Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурная парадигма русского космизма: идеалы и ценности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обозначенная предметная область диссертации предполагает использование в ходе культурно-исторического исследования комплексного характера методологии и предполагает, прежде всего, опору на развиваемый в современной философии культурно-цивилизационный подход. Это дало возможность использования таких исследовательских принципов, как объективность, когда ведущие теоретические положения проверены… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Концепты русского космизма
    • 1. 1. Альтернативность интерпретации концептов русского космизма
    • 1. 2. Предпосылки возникновения космизма в русской философии
    • 1. 3. Русский космизм, его направления и ценности
  • Глава 2. Смысложизненные идеалы русского космизма
    • 2. 1. Духовно-нравственный идеал преображения человека. От антропоцентризма к антропокосмизму
    • 2. 2. Идеал общественного устройства в научно-философских построениях русских космистов
    • 2. 3. Научный космизм: интеллектуальный идеал. Уроки оптимизма

Культурная парадигма русского космизма: идеалы и ценности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования:

На пороге XXI века, в эпоху «ноосферного выбора», человечество подошло к необходимости планетарной реформации, затрагивающей главные принципы жизнестроения, ценности и приоритеты — основы социо-культурного развития.

Современный мир, сформировавшийся под воздействием западноевропейской техногенной культуры, переживает системный кризис, требующий всестороннего и направленного решения. Человечество находится в активном поиске путей выживания, разрешения глобальных проблем.

Закрывая очеловеченному миру перспективные горизонты, кризис разворачивается в нескольких измерениях: во-первых, это касается жизнеориентирующей функции культуры, принципов жизнестроения, связанных с установками «прометеева человека» — покорителя природы, насаждающего техницисткое потребительское отношение к миру, которое и породило современные глобальные экологические проблемы, дальнейшее обострение которых чревато планетарной катастрофойво-вторых, кризис захватывает ценностную культуру, что проявляется в снижении общего жизненного тонуса самого человека. Человек — в первую очередь духовное существо. И если прежние ценности и идеалы перестают убеждать и воодушевлять, то повсеместно ощущается апатия, утрата смысла жизни. Такого рода деформация духовно-нравственного ценностного каркаса цивилизации и представляет сегодня наиболее серьезную опасность.

Необходим мощный реформационный сдвиг — обновление жизненных смыслов и ценностей, для того, чтобы человек не утратил своего назначения субъекта социальных процессов, сохраняющего их в границах заданных целей и жизненных смыслов, и в этом отношении актуальность приобретает заданность специфического мироощущения, миропостроения русского космизма, общую идейную направленность которого можно обозначить как от оправдания человека — к оправданию космоса. Космизм исходит из представления о человеке как существе, обладающем неразрывной связью с Космосом, открытостью к людям, истории, бытию, Вселенной. Русский космизм это особое «космическое» сознание, включающее чувства мирового порядка, интеллектуальное просветление и убеждение в вечности жизни.

Несомненную важность приобретают смысложизненые идеалы и ценности русского космизма, особенно теперь в Постсоветской России, где на наших глазах происходит ломка старых представлений о мире и возникает новое отношение к нему. Идут активные процессы переоценки ценностей, которые протекают достаточно бурно. В одних случаях они приводят к озлобленности и неверию, в других — катализируют стремление к высшим идеалам, к поиску новых подходов в оценке духовного наследия русской культуры.

Актуальной очевидностью становится тот факт, что русские космисты смогли выделить главное из того, что нужно современному обществу, а именно глобальное понимание проблем и ответственное соучастие единого человечества в жизненных вселенских процессаха также необходимость защиты Живого в мире.

На современном этапе актуальность данной проблемы обусловлена еще тем, что концепты русского космизма, составляющие его культурную парадигму, ориентированы, прежде всего, на духовно-нравственное совершенство человека и человечества. Здесь фиксируются закономерности, на основе которых должно осуществляться управление социально-природными процессами, как в интересах самого человека, так и для прогрессивного развития человеческой цивилизации на планете Земля.

Вне всяких сомнений данное явление в русской культурной традиции имеет множество положительных жизнеутверждающих сторон. Свойственная русскому космизму нацеленность на оптимистический финал истории, убежденность в улучшении мира, вера в счастливое будущее дает человеку силы жить, творить, надеяться. Космизм не отнимает право человека верить: верить в Бога, прогресс, человека, судьбу и пр., но и не навязывает ее. Как некая сверхрелигия, русский космизм гостеприимно открывает двери всем, желающим изменения себя и окружающего мира, желающим присоединиться к сокровищницам отечественной мысли и просто задуматься о себе, мире, Вселенной, прошлом и будущем, о смысле бытия как такового.

Степень разработанности проблемы:

Русский космизм — явление в нашей культуре чрезвычайно сложное, неординарное и противоречивое, но в то же время именно сегодня интерес к данной проблематике только усиливается. Это связано, в первую очередь, с осознанием всем человечеством той опасности, в которой оно оказалось на рубеже ХХ-ХХ1 веков, с осознанием глобальности, системности кризиса, поразившего все человечество, а также с поисками путей его преодоления. Об этом можно судить по многочисленным публикациям в российских научных журналах, в исследовательской литературе. Имея своих сторонников и противников, обсуждение русского космизма и его проблематики выходит за рамки узконаучного, переходя в разряд открытых публичных дискуссий с участием не только ученых философов и естественников, но и экономистов, юристов, медиков, экологов-практиков, общественных деятелей.

Однако первый всплеск интереса к феномену русского космизма был отмечен в 80-е годы XX века. Так уж получилось, что творческий пафос Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского приглянулся партийным идеологам бывшего СССР своей «положительной направленностью». Они-то и решили объединить всю отечественную «эволюционную» литературу, представленную работами ученых, писателей, инженеров и т. д., которой к этому времени накопилось не мало, в единую философскую систему под именем «русский космизм». Постепенно на орбиту идей русского космизма стали вовлекаться все новые и новые имена. Советская интеллигенция радостно восприняла создание нового философского направления. Стали появляться статьи, публикации, книги, посвященные данной тематике, и постепенно словосочетание «русский космизм» прочно укоренилось в сознании уже не только интеллигенции, но и других групп людей, интересующихся отечественной культурой. О причинах популярности идей русского космизма в нашей стране, верно, говорила JI.B. Фесенкова. Суть ее мысли состоит в том, что человеку близко и нравится то, к чему он привык, что его окружает. Советского человека окружали космонавтика, научно-техническая революция, кибернетика. Все это органически вписывалось в идеологию русского космизма, поэтому последняя и прижилась на почве советской ментальности.

К числу разработчиков идей русского космизма относятся: академик H.H. Моисеев, Ф. И. Гиренок, С. Г. Семенова, JI.B. Василенко, С. С. Хоружий, А. И. Субетто и многие другие.

Сегодняшний интерес к русскому космизму несколько отличается. И это связано с тем, что сфера обсуждаемых проблем русским космизмом необычайно расширилась и видоизменилась, это связано не только с реабилитацией забытой и репрессированной русской философской мысли, с опубликованием многих архивных работ, но и со стремительным развитием современной науки и, в первую очередь, в наукоемких отраслях космонавтики, биологии, химии и т. д.

В диссертационном исследовании автор, в первую очередь, опирался на труды классиков отечественной и мировой философской мысли: Платона, Г. С. Сковороды, А. Н. Радищева, B.C. Соловьева, Н. Ф. Федорова, H.A. Бердяева, С. Н. Булгакова, C.JI. Франка, М. О. Гершензона, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и других, а также обратился к трудам по истории русской философии В. В. Зеньковского, А. Ф. Замалеева, A.A. Галактионова, Ф. Ф. Никандрова, Г. В. Флоровского.

Проблему трактовки понятия «космизм» и его сущность рассматривают в своих исследованиях: Ф. И. Гиренок, М. И. Потапенко, A.B. Гулыга, И. Г. Громов, О. Д. Куракина, В. И. Дуденков, В. П. Казначеева и Е. А. Спирина, трактуя понятие космизма с точки зрения широкого понимания как специфического мировосприятия, как особенности рефлексирующего сознания в априорном предположении органического единства всего и во всем, как преобладание вселенского над индивидуальным.

Отрицая широкую трактовку русского космизма, в спор вступают, но уже со своих позиций Н. П. Ващекин, С. Г. Семенова, В. В. Казютинский, А. Д. Урсул, В. А. Кутырев. Для одних (В.В. Казютинский, А. Д. Урсул, Н.П. Ващекин) космизм рассматривается как идея выхода человека в космос, сопровождаемого активным преобразованием природы космоса и человека, для других (С.Г. Семенова) — мировоззренческая идея «активной эволюции» человека и мира, направляемой разумом, или же «последнее слово техники» (В.А. Кутырев).

Эволюция человека от биосферы к ноосфере как проявление гуманистической философской традиции, разработанная в трудах В. И. Вернадского, Тейярд де Шардена, продолжает развиваться в исследованиях B.C. Голубева, Э. В. Гирусова, А. Д. Урсула, H.H. Моисеева, A.A. Оносова. Ученые подчеркивают, что для выживания человечества есть только один путь — восхождение к ноосфере, всеобщий переход к ноосферному способу производства, где определяющим началом будет, в первую очередь, человеческая деятельность. А. Д. Урсул развивает идеи перехода к устойчивому развитию, где одной из ступеней развития и становления ноосферы будет космическое общество.

Проблема человека в русском космизме, как космопланетарного, эволюционирующего субъекта приобретает особую актуальность в работах М. И. Дробжаева, В. И. Дудникова, А. Г. Маслеева, Ю. В. Олейникова, A.A. Оносова, B.C. Поликарпова, Ю. Г. Волкова. Здесь авторами выявляется особая значимая роль человека разумного в эволюционирующем космосе. Историко-философское осмысление идей классиков русского космизма Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского находит свое отражение в исследовательских изысканиях С. Г. Семеновой, Н. К. Гаврюшина, И. А. Дудкиной, И. А. Кольченко, В. В. Лыткина, А. П. Огурцова, А. Д. Урсула, J1.B. Фесенковой.

При рассмотрении различных направлений русского космизма автор обращался к трудам В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Чижевского, Вл. Соловьева, С. Булгакова, Е. Блаватской, Е. и Н. Рерихов, П. Флоренского, С. Франка, Ф. Гиренка, В. Дуденкова, А. Савина и др.

Теоретико-методологические основания исследования.

Обозначенная предметная область диссертации предполагает использование в ходе культурно-исторического исследования комплексного характера методологии и предполагает, прежде всего, опору на развиваемый в современной философии культурно-цивилизационный подход. Это дало возможность использования таких исследовательских принципов, как объективность, когда ведущие теоретические положения проверены несколькими методами, сопоставлением полученных данных с результатами других исследований, когда ведущие детерминации русского космизма изучаются несколькими историко-философскими традициями, что отвечает его природецелостность — используется диалектическая, системная методология, позволяющая раскрыть полиструктурность проблемы, внутренние противоречия и перспективы развитияисторизм, при котором логически выявляется этапность развития и многогранность русского космизма от самых начальных поисковых форм до современных состояний.

Кроме того, автор использовал конкретные методы историко-философской реконструкции, концептуально-сравнительного анализа и ретроспективного моделирования отечественных философских направлений, текстуально-герменевтической аналитики и др.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования данной работы является русский космизм как уникальное явление русской мысли конца XIX — начала XX веков, сформировавшее цельный культурный пласт, в атмосфере которого формируются новые подходы к выработке целостной концепции мироздания, представления об органическом единстве мира и его теснейшей связи с Вселенной и Космосом.

Предметом исследования выступают смысложизненные идеалы и ценности русского космизма.

Цели и задачи исследования.

Основной целью исследования диссертационной работы является выявление смысложизненых идеалов и ценностей русского космизма.

Исходя из указанной цели исследования, автор ставит основные задачи:

— Определить русский космизм как уникальный феномен русской культуры, воплотивший идею спасения и преображения мира.

— Выявить предпосылки становления космизма в русской философской мысли.

— Рассмотреть различные направления русского космизма, обозначить его ценности.

— Раскрыть духовно-нравственный идеал преображения человека и человечества, разрабатываемый русскими космистами.

— Выявить идеал общественного устройства через попытки социального прогнозирования на основе утопического мышления русских космистов.

— Раскрыть значимость научного знания через понимание интеллектуального идеала, выработанного космистами.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

— Дано определение феномена русского космизма как спасения и преображения мира, его целенаправленной эволюции в качественно новое, более совершенное состояние на основе эволюционного совершенствования Человека. Доказано, что труды русских космистов подготовили антропологический поворот в общественном сознании и культуре.

— Проанализированы предпосылки русского космизма. Показано, что возникновение русского космизма было подготовлено всем ходом развития отечественной культуры, науки и философии, что он формировался под влиянием идеи обожения космоса, содержащегося в ортодоксальных представлениях православной церкви, формировал особенности духовнонравственного сознания русского народа — его религиозность, искание абсолютного добра, чуткость к искажениям добра злом и возможность достижения жизни в Царствии Божьем.

— Доказано, что русский космизм стал провозвестником новой культурной парадигмы: уникального типа мировосприятия, выражающегося идеей всеединства всего сущего со Вселенной, гармонией Человека и Космоса, а также необходимостью активной эволюции в целях достижения бессмертия человека и человечествакак своеобразную направленность перспективного мышления, где формируются новые подходы к выработке целостной концепции мироздания.

— Рассмотрены смысложизненные идеалы и ценности русского космизма, определена их идейная направленность в русле возрождения духовного образа жизни, расширения миропонимания до вселенского уровня. Доказано, что труды русских космистов прокладывали путь гуманистической и антропологической перестройке науки.

— Показан переход от антропоцентризма к антропокосмизму, необходимость формирования антропокосмической модели развития.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Русский космизм — явление в русской философской мысли уникальное, специфическое, объединившее не только выдающихся философов и ученых (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, В. Соловьев, С. Булгаков и т. д.), но и писателей, поэтов, художнихов (В. Одоевский, А. Сухово-Кобылин, В. Хлебников, Н. Рерих и т. д.), сформировавшее цельный культурный пласт.

Русский космизм явился философским осмыслением национальной и всемирно-исторической катастрофы. Он вырос на переживании уникальности бытия, хрупкости истории и человеческой судьбы, тревоге за жизнь человечества. Космисты исходят из убеждения, что человечество живет не просто на «изломе времен», оно является свидетелем исчерпания исторического времени, его потенциала, невозможности продолжения истории в рамках времени, непреложности возвращения человеческой истории в лоно вечности.

Идеи русских космистов приводили к изменению культурных ориентиров, которые сдвигались в сторону признания человека наивысшей культурной ценностью.

2. Зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX века, его развитие обязано во многом непрерывному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога и возможность прогрессивного воздействия на культуру научного исследования в XX веке. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений — от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации. По своему генезису исходные интенции русского космизма были не техницистские, антропологические.

3. По мере исследований выявляется тот факт, что целостное, одухотворенное, гармоничное восприятие мира как живого и нравственного всеединства было характерно для русской культуры на протяжении длительного периода ее истории и нашло свое воплощение во всех формах теоретического и художественного творчества.

4. В русском космизме выделяют три направления: естественнонаучный (К. Циолковский, В. Вернадский, Н. Холодный и т. д.), религиозно-философский (Н. Федоров, В. Соловьев, С. Булгаков и т. д.) и эстетическое-художественный космизм (В. Одоевский, В. Хлебников, Н. Рерих), каждое из них занято поиском сознания, которым можно было бы «зацепить» и удержать распадающийся человеческий мир. И в этом смысле не так уж важно, кристаллизуются эти поиски в виде философии «общего дела», учения о ноосфере и множественности разумных миров или в представлениях о заселении людьми космоса. В любом случае осуществляется прорыв к «философии света и радости» [118, с. 187].

В русском космизме удивительным образом переплелись религиозный, естественнонаучный, фантастический, утопический, реалистический и художественно-поэтический элемент этого учения и нет необходимости разрывать философскую идею космизма. Наоборот, актуальна задача, показать философию русского космизма во всей его полноте, единстве, как значительное явление в развитии не только русской, но и мировой философской мысли.

5. Специфика и особенность русского космизма в отечественной философской мысли заключается в акцентуации роли человека в эволюции природы и общества, планеты Земля и всего Космоса, в необходимости повышения роли сознания, этических принципов в развитии мира. Само преобразование мира тесно связывается с необходимостью изменения человека, его физических, психических, нравственных и социальных параметров. Человек рассматривается как существо становящееся и требующее своего бессмертия для освоения Космоса. Все это окрашено в светлые гуманистические тона, в поиск «нравственности земли и неба» (К.Э. Циолковский), активной эволюции прогресса от технического к органическому через средства психофизической регуляции, через управление духом материи и одухотворение мира и человека.

Русский космизм определяет человечеству простое и емкое предназначение: вселиться в свой дом — во Вселенную. Таковы ориентации культуры, выработанные русским космизмом.

6. Аксиология русского космизма в целом обозначена антропологической заданностью, приоритетом одухотворенной, преображенной человеческой личностью, состоящей в неразрывном единстве со Вселенной, с Космосом. Все это синхронизирует с ценностями Разума, Добра и Красоты, вносимыми и развиваемыми человеком в самом Космосе. Немаловажное значение в русском космизме занимают ценности коллегиального содержания: родство, соборность, братство, единение. Они выступают связующим звеном духовно-нравственного возрождения человечества на пути к общепланетарному Дому.

Наука, научное знание приобретает наивысшую ценность, как способ, как инструмент достижения поставленных задач в деле регуляции природывыхода человека в Космос и освоения им Вселеннойсоздания высоконравственного общественного устройства на основе братства и родства- «рождения» нового современного не страдающего Человека и многое другое.

7. Смысложизненные идеалы русского космизма: идеал духовно-нравственного преображения человека, где вера в человека, в его разум, в его совершенствование, в его активную «психофизическую» эволюцию становится важнейшим нравственно-философским принципом, необходимостью превращать зло в добро, направлять энергию человека в благую и жизнестроительнуюидеал социальный, где «братство», «отечественность», «соборность», и нравственность выступают непременным способом существования человеческого обществаинтеллектуальный идеал с верой в интеллектуальное могущество, в возможность применения науки во благо человеку и человечеству — становятся идеологическим основанием становления и развития нового «космического мировоззрения», опора которогопланетарный гуманизм. Тем самым русские космисты способствовали выработке новой культурной парадигмы всечеловеческого масштаба.

Русский космизм предстает как опыт перспективного мышления, он интуитивно нащупывает нить развития жизни и бесстрашно экстраполирует ее «сверхэволюционное» развитие на всю историю в целом.

Научно-практическая значимость исследования.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы и выводы могут быть использованы в научной, преподавательской, лекционной работе, в базовых курсах по философии, культурологии, естествознанию, в спецкурсах по истории отечественной научно-философской мысли и русской традиции глобального синтетического мышления, в осмыслении современных проблем футурологии и глобалистики. Исследование представляет интерес для философов, культурологов, политологов, экологов.

Результаты исследования имеют значение для практической деятельности в области осуществления философской стратегии выживания человечества.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедре исторической культурологии факультета философии и культурологии РГУ, на научных конференциях аспирантов и соискателей РГУ.

Основное содержание исследования отражено в четырех печатных работах автора, общим объемом 1,95 п.л.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 150 наименований. Общий объем диссертационного исследования составляет 139 страниц.

Заключение

.

Современное состояние российского общества, его проблемы заставляют нас пересмотреть свои духовные ценности и мировоззренческие идеалы. Возникает интерес к различным философским, религиозным учениям, прошлым культурным ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой интеллигенции России рубежа XIX — XX веков.

Интеллектуальный климат России начала XX века во многом определила русская религиозная философия, в том числе и идеи русского космизма, которые актуальны и сегодня. Они оказались в русле напряженных поисков истины о мире и человеке и представляют особый интерес для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного общества. В определенных параметрах идеи космизма стали доминантой глобальной идеологии XXI столетия, где поиск «общего дела» как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение.

В данном исследовании русский космизм рассматривается как срез мирового общекультурного целого, как определенная ориентация русской культуры, как космическое миросозерцание. Он возникает на основе осмысления социально-исторического, религиозно-мистического, художественно-эстетического опыта и становится новым мировоззренческим синтезом научной, философской и культурологической мысли России.

Принимая специфическую конфигурацию, культурная парадигма русского космизма создает свое интеллектуальное поле и традиции, задает свои системы отсчета, свою иерархию ценностей и идейные ориентации.

Центральное слово русского космизма — родство — теплота соединения человека с человеком, человека с природой.

В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов приобретает особую притягательную силу.

Выработав новые мировоззренческие идеалы отношения к природе, основанные на этике, отвергающей принцип господства над природой и включающей идею ответственности человека, русские космисты прокладывали путь к новому пониманию рациональности как диалога человека с миром, Космосом. Отстаивая идеал защиты науки и противостояния сциентизму, они боролись за антропологическое содержание грядущей рациональности. Онтологией этого нового типа рациональности выступили представления о целостности космоса, органично включающем человека.

Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, Космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного Человека — мощной геологической силы, способной оказывать заметное влияние на глобальные планетарные процессы, влиять на бытие и ход эволюции биосферы Земли.

Явление русского космизма стало не только важной созидательной вехой в отечественной и мировой культуре. Развитые им концепции о мире и человеке, его месте и назначении в бытии и в истории обогатили духовные традиции России, ее религию, философию, науку и искусство в их неразрывном единстве, наполнили сферу художественного творчества, литературу и искусство новыми культурологическими идеями, оказали воздействие на эстетические поиски периода конца Х1Х-первой трети XX века. Оно также оказалось созвучно современным исканиям новых жизненных смыслов и идеалов, гармонизации человека и природы, активной преобразовательной эволюции, то есть необходимости нового созидательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, Ь которую диктует ему его разум, нравственное и эстетическое чувство.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Русский космизм. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. / Под. ред. А. И. Алешина. — М., 1995.
  2. Р.Г. Идеал. // Новая философская энциклопедия, в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 2002.
  3. Н.Г. Отечественные истоки глобально-экологического мышления: Монография. Челябинск, 1999.
  4. М.С., Циолковский К. Э. М., 1967.
  5. А. Творческая эволюция. М., 1990.
  6. H.A. О путях политики // Свобода и культура. 1906. № 12.
  7. H.A. Русская идея // Бердяев H.A. Самопознание. М., 1998.
  8. H.A. Смысл истории. М., 1990.
  9. Т.В. Представление о будущем философии русского космизма. // Славянская культура, традиции и современность. Материалы IV регионального научной практической конференции. Чита, 1998.
  10. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. М., 1975. П. Вернадский В. И. Автотрофность человечества. // Русский космизм:
  11. Антология философской мысли. / Сост. Семенова С. Г. М., 1993. 12. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Наука, 1989. П. Вернадский В. И. Живое вещество. — М., 1980.
  12. В.И. Начало и вечность жизни. М.: Современная Россия, 1989.
  13. В.И. О науке. Дубна: Феникс, 1997. П. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн И. — М., 1977.
  14. В.И. Труды по философии естествознания. М.: Наука, 2000.
  15. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  16. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен -Ростов н/Дону, 1993.
  17. М.А. Идея активности эволюции и природа идеала в философии русского космизма // Гуманитарные исследования. Усурийск, вып. № 2 -1998.
  18. Г. П. Духовные ценности и судьба России. // Социально-политический журнал. 1994. — № 3−4.
  19. .П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
  20. Н.К. Космический путь к «вечному блаженству» (Циолковский К.Э. и мифология технократии) // Вопросы философии. 1992. — № 6.
  21. Н.К. Мистик-технократ (К.Э. Циолковский). // Философия не кончается. Из истории Отечественной философии XX век: В 2-х кн. Издание 2-е / Под ред. В. А. Лекторского. Кн. 1. 20−50-е годы. М.: РОССПЭН, 1999.
  22. Н.К. Предвидение в творчестве К.Э. Циолковского // Труды XIII-XIV Чтений К. Э. Циолковского. М., 1982.
  23. A.A., Скипетров В. П. Философия Чижевского. Саранск, 1999.
  24. П.П. Прорыв к трансцендентализму. Новая онтология XX века. -М, 1997.
  25. P.A. Очерки русской утопической мысли XX в. М., 1992.
  26. Ф.И. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: / РАН ИНИОН. М., 1993.
  27. Ф.И. Русские космисты. М., 1990.
  28. В.О. Социально-этические взгляды В.И. Вернадского (концепция, идеалы, нравственная практика). М., 1997.
  29. Л.В., Куракина О. Д. Русский космизм // Русская философия. Словарь. / Под ред. М. А. Маслина. М., 1999.
  30. А. К. Сетницкий H.A. Сочинения. М.: Раритет, 1995.
  31. Грезы о земле и небе: Антология русского космизма. / Сост. О. Д. Куракина. -СПб., 1995.
  32. Т.Г. Космизм как специфическая черта русской культуры вторая половина XIX- первая половина XX в.в. // Россия и Восток: филология и философия. Материалы IV международной конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». Омск, 1997.
  33. A.B. Русская идея и творцы. М., 1995.
  34. A.B. Стать зеркалом души народа // Вопросы философии. 1998. -№ 9.
  35. Данилов-Данилян В. И. Возможна ли «коэволюция» природы и общества? // Вопросы филисофии. 1998. — № 8.
  36. В.И., Селезнев В. П. К звездам быстрее света. М., 1993.
  37. В.Н. Северная будущность России в свете космической философии Н.Ф. Федорова // Научном вестнике МГТУ ГА Северное Общество, экономика, образование. М., 2000. — № 22.
  38. М.И. Человек и человечество в философии русского космизма. -Тамбов, 1999.
  39. В.Н. Русский космизм: философия надежды и спасения. СПб., 1992.
  40. .В. Русский космизм и форма его существования. // Гуманитарный вектор. Чита, 1997. — № 2.
  41. Н.М. К.Э. Циолковский: Жизнь и смерть в космическом измерении. Киров 1998.
  42. Еще из воспоминаний JI.K. Циолковской. // Знамя. Калуга. — 1993. -11 сентября.47.3амалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.48.3еньковский В. В. История русской философии. В 2-х т. Т.2. 4.1. Л., 1991.
  43. Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996.
  44. Интеллигенция и общество. М.: ИНИОН, 1998 .
  45. В.В. Космизм, космонавтика и перспективы цивилизации. // ОНС. 1994. — № 2.
  46. Л.П. Философия истории. Берлин, 1923.
  47. B.K. Космические циклы и социальные ритмы. Концепция Чижевского A.JI. // Деятели русской науки XIX—XX вв.еков. Вып. № 1. СПб., 2000.
  48. Космопланетарный феномен человека. М., 1995.
  49. Космопланетарный феномен человека: Современные исследования. М.: ИНИОН, 1996.
  50. A.B. Какое правительство лучше. // Орбита. М., 1997.57."Круглый стол" журнала «Вопросы философии», посвященный обсуждению книги H.H. Моисеев «Быть или не быть человечеству». // Вопросы философии. 2000. — № 9.
  51. М.А., Вернадский В. И. о ноосфере. М., 1989.
  52. О.Д. Поэсис русского космизма: космическая драма отвлеченных нгчал. // Человек и искусство. М., 1998. — Вып. № 1.
  53. О.Д. Русский космизм истоки третьего тысячелетия // Человек, Общество, Вселенная. Сб. научных статей. — М., 1994.
  54. О.Д. Русский космизм и ноосфера. М., 1989.
  55. О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М., 1993.
  56. Лем С. Сумма технологий. М., 1968.
  57. Л.В. Жизнестойкое развитие в космическом измерении. // Наука в России. 1996.-№ 6.
  58. Ю.В. Амаравелла. Петрозаводск: Карелия, 1989.
  59. Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  60. В.М. «Я хочу привести вас в восторг. от ожидающей всех судьбы»: Космическая этика К. Э. Циолковского. М.: Знание, 1991.
  61. К., Энгельс Ф. Избр. соч. В 10 т. Т.6. М., 1986.
  62. А.Г. Антропологический смысл русского космизма. -Екатеринбург, 2001.
  63. Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994.
  64. H.H. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2002.
  65. H.H. Человек и ноосфера. М., 1990.
  66. И.И. В.И. Вернадский. // Философия не кончается. Из истории Отечественной философии XX век: В 2-х кн. Издание 2-е / Под ред. В.А. Лекторского. Кн. 1. 20−50-е годы. М.: РОССПЭН, 1999.
  67. В.Н. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М.: РОССПЭН, 1998.
  68. Никифор. Писания// Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси XI-XIII. Исследования, тексты, переводы. СПб, 1992.
  69. Ноосферная идея и будущее России. Иваново, 1999.
  70. В.Ф. Русские ночи. Л., 1975.80.0лейников Ю. В. Оносов A.A. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999.
  71. Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998.
  72. A.C. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX в. -М., 1998.
  73. A.A. Философия храма: от традиции к космоутопическим проектам Н. Ф. Федорова и Д. Андреева. Саранск, 1996.
  74. Платон. Соч. в 3-х т. ТЗ, 4.1. -М., 1971.
  75. Т. В. Будров В.Т. Проблема идентичности человека в философии русского космизма //Актуальные проблемы общественных наук. Ростов-на-Дону, 1998.
  76. А.Н. Избр. соч. М., 1952.
  77. А.Г. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова. // Вопросы философии. 1991. — № 11.
  78. В.Е. Русский космизм и современное альтернативное движение в поиске новой цивилизованной модели. Рязань, 1999. (монография).
  79. И. Циолковский // Философская энциклопедия: В 5-ти т.т. Т.5. М., 1970.
  80. Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. Семенова С. Г. -М., 1993.
  81. Г. М. Блеск и нищета К.Э.Циолковского. М.: АМИ, 2000.
  82. A.JT. На пути к ноосфере. // Вопросы философии. 2000. — № 7.
  83. И.А. Русский космизм. СПб., 1998.
  84. И.А. Человек и космос в истории культуры. СПб., 1993.
  85. С. Николай Федоров: Творчество жизни. М.: Советский писатель, 1990.
  86. С.Г. Федоров и его философское наследие. Вступительная статья. // Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982.
  87. Г. С. Сочинения. Т.1. М., 1912.
  88. В.И. Три речи в память Достоевского. Третья речь // Самосознание России. Вып. 2. М., 2000.
  89. B.C. Чтения о Богочеловеке, Соловьев В.С Сочинения: В 2-х т. Т.2. -М. 1989.
  90. Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
  91. Судьба наследия русской философской мысли на рубеже XXI в. Сб. науч. ст. / Под ред. И. А. Бирич. М.: МГЛУ, 2001.
  92. A.B. Нравственные основания русского космизма: Автореф. Дис.. канд. Филос. Наук. -М., 1999.
  93. Тейяр де Шарден. Феномен человека: Пер. с фр. М., 1987.
  94. JI.H. Полн.собр.соч. Т.23. М., 1957.
  95. А.Д. Освоение космоса и проблемы экологии. Социально-философские очерки. Кишинев, 1990.
  96. П. Д. Психологические возможности эволюции человека.// Заблуждающийся разум? М., 1990.
  97. П.Д. Четвертое измерение. СПб, 1914.
  98. Н.Ф. Сочинения. М., 1994.
  99. Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982.
  100. Н.Ф. Философия общего дела. Т.2. М., 1914.
  101. JI.B. Русский космизм и учение К.Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного. // Труды XXIX чтений К. Э. Циолковского. «Космизм: традиции и современность». М., 1996.
  102. В.П. Образы науки в русской культуре. // Вопросы философии. -1990.-№ 5.
  103. Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федоровского чтения. М.: Наследие, 1996.
  104. Философия русского космизма. Сб. ст. Института философии РАН. М., 1996.
  105. А.И. Сидоний Аполинарий и капитан Блад. // Новая планета. -М., 1997.
  106. С.Л. Душа человека. М., 1917.
  107. И.Г. Избранные труды. Киев, 1982.
  108. Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке. // Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. Семенова С. Г. М., 1993.
  109. М.Б. Рационализм и мистицизм в философии общего дела Н.Ф.Федорова. Екатеринбург, 1986.
  110. В.В. Путь свободы в мир лучшей стороны: Русский космизм. -М., 1999.
  111. Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986.
  112. К.Э. Вне земли. М., 1958.
  113. К.Э. Гений среди людей. М., 1992.
  114. К.Э. Грезы о земле и небе. М., 1959.
  115. К.Э. Космическая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  116. К.Э. Космос есть животное // Человек, 1991. № 6.
  117. К.Э. Монизм вселенной. // Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. Семенова С. Г. М., 1993.
  118. К.Э. Очерки о вселенной. М., 1992.
  119. К.Э. Причина космоса. Калуга, 1925.
  120. К.Э. Промышленное освоение космоса. М., 1989.
  121. К.Э. Путь к звездам. / Сост. Воробьев Б. Н. М.: Издательство АН СССР, 1961.
  122. К.Э. Разум космоса и разум его существ. //Человек, 1991 — № 6.
  123. К.Э. Сочинения. М., 1964.
  124. К.Э. Утописты // Вопросы философии. 1992. — № 6.
  125. К.Э. Что делать на земле? Жизнь человечества. М., 1999.
  126. К.Э. Этика или естественные основы нравственности // Архив РАН. Ф.555. On. 1. Д. 372.
  127. Циолковский К. Э. Космическая философия. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  128. Цит. по: Яблонский Э. Г. Философско-мировоззренческие основания русского космизма. Монография. СПБ., 1999.
  129. П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма Т. 1.
  130. A.C. Проблема человека в философии русского космизма. -Саранск, 1999.
  131. Человек в системе социокультурных отношений. Вып. 3. М., 1997. (ст. Совин А. Ю. Религиозно-философское направление русского космизма о взаимосвязи человека и космоса).
  132. Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб., 1996.
  133. АЛ. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским. -М, 1995.
  134. A.A. Формирование философских взглядов К.Э Циолковского: Автореф. Дис. канд. Филос. Наук. -М., 1989.
  135. В.Б. Об общечеловеческих ценностях с позиций системно-эволюционного хода. // Психологический журнал. 1993. — Том 14 № 6.
  136. В.К. Ценность. // Новая философская энциклопедия, в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 2002.
  137. Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.149. http://www.nic.nw/ru/R cosmism. html150. http://www.nic.nw.ru /noo/Dudencov/R-cosmi-sm.html
Заполнить форму текущей работой