Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Финансовые ресурсы как фактор эффективного управления экономикой региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях рыночного регулирования экономики финансовые ресурсы выступают эффективным фактором управления экономикой региона. Целенаправленное воздействие (прямое и косвенное) на региональные финансовые ресурсы сопряжено с известнойнеопределенностью и рисками. Рыночное стимулирование роста и использования накопленных собственных финансовых ресурсовпредприятий" и домохозяйств достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические основы управления региональными финансовыми ресурсами
    • 1. 1. Региональные финансовые ресурсы как объект управления
    • 1. 2. Субъекты управления региональными финансовыми ресурсами
    • 1. 3. Особенности формирования и структура финансовых ресурсов Республики Бурятия
  • Глава II. Основные направления совершенствования механизма управления региональными финансовыми ресурсами
    • 2. 1. Индикативное планирование как метод оптимизации и повышения эффективности финансовых потоков
    • 2. 2. Использование финансового прогнозирования и индикативного планирования в управлении региональными финансовыми ресурсами
    • 2. 3. Разработка стратегических и долгосрочных инвестиционных проектов

Финансовые ресурсы как фактор эффективного управления экономикой региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обуславливается тем, что большинство (82%) регионов Российской Федерации — это регионы-реципиенты. Они испытывают острый недостаток финансовых ресурсов для текущих расходов и особенно для обеспечения экономического роста и занятости населения. Ситуация усугубляется также тем, что в настоящее время большая часть вновь созданной стоимости приходится на долю частных предприятий, которые управляют своими финансами, исходя из собственных экономических и других интересов. Часто эти интересы не совпадают с задачами и потребностями развития региона.

Кроме того, в связи с переходом к федеративным отношениям, бюджетному федерализму, большое значение придается финансовой самодостаточности регионов. Происходит смещение центра тяжести регулирования' социально-экономических процессов на региональный уровень, в результате чего усиливается роль региональных финансов и расширяется область их применения. Поэтому возникает потребность объективной оценки региональных финансовых ресурсов, их реального объемачтобы выявить возможности для наиболее предпочтительного использования и оптимизации распределения средств между разными отраслями и сферами экономики. Регулирующаяфункция, финансов! резко усиливается. Появляется необходимость поиска путей наращивания финансовых ресурсов, выявления их резервов и особенно остройстановится проблема управляемости финансов, как фактора эффективного управления экономикой в общегосударственном и региональном аспектах.

В Республике Бурятиякак в типичном дотационном регионе Российской Федерации, имеется насущная необходимость анализа современного состояния имеющихся финансовых ресурсов, путей их наращивания и выявления резервов для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Например, в 2003 г. Программой социальноэкономического развития Республики Бурятия предусматривалось израсходовать на осуществление различных мероприятий 5 842,5 млн руб. Из них 62,3% - привлеченные средства, объемкоторых намного меньше реальных свободных финансовых ресурсов предприятий и домохозяйств.

В условиях развития рыночных отношений финансы приобрели колоссальное значение не только для Российского государства в целом, но и для каждого региона в частности. Происходящие экономические перемены в стране и, соответственно, в регионах постоянно требуют адекватных изменений в сфере финансовых отношений как на микроуровне, представленном хозяйствующими субъектами, так и на макроуровне.

Все это определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую и народнохозяйственную значимость.

Состояние разработанности проблемы. Формирование многоукладной экономики^ переход к рыночным отношениям изменили положение регионов в общей системе управления. Так, переход к рыночной экономике вызвал процесс самоопределения различных экономических структур с выяснением-их места в новой общественно-экономической системе, взаимосвязей с другими структурами и источников, обеспечивающих их непрерывное воспроизводство. Возникла необходимость в формировании государственной региональной политики, реализация которой способствует укреплению общего экономического пространства, выравниванию уровня социально-экономического развития регионов, их экономическому росту и устойчивому социальному развитию.

В основе исследования стабилизации развития региона лежит теория, методология и практика регионального воспроизводства. В разработке этих вопросов видное место занимают работы Л. И. Абалкина, А Г. Гранберга, А-И: Добрынина, П. А. Минакира, Н. Н: Некрасова, В. П. Чичканова, Р. И: Шнипера и др.

Проблемы выбора наиболее: эффективных форм и методов хозяйствования в регионах различного уровня рассматриваются в работах.

Н.Т Агафонова, Э. Б. Алаева, М. К Бадмана, В В. Кулешова, В-Н. Лексина, С. В1 Раевского, G.H. Сильвестрова, А. И. Татаркина, А. Н. Швецова и др.

Вопросы индикативного, планирования, в том числе применительно к финансовой сфере, рассматриваются в работах Шумейко В., Иванова Е., Евграшина А., Сенчагова В., Шаккум М. К., Петрова, А Н., ДемидовойШХ. и др.

Вопросы стратегии: государственной региональной политики и территориального управления исследованы в работах ученых кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Ю. П. Алексеева, АН. Алисова, P.A. Белоусова, АЛ. Гапоненко, Ю. С. Дулыцикова, С. Б. Мельникова, В-А. НиколаеваA.M. Омарова, А. П. Панкрухина, В. Г. Полянского, В. Ф. Уколова и др.

Недостаточная теоретическая, исследованность проблемы, научного обоснованияи формирования организационно-экономических механизмов управления финансовыми ресурсами? дотационного региона Российской Федерации в современных условиях обеспечения устойчивого экономического ростасложность и противоречивость ее решенияна практике последовательно обусловили выбор темы, объекта и предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Между теммногие вопросы целостного подхода к реализации региональной государственной политики, региональных финансов и управления ими-остаются вне сферы научного анализами осмыслениячто открывает широкий простор для новых исследований и повышает актуальность темы диссертации.

Объектом диссертационного исследования выступают финансовые: ресурсы как фактор эффективного управления экономикой региона.

Предметом исследования являются управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, возникающие в процессе вывода' экономики региона из дотационного состояния на уровень самофинансирования.

Цель исследования заключается в разработке подходов (направлений) к совершенствованию управления регулирования финансовыми ресурсами для обеспечения эффективной реализации региональной социально-экономической политики.

Для достижения поставленной цели исследования предполагается решение следующих основных задач:

• обобщение и анализ теоретико-методологических особенностей и направлений максимизации формирования региональных финансовых ресурсов;

• выявление особенности управления региональными финансовыми ресурсами на уровне региона;

• выяснение основных причин (факторов) недостаточной управляемости (рыночного регулирования) региональными финансовыми ресурсами;

• обоснование возможностей применения процедур и методов индикативного планирования и прогнозирования в управлении региональными финансами;

• исследование состояния инвестиционной сферы развития региона;

• разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию системы управления бюджетными и другими финансовыми ресурсами, организации ее функционирования.

Теоретической и методологической, базой исследования служат разработки, положения и выводы ведущих зарубежных и отечественных ученых-экономистов в области экономической теории, менеджмента, а также прикладные исследования, особенно, ученых — регионалистов по данной проблеме. В процессе исследования использовались нормативно-правовые документы, периодическая печать, справочники, указы и постановления.

Президента и Правительства РФ и Республики Бурятия. Эмпирической базой исследования явились статистические и аналитические материалы региональных органов государственных служб Республики Бурятия.

Новые научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования состоят в следующем.

1. По специальности 08.00.05. — экономика и управление народным: хозяйством (региональная экономика):

1.1. Разработаны концептуальные основы целенаправленного воздействия на региональные финансовые ресурсы, которые включают в себя:

— отбор наиболее эффективных инструментов воздействия региональных органов управления на финансовые потоки в целях привлечения инвестиций в экономику;

— выявление доминирующих рыночных факторов, стимулирующих рост и использование в целях развития собственных финансовых ресурсов предприятий и домохозяйств;

— мотивация вскрытия, регионально доступных финансовых средств, в том числе и в сфере теневого денежного обращения;

— контроль за целевым использованием финансовых средств, представляемых хозяйствующим субъектам в виде различных форм государственной поддержки.

1.2. Систематизированы основные факторы, влияющие на процесс формирования финансовых ресурсов региона. К ним, прежде всего, относятся экспортная ресурсоемкость регионамобильность налогооблагаемой базы с позиции ее связи с теневой экономикойразвитие корпоративной средыкорпоративный налоговый менеджментдоступность кредитного финансирования.

1.3. Определены причины недостаточного целенаправленного воздействия на процессы максимизации объемов и рационального, использования региональных финансовых ресурсов в Республике Бурятия:

— незавершенность разграничения расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы России;

— недостаточное развитие предпринимательской среды. Система рыночных структур в сфере предпринимательства состоит в основном из представителей малого и ср еднего бизнеса, доходы которых не позволяют формировать сколько-нибудь большие объемы свободных денежных средств;

— слабость банковской системы. В регионе нет самостоятельных банков, а действующие здесь отделения и филиалы ведущих банков г. Москвы не располагают достаточными кредитными ресурсами и самостоятельностью в принятии решений по финансированию крупных инвестиционных проектов;

— неразвитость фондового рынка. Функционирование этого рынка ограничивается низким уровнем корпоративного управления и не выполняет роль эффективного инструмента привлечения инвестиционных ресурсов в экономику;

— существенное недоверие населения к системе рыночных финансовых институтов. Свободные денежные средства населения практически не вовлекаются в реальный сектор экономики и социальную сферу.

Доказано, что эти причины характерны: и для многих других депрессивных и дотационных регионов России. Их устранение будет способствовать оптимизации региональных финансовых потоков и выявлению дополнительных инвестиционных ресурсов.

1.4. Обоснованы направления активизации инвестиционных процессов в республике, в том числе снижение инвестиционных рисковактивизацияфондового рынкаразвитие инфраструктуры инвестиционных институтовповышение эффективности государственного инвестирования.

2. По специальности 08.00.10 — финансы" денежное обращение и кредит:

2.1. Обоснована! необходимость использованияв практике управления финансовыми потоками региональными органами власти (Министерство финансов, Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия) сводного баланса финансовых ресурсов, показатели и данные которого повышают достоверность макроэкономических индикаторов, ориентированных на оптимизацию финансовых потоков, и вариативность индикативного планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона.

2.2. Выявлены основные направления реформирования механизма планированияи утверждения: республиканского и местных бюджетов^ включающие своевременное составление реальных и сбалансированных бюджетов, максимально увязанных с параметрами социально-экономического развития республикиустановление жесткого контроля за использованием объектов государственной собственности и поступление доходов от аренды в бюджетактивизацию работы по инвентаризации и оценке эффективности расходов и обязательств бюджета республикиобеспечение сбалансированности бюджетов при полном исполнении всех расходных обязательствгосударственную поддержку реального сектора экономики путем долевого участия республики в финансировании инвестиционных проектов.

2.3: Предложены основные пути регулирования республиканского рынка ценных бумаг, заключающиеся в оказании помощи республиканским эмитентам по выводу своих ценных бумаг на организованный фондовый рынок, а также формировании общедоступной информационной базы данных о республиканских эмитентах, профессиональных и иных участниках рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность на территорииРеспублики Бурятия:

Практическая значимость исследования: состоит в том, что оно доведено до конкретных практических рекомендаций по использованию региональных финансовых ресурсов как фактора эффективного управления социально-экономическим развитием региона. Практические выводы автора были использованы при подготовке предложений в «Программу социальноэкономического развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия», а также при разработке курса лекций по дисциплине «Региональная экономика».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические, методические и практические результаты исследования апробированы автором в открытой печати, обсуждены в процессе дискуссий в Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в Российской академии наук ИНИОН, оформлены в виде рекомендаций для органов региональной власти и управления.

Структура и содержание диссертационной работы. Структуру исследования определяют ее цель и логика. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Заключение

.

В заключении диссертации сформулированы следующие выводы и< рекомендации:

В условиях рыночного регулирования экономики финансовые ресурсы выступают эффективным фактором управления экономикой региона. Целенаправленное воздействие (прямое и косвенное) на региональные финансовые ресурсы сопряжено с известнойнеопределенностью и рисками. Рыночное стимулирование роста и использования накопленных собственных финансовых ресурсовпредприятий" и домохозяйств достаточно противоречиво. К тому же нет достоверных данных о реальных финансовых источниках, финансовом потенциале региона. Поэтому финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, средств населения не в полной мере вовлечены в оборот, в целях роста: реального сектора экономики* региона и улучшения: качества жизни населения.

Необходимо отметить, что воспроизводство финансовых ресурсов в регионе во многом? определяется его экономическим состояниемадаптированностью к рыночным условиям. Чем шире воспроизводство финансовых ресурсов в регионе, тем выше его финансовый потенциал, а соответственно т финансоваясамодостаточность, которая зависит от ряда таких факторов, — как отраслевая структура региона и наличие в нейпроизводств, конкурентоспособных на внутреннеми внешнем" рынкахтехнический уровень производственного аппаратаналичие высокодоходных рабочих местразвитаяфинансово-кредитная системаразвитыйрынок потребительских товаров и услуг и другие факторы.

Для достижения финансовой самодостаточности региона автор считает необходимым наличие таких условий, как: 1) значительная доля собственных финансовых источников в финансовых потоках, направленных на социально-экономическое развитие региона- 2) объективное распределение финансовых средств между хозяйствующими субъектами, регионом и федеральным правительством- 3) максимальная вовлеченность средств населенияв-развитие финансовой базы региона- 4) высокая"доля привлеченных ресурсов финансового рынка- 5) высокий" процент погашения задолженностей? предприятий- 6) низкие размеры" или" отсутствие денежных взаимозачетов" предприятий;

Анализ практики' формирования финансовых ресурсов региона позволяет систематизировать факторы, влияющие на этот, процесс. € точки зрения автора следует принимать во внимание влияние следующих факторов: экспортная ресурсоемкость регионамобильность налогооблагаемой базы с позиции ее связи с теневой экономикойразвитие корпоративной средыкорпоративный налоговый менеджментдоступность кредитного финансирования.

Недостаточная управляемость (регулируемость) процессов наращивания объемов и рационального использованиярегиональных финансовых ресурсов в Республике Бурятия^ зависит от ряда причин. К их числу относятся: незавершенность распределения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Россиикорпоративные интересы предпринимательской средынеблагоприятные направления финансовых потоковслабая мотивация рыночных субъектов в привлечении инвестиций в > экономику региона-: подорванное доверие населения к системе рыночных финансовых институтов и другие.

Одним 5 из: управленческих инструментов г эффективного воздействия на учет, оценку реально достижимых финансовых ресурсов является сводный баланс. Он позволяет охарактеризовать состояние, пропорции? и? закономерности формированияраспределения и использования финансовых ресурсов, их источники: и взаимоотношения между секторами и хозяйствующими субъектами, что необходимо для: принятия управленческих: решений? администрацией? регионасовершенствования" пропорций: распределения и использованияфинансовых ресурсов в целях стабилизации региональной экономической ситуации.

В результате анализа финансовых ресурсов Республики Бурятия выявлены следующие основные тенденции:

— наметился устойчивый процесс экономического роста. Объем финансовых ресурсов республики за- 1999 — 2001 гг. вырос на 1 млрд. .руб. При этом объем финансовых ресурсов, созданных хозяйствующими субъектами республики, имеет тенденцию > к сокращению в, общем объеме финансовых ресурсов. Последние в больших размерах формируются межфондовыми ресурсами, т. е. за счет трансфертов и заемных средств.

— распределение налогов между федеральным' и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации в последние годы идет систематически в сторону увеличение доли отчислений в федеральный бюджет. В свою очередь, субъекты Федерации вынуждены поступать аналогичным образом по отношению к муниципальным образованиям. В? результате общий уровень обеспеченности местных бюджетов налоговыми доходами за анализируемый период резко сократился.

— значительные изменения претерпела структура затрат финансовых ресурсов. Если хозяйствующие субъекты в общем объеме финансовых ресурсов в 1999 г. занимали 41%, то их доля в 2001 г. составила лишь 27%. Это связано с увеличением бюджетных затрат за рассматриваемые годы.

— доля собственных доходов в консолидированном бюджете Республики i Бурятия возросла. В 2001 г.51'% потребностей расходов было удовлетворено за счет собственных финансовых ресурсов. Рост налоговых поступлений явился следствием увеличения объемов выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, объема подрядных работ, а такжепроведения планомерной налоговой политики. Более чем в 2 раза возрослиненалоговые доходы, чтосвязано? с ростом поступлений в бюджет доходов от использования? имущества,. находящегося в государственной собственности. Увеличился объем средствнаправляемых на социально значимые и на инвестиционные цели. Снизилась долярасходовконсолидированного бюджета РБ на жилищно-коммунальное хозяйство. Существенно сокращена кредиторская задолженность по расчетам бюджетных учреждений.

— финансово-кредитнаясистема расширяет свою деятельность, укрепляется ее финансовая база. Новместе с. тем? присутствуют проблемы, такие как недостаточная развитость фондового рынка, слабость банковского сектора РБ. Республиканский рынок ценных бумаг по-прежнему практически! очень слабо связан с реальным? сектором экономики и неудовлетворительно выполняет свою главную функцию — обеспечение перераспределения? капитала. Несмотря на краткосрочный характер финансирования банков, преобладающая часть финансового потенциала банковского сектора используется в регионе (примерно 80%) и участвует в формировании внутреннего регионального продукта.

Важнейшим стратегическим направлением преодолениябюджетной дотационности региона становится реформирование механизмапланирования и утверждения? республиканских и местных бюджетов, мобилизация дополнительных бюджетно-финансовых, инвестиционных ресурсов для ¦ поддержки регионов в структурной перестройке производства, финансовом оздоровлении-и обеспечении социальных нужд территорий. В целях совершенствования управления финансовыми ресурсами республики разработана и применяется система индикативного управления. В целях совершенствования! управления финансовыми ресурсами республики разработана и применяется система индикативного управления;

Повышение эффективности управления! государственными! г финансовыми с ресурсами во многом определяет бюджетная политикагде-важным аспектом представляется совершенствование процесса по прогнозированию и планированию доходных и расходных показателей, размеров государственного долга и других параметров! бюджета: В число* основных направлений реформирования механизма планирования* и утверждения республиканского и местных бюджетов автор включает:

— своевременное составление реальных исбалансированных бюджетов, максимально увязанных с параметрами социально-экономического развития? республики;

— установление жесткого контроля* за использованиемобъектов государственной собственности и поступление доходов от аренды в бюджет;

— активизацию работы поинвентаризации и оценке эффективности расходов и обязательств бюджета республики;

— обеспечение сбалансированности бюджетовпри полном: исполнениивсех расходных обязательств-.

— государственную поддержку реального сектора экономики путемдолевого участия республики в финансировании инвестиционных проектов-:

— финансовую помощь, местнымбюджетам для? выравниваниябюджетной обеспеченности муниципалитетов и обеспечение равного доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам.

— сокращение числаналоговых льгот и применение инвестиционных налоговых кредитов.

Развитие регионального финансового «рынка призвано обеспечить приток на территорию и сокращение оттока денежных средств изрегиона, создание эффективных региональных финансовых инструментов, надежных ценных бумаг, в — том числе и г для привлечения средств вместные бюджеты. Активизация региона, как субъекта хозяйствования и управления на фондовом рынке будет способствовать ослаблению зависимостиреспубликиот федерального центра.

Основными путями регулирования республиканского рынка ценных бумаг и создания условий по привлечению инвестиций? в экономику Республики Бурятия являются:

— оказание помощи? республиканским эмитентам по выводу своих ценных бумаг на организованный фондовый рынок;

— формирование общедоступной информационной базы данных о республиканских эмитентах, профессиональных и? иных участниках рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность на территории Республики Бурятия;

— решение проблем, связанных с корпоративнымуправлением и контролем за эмиссионной деятельностью;

— совершенствование механизма привлечения инвестиций в экономику республики посредством инструментов рынка ценных бумаг;

— обеспечение возможностей обслуживания возрастающих объемов услуг по ценным бумагам, востребованные участниками рынка ценных бумаг;

— усиление влияния территориальных органов государственного управленияна акционерные общества, определяющие социально-экономическое развитие Республики Бурятия, в части привлечения ими инвестиций на фондовом рынке;

— решение вопросов по защите прав и законных интересов акционеров и. инвесторов на республиканском рынке ценных бумаг.

Развитие республиканского рынкаценных бумаг по вышеназванным направлениямпозволит создать, условия, являющиеся основой вывода реального сектора: экономики на финансовый! рынок, и решит основную задачу, заключающуюся: вмобильном: межотраслевом перераспределении" инвестиционных ресурсов: и притоке национальных и зарубежных инвестиций в республиканскую экономику.

Одним: из необходимых условий: устойчивого-экономического роста, а значит, наращивания и укрепления финансового потенциала: региона является оживление инвестиционнойдеятельности по самым различным направлениям. В целях оживления: инвестиционной деятельности, эффективности вложений инвестиций, требуется снижение риска инвестиций, активизация фондового" рынка, развитие инфраструктуры: инвестиционных институтов, повышение эффективности государственного инвестирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон «О республиканском бюджете на 2002 г.» № 897 П от 27.12.2001 г.
  2. Закон о Народном Хурале Республики Бурятия от 19 апреля 1995.
  3. Закон РБ от 06.07.2001 № 766-П «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 — 2004 годы».
  4. Закон Республики Бурятия «О Республиканском бюджете на 2003 год» № 184 Ш от 24.12.2002. г.
  5. Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете Республики
  6. Бурятия на 2001 год» от 10.01.2001 г. № 594−11
  7. Закон Республики Бурятия «О стимулировании и привлечении иностранных инвестиций в экономику Республики Бурятия» от 20.06.00 г. № 327−1.
  8. Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития». // Российская газета. — 1995. 26 июля. С. 4.
  9. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.10.91. № 1734 (в редакции от 18.12.91.- 24.06.92.- 31.07.95)//сф СЗ.- 1995. № 31. ст. 2989.
  10. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. Лит., 1993. 64 с.
  11. Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 14.11.2000 г. № 488 «О плане мероприятий по введению системы индикативного управления
  12. Постановление Правительства РБ от 04.10.2001 г. № 346 «О регламенте системы индикативного управления в РБ»
  13. Постановление Правительства РБ от 08.02.2001 г. № 53 «О плане действий правительства Республики Бурятия»
  14. Постановление Правительства РБ от 14.02.02 N 45 «О реализации Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2002 год»
  15. Постановление Правительства РБ от 15.01.2001 г. № 18 «Об утверждении перечня: пороговых значений индикаторов республиканских целевых программ»
  16. Постановление Правительства РБ от 17.04.2001 г. № 140 «О введении системы индикативного управления в отраслях и хозяйствующих субъектах РБ» (в редакции Постановлений Правительства РБ от 23.01.2002 г. № 17, от 07.04.2003 г. № 125)
  17. Постановление Правительства Республики Бурятия «О кассовом исполнении местных бюджетов органами республиканского казначейства» № 408 от 12.11.1999 г.
  18. Постановление Правительства Республики Бурятия N 148 от 05.05.2000 «О реестре государственных контрактов в Республике Бурятия».
  19. Постановление Правительства Республики Бурятия от 22.12.97 N 415 (в ред. Постановления Правительства РБ от 19.10.98 N 352) «Огосударственном республиканском заказе на закупку и поставку продукции в Республике Бурятия».
  20. Постановление Правительства Республики Бурятия от 29.12. 2001 г. № 445 «О программе действий Правительства Республики Бурятия на 2002 2004 годы».
  21. Распоряжение Правительства РБ от 12.10.2000 г. № 933-р «По введению системы индикативного управления»
  22. Указ Президента Республики Бурятия «О концепции бюджетной политики Республики Бурятия на 2000 2004 годы» от 15.12.1999 г. № 280.
  23. Указ Президента Республики Бурятия от 09.12.96 N 419 «О введении республиканского государственного заказа на производство продукции и услуг в Республике Бурятия».
  24. Указ Президента Республики Бурятия от 18.06.2000 г. № 153 «О совершенствовании государственного регулирования экономических процессов в Республике Бурятия»
  25. Указ Президента Республики Бурятия от 29.12.1999 N 300 «О ревизии бюджетных долгов»
  26. Указ Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 03.06.1996 № 803 // Собрание Законодательства. 1996. — № 23. — Ст. 2756.
  27. Федеральный Закон от 25.09.1997 N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации"1. Работы, монографии ученых экономистов:
  28. Э.Л. Формирование стратегии социально-экономическим развитием крупного региона РФ. М.: Макс Пресс, 2002, 120 с.
  29. Анализ и прогнозирование экономики региона. //Отв. Ред. В. П. Чичканов, П. А. Минакир. М.: 1999.
  30. В .Я., Быстряков И. К., Видяпин В. И. Механизмы управления развитием региона. — М, 2001,330 с.
  31. М.К., Грузнер С. С., Селиверстов В. Е. // Федеральная помощь депрессивным и отсталым регионам России // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Вып. 3. Новосибирск: ЭКОР. 2001.
  32. Бирман А. М1 Баланс народного хозяйства СССР и его использование для», анализа и планирования общеэкономических пропорций. М.: Финансы. 1976.
  33. А.М. Очерки теории советских финансов. Mi: Финансы. 1968.
  34. Бирман: А. М. Экономические: рычаги повышения: эффективности производства. М.: Мысль. 1980.*
  35. Большой экономический? словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. Mi: Институт новой экономики — 1997, 859 е.
  36. Бурятия в цифрах. Улан — Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 2000 г.
  37. Бурятия в цифрах. Ч. 1 2. Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 1999 г.
  38. Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития. / Под ред. Л. В. Потапова, К. Ш. Шагжиева. М.: Круглый год, 2000, 512 с.
  39. Е.М., Павлов И. Т. Инвестиционная политика в регионе. / М.: Наука, 1994, 141 е.
  40. Взаимодействие государственного и рыночного регулирования экономики России. М.: ИЭ РАН, 1999.
  41. Е.Н. Регулирование экономического развития крупных территориальных систем России- (на примере Дальнего Востока и Забайкалья) М-, 2002,231 е.
  42. А. Л. Новые тенденции экономического развития. Учеб. Пособие. М.: Изд-во РАГС, 1997, 41 с.
  43. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М: РАГС, 2001, 223 с.
  44. A.JI. Управление экономическим развитием. М.: РАГС, 1997, 73 с.
  45. А.Л. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления: Учеб. метод, пособие. М: РАГС, 1999, 129 с.
  46. Р.А., Кудинов Ю. С. Формирование финансовых ресурсов при реализации инвестиционных проектов. М.: Ин-т микроэкономики, 1997, 63 с.
  47. Государственное регулирование размещения производительных сил в капиталистических и развивающихся странах. М.: Мысль. 1975.
  48. Государственное регулирование рыночной экономики. /Под общ. ред. Кушлина В. И. М.: РАГС, 2002, 828 с.
  49. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / Бабич А. М., Павлова Л. Н. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000, 687 с.
  50. Государственные и территориальные финансы. Янтарный сказ. Калининград. 2000.
  51. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с.
  52. О.В. Западная Европа: региональные контрасты на новом i этапе НТР.М.: Наука. 1999.
  53. Грицай? О.В., Иоффе Г. В. Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука. 1998.
  54. Т.В. Финансовая политика советского государства в условиях развитого социализма. М.: МФИ. 1981.
  55. Дадашев A.3., Черник Д. Г. Финансовая система России. Mi: Инфра-м, 1997,248 с.
  56. Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Мл Финансы, ЮНИТИ, 2000,477 с.
  57. Ю.С. Региональная политика и управление. Mi: Изд-во РАГС, 1998,227 с.
  58. В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. М.: Наука, 1974.
  59. Н.Е., Фисенко М. К., Бондарь Т. Е. и др. Теория финансов. 2-е изд., стереотип. — Мн.: Высш.шк., 1998.
  60. В. Местное развитие в условиях глобализации экономики // Региональное управление: зарубежный опыт. М.: 1998.
  61. Ивлев- Я.Я., Галичанин E.H. Дальний Восток и Забайкалье (историко-экономический обзор). Хабаровск, 2000.
  62. Итоги экономической реформы в Бурятии (1991 1999 гг.). Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятии, 1999.
  63. Ф.С. Управление финансовыми ресурсами региона: теория и практика. Уфа: Башкирский университет, 2002, 126 с.
  64. В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов РФ. М.: РАН, Эдиториал УРСС, 2000, 238 с.
  65. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона. -М.: Финансы и статистика, 2000. 237 с.
  66. Комплексный доклад «Социально-экономическое положение Республики Бурятия в 2002 году». Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 2003.
  67. Комплексный доклад «Социально-экономическое положение Республики Бурятия в 2001 году». Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 2002.
  68. .Л. Проблемы межбюджетных взаимоотношений субъектов Федерации и федерального центра. Хабаровск. ИЭИ ДВО РАН. 1999.
  69. Курс экономики: Учебник. / Под ред. Б. А. Райзберга. М.:ИНФРА — М. — С.656−658.
  70. Н.В. Управление бюджетными ресурсами территорий. — СПб: СП-гос. университет экономики и финансов, 2000, 153 с.
  71. . Н.В. Финансовый контроль как элемент управления финансовыми ресурсами территории. Ростов н/Д- 2000, 182 с.
  72. В.А. Управление региональными финансовыми потоками в условиях развития межбюджетных отношений в РФ. -М, 1999.
  73. Лексин В. Н-, Швецов А. Н.: Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития: М.: УРСС. 2000,336 с.
  74. Лушин С. Н- Финансовые ресурсы РФ.-М-, 1994.
  75. Маршалова A.C.,. Марчук Е. А. Анализ финансово-экономических отношений в регионе. Новосибирск: ИЭи1 111, 1995.
  76. A.C., Новоселов A.C. Управление экономикой региона -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001,404 с.
  77. Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука. 1974.
  78. П.А. Экономическое развитие региона: программный подход.-М.: Наука. 2001.
  79. Об итогах работы Правительства Республики Бурятия за 1998 2001 годы. — Улан-Удэ: Правительство Республики Бурятия, 2002.
  80. Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2002. М. Российско-Европейский центр экономической политики, 2002, 293 с.
  81. Образование доходов в Республике Бурятия. Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 2001.
  82. Объем промышленной продукции (работ, услуг) в районном разрезе по полному кругу предприятий. Улан-Удэ: Госкомитет Республики Бурятия по статистике, 2003.
  83. В.П., Потапов Л. В. Управление региональной экономикой. М.: Теис, 2003.-С. 328.
  84. Основные показатели работы отраслей материального производства предприятий г. Улан-Удэ. Улан-Удэ, 2002.
  85. Переходы и катастрофы: опыт социально экономического развития. // Под. ред. Ю. М. Осипова, И. Н. Шургалиной. М.: Издательство МГУ. 1994, 190 с.
  86. А.Н., Демидова Л. Г. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000, 94 с.
  87. Н.Е. Реформирование финансовой системы в рыночных условиях. Науч. ред. Мацкуляк И. Д. М.: ИнДел, 1999, 125 с.
  88. Р.А. Региональный менеджмент. М., 2000, 384 с.
  89. Л. В. Бурятия. Саморазвитие региональной экономики. М.: Гуманитарий, 2000,205 с.
  90. .Г. Межбюджетные отношения в мировой и республиканской практике. — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та., 2003,159 с.
  91. Проблемы управления экономикой. Реф. Сборник. Вып. 19 — 20. М. ИНИОН РАН. 2001,239 с.
  92. Программа действий Правительства Республики Бурятия на 1999 2002 годы «От стратегии- преодоления кризиса к стратегии подъема экономики». — Улан-Удэ, 1998.
  93. Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 2004 годы. — Улан-Удэ: Правительство Республики Бурятия, 2001.
  94. Т.А. Внебюджетные фонды как источники финансовых ресурсов в структуре финансовой системы. СПб.: СПбТЭК, 1996, 10 с.
  95. С.В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона. Владивосток: Дальнаука, 2000, 213 с.
  96. Развитие экономических отношений «Центр-территория» в России. -М.:Этикон, 1999, 78 с.
  97. Региональная экономика. Под общ. ред. Видяпина В. Н. М.: Инфра-М, 2002, 685 с.
  98. Региональная экономика. Под общ. ред. Кузнецова H.F. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  99. Регион: ресурсы местного саморазвития. /Под науч. ред. Шпилева Б. Е. -М.: Изд-во БТС, 1999,199 с.
  100. Регион: теория и практика устойчивого развития. / Под ред. Ю. П. Алексеева, Б. Е. Шпилева. М.: Изд-во БТС, 1998, 147 с.
  101. Регион: к новому качеству управления. /Под ред. Алексеева Ю. П., Падучина А. Н. -М.: Луч, 2000, 319 с.
  102. Региональные исследования за рубежом / Отв. Ред. Ю. М. Павлов, Э. Б. Алаев. — М., Наука, 2001.
  103. Региональные стратегии и технологии экономического развития Под ред. проф. Игнатовой Т. В. Ростов н/Д: СКАГС, 2002,254 с.
  104. Региональные финансы и кредит: Учеб. пособие /Сергеев Л.И., Жданов В. П., Балтийский институт экономики и финансов. Калининград, 1998, 579 с.
  105. Республика Бурятия государство в составе РФ. Улан-Удэ: БНЦ, 2000, 46 с.
  106. Российский регион как объект комплексных научных исследований. Под. ред. Баландиной Э. Г. и др. Волгоград: Издательство В АТС, 2001, 335 с.
  107. Ю7.Рудько-Силиванов В. В. Финансовые ресурсы региона. Владивосток: Дальнука, 1997,230 с.
  108. Сведения о налогах и других платежах, подлежащих уплате в бюджет бюджетообразующими предприятиями по районам Республики Бурятия. Улан-Удэ, Госкомитет Республики Бурятия по статистике, 2003.
  109. Сергеев Л. И: Финансы отраслей и предприятий регионов. — Калининград: Янтар. Сказ, 2000, 348 с.
  110. Ю.А. Зона Байкало-Амурской магистрали: пути экономического развития. М.:Мысль, 1993-
  111. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 1997,494 с.
  112. Социально экономическое положение Республики Бурятия. — Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 2003.
  113. Социально-экономическое положение Республики Бурятия за 2002 год и основные тенденции-, и развития в 2003 году. Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 2003.
  114. Справочник финансиста предприятия / Под. ред. А. А. Володина. М.: ИНФРА-М- 1996,359 с.
  115. В.Г. Формирование технологий управления- социально-экономическим развитием малого города- -Владимир: Посад, 2000, 71 с.
  116. Технология» формирования! финансовых ресурсов регионального развития (Из российского и зарубежного опыта) /РАУ. — Отв. ред. Хаванов Е. И. М: Луч, 1993, 60 с.
  117. Управление регионом: состояние и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции. Тверь. Алексей Ушаков и К. 1998, 320 с.
  118. Управление ресурсами в условиях рынка. Кн. 6. Я. Гаделла. М.: МЦДО «Линк», 1997, 102 с.
  119. И 9- Федеральная программа экономического и социального развития-Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 2005 годы. Сост. E.H. Галичанин, Хабаровск, 1996.
  120. Федеральный бюджет и регионы: Опыт анализа финансовых потоков. Научн. ред. Лавров A.M. М.: Диалог-МГУ, 1999,218с.
  121. Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы. 1964, т.2,512 с.
  122. Финансовые ресурсы народного хозяйства. М.: Финансы и статистика. 1982.
  123. Финансовые ресурсы народного хозяйства. Под редакцией проф. В. К. Сенчагова. М.: Финансы и статистика, 1982.
  124. Финансовый потенциал саморазвития регионов. Министерство экономики РФ, ИМЭИ при Минэкономики России. М., 1998.
  125. Финансы / Родионова В. М., Вавилов Ю. Я., Гончаренко Л. И. М.: Финансы и статистика, 1995,430 с.
  126. Финансы и кредит субъектов РФ: Учебник / Сергеев Л. И., Соколов А. Н., Жданов В. П., Мнацаканян А. Г. и др. Калининград: БИЭФ, 1999, 1036 с.
  127. Финансы СССР. М.: Финансы. 1979.
  128. Формирование финансовых ресурсов Республики Бурятия (Аналитическая записка). Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 2002,26 с.
  129. В.П. Принципы и методы долгосрочного планирования экономики региона. М.: Наука, 1999.
  130. А.Н. Экономические ресурсы муниципального развития. М.: УРСС, 2002, 198 с.
  131. Экономическая энциклопедия /Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999, 1055 с.
  132. Экономические и социальные индикаторы развития- Республики Бурятия. Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия, 2003.
  133. Экономический рост ш уровень жизни населения Республики Бурятия! (Аналитическая записка). Улан-Удэ: Госкомстат Республики Бурятия,. 2003.
  134. М.И. Финансы региональных органов власти. М.: Деловой экспресс,. 1999, 356 с.
  135. Яндиев М. И: Финансы регионов. — М-: Финансы и статистика, 2002, 239f с. 1. Ш. Периодические издания:
  136. А. Реформирование экономики- и взаимодействие центра и регионов Российской Федерации // Вопросы экономики. 2000. № 6, С. 113−119.
  137. О. Регион как объект управления. // Социс. 2002. № 7. С. 96 100.
  138. В. Организация государственного планирования и регулирования экономики // Плановое хозяйство. 1990. — № 3.
  139. В.Д., Стороженко В. П. Индикативное планирование и наращивание инвестиций — необходимые предпосылки повышения темпов роста. // Экон. наука соврем. России. 2002. № 4. С. 44−56.
  140. B.F. О финансовой стабилизации в России // Финансы. 2001. № 1,С. 16−19.
  141. О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых районов // Вопросы экономики. 2002. № 6, С. 70−99.
  142. С.Ю. Состоится ли в 1990 переход к политике роста? // Российский экономический журнал. 1999. — № 2.
  143. А.Г. Экономический механизм межреспубликанских и межрегиональных отношений // ЭКО. 1989, № 9, С. 29−46.
  144. К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. 2001. № 6, С. 90−100.
  145. А. Межбюджетные отношения в РФ: Обеспечение единства интересов центра и регионов // Проблемы теории и практики управления. 2000.-№ 4. С.73−77.
  146. В., Петров Ю. Индикативное планирование механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой. // РЭЖ. 1998. № 6. С. 38−58.
  147. А. Из практики французского индикативного планирования // Российский экономический журнал. 1998. № 2, С. 83−87.
  148. Единый социальный//Российская газета. 2000. — 10 июня.
  149. Ершов М: О финансовых механизмах экономического роста. // Вопросы экономики. 2002. № 12. С. 4−16.
  150. Иванов В. ВГ Проблемы управления- региональными финансовыми ресурсами. // Финансы и кредит. 2001. № 10. С.13−16.
  151. Е. Индикативное планирование развитая экономики // Экономист. 1993. — № 9.
  152. А. Некоторые проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2003, № 5, С. 8−11.
  153. Р. Об индикативном (рекомендательном) планировании в капиталистических странах// Плановое хозяйство. 1990. № 11.
  154. Ю. Регулирование экономики (опыт Франции) // Плановое хозяйство. 1990. — № 9.
  155. Р. Региональная политика в местном и региональном-измерении // Регион: экономика и социология. 1995, № 4, С. 179−190.
  156. Койчуманов: Т. Индикативный план и прогноз социально-экономического развития // Общество и экономика. — 1999. № 7−8. С. 5767.
  157. B.JI., Соколов В. М., Ягольницер М. А. Проблемы проблемного региона // ЭКО, 1997, № 4, С. 96−112.
  158. А.М. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа// Регион: экономика и социология. 1995, № 2, С. 3−25.
  159. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. // Российский экономический журнал. 1999, № 4, С. 53−66., 2000, № 1, С. 28−48.
  160. В.Н., Андреев Е., Ситников А., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский экономический журнал. 1993, № 9, С.50−63.
  161. В.Н., Швецов А.Н.: Приоритеты региональной политики. Вопросы методологии и оценок // Российский экономический журнал. 1995, С. 65−73.
  162. Ю., Дудкин В. Финансовые потоки как объект индикативного планирования и регулирования. // РЭЖ. 1998. № 3. С.39−45.
  163. Н. Перспективы привлечения финансовых ресурсов к инвестированию производства. // Экономист 1998, № 10. С. 43−51.
  164. А. Индикативное планирование совокупного спроса с учетом инвестиционной привлекательности ресурсов региона. // Инвестиции в России. 2000. № 3. С. 22−24.
  165. Налоги / Под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 1999.1660 федеративных отношениях, национальной и региональной политике. // Российский экономический журнал. 1999. — № 9−10, С. 24−28.
  166. Отечественная экономика: проблемы, пути возрождения (материалы IV экономического форума, проведенного Национальным экономическим Советом в г. Екатеринбурге). // Российский экономический журнал. — 1999. -№ 5−6, С. 3−37.
  167. И. Ориентиры бюджетной политики. // Экономист, 2000, № 5, С. 53−60.
  168. AM. Дулыциков Ю.С.: Государственная региональная политика // Регион: экономика и социология. 1995, № 2, С. 53−69.
  169. Программа стабилизации экономики и финансов / Одобрена на расширенном заседании Правительства РФ 23 июня 1998 г. // Вопросы экономики. 1998. — № 7, С. 4−26.
  170. В.Е. Методологические основы разработки федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам // Регион: экономика и социология. 1996. № 1, С. 3−34.
  171. В. О японском опыте управления (размышления после командировки) // Вопросы экономики. 1990. — № 5.
  172. Финансовая стабилизация регионов — основа бюджетного федерализма // Финансы. 2002. — № 5.
  173. В. Общегосударственное планирование рыночной экономики // Экономист. 1994. № 4.
  174. . Роль государственного регулирования в Китае // Вопросы экономики. 1997. — № 7.
  175. М.К. К формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно-бюджетного инструментария. // Российский экономический журнал. 1999. — № 7.
  176. М. К. Механизм реализации индикативных планов. // Экономист. 1999. № 7. С.19−27.
  177. В. Государство и экономика в контексте реформационного процесса // Российский экономический журнал. 1995. — № 10.
Заполнить форму текущей работой