений у учащихся;

— методика формирования коммуникативных умений у учащихся, интегрирующая в себе: а) организационно-целевойб) содержательныйв) технологический компоненты, будет построена на принципах усложнения заданий, опоры на деятельностный компонент.

Задачи исследования: проанализировать особенности процесса формирования коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраста как педагогическую проблему;

— изучить влияние гуманитарной парадигмы, разноязычной среды, информационного пространства на формирование коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраставыявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраста;

— определить уровни сформированности коммуникативных умений у учащихся старшего школьного возраста.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Г. С. Батищев, М. Н. Берулава, А. А. Бодалев, Н. Б. Крылова, А. В. Мудрик, Ю. В. Сенько, Н. Е. Щуркова и др.) — философские, социально-психологические и педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых по теории общения и коммуникации (Б.Г.Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. С. Волков, Н. В. Волкова, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Б. Добрович, К. Додж, А. В. Запорожец, И. А. Зимняя, В.А.Кан-Калик, Я. Л. Коломенский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн,.

В.А.Сластенин, М. С. Соловейчик, Д. Хаймс, В. Д. Ширшов, В. Ф. Юлов, Я. Яноушек и др.) — теории личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (Е.В.Бондаревская, В. В. Давыдов, В. А. Петровский, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.) — теории дифференцированного индивидуального подходов к воспитанию и обучению детей (Я.И.Ковальчук, Я. Корчак, Н. К. Крупская, П. А. Крылова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. П. Усова, К. Д. Ушинский и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературыанализ учебных планов, учебников и учебных программмоделирование процесса обученияизучение и обобщение педагогического опытапедагогический экспериментнаблюдениеанкетированиеинтервьюированиетестированиеметоды статистической и математической обработки результатов исследования и др.

Экспериментальной базой исследования явились школа-гимназия № 46 г. Чебоксары, лицейские классы гимназий № 2, 3, 15, 65, 102, Татаро-турецкий лицей г. Казани, средние школы № 18,42,45 г. Набережные Челны.

Этапы исследования.

Первый этап (2000;2002гг.) — поисковый, включал изучение состояния проблемы в теории и практикеанализ учебно-программной документацииопределение исходных теоретических позицийопределение задач и рабочей гипотезы исследования, разработка модели педагогического процесса и методики педагогического эксперимента.

Второй этап (2003;2005гг.) — формирующий — проведение педагогического эксперимента по формированию коммуникативных умений в процессе изучения русского языка, измерение и фиксация его результатов, изучалась эффективность педагогических условий эффективного формирования коммуникативных умений учащихся старшего школьного возраста.

Третий этап (2006;2007гг.) — завершающий — анализ результатов педагогического эксперимента, обработка, обобщение результатов исследования, их оформлениеподготовка методических и практических рекомендаций по их реализации в деятельности общеобразовательных школ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнены сущностные характеристики понятия «коммуникативные умения» как интегрированного качества, формирующиеся на основе коммуникативно-речевых способностей, владения специальными знаниями о языке, речевого развития, владения технологией составления текста, умения анализировать текст;

— конкретизировано влияние гуманитарной парадигмы, разноязычной среды, информационного пространства, детерминирующих процесс формирования коммуникативных умений учащихся с целью выявления адекватных способов нейтрализации их негативного воздействия и использования их продуктивных потенций;

— выявлены и обоснованы педагогические условия: решение коммуникативных задач посредством педагогического общения, индивидуализация и дифференциация образовательно-воспитательного процесса, диагностическое сопровождение — повышения эффективности процесса формирования коммуникативных умений учащихсяопределены показатели уровня сформированности у учащихся коммуникативных умений: познавательного (знания учащихся о русском языке, культуре речи и др.), эмоционального (убежденность в значимости развития коммуникативных умений и др.), поведенческого (активное участие в коммуникативной деятельности, умения и навыки общения и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенное исследование обогащает теории и методику обучения и воспитания учащейся молодежи. В ходе него выявлены противоречия и нерешенные проблемы в работе учителей по формированию коммуникативных умений у учащихся, определены и обоснованы возможности их формирования у школьников на учебных занятиях по русскому языку и литературеразработана методика их формирования у учащихся и раскрыто содержание этого процесса, организационные формы и методы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что организация процесса коммуникативных умений учащихся, построенная с учетом выявленных внешних проблемных факторов и выявления и обоснования ряда педагогических условий, позволяет повысить уровень сформированности коммуникативных умений у учащихся, улучшает психологический фон общения участников познавательного процесса и т. п.

Материалы исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах, высших и средних педагогических учебных заведениях, системе повышения квалификации работников образования.

Обоснованность и научная достоверность полученных результатов исследования обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований. Опорой основных положений и научных выводов на достижения передового педагогического опыта и результаты научно-педагогических исследований по проблеме. Системным подходом к исследованию проблемы, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследованияпрактическим подтверждением основных теоретических положений результатами экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских, городских и межвузовских научно-теоретических и научно-практических симпозиумах, конференциях и семинарах по современным проблемам образования: (г.Набережные Челны, 2001, 2003; Чебоксары, 2002; Казань 2003,2005 и др.).

Материалы исследования использовались при чтении лекций и проведении семинара-практикума для студентов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Результаты исследования внедрены в практику работы школы-гимназии № 46 г. Чебоксары, в лицейских классах гимназии № 65 г. Казани, Татаро-турецкого лицея г. Казани, школы № 45 г. Набережные Челны.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Процесс формирования коммуникативных умений у учащихся — это достаточно длительный, сложный и многоаспектный процесс, сущностные характеристики которого, содержание, формы и методы работы должны быть рассмотрены с позиции возможности использования личностно ориентированной, практико-ориентированной технологий, а также системного подхода на основе грамотного использования возможностей того или иного учебного курса для формирования коммуникативных умений учащихся как специально-организованного процесса и целенаправленного выбора учебного материала, непосредственно связанного с подготовкой учащихся к общению с другими людьми.

2. Система внешних проблемных факторов, детерминирующих процесс формирования развития коммуникативных умений учащихся, включающая в себя: гуманитарную парадигму, разноязычную среду, информационное пространство, оказывает большое влияние на эффективность протекания этого процесса. Методика формирования коммуникативных умений у учащихся, интегрирующая в себе: а) организационно-целевойб) содержательный: в) технологический компоненты, должна быть построена на принципах усложнения заданий, опоры на деятельностный компонент, связи теории с практикой. Система упражнений должна быть направлена на: 1) использование языка как средства общения — производится предварительный отбор тем, ситуаций, обсуждаемых проблем, программ речевого поведения;

2) активизация форм, выражающих интенции в диалогах, текстахпредлагаются устные и письменные виды работ по продуцированию текстов;

3) отбор эффективных средств для построения текстов.

3. Важными педагогическими условиями, способствующими эффективному формированию коммуникативных умений учащихся являются:

— решение задач формирования коммуникативных умений учащихся посредством целесообразной организации педагогического общения;

— формирование коммуникативных умений учащихся на основе принципов индивидуализации и дифференциации образовательно-воспитательного процессадиагностическое сопровождение процесса формирования коммуникативных умений учащихся.

4. Определение уровней сформированности коммуникативных умений учащихся:

— познавательных (знания учащихся о русском языке, культуре речи и др.), эмоциональных (убежденность в значимости развития коммуникативных умений и др.), поведенческих (активное участие в коммуникативной деятельности, умения и навыки общения и др.).

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (215 наименований, в том числе 19 — на иностранных языках).

3. Результаты исследования позволили выделить следующую совокупность лингводидактических принципов, с опорой на которые строится система формирования коммуникативных умений учащихся: а) принцип опоры на реальный уровень владения речевой культурой, прежде всего навыками связной речи, умением общаться, аргументировать и рассуждать в рамках принятых норм профессионально-литературной речиб) обучение речевой культуре должно строиться на основе принципа бинарности изучения теоретических сведений о языке и формирования коммуникативных уменийв) принцип опоры на структурные свойства связного высказывания. Реализация этого принципа должна осуществляться на основе циклизации этапов работы над структурой высказывания, этапов, обусловленных тенденциями формирования связной речи на разных этапах освоения речевой культуры, последовательного и целенаправленного объяснения законов построения связного текста, особенности функционирования его смысловых единицг) принцип взаимосвязи работы по развитию культуры речи на специальных занятиях по культуре речи, а также с речевой работой на занятиях по другим предметамд) принцип коллективной работы по анализу готового текста и коллективному составлению связных высказыванийе) принцип технологической организации обучения. Современный опыт работы диктует необходимость максимального сближения деятельности учения и деятельности общения, разработки новой технологии обучения. Новая технология требует использования других коммуникативных методов обучения, получивших в методике название практических, сознательно-коммуникативных.

4. Языковая личность учащегося, реализуемая на вербально-семантическом, когнитивном и мотивационно-прагматическом уровнях должна формироваться и развиваться как личность, обладающая речевой культурой, при прохождении стадий:

• мотивации речевой деятельности, протекающей в соответствии с нормами речевой культуры;

• планирования речевого материала;

• упреждающего мыслительного синтеза;

• проговаривания во внешней речи и контроля. Отбор содержания для формирующей модели должен происходить на основе таких лингводидактических принципов, как принцип опоры на реальный уровень владения речевой культурой, принцип бинарности (опоры на лингвистические особенности разных языков), принцип опоры на структурные свойства связного высказывания, принцип взаимосвязи работы по развитию речевой культуры на специальных занятиях по предметам профессионального содержания, принцип коллективной работы. В числе наиболее важных психолого-педагогических принципов речевой работы можно выделить: сочетание сознаваемого и несознаваемого в обучении, последовательное формирование коммуникативного ядра, поддержание высокого уровня трудности в усвоении речевого материала, создание педагогической коммуникативной ситуации и др.

5. Решению комплекса задач, обеспечивающих общегуманитарную подготовку учащихся, способствует развитие двуязычия и многоязычия. В этих условиях формируется личность, характеризуемая наличием многослойным и многокомпонентным набором коммуникативных умений, готовности к решению проблем с опорой на историю, культуру, искусство других национальных общностей, в разных сферах общения. Приобщение к лингвосоциуму, соотносительному со вторым языком, в процессе формирования коммуникативных умений учащихся целесообразно осуществлять путем отказа от разобщенного обучения разным языкам, приводящему к смешанному билингвизму, тормозящему речепорождению на родном языке и интеллектуальное развитие в целом, — в пользу интеграции, синхронизации языковых дисциплин, формирующей языковую координацию (свободное общение на разных языках), субординацию (свободное общение на одном и переводное общение на другом).

6. К базовым составляющим «информационно-коммуникативной культуры» на текущем этапе развития информационно-коммуникативных технологий следует отнести: представление об информационной картине мира, умение практически использовать информационно-коммуникативные технологии для решения личностно-значимых задач, знание правовых и морально-этических норм осуществления информационной деятельности.

Дидактическими единицами, связанными с формированием информационно-коммуникативной культуры, являются: информация и ее роль в природе и обществе, виды информационных процессов, представление информации в компьютере, информационные структуры, информационные системы, технические средства, информационная безопасность, закон об авторском праве.

Методика обучения информационно-коммуникационным технологиям, предусматривающая освоение трех составляющих информационной культуры и основанная на системно-объектном подходе при изложении учебного материала, на личностно-значимых для слушателей учебных задачах, на учете возрастных особенностей слушателей обеспечивает формирование информационно-коммуникативной культуры у различных возрастных групп.

Показатели (соответствие обоснованным в работе требованиям к представлениям об информационной картине мира, к умениям практической работы с компьютером на уровне квалифицированного пользователя, к знаниям основных правовых и морально-этических норм, связанных с осуществлением информационно-коммуникативной деятельности) позволяют оценить сформированность составляющих информационно-коммуникативной культуры.

7. Проведенное экспериментальное исследование подтверждает, что основу коммуникативной компетентности личности составляют коммуникативные умения как интегративное ее качество. Нами установлены сущность и структура этих умений, составными элементами которых являются коммуникативно-речевые способности (к речи внутренней, внешней диалоговой и монологовой, письменной монологовой) — владение языковыми знаниями о формах речи, стилистике, текстеречевое развитие (пользование языком, нормами языка, связной речью) — владение технологией создания и анализа текста как акта коммуникации. В результаты эксперимента было обеспечено уровневое развитие каждого из составляющих, в том числе развитие устной и письменной монологовой речи учащихся, что создало условия для формирования коммуникативных умений старшеклассников.

8. Основными педагогическими условиями эффективного формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения являются: решение задач формирования коммуникативных умений учащихся осуществляется посредством педагогического общенияформированияе коммуникативных умений учащихся на основе принципов индивидуализации и дифференциациидиагностическое сопровождение процесса формирования коммуникативных умений у учащихсяметодика формирования коммуникативных умений у учащихся, интегрирующая в себе: а) организационно-целевойб) содержательныйв) технологический компоненты, построенная на принципах усложнения заданий, опоры на деятельностный компонент, связи теории с практикой.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:

1. Подтверждена необходимость участия академических кругов, специалистов-педагогов, психологов, социологов, культурологов и др. — в создании и развитии организационно-педагогических структур, способных выполнить весь спектр задач по формированию коммуникативных умений у учащихся как важнейшей составляющей общей культуры личности, как свойства личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное пространство общественного сознания, как средство позитивного взаимодействия с окружающим миром. В частности, сделана попытка приращения научного знания формирования коммуникативных умений у учащихся в контексте влияния внешних проблемных факторов и педагогических условий продуктивного развертывания данного процесса в школьной практике.

Проблема формирования коммуникативных умений у учащихся адекватна личностно и практико-ориентированной и системной парадигмам обучения, вытекает из актуальных теорий развития личности: зеркальное отражение личностью представлений о том, как их оценивают другиепреодоление личностных кризисовнеобходимость последовательного овладения новыми познавательными навыкамиразвитие познавательной способности в направлении понимания чувств других людей и т. д.

2. Анализ философской, социально-психологической, педагогической литературы позволил сформулировать сущность коммуникативных умений как совокупности информационных, интерактивных, перцептивных действий в процессе общения, в которых отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения (навыки). Коммуникативные умения — это навыки обмена информацией, взаимодействия, взаимовосприятия и взаимопонимания между участниками коммуникативной деятельности. Структура коммуникативных навыков включает в себя следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Критериями сформированности коммуникативных навыков является мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, а уровнями — низкий (пассивный), средний (активно-пассивный), высокий (активно-инициативный). Выявлены и охарактеризованы условия эффективного формирования коммуникативных навыков создание положительно-эмоциональной стимулирующей среды в процессе взаимодействияпоэтапное формирование взаимосвязанных компонентов коммуникативных навыковорганизация коммуникативной деятельности в процессе решения соответствующих задач и упражненийоформление части содержания учебного материала в виде разнообразных форм наглядности как источника информации, ориентированного на возрастные особенности. В ходе опытно-экспериментальной работы была подтверждена эффективность методики формирования коммуникативных умений, которая реализуется посредством поэтапного формирования мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонентов, создания положительно-эмоциональной мотивирующей среды в процессе взаимодействия, стимулирования к эффективной коммуникации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О., Кривошееев А., Ушаков А. Проектно-созидательная обучения /О.Агапова, А. Кривошеев, А. Ушаков //А1та Maler. 1994. -№ 1. — С. 18−22.
  2. Л.С. Дар души и дар глагола./Л.С.Айзерман М.: Педагогика, 2000. — 160с.
  3. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических особенностей / Н.А.Аминов// Вопросы психологии. -1988. № 5. — С.71−77.
  4. И.Д. О методах научного познания./И.Д.Андреев М.: Наука, 1994.- 184с.
  5. Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева М., 1990.
  6. Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений под ред. В. А. Сластенина. /Е.В.Андриенко -М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 264с.
  7. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения / Н.В.Антонова// Вопросы психологии. 1997. -№ 6. — С.23−38.
  8. П.Р. Технологии и современное образование /П.Р.Атутов// Педагогика. -1996.-№ 2.-С.П-14.
  9. Э.М. Контрастивная грамматика: Морфология русского языка и тюркских языков. /Э.М.Ахунзянов Казань, 2002. — 94 с.
  10. И. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. /Т.В.Ахутина М.: Изд-во Московского ун-та. — 2004. — 215с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метоосновы)./Ю.К.Бабанский -М.: Просвещение, 1982.-215с.
  12. Ю.К. Основные условия оптимального выбора методов обучения / Ю.К.Бабанский// Обще дидактические проблемы методов обучения. -М., 1977. -С.49−58.
  13. Д.Х. Устная монологическая речь. /Д.Х.Баранник АДД. -Киев, 1991.-98 с.
  14. И.В., Костомаров В. Г., Митрофанова О. Д. Совершенствовать методы обучения /И.В.Баранникова, В. Г. Костомаров, О.Д.Митрофанова// Русский язык в нац.школе. 1992. — № 2.
  15. Л.Г. Русский язык. Стилистика. /Л.Г.Барлас М., 2004. — 64 с.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества. /М.М.Бахтин М., 2004. -68с.
  17. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. /Б.В.Беляев М., 1999.-С.71.
  18. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы./ В. П. Беспалько -М.: Высш. школа, 1990. 299с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П.Беспалько М.: Педагогика, 1989.-190с.
  20. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия /В.П.Беспалько// Педагогика. 1993. — № 5.- С.16−25.
  21. В.М. Объективная психология / В. М. Бехтерев М. Д991.С.396.
  22. Т.Г. Речевые возможности старшеклассников: «чувство коммуникативной целесообразности» / Т. Г. Бирюкова.// Русский язык в школе. 2000. -№ 2.-С. 10−18.
  23. А.А. Личность и общение. /А.А.Бодалев М., 1995. — 230 с.
  24. Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е.Д.Божович// Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С.33−44.
  25. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования/Е.В.Бондаревская//Педагогика. 1997. -№ 4. -С.И-17.
  26. А.А. К теории коммуникативного воздействия /А.А.Брудный// Теоретические и методические проблемы социальной психологии. М., 2002.- 134 с.
  27. А.А. Понимание и общение. /А.А.Брудный М., 1999. -120 с.
  28. А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. /А.Н.Васильева М., 1996.
  29. Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. /Л.И.Величко -М., 1993.
  30. Д.В. Психология обучения и воспитания: учеб. пособие. /Д.В.Вилькеев Казань: Изд-во КГПУ, 1994. — 141 с.
  31. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. /В.В.Виноградов//Поэтика. М., 1998.- 124с.
  32. В.Г. Говорящий и слушающий. Варианты большого поведения. /В.Г.Винокур-М., 2003.- 104с.
  33. Т.Г. Об изучении функциональных стилей современного русского языка. /Т.Г.Винокур -М., 2001. -96с.
  34. В.В. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Веселая грамматика. В гостях у слова. /В.В.Волина М.: Новая школа, 1994.- 448 с.
  35. В. Языковая личность и национальная идея. /В.Воробьев//
  36. Нар. образование. 1998. -№ 5.
  37. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. /Б.З.Вульфов, В. Н. Харькин М.: Изд-во «Магистр», 1995.-180 с.
  38. JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Проблема общей психологии. /Л.С.Выготский М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.
  39. .А., Хрусталев Т. М. Специальные способности о структуре индивидуальности учителя /Б.А.Вяткин, Т.М.Хрусталев// Вопросы психологии, 1994. — № 4. — С.73−81.
  40. В.Ф. Современная языковая коммуникация и технология развития речевой деятельности в условиях билингвизма. / В.Ф.Габдулхаков// Монография (пособие для слушателей курсов ИНК). -Казань. 1999.-207 с.
  41. В.Ф. Язык, речь, творчество. /В.Ф.Габдулхаков// Эксперим. учеб. пособие для 8−9 классов гимназий. Казань, 1996. — 200 с.
  42. В.Ф. Содержание и система углубленного изучения русского языка. /В.Ф.Габдулхаков// Метод, пособие. Казань, в надзаг.: Татарский ИУУ, 1991. -35с.
  43. Г. Д. Национальные образы мира. /Г.Д.Гачев -М., 1998. 432 с.
  44. В.Ф. Язык, речь, творчество. (8−9 классы). /В.Ф.Габдулхаков// Эксперим. курс риторики для гимназий. Казань, 1996. — 200с.
  45. В.Ф. Культура и искусство речи /В.Ф.Габдрахманов// Практический курс риторики для 8−9 классов гимназий, лицеев, колледжей. Казань, в надзаг. Международная педагогическая академия, 1998.-225 с.
  46. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования /И.Р.Гальперин М.: Наука, 1981.-139 с.
  47. Р.Б. Система обучения русской диалогической и монологической речи. /Р.Б.Гарифьянова Казань, 1992.
  48. .Н. Основы культуры речи. /Б.Н.Головин М., — 2002. — 230 с.
  49. Э.А. Способности и индивидуальность. /Э.А.Голубева -М, 2003. 122 с.
  50. В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. 42-е изд. — М.: Просвещение, 2002.-286 с.
  51. JI.E. Методическое пособие по обучению сочинениям для учащихся 9−11 классов: (в 5 частях) /Л.Е.Гринин Волгоград: Учитель, 1998.-304 с.
  52. В.В. Развивающее общение. /В.В.Давыдов М.: Педагогика, 1989.-288 с.
  53. ДаниловаТ.В. Архетипические корни притчи /Т.В.Данилова //Рациональность и семиотика дискурса Киев, 1994. С.65
  54. Детская речь. М., 1927. — 20 с.
  55. Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль /ЛЛ.Дорфман// Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 88−95.
  56. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. /Т.М.Дридзе М., 1994.
  57. Ю.Н. Социально-психологическое проектирование в педагогике /Ю.Н.Емельянов// Вопросы психологии. № 1. — 1988.
  58. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя 2-е изд., испр. и доп. / А. П. Ершова, В. М. Букатов — М.: 1998. — 232 с.
  59. П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, «или Режиссура поведения учителя /П.М.Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. -Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: 1998. — 336 с.
  60. Н.И. Речь как праведник информации. /Н.И.Жинкин М.: Наука, 2002.- 159 с.
  61. Н.И. Язык речь — творчество: Избранные труды /Н.И.Жинкин// Сост., научн.ред., примеч. — С. И. Гиндина. — М.: Лабиринт, 1998. — 368 с.
  62. М.З., Сафиулина Ф. С. Сопоставительный синтаксис русского итатарского языков. /М.З.Закиев, Ф. С. Сафиуллина Казань, 1977.
  63. К.З. Слушаем русскую речь. /К.З.Закирьянов Уфа, 1993.
  64. Н.А. Формирование и коррекция индивидуального стиля деятельности учителя (коммуникативный аспект) /Н.А.Звонарева// Прикладная психология 2000. -№ 1, — С.40−52.
  65. И.А. Психология обучения неродному языку/ И. А. Зимняя М., 1989. С. 73.
  66. П.Ф. Обучающие изложения. 5−9 классы. /П.Ф.Ивченков М., 2004. — 88 с.
  67. С.Н. Стилистика в курсе русского языка (VII-VIII кл.): Пособие для учителей. /С.Н.Иконников М.: Просвещение, 1979, — 224 с.
  68. С.Г. Стилистико-синтаксический анализ преподавания русского языка в школе. /С.Г.Ильенко -М., 2004.- 122 с.
  69. Э.В. Учиться мыслить / Э. В Ильенков // Философия и культура. М., 1991. С. 48.
  70. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты /Е.П.Ильин// Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.85−93.
  71. И.А. Духовный смысл сказки /И.А.Ильин // Одинокий художник. М, 1993. С.234
  72. Н.А. Тексты в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. /Н.А.Ипполитова М., 1992.
  73. Р.А., Габдулхаков В. Ф. Теория и практика формирования коммуникативной культуры в школе / Р. А. Исламшин, В.Ф.Габдулхаков// Педагогика. 2001. № 6. С. 57.
  74. О.В., Нечаев В. Я. Социокультурные функции образования /О.В.Ионова, В.Я.Нечаев// Социально-политический журнал. 1994. — № 11/12.-С. 164−170.
  75. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. /В.А.Кан-Калик -М., 1995.
  76. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. /В.А.Кан-Калик// Книга для учителя. -М., 1987.
  77. В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. /В.И.Капиносов, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик -М., 2001.- 128 с.
  78. И.О. Педагогическое сопровождение ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоциональных состояний/ И. О. Карелина Ярославль, 2004.
  79. А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. /А.Е.Кибрик -М., 1992.-122 с.
  80. А.А., Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе. /А.А.Кирсанов, Ж. А. Зайцева Казань, 1995 -103 с.
  81. М.Н. Стилистика русского языка. /М.Н.Кожина М., 2004. — С. 169.
  82. Н.Д. Формирование профессиональной коммуникативности студентов на неязыковых факультетах педвузов: Автореф. канд.дис. /Н.Д.Колетвинова Казань, 1999.-19 с.
  83. А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. /А.К.Колеченко -СПб, 1992.
  84. Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики /Г.В.Коменский// Вопросы языкознания. 1979. — № 6.
  85. Коммуникации в культуре. Материалы научно-теоретического семинара.1. Петрозаводск. 1996.
  86. Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов. /Н.А.Константинов М.: Просвещение, 1982. -447 с.
  87. В.Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. /В.Г.Костомаров М., 1994.
  88. В.Г. Языковой вкус эпохи. /В.Г.Костомаров М., 1994.
  89. Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника/ Е. Ю. Кононова Киров, 2006.
  90. Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В. А. Макаренко. -М., 1993.
  91. JI.H., Михайлова J1.A. Человек-оркестр: Микроструктура общения. /Л.Н.Кроль, Л. А. Михайлова М., 2005. — 144 с.
  92. . Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. /Б.Кроче 4.1.М., 1920.
  93. Н.В. Очерк науки о языке. / Н. В. Крушевский Казань, 1983.
  94. Т.С. Формирование национально-русского билингвизма. Некоторые теоретические проблемы /Т.С.Кудрявцева// Русский язык в эстонской школе. -1989. -№ 6.
  95. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся /Н.В.Кузьмина// Вопросы психологии. 1984. -№ 1.-С. 20−26.
  96. Культура человек — философия: к проблеме интеграции и развития / Вопросы философии. — 1982. — № 1.
  97. Т.А. Живое слово. /Т.А.Ладыженская -М., 1988.
  98. Т.А., Баранов М. Т. Особенность ученических изложений. /Т.А.Ладыженская, М. Т. Баранов -М., 1965.
  99. Лексические трудности русского языка. Словарь справочник. — М.,
  100. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. /А.А.Леонтьев М.: Просвещение, 1969.-214 с.
  101. А.А. Речевая деятельность /А.А.Леонтьев// ЛЭС. М., 1990.
  102. А.Н. Деятельность, сознание, личность. /А.Н.Леонтьев -М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  103. И.Я. Проблемное обучение. /И.Я.Лернер М.: Знание, 1974. -64 с.
  104. М.И. Проблемы онтогенеза общения. /М.И.Лисина М. Педагогика, 1986. -143с.
  105. М.Е. Искусство быть счастливым / М. Е. Литвак Ростов-на-Дону, 1995. С. 447.
  106. Л.М. Как строится текст. /Л.М.Лосева М., 2004. — 68 с.
  107. М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. /М.Р.Львов М.:Академия, 2003. -272с.
  108. В.Я. Педагогическое общение, проблемы его оптимизации и диагностики /В.Я.Ляудис// Сборник «Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации». М., 1983.
  109. И.И. О современной модели урока. /И.И.Малкин -Казань, 1969.
  110. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя /А.К.Маркова, А.Я.Никонова// Вопросы психологии. 1987. — № 5. -С.40−48.
  111. М.И. Проблемное обучение. Основы теории. /М.И.Махмутов М.: Педагогика, 1975. — 367с.
  112. М.И. Современный урок: Вопросы теории. /М.И.Махмутов -М. Педагогика, 1 981 191 с.
  113. B.C. Индивидуальный стиль общения /В.С.Мерлин// Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 4. — С. 26−36.
  114. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Изд-ий центр «Академия», 2000. — 368 с.
  115. Методика развития речи на уроках русского языка. / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 2000. — 124 с.
  116. Э.И. Основы педагогических знаний. /Э.И.Моносзон М.: Педагогика, 1986.-198с.
  117. О.И. Грамматика текста. /О.И.Москальская -М., 1981.
  118. А.В. Коммуникативная культура учителя /А.В.Мудрик// Мир психологии. -1996. -№ 3, — С. 42−45.
  119. А.А. Из тонких линий идеала: Для учителя: из опыта работы. /А.А.Мурашов М.: Просвещение, 1990. — 1996 с.
  120. А.А. Педагогическая риторика. / А. А. Мурашов М.: Педагогическое общество России. — 2001.- 480 с.
  121. Л.М. Педагогическая технология формирования устно-речевой деятельности студентов технического вуза в условиях двуязычия/ Л. М. Мухамадиева //Автореф.дис.канд.пед.наук. Казань, 2004.
  122. .С. Культура письменной речи. /Б.С.Мучкин -М., 1996.
  123. Г. С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции? /Г.С.Назарова// Педагогика. 1997. — № 3. — С. 20−27.
  124. Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. /Т.В.Напольнова М., 1983. — С. 26.
  125. О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). /О.А.Нечаева Улан-Удэ, 1974.
  126. .Ю. Грамматика говорящего. /Б.Ю.Норман СПб., 1994.
  127. И.Т. Повышение эффективности урока.
  128. И.Т.Огородников М.: Знание, 1960.-39 с.
  129. И.Т. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. /И.Т.Огородников М.: Просвещение, 1968. — 374с.
  130. С.И. Словарь русского языка.-М., 1984.
  131. В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. /В.А.Онищук М.: Просвещение, 1981.- 191 с.
  132. Основы культуры речи: хрестоматия. М., 2002. — 202 с.
  133. Основы технологий коммуникативно-развивающего обучения. /Сб. статей. Казань, 1996. — 152 с.
  134. З.И. Формирование коммуникативных умений студентов в условиях аудиторного обучения: Автореф. канд. дис. /З.И.Павицкая -Казань, 1999.- 16 с.
  135. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. /А.П.Панфилова Санкт-Петербург, 1999.
  136. .Д. Основы социально-психологической теории./Б.Д.Парыгин -М., 1971.
  137. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений /С.А.Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 525 с.
  138. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. инс-тов /Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  139. Педагогическое мышление и его формирование у студентов / Кол. монография под ред. Д. В. Вилькеева. Казань: КГПУ, 1997. — 160 с.
  140. Педагогическое речеведение: Словарь справочник. — М., 1993.
  141. A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики истилистики. /А.М.Пешковский М. — JL, 1930.
  142. И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т. Под ред. Шабаевой М. Ф. Т. 3. /И.Г.Песталоцци — М.: Просвещение, 1965. -635 с.
  143. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретически-экспериментальное исследование. /П.И.Пидкасистый М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  144. Н.А. Умение создавать текст /Н.А.Пленкин// Русский язык вшколе. -1981. № 5.
  145. И.П. Педагогика. /И.П.Подласый М.: Просвещение:
  146. Гуманитарный издательский центр «Владос», 1996. 629 с.
  147. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебное пособие для студентов пед. институтов /Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.-142 с.
  148. Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1981.
  149. Психология познавательной деятельности: Сб. статей /Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд. МГУ, 1978. — 151 с.
  150. И.С. Индивидуализация формирования речевой деятельности учащихся /И.С.Попелянская Автореф. дис.канд.пед.наук. -Казань, 1986.
  151. Н.М. Функциональная стилистика. /Н.М.Разинкина -М., 1989. -С.10.
  152. Д.Э., Темникова М. А. Словарь трудностей русского языка. /Д.Э.Розенталь, М. А. Темниова -М., 1987.
  153. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. — М., 1993. — Т. 1. -634с.
  154. С.Л. Основы общей психологии. /С.Л.Рубинштейн СПб.: ЗАО «Изд-во Питер», 1999.-720 с.
  155. С.Л. Принципы творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики /С.Л.Рубинштейн// Вопросыпсихологии 1986. — № 4.-С. 106−109.
  156. Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., «Наука», 1993.
  157. Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ю. Н. Караулов. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М., 1997.
  158. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А.Я.Савельев// Высшее образование в России. 1994. № 4.
  159. В.В. Культура. Деятельность. Общение. /В.В.Сильвестров М.: Росспэн 2004. — 478 с.
  160. В.А. Путь к слову: из записок учителя: Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. / В. А. Синицын М.: АО «Столетие», 2005. — 352 с.
  161. О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. /О.Б.Сиротинина М., 1999.-122 с.
  162. JI.И. Правильно ли мы говорим по-русски? /Л.И.Скворцов// Справочное пособие по произношению, ударению, самоуправлению. — М, 1983. 225 с.
  163. Л.Л. Теоретические основы культуры речи. /Л.Л.Скворцов -М., 2000. 128 с.
  164. Словарь синонимов русского языка /Под ред. Е. П. Евгеньевой. Л., 1970.-71с.
  165. Г. Я. Синтаксическая стилистика. (Сложное синтаксическое целое). /Г.Я.Солганик -М., 1993.
  166. Стилистика русского языка. Под ред. Н. М. Шанского. М., 2000. -134с.
  167. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студентов сред, пед. учеб, завед. 3-е изд. /Н.Ф.Талызина — М.: Изд. центр «Академия», 1999.-288 с.
  168. А.В. Методика русского языка в средней школе. /А.В.Текучев М., 2000. -98с.
  169. .М. Проблемы индивидуальных различий. /Б.М.Теплов М., 1961.-СП.
  170. Толстой J1.H. Педагогические сочинения. /Л.Н.Толстой М.: Педагогика, 1989. 542с.
  171. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. /И.Э.Унт М.: Педагогика, 1990.-188с.
  172. Формирование коммуникативной компетенции на русском языке у иностранных учащихся. (Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции). Львов: Изд-во «Свет». 1990.
  173. Н.М. Педагогическая импровизация. /Н.М.Харькин -М., 1994.
  174. Ш. Г. Личностно-развивающее обучение. /Ш.Г.Хусаинов//. Автореф.дис.канд.пед.наук. Казань, 2006.
  175. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учеб. процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя / Авт. сост. Б. Г. Панов, Л. Б. Яковлева. — М.: Просвещение, 1991. — 271с.
  176. Г. Г., Габдулхаков В. Ф. Двуязычие в российской образовательной практике / Г. Г. Чанышева., В. Ф. Габдулхаков // Педагогика, 2007. № 5. — С. 45−46.
  177. Л.А. Русский язык: Для подготовительных отделений вузов: Учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. /Л.А.Чешко М.: Высш.шк., 1990.-333с.
  178. Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. /Т.И.Чижова -М., 1987.-С.43.
  179. Л.З., Габдулхаков В. Ф. О работе над текстом /Л.З.Шакирова, В. Ф. Габдулхаков СоветМэктэбе.-1987. № 12.
  180. Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе / Под ред. Н. М. Шанского 3-е изд. перераб. и доп. /Л.З.Шакирова — Казань: Магариф, 1999.-351с.
  181. Л.З., Андрамонова Н. А., Габдулхаков В.Ф. Каким быть содержанию обучения русскому языку в татарской школе
  182. Л.З.Шакирова, Н. А. Андрамонова, В.Ф.Габдулхаков// Русский язык в нац.школе. 1989. — № 4.
  183. Шанский Н. М, Мухамедов Ш. А. Сборник упражнений по лингвистическому анализу художественного текста. / Н. М. Шанский, Ш. А. Мухамедов Санкт-Петербург, 1992.
  184. В.Н. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. /В.Н.Шапошников -М., 1998.-С.223.
  185. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. /Г.И.Щукина -М.: Просвещение, 1986. 144с.
  186. Т.Е. О понятиях коммуникативной структуры и коммуникативной стратегии (на материале русского языка) /Т.Е.Янко// Вопросы языкознания. 1999. -№ 4.-С.28−55.
  187. Littlewood W. Communicative Language Teaching./W.Littlewood -Cambridge: CUP, 1994.-p. 71.
  188. Markman E. Realising That You Don’t Understand: A Preliminary Investigation /E.Markman// Child Development. 1978. — Vol. 48. — P. 986−992.
  189. McFarland H.S.N. Intelligent Teaching: Professional Skills for Student Teacher./McFarland London.: Buiterworth. — 1973. — 260 p.
  190. Minsky M. The Society of Mind./M.Minsky London: Heinemann, 2001. -216 p.
  191. National Comission of Education. Universities in the 21st Century Lecture series at the Royal Society. London: NCE, 1999. — 145 p.
  192. Neave G. On Living in Interesting Times: Higher Education in Europe 19 851 995 /G.Neave// European Journal of Education. 1995. -Vol. 30. — P. 377 393.
  193. Norman, N. Initial Teacher Education in France, Germany and England and Wales: a comparative perspective /N.Norman// A Journal of Comparative Education. -1995. Vol. 25(3). — P. 211−225.
  194. Norris S.P. Synthesis of Research on Critical Thinking /S.P.Norris// Educational Leader-2002.-Vol. 42/8.-P. 44.
  195. Plomp Tj., Brummelhuis A., Rapmund R. Teaching and Learning for the Fu-ture./Tj.Plomp, A. Brummelhuis, R. Rapmund- Enschede: University of Twente, 2001. 84 p.
  196. Productive Learning An Educational Opportunity for Young People // Productive Education in Europe. — Berlin, 1999. — P. 11−32.
  197. Seel R. Culture and Complexity: New Insights on Organizational Change /R.Seel// Organizations and People. 2000. — Vol. 7(2). — P. 2−9.
  198. E. & Morris S. Teaching Practice: Problems and Perspectives/E.Stones&S.Morris. London: Routlege, 1992. — 300 p.
  199. Sutton C.R. Group Study Methods: Applying the Ideas of M.L.J. Abercrom-bie to the Design of Courses for Teachers /C.R.Sutton// Education for Teaching. 1971. — Vol. 86.-P.5.
  200. Teichler U. Gestufte Studiengunge und Abschlusse in den Geistes und Sozi-alwissenschaften/U.Teichler Kassel, 1999. — S. 5−13.
Заполнить форму текущей работой