Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование исследовательских умений учащихся основной школы с признаками математической одаренности в процессе решения задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оказание педагогической поддержки развитию учащихся стало приоритетной задачей государства и общества в целом. Коллегией Министерства просвещения ПМР была поставлена задача создания Государственной целевой программы «Одаренные дети», в разработке которой участвовала и автор настоящего исследования. Проект этой программы широко обсуждался на Совете образования и на Республиканской… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования исследовательских умений одаренных учащихся
    • 1. 1. Проблема выявления и развития одаренных учащихся в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Диагностика одаренности и стратегии ее развития
    • 1. 3. Основные формы организации обучения математике одаренных учащихся
  • Глава II. Организационно-методические особенности процесса формирования исследовательских умений учащихся основной школы
    • 2. 1. Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках математики
    • 2. 2. Методические подходы к усилению мотивации учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе решения задач
    • 2. 3. Методика организации благоприятных условий для формирования исследовательских умений учащихся в процессе решения задач
  • Глава III. Формирование исследовательских умений математически одаренных учащихся
    • 3. 1. Методика формирования исследовательских умений учащихся посредством решения задач
      • 3. 1. 1. Особенности методики формирования исследовательских умений в процессе решения задач
      • 3. 1. 2. Методика формирования исследовательских умений учащихся на начальном и заключительном этапах решения математических задач
    • 3. 2. Содержание и результаты педагогического эксперимента по формированию учебно-исследовательских умений одаренных учащихся
      • 3. 2. 1. Методика дифференциации учащихся по уровням проявления ими математической одаренности
      • 3. 2. 2. Результаты педагогического эксперимента по реализации методики формирования учебно-исследовательских умений одаренных учащихся

Формирование исследовательских умений учащихся основной школы с признаками математической одаренности в процессе решения задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из современных тенденций развития образования является его гуманизация. Исходной посылкой в реализации этой тенденции рассматривается «образ человека культуры как свободной, гуманной, духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, .» [24, с.3−4]. Она предполагает усиление внимания к личности каждого ученика. Реализация этого принципа требует изменения характера обучения на основе личностно-ориентированного подхода и активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого необходимо создание условий обучаемым для свободы выбора ими направления развития, проявления творческой инициативы и самостоятельности в познавательном поиске.

Важным концептуальным ориентиром развития образования любого региона (государства), в том числе и Приднестровского, является образ общества, в котором осуществляется процесс обучения и воспитания. Поэтому, в процессе перспективного проектирования образования важно учитывать выявившиеся тенденции движения общества к новому качественному состоянию: цивилизованности, открытости, толерантности и законосообразности. Поворот к человеку, его индивидуально-личностному развитию приводит к изменению типа образования в направлении его полного соответствия потребностям личности и общества. Этим и объясняется переход к личностно-ориентированному образованию в Российском образовательном пространстве, в том числе и в Приднестровье.

Теоретические исследования личностно-ориентированного. образования и соответствующих технологий его реализации осуществлены Е. В. Бондаревской, А. М. Матюшкиным, И. С. Якиманской и другими [24, 132, 244, 245]. Анализ этих работ и результатов практических исследований личностно-ориентированного обучения показывает, что соответствующий научный базис для внедрения этого инновационного подхода в практику обучения создан. Эти результаты научных исследований педагогов и психологов могут служить и научной основой для определения методических подходов работы с учащимися массовой школы.

В рамках этой школы учащиеся, проявляющие признаки одаренности в той или иной области, нуждаются в создании благоприятных условий, способствующих их дальнейшему развитию.

В отечественной психологии и педагогике понятие «одаренность» трактуется как «системное, развивающееся качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми"[26, 121, 122, 132, 170, 214, 215]. Понятие «детская одаренность» связывается с яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в каком-либо виде деятельности. Отмечается, что детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития и что ее развитие протекает в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика. Поэтому и оценка одаренности в значительной мере условна.

К настоящему моменту рассмотрены и изучены фундаментальные проблемы структуры способностей, их природа и условия развития (Б.Г.Ананьев, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.). Изучена структура математических способностей (В.А.Крутецкий), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В.Брушлинский, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, Р. Стенберг и др.). [26,38, 85, 115,116, 121,122, 123, 171,172, 198,214,215].

Зарубежными исследователями (А.Бине, Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.) предложены способы изучения одаренности и предприняты попытки в классификации их видов, созданы модели одаренности (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Халлер и др.).

Наиболее значимы для нас работы отечественных ученых, в которых раскрываются вопросы решения проблем развития общей одаренности учащихся (подростков) (Ю.Д.Бабаева, М. Л. Долгополова, А. И. Савенков, И. С. Якиманская, В. С. Юркевич и др.). Вопросы практического решения проблемы развития математической одаренности учащихся и формирования исследовательских умений, наиболее способных к математике учащихся поднимались в работах: В. А. Гусева, М. И. Зайкина, Е. С. Канина, Ю. М. Колягина, В. И. Мишина, Ф. Ф. Нагибина, Д. Пойа, Г. И. Саранцева, З. А. Скопец и др.

В рамках целевой программы «Дети России» была создана «Рабочая концепция одаренности» [170], установившая единый взгляд на проблему одаренности и определившая стратегические ориентиры ее развития.

Тем не менее, до сих пор многие вопросы обучения и развития детей с признаками одаренности на уровне основной школы слабо изучены. Это касается как проблемы более точной психолого-педагогической диагностики одаренности учащихся основной школы, так и проблемы оказания им педагогической поддержки в развитии своих способностей и в формировании исследовательских умений.

В связи с тем, что в Приднестровье число общеобразовательных учреждений повышенного уровня обучения явно не велико (4 лицея, 5 гимназий и 15 школ, работающих по программе углубленного изучения математики) и многие учащиеся с признаками математической одаренности вынуждены обучаться в массовой школе, то проблема обеспечения учащихся этой категории условиями для построения индивидуальных траекторий развития и привития им навыков проведения элементарных исследований в учебной деятельности нуждается в специальном исследовании.

В тоже время в общественном сознании постепенно начало формироваться понимание того, что переход в век наукоемких и информационных технологий невозможен без сохранения и развития интеллектуального потенциала республики. Это привело к существенному усилению интереса к научным разработкам, направленным на выявление закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практикоориентированным исследованиям методов поиска, обучения и развития детей с признаками одаренности. Результаты этой поисковой работы оценивались на районных (городских) и республиканских конференциях исследовательского общества учащихся и на предметных олимпиадах разных уровней.

Оказание педагогической поддержки развитию учащихся стало приоритетной задачей государства и общества в целом. Коллегией Министерства просвещения ПМР была поставлена задача создания Государственной целевой программы «Одаренные дети», в разработке которой участвовала и автор настоящего исследования. Проект этой программы широко обсуждался на Совете образования и на Республиканской научно-практической конференции (26−27 марта 2002 г.) «Совершенствование математического образования в общеобразовательных школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях ПМР» [221]. В результате этих обсуждений была разработана «Концепция организации системы работы с одаренными детьми и учащейся молодежью», реализация которой осуществляется по намеченному плану мероприятий (приказ № 297 Министерства просвещения ПМР от 16.04.2003 г.). За это время выполнено следующее:

1. Открыты лицеи и гимназии с русским, молдавским и украинским языками обучения;

2. Начата целенаправленная работа по формированию исследовательских умений учащихся.

3. Осуществляется переподготовка и совершенствование педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

4. Накапливаемый опыт отражается на страницах журналов «Педагогический вестник Приднестровья», «Вестник Приднестровского университета», «Педагогический альманах», «Славянская педагогическая культура», «Известия МСАО» и в материалах международных и республиканских научно-практических конференций по проблемам совершенствования математического образования.

Однако, существуют и причины, сдерживающие целенаправленную работу с одаренными детьми:

1. Ослаблено внимание к проблеме развития детской одаренности в начальных классах и в основной школе;

2. Недостаточно внимания уделяется научно-методическому обеспечению педагогов по вопросам выявления и определения видов одаренности школьников;

3. В проблематике исследований педагогов проблемы развития одаренных учащихся не значатся;

4. Необходимая идентификация учащихся по видам и уровням одаренности проводится на интуитивном уровне;

5. Остаются без внимания одаренные дети, обучающиеся в сельской местности. Для них не созданы интернаты, где бы можно было развивать наиболее способных учащихся сельских школ.

Практика работы с одаренными детьми в различных организациях образования Приднестровья, где учителя пытаются эту проблему решить, свидетельствует о постоянно возникающих методических трудностях, мешающих реализации индивидуальных траекторий развития детей.

Для освоения опыта творческой математической деятельности учащимся должны быть созданы особые педагогические условия, в которых процесс получения объективно новых математических знаний и умений моделируется на доступных восприятию школьников задачах. В этих условиях учебная деятельность напоминает деятельность ученого.

Наличие главного противоречия между объективными потребностями учебного процесса в организации учебно-исследовательской математической деятельности учащихся основной школы и отсутствием ее научно обоснованного методического обеспечения свидетельствует об актуальности темы исследования.

Проблему исследования составляет необходимость выявления одаренных учеников с признаками математической одаренности и создание благоприятных педагогических условий для их развития посредством разработки соответствующей методики, обеспечивающей формирование у них научного стиля мышления на примере формирования исследовательских умений в процессе решения математических задач.

Цель исследования заключается в разработке методики формирования исследовательских умений учащихся основной школы на уроках математики в процессе решения задач.

Объектом исследования является процесс обучения и развития учащихся основной школы на уроках математики.

Предмет исследования — использование математических задач для создания дидактических условий, обеспечивающих формирование исследовательских умений учащихся с признаками одаренности на уровне 59 классов основной школы.

Гипотеза исследования основана на том, что разработка и использование соответствующей методики формирования исследовательских умений учащихся, состоящей в организации их целенаправленных и систематических поисковых действий, адекватных действиям ученых в их научно-исследовательской деятельности, окажет положительное влияние на качество приобретаемых математических знаний и на уровень формируемых учебно-исследовательских умений.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы обучения и развития математически одаренных детей, направленной на формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения решению задач по математике в психолого-педагогической и научно-методической литературе, а также в практике работы учителей математики школ Приднестровья;

2. Осуществить дифференциацию учащихся класса на группы по уровням их математической одаренности;

3. Провести анализ задач и выявить типы математических заданий, способствующих формированию учебно-исследовательских умений, а также подобрать (составить) совокупность заданий исследовательского характера;

4. Разработать методику формирования исследовательских умений и определить возможные и требуемые эвристические указания для групп учащихся с приблизительно одинаковыми уровнями математических способностей с целью формирования навыков целенаправленных исследовательских действий в процессе решения задач;

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования исследовательских умений одаренных учащихся при решении задач на уроках математики в 5−9 классах.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи гуманистической психологии и педагогикиобщая теория познанияцелостный системный подход к анализу явлений и процессовпринципы вариативности образованиятеория деятельностного подходаобобщенные результаты исследований по проблемам одаренности и, в частности, математических способностей, в том числе возрастной (Г.Айзенк, Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, Б. М. Теплов, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.) — современные концепции личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, И. С. Якиманская и др.) — теория организации познавательной деятельности (П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов, В. А. Крутецкий, А. М. Матюшкин, М. М. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) — теория развития личности (Б.Г.Ананьев, Дж. Бруннер,.

A.В.Брушлинский, Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев и др.) — концепции проектирования педагогических систем (Ю.К.Бабанский,.

B.П.Беспалько, В. В. Краевский, И. Я. Лернер и др.) — концепция развития общего образования и соответствующие работы по методике преподавания математики (В.А.Гусев, Г. В. Дорофеев, Н. Б. Истомина, Ю. М. Колягин,.

В.И.Крупич, Г. Л. Луканкин, В. М. Монахов, Г. И. Саранцев, П. М. Эрдниев и ДР-).

В ходе выполнения исследования были использованы следующие методы: наблюдение за учебным процессом на уроках математики с целью критического анализа состояния работы с одаренными детьми, в том числе анализ собственного опыта работы в школах и гимназиях;

— сравнительный анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам формирования исследовательских уменийтестирование учащихся и анкетирование педагогов ряда школ Приднестровья;

— проведение педагогического эксперимента, анализ его результатов и их публичное обсуждение.

Организация исследования. В качестве базы исследования были определены следующие общеобразовательные школы: средние школы № 3, № 7 г. Тирасполя, № 2 г. Бендеры, № 5 г. Дубоссары, № 10 и № 11 г. Рыбницы. Исследование осуществлялось поэтапно:

На первом этапе (1999;2002гг.) анализировалось состояние научной разработанности проблемы одаренности, изучался опыт работы с математически одаренными детьми (гимназия «Аэлита», общеобразовательная школа № 7 г. Тирасполя), определялась теоретическая и эмпирическая база исследованияформулировались проблема, цель, объект, предмет исследования, его гипотеза и задачиразрабатывалась программа и методические подходы по осуществлению исследования.

На втором этапе (2002;2004гг.) осуществлялся анализ состояния и перспектив развития региональной системы обучения одаренных детейвыявлялись условия и факторы эффективной психолого-педагогической работы с одаренными детьми и разрабатывались методики психолого-педагогической и методической поддержки развития подростков с признаками математической одаренности.

На третьем этапе (2005;2006гг.) выявлялось отношение педагогов к проблеме обучения и развития одаренных учащихся в условиях массовых общеобразовательных школ Приднестровья. Уточнялась методика организации их обучения и осуществлялась ее практическая реализация в средних школах № 2 и № 13 г. Бендеры, № 10 г. Рыбницы, № 3 и № 14 г. Тирасполя. Разрабатывался спецкурс для студентов-математиков по работе с одаренными детьми. Осуществлялась реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и развитии математически одаренных подростков в школах № 11 г. Рыбница, № 2 г. Бендеры, № 7 г. Тирасполя.

На четвертом этапе (2006;2008гг.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследований проблемы обучения и развития подростков с признаками одаренностипроводился формирующий эксперимент, осуществлялась статистическая обработка экспериментальных данныхобсуждались результаты исследования с учителями математики.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) предложен новый подход к проблеме формирования исследовательских умений одаренных учащихся основной школы с использованием следующих приемов: создание проблемных ситуацийрассмотрение гипотез учащихсяконкретизация условия задачипереструктурирование задачиразбиение сложной задачи на частитворческое обобщение результатов поисковой деятельности учащихся и определение их перспектив;

2) разработана методика формирования исследовательских умений учащихся посредством решения задач, суть которой состоит в следующем: работа над задачей с целью усиления мотивации действий учащихсявыявление различных вариантов логических связей между данными и искомыми задачисоздание проблемных ситуацийобращение к моделям различных задач для их анализа и составления плана решенияобобщение полученных результатов поисковых действий и исследование области их применениявыделение наиболее рациональных способов решения задачрассмотрение «окрестности» решаемой задачи и составление динамического задания исследовательского характера;

3) для достижения ясности цели, создания внутренней мотивации, уточнения перспектив поисковых действий предложена система организации педагогической поддержки поисковых действий учащихся в виде устных и письменных указаний (эвристик).

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что.

1) на основе анализа процесса решения задач выявлены условия, при которых процесс формирования исследовательских умений одаренных учащихся основной школы на уроках математики эффективен:

— учет стратегий обучения одаренных учащихся (исследовательский метод обучения математике, проблематизация и индивидуализация заданий);

— наличие развивающей функции в решаемых задачах;

— соответствие задач уровню развития обучаемых;

— необходимость реализации основных принципов развивающего обучения, которые лежат в основе методики формирования исследовательских умений, посредством выполнения заданий исследовательского характера: учет личностной ориентации обучения, что способствует охвату интересов всех категорий учащихсяучет необходимости мотивации и повышения интереса к предметусоздание проблемных ситуаций, в которых решение конкретной задачи становится личностно значимым для каждого школьниканеобходимость оказания педагогической поддержки для снятия напряжения и других стрессообразующих факторов в учебной деятельности учащихся, отраженных в схемах деятельности учителя и одаренного ученика, нацеленного на формирование исследовательских умений.

2) уточнены схемы деятельности учителя и ученика, нацеленные на формирование исследовательских умений учащихся.

3) Исследован методический подход к формированию исследовательских умений одаренного школьника при частичной дифференциации учащихся в ходе совместного их обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика организации процесса формирования исследовательских умений при решении математических задач на уровне основной школы посредством включения в процесс обучения открытых задач (отбор открытых задач, построение их системы, этапы и методы формирования приемов эвристической деятельности (путем составления эвристик), которая была использована при разработке спецкурса для будущих учителей математики и практических учителей математики при организации повышения их квалификации, учителя расширили свои возможности в построении нетрадиционных образовательных проектов с принципиально новыми характеристиками развития подростков. Полученные ими дополнительные знания послужили основой создания методических материалов, реализующих развивающую функцию обучения математике.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования и выводов обеспечены: комплексом примененных методов обучения, адекватных задачам исследования проблемы управления процессом формирования исследовательских умений и развития одаренных учащихся основной школывнутренней непротиворечивостью и аргументированностью результатов исследования и их соответствием теоретическим положениям базисных наукпоэтапным построением длительного педагогического исследования, разносторонностью проверки результатов процесса экспериментального обучения и развития одаренных детей.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Обосновано, что для совершенствования процесса обучения математике одаренных учащихся с целью формирования их исследовательских умений нет необходимости вести обучение раздельно, так как дифференциация по уровням одаренности в малокомплектных школах затруднена. С другой стороны полная дифференциация учащихся в процессе обучения решению задач лишает одаренных подростков возможностей проявлять свои лидерские качества, а менее одаренные ученики лишаются образцов математического стиля мышления и ориентиров достижения более высокого уровня.

2. Совершенствование процесса обучения одаренных учащихся математике обязательно предполагает включение их в исследовательскую деятельность (с созданием соответствующих условий для проявления инициативы и творчества). В связи с этим основу формирования исследовательских умений составляют проблемные задания исследовательского характера. Эффективность данного подхода определяется развивающими функциями начального и заключительного этапа решения задач.

3. Методика формирования исследовательских умений обеспечивается тем, что своевременно снимаются затруднения учащихся путем разбиения сложной задачи на простые, актуализации необходимых знаний, возбуждения интереса и стимулированием, а также тем, что преобразующая деятельность ученика направляется на дальнейшее развитие задачи и ее обобщение.

4. Методика формирования исследовательских умений предполагает использование специальной системы упражнений и простых задач, ориентирующих учащихся на определенные действия, являющиеся составляющими элементами формируемых исследовательских умений. Эта система упражнений и указаний (эвристик) составляет основу дидактической поддержки учащихся педагогом.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследований осуществлялась:

— в процессе преподавания математики в средних общеобразовательных школах лично автором (гимназия № 6, гимназия «Аэлита», средняя школа 7 г. Тирасполя);

— в ходе постоянного общения с учителями математики школ Республики на курсах повышения квалификации при государственном институте развития образования ПМР (ПГИРО г. Тирасполь), выступлениями на городских и районных секциях учителей математики, выступлениями на ежегодных итоговых научных конференциях по результатам научной работы за год (на кафедре математики и методики преподавания математики физико-математического факультета Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко в период с 2002 по 2008 гг.), на различных региональных и международных научно-практических конференциях;

— Проведением экспериментальной работы по внедрению разработанной методики формирования исследовательских умений математически одаренных детей в школах (№ 3, 7, гимназии «Аэлита» г. Тирасполя, № 2 г. Бендеры, № 10, 11 г. Рыбницы, № 5 г. Дубоссары);

— Публикациями материалов исследования в сборниках научных трудов, журналах Приднестровского научно-образовательного центра («Педагогический альманах»), журналах ЮО РАО «Славянская педагогическая культура» и «Известия Международной славянской академии образования им. А.О.Коменского».

По теме исследования подготовлена авторская программа спецкурса для дополнительного профессионального образования учителей школ Приднестровья и для подготовки будущих учителей математики в ПТУ им. Т. Г. Шевченко.

Опубликовано 35 работ из них 33 публикации по теме исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Заключение

.

В ходе анализа состояния математического образования в Приднестровской Молдавской Республике и изучения опыта работы учителей математики общеобразовательных школ Республики, а также сравнение результатов математических олимпиад и конференций научного общества учащихся было установлено, что на протяжении последних 15 лет учителя математики ослабили работу с одаренными детьми. В связи с этим работу с одаренными учениками стали возрождать, но эта работа коснулась только специальных математических школ (лицеев, гимназий) и классов крупных общеобразовательных школ. Однако в основной массе общеобразовательных школ она не возрождалась. В связи с этим в Республике было принято решение о разработке государственной целевой программы «Одаренные дети», в разработке которой участвовала автор, но, ввиду отсутствия средств для ее реализации ограничились лишь принятием концепции организации работы с одаренными детьми.

В этот же период широкую популярность стал приобретать личностно-ориентированный подход к обучению и развитию учащихся, который предполагал и организацию работы с одаренными учениками. Однако реализация этого подхода тоже затормозилась ввиду отсутствия методических рекомендаций по организации развивающего обучения в массовых общеобразовательных школах (где нет разделения учащихся по уровням одаренности). Да и учебники по математике были ориентированы (традиционно) только на среднего ученика, т. е. большинство математически одаренных детей были лишены права развиваться наравне со сверстниками из математических школ: обучаясь в массовой общеобразовательной школе их потенциальные возможности развиваться не могли, а попасть в классы с углубленным изучением математики нельзя (их нет ни в одной сельской школе и интернатов для таких учеников тоже нет).

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной работе с одаренными школьниками показал, что проблемой развития этой категории учащихся занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Однако, среди них не было единого мнения на проблему развития одаренности. С разработкой рабочей концепции одаренности (1998г.) стали появляться исследования, ориентированные на решение проблем развития одаренных учеников по частным дисциплинам. Но опять же эти исследования не затронули решение проблемы развития одаренных учащихся массовой общеобразовательной школы. Исходя из этого и в связи с социальным заказом общества на формирование личности, способной к самообучению и саморазвитию, способной решать научные и практические проблемы, а также в связи с востребованностью практических работников системы образования в конкретных методах, приемах и средствах формирования исследовательских умений учащихся с признаками математической одаренности, проблема исследования для системы образования Приднестровья актуальна, а сформулированные задачи реальны и нуждаются в решении.

Задачи исследования решались в процессе формирования исследовательских умений учащихся в условиях совместного обучения детей с разными уровнями математической одаренности, что усложняло решение поставленных задач. В связи с этим перед учителем математики встала конкретная профессиональная задача — ему предстояло определить, как средствами математики обеспечить формирование исследовательских умений всех учащихся и одновременно создать условия для саморазвития более одаренных учащихся.

В процессе решения поставленных в исследовании задач были достигнуты следующие результаты и выводы:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме формирования исследовательских умений подростков с признаками математической одаренности позволил выявить, что методологической основой исследования является общая теория познания, так как деятельность одаренного ученика по решению учебных проблем аналогична деятельности ученого при решении научных проблем. Кроме того, теоретическую основу исследования составили: современная концепция одаренности, гуманистическая концепция личностно-ориентированного образования, теория развития личности, теория организации познавательной деятельности, концепция развивающего обучения, принципы вариативности образования, взаимосвязи и единства традиционного и инновационного. Сказанное выше выражает суть реализованного системного подхода к исследованию целенаправленного педагогического сопровождения процесса формирования исследовательских умений учащихся.

2. На основе изучения результатов исследований проблем развития одаренности в психологии и педагогике было установлено, что для обеспечения развития математически одаренных детей массовой школы необходимо глубокое изучение личности каждого ученика класса, составление банка данных о его личностных качествах, склонностях, привязанностях, способностях и др. Все это дает возможность проведения первичной дифференциации учащихся в идентичные группы по уровням математических способностей. Для более точного разделения на группы использовались известные в психологии психодиагностические методики (ШТУР) на основе математических заданий и тестов.

3. Изучением педагогического опыта обучения математике и результатов методических исследований процессов обучения решению задач установлено, что на развитие учащихся и формирование их исследовательских умений большое влияние оказывает процесс решения проблемных задач, которые воспринимаются учениками как личные проблемы. Доказано, что для осуществления учебных исследований необходима сильная мотивация, которая создается системой взаимосвязанных задач из «окрестности» открытой задачи.

4. На основе опыта, накопленного исследователями проблем обучения и развития математических способностей учащихся и опыта передовых учителей-практиков предложен новый подход к проблеме формирования исследовательских умений учащихся с признаками математической одаренности с использованием следующих приемов: создание проблемных ситуаций, рассмотрение идей и гипотез учащихся, конкретизация условия и требования задачи, переструктурирование задачи и разбиение ее на простые, подключение учащихся к составлению новых задач, обобщение результатов поисковой деятельности учащихся и определение перспектив их использования.

5. В соответствии с предложенным подходом разработана методика формирования исследовательских умений учащихся посредством решения задач. Суть данной методики заключается в следующем: работа учителя с учениками над задачей с целью усиления мотивации поисковых действий учащихсявыявление различных вариантов логических связей между данными и искомыми задачи, а также следствий из нихиспользование содержания задачи для создания проблемной ситуации и формулировки учебной проблемыобращение к моделям различных задач для их анализа и составления плана решенияуправление учителем поисковыми действиями учениковобобщение результатов поиска и исследование области применения полученных результатоввыделение наиболее приемлемых способов решения задачи, исследование «окрестностей» решаемой задачи и составление динамического задания на основе ключевой.

6. Для достижения ясности цели, создания внутренней мотивации школьников, уточнения перспектив их поисковых действий предложена система организации педагогической поддержки учащихся при встрече с затруднениями, тормозящими их поисковую деятельность.

7. Экспериментально проверена и доказана эффективность использования разработанной методики формирования исследовательских умений учащихся основной школы, также разработана и апробирована программа дополнительной подготовки учителей математики для организации работы с одаренными учениками.

8. Поставленные задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики: пер. с фр. — М.: Сов. Радио, 1970. — 152с.
  2. Г. Проверьте свои способности. Пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола. М.: Мир, 1972. — 177с.
  3. А.Д. и др. Геометрия для 8−9 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики/
  4. A.Д.Александров, А. Л. Вернер, В. И. Рыжик. М.: Просвещение, 1991. -415с.
  5. А.Д. и др. Геометрия: Учебник для 7−9 классов общеобразовательных учреждений/ А. Д. Александров, А. Л. Вернер,
  6. B.И. Рыжик. М.: Просвещение, 1995. — 318с.
  7. Г. С. Творчество как точная наука — М. 1979.
  8. Д.В. Проблемы модернизации школьного курса математики. // Математика в школе. 2000. № 1.
  9. А.К. Об эвристических приемах при обучении геометрии в школе // Математика в школе. 1973. — № 6. — с.25−29.
  10. А.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 158с.
  11. JI.C., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия: Учебник для 7−9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. — 335с.: ил.
  12. Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Под ред. В. И. Панова. М., 1997.
  13. Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьника. Ростов-наДону, 1970. — 31с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М.: Педагогика, 1977.-252с.
  15. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: «Знание», 1978. 48с.
  16. Бал к Г. Д. О применении эвристических приемов в школьном преподавании математики // Математика в школе. 1969. — № 5. -с.21−28.
  17. М.Б., Балк Г. Д. О привитии школьникам навыков эвристического мышления // Математика в школе. 1985. — № 2. -с.55−60.
  18. JI.H. Геометрические задачи на построение в основной школе. Д. к. п. н. — Орел, 2000. -190с.
  19. А.С. Теория и практика витагенного обучения с топографическим методом проекций (материалы лекций). Нижний Тагил.: НТФ ИРРО, 1997.
  20. Л.Ю. Графы помогают решать задачи // Математика в школе. 1972. — № 2.
  21. В.П. Слагаемое педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 190с.
  22. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  23. Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.— 351с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464с.
  25. В.Г., Глейзер Г. Д. К проблеме дифференциации школьного образования. // Математика в школе. 1988. № 3.
  26. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000.
  27. Дж. Психология познания. М., 1977.
  28. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96с.
  29. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А. В., Кукушин B.C., Сучков Г. В. Педагогические технологии. М.-Ростов-на-Дону.: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336с.
  30. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. -117с.
  31. Н.Я., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И., Жохов В. И. Математика. Учебник для 6 класса средней школы. М.: Просвещение, 1993. — 256с.
  32. Н.Я., Виленкин А. Н., Сурвилло Г. С. и др. Алгебра для 8 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 1997. -256с.
  33. Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном обучении основам наук в школе. — Казань, 1967 67с.
  34. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И.С.Якиманской/. — М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  35. А.И. К методике обучения решению задач // Математика в школе. -1973. № 5. — с.15−18.
  36. Вопросы развития интереса учащихся к математике. (Методические рекомендации студентам математических специальностей). — Тирасполь: Изд. ТГПИ, 1991. 115с.
  37. В.В. Поисково-исследовательские задачи по алгебре и геометрии как средство развития творческого мышления учащихся математических классов: Д.к.п.н. Омск, 2005. — 255с.
  38. Воспитание учащихся при обучении математике: Книга для учителя: Из опыта работы / Сост. Л. Ф. Пичурин — М.: Просвещение, 1987. -174с.
  39. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. Очерк: 2-е изд. — М.: Просвещение, 1967. — 93с.: ил.
  40. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4, 5. Детская психология / Под ред. Д.Б.Эльконина/. М.: Педагогика, 1984. — 432с.
  41. Г. Х. Некоторые вопросы развития творческой активности учащихся на уроках математики. В сб.: Актуальные вопросы методики преподавания математики. — М.: Изд. МГПИ, 1975, с.89−99.
  42. Г. Х. О введении первых геометрических понятий в 4 классе. В сб.: Избранные вопросы методики преподавания математики. -М.: Изд. МГПИ, 1976, с.149−163.
  43. Г. Х. О роли задач при проблемном подходе к организации обучения математике. В сб.: Избранные вопросы методики преподавания математики. — М.: Изд. МГПИ, 1976, с. 139 149.
  44. Г. Х. Проблемный подход к обучению математике в 4−5 классах. Д.к.п.н. — М., 1982. 211с.
  45. Г. Х., Ильченко С. В., Шинкаренко Е. Г. Одаренные дети в контексте гуманизации образования. // Педагогический альманах. — Тирасполь: ПГУ им. Т. Г. Шевченко, 2002, с.41−47.
  46. Г. Х., Шинкаренко Е. Г. Использование проблемных заданий в работе с одаренными детьми.// Материалы I Международного конгресса «Славянский педагогический собор». — Тирасполь: ПГУ им. Т. Г. Шевченко, 2002, с.266−270.
  47. Г. Х., Ильченко С. В., Шинкаренко Е. Г. Преемственность в обучении и воспитании — основа построения развивающего обучения. // Славянская педагогическая культура. — Тирасполь, № 2 2003, с. 116−120.
  48. Г. Х., Шинкаренко Е. Г. Обогащение обучения основа развития одаренных детей. // «Известия МСАО им. Я.А.Коменского». -Бендеры, № 1 2003, с. 134−140.
  49. Г. Х., Шинкаренко Е. Г. Приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности. // «Славянская педагогическая культура» № 4 2005, с. 132−136.
  50. Г. Х., Шинкаренко Е.Г. V Международная научно-методическая конференция. // Математика в школе: Школьная пресса, 2008, № 6.- с.78−79.
  51. Г. Х., Шинкаренко Е. Г. К вопросу о развитии математических способностей и формировании исследовательских умений учащихся. // Материалы V Международной научно-методической конференции.- Тирасполь: Изд-во ПГУ, 2008.- с. 123 127.
  52. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Издательство МГУ. — 1985. — 45с.
  53. Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике в средних школах: Д.д.п.н. Екатеринбург, 1997.- 256с.
  54. B.C. Опыт активизации деятельности школьников на основе использования циклов задач. // Математика в школе. 1988. -№ 1. с.77−78.
  55. Э.Ж. Учителя о своей работе. // Математика в школе. — 1987. -№ 2. с.42−44.
  56. .В. О математическом творчестве. // Математика в школе. 1979. -№ 6. — с. 16.
  57. A.M., Звавич Л. И. Учебные серии на уроках математики. // Математика в школе. 1990. -№ 5. — с. 19−22.
  58. Н.В. Метод аналогии как средство развития творческого мышления учащихся при обучении их элементам сферической геометрии : Д.к.п.н. -Омск, 2001. 213с.
  59. Н.А. Развитие творческой деятельности учащихся при обучении математике в средней школе в системе укрупненных дидактических единиц: Д.к.п.н. М., 1997. — 167с.
  60. Э.Г. Вариации задачи о квадрате и вписанном в него треугольнике. // Математика в школе. 1991. -№ 1. — с.26−28.
  61. Э.Г., Скопец З. А. Задача одна — решения разные. М.: Просвещение, 2000 156с.
  62. Т.П., Иванова Т. А., Кузнецова Л. И., Перевощикова Е. Н. Основы технологии развивающего обучения математике: Учебное пособие / П/ред. Т. А. Ивановой. Н. Новгород, 1997. — 134с.
  63. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М., 1987.
  64. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. 224с.
  65. С.Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей // Математика в школе 1972. — № 3.-с. 19−22.
  66. В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. -М.: ООО «Вербум-М», Изд. Центр «Академия», 2003. 432с.
  67. В.А. Сборник задач по геометрии. 5−9 классы.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: «Оникс 21 век», «Мир и образование», 2005. — 480с.
  68. В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе. // Математика в школе. 1990. № 4. — с.
  69. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? М., 1994.
  70. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1981. № 6.
  71. В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Мирос, 1996.
  72. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
  73. А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. — Воронеж, 1995.- 152с.
  74. Г. В., Суворова С. Б., Шарыгин И. Ф., Бунимович Е. А. и др. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999. — 416с.: ил.
  75. Г. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А. и др. Математика. Алгебра. Функции, Анализ данных. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений.-М.: Дрофа, 1999. — 304с.: ил.
  76. Г. В. Гуманитарно-ориентированный курс основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе // Математика в школе. 1997. № 4. с.59−66.
  77. Г. В. О составлении циклов взаимосвязанных задач // Математика в школе. 1983. № 6. с.34−39.
  78. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования. // Математика в школе. 1990. № 6.
  79. Г. В., Кузнецова JI.B. и др. Дифференциация в обучении математике. // Математика в школе. 1990. № 4.
  80. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. -М.: Педагогика, 1989. 160с.
  81. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 1991. — 191с.
  82. В.Н. Психология интеллекта // Педагогика, 1998, № 2, с.32−37.
  83. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. -208с.
  84. Н.Н. Видоизменение геометрических задач как средство развития познавательного интереса учащихся основной школы.: Д.к.п.н. Орел, 2003. -150с.
  85. М.А. Развитие логического мышления учащихся 5−7 классов посредством обучения решению задач с геометрическим содержанием: Д.к.п.н. Омск, 2002, — 166с.
  86. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 128с.
  87. В.П. Логические задачи как средство формирования приемов эвристической деятельности школьников 5−6 классов на уроках математики: Д.к.п.н. М., 2004, — 166с.
  88. М.И., Колосова В. А. Провоцирующие задачи. // Математика в школе, № 6, 1997.
  89. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. — М.: Просвещение: Владос, 1994. -320с.
  90. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления школьников. Ярославль: «Академия развития», 1998. — 187с.
  91. Л.В. Обучение и развитие. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. — 424с.
  92. Н.А. Заключительный этап решения геометрических задач в основной школе: Д.к.п.н. Киров, 2004. — 154с.
  93. Н.Н. Формирование и развитие пространственного мышления учащихся на элективных курсах по геометрии: Д.к.п.н. — Иркутск, 2005. -170с.
  94. Зив Б.Г., Мейлер В. М., Баханский А. Г. Задачи по геометрии: Пособие для учащихся 7−11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2003. — 271с.: ил.
  95. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.-480с.
  96. Н.Н. Развитие творческих способностей учащихся на факультативных занятиях по математике // Воспитание учащихся приобучении математике: Кн. Для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1987, с.88−95.
  97. Д.Ф. Возникновение новых задач при исследовании задач по геометрии. // Математика в школе. — 1987. № 6 — с.62−65.
  98. Д.Ф. Поиски решения, исследование и обобщение задач по геометрии // Математика в школе. 1998. — № 2 — с.83−87.
  99. И.И. Система эвристических приемов решения задач. — М., 1992.
  100. Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений.- 5-е изд. М. Академия, 2002. — 288с.
  101. Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1985. — 64с.: ил.
  102. Н.Б. О необходимости перестройки содержания курса «Методика обучения математике в начальных классах»// Начальная школа, 1990, № 8. -с.69−75.
  103. Н.Б. Подготовка будущего учителя к методическому творчеству//Начальная школа, 1991. № 4, с.2−5.
  104. Н.Б. Математика: учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений / 6-е изд., испр.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
  105. Е.С. Развитие темы задачи. // Математика в школе. 1991.- № 3. с.8−13.
  106. Е.С., Нагибин Ф. Ф. Заключительный этап решения учебных задач. //Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей / Сост. О. А. Боковнев М.: Просвещение, 1982.с.131−138.
  107. Ю.М., Оганесян В. А., Саннинский В.Я., Луканкин
  108. Г. Л. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. М.: Просвещение, 1975. — 462с.
  109. Ю.М. Задачи в обучении математике. 4.1. М.: Просвещение, 1977. — 110с.
  110. Ю.М. Методические проблемы применения задач в обучении математике. //Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей / Сост. О. А. Боковнев М.: Просвещение, 1982.- с.116−123.
  111. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. А. И. Пискунова и др., М.: Педагогика, 1982. Т 1- 656с., Т 2 -576с.
  112. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. М.: Прометей, 1995 166с.
  113. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — с. 431
  114. В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 303с.
  115. Е.В. Элементы творческой деятельности учащихся 56 классов при решении занимательных задач. // Математика в школе.- 1997.-№ 5.-с. 66−72.
  116. Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л., 1983.
  117. И.А. Воспитание творческой активности учащихся на уроках повторения геометрии. // Математика в школе. 1991. -№ 1. — с.12−16.
  118. Н.Д. Психология характера. 3-е изд. М.: Просвещение, 1969.-424с.
  119. Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 320с.
  120. Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. НИИ АП наук СССР. — 279с.
  121. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. —304с.
  122. И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974. 64с.
  123. И.Я. Дидактические основы методов обучения. —М.: Педагогика, 1981. 185с.
  124. И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления // Теоретические основы содержания общего среднего образования. — М., 1983.
  125. Е.А. Варьирование условий задач на внеклассных занятиях. // Математика в школе. 1983. — № 6. — с.81−82.
  126. Ю.Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1997. -240с.: ил.
  127. Ю.Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С.Б.
  128. Алгебра: Учебник для 8 класса средних школ. М.: Просвещение, 1991.-239с.: ил.
  129. И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск: «Беларуская навука», 2002. — 158с.
  130. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя М.: Педагогика, 1983. — 96с.
  131. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208с.
  132. М.И. Теория и практика проблемного обучения. -Казань: Татарское книжное издательство, 1972. 551с.
  133. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 368с.
  134. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240с.
  135. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. — 192с.
  136. Н.С. О взаимосвязанных геометрических задачах. // Математика в школе. 1986. — № 6. — с.48−50.
  137. Н.А. Учебно-исследовательская математическая деятельность в средней школе как фактор приобщения к будущей научной работе. Д.к.п.н. — Ярославль, 2003, 176с.
  138. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-224с.
  139. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика / Сост. В. И. Мишин. — М.:Просвещение, 1987. 416с.: ил.
  140. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М., 1985.
  141. А.И., Шарипов Т. А., Наконечный М. Н. О создании проблемных ситуаций при решении задач различными способами // Математика в школе. 1979. — № 1. — с.20−23.
  142. С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. Арифметика: 5 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. М.: Издательский отдел УНЦ ДО МГУ, 1996. — 304с.: ил.
  143. С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. Арифметика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2000. -270с.: ил.
  144. С.М., Потапов М. К., Решетников Н. Н., Шевкин А. В. Алгебра: 7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. М.: Издательский отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. — 288с.: ил.
  145. Э.Р., Тельгмаа А. Э. Математика: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Просвещение, 1993. — 224с.: ил.
  146. Одаренные дети. /Под ред. Г. В. Бурменской и В.М.Слуцкого/. М.: Прогресс, 1991, 376с.
  147. И.Б. Развитие задачи // Математика в школе. 1998. — № 2. — с.15−16.
  148. А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988. — 128с.
  149. Е.О. Реализация инновационно-педагогических технологий при изучении геометрического материала в 4−6 классах средней школы. Д.к.п.н. Липецк, 2005. — 206с.
  150. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности: Учеб. пособие для студентов вуза. Р-на-Д, 1996. -512с.
  151. В.Л. Формирование исследовательских умений учащихся при изучении функций в курсе алгебры восьмилетней школы. Д.к.п.н. Л., 1987. — 177с.
  152. К.К. Выступление на совещании по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. Сборник «Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии». М.: Издательство АН СССР, 1963.
  153. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. -312с.
  154. А.В. Геометрия: Учебник для 7−11 кл. средней школы. 2-е изд.- М.:Просвещение, 1991.- 384с.: ил.
  155. И.П. Педагогика. 100 вопросов — 100 ответов. — М.: Владос-пресс, 2001. — 368с.
  156. Е.В. Формирование исследовательских умений учащихся основной школы в процессе обучения геометрии. Д.к.п.н. — Новокузнецк, 2004. 231с.
  157. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1970. — 452с.
  158. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. -207с.
  159. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.- 464с.
  160. М.В. Формирование саморегуляции учебной деятельности школьников в процессе обучения математике. Д.к.п.н. -Самара, 2005.-219с.
  161. Я.П. Задача одна решений много. // Математика в школе, 1992, № 1, с 15−16.
  162. Я.А. Психология творческого мышления. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. 253с.
  163. Я.А. Развивать способности учащихся в средней школе. //Советская педагогика, 1963, № 12.
  164. В.В. Задачи по планиметрии. — М.: Издательство Московского центра непрерывного математического образования, 2000. 584с.
  165. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5−11 кл. М.: Дрофа, 2002.
  166. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. / Под ред. Э. Д. Днепрова и В. Д. Шадрикова. В 2-х частях. М., 2002.
  167. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 2000. -336с.
  168. Психология одаренности: От теории к практике / под ред. Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 80с.
  169. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
  170. С.Л. Способности. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — 322с.
  171. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.- 147с.
  172. К.А. К вопросу о дифференциации обучения // Математика в школе. 1988. — № 5.
  173. В.И. 30 000 уроков математики,— М.: Просвещение, 2003−288с.
  174. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 232с.
  175. А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. — М: Сентябрь, 2001.-208с.
  176. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003. — 204с.
  177. Г. И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов и университетов. — М.: Просвещение, 2002. — 224с.: ил.
  178. Г. И. Эстетическая мотивация в обучении математике. ПО РАО, Мордовский педагогический институт. — Саранск, 2003 -136с.
  179. Г. И. Обучение математическим доказательствам в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2000. — 173с.: ил.
  180. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повыш. квалификации М.: Народное образование, 1998.-256с.
  181. Е.В. Технология проектирования дифференцированных блоков геометрических задач в основной школе (7 класс). Д.к.п.н. — Омск, 2006. — 170с.
  182. Е.Е. Размышления об эвристиках. // Математика в школе. 1995. -№ 5. — с.39−43.
  183. В.В. Личностный подход в образовании. Волгоград, 1994.
  184. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994, № 5, с. 16−21.
  185. В.В. Образование и личность (теория и практика проектирования педагогических систем). — М.: Логос, 1999. — 272с.
  186. В.П. Директору школы об управлении учебно-воспитательным процессом. -М.: Педагогика, 1987. 160с.
  187. М.Н. О путях повышения эффективности обучения. -М.: Знание, 1971.-56 с.
  188. М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971.-208 с.
  189. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). — М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  190. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике.-К.: Рад. школа, 1983. — 192с.
  191. И.М. Профильная модель обучения математике. // Математика в школе. 1997. № 1.
  192. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-304с.
  193. Е.В. Педагогические технологии как средство развития творческой деятельности учащихся на уроках геометрии. Д.к.п.н. — М., 2000. -156с.
  194. В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
  195. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. / под. ред д.п.н. профессора М. А. Данилова -М.: Педагогика, 1974. 192с.
  196. А.А. Педагогика математики: Учебное пособие для физико-математических факультетов педагогических институтов. -Мн.: Вышэйшая школа, 1986. 414 с.
  197. .М. Способности и одаренность // Избранные труды. В 2 т. -М.: Педагогика, 1995. Т. 1. — 329с.
  198. .М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  199. Тестирование детей / автор-составитель В.Богомолов. Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 352с.
  200. O.K. Психология мышления. М., 1984.
  201. Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. -240 с.
  202. Л.Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.
  203. Г. В. Задачи динамического характера. // Математика в школе. 1994. — № 5. — с.9−12.
  204. И.В. Обучение школьников методам решения геометрических задач в контексте укрупнения дидактических единиц. Д.к.п.н. Саранск, 2002. -182с.
  205. Л.И. К проблеме способностей в связи с типами высшей нервной деятельности. «Тезисы докладов на II съезде общества психологов», вып.5 М.: Издательство АПН РСФСР, 1963.
  206. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 188с.
  207. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. -207с.
  208. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. Учитель математики о педагогической психологии. — М.: Просвещение.- 1983. 160с.
  209. Л.М. Теоретические основы методики обучения математики. — М.: Флинта, 1998. 224с.
  210. Л.М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. — 3-е изд. -М.: Просвещение, 1989. 191с.
  211. А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000. -320с.
  212. Н.И. Умственное развитие и обучение. Воронеж.: Изд-во НПО «Модэк», 2003. — 320с.
  213. В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. -М., 1990. 142с.
  214. В.Д. О структуре познавательных способностей. //Психологический журнал, 1985.
  215. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-209с.
  216. В.Б. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. 768с.
  217. И.Ф. Геометрия 7−9 класс. 2-издание. М.: Дрофа, 1998.-352с.: ил.
  218. И.Ф. Геометрия 9−11 класс. -М.: Дрофа, 1996.400 е.: ил.
  219. В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  220. Е.Г. Организация целенаправленного поведения учащихся в целях повышения качества обучения. //Сборник научных работ аспирантов и молодых ученых: МСАО им. Я. А. Коменского, г. Тирасполь, 2003, с.92−96.
  221. Е.Г. К вопросу о главном в обучении одаренныхдетей решению задач. // Педагогика высшей и средней школы (Сборникнаучных трудов). Кривой Рог, № 9 2004, с. 160−164.
  222. Е.Г. Развивающие задачи в обучении математике одаренных детей. // Материалы научно-практического конгресса «Поликультурное образовательное пространство: пути и формы интеграции». Москва, МГУ, 2006, с.249−252.
  223. Е.Г. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе решения открытых задач. // Тезисы V Международной конференции «Математическое моделирование вобразовании, науке и производстве». — Тирасполь: Изд-во ПТУ, 2007, с. 217−218.
  224. Е.Г. О некоторых выводах по проблеме формирования исследовательских умений у абитуриентов, поступавших в ПГУ им.Т. Г. Шевченко в 2007 году. // Материалы V Международной научно-методической конференции.- Тирасполь: Изд-во ПГУ, 2008.-С.49−52.
  225. Е.Г. Решение открытых задач, как средство реализации развивающих функций задач. // Материалы V Международной научно-методической конференции.- Тирасполь: Изд-во ПГУ, 2008.-С.202−204.
  226. Е.Г. К вопросу о формировании исследовательских умений у учащихся основной школы. // Наука и школа.- Москва.2008, № 4.
  227. И.Б. Использование учебно-поисковых заданий для развития творческого мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии. Д.к.п.н. Омск, 2005. — 255с.
  228. .Д. Психология развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издат. центр «Академия», 2001. 144с.
  229. П.М., Эрдниев Б.П.. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц. М.: Столетие, 1996. — 320с.
  230. B.C. Светлая радость познания.-М.: Знание, 1977.- 64с.
  231. B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника.//Вопросы психологии. № 2 1980.
  232. B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996.
  233. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 2000. 112с.
  234. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176с.
  235. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 144с.
  236. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 80с.
  237. И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии, 1999, № 3, с.39−47.
  238. И.С. Психологические основы математического образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -320с.
  239. Э.А. Задачи, составленные по аналогии с другими задачами. // Математика в школе. 1974. — № 1. — с.56−58.
  240. Н.М., Сохор A.M. Методика и технология урока в школе. -М., 1985.1. Блок № 1.
  241. Набор заданий по методике изучения личности (ШТУР), максимальное возможное количество баллов 22.
  242. Система взглядов на природу и общество есть. ?а) мечта- б) оценка- в) мировоззрение- г) кругозор- д) иллюзия.
  243. Противоположностью понятия идентичный будет. ?а) единственный- б) тождественный- в) внушительный- г) различный- д) изолированный.3. Эволюция это. ?а) порядок- б) время- в) постоянство- г) случайность- д) развитие.
  244. Одинаковыми по смыслу являются слова антипатия и. ?а) окружение- б) симпатия- в) отношение- г) расположение- д) неприязнь.
  245. Предельно краткий и четкий ответ называется. .. ? а) красноречивым- б) лаконичным- в) детальным- г) многословным- д) спонтанным.
  246. Прямоугольник: плоскость = куб:... ?а) ребро- б) сторона- в) пространство- г) высота- д) треугольник.
  247. Числительное: количество = глагол:.. ?а) действие- б) идти- в) причастие- г) часть речи- д) спрягать.
  248. Диаметр: радиус = окружность:. ?а) дуга- б) сегмент- в) отрезок- г) линия- д) круг.
  249. Общее количество баллов по блоку № 1 равно сумме баллов, полученных за каждый набор заданий.1. Блок № 2.
  250. Набор тестов для изучения творческого мышления (психодиагностика Елены Туник, модификация тестов Гилфорда и Торренса). Итоговое количество баллов определяется суммированием количества набранных баллов по всем тестам — Т1+Т2+Т3.
  251. Тестирование проводилось как с коллективом класса, так и индивидуально.
  252. Беглость: за каждый ответ балл (Bi=n).
  253. Оригинальность', число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он не встречается в ответах других учеников. За оригинальный ответ дается 5 баллов. Opi=5-k, где к число оригинальных ответов.
  254. Подсчет суммарного показателя определяется по формуле Т = n+ 3-т +5-к Тест 2. Инструкция: Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Оцениваются беглость и оригинальность ответов.
  255. Беглость воспроизведения последствий (идей) Б2 = п, где п — число следствий.
  256. Суммарный показатель по тесту 3: Тз = n + 0,1-m + 5-к
  257. Блок № 3. Набор заданий по определению вариативности мышления (модификация ШТУР).
  258. Задание № 2. Запишите 4 ряда различных троек чисел (а, в, с), которые связаны между собой равенством За 2 В = 4с, где а, в, с — натуральные числа. (максимально число баллов — 5).
  259. Задание № 4. Укажите стрелками (←«) выражения и числа, если значениевыражения кратно числу (максимальное число баллов 5):а) ^+17−2 б) (24−12)-5 + (8−3)-4 в)93 5 8 9 10 371. АНКЕТА
  260. Есть ли среди Ваших учеников дети с признаками одаренности? Сколько % из общего числа учащихся они составляют? Как Вы выделяете их?
  261. Владеете ли Вы методикой отбора детей для их идентификации по признакам одаренности? Если да, то в чем суть используемой методики?
  262. Считаете ли Вы, что задачный материал учебников позволяет осуществлять личностный подход в обучении одаренных детей?
  263. Соблюдаете ли Вы все этапы решения задачи? В чем суть начального этапа решения задачи в обучении математике? Каковы его методические функции?
  264. Пытаетесь ли Вы на начальном этапе развивать интерес к предмету и если да, то какие приемы используете?
  265. Какой из этапов решения задачи (начальный или заключительный) нуждается в специальном методическом исследовании? Какой из них наиболее важен в работе с одаренными детьми?
  266. Назовите основные методические функции заключительного этапа решения задачи?
  267. Каковы цели использования заключительного этапа решения задачи в работе с одаренными детьми?
  268. На каком этапе решения задач Вы проводите мотивацию обучения и какими приемами?
  269. В чем состоит воспитывающая роль заключительного этапа решения задач?
  270. Какой из этапов решения задачи Вы считаете предпочтительным для формирования исследовательских навыков у учащихся с признаками одаренности?
  271. Пользуетесь ли Вы на заключительном этапе решения открытой задачи приемом составления новых задач?
  272. Пользуетесь ли Вы на практике составлением задач диалектико-развивающего характера на заключительном этапе решения задачи?
  273. Используете ли Вы работу с задачей после ее решения в качестве средства оценки качества знаний, его осознанности?
  274. ПРОГРАММА КУРСА «Педагогическая поддержка учебно-познавательной деятельности одаренных детей» (на примере математики) Введение: Актуальность проблемы организации педагогической поддержки развития одаренных детей.
  275. Раздел I. Умственная одаренность
  276. Понятие умственной одаренности детей.
  277. Виды одаренности: общая интеллектуальная одаренность- математическая одаренность- творческая одаренность- социальная (лидерская) одаренность.
  278. Сложности психического развития одаренных детей.
  279. Естественнонаучный подход к проблеме одаренности: а) биологическое созревание и психологическое развитие-б) индивидуально-природные основы одаренности.
  280. II. Методы диагностики умственной одаренности21. Тестовые методы.
  281. Неформализованные методы. Портфолио одаренного ученика и его наполнение.
  282. Психологический тренинг для выявления «скрытой» одаренности.
  283. Раздел III. Методы и способы исследования творческой активности младших школьников
  284. Метод изучения оригинальности решения задач на воображение.
  285. Работа по развитию воображения, рассчитанная на подключение творческого потенциала ребенка в процесс обучения в игровой форме.
  286. IV. Стратегии обучения математике одаренных школьников41. Ускорение обучения.
  287. Индивидуальные программы обучения одаренных школьников.
  288. Трудности воспитания одаренных детей и пути их устранения. Раздел V. Деятельность учителя и ученика.
  289. Необходимость специальной подготовки учителя к работе с одаренными учащимися.
  290. Недостатки в подготовке учителей к работе с одаренными детьми.
Заполнить форму текущей работой