Состояние и пути повышения конкурентоспособности продукции птицеводства: На примере Кировской области
Снижение себестоимости продукции является важным фактором роста прибыли, повышения уровня рентабельности и конкурентоспособности птицефабрики её продукции. В связи с этим нами предлагается методика управления конкурентоспособностью продукции в системе производства и материально-технического снабжения, позволяющая минимизировать затраты на производство и основанная на управлении эффективностью… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью Щ продукции
- 1. 1. Конкурентоспособность продукции в системе маркетинга
- 1. 2. Теоретические аспекты повышения качества и эффективности производства продукции птицеводства
- 1. 2. 1. Сущность и необходимость повышения качества продукции
- 1. 2. 2. Общественные потребности как важный фактор формирования и признания качества продукции
- 1. 2. 3. Комплексная система управления качеством — основа повышения качества продукции
- 1. 2. 4. Маркетинг и его взаимосвязь с комплексной системой управления качеством продукции
- 1. 2. 5. Теоретические основы определения эффективности производства продукции птицеводства
- 1. 3. Конкурентная стратегия предприятия — основа его конкурентоспособности
- 2. Состояние и факторы конкурентоспособности в птицеводстве ф 2.1 Факторы конкурентоспособности в птицеводстве
- 2. 2. Состояние отрасли и рынка птицеводческой продукции
- 2. 3. Организация и особенности сбытовой политики на современном этапе
- 3. Управление конкурентоспособностью продукции птицеводства 3.1 Управление конкурентоспособностью продукции в системе производства и материально-технического снабжения
- 3. 1. 1. Управление эффективностью системы обеспечения поставок кормов
- 3. 1. 2. Управление производством по критерию производительности
- 3. 1. 3. Управление системой «цена-качество»
- 3. 2. Управление конкурентоспособностью продукции в системе маркетинга и продаж
- 3. 2. 1. Информация как основа принятия эффективных управленческих решений в сфере сбыта продукции
- 3. 2. 2. Конкурентоспособность продукции посредством ассортиментного дифференцирования
- 3. 2. 3. Сбытовая политика предприятия
- 3. 3. Конкурентоспособность продукции посредством комбинированной интеграции
- 3. 4. Оптимизация производственной структуры колхоза «Птицевод»
- 3. 4. 1. Экономический смысл и назначение оптимизации
- 3. 4. 2. Экономико-математическая модель оптимизации производственной структуры
- 3. 4. 3. Обоснование основных нормативов выхода продукции
- 3. 4. 4. Обоснование нормативов затрат производственных ресурсов
- 3. 4. 5. Матрица экономико-математической модели по оптимизации производственной структуры
- 3. 4. 6. Экономическая эффективность оптимального плана производственной структуры предприятия
- 3. 5. Оптимизация кормового рациона кур-несушек на птицефабрике «Котельничская»
- 3. 5. 1. Постановка задачи
- 3. 5. 2. Матрица экономико-математической модели оптимального кормового рациона
- 3. 5. 3. Анализ оптимальной структуры кормового рациона
Состояние и пути повышения конкурентоспособности продукции птицеводства: На примере Кировской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В числе приоритетов социально-экономического развития страны одно из главных мест занимает повышение эффективности аграрного сектора экономики, направленное на удовлетворение жизненных потребностей человека и обеспечение его полноценного питания. Критерием эффективности аграрного производства в условиях новых экономических отношений является получение необходимой обществу конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции при наименьших затратах на единицу продукции. Большую роль в этом призвано сыграть птицеводство — наиболее скороспелая отрасль животноводства, дающая ценнейшие диетические продукты питания с высоким содержанием белка.
Среди многочисленных авторов, активно исследовавших общие проблемы конкурентоспособности продукции, находятся такие признанные ученые как И. Ансофф, М. Портер, Ф. Котлер, Б. Карлофф и др. В различных аспектах эта тема отражена в трудах отечественных ученых Г. Л. Азоева, Г. Л. Багиева, Е. П. Голубкова, И. В. Курцева и др. В научных трудах уральских ученых В. В. Маслакоьа, Н. П. Негановой, И. В. Разорвина, Н. Н. Филиппова отражены проблемы региональной специфики сельского хозяйства, стратегии производства, переработки, сбыта сельскохозяйственной продукции.
При высокой степени изученности вопросов, связанных с конкуренцией и конкурентоспособностью в сельском хозяйстве, проблема повышения конкурентоспособности применительно к продукции птицеводства отечественного производства освещена в меньшей степени, а на примере Кировской области практически не рассматривалась, что и определило выбор темы исследования: «Состояние и пути повышения конкурентоспособности продукции птицеводства (на примере Кировской области)».
Целью исследования является разработка методических положений и обоснование практических предложений по повышению конкурентоспособности продукции птицеводства предприятий Кировской области.
Реализация данной цели конкретизирована в постановке и решении следующих основных задач:
1. Исследовать теоретические основы управления конкурентоспособностью продукции;
2. Провести анализ организационно-экономических факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции птицеводства в Кировской области;
3. Уточнить методику управления конкурентоспособностью продукции птицеводства в системе производства и материально-технического снабжения применительно к условиям Кировской области;
4. Уточнить методику управления конкурентоспособностью продукции птицеводства в системе маркетинга и продаж применительно к условиям Кировской области;
5. Разработать экономико-математические модели оптимизации производственной структуры и оптимизации кормового рациона кур-несушек для птицефабрик области;
6. Провести апробацию предлагаемых методик и экономико-математических моделей на примере одной из птицефабрик Кировской области.
В качестве объекта исследования в работе выступают предприятия отрасли птицеводства Кировской области, в качестве предмета — конкурентоспособность продукции птицеводства предприятий области.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Информационная база исследования представлена данными бухгалтерской и статистической отчетности, бизнес-планов и другой документации птицеводческих предприятий Кировской области, а также данными КОГУП «Кировптицепром», Госкомстата России, Кировского облгоскомстата, справочной литературы и периодических изданий.
В работе применяются следующие методы исследования: общенаучные методы — диалектический, абстрагирование, дедукция и индукция, анализ и синтез, монографический методэкономико-статистические методы — сравнение, сводка и группировка, анализ абсолютных и относительных величин, графический методэкономико-математические методы — оптимизация с помощью симплекс-методаметод экспертных оценок.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Уточнена система показателей экономической эффективности птицеводства;
2. Уточнена классификация стратегий роста предприятия отрасли птицеводства в целях повышения конкурентоспособности продукции;
3. Разработаны предложения по повышению конкурентоспособности продукции птицеводства;
4. Предложены экономико-математические модели оптимизации производственной структуры предприятия и оптимизации кормового рациона кур-несушек.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в уточнении методики управления конкурентоспособностью продукции птицеводства, а также разработке экономико-математических моделей оптимизации производственной структуры предприятия и оптимизации кормового рациона кур-несушек.
Практическая значимость состоит в разработке конкретных предложений по повышению конкурентоспособности продукции птицеводства для предприятий отрасли птицеводства Кировской области.
Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на всероссийской научно-технической конференции в Вятском государственном университете «Наукапроизводство — технология — экология» (г. Киров, 2002 год), 2-й научной конференции аспирантов и соискателей Вятской Государственной Сельскохозяйственной Академии «Науке нового века — знания молодых» (г. Киров, 2002 г.), 3-й городской научной конференции аспирантов и соискателей «Науке нового века — знания молодых» (г. Киров, 2003 г.).
Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 4 научных работы общим объемом 0,6 печатных листа. Основные результаты исследования прошли апробацию на теоретическом семинаре аспирантов и соискателей в Вятской Государственной Сельскохозяйственной Академии (г. Киров, 2003 г.).
В заключение необходимо сделать следующие выводы и предложения.
1. Конкурентоспособность является одной из основных категорий рыночной экономики, это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, а также конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, технологическим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
2. Уровень конкурентоспособности продукции находится в зависимости от всех элементов процесса производства, от эффективного использования всех видов ресурсов, от принятой стратегии маркетинга и от других факторов, а в сельском хозяйстве в значительной степени и от природных факторов. Каждая стадия производства и пребывания продукции в процессе её продвижения к потребителю выдвигает свои задачи к процессу обеспечения конкурентоспособности.
3. Сложившиеся экономические взаимоотношения между предприятиями отрасли не обеспечивают оптимального соблюдения интересов партнеров. Основное противоречие состоит в том, что денежные средства концентрируются на завершающих стадиях (переработка и торговля), в то время как максимальный их дефицит испытывают сельскохозяйственные отрасли (птицеводство, кормопроизводство). Развитие интеграционных процессов, совершенствование взаимоотношений между предприятиями будут способствовать объединению и координации усилий хозяйствующих партнеров, занятых в процессе производства продукции птицеводства, на главную конечную цель — повышение конкурентоспособности продукции и доведение её до потребителя.
4. Деятельность птицеводческих предприятий области осуществляется в условиях олигополии, степень интеграции предприятий невысокая. Основные движущие силы в отрасли — действия поставщиков и предприятий-конкурентовфакторы, вызывающие изменения в структуре конкурентных сил в отраслиизменения в структуре затрат, выход на рынок или уход с него крупных фирм, покупательские предпочтенияКФУ для промышленного птицеводства — это низкие издержки производства и КФУ, относящиеся к реализации продукции.
5. Снижение себестоимости продукции является важным фактором роста прибыли, повышения уровня рентабельности и конкурентоспособности птицефабрики её продукции. В связи с этим нами предлагается методика управления конкурентоспособностью продукции в системе производства и материально-технического снабжения, позволяющая минимизировать затраты на производство и основанная на управлении эффективностью системы обеспечения поставок кормов, управлении производством по критерию производительности и управлении системой «цена-качество», а также методика управления конкурентоспособностью продукцией птицеводства в системе маркетинга и продаж применительно к условиям Кировской области.
6. В целях максимального использования внутренних резервов предприятия, снижения себестоимости продукции и повышения её конкурентоспособности целесообразно использовать разработанные нами экономико-математические модели: модель оптимизации производственной структуры предприятия и модель оптимизации структуры кормового рациона кур-несушек.
7. Путем комбинированной интеграции части убыточных предприятий в холдинг благодаря синергическому эффекту возможно получение конкурентоспособной продукции птицеводства.
8. Как показал анализ, проведенный на примере конкретного птицеводческого предприятия, использование предлагаемых нами методик, а также моделей оптимизации производственной структуры предприятия и оптимизации структуры кормового рациона кур-несушек позволяют значительно повысить конкурентоспособность предприятия и его продукции.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
- Азгольдов Г. Г., Гличев А. В., Панов В. П. Что такое качество. М.: Экономика, 1968.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
- Алоэ Э. Используя международные стандарты // Советская Эстония. — Таллин, 1990.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
- Аренков И.А., Багиев Е. Г. Бенчмаркинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
- Афанасьева Н.В., Багиев Г. Л., Лейдит Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
- Багиев Г. Л. Маркетинг. Словарь. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
- Багиев Г. Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
- Багиев Г. Л. Маркетинг: Информационное обеспечение. Бенчмаркинг. Диагностика. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. -4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Бендина Н., Фатеева Е. Корма: решение проблемы на областном уровне // Птицеводство. 1999. — № 3.
- Беспятых В.И. Стандартизация как фактор повышения производства и качества труда. Тез. докл. научн. конф. Киров: Изд-во КГПИ, 1997.
- Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. — М.: Ника-Центр, 1999.
- Божко П. Е. Производство яиц и мяса птицы на промышленной основе. -М.: Колос, 1984.
- Бузулуков Н.С. Ценообразование в АПК стран Восточной Европы: Обзорная информация. М.: ВНИИТЭИ-агропром, 1997.
- Вавилов А.П. Качество продукции и пути его повышения. М.: Профиздат, 1973.
- Восемнадцатый всемирный конгресс по птицеводству. Япония, г. Нагойя // Информационное сообщение. М.: НПО «Комплекс», 1989.
- Владимирова B. J1. Оптимизация кормления сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 1992.
- Гамиоджаннянц Ф.А. Экономика и качество. М.: Изд-во стандартов, 1987.
- Ганелин A.M. Производство пищевых продуктов в Финляндии: Обзорная информация. М.: ВНИИТЭИ-агропром, 1990.
- Гатаулин A.M., Гаврилов Г. В., Харитонов J1.A. ЭММ в планировании сельскохозяйственного производства. — М.: Агропромиздат, 1986.
- Гатаулин Г. В. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. М.: Агропромиздат, 1990.
- Герчикова И.Н. Маркетинг и коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 1990.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998.
- Голубков И.Н. Маркетинг. Словарь. М.: Экономика — Дело, 1994.
- Гольденберг В. Новые формы антиоксидантов // Птицеводство. 2001. -№ 5.
- Гориков JI. Определение интенсивности использования капитала // Птицеводство. 2001. — № 1.
- Горяшин В. Проблемы отрасли // Птицеводство. 1996. — № 4.
- Госкомстат России. Кировский областной комитет государственной статистики. Статистический ежегодник в 3 частях. Кировская область в 200 году. Киров, 2001.
- Госкомстат России. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник.1. М., 2001.
- Гришуткина С. Накормим не только себя // Птицеводство. 2000. — № 6.
- Гущин В. Научные основы переработки птицы // Птицеводство. 2001. -№ 5.
- Данкверт С. Птицеводство мировой и отечественный опыт //
- Щ Птицеводство. 2002. — № 3.
- Дашков Л. П. и др. Предпринимательство и бизнес. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995.
- Двоеглазова Г. В. Повышение эффективности птицеводства -в новых условиях хозяйствования. Автореф. дисс. канд. экон. наук. Йошкар-Ола, 1. Ф 2000.
- Денин И., Чирков Е. Повышать эффективность птицеводства // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 5.
- Динамика розничных цен на продукты питания по регионам Российской федерации // Из-Вестник. 2001.
- Дихтль Е., Хершген Хю Практический маркетинг. Пер. с нем. / Под ред.
- И.С. Минко. М.: Высшая школа, 1995.
- Долинская М.Г., Соловьев И. Л. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. -М.: 1999.
- Добрынин В.А. Экономика сельского хозяйства. М.: Агропромиздат, 1990.
- Егорова JI, Пенькова Т. Лучшая реклама сертификат // Экономика ижизнь. 1997. — № 7.
- Жеребятина Т. Птицеводство 2000 // Птицеводство. — 2001. — № 1.
- Заверюха А. Птицеводам нужна поддержка // Птицеводство. 1996. — № 4.т
- Злобин Б.К. Экономический механизм повышения качества продукции. — М.: Мысль, 1980.
- Иоцюс Г. П., Старчиков Н. И. Птицеводство. М.: Колос, 1989.
- Иса Браун. Руководство по содержанию. Родительское стадо. Habbard ISA, 1998.
- Иевлев В.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 3.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1988.
- Кабаков B.C., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программы, решения. Л.: Лениздат, 1990.
- Кавтарашвили К. Прерывистое освещение и его особенности // Птицеводство. 2001. — № 5.
- Казаринов Б.Н., Денин Н. В., Мочалов А. В. Эффективность собственного кормопроизводства на птицефабриках // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 1.
- Калашников А.П., Клейменов Н. И., Баканов В. Н. Нормы и рационы кормления с/х животных. М.: Агропромиздат, 1985.
- Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
- Килоненко В. Выращивание бройлеров при дифференцированных сроках откорма // Передовой научно-производственный опыт в птицеводстве. -Загорск, 1989. № 3.
- Корбут Л.С. Цены и ценообразование на продукцию сельского хозяйства Венгрии // Агропромышленное производство: Опыт, проблемы и тенденции развития. 1990. — № 2.
- Корунский А. Минеральная добавка // Птицеводство. 1999. — № 3.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 1995. ч
- Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998.
- Крындушкина П. Заменители зерна как источники протеина и энергии // Птицеводство. 1999. — № 6.
- Крюков В. Выбор кормов с высоким содержанием протеина // Птицеводство. 1999. — № 6.
- Кулишев Б.М. Прогнозирование направлений исследований по созданию новых видов полуфабрикатов для производства лекарственных и специальных препаратов из продуктов переработки птицы // Научно-технический информационный сборник. М.: АгроНИИТЭИММП, 1989.
- Щ 66. Ламберн Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. сфр. СПб.: Наука, 1996.
- Лебедев А.Н., Боровиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Академия, 1995.
- Литвинов В.В. Пути повышения эффективности функционирования птицеводческого комплекса // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. 2001. — № 2.
- Лубков А.Н. На каких китах держится экономика Щелковской птицефабрики // Экономика сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий. 2001. — № 2.
- Луговский В. Резервы еще не исчерпаны // Птицеводство. 2001. — № 3.
- Лукьянов В. Проблемы механизации птицеводства в рыночных условиях // Птицеводство. 1999. — № 1.
- Лукьянов В. Птицеводство вчера, сегодня, завтра // Сельский механизатор. -1999.-№ 5.
- Львов Д.С., Седов В. И., Сиськов В. И. Стандарт и качество -экономический аспект проблемы. М.: Изд-во стандартов, 1975.
- Манелля А.И. О состоянии птицеводческой отрасли в РФ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1999. № 9.
- Маркетинг и предпринимательство: Ученые записки факультета коммерции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. т
- Маркетинг промышленных товаров. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. И. Седого. М.: Прогресс, 1998.
- Манелля А.И., Трегубое В. А. О состоянии птицеводческой отрасли в ^ России // Экономика сельскохозяйственных и. перерабатывающихпредприятий. 2001. — № 7.
- Маркова В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. -М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
- Менденбурский В. Канатно-скребковый кормораздатчик // Птицеводство. $ 1999.-№ 6.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
- Муртазаева Р. Оптимизация условий содержания бройлеров // Птицеводство. 1997. — № 3.щ 83. Мымрин И. А. Бройлерное птицеводство. М.: Россельхозиздат, 1985.
- Назаров JI.H. Моделирование экономических и технологических процессов в сельском хозяйстве с помощью функциональных, экономико-статистических и балансовых моделей. Киров, 2001.
- Назаров JT. Н. Оптимизация производственной структуры предприятия. -Киров, 2002.
- Наумник С.И., Прокопенко Н. Ф. Основы стандартизации и контролякачества продукции. Минск: Ураджай, 1984.
- Немчин A.M. Основы маркетинга: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛИЭИ, 1991.
- Нерубенко Г. Полнее использовать потенциал отрасли // Птицеводство. -Ш 2001. № 3.
- Никитин И. Информационно-вычислительные системы // Птицеводство. -2000.-№ 1.
- Никифорова С.В. Теоретические и методологические аспекты ф стратегического маркетинга. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
- Ноздреева Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Одинец В.П., Тарасевич В. М., Цацулин А. Н. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.
- Орлов М. В., Силин Э. К. Разведение кур. М.: Колос, 1981.
- Османова П. Маркетинг — метод регулирования производства // Птицеводство. 2000. № 2.
- Паникар И.И. Промышленное птицеводство и охрана окружающей среды. -М.: 1988.
- Петренко И.Я. Качество продукции совхозов и рентабельность. Алма-Ата: Кайнар, 1982.
- Повод И. Путь к успеху // Птицеводство. 2001. — № 3.
- Перекотий Г., Пахомова Т. Управление искусственным освещением птичника // Птицеводство 1999. — № 3.
- Попов И. Оценка деятельности птицеводческих предприятий в условиях рынка // Птицеводство. 1998. — № 4.
- Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
- Потешин Р. Современное состояние птицеводства // Птицеводство. 1999.- № 3.
- Прокопенко Н.Ф. Качество и эффективность продукции животноводства в колхозах и совхозах БССР. Минск: БелНИИНТИ, 1978.
- Прокопенко Н.Ф. Качество продукции совхозов и рентабельность. Алма-Ата: Кайнар, 1982.
- Прокопенко Н.Ф. Эффективность внедрения КС УКП сельского хозяйства.- М.: ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1980.
- Прокопенко Н.Ф. Экономические проблемы качества сельскохозяйственной продукции. М.: Колос, 1980.
- Птицеводство и технология производства яиц и мяса птицы / Б. Ф. Бессарабов, JI. Д. Жаворонкова, Т. А. Столляр и др. М.: Колос, 1994.
- Романенко Г. О неотложных мерах по стабилизации и развитию агропромышленного производства // АПК: экономика и управление, 1999. -№ 5.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск, ООО «Новое знание», 1999.
- Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика: Пер. с англ. М.: «Издательство БИНОМ», 1997.
- Сандрикова Т.С. Исчисление и анализ себестоимости продукции птицеводства. М.: Колос, 1993.
- Санталов В. Промышленному птицеводству научную основу развития // АПК: экономика и управление. — 1999. — № 12.
- Селиванова В. Сине-кура // Эксперт. 2000. — № 47.
- Семь нот менеджмента. М.: ЗАО «Журнал «Эксперт», 1998.
- Сертификация гарантия безопасности и конкурентоспособности товаров (работ, услуг). Материалы семинара 23 — 24 июня 1992 г. Санкт-Петербург. -Ч.П.ВНИИС.- 1992.
- Сибельдина JI. Озонирование в птицеводстве // Птицеводство. — 1999. № 4.
- Ситников Д. Новый яичный кросс // Птицеводство. 2000. — № 2.
- Созонов А. Искать и находить выход // Птицеводство. 1999. — № 1.
- Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. М.: МИНХ им. Плеханова, 1991.
- Столляр Т. А. Мясное птицеводство. М.: Агропромиздат, 1995.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 2000.
- Стоун Д., Хитчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс / Пер. с англ. Ю. А. Огибина и др.- под общ. ред. Б. С. Лисовика и М. Б. Ярцева. СПб.: Литера-плюс, 1994.
- Сурков А. Совершенствуем технологию и организацию птицеводства // Птицеводство. 1999. — № 5.
- Тарасевич В.М. Ценовая политика в системе маркетинга / Под ред. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
- Тарасевич В.М. Экономико-математические методы и модели в ценообразовании. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.
- Тардатьян Г. НТП в птицеводстве. Новое в жизни, науке и технике. Серия: Сельское хозяйство. Знание. — 1989. -№ 9.
- Татаренков В. Расправит ли отрасль крылья // Сельская жизнь. 2000. — № 76.
- Технология переработки птичьего помета. Методические рекомендации. Харьков: УНИИП, 1990.
- Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Под ред. Зайцева Л. Г. — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998.
- Тренев Н.Н. Управление финансами М.: Финансы и статистика, 1999.
- Уралов А. Отрасли нужна государственная поддержка // Птицеводство. — 2001.-№ 3.
- Филин В. БВМК для кур-несушек // Птицеводство. 2000. — № 2.
- Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Изд-во «Перспектива», 2000.
- Финансы предприятий / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова и др.- Под ред. проф. Н. В. Колчиной. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
- ФисиниН В. Наука и развитие отечественного птицеводства // Птицеводство. 2000. — № 6.
- Фисинин В. И., Тардатьян Г. А. Промышленное птицеводство. М.: Агропромиздат, 1991.
- Фисинин В. Птицеводство на рубеже нового столетия // Птицеводство. -1999. № 2.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.
- Цацулин А. Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2000.
- Шеремет А.Д., Сайфуллин Р. С. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 1995.
- Шеремет А.Д., Сайфуллин Р. С. Финансы преприятий. М.: Инфра-М, 1999.
- Щеглов В.В. Кормление сельскохозяйственных животных. — М.: Агропромиздат, 1991.
- Эйриян С., Логиновских 3. Внедряем всё прогрессивное // Птицеводство. -1999.-№ 2.
- Эванс д., Берман Б. Маркетинг. Пер. с анлг. М.: Экономика, 1990.
- Экономика для всех: популярный словарь / Сост. Т.М. Ершова- О. В. Амуршуев, Е.П. Голубков- под ред. О. В. Амуршуева. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997.
- Экономика / Под ред. А. С. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1997.
- Экономика предприятия / Аврашков Л. Я., Адамчук В. В., Антонова О. В. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Экономика предприятия / Под. ред. О. И. Волкова. М.: Инфра-М, 1997.
- Яковлев В.Б. Анализ эффективности сельскохозяйственного производства. -М.: Росагропромиздат, 1990.